Гражданские обязанности человека по конституции рф. Основные конституционные обязанности человека и гражданина в рф

Правовой статус человека и гражданина характеризуется не только его правами и

свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.

Конституционное право закрепляет круг обязанностей лица как субъекта

конституционно-правовых отношений - обязанности лица как избирателя, депутата, члена различных органов государственной власти, обладателя многих других конституци онно-правовых статусов.

Вместе с тем конституционное право закрепляет основные обязанности человека и

гражданина, которые носят всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица, закрепляются на высшем конституционном уровне. К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности обращены к каждому, другие только к гражданину Российской Федерации. Основные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, предъявляющиеся каждому человеку и гражданину, связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества,

государства, других граждан. Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов Российской

Федерации. Эта обязанность в отношении граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах конституционного строя Российской Федерации (ст. 15).

Однако обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации не

ограничивается требованием не нарушать их предписаний. Каждый гражданин должен содействовать претворению в действительность принципов, основ Конституции, положений законодательства.

Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). В условиях свободы предпринимательства, различных форм экономической деятельности, наличия различных не контролируемых и не учитываемых государством источников доходов уплата налогов уже связана с инициативой человека, обязанного сообщать о своих доходах в налоговые службы, заполнять декларации о доходах. От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охраны его суверенитета, обороноспособности.

Законодательство устанавливает для граждан дифференцированные ставки налогов, что содействует в возможной степени сбалансированию доходов различных категорий граждан.

Конституция Российской Федерации закрепляет обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Природа как внешняя среда обитания человеческого общества в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны. За последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц.



В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества -долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет воинскую службу в соответствии с федеральным законом. Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и другие факторы.

Конституция Российской Федерации закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы. Это положение развито и закреплено Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе», который вступает в силу с 1 января 2004 г.

32. Институт уполномоченного по правам человека в РФ.

В соответствии с Конституцией РФ, с 1997 г. в России действует ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ».

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (УППЧ) учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами.

УППЧ назначается на должность Государственной Думой на 5 лет из числа граждан РФ, достигших 35-летнего возраста, имеющих познания в области прав и свобод человека и гражданина и опыт их защиты, кандидатуры могут предлагаться Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами и депутатскими объединениями Государственной Думы. УППЧ не может являться депутатом, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. УППЧ не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. УППЧ может быть досрочно освобожден от должности Государственной Думой в случае занятия им деятельностью, несовместимой со статусом УППЧ, вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении УППЧ и др.

УППЧ рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранцев и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов (кроме законодательных), органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал их в судебном (административном) порядке, но не согласен с принятым по его жалобе решением. В особых случаях УППЧ вправе принять меры по своей инициативе.

По результатам рассмотрения жалобы УППЧ вправе: 1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также участвовать в процессе; 2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; 3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу судебного решения; 4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; 5) обращаться в КС РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Ежегодно УППЧ направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, палатам Федерального Собрания РФ, в Правительство РФ, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, Генеральному прокурору РФ, данный доклад опубликовывается в «Российской газете».

33. Понятие гражданства и подданства, двойное гражданство,

Введение

1. Понятие и признаки конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации

2. История развития конституционных обязанностей человека и гражданина в законодательстве Российской Федерации

Заключение

Список нормативно-правовых актов и литературы

Введение


Актуальность. В настоящее время Россия, вставшая на путь демократизации всех сфер жизни общества все больше приобретет черты правого демократического государства, каждый гражданин в отдельности призван содействовать этому, для этого прежде всего надо знать свои права и обязанности и действовать в соответствии с ними, то есть необходимо повышать свою правовую культуру. Обязанности это правовые принципы, которые являются противовесом правам. Нет такого общества, в котором были бы одни лишь права. Общество всегда наполнено определенным количеством прав и обязанностей, которые между собой соотносятся ибо нельзя реализовать право без взаимной обязанности или хотя бы не препятствовать. Задача законодателя состоит в том,чтобы разделить "по справедливости" эти права и обязанности. Для меня представляет научный интерес то, каким образом Российский законодатель наполнил содержание конституционных обязанностей в нашей стране.

Цель работы – проанализировать содержание и сущность основных конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.

Конкретными задачами, позволяющими достигнуть цели:

1. Дать понятие конституционным обязанностям, выделить их признаки

2. Рассмотреть историю возникновения и развития конституционных обязанностей в России

3. Выделить на основе анализа Конституции обязанности человека и гражданина

4. Раскрыть содержание и нормативно-правовое регулирование конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации

Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере конституционно-правового регулирования обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.

Предмет работы - нормы Конституции Российской Федерации, устанавливающие обязанности человека и гражданина, а также нормы российского законодательства конкретизирующие данные положения Конституции.

Степень разработанности темы. Данной теме посвящали свои работы Казанчев, М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин.

Структуру работы составляет три параграфа, введение и заключение. Также приведен список используемой литературы.

1. Понятие и признаки конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации


Исходя из того, что конституционные обязанности это элемент правового статуса личности, то сначала хотелось бы охарактеризовать понятие и содержание правового статуса личности в Российской Федерации. Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина.

Правовой статус - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия включаются следующие элементы: а) правовые нормы, устанавливающие данный статус; б) правосубъектность; в) основные права и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая ответственность; ж) правовые принципы; з) правоотношения общего (статусного) типа.

Теперь, что непосредственно касается конституционных обязанностей граждан. Само слово "Конституция" - латинского происхождения, от "constitutio" - установление, устроение. Традиционно, этим термином определяется основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство; избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные право и обязанности граждан. Так что же такое конституционные обязанности граждан РФ? Конституционные обязанности - это установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды общественно необходимого поведения граждан.

Основные права и обязанности являются таковыми не только по форме будучи закрепленными в Конституции, но и по содержанию, поскольку они являются определяющими в отношении всех иных обязанностей. Для конституционных обязанностей характерными являются определенные признаки, свойства, которые отличают их от других обязанностей. Эти признаки определяют в своей совокупности юридическую природу основных обязанностей.

1. Конституционные обязанности обладают верховенством. Все другие юридические обязанности должны, в принципе, соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, которое противоречило бы конституционным обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма.

2. Конституционные обязанности служат юридической базой для всех обязанностей, устанавливаемых законодательством.

3. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Их детализация, конкретизация осуществляется в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.

