Структура судебных органов рф. Система судебных органов государства
Судебная система России включает два вида судебных органов: федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации.
К федеральным судам относятся: 1) Конституционный Суд Российской Федерации; 2) Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; 3) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
В систему судов субъектов Российской Федерации входят: 1) конституционные (уставные) суды субъектов Российской Фе-
дерации; 2) мировые судьи, относящиеся к судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Действующая в настоящее время судебная система России представляет собой единую судебную организацию, включающую три уровня органов судебной власти: 1) Конституционный Суд Российской Федерации, систему федеральных судов общей юрисдикции; 2) систему федеральных арбитражных судов; 3) суды субъектов Российской Федерации.
К компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, созданного еще в 1991 г., относятся: конституционный контроль, направленный на охрану суверенитета народов России; защита конституционного строя государства, основных прав и свобод человека и гражданина; обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории.
Касаясь роли Конституционного Суда РФ как одного из важнейших институтов социальной защиты граждан, Н.Бондарь отмечает, что она заключается в том, «чтобы гарантировать правовое согласование и разграничение социально-политических интересов, формировать разумный правовой баланс между социальной защищенностью и личной свободой, поддержкой нуждающихся и экономической эффективностью, обеспечением социального мира и созданием условий для динамичного развития» 1 .
Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает: 1) дела о конституционности нормативных актов и международных договоров; 2) дела по жалобам о нарушении конституционных прав и свобод граждан; 3) дела, связанные с толкованием
Конституционное правосудие и социальное государство: Сборник докладов. - М„ 2003. - С. 170.
Конституции Российской Федерации и др. «Применительно к принципам равенства и справедливости в решениях Конституцц. онного Суда РФ наличествуют, - указывает Н. Бондарь, - положения и выводы, имеющие значение принципиально важной рациональной юридической аргументации с точки зрения придания конституционного смысла или приведения в соответствие с требованиями Конституции РФ норм отраслевого социального законодательства» .
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Председатель, его заместители и судья-секретарь Конституционного Суда РФ избираются тайным голосованием на его пленарном заседании.
К кандидату на должность судьи Конституционного Суда предъявляются следующие требования: он должен быть не моложе 40 лет, иметь безупречную репутацию и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, а также получить высокое профессиональное признание в области юриспруденции. Установлен также и предельный возраст для судей Конституционного Суда РФ, который равняется 70 годам.
Верховный Суд Российской Федерации был создан еще в 1922 г. в качестве высшего судебного органа системы общих судов В соответствии со ст. 126 Конституции РФ 1993 г. “Верховный Суд Российской федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотрен-
ных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даст разъяснения по вопросам судебной практики” . К его компетенции относятся дела, которые он имеет право рассматривать і качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Его ведению подлежит также рассмотрение дел в соответствии с федеральным законом в качестве суда первой инстанции.
Верховный Суд РФ является вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам федерального значения, судам автономных округов и автономной области, военным судам округов (флотов).
В состав Верховного Суда РФ входят председатель, его заместитель, судьи и народные заседатели. Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Верховный Суд РФ действует в следующем составе: 1) пленум; 2) президиум; 3) судебная коллегия по гражданским делам; 4)судебная коллегия по уголовным делам, в структуру которой входит кассационная палата; 5) военная коллегия; 6) аппарат суда, обеспечивающий его работу; 7) кассационная коллегия для проверки решений и приговоров Верховного Суда РФ, вынесенных им по первой инстанции.
Пленум Верховного Суда РФ функционирует в составе председателя, его заместителей и всех судей данного органа. В пленарных заседаниях Верховного Суда РФ должен обязательно принимать участие Генеральный прокурор РФ, а также имеют право уча-
ствовать в его работе Министр юстиции РФ и Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ.
Важнейшей задачей Пленума Верховного Суда РФ является обеспечение судов разъяснениями по вопросам применения законодательства при рассмотрении ими судебных дел. Это направлено, прежде всего, на достижение единства судебной практики, совершенствование деятельности судебных органов.
