Духовная Свобода и духовное манипулирование. Духовная жизнь

Обсуждая тему Духовной Свободы, необходимо отметить, что наиболее опасна сфера духовного манипулирования. Она одинаково опасна как для контролера, так и для контролируемого, потому что попирает духовные принципы.

Как и эмоциональное, духовное манипулирование исходит из нужд эгоизма подчинить своей воле и почувствовать свое величие. Манипулирование с помощью духовных знаний не имеет никакого отношения к истинному Духовному Миру. Это то же самое маневрирование, только теперь оно использует в качестве своего главного оружия духовный принцип. Если один человек не может контролировать дру­гого через эмоции, то он обращается к "высшей силе" - форме духовного манипулирования, - чтобы сохранить того в своем подчинении. Духовные манипуляторы - это те, кто не смог сформировать благочестивый характер в какой-то сфере своей жизни. Они ведомы своими недостатками и желанием контроля, но не Духом.

Есть люди, кого Бог действительно наградил особым даром. Опять-таки, если эти люди еще не вполне созрели, то начинают думать, что принадлежат к избранным, к "духовной элите". Они свысока смотрят на тех, кого считают "менее духов­ными", чем они сами, и часто используют в своих личных целях тех или злоупотребляют теми, кто находится под их властью, вместо того, чтобы любить их и заботиться о них.

У Бога нет "суперзвезд"; у Него есть только одинаково любимые дети. Но, независимо от того, насколько может "прославиться его имя" - истинный служитель Духовному Миру не потеряет желания служить людям и помогать им, когда случаются неприятности. Именно для этого и сущес­твуют дары служения. Такой человек должен быть очень осторожным, чтобы не поддаться искушению использовать данную ему Богом власть для господства над другими людьми. Таких людей украшает скромность, трудолюбие и полное отсутствие важности своего "я".

Я только переводчик. Знали б вы,
Как мало мне отпущено свободы, –
Как будто ждёт лишенье головы
За каждую неточность перевода.
Когда бы смерить, сколько нужно мне
Немого неотрывного вниманья,
Чтобы понять, что зреет в тишине
И что звучит в глубинах мирозданья!
И сколько нужно тайного труда,
Чтоб в слово превратить касанье Духа.
И то, что молча говорит звезда,
Доступным сделать для чьего-то слуха.
Когда б вы догадались, сколько зла
Скрывается в одной фальшивой ноте, –
Вы бросили бы все свои дела
И стали б помогать моей работе.

Это слова Зинаиды Миркиной.

Чтобы не попасть под манипулятивное влияние - не стройте свою жизнь на мнениях других людей, единственное правильное решение доверять своей интуиции и голосу совести. Проверяйте всякое услышанное заявление.

"Супердуховные" люди ищут тех, кем можно манипулировать с помощью потреб личности. Очень часто подобные "супердуховные" люди сами довольно неопытны и по­этому дают людям "советы", часто усложняя простую истину специфическим непонятным языком. Если вы более ведомы амбициями, чем Духом, то поддадитесь этим иллюзиям. Многие истинные призывы в жизни людей были уничтожены из-за влияния "супердуховных контролеров".

Способы манипулирования очень легко различить:

  • ситуация подается с особым трагизмом (всё пропало);
  • вызывание у слушателя или читателя чувства вин;
  • крайняя милостивость и возвышение, льстивость - это игры на вашей собственной гордыне;
  • ну и конечно, коронный номер - определение вашей посмертной судьбы (между прочим таким же смертным как и вы!)

Самого манипулятора характеризуют такие качества:

  • скрывает агрессивные намерения и поведение;
  • знает психологические уязвимости жертвы, чтобы определить, какая тактика будет наиболее эффективной;
  • имеет достаточный уровень жестокости, чтобы не беспокоиться о том, что нанесёт жертве ущерб.

Согласно Мартину Кантору, следующие люди уязвимы для психопатических манипуляторов:

  • слишком доверчивые - честные люди зачастую предполагают, что и все остальные честны. Они доверяются людям, которых едва знают, не проверяя документы и т. п.
  • слишком впечатлительные - чрезмерно поддающиеся чужому обаянию;
  • слишком наивные - которые не могут поверить, что в мире существуют нечестные люди, или которые полагают, что если такие люди есть, им бы не позволили действовать;
  • слишком мазохистские - нехватка чувства собственного достоинства и подсознательный страх позволяют использовать их в своих интересах. Они думают, что заслуживают этого из чувства вины;
  • слишком самовлюбленные - склонные к тому, чтобы влюбляться в незаслуженную лесть;
  • слишком жадные - жадные и нечестные могут стать жертвой эгоиста, который может легко соблазнить их действовать для своих целей;
  • слишком незрелые - имеют неполноценные суждения и слишком доверяют преувеличенным обещаниям;
  • слишком материалистичные - легкая добыча для того, кто спасение продаёт, или желание обменять бартером "добрые деяния" на спасение;
  • слишком зависимые - нуждаются в чужой любви и поэтому легковерны и склонны сказать «да» тогда, когда следует ответить «нет»;
  • слишком одинокие - могут принять любое предложение человеческого контакта. Манипулятор может предложить дружеские отношения за назначенную цену;
  • слишком импульсивные - принимают поспешные, необдуманные решения;
  • слишком экономные - не могут отказаться, даже если знают причину, почему предложение настолько выгодно;
  • пожилые - из за страха приближения к неизведанной черте;

Если вы знаете свои недостатки - манипулятору будет сложно использовать их в своих целях.

