История бхсс бэп. Дело о проворовавшихся милицейских осведомителях. Аппараты бхсс в период великой

Самая грозная и неподкупная спецслужба в СССР могла перечеркнуть карьеру и даже жизнь любого директора или министра

В Советском Союзе ходил такой анекдот. У майора КГБ спрашивают, чем занимается его организация.

Мы занимаемся людьми, которые недовольны государственным строем.

А разве есть такие, которые довольны?

Есть, но ими занимается ОБХСС!

Рожденные в 37-м

До 1937-го в стране не было органа по борьбе с экономическими преступлениями. Когда понадобились дополнительные средства на индустриализацию аграрной страны, Сталин решает создать при НКВД отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляциями. Так в марте 1937 года родился легендарный ОБХСС.

Первый отдел возник в Москве, а со временем конторы расползлись по всей стране. В новые отделы принимали самых опытных сотрудников УГРО и экономических отделов НКВД. Борцы с преступностью занялись расследованием хищений на производстве, фальшивомонетчиками и спекулянтами, а также теми, кто вел операции с валютой.

Во время Великой Отечественной на плечи ОБХСС также лег контроль за снабжением фронта. А в 60-е сотрудники отдела, имевшие репутацию абсолютно неподкупных, начали схватку с торговой мафией, «правившей» на рынках. Затем в поле их зрения оказались цеховики.

Благодаря усиленной работе ОБХСС удалось добиться значительного снижения изготовления фальшивых денег и количества незаконных валютных операций. Начиная с 60-х годов и до распада СССР, отдел сконцентрировался на пресечении криминальной деятельности в торговле, оставив за собой вереницу громких дел, на основе которых в современной России снимают телесериалы.

Работники торговли всех рангов, от низших до самых высших, боялись ОБХСС как огня. Причем круглые сутки – никто не гарантировал, что представители отдела не нагрянут домой посреди ночи и не начнут выяснять, на какие доходы была куплена мебель, хрустальные сервизы в сервантах и так далее. Опасались отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности и партийные боссы, впоследствии даже возник вопрос-каламбур: «Почему КПСС боялась ОБХСС».

Океан денег

В 1976 году по всему Советскому Союзу по личному указанию премьер-министра Алексея Косыгина открылись рыбные магазины "Океан". Они предназначались для осуществления комплексной программы развития рыбной промышленности, так как в СССР покупателям не хватало мяса.

Летним утром 1978 года по Москве поползли слухи о том, что в магазинах под видом кильки в томате продают черную икру. Невиданными консервами моментально заинтересовались следователи Генеральной прокуратуры.


Раскрытая криминальная схема оказалась одновременно простой и масштабной. В ходе совместного расследования ОБХСС и КГБ были арестованы директор сети “Океан” Фельдман и директор одного из этих магазинов Фишман . Оба преступника в огромных количествах меняли рубли на валюту, готовясь к бегству на Запад через страны социалистического лагеря.

Дельцы сдали следователям всех участников цепочки, включая высших чиновников СССР. Замминистра рыбной промышленности Владимир Рытов был расстрелян

По следам купцов Елисеевых

Эпоха генсека Леонида Брежнева заканчивалась на печальной ноте. За две недели до его смерти был арестован директор “Елисеевского” гастронома Москвы Юрий Соколов . Против него и руководства магазина было возбуждено дело о взяточничестве и хищениях.

Двадцать лет подряд Юрий Соколов возглавлял гастроном №1. В “Елисеевском” и его филиалах царило изобилие, но не для всех. Импортные продукты, икра, колбасы, конфеты и фрукты распределялись по семьям высокопоставленных чиновников, генералитета, творческой и спортивной элиты. Вхож был предприимчивый директор и в семью самого Леонида Ильича, с дочерью которого жил в одном доме.


Юрий Соколов выстроил четкую вертикальную схему коррупции. Сверху его “прикрывал” хозяин Москвы, Первый секретарь горкома партии Виктор Гришин . Снизу ему подчинялись руководители филиалов. Он встречался с ними по пятницам, как «крестный отец», принимая конверты с деньгами. Часть этих денег передавалась начальнику Главного управления торговли Москвы Николаю Трегубову и другим заинтересованным лицам.

Всего в ходе расследования преступлений в системе торговли столицы были привлечены более 10 тысяч человек. В тюрьму попали руководители ведущих московских продовольственных магазинов: гастрономов «Новоарбатский» и «Смоленский», а также начальник Мосплодовощпрома и директор сети «Диетторг”. Во взятках и незаконной торговле было уличено огромное количество граждан - от директоров продовольственных магазинов до высших руководителей отраслей, не имеющих отношения к пищепрому.

По итогам работы ОБХСС и следственной бригады невезучему директору Соколову, ставшему марионеткой в борьбе кремлевских партийных кланов, был вынесен расстрельный приговор.

Черный хлопок

Среди всех коррупционных дел, в расследовании которых принимал участие ОБХСС, «хлопковое дело» выделяется особенным размахом. Оно тянулось 10 лет. Система приписок в хлопковой промышленности СССР закончилась открытием почти 1000 уголовных дел. Тюремные сроки, а иногда и высшую меру наказания, получили более 5000 человек. Среди них были министр промышленности Узбекистана, начальник ОБХСС Бухарской области, зять Леонида Брежнева Юрий Чурбанов и первый секретарь ЦК КП Узбекистана.

338 858 агентов и осведомителей насчитывала агентурная сеть отделов борьбы с хищениями социалистической собственности МВД СССР на 1 января 1948 года. Приказывая в 1940 году резко увеличить численность агентуры ОБХСС, нарком внутренних дел Лаврентий Берия полагал, что с ее помощью можно если не победить, то резко ограничить масштабы хищений в промышленности и торговле, а кроме того, пресечь широко распространенную в стране всеобщего дефицита спекуляцию товарами и продуктами. Однако хищения становились все более изощренными, а активная деятельность многочисленной агентуры совершенно неожиданно создала для ее милицейских кураторов серьезные проблемы.


ЕВГЕНИЙ ЖИРНОВ


Полуголодный год


Если судить по сохранившимся в архивах письмам трудящихся, на протяжении всего времени существования СССР его граждане вели постоянную и непрекращающуюся борьбу за предметы первой необходимости. Различие состояло лишь в том, что недостаток хлеба или мяса, тканей или обуви то существовал очагами в отдельных городах и областях страны, то охватывал весь Союз целиком. Случались и относительно благополучные годы, когда напряженность с продуктами или промышленными товарами спадала настолько, что о них потом вспоминали на протяжении многих лет.

Одним из таких относительно благополучных периодов оказался 1938 год, причем никакой заслуги власти в этом не было. Секрет заключался в том, что председатели колхозов, чтобы остановить массовое бегство колхозников в города, начали закрывать глаза на самовольное увеличение приусадебных участков. А в некоторых местах селяне даже стали брать в своеобразную аренду колхозные поля. Урожай с них шел на рынки, а прибыль делилась между производителями и руководителями. Вместе с увеличением предложения наблюдалось и снижение спроса, вызванное массовыми репрессиями. Так что рыночные цены пошли вниз, и свежие продукты стали доступны даже низкооплачиваемым категориям городского населения.

Однако в мае 1939 года партия и правительство решили пресечь этот рецидив частнособственнических настроений, и по всей стране началась проверка приусадебных участков и изъятие излишков земли. Поступление продуктов на рынки значительно уменьшилось, и в магазинах появились очереди. Ко всем прочим бедам год оказался неурожайным. А в сентябре 1939-го началась Вторая мировая война, и советские граждане, очень хорошо помнившие трудности и голод эпохи войн и революций, принялись агрессивно скупать все товары длительного пользования, начиная с сахара, муки, соли и спичек.

Правда, создать солидные запасы им все равно не удалось, поскольку государство тоже развернуло подготовку к войне и стало активно пополнять хранилища Комитета резервов. Кроме того, многие заводы, фабрики и прочие производства начали переводить на изготовление военной продукции. И к концу 1939 года дефицит всего и вся снова стал всеобщим. Той же зимой житель Киева Н. С. Ковалев писал председателю Совнаркома СССР В. М. Молотову:

"Уважаемый Вячеслав Михайлович. Вопрос одежды у нас в Киеве чрезвычайно тяжелый. Позорные дела творятся. Многотысячные очереди к магазинам собираются за мануфактурой и готовой одеждой еще с вечера. Милиция выстраивает очереди где-нибудь за квартал в переулке, и потом "счастливцев" по 5-10 человек гуськом, один за другого в обхват (чтобы кто не проскочил без очереди), в окружении милиционеров, как арестантов, ведут к магазину. В этих условиях расцветает спекуляция жуткая, произвол милиционеров, и говорят, что не без взяток. Сердце сжимается от таких "порядков". Сколько недовольства и проклятий. Честный рабочий человек, если он даже крайне нуждается, не может купить себе белья, брюки и пр. самое необходимое, разве что у спекулянтов за удвоенную цену. Так дальше терпеть нельзя, это положение нужно изменить. Или, если есть, дать больше товаров в продажу, чтобы открыть несколько магазинов или установить какую-то норму или право на покупку товара всякому гражданину. Я считаю, что, когда ликвидировали карточную систему, имелось в виду, что будет лучше, а на практике с мануфактурой это не оправдывается. Ничего плохого, а наоборот, будет лучше от введения гос. регулирования в этом вопросе. Дорогой Вячеслав Михайлович! Убедительнейшая просьба разобраться с этим делом. Об этом вопят сотни тысяч граждан".

