Процедуры и стадии законодательного процесса. Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии. Основные стадии законодательного процесса

Прочитаем информацию.

Ученые-обществоведы отмечают, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.

Рассмотрим примеры.

Сферы общества

Пример взаимосвязи

Экономическая и политическая

1.Проведение реформ по снижению налогов способствует облегчению деятельности предпринимателей.

2.В условиях экономического кризиса президент страны назначил досрочные парламентские выборы.

3.На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени.

4.В результате налоговых реформ выросли темпы промышленного развития.

5. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения.

Социальная и политическая

Представители так называемых «средних слоев» - квалифицированные специалисты, работники информационной сферы (программисты, инженеры), представители малого и среднего бизнеса участвуют в формировании ведущих политических партий и движений.

Экономическая и социальная

Высокий урожай зерновых, усиление конкуренции привели к снижению цен на этот продукт. Вслед за этим снизились цены на мясо и другие продукты. Это позволило большим социальным группам малообеспеченных граждан - пенсионерам, большим семьям с одним кормильцем – существенно пополнить свою потребительскую корзину.

Экономическая, политическая, духовная

Политическая партия разработала и обосновала программу преодоления спада производства.

Экономическая и духовная

1.Хозяйственные возможности общества, уровень овладения человеком природными ресурсами позволяет развивать науку, и наоборот, фундаментальные научные открытия способствуют преобразованию производительных сил общества.

2.Финансирование меценатом деятельности музея.

Экономическая, политическая, социальная, духовная

В ходе проводимых в стране рыночных реформ узаконено многообразие форм собственности. Это способствует возникновению новых социальных групп – предпринимательского класса, малого и среднего бизнеса, фермерства, специалистов с частной практикой. В области культуры возникновение частных средств массовой информации, кинокомпаний, итернет-провайдеров способствует развитию плюрализма в духовной сфере, созданию разных по своей сути духовных продуктов, разнонаправленной информации.

Выполним онлайн-задания.

Приглашаем к интеллектуально-игровой деятельности.

Интеллектуальные игры «Обществознание»

  • 6.Рациональные идеи и историческое значение философии марксизма
  • Глава 1. Условия возникновения марксизма.
  • Глава 2. Развитие философии марксизма и основные труды Маркса.
  • 1932 Году под названием «Экономическо-философские рукописи 1844 года».
  • 1850 Годы”), понятие диктатуры пролетариата (“Письма к Вейдэмееру”), про
  • 7.Иррационалистическая философия XIX века (а. Шопенгауэр, с. Къеркегор, ф. Ницше
  • 8.Основные исторические формы позитивистской философии: позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм
  • 3. Неопозитивизм (начало хХв.)
  • 9.Феноменология, экзистенциализм и религиозная философия
  • 10.Духовные предпосылки, основные этапы развития и важнейшие идеи философской мысли Беларуси
  • 11.Понятия бытия и материи. Формы, виды и уровни бытия. Современная наука и философия о строении и свойствах материи
  • 12.Атрибутивные свойства материи: системная организация, движение, развитие, пространство и время
  • 13.Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории
  • 14.Современные научные и философские представления о развитии: синергетика и идея глобального эволюционизма
  • 15.Глобальные проблемы современности и пути их решения. Принцип коэволюции во взаимодействии общества и природы.
  • 16.Основные стратегии осмысления природы человека в философии и науке
  • 17.Сознание, его происхождение, структура, функции и основные традиции анализа в классической и постклассической философии
  • 18.Индивидуальное и общественное сознание. Структура и функции общественного сознания
  • 19.Проблема познаваемости мира. Чувственный и рациональный уровни познания и их основные формы
  • 20.Проблема истины в познании. Основные концепции истины (классическая, когерентная, прагматическая, конвенциональная
  • 2. Понятие истины. Объективность истины
  • 4. Критерии истины в познании
  • 21.Научное познание, его особенности, методология, основные методы (эмпирические, теоретические, общелогические) и формы
  • 1. Основная задача научного знания - обнаружение объективных законов
  • 2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания -
  • 3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на
  • 4. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный
  • 5. В процессе научного познания применяются такие специфические
  • 6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность
  • 22.Научные революции, их типы и роль в развитии науки
  • 1 Научные революции
  • 23.Понятие общества. Общество как система, основные сферы его жизнедеятельности и их взаимосвязь.
  • 3. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь
  • 24.Политическая организация общества. Государство, его важнейшие признаки, исторические типы и формы. Гражданское общество и правовое государство
  • 6) Позитивного права, издаваемого государством;
  • II. Признаки гражданского общества
  • III. Структура гражданского общества
  • 26.Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории
  • 2. Формационный подход к исследованию динамика исторического процесса. Развитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций.
  • 3. Понятие цивилизации. Цивилизационные модели социальной динамики.
  • 4. Значение цивилизационного и формационного подходов к анализу человеческой истории в современной философии.
  • 27.Понятие культуры и цивилизации, их взаимосвязь. Роль духовной культуры в жизни общества
  • 1. Проблематика культуры самим объективным ходом общественного
  • 2. Не менее актуальной является проблематика цивилизации. Цивилизация
  • 28.Понятие техники и технологии, их роль в развитии общества
  • 2.1 Определения технологии
  • 2.2 Эволюция понятий «технология» и «техника»
  • 1) (Начало XIX в. – третья четверть XIX в.)
  • 2.4 Статус технологии
  • 29.Современное состояние и перспективы стратегии устойчивого развития общества
  • 1.1. Общесистемные условия устойчивого развития
  • 1.2. Геополитические и социально-экономические
  • 1.3. Важнейшие компоненты и принципы устойчивого развития
  • 30.Особенности восточнославянской цивилизации и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире
  • 51Структура лесного хозяйства Беларуси.
  • 52 Шкала п.С. Погребняка по требовательности древесных пород к плодородию почвы
  • 3. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь

    Общество -- это сложная динамическая система, включающая в себя в качестве подсистем сферы общественной жизни.

    Экономическая, или материально-производственная сфера -- это область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей.