Чувство безопасности материального (тела или удобств) всегда сходится на одном конкретном человеке - на другом "я", а не на Духе. Обретите свою безопасность в познание своей Души, чтобы вами двигала преданность своим духовно-нравственным ценностям, а не контроль.

Библия говорит, что наши слова подобны "мечам" и содержат в себе силу. Запомните: слова - это духовное оружие. Своими словами мы можем благословлять и проклинать. Слова, даже основанные на принесённых Знаниях могут причинить вред если используется не по назначению, когда вмешивается в волю другого чело­века.

Мы как личности представляем собой "царство", состоящее из трех частей: духа, души и тела. Таким образом, вы - непросто разум или желание; вы - дух, который владеет разумом и живет в теле. Ваш разум и ваше тело - это просто элементы "оборудования", необходимые для того, чтобы Дух мог развиваться и исполнять план Божий на земле. Наша задача осознанно принять такое решение и всячески ему способствовать. Ваша Душа - это источник связи с Богом, а ваш Дух и ваше тело работают вместе и должны следовать за Её (Души) Зовом.

Духовная Свобода – это право быть собой, это Душа, которая не скована цепями. У каждого есть свое личное пространство, свой внутренний мир. Свободен человек до тех пор пока мы не начинаем думать «так, как нужно», «так, как ждут» и т.д. Каждый сам определяет степень своей Свободы, и в этом и заключается Свобода. Свобода человека – это свобода его выбора: Какую литературу читать? Какую музыку слушать? Какие фильмы любить? Как относиться к тому или иному? К чему стремиться? О чем мечтать? Как жить?

Тратить свою жизнь на расстановку ярлыков, на расклеивание характеристик чужих поступков, мыслей, записей? Никогда. Это смешно…

Духовная Свобода – это признание Духовной Свободы других; это не только барьер, защищающий свой внутренний мир – это уважение духовного мира окружающих.

Духовная Свобода - это волшебный ключ к благополучному человеку на пути познания мира и себя.

Духовная Свобода - это власть над своим эгоизмом.

И каждый человек в праве решать сам, когда и как начать ему путешествие навстречу Гармонии, Любви и Счастью.

Подготовила: Natasha (Deutschland)

А.И. Осипов: «Понятие свободы очень неоднозначно. Существует, по крайней мере, три разных смысла этого понятия.

1. Метафизическое понимание свободы.
Это понимание связано со свободой воли человека как образа Божьего, со свободой, характеризующейся наличием в человеке способности выбора, внутреннего выбора, между добром и злом. Эта свобода является тем свойством личности, утрата которого приводит к полной деградации личности. По христианскому учению, над этой свободой никто не властен – ни люди, ни общество, ни демоны, ни Сам Бог. Вот эта возможность внутреннего самоопределения личности перед лицом добра и зла является одним из самых фундаментальных свойств человеческой личности.

Постоянно задаются вопросом: «А что такое свобода? Почему человек делает вот так, а не иначе?», — забывая о простой вещи: как только вы сказали «почему?», вы уже исключили свободу. Метафизическая свобода – это есть способность начинать ряд действий не по причине каких-то внешних, сторонних воздействий, а именно потому, что я так хочу! Поэтому в одной и той же ситуации разные люди могут принимать совершенно разные решения, хотя на них действуют одни и те же внешние факторы.

2. Свобода действий человека. Внешняя свобода.
Эта свобода связана с возможностью реализации личности в условиях её жизни в обществе, в социальных условиях, в окружающем мире. Она проявляется у человека в отношении к вещам, к природе, если хотите – к самому себе. Это широкое понятие, но в нём наиболее актуальным вопросом современности является вопрос о правах, или свободах, человека.

3. Духовная свобода.
Это ни что иное, как власть человека над своими страстями, или – господство ума над сердцем; над всеми страстями, как неукоризненными, так и укоризненными (тем более!). Христианство, говоря о господстве личности над страстями, прежде всего говорит о величайшей страсти, о корне всех страстей – о гордости. Духовная свобода приобретается правильной жизнью, которая приобщает человека к Богу, делает его созвучным Богу, подобным Богу. Апостол Павел говорит: «Где Дух Господень, там свобода». Человек, пребывающий в рабстве у страстей, является уже действительно рабом. Когда ум, хотя может и говорить сердцу, но, будучи уже рабом похоти, не властвует над чувством, становится исполнителем страстей. Свобода в духовном смысле есть независимость воли от принуждения чувственности.

В современном мире внешней свободе или правам человека придается исключительное значение. У внешних свобод есть две особенности.
1) любое право, которым обладает человек, двусторонне; оно может быть использовано как в благих целях, так и в злых.
2) Права в этом юридическом смысле сами по себе ещё ничего не говорят о самом главном для человека – о духовной свободе; для закона это безразлично, он устанавливает только нормы проявления человеком своей личности в социуме и больше ничего.
Из этого следует вывод: внешние свободы не могут рассматриваться как безусловная и самодостаточная ценность. Все условия социального существования человека, в т.ч. свободы, никогда не могут рассматриваться в качестве самоцели: они только средство, а не цель. Внешние свободы и права рассматриваются христианством лишь как условия, причём совсем не самые важные, совсем не самые главные, а только одни из условий, которые желательны, но не необходимы, для приобретения духовной свободы человека. Для христианства первична духовная свобода, для мира – внешние свободы. Для мира духовная свобода вообще, если хотите, лишнее понятие, для христианства оно является единственно ценным. Христианин-раб может быть духовно свободным; мир этого не понимает.

