Внеклассное открытое мероприятие по правовому воспитанию учащихся "знатоки права". Сценарий воспитательного мероприятия по правовому воспитанию учащихся младшего школьного возраста Внеклассное занятие по правовой культуре школьников «Мы будущие избиратели

Автор-составитель Г.В. Богданова
Ярославская область, г. Рыбинск.
МОУДОД Центр детского и юношеского технического творчества,
методист
Цель: создание условий для формирования у младших школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов.

Задачи: воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать младшим школьникам единство прав и обязанностей; подвести к понятию того, что все люди имеют равные права.
Целевая аудитория : дети младшего школьного возраста
Количество участников : 12 - 15 чел.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска
Дидактические материалы: презентация по содержанию мероприятия, фрагменты мультфильмов "Вовка в тридевятом царстве", «Чиполлино», "Нехочуха" или подборка иллюстраций к ним; карточки с заданиями; конверты с цветными буквами ЖИЗНЬ, УЧЕБА, ОТДЫХ, наборы картинок, иллюстрирующих эти права; 3 листа ватмана, карандашный клей на каждую команду.
Рекомендации по проведению: сценарий можно использовать как для проведения самостоятельного мероприятия, так и в рамках программы по правовому воспитанию младших школьников.
Ход мероприятия:
- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что вы попали в страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай.

(Слайд № 2 или отрывок из м/ф "Вовка в тридевятом царстве")

Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? (Ответы детей: Да, здорово! Хочешь - гуляй, хочешь - играй. Можно в школу не ходить и т.п.)
- Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно.
(Ответы детей). Педагог обобщает и подводит детей к мысли:
- Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!

А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т.д. (Слайд № 3 или отрывок из м/ф «Чиполлино»)

Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в бесправном государстве!

А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности? (Ответы детей).
- Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.

А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием "Нехочухия".
Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится? (Ответы детей).
(Слайд № 4 или отрывок из м/ф "Нехочуха")

Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности.

Так что же такое права и обязанности? Нужны ли они людям? (Ответы детей).
- Права - это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между людьми. Права устанавливаются и охраняются государством.

А какие права вы знаете? (Ответы детей). Правильно. У каждого человека есть право на жизнь, семью, свободу, образование, охрану здоровья и другие.

Но не бывает прав без обязанностей.
Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые разные - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.

Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь . Никто не имеет права лишить человека жизни.
- А какие обязанности соответствуют этому праву? (Ответы детей).
- Главная ваша обязанность - охранять свою жизнь и здоровье.
- А как вы можете выполнять эту обязанность? (Ответы детей: Соблюдать правила дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного поведения в школе, на уроках физкультуры, труда и т.д.).
(Слайды № 5 и 6)

- Право на образование подкрепляется обязанностью учиться.
Слайд № 7 Правила поведения в школе

А сейчас выполните, пожалуйста, задание на карточках.

Задание № 1. Выберите предложения, в которых говорится о правах.
- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.
-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.
-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене .
После выполнения задания правильные ответы показываются на доске (слайд 8). Педагог предлагает поднять руки тем, у кого задание выполнено правильно. При необходимости дает пояснения.

Задание № 2 . Определите, что является обязанностью школьника
-Школьник обязан выполнять все требования учителя
-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию
-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе
-Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе
-Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.
Выполнение задания № 2 проверяется аналогично первому (слайд 9).

А вот у права на отдых какая обязанность? (отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим; беречь природу, не мусорить, не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду...) (слайд 10).

Каждый из вас имеет право на семью . А какие обязанности у этого права? (беречь свою семью, помогать маме, папе, чтобы семья не распалась, и не появлялись дети без родителей) (слайд 11).

Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей . А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. Во всем мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребенка, потому что дети не могут еще себя защитить самостоятельно (слайд 12). Эти документы помогают людям знать и защищать свои права. А то, что каждое право несет с собой обязанность, мы с вами сегодня уже поняли.
А теперь давайте с вами поиграем. Разделимся на 3 команды. Каждая команда получает конверт с зашифрованным названием права, которое есть у каждого человека. Вам нужно разгадать это слово, подобрать к нему картинки и оформить на листе ватмана плакат по каждому праву.

Подведение итогов мероприятия . Вывешиваются плакаты, акцентируется внимание на права и подкрепляющие их обязанности.
Когда нам хорошо, мы не задумываемся о своих правах. Но когда появляются проблемы, то разрешить их помогут наши права. Права есть у всех людей, причем у каждого — равные, одинаковые с другими. Но у детей права немного отличаются от прав взрослых, потому что ребенку бывает особенно трудно, когда приходит беда. Ведь у него мало опыта и сил, чтобы самому постоять за себя, он менее защищен. Значит, взрослые должны быстрее приходить ему на помощь. Знайте об этом и не бойтесь обращаться в трудные моменты жизни к окружающим вас людям.

Игра-путешествие: "О правах, играя!".

Сценарий внеклассного мероприятия, приуроченный к месячнику правового воспитания "Права детства".

Варнавская Марина Михайловна, воспитатель ГКС(к)ОУ «Котовская С(к)ОШИ».
Описание работы: сценарий данного внеклассного мероприятия предназначен для учащихся начальных и средних классов. Элементы сценария так же могут использовать воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования, учителя начальных классов. Игра-путешествие рассчитана на 35-40 минут.
Цель: способствовать формированию правовой культуры учащихся.
Задачи:
- Закрепить знания детей о праве на имя и фамилию, о праве на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, о праве на медицинское обслуживание, о праве на семью;
- Развивать умение рассуждать, делать выводы;
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, умение проявлять помощь нуждающимся.