В других частях страны положение со снабжением выглядело еще плачевней. 7 февраля 1940 года руководители горплана г. Вольска писали своему депутату Верховного совета СССР зампреду Совнаркома СССР А. Я. Вышинскому:

"Создавшееся положение в области торговли хлебом в городе Вольске характеризуется целым рядом нетерпимых моментов, что вынуждает Горплан обратиться по этому вопросу к Вам, в интересах немедленного устранения политически вредных явлений. Общая картина торговли хлебом такая:

1. Как в городе, так и на заводах, в том числе и ведущих, т. е. на цемзаводах, большие очереди за хлебом. Практикующаяся в свое время так называемая живая очередь никем не регулируется, в силу чего население проявляет свою инициативу, вводя списки занимающих очередь. Чаще всего очередной номер пишется на руке. С целью гарантировать себя в получении хлеба (всему населению хлеба не достается) очереди устанавливаются с 2-3 часов ночи до момента открытия магазина, т. е. до 7-8 часов утра. Т. е. люди простаивают по 7-8 часов на 35-40-градусном морозе. Вместе с взрослым населением в очередях находятся и дети.

2. При явном недостатке хлеба в продаже находится до 50% высокосортного хлеба по цене 1 р. 50 к., 2 р. 70 к. и дороже за килограмм. Большая доля населения не имеет возможности приобретать этот хлеб, т. к. рабочий при среднемесячной зарплате в 200-250 рубл. и семье в 4-5 человек не покрывает расходы по покупке хлеба.

3. Все чаще в очередях создаются настолько серьезные неполадки, что приходится прибегать к содействию милиции.

4. Одновременно с резко ограниченным отпуском хлеба в торгующей сети отсутствует крупа, мука и другие виды продуктов питания. На колхозном рынке также нет в продаже ни муки, ни крупы. Понятно, что создавшиеся условия не могли не сказаться на настроении населения города".

Бериевский план


В НКВД СССР ясно понимали, что основная проблема, вызывавшая очереди и недовольство населения, заключалась в элементарном отсутствии товаров и продуктов в магазинах. 3 февраля 1940 года начальник Главного экономического управления НКВД СССР Б. З. Кобулов писал наркому торговли СССР А. В. Любимову:

"По сообщению УНКВД Рязанской области, в связи с низким урожаем за последние два года и сокращением фондов муки на январь месяц с. г. ощущается острый недостаток в снабжении населения хлебом. Январский план для Рязанской области утвержден в размере 16 тыс. тонн вместо отпущенных в ноябре мес. 23,6 тыс. тонн и в декабре — 17,5 тыс. тонн. В результате у магазинов создаются большие очереди, как в городе, так и в деревне. В Бельковском, Клепиковском и других районах области из-за недостачи хлеба, а главное, в результате неправильной организации торговли имеются случаи, когда ученики не посещают школы. В некоторых районах области имеются факты извращения принципов советской торговли. Парторг Межрайлесхоза Шелуховского района Пшеничкин установил норму отпуска хлеба в одни руки: лесорубам — 2,5 кг, а учителям — 700 гр. Парторг совхоза "Кирица" установил норму отпуска хлеба в одни руки: многосемейным — 2 кг, одиночкам — 1 кг. В совхозе им. Кагановича — 750 гр. на человека".

С помощью массовой вербовки агентов сотрудники ОБХСС пытались завести осведомителей во всех местах предполагаемых хищений

Но руководство страны увидело происходящее с совершенно другой стороны. Если продукты есть у спекулянтов, значит, они есть в системе торговли и пищевой промышленности в достаточном количестве. А не доходят до населения потому, что милиция плохо борется с расхитителями и подпольными торговцами. Нарком внутренних дел СССР Л. П. Берия прореагировал без промедления. 13 марта 1940 года НКВД выпустил совершенно секретный приказ N00325 об укреплении отделов борьбы с хищениями социалистической собственности. В нем предписывалось увеличить штат этих милицейских подразделений, усилить отделения по борьбе со спекуляцией, а главное — создать обширную агентурно-осведомительскую сеть, которая позволяла бы выявлять и арестовывать расхитителей и спекулянтов.

А пока новая система заработает в полную мощь, Берия предложил еще несколько радикальных мер. Его сотрудники сообщали, что основная часть скупщиков запасается в Москве товарами для спекуляции по всему Союзу. Поэтому в столице в магазинах и появились огромные очереди. В качестве ответной меры Берия в июле 1940-го предложил ужесточить наказание за скупку и перепродажу товаров и продуктов. В его докладе в Совнарком СССР говорилось:

"Во исполнение постановления Совнаркома СССР о борьбе с очередями за промышленными и продовольственными товарами в гор. Москве НКВД СССР с января по июнь месяц 1940 года включительно проведена следующая работа:

По промтоварам. Арестовано и привлечено к судебной ответственности скупщиков — 947 человек; оштрафовано — 16 853 человека на общую сумму — 474 696 р. Кроме того, отобрано у них промышленных товаров на сумму 1 038 279 рублей.

По продтоварам. Арестовано и привлечено к судебной ответственности — 463 человека; задержано 50 809 человек, у которых отобрано продовольственных товаров 582 688 кг; из них оштрафовано — 38 962 человека на общую сумму — 626 556 рублей.

Во время войны в госпиталях не только лечились многочисленные раненые, но и обогащались отдельные работники

Из числа привлеченных к судебной ответственности за спекуляцию 1410 человек работники торговой сети составляют 184 человека. За это же время выслано в административном порядке из гор. Москвы 1220 человек нарушителей паспортного режима, задержанных в очередях. Для усиления борьбы со спекуляцией промышленными и продовольственными товарами в гор. Москве НКВД СССР считает необходимым дополнительно провести следующие мероприятия:

1. Лиц, задерживаемых органами милиции два и больше раз за скупку или перепродажу продовольственных и промышленных товаров в гор. Москве, арестовывать.

2. Аресту подвергать также лиц, прибывающих в гор. Москву из других городов и областей СССР, уличенных в скупке продовольственных и промышленных товаров в спекулятивных целях.

3. Арестовывать лиц, занимающихся скупкой и перепродажей промышленных и продовольственных товаров, прикрывающих свою спекулятивную деятельность работой в советских учреждениях и колхозах.

4. Дела на лиц, арестованных за скупку и перепродажу продовольственных и промышленных товаров, рассматривать на Особом Совещании НКВД СССР".

Охота на хищников


А вскоре, как говорилось в отчете за 1940 год начальника ОБХСС Главного управления милиции НКВД СССР майора милиции В. Я. Громилова, начали приносить результаты принятые меры по укреплению подразделений и созданию агентурной сети. К концу 1940-го численность борцов с расхитителями соцсобственности значительно выросла:

"Были значительно увеличены штаты почти всех периферийных аппаратов ОБХСС. Против 1939 года увеличение составило 30,7%. Во всех республиканских, краевых и областных аппаратах ОБХСС были введены специальные отделения по борьбе со спекуляцией".

Расширилась и агентурная сеть:

"В итоге в 1940 г. большинство органов милиции добились значительных результатов в деле перестройки агентурно-оперативной работы в соответствии с приказом НКВД СССР за N00325. В 1940 году агентурно-осведомительная сеть по борьбе с хищениями, спекуляцией и фальшивомонетчеством количественно и качественно значительно возросла, причем возросла она за счет первостепенных объектов: спекуляции, госторговли и потребкооперации, снабженческо-сбытовых организаций и т. д. Сейчас редкий аппарат ОБХСС не имеет квалифицированных агентов, чего не было до издания приказа НКВД за N00325. От балласта агентурно-осведомительная сеть в основном была очищена".

Многие искусные преступные схемы с участием милиции и ее агентуры начинались, как правило, с небольшого искушения

За год, как свидетельствовал отчет, службы ОБХСС завербовали 115 000 агентов, получавших задания милиции и проникавших в среду спекулянтов и расхитителей, и 61 100 осведомителей, сообщавших своему негласному руководству о том, что увидели и услышали. В итоге в агентурную сеть ОБХСС на 1 января 1941 года входило 173 900 агентов и 127 000 осведомителей.

"Как следствие этого,— говорилось в отчете Громилова,— значительно повысилась эффективность работы. Например: в 1940 г. (только по полученным Гл. Упр. Милиции спецсообщениям) вскрыто и ликвидировано по Союзу 2065 наиболее выдающихся хищнических, спекулятивных и фальшивомонетческих групп, по которым привлечено к ответственности 11 096 чел. и арестовано 7993 чел. В 1939 году не было вскрыто и половины этого количества".

Как отмечалось в отчете, усиление аппарата ОБХСС и рост сообщений от агентуры напугал расхитителей соцсобственности:

"В 1940 г. по всем государственным и кооперативным организациям резко снизились выявленные растраты и хищения".

Отчеты по отдельным видам деятельности ОБХСС должны были убедить руководство НКВД СССР в том, что ставка, сделанная на усиление агентуры, приносит отличные результаты. Как писал майор милиции Громилов, после того как прошли операции против скупщиков товаров, сотрудники магазинов изменили основные способы незаконного обогащения:

"Установлено, например, что наиболее распространенными и опасными видами хищений в этих организациях является сейчас обворовывание потребителей (обвешивание, обмеривание, пересортица и т. д.), на что в значительной мере переключились в своей деятельности преступные элементы. Целый ряд проведенных по этим преступлениям дел свидетельствует о серьезной пораженности ими торговых организаций. Например:

Гор. Москва. В филиале N1 Ленинского показательного универмага вскрыта и арестована группа хищников, занимавшаяся хищениями за счет обворовывания потребителей. Только по признанию участников группы ими похищено денег в сумме свыше 100 тыс. рублей. В действительности же размеры значительно большие, но они не поддались учету и выявлению.

