Документы необходимые наблюдателю на выборах. Рекомендации для наблюдателя

Инструкция: Как стать наблюдателем на выборах.

Шаг первый: Найти контактные телефоны региональных отделений Партий в вашем регионе.

Набрать в яндексе, гугле и т.п. " КПРФ (ЛДПР, Яблоко, Патриоты россии, Правое дело) в (моем городе)"
Вы можете попасть на центральные сайты данных партий или на региональный, там вы найдете контактные телефоны этих богоугодных заведений
http://kprf.ru/party/contact/ - КПРФ справо внизу ссылки на региональные отделения

Голосование проводится в день выборов между 00 и 00 в специально организованных таблицах, где выставляются бюллетени, с тайными урнами для голосования и урнами для голосования. В день выборов в 00 председатель избирательного бюро избирательного участка в присутствии не менее половины членов избирательного бюро проверяет урны для голосования, запечатывает их, проверяет наличие избирательных списков, бюллетеней, штампов и составляет процесс, устно в двух экземплярах. Протокол подписывается всеми членами, присутствующими в избирательном бюро избирательного участка, и копия помещается в урну для голосования, после чего президент объявляет открытое голосование.

http://www.ldpr.ru/#party/regions - ЛДПР региональные контакты

http://www.yabloko.ru/Union/trorg.html - Яблоко региональные контакты

http://www.pravoedelo.ru/region - Правое дело региональные контакты

Шаг второй: Вам необходимо определиться кем вы желаете быть Просто наблюдателем или Членом комиссии с правом решающего голоса, Членом комиссии с правом совещательного голоса.

Член комиссии с правом решающего голоса -

Члены избирательного бюро избирательного участка, члены избирательных конкурсантов и лица, уполномоченные оказывать помощь в проведении выборов, обязаны носить видимые удостоверения личности. Людям, входящим на избирательный участок, запрещается носить и показывать значки, значки или другие признаки электоральной агитации.

Требуемое количество избирательных бюллетеней для голосования определяется в зависимости от количества избирателей, включенных в списки избирателей, и размера бюллетеня. Размеры урн для голосования устанавливаются по решению Центральной избирательной комиссии.

Если коротко.
*Данный член комиссии полноправный работник Участковой избирательной комиссии. Этому члену комиссии государство платит порядка 500 - 1500 рублей.
Делать нужно будет следующее:
*Посетить от 3 до 6 заседаний участковой комиссии.
*Отдежурить один день
*в день выборов провести на участке с 7:00 до 22:00 (или даже 24:00)
*Выпить и закусить в день выборов можно будет на халяву (Есть можно, на это выделяются средства, а вот пить не советую, могут отстранить от работы)
*Члена комиссии с правом решающего голоса нельзя вывести из помещения участковой комиссии только отстранить. :-))

Урны установлены таким образом, что избиратель, чтобы приблизиться к ним, обязательно должен пересечь кабину или тайное голосование. На избирательном участке должно быть достаточное количество кабин или комнат, чтобы избежать переполнения. Для обеспечения упорядоченного прохождения через избирательный участок и во избежание скученности избирательное бюро избирательных участков устанавливает явку избирателей, начиная с входа, на таблицы, в которых выставляются бюллетени, а затем в тайные урны для голосования и урны для голосования.

Участковый избирательный участок должен быть организован таким образом, чтобы члены избирательного бюро избирательных участков и другие лица, уполномоченные оказывать помощь в проведении избирательных операций, постоянно контролировали все аспекты процесса голосования, включая идентификацию избирателя, передачу бюллетеней и их введение в урнах для голосования, подсчет голосов и составление протоколов.

Сколько вы получите денег зависит от председателя УИК. Если будет паинькой и помогать фальсификаторам то можете получить до 3000 -4000 рублев, а ежели будете бороться за демократию уйдете с 500 рублями или вам предложат крупную взятку. (что может быть банальной подставой (ежели возьмете больше 1000 рублев могут посадить в клетку как Жирафу))

Во время голосования запрещается закрывать избирательный участок и приостанавливать голосование, за исключением случаев массового беспорядка, стихийных бедствий, других непредвиденных обстоятельств, которые ставят под угрозу избирателей или делают выборы невозможными. В этих случаях председатель избирательного бюро избирательного участка может приостановить голосование не более 2 часов, в течение которого он или она привезут избирательный участок в надлежащее состояние или найдут другое местонахождение, уведомляя об этом избирателей.