Ход мероприятия:

Орг.момент. Эмоциональный настрой.
Упражнение: "Здравствуй, дружок!"
Здравствуй, дружок!
Скорей становись со мною в кружок. (дети выходят и становятся в круг вместе с педагогом)
Давай улыбнемся и скажем: «Привет!»
Солнцу привет!
Гостям всем привет!
Вы готовы поработать? (дети: Да!)
Вы готовы отвечать? (дети: Да!)
Вы готовы, если надо,
Что-то вспомнить и узнать? (дети: Да!)
Ну а главное – готовы
Вы сегодня рассуждать? (дети: Да!) (дети рассаживаются на свои места)
Сообщение темы занятия.
Педагог:
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Но прежде, чем попасть туда, нам необходимо отгадать кроссворд. Отгадав его, мы узнаем ключевое слово, это и будет темой нашего занятия.
Разгадывание кросворда:
«Кто помог выгнать лису с заячьей избушки?» (петух) .
«Кто пятился задом в басне Крылова « Лебедь, рак и щука» (рак) .
«Лечит птиц он и зверей, нет нигде его добрей» (айболит) .
«Кто ловил рыбу, опустив хвост в прорубь?» (волк) .
«Имя сестрицы, братец которой превратился в козленочка?» (Аленушка) .
Педагог: Какое же ключевое слово получилось?
Дети: Права.
Педагог: Правильно, это слово ПРАВА. И сегодня мы с вами будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах.
Основная часть занятия.
Педагог: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в удивительное путешествие по стране правовых знаний?
Дети: Готовы.
Педагог: Тогда вперёд! Путешествуя по стране правовых знаний...
(вбегает Незнайка)
Незнайка: Каких знаний? Правовых? Там, что ходят только на право?!
Педагог: Причем здесь направо? В стране правовых знаний можно много узнать интересного и нового о самом важном для всех людей– о правах!
Незнайка: О чем, о чем? О каких таких правах?
Педагог: Права – это правила, по которым живут все люди.
Почемучка: А я живу без всяких там прав и прекрасно себя чувствую.
Педагог: Ошибаешься, ты пользуешься многими правами. Поехали с нами в путешествие, и мы с ребятами тебе это докажем.
Педагог: А поедем мы вот на этом транспорте:
Маленькие домики
По улице бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут.
Незнайка: Я знаю, знаю... Это машина.
Дети: Нет! Неправильно! Это поезд.
Педагог: Правильно, ребята, это поезд.

Педагог: А вот и первая станция: станция "Забытых вещей". Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Сундучок.
Педагог: А давайте посмотрим, что же в нем находится? (педагог приглашает ребенка открыть сундучок и достать Свидетельство о рождении) .
Педагог: Что это за документ?
Дети: Свидетельство о рождении.
Незнайка: Это о чьём это рождении?
Педагог: Свидетельство о рождении - это первый документ каждого человека. Выдается он после рождения каждого ребёнка.
Педагог: О каком праве он вам напоминает?
Дети: О праве на имя, фамилию, отчество.
Незнайка: А вот и неправда! Имя у всех детей одно – Незнайка.
Педагог: Нет,незнайка, имена у всех разные. Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно имя?
Дети: Чтобы нас не перепутали, различали.
Педагог: Правильно. Смотри, Незнайка, сколько ребят у нас в классе. Практически у всех разные имена. Давай проверим!?
Игра «Шляпа знакомств».
Педагог: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя. (дети по очереди называют фамилию, имя)
Педагог: Вот видишь, Незнайка, у каждого из ребят есть свои фамилия и имя. И они пользуются этим правом с рождения.
(звучит минусовка песни Паровозика из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)
Педагог: Ну, что ребята, поехали дальше?!
(Незнайка читает: "Сказочная")
Педагог: Наша следующая станция, как уже успел прочитать Незнайка, "Сказочная"
(просмотр фрагмента русской народной сказки «Петушок-золотой гребешок», где лиса хватает петушка и убегает) .
Педагог: Вспомнили сказку?
Дети: Да
Педагог: Как она называется?
Дети: Петушок - золотой гребешок.
Педагог: Что вы можете сказать про лису? Какая она? Почему она так поступила? Что ею было нарушено? (ответы детей)
Педагог: Молодцы, ребята, вы всё правильно сказали. Именно право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу и нарушила лиса-плутовка.
Незнайка: Ой - ой, подумаешь. Право на жизнь.... Я вот могу жить и без этого вашего права: права на жизнь и свободу.
Педагог: Ну, не скажи, Незнайка. Многие столетия и даже тысячелетия в мире существовало рабовладение. Владельцы рабов считали, что не все люди равны. Например, люди с другим цветом кожи или рожденные в другой стране могли быть обращены в рабов. С ними и обращались не как с людьми, а как с существами второго сорта или как с неодушевленными предметами. Если рабовладелец жестоко относился к своему рабу, для него не было никакого наказания. Например, древнее государство, название которого Спарта, славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного осматривали и решали: если крепкий, здоровый ребенок – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как ты думаешь, Незнайка, правильно поступали жители Спарты? (Незнайка отвечает)
Незнайка: Ой, как страшно. Если бы я родился в те далекие времена, меня могли сбросить со скалы, ведь я часто болею!
Педагог: Ребята, а что надо делать, чтобы не болеть? (ответы детей)
Педагог: Правильно, ребята, чтобы не заболеть, необходимо бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.
Незнайка: А я вижу впереди станцию "Медицинскую".
Ребёнок:
Он под деревом сидит
Приходи скорей лечиться
И корова и волчица
И жучок, и червячок
И медведица!
(К.Чуйковский "Айболит")
Педагог: О ком идет речь? Что он делает? О каком праве он вам напоминает? (ответы детей)
Педагог: Верно, это доктор Айболит, который лечит всех зверей и птиц, а отрывок из книги К.Чуйковского "Айболит" напоминает нам о праве на медицинский уход.
Незнайка: А что же мне нужно сделать, если я вдруг заболел?
Дети: Обратиться к врачу.
Педагог: Правильно. И все врачи окажут медицинскую помощь.
(звучит минусовка песни Паровозика из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)
Педагог: Ну, а мы подъезжаем к следующей станции, название которой я предлагаю вам отгадать в загадке:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» - Что получится?
Дети (хором) : Семья.
Педагог: О каком праве напоминает вам разгадка этой загадки?
Дети: Разгадка этой загадки напоминает нам о том, что каждый имеет право на семью.
Педагог: А что вы знаете об этом праве?
Дети: У каждого человека должны быть папа и мама, бабушка и дедушка, а ещё может быть братик или сестрёнка.
Незнайка: Кто хочет поиграть со мной в игру?
Игра «Назови ласково».
Незнайка кидает мяч одному ребёнку и произносит: "бабушка". Ребёнок должен поймать мяч и кинуть его обратно, одновременно назвать это слово ласково: "бабуля". (слова членов семьи для игры: бабушка, дедушка, сын, мама, дочь, брат, сестра, тётя, дядя, папа)
Педагог: Едем дальше?
Дети: Да!
Незнайка: Ой, да это же станция от которой мы начали своё путешествие: "Школьная".
Педагог: Верно, Незнайка. Это станция "Школьная" и наше путешествие подошло к концу.
Незнайка: Спасибо, ребята, что взяли меня с собой в путешествие. Как много нового я сегодня узнал.
Заключительная часть.
Педагог: Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да.
Педагог: Так о чём же мы с вами сегодня разговаривали?
Дети: О правах.
Педагог: Правильно, сегодня на занятии мы с вами разговаривали о некоторых правах, о ваших правах. И я вижу, что вы очень много знаете. Давайте ещё раз вспомним права, которыми вы обладаете.

