Разграничьте функции гражданского общества и правового государства. Гражданское общество: понятие и функции. Соотношение между гражданским обществом и правовым государством

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Российской Федерации

НОУ "Институт экономики и управления в строительстве и промышленности"

На тему: Правовое государство и гражданское общество

Калуга 2007 г.

Введение.

Гражданское общество.

Правовое государство.

Принципы правового государства.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение

… Государство есть достояние народа, а народ

не любое соединение людей, собранных вместе

каким бы то ни было образом, а соединение

многих людей, связанных между собою согласием

в вопросах права и общностью интересов.

Марк Туллий Цицерон.

Диалоги: О государстве;

О законах. - М., 1994. - 20 с.

Государство - сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение правопорядка, безопасности граждан и общества).

Предпосылки возникновения государства лежат в природе самого общества.

Общество - это определенный тип отношений и связей между людьми (экономических, политических, духовных, юридических и т. д.), объединенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, безопасность и др.).

Необходимость реализовывать и обеспечивать эти потребности является предпосылкой для возникновения и существования государства. Охрана общественно значимых интересов, определяемых необходимостью нормального социального существования и развития человека, является задачей всего общества, условием его стабильного функционирования. Упорядочение в этих целях общественных отношений происходит при помощи публичной власти, представляющей общество во внешних и внутренних отношениях.

Государственная власть обладает монополией на принуждение в случае нарушения законов и имеет для реализации этих полномочий систему специальных органов. Властные решения, исходящие от публичной власти, имеют общеобязательный характер и подлежат исполнению. Таким образом, мы видим, что государство возникло и упрочилось в поисках обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности. Еще Аристотель говорил, что государство создается «ради прекрасной жизни».

Причины, или условия формирования государственности, заложены в самих общественных отношениях. Государство как одна из форм политико-юридической организации общественной жизни характеризуется следующими основными признаками.

1. Народ. Государство есть союз людей, организованный на началах права на единой территории. Но не всякий союз людей образует государство. Этот союз людей, прежде всего, должен иметь единый общий интерес. Таким общим интересом для всех граждан государства является усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка. Государственный союз основан на началах права.

Граждане государства обладают субъективными публичными правами и являются субъектами публичных обязанностей.

2. Постоянным признаком государства является наличие определенной территории, то есть территориальная организация государственной власти. Территориальная организация государства означает, что его власть распространяется на определенную территорию, которая находится под юрисдикцией государства. В государственно-организованном обществе на смену принципу кровнородственной организации населения пришел принцип его территориальной организации. Люди, проживающее на территории государства, становятся подданными или гражданами данного государства.

Юридически только граждане входят в состав государства и обладают всеми гражданскими и политическими правами (правом избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, занимать должности в органах государственной власти, осуществлять определенные виды деятельности и т. д.). Государство обязуется обеспечивать граждан всеми правами и свободами как внутри страны, так и за ее пределами. Основные права и свободы человека и гражданина должны быть законодательно гарантированы государством. Однако государство, признавая права и свободы человека, обязуется защищать права и свободы иностранцев и лиц без гражданства.

3. Важнейшим признаком государства является наличие публичной власти, которая учреждается народом и выступает от его имени. Публичная (государственная) власть предполагает особую группу людей (управленцев), призванных осуществлять задачи и функции государства. Объективно необходимой функцией государственной власти является упорядочение общественной жизни, общественных отношений. Отнюдь не всякая власть - управленческое благо. История знает много примеров, когда государственная власть нарушала права и свободы личности. Эффект власти в значительной степени действует в согласии с управляемыми людьми. Властные полномочия государства ограничены, во-первых, правами и свободами, принадлежащими его гражданам и, во-вторых, властными полномочиями других государств.

Сама цель упорядочения общественных отношений (стремление к порядку) может достигаться и антиправовыми средствами. Однако, стремясь к порядку, они самоуничтожаются, лишив себя всех прав и свобод, своей личности. Из этого следует, что сама власть нуждается в таком ценностном регуляторе, как право. Право - основа власти, основа деятельности государства, то есть организация государственной власти должна быть основана только на правовых началах, а ее деятельность - в рамках права (правового закона).

Государственная власть, в свою очередь, характеризуется следующими признаками. Во-первых, для осуществления своих функций и задач она имеет свой аппарат управления, который призван осуществлять функции управления обществом с помощью специальных государственных органов. Осуществление государственных управленческих функций является их профессиональной деятельностью. Во-вторых, публичная власть является представительной. Она осуществляет свою деятельность от имени народа. В-третьих, признаком публичной власти является ее легитимность. Феномен легитимности государственной власти - признание ее народом управлять им и подчиняться ей. Необходимо отличать легитимность власти от ее легальности. Не всякая легальная власть является легитимной.

4. Налоговая и финансовая системы. Государство устанавливает систему налогов и сборов для формирования государственного бюджета. Затем оно распределяет эти средства на различные общественные нужды, в том числе на содержание государственного аппарата, который занят только управленческой деятельностью, а также на содержание социально не защищенных слоев населения.

5. Суверенитет. В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере.

6. Система права. Государство - это не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, организованный и действующий по правовым нормам. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. Система права определяет юридические рамки и формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права (в том числе и государство) функционируют в рамках правовых норм.

Таким образом, государство - это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата.

Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство - это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений.

В публичном смысле государство - универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка.

В функциональном смысле государство - способ регулирования и упорядочения общественных отношений.

Возникновение и развитие идеи правового государства.

Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства. Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью. Например, Аристотель считал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя». Он также отмечал, что во всяком государственном строе имеются три элемента: первый - законосовещательный орган о делах государства, второй - магистратуры, третий - судебные органы. С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-правовую общность людей. «Государство, - утверждал Цицерон, - есть достояние народа, а народ не любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».

Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини Правосудия (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права - правопорядок, в равной мере обязательный для всех. Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и развитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени. Новое юридическое мировоззрение требовало новых представлений о свободе и достоинстве личности путем их утверждения посредством права. Обеспечение политической свободы личности возможно только на основе правовой организации и деятельности системы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Идея правового государства вместе с этим тесно связана с концепцией разделения властей. Либеральное правовое государство заинтересовано в известном ослаблении государственной власти путем осуществления принципа ее разделения. Смысл этой идеи заключается в том, что государство не должно возлагать все свои полномочия на какого-либо одного правителя (или органа). Сосредоточение всей власти в одних руках порождает произвол, уничтожает свободу. Свобода может быть там, где власть ограничена правом. Речь идет о том, что надо различать законодательную, исполнительную и судебную власти. Они должны быть самостоятельны. Принцип разделения властей исключает какое-либо сосредоточение власти в одних руках или в одном органе, что служит гарантией от произвола, неограниченного и бесконтрольного самовластия.

Философские основы теории правового государства содержатся в трудах Иммануила Канта, которые можно свести к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему, как к средству» и «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом»; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей, для того чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе другого. Право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми. Государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам, или «государство в идее, такое, каким оно должно быть» обязано сообразовываться «с чистыми принципами права»; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.

Термин «правовое государство» (нем. Rechtsstaat) впервые был применен в немецкой юридической литературе в первой половине XIX века (в трудах ученых К.Т. Велькера, Р. фон Моля), а затем и в других странах, в том числе в России. Свою теорию правового государства Р. фон Моль изложил в книге «Наука полиции в соответствии с принципами правового государства. Концепция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине XVIII-XX веков, включает:

* установление реальных гарантий прав и свобод личности;

* разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

* верховенство правового закона; взаимную ответственность личности и государства;

* осуществление высшего конституционного контроля.

Таким образом, мы видим, что идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей многих столетий превратилась в стройную теорию, а затем нашла свое практическое применение в развитых странах мира, в том числе и в Российской Федерации на современном этапе ее развития.

В современной западной политико-юридической мысли утвердилась концепция либерального правового государства. По существу теория правового государства основана на признании незыблемости прав и свобод человека и принципа разделения властей. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Гражданское общество.

Развитое демократическое правовое государство является социальной ценностью всего человечества, условием развития свободной личности, гарантом сохранения стабильного мира и благополучия. Практически правовое государство на Западе сформировалось в достаточно завершенном виде к середине XX века в основном в развитых индустриальных странах.

Для полного формирования правового государства, помимо провозглашения конституционного принципа, прежде всего, нужен определенный уровень материальной обеспеченности людей, развитая экономика, определенный культурный уровень населения. Отсталая страна не в состоянии сформировать правовое государство. В условиях отсутствия демократии правовое государство немыслимо. Правовое государство нельзя установить одним каким-либо актом. Для его становления необходимо создать гражданское общество с достаточно высоким уровнем политической и правовой культуры населения и государственного аппарата, с развитой демократией. Полное оформление правового государства происходит после периода постиндустриального общества.

Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Гражданское общество и государство - не равнозначные понятия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), ибо основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы и др.

Гражданское общество - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, то есть система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов.

Государство - лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти.

Гражданское общество- это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора:

1. Правовой характер государства.

2. Культурное состояние общества.

3. Превращение подданных государства в свободных граждан.

Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества.

Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, то есть в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.

Гражданское общество - это правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством.

Правовое государство.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан.

Вся идея правового государства сводилась к идее верховенства закона. Но это упрощенное представление. Сам закон - это форма выражения права. Немало было и есть законов, которые санкционируют произвол и беззаконие. Говорить о правовом государстве как верховенстве закона недостаточно. Речь идет именно о верховенстве правового закона, закона, основанного на правовых принципах.

Правовое государство предполагает ограничение власти правом. Но взаимодействие между правом и государством в реальной жизни может быть и другим, где существует произвол и беззаконие. Концепция правового государства непременно предполагает теоретическое и практическое признание приоритета права над государством, политикой, насилием, отвергает этатистские представления и режимы, исходящие из трактовки права, отождествляемого с законом, - из трактовки права как орудия государства, средства управления, формы политики. Тем более идея правового государства отвергает и идеологизированное представление о государстве как механизме господства одних над другими, как диктатуре одного класса над другим. Государство в собственном смысле слова по своей глубинной природе и социальному предназначению - это политическая сила (организация), предназначенная для охраны права и действующая сама в границах права. Именно связанность правом и отличает действительное государство (государство в собственном смысле) от иных политических организаций, от иных форм внеправового господства и властвования. Конечно, внешними признаками государства может обладать и такая политическая власть, которая на деле творит произвол, не связана правом и не защищает правопорядок - таков любой тоталитарный политический режим, который, строго говоря, не может и считаться государством, например, при фашизме, большевизме.

Юридическое право как нечто признанное государством, закрепленное законом, есть лишь некая внешняя (пусть и необходимая) форма правовой системы страны, порожденной обществом на данной ступени его развития, в том числе и прежде всего существующей экономической системой: отношения собственности и есть правовое выражение производственных отношений. Однако чисто «экономический» подход к праву представляет собой вульгарный материализм, и лишь одностороннее выведение права из отношений собственности, в которых налицо самостоятельные, равные, свободные субъекты.

Социальное свойство, качество (одно из качеств) человека - право. Право есть сфера свободы личности, то, без чего человек не может быть личностью, не может самоопределиться и раскрыть свое творческое, деятельное начало. Но право не есть безграничная свобода, равнозначная вседозволенности и произволу. Право - мера (масштаб) социальной свободы, масштаб относительно справедливый и равный (формально). Право характеризует триединство: свобода, справедливость, равенство возможностей. Граница прав и свобод человека - право и свобода другого человека, других людей, тем самым права человека предполагают и его обязанности перед другими людьми (связь прав и обязанностей - правоотношение: генетическая клетка всей правовой действительности).