    Социальная сфера -- это область общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями (классами, нациями, социальными слоями и т. п.), их ролью в жизни общества.

    Политическая, или политико-правовая сфера -- это область общественной жизни, связанная с организацией общества и управления им, системой институтов управления.

    Духовная сфера -- это область, общественной жизни, связанная со специализированным духовным производством, с функционированием социальных институтов, в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности.

    Развитие каждой из сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям, но самостоятельность сфер относительна. Неполадки в функционировании одной из них сразу же сказываются на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает кризис в политической сфере, напряженность в социальных отношениях, дезорганизацию людей в духовной сфере, неуверенность в настоящем и будущем.

    Во взаимосвязях между сферами общественной жизни выделяют причинно-следственные и функциональные связи. С точки зрения марксизма, главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что все сферы образуют иерархическую структуру, т. е. находятся в соотношении субординации, подчиненности. Марксисты четко указывают на зависимость всех сфер от экономической сферы и их обусловленность экономической сферой, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности. При этом марксисты подчеркивают, что экономическая сфера является лишь главной причиной, она лишь в конечном счете определяет развитие других сфер общественной жизни. Они не отрицают обратного воздействия, других сфер на экономику.

    Предпочтение функциональным связям отдается прежде всего в англо-американской социологии. Главный упор делается на то, что каждая сфера может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции. Например, функцию адаптации обеспечивает экономическая сфера, функцию целедостижения - политическая сфера и т. П

    24.Политическая организация общества. Государство, его важнейшие признаки, исторические типы и формы. Гражданское общество и правовое государство

    На протяжении всей своей истории наиболее прогрессивные, мыслящие

    представители человечества пытались создать модель идеального общественного

    устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость.

    Формирование гражданского общества увязывалось с проблемами

    совершенствования государства, возвышения роли права и закона.

    Античные мыслители не разделяли «Общество» и «Государство». Так,

    например, народное собрание жителей Афин было одновременно и высшим органом

    политического управления. При этом государство (публичная власть)

    доминировало над обществом, господствуя над ним то в форме восточной

    деспотии, то в форме Римской империи, то в форме средневековой монархии.

    Аристотель определял государство как достаточную для самодовлеющего

    существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское

    общество. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «...закон

    есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом,

    одинаково для всех...». Отождествление гражданского общества с

    государством продолжалось длительное время, и было обусловлено уровнем

    развития экономических и социально-политических отношений (примитивные

    формы разделения труда, начальный этап развития товарно-денежных отношений,

    огосударствление общественной жизни, кастовый характер социальной

    структуры).

    Отделение государства от общества и превращение его и общества в

    относительно самостоятельные феномены произошло только в результате

    буржуазных революций и утверждения полного господства обменных отношений

    как средства, связующего людей в общественные организмы. Общество,

    освободившееся от тирании государства и объединившее отдельных

    самостоятельных субъектов, получило название гражданского. В наше время оно

    играет ту же роль, которую в античности играл полис, а Средневековье -

    сословность.

    В результате развития общественных отношений трансформировались и

    взгляды ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI-XVII вв. в работах Н.

    Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже

    мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь

    прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных

    на естественно-правовых, договорных началах. В частности, Дж. Локк считал,

    что «абсолютная монархия... несовместима с гражданским обществом и,

    следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления».

    Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из

    монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать

    и оберегать другие.

    Характеризуя гражданское общество, И.Кант главными считал следующие

    идеи:

    а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать

    за созданное;

    б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты

    являются побудительными причинами самосовершенствования людей;

    в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть

    необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения

    человеческого достоинства.

    Эти идеи легли в основание теории гражданского общества. Кант,

    перенеся концепцию антагонизма между индивидами как стимула их саморазвития

    на отношения между государствами, делает вывод о том, что для человечества

    величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является

    достижение всеобщего правового гражданского общества.

    В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных

    примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским

    обществом и государством. К гражданскому обществу он относил:

    а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими

    индивидами;

    б) естественное и общее право;

    в) человека.

    Государство, в отличие от гражданского общества, состоит, по его

    мнению:

    а) из системы государственных институтов;

    Общество - это динамическая система взаимодействия людей. Это одно из определений. Ключевое слово в нем - система, то есть сложный механизм, который состоит из сфер общественной жизни. В науке выделяется четыре таких сферы:

    • Политическая.
    • Экономическая.
    • Социальная.
    • Духовная.

    Все они не обособлены друг от друга, а, наоборот, взаимосвязаны. Примеры взаимодействия разберем подробнее в данной статье.

    Политическая сфера

    Сферы - это области, в которых удовлетворяются основные потребности общества.

    Политическая включает органы государственной власти и управления, а также различные политические институты. Она напрямую связана с аппаратами принуждения и подавления, которые легитимно применяют силу с одобрения всего общества. удовлетворяет потребности в безопасности, охране, поддержании правопорядка.

    К ней относятся:

    • Президент.
    • Правительство.
    • Органы государственной власти на местах.
    • Силовые структуры.
    • Политические партии и объединения.
    • Органы местного самоуправления.

    Экономическая сфера

    Экономическая сфера призвана удовлетворить материальные потребности общества. Если в политической жизни принимают участие только совершеннолетние граждане, то в этой - абсолютно все, в том числе старики и дети. Все люди - потребители с экономической точки зрения, а значит, прямые участники рыночных отношений.

    Ключевые понятия в экономической сфере:

    • Производство.
    • Обмен.
    • Потребление.

    В производстве участвуют фирмы, заводы, фабрики, шахты, банки и проч.

    Взаимодействие политической и экономической сферы

    Приведем примеры взаимодействия сфер общества между собой. Государственная дума РФ принимает законы, которые обязаны исполнять все граждане. Некоторые принимаемые нормативно-правовые акты могут влиять на изменение отраслей экономики. Например, лицензирование некоторых видов деятельности приводит к удорожанию определенной продукции вследствие дополнительных затрат, связанных с нововведением.

