Гражданский арест и задержание в россии. Может ли обычный гражданин совершить задержание человека, нарушающего закон, или это может сделать только полицейский

Понятие гражданского ареста и возможность простых граждан совершать задержание преступников законодательно закреплены в правовых нормативах многих стран мира. Таковые нормы позволяют делегировать часть полномочий органов правопорядка на плечи простых граждан, дают возможность остановить преступление или задержать преступника до приезда правоохранительных органов. Однако в России гражданский арест или задержание всё ещё являются спорной тематикой, практически не имеющей под собой надлежащей правовой базы.

Гражданский арест и его правовое регулирование в мире


В США, Австралии, Германии, Дании, а также многих других мировых государствах действует практика прямого разрешения гражданам осуществлять гражданский арест. Под данным действием определяется наделение простых граждан некоторой долей полицейской власти. В частности, очевидцы преступления или его жертвы могут выполнять задержание преступника на полностью законных основаниях.

При этом в большинстве случаев законодательство, разрешающее гражданский арест, позволяет лишь производить задержание до момента приезда правоохранительных органов. Кроме того, процесс задержания должен быть обязательно связан с непосредственным преступлением, совершённым в короткий промежуток времени относительно задержания. Соответственно нормативы гражданского ареста не осуществляются на преступления, совершённые задержанным вне единого промежутка времени или географического места.

В зависимости от конкретного государства нормативы гражданского ареста могут изменяться. В частности, в отдельных штатах США допускается применение гражданами огнестрельного оружия при необходимости задержания преступника. А в штате Кентукки, например, гражданам, произведшим гражданский арест преступника, дозволяется открывать огонь на поражение при попытке бегства задержанного.

В других же штатах, таких как Северная Каролина, осуществление гражданского ареста является полностью недопустимым, так как по мнению законодателей штата, данные права будут являться присвоением полномочий полиции и открывают спектр для спекуляций и эскалации насилия.

Правовое регулирование гражданского ареста в России

Российское уголовное законодательство не содержит никаких нормативов относительно применения возможности гражданского ареста или задержания лиц, свершивших преступление. Единственные нормы, применимые касательно задержания лиц, раскрываются в положениях ст. 38 и 39 УК РФ, которые посвящены вопросам несения уголовной ответственности за действия, свершённые во время задержания преступников.

Тем не менее, разъяснительное постановление Пленума ВС РФ от 27.11.2012 полностью раскрывает право очевидцев преступления, либо лиц пострадавших от него, произвести задержание преступника до приезда органов полиции.

При этом, статьи 38 и 39 УК РФ могут выступать как основополагающие для освобождения лица от уголовной ответственности за причинённый задерживаемому вред. Действующие законодательные нормативы дозволяют причинение вреда в процессе гражданского ареста в следующих ситуациях:


Обратите внимание

Причинение преступнику вреда во время задержания не всегда может являться безнаказанным. Так, при наличествующем превышении допустимых пределов необходимости либо предусмотренных принципов обороны, при умышленном нанесении вреда его здоровью, не обусловленного необходимостью задержания или же крайними обстоятельствами, задерживающее лицо будет нести полную ответственность соответственно действующему уголовному законодательству.

Ответственность за гражданский арест

Как уже говорилось выше, уголовная ответственность за совершение задержания неуполномоченным на эти действия лицом исключается. Однако наличествующая судебная практика свидетельствует о фактах, когда действия простых граждан, задерживающих преступников, впоследствии оценивались в качестве уголовных преступлений.

В частности, осуществлявшие задержание граждане обвинялись по следующим преступлениям:


Следует помнить, что уголовное наказание за причинённый при задержании вред, допускается лишь в ситуациях, когда причинялся средний, тяжкий или смертельный вред здоровью задерживаемого, и, одновременно с этим, были нарушены пределы обороны или необходимости.

В Соединенных Штатах частное лицо может остановить или «арестовать» человека, причастного к серьезному преступлению. Вы также можете задействовать силу в разумных пределах и задержать человека на время, пока представитель правоохранительных органов не приедет на место преступления. Это называется «гражданский арест». Правила по поводу задержания преступника гражданским лицом отличаются от штата к штату. Очень важно знать законы региона, в котором вы живете, учитывая то, что вас самих могут привлечь к уголовной ответственности за неправильное проведение «гражданского ареста». Для начала решите, стоит ли производить гражданский арест, после чего арестуйте подозреваемого, но действуйте осторожно во избежание уголовной ответственности.

