Соня мармеладова нравственный идеал. Нравственный идеал в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (1). Столкновение Сони и Родиона

Лев Шестов (русский философ-экзистенциалист) сказал, что если бы на свет не появились великие романы Достоевского, такие, как «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы», то, возможно, ранние произведения писателя так и не дошли бы до читателя XX века.

В фокусе внимания - «Белые ночи»: характеристика Настеньки и других персонажей. К чему и приступаем.

Главный герой

Молодой человек 26 лет - мечтатель. Живет преимущественно собственными фантазиями, в реальную жизнь выглядывает редко. Как-то он отправился от нечего делать бродить по городу, да так увлекся прогулкой, что вышел за город. Там он насладился вольным природным воздухом. Когда уже поздним вечером герой возвращался домой, он встретил молодую худенькую девушку, которая почему-то плакала.

Молодой человек заговорить с ней сразу не решился. Она тем временем перешла на другую сторону улицы. Герой увидел, что там к ней вот-вот пристанет пьяный. Мечтатель героически спас девушку от неприятностей. Правда, обошлось без рукоприкладства: оказалось, что достаточно только присутствия молодого человека рядом с прекрасной незнакомкой.

Герой преодолевает свое смущение и провожает девушку до дома. По пути рассказывает ей о себе, о своей бедности, фантазиях, тайных надеждах. Потом молодые люди доходят до пункта назначения и прощаются, условившись обязательно встретиться завтра. В этом месте произведения «Белые ночи» характеристика Настеньки совершенно не ясна читателю. Понятно одно: это молодая и, видимо, несчастная девушка.

История Настеньки. Характеристика главной героини

Все события сочинения Достоевского происходят белыми ночами (отсюда и название) в Петербурге. На все про все классику хватает описания четырех встреч героев. Причем первая из них ушла на прелюдию к рассказу девушки, который и составляет всю соль произведения. Вопрос о том, какова роль истории Настеньки в повести «Белые ночи», отпадет сам собой после ее описания.

«Пришпиленная» девушка

Настя вот уже два года ни на шаг не отходит утром и днем от своей бабушки. Та почти ослепла, и за какой-то проступок, о котором не сообщается, родственница в буквальном смысле прикрепила девушку к себе, чтобы она еще чего не натворила. Настя - сирота, родители умерли, и она осталась она с бабулей. У них в доме есть две комнаты: в одной живут они, а другую бабушка сдает внаем - это единственный источник их существования, кроме пенсии старушки.

И вот к ним заехал жилец - молодой человек. В результате одного неловкого эпизода он понял, что Настя пристегнута к бабушке булавкой. Он пожалел девушку, стал давать ей книги и вывозить в театр. Она, конечно, влюбилась в благодетеля, открылась ему, но он сказал, что пока не может взять ее замуж, так у него нет достаточного количества денег на сей момент для такого ответственного шага, и ему надо в ближайшее время ехать в Москву на год. Если за это время у Насти к нему не изменятся чувства, то он приедет ровно через год и женится на ней.

В тот же день, когда герои встретились, исполнился год и чуть больше со времени договора, но молодой человек не появился в условленном месте, хотя был уже в городе, о чем хорошо известно девушке. Мечтателю открывается причина слез Настеньки. Теперь читателю должно быть ясно, какова роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». А если нет, то мы услужливо подскажем ему: на ней строится весь сюжет не слишком занимательного произведения Достоевского.

Но двигаемся дальше. Теперь мы готовы к определению самого существа главной героини сочинения. Сентиментально произведение Достоевского («Белые ночи»). Характеристика Настеньки, как ни странно, обратная, лишенная сантиментов. Девушка не слишком умна, но и не слишком глупа. У нее есть вкус к литературе, вернее, она любит истории. Жених ей попался случайно, но она ухватилась за него, как за соломинку, чтобы сбежать от слепой опостылевшей ей бабки. Наверное, как девушка совестливая, она еще и мучилась виной из-за того, что не слишком любит свою престарелую родственницу. И, тем не менее, она была на грани отчаяния и, может быть, безумия, когда жених внезапно сорвался с крючка, ведь он олицетворял собой выход из жизненного плена. Именно к такой трактовке располагает читателя повесть «Белые ночи». Характеристика Настеньки, конечно, не слишком лестная и сентиментальная, но зато правдивая. К счастью для героини, не все еще потеряно.