Указанные три категории свободы позволяют говорить о том, что является целью человека. Свобода воли есть прирождённое свойство. Свободы внешние, с христианской точки зрения, хотя и являются очень желаемыми, но, поскольку они всегда условны и относительны, они не могут быть целью сами по себе. Конечно, высшей целью для человека является свобода духовная, ибо только она действительно даёт человеку возможность правильного поведения, правильной жизни, и только она делает эту жизнь наименее скорбной, или бесскорбной».

«Бог есть любовь». Это значит, что единственным безусловным и абсолютным законом нашего бытия является любовь. Чем больше человек в своей жизни приближается к исполнению этого закона, осуществлению его, тем более он свободен и благ и нов. Чем более он отходит от этого закона, нарушает этот закон, тем менее он свободен, тем более он страдает, и тем большее зло испытывает на самом себе.
Из упомянутого закона можно сделать вывод, что только те права и только в тех границах достойны общественного признания и одобрения, которые способствуют воспитанию в человеке истинной любви. Способствуют ли те или иные права воспитанию в человеке любви к окружающим людям? Если – да, то эти права хороши, в этих границах они хороши. Если они, напротив, слишком легко поддаются искажению, если их слишком легко извратить, то, следовательно, они худы.
Наиболее активно разрушает дух любви в человеке развитие страстей. Их корень – славолюбие, сребролюбие, сластолюбие. Вот что порождает всю сумму зол и страданий, которые есть в нашем мире. Невозможна любовь там, где эти страсти культивируются. Где нет любви, там потенциальная смерть, которая неминуемо становится реальной, потому что страсти всегда разрушают человека, губят его.
Свобода тогда велика и является истинно положительным явлением, когда она осуществляется «в границах» любви. Там, где любовь, Там свобода становится именно свободой. Где нет этого, там мы видим насилие.

Итак, оказывается, поистине свободен только тот, кто приобрёл свободу внутри себя, кто свободен душой, даже если он и не свободен телом. Свобода тела (вся совокупность внешних свобод) – это явление вторичное и второстепенное. Первостепенная задача человека и то, что делает человека человеком, — это внутренняя его свобода, свобода от всех видов зла, от господства страстей.

Подмена идеи духовной свободы идеей свободы похотей убийственна, но мы видим, что эта подмена является поистине знаменем нашего времени. Более того, мы можем прямо сказать: причина всех тех нестроений, которые существуют сейчас в социальной действительности каждого государства, каждого общества и в мире в целом, состоит именно в этом величайшем обмане.

Свобода – дарованная Богом способность человеческой воли к непринуждённому избранию добра.
Уподобляясь Богу, человек призван творить одно добро и возрастать в непрестанном соединении с Богом как Первообразом и Источником Добра. Через такое соединение его свобода должна непрестанно возрастать, ибо совершенно свободен Сам Бог.
После грехопадения человек встал на самую низшую степень свободы – свободы выбора между добром и злом. Избирая добро, человек борется с грехом и соединяется с Богом, возрастая в свободе. Избирая зло, человек порабощается греху – своим порочным страстям, освобождение от которых требует немалого подвига при содействии Божественной благодати.

Святитель Феофан Затворник:
«Да определили ли вы, чего хотите, так желая себе свободы? Внутренней свободы нечего искать, ибо она есть уже, так как есть неотъемлемая принадлежность духа. Её никто отнять не может. Выходит, вам желательна внешняя свобода. Но извольте рассудить, в какой мере допустима и достижима такая свобода? Куда ни киньтесь, всюду вы будете окружены такими же свободами, как и ваша, равноправными вашей свободе. Что бы мы ни задумали делать, всегда должны соображать свои действия с действиями других людей и ими ограничивать себя и, следовательно, стеснять свою свободу. Что ни шаг, то пресечение свободы. И притом законное, против которого возражать нельзя, по собственному сознанию. Если это так, то порыв на свободу есть бегание за радугой и ещё хуже – желание схватить призрак».
Свобода человека не есть его полный произвол, полная власть поступать по любому своему желанию или капризу. Конечно, это не свобода. Это злоупотребление свободой, извращение её. Человек не имеет абсолютной, безусловной свободы, такой высшей творческой свободой обладает только Всемогущий Бог.
Человек, несомненно, находится под влиянием внешних мотивов и побуждений самого различного рода. Так, например, на него действуют окружающая среда, условия жизни, политическая обстановка, его образование, культурное развитие и т.д. – всё это отражается в чертах его нравственного облика. Человек всегда свободен избрать любой их этих мотивов. Этот мотив может быть вовсе не сильнейшим, мало того, человек может даже предпочесть мотив, который другим людям покажется явно невыгодным (подвиг мучеников).
Христиане признают человека нравственно-свободным, управляющим своею собственною волею и поступками и, следовательно, ответственным за них пред Правдой Божией. И такая свобода есть величайший дар человеку от Бога, Который ищет от него не механического повиновения, а свободно-сыновнего послушания любви.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 8. ДУХОВНАЯ СВОБОДА

Все сказанное выше подводит нас к одному существенному заключению. Человеку, чтобы стать личностью нравственно высокой и сильной, необходимо прежде всего определиться в своей вере. Потому что именно поиск и

обретение веры есть путь духовного самоопределения личности. Что же для

этого необходимо? Прежде всего человек должен быть свободен в выборе своей веры. Имеется в виду внешняя свобода человеческой личности. Не свобода делать все, что кому захочется, но свобода веры, воззрений и убеждений, в которую другие люди не имели бы права вторгаться с насильственным предписаниями и запрещениями; иными словами - свобода от недуховного и противодуховного давления, от принуждения и запрета, от грубой силы, угрозы и преследования.

