Конституционно-правовые основы энергетического права как правовое образование и научная дисциплина

В последнее время в системе российского права происходят существенные изменения: появляются новые правовые образования, юридическая природа которых определяется в науке по-разному. К таким новым правовым образованиям относится, в частности, энергетическое право, которое одними учеными определяется как подотрасль гражданского или предпринимательского права, другими - как комплексная отрасль права или комплексная отрасль законодательства.

Приступая к изучению новой учебной дисциплины «Конституционно-правовые основы энергетического права», предусмотренной учебным планом Института энергетического права МГЮА имени О.Е. Кутафина, появление которой неразрывно связано с формированием и развитием энергетического права, необходимо рассмотреть вопрос о комплексных отраслях права, о соотношении понятий «отрасль права» и «отрасль законодательства».

Понятие комплексной отрасли права. Отрасль права и отрасль законодательства

Современная система российского права существенно отличается от той, что сформировалась в советский период под влиянием идеологии и практики социализма, отвергающих частную собственность, рыночную экономику, а также с учетом тех ориентиров, которые определялись в директивном порядке для развития законодательства и юридической науки.

Так, в конце 1930-х гг. на Всесоюзном совещании по вопросам науки советского права и государства в докладе А.Я. Вышинского были определены отрасли советского права, список которых был признан исчерпывающим.

Были также определены критерии для признания того или иного комплекса правовых норм в качестве отрасли права. Отрасль права должна обладать своим предметом (один предмет - одна отрасль права) и особым методом регулирования. Та или иная норма права должна принадлежать только одной отрасли права.

Вместе с тем даже в условиях социалистического общества, где главенствовала плановая экономика, оказалось, что этот перечень отраслей права явно недостаточен.

В конце 1950-х - начале 1960-х гг. развернулась острая дискуссия

0 зарождающейся новой отрасли права - хозяйственном праве (сегодня - это предпринимательское право). Однако признание хозяйственного права, как и некоторых других новых отраслей права, столкнулось с рядом проблем: отвечают ли эти новые отрасли права устоявшимся критериям, имеют ли они свой предмет и свой метод?

Практика показывала, что даже в отношении старых, общепризнанных отраслей права трудно найти общественные отношения, составляющие предмет отрасли права, которые бы в той или иной степени не регулировались и другими отраслями права. Например, в регулировании имущественных отношений, которые составляют предмет гражданского права, участвуют и другие отрасли права - земельное, финансовое, административное и др. .

Постепенно стало приходить понимание того, что между отраслями права нет непроходимых границ, нет китайских стен, что границы отраслей права очень подвижны, что многие отрасли права тесно взаимосвязаны, что между ними есть пограничные зоны, на которые воздействуют нормы разных отраслей права, и поэтому нормы права могут иметь «два адреса прописки» - принадлежать одновременно двум отраслям права.

Появляется понятие «комплексная отрасль права», т.е. отрасль права, которая объединяет комплекс правовых норм, значительная часть которых может относиться и к другим отраслям права.

С.С. Алексеев в своей работе «Структура советского права», изданной в 1975 г. писал:

«Большинство комплексных отраслей права формируется в связи с необходимостью специализированного регулирования определенной группы отношений на основе и в рамках существующих отраслевых юридических режимов... Содержание комплексной отрасли права складывается из специальных норм, обладающих предметным и известным юридическим единством. Но каждая из этих норм имеет главную „прописку" в той или иной основной отрасли, входит в обеспечиваемый ею юридический режим... Как правило, комплексные (специализированные) отрасли тяготеют к какой-либо основной и прежде всего профилирующей отрасли... И хотя комплексные правовые общности вышли за пределы отдельной отрасли и при помощи цельного нормативного регулирования образовали некоторое единство, каждый их исходных элементов, в особенности тот, с которого началось развитие комплексной отрасли, продолжает существовать в рамкой той или иной основной отрасли. Юридический источник некоторых комплексных образований полярно разнороден, что придает им составной характер».

К комплексным отраслям права С.С. Алексеев в 1975 г. относил страховое право, морское право, железнодорожное право, горное право, банковское право, налоговое право и др.

Потребность в формировании новых отраслей права, в том числе и комплексных отраслей права, обусловлена рядом объективных причин.

Во-первых, в условиях глобализации, охватывающей многие сферы общественной жизни, когда усложняются процессы государственного и общественного управления, требующие системного и комплексного подхода к решению вопросов, стоящих перед обществом и государством, усложняется и правовое регулирование общественных отношений: возникает потребность в комплексных правовых образованиях, системно воздействующих на те или иные области и сферы жизни общества и государства.

Это предполагает развитие соответствующего законодательства, которое включает нормы, которые по своим отличительным признакам могут относиться к разным отраслям права.

Именно такую позицию обосновывает Р.З. Лившиц, отмечая, что, возможно, на ранних этапах развития права каждому виду общественных отношений соответствовала своя отрасль. Об этом свидетельствует, в частности, деление права на частное и публичное. Но в дальнейшем правовое регулирование все более и более усложнялось и перешагнуло рамки частного и публичного права, как бы растеклось по множеству отраслей права. Процесс этот продолжается и сейчас. По мнению Р.З. Лившица, конструкция «один предмет - одна отрасль права» не находит своего подтверждения, так же как и другая конструкция «один метод - одна отрасль права», ибо в правовом регулировании используются, по сути, два метода - диспозитивный и императивный.

Таким образом, делает вывод ученый, «сама конструкция отраслей права оказалась окостеневшей, застывшей, не учитывающей динамику правового регулирования и неизбежное появление новых отраслей права. Вот почему эта конструкция должна уступить место идее отраслей законодательства, идее более подвижной, динамичной» .

Данный подход к проблемам системы права и законодательства, их соотношения представляется интересным, но слишком радикальным для сегодняшнего этапа развития российской системы права. Он требует отказа от многих устоявшихся понятий, категорий, концепций.

С этим трудно согласиться.

Во-вторых, важным фактором, оказывающим влияние на процесс появления новых отраслей права, новых отраслей законодательства (новых правовых образований), является признание государством и обществом необходимым развивать то или иное законодательство, заинтересованность, регулировать определенные группы общественных отношений. Так, в свое время появилось трудовое законодательство (и как следствие - отрасль «трудовое право»), законодательство о колхозах (и как следствие - отрасль «колхозное право»), природоохранительное законодательство (и соответственно - отрасль «экологическое право»), законодательство о местном самоуправлении (и стала формироваться отрасль муниципального права) и т.д.

В-третьих, немалую роль в становлении таких новых правовых образований (правовых комплексов) играет потребность подготовки специалистов того или иного профиля и, как следствие, потребности учебного процесса, требующего наличия соответствующих учебных дисциплин в учебных планах вузов.

Все указанные факторы оказывают влияние на формирование нового правового комплекса - энергетического права, формирование и развитие которого основывается на нормах ряда основных отраслей права, включая и конституционное право.

Особая роль конституционно-правового регулирования общественных отношений в сфере энергетики обусловила необходимость выделения в рамках конституционного права нового правового образования - конституционно-правовые основы энергетического права.

  • По мнению авторов учебника по административному праву, «как правило, ни одна отрасль права не существует в „чистом” виде. Следствием... стало „проникновение” административного права... в сферу других отраслей права... Даже в гражданском праве имеются пусть небольшое, но определенное число норм, которое можно охарактеризоватькак административно-правовые... Предмет административного права строгих границне знает» (Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова.М. 1999. С. 46).
  • Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 118.