Выбор за вами!!!

Если коротко
*ему не платят официально.

*Работать только в день выборов так же с 7:00 до 22:00 (24:00)
*Выпить и закусить в день выборов можно будет на халяву (Вам это активно будут предлагать вражеские члены комиссии (фальсификаторы) Были случаи кады после принятия таких предложений люди отправлялись в туалет и даже в больницу)
*Члена комиссии с правом совещательного голоса можно вывести из помещения участковой комиссии даже по решению вражеских членов комиссии с правом решающего голоса. :-))

Лица, имеющие право голоса, не могут быть обязаны покидать избирательный участок, пока голосование приостанавливается. На местных выборах, если приостановленный процесс голосования не может быть возобновлен в течение 2 часов, голосование считается приостановленным на срок не более 2 недель, и Центральная избирательная комиссия в течение 3 дней примет решения о дате возобновления приостановленного голосования. Процесс голосования возобновляется в тех же правовых условиях.

Председатель избирательного бюро избирательного участка вместе с представителем полицейского участка несет ответственность за обеспечение порядка выборов на избирательном участке и прилегающей территории в пределах 100 метров от избирательного участка. Решения, принятые для этой цели, подлежат исполнению для всех.

Член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права:
а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;
б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;
в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума;
г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии;
д) составлять протоколы об административных правонарушениях.

Категорически запрещается входить на избирательный участок с огнестрельным оружием или белыми пушками. Сотрудник правоохранительных органов может выходить на избирательный участок только в том случае, если его приглашает президент избирательного бюро, чтобы помочь восстановить верховенство закона.

Бюллетени для голосования должны храниться в безопасном месте на избирательном участке в пакетах по 100 штук и распределяться председателем избирательного бюро избирательного участка членам избирательного бюро, которые должны быть освобождены избирателям по мере необходимости.

Сколько вы получите денег, зависит от председателя УИК. Если будет паинькой и помогать фальсификаторам то можете получить до 1000 -2000 рублев, а ежели будете бороться за демократию и реально запарите комиссии вас могут попытаться подкупить (В Ростове на Дону сумы подкупа вирировались от 5000 рублев до 40000 рублев).

А можете просто бороться за демократию и за своих детей и их будущее в этой стране!!!

В момент легитимации избирателя после передачи бюллетеня упоминается о том, что он участвует в голосовании через электронную систему - модуль электорального электронного регистра, составную часть Интегрированной информационной системы «Выборы». Каждый избиратель голосует лично. Голосование на месте других людей не допускается. Член избирательного бюро избирательного участка обращается к избирателю с избирательным бюллетенем, согласно избирательному списку, только при предъявлении удостоверения личности с сопроводительной карточкой, указав местожительство или место жительства избирателя на территории соответствующего избирательного участка.

Выбор за вами!!!.

НАБЛЮДАТЕЛЬ
Если коротко:
* ему не платят официально.
*На совещания можно не ходить, а можно ходить (Запретить вам не могут и даже должны ставить в известность о совещании по закону).
* Работать только в день выборов так же с 7:00 до 22:00 (24:00)
*Может вести видеосъемку, хотя это будут активно запрещать и мешать вражеские члены комиссии (фальсификаторы). законных способов запретить вам снимать у них НЕТ!!!
*Выпить и закусить в день выборов можно будет на халяву (Вам это активно будут предлагать вражеские члены комиссии (фальсификаторы). Были случаи кады после принятия таких предложений люди отправлялись в туалет и даже в больницу)

После получения бюллетеня избиратель подписывает имя в избирательном списке. Если по определенным причинам у избирателя нет удостоверения личности в день голосования, он может осуществлять свое право голоса на основании документов, удостоверяющих личность, предусмотренных в пункте 5 статьи 53. Избирательного кодекса.

Избиратели избирательного участка, которые не включены в списки избирателей, включаются в дополнительный список при предъявлении документа, удостоверяющего их местожительство по периметру соответствующего избирательного участка. В тот же дополнительный список входят избиратели, которые пришли на избирательный участок с правом голоса. Свидетельство о праве голоса остается в избирательном бюро и прилагается к дополнительному списку. Избиратели, которые не были включены в списки избирателей, составленные на избирательных участках, созданных за пределами Республики Молдова, могут быть включены в дополнительные списки, которые будут содержать.

