Звания государственной гражданской службы погоны. Форменная одежда и знаки различия федеральных гражданских служащих вооруженных сил российской федерации. Погоны к повседневной форме одежды

Sd.Kfz. 221 - это немецкий бронеавтомобиль, созданный компанией Eisenwerken Weserhütte в начале 1930-х годов на роль разведывательной или штабной машины. Серийно производился в Германии с 1935 по 1940 гг., всего было выпущено 340 бронеавтомобилей данного типа. Sd.Kfz. 222 был дальнейшим улучшением машины, получив вместо пулеметного пушечное вооружение, также он отличался незначительно измененным корпусом и башней. Бронеавтомобиль производился с 1937 по февраль 1944 г., всего было выпущено 990 боевых машин данного типа. Бронеавтомобили Sd.Kfz. 221 и Sd.Kfz. 222 использовались немецкими войсками на протяжении всей Второй мировой войны.

Незначительное количество этих боевых машин было продано другим государствам. Так в конце 1938 года Германия смогла продать Китаю 18 бронеавтомобилей Sd.Kfz. 221, которые применялись китайскими войсками в боях с японцами. При этом в Китае несколько боевых машин перевооружили, установив в башню вместо пулемета 37-мм пушку «Гочкис». Еще 20 бронеавтомобилей Sd.Kfz. 221 и Sd.Kfz. 222 приобрела Болгария. Болгарская армия использовала эти бронемашины для борьбы с партизанами Тито в Югославии, а в 1944-1945 годах оставшиеся машины применялись в сражениях уже против самих немцев на территории Австрии, Венгрии и Югославии.


Предыстория создания

В 1934 году в Германии стартовали работы над созданием нового бронеавтомобиля с повышенными тактико-техническими характеристиками. Первым шагом в этом направлении была разработка шасси для тяжелой армейской автомашины. Министерством вооружений Германии было определено соответствующее техзадание. Оно предусматривало создание четырехколесного шасси с приводом на все колеса и обладавшего хорошей проходимостью. Управление, которое действовало на все 4 колеса, должно было обеспечить машине хорошую маневренность. Другими достоинствами шасси должны были стать подвеска, небольшая масса, новая тормозная система, высокая прочность, малое удельное давление на грунт, а также простота конструкции и удобный доступ к узлам и агрегатам, что должно было упростить ремонт. Не все из этого в конечном итоге удалось воплотить в жизнь.


Требования к новому шасси были столь высокими, что исключили использование в этих целях серийных шасси коммерческих автомобилей. Стоит отметить, что первый серийный немецкий бронеавтомобиль, созданный после Первой мировой войны, был построен именно на базе коммерческого шасси. О бронемашине мы уже писали ранее. Но теперь военным нужно было что-то совершенно новое и все компании, сотрудничавшие с Министерством вооружений, получили заказ на разработку нового прототипа. Лучшие образцы созданных шасси были показаны военным в Берлине в 1936 году в рамках выставки средств моторизации. В конечном итоге военные остановили свой выбор на прототипе, который был разработан конструкторами завода Horch в Цвикау, принадлежавшем компании Auto-Union AG.

Всего ими было подготовлено два варианта полноприводного шасси. Первый вариант, который получил официальное обозначение Einheitsfahrgestell I fuer schwerer Personenkraftwagen, оснащался двигателем, установленным в корме. Шасси было специально создано под установку на него бронированного корпуса. Второй вариант под обозначением Einheitsfahrgestell II fuer schwerer Personenkraftwagen отличался от первого тем, что двигатель в нем располагался в передней части, данное шасси предназначалось также для армейских легковых автомобилей тяжелого класса.

Первый вариант шасси, который в производстве обозначался как Horch 801/EG I, весил 1965 кг. Шасси получило карбюраторный двигателем жидкостного охлаждения Horch/Auto-Union V8-108 объемом 3,5 литра и мощностью 75 л.с., которую он развивал при 3600 оборотах в минуту. Коробка передач обеспечивала бронеавтомобилю 5 передач вперед и одну назад. В соответствии с требованиями немецких военных шасси было полноприводным. Рулевое управление также действовало на все 4 колеса, но при движении по шоссе на скорости более 35 км/ч задние колеса бронемашины фиксировались в нейтральном положении. Колеса бронеавтомобиля подвешивались независимо через два маятника и две спиральные пружины, на них были установлены шины Continental размером 210-18, они имели пневматические камеры низкого давления. Ножной тормоз действовал на все 4 колеса боевой машины. Именно это шасси стало основой для бронеавтомобиля Sd.Kfz. 221, а затем и Sd.Kfz. 222.

Бронеавтомобиль Sd.Kfz. 221

Первыми в формируемые разведывательные части вермахта начали поступать легкие бронеавтомобили Sd.Kfz. 221 с пулеметным вооружением. Начиная с 1936 года, они начали постепенно вытеснять старые бронеавтомобили Kfz 13. Бронеавтомобиль Sd.Kfz. 221 обладал кузовом, который был сварен из бронелистов толщиной 14,5 мм. Бронелисты были расположены под рациональными углами наклона, что повышало защищенность машины от огня противника. Бронирование было достаточным, чтобы защитить экипаж от винтовочных пуль (в том числе со стальным сердечником) и осколков. Опытные немецкие инженеры предусмотрели также защиту ступиц колес.