Программное содержание:

  • В интересной и занимательной форме знакомить детей с основами человеческих прав, отражённых во «Всемирной декларации прав человека», развивать способность анализировать действия, поступки героев сказок.
  • Уточнить знания детей об их гражданских правах и обязанностях.
  • Закрепить элементарные знания детей о правах ребёнка.
  • Развивать индивидуальные способности детей к творческой, речевой деятельности, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Развивать творческие способности детей в драматизации сюжетов сказки и ситуаций из реальной жизни.
  • Развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.
  • Воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

Словарная работа: «Конвенция о правах ребёнка», неприкосновенность, жюри, права, обязанности, девиз.

Материал: Конверт, в котором находится свидетельство о рождении. Мешочек, в котором находится «сердечко». «Букварь», домик, иллюстрации к сказкам, ножницы, трафареты – символы: красные сердечки, эмблемы команд: «солнышко» и «капелька», ручки, ТСО.

Предварительная работа: Беседа с детьми о правах, знакомство с символами прав. Рассматривание дидактического материала «Мои права» (дошкольникам о правах и обязанностях). Чтение художественной литературы К.И.Чуковский «Доктор Айболит», «Бармалей», «Тараканище», «Муха — цокотуха». Мамин – Сибиряк «Серенькая шейка». Русские народные сказки «Маша и медведь», «Морозко», «Гуси — лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Золушка».

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку «Вместе весело шагать», становятся полукругом. Коммуникативная игра «Добрый день».

Мы с вами познакомились с одним замечательным документом, который защищает права ребёнка. Кто помнит, как он называется?

Дети: «Конвенция о правах ребёнка».

С самого рождения дети имеют права. Какие же это права? (ответы детей).

В современном мире каждый человек должен знать свои права и вы, дети, в том числе. Соблюдать их и не нарушать.

Сегодня у нас не совсем обычное занятие, необычное потому, что оно будет проходить в виде викторины – конкурса на тему: «Я имею право».

Вам будут даны задания, вопросы. Отвечать на вопросы надо чётко, быстро и громко. Вы будете соревноваться по командам. У нас будет две команды: «Солнышко» и «Капелька».

Жюри будет оценивать ваши ответы, и после выполнения заданий будут вручаться символы — «сердечки». В конце конкурса – викторины жюри подсчитает у каждой команды «сердечки» и мы узнаем победителя.

Жюри просим занять свои места.

А теперь прошу команды занять свои места.

I – команда: «Солнышко».

Почему вы выбрали себе такое название?

«Солнышко ласкает и обогревает, всем в жизни помогает».

Наш девиз: «Есть права и у меня, хоть я маленький пока».

Кто у вас капитан? (Ответы детей).

II – команда: «Капелька».

А вы, почему выбрали такое название?

«Капелька это вода, а вода для жизни всем нужна».

Наш девиз: «Права детей не нарушать, их надо соблюдать».

А у вас кто капитан?

Итак, приступаем к выполнению заданий.

I задание: «Сказка, сказка, помоги о правах нам расскажи».

Внимание на экран. Вы увидите эпизоды из сказок. Нужно назвать сказку, и какое право в ней нарушено.

а) Сказка «Красная шапочка» (нарушено право на жизнь, нарушил это право волк). За правильный ответ вручается символ «сердечко».

б) Сказка «Теремок» (медведь нарушил право на жильё). За правильный ответ вручается символ «сердечко».

в) Сказка «Морозко» (мачеха нарушила право на любовь и заботу родителей, право на непосильный труд).

г) Сказка «Гуси — лебеди» (право на неприкосновенность нарушили гуси).

С этим заданием команды справились.

II задание: «Волшебный сундучок» (вношу под музыку).

У меня в руках волшебный сундучок, давайте откроем его и посмотрим, что внутри.

а) Конверт – в нём находится документ, который закрепляет ваше право на имя с момента вашего рождения. Что это за документ? (команды совещаются и отвечают – свидетельство о рождении). Достаю из сундучка и показываю свидетельство о рождении. Команда, которая ответила первой, получает «сердечко».

б) А ещё здесь есть «волшебный мешочек». Что же в нём находится?

Достаю и показываю «сердечко».

Какое право может обозначать сердце? (право на любовь и заботу родителей).

Что значит забота? Кто заботится о вас?

в) Показываю «букварь». Узнаёте эту книгу? О каком праве, она напоминает? (о праве на образование). Почему это право необходимо?

За правильный ответ команде «сердечко».

г) В сундучке есть ещё один предмет. Достаю и показываю домик. Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? О каком праве, он напоминает? (Право на жилище, на уютный и тёплый дом).

За правильный ответ команде «сердечко».

III задание: «Домашнее задание» (Сценки, проблемные ситуации).

Команда «Капелька»: «Айболит и Бармалей»

Айболит лечит зверей. Вбегает Бармалей пугает зверей, хватает доктора Айболита и привязывает его к пальме. Звери просят пожалеть их, отпустить доктора Айболита, чтобы он их полечил. Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).

