Системы связи и оповещения го при чс населения о чрезвычайных ситуациях. Оперативно-диспетчерская связь объекта. Локальная ГО и ЧС

2.3.1. Основными задачами связи при возникновении ЧС являются:

обеспечение оповещения населения;

обеспечение устойчивой связи с вышестоящим (старшим) органом управления РСЧС, а также органов управления РСЧС с ОГ, АСС, АСФ;

техническое обеспечение своевременного оповещения ОГ, АСС, АСФ об угрозе воздействия поражающих факторов источника ЧС;

обеспечение связи с подразделениями АСС, проводящими разведку в зоне ЧС;

обеспечение связи при осуществлении взаимодействия органов управления и сил РСЧС при ведении ими АСДНР в зоне ЧС.

2.3.2. Связь в зоне ЧС организуется с учетом комплексного применения различных средств связи.

Основным видом связи при обеспечении управления силами РСЧС в условиях ЧС, при разрушении систем проводной связи, считать радиосвязь.

2.3.3. Организация связи в зоне ЧС зависит от характера и масштабов ЧС, структуры системы управления, состава, задач и возможностей сил РСЧС. Развертывание системы связи в зоне ЧС осуществляется поэтапно по мере прибытия ОГ и подразделений АСС.

2.3.4. Связь в ОГ и подразделениях АСС организуется своими силами и средствами в соответствии с принятой структурой управления. Руководство развертыванием и организацией связи осуществляет начальник ОГ соответствующего органа управления РСЧС, руководитель подразделения АСС по прибытии в зону ЧС.

2.3.5. Связь при угрозе возникновения ЧС.

2.3.5.1. При угрозе возникновения ЧС организуется оповещение должностных лиц РСЧС, а также привлекаемых подразделений АСС по системе централизованного оповещения и сетям действующей связи.

2.3.5.2. Основой для организации связи при угрозе возникновения ЧС являются схемы связи и планирующие документы, отработанные в период повседневной деятельности на режим чрезвычайной ситуации. При этом уточняется структура управления и в соответствии с этим проводится расчет необходимых сил и средств связи с учетом использования технических и оперативных возможностей сети связи общего пользования, выделенных и специальных сетей связи Федеральных органов исполнительной власти.



2.3.5.3. Проводится приведение в состояние готовности сил и средств связи, в том числе подвижных узлов связи, уточнение планов их действий и при необходимости выдвижение в зону вероятной ЧС. Осуществляется тренировка по развертыванию подвижного узла связи и его усиление необходимыми средствами связи с учетом предполагаемого характера и масштаба ЧС.

2.3.5.4. Осуществляется контроль за подготовкой к выделению органам управления каналов и линий связи (в том числе по паролю " Бедствие ") в соответствии с их заявками. Организуется подготовка обходных и резервных каналов и линий связи единой сети электросвязи РФ.

2.3.5.5. При необходимости формируется ОГ для выяснения обстановки по связи непосредственно в зоне вероятной ЧС и выработки предложений по ее организации. Проводится усиление дежурных служб на узлах связи и контроля за обстановкой на сетях связи, прогнозирование устойчивости функционирования сетей связи в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС.

2.3.5.6. При принятии решения на эвакуацию населения основными задачами системы связи являются:

своевременное доведение распоряжения о начале эвакуации населения до органов управления РСЧС, эвакуационных органов, предприятий, организаций, учреждений, научных и учебных заведений, жилищно-эксплуатационных контор и населения;

обеспечение органам управления РСЧС непрерывного управления эвакомероприятиями;

обеспечение связи взаимодействия органов управления с эвакуационными органами, с транспортными организациями и управлениями (отделами) внутренних дел. При этом связь осуществляется в соответствии с заранее отработанными схемами связи.

2.3.5.7. Для обеспечения устойчивого управления эвакомероприятиями организуется прямая телефонная связь между органами управления РСЧС по сетям связи общего пользования и соответствующими эвакуационными комиссиями; между эвакуационными комиссиями и сборными эвакопунктами и станциями (пунктами) посадки эвакуируемого населения.

При проведении эвакомероприятий для обеспечения связи согласно планам взаимодействия используются силы и средства связи транспортных организаций, управлений (отделов) внутренних дел и других ведомств.

Оповещение населения об эвакомероприятиях осуществляется по РАСЦО, сетям проводного, радио и телевизионного вещания, с помощью ОКСИОН, подвижных пунктов оповещения, а также посыльными от жилищно-эксплуатационных органов и других организаций.

На сборных эвакопунктах и станциях посадки (высадки) доведение до эвакуируемого населения сигналов оповещения и другой информации обеспечивается с помощью подвижных пунктов оповещения и местных радиотрансляционных узлов.

2.3.6. Связь в условиях ЧС.

2.3.6.1. Связь в зоне ЧС организуется в соответствии с решением руководителя работ по ликвидации ЧС.

Общая координация связи в зоне ЧС осуществляется начальником связи ОГ соответствующего органа управления РСЧС.

2.3.6.2. Основными видами связи на начальном этапе при проведении АСР и ликвидации ЧС являются телефонная и различные виды документальной связи, организуемые по каналам радио и спутниковой связи. При наличии технической возможности организуется видеоконференцсвязь.

2.3.6.3. При работе в радиосети приоритет в установлении связи с главной радиостанцией предоставляется абонентам, передающим сигналы бедствия, сообщения о несчастье, предупреждения об опасности.

2.3.6.4. Связь со спасательными формированиями обеспечивается, через представителей формирований, пребывающих в зоны ЧС со своими средствами.

2.3.6.5. Связь при выдвижении подразделений АСС в зону ЧС обеспечивается с использованием носимых радиостанций, командно-штабных машин (далее – КШМ) или других специально оборудованных транспортных средств. Организация связи на данном этапе должна обеспечивать: своевременную передачу подразделениям АСС распоряжения на подготовку к выдвижению в зону ЧС; непрерывное управление подразделениями АСС при их погрузке, движении и выгрузке; своевременное получение данных о характере и масштабе ЧС от группы разведки; управление подразделениями технического и тылового обеспечения; прием сигналов оповещения и доведения их до подразделений АСС.

2.3.6.6. Развертывание связи по прибытии в зону ЧС осуществляет ОГ соответствующего органа управления РСЧС на основе КШМ, носимых радиостанций, станций спутниковой связи и систем мобильной радиосвязи (транкинговой, сотовой, информационно-навигационной). Размещение и инженерное оборудование подвижных узлов связи должно обеспечивать: защиту средств связи и личного состава от поражающих факторов источника ЧС; своевременное установление требуемых связей для должностных лиц РСЧС; удобство пользования средствами связи должностными лицами подвижного пункта управления; возможность быстрой эвакуации сил и средств связи в случае возникновения угрозы воздействия поражающих факторов источника ЧС; возможность оперативного управления связью.

2.3.6.7. При выборе мест размещения подвижного узла связи учитываются условия организации различных видов и родов связи и возможность организации его охраны. Связь на начальном этапе ликвидации ЧС обеспечивается с использованием сил и средств сети связи общего пользования, а также организаций и промышленных объектов, на территории которых возникла ЧС.