Аналогичная группа в числе 25 чел. вскрыта и арестована в магазинах "Гастроном" гор. Москвы, в которых наряду с обворовыванием потребителей практиковалась система взяточничества. Размеры похищенного установлены также в сумме свыше 100 тыс. рублей.

Аналогичная же группа вскрыта и арестована в системе Мосплодоовощторга в числе 13 чел., расхитившая, по их признанию, до 500 тыс. рубл.

Сталинградск. обл. В ресторане "Прибой" г. Сталинграда арестована группа хищников в числе 9 чел., занимавшаяся наценками, обвешиванием и обсчетом потребителей. Размеры хищений определяются десятками тыс. рублей на каждого участника".

Особенностью, выявленной на предприятиях местной и пищевой промышленности, оказалось то, что никакие внутриведомственные проверки не выявляли или не хотели выявлять хищений:

"В 1940 г. органами милиции по снабженческо-сбытовым организациям вскрыто 538 наиболее выдающихся и характерных групп, по которым привлечено 3573 чел. и арестовано 2776 чел. против 268 таких же групп с 1866 чел. привлеченными и 953 чел. арестованными, вскрытых в 1939 году. Следствием по этим группам установлены размеры похищенного в сумме 27 870 тыс. рублей и изъято у участников групп 5277 тыс. рублей. Ни по каким учетным данным организаций расхищенные этими группами суммы не отражены. В Наркомате местной промышленности РСФСР, например, в 1940 г. выявленных растрат и хищений числится 98,7 тыс. рублей, а только по 26 вскрытым группам, о которых в Гл. Управление милиции поступили спецсообщения, размеры похищенного выражаются в сумме 275 тыс. рублей.

Об этом же свидетельствуют и конкретные дела, вскрытые в этих организациях. Наиболее выдающиеся из них следующие:

Гор. Москва. Городским аппаратом ОБХСС на мясокомбинате им. Микояна вскрыто 2 крупных и несколько мелких групп хищников, по которым привлечено, а часть уже осуждена, свыше 150 чел. Следствием установлено, что участниками этих групп на протяжении 1939-40 гг. расхищено 2400 тыс. рублей государственных средств. При арестах у отдельных хищников изъято наличных денег и ценностей 900 тыс. рублей.

Московская обл. Областным аппаратом ОБХСС и Павло-Посадским Горотделом милиции на П-Посадском хлебокомбинате вскрыта хищническая группа в числе 62 чел. Установлено, что группой в течение 1939-40 г. расхищено хлебных изделий на сумму 1062 т. р.

Грузинская ССР. Республиканским аппаратом ОБХСС в системе Пищепромсоюза вскрыты и ликвидированы две крупных хищнических группы, одна в числе 45 чел., другая 25 чел. Эти группы на протяжении длительного времени занимались организованными хищениями государственных средств. Следствием установлено, что этими группами расхищено до 1 милл. рублей.

Ярославская область. ОБХСС Управления милиции на базе Росглавжирмасло вскрыта и арестована многочисленная группа хищников, занимающаяся расхищением масла. Только в 1940 г. участниками группы расхищено 44 тонны растительного масла, 17 тонн олифы и других товаров на общую сумму 600 000 руб.".

Громилов отмечал, что в работе есть отдельные недостатки. Так, у оперативников ОБХСС не хватало опыта и, как говорилось в отчете, "оперативной смелости", чтобы вербовать серьезных, крупных спекулянтов и людей из среды самых отъявленных расхитителей. Но, как ожидалось, со временем придет опыт, и выявление преступников с помощью агентуры пойдет еще лучше. Но вскоре началась война.

Провальная мера


В 1944 году начальник ОБХСС ГУМ НКВД СССР Громилов, ставший к тому времени комиссаром милиции третьего ранга, подготовил отчет о деятельности своего ведомства за годы войны, где рассказывал о том, как вся работа, проделанная в предвоенный период, по сути, была сведена на нет. Агентов призывали в армию, и на поиск замены уходила масса времени и сил. Дополнительные трудности создавало и то, что предприятия и население эвакуировались, поэтому агентура в восточных районах страны оказалась практически утраченной.

Не менее важным, как констатировал Громилов, стало и то, что резко изменился характер подведомственных его сотрудникам преступлений:

"Совершенно изменился характер хищений. Если в довоенное время предметами преступного посягательства являлись в основном деньги, то в военное время — товары, главным образом продовольственные товары первой необходимости, а вырученные от реализации их деньги преступники стали превращать в золото, иностранную валюту, золотые изделия и другие ценности. В связи с этим широко распространилась скупка золота, драгоценностей и иностранной валюты, что, кстати, явилось одной из причин резкого увеличения деятельности валютчиков в военное время. Коренным образом видоизменились и сами хищения. Методы прямого расхищения товаров в основном сменились методами разбазаривания товаров. Самоснабжение, снабжение близких, знакомых, "по блату", снабжение по разного рода запискам и спискам с самого начала войны явилось наиболее распространенной формой расхищения товаров, в особенности в магазинах, в столовых, на базах и на пищевых предприятиях".

Кроме того, появились новые места массовых хищений. До войны никто не мог представить крупных хищений продовольствия в больницах. А после ее начала стали выявлять значительные недостачи продовольствия и медикаментов в госпиталях. Новыми объектами для ОБХСС оказались и создававшиеся в войну практически на всех более или менее крупных предприятиях ОРСы — отделы рабочего снабжения. Предназначались они для улучшения питания рабочих, но ввиду отсутствия учета и контроля превращались в центры хищения продуктов питания у простых тружеников.

На этом фоне, как писал Громилов, агентурный аппарат пришлось создавать вновь, почти с нуля. За 1942 год подразделения ОБХСС завербовали 64 683 агента и осведомителя, в 1943 году — 90 721. Однако многие агенты и осведомители выбраковывались за бесполезностью, многих переводили в другие места, и в итоге по состоянию на 1 июля 1944 года в агентурной сети состояло 132 769 человек.

Несмотря на значительное сокращение численности агентуры, удалось, как говорилось в отчете, добиться значительных результатов. Были выявлены группы, которые включали в списки людей, получавших продукты и товары по карточкам "мертвых душ", что приносило организаторам аферы огромные доходы. Подобную проверку провели и в 480 ОРСах. И в результате установили, что в них незаконно выделяются продукты на 134 232 человека.

Впечатляющей оказалась и проверка продовольственных складов всех ведомств, которую сотрудники ОБХСС начали с блокадного Ленинграда, а затем, пораженные масштабами хищений, провели и в других городах страны. В итоге на 1467 базах, складах и холодильниках обнаружили 804 641 килограмм излишков, недоданных потребителям и не числящихся в документах, а также выявили недостачу 476 143 килограммов продуктов, которые были похищены.

Агентура, как отмечал Громилов, помогла выявить десятки тысячи групп расхитителей. Так что важность ее дальнейшего использования не вызывала сомнений, и в послевоенный период ее снова принялись укреплять и расширять. Однако после войны отчетливо проявилась новая тенденция: агентов становилось все больше, но все больше становилось и преступлений. О численности агентуры говорилось в отчете ОБХСС за 1947 год:

"Агентурно-осведомительная сеть в 1947 году увеличилась и качество ее улучшилось. Так, если на 1 января 1947 года состояло в агентурно-осведомительной сети 308 579 человек, то на 1 января 1948 года состояло 338 858 человек, в том числе: 14 556 резидентов, 18 491 агентов и 306 812 осведомителей. Таким образом, агентурно-осведомительная сеть увеличилась на 30 279 человек, или на 9,8%, в том числе на 2691 резидентов, 2436 агентов, 25 152 осведомителя. (В 1946 году агентурно-осведомительная сеть увеличилась на 22 371 человека)".

Но число хищений и ценность похищенного выросли гораздо значительнее. К примеру, в потребительской кооперации, как говорилось в отчете, за первые девять месяцев 1946 года выявили хищений на 269,8 млн руб., а за тот же период 1947 года — на 342,7 млн руб., в ОРСах Министерства авиационной промышленности — на 2,2 млн и 3,7 млн соответственно, в кооперации инвалидов РСФСР — на 8,7 млн и 18 млн. Причем, как самокритично писали руководители ОБХСС, выявлялась лишь небольшая часть хищений разного рода:

"Однако официальные данные, как известно, не отражают действительного положения размеров хищений. Фактически размеры хищений больше, чем они выявлены, т. к. значительная часть их остается еще не выявленной. О значительном количестве не вскрытых хищений свидетельствует также большое число лиц, разрабатываемых органами милиции по подозрению в хищениях. На 1 января 1948 года таких лиц числилось в разработке 63 756 человек, в том числе по системе Министерства торговли 6542 человека, потребкооперации 6500 человек, Министерства пищевой промышленности 7312 человек, Министерства заготовок 6649 человек и т. д.".

Руководители БХСС считали, что у падения эффективности работы агентуры есть причины:

"Неудовлетворительное состояние агентурной разработки расхитителей соцсобственности, спекулянтов и взяточников объясняется прежде всего низкой квалификацией в ряде аппаратов оперативного состава, отсутствием надлежащего контроля за процессом разработки со стороны начальствующих лиц, слабым использованием агентурно-осведомительной сети, в особенности квалифицированной ее части, в разработке преступников из-за перегруженности многих оперативных работников непосредственной связью со значительным количеством осведомителей и отсутствием достаточного количества квалифицированной агентуры, а также и тем, что в ряде органов МВД со стороны министров, начальников УМВД и их заместителей по милиции работе ОБХСС не уделялось должного внимания и не осуществлялось с их стороны необходимого контроля. Неправильное отношение к работе ОБХСС, в частности, имело место в Тамбовской, Кемеровской, Орловской областях, Узбекской ССР и в ряде городов Украинской ССР и в целом ряде других, где оперативные работники ОБХСС часто использовались не по назначению".