УДК 340.13

Характеристика комплексной отрасли права: теория и практика

Коваленко Анна Юрьевна, преподаватель кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Уральского юридического института МВД России

e-mail: [email protected]

В статье раскрывается юридическая природа комплексных отраслей права, анализируются основания их выделения, проводится анализ различных точек зрения на характеристику комплексной отрасли права. Автором поднимается проблема наличия у комплексных отраслей права специфического предмета и метода правового регулирования. Исследуются вопросы существования комплексных отраслей права и комплексных отраслей законодательства, а также объясняется необходимость комплексных правовых актов.

Ключевые слова: комплексный; комплексная отрасль права; комплексная отрасль законодательства; предмет и метод правового регулирования.

Characteristics of a complex branch of law: theory and practice

Kovalenko Anna Yuryevna,

Lecturer of the Department of Criminology and Penal Law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

The article reveals the legal nature of complex branches of law, analyzes the grounds for their separation, analyzes various points of view on the characteristics of a complex branch of law. The author raises the problem of the presence in complex industries of the law of a specific subject and the method of legal regulation. The questions of existence of complex branches of law and complex branches of legislation are investigated, as well as the need for complex legal acts.

Key words: complex branch of law; a complex legislative branch; subject and method of legal regulation.

Дело юридической науки - дать не только четкие характеристики, но и определения, отражающие сущность и содержание отрасли. Безусловно, одним из важных моментов при рассмотрении вопроса о комплексных отраслях права является то, что для них, как и для любой отрасли права, большое значение имеет терминологическая основа, которая раскрывает их суть и содержание.

Содержательная сторона комплексной отрасли права представляется через характеристику понятия «комплексный», которое в толковых словарях характеризуется как «совокупный, сочетающий что-либо»1. В свою очередь, Е. С. Иванова2 рассматривала комплексность как уровень специализации или разделения труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения подразделений организации.

В теории права термин «комплексный» наиболее часто применяется к любой обособленной нормативной группе, включающей нормы нескольких отраслей

1 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, 1992. С. 188.

2 См.: Иванова Е. С. Сущность и целостность организации // Экономика и управление в 21 веке: тенденции развития. 2013. № 13. С. 9.

права3. Аутентичное понятие комплексности не сводит его к официальной форме, поскольку объясняет его как независимое явление, как понятие в собственном смысле.

Комплексность есть результат насыщенной интеракции простых элементов, реагирующих только на ограниченную информацию, которую они представляют друг другу4. Комплексность подразумевает под собой некую унифицированность понятий, категорий и однотипность правового материала, разработанного в смежных отраслях права и имеющего однородную юридическую природу.

Категория «комплексность» представляет собой самостоятельный элемент в механизме регулирования общественных отношений. Она исходит из категории «комплекс» - совокупность чего-либо, объединенного в общее целое, имеющее общее предназначение, отвечающее какой-либо определенной цели. В данном случае «комплексность» - совокупность норм, сочетающихся между собой в целях регулирования обще-

3 См.: Милушин М. И. Проблемы формирования комплексных образований в законодательстве России. Москва, 2003. С. 19.

4 См.: Попов В. А. О понятии комплексности в современной социологии: новые тенденции и подходы // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 1 (95). С. 184-186.

ственных отношений, образующих отрасль права. Стоит согласиться с Е. В. Сидоровой, которая определяет комплексность как один из принципов организации системы права и высшую стадию ее формирования1.

Какие же существуют основания выделения образований, называемых в литературе «комплексные отрасли права»?

В характеристике комплексной отрасли права среди ученых нет единого мнения. Так, например, М. И. Козырь считает, что термин «комплексная отрасль права» предполагает наличие ограниченного комплекса тесно связанных между собой общественных отношений как предмет правового регулирования и соответствующий каждому виду отношений метод правового регулирования2. В.Ф. Яковлев обосновывает наличие комплексной отрасли транспортного права результатом воздействия и согласованности использования на практике административного, финансового, гражданского, трудового, земельного права в опосредовании отношений соответствующей сферы3. Такое мнение, с нашей точки зрения, является более правильным, поскольку комплексная отрасль права имеет свой предмет и специфический метод правового регулирования, что подтверждает нашу позицию. Так, Н. Н. Веденин, анализируя вопрос комплексной отрасли права, выделяет предмет правового регулирования как ее системообразующий фактор. При этом, обращая внимание на разнородность общественных отношений, образующих предмет правового регулирования «комплексной отрасли», и его принципиальное отличие от предмета правового регулирования в традиционном понимании, считает, что отличительные особенности здесь состоят в том, что общественные отношения, регулируемые традиционной отраслью, обладают значительно большим единством, нежели общественные отношения, являющиеся предметом комплексной отрасли4.

Опираясь на понимание предмета и метода правового регулирования как единственных классифицирующих критериев отраслей права, Е. А. Пилипенко вовсе отрицает существование комплексных отраслей права5. Такая позиция кажется спорной. Предмет и метод не представляют собой единственные классифицирующие критерии (хотя и являются основополагающими), существуют иные характеристики отраслей права.

Работа А. В. Сердюкова6 посвящена анализу спортивного права как комплексной отрасли, в ней он от-

1 См.: Сидорова Е. В. Комплексное правовое регулирование: моногр. Москва, 2015. С. 72.

2 См.: Козырь М. И. Система советского права и перспективы ее развития // Советское государство и право. 1982. № 8. С. 63.

3 См.: Яковлев В. Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Москва, 2006. С. 67.

4 См.: Система советского права и перспективы развития // Советское государство и право. 1982. № 8. С. 63-85.

5 См.: Пилипенко Е. А. Система российского права: структурно-сравнительный анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003. С. 54.

6 См.: Сердюков А. В. Указ. соч. С. 123.

рицает существование комплексных отраслей права и, напротив, говорит о существовании комплексных отраслей законодательства. В свою очередь, С. В. Ермоленко, подвергая анализу комплексные отрасли и массивы законодательства, акцентирует внимание на том, что законодательные массивы (комплексы) базируются преимущественно на предметных связях, в отличие от отраслей законодательства7.

Действительно, исходя из структурного подхода, существуют отрасли законодательства, являющиеся внешним выражением отраслей права. Они составляют основу законодательства, ибо каждая из них содержит общие положения правового регулирования определенного рода общественных отношений, возникающих в различных сферах жизни и деятельности общества, а также нормы, регулирующие наиболее типичные, характерные отношения данного рода8. Например, таможенное, водное9, горное право10.

В литературе была высказана мысль, что единственным основанием для выделения комплексных отраслей является наличие самостоятельной отрасли законодательства11. Существует мнение, что система права характеризуется наличием комплексного акта, кодифицированного акта, крупного акта. Однако прямой связи нет. При инкорпорации законодательства, объединении разностороннего правового материала в научных и учебных целях нередко оправданно выделение сфер правового регулирования. Но это подразделение в праве не элементы системы, а построение образования путем внешней систематизации. По существу, при обособлении в законодательстве, на практике и в науке наряду с базовыми отраслями права всегда идут соответствующие им законодательные.