2.3.6.8. ОГ соответствующего органа управления РСЧС, прибывшая в зону ЧС со своими средствами связи, принимает на себя управление спасательными работами.

2.3.6.9. С целью совершенствования управления мероприятиями по ликвидации ЧС, целесообразно предусмотреть заблаговременное создание радиосетей взаимодействия в региональных, муниципальных и объектовых органах управления. Работа в этих радиосетях открывается при возникновении ЧС.

2.3.6.10. Для управления мероприятиями по ликвидации ЧС могут использоваться местные и объектовые телефонные сети: проводится оценка (разведка) состояния сетей связи операторов единой сети электросвязи РФ, определяется возможность их использования, организуется их частичное восстановление, прокладываются полевые кабельные линии.

2.3.6.11. На этапе ликвидации ЧС создается объединенный узел связи и осуществляется его привязка с помощью кабельных или радиорелейных линий связи к единой сети электросвязи РФ.

2.3.6.12. В зонах ЧС организуется система связи на основе комплексного применения различных видов связи. При этом предусматривается обеспечение телефонной, факсимильной и телеграфной связи, видеоконференцсвязи, передачи данных и телевизионных изображений, а также решение других информационных и навигационных задач в реальном масштабе времени, при необходимости используется право на приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, в также приостановление или ограничение использования этих сетей связи и средств связи.

2.3.7. Связь на пожаре.

2.3.7.1. Связь на пожаре организуется на основе типового варианта и предназначена для обеспечения устойчивого информационного обмена между руководителем тушения пожара (далее - РТП) и подразделениями пожарной охраны, участвующими в тушении пожара, управления работой этих подразделений и получения от них сведений об обстановке на пожаре. Кроме того, для управления силами и средствами на пожаре устанавливается связь между РТП и оперативным штабом (начальником штаба), начальником тыла, начальниками участков тушения пожара и при необходимости с пожарными автомобилями.

2.3.7.2. Для обеспечения оперативной связи используются возимые радиостанции и громкоговорящие установки (усилитель мощности УМ-100 и громкоговоритель) автомобилей связи и освещения (далее - АСО), а также носимые радиостанции, полевые телефонные аппараты, подключенные к коммутатору оперативной связи, электромегафоны.

2.3.7.3. Для взаимодействия между участками тушения пожара (подразделениями), работающими на пожаре, устанавливается связь между начальниками участков тушения пожара (подразделений). При этом используются носимые радиостанции, полевые телефонные аппараты и связные. В случае невозможности применения средств связи используются сигналы управления.

2.3.7.4. Для обеспечения передачи информации с места пожара устанавливается связь между РТП, оперативным штабом и ЦППС (ПСЧ) с помощью городской телефонной сети или радиостанций пожарных автомобилей, автомобилей связи и освещения, оперативных автомобилей. При этом обеспечивается обмен информацией между ЦППС (ПСЧ) и подразделениями ГПС, находящимися на пожаре и в пути следования. Кроме того, с помощью средств радиосвязи обеспечивается передача сообщений об обстановке и ходе тушения пожара, вызов дополнительных сил и средств и передача требований РТП к привлеченным к тушению пожара силам.

2.3.7.5. Для обеспечения надежной связи на пожаре в подземных сооружениях, в условиях не прохождения радиоволн, необходимо использовать телефонную связь объекта, прямые линии (полевой кабель), УКВ радиосвязь с использованием ретрансляторов, установки громкоговорящей связи, мегафоны и горноспасательную аппаратуру связи.

2.3.7.6. При использовании оперативным штабом абонентской телефонной сети (городской АТС) необходимо переключить телефонную линию абонента на телефонный аппарат штаба.

Связь играет важную роль в функционировании служб пожарной охраны. Необходима для осуществления оперативной передачи информации о месте возгорания всем действующим службам, осуществления контроля мероприятий по ликвидации огня, поддержки пожарных своевременной информацией.

Связь на пожаре предназначена для сплоченной и скоординированной деятельности всех служб, задействованных в пожароопасных ситуациях. Позволяет упорядочить процесс взаимодействия различных специалистов, позволив им качественно выполнять свою работу, как в команде, так и индивидуально.

Для того чтобы расчеты пожарной охраны могли полноценно действовать, в систему для организации связи входят различные подвижные и стационарные модули, а также контролирующее их работу оборудование.

Рассмотрим более детально, что представляет собой технический комплекс связи в районе борьбы с пожарами, ее функции и существующие виды.

Система связи и ее элементы

Связующий компонент является специальным видом получения и передачи уведомлений о возникших бедствиях, пожарах, техногенных катастроф.

В основе ее лежит передача сообщений от граждан, и различных автоматических сигнальных средств, отвечающих за пожарную безопасность. Информация в короткие сроки поступает на основной центр, управляющий системой связи (ЦУС), а также на пункт связи территориальной пожарной части (ПСЧ).

Система связи представляет собой современный технически оснащенный организационный комплекс.

Включает следующие компоненты:

  • узел связи, который объединяет всё оборудование для эффективного обмена сообщениями с управляющими органами, противопожарными подразделениями и должностными лицами;
  • канал связи включает технические силы, которые обеспечивают обмен необходимой информацией. Это передатчик, устройства для приема сообщений и сама линия связи;
  • обслуживание за состоянием связующего оборудования. Этот компонент включает проведение проверок работоспособности всех средств, подготовка их к транспортировке, обеспечение хранения;
  • эксплуатационно-технические мероприятия согласно документации;
  • средства – это общая база, которая собирает, обрабатывает и распределяет поступившие сообщения. В них также хранится вся полученная информация в течение установленного срока;

Ресурсы направлены на соблюдение точности передаваемой информации. Все технические средства обладают определенным уровнем износа, т.е. временем наработки до списания.

Связь в пожарной системе осуществляет ряд функций:

  1. эффективно принимает и отправляет в необходимые инстанции уведомления о ситуациях чрезвычайного характера;
  2. производит по запросу отправку дополнительного оборудования для недопущения или устранения пожароопасной обстановки;
  3. проводит наблюдение за подразделениями, которые участвуют в ликвидации возгораний;
  4. осуществляет своевременный обмен оперативными данными между пожарными расчетами и вспомогательными подразделениями, с которым ведется сотрудничество в ситуации ликвидации пожара;
  5. оповещает государственные органы и вышестоящие инстанции обо всех изменениях в ходе противопожарной деятельности.

Виды по функциям и назначению

По тому, какие функции выполняет та или иная часть общей системы связи выделяются нижеследующие виды:

  • Связь извещения.

Занимается только обеспечением передачи уведомлений о возникших возгораниях.

  • Связь на пожаре.

Видами связи на пожаре и проведении АСР являются: Связь управления, связь информации, связь взаимодействия.

Необходима для непрерывного управления всей техникой и силами, делает их сотрудничество друг с другом более эффективным. Организует передачу сообщений с места ЧП на центральный связной пункт.

  • Оперативно-диспетчерская связь.

Обеспечивает более быстрое решение практических задач.

  • Административно-управленческий вид.

Служит для контроля и разрешения вопросов административного характера.