Но вскоре ситуация начала проясняться. На рубеже 1950-х годов из прокуратуры и судов в милицию потоком пошли запросы о том, является тот или иной подследственный по делам о хищениях агентом ОБХСС. Как говорилось в протоколах допросов, они утверждали, что внедрялись в преступные группы по заданию своих оперативных руководителей и, чтобы не выдать себя, участвовали в хищениях. Милиция, как правило, отвечала, что такого агента и осведомителя за ними не числится, так что выяснить, что же происходило на самом деле, следователи и судьи попросту не могли. Оставалось только гадать, пытались ли агенты действительно внедриться в преступные группы или, пользуясь особым положением, активнее других торговых работников или специалистов общественного питания набивали себе карманы. В некоторых случаях выяснялось, что агенты-расхитители делились прибылью с оперативниками. А еще немного позднее, в середине 1950-х, стало появляться немало дел о сотрудниках ОБХСС, которые, говоря современным языком, "крышевали" колбасные, молочные заводы, рестораны, магазины и столовые, где затем выявлялись огромные хищения. Причем участники преступных групп числились их агентами.

Собственно, ожидать чего-либо другого могли только очень наивные люди. Когда распределение ресурсов, будь то буханки хлеба, батоны колбасы или бюджетные миллиарды, ведется в совершенно закрытом режиме, без общественного контроля, всегда найдутся те, кто будет перераспределять их в свою пользу. И никакая самая обширная и всепроникающая агентура не сможет этого изменить.

СССР-РОССИЯ:

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМУЛЯР

СЛУЖБЫ БХСС-БЭП - ГУЭБиПК МВД

СТАНОВЛЕНИЕ СЛУЖБЫ: гг.

В октябре 1917 года в России победила революция. Начавшиеся гражданская война, военная интервенция привели к экономической разрухе в стране. Государство, созданное по новым принципам, вынуждено было защищаться. Создаются органы по борьбе с контрреволюцией и саботажем.

На третий день после победы революции главой Российского государства Лениным был подписан декрет о создании рабоче-крестьянской милиции, а 20 декабря 1917 года Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК).

В составе ВЧК были организованы отдел по борьбе со спекуляцией и отдел по борьбе с преступлениями в государственном аппарате , превышением власти, взяточничеством . Издан Декрет "О взяточничестве", предусматривающий уголовную ответственность за это преступление - лишение свободы на срок не менее пяти лет в сочетании с принудительными работами на тот же срок. Интересно, что покушение на получение или дачу взятки приравнивалось к совершению преступления. Кроме того, не был забыт и классовый подход: если взяткодатель принадлежал к имущему классу и стремился сохранить свои привилегии, то он приговаривался "к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам", а все имущество его подлежало конфискации.

В эти же дни Ленин обращается с письмом в ЦК РКП (б), в котором предложил поставить в повестку дня вопрос об исключении из партии судей, вынесших слишком мягкие приговоры по делам о взяточниках.

В 1919 году НКВД, обследовав состояние существовавшей на тогдашних предприятиях охраны, принял решение о немедленной организации так называемой промышленной милиции, на которую возлагались задачи борьбы с хищением народного достояния, с дезорганизацией хозяйственной жизни страны, с противоправным использованием в частных интересах национализированных средств производства и сырьевых запасов.

Карались экономические преступления довольно сурово. В апреле 1918 года только на станции Мармыши Московско-Киевской железной дороги сотрудниками ВЧК было задержано более тысячи спекулянтов, у которых было изъято четыре вагона хлеба. Арестом дельцов из "Союза торговли и промышленности" в Москве была приостановлена спекулятивная сделка на сотни миллионов рублей. В Петрограде у спекулянтов изъяли около десяти пудов золота.

В декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 1 июля 1921 года "О мерах борьбы с хищениями из государственных складов и должностными преступлениями, способствующими хищениям" говорилось, что к лицам, способствующим по своему служебному положению хищениям, должны, как общее правило, применяться: строгая изоляция на срок не ниже трех лет и высшая мера наказания-при отягчающих вину обстоятельствах (многократность вменяемых деяний, массовый характер хищений, ответственность по занимаемой должности и т. п.).

С преобразованием в феврале 1922 года органов ВЧК в Главное Политическое Управление (ГПУ) в его составе создается экономическое управление , осуществляющее борьбу с крупными хищениями и взяточничеством. Кроме того, аналогичные обязанности вменялись транспортному и особому отделам ГПУ.

В 20-е годы, наряду с органами ГПУ, работу по выявлению и раскрытию хищений, растрат, фальшивомонетничества, хозяйственных и должностных преступлений проводили и аппараты уголовного розыска, для чего из их состава выделялись специальные подразделения. Например, отделением по борьбе с должностными преступлениями ОУР НКВД РСФСР в 1922 году было выявлено свыше трех тысяч фактов взяточничества. В этот же период экономические отделы (отделения) органов ГПУ основное внимание сосредотачивали на раскрытии крупных хищений, совершаемых организованными преступными группами, и на борьбу с активизировавшимися фальшивомонетчиками.

За годы в Москве было раскрыто 25 организаций, занимавшихся изготовлением и сбытом поддельных денег, в Ленинграде-10, в Сибири-27, в центральных губерниях-56. Привлечено к ответственности около двух тысяч фальшивомонетчиков.

Расследованием было установлено, что преступники в 42 городах страны по поддельным облигациям получили из сберкасс около 300 тыс. рублей. Алтайский краевой суд 10 членов этой преступной группы приговорил к высшей мере наказания, а остальных - к лишению свободы на срок от 5 до 10 лет.

Перед началом Великой Отечественной войны на аппараты БХСС в связи с упразднением экономических отделов НКВД были возложены обязанности борьбы с валютчиками и контрабандистами. Более активно эта работа проводилась в областях Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтийских республиках.

Таким образом, в предвоенные годы органы БХСС, представляющие собой по существу новый род милицейской службы, на практике доказали необходимость своего существования, став могучим средством защиты экономики Советского социалистического государства внося значительный вклад в укрепление его экономической основы.

АППАРАТЫ БХСС В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: гг.

Эвакуация предприятий в восточные районы страны, трудности военного времени в снабжении населения продовольствием и товарами первой необходимости, потеря значительной части территории, на которой производилось 47% зерна, около 50% картофеля, 84% сахара и много других продуктов питания поставили страну в крайне трудное положение. Советское государство вынуждено было перейти от свободной торговли к нормированной продаже продовольствия и товаров широкого потребления для населения - т. е. ввести распределение товаров по карточкам.

Трудности военного времени пытались использовать в преступных целях расхитители, спекулянты, различного рода дельцы. Если прежде основным объектом хищений были деньги, то в войну - промтовары, продовольствие, предметы первой необходимости (соль, спички, керосин, табак и др.). Похищенные товары преступники пытались менять на золото и изделия из него, иностранную валюту , драгоценности. Незаконное самоснабжение, "отоваривание" близких и знакомых по различного рода запискам и спискам с начала войны стали весьма распространенными способами разбазаривания нормированных товаров в магазинах, столовых, на базах и пищевых предприятиях.

Уже в первые дни вторжения фашистских войск, когда от бомбежек вражеской авиации рушились здания, в которых хранились государственные ценности , работники милиции, часто рискуя жизнью, спасали госсобственность . "Военной" обязанностью работников БХСС стала борьба с мародерством. Чтобы обуздать аппетиты воров, спекулянтов и других дельцов, Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял несколько важных постановлений по укреплению законности и правопорядка в стране.

Одним из таких постановлений ГКО (от 3 марта 1942 г.) за хищение (воровство) в военное время оружия, боеприпасов , продовольствия, обмундирования и снаряжения устанавливалась высшая мера наказания - расстрел с конфискацией имущества преступника. Органы БХСС обязаны были проводить оперативно-розыскные мероприятия по изобличению виновных в течение десяти суток после получения соответствующей информации.

Особую роль в борьбе с хищениями и спекуляцией сыграло постановление ГКО от 01.01.01 г. "Об усилении борьбы с расхищением и разбазариванием продовольственных и промышленных товаров", наметившее дополнительные меры по охране народного достояния и защите его от жуликов.

Выполняя это постановление, органы милиции усилили борьбу с расхитителями, а также лицами, совершавшим злоупотреблениями с карточками, с обмериванием, обвешиванием и обсчетом потребителей.

В порядке профилактики хищений аппаратами БХСС с привлечением общественности проводились внезапные проверки наличия продовольственных товаров на складах, базах, продовольственных карточек в бюро, состояния их хранения и другие мероприятия. В ходе этих проверок выявлялись излишки и недостачи, а виновные привлекались к ответственности.

Нередко вскрывались факты, когда жулики прибегали к повторному использованию талонов и таким путем получали продукты, которые сбывали спекулянтам. Чтобы исключить подобного рода злоупотребления вводилась новая цветовая сетка карточек на каждый месяц. Однако и эти меры не останавливали дельцов, работниками ОБХСС было выявлено несколько подпольных типографий, изготовляющих фальшивые карточки на хлеб и другие продукты.

Особенно следует отметить работу Ленинградской милиции. Сотрудники БХСС города-героя в тяжелых условиях блокады, голодая сами, вели активную борьбу с расхитителями и спекулянтами. Так, отдел БХСС Ленинграда разоблачил и арестовал группу расхитителей, орудовавших в карточном бюро Выборгского района. Возглавляли ее заведующий райпищеторгом Корневский и начальник кустового карточного бюро Заржицкий. Они систематически похищали хлебные талоны, сдаваемые в карточное бюро, повторно их использовали, занимались спекуляцией. Было арестовано 20 человек, которые творили свои грязные дела, когда ленинградцы умирали от голода.