Но издаются и комплексные акты, затрагивающие целые сферы общественной жизни (хозяйство, здравоохранение, охрану). В этом случае формулируются комплексные отрасли законодательства, в которых объединяется по тому или иному предмету, тематическому или целевому признаку юридически разнородный правовой материал. Но отрасль законодательства не порождается только путем суммативного соединения, нарастания «массы» нормативного материала. Лишь при наличии кодификации, обогащении содержания права, введении новых специфических системных нормативных обобщений можно говорить об отрасли законодательства, но не об отрасли права. В то же время они остаются нормами гражданского, уголовного, тру-

7 См.: Ермоленко С. В. Система законодательства Российской Федерации (вопросы теории и практики): дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 51.

8 См.: Байтин М. И., Петров Д. Е. Основные отрасли современного российского права // Право и политика. 2004. № 1. С. 19-30.

9 О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ // ИС «Консультант Плюс».

10 О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ // ИС «Консультант Плюс».

11 См.: Явич Л. С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. Москва, 1978. С. 95-96.

дового и иного права. Они выражены не в специфическом методе и механизме регулирования, а лишь в отдельных особых принципах, приемах регулирования.

Необходимость комплексных нормативных актов обусловлена не юридическими причинами, а требованиями экономических, социально-политических отношений, юридическая же сторона остается без внимания. Поэтому подобная систематизация не порождает ни отрасли права, ни отрасли законодательства.

Стоит разграничить две указанные категории - «отрасль права» и «отрасль законодательства», поскольку это позволит разграничить новые системные образования (определенные нами как комплексные отрасли права) с комплексными отраслями законодательства. Если брать во внимание функциональный подход, то обособляются отрасли законодательства, соответствующие основным направлениям деятельности (функциям) государства1.

Существование комплексных отраслей законодательства, связанное с целесообразностью создания наряду с кодексами базовых отраслей комплексных нормативных правовых и других актов, зачастую приводит исследователей к неверному выводу относительно существования комплексных отраслей права. Справедливая критика была высказана С. С. Алексеевым: «Пытаясь сконструировать комплексную отрасль, ученые идут не от правового материала, а как раз обратным путем - от отрасли законодательства или отрасли научной дисциплины»2. Мы солидарны с Е. Н. Тонковым, который отмечает следующее: «Законодательная деятельность, хотя и должна учитывать основные посылы разработанной системы права, в то же время имеет свои особенности и пределы, обусловленные практической целесообразностью и удобством правоприменения»3. Так, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при подготовке Отчета о состоянии российского законодательства в 2014 г. был проведен анализ отдельных отраслей законодательства Российской Федерации и определены тенденции их развития:

«В настоящее время семейное законодательство Российской Федерации представляет собой единый правовой комплекс, состоящий из законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и регулирующий семейные и связанные с ними отношения. Так, в п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации указывается на то, что семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

Основным нормативным актом, регулирующим семейные отношения, является Семейный кодекс Рос-

1 См.: Байтин М. И. Функции государства // Общая теория государства и права: академ. курс: в 3 т. Москва, 2001. Т. 1. С. 336.

2 Алексеев С. С. Общие теоретические проблемы системы советского права. Москва, 1961. С. 101.

3 Тонков Е. Н. Комплексные отрасли в системе права и си-

стеме законодательства // Журнал российского права. 2016.

сийской Федерации4.

Закрепление отдельных новелл в СК РФ оказало значительное влияние на формирование других отраслей российского законодательства.

Одновременно необходимо учитывать, что кодекс разрабатывался в период, когда российская семья находилась в очень тяжелых условиях. Как следствие, практика применения СК РФ выявила ряд недостатков, которые устранялись путем внесения соответствующих изменений. Кроме того, внесение изменений в СК РФ также связано с принятием федеральных законов, регулирующих сходные с семейными отношения, с совершенствованием отдельных отраслей отечественного законодательства.

Безусловно, в работе по совершенствованию семейного законодательства не может быть поставлена точка, она должна продолжаться с учетом реалий и требований современной государственной политики. Прежде всего, необходимость совершенствования семейного законодательства обусловлена реализацией в России масштабного проекта - Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761). В целях реализации ранее упомянутого указа 15 октября 2012 г. Правительство Российской Федерации утвердило План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии. Одним из основных мероприятий плана является разработка концепции государственной семейной политики в Российской Федерации, а также предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части семейных правоотношений.

В Национальной стратегии обозначены отдельные направления совершенствования семейного законодательства: разработка и принятие программы, пропагандирующей ценности семьи, приоритет ответственного родительства; создание условий для обеспечения соблюдения прав и интересов ребенка в семье; своевременное выявление нарушений прав и интересов ребенка и организация профилактической помощи семье; введение запрета на изъятие детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями; совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих возможность участия обоих родителей в воспитании ребенка при раздельном проживании; снижение доли детей, не получающих алименты в полном объеме; формирование законодательной базы для реформирования организации работы органов опеки и попечительства по защите прав детей; переход к системе открытого усыновления и др.5

4 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223- ФЗ (далее - СК РФ)// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.

5 Концепция совершенствования семейного законодательства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.

«На этапе глобализационных процессов развитие и совершенствование семейного законодательства определяется следующими целями:

Создание системы семейного законодательства, основанного на принципах гармонизации частных и публичных интересов;

Приведение семейного законодательства в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международно-правовых актов;

Признание традиционных семейных ценностей основным вектором государственной семейной политики;

Создание системы семейно-правовых гарантий прав ребенка при раздельном проживании его родителей;

Изменение системы мер семейно-правовой ответственности родителей, оснований, порядка и правовых последствий их применения;

Реформирование деятельности органов опеки и попечительства по обеспечению прав и интересов детей как воспитываемых в семье, так и оставшихся без попечения родителей;

Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей устройство детей на воспитание в семью, в том числе на профессиональной основе;

Разработка системы семейно-правовых гарантий обеспечения прав субъектов договора о суррогатном материнстве, а также ребенка, рожденного суррогатной матерью;

Укрепление нравственных начал семейно-право-вого регулирования»1.

Подобные новеллы, на наш взгляд, в скором времени могут привести к образованию такой комплексной отрасли права, как попечительское право.

Следствием этого является «появление комплексных нормативных актов, в которых содержатся нормы различной отраслевой принадлежности». Очень четко подмечается, что «удвоение структуры права, или наслаивание комплексных отраслей над основными, является не чем иным, как попыткой объединить нормы различной отраслевой принадлежности по функциональному признаку»2.

Как следствие, смешение понятий «комплексная отрасль права» и «комплексная отрасль законодательства» ведет к необоснованной подмене одного понятия другим, чего допускать нельзя.

Комплексные отрасли права и комплексные отрасли законодательства можно отграничить друг от друга через использование категорий «форма» и «содержание». Комплексная отрасль права так же, как и отрасль права, предстает через ее «внутреннее» содержание в виде совокупности норм, институтов и отраслей права. Комплексная отрасль законодательства - это ее «внешняя» форма выражения в виде объединения нормативного материала.

studfiles.ru/preview/6021188 (дата обращения: 03.11.2016).

1 Отчет о состоянии российского законодательства в 2014 году. Москва, 2014. С. 53-57.

2 Тонков Е. Н. Указ. соч. С. 9.

Говоря об отраслях законодательства и права, следует отметить, что они не тождественны между собой. На наш взгляд, комплексные отрасли права зачастую регламентируются нормативными актами разных отраслей и, следовательно, не имеют собственной законодательной базы. Если говорить о комплексных отраслях права как о комплексных отраслях законодательства, то получается, что нарушается системообразующий принцип отрасли законодательства.