4. Только конституционные обязанности действуют на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.

5. Для каждого гражданина России одинаков круг обязанностей. Именно в области конституционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие как принцип правового положения граждан.

6. Основные, конституционные обязанности имеют постоянно действующий непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны первым осуществлением. Пока лицо является гражданином Российской Федерации, он может реализовывать свои обязанности.

Итак, конституционные обязанности по своему смыслу и содержанию составляют неотъемлемую часть правового статуса человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности – это общеобязательные, установленные Конституцией Российской Федерации и раскрываемые в отраслевых нормах права, правила поведения человека и гражданина за неисполнение которых предусмотрена юридическая ответственность. Основными признаками их являются: верховенство, общий вид, действие на всей территории России, равноправие для всех лиц, постоянно действующий непрерывный характер


2. История развития конституционных обязанностей человека и гражданина в законодательстве Российской Федерации


Обязанности граждан, так же как и права, возникли и развивались вместе с возникновением государства. Можно сказать, что выполнение своих обязанностей гражданами перед Отечеством поначалу было просто долгом, а впоследствии они получили конституционное подкрепление. Обязанности перед государством граждан были в разные времена и в разные века неодинаковы. Так, например, в США, в Конституции республики Массачусетс в ч 1, именуемой "Декларация прав жителей республики Массачусетс" в ст. 2 вменяется в обязанность публичное отправление культа США. Но историю этого вопроса рассмотрим более подробно на примере развития обязанностей и прав в России, так как они неразрывно связаны друг с другом, и из одного вытекает другого, но делая все-таки упор на развитие обязанностей.

Первая конституция РСФСР была принята после Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 года 10 июля 1918 года. В ней, в разделе 2 называющимся "Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики" 5 главе в обязанности граждан входило трудиться и был даже провозглашен лозунг "Не трудящийся да не ест". А в целях охраны завоеваний Великой Рабоче-Крестьянской революции РСФСР признавала обязанностью всех граждан Республики Социалистического Отечества и устанавливалась всеобщая воинская повинность. Причем право защищать Революцию предоставлялось только трудящимся на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных обязанностей военных. Постановка военной обязанности одной из главных понятна потому, что это были годы, когда встал вопрос о самом существовании советской власти. В стране сложилась острая обстановка. Резко обострилась классовая борьба, приняв самую беспощадную форму гражданской войны. Тогдашнему государству пришлось отбивать нападения внешних и внутренних врагов. На первое место выдвинулись военные функции государства: обороны страны от нападения внешних врагов и подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Это было жестокое время, когда брат шел на брата. В стране объявлялся военный режим, причем не только в армии, но и на транспорте, военной промышленности и в снабжении продовольствием. Создался 30 ноября 1918 года Совет Рабочей и Крестьянской Обороны которому, предоставлялась вся полнота власти в области обороны. Возглавил этот орган председатель СНК В.И. Ленин. Что же касается труда, то здесь надо сказать следующее - новое государство было первым государством и это был прогресс в то время установило восьми часовой рабочий день. Это распространялось на всех и в том числе на работающих по найму. Рабочее время в течение недели не должно было превышать 46 часов, устанавливался перерыв в рабочее время для отдыха и приема пищи длиною в час. Труд ночной запрещался для женщин и для подростков до 16 лет. Нельзя было работать по найму не достигшим 14 лет. Это тоже было правильно, так как если бы не было запрета, начались бы всякие злоупотребления. Подлежал так же сокращению рабочий день в особо вредных условиях. Что же касается возведения труда в обязанность и лозунга "кто не работает тот не ест" то это не совсем правильно, так как труд не должен быть обязанностью, а он должен быть правом, ибо трудясь человек должен удовлетворять свои потребности и создавать блага для общества и государства. А труд из-под палки плохой труд, ибо человек понимает, что если он не будет трудиться и исполнять свою обязанность, то за это может наступить наказание. А лозунг "не трудящийся да не ест" вообще не понятен так как под трудом каждый понимает свое, например, как могли оценить в то время труд ученого и рабочего и военного и крестьянина. Каждый из них трудится по своему, а ведь, кого то из них могли признать нетрудовым элементом, потому, что труд его незаметен и не сразу видны результаты его труда. В целом же говоря о Конституции 1918 года можно сказать, что она носила четко выраженный классовый характер, являлась средством юридического закрепления диктатуры пролетариата полновластия трудящихся, руководимых рабочим классом. Она явилась образцом для конституций других независимых республик: Белорусской (1919), Украинской (1919), Азербайджанской (1921), Армянской (1922), Грузинской (1922). Образование СССР нашло свое конституционное закрепление в основном законе - Конституции СССР 1924 года. Декларация об образовании СССР, утвержденная первым съездом Советов СССР, без изменений вошла в текст Конституции СССР. Что же касается Договора об образовании СССР, то этот документ так же вошедший в текст Конституции подвергся значительным изменениям и дополнениям. По содержанию Конституция СССР 1924 года не похожа на Конституцию 1918 года и последующие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, отсутствует глава о правах и обязанностях граждан, избирательные права, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Главное основное внимание конституция 1924 года уделила факту конституционного закрепления образования СССР, прав Союза СССР и союзных республик, система высших государственных органов Союза СССР и Союзных республик. По мнению автора правильно было сделано, что права и обязанности и главы о них не были включены в Конституцию СССР 1924 года так как эта Конституция с помощью договора объединяла республики в единый союз и соответственно республиканские обязанности должны были стать общесоюзными. В 30-е годы в стране складывается аномальная противоестественная но исторически оказавшаяся неизбежной модель нового общественного строя - авторитарно-мобилизационный социализм с тоталитарными извращениями. Эффективность этого строя (сталинизма) снижалась, но не сводилась на нет сталинщиной. Это были годы массовых репрессий и террора против собственного народа. И вот в этих условиях принимается решение о создании новой Конституции СССР.

В связи с этим была образована Комиссия по созданию новой Конституции во главе с И.В. Сталиным. Поначалу хотели внести изменения в действующую Конституцию, но потом стало ясно, что это невозможно. Поэтому комиссия сочла целесообразным подготовить проект новой Конституции, который и был опубликован 12 июня 1936 года во всех газетах страны для всенародного обсуждения. Наибольшее число предложений касались таких вопросов как определение общественного устройства, прав и обязанностей граждан, принципов избирательной системы, решения национального вопроса.