Механик-водитель наблюдал за дорогой через прямоугольное окно, которое располагалось в лобовой броне корпуса. Аналогичные окна, но несколько меньших размеров были расположены в правом и левом борту машины. В боевых условиях окна прикрывались бронезаслонками, в которых имелись узкие смотровые щели. Доступ к двигателю бронеавтомобиля открывали 3 люка прямоугольной формы. За переборкой, которая разделяла боевое и моторное отделение, располагались два топливных бака, емкость каждого из которых составляла 55 литров. Экипаж садился в бронемашину и покидал ее через дверцы, размещенные в бортах кузова. Запасное колесо было прикреплено к правому борту бронеавтомобиля.

Бронеавтомобиль Sd.Kfz. 221 был вооружен лишь одним 7,92-мм пулеметом, который был размещен во вращающейся башенке. Она имела форму девятигранной пирамиды. Сплошной крыши башня не имела, вместо нее сверху боевое отделение защищали два откидывающихся экрана из проволочной сетки, в бортах башенки были расположены смотровые щели, предназначенные для наблюдения за местностью. На первых прототипах были установлены пулеметы MG 13, но все серийные машины получили новый единый пулемет MG 34. Возимый боекомплект состоял из 1050-1200 патронов к пулемету, однако на практике эта цифра могла быть существенно увеличена, все зависело от желания экипажа. Девятигранная башенка могла вращаться на 360 градусов, а станок пулемета обеспечивал углы вертикального наведения от -10 до +69 градусов, что позволяло стрелку вести огонь и по низколетящим самолетам противника.

Экипаж бронеавтомобиля Sd.Kfz. 221 состоял всего из двух человек: механика-водителя и командира, который по совместительству выполнял и обязанности стрелка. Штатное вооружение экипажа включало в себя один пистолет-пулемет MP-38 или MP-40, а также 6 ручных гранат М-24. Радиостанции на бронемашине не было, поэтому в бою связь поддерживалась при помощи сигнальных флажков.


В виде бронеавтомобиля Sd.Kfz. 221 разведывательные части немецкой армии получили маневренную и быструю машину. Однако у Sd.Kfz. 221 был один существенный недостаток - очень слабое вооружение. Уже после начала Второй мировой войны на бронеавтомобили начали монтировать более тяжелое вооружение. В частности дополнительно такие бронеавтомобили могли быть вооружены противотанковым ружьем PzB 39 калибра 7,92-мм, которое размещалось в башне рядом со штатным пулеметом. Данное противотанковое ружье позволяло бороться с легкобронированной техникой противника. Еще более удачным решением была установка на Sd.Kfz. 221 тяжелого противотанкового ружья 2,8cm sPzB 41. Такая модификация бронемашины появилась в 1941 году. Всего, таким образом, было перевооружено 34 бронеавтомобиля, в которых противотанковое ружье было установлено на место пулемета. Размещение данного ружья потребовало от конструкторов немного изменить конструкцию башни (уменьшить высоту ее передней стенки). Противотанковое ружье 2,8cm sPzB 41 монтировалось в башню бронеавтомобиля вместе со штатным щитком, что незначительно увеличивало высоту боевой машины.

Тактико-технические характеристики Sd.Kfz. 221:
Габаритные размеры: длина - 4800 мм, ширина - 1950 мм, высота - 1700 мм.
Боевая масса - 4000 кг.

Силовая установка - 3,5-литровый 8-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 75 л.с.
Максимальная скорость - 80 км/ч (по шоссе).
Запас хода - 320 км (по шоссе), 200 км (пересеченная местность).
Вооружение - 7,92-мм пулемет MG 34.
Боекомплект - до 1200 патронов к пулемету.
Экипаж - 2 человека.

Бронеавтомобиль Sd.Kfz. 222

В 1938 году на вооружение вермахта приняли новый бронеавтомобиль, получивший обозначение leichter Panzerspaehwagen (2cm) Sd.Kfz. 222, который в отличие от своего предшественника получил улучшенное вооружение - 20-мм автоматическую пушку. Кузов бронеавтомобиля Sd.Kfz. 222 изменился несущественно. Немного изменилась конфигурация брони в корме корпуса, а одно большое окно, расположенное перед местом механика-водителя, было разделено на две части. А вот боевые возможности машины были сильно увеличены. По замыслу военных, пушечные бронеавтомобили должны были обеспечивать огневую поддержку подразделениям, которые были вооружены лишь пулеметными бронемашинами. Помимо всего прочего Sd.Kfz. 222 получил новую увеличенную десятигранную башню, в которой и была установлена 20-мм автоматическая пушка 2cm KwK 30, спаренная с 7,92-мм пулеметом MG 34. И пушка, и пулемет могли использоваться для ведения огня как по наземным, так и по воздушным целям, чему способствовали хорошие углы вертикального наведения: от -7 до +80 градусов.


В 1940 году компания Appel (Берлин) и F.Schichau (Эльблонг) по заданию Министерства вооружений приспособили башню бронеавтомобиля Sd.Kfz. 222 для размещения там Hangellafette 38. Это позволило установить на боевую машину 20-мм автоматическую пушку KwK 38 L/55 (усовершенствованный вариант 2cm KwK 30). Новый лафет обеспечивал углы склонения/возвышения орудия от -4 до +87 градусов, что повышало эффективность автоматической пушки в борьбе с авиацией противника. Пушка получила два прицела. Так TZF 3a использовался для ведения огня по наземным целям, а прицел Fligerviseer 38 для огня по самолетам противника. Башня бронеавтомобиля Sd.Kfz. 222 была открыта сверху, но была защищена двумя экранами с проволочной сеткой. Эти экраны легко можно было открыть или закрыть, в зависимости от складывающейся тактической ситуации. Углы возвышения ствола 20-мм автоматической пушки выше 20 градусов требовали откинуть экраны в обязательном порядке.