Команда «Солнышко»: Семья готовится обедать.

Родители накрывают на стол, дети играют. Родители говорят детям, чтобы они шли обедать, дети играют. Папа берёт детей за руки и тащит их. Дети не хотят идти, он их наказывает, ставит в угол. Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).

IV задание: «Чья команда дружней и быстрей справится с заданием».

Даю картинки: иллюстрации из сказок. Написать, кто нарушил право, и кто его восстановил.

Какое право нарушено дети говорят устно.

«Собери картинку»: собрать из частей право и назвать его.

Чья команда быстрее выполнит задание, получит «сердечко».

Жюри подсчитывает количество «сердечек» у каждой команды. Определяем победителей, выясняем, что победила «дружба». Жюри вручает каждой команде коробочки конфет сердечком.

Итог: Играя, с помощью заданий мы закрепили ваши права. Каждый из вас теперь хорошо знает свои права и никогда их не нарушит. Когда вы вырастите и будите взрослыми, помните, что все люди и маленькие, и большие имеют свои права.

Викторина – конкурс завершается под песню «Солнечный круг».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

МБОУ «СОШ №21» г.Элиста РК

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

Составил: Классный руководитель 9 «а» класса

МБОУ «СОШ №21» г.Элиста РК

Поштариков Андрей Анатольевич

Игра «Знатоки права»

(внеклассное мероприятие для учащихся 9 классов)

Цель: Формирование правовой культуры у учащихся.

Задачи: Воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма.

В мероприятии участвуют две команды. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие учащихся и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни.

Мероприятие проходит в классе или актовом зале в форме конкурса. Аудитория оформляется плакатами с «крылатыми изречениями», посвященными праву и юристам.

План мероприятия

Конкурс 1 «Приветствие»

Конкурс 2 «Что бы это значило?»

Конкурс 3 “Гражданин России”

Конкурс 4 «Всякая всячина»

Конкурс 5 «Конкурс капитанов»

Конкурс 6 « Права человека»

Конкурс 7 “Правовой статус ребёнка”

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

Конкурс 9 В шутку о серьезном

Конкурс 10 Сказка ложь, да в ней намек

Конкурс 11 «Словесный портрет знаменитых сыщиков»

Конкурс 1 «Приветствие»

Первый конкурс-приветствие команд. Жюри оценивает название, девиз и приветствие команд. Максимальная оценка – 5 баллов.

Жюри, подведите итоги

Конкурс 2 «Что бы это значило?»

Разминка. Командам по очереди задаются вопросы по правовой тематике из цикла «Что бы это значило?» в шуточной форме. Оценка – 1 балл за верный ответ.

    Если вы не обнаружили ключа от двери под ковриком… (Значит вы его туда не клали, т. к. это опасно).
    2. Инспектор ГИБДД не берет штраф за превышение скорости… (Вы ее не превысили)
    3. Вас признали виновным в совершении преступления… (Вам минимум 14 лет)
    4. Школьник выражался нецензурно в общественном месте… (Значит он мелкий хулиган, ст 20. 1 КоАП)
    5. Мальчик 12 лет пошутил, сообщив о заминировании здания школы… (И заплатили его родители штраф…)
    6. Вы решили подарить своим родным…(Значит вы хорошо зарабатываете и дееспособны)
    7. Вы – гражданин….(Значит вы свободны!)
    8. Вы не можете без согласия родителей выехать из страны…(вы еще ребенок, т к вам не исполнилось 18 лет)

Жюри, подведите итоги

Конкурс 3 “Гражданин России”

Обязанности гражданина РФ

Команды получают карточки с перечнем обязанностей.

Обязанности:

1. Соблюдать законы.
2.
Платить налоги .

4.Быть членом профсоюза.
5.
Защищать Отечество.
6.
.
7.
.

Конкурс 4 «Всякая всячина»

Конкурс называется «Всякая всячина». Команды должны будут ответить на 9 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если вы затрудняетесь с ответом, скажите слово «дальше». Жюри фиксирует правильные ответы.

Вопросы команде №1 «….»:

    Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией. (Референдум)

    Кто является главой Российской Федерации? (Президент)

    Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерация)

    Отдельный гражданин как субъект гражданского права. (Физическое лицо)

    К субъектам Федерации не относится республика, Москва, область или район? (Район)

    В каком году была принята ныне действующая конституция? (1993)

    5. Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации (Декларация)

    Государственным языком на всей территории России является…(Русский), а на территории Республики Калмыкия ….. (Калмыцкий и Русский)

Вопросы команде №2 «….»:

1. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция)

2. Кто является гарантом конституции РФ? (Президент РФ)

3. Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком? (Человек до 18 лет)

4. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является …(Народ)

6. Процедура вступления в должность главы государства называется…(Инагурация)

7. Защита отечества для гражданина России является…(Почетной обязанностью)

8. К исполнительной ветви власти относится…(Правительство)

9. Государственным языком на всей территории России является…(Русский)

Жюри, подведите итоги конкурса и огласите их.

Конкурс 5 «Конкурс капитанов»

Переходим к конкурсу капитанов. Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Противник может ответить на вопрос своего соперника в том случае, если тот молчит. Время на обдумывание не более 10 секунд.

1.* Вопрос капитану команды «……»:

Первой отменила эту дискриминацию Новая Зеландия. Ее примеру через год последовала Австралия. В Европе первой это сделала Норвегия в 1907 г., Россия –только после Февральской революции в 1917 г. Через год это случилось в Англии, где в парламент была представлена петиция с подписями. Закон прошел большинством лишь в два голоса. Свободолюбивая Франция приняла аналогичный закон только в 1944 г., а Щвейцария- в 1971-м. Так что произошло в Новой Зеландии в 1893 г.?.... (женщинам было предоставлено избирательное право).

2.* Вопрос капитану команды «…..»:

В развитых странах, известных своим вниманием к правам человека, эти люди подвергаются дискриминации в разных областях публичной жизни. Им часто отказывают в приеме на работу, не пускают в общие вагоны поездов и в салоны самолетов, не разрешают посещать рестораны и даже пивные. Их нельзя показывать в кино, в телепередачах. В некоторых странах им даже не разрешают появляться на городских улицах. Кто эти люди?.....(курильщики).