Каждый человек рождается свободным и равным другому человеку; каждый от рождения обладает неотчуждаемым кругом основных прав. Для охраны своих прав и свобод люди образуют государство - политическую силу, главное предназначение которой -- охрана естественных и неотчуждаемых прав человека. Государство может выполнять свою основную функцию в том случае, если оно принадлежит народу - всем людям, его образовавшим и образующим нацию. Узурпация власти тиранами, диктаторами, вождями, элитами извращает природу государства, обращает силу государства против его граждан, государство превращается в диктаторский политический режим, в самодержавие, в господство бюрократии и милитаризма. Народ имеет право на революционное устранение такого подобия государства и на основе демократических выборов установить власть, связанную правом, установить правление закона и господство права. Но в настоящее время речь может идти только о мирной смене власти, насилие порождает насилие, разрушает культуру и цивилизацию, подавляет личность. Насилие, гражданская война, агрессия особенно недопустимы в современном мире при наличии средств массового уничтожения людей.

Правовое государство - это такое демократическое государство, где обеспечивается господство права, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации и деятельности государственной власти положен принцип разделения (обособления) законодательной, исполнительной и судебной властей.

Принципы правового государства

Правовое государство - это такая форма организации публичной власти, которая действует и развивается в рамках права (правового закона) в целях обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство предполагает ограничение государственной власти правом.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются основные права и свободы человека и гражданина, участие народа в осуществлении государственной власти. Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество, возможность осуществления индивидуальных прав. Можно утверждать, что концепция правового государства точно так же, как идеи прав личности, законности и демократии, имеет общечеловеческую ценность, хотя в каждой стране она реализуется своеобразно, в зависимости от ее истории, культурных традиций, национальных особенностей и т.п.

Необходимо иметь в виду, что правовое государство - это определенный политико-правовой режим функционирования государственной власти, где создаются все условия для всестороннего и гармоничного развития личности, для развития общества в целом.

Можно выделить следующие основные черты и свойства правового государства, характеризующие его сущность и социальное назначение:

* приоритет права во всех сферах общественной жизни;* гарантированный круг основных прав и свобод человека и гражданина как показатель уровня цивилизованности общества, качества деятельности государственных органов;

* взаимную ответственность государства и личности;

* осуществление государственной власти по принципу разделения властей;

* осуществление конституционного надзора только судом.

Одна из важнейших черт правового государства - характер взаимодействия между государственной властью и правом, при котором государство оказывается связанным правом и служит его охране. Правовое государство начинается там, где законодатель считает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми началами.

Право и государство - это относительно самостоятельные явления общественной жизни. Между правом и государством существует функциональная связь, которая означает: государство не может нормально функционировать без права, а право -- без государства. Только при наличии правовой среды можно говорить о возможности и реальном существовании правовой государственности. Становление правовой государственности предполагает господство права в общественных отношениях, признание примата права в государственной политике, ограничение власти основами права и нравственности, правление правового закона.

При установлении правовой основы общества право имеет приоритет над государством в том смысле, что государственная власть, политика подчиняются праву. Примат права над государством означает, что каждый человек обладает естественными и неотчуждаемыми правами и свободами, только народ имеет суверенное и неотъемлемое право определять форму и содержание деятельности государства, а также демократичность институтов государственной власти.

Господство права во всех сферах общественной жизни предполагает сочетание двух аспектов: во-первых, в форме правовой организации системы государственной власти и, во-вторых, в виде верховенства правового закона. При этом необходимо иметь в виду тот факт, что правовая законность и правовая организация государственной власти должны быть таковыми не только по названию, но и по содержанию. Речь идет именно о приоритете правового закона, в основу которого положены принципы свободы, равенства и справедливости. В противном случае закон и законность могут служить поддержанию и оправданию антиправовых порядков.

Закон - волевой акт государства, обладающий политической направленностью, в то время как право коренится в общественных отношениях и не порождается властью. В силу тех или иных обстоятельств закон может санкционировать произвол законодателя и в этом случае будет антиправом. В правовом государстве должны действовать только правовые законы, адекватные правовой природе регулируемых общественных отношений. Не закон рождает право, а право требует законодательного признания, не государство господствует над правом, а право господствует над государством, подчиняя его обществу и его потребностям.

Право и правопорядок существуют и развиваются только при демократическом политическом режиме функционирования государственной власти, там, где обеспечиваются и гарантируются основные права и свободы личности. Право как явление цивилизации и культуры формируется и совершенствуется постольку, поскольку оно в соответствии с принципами демократии ограничивает государственную власть, устанавливает порядок организации и деятельности системы государственных органов.

Принцип верховенства правового закона означает, что закон как выражение воли народа находится во главе иерархии нормативно-правовых актов и имеет высшую юридическую силу. Однако не всякий закон может быть назван правовым. Под правовым законом понимается такой закон, который отвечает определенным правовым принципам и не противоречит естественным и неотчуждаемым правам и свободам человека. Правовое государство начинается там, где законодатель понимает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в основе которых лежит свобода и равенство их участников. Исходя из этих критериев, и следует говорить о верховенстве права, его господстве в общественной жизни.

Высшую юридическую силу имеет Основной закон государства, который устанавливает основы конституционного строя страны, правовое положение личности, порядок организации и деятельности высших органов государственной власти страны. Конституция страны имеет значение непосредственно действующего права. В ней необходимо закрепить и конкретизировать принципы верховенства права и механизмы его осуществления, для того чтобы избежать произвола и сохранить стабильный правопорядок.

Верховенство права должно быть не только в законотворческой деятельности государства, но и в правоприменительной деятельности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны действовать строго в рамках предписаний законодательных актов. Соблюдение принципа законности - гарант стабильности и развития общества.

Верховенство правового закона также означает его всеобщность, то есть его предписания в равной степени распространяются на все субъекты правоотношений. Закон -- один для всех, и в любой ситуации перед ним все равны. Ему обязан подчиняться и глава государства, обладающий большими полномочиями, и должностные лица в органах исполнительной власти, и каждый депутат, который в состоянии изменить закон только совместно с другими депутатами, в процессе особой и достаточно тщательной, длительной процедуры обсуждения и принятия нового проекта. Таков смысл требования принципа правления правового закона. Отступление от данного принципа приводит к различного рода злоупотреблениям, произволу, правонарушениям, что, в конечном счете, сказывается и на общем состоянии стабильного функционирования общества и государства.