Шаги

Часть 1

Решите, требует ли ситуация гражданского ареста

    Станьте свидетелем преступления. Не следует производить гражданский арест, если вы не присутствовали при самом преступлении. Когда приедет полиция, вам придется предоставить «веские основания» для ареста. Это означает, что вы должны доказать совершение преступления конкретным человеком.

    • Например, если вы видели, как человек ударил другого человека ножом, можно считать, что вы присутствовали при совершении преступления и вправе указать на преступника.
  1. Определите, является ли преступление уголовно наказуемым. В большинстве штатов гражданский арест считается правомочным, если у вас есть причины полагать, что человек совершил уголовное преступление, даже если вы не присутствовали при этом. Гражданские аресты не считаются правомочными, если совершенное преступление является всего лишь мелким правонарушением. Так как характерные черты тяжкого преступления отличаются в зависимости от штата, лучше всего ознакомиться с законами конкретного штата. Следующие преступления, как правило, считаются тяжким правонарушением :

    • Убийство, изнасилование или разбойное нападение, результатом которого является физическое увечье
    • Кража имущества стоимостью более $500
    • Неправомерные действия в присутствии ребенка
    • Бегство водителя с места дорожного преступления
    • Поджог
  2. Определите, является ли преступление «нарушением общественного порядка». В некоторых случаях разрешается произвести гражданский арест за мелкое правонарушение, если преступление повлекло за собой нарушение общественного порядка. К мелким правонарушениям, относящимся к категории «нарушения общественного порядка», в некоторых штатах относятся драки в общественном месте и публичное пьянство.

    • Обязательным условием для ареста за преступление, относящееся к этой категории, является ваше присутствие при совершении преступления.
  3. Определите, безопасно ли производить гражданский арест. Убедитесь, что вы сможете физически дать отпор человеку, которого собираетесь арестовать, прежде чем пытаться сделать это. Переоценив свои физические возможности, вы поставите под угрозу других людей. Если вы производите гражданский арест, существует вероятность того, что ситуация выйдет из-под контроля.

    • Подумайте дважды, прежде чем производить гражданский арест, особенно если правонарушитель вооружен.
  4. Будьте готовы справиться с последствиями. Вы должны оценить обстоятельства, при которых производится гражданский арест. Можете также узнать о правилах проведения гражданского ареста в вашем штате. В этом случае следует обратиться в адвокатскую ассоциацию штата или в ближайшее отделение правоохранительных органов.

    Позвоните в полицию и передайте подозреваемого правоохранительным органам. Позвоните в полицию сразу после задержания человека. Законы таких штатов, как Калифорния и Миннесота, требуют доставки арестованного в суд или в отдел общественных правонарушений «без промедления»

    Попросите кого-нибудь остаться с вами. Если вы не можете доставить преступника самостоятельно или в вашем штате это не принято, попросите кого-нибудь остаться с вами, и дождитесь полиции. Если это возможно, старайтесь не находиться с арестованным наедине. Третье лицо поможет вам защитить себя и окружающих от опасности

    • Третье лицо также поможет избежать жестокости со стороны арестованного. Кроме того, этот человек может стать вашим свидетелем.
  5. Детально объясните, что вы видели. Когда прибудет полиция, детально объясните, что вы видели. Полиция скорей всего попросит вас дать показания. Вы должны описать все, что видели. Объясните ваши действия во время совершения преступления и гражданского ареста. Расскажите, применяли ли вы силу во время ареста подозреваемого.

Часть 3

Как избежать уголовной ответственности

    Не производите арест, если вы не присутствовали при совершении преступления. Хотя вы можете подумать, что у вас есть все доказательства совершения преступления конкретным лицом, ваша интерпретация события может оказаться ложной. Не производите гражданский арест просто потому, что вы услышали, что кто-то ограбил банк. Если вы ошибетесь, вас привлекут к ответственности. Вместо этого позвоните в полицию.

banzaj11 28-08-2013 18:30

всем привет.
навеяно новостями конечно же, достало.

gamych 28-08-2013 18:42

Именно эта ситуация интересует, со стрельбой в черте города из авто?

Palitch 28-08-2013 18:43

quote: обычный гражданин,

Прокурорский?Полицай?Федераст?Толерантной национальности?Журналист?Чиновник какого уровня?Депутат от чего по размеру?

nitar 28-08-2013 20:15


всем привет.