3.* Вопрос капитану команды «……»:

Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо «валета» появилась карта «равенство», вместо «дамы»- «свобода», вместо «короля»- «гений». А вместо «туза»- то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз?....(«закон»).

4.* Вопрос капитану команды «……»:

Размышляя в конце жизни о том, в чем же действительно заключается его слава, Наполеон Бонапарт пришел к выводу, что это вовсе не сорок выигранных им сражений. Настоящую славу, считал полководец, принес ему один юридический документ. Как он назывался?...(Гражданский кодекс).

Конкурс 6 « Права человека»

Объявляем условия четвертого конкурса, посвященного правам человека.

Командам предлагаются на выбор карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Карточки вынимаются поочередно. Вам необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции. Время на размышление- 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Текст контрольного листа

    Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на………………

(личную неприкосновенность)

    Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Бура-

тино воспользуется своим правом на……………..(получение бесплатного обра-

зования)

Путешествие, воспользовалась своим правом на……(свободное передвижение)

ку папы Карло нарушили его право на ……(неприкосновенность жилища)

На работу к попу, воспользовался своим правом на…….(труд)

Берендея, нарушил его право на….(владение имуществом)

……..(жизнь и личную неприкосновенность)

    Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…………(поль-

зоваться учреждениями культуры)

что является покушением на право Буратино……(иметь имущество и собственность)

воспользовались правом…..(уехать из своей страны и вернуться на родину)

Слово жюри…

Конкурс 7 “Правовой статус ребёнка”

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены основные вехи в жизни ребенка: с рождения, с 6 лет, с 10 лет, с 14 лет, с16 лет, с 18 лет. Необходимо соотнести приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности и основные возрастные вехи в жизни ребенка. Время на обсуждение командой каждого пункта задания – 5 секунд. За правильно выполненное задание команда получает-12 баллов (за каждый правильный ответ – 1 балл).

1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет /.

2. Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.

3. Может быть членом кооператива, акционерного общества / с 16 лет /.

4. Имеет право на получение паспорта. / 14 лет /.

5. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) / с 14 лет /.

6. Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей / с 14 лет /.

7. Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами / с14 лет /.

8. Дает согласие на изменение своего имени или фамилии / с10 лет /.

9. Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки / с 6лет/.

10. Вправе посещать школу / с 6 лет /.

11. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов / с рождения /.

12. Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.

Слово жюри…

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

К оманде предлагаются незаконченные фразы, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача – воспроизвести фразу полностью и точно. Время на выполнение – 3 минуты. Правильный ответ - 2 балла.

    Чтобы быть свободным, нужно / подчиняться законам /” (античная мудрость)

    Закон суров, но / это закон

    Высший закон - / благо народа

    Право ребенка быть тем, / кто он есть /” (Я. Корчак, педагог)

    Обязанность без права есть / рабство /; право без обязанности - / анархия

    Свобода есть право делать все, что / дозволено законом /” (Монтескье, философ)

    Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется /

    Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих /

Конкурс 9 В шутку о серьёзном

Пока команды работают письменно, мы проводим конкурс для болельщиков. Называется он «В шутку о серьёзном». За каждый верный ответ болельщики могут принести 1 балл своей команде. Отвечает тот, кто первым поднял руку.

    Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л.Гайдая «Бриллиантовая рука. Ответ: «черт побери».

    У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? Ответ: билета.

    Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем- каскадером. Ответ: Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».

    Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. Ответ: сорока.

    Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного. Ответ: Буратино.

    «Избави бог и нас от этаких судей»,- восклицал И.А.Крылов. Кто же был героем его басни? Ответ: осел.

    Как появилось выражение «Написано на лбу»? Ответ: происходит от обычая ставить клеймо на лоб преступнику.

    Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня? Ответ: шапка.

Конкурс 10 Сказка ложь, да в ней намек

Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Внимание!

1.В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? (Красная шапочка)

2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано». (« Волк и семеро козлят»).

4. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна Лягушка»)

5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)

6. В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погиб. («Колобок»)

Жюри подводит итоги.

Конкурс 11 «Словесный портрет знаменитых сыщиков»

По словесному портрету назвать имя и фамилию сыщика. За правильный ответ команды получают по 2 балла.

Задание 1. « Национальность – бельгиец. Внешность: яйцевидный череп, частично покрытый подозрительно темными волосами, гигантские усы, внимательные глаза. Родители дали ему имя одного из героев греческих мифов. (Эркюль Пуаро).

Задание 2. « Внешность: острый, пронизывающий взгляд, тонкий орлиный нос, придающий лицу выражение живой энергии и решительности, квадратный, чуть выступающий вперед, подбородок, говорящий о решительном характере; руки вечно в чернилах и пятнах от разных химикалий. Он живет в Лондоне. Он не музыкант, но музыка помогает ему в работе. Его любимый инструмент - скрипка. (Шерлок Холмс)

Задание 3. Он почти не известен за границей, он был начальником отдела по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за черной кошкой. Считал, что вор должен сидеть в тюрьме. (Глеб Жеглов)

Задание 4. Самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть свой номер, а любое препятствие для него – пустяк. (Джеймс Бонд)

Жюри подводит итоги.

Наш конкурс по правовым знаниям подошел к концу, попросим членов жюри подсчитать баллы за последний конкурс и огласит общий счет, назвав команду победительницу.

Спасибо!

Задания по карточкам

Конкурс 3 “Гражданин России”

Обязанности гражданина РФ

Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания -15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Обязанности:

1. Соблюдать законы.
2.
Платить налоги .
3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4.Быть членом профсоюза.
5.
Защищать Отечество.
6.
Сохранять природу и окружающую среду .
7.
Бережно относиться к памятникам истории и культуры .
8.Учиться, получать образование.
9.Участвовать в управлении делами государственными.