Люди от природы равны и свободны, имеют незыблемые права, из которых вытекают и их обязанности перед другими людьми и обществом. Права и свободы личности не являются особым даром власти, они коренятся в общественном строе, но непременно должны быть признаны и закреплены государством в Основном законе и им гарантированы. В настоящее время права личности достаточно определенно сформулированы в ряде важнейших между народных правовых актов, под которыми стоит подпись и Российской Федерации. Внутригосударственное законодательство должно соответствовать международным пактам и договорам, провозглашающим основные права и свободы личности. Основные права и свободы российских граждан закреплены в Конституции Российской Федерации, однако они слабо гарантированы, требуют эффективной защиты со стороны государства.

Из признания первичности прав человека вытекает правовой статус граждан, характер отношений между ними и государством. Отношения между гражданином и государством носят строго правовой характер, это отношения взаимных прав и обязанностей, обеспечивающие свободное развитие личности и подчинение государства обществу. Свобода каждого индивида - предпосылка свободного общества, которая превращает государство из аппарата публичной власти, стоящей над обществом, в организацию, подчиненную интересам общества и защите прав его членов. Не личность и общество служат государству, а государство должно служить человеку и обществу, не право служит государству, а государство должно служить праву.

Все отношения между гражданином и государством строятся только на основании закона, то есть гражданин несет ответственность перед государством только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в законодательных актах.

Важнейшим принципом организации и деятельности правового государства является принцип разделения государственной власти на относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые должны составлять так называемую систему «сдержек и противовесов». Главным смыслом принципа разделения властей является не простое обособление их друг от друга, а взаимное сдерживание властей, ради обеспечения свободы личности. Принцип разделения властей направлен на обеспечение конституционных прав и свобод личности, которые могут быть гарантированы только при самостоятельном функционировании этих ветвей власти.

Суть концепции разделения властей заключается в разграничении (разделении) функций органов государственной власти: законодательная деятельность, исполнение законов, отправление правосудия должны осуществляться самостоятельно. Согласно теории разделения властей соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому, для того чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом, эти ветви власти должны быть разделены (разграничены). С помощью разделения властей государственные органы действуют в рамках своей компетенции самостоятельно, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, предусматриваются формы воздействия во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власти.

Однако речь не идет о полном отделении друг от друга законодательных, исполнительных и судебных органов, об уравнении этих органов. В правом государстве существует механизм взаимного контроля законодательной, исполнительной и судебной властей, при сохранении каждой значительной степени независимости от другой власти.

Так, в соответствии с Конституцией РФ представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (парламент). Парламент, обладая исключительным правом принятия и изменения законов, определяет на основе Конституции полномочия и рамки, в которых действует и законодательная, и исполнительная, и судебная власть.

Заключение.

Для того чтобы понять суть правового государства, недостаточно ограничиться набором внешних характеристик и определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства заключается именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение прав и свобод личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие его блеска.

Итак, государство по природе своей - правовой союз граждан, и служить оно должно обществу, безопасности человека, а свобода в государстве достигается лишь в том случае, когда власть ограничена правом и строится на принципе относительной самостоятельности законодательных, исполнительных и судебных органов.

Сейчас в нашей стране происходят сложные процессы в развитии государства и права. Идет процесс становления новой государственной и правовой систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Развитие права и государства все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Россия - многонациональная страна, и ей как воздух необходимы мир и национальное согласие. Решение национального вопроса - залог стабильности и порядка в обществе и государстве.

Список используемой литературы:

1. Правоведение: Учебник для вузов / Под редакцией М.И. Абдулаева - М.: Финансовый контроль, 2004. - 561 с. - (Серия «Учебники для вузов»).

2. Цицерон. Диалоги. О Государстве. О законах. М., 1966. С. 20.

3. Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А. Социалистическое правовое государство // Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. М., 1989. С. 12.

4. Аристотель. Политика. М., 1911. С. 180.

5. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.М. Рассолова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - 154 с.

Подобные документы

    Возникновение и развитие идеи правового государства, его основные принципы и характеристики. Эволюция идей правового государства в России. Характер взаимосвязи правового государства и гражданского общества, их влияние на систему общественных отношений.

    курсовая работа , добавлен 07.09.2014

    Развитие учения о гражданском обществе. Гражданское общество: структура, признаки, современное понимание. Соотношение правового государства и гражданского общества. Гражданское общество – это спутник правового государства.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2004

    Определение принципов правового государства. Обозначение степени участия государства в общественной жизни граждан. Особенности и правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства. Соотношение гражданского общества и правового государства.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2014

    Вклад Джона Локка, И. Канта и Шарля Луи де Монтескьё в развитие теории правового государства. Понятие и основные признаки правового государства, предпосылки его формирования. Идеальная модель государства. Сущность и функции гражданского общества.

    презентация , добавлен 16.09.2012

    Гражданское общество: содержание, структура, признаки. Специфика формирования гражданского общества в России. Правовое государство. Понятие правового государства. Основные признаки правового государства.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2006

    Понятие общества, его развитие как первооснова функционирования государственно-правовых институтов. Гражданское общество в условиях правового государства. Особенности процесса формирования правового государства, достижения приоритета права над властью.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    Идея правового государства, ее концепция и история становления. Соотношение понятий "правовое государство" и "гражданское общество". Формирование правового государства в Российской Федерации: понятие, основные черты, проблемы и перспективы развития.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2010

    Зарождение и развитие идей правового государства. Идеи правового государства в Древнем мире. Развитие идей правового государства в XVIII – XX в. Отличительные черты и особенности правового государства.

    реферат , добавлен 14.12.2004

    Развитие концепции и структура гражданского общества, развитие понятия и признаки правового государства. Правого государства - суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, заселяющих страну.

    реферат , добавлен 25.12.2003

    Принципы организации и деятельности аппарата государства. Идеи правовой государственности в истории политико-правовой мысли. Государство и общество: политико-правовые основы взаимодействия. Пути становления правового государства в Республике Казахстан.