Наведение автоматической пушки на цель осуществлялась вручную. При этом спуск пушки и пулемета был синхронизирован, однако, имелась возможность вести огонь лишь из одного ствола. В литературе обычно упоминается о том, что возимый боекомплект состоял из 180-200 выстрелов к 20-мм пушке и 1050-1200 патронов к пулемету, но на практике экипаж легко мог взять с собой больший боекомплект, так как в бронеавтомобиле было достаточно много свободного места.

Экипаж бронеавтомобиля Sd.Kfz. 222 состоял из 3-х человек: командира машины, механика-водителя и наводчика. Штатное вооружение экипажа бронемашины дополняли один пистолет-пулемет MP-40 и 6 гранат М-24. Первоначально все бронемашины Sd.Kfz. 222 не имели радиостанцией, однако позднее на них стали ставить радиостанции небольшого радиуса действия. В этом случае гнездо антенны находилось в задней части десятигранной башни.


Тактико-технические характеристики Sd.Kfz. 222:
Габаритные размеры: длина - 4800 мм, ширина - 1950 мм, высота - 2000 мм.
Боевая масса - 4800 кг.
Бронирование - 5 мм (крыша) - 14,5 мм (корпус).
Силовая установка - 3,5-литровый 8-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 75 л.с. (90 л.с. форсированный вариант).
Максимальная скорость - 70 км/ч (по шоссе).
Запас хода - 300 км (по шоссе), 180 км (пересеченная местность).
Вооружение - 20-мм автоматическая пушка KwK 30 и 7,92-мм пулемет MG 34.
Боекомплект - 180-200 снарядов и до 1200 патронов к пулемету.
Экипаж - 3 человека.

Боевое применение

Большая часть бронеавтомобилей Sd.Kfz.221 и 222 поступала в разведывательные части легких и танковых дивизий, сформированных перед началом Польской кампании вермахта. В соответствии с действующим штатным расписанием 1939 года разведывательный батальон должен был иметь две роты бронеавтомобилей. Каждая такая рота состояла из штабного взвода (машины Sd.Kfz.247, 263 и 223), взвода тяжелых бронеавтомобилей (Sd.Kfz.231 и 232), а также двух взводов легких бронеавтомобилей (Sd.Kfz.221 и 222). В дальнейшем легкие бронеавтомобили очень часто передавались в разведывательные подразделения пехотных и моторизованных дивизий, а также в связные части. Иногда их использовали также для корректировки артиллерийского огня.


Реальный опыт боевых действий заставил ввести в конструкцию бронеавтомобилей Sd.Kfz. 222 и Sd.Kfz. 223 (отличался от предыдущего только наличием радиостанции) ряд изменений. Желая повысить ходовые качества бронемашин, было решено использовать более мощный двигатель мощностью 81 л.с., позднее его форсировали до 90 л.с., а также гидравлические тормоза. Эти изменения были реализованы в шасси Horch 801/v, новые бронеавтомобили на этом шасси выпускались уже с 1941 года. Соответственно была изменена и система обозначений. Ранние бронеавтомобили Sd.Kfz. 222 и Sd.Kfz. 223 получили обозначение Ausfuehrung A, а новые на базе шасси Horch 801/v - Ausfuehrung B.

Также в мае 1941 года толщину лобового бронирования корпуса довели до 30 мм. Достаточно часто бронемашины оснащались дымовыми шашками, которые были расположены на лобовой броне. А по бортам башни часто ставили дымовые гранатометы. Поставив в бою дымовую завесу, легкий бронеавтомобиль имел больше шансов выйти невредимым из огневого контакта с противником.

В первый период Второй мировой войны легкие бронеавтомобили Sd.Kfz. 221, 222 и 223 действовали в целом достаточно успешно. Успех сопутствовал бронемашинам в Польше и во Франции. Даже в очень трудных условиях ливийской пустыни эти боевые машины показали себя вполне достойно. При этом лишь довольно слабое вооружение модели Sd.Kfz. 221 сказывалось на результативности в боевых условиях. Также выяснилось, что во фронтовых условиях достаточно трудно было обеспечить хорошее техническое обслуживание бронеавтомобилей. Инженеры компании Horch, пытаясь удовлетворить всем требованиям немецких военных, спроектировали достаточно сложное шасси. Сложная конструкция не только осложняла производство боевых машин, но и оказалась не в полной мере надежной. Наиболее часто экипаж и ремонтники сталкивались с выходом из строя ведущего вала, подвески и сцепления. А у двигателей достаточно часто разрушались болты креплений коромысел клапанов.


Бои на Восточном фронте продемонстрировали новые недостатки боевых машин. Несмотря на наличие полного привода, данные немецкие бронеавтомобили были предназначены все-таки для езды по хорошим дорогам с твердым покрытием. Сравнительно большое удельное давление на грунт приводило к тому, что машины часто увязали в грязи, а разведывательные подразделения теряли свое основное преимущество - мобильность. По этой причине, начиная с 1942 года, в разведывательных подразделениях легкие бронемашины начали постепенно заменятся полугусеничными бронетранспортерами Sd.Kfz. 250/9, которые были оснащены такой же башней, что и Sd.Kfz. 222, но выгодно отличались гораздо лучшей проходимостью по бездорожью.

Классный чин

  1. секретарь муниципальной службы 3, 2, 1 класса - муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы младшей группы;
  2. референт муниципальной службы 3, 2, 1 класса - муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы старшей группы;
  3. советник муниципальной службы 3, 2, 1 класса - муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы ведущей группы;
  4. муниципальный советник 3, 2, 1 класса - муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы главной группы;
  5. действительный муниципальный советник 3, 2, 1 класса - муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы высшей группы.

