Европротокол беларусь где взять. Пять типичных ошибок при составлении европротокола. Что должно быть отображено на схеме ДТП

Почти семь лет назад в Беларуси ввели так называемый европротокол. При ДТП оформить документы для страховой водители могут самостоятельно при соблюдении ряда условий. сайт узнал у автомобилистов и в ГАИ, много ли водителей пользуются этой возможностью, а также как работают с европротоколом страховщики.

Возможность не вызывать ГАИ на место ДТП и обойтись европротоколом появилась у белорусов с 10 июля 2010 года. Тогда размер страховой выплаты мог доходить до 200 евро, . В настоящее время рассматривается вопрос .

Тем не менее, в ГАИ Минска отмечают, что вместо составления европротокола многие водители даже после незначительных ДТП предпочитают вызывать сотрудников ДПС.

— Мы все время объясняем водителям, как заполнять европротоколы, какие условия должны соблюдаться при этом. Но люди все же звонят в милицию, — рассказал начальник отдела агитации и пропаганды Сергей Зараник . — Иногда водители вызывают ГАИ лишь потому, что у них нет бланков европротокола. Хотя мы просим страховые компании, чтобы они предлагали клиентам эти документы во время заключения договоров ГО или КАСКО. Кстати, страховые компании оставляют бланки европротоколов в некоторых почтовых отделениях и на заправках.


Бывает, что инспектор ГАИ приезжает на вызов, а на машине, например, небольшая царапина или треснула рамка, в которую вставлен номер. По желанию водителей, сотрудник ГАИ может выдать им бланк европротокола. Но часто такие аварии оформляет инспектор. На это уходит минимум 45 минут.

«Вызвать ГАИ — себе спокойнее»

— Никогда я больше не поведусь на оформление европротокола, только ГАИ, — эмоционально заявил хозяин 15-летней Audi Игорь . — Хорошо, если знаешь, как протокол оформлять и правильно оценил ущерб. А если нет, то можно попасть, как недавно я.

Мужчина рассказал, что живет в многоэтажке в Малиновке. Во дворе машин много всегда — припаркованы в два ряда и даже на тротуаре. Однажды около полуночи Игорю позвонили на мобильник и сказали, что нечаянно задели его припаркованную машину.

— Выхожу и вижу, что в моей машине на бампере и дверце краска стерта немного. Виновник — молодой парень на Ford стоит рядом. Он хотел припарковаться и теранулся об мою машину. Это заметил мой сосед, поэтому виновник побоялся уехать и позвонил мне.

Виновник ДТП попросил не вызывать ГАИ, говорил, что денег при себе у него нет, но он привезет завтра. Игорь вспомнил, что можно обойтись европротоколом и предложил владельцу Ford остановиться на его заполнении. Только вот самого бланка документа у обоих участников не было, не было и опыта по его заполнению. Где найти европротокол ночью в спальном районе?

— Вышли на дорогу, остановили таксиста. Он нам за 2 рубля продал бланки европротокола. А мы и не знали, как они должны выглядеть. Взяли в руки — там все на английском. Уже потом я выяснил, что это протокол для оформления ДТП за границей, по зеленой карте.

Мужчинам пришлось еще побегать по улице и у четвертого остановленного таксиста купили за 4 рубля еще одни бланки европротокола — на сей раз нужные.

— Я начал заполнять. На улице темно, в машине свет тусклый. Вроде все заполнил правильно, оба расписались и разошлись, обменявшись телефонами.

Утром Игорь рассмотрел свой бланк европротокола и обнаружил ошибку: внизу, в окошке о признании виновности в ДТП, оба водителя поставили свои подписи, а должна быть только одна — виновного.

— Звоню в страховую, объясняю ситуацию, рассказываю про две подписи. А мне говорят: такой протокол мы не примем, это грубая ошибка. Посоветовали мне связаться с виновником и перезаполнить документ.

Игорь начал звонить хозяину Ford, а тот сначала не брал трубку, а потом и вовсе стал недоступен.

— А потом вышел срок подачи документов в страховую, а виновник так мне и не ответил. Так что буду делать машину за свой счет. Хорошо еще, что небольшие повреждения. Но я сам прошляпил, растерялся просто, надо было вызывать ГАИ, в этом случае этот парень бы уже никуда не делся, — с досадой сказал Игорь.

Мнение водителей

сайт спросил у десяти автомобилистов с разным водительским стажем, знают ли они, как заполнять европротокол и что будут делать, если попадут в незначительное ДТП?