Большая работа проводилась аппаратами БХСС по предупреждению хищений и связанных с ними злоупотреблений. Управления милиции Калининской, Рязанской, Московской, Горьковской, Свердловской, Омской и других областей в гг. нанесли сильные удары по расхитителям хлеба.

Крупные хищения муки и хлеба были вскрыты в системе "Райпотребсоюз" и "Заготзерно" в Рязанской области . На основе анализа следственных материалов удалось установить, что излишки хлеба и других продуктов расхитителями создавались путем подачи завышенных заявок на продовольствие. Образовавшиеся таким путем излишки преступники продавали по завышенным ценам на рынках.

По опыту Рязанской области проверки расходования хлеба были проведены органами милиции в 31 области. Это позволило навести порядок в учете зерна и продуктов, установлена строгая отчетность расходования хлеба, приняты меры по усилению охраны мест, где хранился хлеб. В 1943 году аппараты БХСС внезапно провели снятие остатков продуктов на 1467 базах и складах, обнаружив 800 тонн излишков, которые были оприходованы.

Война резко обесценила деньги. Загодя мошенники, сумевшие поживиться в это сложное время, стремились превратить их в золото и драгоценные изделия.

Поэтому в самом начале войны заметно активизировалась деятельность спекулянтов-валютчиков. Спекуляция золотом принимала опасные размеры. Часть дельцов, выехавших из Украины в Среднюю Азию и Закавказье, развернули там свою преступную деятельность. Появились группы скупщиков золота в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Баку, а также в Мурманске и Архангельске, куда заходили иностранные морские конвои.

НКВД СССР потребовал от аппаратов БХСС принять меры к пресечению деятельности спекулянтов - валютчиков, разоблачать и арестовывать организаторов спекулятивных групп.

В гг. в Москве, Ленинграде, Ташкенте было арестовано несколько опасных групп спекулянтов - валютчиков. Государству было возвращено около 37,5 млн. рублей деньгами, золота в монетах царской чеканки - на 177280 рублей, золота в слитках 84 кг., серебра - 384 кг. Золотых часов - 1209, золота в изделиях на сумму 4,7 млн. рублей, 32 тыс. американских долларов, много облигаций 3 % государственного займа и других ценностей.

Серьезную опасность в период войны представляло фальшивомонетничество. Известно, что подделка денежных знаков всегда считалась одним из тяжких преступлений, поскольку подрывает денежную систему государства, а значит и его экономику. В военное время эта проблема становится еще более острой. Известно, например, что нацисты на государственном уровне организовали производство фальшивых денег тех стран, с которыми они воевали, чтобы таким образом подорвать их денежную систему. Вместе с тем изготовлением фальшивых денег занимались и наши доморощенные "умельцы". Всего за годы войны было арестовано и предано суду около ста фальшивомонетчиков, в том числе братья Лопуховы из г. Вязьмы, которые наладили изготовление сторублевок такого качества, что отличить их от настоящих могли только специалисты Госзнака.

Всего за годы войны, по далеко не полным данным, у преступников было изъято денег и ценностей на сумму 175 миллиардов рублей. Из общего числа возбужденных уголовных дел примерно 60 % составляли дела и хищениях, 30 % - о спекуляции, 10 % - о прочих преступлениях.

Советское государство высоко оценило ратный труд работников БХСС, за самоотверженную работу по охране социалистической собственности и борьбу с другими преступлениями экономического характера в годы Великой Отечественной войны многие из них были награждены орденами и медалями.

СЛУЖБА БХСС В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ - ДО РАСПАДА СССР И ЛИКВИДАЦИИ СОЮЗНОГО МВД: гг.

На оккупированных немцами территориях были полностью уничтожены тысячи городов и сел, заводов и фабрик, сожжены и разрушены около миллиона жилых домов, школ и других объектов соцкультбыта.

В послевоенное время главной задачей являлось восстановление разрушенного войной народного хозяйства. В этих условиях особенно важно было не допустить расхищения и разбазаривания народного достояния.

Большой объем недостач и хищений стал фиксироваться на предприятиях машиностроения. Пользуясь беспечностью со стороны контролирующих органов, должностные лица для создания "излишков" применяли устаревшие нормы расходов металла, большими партиями списывали его на выпуск бракованной продукции, расхищали его под видом оказания шефской помощи. Похищались изделия цехов, выпускающих товары народного потребления и культурно - бытового назначения, продукции подсобных хозяйств предприятий, спецодежда, некоторые виды дорогостоящего инструмента.

Для своевременного выявления и пресечения преступных злоупотреблений перед аппаратами БХСС были поставлены задачи: с учетом специфики каждого предприятия определить круг должностей и специалистов, являющихся потенциальными носителями интересующей аппараты БХСС оперативной информации. Держать под постоянным наблюдением дельцов - толкачей, взаимодействуя с аппаратами БХСС по месту их жительства и нахождения предприятий - потребителей сырья, материалов и оборудования. Тщательно изучать должностных лиц, пользующихся правом распоряжения на отпуск материальных ценностей, выяснять мотивы таких действий, проверять подлинность писем - ходатайств, на отпуск сырья и оборудование, достоверность изложенных в них обоснований.

В январе 1991 года служба БХСС МВД РСФСР переименована в службу по борьбе с преступлениями в сфере экономики - (БЭП) Службы криминальной милиции.

Тогда возникло новое название службы – по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП).

В то же время в МВД СССР всё еще существовало ГУБХСС МВД СССР, которое приказом МВД СССР № 000 от 6 декабря 1991 года: «Об организационно-штатных вопросах криминальной милиции МВД СССР» было реорганизовано в Бюро по преступности в экономике криминальной милиции МВД СССР.

После объединения МВД СССР и МВД РСФСР в МВД Российской Федерации (РФ) приказом МВД РФ № 35 от 01.01.01 года Бюро по преступности в экономике криминальной милиции МВД СССР и БЭП МВД РСФСР были слиты. Новое подразделение МВД РФ получило тогда наименование Главного управления по экономическим преступлениям МВД РФ - ГУЭП МВД РФ.

Одним из знаковых дел того времени стало «дело Козленка». В ходе оперативно-розыскных мероприятий по отработке мошеннической схемы оперативным путем удалось получить материалы, послужившие основанием для возбуждения ряда уголовных дел по фактам мошенничества, незаконного предпринимательства, контрабанды, невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте и уклонения от уплаты налогов.

Завершающая стадия оперативной разработки была реализована в аэропорту Шереметьево. Там сел самолет с необычным грузом на борту - валютой и ценностями (всего на сумму в 12,5 миллионов долларов США). Это была первая партия из отысканных средств корпорации "Голден АДА", которые были возвращены на родину в Россию при содействии Интерпола и Внутренней Налоговой службы США, других международных право охранительных организаций.

В начале 90-х годов в крайне тяжелой ситуации оказалась Служба по борьбе с экономическими преступлениями, даже зазвучали предложения о её ликвидации как «пережитка прошлого». Однако здоровые силы общества взяли верх, что было вполне правомерным, поскольку при отсутствии специализированных подразделений милиции потери государства и общества возросли бы неимоверно.

Службе на этапе поспешного, порой криминального вхождения России в рынок, пришлось противодействовать негативным явлениям в экономике. Впервые сотрудники Службы столкнулись со столь массовым приходом в экономику организованных преступных групп, использовавших экономические реформы в России в своих криминальных целях. В органах государственной власти и управления широкое распространение получили факты взяточничества, совмещения представителями исполнительной и распорядительной власти основной работы с предпринимательской деятельностью . Зачисление должностных лиц в штаты таких коммерческих предприятий или выдача им вознаграждений являлись ничем иным, как завуалированной взяткой. Только в 1991 году сумма выявленных подразделениями БЭП взяток в стране составила 3 миллиарда рублей.

Для организации противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, ГУБЭП была организована системная работа по перекрытию каналов поступления «грязных» денег в экономику страны. В июле 1999 года при МВД России создается Межведомственный центр, в состав которого вошли сотрудники органов внутренних дел, безопасности, таможни, налоговой полиции , а также представители Минэкономики, Минфина и Министерства по налогам и сборам. Возглавил Центр один из заместителей начальника ГУБЭП - начальник Межведомственного Центра, генерал-майор милиции. Была сформирована также и региональная сеть Межведомственного центра. Его деятельность направлялась в первую очередь на укрепление национальной законодательной базы, с учетом существующей мировой практики. В задачи Центра входила разработка методического обеспечения деятельности правоохранительных органов, а также установление контактов и взаимодействия с зарубежными коллегами.

Центром на постоянной основе осуществлялось сотрудничество с представителем посольств Великобритании, США в Москве, представителем Министерства финансов США в Европе. Аналогичная работа велась и с правоохранительными органами Испании, Швеции, Германии. По ряду материалов проводились совместная оперативная отработка и документирование фактов легализации преступных доходов. Эта работа осуществлялась с использованием возможностей подразделений ФСБ, ФСНП, ГТК России. Центр выступал координатором нескольких результативных международных операций, в ходе которых отрабатывались механизмы совместного контроля над перемещением наличных денежных потоков и обеспечения эффективного взаимодействия правоохранительных органов. Центр организует серию мероприятий по пресечению деятельности фирм и предприятий, созданных на основании поддельных, утраченных, либо похищенных документов с целью их ликвидации.