Немалое количество поступивших предложений касалось устройства высших органов власти СССР и их деятельности. Новая Конституция СССР была утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов 5 декабря 1936 года. В те годы Конституцию 1936 года называли "Сталинской" но это не совсем верно, так как над ней работали и оппозиционные по отношению к Сталину политики. Это, к примеру, Николай Бухарин. В Конституции СССР 1936 года в отличие от Конституции СССР 1924 года были закреплены не только права но и обязанности, а в предыдущей о них ничего не говорилось. Это говорит о зрелости государства. В Конституции 1936 года правам и обязанностям посвящена глава X обязанностей становится больше. Но прежде чем о них говорить хотелось бы отметить особо ст. 127 главы X, в которой говорится что "гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности". Никто не может быть подвергнут аресту не иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора. За последние десятилетия было много написано, как осуществлялась в те годы неприкосновенность личности.

Статья 130 Конституции говорила впервые об обязанности граждан СССР соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.

В статье 131 говорилось, что каждый гражданин и обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Лица покушающиеся на общественную, социалистическую собственность являются врагами народа.

Статьи 132-133 взаимосвязаны между собой потому что в них как и конституции 1918 года говорится о воинской обязанности граждан СССР и ответственности за ее не выполнение.

Новым в этой Конституции было то, что труд перешел из обязанностей в права граждан ст. 118. Впервые говорится об обязанности соблюдать гражданами конституцию в предыдущих двух об этом не упоминалось по видимому в этом не было необходимости так как стояли перед государством другие задачи. Вообще же соблюдение конституции это необходимая обязанность так в этом проявляется уважение граждан к своему основному можно сказать центральному закону страны. Эти слова находят свое подтверждение в многочисленных работах и прошлых лет ученых-юристов. Исполнение законов об этом так же впервые говорится в Конституции 1936 года в принципе нормальная обязанность и даже нужная потому что четкое исполнение законов всеми гражданами залог нормального (здорового) общества. Поэтому законы должны отражать наиболее важные моменты в жизни общества и самое главное чтобы эти законы не противоречили конституции и были не против граждан а для граждан. Но в то время было все наоборот и законы были часто против граждан. Так, например 14 сентября 1937 года ЦИК СССР принял постановление по которому обвиняемому во вредительстве и диверсиях обвинительное заключение вручалось за сутки до разбирательства дела. По таким делам не допускалось кассационное обжалование. Президиум Верховного Совета СССР 10 августа 1940 года издал указ "Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве и за хулиганство" по нему виновные в мелких кражах подвергались тюремному заключению сроком на один год. В постановлении ЦИК и СНК СССР "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних", устанавливалась уголовная ответственность с четырнадцатилетнего возрасти за следующие тяжкие преступления - это кража, убийство, насилие и увечье. К этой группе преступлений относились такие действия несовершеннолетних которые могли вызвать крушение поездов. За все остальные преступления указ президиума ВС СССР от 31 мая 1941 года устанавливает уголовную ответственность с двенадцатилетнего возраста. Многие современные юристы отмечают не гуманность этих норм.

Дисциплина труда является важной составляющей трудового процесса, так как при плохой дисциплине страдает производство и не только оно, потому что трудиться можно не только на заводе. Видимо по этому соблюдение дисциплины труда было возведено в ранг обязанностей. Важно чтобы в этом вопросе не было перегибов. Государство, а вместе с ним и работодатели должны различать где настоящий тунеядец, пьяница, прогульщик, а где человек работающий плохо по своим личным причинам.

В Конституции 1396 года упоминается так же о том что нужно честно относиться к общественному долгу и уважать правила социалистического общежития это было нововведение этой Конституции они относились к обязанностям. Но это скорей не обязанности должны были быть, а права людей. Вообще же это должны быть категории социальные а не правовые потому что под общественным долгом каждый по своему и не всегда бывает понятно что это такое. А правила общежития должны быть вообще вне системы любой будь то социалистическая или капиталистическая система.

Появилась новая статья об обязанности граждан беречь общественную социалистическую собственность про частную же собственность ничего не говорится. Она вообще не признавалась потому что боялись что появятся богатые граждане и что они смогут свергнуть власть, а не согласных называли врагами народа и высылали в Сибирь на Колыму и т.д., это кстати тоже написано было в Конституции.

Воинская обязанность находит свое место и в Конституции 1936 года. Более подробно о ней говорится в Законе СССР "О всеобщей воинской обязанности" 1 сентября 1939 года. В нем, как и Конституции в ст. 2 говорилось, что Защита Отечества есть священный долг гражданина СССР. Измена Родине, нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж карается по всей строгости закона как самое тяжкое злодеяние. Эта формулировка взята из ст. 133 Конституции СССР. В Армию забирали всех мужчин граждан СССР без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения ст. 3 закона.

Воинская служба состояла из действительной службы и службы в запасе армии и флота ст. 5 закона. Срок службы устанавливался от двух до пяти лет на Флоте.

Льготы по семейному положению предоставлялись тем, из призываемых которые являлись единственными работниками в семье, и содержали своим трудом двух нетрудоспособных родителей - ст. 26. Отсрочка призыва на действительную службу предоставлялась учащимся средней школы до ее окончания но не старше 20 лет. Военнообязанные и военнослужащие пользовались всей полнотой прав и несли все обязанности советских граждан. Новая Конституция РСФСР принятая в 1937 году была точной копией Союзной в том числе и по обязанностям да по другому и не могло быть ведь РСФСР входила в состав Союза. В целом эта Конституция отразила факт победы социализма в стане, установила Конституционный принцип равенства граждан и расширила Конституционно закрепленный круг прав, свобод, обязанностей граждан.

Новая Конституция была нужна в связи с тем, что старая была связана с именем Сталина, но, несмотря на это, она просуществовала до 1977 года в этот год была принята новая Конституции СССР. Проект новой Конституции, опубликованный в печати в начале июня 1977 года, был вынесен на всенародное обсуждение, которое предшествовало принятию Основного Закона страны и продолжалось почти четыре месяца. Не имевшее себе равных по масштабам за всю историю эпохи социализма всенародное обсуждение позволило вовлечь в процесс выработки новой Конституции широчайшие массы трудящихся, которые внесли множество предложений и дополнений к тексту документа, и затронули многие проблемы жизни и деятельности советского общества.