К компетенции Пленума Верховного Суда РФ относится решение вопросов о внесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы, а также о толковании законов. На пленарных заседаниях Верховного Суда РФ рассматриваются также вопросы об утверждении составов судебных коллегий и секретаря Пленума, членов Научно-консультативного совета, отчетов председателей судебных коллегий о их деятельности и сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и др.
Президиум Верховного Суда РФ состоит из Председателя Верховного Суда, его заместителей и наиболее опытных и квалифицированных судей этого суда, утверждаемых по представлению Президента РФ Советом Федерации Федерального Собрания РФ.
К компетенции Президиума Верховного Суда РФ относятся: 1) рассмотрение дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, материалов обобщения судебной практики и анализа судебной статистики, вопросов организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда; 2) координация совместной деятельности с Министерством юстиции РФ по оказанию помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства.
Рассмотрению судебных коллегий Верховного Суда РФ подлежат дела по первой и второй (кассационной) инстанциям, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Приговоры и решения судебных коллегий Верховного Суда рф обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежат и могут быть пересмотрены только в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам в Президиуме Верховного Суда РФ.
Кассационные жалобы и протесты на приговоры суда присяжных рассматриваются в кассационной палате Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ.
Аппарат Верховного Суда РФ обеспечивает работу по осуществлению правосудия, изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации законодательства и выполнению других функций, предусмотренных соответствующим федеральным законом. Он состоит из управлений, отделов и других структурных подразделений. К ним относятся прежде всего: управление делами, планово-финансовое управление, хозяйственное управление, отдел обобщения судебной практики, отдел проверки судебных решений в порядке надзора, отдел работы с законодательством, отдел приема граждан, международно-правовой отдел, секретариат Президиума Верховного Суда РФ, отдел кадров, отдел контроля исполнения судебных решений, первый отдел, общий отдел, отдел хранения судебных документов.
В соответствии со ст. 31 Закона РФ “О судебной системе Российской Федерации” при Верховном Суде РФ предусмотрено создание Судебного департамента, главной задачей которого является организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, включая и предоставление им необходимых ресурсов.
Руководителя Судебного департамента назначает Председатель Верховного Суда РФ с согласия Совета судей Российской Фе-
дерации. Важно отметить, что Судебный департамент Верховного Суда РФ является юридическим лицом, а его структура, полномочия и порядок деятельности устанавливаются соответствующим федеральным законом.
Суды субъектов Российской Федерации - краевые, областные, городские суды федерального значения, суды автономной области и автономных округов и верховные суды республик - относятся к среднему звену системы судов общей юрисдикции. Они имеют равные полномочия и одинаковую структуру. Единственным исключением является то, что верховные суды республик в составе Российской Федерации, в отличие от других судов данного звена судебной системы, наделены правом законодательной инициативы в представительных органах республик.
Суды субъектов Российской Федерации, являясь вторым звеном судебной системы общих судов, осуществляют надзор за судебной деятельностью районных судов, рассматривая вынесенные ими решения в кассационном и надзорном порядке, включая и повторное рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме того, они имеют право рассматривать дела, отнесенные к их подсудности, в качестве суда первой инстанции.
Суды субъектов Российской Федерации действуют в следующем составе: президиум, судебные коллегии по гражданским и уголовным делам. Надзорной инстанцией за судебной деятельностью судов среднего звена российской судебной системы общих судов является Верховный Суд РФ.
Основное звено судебной системы РФ общей юрисдикции составляют районные суды, рассматривающие в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции.
Они являются
второй инстанцией в отношении мировых судей, функционирующих на территории соответствующего судебного района.
К подсудности районных судов относятся все гражданские дела, большая часть уголовных дел и все дела об административных пранонарушениях. Они рассматривают процессуальные вопросы, возникающие на этапе исполнения приговора по уголовным делам, а также жалобы на законность и обоснованность применения на стадии предварительного расследования меры пресечения в виде заключения под стражу. Кроме того, их ведению подлежат вопросы [обобщения судебной практики и анализа судебной статистики.
