Застежка молния история появления. Кто изобрел застежку-молнию для одежды? «Шутка» модельера подарила застежке мировое признание

Николай Гаврилович Чернышевский - один из самых известных и почитаемых русских писателей и публицистов. Именно он является автором романа «Что делать?» и идейным лидером «Земли и воли» (сообщества, в котором подымались революционные идеи). Именно по причине такой активности, он считался наиболее опасным врагом Российской империи.

Н.Г. Чернышевский родился 12 июля 1828 года в Саратове. Его отец - протоиерей в одном из кафедральных соборов города, а мать - простая крестьянка. Благодаря стараниям отца, который обучал Николая, он вырос очень умным и эрудированным мужчиной.

Такие глубокие знания в литературе у мальчика в столь раннем возрасте привлекали внимание его односельчан. Они дали ему прозвище "библиограф", которое точно отображало уникальную эрудированность будущего публициста. Благодаря полученным во время домашнего обучения знаниям он смог без труда поступить в духовную семинарию Саратова, а позже - в ведущий университет Санкт-Петербурга.

(Юный Чернышевский за переводом истории )

Именно за годы обучения и становления сформировалась личность революционера-активиста, который не боится говорить правду. Он вырос на учениях античных, французских и английских произведений эпохи материализма (XVII—XVIII века).

Этапы жизни и этапы творчества

Николай Чернышевский заинтересовался написанием литературных произведений ещё во время посещения литературного кружка, где в то время преподавал И. И. Введенский (российский писатель, революционер). После окончания историко-филологического факультета в 1850 году, Чернышевский получил звание кандидата наук и уже через год начал работать в гимназии Саратова. Полученную работу он воспринимал, как шанс активно продвигать свои революционные идеи.

Проработав 2 года в гимназии, молодой учитель решил жениться. Его женой стала Ольга Васильева, вместе с которой он переехал в Санкт-Петербург. Именно здесь его назначили преподавателем Второго кадетского корпуса. Здесь он отлично зарекомендовал себя вначале, но после серьёзного конфликта с одним из офицеров, Чернышевскому пришлось уйти.

(Полный свежих идей Чернышевский защищает диссертацию )

Пережитые события вдохновили молодого Чернышевского на написание своих первых статей в печатных изданиях Санкт-Петербурга. После нескольких опубликованных статей, его приглашают в журнал "Современник", где Николай Гаврилович становится практически главным редактором. При этом он продолжил вести активную деятельность и продвигать идеи революционной демократии.

После успешной работы в "Современнике", он получает приглашение в журнал "Военный сборник", где занимает должность первого редактора. Во время работы здесь Чернышевский начинает вести различные кружки, в которых участники пытались найти способы привлечения армии к революции. Благодаря своим статьям и активной деятельности он становится одним из лидеров публицистической школы своего времени. Именно в этот период (1860 год) он и пишет "Антропологический примат в философии" (сочинение на философскую тему).

(Чернышевский в заточении пишет "Что делать" )

В результате уже с 1861 года за Чернышевским устанавливается тайный надзор полиции, который усиливается после вступления его в "Земля и воля" (общество, основанное Марксом и Энгельсом). В связи с событиями в стране "Современник" на время приостановил свою деятельность. Но уже через год возобновил её (в 1863 году). Именно тогда и был опубликован самый знаменитый роман Николая Чернышевского - "Что делать?", который автор писал во время своего пребывания в тюрьме.

Широко распространившаяся в годы Первой Мировой застёжка была изобретена много раньше, но по ряду причин оставалась достаточно далеко от широкого применения в одежде.
В РИ/РСФСР/СССР она и вовсе была практически незнакома до 1930 года. Надо сказать, что как элемент повседневной одежды она и на Западе и на Востоке не была особо распространена по не совсем понятным причинам. В англоязычных источниках причиной называют «избыточную для 1920-1940-х сексуальность застёжки-молнии», но похоже дело тут в том, что она пришла в массы через военных и рабочих, и изначально заняла нишу крайне функциональной и соответственно не особо модной по тем временам фурнитуры.
Нынешние времена идеальной гармонии строгого костюма с резиновыми сапогами пока не наступили.


На найденных фотографиях впервые застёжка - молния встречается в СССР в оформлении Родченко мейерхольдовского «Клопа» Маяковского как элемент футуристической одежды постановки 1929 года.

+++++++
Количество молний на фотографиях в начале 30-х начинает заметно увеличиваться на рабочей и спортивной одежде в первой половине 1930-х.

++++++++++
И наконец в 1935 происходит количественный прорыв.
На Снабжение ВВС и АБТВ РККА поступил
Комбинезон летний:
Комбинезон изготовляется из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета. Он состоит из комбинации куртки и шаровар, спереди составляющих одно целое, а сзади по талии разъемные. Воротник комбинезона отложной и застегивается на крючок. Рукава комбинезона трехшовные, с налокотниками и с затяжными хлястиками для стягивания низа рукава. Низки штанин имеют хлястики и пряжки для стягивания. На коленях комбинезона настрочены наколенники, а на сидении - леи. Пояс застегивается на металлическую пряжку, для поддерживания его на талии, на боках вшиты два крючка. Комбинезон имеет один карман на левой половине груди, прикрытый клапаном, с застежкой на пуговицу, и один карман на правобедренной части, прикрываемый полуклапаном, с застежкой на пуговицу. Передний разрез комбинезона имеет застежку "молния" .