    Конкретные примеры взаимодействия сфер общества можно проиллюстрировать в свете недавних событий. Против Российской Федерации ввели международные экономические санкции. В ответ власти нашей страны ввели контрсанкции. В результате некоторые европейские продовольственные товары и медикаменты не поступают на российский рынок. Это привело к следующим последствиям:

    • Удорожание продуктов.
    • Отсутствие на полках многих товаров, аналогов которых в России не изготовляют.
    • Развитие некоторых секторов экономики: животноводства, садоводства и т. д.

    Но ошибочно полагать, что только власть влияет на бизнес, иногда бывает наоборот. Обратные примеры взаимодействия сфер общества, когда экономисты диктуют условия политикам, можно привести на практике лоббирования законов. Недавний пример - так называемый закон Ротенберга в России, по которому миллионерам, попавшим под санкции Запада, будут выплачены компенсации из государственного бюджета.

    Социальная сфера

    Социальная сфера удовлетворяет потребности общества в образовании, медицине, обслуживании, досуге и развлечениях. В нее входит повседневное общение граждан и больших групп людей.

    Политическая и социальная сферы

    Политика может повлиять на социальную жизнь страны. Можно привести следующие примеры взаимодействия сфер общества. Местные власти города запретили открывать любые увеселительные заведения: клубы, ночные бары и кафе в одном из криминальных районов на окраине города. В результате уровень преступности в нем упал, но жителям приходится добираться дольше до мест отдыха и развлечений.

    Следующий пример: в кризис районный муниципалитет испытывает С целью уменьшить затраты он решает закрыть одну из школ. В результате происходит сокращение педагогических работников, детей перевозят в другой населенный пункт каждый день, а деньги экономятся на содержание объектов, так как по закону все затраты на их обслуживание ложатся на местные власти.

    Социальная и экономическая сферы

    Экономическое развитие страны сильно влияет на социальную жизнь. Вот лишь некоторые примеры взаимодействия сфер общества. Финансовый кризис сократил реальные доходы населения. Граждане стали меньше тратить на развлечения и досуг, ограничивая походы в платные парки, спортивные клубы, стадионы, кафе. Потеря клиентов привела к разорению многих компаний.

    Взаимосвязь существует также между политикой, экономикой и социальным развитием страны. Приведем примеры взаимодействия сфер общества между собой. Нестабильность на Ближнем Востоке и ослабление курса рубля в два раза в совокупности с активным развитием привели к тому, что многие отменили традиционные поездки в Египет и Турцию и стали отдыхать в России.

    Этот пример можно разобрать на составляющие:

    • Политическая - нестабильность на Ближнем Востоке, меры властей по увеличению внутреннего туризма.
    • Экономическая - девальвация рубля привела к значительному увеличению цен на путевки в Турцию и Египет при сохранении внутренних цен.
    • Социальная - туризм относится именно к этой сфере.

    Духовная сфера

    Многие ошибочно предполагают, что духовная сфера относится к религии. Это заблуждение приходит из курса истории, где под соответствующими темами разбирают церковные реформы определенных периодов. На самом деле религия хоть и относится к духовной сфере, но не является ее единственной составляющей.

    Помимо нее, сюда относятся:

    • Наука.
    • Образование.
    • Культура.

    Что касается образования, то наиболее внимательные читатели зададут справедливый вопрос о том, что ранее мы относили его к социальной области, когда разбирали примеры взаимодействия сфер общества между собой. Но к духовной относится образование как процесс, а не как взаимодействие людей. Например, посещение школы, общение со сверстниками, учителями - все это относится к социальной области. Получение знаний, социализация (воспитание), самореализация и самосовершенствование - это процесс духовной жизни, который призван удовлетворить потребности в познании, совершенствовании.

    Духовная и политическая сферы

    Иногда на политику оказывает влияние религия. Приведем примеры взаимодействия сфер между собой. Сегодня Иран - религиозное государство: вся внутренняя политика, законы принимаются исключительно в интересах мусульман шиитского толка.

    Приведем исторический пример взаимодействия сфер общества. После Октябрьской революции 1917 года многие храмы были взорваны, а религия признавалась «опиумом для народа», то есть вредным наркотиком, от которого необходимо избавляться. Многие священники были убиты, храмы разрушены, на их месте образовывали склады, магазины, мельницы и т. д. Это отразилось и на социальной жизни: наблюдался духовный упадок населения, люди перестали чтить традиции, не регистрировали браки в церквях, вследствие чего союзы стали распадаться. Фактически это привело к разрушению института семьи и брака. Свидетелем свадьбы являлся не Бог, а человек, что, согласимся, разница огромная для верующего человека. Так продолжалось до Великой Отечественной войны, пока Сталин официально не восстановил деятельность Русской Православной Церкви на законных основаниях.

    Духовная и экономическая сферы

    Экономическое развитие влияет и на духовную жизнь страны. Какие примеры взаимодействия сфер общества между собой это доказывают? Психологи отмечают, что в период экономических кризисов наблюдается депрессивное состояние населения. Многие люди теряют работу, сбережения, их фирмы разоряются - все это приводит к психологическим проблемам. Но в России не развита практика частных психологов, как, например, в США. Поэтому возникают религиозные секты, которые втягивают «заблудшие души» в свои сети, из которых порой очень трудно вырваться.

    Другой пример - Южная Корея. Отсутствие полезных ископаемых и других ресурсов повлияло на то, что эта страна начала развивать науку и туризм. Это дало свои результаты - сегодня эта страна лидер в области электроники и входит в десятку самых развитых стран мира. Здесь столкнулись сразу политика, экономика и социальное развитие.

    Духовная и социальная сферы

    Грань между духовной и социальной жизнью очень тонкая, но мы попробуем разъяснить ее через примеры взаимодействия сфер жизни общества. Посещение учениками школы, поступление в институты - все это взаимоотношения двух сфер, так как люди общаются (социальная) и совершают различные обряды (духовная).