Совместно с Центральным Банком России был организован контроль сомнительных финансовых операций ряда коммерческих банков . В рамках реализации программы по репатриации незаконно вывезенных капиталов внимание правоохранительных органов обращалось не только на незаконные сделки, но и на приобретенное в результате этих действий имущество, Впоследствии, в 2002 году в связи с созданием Комитета по финансовому мониторингу при Минфине России, центр был упразднен. В последствии вместо Центра в структуре МВД России было создано Оперативно-розыскное бюро, которое с одной стороны достигло более высоких результатов в работе, с другой стороны – уступало в своих юридических возможностях ранее существовавшему Межведомственному центру.

В 90-х годах одним из рычагов реформирования экономических отношений в стране и средством преодоления монопольного положения государства в народном хозяйстве была объявлена приватизация. Ее особенность в нашей стране состояла в том, что этот процесс происходил в сжатые сроки, в отсутствии четкой правовой базы и параллельно с глубинными социально-экономическими и политическими изменениями структуры всего общества. Криминальные структуры пытались использовать приватизацию в своих корыстных интересах, формируя незаконным путем огромные капиталы. В связи с этим возникло значительное число новых преступлений экономической направленности. Этот процесс является одной из причин криминализации общества и прогрессивного роста теневых капиталов в России.

С начала приватизации все больший размах приобретает криминальное банкротство предприятий. Недобросовестными руководителями предприятий и кредиторами, а также руководителями исполнительной власти субъектов РФ, в органах местного самоуправления , процедура банкротства в настоящее время используется в качестве инструмента для передела собственности. Несовершенство законодательства поставило государство в неравные условия с другими кредиторами, при этом не принималось во внимание то обстоятельство, что государство зачастую являлось собственником предприятия-должника. Чиновники, представлявшие в акционерных обществах интересы государства, в управлении обществами, как правило, не участвовали, устранялись от защиты интересов государства в процессе продажи госпакетов акций, а зачастую и сами становились соучастниками правонарушений и злоупотреблений.

В годах органы внутренних дел подверглись массированной критике со стороны СМИ и общественных организаций. Нарастающий ком негативной информации привел к инициативе Президента России по реформированию системы МВД России.

В соответствии с данным законом Указом Президента России от 1 марта 2011 г. № 000 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» в структуре центрального аппарата МВД России ДЭБ был ликвидирован, проведена масштабная переаттестация личного состава и создано новое подразделение службы - Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК), которое возглавил генерал-майор полиции.

Задачи руководство страны поставило серьезные. Несмотря на почти сорокапроцентное сокращение, руководству Главка в кратчайшие сроки удалось перегруппировать силы. И результаты не заставили себя долго ждать. Начались задержания крупных чиновников. К уголовной ответственности привлечены высокопоставленные должностные лица федерального и регионального уровня. Более двух третей от общего количества выявленных преступлений составили преступления коррупционной направленности.

Сегодня борьба с коррупцией во всех основных отраслях экономики приобретает системный характер. Под особый контроль ставится работа по выявлению и пресечению преступлений, имеющих широкий общественный резонанс.

Служба экономической безопасности вновь становится мощной силовой структурой, одной из ключевых в системе МВД. Сотрудники ГУЭБиПК достойно несут эстафету, переданную им старшим поколением – продолжают обеспечивать экономическую безопасность нашего Отечества.

К середине 1930-х годов экономика нашей страны значительно окрепла после разрушений, вызванных гражданской войной, но вместе с этим стало больше соблазнов для расхитителей народной и личной собственности. Экономические преступления захлестнули страну. В Карелии преступным посягательствам особенно подверглись еще не окрепшие сельскохозяйственные объединения и объекты государственной и кооперативной торговли. В 1936 году милицией был раскрыт массовый подлог документов Карелторга с целью хищения денежных средств в сумме 52 тысячи 224 рубля. К уголовной ответственности привлекли 7 человек. И таких случаев было много.

Для выявления подобных преступлений требовались специально подготовленные сотрудники. Приказом НКВД СССР от 16 марта 1937 года в составе Главного управления милиции был образован отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией – ОБХСС НКВД СССР. Также было принято положение об ОБХСС. В нем говорилось: «ОБХСС создается для обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, промысловой и инвалидной кооперации, заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией».

В республиканских, краевых и областных управлениях милиции создавались отделы, отделения и группы БХСС. Там, где таких подразделений не было, борьбу с хищениями и спекуляцией продолжал вести уголовный розыск.

28 мая 1937 года, в соответствии с требованиями приказа НКВД СССР, народным комиссаром внутренних дел Карельской АССР издан приказ «Об организации при УР КМ НКВД КАССР специальной группы по борьбе с хищениями социалистической собственности, спекуляцией и вредительством». Спустя месяц эту группу вывели из состава уголовного розыска и на ее основе создали отделение, а уже с 15 июля - отдел БХСС. Он состоял из двух отделений: отделения по борьбе со спекуляцией и отделения по борьбе с хищениями.


сотрудники БХСС 1959 г.

Карельские аппараты БХСС формировались из работников, прошедших хорошую практическую школу в экономических подразделениях уголовного розыска. С первых дней они выполняли большую работу по выявлению и разоблачению замаскированных групп расхитителей, спекулянтов, взяточников, фальшивомонетчиков, добились значительного возмещения материального ущерба, наносимого преступниками государству и обществу.

В своем развитии служба БХСС прошла несколько этапов. Первым из них стал период предвоенных и военных лет до 1945 года.

Для достижения результатов руководителям службы необходимо было максимально использовать организаторские и административные способности, направленные на повышение оперативной осведомленности сотрудников по более глубокому проникновению в замыслы преступников, а также на проведение специальных мероприятий по существенному сокращению растрат и хищений в организациях и на предприятиях государственной торговли и потребкооперации.

В целях улучшения качества оперативно-следственной работы служба БХСС, как и уголовного розыска, была организована по территориальному принципу.

Принятые меры дали положительные результаты. Количество выявленных растрат и хищений в 1940 году, по сравнению с 1939 годом, сократилось в госторговле на 38%, а в потребкооперации – на 46%. От прямых хищений и растрат материальных ценностей в торговой сети преступники перешли к косвенным. Широкое распространение получили обмеривание, обвес покупателей, пересортица товаров.


сотрудники БХСС 1967 г.

Особенностью деятельности милиции в годы войны, в первую очередь в прифронтовой полосе, куда относилась Карелия, была борьба с мародерством, незаконной скупкой и перепродажей золота, спекуляцией и фальшивомонетничеством. Работа по выявлению этих преступлений велась активно, хотя были значительные трудности. Одна из них: большинство сотрудников милиции, в том числе службы БХСС, принимали непосредственное участие в военных действиях. Многие погибли на Карельском фронте.

Второй этап становления и развития службы БХСС следует отнести к послевоенному периоду. С 1943 по 1952 год руководство службой осуществлял Павел Иванович Богатырев, который пришел в БХСС еще в 1937-м году.

Послевоенное время - время большого энтузиазма. В Карелии, как и во всей стране, велась работа по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства. Сотрудники милиции принимали в ней активное участие, хотя делать это было совсем непросто. Мизерная заработная плата, почти никакого технического обеспечения, малая штатная численность – все это негативно влияло на борьбу с экономическими преступлениями. В основном на службу привлекались бывшие фронтовики, привыкшие к трудностям. Среди них С.Г. Селышев, Б.Я. Инюшин, В.М. Куфтырев, Н.Д. Демкин, Г.А. Сизов, П.Д. Караваев и многие другие.

Оперативная обстановка в этот период была сложной. Разрушенная войной экономика имела много «слабых мест», что создавало благоприятную обстановку для хозяйственных и должностных преступлений. Однако сотрудники БХСС не допустили бесконтрольности в сохранности государственной собственности и активно выявляли расхитителей, взяточников и спекулянтов.


сотрудники ОБХСС МВД КАССР 1989 г.

В 1951 году старшим оперуполномоченным РОБХСС Поляковым была разоблачена группа расхитителей в системе Потребкооперации. Она действовала в Петрозаводске и селе Шелтозеро. Пять обвиняемых осуждены на сроки от 5 до 10 лет лишения свободы.

К 1955 году второй этап развития аппаратов БХСС завершился. Народное хозяйство в республике, в большинстве своем, было восстановлено. Органы внутренних дел окрепли, повысился количественный и качественный состав кадров. Советскими и партийными органами республики был принят ряд конкретных мер по сохранности государственной собственности в отраслях народного хозяйства. 29 сентября 1955 года УК КП КФССР принял Постановление «Об усилении борьбы с растратами и хищениями в организациях торговли, промкооперации и местной промышленности». Сложившаяся к 1955 году оперативная обстановка позволила перейти к новому периоду развития службы БХСС.

Третий этап продлился до начала 1991 года. Он характеризуется повышением результативности работы БХСС. Так, летом 1957 года в пятимесячный срок была разоблачена группа расхитителей на хлебокомбинате и в торговой сети Медвежьегорска. Ревизией было установлено, что преступники за короткий срок расхитили более шестидесяти тонн хлебобулочных изделий на сумму около 70 000 рублей. К уголовной ответственности привлечено 10 человек. В 1959 году материалы раскрытия этого преступления под названием "Нахлебники" использовались в качестве пособия в практической деятельности.

На третьем этапе в службе БХСС появились милиционеры, на работу которых следовало равняться.


сотрудники БЭП 1993 г.

