Государство по отношению к обществу обеспечивает. Соотношение государства и общества

Недостатки рассмотренных классификаций типов государства в основном обусловлены недооценкой его общесоциальной роли. Эта роль проявляется в том, в какой мере государство учитывает интересы всего общества, конкретной личности и способствует их реализации, т.е. выступает в качестве механизма реализации общезначимых интересов.

В зависимости от характера взаимоотношений государства и общества, т.е. от того, кто кому служит - государство обществу или наоборот, различают полицейское, правовое и социальное государства.

Общество представляет собой взаимодействие людей, преследующих свои частные интересы. Эти интересы различны, иногда противоположны, поэтому часто сталкиваются друг с другом. Потребность в согласовании частных и групповых интересов и на их основе выражение всеобщего интереса привели к созданию государства - политической организации общества, непосредственно не совпадающей с населением и состоящей из системы учреждений государственной власти, административного аппарата (чиновников) и принудительных учреждений (полиция, суд, карательные органы, вооруженные силы).

Следовательно, государство является политической формой существования общества, а содержание этой формы определяет само общество. Однако характер взаимодействия государства и общества на протяжении истории человечества не был простым.

В древности государство создавалось людьми для общего блага: обуздания собственного животного эгоизма и страха, защиты от внешних врагов, обеспечения правопорядка и личной безопасности, организации производственной деятельности человека. Но постепенно государственный аппарат - особый слой людей, занятых управлением (как это было в странах Востока), или класс богатых собственников (на Западе) - начинает использовать государственную власть для удовлетворения групповых интересов.

Традиционное общество (сословное или кастовое) могло быть организовано и упорядочено с помощью развитой системы государственного насилия. Государство отождествляется с организованным меньшинством собственников или управляющих, которое подавляет бесправное большинство. Их узкоклассовый интерес выдавался за всеобщий, а благо государства провозглашалось целью общественного развития. Наиболее устойчивым было государство исторически первого типа - полицейское. Оно существовало долгое время в странах Востока, государствах Западной Европы. Классическим образцом являются абсолютные монархии в Европе и восточные деспотии па Востоке.

Государство в лице монарха, императора в этом случае было господином, дарующим своим гражданам некоторые права и свободы. Всесилие государственной власти опиралось на ее божественное происхождение. Разветвленный бюрократический аппарат обеспечивал управление обществом и контроль над ним, а система карательных органов подавляла малейшее неповиновение власти.

Переход в XVII-XVIII вв. общественного сознания от религиозного к светскому позволил снять покрывало святости с власти монарха. Государство перестали рассматривать как результат божественного промысла, а стати понимать как договор свободных граждан, создающих его дня удовлетворения общезначимых потребностей. Теперь государство призвано служить обществу.

В качестве главной цели создаваемого общественного договора т.е. государства, декларируется задача - гарантировать естественные права человека: права на жизнь, свободу, собственность, стремление к счастью, принадлежащие ему в силу факта рождения.

Буржуазные революции XVII-XVIII вв. в Англии. США и Франции стати воплощать идею правового государства в жизнь. Их результатом был переход от абсолютистского к правовому государству - государству второго типа. Правовое государство декларирует верховенство закона во всех сферах общества. Государство и граждане в равной степени подчинены конституции, а право служит способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Учреждается разделение властей и гарантии неотчуждаемых прав личности, условия ее свободного развития. Провозглашается взаимная ответственность государства и личности за свои действия перед законом.

Однако лишь наличие зрелого гражданского общества (т.е. сообщества свободных личностей, способных самостоятельно, без вмешательства государства соблюдать разумные формы человеческого общежития, которые не ущемляют индивидуальности) смогло на практике превратить государство в средство удовлетворения интересов всего общества.

Сегодня социальный прогресс зависит не только от государства, но и от развитого гражданского общества, которое является его реальной основой. Лауреат Нобелевской премии американский экономист М. Фридмен (1912-2006) справедливо отмечал.

Общество таково, каким ее делаем мы сами... Только от пас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина.