Комплексные отрасли права образуют круг отношений и в большинстве своем не имеют единого нормативного правового акта, в котором собраны воедино регулятивные нормы, они рассредоточены в разных отраслях законодательства. Отрасль законодательства и отрасль права, несмотря на отсутствие тождественности, взаимно дополняют друг друга.

В случае же видоизменения общественных отношений сначала рождается отрасль права, которая в последующем регламентируется различными нормами права. Они содержат нормы различной отраслевой принадлежности.

Библиографический список

1. Алексеев С. С. Общие теоретические проблемы системы советского права / С. С. Алексеев. - Москва, 1961.

2. Байтин М. И. Функции государства / М. И. Бай-тин // Общая теория государства и права: академ. курс: в 3 т. - 2-е изд. - Москва, 2001. - Т. 1.

3. Байтин М. И. Основные отрасли современного российского права / М. И. Байтин, Д. Е. Петров // Право и политика. - 2004. - № 1. - С. 19-30.

4. Ермоленко С. В. Система законодательства Российской Федерации (вопросы теории и практики):

дис____канд. юрид. наук / С. В. Ермоленко. - Волгоград,

5. Иванова Е. С. Сущность и целостность организации / Е. С. Иванова // Экономика и управление в 21 веке: тенденции развития. - 2013. - № 13.

6. Козырь М. И. Система советского права и перспективы ее развития / М. И. Козырь // Советское государство и право. - 1982. - № 8.

7. Милушин М. И. Проблемы формирования комплексных образований в законодательстве России / М. И. Милушин. - Москва, 2003.

8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва, 1992.

9. Пилипенко Е. А. Система российского права: структурно-сравнительный анализ: дис. ... канд. юрид. наук / Е. А. Пилипенко. - Ростов н/Д, 2003.

10. Попов В. А. О понятии комплексности в современной социологии: новые тенденции и подходы / В. А. Попов // Мониторинг общественного мнения. - 2010. -№ 1 (95). - С. 184-186.

11. Сердюков А. В. Спортивное право как комплексная отрасль законодательства: дис. . канд. юрид. наук / А. В. Сердюков. - Москва, 2010.

12. Сидорова Е. В. Комплексное правовое регулирование: моногр. / Е. В. Сидорова. - Москва, 2015.

13. Система советского права и перспективы развития // Советское государство и право. - 1982. - № 8. -С. 63-85.

14. Тонков Е. Н. Комплексные отрасли в системе права и системе законодательства / Е. Н. Тонков // Журнал российского права. - 2016. - № 11.

15. Явич Л. С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы / Л. С. Явич. - Москва, 1978.

16. Яковлев В. Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений / В. Ф. Яковлев. -Москва, 2006.

Bibliograficheskij spisok

1. Alekseev S. S. Obschie teoreticheskie problemyi sistemyi sovetskogo prava / S. S. Alekseev. - Moskva, 1961.

2. Baytin M. I. Funktsii gosudarstva / M. I. Baytin // Obschaya teoriya gosudarstva i prava: akadem. kurs: v 3 t. - 2-e izd. - Moskva, 2001. - T. 1.

3. Baytin M. I. Osnovnyie otrasli sovremennogo rossiyskogo prava / M. I. Baytin, D. E. Petrov // Pravo i politika. - 2004. - № 1. - S. 19-30.

4. Ermolenko S. V. Sistema zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii (voprosyi teorii i praktiki): dis. ...kand. yurid. nauk / S. V. Ermolenko. - Volgograd, 2006.

5. Ivanova E. S. Suschnost i tselostnost organizatsii / E. S. Ivanova // Ekonomika i upravlenie v 21 veke: tendentsii razvitiya. - 2013. - № 13.

6. Kozyir M. I. Sistema sovetskogo prava i perspektivyi ee razvitiya / M. I. Kozyir // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. - 1982. - № 8.

7. Milushin M. I. Problemyi formirovaniya kompleksnyih obrazovaniy v zakonodatelstve Rossii / M. I. Milushin. -Moskva, 2003.

8. Ozhegov S. I. Tolkovyiy slovar russkogo yazyika / S. I. Ozhegov, N. Yu. Shvedova. - Moskva, 1992.

9. Pilipenko E. A. Sistema rossiyskogo prava: strukturno-sravnitelnyiy analiz: dis. ... kand. yurid. nauk / E. A. Pilipenko. - Rostov n/D, 2003.

10. PopovV. A. O ponyatii kompleksnosti v sovremennoy sotsiologii: novyie tendentsii i podhodyi / V. A. Popov // Monitoring obschestvennogo mneniya. - 2010. - № 1 (95). - S. 184-186.

11. Serdyukov A. V. Sportivnoe pravo kak kompleksnaya otrasl zakonodatelstva: dis. ... kand. yurid. nauk / A. V. Serdyukov. - Moskva, 2010.

12. Sidorova E. V. Kompleksnoe pravovoe regulirovanie: monogr. / E. V. Sidorova. - Moskva, 2015.

13. Sistema sovetskogo prava i perspektivyi razvitiya // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. - 1982. - № 8. - S. 63-85.

14. Tonkov E. N. Kompleksnyie otrasli v sisteme prava i sisteme zakonodatelstva / E. N. Tonkov // Zhurnal rossiyskogo prava. - 2016. - № 11.

15. Yavich L. S. Pravo razvitogo sotsialisticheskogo obschestva. Suschnost i printsipyi / L. S. Yavich. - Moskva, 1978.

16. Yakovlev V. F. Grazhdansko-pravovoy metod regulirovaniya obschestvennyih otnosheniy / V. F. Yakovlev. - Moskva, 2006.

Под муниципальным правом понимается комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные, отношения, возникающие на местном уровне жизни общества, т.е. на уровне местного самоуправления. Поэтому справедлива точка зрения о том, что муниципальное право - это право местного самоуправления.

Как известно, отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования. В характеристике отрасли права первостепенное значение имеет определение ее предмета, то есть совокупности тех специфических общественных отношений, которые нормами данной отрасли права регулируются и закрепляются. Таким образом, вопрос о предмете муниципального права - это, прежде всего, вопрос о характере, объеме и особенностях общественных отношений, которые регулируются нормами муниципального права. Если определить в самом общем виде предмет муниципального права, то можно сказать, что им являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью населения городских и сельских поселений по решению непосредственно или через образуемые им органы вопросов местного значения. Предмет муниципального права составляют следующие отношения:

· возникающие в процессе осуществления местного самоуправления гражданами путем прямого волеизъявления. К формам прямого волеизъявления относятся местный референдум, собрания, сходы граждан, выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, гражданская правотворческая инициатива, отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование и т. д.;

· возникающие с осуществлением деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению задач местного значения и осуществлению отдельных государственных функций;

· возникающие в связи с наличием финансово-экономической основы местного самоуправления;

· возникающие в связи с установлением территориальной основы местного самоуправления;

· отношения гарантий местного самоуправления;

· отношения ответственности в системе местного самоуправления;

· отношения муниципальной службы в системе местного самоуправления;

· взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти.