Время, в которое мы живем сегодня, позволяет нам свободно, без прямого давления извне искать свой путь в духовном мире. В нашем обществе гласно и негласно проповедуется и насаждается лояльность, всеобщая терпимость и духовно-нравственная толерантность. Каждый человек волен выбирать все, что он хочет и при этом другой не в праве его в этом ограничивать. Таким образом несмотря на многие соблазны, материальные лишения и экономические принуждения, каждый человек остается нравственно и духовно свободен для того, чтобы сделать свой жизненный выбор. Это касается не только профессионального и социального самоопределения. Это особенно важно в поисках духовного самоопределения, в поисках веры и смысла жизни.

Отсутствие внешних, исходящих "сверху" государственных предписаний и запретов, регулирующих социальное поведение личности в нравственной сфере и крайнее ослабление действия традиций и моральных норм привело к нравственной деградации общество.

Не подлежит никакому сомнению, что человек в своем общественном воспитании и в государственной жизни безусловно нуждается в идущих извне предписаниях и запрещениях, причем эти предписания и запрещения должны быть частично поддержаны угрозою, а иногда подкреплены силой и принуждением. Пока люди не научатся самостоятельно преображать зарождающиеся в их собственной душе дурные влечения; пока они не научатся обессиливать чужие дурные намерения при помощи любви, ласкового взгляда и доброго слова, превращая чужую злобу в благотворную доброту (а когда это будет?!, и будет ли?!.), до тех пор в этом порядке ничего не изменится. Однако, даже если люди научились такому поведению, социальные запреты аморального поведения, покоящиеся на положительном праве не исчезли бы, так как люди не могут обходиться без таких запретов, регулирующих соблюдение моральных норм и нравственных требований. Но личные убеждения не создаются такими приказами и запретами. Всякое чужое принуждение подходит к человеку извне, надвигается на него в порядке обязывающего авторитета и именно поэтому оно оказывается неспособным захватить последнюю глубину его сердца и пробудить ее духовно к высшему совершенству.

На такое давление, происходящее "извне" и "сверху", внутреннее ядро человека отвечает обычно сопротивлением и возмущением или, еще хуже -ожесточением, упрямством и ненавистью. Тогда подавленный человек вместо того, чтобы пользоваться своею свободой из глубины и по существу и строить по-своему свой духовный опыт, начинает взывать к формальной свободе, ссылаясь на свое неотъемлемое право и вступает в борьбу за него; и если бы даже налагаемые на него приказы и запреты содержали самую единую и единственную религиозную истину, то и в этом случае они не только не открыли бы его душу для приятия ее, но замкнули бы его душу в слепоте и глухоте...

Запрет и принуждение, угроза и страх могут вынудить у человека только лицемерную "любовь" и лицемерную "веру"; а эти вынужденные, показные, неискренние проявления скрывают за собою или прямое лукавство, или же испуганное, мертвеющее сердце; и все усилия и нажимы власти достигают только того, что истинная любовь и истинная вера гибнут или совсем не возникают в человеческой душе: в ней все становится искусственным, натянутым, раздвоенным, фальшивым и потому - бессильным и, в сущности говоря, кощунственным.

В этом ничего не меняется и в том случае, если человек, поставленный под угрозу и принуждение, принимает внутреннее решение - принудить самого себя усилием воли к "любви" и "вере", т.е. заставить себя насильственно разлюбить любимое и полюбить нелюбимое или разувериться в том, во что он верит, и поверить в то, во что ему не верится. Это не удается ему. Ибо на самом деле в органически здоровой душе - воля не может породить любовь и веру, напротив, она сама получает свое горение и освящение из священного огня невынужденной любви и свободной веры.

Несомненно, воля может жить, господствовать и вести человека и без любви. Но тогда она оказывается холодной и сухой, формальной и безжалостной. Воля может обходиться и без веры, но тогда она оказывается оторванной от духа к святыни, безпринципной и безнравственной, чем-то вроде испорченного автомата или зверя, вырвавшегося из клетки...

Есть закон, который надо продумать и усвоить раз навсегда: внешнее давление, со всеми его угрозами, насилиями и муками, и духовный огонь, во всей его непроизвольности и священной властности, - чужеродны друг другу ("гетерогенны"); они суть проявления различных сил с сфер, причем высшая сила (дух) - властная над низшею, она может вызвать ее к жизни и остановить ее изнутри; но низшая сфера не властна над высшей: внешней силе подчинено только внешнее. Вот почему прав Шопенгауэр, когда говорит: "Вера подобна любви, ее нельзя вынудить. И потому это рискованная затея -пытаться ввести ее при помощи государственных мероприятий"... И прав был русский поэт, сказавший о духовном творчестве:

/А.К.Толстой, Иоанн Дамаскин VII/

Без этой свободы человеческая жизнь не имеет ни смысла, ни достоинства, и это самое главное. Смысл жизни в том, чтобы любить, творить и молиться. И вот без свободы нельзя ни молиться, ни творить, ни любить.