    Примеры взаимодействия сфер общества из истории

    Немного вспомним историю. Она также содержит примеры взаимодействия различных сфер общества. Возьмет реформы Столыпина в начале 20-го века. В России отменили общину, создали Крестьянские банки, которые выдавали кредиты переселенцем, сделали льготный проезд за счет государства, создали небольшую инфраструктуру в Сибири. В результате тысячи крестьян с малоземельного Юга и Поволжья хлынули на Восток, где их ждали заветные гектары свободной земли. Все эти меры позволили:

    • ослабить крестьянское безземелье в центральных губерниях;
    • освоить пустующие земли Сибири;
    • накормить хлебом людей и пополнить государственный бюджет налогами в будущем.

    Это служит ярким примером взаимодействия политики, экономики и социальной жизни страны.

    Другая ситуация - раскулачивание крестьян, в результате которого многие трудолюбивые рациональные хозяева остались без средств к существованию, а их место заняли тунеядцы из комбедов. В результате многие погибли от голода, а сельское фермерское хозяйство было разрушено. Этот пример показывает влияние необдуманных политических решений на экономику и социальную жизнь.

    Взаимодействие сфер общества: примеры из СМИ

    «Первый канал» объявил о принятии российскими властями решения бомбить террористов запрещенного в России « Исламского государства » . Также Федеральный канал сообщил, что власти намерены возобновить переговоры по турецкому газовому трубопроводу в Европу.

    Вся информация из источника, который относится к Она иллюстрирует примеры взаимодействия разных сфер общества. В первом случае политической и социальной, так как решение руководства нашей страны приведет к последствиям на Ближнем Востоке. История с показывает взаимосвязь политики и экономики. Соглашение между странами разовьет газовую отрасль и пополнит бюджеты обеих стран.

    Вывод

    Примеры взаимодействия между сферами общества доказывают, что мы живем в сложной системе. Изменение в одной подсистеме обязательно влияет на другие. Все сферы взаимосвязаны, но ни одна из четырех не является главной, доминантной, от которой зависят все остальные.

    В качестве надстройки выступает право. Оно не входит ни в одну из четырех, но и не выделяется в пятую. Право - скрепляющий инструмент над ними.

    В общественную жизнь входят все явления, обусловленные взаимодействием общества в целом и отдельных людей, находящихся на определенной ограниченной территории. Уче­ные-обществоведы отмечают тесную взаимосвязь и взаимозависимость всех основных обще­ственных сфер, отражающих определенные стороны человеческого бытия и деятельности.

    Экономическая сфера общественной жизни включает в себя материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения. Трудно переоценить ту роль, которую играют в нашей жизни эко­номические, товарно-денежные отношения и профессиональная деятельность. Сегодня они даже слишком активно вышли на первый план, а материальные ценности подчас полностью вытесняют духовные. Многие сейчас говорят, что человека сначала нужно накормить, обеспе­чить ему материальное благосостояние, поддержание его физических сил, а уже потом - ду­ховные блага и политические свободы. Существует даже поговорка: «Лучше быть сытым, чем свободным». С этим, однако, можно поспорить. Например, несвободный человек, духовно неразвитый, так и будет до конца своих дней беспокоиться только о физическом выживании и удовлетворении своих физиологических потребностей.

    Политическая сфера, именуемая также политико-правовой, связана прежде всего с управ­лением обществом, государственным устройством, проблемами власти, законами и правовы­ми нормами.

    В политической сфере человек так или иначе сталкивается с установленными правилами поведения. Сегодня некоторые люди разочаровываются в политике и политиках. Это проис­ходит оттого, что люди не видят положительных изменений в своей жизни. Многие предста­вители молодежи также мало интересуются политикой, предпочитая ей встречи в дружеских компаниях, увлечение музыкой. Однако полностью изолировать себя от данной сферы обще­ственной жизни невозможно: если мы не хотим участвовать в жизни государства, то нам придется подчиняться чужой воле и чужим решениям. Один мыслитель сказал: «Если ты не займешься политикой, то политика займется тобой».

    Социальная сфера включает в себя взаимоотношения различных групп людей (классов, социальных слоев, наций), рассматривает положение человека в обществе, основные ценности и идеалы, установленные в той или иной группе. Человек не может существовать без других людей, поэтому именно социальная сфера является той частью жизни, которая сопровождает его с момента появления на свет до последних минут.

    Духовная сфера охватывает различные проявления творческого потенциала человека, его внутренний мир, собственные представления о красоте, переживания, нравственные уста­новки, религиозные воззрения, возможность реализовать себя в различных видах искусства.

    Какая из сфер жизни общества представляется более значимой? А какая менее? На этот вопрос не существует однозначного ответа, так как общественные явления сложны и в каж­дом из них можно проследить взаимосвязь и взаимовлияние сфер.

    К примеру, можно проследить тесные взаимосвязи между экономикой и политикой. В стране проводятся реформы, снижены налоги для предпринимателей. Эта политическая мера способствует росту производства, облегчению деятельности бизнесменов. И наоборот, если власть увеличивает налоговое бремя на предприятия, им не выгодно будет развиваться, а многие предприниматели будут стараться изымать свои капиталы из промышленности.

    Не менее важна зависимость между социальной сферой и политикой. Ведущую роль в со­циальной сфере современного общества играют представители так называемых «средних сло­ев» - квалифицированные специалисты, работники информационной сферы (программисты, инженеры), представители малого и среднего бизнеса. И эти же люди будут формировать ведущие политические партии и движения, а также свою систему взглядов на общество.

    Связаны между собой экономика и духовная сфера. Так, например, хозяйственные воз­можности общества, уровень овладения человеком природными ресурсами позволяет разви­вать науку, и наоборот, фундаментальные научные открытия способствуют преобразованию производительных сил общества. Есть немало примеров взаимосвязи между всеми четырьмя общественными сферами. Допустим, в ходе проводимых в стране рыночных реформ узако­нено многообразие форм собственности. Это способствует возникновению новых социальных групп - предпринимательского класса, малого и среднего бизнеса, фермерства, специалистов с частной практикой. В области культуры возникновение частных средств массовой инфор­мации, кинокомпаний, интернет-провайдеров способствует развитию плюрализма в духовной сфере, созданию разных по своей сути духовных продуктов, разнонаправленной информации. Подобных примеров взаимосвязи между сферами можно привести бесконечное множество.