В состав районного суда входят председатель, его заместители, судьи, а также народные заседатели. Причем другие структурные подразделения в них не предусмотрены законом. Аппарат районных судов включает заведующих канцелярией или секретарей суда, делопроизводителей, секретарей судебных заседаний, консультантов, архивариусов и судебных исполнителей. Судьи районных судов назначаются Президентом РФ. Срок их полномочий составляет три года.
В соответствии с Законом РФ “О судебных приставах” от 21 июля 1997 г. были учреждены должности судебных приставов- исполнителей, которые состоят в штате Министерства юстиции РФ и его структурных подразделений в субъектах Российской Федерации.
Введение суда присяжных заседателей относится к важным Демократическим завоеваниям современной России в области судоустройства. В целом оно доказало свою жизненную необходимость, сыграло положительную роль в деле осуществления правосудия. Однако в последнее время появилось много нареканий на Деятельность данного института правосудия как в научной перио-
дике, так и среди отдельных должностных лиц государства. 29 октября 2004 г. уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин представил президенту В.В. Путину доклад “О проблеме совершенствования деятельности судов присяжных в России”, в котором он изложил основные проблемы, возникающие в работе этого судебного органа, требующие, по его мнению, неотложного решения. Президент РФ в целом согласился с необходимостью совершенствования данного судебного института, но указал на необходимость взвеЦіенного подхода при решении возникающих проблем в сфере правосудия.
Мировые судьи, начавшие свою деятельность на территории РФ в соответствии с федеральным законом “О мировых судьях в Российской Федерации” от 17 декабря 1998 г., рассматривают в качестве суда первой инстанции мелкие гражданские, административные и уголовные дела. Они обеспечивают максимальную доступность правосудия для населения, и значительно уменьшают нагрузку на районные суды. Важно, что уже в ст. 1 данного закона указывается: “Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации” 1 .
См.: Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: Проблемы становления и развития. - СПб., 2001. - С. 341.
Мировые судьи осуществляют правосудие в пределах судебных участков, численность населения на территории которого составляет от 15 до 30 тыс. человек. Апелляционной инстанцией для мировых судов является районный суд.
К кандидатам на должность мирового судьи предъявляются следующие требования: им может стать “гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации” . Причем от сдачи данного экзамена освобождаются лишь лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.
Важной проблемой в процессе дальнейшего совершенствования судебной системы является введение административных судов. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И. Радченко отмечает: «Политико-правовое измерение проблемы формирования в России административного судопроизводства и учреждения административных судов характеризуется следующими проявлениями: а) теоретическое обоснование необходимости создания административных судов с соответствующим процессуальным порядком рассмотрения административно-правовых споров; б) наличие политической воли для реализации идеи создания административных судов; в) законодательные предпосылки формирования административной юстиции (т.е. подготовка соответст-
вующих законопроектов об административных судах и административном судопроизводстве); г) реформирование административного права с тем, чтобы включить в структуру его общей части подотрасль по-новому понимаемого административно-процессуального права (административного процесса)»". Оппоненты, выступающие против введения административных судов в настоящее время, аргументируют свою точку зрения якобы нехваткой материальных и финансовых ресурсов. С ними не согласен В.И. Радченко, подчеркивая, что «произведенные расчеты показали необоснованность отдельных суждений о значительных бюджетных затратах, необходимых для внедрения административных судебных органов» .
Военные суды в Российской Федерации относятся к судам общей юрисдикции и являются федеральными судами. Они осуществляют правосудие в Вооруженных Силах России, в органах и формированиях, где предусматривается военная служба.
В ст. 27 федерального конституционного закона РФ “О военных судах Российской Федерации” от 29 июня 1999 г. к кандидатам на должность судьи военного суда предъявляются следующие требования: они должны быть гражданами РФ; достигнуть возраста 25 лет; иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет; не совершать порочащих их поступков; сдать квалификационный экзамен и получить текомендацию квалификационной коллегии судей военных судов; і меть офицерское звание и заключить контракт о прохождении юенной службы.