Однако провозглашение в правовых государствах принципов индивидуальной свободы, равенства всех перед законом, невмешательства государства в дела общества не привело к всеобщему благополучию, не остановило роста нищеты и конфликтности в обществе. Надежды на то, что эти принципы в условиях рыночного хозяйства автоматически приведут к процветанию в промышленно развитых странах, не сбылись.

Это было связано с тем, что правовое государство взяло на себя только функции "ночного сторожа", т.е. обеспечения физической безопасности, правопорядка и индивидуальной свободы, и не вмешивалось в экономическую и социальную сферы. Однако рынок (с его конкуренцией) привел к концентрации ресурсов и богатства у имущих классов и отсутствию достойных условий жизни у большей части общества, что вызвало потребность в сглаживании фактического неравенства путем проведения государством активной социальной политики.

Социальное государство означало переход от декларативности прав и свобод в условиях правового государства к их практической гарантированности. Социальное государство стремится обеспечить каждому человеку достойные условия существования путем распределения материальных и духовных благ на основе принципов социальной справедливости. Социальное государство берет на себя заботу и ответственность за развитие общества, поощряя при этом повышение эффективности производства, индивидуальную ответственность, частную собственность, конкуренцию. В развитых странах достойные условия человеческого существования, равные возможности участия населения в управлении производством через акционирование государство смогло реально гарантировать лишь в 60-е годы XX в.

Введение

2.4.Теория насилия

Заключение

Введение

Всё имеет своё начало, свою история становления, возникновение и развитие. Так и такая дисциплина как теория государства и права изучает не только результат продуктивной деятельности различных народов, приведших к установлению своих режимов власти, своих законов но и саму причину возникновения и происхождения государства. Тема выбранная для написания курсовой работы, по моему мнению всегда была и будет актуальной, так как не изучив причину и этапы первичного становления любого вопроса сложно понять и проанализировать результат действий. В данной курсовой работе будут рассмотрены общие вопросы происхождения государства и более подробно каждая из теорий происхождения государства.

Вопрос происхождения государства можно в какой-то степени отнести к философскому вопросу, в связи с этим много величайших умов как нашей страны так и зарубежных стран приводили свои теории и размышления по этому вопросу, охватить их все в данной курсовой работе не представляется возможным, но основные теории, входящие в курс дисциплины теории государства и права будут рассмотрены.

Изучение вопроса теории происхождения государства, по-моему мнению относиться не только к познавательному вопросу, изучаемого в целях понимания таких понятий как: государство, право, общество, законы, режимы, но и показывает нам связующие звенья между этими понятиями (личность и общество, закон и общество, государство и общество, режим и государство и т.д.), что делает выбранную тему ещё более интересной, занимательной и не зря выбранной.

Целью данной работы является изучение основных теорий происхождения государства. Соответственно, задачами, поставленными в данной курсовой работы является изучение схожих закономерностей и нахождение отличий в происхождений государств у различных народов, а также детальное рассмотрение основных теорий происхождения государства.

1.Причины возникновения государства.

Многие научные деятели ведут яростные дискуссии по вопросу проблем возникновения государства. Первой причиной этих дискуссий, является то, что в основе этого сложного (по своей сущности) вопросе лежат различные философские течения и воззрения (к примеру существует мнении, согласно которому государство существовало вечно). Для приверженцев этой точки зрения происхождения государства, проблем в вопросе возникновения государства вообще нет. Во-вторых применяя к вопросу происхождения государства методы таких наук как история и этнография, даёт нам всё новые знания о причинах возникновения государства.

В первобытном обществе люди жили малыми родственными группами. Охота и собирательство дакоросов являлись источниками их существования. Отсутствие производства обрекало человека на полную зависимость от природы. Период присвоения преимущественно готовых продуктов природы характеризуют как период собирательства (сбор плодов, кореньев и др.). Кроме этого, первобытные племена занимались примитивной охотой и рыболовством и др. При этом неукоснительно реализовывались два принципа - все, что добывалось, сдавалось в "общий котел" и перераспределялось между всеми. Каждый член рода получал определенную долю из добытого. На иных началах первобытное общество просто не могло существовать и было бы обречено на вымирание. 1

Современники, представители материалистической науки связывают этапы возникновения государства с развитием производства, в частности с переходом от присваивающей экономики к производящей.