Бесконечно рефлексирующий мечтатель желает помочь девушке и предлагает ей сочинить письмо для суженого, а он его отнесет куда следует. Удивительным образом необходимое письмо уже написано девушкой, а герою даны четкие инструкции, кому именно его надо отдать. Нельзя сказать, что Настя манипулирует мечтателем намеренно, эксплуатируя его влюбленность, у нее это выходит невольно и невинно.

Встреча заканчивается тем, что Настя и мечтатель распевают песни. Чему радуется она - понятно, а он, видимо, надеется ей услужить и добиться ответных чувств от девушки и, предвкушая это событие, поет.

Третья и четвертая ночи. Финал истории

Нам неинтересна характеристика героя. Настенька («Белые ночи» рассматриваем далее) нас тоже занимает немало. Остается только досказать историю до конца.

Третья встреча. Напряжение нарастает. Друг девушки не отвечает на переданное письмо, она находится в крайней степени экзальтации (если честно, то герои не выходят из этого состояния ни на минуту за все время повествования). Мечтатель, напротив, приуныл. Он понял, что его шансы на взаимность стремительно приближаются к нулю. Девушка пытается его как-то утешить и заверить в своем дружеском расположении. Естественно, мечтателю от этого не легче.

Четвертая ночь. Девушка уже почти погрузилась в пучину отчаяния, для героя настал подходящий момент - он признается в любви. Они говорят всякие «сладости», и вот Настенька уже готова забыть предавшего ее жениха, но тут появляется он сам собственной персоной, и Настя, позабыв про друга-мечтателя, устремляется в объятия старой любви.

На следующий день она пишет мечтателю письмо, в котором говорит, что у нее все в порядке, и что в скором времени она и ее возлюбленный поженятся. Главному же герою остается только вспоминать приключение, произошедшее с ним под бледный свет белых ночей, и тосковать об утраченной любви. Характеристики героев произведения «Белые ночи» готовы. Нами был оставлен в стороне только жених по той причине, что его натуру никаким образом нельзя определить. Этот персонаж носит сугубо декоративный и инструментальный характер в повествовании русского классика.

Настенька - образ героиниНастенька - главная героиня повести "Белые
ночи" Ф. М. Достоевского.
Мечтатель и Настенька в "Белых ночах" два главных персонажа в этой повести.
Конечно, как часто это бывает у
Достоевского, третьим персонажем является
город Петербург.

Внешность Настеньки

"...она была премиленькая и брюнетка...", "черные
глазки", "...черных ресницах...", "черные кудри".

История Настеньки

Это юная девушка в возрасте 17 лет.
Настенька, как и Мечтатель, живет в
Петербурге со слепой бабушкой.
Чтобы Настенька "не шалила", бабушка
пришпиливает Настеньку булавкой. Они
сидят вместе - бабушка вяжет, а Настенька читает.
Очевидно, что Настенька живет скучной и
уединенной жизнью. Как она сама говорит,
она живет "в загоне у бабушки".