Отношения, связанные с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», но он не устанавливает конкретные классные чины. В Московской области классные чины регулируются Законом Московской области № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области»

  1. референт муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса - муниципальным служащим, замещающим младшие должности муниципальной службы;
  2. старший референт муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса - муниципальным служащим, замещающим старшие должности муниципальной службы;
  3. советник муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса - муниципальным служащим, замещающим ведущие должности муниципальной службы;
  4. муниципальный советник муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 - муниципальным служащим, замещающим главные должности муниципальной службы;
  5. действительный муниципальный советник Московской области 3, 2, 1 класса - муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы.

См. также

  • Воинские звания в Вооружённых Силах Российской Федерации

Источники

  • ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ
  • Указ Президента РФ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» от 01.02.2005 г. № 113

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Классный чин" в других словарях:

    КЛАССНЫЙ ЧИН - вид специальных званий (см.: Звание специальное), которое присваивается работникам прокуратуры, органов юстиции и аппаратов судов, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, государственным нотариусам, а также работникам с учетом их заслуг,… … Энциклопедический словарь конституционного права

    - (воен.) Звание это, соответствующее званию К. на классную должность, получают военные неклассные художники (по граверной и фотографической частям), выполнившие все условия для производства в классные военные художники, но остающиеся без… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ЧИН КЛАССНЫЙ - КЛАССНЫЙ ЧИН … Юридическая энциклопедия

    Толковый словарь Ушакова

    - [асн], классная, классное. 1. Принадлежащий, относящийся к классу (во 2, 3, 4, 7, 8 и 9 знач.). Классная доска. Классный чин. Классный вагон (пассажирский вагон в отличие от товарных, служебных и т.п.). 2. Относящийся к высокому классу (в 6… … Толковый словарь Ушакова

    - [асн], классная, классное. 1. Принадлежащий, относящийся к классу (во 2, 3, 4, 7, 8 и 9 знач.). Классная доска. Классный чин. Классный вагон (пассажирский вагон в отличие от товарных, служебных и т.п.). 2. Относящийся к высокому классу (в 6… … Толковый словарь Ушакова

В начале года в интернете бурно обсуждали фотографию, на которой директор управления почтовой службы Кемеровской области . Оказалось, что эта форма была выпущена небольшой партией для руководителей, но в действительности она не черная, а темно-синяя — ради сходства с одеждой СС ее отфотошопили. Скандал в итоге замяли. Мы же решили узнать, как одеваются сотрудники госорганов, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям, и как по их знакам отличия разобраться, со специалистом какого ранга вы имеете дело.

Государству важно, чтобы работающие на него люди отличались от простых обывателей. Именно поэтому оно издавно унифицирует их одежду. Не только армия и правоохранительные органы, но и гражданские ведомства имеют свою униформу.

Если смотреть на картинки с изображениями костюмов различных ведомств в черно-белом варианте, можно и вовсе не найти между ними отличий: настолько сильна стандартизация. Форменная одежда госслужащих очень похожа на армейскую: кители, фуражки, пилотки, погоны. Понять, представитель какого органа власти находится перед вами, можно главным образом по ведомственной нашивке на левом плече и, разумеется, цвету формы. В какие цвета окрасит себя тот или иной госорган, решает геральдический совет при президенте. Иногда он ориентируется на традиции ведомства(так, таможенной службе вернули зеленый цвет, который принадлежал ей еще в царское время), а в ряде случаев — создает их.


В приказах различных ведомств можно найти описание огромного числа предметов гардероба для сотрудников. Это и кители, и плащи, и пальто, и джемперы, и перчатки, и туфли с ботинками, и кашне с футболками. Поражает разнообразие головных уборов: пилотки, фуражки, фетровые шляпы, каракулевые шапки, ушанки, финки, кубанки. Для оперативных работников предусмотрены даже маски. Чтобы не запутывать читателя, в своем обзоре мы представим только наиболее распространенные повседневные виды одежды.

Тем более, что происходит некоторое снижение разнообразия. Так, 5−10 лет назад многие ведомства стали отказываться от парадных кителей для своих сотрудников. Теперь повседневная и парадная форма зачастую отличается только цветом рубашек — в последнем случае они белые. Да и летняя форма от зимней отличается теперь чаще всего только длиной рукавов. У женщин выбор больше — они могут носить или брюки, или юбку.

Татьяна Малютина,

В нашем ведомстве для тех, кто работает в кабинетах, ношение формы каждый день необязательно. Согласно этике госслужащего они одеты в строгий деловой костюм. Однако на официальные мероприятия, совещания и коллегии руководящий состав ведомства обязательно надевает форму. А вот для тех, кто непосредственно взаимодействует с налогоплательщиками в операционных залах, форма обязательна. Если вы увидите сотрудника в зале для налогоплательщиков не в форме, то это значит, что он работает недавно и у него нет чина. В таких случаях в нашем ведомстве предусмотрен дресс-код: белая рубашка и темная юбка или брюки.

Форму алтайским налоговикам присылают из Москвы и выдают сотрудникам бесплатно. Поменять ее можно раз в два года. Однако централизованные поставки иногда дают сбой, и нужный размер сотруднику приходится ждать дольше, чем он рассчитывал.

Роберт Куляпин,
старший инспектор отдела государственной службы и кадров Алтайской таможни:

Не все должностные лица Алтайской таможни работают с участниками внешнеэкономической деятельности или физлицами, однако ношение формы у нас обязательно для каждого. У нас с этим строго. Систематически проводятся построения и производится осмотр форменной одежды. Примером грубого нарушения может послужить смешение форменной одежды и гражданской. Прекрасной половине работников Алтайской таможни запрещается укорачивать юбки. За нарушение правил ношения форменной одежды или неопрятный внешний вид могут привлечь к материальной или дисциплинарной ответственности, назначить служебную проверку в отношении провинившегося. Однако подобных нарушений у нас не случалось.