Правовое государство - особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

  • 1) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) верховенство закона;
  • 3) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к древности – к периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государственной власти.

(Аристотель, Платон): Государство - наиболее реализуемая и справедливая форма общения людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.

Признаки правового государства:

  • - ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права гражданина);
  • - верховенство права во всех сферах общественной жизни;
  • - конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • - наличие развитого гражданского общества;
  • - правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;
  • - верховенство закона в системе права;
  • - соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;
  • - прямое действие конституции.

В Конституции РФ поставлена задача построения правового государства (ст.1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности.

Специфические (закреплены в Конституции РФ):

  • 1. Приоритет интересов личности - принцип гуманизма (ст.2)
  • 2. Суверенитет народа и принципы демократии (ч 1,2 ст 3)
  • 3. Принцип разделения властей (ст. 10)
  • 4. Принцип независимости суда (ч.1 ст 120)
  • 5. Подчинение государства праву (ч.2 ст.15)
  • 6. Провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства и установления основного механизма гарантий, прав и свобод человека (гл.2 ст.17)
  • 7. Приоритет норм международного права перед нормами национального права (ч. 4 ст.15)
  • 8. Принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам и нормативным актам (ч.1 ст.15)
  • 9. Принцип ответственности государства и личности.

Понятия "общество" и "гражданское общество" не тождественны . Человеческое общество, как известно, появилось давно, но оно не всегда было гражданским. Современное понимание гражданского общества сложилось в период возникновения и развития буржуазных общественных отношений. Сам же термин "гражданское общество" стал употребляться примерно в XVIII в., хотя понимание гражданского общества, его отделение от гос-тва относят ко временам Древней Греции (Аристотель). Затем данное понятие получило развитие в трудах Г. Греция, Д. Локка, И. Канта, Г. Гегеля.При этом под гражданским обществом понималась независимая от государства особая сфера жизни общества, которая включает в себя экономические, семейные, этнические, культурные и иные отношения, кроме политических. Это те общественные отношения, которые способны развиваться независимо от гос-тва, и последнее не вправе вмешиваться в данный процесс.

Гражданским является общество , способное противостоять гос-тву, контролировать его и заставить служить обществу. Это общество, которое может сформировать правовое гос-тво.Итак, под гражданским обществом понимается совокупность общественных отношений, главным образом имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно независимых от гос-тва . Относительно независимых потому, что гос-тво управляет обществом, служит формой его организации. Однако гос-тво не вправе вмешиваться в эти отношения, поскольку они составляют сферу частной жизни людей.

Структура:

1. экономическая система – закрепляет отношения собственности, распределения, обмена и потребления отношения производства материальных и нематериальных благ

2. политическая – включает в себя государство, право, политические партии, общественные движения, политические отношения и политическое сознание (взгляд на текущую политику)

3. духовно – культурная – образование, наука, культура, искусство, религия и соответствующие культурно –научные отношения

4. социальная – личность, семья, школа, церковь, межличностные отношения, отношения между крупными социальными группами, классами, сословиями.

5. Система негосударственных СМИ

Признаки:

  1. свобода – независимость индивида от государства, независимость в выборе сферы профессиональной реализации; независимость в формировании политических взглядов и убеждений; наличие в государстве механизма защиты прав и свобод человека и гражданина: наделение индивида собственностью (средствами, необходимыми для достойного существования);
  2. правовой характер общества – имеет место правовое государство, основанное на праве и соблюдении Конституции
  3. открытость – информационная свобода , т.е. отсутствие государственной монополии на информацию; свобода мысли, слова, образования, свобода её размещения вне страны, свобода въезда и выезда из страны:
  4. плюрализм – наличие партий различных идеологических направлений, отсутствие обязательной государственной идеологии, наличие в обществе различных точек зрения, свобода их выражения, свобода конкуренции партий в борьбе за власть самоуправление и саморазвитие

Признаки гражданского общества:

  • 1. Индивид независим от государства,
  • 2. Наличие частной собственности,
  • 3. Многоукладная экономика,
  • 4. Отсутствие государственной монополии на СМИ,
  • 5. Человек сам выбирает сферу профессиональной реализации,
  • 6. Наличие в обществе различных классов, социальных групп, имеющих собственные интересы,
  • 7. Самоуправляемость общества,
  • 8. Отсутствие обязательной государственной идеологии,
  • 9. Права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государством,
  • 10. Человек имеет возможность свободно выражать свои политические убеждения.

Сущность и основные принципы гражданского общества.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединя­ет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1. экономическая свобода, многообразие форм собственности, ры­ночные отношения;

2. безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3. легитимность и демократический характер власти;

4. равенство всех перед законом и правосудием, надежная юриди­ческая защищенность личности;

5. правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6. политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7. свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8. невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9. классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10. эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления . Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической . Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, призвано обеспечивать условия для реализации и групп.

— это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития , перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе :

  • интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода — наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности — ;
  • свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;
  • индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

Таким образом, по Локку, гражданское общество — люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство — права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества.

Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:

  • получает средства к удовлетворению жизненных в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;
  • удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют , церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;
  • удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстаивать свои частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества.

Современное гражданское общество

В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности . В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, компании, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

Социально-политическая сфера гражданского общества включает:
  • семью как определяющую социальную ячейку гражданского общества, в которой пересекаются индивидуальные и общественные интересы;
  • общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества;
  • органы общественного самоуправления по месту жительства и работы;
  • механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов;
  • негосударственные средства массовой информации.

В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства.

Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

В целом гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни. Это предполагает:

  • признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье;
  • признание равенства граждан в единых рамках для всех законов;
  • утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону;
  • создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.

Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействует с правовым государством, основные функции которого сводятся к следующему:

  • выработка общей стратегии общественного развития;
  • определение и обоснование приоритетов, темпов, пропорций развития экономических и социальных сфер общества;
  • стимулирование общественно полезной деятельности граждан и защита их прав, собственности и личного достоинства;
  • демократизация всех сфер жизнедеятельности общества;
  • зашита границ и обеспечение общественного порядка.