1. Веровать и молиться можно только самому, по доброй воле, искренно, из глубины. Отсюда - свобода верования, исповедания и любви.

2. Любить можно только самому, искренно, по доброй воле, из глубины. Отсюда - свобода духовной любви и убеждений.

3. Творить можно только по вдохновению, из глубины, свободно.

Нельзя творить по приказу и не творить по запрету.

И так во всем. Как подавить ищущую мысль разума? Можно ли вынудить живой и полноценный, нравственно-творческий поступок? Что стоит жизнь без творчества, творчество без вдохновения, вдохновение без свободы? Отсюда -свобода духовного творчества.

Непризнающий такой свободы и такой свободы как основы жизни и как духовной необходимости - приравнивает человека животному, умаляет человеческое достоинство /11, С. 88 - 94/.

Ошибочно понимать "внешнюю свободу" человеческого духа как формальную и безмерную, т.к. она дается человеку именно для внутреннего освобождения. Если внешняя свобода устраняет насильственное вмешательство других людей в духовную жизнь человека, то внутреннюю свобода обращает свои требования не к другим людям, а к самому человеку. Свобода по своему существу есть духовная свобода, т.е. свобода духа, а не тела и не души.

Тело человека не свободно, оно находится в пространстве и во времени. Среди множества других тел и вещей и всегда подчиняется всем законам вещественной природы. Эти законы человек может комбинировать или себе на пользу, или себе на вред, но создавать и нарушать их он не может. Он может не знать о них или забыть об их действии, но освободиться от них он не может никогда.

Несвободна и душа человека. Прежде всего она связана таинственным образом с телом и обусловлена его здоровой жизнью. Далее, она связана законами времени и последовательности (длительность жизни и отдельных переживаний - наследственность, память и т.д.). Наконец, она связана своим внутренним устройством, которого она сама не создает и нарушить не может: законами сознания и бессознательного, силою инстинкта и влечений, законами мышления, воображения, чувства и воли. Душа имеет свою природу; природа

эта имеет свои законы; душа не творит сама этих законов, а подчиняется им и не может изменить их по своему произволению.

Но духу человека доступна свобода, и ему подобает свобода, ибо дух есть сила самоопределения к лучшему. Он имеет дар - вывести себя внутренне из любого жизненного содержания, противопоставить его себе, оценить его, избрать его или отвергнуть, включить его в свою жизнь или извергнуть его из нее. Дух есть сила, которая имеет дар усилить себя и преодолеть в себе то, что отвергается; дух имеет силу и власть создавать формы своего бытия, творить себя и способы своей жизни. Ему присуща способность внутренне освобождать себя, ему доступно самоусилие и самоопределение к благу. Освободить себя значит прежде всего обратить свою силу, чтобы быть сильнее любого влечения своего, любой прихоти, любого желания, любого соблазна, любого греха. Это отрицательный этап самоосвобождения. За ним следует положительный этап: он состоит в добровольном и любовном заполнении себя лучшими, избранными и любимыми жизненными содержаниями...

Этот процесс добывания своей внутренней свободы может поставить человека в конфликт с потребностями тела. Возникнет внутренняя духовная борьба. Найти в себе силу для такой борьбы - значит заложить основу своего духовного характера. Утвердиться в этой силе и внутренне освободить себя -значит воспитать в себе духовный характер. Это значит добыть себе внутреннюю свободу, духовно самоопределиться, приобрести власть над собой, над своим телом и душой, воспитать в себе самообладание.

Освободить себя - не значит стать независимым от других людей, но значит стать господином своих страстей, духовно облагородить и преобразовать их. Свобода от страстей состоит не в том, что человек задушил их в себе, а сам предался бесстрастному равнодушию, но в том, что страсти человека сами, добровольно и целостно, служат духу и несут его к цели, подобно "серому волку", преданно везущему на себе "Ивана Царевича" в тридесятое царство.

Свобода не есть произвол, свобода царит над произволом, она свободна от него, т.к. человек преобразовал его в духовное, предметно обоснованное произволение.

Государство обеспечивает людям права свободы, но ни одному человеку не может быть предоставлено право на преступление . Истолковывать свободу как право на злодейство могут только совсем наивные люди или преступники.

Духовная свобода не сводится к отрицанию чужой опытности и мудрости, но состоит в том, чтобы внутренне освободить себя для духовной жизни без внешнего насилия, принуждения и запугивания.

Ряд международно-правовых актов содержит основополагающие положения для признания духовно-культурных прав. Это, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году. Этот акт обладает высшим международно-правовым авторитетом и содержит в числе других право на образование (ст.26), где говорится следующее: «1. Каждый человек имеет право на образование… 2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам..». В ст.27 Декларации речь идет об авторском праве, а именно: «1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является»

В развитие положений Декларации был принят Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах". В первых статьях этого пакта говорится: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». В ст.13 говорится, что государства «признают право каждого человека на образование…» и: «Никакая часть настоящей статьи не должна толковаться в смысле умаления свободы отдельных лиц и учреждений создавать учебные заведения и руководить ими при неизменном условии соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и требования, чтобы образование, даваемое в таких заведениях, отвечало тому минимуму требований, который может быть установлен государством. В статье 15 Пакта закреплено право на участие в культурной жизни, пользование результатами научного прогресса и их практическое применение, и пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является .