  • шесть человек из десяти на вопрос ответили вопросом: «Что такое европротокол?»;
  • двое сказали, что про европротокол знают, но ни разу его не заполняли;
  • один водитель ответил, что умеет заполнять европротокол, но если произойдет даже незначительное ДТП, то вызовет ГАИ;
  • только один автомобилист из десяти подтвердил, что имел опыт заполнения европротокола, правда, в присутствии страховщиков. И если случится небольшая авария, то, скорее всего, он снова прибегнет к составлению этого документа.

У всех опрашиваемых в автомобиле нет бланков европротокола: в страховой компании при заключении полиса их не предлагали, а у самих водителей не возникало мысли их попросить. При дальнейшем разговоре респонденты высказывали примерно одинаковое мнение:

— Если вдруг произойдет авария, то буду договариваться на месте, а если не получится — вызову ГАИ. Кто знает, как европротокол правильно надо заполнять. Можно ошибок наделать: не так заполнили, не там подписали, как бы вообще без ничего потом не остаться.

Ошибка — не приговор

В Бюро транспортного страхования сайт рассказали, что в 2016 году 23 686 ДТП были оформлены европротоколами. Это составляет 28,7% от всех оформленных ДТП, владельцы которых были застрахованы по договору ГО. За 3 месяца текущего года по европротоколу оформили 6091 ДТП, или 33,3% от общего числа.

— То, что за 3 месяца общий процент оформленных ДТП по европротоколу подрос, не говорит о том, что больше людей стало пользоваться этой возможностью. Бывает, что к концу года процентное соотношение изменяется.

Однако специалисты отметили, что, по их наблюдениям, при повышении суммы страховой выплаты количество ДТП, оформленных по европротоколу увеличивается. Так было в 2014 году, когда сумма выплаты с 200 евро подросла до 400 евро. Это ожидается, если сумму выплаты поднимут до 600 евро.

— Возможно, нашим людям спокойнее, когда аварию оформит сотрудник ГАИ, поэтому они и звонят в милицию. Но автомобилистам не следует бояться оформления ДТП через европротокол. Сам бланк составлен очень простым языком. На обратной стороне написано, какие условия должны быть соблюдены при оформлении документа. Даны пояснения по заполнению граф.

Тем не менее, при заполнении автомобилисты нередко совершают ошибки. Страховщики предполагают, что, скорее всего, сказывается волнение. Бывает, что в страховую автомобилисты приносят европротоколы с ошибками. В таких случаях водителю советуют связаться с виновной стороной и переписать документ. Но, как показывает случай, произошедший с Игорем, не все виновники горят желанием это делать.

Данные вопросы читателя «ГЧ» переадресовал ВРИО начальника Ганцевичского оГАИ Евгению Малевичу.

– Так что же такое Европротокол?

– Европротокол (или Извещение о дорожно-транспортном происшествии) представляет собой документ, который составляется водителями на месте происшествия без вызова сотрудников ГАИ.

Бланк извещения состоит из двух страниц, одна из которых является оригиналом, а вторая копией.
Введено это было уже более пяти лет назад. Сначала это был своего рода эксперимент, а сейчас уже люди охотно пользуются таким упрощенным порядком оформления ДТП.

Статистика показывает, что каждая третья авария оформляется без вызова ГАИ.

– Как заполнять бланк Европротокола?

– Главное требование – бланк должен быть заполнен на месте происшествия. Все разделы бланка должны быть заполнены аккуратно, без помарок и исправлений. Как правило, страховые компании не принимают документы с исправлениями. Лучше, если оба участника ДТП предварительно проговорят все моменты и выяснят все подробности ДТП. А уже после этого приступят к заполнению бланка.

Важно!

– В каком случае может быть оформлен Европротокол?

– Европротокол может быть оформлен при следующих условиях:
– участники аварии должны прийти к обоюдному согласию,
– в ДТП должно участвовать не более двух автомобилей,
– ущерб в них не должен превышать 400 евро,
– вред может быть нанесен только имуществу, а не жизни и здоровью людей.
– оба водителя должны быть трезвыми, иметь водительские удостоверения, страховки и т. д.

– Какие ошибки могут быть допущены при оформлении ДТП без участия ГАИ?