    Социальные институты

    Одним из элементов, входящих в состав общества как системы, являются различные социаль­ные институты.

    Слово «институт» здесь не следует воспринимать как какое-то конкретное учреждение. Это широ­кое понятие, которое включает в себя все то, что создается людьми для реализации их потребностей, желаний, стремлений. Для того чтобы лучше организовать свою жизнь и деятельность, общество формирует определенные структуры, нормы, позволяющие удовлетворять те или иные потребности.

    Социальные институты - это относительно устойчивые типы и формы социальной практи­ки, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается стабильность связей и отношений в рамках общества.

    Ученые выделяют в каждом обществе несколько групп институтов: 1) экономические инсти­туты, которые служат для производства и распределения товаров и услуг; 2) политические ин­ституты, регулирующие общественную жизнь, связанные с реализацией властных полномочий и доступа к ним; 3) институты стратификации, определяющие распределение социальных позиций и общественных ресурсов; 4) институты родства, обеспечивающие воспроизводство и наследование посредством брака, семьи, воспитания; 5) институты культуры, развивающие преемственность религиозной, научной и художественной деятельности в обществе.

    К примеру, потребность общества в воспроизводстве, развитии, сохранении и преумножении выполняют такие институты, как семья и школа. Социальным институтом, который осуществля­ет функции безопасности и защиты, выступает армия.

    Институтами общества также являются мораль, право, религия. Исходным, отправным пунк­том для формирования социального института является осознание обществом своих потребностей.

    Появление социального института обусловлено: потребностью общества;

    наличием средств удовлетворения этой потребности;

    наличием необходимых материальных, финансовых, трудовых, организационных ресурсов; возможностью его интеграции в социально-экономическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет узаконить профессионально-правовую основу его де­ятельности.

    Известный американский ученый Р. Мертон определил основные функции социальных инсти­тутов. Явные функции записаны в уставах, формально закреплены, официально приняты людь­ми. Они формализованы и в большей степени подконтрольны обществу. К примеру, мы можем поинтересоваться у государственных органов: «А куда идут наши налоги?»

    Скрытые функции - те, которые осуществляются реально и формально могут быть не закреп­лены. Если скрытые и явные функции расходятся, формируется определенный двойной стандарт, когда заявляется одно, а делается другое. В этом случае ученые говорят о нестабильности разви­тия общества.

    Процесс развития общества сопровождается институционализацией, т. е. формированием но­вых отношений и потребностей, приводящих к созданию новых институтов. Американский уче­ный-социолог XX века Г. Лэнски определил ряд потребностей, которые приводят к образованию институтов. Это потребности:

    В коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

    В производстве продуктов и услуг;

    В распределении благ;

    В безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;

    В поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, стату­сам в зависимости от разных критериев);

    В социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).

    Для современного общества характерно разрастание и усложнение системы институтов. Одна и та же социальная потребность может порождать существование нескольких институтов, тогда как определенные институты (например, семья) могут реализовывать одновременно несколько потреб­ностей: в воспроизводстве, в общении, в безопасности, в производстве услуг, в социализации и т. д.

    Многовариантность общественного развития. Типология обществ

    Жизнь каждого человека и общества в целом постоянно изменяется. Ни один прожитый нами день и час не похожи на предыдущие. Когда же мы говорим о том, что произошло изменение? Тог­да, когда для нас ясно, что одно состояние не равно другому и появилось что-то новое, не бывшее ранее. Как происходят и куда направлены все изменения?

    В каждый отдельный момент времени на человека и его ассоциации влияет множество фак­торов, порой рассогласованных между собой и разнонаправленных. Поэтому трудно говорить о какой-либо ясной, четкой стреловидной линии развития, характерной для общества. Процессы изменения происходят сложно, неравномерно, их логику порой трудно уловить. Многообразны и извилисты пути общественных изменений.

    Часто нам встречается такое понятие, как «общественное развитие». Давайте задумаемся, а как изменение вообще будет отличаться от развития? Какое из этих понятий более широкое, а какое - более конкретное (его можно вписать в другое, рассмотреть как частный случай друго­го)? Очевидно, что не всякое изменение есть развитие. А лишь то, которое предполагает усложне­ние, усовершенствование и связано с проявлением общественного прогресса.

    Что движет развитием общества? Что может скрываться за каждым новым этапом? Ответы на эти вопросы нам следует искать прежде всего в самой системе сложных общественных отношений, во внутренних противоречиях, конфликтах разных интересов.

    Импульсы развития могут исходить как от самого общества, его внутренних противоречий, так и извне. I

    Внешние импульсы могут быть порождены, в частности, природной средой, космосом. Напри­мер, серьезной проблемой для современного общества стало изменение климата нашей планеты, так называемое «глобальное потепление». Ответом на этот «вызов» было принятие рядом стран мира Киотского протокола, предписывающего сократить выбросы в атмосферу вредных веществ. В 2004 году Россия также ратифицировала этот протокол, взяв на себя обязательства по охране окружающей среды.

    Если изменения в обществе происходят постепенно, то новое накапливается в системе доста­точно медленно и порой незаметно для наблюдателя. А старое, предыдущее, является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетающее в себе следы предшествующего. Мы не ощущаем конфликта и отрицания новым старого. И лишь по прошествии какого-то времени мы восклицаем с удивлением: «Как же все изменилось вокруг!?. Такие постепенные поступательные изменения мы называем эволюцией. Эволюционный путь развития не предполагает резкого слома, разрушения предшествующих общественных отношений.

    Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа. Под реформой мы понимаем властное действие, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности. Эволюционный путь развития - не единственный. Не все общества могли решать насущные задачи за счет органичных постепенных преобразований. В условиях острого кризиса, затра­гивающего все сферы жизни общества, когда накопившиеся противоречия буквально взрыва­ют сложившиеся порядки, наступают революции. Всякая революция, протекающая в обществе, предполагает качественное преобразование общественных структур, слом старых порядков и стре­мительные инновации. Революция высвобождает значительную социальную энергию, которую не всегда удается контролировать тем силам, которые инициировали революционные перемены. Идеологи и практики революции словно выпускают «джина из бутылки». Впоследствии они пыта­ются загнать этого «джинна» обратно, но это, как правило, не получается. Революционная стихия начинает развиваться по своим законам, часто ставя в тупик своих творцов.

    Вот почему в ходе социальной революции зачастую преобладают стихийные, хаотические на­чала. Иногда революции хоронят тех людей, которые стояли у их истоков. Или же результаты и последствия революционного взрыва так существенно отличаются от изначальных задач, что творцы революции не могут не признать своего поражения. Революции порождают новое качество, и важно суметь вовремя перевести дальнейшие процессы развития в эволюционное русло. В XX сто­летии Россия пережила две революции. Особенно тяжелые потрясения выпали на долю нашей страны в 1917-1920 годах.

    Как показывает история, многие революции сменялись реакцией, откатом в прошлое. Можно говорить о различных типах революций в развитии общества: социальных, технических, науч­ных, культурных.

    Значение революций по-разному оценивается мыслителями. Так, например, немецкий философ К. Маркс, основоположник научного коммунизма, считал революции «локомотивами истории». В то же время, многие подчеркивали деструктивное, разрушительное действие революций на общество. В частности, российский философ Н. А. Бердяев (1874-1948) писал о революции следу­ющее: «Все революции кончались реакциями. Это - неотвратимо. Это - закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции. В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг».

    Сравнивая между собой пути преобразования общества, известный современный российский историк П. В. Волобуев писал: «Эволюционная форма, во-первых, дала возможность обеспечить преемственность общественного развития и благодаря этому сохранить все накопленное богатство. Во-вторых, эволюция, вопреки нашим примитивным представлениям, сопровождалась и крупными качественными изменениями в обществе, причем не только в производительных силах и техноло­гии, но и в духовной культуре, в образе жизни людей. В-третьих, для решения возникавших в ходе эволюции новых общественных задач она взяла на вооружение такой способ общественного преобра­зования, как реформы, оказавшиеся по своим «издержкам» просто несопоставимыми с гигантской ценой многих революций. В конечном счете, как показал исторический опыт, эволюция способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавая ему к тому же цивилизованную форму».

    Типология обществ

    Выделяя различные типы обществ, мыслители основываются, с одной стороны, на хроноло­гическом принципе, отмечая изменения, происходящие с течением времени в организации обще­ственной жизни. С другой стороны, группируются определенные признаки обществ, сосуществу­ющих между собой в одно и то же время. Это позволяет создать своего рода горизонтальный срез цивилизаций. Так, говоря о традиционном обществе как основе становления современной цивили­зации, нельзя не отметить сохранение многих его черт и признаков и в наши дни.

    Наиболее устоявшимся в современном обществознании является подход, основанный на выде­лении трех типов обществ: традиционного (доиндустриального), индустриального, постиндуст­риального (иногда именуемого технологическим или информационным). В основе данного подхода лежит в большей степени вертикальный, хронологический срез, т. е. предполагается смена одного общества другим в ходе исторического развития. С теорией К. Маркса этот подход роднит то, что в его основе лежит прежде всего различение технико-технологических особенностей.

    Каковы характерные черты и признаки каждого из этих обществ? Обратимся к характерис­тике традиционного общества - основы формирования современного мира. Традиционным на­зывают в первую очередь общество древнее и средневековое, хотя многие его черты сохраняются и в более поздние времена. К примеру, страны Востока, Азии, Африки сохраняют признаки тра­диционной цивилизации и в наши дни.

    Итак, каковы же основные черты и признаки общества традиционного типа?

    В самом понимании традиционного общества необходимо отметить ориентированность на вос­произведение в неизменном виде способов человеческой деятельности, взаимодействий, форм обще­ния, организации быта, образцов культуры. То есть в данном обществе старательно соблюдаются отношения, сложившиеся между людьми, приемы трудовой деятельности, семейные ценности, уклад жизни.

    Человек в традиционном обществе связан сложной системой зависимости от общины, государ­ства. Его поведение строго регламентируется нормами, принятыми в семье, сословии, обществе в целом.

    Традиционное общество отличает преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, большинство населения занято именно в аграрном секторе, трудится на земле, живет ее плодами. Главным богатством считается земля, и основой воспроизводства общества служит то, что на ней производится. Применяются в основном ручные орудия труда (соха, плуг), обновление техники и технологии производства происходит достаточно медленно.

    Основным элементом структуры традиционных обществ является земледельческая община: коллектив, распоряжающийся землей. Личность в таком коллективе вычленена слабо, ее интере­сы четко не выявлены. Община, с одной стороны, будет ограничивать человека, с другой - обес­печивать ему защиту и стабильность. Самым суровым наказанием в таком обществе зачастую счи­талось изгнание из общины, «лишение крова и воды». Общество имеет иерархическую структуру, чаще разделено на сословия по политико-правовому принципу.

    Особенностью традиционного общества является его закрытость для инноваций, крайне мед­ленный характер перемен. Да и сами эти перемены не рассматриваются как ценность. Важнее - стабильность, устойчивость, следование заповедям предков. Всякое новшество рассматривается как угроза существующему миропорядку, и отношение к нему крайне настороженное. «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых».

    Чешский педагог Я. Корчак подмечал присущий традиционному обществу догматический образ жизни: «Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правил, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, не укоренившихся повторением изо дня в день... Догмой может стать все - и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние...»

    Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний извне, со стороны других обществ и культур. Примером подобной «закрытос­ти» может служить многовековое развитие Китая и Японии, для которых было характерно замкну­тое, самодостаточное существование и любые контакты с чужеземцами были практически исклю­чены властями. Значительную роль в истории традиционных обществ играет государство, религия. Безусловно, по мере развития торговых, экономических, военных, политических, культурных и иных контактов между различными странами и народами подобная «закрытость» будет нару­шаться, зачастую весьма мучительным для этих стран путем. Традиционные общества под влия­нием развития техники, технологий, средств общения будут вступать в период модернизации.