Эволюционные этапы развития человечества показывают нам как потребности человека, привели его от присвоения готовых животных и растительных форм к непосредственной трудовой деятельности, направленной на преобразование даров природы в орудия труда, готовые изделия для обмена и продажи и для обеспечения своей жизнедеятельности. Именно потребность в производящей экономике послужила толчком к разделению общественного труда на три основные составляющие – отделение скотоводство от земледелия, отделение ремесла и обособление слоя людей, занятых в сфере обмена (торговля). Эти крупные события становления государства послужили столь же крупным последствиям в общественной жизни, в изменившихся условиях довольно высоко возросла роль мужчин в обществе, которая стало более приоритетна для государства, в сравнении с женским трудом по ведению домашнего хозяйства. На этом этапе развития государства ярко прослеживается переход прав правления от матриархального к патриархальному, где родство уже ведётся по отцовской линии, а не по материнской.

По мимо перехода правления, родовая община постепенно начинается делиться на патриархальные семьи (земледельцы, скотоводы, ремесленники), и их интересы зачастую перестали совпадать с интересами рода.

Разложение родовой общины связывают с возникновением понятия семьи. Постепенно с развитием производительности труда, возникла необходимость его усовершенствования, появились экономические возможности для товарообмена и присвоения результата чужого труда, появляется понятие частной собственности, происходит социальное расслоение первобытного общества, образовываются новые различные классы, зарождается понятие государства.

Так же причины необходимости появления государства таяться не только в наличии производственной экономики, но и в воспроизводстве человека. Такой запрет, например, как инцеста, то есть кровосмешение внутри рода, способствовало укреплению и выживанию человеческого рода, а так же повлияло на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Для достижения цели внесения в общество понимания, что кровосмешение это запретное табу, потребовались суровые меры пресечения. Самой жестокой мерой наказания в то время, за нарушения норм родовых племён было изгнание из рода, что означало неминуемую смерть. Высшим органом власти было родовое собрание всех взрослых членов собрания. Проводилось собрание для того, что бы избрать старейшину, военачальника, лидера родового собрания, того в ком было собрана мудрость, жизненный опыт, организаторский талант и который мог бы предвидеть предстоящие события, которые могли оказать влияние на племя. Такими лидерами в большинстве случаев избирались мужчины, таким образом первобытное общество имело преимущественно мужскую управленческую иерархию. В то время власть не была наследственна, лидер мог быть смещён в любой момент. Не смотря на выше изложенное, у некоторых народов всё таки в народные собрания входили и женщины, но в большинстве случаев решающим мнением они были обделены. Помимо избрания лидеров собрание принимало так, же такие решения, как начало войны, установление мира, переход на другие земли, изгнание членов из своего рода. Избранный старейшина совместно с советом, в который входили старцы, заслуженные войны, занимались повседневными вопросами руководства родовой общины. В заключение выше изложенного определим систему управления первобытного общества, она выстроилась следующим образом: вождь, совет, старейшина, собрание членов рода.

Характерные черты власти в первобытном обществе – выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий и её общественный характер. 2

Имеющиеся в обществе родовые организации постепенно трансформировались в государство, путём эволюции, но при этом сохраняя свою историческую преемственность, проходя при этом переходные стадии постепенно. К одной из таких переходных стадий относят военную демократию, в её период органы родового общественного самоуправления ещё сохраняются, но постепенно набирают силы новые структуры, предгосударственного характера, в лице военной дружины и военачальника.

Именно на этом переходном этапе появляются первые зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, так как родовая организация уже не в силах была разрешить и сдержать возникающие противоречия, всё более разрушающие вековые порядка.

Разумный человек, его появление связано с одновременной выработкой правил поведения (специальных регуляторов). Любая социальная общность, какой являлся род, предполагает упорядоченность общественных отношений, стабильность. Достигнуть этого можно не только с помощью власти, но и социальных правил. Предпосылками появления социальных норм можно считать развитие экономических и материальных отношений; более поздние исследования говорят и о роли запрета на инцест (кровосмешение). По мнению многих исследователей, именно этот фактор являлся исходным в выделении человека из мира природы и лежит в основе постоянных коммуникаций соседствующих родов и племен.