Военные суды располагаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ и подразделяются на окружные (флотские) и гарнизонные военные суды. Допускается образование военных судов и за границей по месту дислокации российских воинских формирований, если это предусмотрено международным договором РФ.
Военная коллегия Верховного Суда РФ является вышестоящей. судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам и рассматривает дела в качестве всех судебных инстанций. Тем не менее важнейшей ее задачей является осуществление надзора за судебной деятельностью военных судов. Военная коллегия Верховного Суда РФ функционирует в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ.
Окружные (флотские) военные суды действуют в качестве суда первой, второй и надзорной инстанций на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой расположены воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ. Они рассматривают также дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу.
Окружной (флотский) военный суд состоит из председателя, его заместителей и других судей. В структуре данного суда предусмотрена должность первого заместителя председателя, а также образование президиума. Кроме того, в законе предусмотрено рассмотрение дел данными судами с участием присяжных заседателей.
Гарнизонный военный суд действует на территории дислокации одного или нескольких военных гарнизонов в качестве суда
первой инстанции по гражданским, административным и уголовным делам военнослужащих, рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам по принятым или вступившим в силу судебным решениям.
В 1991 г. в России для разрешения хозяйственных споров были образованы арбитражные суды. 5 апреля 1995 г. был принят федеральный Закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации”, в соответствии с которым создавалась более совершенная в организационном отношении структура этих судебных органов.
В соответствии со ст. 23-25 федерального закона “О судебной системе Российской Федерации” от 31 декабря 1996 г. в России действует следующая система арбитражных судов: 1) Высший Арбитражный Суд РФ; 2) федеральные арбитражные суды округов; 3) арбитражные суды субъектов РФ 1 .
Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в порядке над- юра и по вновь открывшимся обстоятельствам, дает разъяснения ю вопросам правильного применения законов и разрешения эко- юмических споров.
Федеральные арбитражные суды округов действуют в деся- и округах в качестве суда кассационной инстанции и по вновь ткрывшимся обстоятельствам. Они являются вышестоящими су- ебными инстанциями по отношению к арбитражным судам субъ-
См.: Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: Проблемы ■ановления и развития. - СПб., 2001. - С. 286-287.
ектов РФ, действующим на территории соответствующих судебных округов.
Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
Наряду с арбитражными судами в Российской Федерации действуют третейские суды, создающиеся по соглашению сторон, участвующих в споре для решения конкретного дела. Существуют также и постоянно функционирующие третейские суды. К таковым можно отнести Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате РФ.
Государственный орган – это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государственном порядке часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.
Совокупность всех органов государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему государственных органов Российской Федерации.
Система государственных органов Российской Федерации обусловлена многими факторами.
Прежде всего, она формируется для реализации основных функций государственной власти: регулятивной, связанной с принятием нормативных актов, правил поведения людей; организаторской, обеспечивающей исполнение принимаемых актов, решений; охранительной, заключающейся в обеспечении правопорядка, безопасности граждан, защите их прав и свобод. Названные функции лежат в основе соответствующих видов (форм) государственной деятельности – правотворческой, организаторской (исполнительной, распорядительной), правоохранительной. Перечисленные функции и виды государственной деятельности определяют первичную специализацию государственных органов.
Вторым важным фактором, формирующим конституционную систему органов Российской Федерации, является принцип разделения властей. Для осуществления функций государственной власти ее отдельные звенья наделяются комплексом полномочий и вправе действовать самостоятельно, во многом независимо друг от друга, сохраняя рычаги взаимного сдерживания и контроля. Разделение властей как одна из основ конституционного строя России обусловливает выделение в государственном механизме органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Названные виды государственных органов образуют основу конституционной системы органов Российского государства.
Фундаментальные ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная, олицетворяющие единую государственную власть, должны быть дополнены инструментами контроля и сдерживания любой из них.