Связь извещения

Диспетчер (радиотелефонист) принимает сообщение о происшествии

Главная ее цель заключается в обеспечении бесперебойной трансляции уведомлений от гражданских лиц и сигналов от противопожарных сигнализаторов на ЦУС и ПСЧ.

В ее функции входит:

  • Обеспечение специальной телефонной связи между городскими пунктами приема сообщений с ЧС и ЦУС. Имеющаяся станция осуществляет соединение абонентов с пожарной службой с помощью набора цифр «01» (при наличии в населенном пункте АТС). Если в местности находится только ручной коммутатор, то заявитель передает сигнал в виде текста «пожар».
  • Установление в противопожарных частях сигнализации. На нее поступают сообщения с объектов, имеющих особый статус. Кроме того они должны входить в зону функционирования той или иной части.
  • Создание соединительных прямых линий ЦУС, ПСЧ и ПСО с городскими объектами, имеющими особую важность.
  • Организует коммуникацию напрямую с отделами быстрого реагирования, оказывающими помощь и взаимодействие.
  • Обеспечивает постоянную прямую линию ЦУС с правоохранительными органами, включая охранные предприятия для своевременного оповещения о пожарах.
  • Соединяет огнеборцев с пунктами ЦУС (при наличии средств радиосвязи)
  • Поддерживает связь ЦПР с мобильными бригадами, транспортом связи и автомобилями специального назначения, следующими к месту ЧП.

Оперативно-диспетчерская связь

Этот вид выполняет оперативную диспетчерскую функцию. Ее используют для обеспечения прямого общения между ЦУС и пожарными частями, дежурными постами, отрядами.

Оперативно – диспетчерская связь предназначена для поддержания телефонного соединения со всеми городскими службами взаимодействия при различных происшествиях.

Активно применяется для поддержания передачи сообщений между центральным пунктом и задействованным транспортом.

Связь на пожаре

Руководитель тушения пожара докладывает обстановку на пожаре

Необходима для управления всеми человеческими силами и техническими средствами в районе пожара. Этот вид связи лежит в основе их взаимодействия, и обеспечивает оперативный обмен информацией.

При организации связи на пожаре в пунктах и частях пожарной службы создаются стационарные и мобильные пункты для связи.

К ним относят:

  • Центральное управление силами и техникой (ЦУС);
  • Пункт связи части (ПСЧ).

Состоит из станции, которая имеет прямое соединение с городскими телефонными линиями, с важными объектами инфраструктуры, и с ЦУС. В ПСЧ также включены фиксированные радиостанции и тревожная сигнализация, а также другое необходимое оборудование.

  • Подвижный пункт связи (ППС).

Это посты временной связи для более быстрого и эффективного уведомления о возникающих сложностях.

  • Пункт связи отряда (ПСО).

Данный вид связи в противопожарной структуре необходим для постоянного обмена сведениями между руководящим составом чрезвычайной группы ее членами и другими подразделениями, принимающими участие в ликвидации возгораний. Помогает управлять работой всех задействованных групп и получать от них данные об обстановке на месте ЧС.

При борьбе с крупным или многоочаговым возгоранием организуется связь не только между начальником и действующим оперативным штабом, но и руководителем тыла, боевых зон и пожарным транспортом.

Организация связи на пожаре осуществляется при помощи мобильных радиостанций и различных установок с громкоговорителем (усилители звука, микрофон). При необходимости применяется автотранспорт связи и оповещения (АСО), переносные радиостанции, электромегафоны и полевые (походные) телефоны.

В ситуации, когда отсутствует возможность использования этих технических средств, задействуют сигналы управления и связные.

Нужна для осуществления контролирующей функции. Посредством данной связи происходит наблюдение за деятельностью инспекции, а также управление ее подразделениями. Для передачи необходимых сообщений используются ведомственные телефоны.

В непредвиденных ситуациях допускается использование аппаратов для «срочной» связи. Однако подобное их использование не должно наносить вред проводимых на данный момент тактических операций.

Создается разветвленная сеть проводной телефонии и радиосвязи. Для этого создаются постоянные и подвижные пункты передачи данных, которые оборудуются всеми необходимыми средствами для выполнения своих задач.

Сигналы могут передаваться с помощью телефона, телеграфа, факса, сети Интернет и противопожарной сигнализации.

2.3.1. Основными задачами связи при возникновении ЧС являются:

обеспечение оповещения населения;

обеспечение устойчивой связи с вышестоящим (старшим) органом управления РСЧС, а также органов управления РСЧС с ОГ, АСС, АСФ;

техническое обеспечение своевременного оповещения ОГ, АСС, АСФ об угрозе воздействия поражающих факторов источника ЧС;

обеспечение связи с подразделениями АСС, проводящими разведку в зоне ЧС;

обеспечение связи при осуществлении взаимодействия органов управления и сил РСЧС при ведении ими АСДНР в зоне ЧС.

2.3.2. Связь в зоне ЧС организуется с учетом комплексного применения различных средств связи.

Основным видом связи при обеспечении управления силами РСЧС в условиях ЧС, при разрушении систем проводной связи, считать радиосвязь.

2.3.3. Организация связи в зоне ЧС зависит от характера и масштабов ЧС, структуры системы управления, состава, задач и возможностей сил РСЧС. Развертывание системы связи в зоне ЧС осуществляется поэтапно по мере прибытия ОГ и подразделений АСС.

2.3.4. Связь в ОГ и подразделениях АСС организуется своими силами и средствами в соответствии с принятой структурой управления. Руководство развертыванием и организацией связи осуществляет начальник ОГ соответствующего органа управления РСЧС, руководитель подразделения АСС по прибытии в зону ЧС.

2.3.5. Связь при угрозе возникновения ЧС.

2.3.5.1. При угрозе возникновения ЧС организуется оповещение должностных лиц РСЧС, а также привлекаемых подразделений АССпо системе централизованного оповещения и сетям действующей связи.

2.3.5.2. Основой для организации связи при угрозе возникновения ЧС являются схемы связи и планирующие документы, отработанные в период повседневной деятельности на режим чрезвычайной ситуации. При этом уточняется структура управления и в соответствии с этим проводится расчет необходимых сил и средств связи с учетом использования технических и оперативных возможностей сети связи общего пользования, выделенных и специальных сетей связи Федеральных органов исполнительной власти.

2.3.5.3. Проводится приведение в состояние готовности сил и средств связи, в том числе подвижных узлов связи, уточнение планов их действий и при необходимости выдвижение в зону вероятной ЧС. Осуществляется тренировка по развертыванию подвижного узла связи и его усиление необходимыми средствами связи с учетом предполагаемого характера и масштаба ЧС.

2.3.5.4. Осуществляется контроль за подготовкой к выделению органам управления каналов и линий связи (в том числе по паролю " Бедствие ") в соответствии с их заявками. Организуется подготовка обходных и резервных каналов и линий связи единой сети электросвязи РФ.

2.3.5.5. При необходимости формируется ОГ для выяснения обстановки по связи непосредственно в зоне вероятной ЧС и выработки предложений по ее организации. Проводится усиление дежурных служб на узлах связи и контроля за обстановкой на сетях связи, прогнозирование устойчивости функционирования сетей связи в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС.