За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества . Приватизация собственности, политический плюрализм, утверждение свободомыслия — все это позволило создать необходимую инфраструктуру гражданского общества. Однако ее качественные характеристики во многом имеют низкий уровень. Некоторые отечественные социологи приходят к выводу, что существующие в России политические партии не способны эффективно выполнять функцию посредника между властью и обществом, уровень социальной ответственности бизнеса невысок, степень защищенности трудовых прав наемных работников сопоставима с временами первоначального капиталистического накопления и т. д.

В итоге исследователи констатируют наличие значительных трудностей на пути построения гражданского общества в России, имеющих как объективный, так и субъективный характер. Одна из них связана с отсутствием традиций гражданской жизни в российском обществе, другая — с упрощенными представлениями о природе и механизмах формирования гражданского общества в постсоциалистических странах, с недооценкой роли государства в этом процессе.

Можно согласиться с мнением ряда социологов, считающих, что движение к гражданскому обществу сегодня невозможно без институционализации российского социума, наведения элементарного порядка, правовых норм жизни.

  1. Гражданское общество: понятие, генезис, признаки.
  2. Понятие и признаки правового государства.
  3. Пути и перспективы формирования гражданского общества и правового государства в России.
  1. 1. Гражданское общество: понятие, генезис, признаки.

Государство является лишь формой, в которую облекаются общезначимые интересы различных социальных групп. Оно представляет собой один из способов их осуществления. Было бы ошибочно полагать, что деятельность людей связана главным образом с удовлетворением общезначимых потребностей и именно поэтому они реализуют себя преимущественно в политике. В действительности абсолютное большинство людей занято удовлетворением самых разнообразных частных интересов и потребностей, сферой реализации которых является повседневная жизнь. В ней действия индивидов имеют, как правило, спонтанный и стихийный характер, отражая их стремление к автономии и независимости.

Для осуществления частных интересов и потребностей люди создают неполитические институты: семью, церковь, профессиональные союзы, спортивные ассоциации и т.д. Когда частные, повседневные потребности отдельных индивидов становятся актуальными для всех социальных общностей, возникает необходимость в создании более совершенного общественного института, способного обеспечить их реализацию. Таким институтом выступает гражданское общество.

Нельзя ставить знак равенства между понятиями «общество» и «гражданское общество»: второе значительно уже первого и моложе на много лет. Становление гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Реальность существования гражданского общества определяется соотношением идеала и реально достигнутого состояния общества.

Категория «гражданское общество» исторически отражает особый срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Формирование гражданского общества всегда, так или иначе, увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.

Гражданское общество в широком смысле и сам термин «гражданское общество» появились, когда сложились представления о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан. Это произошло еще в Древней Греции и Древнем Риме. Однако тогда отличия между гражданским обществом и государством не проводилось. Так, Аристотель полагал, что «государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество», т.е. он употреблял термины «государство» и «гражданское общество» как синонимы. И такой подход, в котором государство и общество рассматривались как единое целое, сохранялся вплоть до XVII-XVIII в., т.е. до того периода, когда содержание термина «гражданское общество» стало приобретать современное (узкое) понимание.

Истоки теории гражданского общества в его современном понимании можно обнаружить в трудах представителей идеи общественного договора (Г.Гроций, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Дж. Локк). Согласно их учению государство, государственная власть создаются в результате договора, по воле людей и последние обязаны охранять условия общественного договора, поскольку не государством определяется гражданское общество, а напротив, гражданским обществом должно определяться государство.

Государство, согласно теории общественного договора, – орган, представляющий интересы всего общества, поэтому, если оно нарушает условия договора, народ имеет право лишить такое государство полученных в результате договора полномочий, устранить его. Очевидно, что приоритет однозначно отдается обществу, народу, а к этому и движется человеческая цивилизация. В современных демократических правовых государствах взаимодействие государства с обществом осуществляется именно на началах приоритета общества.

Несмотря на большой вклад перечисленных выше философов в учение о гражданском обществе, они все же не увидели глубинных причин и основ формирования гражданского общества, истинной взаимосвязи общества и государства. Это было обусловлено объективными обстоятельствами и определенной неразвитостью общественно-политических институтов, особенно отсутствием сложившихся сильных гражданских структур (политических партий, общественных движений, профсоюзов), невысокой степенью правового и политического сознания всего общества. Да и государство в те времена было весьма далеко от современных демократических норм, поскольку носило, в основном, черты абсолютизма, деспотичности. В этой связи нельзя было говорить о нем как о социальном партнере для общества. Потребовалось время, чтобы ученые и философы отметили более четкие критерии отличия гражданского общества от государства, от его политических учреждений. Это в свое время сделали И. Кант, Г. Гегель, М. Вебер, К. Маркс. Каждый из них внес свою лепту в раскрытие содержания гражданского общества. Под гражданским обществом стали понимать качественно обособленную сферу отношений, главным образом, имущественных, семейных, нравственных, которые должны состоять в известной независимости от государственной власти.

Необходимо отметить, что гражданское общество находится в состоянии постоянного развития и не может быть иным: дремлющим, застойным и т. п. Подобное состояние характерно для общества в абсолютных монархиях или для диктаторских государств. Последние потому и существуют, что в них отсутствует развитое, сильное гражданское общество. Гражданское общество – это динамичное, многофункциональное общество. В нем постоянно совершенствуются существующие институты, идет поиск более совершенных политических и неполитических форм существования, взаимодействия общества, государства и личности, формирования более рациональных взаимоотношений между властью и обществом. Весь этот процесс протекает в демократических формах, с реальным учетом принципов гуманизма и справедливости. Гражданское общество по мере поступательного развития становится все более и более самоорганизующимся, самоуправляющимся и самоответственным.