Задания по карточкам

Конкурс 3 “Гражданин России”

Обязанности гражданина РФ

Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания -15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Обязанности:

1. Соблюдать законы.
2.
Платить налоги .
3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4.Быть членом профсоюза.
5.
Защищать Отечество.
6.
Сохранять природу и окружающую среду .
7.
Бережно относиться к памятникам истории и культуры .
8.Учиться, получать образование.
9.Участвовать в управлении делами государственными.

Конкурс 6 « Права человека»

Текст контрольного листа

1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на………………………………………………………………………………….

2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Бура-

тино воспользуется своим правом на………………………………………………………………………………

    Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в

Путешествие, воспользовалась своим правом на………………………………………………………………………………

    Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в камор-

ку папы Карло нарушили его право на ………………………………………………………………………………………..

    Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись

На работу к попу, воспользовался своим правом на…………………………………………………………………………….

    Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя

Берендея, нарушил его право на………………………………………………………………………….

    В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на

…………………………………………………………………………………………..

    Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право……………………………………………………………………………………..

    Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги,

что является покушением на право Буратино……………………………………………………………………………..

    Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они

воспользовались правом……………………………………………………………………………………

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

Команде предлагаются незаконченные фразы, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача – воспроизвести фразу полностью и точно.

1.“Чтобы быть свободным, нужно

/ подчиняться законам /” (античная мудрость)

2. “Закон суров, но

/ это закон /!” (древнеримское изречение)

3. “Высший закон –

- / благо народа /” (древнеримское изречение)

4. “Право ребенка быть тем, /

/ кто он есть /” (Я. Корчак, педагог)

5. “Обязанность без права есть / рабство /;

право без обязанности - / анархия /” (Г.Ламене, богослов, философ)

6. “Свобода есть право делать все,

что / дозволено законом /” (Монтескье, философ)

7. “Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется

/ наилучшему обеспечению интересов ребенка /” (Конвенция о правах ребенка, ст. 3)

8.“Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих

/ уважение человеческого достоинства ребенка /” (Конвенция о правах ребенка, ст.28)

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

Запишите фразы

7._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________8.___________________________________________________________________________

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

Запишите фразы

1.___________________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________6._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.___________________________________________________________________________

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования Ирбитского МО

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Пионерская средняя общеобразовательная школа

Заочный конкурс методической продукции

Номинация: сценарий воспитательного мероприятия

по правовому воспитанию учащихся младшего школьного возраста

учитель начальных классов

МКОУ Пионерская СОШ,

Манькова Людмила Александровна,

учитель начальных классов

МКОУ Пионерская СОШ,

Свердловская область,

Ирбитский район,

п. Пионерский, ул. Ожиганова, 10

рабочий телефон: 4-49-39

^ Пояснительная записка

Одна из постоянных проблем, решаемых человечеством – это проблема прав и свобод детей. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. Потому большое значение для позитивной социализации обучающихся имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием.

Воспитание ребят сопричастными к жизни своей страны, своего народа, своей малой Родины - одна из важнейших педагогических задач.

Мы считаем, что работу по правовому воспитанию необходимо начинать с начальной школы. Одним из способов внедрения правового воспитания в начальной школе, является проведение занятий по правовой культуре школьников на тематических классных часах, беседы на группе продленного дня, в ходе изучения курса «Окружающий мир».

Начало XXI века знаменует переход России в стадию гражданского общества, правового государства, рыночной экономики, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Очень важно, чтобы, начиная ещё с младшего школьного возраста, дети имели представление о связи времён и поколений, знали и гордились нашими лучшими национальными ценностями, любили свою большую и малую Родину и делали всё, чтобы она была стабильной и крепкой.

Права ребёнка лучше всего постигать на доступном детям материале.
На своих занятиях, классных часах, беседах и уроках мы проводим знакомство с Декларацией прав человека через примеры из сказок, способствующие изучению таких понятий как «закон», «статья», «свобода», «выбор», «справедливость» и др.

Занятие может проводиться 20 ноября (Всемирный день прав ребёнка) или 10 декабря (день принятия Всеобщей декларации прав человека) и особого ограничения во времени не требует, поэтому в сценарии мы не указываем интервалы времени на то или иное действие. В подготовке и проведении занятия можно задействовать всех ребят. Данное занятие можно проводить и на классных часах.

Данная разработка может представлять интерес для классных руководителей и воспитателей группы продленного дня в воспитании правовой культуры у детей.

Основная цель занятия : формирование положительного отношения детей к законам страны и их выполнению, способствовать формированию правовой культуры детей, пониманию необходимости участия в выборах.

Задачи занятия:


  • дать представление о «Декларации прав человека», «Коституции РФ», «Конвенции о правах ребенка»;

  • научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни, отгадывать кроссворд;

  • в игровой форме ознакомиться со статьями из декларации прав человека;

  • дать представление об основных принципах участия граждан в выборах, понимание реализации своего права участвовать в управлении делами государства;

  • воспитывать любовь к Родине, гордость за свое государство, правовую грамотность;

  • воспитание коммуникативной культуры общения и взаимопонимания.
Подготовительный этап:

  • изучение и подбор материала о правах и обязанностях гражданина РФ;

  • разучивание стихотворений о правах и выборах;

  • инсценирование отрывка из сказки «Колобок» и стихотворения
    А.Л. Барто «Выборы» детьми, подбор костюмов и реквизита;

  • подбор изречений мудрых людей;

  • подбор сказок, в которых герои нарушают права других героев или показаны права героя;

  • создание мультимедиа презентации к занятию (см. м/м приложение «Мы – будущие избиратели. Наши права и обязанности»)
Оборудование:

  • карточки с терминами; статьи из декларации прав человека;


  • паспорт гражданина РФ;

  • памятки прав ребёнка;




  • Клип «Россия, Мы дети твои!», группа «Волшебники двора».
Формы работы : игровая, групповая и индивидуальная.

Место проведения: классная комната или актовый зал.

^ Внеклассное занятие по правовой культуре школьников

«Мы – будущие избиратели. Наши права и обязанности»

I. Приветствие-присоединение


  • Сегодня на занятии, как мне кажется, не останется равнодушным ни один из присутствующих в классе.
Игра-приветствие

  • Возьмемся за руки, почувствуем настроение друг друга через рукопожатие. (Дети все по кругу приветствуют друг друга.)
Ты мой друг и я твой друг –

^ Встанем мы в широкий круг!