В обсуждении проекта Конституции СССР 1977 года участвовало практически все взрослое население Советского Союза. Свое слово о проекте на собраниях трудовых коллективов, партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, на сессиях советов, в выступлениях по радио и телевидению, в письмах в газеты и в Конституционную комиссию сказали в те дни 140 миллионов человек. Участники обсуждения внесли около 400 тысяч предложений с поправками к тексту проекта Конституции, которые были тщательно изучены Конституционной комиссией и учтены при доработке документа. Наибольшее число предложений было высказано по главе 7 проекта Конституции, она была посвящена основным правам, свободам и обязанностям граждан СССР. Всего же по Основным правам, свободам и обязанностям граждан СССР было принято 1683 предложения После всенародного обсуждения она была принята на внеочередной 7 сессии Верховного совета СССР 9 созыва 7 октября 1977 года. Более подробно остановимся на обязанностях граждан СССР. В новой Конституции было записано, что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей ст. 59. Эта неразрывность впервые указывается именно в этой Конституции. Впервые указывается в Конституции СССР 1977 года в статье 67 Конституция СССР 1997, статья 67 обязанность беречь природу и охранять ее богатства. Это важная общегосударственная социально-экономическая задача. Ведь Земля ее недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух - все это не только предпосылки хозяйственной деятельности человека, но и среда обитания людей. Здесь речь идет так же о здоровье людей которое, несомненно, зависит от окружающей среды и бережном хозяйственном подходе к национальному богатству страны. К тому же это вопросы и будущего. От их решения зависят в каких условиях будут жить последующие поколения. Поэтому, правильно что была введена такая обязанность. На основе этой обязанности записанной в конституции были приняты Основы лесного законодательства Союза СССР и союзных республик 1977 года. Закон СССР об охране атмосферного воздуха 1982 г., Закон ССР об охране и использовании животного мира 1980 года. Были так же приняты кодексы земельный, лесной, водный в них предусматривалась юридическая ответственность в числе и граждан. Ответственность предусматривалась двух видов административная и, если, гражданин совершал правонарушение после административного воздействия, он привлекался к уголовной ответственности. За исключительно грубое нарушение правил охоты; добычу зверя и птицы, охотиться на которых запрещено полностью или с применением автотранспортных средств - предусматривалось наказание в виде лишения свободы до 3 лет с конфискацией добытого, ружей и других орудий охоты. Автотранспорт, используемый для преследования добычи признавался орудием охоты и изымался у владельца без возмещения стоимости.

Новой обязанностью впервые прописанной в Конституции 1977 года было согласно статье 68 Конституция СССР ст. 68. Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей. Правда в ней говорится, что это является и долгом. И это скорей должно быть долгом чем обязанностью. Наша страна имеет многолетнюю историю и поэтому в ней много исторических памятников (Кремль, Кижи и т.д.) Соответственно сохраняя памятники граждане не забывают свою историю кроме того на истории вообще учиться последующее поколение. Нельзя согласиться с таким утверждением, что в период развитого социализма памятники естественной природы материальной и духовной культуры играют важную роль в решении многих задач строительства, потому что памятники должны быть только духовным наследием, а не чем другим. Их сохранность обеспечивалась соответствующим законодательством СССР и Союзных республик. Советом министров было утверждено Положение об охране и использовании памятников истории и культуры.

Вообще же, эта Конституция содержала еще больше новых обязанностей по сравнению с предыдущими Конституциями. Это свидетельствует об усилении роли государства в жизни общества и повышении ответственности граждан перед государством. Кроме вышеперечисленных, были еще следующие:

Обязанность оберегать интересы советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета Конституция СССР ст. 62. Она вытекала из принадлежности индивида к гражданству СССР. В соответствии с действующей тогда Конституцией и Законами СССР о гражданстве СССР граждане СССР за границей пользовались защитой и покровительством Советского государства; гражданин СССР не мог быть выдан иностранному государству. В свою очередь и граждане СССР обязаны были защищать и всеми доступными им способами оберегать интересы советского государства и способствовать укреплению его могущества и авторитета. Особенно это относилось к тем гражданам СССР, которые по каким либо причинам находились за границей. Если же гражданин СССР совершал действия порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности Советского Союза, то по решению Президиума Верховного Совета СССР он мог быть лишен гражданства СССР. Данная обязанность нужная так как оберегая интересы любого государства пусть даже и советского граждане способствуют повышению авторитета государства на международном уровне. А укрепляя могущество государства граждане повышают и свою безопасность. Автор не согласен лишь с тем, что по решению компетентного государственного органа человек мог быть лишен гражданства страны. Это не правильно так как при этом могли возникнуть злоупотребления и это часто использовалось как инструмент политической борьбы с противниками строя.

Обязанность заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами Социалистического общества.

История формирования и развития конституционных обязанностей в России берет свое начало с Конституции РСФСР 1917г, когда были закреплены всеобщая трудовая и воинская обязанности. Анализ последующих Конституций говорит о развития и расширении круга данных обязанностей, что свидетельствовало об укреплении роли государства в жизни общества.



Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие - только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом. К примеру, статья 339. Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами» устанавливает ответственность за уклонение от такой конституционной обязанности как защита Отечества.

Анализ действующей Конституции и юридической литературы позволяет сделать вывод о наличии в Российской Федерации следующих видов конституционных обязанностей:

· Защита Отечества

· Получение основного общего образования

· Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия

· Обязанность сохранять природу и окружающую среду

· Обязанность платить законно установленные налоги и сборы

· Уважение прав и свобод других лиц

· Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы

Рассмотрим подробнее их содержание.

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы . Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на её территории законы (федеральные законы и законы субъектов РФ) универсальна и распространяется на всех субъектов правоотношений (в том числе на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ). Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы не ограничивается требованием не нарушать установленные ими запреты. Некоторыми законами на граждан могут быть возложены дополнительные обязанности (Например, см. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"). Такие законы могут совершать отсылки на подзаконные акты, но обязанности граждан могут быть установлены только законами. По существу, все обязанности граждан могут быть сведены к обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы иногда расширительно толкуется как обязанность человека и гражданина всей своей деятельностью содействовать практической реализации конституционных принципов и положений законодательства. Несоблюдение Конституции РФ и законов, как правило, влечёт юридическую ответственность, установленную законами.