– сильная самоорганизация;

– экономическая свобода, рыночные отношения;

– многообразие форм собственности;

– безусловное признание личных прав и свобод человека;

– демократический характер власти, ее легитимность;

– равенство всех перед законом и правосудием;

– политический плюрализм, идеологическое многообразие;

– наличие легальной и конструктивной оппозиции;

– свобода слова, независимость средств массовой информации;

– невмешательство государства в частную жизнь граждан;

– взаимная ответственность граждан и государства;

– развитое, сильное, самостоятельное самоуправление;

– социальное и национальное согласие;

– отсутствие антагонистических классов или классовое сотрудничество, социальный компромисс.

Таким образом, рассмотрев генезис и признаки гражданского общества, можно сделать вывод о том, что гражданское общество – это свободное, демократическое, правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность полной реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

2.Понятие и признаки правового государства.

Теория о правовом государстве зародилась в древней Греции. Именно античные мыслители, такие, как Сократ, Платон, Аристотель, впервые определили важнейший принцип правового государства – принцип абсолютного господства закона над всеми, в том числе и над правителями государств. Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой.

Государственно-правовые идеи и институты античности оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве. В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правовой государственности значительный вклад внесли такие мыслители, как Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др.

Французский философ XVIII в. Ж.-Ж. Руссо в своих трудах вывел такой принцип правового государства, как уважение государством человеческого достоинства, приоритет прав граждан над правами государства.

Примерно в то же время был сформулирован еще один принцип правового государства – принцип разделения власти на несколько самостоятельных ветвей, которые уравновешивают друг друга, не допуская тем самим сосредоточения всей полноты власти в одних руках. Традиционно основоположниками классического варианта теории разделения власти в юридической литературе называют Дж. Локка и Ш. Монтескье.

Значительный вклад в философское обоснование теории правового государства внесли такие мыслители нового времени, как К. Ясперс, И. Кант, Г. Гегель. В работах этих и других исследователей была разработана четкая доктрина правового государства. А сам термин правовое государство («Rechtstaat») был введен в научный оборот Робертом фон Молем в 1832 году.

Если суммировать все достижения юридической науки и практики, то в результате можно получить следующие основные признаки правового государства:

1) ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права граждан);

2) верховенство права (правового закона) во всех сферах общественной жизни;

3) конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

4) наличие развитого гражданского общества;

5) правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;

6) наличие эффективных форм государственного контроля и надзора за реализацией действующего законодательства;

7) верховенство закона в системе права;

8) соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

9) прямое действие конституции;

10) независимость суда.

В юридической литературе последних лет называют и ряд других признаков правового государства: четкое разграничение функций общества и государства; создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти и др.

Правовое государство – многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Однако непреходящим, общим началом правового государства является верховенство права.

Верховенство закона означает его абсолютное господство. В правовом государстве все индивиды, организации, властные структуры следуют правовым предписаниям. В этом проявляется коренное отличие правового государства от тоталитарного, недемократического государства. В последнем правомерное поведение – удел простых граждан, а государственные органы, должностные лица своими действиями могут попирать закон.

Уяснение основных признаков правового государства позволяет, по нашему мнению, дать следующее его научное определение: правовое государство - это самоподчиняющееся праву (ограниченное правом) государство, которое выражает интересы различных слоев населения и осуществляет управление делами гражданского общества.

3. Пути и перспективы формирования гражданского общества и правового государства в России.

Несмотря на то, что ст. 1 Конституции Российской Федерации определяет Россию как «демократическое федеративное правовое государство», большинство исследователей сходятся во мнении, что данная статья имеет программный характер. Нашей стране еще предстоит пройти длинный путь к гражданскому обществу и правовому государству. Что поджидает нас на этом пути?

Россия, надо полагать полностью исчерпала лимит революционных потрясений, крутых реформ, волюнтаристического экспериментаторства, бездумного заимствования чужого опыта. В опоре на собственные силы, богатые возможности, исторические, социально-культурные и национальные традиции, талантливый народ она может и должна твердо встать на испытанный мировым опытом путь преобразований, сочетающих необходимую стабильность, преемственность и динамизм. В социально-экономическом отношении это построение общества, которое бы органично синтезировало бесспорные преимущества социализма с эффективной рыночной экономикой. В социально-политическом плане сказанное означает курс на создание гражданского общества и демократического правового социального государства.

Общество потому и называется гражданским, что главным и постоянно функционирующим его элементом, живым его олицетворением является подлинно свободный, уверенный в себе и своих правах, заботящий о процветании общества гражданин. Разумеется, гражданин не свободен от неукоснительного выполнения лежащих на нем обязанностей, от соблюдения и исполнения требований правовых норм. Жизнедеятельность гражданского общества строится на нравственных и правовых началах, а широкие гражданские свободы органично сочетаются с ответственностью и дисциплиной.

Исторический опыт показывает, что без развитого гражданского общества государственная власть приобретает тоталитарный характер. Благодаря же гражданскому обществу она получает мощный импульс демократизма, становится на службу человеку, на защиту его прав и свобод.

На пути формирования в России гражданского общества и правового государства существуют значительные трудности. Прежде всего это устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые во многом отторгают экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества и правового государства. Вследствие ошибок и просчетов в первые годы экономических преобразований в России, которые привели к резкому падению уровня жизни большинства населения, внедрение ценностей гражданского общества и правового государства также затруднено. Между людьми нет доверия, формы общественной самоорганизации неразвиты. Экономическая и политическая ситуация в современном российском обществе непредсказуема.

Для преодоления этих, несомненно, временных трудностей, необходимо развитие среднего класса, достаточно материально обеспеченного, заинтересованного в стабильности общества; упрочнение федеративных и демократических начал, местного самоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формирование подлинного политического плюрализма; укрепление законности и борьба с преступностью; повышение уровня политической и правовой культуры граждан, искоренение правового нигилизма, оздоровление нравственного климата.

Особенность российской ситуации заключается в том, что параллельно становлению гражданского общества создаются основы демократического правового государства, которое объективно заинтересовано в оказании поддержки институтам гражданского общества, стремится активно помогать тем из них, кто способен непосредственно усиливать могущество и демократизм государственной власти. Гармонизация закономерных взаимоподдерживающих связей и отношений гражданского общества – столбовая дорога мировой цивилизации, по которой пока еще медленно, но, тем не менее, целеустремленно идет Россия.