Третьим важным фактором, влияющим на конституционную систему государственных органов России, является координация, взаимодействие разделенных властей. При всей специализированности ветвей власти и соответствующих государственных органов они остаются звеньями единой системы, нуждающейся в повседневной координации. В России эту функцию выполняет Президент, являющийся главой государства (ст. 80 Конституции). В его распоряжении имеется ряд полномочий, дающих ему возможность влиять на функционирование как законодательной (право законодательной инициативы, право подписи принятых законов и право вето), так и судебной (представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, назначение судей других федеральных судов) власти. Что же касается исполнительной власти, то с ней Президент связан наиболее тесно структурно и функционально и фактически может направлять ее работу.
И, наконец, четвертый, весьма важный фактор, оказывающий влияние на конституционную систему государственных органов России, – ее федеративное государственное устройство. У субъектов Федерации фактически существуют свои самостоятельные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, обеспечивающие потребности соответствующей республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Таким образом, конституционная система государственных органов Российской Федерации основывается на двух классификационных критериях.
1. По предметному, функциональному признаку она включает органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Органами законодательной власти являются Федеральное Собрание Российской Федерации (Государственная Дума и Совет Федерации); парламенты – органы законодательной власти республик в составе Российской Федерации (например, Государственный Совет Республики Татарстан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан); законодательные (представительные) органы других субъектов Российской Федерации (краевые, областные, городские думы, законодательные собрания и др.). Главная особенность этих органов состоит в выполняемой ими функции – осуществлении законодательной деятельности, т.е. принятии актов высшей юридической силы – законов, регулирующих наиболее важные общественные отношения.
Органами исполнительной власти являются Правительство Российской Федерации, правительства республик в ее составе, а также правительства ряда иных субъектов России (правительство Свердловской области, правительство Москвы и др.), администрации краев, областей, округов, министерства, государственные комитеты и иные центральные органы исполнительной власти, включая их подразделения в субъектах Федерации, комитеты, отделы, управления и иные отраслевые и функциональные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции (Правительство России, правительства ее субъектов, администрации краев, областей) и органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства обороны, иностранных дел, Государственный комитет по рыболовству) либо по межотраслевому (Министерство экономического развития и торговли, Госкомитет по стандартизации и метрологии и др.).
2. Помимо деления по предметному признаку конституционная система государственных органов может рассматриваться как двухуровневая, включающая федеральные государственные органы и органы субъектов Федерации. Система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти, как уже подчеркивалось.
Если по отношению к устройству представительных и исполнительных органов государственной власти субъекты Российской Федерации обладают значительной самостоятельностью, то система их судебных органов в своей основе устанавливается федеральным законодательством (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации). Поэтому п. “о” ст. 71 Конституции относит регулирование судоустройства к исключительной компетенции Федерации. В равной степени это касается и прокуратуры, совокупность органов которой образует единую централизованную систему, подчиненную Генеральному прокурору Российской Федерации (ст. 129 Конституции). На территории субъектов Федерации действуют и другие федеральные органы, непосредственно не входящие в систему органов власти субъектов Российской Федерации.
В Конституции Российской Федерации установлен принцип равноправия ее субъектов. Это означает, что они обладают равной степенью самостоятельности в определении своей системы государственных органов.
Судебная система представляет собой совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ ;
- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
- применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
- законодательного закрепления единства статуса судей;
- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета .
По процессуальной компетенции суды подразделяются на суды первой инстанции; суды второй (кассационной) инстанции; суды надзорной инстанции.
Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений).
Автономность судебной власти предполагает наличие собственной системы органов, структурно организованных в единый механизм и наделённых полномочиями осуществлять функции государственной власти от имени РФ .
Действующая Конституция России, учреждая судебную власть, определила основные параметры системы её органов, признанных осуществлять правосудие. В частности, она содержит положение о порядке установления судебной системы (ст. 118 п. 3) и норму об учреждении высших судов России (ст. 125, учреждающая Конституционный Суд РФ и устанавливающая основы его статуса и полномочий; ст. 126 об учреждении Верховного Суда РФ в качестве высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; ст. 127, устанавливающая, что «Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел) .