Социально значимые отношения регулировались обычаями, ритуалами, обрядами, мифами, моральными и религиозными велениями, созданными на основе повседневного опыта и несущими воспитательную нагрузку, и выражающими волю всего общества.

Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Является одним из основных регуляторов, сложившихся, как указывалось, в результате длительного повторения и вошедших в привычку. С помощью такого мощного регулятора, как обычай, регулировались производство, обмен товарами, брачные отношения, воспитание детей, отношения с другими родами и племенами и т.д. Понятно, что по содержанию обычаи были самые разные и закрепляли, например, принципы общей собственности на землю, леса и берега, а также порядок и сроки обмена товарами, начала первобытной нравственности, справедливости, представления о добре.

Обряды - правила поведения, заключающиеся в символических действиях и глубоко проникающие в психику человека и преследующие воспитательные цели.

Религиозные нормы - правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Данные правила поведения регламентировали поведение людей на основе религиозных представлений. Религиозные правила в жизни человека пришли позже обычаев и табу. Человек не мог объяснить многие явления природы, слепо им покорялся, веря в сверхъестественное. Обязательной составляющей религиозного воспитания являлось жертвоприношение богам даров; часто это были животные, иногда и люди.

Миф - предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, первопредках, возникающее в первобытном обществе.

Важное значение имели табу (запреты), с помощью которых защищались все отношения в роде. Нередко они отрывались от реальности и обретали мистический характер. Нарушение табу толкало на самоубийство, подвергало человека в ужас, что известно и современности.

В первобытном обществе существовало единство мифологических регуляторов, ибо виды норм не выделялись так же, как права и обязанности. Данные регуляторы получили название - мононормы - единые, недифференцированные правила, содержащие обычаи, религиозные, моральные и иные положения. Нормативная система представляла непререкаемые и, безусловно, обязательные предписания поведения, которые гарантировались всеми членами первобытного общества и обеспечивали сплочение рода и общины. 3

Формирование государства – длительный, трудоёмкий процесс, который у различных народов шел разными путями. На сегодняшний день доминирует мнение, что одним из основных путей возникновения государства является восточный путь, «азиатский способ производства» (вначале – Древний Восток, затем – Африка, Америка, Океания).

Традиционными здесь оказываются социально-экономические отношения и структура родового строя – земельная община, коллективная собственность. Важнейшей функцией родоплеменной знати становиться управление общественной собственностью, которая постепенно превратилась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а интересы главенствующей знати всё более становились обособленными от остальных членов общества.

Основное отличие восточного (азиатского) варианта возникновения государственности от других вариантов, заключается в том, что родоплеменная знать, планов перешла в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность в государственную. Частная собственность не имела существенного значения.

Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.

2.Основные теории возникновения государства.

2.1.Теологическая теория происхождения государства

Теологическая теория основывается на идеи о том, что бог создал государство. Основными представителями этой теории, описывающие её были Фома Аквинский, Маритен Ж., Дабен Ж.

Данная теория берёт своё начало ещё в средневековый период развития общества. Основателем этой теории признано считать Фому Аквинского (1225-1274), сочинения которого стали в то время своеобразным сводом, энциклопедией церковной идеологией. В современное время продолжение развития теологической теории происхождение государства дали представители идеологии исламской религии, католической церкви, представители неотомизма.

По мнения представителей этой теории, государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. 4

Исходя из этой теории следует, что каждый обязан подчиняться государю. Эта же божественная сила, по которой образовалось государство и предопределила социально - экономическое и политическое неравенство. Непослушание государственной власти, приравнивалось к непослушанию воли Всевышнего.

2.2.Патриархальная теория происхождения государства

Основная идея данной теории – государство, как продукт развития семьи. Основными представителями этой теории, является Аристотель, Фильмер, Михайловский.