Обязанность беречь памятники истории и культуры относится к каждому. Понятие "памятники истории и культуры" (иначе - объекты культурного наследия) раскрывается в ст. 3 ФЗ от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" К ним относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Обязанность охранять культурные ценности распространяется также на объекты, поступившие из заграницы и находящиеся на территории РФ.

Конституционный Суд в Постановлении от 20 июля 1999 г. N 12-П по делу о проверке конституционности ФЗ от 15 апреля 1998 г. "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны, находящихся на территории Российской Федерации" указал, что к культурным ценностям, перемещенным в СССР в результате Второй мировой войны, относятся только те из них, которые были перемещены в СССР с территории Германии и ее бывших военных союзников в соответствии с приказами военного командования Советской армии и распоряжениями других компетентных органов.

Деятельность по реставрации объектов культурного наследия, осуществляемая юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, подлежит лицензированию.

Статья 62 Основ законодательства о культуре предусматривает возможность установления ответственности за нарушения законодательства о культуре. УК в ст. 243 предусматривает за уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, ответственность в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 7.13 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны.

Защита Отечества. В соответствии со статьёй 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» . Федеральный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву и по контракту.. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица . Так, статья 38 устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и заниматься их воспитанием, а также обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, эти конституционные обязанности подробно регламентируются Семейным кодексом РФ. Конституция РФ возлагает на родителей (лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми основного общего образования. Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности специальных субъектов права (например, обязанность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить возможность граждан возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающих их права и свободы). Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности-запреты (например, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства).

Таким образом, в действующей Конституции закрепляются следующие виды конституционных обязанностей человека и гражданина: защита Отечества, получение основного общего образования, обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, обязанность сохранять природу и окружающую среду, обязанность платить законно установленные налоги и сборы, уважение прав и свобод других лиц, обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Этот перечень не является исчерпывающим, для отдельных категорий граждан, в зависимости от их статуса могут дополнительно вводится конституционные обязанности.


Заключение

обязанность конституционный гражданин дисциплина

Итак, проанализировав и изучив нормы Конституции Российской Федерации, устанавливающие конституционные обязанности человека и гражданина, изучив иные нормативно-правовые акты по данному вопросу, рассмотрев учебную и научную литературу по данной теме, я могу сказать, что цели и задачи курсовой работы достигнуты в полном объеме. Полученный материал в заключении позволяет сделать следующие выводы:

1. Конституционные обязанности можно определить как установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды общественно необходимого поведения граждан. Основными признаками конституционных обязанностей являются: их верховенство, базовый характер, общий вид, всеобщность по территории и кругу лиц, равноправие, постоянно действующий непрерывный характер.

2. История формирования и развития конституционных обязанностей в России берет свое начало с Конституции РСФСР 1917г, когда были закреплены всеобщая трудовая и воинская обязанности. Анализ последующих Конституций говорит о развития и расширении круга данных обязанностей.

3. Конституция Российской Федерации закрепляет следующие виды конституционных обязанностей человека и гражданина: защита Отечества, получение основного общего образования, обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, обязанность сохранять природу и окружающую среду, обязанность платить законно установленные налоги и сборы, уважение прав и свобод других лиц, обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Этот перечень не является исчерпывающим, для отдельных категорий граждан, в зависимости от их статуса могут дополнительно вводится конституционные обязанности. Конкретную детализацию данные обязанности получают в отраслевых нормативно-правовых актах.


Список нормативно-правовых актов и литературы


1. Закон СССР "О всеобщей воинской обязанности" 1 сентября 1939 года// Ведомости Верховного Совета СССР. - 1939 . - N 32.

2. Указ Президиума Верховного Совета СССР 10 августа 1940 года "Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве и за хулиганство"// СЗ. 1941. N 4. С. 15.

3. Постановление ЦИК и СНК СССР "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних"// СЮ. 1937. N 7. С. 19-20.

4. Основы лесного законодательства Союза СССР и союзных республик 1977 года// Ведомости Верховного Совета СССР 1977 г. N 25, ст. 388.

5. Закон СССР об охране атмосферного воздуха1982 г.// СП СССР 1982, №26 ст. 173, Закон ССР об охране и использовании животного мира 1980 года.// Свод законов РСФСР, том 4, стр. 341.

6. Положение Совета министров об охране и использовании памятников истории и культуры.// СП СССР 1982, №26 ст. 173.

8. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.

9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16.

10. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"// Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 35 ст. 3648.

11. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133.

12. ФЗ от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"// СЗ РФ. 2002. N 26. ст. 2519.

13. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»// Собрание законодательства Российской Федерации от 30 марта 1998 г. N 13 ст. 1475.

14. Постановление Конституционного Суда от 20 июля 1999 г. N 12-П по делу о проверке конституционности ФЗ от 15 апреля 1998 г. "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны, находящихся на территории Российской Федерации» Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 1999, N 5.

15. Постановление Конституционного Суда от 17 декабря 1996 г. N 20-П и от 16 июля 2004 г. N 14-П// Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 1996, N 5.

16. А.И. Коваленко //"Основы Конституционного права Российской Федерации", М: Эксмо 2005г., ст. 56.

17. Маклаков В.В.// Конституционное право. М. 2002.Юристъ, ст. 211.

18. Герасимов А.Н."53 вопроса и ответа о Конституции РФ" Санкт-Петербург, Норма, 1994, ст. 87.

19. Матузов Н.И. Право в системе социальных норм.2002. Проспект., ст. 215

20. Баглай В.М. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999. С. 395.

21. Назаниев Ю.Д. "Конституционное право Российской Федерации", М. 1998, стр. 55.

22. Ю.Д. Казанчев. "Конституционное право Р.Ф." М. 1998, стр. 19.

23. Хрестоматия по истории государства и права стр. 244

24. История государства и права России. М., 1996 год, стр. 458.

25. Г.И. Злоказов "Документы всенародного обсуждения проекта новой Конституции СССР". М., 1984, стр. 46.

26. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997, ст. 142

27. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л.А. Окунькова) - "БЕК", 1994 г.

28. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). - Система ГАРАНТ, 2007 г.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Конституционные обязанности представляют собой равноценную составную часть правового статуса личности и представляют собой обязательное поведение человека и гражданина, закрепленное нормами Конституции РФ. Государственные органы, органы местного самоуправления и другие физические лица имеют право требовать выполнение этих предусмотренных Конституцией правил.