Духовно-культурные права человека - особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной, духовной и научной жизни. Культурные права - это возможности сохранения и развития национальной самобытности человека, его обогащения и развития. Именно указанная группа прав непосредственно влияет на уровень духовного развития личности и обеспечивает необходимые условия для создания и использования духовных достижений человечества.

По своей сути духовно-культурные права является мерой духовности, которую государство гарантирует лицу с учетом условий жизни и деятельности граждан и общества. Духовно-культурные права и свободы человека и гражданина несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права.

Следует отметить, что ценности духовного мира - фундаментальная основа всех существующих прав человека, которые были даны человеческой душе и человеку с момента их сотворения и рождения. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что фундаментом духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина являются мораль. Необходимо особо подчеркнуть особую роль духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина в формировании духовности и нравственности личности. К духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина не относятся "личностные (соматические) права", так как они, в основном, противоречат и противостоят духовно-нравственным ценностям.

Репродуктивные права вытекают из области существующей морали, которая является основой духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина. А.Б.Венгеров указывает следующее: "Четвёртое поколение - это правовой ответ вызову ХХI века, когда речь пойдет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей космической социализации человечества. Рождается новое, четвертое поколение прав, и, соответственно, возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Формируется международное гуманитарное право, светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества" .

Управление информацией происходит через мысль. В свою очередь, право на свободу мысли, реализуемое в связке с моралью, следует относить к духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина (четвёртое поколение прав), а управление информацией (энергией) через мысль - к пятому поколению прав.

Духовные права обеспечивают определенный уровень и качество жизни.

Некоторые из культурно-духовных прав и свобод носят базовый фундаментальных характер. К таким права относятся:

Свобода личности от идеологического контроля, право самостоятельно определять систему моральных и духовных ценностей;

Право защиты интеллектуальной собственности граждан;

Возможности получать полную, непредвзятую, объективную информацию;

Свободы мировоззрения и вероисповедания;

К числу важнейших духовно-культурных прав относятся право на образование, базирующееся на статье 43 Конституции РФ и федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а суть образования состоит в процессе развития и саморазвития личности, связанного с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру .

Другим проявлением духовности и культуры является свобода творчества - право человека создавать литературные, художественные, научные и др. произведения, проводить научные исследования, заниматься иной творческой деятельностью.

Третьим в перечне культурных и духовных прав стоит право доступа ккультурным ценностям и пользование учреждениями культуры. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации" направлен на реализацию конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры .

Право на участие в культурной жизни -право на приобщение к культурным ценностям во всех областях культурной деятельности, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям.

Право на интеллектуальную собственность понимается не как право на владение физическим объектом, а как совокупность прав и обязанностей относительно использования определенных результатов творческой деятельности человека. В рамках интеллектуальной собственности принято выделять две категории прав:

Право на промышленную собственность;

Право на информацию является важнейшим личным правом, непосредственно закрепленным в Конституции РФ (ст. ст.24 , ). Проблема защиты прав личности - защита персональных данных - защиты личности от несанкционированного сбора персональных данных, злоупотреблений, возможных при сборе, обработке и распространении информации персонального характера, приобрела особую актуальность в условиях интенсивного развития современных информационных технологий, включая широту применения Интернета.

Академические свободы - права, согласно которым свобода исследования у студентов, научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и научно-исследовательских организация необходима для выполнения ими своей миссии.

Право на благоприятную окружающую среду связано с обязанностью всех физических и юридических лиц, а также гос. органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды.

Свобода совести и вероисповедания - право каждого человека исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, совершать в рамках закона религиозные обряды, а также исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, учении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов"

С учетом возрастающей роли и значения сферы культуры в жизни общества, дальнейшая разработка и законодательное закрепление прав, свобод, обязанностей граждан в этой области, представляется исключительно актуальным. Сегодня на первый план выступает проблема гарантий реализации культурных прав человека и гражданина, выработки правозащитных механизмов. Это связано, прежде всего, с тем, что сами культурные права в случае их реального обеспечения приобретают социальную ценность. И именно от государства зависит степень реализации этих прав, и, следовательно, степень их социальной значимость. Государство призвано обеспечивать права и свободы в сфере культуры путем их закрепления в национальном законодательстве, а также путем создания эффективного механизма их реализации и защиты.

Эффективность реализации прав и свобод в сфере культуры определяется рядом факторов. Выделяются различные группы факторов: общесоциальные (состояние преступности, наличие кризисных явлений в различных сферах общественной жизни и т.д.), политические (политическая стабильность, состояние межнациональных отношений, вооруженные конфликты и т.д.), юридические (наличие развитой системы законодательства, прежде всего в сфере регламентации и защиты прав и свобод человека и гражданина, степень восприятия национальным законодательством общепризнанных норм международного права и т.д.).

В юридической науке отсутствует единство взглядов на проблему видов гарантий прав и свобод в области культуры. Реализация духовно-культурных прав и свобод предполагает наличие целого ряда элементов, её обеспечивающих. К их числу относятся экономические (финансовые), политические, социальные, религиозные. Реализация права на образование может быть сопряжена с финансовыми затратами, превышающими возможности человека. То же самое можно сказать о праве на доступ к культурным ценностям, будь то посещение музеев и выставок, театральных постановок, кинопросмотров и тому подобное. В 2000 году имели место случаи затруднения реализации права жителей области на образование, поскольку не всегда государственные органы и должностные лица обеспечивали на должном уровне создание системы соответствующих социально-экономических, организационных условий для получения гражданами надлежащего образования.