Черты характера
"...умница, это при красоте никогда не мешает..."
умная
"...я, уж не знаю отчего, покраснела,
застыдилась..."
стыдливая
"...я бабушку обманывать не хочу..."
честная
"...моя добрая, моя милая Настенька!..."
добрая, милая
"...она же заробела и струсила..."
робкая
"...я такая простая..."
простая
"...никогда не умела сама совладеть с своим
сердцем..."
эмоциональная

Настенька в "Белых ночах" - это девушка…

Цитатная характеристика Настеньки
"...все говорю, какая бы глупость ни
промелькнула у меня в голове..."
"Ах, какое вы дитя! Какое ребячество!"
"...не могу жить у бабушки, что убегу от нее, что
не хочу, чтоб меня булавкой пришпиливали..."
"без него жить не могу...»
Черты характера
открытая,
искренняя
ребенок в душе
живет замкнуто с
бабушкой
влюбленная

"Мечтательница" Настенька

Настенька - юная
романтичная натура.
Она целый год хранила
свою любовь к
"жильцу", который
обещал приехать за ней.
Верила в свою мечту
быть с «жильцом».
Надеялась полюбить
«мечтателя».
Мечта Настеньки в
итоге сбывается!

Особенности образа Настеньки

- "на дружбу я готова. . . а вот
влюбится нельзя, прошу вас!"
- делает необдуманный шаг,
решаясь строить с Мечтателем
планы на будущее
- она искренне любила другого
человека
- В своем последнем письме она
просила не забывать о ней и
любить её

Письмо Настеньки

«О, простите, простите меня! - писала мне Настенька, - на коленях умоляю вас,
простите меня! Я обманула и вас и себя. Эта был сон, призрак... Я изныла за вас сегодня;
простите, простите меня!..
Не обвиняйте меня, потому что я ни в чем не изменилась пред вами; я сказала, что
буду любить вас, я и теперь вас люблю, больше чем люблю. О боже! если б я могла любить
вас обоих разом! О, если б вы были он!»
«Бог видит, что бы я теперь для вас сделала! Я знаю, что вам тяжело и грустно. Я
оскорбила вас, но вы знаете - коли любишь, долго ли помнишь обиду. А вы меня любите!
Благодарю! да! благодарю вас за эту любовь. Потому что в памяти моей она напечатлелась,
как сладкий сон, который долго помнишь после пробуждения; потому что я вечно буду
помнить тот миг, когда вы так братски открыли мне свое сердце и так великодушно
приняли в дар мое, убитое, чтоб его беречь, лелеять, вылечить его... Если вы простите меня,
то память об вас будет возвышена во мне вечным, благодарным чувством к вам, которое
никогда не изгладится из души моей... Я буду хранить эту память, буду ей верна, не изменю
ей, не изменю своему сердцу: оно слишком постоянно. Оно еще вчера так скоро воротилось
к тому, которому принадлежало навеки.
Мы встретимся, вы придете к нам, вы нас не оставите, вы будете вечно другом,
братом моим... И когда вы увидите меня, вы подадите мне руку, да? вы подадите мне ее, вы
простили меня, не правда ли? Вы меня любите по-прежнему?
О, любите меня, не оставляйте меня, потому что я вас так люблю в эту минуту,
потому что я достойна любви вашей, потому что я заслужу ее... друг мой милый! На
будущей неделе я выхожу за него. Он воротился влюбленный, он никогда не забывал обо
мне... Вы не рассердитесь за то, что я об нем написала. Но я хочу прийти к вам вместе с ним;
вы его полюбите, не правда ли?..
Простите же, помните и любите вашу Настеньку».

10. Письмо Настеньки

Но чтоб я помнил обиду мою, Настенька! Чтоб я нагнал
темное облако на твое ясное, безмятежное счастие, чтоб я,
горько упрекнув, нагнал тоску на твое сердце, уязвил его
тайным угрызением и заставил его тоскливо биться в
минуту блаженства, чтоб я измял хоть один из этих
нежных цветков, которые ты вплела в свои черные кудри,
когда пошла вместе с ним к алтарю... О, никогда, никогда!
Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна
милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту
блаженства и счастия, которое ты дала другому,
одинокому, благодарному сердцу!
Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого
мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..