Между правами и обязанностями граждан существует тесная связь, которая находит подтверждение в Конституции РФ.

Замечание 1

Особенности конституционных прав, свобод и обязанностей состоят в том, что они опосредуют наиболее значимые отношения между личностью и государством, без которых нормальная жизнедеятельность человека и государства не представляется возможной. Конституционные права, свободы и обязанности составляют юридическую базу для всех других прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве, потому что в них содержатся исходные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений.

Конституционные обязанности являются элементом правового статуса личности. Правовой статус представляет собой сложную собирательную категорию, которая отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми.

Элементами структуры этого понятия представлены:

  • правовыми нормами, устанавливающими данный статус;
  • правосубъектностью;
  • основными правами и обязанностями;
  • законными интересами;
  • гражданством;
  • юридической ответственностью.

Рассмотрим основные признаки конституционных обязанностей граждан РФ :

  1. Верховенство конституционных обязанностей. Конституционные обязанности являются основными, и все другие обязанности должны им соответствовать. Должностные лица и государственные органы не вправе принимать решение или правовой акт, противоречащие конституционным обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма.
  2. Конституционные обязанности выступают в роли юридической базы для всех обязанностей , установленных законодательством.
  3. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Детализируются и конкретизируются они в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.
  4. Конституционные обязанности действуют на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан государства , иностранцев и лиц без гражданства.
  5. Круг конституционных обязанностей одинаков для каждого гражданина Российской Федерации , что говорит о равноправии и принципе правового положения граждан.
  6. Конституционные обязанности имеют непрерывный, постоянно действующий характер. Они неисчерпаемы, поскольку лицо может реализовывать свои обязанности до тех пор, пока оно является гражданином Российской Федерации.

Конституционные обязанности несут в себе ответственность личности перед обществом, человека перед государством. За несоблюдение конституционных обязанностей предусмотрена юридическая ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Виды конституционных обязанностей

Как уже отмечалось ранее, конституционные обязанности – это составная часть правового статуса личности. Рассмотрим основные конституционные обязанности граждан (рис. 1).

Конституционные обязанности граждан РФ делятся на две группы :

  • общие;
  • частные.

К общим относятся обязанности, которые распространяются на любого человека: соблюдение Конституции РФ и федеральных законов; уважение прав и свобод других; охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам; забота о сохранении исторического и культурного наследия, бережное отношение к памятникам истории, культуры, природы. Эти обязанности являются обязательными для всех категорий граждан.

Группу частных обязанностей составляют только обязанности, касающиеся определенных категорий населения: родительские обязанности; обязанности трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях; обязанность работающих платить законно установленные налоги и сборы; воинская обязанность. Эти обязанности должны выполнять соответственно родители, трудоспособные совершеннолетние дети, налогоплательщики, военнообязанные и другие конкретные категории людей.

В соответствии с Конституцией РФ к основным обязанностям относятся:

  • соблюдение Конституции и федеральных законов;
  • уважение прав и свобод других лиц;
  • сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам;
  • забота о сохранении исторического и культурного наследия, бережное отношение к памятникам истории, культуры, природы;
  • уплата установленных налогов и сборов;
  • воспитание и обеспечение образование детей;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • защита Отечества.

    Обязанность соблюдения Конституции РФ и законов. Ст. $15$ Конституции РФ закрепляет за органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы. Эта обязанность распространяется на всех субъектов правоотношений. Обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы иногда подразумевает обязанность человека и гражданина своей деятельностью оказывать содействие практической реализации конституционных принципов и положений законодательства.

    За несоблюдение положений Конституции РФ и законов предусмотрена юридическая ответственность.

    Уважение прав и свобод других лиц. Конституция РФ устанавливает, что осуществляя свои права и свободы граждане не должны нарушать права и свободы других лиц.

    В процессе реализации своих прав и свобод люди взаимодействуют друг с другом, вступая время от времени в противоречия с интересами, правами и поступками других людей. И здесь самой главной задачей является согласование этих интересов и достижение компромиссов. Недопустимо осуществлять свои права и обязанности за счет других граждан, проявляя эгоизм, своеволие и анархию.

    Забота о детях и нетрудоспособных родителях. Забота о детях и их воспитание является правом и обязанностью родителей, а в соответствии с ч. $4$ ст. $434 Конституции РФ родители или заменяющие их лица обязаны обеспечить детям возможность получить основное общее образование.434 Конституции РФ родители или заменяющие их лица обязаны обеспечить детям возможность получить основное общее образование.

    По достижении детьми $18$ летнего возраста, а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак реализация родительских прав прекращается. Права и обязанности родителей по образованию и воспитанию детей подробно изложены в Семейном кодексе РФ. Вместе с Конституцией РФ, обязанности родителей по образованию детей регулируются Федеральным законом «Об образовании».

    Конституция РФ также закрепляет обязанность трудоспособных детей, достигших $18$ лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти отношения глубоко личностные и зависят от чувства долга повзрослевших детей, их воспитания, нравственных и человеческих качеств. Если суд установит, что родители уклонялись от выполнения своих родительских обязанностей либо были лишены родительских прав, трудоспособные совершеннолетние дети могут быть освобождены от обязанности содержать своих нетрудоспособных родителей.

    Забота о памятниках истории и культуры. В Конституции РФ (ч. $3$ ст. $44$) закреплена обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Объекты культурного наследия являются уникальной ценностью для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Обязанность беречь памятники культуры и истории распространяется на всех субъектов правоотношений, а также на объекты, прибывшие на территорию нашей страны из-за границы.

    Уплата налогов и сборов. В соответствии со ст. $57$ Конституции РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, которые устанавливают новые налоги или ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

    Налогоплательщиками являются физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные лица и лица без гражданства, индивидуальные предприниматели и юридические лица. Условия налогообложения регламентируются Налоговым кодексом РФ.

    Сохранение природы и окружающей среды. В Конституции РФ (ст. $58$) сказано, что каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. Охранять окружающую природную среду обязаны не только граждане, но и органы государственной власти и местного самоуправления, общественные и иные некоммерческие объединения, юридические и физические лица. За нарушение законодательства в области охраны окружающей природной среды предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

    Защита Отечества. Основной обязанностью и долгом гражданина Российской Федерации является защита Отечества. Это правовое и нравственное требование к каждому гражданину, его моральный долг и правовая обязанность. Защита Отечества направлена на обеспечение обороны страны, безопасности государства, а также защиту населения и материальных и духовных ценностей общества.