вопрос, имеет ли право, обычный гражданин, ставщий свидетелем правонарушения(например выстрелы в черте города из авто) провести задержание подозреваемого? если да,то как это вообще должно выглядеть?

интересует юридическая сторона больше.

Лучше бы занялись бы банальным зарабатываем денег на себя, родимого, в противном случае, они могут быстро испариться после задержаний, да еще адвокатов кормить, которые просто адвокаты,не работающие на конечный результат, а просто для отбытия времени

Palitch 28-08-2013 21:09

quote: да еще адвокатов кормить

Не только они в пищевой цепочке.

Alex_Zombi 28-08-2013 23:09

Право вы имеете, а вот с реализацией могут возникнуть проблемы. Первая - задерживаемый, как правило, задерживаться не желает и зело буен, а также словесам не внемлет. Вторая - вы применяете меры к задержанию, используете "спецсредства" и потом выясняется, что вы таки "уважаемого человека", чуть ли не "героя всего и вся" практически лишили трудоспособности на длительное время и чуть ли не сделали инвалидом. Третья - полицаи заместо приёма задержанного и выражения благодарности почему-то хотят получить объяснительную в письменном виде и таки наровят задержать и вас "до выяснения" и "должного оформления". Четвёртая - всё прошло хорошо, но задержанный каким-то образом узнал где вы и кто вы и таки явился к вам "для выяснения".

gamych 28-08-2013 23:28

quote: Право вы имеете

Мнение Ваше неправильное.
ТС ведёт речь о правонарушении. Приведенный им пример вполне утверждает в мысли о том, что речь идёт именно о праве гражданина задерживать лиц, совершающих административное правонарушение. Перечень лиц, имеющих право осуществлять такое задержание, приведен в ст. 27.3 ч. 1. Список этот обширен, но просто граждан в нём нет - только должностные лица. Таким образом, просто гражданин, пытающийся задержать административного нарушителя, сам совершает правонарушение, а именно - самоуправство. Вы напрасно вводите в заблуждение читателей.

Вот если бы речь шла о преступлении - картина была бы несколько иной.

neroch 28-08-2013 23:48

Можно ли мне стрелять из своего окна, когда на улице стреляют. Как то так.
Если расшифровать- слыша/видя стрельбу на улице, стреляя из своего окна с целью прекратить стрельбу которую слышу/вижу на улице, я совершаю такое же правонарушение или нет?

sk0ndr 29-08-2013 12:07

quote: Вот если бы речь шла о преступлении - картина была бы несколько иной.

А не могли бы вы поподробней разъяснить - чем иной, и почему?

Virtue 29-08-2013 01:16

как бэ из задержателя не превратиться потом в обвиняемого. Самое разумное снять на мобилу и передать запись органам для разбираетльства попутно закинув на контроль в прокуратуру.ъ

Дэмьен 29-08-2013 02:17



Можно ли мне стрелять из своего окна, когда на улице стреляют.


Сперва- надо подумать. Даже в Новогоднюю ночь
quote: Originally posted by neroch:

- слыша/видя стрельбу на улице, стреляя из своего окна с целью прекратить стрельбу которую слышу/вижу на улице, я совершаю такое же правонарушение или нет?


Palitch 29-08-2013 02:33

quote: 99 человек из 100 Вам скажут- в этом случае надо позвонить в полицию.

В случае когда чучмек снимает номера с Вашей машины,чтобы потом записку под дворник подложить,с предложением их выкупа-а шапочно знакомые шалопаи пьющие пиво в под\езде Вашего дома,увидевшие действия чужака,применяют по чж пустую бутылку,прицельно,или шарикоподшипник из шнеппера\рогатки-Вы за то чтобы они позвонили 02?Или применили то что применили? К вопросу о результавности действий после обращения 02-когда мне,лтн угрозы угрожал,сп приехали через полчаса.Москва.День

Дэмьен 29-08-2013 03:38



В случае когда чучмек снимает номера с Вашей машины,чтобы потом записку под дворник подложить,с предложением их выкупа-а шапочно знакомые шалопаи пьющие пиво в под\езде Вашего дома,увидевшие действия чужака,применяют по чж пустую бутылку,прицельно,или шарикоподшипник из шнеппера\рогатки-Вы за то чтобы они позвонили 02?


А причём здесь это?? Вы сразу же смешали мягкое с тёплым...

Palitch 29-08-2013 04:30

quote: Вы сразу же смешали мягкое с тёплым...