*НАБЛЮДАТЕЛЯ можно вывести из помещения участковой комиссии даже по решению вражеских членов комиссии с правом решающего голоса.

Сколько вы получите денег все так же как у члена комиссии с правом совещательного голоса.

Выбор за вами!!!.

ЕЖЕЛИ не коротко

Наблюдатели вправе:

а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
б 1) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;
в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;
г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;
ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум;
з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 67 Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;
и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях.

Фамилия и имя избирателя, дата и место рождения, последнее место жительства в Республике Молдова. Ответственным за внесение записей в дополнительный список является секретарь избирательного бюро избирательного участка. Президент и члены избирательного бюро избирательного участка голосуют в секции, где они работают после их зачисления в дополнительный список на основании свидетельства о праве голоса.

Бюллетень заполняется избирателем только в тайном голосовании. Избиратель, который не в состоянии заполнить бюллетень сам, имеет право пригласить другого человека в каюте, за исключением членов избирательного бюро, членов избирательных конкурсантов и лиц, уполномоченных оказывать помощь в проведении избирательных операций. Эти случаи будут записываться отдельно в отчете избирательного бюро избирательного участка.

Наблюдатель не вправе:

а) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;
б) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
в) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;
г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;
ж) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;
з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Если избиратель неправильно заполнил бюллетень, по его просьбе избирательное бюро избирательного участка аннулирует этот бюллетень и немедленно выдает новый бюллетень немедленно. Это дело будет упомянуто в протоколах голосования и в списке избирателей.

Если избиратель не может прийти на избирательный участок по соображениям здоровья или по другим причинам, избирательная комиссия избирательного участка назначает по меньшей мере двух членов избирательного бюро по его просьбе устно или письменно с мобильным ящиком для голосования и материалом, необходимым для голосования в том месте, где избиратель должен голосовать. Голосование по месту жительства избирателя производится в соответствии с списком избирателей, составленным избирательной комиссией избирательного участка на основании их просьб.

Шаг Третий : Связаться с представителями Партии и честно объяснить причину вашего обращения.

Связаться с представителями Партии. Сообщить, что вы желаете быть Членом комиссии с правом решающего голоса, Членом комиссии с правом совещательного голоса или наблюдателем от партии, на предстоящих выборах 4 декабря.
Если будут интересоваться Почему к ним, Откуда узнали и т.п.
Честно расскажите о данной инструкции и сообществе в ЖЖ, а так же скажите, что не любите партию Воров и Жуликов. И готовы честно исполнить для своей страны долг - обеспечивая честные выборы.

Заявления могут быть поданы в письменной или устной форме, начиная с 2 недель до голосования и до 00 в день голосования. Лица, не включенные в такой список, не могут голосовать по месту жительства. В избирательном списке рядом с именем человека отображается имя «Проголосовали по месту жительства».

Во избежание обхода членов избирательного бюро избирательных участков по его обязательствам место жительства избирателя может быть осуществлено в последние часы голосования, но не позднее того же времени. В то же время бюллетень для голосования на мобильных устройствах должен быть возвращен на избирательный участок до часа.

1) Если вы решили быть Членом комиссии с правом решающего голоса вам лучше связаться с любой партией до 15 октября 2011 года. То есть как можно скорее, так как УИКи (Участковые избирательные комиссии) формируют за 40-30 дней до выборов.
Вы можете просто не успеть.
Партии обычно закрывают членов комиссий с правом решающего голоса сами, но бывает всякое.
У Патриотов России, Яблоко, Правое Дело часто просто нет людей, так что Вас могут записать.
Если вас записывают, вам дадут все инструкции по телефону: Скорее всего, будет следующее:
Вам придется приехать в отделении партии, где вас одобрили как члена комиссии с правом решающего голоса с собой иметь (ксерокс паспорта где фотка и прописка (где вы живете не имеет значение главное что бы вы были гражданином РФ)), там вы напишите заявление (обязательно указывайте моб. телефон). И будете ждать когда вам позвонят из соответствующего УИКа и пригласят на первое заседание комиссии.

Лица, задержанные на основании ордера на арест до вынесения приговора, лица, приговоренные к лишению свободы, приговор которых не является окончательным, те, кто совершает противоправную санкцию в виде ареста и лиц, приговоренных к лишению свободы, путем принятия окончательного решения суда о преступлениях легких и менее серьезных голосов в соответствии с пунктом 71 настоящих Правил.