11. Письмо Настеньки

Но чтоб я помнил обиду мою, Настенька!
Чтоб я нагнал темное облако на твое
ясное, безмятежное счастие, чтоб я,
горько упрекнув, нагнал тоску на твое
сердце, уязвил его тайным угрызением и
заставил его тоскливо биться в минуту
блаженства, чтоб я измял хоть один из
этих нежных цветков, которые ты вплела
в свои черные кудри, когда пошла вместе
с ним к алтарю... О, никогда, никогда! Да
будет ясно твое небо, да будет светла и
безмятежна милая улыбка твоя, да
будешь ты благословенна за минуту
блаженства и счастия, которое ты дала
другому, одинокому, благодарному
сердцу!
Боже мой! Целая минута блаженства! Да
разве этого мало хоть бы и на всю жизнь
человеческую?..
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим

12. Повесть Ф. Достоевского «Белые ночи» в русской критике

С. С. Дудышкин: «Достоевского не раз упрекали в особенной любви часто
повторять одни и те же слова, выводить характеры, которые дышат часто
неуместной экзальтацией, слишком много анатомировать бедное
человеческое сердце. В „Белых ночах“ Достоевский почти безукоризнен в
этом отношении. Рассказ лёгок, игрив, и, не будь сам герой повести немного
оригинален, это произведение было бы художественно прекрасно».
Н. А. Добролюбов: «Я признаюсь - все эти господа, доводящие своё
душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей
невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не
любили, или любили головою только. Если же эти романтические
самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные
сердца, какие куричьи чувства!»
Е.
В.
Тур:
завязка
повести
»Белые
ночи»
смахивает
на
сказку
и
никак
не
напоминает
собою
чтонибудь похожее на действительность», однако это
«одно из
самых
поэтических»
в
русской
литературе
произведений,
«оригинальное по мысли и совершенно изящное по исполнению».

13. Домашнее задание

Выполните «Задание» или «Проект» (по
выбору):
- Задание. Письменно опровергните или защитите
отзыв одного
из
критиков о повести Ф.
Достоевского «Белые ночи».
- Проект. Используя ресурсы Интерета, подготовьте
электронный
альбом
«Белые
ночи»
Ф.
Достоевского в иллюстрациях русских художников»
со вступительной статьей и биографическими
справками о художниках.
Всем: Прочитать статью учебника об А. Чехове,
прочитать рассказ «Тоска»

Школьное сочинение

В романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" поставлены сложные социальные, философские, нравственные проблемы: цели и смысла человеческого существования, столкновения идеологии и жизни, преступления и наказания, бунта и смирения, падения личности и духовного возрождения. В центре внимания писателя – страшная действительность России середины XIX века, кричащие контрасты общества: нищета, бесправие, угнетение "униженных и оскорбленных" и роскошь, пресыщение, вседозволенность "хозяев жизни". В этом "страшном" мире, по Достоевскому, есть один источник спасения – красота и сила духа, готовность человека к бескорыстной жертве. Этот нравственный идеал воплощен в образе Сони Мармеладовой.

Софья Семеновна – дочь от первого брака Мармеладова Семена Захаровича, опустившегося чиновника. Соня – это девушка "лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами". Когда они оживлялись, "выражение лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней". Несмотря на свой возраст, Соня казалась почти ребенком. Эту деталь писатель не случайно несколько раз подчеркивает. Она становится символической. Детскость внешнего облика Сони – отражение чистоты ее души.

Жизнь с несчастным отцом-пьяницей, с мачехой Катериной Ивановной – "сумасшедшей от горя", среди голодных детей, безобразных криков и попреков вынуждает Соню на отчаянный шаг – пойти по "желтому билету". Свой первый заработок – тридцать целковых – она молча выложила перед Катериной Ивановной. Соня "переступила", чтобы спасти от голодной смерти брата и сестер, больную мачеху и пьяницу-отца. Во имя любви к ним готова перенести любые страдания. Это человек с чуткой душой. Соня наделена даром бесконечного сострадания к людям. Девушка ни от кого не потребовала благодарности. Сила пережитого стыда отражается в словах о ее душевном состоянии: она закрыла платком "совсем голову и лицо и легла на кровать лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают". Соня молча отрыдала свою боль и унижение. Ее поступок Достоевский расценивает как нравственный подвиг: "Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют". Безответная Соня вынуждена жить отдельно от семьи, но она все равно помогает Катерине Ивановне. Когда Мармеладову дали еще один шанс и взяли снова на службу, девушка и мачеха купили ему мундир, сапоги. Мармеладов снова все пропил, и взял у дочери деньги на похмелье. Он вспоминает: "Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все, что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела…"