Да можно по-пафосней если подобный жидкий гранит ближе- http://my.mail.ru/video/mail/i..._1994/4453/4467 13 мин Битиё определяет сознание

gamych 29-08-2013 06:46

quote: Originally posted by sk0ndr:

А не могли бы вы поподробней разъяснить - чем иной, и почему?

Потому что в случае, когда совершается преступление, гражданин имеет право на задержание. Право это подтверждено Постановлением Пленума Верховного суда РФ N19 от 27.09.2012 "О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление"
http://www.rg.ru/2012/10/03/plenum-dok.html

Таким образом, в случае преступления гражданин имеет право на задержание преступника. Разумеется, есть нюансы, но право имеется, в отличие от случая, когда совершается административное правонарушение.

idv1 29-08-2013 09:05

Можно добавить, что согласно п. 23. вышеуказанного Постановления превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью. Если лицу, совершившему преступление, при задержании был причинен вред меньший, чем это предусмотрено в части 2 статьи 114 УК РФ, действия задерживавшего лица не образуют состава преступления.

idv1 29-08-2013 10:14

quote: это только мне кажется, что квалифицировать деяние, как преступное, "простой гражданин"(тм) не может?
quote: 19. Право на задержание лица, совершившего преступление, имеют не только уполномоченные на то представители власти, но и иные лица, в том числе пострадавшие от преступления, или ставшие его непосредственными очевидцами, или лица, которым стало достоверно известно о его совершении.

likeshot 29-08-2013 12:29

Kill_Maker 29-08-2013 13:12

quote: Originally posted by banzaj11:
всем привет.
навеяно новостями конечно же, достало.

вопрос, имеет ли право, обычный гражданин, ставщий свидетелем правонарушения(например выстрелы в черте города из авто) провести задержание подозреваемого? если да,то как это вообще должно выглядеть?

интересует юридическая сторона больше.

если хотите комуто вломить, то так и сделайте
отчитываться потом перед милицией не обязательно
скорее всего будете крайним

Молчун11 30-08-2013 01:07

Скажем так за административные нарушения вы задерживать не имеете права. Стрельба в воздух это админ. А вот если вас или кого угодно грабят с использованием оружия или без оного подобное то пресекайте только осторожно. На моем счету несколько задержаний при подобных обстоятельствах. и я все еще с вами:-)

------------------
Я люблю людей, люблю, когда их нет. Я бы вышел на балкон и разрядил бы пистолет.

Дэмьен 30-08-2013 02:13

quote: Originally posted by likeshot:

Зачем задерживать? Нужно в полицию звонить, мы уже из налогов им платим за это. Ну а если повредили ваш автомобиль или еще чего лично, то задерживать нужно.


У меня было 2 случая на гражданке, когда пришлось задерживать преступников (вооружённое групповое нападение на охраняемый объект в 1996 году и попытка совершения грабежа в 2002). И что можно сказать? После довольно много времени уходит на написание всевозможных объяснительных и на поездки в суды. Так вот, прежде чем пытаться кого-то задерживать, советую сначала задуматься- а готовы ли вы к тому, что после придётся потратить немалое время на дальнейшие разбирательства? Если вы готовы, тогда- действуйте.
Нну, а если не задерживать, тогда следует озадачиться тем- как вы с осознанием этого факта будете жить дальше? Так что, палка... она всегда о двух концах, как известно...

udarovod 30-08-2013 06:26


Скажем так за административные нарушения вы задерживать не имеете права.

Молчун11 30-08-2013 11:07


Ой ли? Ну задерживал за хулиганку махрового уголовника (как позже выяснилось) . Ну сходил два раза в ОВД и следственный комитет бумажки пописать... Вот и всё . Единственное пожелание ТСу: соизмеряйте свои силы и средства при задержании.

Кирзачь 30-08-2013 13:46


Хочесь пресекать пресекай и пустырями сс вынутой батарейкой

Кирзачь 30-08-2013 13:46

Задержание это сдать себя сразу же.
Хочесь пресекать пресекай и пустырями с вынутой батарейкой

likeshot 30-08-2013 14:44

quote: Originally posted by Дэмьен:

После довольно много времени уходит на написание всевозможных объяснительных и на поездки в суды. Так вот, прежде чем пытаться кого-то задерживать, советую сначала задуматься- а готовы ли вы к тому, что после придётся потратить немалое время на дальнейшие разбирательства? Если вы готовы, тогда- действуйте.