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом,

Станет радостно кругом!


  • Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?»

  • Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить беспорядок.

  • Что же такое законы ?

  • Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

^ II. Знакомство с названиями книг, в которых записаны права человека


  • Долгое время в истории человечества царил закон: «Око за око, зуб за зуб». Как вы понимаете это изречение?

  • Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, сто между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появляются на свет, чтобы быть в услужении у других. Только в XX веке человечество научилось понимать, что необходимо составлять специальные документы по правам человека.

  • До наших дней дошло изречение мудрых: «Храни порядок, и порядок хранит тебя». Как вы понимаете это изречение?

  • Все мы разные, но одно у нас общие - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять.

  • Существуют документы, в которых прописаны наши права. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с ними.

  • В ноябре-декабре месяцах появились все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека (На доску вывешиваются таблички) ;

  • «Декларация прав человека»,

  • «Конституция Российской Федерации»,

  • «Конвенция по правам ребёнка».

  • «Всеобщая Декларация прав человека» принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года . Она провозглашает права личности, гражданские и политические права и свободы, равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и др., а также социально-экономические права (на труд, социальное обеспечение, отдых и др.).

  • В 1918 году в России появилась Конституция.

  • «Конституция РФ» - основной закон государства. Принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием (референдумом). С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

  • В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и др.

  • Кроме прав у граждан России есть и обязанности , тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

  • «Конвенция по правам ребёнка» принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. В соответствии с этим законом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребёнка.
^ Кроссворд «Права»


  1. Качество человека, который поступает по правилу: относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.

  2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим.

  3. Качество человека, свидетельствующее о его толковости, рассудительности.

  4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

  5. И тогда такому человеку будет легко жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются…»

  • У каждого из вас есть права и обязанности. Право на жизнь, право на семью, на учебу, отдых и т.д. А что же такое - право?

  • Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отно­шения людей в обществе.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.


  • Как вы думаете, важны ли эти документы? (Да)

  • Для чего они нужны? (Ответы детей)

III. Путешествие по страницам литературных произведений


  • Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки . В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

  • Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев и обижают их. Итак, настроились на встречу со сказочными героями!
(Ребятам предлагается строки из сказок, чтобы определить, какое право нарушено. ^ Список сказок прилагается детям. )

Вопросы детям:


  1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

  2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз под­вергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съе­денным? («Колобок».)

  3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

  4. В каких сказках нарушено право человека на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Петушок- золотой гребешок») [Статья 22, п.1.]

  5. В каких сказках герои подвергаются пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению? («Красная шапочка», «Василиса Прекрасная», «Золотой ключик») [Статья 21, п.2]

  6. В каких сказках герои содержатся в рабстве или подневольном состоянии? («Сказка о Царевне- лягушке», «Гуси- лебеди», «Дюймовочка», «Золушка», «Морозко»)

  7. В каких сказках нарушено право на владение имуществом? («Золотой ключик», «Летучий корабль», «Лиса и заяц») [Статья 35]

  8. В какой сказке показано, что каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства? (М.Гаршин «Лягушка – путешественница») [Статья 27, п.1]

  9. В какой сказке и кто нарушал право на равную оплату за равный труд? (А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде». Поп) Статья 37, п. 3

  10. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию? (Дж. Родари «Чиполлино») [Статья 40, п.1]

  11. В какой сказке показано, что каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь? К.Чуковский «Айболит» [Статья 41, п.1]

  12. В какой сказке показано, что каждый человек имеет право на образование? (А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино») [Статья 43, п.1]

  13. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилья, а главный герой проникает в жилище против воли проживающих в нем лиц? (С.В.Михалков «Три поросенка») Статья 25

  • Ребята, вы можете и самостоятельно продолжить путешествие по страницам литературных произведений, если возьмёте в библиотеке книгу Шабельника Е.С., Каширцевой Е.Г. «Ваши права» (Показ книги.)

^ IV. Игра «Спрятанные слова»


  • А теперь поиграем в игру «Спрятанные слова» (Дети делятся на 4 команды и за 2 минуты составляют слова из слова КОНСТИТУЦИЯ ).

^ V. Знакомство с правом выбирать и быть избранным


  • Ребята, вы уже знаете, какие права и обязанности имеет каждый человек. Каждый гражданин и просто человек действительно имеет и сохраняет свою уникальность, неповторимость и особенность. Каждый из нас имеет свои собственные особенности характера, поведения, свой собственный образ мыслей и многое другое, но есть что–то, что нас объединяет.

  • Сегодня на занятии мы узнаем об очень важном и нужном праве – это право выбирать и быть избранным . А поможет нам узнать об этом праве всем нам знакомая сказка «Колобок».
^ Сценка из сказки «Колобок» (Исполняют дети)

Старик:

Ты, старуха, не горюй,

Тесто быстро в печку суй.

Испеки мне колобок,

Колобок - румяный бок.

^ Старуха засовывает «тесто» в печь, стоит с ухватом рядом.

Старуха:

Я пеку его с любовью,

Угощайся на здоровье!

Старик: Колобок, пекись скорей,

Старуха (обращается к старику) :

Ты пока его не трогай,

Пусть остудится немного.

Старик:

Колобок, остынь скорей,

Мы попляшем веселей.

Колобок:

Нет, старинушка, постой,

Не хочу я быть едой!

Спрыгну я сейчас с окошка,

Покачусь я по дорожкам,

Прикачусь к ребятам я,

Все они мои друзья,

Буду с ними я играть,

Вам меня и не догнать!

(Колобок убегает.)


  • Ребята, каким правом воспользовался Колобок, после того как он испёкся? (Да, он воспользовался правом свободы, но он ещё и мог сделать выбор – т.е. мог остаться и его бы съели бабка и дедка, а он захотел общаться с вами ребятами, поэтому у него сложится теперь другая судьба.)

  • Значит, важно или нет для человека, пользоваться правом выбора?

  • Как часто мы стоим перед выбором. Какую одежду сегодня одеть? С кем нам дружить? Доверить свою тайну другу или нет? Добро нам выбрать или зло? Кого выбрать командиром класса?