В соответствии с ч.$2$ ст. $59$ Конституции РФ гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Воинская обязанность граждан состоит из:

  1. воинского учета;
  2. обязательной подготовки к военной службе;
  3. призыва на военную службу;
  4. прохождения военной службы по призыву;
  5. пребывания в запасе;
  6. призыва на военные сборы и прохождения военных сборов в период пребывания в запасе.

Рисунок 1. Основные конституционные обязанности человека и гражданина

Конституционные обязанности - это установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды общественно необходимого поведения граждан.

Основные права и обязанности являются таковыми не только по форме будучи закрепленными в Конституции, но и по содержанию, поскольку они являются определяющими в отношении всех иных обязанностей. Для конституционных обязанностей характерными являются определенные признаки, свойства, которые отличают их от других обязанностей.

Эти признаки определяют в своей совокупности юридическую природу основных обязанностей .

1. Конституционные обязанности обладают верховенством. Все другие юридические обязанности должны, в принципе, соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, которое противоречило бы конституционным обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма.

2. Конституционные обязанности служат юридической базой для всех обязанностей, устанавливаемых законодательством.

3. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Их детализация, конкретизация осуществляется в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.

4. Только конституционные обязанности действуют на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.

5. Для каждого гражданина России одинаков круг обязанностей. Именно в области конституционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие как принцип правового положения граждан.

6. Основные, конституционные обязанности имеют постоянно действующий непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны первым осуществлением. Пока лицо является гражданином Российской Федерации, он может реализовывать свои обязанности.

Итак, конституционные обязанности по своему смыслу и содержанию составляют неотъемлемую часть правового статуса человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности - это общеобязательные, установленные Конституцией Российской Федерации и раскрываемые в отраслевых нормах права, правила поведения человека и гражданина за неисполнение которых предусмотрена юридическая ответственность.

Основными признаками их являются : верховенство, общий вид, действие на всей территории России, равноправие для всех лиц, постоянно действующий непрерывный характер

Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие - только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества.


Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом. К примеру, статья 339. Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами» устанавливает ответственность за уклонение от такой конституционной обязанности как защита Отечества.

Анализ действующей Конституции и юридической литературы позволяет сделать вывод о наличии в Российской Федерации следующих видов конституционных обязанностей:

Защита Отечества;

Получение основного общего образования;

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия;

Обязанность сохранять природу и окружающую среду;

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы;

Налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности, условием реализации им своих публичных функций (постановления Конституционного Суда от 17 декабря 1996 г. N 20-П и от 16 июля 2004 г. N 14-П). Налоги могут и не играть столь важную для существования государства роль, если в его непосредственной собственности находятся большая часть средств производства и доходы от их использования. Однако в демократическом правовом и социальном государстве, в котором признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 1, ст. 8 Конституции).

Подробное решение параграф § 13 по обществознанию рабочая тетрадь для учащихся 7 класса, авторов И.С. Хромова, О.Ю. Скворцова 2015

1. Составьте по два предложения с использованием каждого понятия.

Обязанности неотделимы от прав, поскольку лишь в совокупности они составляют основу правового статуса личности. Основные обязанности человека и гражданина - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, предъявляемые к поведению любых лиц, находящихся на территории государства, либо только к поведению собственных граждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Все обязанности российских граждан, закрепленные в Конституции РФ, условно можно разделить на общие и конкретные.

К общим относятся те обязанности, которые распространяются на всех без исключения граждан страны, а именно:

а] обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ (ч. 2 ст. 15);

б] обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

в] обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы (ч. 3 ст. 44).

Конкретные обязанности закреплены за определенными категориями лиц:

а] за родителями - обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования (ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст.43);

б] за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет, - обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;

в] за налогоплательщиками - обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);

г] за военнослужащими - обязанность защищать Отечество (ст. 59).

Налоги - обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством (см. налоговое право). Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами денежных средств с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций.

Альтернативная гражданская служба (АГС) в Российской Федерации представляет собой особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами вместо военной службы.

Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение воинской службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

2. Заполните схему «Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации».

Конституция РФ говорит, в частности, о следующих обязанностях человека и гражданина, конкретизированных и детализированных в отраслевом законодательстве:

1) соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15);

2) уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17);

3) обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ);

4) обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, Закон РФ «Об образовании»);

5) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, Основы законодательства РФ о культуре, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и др.);

6) платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, Налоговый кодекс РФ);

7) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральные законы от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 24.04.1995 № 55-ФЗ «О животном мире», Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и др.).

8) обязанность граждан Российской Федерации защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, Федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 25.07.2002 «Об альтернативной гражданской службе».

Характеризуя обязанности как составляющую конституционно-правового статуса личности, следует иметь в виду, что:

– во-первых, обязанности, в отличие от большинства прав и свобод, носят позитивный характер, т. е. устанавливаются нормативно (законами), тогда как права человека по отношению к государству имеют преимущественно естественный, внезаконотворческий характер. Таким образом, никаких «естественных», дозаконотворческих и внезаконотворческих обязанностей у человека по отношению к государству нет;

– во-вторых, Конституция РФ исходит из принципа единства не только прав и свобод, но и обязанностей граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6), следовательно, ни один гражданин России не может и не должен произвольно уклоняться или освобождаться от выполнения той или иной конституционной обязанности, которая, в отличие от права, являющегося мерой возможного поведения управомоченного лица, есть мера должного, необходимого поведения обязанного лица. Освобождение от той или иной обязанности, как и ее установление, может иметь место только на основании закона;

– в-третьих, как и некоторые права и свободы, отдельные обязанности могут быть возложены не на любого человека, проживающего в России (например, обязанность платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др.), а только на граждан Российской Федерации (в частности, обязанность по защите Отечества).

3. Спорят два семиклассника. Пётр увидел, как его одноклассник Виктор выгуливает около подъезда свою собаку без поводка и намордника. Мальчик попросил взять собаку на поводок, однако Виктор отказался, сказав, что мы живём в свободном обществе и его права защищены законами. Пётр ему возразил - собака настроена агрессивно, и она может нанести вред окружающим. К тому же его права тоже защищены законом.

Б. Кто из семиклассников не проявил уважительного отношения к правам другого человека? Аргументируйте ответ.