2.3.5.6. При принятии решения на эвакуацию населения основными задачами системы связи являются:

своевременное доведение распоряжения о начале эвакуации населения до органов управления РСЧС, эвакуационных органов, предприятий, организаций, учреждений, научных и учебных заведений, жилищно-эксплуатационных контор и населения;

обеспечение органам управления РСЧС непрерывного управления эвакомероприятиями;

обеспечение связи взаимодействия органов управления с эвакуационными органами, с транспортными организациями и управлениями (отделами) внутренних дел. При этом связь осуществляется в соответствии с заранее отработанными схемами связи.

2.3.5.7. Для обеспечения устойчивого управления эвакомероприятиями организуется прямая телефонная связь между органами управления РСЧС по сетям связи общего пользования и соответствующими эвакуационными комиссиями; между эвакуационными комиссиями и сборными эвакопунктами и станциями (пунктами) посадки эвакуируемого населения.

При проведении эвакомероприятий для обеспечения связи согласно планам взаимодействия используются силы и средства связи транспортных организаций, управлений (отделов) внутренних дел и других ведомств.

Оповещение населения об эвакомероприятиях осуществляется по РАСЦО, сетям проводного, радио и телевизионного вещания, с помощью ОКСИОН, подвижных пунктов оповещения, а также посыльными от жилищно-эксплуатационных органов и других организаций.

На сборных эвакопунктах и станциях посадки (высадки) доведение до эвакуируемого населения сигналов оповещения и другой информации обеспечивается с помощью подвижных пунктов оповещения и местных радиотрансляционных узлов.

2.3.6. Связь в условиях ЧС.

2.3.6.1. Связь в зоне ЧС организуется в соответствии с решением руководителя работ по ликвидации ЧС.

Общая координация связи в зоне ЧС осуществляется начальником связи ОГ соответствующего органа управления РСЧС.

2.3.6.2. Основными видами связи на начальном этапе при проведении АСР и ликвидации ЧС являются телефонная и различные виды документальной связи, организуемые по каналам радио и спутниковой связи. При наличии технической возможности организуется видеоконференцсвязь.

2.3.6.3. При работе в радиосети приоритет в установлении связи с главной радиостанцией предоставляется абонентам, передающим сигналы бедствия, сообщения о несчастье, предупреждения об опасности.

2.3.6.4. Связь со спасательными формированиями обеспечивается, через представителей формирований, пребывающих в зоны ЧС со своими средствами.

2.3.6.5. Связь при выдвижении подразделений АСС в зону ЧС обеспечивается с использованием носимых радиостанций, командно-штабных машин (далее – КШМ) или других специально оборудованных транспортных средств. Организация связи на данном этапе должна обеспечивать: своевременную передачу подразделениям АСС распоряжения на подготовку к выдвижению в зону ЧС; непрерывное управление подразделениями АСС при их погрузке, движении и выгрузке; своевременное получение данных о характере и масштабе ЧС от группы разведки; управление подразделениями технического и тылового обеспечения; прием сигналов оповещения и доведения их до подразделений АСС.

2.3.6.6. Развертывание связи по прибытии в зону ЧС осуществляет ОГ соответствующего органа управления РСЧС на основе КШМ, носимых радиостанций, станций спутниковой связи и систем мобильной радиосвязи (транкинговой, сотовой, информационно-навигационной). Размещение и инженерное оборудование подвижных узлов связи должно обеспечивать: защиту средств связи и личного состава от поражающих факторов источника ЧС; своевременное установление требуемых связей для должностных лиц РСЧС; удобство пользования средствами связи должностными лицами подвижного пункта управления; возможность быстрой эвакуации сил и средств связи в случае возникновения угрозы воздействия поражающих факторов источника ЧС; возможность оперативного управления связью.

2.3.6.7. При выборе мест размещения подвижного узла связи учитываются условия организации различных видов и родов связи и возможность организации его охраны. Связь на начальном этапе ликвидации ЧС обеспечивается с использованием сил и средств сети связи общего пользования, а также организаций и промышленных объектов, на территории которых возникла ЧС.

2.3.6.8. ОГ соответствующего органа управления РСЧС, прибывшая в зону ЧС со своими средствами связи, принимает на себя управление спасательными работами.

2.3.6.9. С целью совершенствования управления мероприятиями по ликвидации ЧС, целесообразно предусмотреть заблаговременное создание радиосетей взаимодействия в региональных, муниципальных и объектовых органах управления. Работа в этих радиосетях открывается при возникновении ЧС.

2.3.6.10. Для управления мероприятиями по ликвидации ЧС могут использоваться местные и объектовые телефонные сети: проводится оценка (разведка) состояния сетей связи операторов единой сети электросвязи РФ, определяется возможность их использования, организуется их частичное восстановление, прокладываются полевые кабельные линии.

2.3.6.11. На этапе ликвидации ЧС создается объединенный узел связи и осуществляется его привязка с помощью кабельных или радиорелейных линий связи к единой сети электросвязи РФ.

2.3.6.12. В зонах ЧС организуется система связи на основе комплексного применения различных видов связи. При этом предусматривается обеспечение телефонной, факсимильной и телеграфной связи, видеоконференцсвязи, передачи данных и телевизионных изображений, а также решение других информационных и навигационных задач в реальном масштабе времени, при необходимости используется право на приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, в также приостановление или ограничение использования этих сетей связи и средств связи.

2.3.7. Связь на пожаре.

2.3.7.1. Связь на пожаре организуется на основе типового варианта и предназначена для обеспечения устойчивого информационного обмена между руководителем тушения пожара (далее - РТП) и подразделениями пожарной охраны, участвующими в тушении пожара, управления работой этих подразделений и получения от них сведений об обстановке на пожаре. Кроме того, для управления силами и средствами на пожаре устанавливается связь между РТП и оперативным штабом (начальником штаба), начальником тыла, начальниками участков тушения пожара и при необходимости с пожарными автомобилями.

2.3.7.2. Для обеспечения оперативной связи используются возимые радиостанции и громкоговорящие установки (усилитель мощности УМ-100 и громкоговоритель) автомобилей связи и освещения (далее - АСО), а также носимые радиостанции, полевые телефонные аппараты, подключенные к коммутатору оперативной связи, электромегафоны.

2.3.7.3. Для взаимодействия между участками тушения пожара (подразделениями), работающими на пожаре, устанавливается связь между начальниками участков тушения пожара (подразделений). При этом используются носимые радиостанции, полевые телефонные аппараты и связные. В случае невозможности применения средств связи используются сигналы управления.

2.3.7.4. Для обеспечения передачи информации с места пожара устанавливается связь между РТП, оперативным штабом и ЦППС (ПСЧ) с помощью городской телефонной сети или радиостанций пожарных автомобилей, автомобилей связи и освещения, оперативных автомобилей. При этом обеспечивается обмен информацией между ЦППС (ПСЧ) и подразделениями ГПС, находящимися на пожаре и в пути следования. Кроме того, с помощью средств радиосвязи обеспечивается передача сообщений об обстановке и ходе тушения пожара, вызов дополнительных сил и средств и передача требований РТП к привлеченным к тушению пожара силам.