Вот и взвешивайте, что проще: потерять тачку, к примеру за 500 штук без каско или писать объяснительные? Все зависит от ситуации и того, что "поставлено на кон".

udarovod 30-08-2013 18:14

quote: Originally posted by Молчун11:

не правда не имеете, но вы то я так понимаю его не покалечили и даже серьезно не помяли а если бы он начал отчаянно сопративлятся а вы бы потом не смогли грамотно это перевести на самооборону то было бы в приговоре "из-за внезапоно возникших неприязненных отношений..."

sk0ndr 30-08-2013 18:51

quote: Да, пределов не превысил, помял морду и скрутил.

все зорошо, если не превысил. Морду помял. А если пришло его основательно рихтануть? Например в драке выбил глаз? Или сломал ногу? Или нанес проникающее из резинострела? или загнал ему в голову осиную пулю?
Морду помял - это вообще ни о чем.
С тем же успехом можно подойти к первому попавшемуся ботану на улице и "помять ему морду". И в 99.9% случаем ничего никому не будет.
Тема же о другом. ИМХО.

Молчун11 30-08-2013 21:45

quote: Originally posted by udarovod:

Задержать хулигана, совершившего на меня нападение, как гражданское лицо - имею полное право. Ст. 37 УК. РФ. Да, пределов не превысил, помял морду и скрутил. У меня испорчены джинсы и порван воротник куртки. Даже датый был.

udarovod 31-08-2013 07:50

quote: Originally posted by Молчун11:

так тут уголовная статья а я говорю ну к примеру переход в неположенном месте или распитие, шим после 22 часов. Да кстати просто 37 статья это мало нужно еще и грамотно отписатся.

Отписываться в подробностях вообще не понадобилось. Это тело в ОВД попыталось завладеть табельным постового...

Palitch 31-08-2013 12:10

У меня есть знакомый.Очень такой спокойный.Я со своей матушкой наверное чаще Р-Р-Р чем с ним. Папа у него-латыш,мама-еврейка.Он долго возглавлял беспеку крупной организации,и вся эта правовая шняга,вбита в базовую прогу.Значит выгуливал он бабакина-и шум\крик-чж дёрнул у прохожей барышни сумку.В общем Саша бегал за зверьком полчаса по району-ну раз начал,надо довести до конца.Обрезок дерева прятался на балконе первого этажа Поймал,повалил-а знакомый крепенький такой.Скрутил.Вызвал ментов.Приехали.Сдал.ЧЖ по-экстазировал-не йа,мамай клянусь.Ну и девочка опознала,и у зверька высыпалась куча симок,с 3.14зженных телефонов-тупой абизьян их зачем-то не выбросил.

quote: Ну задерживал за хулиганку махрового уголовника (как позже выяснилось) . Ну сходил два раза в ОВД и следственный комитет бумажки пописать..
Сколько раз Саша ходил к дознавателю не помню,но на суд его вызывали-он ходил. Я запомнил.потому что он на работу при костюме пришёл как-то.И из убытков,во время возни,у него кольцо сломалось-такое из трёх разных колечек,типа за боевые вылеты ИМХО-по обстоятельствам.Если для нанесения максимального вреда выгодней злодея сдать полицаям-можно и нужно сдать. Если по ситуационной этике,иные ходы эффективней-то и они в ход.Но обращение к полицаям, ставит в заведомо невыгодное положение,законопослушного человека.Преступнику-то на закон пох.Полицаям тоже в общем

banzaj11 31-08-2013 16:44

спасибо за ответы по вопросу, а не сочинения на вольную тему.
все ясно.. я так и думал...

Дэмьен 31-08-2013 18:18

quote: Originally posted by Palitch:

у зверька высыпалась куча симок,с 3.14зженных телефонов-тупой абизьян их зачем-то не выбросил.


Спасибо Вам. Подняли настроение.