Во-первых…

Есть опасность того, что владельцы поврежденных автомобилей не всегда могут учесть в скрытые дефекты. Можно дотошно записать в документ все повреждения внешние, до последней царапинки, и не обратить внимание на повреждения внутри автомобиля.
После удара в переднюю часть авто нужно обязательно проверить посмотреть световые приборы, работу блоков радиатора, убедиться нет ли течи технической жидкости. Если в чем-то сомневаетесь, то лучше вызвать сотрудников ГАИ и не рисковать.

Во-вторых…

Бывает, что потерпевший обнаруживает незамеченные ранее повреждения уже после подписания европротокола, когда бланки разъединены. Тогда некоторые решают дописать дефекты, и при этом он убежден, что никого не обманывает.
Но, если у страховщика появятся сомнения, то он запросить второй бланк и если будет несоответствие, тогда не только будет приостановлена выплата, но и разбирательства с правоохранительными органами.

Третье…

Нужно быть внимательными ко всем пунктам. И ставить подписи в обеих графах, и там, где потерпевший и там, где причинитель вреда.

Четвертое…

Одно из главных условий оформления Европротокола – наличие действующих водительских прав. Потерпевший заинтересован в проверке документов у виновника.
По правилам обязательного страхования участники происшествия обязаны обменяться данными. Если виновник отказывается предоставить документы, тогда о каком оформлении Европротокола вообще может идти речь? Вызывать ГАИ, и точка!

– Как получить возмещение?

– После заполнения Европротокола потерпевший должен представить его в страховую компанию.

Желательно, чтобы это была компания, в которой застрахован виновник ДТП.

А еще лучше, если оба участника ДТП поедут в страховую компанию вместе для проведения осмотра обоих транспортных средств. Это исключит всякие подозрения о недобросовестности и ускорит оформление страховых выплат.

Страховая сумма должна быть выплачена потерпевшему в течение 5-7 рабочих дней.

Речь в нем шла о европротоколе. Все было описано четко и понятно, но спустя несколько дней в редакцию пришло письмо от читателя, в котором излагалась простая мысль: у этой медали есть обратная сторона.

"В статье про европротокол было хорошо и правильно описано, как пользоваться этим инструментом, - написал нам постоянный читатель Кирилл Якубовский . - Но я бы хотел рассказать о сложностях, подводных камнях и неожиданностях этого документа, с которыми мне самому однажды пришлось столкнуться.

Для начала хотел бы отметить, что удобство европротокола на самом деле сложно переоценить. Буквально на прошлой неделе стоял в огромной пробке в районе Городского Вала, которая, как оказалось позже, была вызвана незначительным ДТП: одна машина "подтолкнула" другую, двигавшуюся в попутном направлении. Им бы договориться об оформлении европротокола и отъехать на обочину, чтобы не задерживать движение, но они выбрали ожидание ГАИ. Результат - две с половиной полосы в сторону улицы Московской стояли в заторе. Поэтому продвигать в массы информацию и учить граждан пользоваться европротоколом безусловно нужно.

Вкратце напомню, в каких случаях можно прибегнуть к оформлению европротокола. Для этого одновременно должны быть соблюдены условия, описанные в Указе Президента РБ от 14 апреля 2014 года №165:

  • повреждено только имущество участников ДТП;
  • ДТП произошло с участием двух ТС;
  • водители имеют "права" соответствующей категории;
  • водители имеют действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС;
  • обстоятельства причинения вреда, характер и перечень видимых повреждений ТС не вызывают разногласий у участников ДТП и зафиксированы в извещениях о ДТП, бланки которых заполнены лицами, управлявшими ТС, в соответствии с законодательством;
  • водители не предъявляют претензий к состоянию друг друга (они не находятся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, в результате ДТП не причинен вред жизни или здоровью);
  • вред, причиненный имуществу каждого из участников ДТП, оценивается ими в размере до 400 евро по установленному курсу Нацбанка;
  • у участников ДТП не должно быть разногласий в том, кто виновник, а кто потерпевший.

Главное - стороны должны прийти к единодушному решению по всем пунктам и не иметь разногласий. Далее форма извещения заполняется с одной стороны виновником, с другой - потерпевшим. Все сведения заверяются двумя участниками ДТП. С этим экземпляром нужно обратиться в страховую компанию, где будет выплачено страховое возмещение".

Важно: если вы не уверены, что ущерб от повреждений составляет менее 400 евро, то вызывать ГАИ нужно в обязательном порядке.

Что может пойти не так?