2.3.7.5. Для обеспечения надежной связи на пожаре в подземных сооружениях, в условиях не прохождения радиоволн, необходимо использовать телефонную связь объекта, прямые линии (полевой кабель), УКВ радиосвязь с использованием ретрансляторов, установки громкоговорящей связи, мегафоны и горноспасательную аппаратуру связи.

2.3.7.6. При использовании оперативным штабом абонентской телефонной сети (городской АТС) необходимо переключить телефонную линию абонента на телефонный аппарат штаба.

Самым главным является своевременное оповещение людей, жизнь и здоровье которых окажутся под угрозой. В таких ситуациях вся ответственность ложится на имеющиеся на вооружении системы оповещения. Их применение позволяет не только заранее предупредить людей об опасности, но и уловить первые признаки ЧС.

Срабатывание систем оповещения, работающих в автоматическом режиме, позволяет вовремя начать эвакуацию, что значительно снижает количество пострадавших в ЧС. Сигналы должны иметь максимальный охват территории, независимо от места их расположения: город, село или удаленные районы. Кроме того оповещение должно дойти до каждого гражданина, где бы он в данный момент не находился.

Системы связи и оповещения в ГО

Для этого используется специализированная организация управления связи оповещения в системе ГО, а также они имеют свою определенную четкую классификацию и способ функционирования.

В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют:

  • федеральная система оповещения;
  • региональные системы оповещения;
  • территориальные системы оповещения;
  • местные системы оповещения;
  • локальные системы оповещения;
  • объектовые системы оповещения (системы оповещения организаций).

Федерального регионального и территориального уровня

Оповещение с помощью федеральной системы происходит централизованно и автоматически. Она обеспечивает передачу всех поступающих сигналов от пунктов МЧС РФ до центров, расположенных в регионах, а также до всех органов и соединений, которые находятся в подчинении федерального центра.

Региональные системы, получив сигнал от федерального пункта, передают его по всем подчиненным региональному центру управлениям ГО и ГОЧС. Их работа должна совпадать с деятельностью федеральной системы. Оповещение может охватывать до 7 регионов.

Всего на территории России для обеспечения своевременного оповещения компетентных органов городов, сел и других населенных пунктов задействовано 88 систем территориального действия. Все они действуют автоматически.

Главная их задача состоит в четкой передаче сообщений, поступивших от органов ГО субъекта РФ до:

  • руководителей всех организаций, которые отвечают за ГО во всех субъектах РФ, включая города федерального значения;
  • диспетчеров служб оперативного реагирования, находящихся на объектах с потенциальной опасностью, а также на особо крупных производствах;
  • населения;
  • органов управления ГО, находящихся на территории определенного города и относящихся к нему районов.

Комплекс технических средств П-160 выступает базой, на основе которой функционируют все существующие системы оповещения.

Он находится в достаточно работоспособном состоянии, но задействованные в нем принципы передачи связи устарели, и требуют обновления.

Местные

Они необходимы для передачи сигналов и сообщений, поступающих от органов ГО города и прилегающих к нему районов до следующих объектов:

  • дежурным сотрудникам диспетчерских служб потенциально опасных объектов и крупных предприятий, имеющих экономическую ценность;
  • руководству ГО города и сельских районов;
  • населению.

Такие системы оповещения имеют условное разделение на средства, осуществляющие передачу сигналов должностным лицам, трудовым коллективам и жителям населенных пунктов. Они функционируют в основном на базе КТС (комплекс технических средств) П-164. КТС этого типа в большей степени предназначались для оповещения в крупных чрезвычайных ситуациях. Для мирного времени они плохо адаптированы.

Для типа П – 164 предусмотрен срок эксплуатации 12 лет, потом они подлежат списанию. Однако многие действующие сейчас местные КТС уже превысили этот срок, что позволяет говорить об устаревшем оборудовании. Это вызывает ряд ограничений при взаимодействии с современными средствами оповещения.

Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации их последствий начало внедрение новых КТС типа П-166 после проведенных успешно испытаний. Их главным плюсом является то, что деятельность П – 166 сопряжена с устаревшим типом П – 160, что предполагает их постепенную замену.

Данная система предполагает как централизованное оповещение всего населения, так и можно осуществлять выбор конкретной зоны, не затрагивая всю территорию. Она работает благодаря специальным выделенным каналам ТЧ (тональной частоты). Для того чтобы задействовать в работе цифровые каналы требуется специальное оборудование.

Еще одной аналогичной по функциям и назначению системой оповещения является АСО (автоматизированная система оповещения). Она также работает по каналам ТЧ. Имеет модем для передачи информации по цифровым линиям сетей МЧС, ГТС или МГТС.

Локальная ГО и ЧС

В районах, где находятся или предполагается размещение объектов, имеющих потенциальную опасность, создаются локальные системы предупреждения населения. Обеспечением их технической исправности и поддержанием их готовности к внезапному задействованию в случаи ЧС занимается соответствующий начальник ГО. Он вправе привлекать все службы связи и оповещения.

Зоны, в пределах которых действуют локальные системы, определяются соответствующим документом Правительства РФ. Системы оповещения местного значения входят в территориальные системы ГО, и для слаженной работы необходимо, чтобы они технически и программно с ними соотносились.

Важно знать в каких случаях запускают оповещение на таких объектах:

  • Крупные с угрозой выброса ядовитых, отравляющих химических веществ в окружающую среду. Они могут привести к значительным разрушениям, экологической катастрофе, человеческим жертвам, гибели скота.
  • Угроза нападения противника, выражающая в его непосредственном вторжении, сбросе бомб, использование запрещенного оружия (ядерное, химическое, бактериологическое).
  • Природные катастрофы, представляющие угрозу населенным пунктам и производственным предприятиям. Это могут быть подземные толчки, быстро распространяющиеся , наводнения.

Их главной задачей является быстрое доведение информации о возникшей чрезвычайной ситуации до населения, руководителей и работников предприятий. Оповещение их о дальнейших действиях и местах ближайших (при необходимости укрытия).

Специалисты МЧС полагают, что такой многоуровневый способ передачи информации обладает большей эффективностью за счет того, что с центрального аппарата ГО оповещение дойдет в региональный дежурный пункт заранее и это поможет предотвратить возможную угрозу.

Объектовые

(Действующие в пределах организации)

В случаи, когда последствия возникшей аварийной ситуации ограничиваются только лишь территорией самого объекта, запускается объектовая система оповещения. Она использует для передачи сигнала существующую на объекте производственную сеть связи и специальное оборудование на основе КТС типа П-164.

Цель таких систем оповещения заключается в доведении до сведения информации до руководящих должностей, персонала, а также служб ГО, действующих на данном объекте.

Сейчас идет совершенствование объектовой системы. Внедряются СГС-22М, позволяющие сразу проектировать и ЛСО (локальные средства оповещения), и проводить звукофикацию открытых и закрытых помещений объекта. Оно приспособлено для передачи предупредительных сигналов и речевых сообщений. Вместе с этим системы оповещения объекта в одностороннем порядке могут использоваться в местной системе вещания.