Кроме того, можно говорить о том, что российское муниципальное право - это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих:

местное самоуправление, как самостоятельный институт гражданского общества, важнейшую форму народовластия;

правовые, территориальные, экономические, финансовые основы местного самоуправления;

организацию и формы осуществления местного самоуправления;

предметы ведения и полномочия местного самоуправления,

гарантии его осуществления, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Особенности предмета правового регулирований связаны с комплексным характером муниципального права, которое не относится к основным отраслям российского права, а вторично, производно от других отраслей. Его комплексный характер проявляется в том, что многие общественные отношения, возникающие на местном уровне, регулируются нормами других отраслей права, а именно: конституционного, административного, гражданского, финансового, земельного. В этом особенность муниципально-правовых норм, поскольку они одновременно являются и нормами основных отраслей права, и нормами муниципального права.

К признакам отношений, составляющих предмет муниципально-правового регулирования, относятся:

отношения имеют локально-территориальный характер;

отношения носят комплексный характер, так как связаны с реализацией задач и функций местного самоуправления во всех сферах местной жизни: экономической, бюджетно-финансовой, социально-культурной, охраны общественного порядка и др.

обязательным субъектом муниципально-правовых отношений выступает либо население муниципального образования, которое непосредственно, то есть, путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, решает вопросы местного значения, либо орган или должностное лицо, наделенные полномочиями по решению данных вопросов.

Под субъектами муниципально-правовых отношений следует понимать участников этих отношений. Сюда входят юридические и физические лица.

Их можно классифицировать исходя из особенностей местного самоуправления по группам:

К первой группе можно отнести муниципальное образование и юридические лица, являющиеся хозяйствующими субъектами.

Ко второй группе относится сообщество граждан, проживающих в пределах муниципального объединения, осуществляющих публичную власть путем принятия решений на выборах, референдумах, сходах, собраниях.

К третьей группе относятся отдельные физические лица, или групп лиц, вступающие в правоотношения с органами местного самоуправления при реализации своего права на обращение в органы местного самоуправления и правотворческую инициативу.

В четвертую группу субъектов входят органы местного самоуправления (представительные и исполнительные), а также иные создаваемые ими органы и органы территориального общественного самоуправления.

Пятую группу составляют выборные должностные лица (депутаты, главы муниципальных образований, главы администраций, старосты).

Шестую группу составляют государственные органы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Муниципальное право регулирует общественные отношения, возникающие на местном уровне, различными - способами и приемами, которые в своей совокупности принято называть методами правового регулирования. В их числе - предписания, дозволения, запреты,

Каждая отрасль права имеет свои методы правового регулирования, то есть специальные юридические средства и способы воздействия норм, права на общественные отношения. Муниципальное право РФ, будучи комплексной отраслью права, использует методы, присущие другим отраслям права, однако в специфическом для данной отрасли права их соотношении и переплетении. Так, являясь отраслью публично-частного характера, муниципальное право использует в механизме правового регулирования сочетание публично-правового (императивного) и частноправового (диспозитивного) методов правового регулирования. Императивный метод состоит в том, что в системе местного самоуправления принимаются решения на местных референдумах, собраниях, сходах, представительными и исполнительными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, которые обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений, действующими в пределах границ муниципального образования. В случае невыполнения решений местного самоуправления, принятых в пределах его компетенции, наступает ответственность в соответствии с действующим законодательством. Императивный метод предусмотрен законодательством о местном самоуправлении для депутатов и выборных должностных лиц.

Диспозитивный метод заимствован из сферы частного права. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и самостоятельно выступают в гражданском обороте. Они вправе заключать договоры с юридическими лицами, с государственными органами.

Муниципальные образования являются собственниками муниципальной собственности. От их имени органы местного самоуправления управляют и распоряжаются муниципальной собственностью.

При формировании муниципальной собственности органы местного самоуправления приобретают движимое и недвижимое имущество путем заключения договоров купли-продажи и т. д.

Таким образом, муниципальное право характеризуется сочетанием двух методов регулирования отношений в системе местного самоуправления: императивного и диспозитивного, что и отличает его от других отраслей права.

В основном, в сущностном плане, для местного самоуправления как публично-правового института характерно, безусловно, преобладание публично-правовых методов правового регулирования. Однако, в тех сферах правового регулирования местного самоуправления, которые касаются деятельности его органов как юридических лиц, реализации их полномочий в сфере управления муниципальной собственностью, местными финансами и т.п., используются, как правило, частноправовые методы. Методы правового регулирования во многом ориентированы на способы правового регулирования, к которым теория права относит дозволение, обязывание и запрет. Для муниципального права как комплексной отрасли права, характерно использование в механизме правового регулирования таких способов правового воздействия как дозволение и обязывание. Место научной дисциплины муниципального права в системе правовых наук, прежде всего, обусловлено особенностями муниципального права, как комплексной отрасли права. Ее соотношение и взаимосвязь с правовыми науками определяются соотношением муниципального права с отраслями российского права. Государственное право закрепляет основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, разграничивает компетенцию РФ и субъектов РФ в области местного самоуправления. Наука государственного права использует многие категории и понятия (местное самоуправление, органы местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления, общие принципы организации местного самоуправления и др.), которые входят в научный аппарат муниципального права, как научной дисциплины. Научная дисциплина муниципальное право тесно взаимодействует с науками административного права, финансового права, гражданского права, земельного права, экологического права. Данные отраслевые науки в рамках своих предметов исследуют многие вопросы, связанные с деятельностью муниципальных органов в разных сферах мест жизни. Научная дисциплина муниципальное право взаимодействует с этими отраслевыми науками, исследуя проблемы муниципальных служб, муниципальной собственности, местных бюджетов, муниципальных земель и др. Таким образом, муниципальное право в силу комплексного характера предмета своего изучения интегрирует теоретические знания ряда отраслевых юридических наук, касающиеся проблем деятельности органов местного самоуправления, в целостную систему научных знаний о муниципальном праве. Формирование и развитие специальной правовой отрасли и научной дисциплины муниципального права - один из важнейших факторов, способствующих созданию и функционированию в нашей стране эффективной системы местного самоуправления.

Право представляет собой систему взаимосвязанных элементов.

Система права складывается из отраслей права, правовых институтов и норм права. При этом нормы группируются в институты, а из нескольких институтов формируются отрасли. К основным отраслям права относят конституционное (государственное) право, гражданское, административное. уголовное, трудовое, семейное, экологическое.

Система права складывается из отраслей права, правовых институтов и норм права. При этом отрасли включают в себя институты, а институты состоят из самых мелких «кирпичиков» права — норм.

Отрасли права регулируют относительно однородный участок близких по своему характеру общественных отношений. К числу основных отраслей относятся: конституционное (государственное) право, административное, уголовное, гражданское, семейное, трудовое, экологическое, финансовое, арбитражно-процсссуальное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, исправительно-трудовое, коммерческое, муниципальное, земельное право, право социального обеспечения. (Первые шесть отраслей права ниже будут рассмотрены более подробно.)

Рис. 7.1. Иерархия элементов в системе права

У каждой отрасли права — свой предмет правового регулирования. Например, предмет финансового права — денежное обращение, формирование и исполнение бюджета, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Предмет исправительно-трудового права — порядок отбывания осужденными уголовного наказания, деятельность по исправлению осужденных и т.д.

Отрасли права делят на материальные , основное содержание которых составляет установление прав и обязанностей субъекта, и процессуальные , устанавливающие процедуры реализации норм материального права.