Представители этой теории утверждают, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, которое в свою очередь приводит к возникновению семьи. В последующем эти семьи разрастаются, объединяются, становиться многочисленными, что и приводит к необходимости образования государства. Таким образом государство, по идеи данной теории – это большая семья. Таким образом власть государя, это продолжение власти отца (патриарха), которая является неограниченной. Всякое сопротивление власти государя недопустимо. Лишь отеческая забота монарха приведёт к благополучия общества в целом.

2.3.Договорная теория происхождения государства

Идея данной теории заключается в том, что государство, это продукт соглашения между людьми.

Представителями данной теории являются Гоббс, Руссо, Радищев.

Данная теория наиболее логическое завершение в своих суждениях получила в 17-18 веке, в трудах Г.Гроция, Ж.Ж.Руссо, А.Н.Радищева. По мнению представителей, государство возникает как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в первобытном состоянии.

Государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. 5 После объединения людей индивиды, которые были единоличны, превращаются в единый народ. В результате у правителей о общества возникает система взаимных прав и обязанностей, с обоих сторон, соответственно и ответственность за их исполнение. Государство берёт на себя обязанности по приниманию законов, сборов налогов, наказанию преступников, но в то же время обязано защищать свою территорию, права своих граждан, их собственность. Граждане в свою очередь принимают на себя обязательство соблюдать законы, платить налоги и не совершать преступнеческих действий в отношении государства и общества в целом.

2.4.Теория насилия

Основной идеей теорией насилия является то, что государство возникло в результате военно – политических факторов.

Представителями данной теории являются Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский.

Наиболее логическое обоснования эта теория получила в 19 веке в трудах её представителях.

Основной причиной происхождения государства была не экономическая необходимость, не божественное провидение, не какие-либо договорные отношения между людьми, а военно – политические факторы, такие как насилие, порабощение одними племена других. Государство стало выполнять роль аппарата принуждения.

Государство – естественным образом, то есть в рамках данной теории, преимущественно насильственным путём возникает организация властвования одними племена над другими. В результате военных действий племена превращались в сословия, касты, классы. Люди, которых покорили завоеватели стали рабами. В результате можно сделать вывод, что государство в рамках теории насилия – это не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

2.5.Органическая теория происхождения государства

Основная идея этой теории, заключается в том, что государство выступает в роли специфической разновидности биологического организма.

Представители: Спенсер, Вормс, Прейс.

Своё широкое распространение данная теория получила во второй половине 19 века.

Государство выступает в роли огромного, сложного организма, все части которого общаются друг с другом в сравнении так же как и взаимодействуют молекулы живых существ.

Государство – это продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью биологической эволюции. 6

Государство, как любой биологический организм имеет свой мозг (правителя) и системы подчиняющиеся мозгу и выполняющие все его решения (подданные).

2.6.Материалистическая теория происхождения государства

Государство выступает в роли продукта социально-экономического развития.

Представителями данной теории являются Маркс, Энгельс, Ленин.

Первостепенное значение для развития государственности имело разделения труда: от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, которые занимались только обменом. Совершенствовались орудия труда, увеличивались объёмы производства, что привело к избытку товаров и в свою очередь повлекли образование частной собственности. Это повлекло за собой разделение общества на имущие и неимущие классы.

Важнейшим последствием возникновения частной собственности стало выявление публичной власти, которая не совпадала с обществом и не выражало интересы его членов. Основная власть сосредотачивается в руках богатых людей и для защиты своих экономических интересов возникает необходимость в создании государства. Из этого следует, что государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим.

2.7.Психологическая теория происхождения государства

Данная теория, говорит нам о том, что государство возникло в силу особенностей человеческой психики.

Представителями данной теории являются: Петражицкий, Фрейд, Тард.

Основными свойствами человеческой психики, которые повлекли необходимость возникновения государства, является потребность человека править над другими людьми, стремление подражать и подчиняться.

Во все времена существовали люди, которые выступали против действующих режимов и табу и что бы удержать в «узде» инокомыслителей и возникла необходимость в создании государства. Следовательно, государство необходимо не только для удовлетворения основных психологических потребностей человека, но и для подавления агрессивных влечений отдельных индивидуумов.

3.Соотношение общества и государства

Прежде чем начать размышления о соотношении таких объёмных понятий как общество и государство, необходимо, по моему мнению дать определения этим понятиям.