Имеется возможность управления существующими режимами работы данной системы удаленно. Это происходит при помощи местной системы, функционирующей на основе ГС АСО. Она автоматизировано может передавать любые голосовые сообщения по телефонным каналам всем абонентам, имеющимся в базе. Их успешно используют в своей работе оперативные службы.

В их базе имеются заранее записанные текстовые сообщения. Причем существует возможность выбора мужского или женского голоса, а также изменения тембра голоса и темпа речи. В программе хранятся заранее подготовленные списки людей, которых необходимо будет оповестить при возникновении той или иной чрезвычайной ситуации.

Управление оповещением в системе ГО

Управление системой – диспетчер

Для того чтобы обеспечить своевременное предупреждение о надвигающейся опасности всех необходимых должностных лиц, а также население страны были созданы системы централизованного оповещения (СЦО), которыми оснащены все управляющие отделы ГО.

Они могут управляться прямо дежурной службой из органов управления соответствующего уровня либо по решению непосредственно руководителя ГО и согласованию с местной администрацией через дежурную часть предприятия связи, которое функционирует в данной местности.

Для того чтобы передать информация на СЦО того или иного местного объекта используется радиосеть, телефонный узел, наружные сирены. Эта функция возложена на диспетчерские службы.

Что включает в себя система связи МЧС России

В последние годы в российскую систему связи активно внедряются и с успехом используются телекоммуникационные технологии соответствующие мировым стандартам качества.

Это технологии АТМ, сотовая радиосвязь и связь GSM, спутниковые, цифровые и пейджинговые системы, индивидуальные средства современной мобильной связи. Новшества коснулись и транспортных технологий. Раньше они функционировали на основе плезиохронной (PDH) цифровой иерархии передачи сигнала, а сейчас применяется синхронная (SDH).

Внедрение новых технологий обеспечило организации РСЧС, ЕДСС, силы ГО, ПГС РФ качественной, бесперебойной и быстрой связью, которая используется специалистами соответствующих ведомств, как при выполнении обыденных задач, так и при возникновении и ликвидации стихийных бедствий и крупных чрезвычайных ситуаций.

Концепция по усовершенствованию существующей системы связи МЧС РФ закреплена приказом № 609 от 09.12.2000 г. Благодаря ему стала активно реализовываться.

Активизация и функционирование

При возникновении внештатной ситуации для приведения систем в готовность дается всего пару минут. Это касается всей территории, которая подвергается угрозе.

Для недопущения паники среди жителей тех населенных пунктов, которые в зону риска не попадают, система должна иметь техническую возможность передавать сообщения локализовано.

Активизация может происходить вручную либо в автоматическом режиме. Это зависит не только от исправности средств оповещения, но и от его способности надежно осуществлять передачу в условиях чрезвычайной ситуации, включая природные явления (ливень, сильный снег, шквалистый ветер).

Система оповещения транслирует либо уже записанный предварительно текст, либо необходимая информация произносится дежурным диспетчером. Допускается задержка начала оповещения. Однако она не должна превышать время, которое рассчитывается исходя из времени возникновения критически опасных последствий возникшей ЧС.

При отсутствии тревожных новостей, установленные системы оповещения могут использоваться для транслирования музыки, объявлений или других общих сообщений.

Для оптимального функционирования систем оповещения и эффективного реагирования населения должны соблюдаться следующие требования:

  1. Запрещается самовольно, без веского основания, и разрешения вышестоящего начальства начинать транслировать сигналы тревоги.
  2. При их функционировании не должно оказывать негативного воздействия на другие системы, отвечающие за жизнеобеспечение на данном объекте
  3. Придерживаться максимального времени оповещения – 5 минут.
  4. Следует предусмотреть все возможные способы дублирования сообщений, включая мобильные средства.

Сначала для привлечения внимания людей включается электросирена. Ее звучание обозначает сигнал «Внимание всем!». Затем начинается передача текстового иили голосового сообщения по всем радио и телеканалам.

Системы оповещения для проверки их функционирования подвергаются ежегодному профилактическому включению. В таких случаях, населения и персонал предприятия предварительно оповещается об этом.

Подробное видео про системы оповещения

Связь и, в первую очередь, радиосвязь является важнейшим средством бесперебойной и надёжной работы по управлению и организации борьбы с лесными пожарами. Для обеспечения оперативного обнаружения пожаров и управления силами пожаротушения необходима развитая система связи в органах управления лесным хозяйством, механизированных отрядах, авиабазах и авиаотделениях.

Успешная борьба с лесными пожарами возможна лишь при координации действий авиационных и наземных сил. Здесь главная роль отводится совместным пунктам диспетчерского управления (ПДУ) авиазвеньев, региональных и центральной авиабаз и органов управления лесным хозяйством.

Основными задачами радиосвязи в системе «Авиалесоохраны» являются обеспечение оперативного управления работой подразделений баз авиациооной охраны лесов, лесозащитных предприятий, воздушных судов, используемых авиалесоохраной.

Для обеспечения работы лесопожарных служб «Авиалесоохраны» организуется следующая система радиосвязи:

Непосредственная радиосвязь каждого авиаотделения с авиазвеном и с авиабазой, при которой вызов корреспондента может быть осуществлен немедленно. Такая же радиосвязь должна быть между соседними авиаотде­лениями;

Радиосвязь каждого самолета и вертолета с авиаотделением, при которой вызов корреспондента в обоих направлениях должен быть осуществлен не­медленно, а при отсутствии на борту автономной командной УКВ радио­станции, настроенной на частоту авиаотделения, не позже чем через 10 - 15 минут после возникновения необходимости в таком вызове;

Радиосвязь авиаотделения с руководителями тушения тех пожаров, кото­рые не были локализованы на следующий день после их обнаружения;

Радиосвязь самолетов и вертолетов с группами, занятыми на тушении по­жаров в период нахождения воздушного судна в районе пожара;

Радиосвязь воздушных судов с авиапожарными станциями и обслуживае­мыми лесхозами при выполнении патрульного полета над территорией со­ответствующего лесхоза.

Для радиостанций авиаотделений и авиазвеньев время начала связи с авиа­базой ежедневно устанавливается пунктом диспетчерского управления. Пере­рывы в радиосвязи и окончание связи этих радиостанций с авиабазой произво­дятся с разрешения диспетчера авиабазы.

Оборудование центральной радиостанции авиабазы, выбор количества и типов радиостанций в авиазвеньях, авиаотделениях, рабочие частоты и рас­писание работы определяются с учетом обеспечения своевременной передачи информации о работе авиаотделений и горимости лесов, а также соответствую­щих распоряжений по организации борьбы с лесными пожарами.

При наличии в органе управления лесным хозяйством собственных радио­станций их работа на пожароопасный сезон организуется по расписанию, со­гласованному с авиабазой.

Радиосвязь между радиостанциями авиаотделений, лесхозов, лесничеств и патрульными воздушными судами осуществляется в следующем порядке.

В день вылета в назначенное накануне время радиостанция авиаотделения проводит сеанс циркулярной связи, при котором уточняется время вылета, принимаются заявки лесхозов на осмотр отдельных частей их территории, ре­шаются вопросы взаимодействия по тушению лесных пожаров, а также сооб­щается о случаях отмены полетов и назначается время следующего сеанса цир­кулярной связи.