Уголовное право, будучи материальной отраслью права, регулирует отношения, связанные с совершением преступлений, т.е. определяет, что считается преступлением, какое наказание за ним должно следовать и т.д. Уголовно-процессуальное право как процессуальная отрасль права регламентирует сам процесс судебного производства — деятельность обвинения, зашиты, суда и т.п.

Другой вариант классификации отраслей права — их разделение на публичное и частное. Публичное право регулирует отношения между государственными органами и гражданами (а также организациями, структурами и т.д.). Поскольку в этом случае стороны неравноправны, то для публичного права характерны подчинение, запрещение и обязывание — директивные (императивные) нормы. К публичному праву можно отнести уголовную, финансовую, административную отрасли права. В частном праве стороны равноправны и им предоставлена возможность выбора (гражданское, семейное право). Можно сказать, что публичное право регулирует вертикальные отношения, а частное — горизонтальные. Ряд отраслей соединяет элементы как частного права, так и публичного. Напри мер, в трудовом праве заключение договора можно рассматривать как элемент частного права, а увольнение работника — как элемент публичного права.

Институты права — система взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную область внутри ка- кой-либо отрасли (или нескольких отраслей). Например, внутри отрасли трудового права выделяется институт трудовой дисциплины, а внутри отрасли конституционного права — институт избирательного права. По сути институты — это элементы отрасли права, состоящие в свою очередь из еще более мелких элементов — правовых норм.

Право как система юридических норм

Система права — это его внутренняя организация, выражающаяся в единстве и взаимодействии разнообразных, относительно самостоятельных его элементов.

Наиболее элементарной его ячейкой являются юридические нормы. Как целостное образование система права охватывает все , действующие в той или иной стране.

Правовые нормы занимают особое место в системе общественного регулирования, обладая следующими характеристиками, отличающими их от других социальных норм (моральных, политических, этикетных и др.):

  • общеобязательность — нормы права обязательны к исполнению всеми, кому они адресованы;
  • формальная определенность — правовые нормы четко сформулированы, выражены в письменном виде и вступают в действие с определенного момента;
  • связь с государством — правовые нормы устанавливаются государством в лице специально уполномоченных органов, а их исполнение обеспечивается с помощью мер государственного принуждения.

Важной характеристикой правовой нормы также является ее системность. Всякая норма существует не сама по себе, а только как элемент системы права. Например, в норме, требующей ограничить скорость транспортного средства в населенных пунктах, ничего не говорится о том, что водителю необходимо иметь водительское удостоверение, или о том, что вождение в нетрезвом виде запрещено. Подразумевается, что водителю известны все другие нормы, входящие в систему правил дорожного движения.

Норма права устанавливает определенное правило поведения (в нашем примере обязывает водителей ехать со скоростью 60 км/ч); описывает условия, при которых это правило должно исполняться (скорость не более 60 км/ч обязательна в населенных пунктах, а за их пределами может быть иной); устанавливает негативные санкции, которые можно применить к нарушителю (за превышение скорости водителя могут наказать штрафом, лишением прав и т.д.).

Системная природа права

Система права имеет объективный характер , так как отражает реально существующую систему общественных отношений и не может строиться по субъективному усмотрению людей.

Система права выступает как нормативное выражение системности регулируемых им общественных отношений. Она обусловлена историческими, религиозными, национально-этническими и другими факторами, образом жизни и менталитетом населения.

Система права - это внутреннее строение действующего в государстве , отражающее единство составляющих его норм и их объединение во взаимосвязанные и взаимодействующие правовые общности.

Любая единичная правовая норма приобретает качество, свойственное праву в целом, лишь будучи включенной в его общую систему. Итак, вопрос о системе права — это вопрос о том, как право организовано изнутри, из каких элементов и подсистем оно состоит.

Систему права не следует смешивать с двумя другими, близкими, но не идентичными ей явлениями и понятиями:

  • правовой системой;
  • системой законодательства.

Правовая система

Долгие годы понятие системы права рассматривалось как тождественное понятию правовой системы. Однако в последние годы при всем разнообразии взглядов выработалось определенное мнение.

Под правовой системой подразумевается вся правовая жизнь страны, рассматриваемая через призму системности. Это комплексная, интегрированная категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.

По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система — это «вместилище, сосредоточие разнообразных юридических явлений». Если выражение «правовая система» было лишь простым синонимом объективного (или позитивного) права, то его значение было бы сомнительным. Отсюда можно сделать вывод, что категория «правовая система» гораздо шире, чем понятие «система права», поскольку она характеризует не только систему права, но и все правовое развитие конкретной страны, в том числе структуру законодательства — систему законодательства.

Система законодательства

Система законодательства представляет собой совокупность существующих в том или ином государстве нормативных правовых актов (конституций, законов, указов, статутов, декретов, постановлений правительства и др.), подразделяющуюся в соответствии с различными критериями на качественно определенные части (например, законы и подзаконные акты) и являющуюся одной из внешних форм выражения правовых норм. В юридической науке давно сложилось понимание системы законодательства как явления, в большей степени зависимого от воли законодателя, который руководствуется при этом практическими соображениями. Система права складывается в каждой стране исторически, соответственно опосредуемым правом общественным отношениям, система же законодательства является результатом его целенаправленною упорядочения.

Немаловажное значение для разграничения правовой системы и системы права имеет то обстоятельство, что национальная правовая система имеет общие черты с правовыми системами других государств, на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества — , художественная культура, а также , . Таким образом, правовая система — часть общесоциальной системы. Все это позволяет сопоставить правовую систему с другими, столь же широкими системами — экономической, политической, моральной, выявить их специфику, возможности, формы взаимодействия как однопорядковых по своему уровню явлений. Современная теория права должна подняться на такой уровень обобщения, чтобы можно было более глубоко и всесторонне анализировать и оценивать возникшую сегодня новую правовую реальность как целостный феномен, систему.

Правовые нормы взаимосвязаны и составляют систему права.

Отрасль права - это объективно обособившаяся внутри системы права совокупность взаимосвязанных норм, объединенных общностью предмета и метода правового регулирования.

Важно иметь в виду, что отрасль права может сложиться только как часть системы права. Вместе с тем она обладает относительной самостоятельностью, что выражается в целостности ее функций и автономности функционирования.

— это его деление на отрасли по основным видам общественных отношений, регулируемых нормами права.

Различают следующие основные отрасли системы российского права:

  • (конституционное)
  • земельное
  • лесное
  • горное
  • водное и др. отрасли природоохранного права
  • семейное
  • сельскохозяйственное
  • отрасли, регулирующие охрану правопорядка, прав и свобод граждан и организаций
  • уголовное право, право судоустройства и прокурорского надзора
  • арбитражно-процессуальное, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право
  • исправительно-трудовое право

В юридической науке все отрасли права принято подразделять:

  • на профилирующие , базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы: конституционное право; три материальные отрасли — гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им процессуальные отрасли — гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. В этой группе сконцентрированы главные, первичные с точки зрения правовой стороны юридические средства регулирования;
  • специальные отрасли , где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое, земельное, финансовое, семейное, уголовно-исполнительное право;
  • комплексные отрасли , для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: предпринимательское, экологическое, морское, коммерческое право, право прокурорского надзора.

Некоторые крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще один компонент — подотрасли. Подотрасль права представляет собой объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное, избирательное, парламентское право. В гражданском праве в качестве подотраслей выступают авторское, обязательственное, наследственное право и др. В финансовом праве выделяются такие подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Внешним выражением подотрасли служит наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким (но не всем) правовым институтам данной отрасли. Отдельные отрасли права, в частности процессуальное, земельное, семейное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от института права подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли не является.