"Дело в том, что европротокол в сознании людей воспринимается как некое "мировое соглашение": стороны договорились, поставили свои подписи - претензий ни у кого больше нет и быть не может, - продолжает наш читатель. - Но правда в том, что после оформления европротокола потерпевшая сторона может получить возмещение больше 400 евро. В моем случае - 3000 евро.

Такой казус основан на двух обстоятельствах. Во-первых, когда стороны решают не вызывать ГАИ, они берут на себя ответственность по определению виновника ДТП. И решение это является окончательным, то есть виновная сторона ни при каких обстоятельствах невиновной стать уже не сможет. А мы знаем, что даже выехавшие на место ДТП сотрудники ГАИ не всегда могут однозначно и с первого раза определить виновника, ведь не все обстоятельства происшествия могут быть очевидными. Что уже говорить о рядовых водителях! Во-вторых, поскольку водители не обладают специальными знаниями, они могут неверно оценить ущерб от повреждений, полученных в ДТП. Обратившись в страховую компанию за возмещением ущерба, потерпевший может выяснить, что ущерб превышает те самые пресловутые 400 евро. Ведь специалист-оценщик делает заключение не на глазок, как это сделали участники ДТП, а по специальным формулам, фотографиям и дополнительным данным. Так безобидная "мировая" вытекает в дополнительные материальные расходы для виновника ДТП.

Почему для виновника? Потому что установленный законом лимит ответственности в 10.000 евро актуален только в случае "классического" ДТП с вызовом ГАИ. При оформлении протокола лимит ответственности остается также в пределах 10.000 евро, зато выплаты для страховой компании в этом случае ограничены 400 евро. А это значит, что разницу между оговоренными и выплаченными страховой 400 евро и действительной суммой ущерба можно взыскать с виновника в соответствии с гражданским законодательством.

Страховая сумма (лимит ответственности) - установленная законом, актом Президента Республики Беларусь или договором страхования сумма денежных средств, в пределах которой, если иное не предусмотрено законом, актом Президента Республики Беларусь, страховщик обязан произвести страховую выплату при наступлении страхового случая.

Гражданский кодекс

Статья 933. Общие основания ответственности за причинение вреда
1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Статья 941. Возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность
Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 823, пункт 1 статьи 825), в случае, когда страхового возмещения недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Моделируем ситуацию: произошло ДТП, участники оформили европротокол, как того требует процедура, потерпевший обратился в страховую компанию, где ему насчитали ущерб в размере 3000 евро, но выплатили только 400 евро. Такая разница вызвана тем, что водители не учли скрытые дефекты, о которых на момент ДТП просто-напросто не знали. Страховая компания добросовестно выполнила свои обязанности и выплатила ущерб в размере установленных ограничений. Причем по закону потерпевший не может требовать от страховой большего.

Указ Президента РБ №530

Потерпевший, владелец транспортного средства - резидент Республики Беларусь, заключивший договор комплексного внутреннего страхования, получившие страховую выплату на основании частей третьей и седьмой настоящего пункта, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного их транспортным средствам в результате такого дорожно-транспортного происшествия.

Вот и остается идти к виновнику. А тот, как я уже писал, по закону обязан возместить ущерб в полном объеме. Конечно, не факт, что потерпевший будет это делать. Но право-то имеет. И, вероятно, если ущерб составит 500 евро, то он, может, и не станет тратить время на судебные разбирательства. Но если ущерб будет оценен в 3000 евро, то почему бы и нет?

При этом способ защиты у виновной стороны в этом случае только один - оспорить калькуляцию. Правда, привлекая независимого оценщика, нужно понимать, что стоимость возмещения может как уменьшиться, так и увеличиться. Да и работу оценщика нужно будет оплатить из своего кармана. Как бы после такого не оказаться еще больше внакладе?"

В быту европротокол воспринимается как некий договор примирения, когда обе стороны добровольно, оценив все риски, подписывают документ и разъезжаются. Потерпевший обращается в страховую, получает до 400 евро, стороны не имеют друг к другу претензий. Все просто. Но, как видим, ситуация может осложниться, если неправильно на глаз оценить ущерб. Боясь такого исхода, многие водители отказываются оформлять европротокол и, зачастую неоправданно, готовы стоять посреди проезжей части в ожидании ГАИ. Изменить ситуацию можно увеличением лимита ответственности и внесением поправок в страховое законодательсто. Но в этом кто-то должен быть заинтересован.



Просмотров