++++++
С началом войны комбинезон упрощается, молния исчезает, и появляется в СССР на гражданской одежде в конце 1940-х - начале 1950-х



++++++
Достаточно модными в это время становятся куртки с контрастными кокетками и несколькими накладными карманами - «хулиганки» или «бобочки» . В Ленинграде их ещё называли «москвичками», а в Москве почему-то «ленинградками».

+++++++
Откуда же появились в СССР в достаточном количестве застёжки-молнии?
Вряд-ли это был импорт, структура закупок СССР в 1930-е показывает, что чуть ли не на 90 процентов это были вовсе не красивые импортные товары, а технологии, машины, станки и оборудование.
Помните Ильф-Петровского Золотого телёнка - «На диване с утра сидел выписанный из Германии за большие деньги немецкий специалист, инженер Генрих Мария Заузе.» Заметим, никого не удивляя, а это значит не единственный такой он был.
Ну какие там импортные молнии, страна всю валюту бросает на станки и ино-спецов.
А теперь заглянем в патентный архив. И тут мы видим интересную картину. С 1930 начинают подаваться патенты и авторские свидетельства на станки и способы для производства как тогда называли «разрывной застёжки». Сначала от иностранцев, но к началу 1930-х уже советские авторы патентуют модернизации этих машин.
То есть совершенно очевидно они их видели, и они с ними работали как минимум с конца 1920-х.










+++++++++
Ну и последнее - где их делали? Почему прекратили на время войны? Где продолжили сразу после?
Нас настигает совершенно непонятная ситуация - никто и нигде не признаётся в первенстве, несмотря на явную авантажность для любого завода такого факта.
Я не берусь ничего утверждать, но есть один интересный момент, возможно относящийся к вопросу.
В 1930 году в США был принят изоляционистский Закон Смута-Хоули, Smoot-Hawley Tariff Act. Это тот самый закон ограничительно-защитных пошлин, который свалил страну в Великую Депрессию.
Закон ударил и по СССР (одним из формальных поводов запрета импорта был труд заключенных), Сталин весьма злобно припоминал его в переписке с американцами даже в 1944 году.
Закон продержался 10 лет, но поправка о труде заключённых осталась в силе. И когда аж в 1980-х в очередной раз власти запросили ЦРУ о списке таких товаров из СССР, то в числе 36 позиций среди леса, нефтепродуктов и т.п. внезапно оказались и застёжки-молнии!
Возможно в рабочих зонах ИТУ и находится место рождения советских «разрывных застёжек».

Звенья застежек молний могут делаться из различного материала. Это может быть нейлон, полиэфир, пластик и метал. Тесьма молний тоже может отличаться как плотностью, так и толщиной. У каждой молнии есть свои недостатки и преимущества. Например, молнии из синтетики не подвержены коррозии. Они эластичные и легкие, мало того современные молнии делают из термоустойчивых соединений. В отличие от синтетических, металлические молнии более надежные. Из-за своей повышенной прочности их вшивают в спортивную или тяжелую одежду.

Молнии выпускают различных цветов и оттенков, это нужно для того, чтобы можно было легко подобрать молнию к изделию.

Из чего состоит застежка молния

  1. Замок с кольцом (в разговорном «собачка»)- специально предназначенная делать молнии, которая двигаясь по змейке смыкает или размыкает звенья.
  2. Звенья – своеобразной формы зубчики, которые после прохождения по ним замка, плотно соединяются.
  3. Тесьма — полоска материи, на краях которой и закреплены зубчики (звенья).
  4. Заклепки — небольшие металлические детали, которые не дают замку соскочить с молнии. С верхнего конца их две, с нижнего на неразъемных молниях — одна. На разъемных молниях нижняя заклепка состоит из двух частей.

Металлическая неразъемная молния

Молния со скрепленными внизу металлическими звеньями. Очень прочная и выдерживает сильное натяжение. Используют на спортивной и джинсовой одежде.

Мягкая гибкая молния со скрепленными на нижнем конце звеньями. Используется на одежде из тонких тканей.

Молния-невидимка

Неразъемная молния с очень мелкими синтетическими звеньями, расположенными с изнаночной стороны тесьмы. Широко используется на женской одежде.

Разъемная молния с крупными звеньями

Довольно тяжелая молния для верхней и спортивной одежды. Звенья (металлические или пластиковые) закреплены на каждой половине молнии отдельными заклепками. Замки (собачки) на разъемных молниях часто имеют по кольцу с каждой стороны.

Способы вшивания молнии

Так чаще вшивают молнии на середине переда или спинки. Зачастую используется на платьях и юбках, у которых застежка расположена сзади. Притачной пояс пришивают после того, как будет вставлена молния.

При таком способе вшивания молнии, ее цвет не обязательно подбирать к цвету изделия. Так как она полностью скрывается складками одежды. Так вшивают молнии в боковые швы различных изделий, где молнию не должно быть видно. Например, платьев или юбок.

Так вшивают молнию на брюках или юбках, иногда — на пальто и куртках. При таком способе вшивания расходуется больше ткани на верхнюю и подкройную нижнюю (защитную) планки и используется только в тех случаях, если он предусмотрен выкройкой.



Просмотров