В. Какая конституционная обязанность нарушена в данной ситуации?

Существуют следующие правила содержания собак в общественном месте:

Держать животных в гостиницах или общежитиях можно только при одобрении администрации.

Запрещено каким-либо образом вредить животному, оставлять его в тяжёлом положении.

Владелец собаки обязан вовремя её прививать.

Регулируются также и правила выгула собак.

В городе необходимо: переходя дорогу держать собаку на коротком поводке; перевозя крупное животное в транспорте, следует предварительно надеть на него намордник и взять на короткий повод; если речь идёт о собаке карликовых пород, то необходимо пользоваться специальной переноской; выводить собаку из квартиры только на поводке; следить, чтобы животное не могло причинить вред человеку, независимо от того находится ли оно на привязи или рядом с вами.

Выгул собак в городе категорически запрещен законом в следующих местах: на детских площадках; в местах, принадлежащих медицинским, детским, учебным центрам; на пляжах; на кладбищах; во время проведения каких-либо массовых мероприятий.

Административная ответственность за нарушение правил содержания собак, безусловно, ложится на их хозяев.

Как правило, за выгул собак в неположенном месте без намордника и поводка вам придётся заплатить штраф.

Размер штрафа за нарушение правил зависит от того, какой запрет вы нарушили.

Так, согласно закону:

Штраф за выгул собак в неположенном месте

В наказание за выгул собак без намордника вам следует заплатить штраф в одну тысячу рублей.

За нахождение животного без поводка – до двух тысяч рублей. Для чиновников размер штрафа будет больше – до трёх тысяч.

За выгул собак на детской площадке владельцу следует заплатить штраф от двух до четырёх тысяч рублей.

Штрафы за выгул собак на придомовой территории назначаются от пятисот до тысячи рублей.

Размер штрафа может колебаться в зависимости от местности проживания. В разных регионах предусмотрена своя сумма выплат.

4. Учимся аргументировать. Прочитайте высказывание американского экономиста С. Джонсона. Приведите аргументы «за» и «против», сделайте вывод.

Аргументы за:

Налоги берут с каждого человека, чтобы у страны был определенный бюджет на развитее страны.

Аргумент против:

Зачастую налоги уходят не только на бюджет страны, но и в личный кошелек наших "больших" людей.

Я полностью согласна с позицией автора, т. к. налоги регулируют экономику и, составляя значительную часть доходов госбюджета, расходуются в интересах всего общества. Налоги – это необходимая плата общества для получения общественных благ.

Раскрывая данную тему, необходимо обратиться к понятию «налоги». Налоги – это принудительное изъятие государством у домашних хозяйств и фирм определённой денежной суммы. Возникают вопросы: для чего существуют налоги, на какие цели они идут?

Налоги являются одним из инструментов фискальной политики государства. В зависимости от характера этой политики изменение налогов наряду с изменением государственных закупок и выплатами трансфертов приводит к регулированию развития экономики в целом. Существование автоматической фискальной политики основано на действии встроенных стабилизаторов. К ним относятся, например, подоходный налог (для фирм налог на прибыль); косвенные налоги (например, НДС), а также пособие по безработице и пособие по бедности, изменение которых связано со спадом или бумом в экономике. Кроме того, налоги - одна из основных статей поступления средств в государственный бюджет.

Затем они перераспределяются на выплаты населению и финансирование таких статей, как образование, медицина, культура и т. д.

Однако со взиманием налогов связана проблема уклонения от них. Сокрытие доходов приводит к уменьшению поступлений в госбюджет. И не стоит после этого удивляться, что какие – то социальные программы плохо финансируются!

Такая ситуация складывается и в современной России. С целью вывода части доходов из тени был принят единый подоходный налог в размере 13%. А высокие налоги, в Швеции уплачиваются всеми гражданами государства, т. к. они реально видят, куда идут данные налоги, по уровню благосостояния общества.

Таким образом, налоги – это действительно важная составляющая регулирования экономики в интересах всего общества. Вследствие перераспределения поступающих налогов всё общество выигрывает, т. к. они идут на улучшение качества жизни людей.

5. Выберите верные суждения.

Нарушение прав другого человека влечёт юридическую ответственность.

Право и обязанности составляют правовой статус.

Конституция РФ устанавливает равенство обязанностей граждан.

6. Заполните схему. Запишите два условия для выполнения обязанности по защите Отечества и несению военной службы по призыву.

Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность гражданина защищать свое Отечество. В ст.59 Конституции указывается, что:

1) защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом;

3) гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Военнослужащим запрещено заниматься другой служебной деятельностью, т.е. они не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, установленном КЗоТ РФ, в том числе по трудовым договорам (контрактам), а также по гражданско-правовым договорам. Запрет совместительства является юридическим выражением требования о том, что военнослужащий обязан посвящать все свое служебное время исполнению обязанностей военной службы, указанных в ст. 37 комментируемого Закона.

Что может препятствовать несению военной службы по призыву?

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

В настоящее время утверждены следующие категории годности к военной службе в армии России с расшифровками:

«А» - «годен». Нет никаких ограничений для воинской службы, а также по роду войск, рекомендованных для ее прохождения;

«Б» - некоторые ограничения по службе в определенных видах войск. Небольшие проблемы со здоровьем, не являющиеся препятствием для прохождения воинской службы;

«В» - призывники, в связи с имеющимися проблемами со здоровьем, освобождаются от несения воинской службы в мирное время. Могут быть призваны Министерством обороны в случае наступления военного положения в стране;

«Г» - «временно не годен». Данная категория означает, что призывник в силу своего состояния здоровья или полученной травмы временно не может исполнять воинский долг. Отсрочка предоставляется на срок от 6 до 12 месяцев. По ее истечению призывник признается годным или освобождается от прохождения службы в армии;

«Д» - «не годен». Призывнику, которому присвоили данную категорию, выдают военный билет. Он полностью освобождается от воинской службы, о чем делается отметка в паспорте.

От призыва на военную службу освобождаются граждане:

а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

2. Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

а) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;

б) являющиеся сыновьями (родными братьями): военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов; граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

3. Не подлежат призыву на военную службу граждане:

а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

4. Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.

7. Рассмотрите изображения, иллюстрирующие неисполнение конституционных обязанностей гражданами. Запишите обязанность, которая не исполняется в каждом случае.

1) Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру.

2) Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы.



Просмотров