  • Всю свою жизнь человек стоит перед выбором. По мере взросления человека растёт и это право, по достижению вами совершеннолетия, т.е. в 18 лет человеку даётся право выбирать своё будущее и будущее своей страны. Об этом записано в главном законе нашей страны, который называется Конституция РФ.

  • Сегодня мы обсудим, как и где проходят выборы, какие документы необходимы для голосования и др.

Беседа об избирательном праве и о порядке голосования


  • У нас ВЫБОРЫ! Граждане страны выбирают Президента, депутатов, мэров и дают им власть, чтобы они сделали жизнь в стране лучше.

  • Где проходят выборы? (На избирательных участках)

  • Вы уже, наверное, ходили на избирательные участки вместе с родителями. Какие документы брали они с собой? (Паспорта)

  • Правильно, паспорт – это документ, который выдается гражданину страны, удостоверяющий его личность. В России паспорта получают с 14 лет, а
голосовать гражданин может с 18 лет. (Показ паспорта)

  • На избирательном участке члены избирательной комиссии проверяют паспорт гражданина, регистрируют его в списке избирателей, выдают бюллетень для голосования, в котором указаны фамилии претендентов. Гражданин должен отметить в бюллетене нужную фамилию и опустить его в урну для голосования. Члены избирательной комиссии по окончанию выборов подсчитывают голоса за каждого претендента, составляют протокол и объявляют результаты голосования.
^ Стихи о выборах (Дети читают стихи) :

Ты подумай о благе страны.

Выбирай из таких кандидатов,

Что одной лишь России верны.
Что такое выборы?

Каждый должен знать.

Потому что каждому

Кто же мне ответит?

Для того, чтоб жили мы

Лучше всех на свете.
Если ты ещё не выбрал

Информацию собрать!
Выбирай ты того, кого хочешь,

Кто понравился больше тебе,

У кого грандиознее планы,

За себя мы все в ответе!
Выбор твой, как ключ в кармане

Раз достал – открылась дверь,

И лучи большого счастья

Засияли в ней теперь!!

^ Стихотворение А. Л. Барто «Выборы» (Инсценируют дети)


  • Ребята, давайте посмотрим и послушаем, как проходили выборы в одном пионерском отряде.
Выборы. А. Барто

Собрались на сбор отряда

Все! Отсутствующих нет!

Сбор серьезный:

Выбрать надо

Лучших девочек в совет.
Галю вычеркнут из списка!

Все сказали ей в глаза:

Ты, во-первых, эгоистка,

Во-вторых, ты егоза.
Предлагают выбрать Свету:

Света пишет в стенгазету,

И отличница она.

Но играет в куклы Света!-

Заявляет Ильина.
- Вот так новый член совета!

Нянчит куколку свою!

Нет!- кричит, волнуясь, Света.

Я сейчас ей платье шью.
Шью коричневое платье,

Вышиваю поясок.

Иногда, конечно, кстати

Поиграю с ней часок.
- Даже нужно шить для кукол!-

Заступается отряд.

Будет шить потом для внуков!-

Пионерки говорят.
Подняла Наташа руку:

Мы вопрос должны решить.

Я считаю, что для кукол

В пятом классе стыдно шить!
Стало шумно в школьном зале,

Начался горячий спор,

Но, подумав, все сказали:

Шить для кукол - не позор!
Не уронит этим Света


  • За что же выбрали Свету в совет класса? (Света пишет в стенгазету, И отличница она.)

  • Значит, каких людей надо выбирать на выборах? (Чтобы были примером во всём, и в делах, и в жизни)

  • А как вы думаете, можно ли не участвовать в выборах? Почему?

  • От этого будет зависеть то, в какой стране мы будем жить, кто будет руководить нами.

  • Нарисуйте словесный портрет гражданина страны (свободен, самостоятелен, неравнодушен).
^ VI. Рефлексия. Игра «Цветик-семицветик»

  • Спасибо вам, ребята, что приняли участие в обсуждении данной мной темы. Я надеюсь, вам понятны термины, с помощью которых мы говорили о правах ребенка, о личности, о гражданской позиции.

  • Сейчас я предлагаю вам игру «Цветик-семицветик ». Перед каждым из вас лежит Цветик-семицветик, на котором с одной стороны вам предлагается продолжить фразу «Я имею право на …», с другой стороны – «Я обязан …».

  • Зачем нам нужны права и обязанности?

  • Ребята, заканчивая наше занятие, я с благодарностью хочу подарить вам памятки и надеюсь, что вы все будете знать свои права и обязанности, задумаетесь над вопросом как стать личностью, настоящим гражданином нашего государства под названием – Россия.

VII. Итог занятия


  • Наше общество будет чище и лучше, если мы научимся больше, чем предыдущее поколение, пользоваться своими правами и свободами.
    К сожалению, это требует усилий от каждого из нас и от государства.
    Не все граждане верят в силу закона и свои возможности. Поэтому идут на незаконные способы защиты своих интересов, прав и свобод. Идея защиты прав и свобод человека должна жить в уме и сердце каждого!
Клип «Россия, мы дети твои!», группа «Волшебники двора»

Источники и используемая литература


  1. Барто А.Л. Любимые стихотворения. – М: Просвещение, 2005.

  2. Всеобщая Декларация прав человека принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года.

  3. Конвенция ООН о правах ребёнка – резолюция № 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

  4. Конституция РФ - основной закон государства от 12 декабря 1993 года.

  5. Сборники сказок.

  6. Шабельника Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права.

  7. viki.rdf.ru
Материально-техническое и информационно-методическое обеспечение:

  • компьютер, мультимедиапроектор, экран;

  • Клип «Россия, Мы дети твои!», группа «Волшебники двора»;

  • реквизиты к сказке и стихотворению;

  • карточки с терминами;

  • статьи из декларации прав человека;

  • книга Шабельника Е.С., Каширцевой Е.Г. «Ваши права»;

  • паспорт гражданина РФ;

  • Цветики-семицветики для рефлексии;

  • памятки прав ребёнка.


Просмотров