Раскольникова глубоко потрясает судьба Сони. Она идет по другой дороге, смиряется и страдает. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. Раскольников считает, что сделал своей сестре честь, когда посадил ее рядом с Соней. Лужину, оскорбляющему девушку, главный герой заявляет, что тот не стоит ее мизинца. Для Раскольникова, как и для автора, Соня Мармеладова – "… вечная Сонечка, пока мир стоит!" Она воплощает человеческое страдание, бесконечные нравственные муки. Отсюда рождаются странные на первый взгляд порывы Раскольникова: "Вдруг он быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу". Родион объясняет изумленной девушке: "Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился". Сама Соня считает себя "великой грешницей". "Приниженная, убитая, расфранченная и стыдящаяся", смиренно ожидает своей очереди проститься с отцом; боится сесть в присутствии "дам"; не смеет даже и взглянуть на Дуню. Мысль о бесчестном и позорном ее положении давно истерзала Соню до чудовищной боли.

Робкая от природы, Соня понимает, что каждый может безнаказанно ее обидеть. И поэтому кротостью, покорностью старается избежать беды. Подлый поступок Лужина, обвинившего ее в воровстве, заставляет Соню ощутить мучительное чувство беспомощности. И тем не менее она никого не судит: "И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?"

Соня тверда в своих убеждениях. Когда Раскольников заговорил о принципах жизни Сони, о ее вере в Бога, девушка изменилась, стала решительной, гневной, сильной. Достоевский показывает, что именно христианская вера помогла Соне сохранить чистую душу, только вера в Бога дает ей силы: "Что ж бы я без Бога-то была?" "Ненасытимое сострадание" к ближнему столь велико в душе Сони, что она "свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет".

Достоевский не случайно упоминает, что Соня была дружна с Лизаветой. Именно сестра старухи-процентщицы принесла девушке "Новый завет". Они обменялись крестами. Когда Раскольников признался Соне, что он убийца, то увидел, что лицо девушки приняло то выражение, с которым Лизавета отстранилась от занесенного над ней топора. Обе эти женщины воплощают нравственный идеал писателя. Они не плачут, не стонут, а, все отдавая, "глядят кротко и тихо".

Любовь Сони спасает Раскольникова. Она надевает ему на грудь кипарисный – "простонародный" - крестик, благословляя на будущее страдание, а когда Раскольников идет на попятную, встречает его таким "диким" взглядом, что он уже не может не заявить на себя. Соня навещает Раскольникова в тюрьме, а затем отправляется за ним в Сибирь. Там ее все любили, потому что чувствовали в ней божьего человека. Клейменые каторжники кланялись ей и говорили: "Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!" Они знали, что она добровольно последовала за Раскольниковым, хвалили ее за все, ходили к ней лечиться.

Не случайно Достоевский дает героине ее имя. Оно переводится с греческого языка как "мудрость". В христианстве святая София особо почитается. Она погибла в муках за веру. Имя героини придает особую глубину ее образу.

Мудрость Сони – в смирении и терпении, в любви к ближнему. Соня жертвует собой во имя воскресения души Раскольникова. Она совершает нравственный подвиг – разделяет с любимым человеком каторгу и ссылку. Образ Сони помогает писателю выразить свою заветную мысль: зло можно уничтожить только путем нравственного самоусовершенствования.



Просмотров