Общество в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (например общество, противопоставленное государству, у Гегеля) 7

Государство – это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом , специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории.

Общество и государство это несовпадающие понятия. Государство это лишь составляющая общества, поэтому общество более широкое понятие, государство является лишь политической частью общества.

Но несмотря на то, что понятия государства и общества далеки друг от друга, у них есть взаимосвязи:

1. Инструментом осуществляющей суверенную волю общества и всего народа является государство;

2. Государство реализует свои функции через правовые инструменты;

3. Государство связано с обществом взаимными правами, обязанностями и ответственностью.

4. В процессе формирования органов государственной власти на них возлагаются ряд обязанностей, которые закрепляются в Конституции, обязанностей перед обществом, разными социальными структурами, человеком и гражданином.

В конституции определяется мера свободы и ответственности государства перед обществом, устанавливаются пределы вмешательства государства в сферу жизнедеятельности человека. Отличие демократического государства от других главным образом заключается в том, что закон обязателен к исполнению как для членов общества, так и для государства, включая все его ветви власти.

Естественными потребностями человека на всех исторических этапах развития, как общества, так и государства заключались в общении, безопасности и дружбе, без удовлетворения этих потребностей, человек не может ощущать себя благополучным. В современном мире взаимосвязь государства и общества соизмеримы и неотъемлемы. Но что же мы называем обществом, а что государством, какое определение современники дают этому слову.

Общество в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (напр., общество, противопоставленное государству, у Гегеля. 8

Государство - основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры.

Если сравнить определения этих двух объемных по своему смыслу понятий мы видим, что оба они базируются в - первую очередь на идеи того, что это группы людей, которых объединяет общая цель.

В тоже время как прослеживаются общие черты между государством и обществом, так и имеется ряд различий между ними. Вот к примеру общество появилось ещё в первобытное время, когда у людей возникла необходимость для того, чтобы защищать себя и свои материальные ценности от дикой природы. Необходимость государства же возникла лишь тогда, когда общество (племена) стали оседать на определенных территориях и провозглашали их своей собственностью.

В любом обществе, в любой сплочённой группе людей всегда есть лидер, которые принимает ответственные решения, иногда даже на благо общества, но его решения не всегда обязательны к исполнению. Самым страшным наказанием, которое мы можем наблюдать в обществе, это отречение от этого общества, изгнание. В государстве же применительно целая система ряда наказаний, разработанная для сдерживания моральных норм и правил в его членах. Эти системы включают в себя ряд санкций, мероприятий наглядного наказание за нарушения законов, специальные исполнительные аппараты притворяют эти наказания в жизнь. Самое главное отличие общества от государства, по моему мнению это наличие в последнем трёх ветвей власти: законодательной, исполнительно и судебной, что делает государство более разумным и нравственным аппаратом, чем общество.

Несмотря на явное преимущество государства по своему строению, функциям общество как отдельный механизм сплочённости людей является более живучим механизмом, так как государство теряя свои атрибуты и отличительные черты перестаёт существовать, а потребность людей в общении благодаря которой и создаётся общество всегда будет течь в жилах каждого человека.

Исходными чертами государства является то, что оно есть:

а) явление общественное;

б) явление политическое;

в) представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.

В целом же понятийную характеристику государства следует проводить по двум направлениям:

а) «по вертикали» – отличие государства от органов власти общинно-родового строя;

б) «по горизонтали» – отличие государства от других политических организаций общества.

От органов власти первобытного общества государство отличает следующее:

– признак «публичной» власти. Вообще-то публичной, то есть общественной, является всякая власть, но в данном случае в этот термин вкладывается специфический смысл, а именно то, что государство как субъект, носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу «субъект - объект»). Этот момент находит проявление в существовании профессионального государственного аппарата. Органы же власти первобытного общества были организованы по принципу самоуправления и находились как бы внутри самого общества, то есть субъект и объект власти совпадали (полностью или частично). Фридрих Энгельс замечал, что родовой старейшина «стоит внутри общества», тогда как монархи и другие государственные деятели «вынуждены пытаться представлять собой нечто вне его и над ним». Таким образом, одним из основных признаков государства является то, что оно представляет собой аппарат публичной власти. С позиций этого признака государство характеризуется как организация политической публичной власти;