    Безусловно, это обобщенная картина традиционного общества. Точнее, можно говорить о тра­диционном обществе как о некоем совокупном явлении, включающем черты развития разных народов на определенной стадии. Есть множество различных традиционных обществ (китайское, японское, индийское, западноевропейское, российское и др.), несущих на себе отпечаток своей культуры.

    Мы прекрасно понимаем, что общество античной Греции и Старовавилонского царства сущест­венно различаются по господствующим формам собственности, степени влияния общинных струк­тур и государства. Если в Греции, Риме развивается частная собственность и начала гражданских прав и свобод, то в обществах восточного типа сильны традиции деспотического правления, по­давления человека земледельческой общиной, коллективного характера труда. Тем не менее и то, и другое - различные варианты традиционного общества.

    Длительное сохранение сельскохозяйственной общины, преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, крестьянства в составе населения, совместный труд и коллективное зем­лепользование крестьян-общинников, самодержавная власть позволяют нам и российское обще­ство на протяжении многих веков его развития характеризовать как традиционное. Переход к обществу нового типа - индустриальному - будет осуществляться достаточно поздно - только во второй половине XIX века.

    Нельзя сказать, что традиционное общество - этап минувший, что все, связанное с традици­онными структурами, нормами, сознанием, осталось в далеком прошлом. Более того, считая так, мы затрудняем для себя понимание многих проблем и явлений современного нам мира. И в наши

    дни ряд обществ сохраняют черты традиционности, прежде всего в культуре, общественном созна­нии, политической системе, быту.

    Переход от традиционного общества, лишенного динамизма, к обществу индустриального типа отражает такое понятие, как модернизация.

    Индустриальное общество рождается в результате промышленной революции, ведущей к развитию крупной промышленности, новых видов транспорта и связи, снижению роли сельского хозяйства в структуре экономики и переселению людей в города.

    В «Современном философском словаре», изданном в 1998 г. в Лондоне, содержится следующее определение индустриального общества:

    Для индустриального общества характерна ориентация людей на постоянно возрастающие объ­емы производства, потребления, знания и т. д. Идеи роста и прогресса являются «ядром» индуст­риального мифа, или идеологии. Существенную роль в социальной организации индустриального общества играет понятие машины. Следствием реализации представлений о машине оказывается экстенсивное развитие производства, а также «механизация» общественных связей, отношений человека с природой... Границы развития индустриального общества выявляются по мере обнару­жения пределов экстенсивно ориентированного производства.

    Раньше других индустриальная революция охватила страны Западной Европы. Первой из стран, осуществивших ее, стала Великобритания. Уже к середине XIX века подавляющее боль­шинство ее населения было занято"в промышленности. Индустриальное общество характеризу­ют быстрые динамичные перемены, рост социальной мобильности, урбанизация - процесс роста и развития городов. Расширяются контакты и связи между странами и народами. Осуществляют­ся эти связи посредством телеграфного сообщения и телефона. Меняется и структура общества: его основу составляют не сословия, а социальные группы, отличающиеся по их месту в хозяй­ственной системе, - классы. Наряду с изменениями в экономике и социальной сфере меняется и политическая система индустриального общества - развивается парламентаризм, многопартий­ность, расширяются права и свободы граждан. Многие исследователи полагают, что формирование гражданского общества, осознающего свои интересы и выступающего полноправным партнером государства, также связано с формированием индустриального общества. В определенной степе­ни именно такое общество получило название капиталистического. Ранние этапы его развития были проанализированы в XIX веке английскими учеными Дж. Миллем, А. Смитом, немецким философом К. Марксом.

    В то же время в эпоху индустриальной революции происходит усиление неравномерности в развитии различных регионов мира, что приводит к колониальным войнам, захватам, порабо­щению слабых стран сильными.

    Российское общество достаточно поздно, только к 40-м годам XIX века вступает в период промышленной революции, а становление в России основ индустриального общества отмечается лишь к началу XX столетия. Многие ученые-историки полагают, что в начале XX века наша страна была аграрно-индустриальной. Завершить индустриализацию в дореволюционный период Россия не смогла. Хотя именно на это были направлены реформы, проводившиеся по инициативе С. Ю. Витте и П. А. Столыпина.

    К завершению индустриализации, то есть к созданию мощной промышленности, которая вно­сила бы основной вклад в национальное богатство страны, власти вернулись уже в советский период истории.

    Нам известно понятие «сталинская индустриализация», которая пришлась на 1930 - 1940-е годы. В кратчайшие сроки, форсированными темпами, используя прежде всего средства, полу­ченные от ограбления деревни, массовой коллективизации крестьянских хозяйств, наша страна к концу 1930-х годов создала основы тяжелой и военной промышленности, машиностроения и пе­рестала зависеть от поставок оборудования из-за рубежа. Но означало ли это завершение процес­са индустриализации? Историки спорят. Часть исследователей считает, что даже в конце 1930-х годов основная доля национального богатства все равно формировалась в аграрном секторе, т. е. сельское хозяйство производило больше продукта, чем промышленность.

    Поэтому специалисты полагают, что индустриализация в Советском Союзе завершилась толь­ко после Великой Отечественной войны, к середине - второй половине 1950-х годов. К этому вре-

    мени промышленность заняла ведущие позиции в производстве валового внутреннего продукта. Также большая часть населения страны оказалась занятой в промышленном секторе.

    Вторая половина XX века ознаменовалась бурным развитием фундаментальной науки, техни­ки и технологий. Наука превращается в непосредственную мощную хозяйственную силу.

    Бурные изменения, охватившие ряд сфер жизни современного общества, позволили говорить о вступлении мира в постиндустриальную эпоху. В 1960-е годы этот термин впервые предложил американский социолог Д. Белл. Он же сформулировал и основные признаки постиндустриаль­ного общества: создание обширной сферы экономики услуг, увеличение слоя квалифицированных научно-технических специалистов, центральная роль научного знания как источника иннова­ций, обеспечение технологического роста, создание нового поколения интеллектуальной техники. Вслед за Беллом теория постиндустриального общества была развита американскими учеными Дж. Гэлбрейтом и О. Тоффлером.