С момента вылета патрульного воздушного судна все командные радио­станции на охраняемой территории обязаны непрерывно работать в режиме приема. Прекращать связь с воздушным судном наземные радиостанции име­ют право только с разрешения летчика-наблюдателя.

Во время работы летчика-наблюдателя с одной из радиостанций на охраня­емой территории все остальные радиостанции должны прекращать радиообмен на этой частоте и могут возобновить его только после того, как летчик-наблю­датель закончил очередной сеанс связи.

После взлета воздушного судна и набора высоты летчик-наблюдатель уста­навливает связь с лесхозом, над территорией которого в данное время происхо­дит полет. При обнаружении лесного пожара или нарушений правил пожарной безопасности в лесу летчик-наблюдатель передает лесхозу сообщение о них и принятых мерах по их ликвидации и при необходимости согласовывает с лес­хозом свои дальнейшие действия.

За 5 – 10 минут до подхода воздушного судна к границе другого лесхоза лет­чик-наблюдатель устанавливает с ним связь.

Связь с лесхозом, облет территории которого закончен, прекращается толь­ко после пролета его границ, при этом летчик-наблюдатель назначает время следующего сеанса связи.

Летчики-наблюдатели воздушных судов, имеющих на борту радио­станцию, могут при необходимости устанавливать в полете прямую связь с ра­диостанцией авиазвена или авиабазы.

Сообщения об обнаружении или необходимых мерах по тушению лесных пожаров с борта воздушного судна, при отсутствии связи с авиаотделением или лесхозом летчик-наблюдатель может передавать через диспетчера соответству­ющего аэропорта. Получив радиограмму о пожарах, диспетчер аэропорта обя­зан передать ее авиаотделению или лесхозу, находящемуся в этом пункте, либо в авиазвено или авиабазу.

При значительном удалении и отсутствии прямой радиосвязи в УКВ диа­пазоне с авиаотделением передача сообщений может производиться с помо­щью других воздушных судов, с которыми удается установить прямую связь в воздухе.

Порядок и схема установления связи авиаотделений и лесхозов с авиапред­приятиями гражданской авиации для передачи сообщений о лесных пожарах и обеспечения полетов воздушных судов взаимно согласовываются перед нача­лом пожароопасного сезона.

Штатные средства связи и оповещения авиаотделений:

Стационарная радиостанция KB диапазона - 2 шт.;

Стационарная радиостанция УКВ диапазона воздушной подвижной служ­бы - 2 шт.;

Стационарная радиостанция УКВ диапазона наземной подвижной служ­бы - 1 шт.;

Мобильная радиостанция УКВ диапазона наземной подвижной службы (на каждую единицу автотранспорта) - 1 шт.;

Звуковещательная станция для воздушных судов - 1 шт.;

Электромегафон - 1 шт.

В авиабазах, где организовано диспетчерское управление работой авиаотде­лений, летчик-наблюдатель обязан немедленно сообщить по радио с борта воз­душного судна о пожаре и принимаемых мерах по его ликвидации в авиаотде­ление для передачи этих сообщений в пункт диспетчерского управления авиабазы.

При наличии радиосвязи с лесхозом, на территории которого обнаружен пожар, летчик-наблюдатель открытым текстом передает сообщение о пожаре. Донесение в этом случае может не составляться.

Если радиосвязь с лесхозом отсутствует, летчик-наблюдатель обязан сбро­сить донесение о лесном пожаре в ближайший пункт приема донесений, от ко­торого наиболее удобны пути подхода к пожару.

Если дальнейший маршрут полета проходит вблизи конторы лесхоза или лесничества, летчик-наблюдатель в необходимом случае может сбросить туда копию донесения или сообщение с указанием места пожара, его характеристи­ки и мер по его тушению.

При обнаружении нарушений Правил пожарной безопасности в лесах Рос­сийской Федерации летчик-наблюдатель обязан принять меры к их прекраще­нию:

Если нарушение не предопределяет возможность возникновения лесного пожара, летчик-наблюдатель может передать сообщение о нем в соответст­вующий лесхоз после окончания полета;

Если в результате выявленного нарушения может начаться лесной пожар, летчик-наблюдатель обязан сбросить нарушителям письменное предписа­ние о прекращении нарушения или использовать для передачи сообщения звуковещательную станцию, имеющуюся на борту судна.

Связь с руководителем тушения лесного пожара осуществляется в основ­ном по радио, а при отсутствии радиосвязи - при помощи звуковещательной станции или сигнальными ракетами, а также знаков, выложенных на земле из подручных материалов. При необходимости летчик-наблюдатель может в своем сообщении по звуковещательной станции или в записке, сброшенной вымпелом, указать, каким знаком с земли должен быть подан ответ на заданный им вопрос.

Организация связи на базах авиационной охраны и порядок работы изло­жены в Инструкции по авиационной охране лесов. Патрульный самолет исполняет роль разведчика: увидел огонь, определил координаты пожара и сообщил их на землю в лесхоз. Целесообразно иметь на борту патрульного самолета аэронавигаци­онный комплекс, с помощью которого через спутник, в считанные секунды определяются координаты очага возгорания.

Для связи с бортами летательных аппаратов используются радиосредства УКВ диапазона воздушной подвижной службы - как стационарные, так и во­зимые и носимые.

Вариант схемы организации связи органов управления и сил, задействован­ных в борьбе с лесными пожарами на территории субъекта Российской Феде­рации изображен на рис 4.2. Своевременное обнаружение и ликвидация возникающих пожаров в лесах могут быть оперативно обеспечены лишь при наличии в лесхозах достаточного количества средств связи и хорошо организованной их работы.

Рис. 4.2 Схема огрганизации связи органов управления сил, задействованных в борьбе с лесными пожарами на территории субъекта РФ.

Лесхозы должны быть обеспечены связью с лесничествами, пожарными наблюдательными пунктами, пожарно-химическими станциями, авиаотделения­ми авиабаз и с экипажами патрульных самолетов (вертолетов), а также по воз­можности с лесопользователями и другими работающими в лесах предприяти­ями, организациями и учреждениями.

Лесничества должны быть обеспечены связью с расположенными на их территории пожарными наблюдательными пунктами, пунктами приема доне­сений о пожарах от экипажей самолетов (вертолетов), пожарно-химическими станциями, кордонами лесной охраны, с патрулирующими работниками лес­ной охраны и временными пожарными сторожами, с командами и бригадами рабочих занятых на тушении пожаров. Отдаленные лесничества, кроме того, должны иметь непосредственную связь с экипажами патрулирующих самолетов (вертолетов).

Пожарно-химические станции лесхозов должны иметь: устойчивую теле­фонную или радиосвязь с лесхозом, лесничеством, лесопожарными бригадами, расположенными или действующими вне станции, а также с пожарными на­блюдательными пунктами и вышками, лесопользователями, авиаотделениями, патрульными воздушными судами.

В районах где осуществляется авиационное патрулирование, при каждой ПХС организуется пункт приема донесений от летчика-наблюдателя (допол­нительно к радиосвязи), при использовании вертолетов устраивается посадоч­ная площадка.