Куфтырев Василий Моисеевич , 1924 года рождения, участник Великой Отечественной войны, работавший в службе БХСС с 1947 по 1983 год. Как наиболее квалифицированному работнику ему поручался зональный контроль и практическая помощь группе горрайорганов внутренних дел по линии БХСС. Результаты его влияния на ГО-РОВД были всегда положительными. Так, за два года (1982-1983) в Кондопожском РОВД число выявленных преступлений по линии БХСС возросло почти в два раза – с 37 до 70, а количество хищений – всего на 15%. Таких примеров в его работе много. Василий Моисеевич награжден знаком «Отличник милиции», дважды заносился на доску Почета.

Кузнецов Леонид Иванович , 1935 года рождения. Службу начал в декабре 1957 года с должности оперуполномоченного БХСС Заонежского отделения милиции. В 1962 году им было раскрыто крупное хищение лесоматериалов на лесоторговой базе. В тот же год он разоблачил взяточника Смирнова, позже осужденного к 8 годам лишения свободы. В 1963 году, в результате реализации Леонидом Кузнецовым оперативного дела, к уголовной ответственности было привлечено 10 человек, работавших на петрозаводском хладокомбинате и совершивших хищение продуктов на 11 000 рублей. В течение 1964-1965 годов лично им было выявлено 27 преступлений. С 1971 по 1981 год Леонид Иванович Кузнецов являлся начальником ОБХСС Петрозаводского ГОВД. За это время число выявленных его подчиненными преступлений возросло в 1,7 раза.

Баландин Виктор Александрович , 1929 года рождения. В службе БХСС работал с 1964 по 1985 год. С 1969 по 1971 год руководил петрозаводским отделением БХСС. За время службы имел 26 поощрений. В начале восьмидесятых им успешно были реализованы оперативные материалы в отношении заготовителей леса из Молдавии и Украины. Ущерб от незаконной деятельности преступников составил около 50 000 рублей. Вся преступная группа была осуждена на длительные сроки. В тот же период Виктор Александрович выявил хищение 11 000 рублей, совершенное бухгалтером профкома Пяозерского ЛПХ.

Сидякин Владимир Семенович , 1939 года рождения. В 1972 году он пришел в милицию и больше двадцати лет отдал службе в БХСС. Начинал с должности оперуполномоченного. Затем как опытный сотрудник был переведен на работу в ОБХСС МВД. В 1979 году Владимиру Сидякину была поручена организация борьбы с хищениями в строительных организациях республики. Эта отрасль в то время была особенно криминогенной, но факты хищения и виновные в этом лица устанавливались редко. За два года работы по этой линии Владимир Семенович обеспечил выявление 80 хозяйственных и должностных преступных деяний. Стоит отметить, что до этого их ежегодное количество не превышало десяти. В раскрытии наиболее сложных хозяйственных преступлений Владимир Семенович принимал непосредственное участие. За время службы он поощрялся руководством свыше 20 раз.

Барсуков Василий Егорович , 1924 года рождения, участник Великой Отечественной войны. С весны 1966 года он был в должности заместителя начальника ОБХСС республиканского МВД. За время работы Василий Егорович как высококлассный юрист оказывал постоянную и квалифицированную помощь оперативным работникам, непосредственно руководил реализацией оперативных материалов по сложным хозяйственным преступлениям. Среди них было и громкое преступление, совершенное в поселке Шала Пудожского района в 1966 году. Тогда группа лиц, работники одного из предприятий, совершила хищение в особо крупном размере. Ущерб составил свыше 20 000 рублей.

Житковский Иван Григорьевич , 1929 года рождения. В службе БХСС работал в течение 16 лет, в том числе, в должности заместителя начальника ОБХСС МВД. Кроме руководства оперативной работой Иван Григорьевич непосредственно участвовал в реализации наиболее сложных дел оперативного учета. Под его руководством были разоблачены в мошенничестве в особо крупном размере двое граждан, которые в последующем были приговорены к длительным срокам лишения свободы.

Принятые в тот период организационные и практические меры по борьбе с хозяйственными и должностными преступлениями привели к положительным результатам в работе. Так, с 1971 по 1980 годы число выявленных преступлений по линии БХСС увеличилось на 10,4%, а количество предотвращенных преступлений возросло в 2,7 раза.

Дальнейшее развитие службы БХСС в Карелии происходило в 80-е годы прошлого столетия. В должности начальника отдела БХСС МВД с 1980 по 1985 год служил Юрий Кириллович Олюшкин, а затем - Николай Николаевич Кротов. Они продолжили устоявшиеся традиции. Повысилось оперативное мастерство сотрудников. На службу в БХСС направлялись, как правило, работники только с высшим юридическим и экономическим образованием, грамотные специалисты различных отраслей народного хозяйства. Постоянно проводились семинары с работниками БХСС, ежегодно ряд сотрудников проходили переподготовку. Наряду с повышением требовательности к сотрудникам создавалась обстановка ответственности каждого за порученное дело.

Принятые меры позволили улучшить оперативно-служебную деятельность БХСС. Если в 1980 году число выявленных преступлений по линии БХСС составляло 386, то за 1985 год работниками БХСС было выявлено 624 таких преступления.

Нельзя не вспомнить еще ряд имен сотрудников БХСС тех лет, среди которых Владимир Михайлович Иванов, Николай Иванович Михайлов, Арво Викторович Невонен, Петр Александрович Телькинен, Дмитрий Михайлович Михайлов, Владимир Николаевич Дубинин. Все они начинали работу в органах внутренних дел со службы БХСС, где показали высокую организованность и дисциплину, постоянно совершенствовались в работе.

После принятия Законов СССР «О государственном предприятии (объединении)» и «О кооперации» в стране значительно изменилась система управления хозяйством, внедрялся принцип полного хозрасчета и самофинансирования. В этой связи в МВД КАССР был разработан и утвержден План основных мероприятий по перестройке деятельности службы БХСС республики.

В 1987 году была реализована комплексная целевая программа по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по борьбе с нетрудовыми доходами на 1987-1990 годы. В результате этих и ряда других мер за три года аппаратами БХСС выявлено 1300 преступлений, по ним возбуждено 754 уголовных дела. Установлено 462 факта хищений.

Четвертый этап. 29 декабря 1990 года приказом МВД России Отдел БХСС стал именоваться Отделом по раскрытию преступлений в сфере экономики, а спустя почти три года, 14 сентября 1993 года, он был переименован в Отдел по экономическим преступлениям. Это стало началом четвертого этапа в развитии и совершенствовании службы БХСС-БЭП. Этот период был наиболее сложным из-за новизны задач, стоявших перед службой, но очень интересным.

Летом 2003 года в связи с административной реформой государственной власти Налоговая полиция была ликвидирована. Ей на смену пришла новая служба – Служба по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, в состав которой до июля 2011 года входили Управление по борьбе с экономическими преступлениями и Управление по налоговым преступлениям.

Первым руководителем службы по налоговым и экономическим преступлениям – заместителем министра внутренних дел Республики Карелия был полковник милиции Федор Иоганесович Хирвонен.

Хочется отметить ряд опытнейших сотрудников службы БЭП (БХСС), которые внесли огромный вклад в борьбу с экономическими преступлениями:

Полковник милиции Иовлев Сергей Романович , заместитель начальника УБЭП МВД Карелии. Проходил службу в ОВД с 1991 по 2007год. За образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе неоднократно поощрялся руководством МВД. За время прохождения службы поощрен медалями «За безупречную службу» 3-х степеней.

Полковник милиции Билык Анатолий Григорьевич , начальник отделения по выявлению преступлений на потребительском рынке, АПК, в сфере добычи и переработки водных биоресурсов УБЭП МВД Карелии. Службу в ОБХСС начал с 1983 года. В 2002 году был начальником ОБЭП УВД Петрозаводска. За образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты неоднократно поощрялся руководством МВД. За время прохождения службы поощрен медалями «За безупречную службу» 3-х степеней.

Подполковник милиции Ефимчик Константин Михайлович , начальник отдела УБЭП МВД по Республике Карелия. Проходил службу в органах внутренних дел с августа 1988 по сентябрь 2011 года. За время прохождения службы поощрен медалями «За безупречную службу» 3-х степеней.

Майор милиции Павлов Алексей Николаевич , начальник отдела УБЭП МВД по Республике Карелия. Проходил службу в ОВД с марта 1994 по февраль 2008 года. В службе БЭП работал на различных должностях среднего и старшего начальствующего состава.

В 2011 году в ходе реформы органов внутренних дел России должность заместителя министра внутренних дел по Республике Карелия по экономической безопасности была упразднена, а служба получила новое название – подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции. В настоящее время Управление ЭБиПК МВД по Республике Карелия возглавляет майор полиции Тимур Николаевич Гуляев.

Прошло 75 лет со дня образования службы БХСС-БЭП, и это были годы большой и основательной работы. В настоящее время в подразделениях экономической безопасности работают специалисты высокого класса, которые способны преодолеть любые трудности. Выезжают сотрудники подразделений экономической безопасности и в командировки на Северный Кавказ, где несут службу по обеспечению порядка. За образцовое исполнение возложенных задач Александр Антропов, Роман Моисеенко и Валерий Бабский были награждены медалями «За отвагу», а Алексей Олюшкин, Леонид Светлов и Сергей Смирнов – «За отличие в охране общественного порядка».

Сегодня борцы с экономической преступностью располагают достаточным техническим, интеллектуальным и профессиональным потенциалом для решения задач по защите российской экономики. Они бережно сохраняют традиции, преемственность поколений и доброе, внимательное отношение к ветеранам. Поэтому встречи с ветеранами – это традиционное мероприятие. С 2006 года действует Совет ветеранов Управления по борьбе с экономическими преступлениями. Первым председателем Совета стал подполковник милиции в отставке Александр Анатольевич Зяблов, а с 2009 года Совет возглавил подполковник милиции в отставке Алексей Михайлович Фомичев. На постоянной основе советом ветеранов совместно с УЭБиПК МВД по Республике Карелия организуются поздравления и чествования пенсионеров и ветеранов службы, оказывается социальная и материальная помощь ветеранам войн, инвалидам, получившим военную травму, и членам семей погибших сотрудников БХСС-БЭП. Стоит отметить, что благодаря содействию ветеранов службы БЭП за последние три года выявлено 24 преступления экономической направленности. Нет сомнения, что лучшие традиции ветеранов службы будут сохранены и приумножены.