В повседневном режиме носки одежда быстрее изнашивается, поэтому в ведомствах, где форма обязательна, сроки ее обновления короче, и они установлены для каждого элемента гардероба в отдельности. Поставки также централизованно идут из Москвы.

В некоторых ведомствах(например, в Федеральной таможенной службе или в Федеральной службе контроля за оборотом наркотиков) должностные лица делятся на госслужащих и сотрудников. Первые имеют классные чины, вторые — специальные звания. Система иерар­хии у сотрудников такая же, как в армии или правоохранительных органах. Погоны, соответственно, тоже. При этом иногда они совпадают с погонами госслужащих.

Алина Шмидт,
пресс-секретарь Алтайской таможни:

У советника государственной гражданской службы 3-го класса форма и погоны точно такие же, как у майора таможенной службы. А секретаря государственной гражданской службы 2-го класса легко можно спутать с прапорщиком. Человек со стороны никогда их не отличит.

Тем не менее, по ее словам, путаницы внутри ведомства у них не возникает.

Как говорят сами работники гос­органов, по улице в форме они стараются не ходить — предпочитают переодеваться на работе. Однако отмечают, что в служебное время она оказывается очень полезной. «Наши специалисты говорят, что граждане по-разному воспринимают сотрудников в форме и без нее. Действительно, лишний раз подумаешь, прежде чем поднять голос на человека в форме, — говорит Татьяна Малютина. — Общение получается официальным и более формализованным. Граждане видят в нашем специалисте не просто симпатичную девушку, а государственного служащего в погонах. И сами работники в форме отчетливее осознают, что они — представители государства».

Погоны для госслужащих

(на примере Федеральной налоговой службы)

По старшинству, в порядке убывания

Погоны действительных государственных советников РФ

Верх погона выполнен вышивкой того же цвета, что и ткань мундира, с рисунком в виде широких переплетающихся полос. Вместо привычных звезд — геральдические эмблемы службы, вышитые серебряной нитью.

Такие чины и погоны носят руководители федеральных ведомств и их заместители.

3 эмблемы носят действительные государственные советники РФ 1-го класса;
2 эмблемы носят действительные государственные советники РФ 2-го класса;
1 эмблему носят действительные государственные советники РФ 3-го класса.

Погоны государственных советников РФ

Верх погона — с аналогичной вышивкой. Вместо эмблем — десятиконечные звезды диаметром 22 мм, состоящие из чередующихся серебристых и темно-вишневых лучей и вышитые серебряной нитью. В середине звезды — темно-вишневый пятиугольник.

Такие чины и погоны носят руководители региональных управлений федеральных ведомств.

Принцип определения класса по звездочкам здесь и в дальнейшем тот же, что и по эмблемам:

3 звезды — 1-й класс,
1 звезда — 3-й класс.

Погоны советников государственной гражданской службы РФ

Такие же десятиконечные металлические звезды серебристого цвета у них имеют меньший диаметр(18 мм). На край погона добавляются три поперечные серебристые полосы.

Чины и погоны советников носят заместители руководителей региональных управлений федеральных ведомств, а также начальники отделов и подразделений внутри ведомства.

Погоны референтов государственной гражданской службы РФ


Погоны секретарей государственной гражданской службы РФ

Погоны секретарей отличаются количеством полос и размером звезд — их диаметр составляет всего 15 мм. Чины референтов и секретарей носит большинство госслужащих.

Татьяна Малютина,
начальник отдела работы с налогоплательщиками УФНС России по Алтайскому краю:

Федеральный закон № 79 определяет классные чины государственных служащих. Принцип для всех госорганов тут одинаковый. Чины делятся на категории и классы. При этом установлена своеобразная «вилка», для определенной должности в системе могут быть присвоены соответствующие чины. Человек приходит к нам на работу, и через 3 месяца он может получить первый чин. Дальше начинается его карьерный рост, и соответственно повышается чин.


Аналогичный принцип иерар­хии чинов и оформления погон действует и в других госорганах. Разница может быть только стилистической. Например, у многих ведомств(например, Ростехнадзора или Федеральной таможенной службы) руководители носят на погонах вместо геральдических символов своего ведомства четыре большие звезды.

Как еще опознать руководителя ведомства?

Начальников как федерального, так и регионального уровня можно отличить от других сотрудников даже издалека по специфическим вышивкам. Их можно встретить:


В ряде случаев идентифицировать большого начальника можно по двубортному пиджаку и генеральским лампасам на брюках.

В некоторых ведомствах названия разрядов в табели о рангах работников несколько отличаются от принятой в других госорганах иерархии.

Например, в службе судебных приставов или прокуратуре.

Наплечные знаки прокуроров:


Старший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции.

Класс, квалификация, степень пригодности лица для осуществления той или иной деятельности в госоргане в соответствии с имеющимися у него навыками, умениями, знаниями. Он устанавливается федеральным законодательным либо другим нормативным актом. Рассмотрим далее, какие существуют классные чины государственной Таблица соответствия основных классов также будет представлена в статье.

Общие сведения

Впервые были систематизированы Петром 1 в Табели о рангах. После революции 1917 г. они были упразднены. В 1943 г. чины снова были введены, но только для сотрудников прокуратуры и следственных органов. В действующей сегодня таблице классных чинов государственной гражданской службы каждый класс соответствует определенному воинскому (специальному) званию. Она утверждена Указом Главы государства в 2005 г.