Молчун11 31-08-2013 19:49

quote: Originally posted by Palitch:
У меня есть знакомый.Очень такой спокойный.Я со своей матушкой наверное чаще Р-Р-Р чем с ним. Папа у него-латыш,мама-еврейка.Он долго возглавлял беспеку крупной организации,и вся эта правовая шняга,вбита в базовую прогу.Значит выгуливал он бабакина-и шум\крик-чж дёрнул у прохожей барышни сумку.В общем Саша бегал за зверьком полчаса по району-ну раз начал,надо довести до конца.Обрезок дерева прятался на балконе первого этажа Поймал,повалил-а знакомый крепенький такой.Скрутил.Вызвал ментов.Приехали.Сдал.ЧЖ по-экстазировал-не йа,мамай клянусь.Ну и девочка опознала,и у зверька высыпалась куча симок,с 3.14зженных телефонов-тупой абизьян их зачем-то не выбросил. Сколько раз Саша ходил к дознавателю не помню,но на суд его вызывали-он ходил. Я запомнил.потому что он на работу при костюме пришёл как-то.И из убытков,во время возни,у него кольцо сломалось-такое из трёх разных колечек,типа за боевые вылеты ИМХО-по обстоятельствам.Если для нанесения максимального вреда выгодней злодея сдать полицаям-можно и нужно сдать. Если по ситуационной этике,иные ходы эффективней-то и они в ход.Но обращение к полицаям, ставит в заведомо невыгодное положение,законопослушного человека.Преступнику-то на закон пох.Полицаям тоже в общем

А за чем его так часто таскали то? Один раз дал обяснение оперу при задержании, сразу же или в течении недели допрос у дознавателя, в принципе если дознаватель накосячил или что еще вскрылось могут еще раз вызваь. Ознакамливатся с материалами дела его вызывать не должны он не потерпевший и не обвиняемый. Далее суд положим суд не в особом порядке, значится: предварительное слушание, и один два максимуи три заседание суда, но в принципе он мог дать свои показания, а потом он и не нужен более. На оглашение приговора ему так же нет смысла ходить..... Хотя суд это отдельный разговор слушание на 12:00 а в реале обычно начинается в 15:00 или вообще переносится всего то стоит конвою с арестованным запоздать или адвокату, прокурору и все у судьи график. Сходить в суд потерять день!

Palitch 31-08-2013 20:21

quote: А за чем его так часто таскали то?

А сколько раз? -
quote: Сколько раз Саша ходил к дознавателю не помню,

На суд он точно сходил- запомнил,потому что он в партикулярном платье первый раз заявился,мы ещё поджужжали чего-то по этому поводу
quote: Сходить в суд потерять день!

Дело надо доводить до конца, я -ни в коем случае не менторским тоном.Тогда и бегать было нех за чучмеком-применил чего есть,и тема закрыта,и никаких судов.И полицаи тогда ни к чему.Или-или.Чурка кстати сел надолго.Кормить его теперь......Денежное довольствие охране,врачам тоже платить

Молчун11 31-08-2013 20:34

quote: Originally posted by Palitch:

Дело надо доводить до конца, я -ни в коем случае не менторским тоном.Тогда и бегать было нех за чучмеком-применил чего есть,и тема закрыта,и никаких судов.И полицаи тогда ни к чему.Или-или.Чурка кстати сел надолго.Кормить его теперь......Денежное довольствие охране,врачам тоже платить

А ну да согласен что ни говори а дело надо доводить. Я как то за своим первым то же пробегал прилично, гад трубой швырялся.

Palitch 31-08-2013 21:06

quote: Я как то за своим первым то же пробегал прилично, гад трубой швырялся.

Кстати у чж повадка-вынимают из урн пустые бутылки,и бросаються ими

idv1 31-08-2013 21:20

quote: Кстати у чж повадка-вынимают из урн пустые бутылки,и бросаються ими

Ага. Азеры и таджики в основном

udarovod 31-08-2013 21:57

Вот и подошли к логическому завершению дискуссии. Если чужого старого деда пинают гости с юга - однозначно вызывать полицию. Самим ни вкоем случае не вмешиваться! Если гость с юга плюнул Вам на ботинок - однозначно нужно догнать, попинать и сдать в полицию.

Молчун11 31-08-2013 23:20

quote: Originally posted by udarovod:
Вот и подошли к логическому завершению дискуссии. Если чужого старого деда пинают гости с юга - однозначно вызывать полицию. Самим ни вкоем случае не вмешиваться! Если гость с юга плюнул Вам на ботинок - однозначно нужно догнать, попинать и сдать в полицию.

Бред какой то полно легальных способов вмешатся, а полицию вызвать стоит в любом случае.

Sher_Khan 10-10-2013 11:14

quote: Originally posted by Кирзачь:

пресекай и пустырями сс вынутой батарейкой


Поздно ПОТОМ уже вынимать, надо заранее, ещё перед выходом.

А я решил эту статью дописать. Вот такой вариант окончания статьи предлагаю Госпоже Латыниной:

Госпожа Латынина - все блестяще - отличная статья, все пороки вскрыты правильно, все описано профессионально, стиль у статьи хороший, слог - великолепный, за душу хватает прямо. Но как и все ваши статьи и статьи ваших собратьев по перу в статье нет одного - рецепта как изменить положение вещей.