Цеховики. Рождение теневой экономики. Записки подпольного миллионера Нилов Александр

История ОБХСС

История ОБХСС

Перед тем как более подробно объяснить сию, отчасти парадоксальную, мысль я хотел бы дать краткую историю организации, которая значительно выделялась на фоне правоохранительных органов СССР.

Историческая справка

История создания экономической правоохранительной системы началась с Военно-революционного комитета и ВЧК (в структуре которой были созданы отделы по борьбе со спекуляцией и преступлениями по должности). В течение 1918–1920 годов формировались основные «звенья» рабоче-крестьянской милиции, например Уголовный розыск, а также промышленная, железнодорожная и речная милиция (упраздненные в 1921 году).

В феврале 1924 года образована ведомственная милиция (торгово-промышленная, кредитно-финансовая, горно-приисковая, фабрично-заводская, рыночная, курортная и т. д.), подразделения которой создавались на договорных началах и содержались за счет обслуживаемых объектов.

В 1926 году началась организация ведомственного розыска. Его функции были сходны с задачами будущих аппаратов ОБХСС. Широкое распространение получило формирование ведомственной милиции для охраны собственности совхозов и колхозов.

С развитием советского государства постоянно расширялись и функции милиции. В начале 30-х годов наметилась тенденция на усиление уголовной ответственности за хищения социалистической собственности и спекуляцию. Конституция СССР 1936 года установила, что его экономическую основу составляет в первую очередь социалистическая система хозяйствования, государственная и кооперативно-колхозная собственность на средства производства. В связи с этим возникает необходимость в создании специализированных органов, обеспечивающих экономическую безопасность государства. 16 марта 1937 г. приказом НКВД № 0018 в составе Главного управления милиции НКВД СССР был образован Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией – ОБХСС ГУМ НКВД СССР. В принятом Положении об ОБХСС указывалось, что это подразделение создается «для обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, промысловой и инвалидной кооперации, заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией».

В 1947 году начался процесс реорганизации Главного управления милиции, вызванный потребностью в совершенствовании правоохранительной деятельности, и было создано Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляции (УБХСС ГУМ НГБ СССР).

Одиннадцатого апреля 1955 года постановлением Совета Министров СССР организовано Министерство внутренних дел РСФСР, и Российская республика впервые получила свое Управление БХСС.

В 1983 году принято Положение о подразделениях БХСС, определившее приоритетные направления их деятельности: борьба с хищениями, взяточничеством, незаконными валютными операциями и спекуляцией. При этом особый акцент делался на выявлении прежде всего крупных, замаскированных преступлений и усилении оперативной работы.

После распада СССР в феврале 1992 года МВД СССР и МВД РСФСР были объединены в МВД Российской Федерации, а Бюро по преступности в экономике МВД СССР и БЭП МВД РСФСР претерпели процесс слияния. Новое подразделение МВД получило наименование Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП МВД РФ).

Если повнимательнее приглядеться, то можно заметить, что даты становления системы экономической защиты государственной собственности в некотором роде совпадают с вехами становления советского государства. Как только случался очередной этап упрочения достижений советской власти, тут же происходило укрепление «экономического щита», под защитой которого пряталась социалистическая собственность. Давайте попробуем сравнить.

В 1924 году закончилась полная неразбериха, вызванная революцией и Гражданской войной, стала закладываться основа советской экономики – именно этим годом датировано образование многих министерств и ведомств. Провозглашались новая экономическая политика и (если вы заметили) соблюдение законности на договорных началах за счет объекта .

1926 год – ужесточение режима экономической политики в отношении частного предпринимательства и тут же создание государственной структуры, стоящей на страже государственной собственности.

Печально известный 1937 год. Год создания БХСС и одновременно возведение экономических преступлений в ряд идеологии. С этого момента частное предпринимательство возводится в ранг идеологического преступления.

Послевоенный 1947 год. Для устрашения мародеров и людей, которые могут воспользоваться хаосом, сопровождающим восстановление страны после войны, создается Управление БХСС, то есть система, «охраняющая охранников».

1955 год – год окончательного восстановления экономики в стране после ВОВ и окончательного запрещения любых видов частного предпринимательства. Именно в этот год создается министерство , в задачу коего входит предотвращение преступлений против социалистической формы экономики.

До сих пор динамика развития и совершенствования сего ведомства поражает воображение оперативностью и своевременностью. Совершенно очевидно, что руководство СССР уделяет данному вопросу пристальное внимание. Но после 1955 года следует симптоматичное затишье – ни много ни мало на двадцать восемь лет! Именно за эти годы произошло становление подпольного производства товаров народного потребления и достигли своего пика хищения государственной собственности и коррумпированность государственных чиновников. В связи с чем можно сделать два вывода.

Вывод первый : если до середины пятидесятых годов проблемами защиты социалистической собственности в течение двадцати пяти лет занимались исключительно профессионалы – экономисты и законники высочайшего класса, работавшие в тесной связи с верховным руководством страны, то после 1955 года специалисты, судя по всему, в стране перевелись.

Вывод второй : после «водораздела» пятидесятых именно в интересах руководства страны развитие системы притормозилось. Странный вывод, но вполне в духе общей истории СССР.

Из книги Профессиональная преступность автора Гуров Александр Иванович

История капитала – история грабежа Рост капитализма в России знаменовал собой изменения во всех сферах социальных, экономических и правовых отношений общества, что обусловило качественно новый этап в развитии преступности, в том числе профессиональной.С отменой

Из книги «История евреев - наша история» автора Автор неизвестен

«История евреев - наша история» Молодежь СНГ и иудаика В. Чаплин, г. Одесса «Помни дни древности, помни годы всех поколений, спроси отца своего и скажет он тебе, старцев твоих и они скажут тебе» Дварим 32:7 Еврейской системой образования на постсоветском пространстве был

Из книги Литературная Газета 6263 (№ 59 2010) автора Литературная Газета

«История Сталина – это история чрезвычайных обстоятельств» Дискуссия «История Сталина – это история чрезвычайных обстоятельств» Предметом разговора в «Молодой гвардии» стала книга «Сталин», вызвавшая большой и неоднозначный читательский интерес. Участниками

Из книги Цеховики. Рождение теневой экономики. Записки подпольного миллионера автора Нилов Александр

ОБХСС. Вехи великого пути Прежде чем понять, что собой представляла организация, стоявшая на страже социалистической собственности, нужно познакомиться с некоторыми фактами из истории законотворчества в СССР, связанными именно с охраной этой самой

Из книги Газета Завтра 958 (12 2012) автора Завтра Газета

«Громкие дела» ОБХСС Теперь можно снова вернуться к странной организации ОБХСС. Одну странность мы уже заметили, теперь пришла пора пойти дальше. Как выглядела общая картина жизни в стенах этого учреждения? В отличие от суеты и бурной деятельности, кипевшей в стенах

Из книги Газета Завтра 964 (18 2012) автора Завтра Газета

Из книги Газета Завтра 965 (19 2012) автора Завтра Газета

Из книги Газета Завтра 995 (52 2012) автора Завтра Газета

Из книги Газета Завтра 949 (6 2013) автора Завтра Газета

Из книги Итоги № 9 (2013) автора Итоги Журнал

Из книги Итоги № 9 (2014) автора Итоги Журнал

Из книги Кто и как управляет миром автора Мудрова Анна Юрьевна

Соскучились ли вы по ОБХСС? / Дело / Бизнес-климат Соскучились ли вы по ОБХСС? / Дело / Бизнес-климат В Совете Федерации не только поддержали идею главного следователя страны Александра Бастрыкина о создании финансовой полиции, но и предложили звонкое

Из книги 46 интервью с Пелевиным. 46 интервью с писателем, который никогда не дает интервью автора Пелевин Виктор

ОБХСС Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности – отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, промышленной и индивидуальной кооперации, заготовительных органах

Из книги Когда рыбы встречают птиц. Люди, книги, кино автора Чанцев Александр Владимирович

Виктор Пелевин: история России - это просто история моды 2 сентября 2003. Gazeta.RuНакануне выхода книги «Диалектика переходного периода (Из ниоткуда в никуда)» Виктор Пелевин рассказал «Парку культуры» о новом романе, путешествиях, «Газете. Ru» и прочих миражах.- За период

Из книги Христос родился в Крыму. Там же умерла Богородица. [Святой Грааль – это Колыбель Иисуса, долго хранившаяся в Крыму. Король Артур – это отражение Христ автора Носовский Глеб Владимирович

История трех букв («ЦРУ. Правдивая история» Т. Вейнера) Тим Вейнер. ЦРУ. Правдивая история / Пер. с англ. В. Найденова. М.: Центр полиграф, 2013. 719 стр.На английском книга журналиста New York Times Тима Вейнера, работавшего в Пакистане, Судане и Афганистане, автора книг о

Из книги автора

4. История Ореста - это история Христа Продолжим движение по мифу об Оресте. Сразу скажем, что хотя суть дела стала уже ясна, однако отдельные фрагменты истории Христа здесь переставлены между собой. Поэтому кое-где нарушена хронология событий. То, что, по Евангелиям,



Просмотров