Категории сотрудников

В соответствии с ФЗ № 58 и № 25,получают должностные лица федеральной, региональной и муниципальной гражданской госслужбы. Чины присваиваются также служащим правоохранительных структур.

Стоит сказать, что классификация госслужащих в РФ считается одной из самых сложных в административной теории и практике. Дело в том, что разделение служащих может осуществляться по самым разным критериям. Например, в зависимости от уровня госвласти работники могут быть федеральными или региональными госслужащими.

По ветвям власти классифицируют должностных лиц законодательных, исполнительных, судебных органов, прокуратуры и прочих высших госорганов. Однако наиболее значимой считается классификация служащих по чинам, специальным и воинским званиям. В настоящее время именно она наиболее полно регулируется нормативными актами.

Законодательная база

В 1995 г. были установлены квалификационные разряды. Однако в 2004 г. был утвержден 79-ФЗ . Он регламентирует отношения, возникающие при поступлении на госслужбу, ее прохождении. В 79-ФЗ регулируются взаимодействия госструктуры и лица, прекращающего профессиональную деятельность в ее штате. Стоит сказать, что наряду с этим нормативным актом, положения, регулирующие рассматриваемую сферу, присутствуют и в ФЗ № 58. В Законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации " определен статус (правовое положение) федеральных госслужащих и должностных лиц госорганов субъектов РФ.

Классификация

В соответствии с действующим законодательством, лицам, проходящим федеральную госслужбу, присваиваются:

  • дипломатические ранги;
  • специальные/воинские звания;
  • классные чины.

Что касается служащих региональных госструктур, то на них распространяет действие ФЗ № 58. В нормативном акте установлено, что этим лицам присваивают только классные чины. Соответствующее положение закреплено в ст. 13 (ч. 1 п. 2).

Как присваивается классный чин государственной гражданской службы?

В законодательстве закреплены следующие правила:

  1. Присвоение чинов государственной гражданской службы осуществляется исключительно в соответствии с замещаемым постом.
  2. Работники, сроки полномочий которых не ограничены, получают чин после прохождения квалификационного экзамена.
  3. Чины присваиваются персонально. При этом должна соблюдаться последовательность, учитываться профессиональный уровень и продолжительность госслужбы в предыдущем чине и замещаемом посту.

Классный чин государственной гражданской службы может быть очередным либо первым. Последний присваивают федеральному госслужащему после успешного прохождения испытания. Если оно не было предусмотрено в контракте, то получить чин лицо может только спустя 3 мес. после назначения на пост. Очередную степень гражданин получает по истечении периода, определенного для прохождения службы в прежнем чине. При этом лицо должно замещать должность, для которой предусмотрен чин, равный либо выше того, который ему присваивается.

Общие принципы

Российской Федерации получают очередной чин последовательно по завершении установленного периода пребывания на предыдущей ступени. В качестве поощрительной меры допускается досрочное присвоение следующего класса.

При переводе либо поступлении гражданина с госслужбы одного типа на другой классный чин должен учитываться.

В случае увольнения или освобождения от должности полученный класс сохраняется. Основанием для лишения классного чина является только судебное решение.

Нюансы

При переводе лица с госслужбы одного вида на службу другого типа присвоенный ранее чин учитывается при получении класса по новому месту работы. Следует заметить, что он не переносится автоматически. В Указе Президента № 113 от 2005 г. определено следующее. При поступлении на госслужбу лица, имеющего класс другого вида службы, он получает согласно замещаемой должности. Если он оказывается ниже, чем имеющийся, то служащий может получить чин на ступень выше, но в рамках группы, к которой относится пост, который он будет замещать.

Наименования чинов

В включено 5 наименований:

  1. Секретарь.
  2. Референт.
  3. Советник.
  4. Госсоветник.
  5. Действительный госсоветник.

В каждой группе предусмотрено три класса. Высшим считается 1 класс. Всего получается 15 чинов. Ступени четко разделены по группам должностей:

  1. Секретарь 1-3 кл. соответствует младшей группе.
  2. Референт 1-3 кл. - старшей.
  3. Советник 1-3 кл. - ведущей.
  4. Госсоветник 1-3 кл. - главной.
  5. Действительный госсоветник 1-3 кл. - высшей.

Особенности присвоения

Высшие чины - действительный госсоветник 1-3 кл. - присваиваются Президентом федеральным госслужащим. При этом:

  1. В исполнительных структурах, деятельностью которых руководит Глава государства, присвоение осуществляется по представлению их руководства, а в прочих исполнительных органах - по представлению Правительства.
  2. В прочих госорганах федерального уровня (судебных, законодательных) либо в их аппаратах получение следующего класса осуществляется по представлению их руководства.

Чины госсоветника 1-3 кл. присваиваются федеральным госслужащим:

  1. Исполнительных структур - Правительством.
  2. Других госорганов - их руководителями.

Чины советника, референта, секретаря 1-3 кл. присваиваются руководителем соответствующего госоргана или его представителем. В субъектах РФ получение классов осуществляется в соответствии с положениями ФЗ № 79. Обычно чины главных и высших должностных групп присваивают губернаторы, прочие - руководители администраций МО и их подразделений.

Сроки прохождения госслужбы

Нормативными актами установлены следующие периоды для:

  1. Секретаря, референта 3 и 2 кл. - не меньше года.
  2. Советника и госсоветника 3 и 2 кл. - не менее двух лет.
  3. Действительного госсоветника 3 и 2 кл. - обычно не меньше года.