Список этой категории избирателей составляется руководителем соответствующего учреждения, подписывается и заверяется печатью заведения и передается на избирательный участок в пределах этого периметра. Дипломатические миссии и консульские учреждения Республики Молдова избираются в соответствии с положениями Избирательного кодекса.

2) Если вы решили быть членом комиссии с правом совещательного голоса или наблюдателем
вы можете связаться с партией вплоть до дня выборов и даже в день выборов.
На совещательные голоса и наблюдателей у оппозиционных партий обычно людей не хватает, так что если вам откажут это будет очень странно!!! Кстати о каждом случае отказа отписывайтесь в наше сообщество.
Если вас записывают, все инструкции по телефон вам дадут представители партии. Вам так же с паспортом продеться приехать в отделение партии и вам выдадут направление на конкретный участок.

В начале избирательного периода дипломатические представительства и консульские учреждения публикуют и обновляют списки избирателей. За 7 дней до дня выборов процедура обновления списков избирателей прекращается. Обновленные списки немедленно отправляются в Центральную избирательную комиссию.

Участки избирательных участков и консульские учреждения через дипломатические учреждения страны проживания принимают такие меры, чтобы информировать граждан Республики Молдова, которые находятся или могут находиться на территории соответствующей страны о времени и месте где будет проводиться голосование, предоставляя гражданам помощь в осуществлении своих избирательных прав.

Внимание!!! Попробуйте получить направление как наблюдатель или член комиссии с правом совещательного голоса от разных партий, но на один участок.
Это нужно для того, что если фальсификаторы вас выведут с участка как наблюдателя ЛДПР, вы могли бы зайти на участок как член комиссии с совещательным голосом или наблюдатель от КПРФ или Яблока.
Отказать вам не имеют права.

Если председатель избирательного бюро избирательного участка разрешает исключить избирательный урн с избирательного участка, то факт и список избирателей, которые просили голосовать по месту жительства, доводятся до сведения лиц, уполномоченных оказывать помощь в проведении операций позволяя им сопровождать мобильную урну для голосования с использованием, при необходимости, своих транспортных средств.

Председатель избирательного бюро избирательного участка фиксирует важные события, которые произошли во время голосования и подсчета голосов. По просьбе членов избирательных бюро или лиц, уполномоченных оказывать помощь в проведении избирательных операций или любого избирателя, Председатель регистрирует замечания и возражения, высказанные ими в отношении процедуры голосования в акте, прилагаемом к протоколу избирательного бюро избирательного участка.

Вот такой мой вам поток сознания, за качество сорри ибо не писатель.

Kartofanisch из Ростова-на-Дону

15 февраля 2016 года вступили в силу поправки в Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Федеральный закон № 29-ФЗ от 15.02.2016 г.) , посвящённые изменению порядка наблюдения на выборах.

Существующий порядок наблюдения (когда партия или кандидат могут в любое время направить на участок наблюдателя, отсутствуют ограничения по количеству участков, на котором то или иное лицо может быть наблюдателем) был существенно изменен, также было ограничено право на направление членов комиссий с правом совещательного голоса.

Обратим внимание на основные изменения в порядке выборов:

Кандидат или политическая партия, выдвинувшие список кандидатов, получили право прекращать полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса и назначать нового члена комиссии с правом совещательного голоса в отношении одной и той же комиссии не более чем пять раз. Нововведение достаточно понятно («чтобы не передумывали постоянно»). Данная поправка направлена на «стабилизацию» составов избирательных комиссий в том числе и по состоящим в них членам с правом совещательного голоса. Только следует учитывать, что если на пару месяцев длительности избирательной кампании такого количества «подменных» членов комиссии хватит, то на последующий пятилетний срок полномочий (в случае избрания кандидатов в соответствующий орган) может и не хватить.

Кандидат или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или уполномоченный представитель избирательного объединения получили право на присутствие на заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Казавшийся очевидным для лиц, не знакомых с избирательным законодательством, порядок («как так, не пустить человека на рассмотрение его заявления») в действительности не предусматривался до того избирательным законодательством: комиссия была вправе не допустить кандидата на заседание комиссии по его регистрации, и это право комиссии подтверждается судебной практикой. Вместе с тем, такое право теперь будет реализовываться кандидатом в одиночку: или кандидат или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, что может затруднить им в дальнейшем доказывание происходившего на заседании комиссии.