Фундаментальная разработка учения о гражданском обществе связывается с именем Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). Главным элементом гражданского общества он считал человека , действующего в обществе в соответствии со своим социальным положением, своими частными интересами и потребностями. В этом подход классика немецкой философии выгодно отличается от современных представлений о гражданском обществе, в соответствии с которыми оно воспринимается лишь как некая сфера негосударственных отношений. См. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. М., 2001. С. 292.

Большинство теоретиков полагает, что в России еще не построено гражданское общество. В этой связи определенный интерес представляет мнение А.А. Гришковца, называющего Российскую Федерацию «государством формирующегося гражданского общества». Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России). //Государство и право. 2004. №1.

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 //Российская газета от 25.12.1993.

См., например: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С.116; Раянов Ф.М. Матрица правового государства и наша юридическая наука //Государство и право. 2006. №8.

Теория государства и права: Учебник для вузов /Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. М., 2000. С.215.

См.: Васильев А.В. Формирование, особенности и перспективы развития национальной правовой системы России. Историко-правовой, компаративный анализ. М., 2006. С. 292.

Вековая история развития человеческого общества и государства как важнейшего политического механизма показывает, что с изменением общественных отношений, возникновением новых способов реализации власти, изменением потребностей человека менялись и формы, структура и другие черты государства. Идея правового государства зародилась в глубокой древности как противовес самовластию и произволу правителей, однако его конкретные черты и признаки начали формироваться под влиянием либеральных идей. Социальной базой такого государственного устройства стала ориентация всех органов власти на реализацию основополагающих прав человека, которые не могли быть изменены никакими государственными законодательными актами или формой государственного устройства.

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающее свободу личности, где власть подчинена воле суверенного народа.

Основополагающими принципами правового государства являются:

  • - верховенство правового закона - соответствие всех правовых актов духу и букве Основного Закона - Конституции;
  • - реальная гарантированность прав и свобод человека, их охрана и возможность свободного развития;
  • - взаимная ответственность государства и личности;
  • - принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • - эффективная система контроля и надзора за осуществлением закона.

Правовое государство стало важным этапом в развитии политической системы общества.

Особенность государства состоит в том, что оно способно поставить себя над обществом и главенствовать над ним. Эта особенность государства называется этатизмом. Этатизм - активное вмешательство государства во все сферы общества. Но избежать этой проблемы возможно, если развивать различные формы организации негосударственного бытия людей, а именно, необходимо образование структур и институтов, которые бы защищали личность от произвола со стороны государства. Этот вопрос затрагивали ещё мыслители времён античности. В Древнем Риме эту идею рассматривал политик и философ Марк Туллий Цицерон- В Эпоху Просвещения английский философ Джон Локк (1632-1704) говорил о том что, отказываясь от естественной свободы, человек "надевает на себя узы гражданского общества" .

Центральной проблемой гражданского общества является проблема человека и его интересов. Например немецкий философ Фридрих Гегель (1770-1831) считал, что сферой действия государства являются общее, а гражданского общества - частные интересы. Немецкий экономист и наиболее значительный из социалистических деятелей Карл Маркс (1818-1883) говорил о том, что суть гражданского общества - это последовательное проведение принципов индивидуализма, а его главный принцип - труд, как способ самоутверждения личности.

Под гражданским обществам в политологии понимается совокупность добровольной ассоциации людей, которые создаются не в рамках официальных государственных структур в обществе и служат для выражения и защиты общественных и частных интересов. При помогли институтов и структур гражданского общества обеспечивается реальное участие граждан в процессе управления государством и их контроль над деятельностью государства. Когда гражданское общество отсутствует или неразвито, это делает человека не защищенным от произвола государства, что особенно характерно для стран с господствующим тоталитарным режимом, горизонтальные общественные связи там вообще отсутствуют. Все общественные организации жёстко и иерархически подчинены партийно-государственному аппарату. При тоталитаризме отсутствует основа для возникновения гражданского общества. Элементы гражданского общества:

  • - общественные объединения, организации и движения различного рода;
  • - негосударственные социально-экономические институты и отношения (частная собственность, предпринимательство, ТРУД);
  • - негосударственные СМИ;
  • - независимые от государства производители (частные фирмы и т. п.);
  • - система негосударственного образования;
  • - церковь и религиозные организации и т. д. Гражданское общество не является статичным и неизменным, а находится в процессе постоянного изменения и развития. Это бесконечный процесс совершенствования общества, человека и власти. Его жизнедеятельность во многом зависит от взаимоотношений с государством, которые на практике редко бывают паритетными.

В длительном и сложном процессе выстраивания отношений между гражданским обществом и государством нередко происходят случаи кризисов и противостояний. Это особенно очевидно на примере нашей страны. Процесс формирования институтов и отношений гражданского общества, начавшийся под воздействием Великих реформ 60-70-х тт. XIX века, приостановился в связи с формированием жёсткой командно-административной системы в конце 1920-х гг. В настоящее время в России процесс формирования гражданского общества только начинается, и это сопровождается множеством проблем.

В современном понимании гражданское общество включает в себя следующие элементы:

  • - негосударственные предприятия, учреждения, организации;
  • - общественно-политические организации и движения;
  • - институты и организации непосредственной демократии, т. е. органы местного самоуправления.

Для возникновения гражданского общества необходимо наличие трёх его элементов: человека, общества, государства. Гражданское общество имеет и свои признаки:

  • - обеспечение прав и свобод человека;
  • - самоуправляемость;
  • - многоукладное экономики;
  • - правовое государство;
  • - конкуренция;
  • - плюрализм;
  • - принцип координации;
  • - информированность.

Основным звеном, обеспечивающим существование гражданского общества, является закон. Он и создаёт основу безопасности граждан как в личной, так и в социально-экономической сфере, функции закона реализуются в рамках правового государства, которое неотделимо от гражданского общества.



Просмотров