Сроки прохождения службы для секретаря, референта, советника и госсоветника 1 кл. не установлены. При назначении госслужащего на более высокий пост он может получить очередной чин, если период пребывания на предыдущей ступени истек.

Дополнительно

Федеральным служащим, которые являются специалистами и обеспечивающими специалистами и не имеют ограничений по срокам полномочий, а также руководителям, включенным в ведущую и главную группы, чины присваивают после сдачи экзамена. Лица, находящиеся на постах категории "руководители", относящихся к группе высших должностей, переходят на следующую ступень также после экзамена. При этом решение о его сдаче должно быть принято представителем работодателя в лице начальника федерального госоргана.

Меры поощрения

За особые заслуги в службе чин может присваиваться:

  1. До окончания срока прохождения службы, но не раньше чем через полгода пребывания на занимаемом посту и не выше класса, соответствующего этой должности.
  2. По истечении периода - на ступень выше, но в рамках должностной группы, к которой относится занимаемый пост.

Особенности оплаты труда

Нормативными актами за особые условия службы предусмотрена надбавка. За классный чин государственной гражданской службы она устанавливается в процентах к окладу для каждой группы должностей:

  1. Высшая - 150-200 %.
  2. Главная - 120-150 %.
  3. Ведущая - 90-120 %.
  4. Старшая - 60-90 %.
  5. Младшая - до 60 %.

Соотношение классных чинов государственной гражданской службы и воинских званий

Оно установлено по Указам президента № 113 (от 01.02.2005) и № 38 (от 14.01.2011).

Воинское звание

Действительный госсоветник 1 кл.

  • адмирал флота, генерал армии;
  • адмирал, генерал-полковник.

Действительный госсоветник 2 кл.

вице-адмирал, генерал-лейтенант.

Действительный госсоветник 3 кл.

контр-адмирал, генерал-майор.

Госсоветник 1 кл.

капитан 1 ранга, полковник.

Госсоветник 2 кл.

капитан 2 ранга, подполковник.

Госсоветник 3 кл.

капитан 3 ранга, майор.

Советник 1 кл.

капитан, капитан-лейтенант.

Советник 2 кл.

старший лейтенант.

Советник 3 кл.

лейтенант.

Референт 1 кл.

младший лейтенант.

Референт 2 кл.

старший мичман/прапорщик.

Референт 3 кл.

мичман, прапорщик.

Секретарь 1 кл.

  • гл. корабельный ;
  • гл. старшина, ст. сержант.

Секретарь 2 кл.

  • старшина 1 ст., сержант;
  • старшина 2 ст., мл. сержант.

Секретарь 3 кл.

  • старший матрос, ефрейтор;
  • матрос, рядовой.

Прокурорские работники

По № 1563 от 21.11.2012 для этих сотрудников также установлены классные чины государственной гражданской служащих к повседневной форме одежды можно увидеть ниже. Разделение чинов работников прокуратуры на группы не предусмотрено.

Аттестация

Проверка проводится для установления соответствия госслужащего должности, которую он замещает. Аттестация назначается раз в 3 года. По специальному решению может проводиться внеочередная проверка. Для проведения аттестации формируется комиссия.

На заседании рассматриваются документы, заслушивается сообщение госслужащего. При необходимости приглашается руководитель аттестуемого. Он дает оценку профессиональной деятельности подчиненного. Во время аттестации комиссия определяет соответствие деятельности госслужащего квалификационным требованиям, оценивается его участие в решении задач, поставленных перед подразделением, сложность работы и ее эффективность. Кроме того, во внимание принимаются результаты исполнения регламента, опыт, соблюдение ограничений, профессиональные знания. Немаловажное значение имеет отсутствие нарушений, выполнение требований, обязанностей.

Результаты проверки

По итогам аттестации комиссия принимает решение. Комиссия может установить, что госслужащий:

  1. Соответствует должности.
  2. Соответствует замещаемому посту и рекомендован к включению в резерв для назначения на вакантную должность в рамках должностного роста.
  3. Соответствует должности при условии повышения квалификации или успешной переподготовки.
  4. Не соответствует замещаемому посту.

Квалификационный экзамен

Он проводится для решения вопроса о получении госслужащим классного чина. Как правило, экзамен назначается не чаще раза в год и не реже 1 раза в 3 г. В рамках мероприятия комиссией оцениваются знания, умения, навыки госслужащих в соответствии с положениями регламентов, ответственностью, сложностью профессиональной деятельности. Нормативными актами предусмотрены методы оценки. В их число входят индивидуальное собеседование, тестирование.

Контракт

Он заключается при поступлении гражданина на госслужбу. Служебным контрактом называют соглашение представителя работодателя и кандидата на должность. Этим документом устанавливаются обязанности и права сторон. В контракте могут быть предусмотрены и дополнительные условия. В их числе:

  1. Испытание при поступлении на госслужбу.
  2. Сохранение конфиденциальности сведений, относящихся к гостайне (или иной тайне, охраняемой законодательством), служебной информации, если в должностном регламенте предусматривается использование этих сведений.
  3. Показатели результативности деятельности и условия оплаты труда, связанные с ними.

Дополнительные условия не должны ухудшать положение госслужащего в сравнении с положением, установленным ФЗ № 79.