Давайте, скажите положа руку на сердце - сколько в инете статей, обличающих чиновников, взяточничество, воровство, коррупцию? За жизнь все не перечитаешь. А сколько статей, где предлагался бы какой-либо разумный выход из ситауции (экстремистские статьи и рецепты народного бунта не рассматриваем, так как разумного в них мало - выкрики "порубить их всех" и "русский медведь проснется и никому мало не покажется" не в счет).

Так вот попытаюсь дополнить вашу статью. Сделаю это, конечно же, не так ловко и умело как вы, но попробую. Не стреляйте, пожалуйста в пианиста - играет как может.

Для начала расскажу об одной норме права, существовавшей и поныне существующей в США и Англии и еще в некоторых странах уже несколько сотен лет. Давайте рассмотрим США, это мне ближе, хотя похожие законы есть и в Австралии и во Франции и даже в Индии!

Называется эта норма права "гражданский арест". "Гражданский арест - арест, производимый лицом, не наделённым для этого специальными полномочиями (в частности, не являющимся представителем исполнительной власти, например, полицейским), но ставшим свидетелем либо жертвой уголовного преступления." (Википедия).

То есть в США за исключением одного единственного штата, где эта норма отсутствует (ее нет в Северной Каролине) человек, который стал свидетелем преступления имеет юридическое право задержать преступника. То есть идете вы себе спокойно по родному Техасу, например, или Висконсину и видите как человек разбил витрину магазина и вытаскивает оттуда вещи - то есть явно занимается воровством. Вы имеете юридическое право подойти к этому человеку и объявить ему гражданский арест - закон в этом случае при произнесении магической фразы "я объявляю вас под гражданским арестом" наделяет вас всеми правами и полномочиями полицейского (но освобождает от необходимости зачитывать мантру про "вы имеете право сохранять молчание"). И если задержанный применит против вас силу или попробует скрыться, то тогда помимо срока за преступление он получит еще и хороший "довесок" за сопротивление властям. Вы - обычный гражданин в этом случае и являетесь властью!

В некоторых штатах к этому относятся очень серьезно. Самый "радикальный" штат - штат Кетукки. Граждане штата Кентукки не только имеют право арестовывать преступника, но и застрелить его, если он попытается скрыться с места преступления (вот соответствующая статья Уголовного Кодекса штата Кентукки - Kentucky Criminal Code § 37; S 43, §44.).

Вот так вот. Идете вы по улице, видите как грабят магазин, объявляете гражданский арест уголовнику, который этим занимается, а если тот начинает убегать преспокойно всаживаете ему всю обойму в спину и ни несете за это никакого наказания! Представьте это на секунду.

В Кентукки просто разгул демократии, в штате Юта преступника здерживать можно, а вот стрелять в него нельзя. Закон штата не дает такого права, как в Кентукки.

Итак к чему это я? А вот к чему. Неплохо бы принять такой закон в России - дать гражданам право арестовывать преступников - и наделить их соответствующими полномочиями, которые совершенно не отличались бы от полномочий милиции или ФСБ например. Вот это было бы интересным окончанием вашей статьи - в котором вы рассказываете о том, что такое "гражданский арест" и как эту норму права, после ее утверждения Думой можно было бы использовать в России.

Если, например, создать юридическую базу для ареста взяточников - тогда что-то может измениться. Вот это будет действительно борьба с коррупцией на деле. Взятка - уголовно наказуемое преступление, а вы, как гражданин общества имеете право арестовывать человека, который совершает уголовное преспупление. То есть вы, когда даете взятку, обеспечиваете доказательную базу (например ведете скрытую видеосъемку) - после получения взятки заламываете руки чиновнику и вызываете милицию. Вначале будут перегибы и перекосы (не без этого) а потом все наладится. Дайте гражданам ПРАВО самим арестовывать взяточников - поверьте мне, тысячами их в каталажку приводить будут. Суровый закон за взяточничество (от 10 лет + конфискация) + закон о гражданском аресте = о бытовой коррупции в России можно будет забыть. Если чиновник будет знать, что тот, кто дает ему взятку имеет право его арестовать, то две тысячи раз подумает, прежде, чем ее вымогать. Начать с малого, постепенно привить гражданам привычку защищать свои права - это в перспективе многое что может дать. Но сперва надо дать ПРАВО.