Кандидаты, наблюдатели и иные лица, имеющие право присутствовать при голосовании и подсчёте голосов, получили право знакомиться не только с протоколами об итогах голосования, но и со сводными таблицами, куда вносятся соответствующие данные . Так как протоколы вышестоящих комиссий формируются, как правило, на основании именно сводных таблиц, ознакомление с такой таблицей и сличение её с имеющимися заверенными копиями протоколов поможет более быстро отыскать ошибку при составлении протокола об итогах голосования.

Кандидат или политическая партия вправе назначить в каждую избирательную комиссию не более двух наблюдателей, которые вправе поочерёдно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Новацией является возможность назначения не более двух наблюдателей. До того закон не ограничивал количество возможных наблюдателей при условии, что в помещении для голосования будет присутствовать не более одного.

Федеральным законом может быть установлено, что наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом . Действительно, общих требований к гражданству и возрасту наблюдателей федеральным законодательством не предусмотрено, а потому отдельные ограничения для наблюдателей вводятся специальными федеральными законами для конкретных выборов.

Установлено, что одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию. Таким образом, обычно существовавшая практика мобильных групп наблюдателей уходит в прошлое: если наблюдатель внесён в список из максимально разрешённых двух наблюдателей хотя бы в одной комиссии, то в любую другую комиссию он быть наблюдателем не вправе. При этом возникает ряд вопросов, при которых возможны злоупотребления: так как от наблюдателя для включения в список наблюдателей не требуется получения согласия, то возможно (при условии получения информации о том, кто планируется наблюдателями) включение указанных лиц в списки наблюдателей другими партиями и кандидатами, что приведёт к тому, что список, поданный позднее, будет содержать лиц, уже включённых в списки наблюдателей. Дополнительно не указано, на каких именно выборах присутствуют ограничения по единственному месту наблюдения, таким образом данное ограничение абсолютно и с учётом того, что участковые комиссии формируются на пять лет, может носить при его реализации абсолютно непредсказуемый характер (тем более, что закон не содержит иного порядка исключения наблюдателя из списка наблюдателей конкретного участка, даже по заявлению самого наблюдателя).

Разрешено быть наблюдателями членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, если их членство соответствующим образом приостановлено . При этом закон в положениях о приостановке членства в избирательных комиссиях не содержит желания члена избирательной комиссии стать наблюдателем: необходимо быть или близким родственником или непосредственным подчинённым одного из кандидатов на соответствующих выборах.

Разрешён допуск наблюдателей и прочих указанных лиц в помещение, в котором производится подсчёт голосов, на участках, образованных воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Ранее на «закрытых» участках наблюдатели и прочие лица имели право присутствовать только в помещении для голосования, но не в помещении для подсчёта голосов.

Вводится предварительное уведомление вышестоящей комиссии - территориальной или ИКМО о планировании направить наблюдателя. Список подаётся не позднее, чем за три дня до дня голосования. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется. При этом, как было указано выше, не вводится порядка получения согласия от направляемых наблюдателей на внесение в данный список, нет порядка обмена данными списками между территориальными комиссиями на одних выборах (чтобы исключить направление наблюдателей в таком же списке в участковые комиссии на территории иной территориальной комиссии), порядка рассмотрения данных списков (будет ли при наличии в списке неточностей, неизбежно связанных с указанием адреса места жительства отбраковываться весь список или конкретный наблюдатель, в какой срок можно уточнить список при наличии неточностей и т.п.), порядка оповещения представителей других партий и кандидатов о поданных списках (чтобы исключить направление лица, уже имеющегося в списке), порядок исключения наблюдателя из списка лицом, его направившим или самим наблюдателем.

Сохраняется требование наблюдателя предъявить в участковую комиссию уведомление о его направлении в день голосования или день, предшествующий голосованию. При этом отдельно указано, что такое уведомление может быть представлено только наблюдателем, включенным в поданный в вышестоящую комиссию соответствующий список наблюдателей.

Наблюдателям предоставили право проводить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии . Такое право, фактически, существовало и раньше, поскольку прямого запрета на такие действия закон не содержал, однако с его реализацией у наблюдателей, как правило, возникали сложности. Теперь закон вводит два условия для съёмки: предварительное уведомление и осуществление её со специально отведённого места. При этом не указывается порядок такого уведомления и то, что именно должно быть видно с этого места. Также стоит обратить внимание, что съёмка разрешена в помещении для голосования, но не в иных помещениях комиссии и не в помещении для подсчёта голосов. Вместе с тем, таким правом, по смыслу закона перестали быть наделены иные лица, присутствующие при голосовании: кандидаты, их доверенные лица, члены комиссий с правом совещательного голоса.