Должностной регламент

Он выступает как неотъемлемый элемент административного регламента госоргана. В него включаются:

  1. Должностные права госслужащего.
  2. Квалификационные требования к характеру, уровню навыков и знаний, предъявляемые к лицу, замещающему соответствующую должность. В регламенте также могут предусматриваться требования к стажу службы или опыту работы по направлению подготовки (специальности), образованию.
  3. Перечень вопросов, в обсуждении которых госслужащий обязан или вправе участвовать при подготовке проектов нормативно-правовых актов или управленческих (либо других) решений.
  4. Процедуры, сроки подготовки и рассмотрения проектов, указанных выше, порядок их согласования и принятия.
  5. Правила служебного взаимодействия госслужащего с сотрудниками того же госоргана, других госструктур, другими организациями и физлицами.
  6. Перечень услуг, оказываемых юрлицам и гражданам на основании административного регламента.
  7. Показатели результативности и эффективности профессиональной деятельности госслужащего.

Ответственность

Вне зависимости от чина в случае нарушения регламента, условий контракта, норм законодательства к госслужащему могут быть применены дисциплинарные взыскания.

Самым мягким считается замечание. Самое строгое взыскание - увольнение. Оно предусмотрено за:

  1. Неоднократное неисполнение должностных обязанностей без уважительных причин, если госслужащий имеет другое дисциплинарное взыскание.
  2. Прогул.
  3. Появление на работе в состоянии опьянения (токсического, наркотического, алкогольного).
  4. Разглашение информации, составляющей гостайну или иную тайну, охраняемую законом, а также служебных сведений, которые ему стали известны в связи с исполнением обязанностей.
  5. Принятие госслужащим, замещающим руководящий пост, необоснованного решения, если оно повлекло нарушение целостности имущества, неправомерное использование материальных ценностей или другой ущерб имуществу госоргана.

В нормативных актах предусмотрены и другие нарушения, за которые госслужащий может быть уволен.

В должности государственной гражданской службы старшей группы (инспектор, старший специалист, все специалисты-эксперты) присваивают классный чин референт государственной гражданской службы 3, 2 или 1 класса. Его присвоение напрямую зависит от должности. Эту взаимосвязь можно проследить в соответствующей таблице.

Группы должностей государственной гражданской службы: таблица соответствия классных чинов должностям федеральной госслужбы в министерствах

Должности профессиональной гражданской деятельности субъектов РФ, а соответственно, и реестр, учреждаются законами или иными актами субъекта РФ. Например, должности гражданской службы субъектов Российской Федерации учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (см. Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2005 № 399-39 (ред. от 12.12.2017) «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга» (принят ЗС СПб 30.06.2005).

Должности федеральной гражданской службы учреждаются федеральными законами (см. (ред. от 28.12.2017) и Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 10.02.2018).

К сожалению, законодательством не установлено соответствие званий федерального и уровня субъекта, поэтому при переходе из субъекта к федералам подтверждения нет.

Когда присваивается

При поступлении на госслужбу сразу возникает вопрос о чине. Ответ можно найти в записях трудовой книжки, военного билета, заверенных копиях приказов с прежнего места (не забудьте взять при увольнении, пригодится). Если чин уже есть, то его сразу подтверждают в приказе о приеме.

Образец приказа о приеме

Классный чин бывает очередным или первым (п. 5 Указа Президента № 113). У кого раньше не было — будет первый. Для присвоения надо завершить испытание. Срок проверки может длиться до 1 года. При этом рассматривают сведения предшествующих видов госслужб. Для этого анализируют соответствие.

Таблица соотношения классности федеральной госслужбы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников

Новичок может иметь звание (лейтенант) или специальное звание (лейтенант таможенной службы) более высокое, чем положено по должности. Тогда присвоение происходит на одну ступень выше чина, который должен быть по занимаемой в настоящее время должности. Так, капитану при назначении на специалиста-эксперта присвоят референта государственной службы Российской Федерации 2 класса. А если бы звания не было, то референт государственной службы 3 класса.

Срок исчисляется со дня присвоения. Дата зафиксирована в приказе. Очередное классное звание присвоят при повышении по карьерной лестнице, если прошел срок предыдущего. В чине референта третьего и второго классов необходимо быть не менее 12 месяцев. Для звания референт государственной гражданской службы 1 класса срок законом не определен. Повышение возможно только при условии, если новая должность это предусматривает.

Ранг служащего также будет зависеть от категории должностей государственной гражданской службы. То есть в зависимости от направления деятельности, иерархии и компетенции, сопряженных с объемом прав и обязанностей, квалификацией, должности госслужбы подразделяются на категории и группы.

  • руководители;
  • помощники (советники);
  • специалисты;
  • обеспечивающие специалисты.

И пять групп должностей (младшая, старшая, ведущая, главная и высшая).

Порядок присвоения

Присвоение может быть в очередном и внеочередном порядке. Чаще всего оно бывает очередным. Если служебный контракт заключен на неопределенный период, то назначение оформляется через ходатайства об уровне знаний, навыков и умений. Весь процесс проходит документально.

Отзыв об уровне знаний, навыков и умений, образец

Работник, с которым был оформлен служебный договор на определенный период, получает новое звание только по итогам успешной сдачи квалификационного испытания. Здесь придется не только оформлять массу бумаг, но и готовиться к встрече с квалификационной комиссией, которая оценивает профессиональный уровень сотрудника, продолжительность его деятельности.

Внеочередное присвоение происходит не позднее чем через три месяца после дня подачи служащим письменного заявления. Вопрос о присвоении чина рассматривается по итогам квалификационного экзамена, ходатайству начальника и за успешную работу.

Оклад за классный чин

При необходимости оклад можно рассчитать самостоятельно. Первоначальную цифру берем с Указа Президента № 763 (информация о повышении там же). Каждое произведение чисел надо округлять до целого рубля в сторону увеличения (даже если 0,01) и только потом умножать на следующий коэффициент. Например, возьмем оклад референта государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса — 700 рублей.



Просмотров