Как говорится в статье Авериной О.Р. «Участники […] поддерживают усилия государства, направленные на реальное противодействие рискам, которые связаны с экстремизмом. Вместе с тем, мы выражаем серьезную обеспокоенность по поводу практикуемых попыток ограничить под предлогом борьбы с экстремизмом законные права, как верующих, так и религиозных организаций, что влечёт ущемление законных прав всех людей на свободу совести и вероисповедания» .

Анализ положения, места и роли духовно-культурных прав и свобод показывает их принципиальную значимость в общем перечне прав и свобод, так как они нацелены на обеспечение индивидам возможности творческого развития, приобщения к ценностям своего и других народов, цивилизаций, приумножения и совершенствования окружающей их культурной среды.


Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. - 1993. -25 декабря.

Аверина О.Р. Право на свободу совести: актуальные проблемы//Актуальные вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина: региональное измерение: Материалы Первой межрегиональной научно-практической

конференции. Хабаровск, 2012. С. 44.

Каждый человек мечтает о свободе. Почему? Да потому что, все желают себе благополучной жизни. Свобода — это необходимое условие для получения различных жизненных благ. Вопрос в том, что каждый из нас понимает под словом «Свобода». Давайте посмотрим, о какой свободе по статистике чаще всего говорят современные люди:

  • Свобода перемещений по миру
  • Свобода потребления
  • Свобода слова
  • Свобода политическая

А теперь давайте поближе рассмотрим все эти «свободы». Что они дают человеку? Приносят ли они нам Гармонию, Счастье и Любовь?

Свобода перемещений : перемещаясь по миру, находясь даже в самом райском уголке человек все также остается подвержен негативным эмоциям (обиды, злость, ненависть, уныние).

Свобода потребления : в различных гипермаркетах и торговых центрах наши желания разгораются и глаза разбегаются, удовольствие же от приобретения очередной «новой игрушки» быстро проходит. Интересно, что наука «Психология» говорит о том, что наличие выбора больше чем из 3-х вариантов приводит человека сначала к негативным эмоциям, а затем к сильному .

Свобода слова призрачна и не осязаема как воздух: ведь получая информацию мы не можем быть полностью уверены в том, что это не дезинформация. «Монтаж» — так называл это явление герой Андрея Миронова в фильме «Человек с Бульвара Капуцинов». Вот еще один пример такой «свободы»: к восемнадцати годам человек может увидеть по телевидению более 150 тысяч преступлений — убийств, насилия и т.п.

Свобода политическая : согласны ли вы с тем, что наемный сотрудник по-настоящему свободен в общении с начальником только в момент подписания заявления об увольнении? Точно также обстоит дело и в общении с государством.

Все эти «свободы» — внешние . Конечно, они очень важны и ценны для нас. Безусловно, лучше, когда они есть, чем когда их нет. Но давайте посмотрим правде в глаза: они еще никого не сделали счастливым. Успешным, богатым — да. Счастливым — нет. За примером далеко ходить не надо — это всем известный ныне покойный олигарх Березовский.

Кто виноват? Что делать? Как быть успешным и счастливым человеком одновременно? Такими вопросами задавались еще классики русской литературы, например А.С.Пушкин.

Свобода для Пушкина - высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Она - основа дружбы и Любви. Жизнь без свободы для Пушкина окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Только Пушкин имел в виду не перечисленные нами выше «свободы», а «Духовную Свободу». Что это?

Духовная свобода — это власть человека над своим эгоизмом.

Духовная свобода – внутреннее состояние человека. Она первична для каждого из нас, поскольку дается при рождении в мир.

Духовная свобода — это как вольная птица . Когда человек теряет духовную свободу, то он становится птицей, сидящей в клетке. Известный писатель Паоло Коэльо очень образно описывает состояние духовной свободы в одной из своих книг.

«Жила-была птица. Птица с сильными крыльями, со сверкающим разноцветным оперением. Существо, созданное для вольного полета в поднебесье, рожденное, чтобы радовать глаз тех, кто следит за ней с земли.

Однажды женщина увидела ее и полюбила. Сердце ее колотилось, глаза блестели от волнения, когда с открытым в изумлении ртом, смотрела она, как летит эта птица. И та позвала ее лететь с нею вместе отправились они по синему небу в полном ладу друг с другом. Женщина восхищалась птицей, почитала и славила ее.

Но как-то раз пришло ей в голову-да ведь птица эта наверняка когда-нибудь захочет улететь в дальние дали, к неведомым горам. И женщина испугалась одиночества. И позавидовала врожденному дару полета. И подумала: «Расставлю-ка я силки. В следующий раз птица прилетит, а улететь не сможет.

А птица, тоже любившая эту женщину, на следующий день прилетела, попала в силки, а потом была посажена в клетку.

Целыми днями женщина любовалась птицей, показывала предмет своей страсти подругам, а те говорили: «Теперь у тебя есть все». Но странные дела стали твориться с женщиной: птицу она заполучила и мало-помалу интерес к ней стал угасать. Птица же, лишившись возможности летать — в этом и только в этом заключается смысл ее бытия, облиняла и утратила свой блеск, стала уродлива, и женщина вообще перестала обращать на нее внимание: только следила, чтобы корму было вдоволь да чтоб клетка чистилась.