Наблюдателям и иным лицам разрешён допуск в помещение для голосование не менее, чем за один час до начала голосования . При этом сохраняются положения закона, указывающие право данных лиц на доступ в помещение с момента начала работы комиссии в день голосования. Таким образом, их стоит толковать как обязанность соответствующих лиц обеспечить возможность наблюдателей присутствовать в помещении для голосования не менее чем за один час до начала голосования даже если никто из членов комиссии для участия в работе комиссии не прибыл.

Закреплены полномочия председателя комиссии на отдачу обязательных для исполнения всеми присутствующими в помещении для голосования распоряжений, установлено, что в его отсутствие такие распоряжения вправе отдавать заместитель председателя комиссии, секретарь или иной уполномоченный комиссией член комиссии с правом решающего голоса. Фактически, такое право существовало и ранее и реализовывалось при помощи присутствующих на заседании сотрудников полиции, но теперь оно закреплено законом, а потому невыполнение указанного требования может быть расценено как нарушение законодательства о выборах. Можно также ожидать введения административной ответственности за невыполнение распоряжений председателя избирательной комиссии (в настоящее время существует ответственность за невыполнение распоряжений комиссии в целом). Это дополнительно усиливает статус председателя комиссии во время проведения голосования.

Закреплено право лиц, присутствующих при голосовании и подсчёте голосов избирателей, на свободный вход и выход из помещения во время проведения такого подсчёта. Ранее такого права законом не оговаривалось, что фактически толковалось как присутствие во время подсчёта только лиц, находившихся в помещении на момент окончания голосования (включая недопуск на подсчёт припозднившихся наблюдателей), а также недопуск в помещение лиц, единожды вышедших из него во время подсчёта.

Установлено, что член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах и факт такого нарушения установлен в судебном порядке. Ранее для этого требовалось мотивированного решения комиссии в письменной форме, но необходимо было устанавливать нарушение положений именно закона о выборах, референдуме, а не любого из положений законодательства о выборах (куда входят и иные правовые акты, помимо законов). Вместе с тем, с учётом трудоёмкости установления такого нарушения в судебном порядке (несмотря на то, что суды обязаны рассматривать такие заявления в день голосования немедленно, требуется написание соответствующего заявления, проведение судебного заседания, изготовление мотивированного судебного решения, что может занять несколько часов) количество удалённых наблюдателей должно уменьшиться.

Предусмотрена обязанность по представлению кандидатам, наблюдателям и иным лицам, имеющим право наблюдать за подсчётом голосов, возможности присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом. Несмотря на кажущуюся тавтологичность, данное требование направлено на реализацию имеющегося права непосредственного наблюдения за подсчётом, которое до того зачастую не реализовывалось из-за «отсутствия технической возможности присутствия всех желающих в помещении для подсчёта» или иным схожим поводам.

Выводы:

  1. Порядок направления наблюдателей существенно ужесточён и до конца неясен в итоговом механизме реализации, что может привести к злоупотреблениям при составлении, утверждении и направлении списков наблюдателей. Отсутствуют механизмы исключения наблюдателей из списков как по собственному желанию, так и по воле включивших их туда лиц.
  2. Ужесточение порядка удаления наблюдателя и члена комиссии, которому должно предшествовать вынесение решения суда, должно снизить число удаляемых из помещения для голосования избирателей и членов комиссии.
  3. Ужесточение направления наблюдателей практически не сказалось на регулировании порядка назначения членов комиссий с правом совещательного голоса, что может привести к расширению использования именно этого ресурса для фактического наблюдения за процессом голосования, особенно при использовании мобильных групп наблюдения.
  4. Изменение порядка фото- и видеосъемки привело к фактическому ограничению числа лиц, имеющих право её осуществлять, до журналистов и наблюдателей, ввело для наблюдателей обязанность по фотографированию только с места, определённого председателем комиссии и только в помещении для голосования.
  5. Закон, вместе с тем, расширил право на присутствие участников избирательного процесса на заседаниях комиссий, иных стадиях избирательного процесса, увеличил количество документов, с которыми можно знакомиться, уточнил возможность свободного входа и выхода в помещение при голосовании и подсчёте голосов избирателей.


Просмотров