Профилирующие отрасли права

Среди профилирующих отраслей, входящих в систему права, центральное, определяющее место занимает конституционное (государственное) право , предметом которого являются отношения, связанные с принципами организации и работы органов государственной власти, государственного суверенитета, правового положения личности и т. д. Оно связано с реализацией суверенитета российского народа во всех его формах, обеспечением функционирования институтов представительной и непосредственной демократии. Обеспечение полновластия народа во всех сферах жизнедеятельности общества — исключительная прерогатива конституционного права, не свойственная какой-либо иной отрасли права.

Ведущая роль конституционного права обусловлена тем, что ее основным источником является Конституция РФ, нормы которой являются исходными для всех отраслей права. Например, конституционное право, закрепляя различные формы собственности, права собственника и т. п., устанавливает основы гражданского права, определяя основы бюджетной системы государства, систему налогов, нормы конституционного права, утверждает основы финансового права.

Представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли, основываются не на подчиненности, а на автономии воли участников отношений, их имущественной независимости. Гражданско-правовые нормы устанавливают порядок возникновения, изменения, прекращения имущественных отношений, регулируют отношения собственности, договорные отношения и иные вопросы. Отношения в сфере гражданского права регулируются Гражданским кодексом РФ, федеральным гражданским законодательством.

Гражданское процессуальное право состоит из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским, трудовым, семейным делам. Иными словами, нормы гражданского процессуального права устанавливают права и обязанности суда при осуществлении правосудия, закрепляют правовой статус субъектов гражданского процесса, регламентируют ход судебного разбирательства и т. д. Основной источник гражданского процессуального права — Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Уголовное право как отрасль представляет собой совокупность юридических норм, которые устанавливают преступность и наказуемость деяний, наносящих вред личности, государству, обществу. Нормы уголовного права определяют преступления, очерчивают их круг, виды и размеры наказания за них и т. д. Таким образом, нормы уголовного права — это нормы-запреты. Они запрещают общественно опасные действия и бездействие людей под угрозой применения особых средств государственного принуждения — уголовного наказания. Источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ.

Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, устанавливающие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность правоохранительных органов (суда, прокуратуры, органов дознания и т. д.) и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел. Они сосредоточены в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

Административное право регулирует управленческие отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. Нормами административного права регулируются публично-правовые отношения масти и подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти (должностное лицо), наделенный государственно-властными полномочиями. Важнейший источник административного права — Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Специальные отрасли права

Рассмотрение специальных отраслей целесообразно начать с трудового права.

Определяет порядок установления, изменения и прекращения трудовых правоотношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, дисциплинарную и материальную ответственность, охрану труда, порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных споров и т. д. Основным нормативным актом трудового права сейчас является Трудовой кодекс РФ.

- это отрасль права, которая регулирует брач- но-семейные отношения как имущественного, так и личного неимущественного характера. Нормы семейного права устанавливают права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу, порядок вступления в брак и его расторжение и т. д. В основе семейного права Российской Федерации — Семейный кодекс РФ.

Представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере формирования государственного и местных бюджетов, их реализацию. Нормы этой отрасли регулируют порядок взимания налогов и других платежей в бюджет, а также другие вопросы. В отличие от административно- правовых финансовые правоотношения — это имущественные (денежные) отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств. Особенностью финансового права является наличие в его составе подотраслей права — бюджетного, налогового, банковского. Нормы финансового права содержатся в Конституции РФ, Бюджетном кодексе РФ(БК РФ), Налоговом кодексе РФ(НК РФ) и иных нормативных правовых актах.

Комплексные отрасли права

Значительную роль в системе нрава играют комплексные отрасли. Так, экологическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Это относительно молодая ветвь права, воздействующая на отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды. Оно регулирует такие экологические отношения, которые возникают по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов: недр, лесов, атмосферного воздуха и т. д. Нормы экологического права содержатся в Водном кодексе РФ (ВдК РФ), Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и других нормативных правовых актах.

Определяет порядок ведения самостоятельной деятельности граждан и юридических лиц, которая направлена на получение прибыли от выполненных работ, оказанных услуг" и связана с риском самостоятельной имущественной ответствен ности предпринимателей.

Земельное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования. Важнейшим источником земельного права является Земельный кодекс РФ.

Вопрос о возможности или невозможности построения комплексных отраслей права остается открытым и является предметом дискуссий среди правоведов. Однако, на фоне происходящей дискуссии, сама жизнь формирует комплексные отрасли права, как бы не замечая теоретических разногласий, а руководствуясь практической потребностью в комплексных отраслях права. Сам факт возникновения и продолжения дискуссии о возможности признания комплексных отраслей права свидетельствует: во- первых, о наличии самого предмета дискуссии (нельзя спорить о том, чего нет); во-вторых, о потребности введения такого термина и упорядочения соответствующего этому термину предмета. С практических позиций введение понятия «комплексная отрасль права» позволяет удобным образом систематизировать и описывать нормы права, регулирующие разнообразные специфические (например, транспортные) отношения.

Под транспортными отношениями понимаются такие общественные отношения, которые возникают и складываются между участниками транспортной деятельности и предметом которых является эта транспортная деятельность. В этой связи необходимо определить также понятия транспортной деятельности и ее участника.

Транспортная деятельность - деятельность, предметом которой являются:

оказание услуг и выполнение работ по перевозке транспортными средствами пассажиров и различных грузов, багажа и грузобагажа, почты, как в коммерческих, так и в некоммерческих целях;

выполнение различных иных функций с использованием транспортных средств;

эксплуатация путей сообщения общего пользования, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств;

эксплуатация гражданами в личных целях на путях сообщения общего пользования транспортных средств, находящихся в их пользовании.

Участник (субъект) транспортной деятельности - лицо, осуществляющее транспортную деятельность или намеревающееся приступить к осуществлению


транспортной деятельности. Участник транспортной деятельности может действовать по

собственному интересу, в интересах своего партнера или доверителя, либо осуществлять

такую деятельность в порядке выполнения возложенных на него обязанностей и

полномочий.

Формирование отраслей права является вторичным процессом по отношению к

формированию отраслей законодательства. Возникновению отрасли права предшествует

накопление определенного правового потенциала и общественное осознание появления

комплексной отрасли, выражающееся в таких факторах, как:

общественная значимость регулируемой отрасли отношений, формирующая потребность

четкого отраслевого структурирования норм права;

достаточная распространенность (частота возникновения) соответствующих отношений при


их организационном обособлении от иных отношений, делающая выделение отрасли права

целесообразным с практической точки зрения;

наличие четко выраженной отраслевой специфики, требующее создания значительного по составу и объему комплекса соответствующих нормативных правовых актов, как специфических регуляторов рассматриваемых отношений;

появление значительного числа комплексных норм права;

обособление в фундаментальных отраслях права комплекса норм права, регулирующих специфические отношения;

возникновение специализированного законодательства.

На транспорте действие указанных факторов проявляется в полной мере.