Структура как судебной системы в целом, так и состав отдельных её элементов и подсистем устанавливается федеральным конституционным законодательством, принятием в развитие указанных конституционных норм. Это законы «О судебной системе РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О Конституционном суде РФ», «О военных судах РФ», «О мировых судьях в РФ» . Однако правовое регулирование организации системы органов, осуществляющих судебную власть, на сегодняшний день не завершено. Таким образом, можно сказать, что судебная система РФ сегодня имеет сложную развитую структуру, которая сформулирована по принципам специализации и (конституционные суды, арбитражные суды и суды общей юрисдикции) и принципам государственно-территориального подчинения (федеральные суды и суды субъектов РФ).
Согласно Конституции РФ (ст. 118 п.2) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства – конституционного, гражданского, административного и уголовного .
Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.
Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.
Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.
В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:
- Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.
- Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т.д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.
Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.
- Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.
Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.
Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимые друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан.
Проанализировав судебную власть в современной России и основы деятельности судов Российской Федерации можно сказать, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своих первостепенных задач – защиты конституционных основ общественного строя и прав граждан России. Но всё же судебная власть и документы, которые ее регламентируют, еще далеки от совершенства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 // Российская газета. – 1993. – 25 дек.
- Лазарева В.А. Судебная власть и уголовное судопроизводство / В.А. Лазарева // Государство и право. – – № 5. – С. 49-50.
- Галузо В.Н. Система правоохранительных органов России / В.Н. Галузо. – М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2000. – С. 47-49.
- О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1997. – № 1; Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 18; О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1994. – № 13; О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1999. – № 26; О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 дек. 1998. № 188-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 51.
Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Правильное понимание соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом, утвердившимся в Великобритании: "право там, где средства его защиты" (ubi jus ubi remedium).
Система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств.
Органы, осуществляющие правосудие, - третья ветвь государственной власти, которая играет особую роль и в механизме государственной власти, и в системе сдержек и противовесов. Особая роль органов судебной власти определяется тем, что именно они являются арбитром в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также по-разному. Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся.
В большинстве конституций современных государств закрепляется принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, это отражено в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ.
Конституцией Российской Федерации предусмотрены:
а) Конституционный Суд РФ;
б) Верховный Суд РФ;
в) Высший Арбитражный Суд РФ,
г) соответствующие суды субъектов федерации, действующие как части единой судебной системы.
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ).
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ).
Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ, давать заключение о соответствии издаваемых нормативных актах и заключаемых международных договоров Конституции РФ. Конституционный Суд решает также споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).
В связи с принятием России в Совет Европы, теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Теперь это высший судебный орган для России и ее граждан.
В настоящее время в России проводится судебная реформа, главными направлениями которой являются: создание федеральной судебной системы; признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных законом; дифференциации форм судопроизводства; совершенствовании системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону. Общая теория государства и права / Под ред. Лазарева В.В. -М.: Юристъ. 2001.
Кроме того, значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура, не входя ни в одну из трех ветвей власти, призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органов государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.
Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера.
Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных законах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры.
В России сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.
Прокуратура РФ относится к федеральным органам государственной власти с особым статусом. Сюда же относится Центральный банк РФ, счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека, Академия наук РФ.
К сожалению, судебная власть остается все еще традиционно слабым местом в России. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д. , они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации Тюмень: Изд-во Тюменский государственный институт. 1997. 218с.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов -- одна из важных задач России.
Высшими судебными органами РФ являются соответственно Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.
I. ВЕРХОВНЫЙ СУД (ВС) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - высший судебный орган страны по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
К судам общей юрисдикции наряду с Верховным Судом Российской Федерации причисляются:
1. Районные суды – являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
2. Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации.
3. Военные суды в Российской Федерации это – федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба
II. ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВАС) - высший судебный орган Российской Федерации по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВАС устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВАС назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
III. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Создан в 1991 г. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.