    Основой постиндустриального общества стала структурная перестройка экономики, осущест­вленная в странах Запада на рубеже 1960 - 1970-х годов. Вместо тяжелой промышленности ведущие позиции в экономике заняли наукоемкие отрасли, «индустрия знаний». Символом этой эпохи, ее основанием является микропроцессорная революция, массовое распространение персо­нальных компьютеров, информационных технологий, электронных средств связи. Многократно возрастают темпы экономического развития, скорость передачи на расстояние информационных и финансовых потоков. Со вступлением мира в постиндустриальную, информационную эпоху про­исходит снижение занятости людей в промышленности, транспорте, индустриальных отраслях и наоборот, возрастает численность занятых в сфере услуг, в информационном секторе. Не случайно ряд ученых называют постиндустриальное общество информационным или технологическим.

    Характеризуя современное общество, американский исследователь П. Дракер отмечает: «Се­годня знание уже применяется к сфере самого знания, и это можно назвать революцией в сфере управления. Знание быстро превращается в определяющий фактор производства, отодвигая на задний план и капитал, и рабочую силу».

    Ученые, исследующие развитие культуры, духовной жизни, применительно к постиндустри­альному миру вводят еще одно наименование - эпоха постмодернизма. (Под эпохой модерниз­ма ученые понимают индустриальное общество. - Примеч. авт.) Если в понятии постиндустри-альности главным образом подчеркиваются различия в сфере экономики, производства, способах коммуникации, то постмодернизм охватывает прежде всего сферу сознания, культуры, образцов поведения.

    Новое восприятие мира, по мнению ученых, основывается на трех основных признаках.

    Во-первых, на конце веры в возможности человеческого разума, скептическом взятии под со­мнение всего, что европейская культура традиционно считает рациональным. Во-вторых, на крахе идеи единства и универсальности мира. Постмодернистское понимание мира строится на мно­жественности, плюрализме, отсутствии общих моделей и канонов развития различных культур. В-третьих: эпоха постмодернизма иначе рассматривает личность, «индивид как ответственный за формирование мира уходит в отставку, он устарел, он признается связанным с предрассудками рационализма и отбрасывается». На первый план выходит сфера общения людей, коммуникации, коллективные соглашения.

    В качестве основных признаков постмодернистского общества ученые называют усиливаю­щийся плюрализм, многовариантность и многообразие форм общественного развития, изменения в системе ценностей, мотивов и стимулов людей.

    Выбранный нами подход в обобщенном виде представляет основные вехи развития человечест­ва, фокусируя внимание прежде всего на истории стран Западной Европы. Таким образом, он су­щественно сужает возможность изучения специфических черт, особенностей развития отдельных стран. Он обращает внимание прежде всего на универсальные процессы, и многое остается вне по­ля зрения ученых. Кроме того, волей-неволей мы принимаем как данность точку зрения, что есть страны, которые вырвались вперед, есть те, которые их успешно догоняют, и те, что безнадежно отстали, не успев вскочить в последний вагон несущейся вперед машины модернизации. Идеологи теории модернизации убеждены в том, что именно ценности и модели развития западного обще­ства универсальны и являются для всех ориентиром развития и образцом для подражания.


    Похожая информация.


    1. Основные направления взаимодействия сферы образования с другими сферами. 2. Укрепление связи образования с наукой. 3. Задача проникновения искусства в учебный процесс как одна из ключевых. 4. Формы взаимодействия образования с производством. 5. Взаимодействие образования и политики. 6. Проблемы взаимодействия образования и семейно-бытовой сферы. 7. Организация быта, досуга учителей, преподавателей: социологический аспект. 8. Взаимозависимость образования и общества. 9. Образование и идеология. 10. Стратегия образования.

    1. Основные направления взаимодействия сферы образования с другими сферами.

    В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования - сферы жизни общества. Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называютсферами общественной жизни .

    Сфера жизни общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

    Сферы общественной жизни представляют собойкрупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности .

    Каждая сфера включает в себя:

      определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);

      социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);

      сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

    Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

      социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.);

      экономическую (производительные силы, производственные отношения);

      политическую (государство, партии, общественно-политические движения);

      духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

    Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества - это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

    Социальная сфера - это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

    Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии - это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении - это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.

    Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты.

    Н
    а примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.

    Экономическая сфера - это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.

    Экономическая сфера - область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. –производительные силы . В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром –производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

      производительные силы - люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;

      производственные отношения – производство, распределение, потребление, обмен.

    Политическая сфера - это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

    Греческое слово politike (от polis - государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения содержанияобщественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

      политические организации и институты - социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

      политические нормы политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

      политические коммуникации – отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

      политическая культура и идеология - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

    Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

    Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

    Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

      религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

      мораль - система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

      искусство - художественное освоение мира;

      наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира;

      право - совокупность норм, поддерживаемых государством;

      образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения.

    Духовная сфера - это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

    Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

    Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.

    Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процесседуховной деятельности – познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

    Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства - наука, искусство и религия.

    Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания - нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

    В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты .

    Социальный институт это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства).

    Для поддержания собственной жизни люди вынуждены производить, распределять, обменивать и потреблять (использовать) пищу, одежду, жилище и т. д. Эти блага могут быть получены при преобразовании окружающей среды с помощью разнообразных средств, которые также необходимо создавать. Жизненно важные блага создаются людьми в экономической сфере посредством таких социальных институтов, как производственные предприятия (сельскохозяйственные и промышленные), торговые предприятия (магазины, рынки), биржи, банки и т. д.

    В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

    Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития духовности определяю цивилизованность человечества. Основнымив духовной сфере выступают институты образования, науки, религии, морали, права. Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

    В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения - это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп. Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

    В масштабе всей страны основным политическим институтом выступаетгосударство. Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации гражданского общества , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.



    Просмотров