По уровню общественной значимости транспорт занимает одно из ведущих мест в системе общественных отношений, обеспечивая материальную составляющую общей коммуникативной системы общества. Транспортом пользуется практически все население и все хозяйствующие субъекты, перевозятся все грузы. Как инфраструктурная отрасль народного хозяйства, транспорт, наряду со связью, объединяет отдельные регионы страны в единое политическое и экономическое пространство. Учитывая пространственные масштабы территории России, можно говорить о том, что именно транспорт физически формирует единое государство. Жизнь современных городов (а в них проживает свыше 70% россиян) также невозможна без внутригородского транспорта. Транспортная доступность, согласно принципу Ле Корбюзье 1 , лимитирует предельные размеры населенных пунктов.

По распространенности транспортные отношения самые частые. Население и различные предприятия вступают в транспортные отношения, как правило, многократно в течение одних суток и, в большинстве случаев, ежедневно. О частоте транспортных отношений в области одного только автомобильного транспорта говорит такой факт: путевые листы автомобилей и товарно-транспортные накладные на груз являются самыми распространенными документами производственного назначения, среди всех таковых документов. Деятельность коммерческих перевозчиков осуществляется на уникальной профессиональной основе и в этой связи обособлена от прочей деятельности, не может быть диверсифицирована без потери профессиональной ориентации. Наряду с профессиональной транспортная деятельность осуществляется многими гражданами в личных интересах путем эксплуатации принадлежащих им транспортных средств на путях сообщения рбщего пользования. В любом случае лицо, управляющее транспортным средством, должно получить специальное право на управление автомобилем, судном, воздушным судном, локомотивом и т.п.

К транспортному законодательству следует отнести соответствующие части нормативных правовых актов, входящих в состав фундаментальных отраслей права, и содержащие нормы права, регулирующие транспортные отношения. В ряде фундаментальных отраслей права транспортные отношения занимают исключительные позиции по частоте их упоминания в текстах нормативных правовых актов. Это в первую очередь относится к административному, гражданскому и уголовному праву.

1 Ле Корбюзье (Ье СогЫшег) (настоящая фамилия Жаннере, 1еагшеге1) Шарль Эдуар (1887 - 1965 гг.), выдающийся французский архитектор и теоретик архитектуры и урбанистики. Определил основной принцип городского транспорта: «Ни один город не может развиваться быстрее, чем развивается его транспорт».


Естественно, что, прежде всего в состав транспортного права входят нормы права, установленные нормативно-правовыми актами специального транспортного законодательства. К таким нормативным правовым актам относятся Воздушный кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О федеральном железнодорожном транспорте», «О безопасности дорожного движения», «О дорожном фонде Российской Федерации», различные международные конвенции по вопросам работы транспорта с участием России и другие акты законодательства, в том числе акты формируемого субъектами федерации их собственного законодательства.

Таким образом, формирование транспортного права происходит как за счет разработки и введения актов транспортного законодательства, так и за счет отражения отдельных транспортных отношений в нормативных правовых актах фундаментальных отраслей права (рис. 1.3). Наряду с использованием норм из фундаментальных отраслей права, транспортное право использует также нормы и других комплексных отраслей права - экологического, информационного и др.

Распространенной ошибкой является отождествление транспортного права с
коммерческим (хозяйственным) правом, вернее с его «транспортным» разделом.
Коммерческое право применительно к транспортной деятельности рассматривает только
коммерческие транспортные отношения. Дополнительно к ним транспортное право
рассматривает транспортные отношения, не имеющие коммерческих целей (перевозки для
государственных и муниципальных нужд или в личных целях граждан), коммерческие
перевозки организаций для их собственных нужд без оказания услуг, а также «внутренние»
транспортные отношения, связанные с организацией движения, технической

эксплуатацией, технологией перевозок и безопасностью движения транспортных средств, подготовкой персонала, допуска подвижного состава к эксплуатации и т.п. Транспортное право также рассматривает отношения, связанные с эксплуатацией путей

Рис.1.3. Графическая интерпретация образования транспортного права как комплексной отрасли

сообщения общего пользования.

Использование понятий «транспортное право» и «транспортное законодательство» требует их определения.


Транспортное право - комплексная отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области транспортной деятельности. Эти нормы формируются в составе нормативно-правовых актов специального транспортного законодательства и входят в состав нормативно-правовых актов фундаментальных отраслей права.

Транспортное законодательство - совокупность нормативно-правовых актов по специфическим вопросам транспортной деятельности.

Подсистемами транспортного права и транспортного законодательства являются разделы права и соответствующие разделы законодательства, относящиеся к отдельным видам транспорта. Поэтому можно говорить, например, об автотранспортном праве и автотранспортном законодательстве или о железнодорожном праве и железнодорожном законодательстве.

Становление транспортного права происходило с учетом ряда фаз его развития, различающихся качественным уровнем организации правовой базы транспортной отрасли.

Транспортное законодательство возникло не сейчас и является достаточно сложившимся, имеющим свои собственные исторические традиции. Прежде всего, это касается водного, в особенности морского транспорта, издревле используемого человеком. Железнодорожный транспорт также имеет достаточно развитую систему правового обеспечения своей деятельности, со своей 150-летней историей становления. Формирование этой системы началось в середине прошлого столетия. Например, действующий ныне Транспортный устав железных дорог Российской Федерации является восьмым по счету подобным документом.

С развитием в XX столетии автомобильного, городского электрического и воздушного транспорта происходило формирование нормативно-правовой базы этих видов транспорта.

Административно-командный тип российского государства в 1917 - 1991 гг. позволял осуществлять правовое регулирование транспортных отношений практически на уровне отраслевых ведомственных нормативных актов. Все законодательное обеспечение сводилось к конституционно установленной абсолютной монополии партийно-государственного аппарата. Поэтому ведомственные акты (различные инструкции и правила) во множестве разрабатывались и применялись в советский период.

В 1991 - 1993 гг. с возрождением в России института правовой государственности возникает импульс для развития транспортного законодательства. Такое законодательство развивается в двух направлениях. С одной стороны, происходит постоянная переработка существующих инструкций и правил советского периода с целью модернизировать эти документы и приспособить их к требованиям текущего момента. С другой стороны, попытки разработать полноценную замену этим инструкциям и правилам наталкиваются на отсутствие их законодательного обеспечения. Это вынуждает законодателя заняться наведением порядка на верхних ярусах иерархической пирамиды нормативных правовых документов. В тексте вновь принятой Конституции Российской Федерации, в конституциях и уставах субъектов федерации появляются нормы, регулирующие транспортные отношения в рамках государственного права. Эта деятельность получила развитие при разработке нового Гражданского кодекса и ряда федеральных законов.

В связи с образованием достаточно самостоятельных в правовом отношении субъектов Российской Федерации, возникла потребность в формировании их собственного законодательства (в том числе и транспортного).

В перспективе, по мере принятия пакета транспортных законопроектов (как на уровне федерации, так и ее субъектов), прогнозируется смычка в единый взаимоувязанный документационный комплекс разнообразных нормативных правовых актов транспортного законодательства. Главными направлениями развития транспортного права станут ликвидация правовых разрывов между Конституцией, с одной стороны, и подзаконными и делегированными актами, с другой стороны, а также замена нормативных актов советского периода современными нормативными актами, учитывающими новые правовые, экономические и социальные реалии.


Далее развитие транспортного права будет продолжаться в направлении текущего совершенствования правовых норм, регулирующих отдельные транспортные отношения. Основой для такого совершенствования послужит опыт практического использования правовой системы транспорта, созданной в последние годы.



Просмотров