И в один прекрасный день птица взяла да и умерла. Женщина очень опечалилась, только о ней и думала и вспоминала ее днем и ночью, но только не то, как та томилась в клетке, а как увидела в первый раз ее вольный полет под облаками. А загляни она себе в душу — поняла бы, что пленилась не красотой ее, а свободой и мощью ее расправленных крыльев.

Лишившись птицы, лишилась ее жизнь и смысла . И постучалась к ней в дверь смерть. «Ты зачем пришла?» — спросила ее женщина.

«Затем, чтобы ты снова смогла летать со своей птицей по небу, отвечала смерть. Если бы позволила ей покидать тебя и неизменно возвращаться, ты любила бы ее и восхищалась бы ею пуще прежнего. А вот теперь, чтобы тебе снова увидеть ее — без меня дело никак не обойдется».

К сожалению, современная цивилизация препятствует наличию Духовной свободы у человека, развивая и укрепляя эгоизм . «Эго» хладнокровно и рационально. Ему хочется управлять или даже уничтожить нашу «внутреннюю женщину», что означает потерю . А это для каждой женщины смерти подобно.

Реалии жизни таковы, что многие из нас живут в огромных городах, которые растут и расползаются во все стороны изо дня в день. Мы практически не бываем на природе. Из-за ярких городских огней мы почти не видим звезд в ночном небе. С утра до вечера нас сопровождает постоянный шум городского транспорта. Мы живем под искусственным освещением. Большую часть своего времени жизни мы отдает «покупкам-продажам». Нам постоянно хочется приобрести что-то «материальное». Именно на это мы и тратим годы своей жизни. Вообщем, наша жизнь стала искусственной .

Времени же на совершенствование своего Разума и очищение Души не остается. Давайте будем честны: большинство из нас просто избегают заглядывать глубоко внутрь себя . Ведь тогда придется признать очевидное: что живем мы в «королевстве кривых зеркал».

Почему так происходит? Когда человек теряет духовную свободу, даруемую каждому из нас при рождении?

Это происходит тогда, когда в нашем уме прочно прописывается мысль «Все в моей жизни зависит только от меня» . У некоторых возможно появление ментальной установки «В этой жизни ничего от меня не зависит». Обе эти программы — две стороны одной медали. Такое «программирование» происходит еще в раннем детстве когда, например, родители хотят создать мотивацию для развития ребенка. Или уберечь его от «ужасов современного мира».

Мотивация, безусловно, необходима. Да и спасти детей от различных мирских опасностей — одна из задач родителей. Вопрос только в том, каким словами и действиями это необходимо делать.

Предлагаю Вам прямо сейчас начать вновь приобретать вашу Духовную свободу. Для этого в процессе выполнения любого своего дела, четко определяйте границы своего влияния, других людей и Высших сил Вселенной .

Посмотрите полезное и интересное видео на эту тему:

Как резюме к этой статье хочется еще раз озвучить старую библейскую истину: чистота Разума и Души — вот истинные жизненные ценности человека . Именно они позволяют любому человеку быть по-настоящему Свободным. А значит и СЧАСТЛИВЫМ.

Хотите сделать «генеральную уборку» вашего Разума и Души?

Сделать перезагрузку и закачать «программы Духовной Свободы»?

Осуществить «революцию» вашей психики и преодолеть иллюзию свободы?

Тогда ясно и четко скажите себе следующее: «Я поняла, что должна измениться. Полностью, до самых корней моего существа; я не могу больше зависеть от иллюзорных мыслей, ибо они привели меня к дисгармонии в моей душе, к несчастью, к не успешности в личной жизни» .

Это чистосердечное признание даст вам необходимую энергию , чтобы открыть свой Разум и Душу навстречу истинной Свободе. Что дальше?

Представьте, что прошлой ночью шел сильный дождь, а сейчас раннее утро и небо начинает проясняться, наступает новый бодрящий день. Давайте встретим этот новый день так, как если бы в вашем распоряжении был всего лишь только этот день. Давайте начнем наше путешествие навстречу Гармонии, Счастью и Любви вместе . Наши помогут Вам в этом.

Интересно и полезно? Сделайте подарок своим друзьям и близким!Нажмите на кнопку своей соцсети и отправьте им этот материал

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: rgba(0, 137, 191, 1); padding: 10px; width: 470px; max-width: 100%; border-radius: 9px; -moz-border-radius: 9px; -webkit-border-radius: 9px; border-color: rgba(0, 137, 191, 1); border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Tahoma, Geneva, sans-serif;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 450px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: rgba(0, 137, 191, 1); border-style: solid; border-width: 3px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 14px; -moz-border-radius: 14px; -webkit-border-radius: 14px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: rgba(238, 238, 238, 1); font-size: 16px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 17px; -moz-border-radius: 17px; -webkit-border-radius: 17px; background-color: #bf0033; color: #eeeeee; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; box-shadow: inset 0 -2px 0 0 #820023; -moz-box-shadow: inset 0 -2px 0 0 #820023; -webkit-box-shadow: inset 0 -2px 0 0 #820023; border-width: 1px; border-color: #ff6500; border-style: solid;}.sp-form .sp-button-container { text-align: center; width: auto;}.sp-popup-outer { background: rgba(0, 0, 0, 0.5);}



Просмотров