В каждом лесхозе разрабатывается схема организации связи, определяю­щая (в зависимости от наличия необходимых объектов связи, расстояний меж­ду ними, рельефа местности, обеспеченности средствами общегосударствен­ной связи) потребности в строительстве новых линий связи, типы радиостан­ций по объектам и в обслуживающем связь персонале.

Работа всех направлений радиосвязи проводится по расписанию. В распи­сании указывается время работы радиостанций, используемые частоты и дру­гие необходимые данные. Расписание является обязательным для всех работ­ников, обслуживающих радиосвязь на определенной территории, где центра­льная станция лесхоза, управления, авиазвена, авиабазы, является командной (старшей).

В районах деятельности авиационной охраны лесов расписание работы всех радиостанций на пожароопасный сезон утверждается директором лесхоза совместно с начальником авиаотделения.

Радиостанции лесхозов, лесничеств, над территориями которых проводит­ся патрульный полет, находятся постоянно на дежурном приеме на частоте бортовой радиостанции летательного аппарата.

Связь с пожарными командами или бригадами, работающими на тушении пожара, а также с работниками, осуществляющими наземное патрулирование (при наличии у них средств радиосвязи), поддерживается в течение всего пери­ода работ по тушению пожаров или при патрулировании лесов.

Сообщение о лесном пожаре, поступившее от работников авиационной или наземной охраны лесов на любой пункт связи (лесничество, ПХС, кордон лесной охраны и т. д.), должно быть немедленно передано в контору лесхоза. Основными техническими средствами связи являются телефонная провод­ная связь и радиосвязь, вспомогательными - односторонняя связь экипажа самолета (вертолета) с землей с помощью звуковещательной станции. Отсутствие связи напрямую сказывается на оперативности борьбы с лесными пожарами.

До появления в лесном хозяйстве портативных радиостанций авиация помогала поддерживать связь с руководителем группы тушения, сбрасывая ему донесения со схемой распространения пожара и получая от него (условными знаками) сообщения о том, какая требуется помощь. Сейчас у пожарных на земле имеются 1-2 радиостанции, с помощью которых поддерживается устойчивая, оперативная связь с патрульным самолетом (вертолетом) и лесхозом.

Необходимым условием эффективного использования лесопожарных сил и средств является разработка и внедрение автоматизированной информаци­онно управляющей системы связи, включающей оснащение всех территориа­льных органов федерального органа управления лесным хозяйством персона­льными компьютерами и модемами, применение пакетной радиосвязи в УКВ и KB диапазонах, автоматической ретрансляции, электронной почты.

KB радиосвязь еще продолжительное время будет занимать основное место системах управления и обмена информацией среди организаций лесного хозяйства, которые находятся в отдаленной и труднодоступной местности. Для повышения эффективности использования имеющегося парка KB paдиостанций разработан комплекс технических средств обмена информа­цией по радиоканалу между периферийным оборудованием и ПЭВМ для со­здания мобильной сети сбора, подготовки и передачи алфавитно-цифровых данных с помощью интеллектуальных пультов без прокладки физических линий связи на расстояние до 1000 км.

Повышение эффективности использования даже устаревших KB радио­станций (типа «Ангара-1», РСО-30 и др.) достигается использованием метода пакетной радиосвязи, на основе применения специального пакетного конт­роллера - ВИП-М (выносной интеллектуальный прибор - модернизирован­ный). Прибор представляет собой микропроцессорное устройство, совмещен­ное с модемом, для передачи данных по радиоканалу.

Использование ВИП-М обеспечивает автоматизированный сбор текстовой информации и передачу сигналов от разбросанных на сотни километров друг от друга объектов. Устройство может работать не только от сети переменного тока, но и от бортсети самолета или автомобиля. Таким образом, появилась возможность получать информацию как со стационарных, так и движущихся объектов. Такая система под названием «Поток» разработана и успешно вне­дрена предприятием «Инком». «Поток» обеспечивает централизованную рас­сылку и сбор информации, сбор стандартных форм документов, отображает маршруты движения подвижных объектов на электронной карте, дает возмож­ность ведения журнала всех операций. Удаленные пункты, входящие в общую систему, благодаря ВИП-М могут не только готовить, хранить, передавать и распечатывать на принтере текстовую информацию и стандартные формы документов, но и принимать из центра сигналы и команды оповещения с выда­чей звукового или светового сигнала. Скорость обмена по KB радиоканалу до­стигает до 600 бит/с, по УКВ радиоканалу - до 2400 бит/с. Оборудование, установленное на подвижных объектах, снабженное спутниковыми навигаци­онными приборами, дает им возможность передавать информацию о том, где этот объект находится в конкретное время.

Область применения системы - авиабазы охраны лесов от пожаров, управ­ления лесами, лесхозы. Система уже используется на многих авиабазах охраны ле­сов от пожаров (Западно-Сибирской, Иркутской, Томской, Уральской, Хан­ты-Мансийской, Красноярской и ряда др.).

В настоящее время появилось новое поколение KB радиостанций, имею­щих исключительные возможности по обеспечению надежной связи с выходом в коммутационную телефонную систему общего пользования. Наиболее эф­фективным в этом диапазоне частот является применение однополосной амп­литудной модуляции. Новое поколение КВ обладает следующими достоинствами:

Использование совершенных видов модуляции ОБП (одна боковая поло­са), а также, при необходимости, переключения на любой другой вид моду­ляции;

Возможность увеличения отдаваемой мощности в полезный сигнал;

Значительно улучшенные электрические параметры;

Система автоматического соединения с анализом частот наилучшего про­хождения и минимизации помех по приему;

Использование устройств автоматического согласования с антенной в ши­роком интервале частот (2-30 МГц) для настройки на проволочную антен­ну любой длины;

Использование на автомобилях штыревых антенн, позволяющих иметь связь в движении;

Возможность передачи данных с высокой достоверностью, сравнительно высоким объемом и скоростью.

Несмотря на сохранившиеся недостатки (зашумленность каналов связи, наличие «мертвых» зон в радиусе от 50 до 180 км) использование KB радиосвязи на современном оборудовании является очень эффективным, так как используется на огром­ные расстояния.

УКВ радиостанции играют очень важную роль в обеспечении радиосвязи в структуре лесного хозяйства. Они состоят на оснащении авиабаз и авиаотделений, лесхозов и лесничеств, ими укомплектованы все воздушные суда авиалесоохраны, многие средства наземного пожаротушения. Их выдают практически всем группам тушения на пожаре. И хотя дальность связи на УКВ не превышает 10 - 20 км, а при подъеме антенны на высоту до 40 м – 50 - 60 км, но этого бывает достаточно для обеспечения оперативного и эффективного управления.

Для десантных групп пожарных с лесопатрульной и пожарной авиацией при тушении лесных пожаров могут быть использованы современные радиостанции (табл. 4.4).

В густом лесу дальность радиосвязи уменьшается. Чем чаще лес и короче длина волны (выше частота), тем дальность связи меньше. В лесу радиостанцию целесообразно развертывать на опушке, лесной поляне, просеках, идущих в направлении корреспондента.



Просмотров