Вот такое вот дополнение к вашей статье. Проблему вы уже три тысячи раз описали и сделали это очень хорошо, но вот рецепта никакого не дали. Извините, что пришлось дописывать вашу статью - опять-таки, не стреляйте в пианиста и не судите строго если стиль не выдержан - пишу как могу.

Жизнь полна сюрпризов, и если вам кажется, что грабители, маньяки, уголовники - лишь сюрреалистичные герои передачи «Криминальная Россия» и ей подобных, то вы сильно ошибаетесь. Не дай бог, но наверняка хоть раз в жизни каждому придется столкнуться с такими вещами лицом к лицу, и зачастую полагаться нужно будет только на собственные силы.

В этом материале редакция разбирается, как самостоятельно задержать преступника, оставаясь при этом в рамках закона.

Немного о законе

На Западе уже много лет действует так называемый гражданский арест: практика, позволяющая человеку, не наделенному специальными полномочиями, совершать задержание преступника. История процедуры идет еще из средневековой Англии, где тогдашние служители закона регулярно привлекали гражданских лиц к поимке преступников. Сейчас в различных странах буква закона по этому вопросу варьируется. В некоторых штатах США, например в Кентукки, гражданам разрешается применять даже огнестрельное оружие.

В России такая процедура до сих пор не является абсолютно законной. Согласно постановлению Верховного суда РФ, вышедшему в прошлом году, гражданам позволяется помогать полиции при задержании преступников. Тем не менее постановление не дает задерживаемым полной свободы действий. Как таковое задержание физическое лицо не имеет право проводить, так как это может считаться вторжением в частную жизнь. Постановление носит чисто рекомендательный характер и дает лишь небольшую поблажку в отношении «народных героев».

комментарий юриста

«Если в западных странах практика гражданского ареста жестко прописана, в российском законодательстве никаких четких указаний по этому вопросу не существует. Согласно Постановлению Пленума Верховного суда от 2012 года, гражданские лица имеют право на задержание преступника, в том случае если они стали его непосредственными очевидцами или им достоверно известно о совершенном преступлении. Тем не менее, к преступнику нельзя применять никакое физическое воздействие, и за любые повреждения выше среднего задерживаемый автоматически попадает под статью. А с учетом того, что оправдательный приговор в России выносится крайне редко и неохотно такая ситуация становится еще более реальной. Вывод - при задержании нужно всего вести себя крайне осторожно и как можно быстрее сообщить обо всем правохранительным органам».


Основания

Самым важным фактором, который нужно будет потом грамотно доказать, - это основания для задержания. Человек, решившийся на гражданский арест, должен быть готов обстоятельно изложить все не только полиции, но и в суде, а также к тому, что дело может обернуться против него. Главное правило - вы должны быть прямым свидетелем преступления, слова третьих лиц, предположения и догадки не допускаются и могут сыграть против вас. Поэтому еще несколько раз подумайте, действительно ли то, свидетелем чего вы стали, является преступлением.

Также следует четко определить, что данные действия действительно необходимы и идут не от вашего сильного желания почувствовать себя в шкуре Бэтмена, а от реальной угрозы безопасности других лиц.


Нужно четко дать понять себе, что ваша главная задача - задержать преступника до появления полиции, а не устроить на него охоту и последующий самосуд. Поэтому необходимо как можно быстрее сообщить правоохранительным органам о случившемся, а не увлекаться игрой в детектива. Помните: главная ваша цель - не проявлять геройство, а сделать процесс поимки преступника для полиции как можно более простым.

Помочь в задержании преступника можно, не только связав его по рукам и ногам, а например, установив за ним слежку, чтобы определить хотя бы примерное его местоположение. Будет не лишним хорошо запомнить его приметы и привлечь в качестве свидетелей других лиц.


Действия

Сближаться с преступниками и напрямую заявлять им о том, что они делают что-то нехорошее, в высшей степени неразумно. Даже если вы мастер спорта по боксу, а они худые бледнолицые наркоманы, не будьте так самоуверенны: оружие в руках любого из них может моментально перевесить чашу весов в другую сторону.

Конечно, есть исключения, когда вступить в бой - последняя возможность спасти чью-то жизнь. В остальных случаях будьте рассудительнее. Не забывайте: чем меньше насильственных действий будет вами совершено в отношении преступника, тем очевидно меньше проблем у вас будет при разбирательствах дела с полицией.

Что может пригодиться при задержании:

наручники



Просмотров