– в родовом обществе люди управлялись, можно сказать, непосредственно, будучи объединены по признаку кровного родства. В государственно-организованном же обществе непосредственно управляются и организуются социальные процессы, происходящие на определенной (государственной) территории: люди подпадают под власть государства в целом или государственного органа, управляющего той или иной административно-территориальной единицей, постольку, поскольку они находятся на их территории, то есть власть государства организуется по территориальному принципу, и в этом смысле государство есть страна ;

Заключение

Проанализировав этапы развития человечества от первобытного общества до государства можно сделать вывод, что именно с развитием целостности общества возникла потребность в наличие государственности в этом обществе. Для любого человека в период воспитания и становления его как личности необходимы и кнут и пряник, так же происходит и во взаимоотношении общества и государства. Государство оказывает членам своего общества как поддержку в его становлении и развитии, что проявляется в различным государственных социальных программах поддержки населения, так и сдерживает его от нарушения моральных и нравственных табу, дабы не допустить расслоения общества. Существует множество форм и видов проявления государственности, но каждое из них должно быть нацелено в первую очередь на идею дать своим гражданам ощущение защищённости и благополучия, правда управленческие аппараты по разному смотрят на эту идею, кто то добивается этих целей путём тиранических сдерживаний, а кто то пытается пройти либеральный путь достижения данных целей.

Так же хотелось бы добавить, что несмотря на то, что во многих учебных изданиях высказывается теория о том, что потребность в государстве возникла как бы сама собой, нельзя упускать тот факт, что именно общество, его члены, то есть сами люди ввели данное понятие и все его составляющие в свою жизнь и именно мы сами участвуем в написании законов, введении новых санкций, мы выбираем правителей и наделяем их властью правления над нами.

Список используемой литературы

1.И.В.Григорьев «Теория государства и права»: учебное пособие –Тамбов, 2009г.

2.В.Н.Хропанюк «Теория государства и права»: учебник – М., 2008г.

3.Н.А.Власенко «Теория государства и права»: учебное пособие – М., 2011

4.А.В.Петренко «Теория государства и права»: конспект лекций, М.-2010.

5.А.В.Малков «Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях»: учебное пособие М. 2010

6.В.Д.Перевалов «Теория государств и права»: учебник для бакалавров, М. 2013.

7.Современный толковый словарь, изд.БСЭ, 2003

1 Н.А.Власенко «Теория государства и права» М., 2011

3 Н.А.Власенко «Теория государства и права» М. 2011

5 И.В.Григорьева «Теория государства и права» Т. 2009

6 В.Д.Перевалов «Теория государств и права»: учебник для бакалавров, М. 2013

7 Современный толковый словарь

8 Современный толковый словарь, 2003

Общество - это постоянная совокупность людей, наделенных сознанием и волей, объединенных общими интересами и стремящихся к достижению единых целей. Некоторые авторы определяют общество как совокупность не людей, а общественных отношений. При этом общественными отношениями считаются толь ко те социальные связи, субъекты которых выступают как носители определенной социальной роли (работник, продавец, пассажир, супруг и т.д.).

Общество является формой существования человечества. Условиями существования любого общества считаются власть, порядок и согласие. Социальная власть - это способность одних индивидов или социальных групп влиять на поведение других индивидов или групп, подчинять их своей воле.

Можно выделить два основных вида социального регулирования - индивидуальное и нормативное. Индивидуальное адресовано конкретным лицам и направлено на разрешение конкретной ситуации (например, вынесение судебного решения). Нормативное адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на разрешение не одной, а всех подобных ситуаций. Примером нормативного социального регулирования может служить принятие закона.

Чтобы участвовать в общественных отношениях, индивиду необходимо пройти процесс социализации. Социализация - это приобщение индивида к ценностям общества и правилам поведения в нем. Составной частью процесса социализации является правовая социализация.

В мировой науке проблема соотношения общества и государства является традиционной. Существовали различные мнения относительно пределов государственного вмешательства в общественную жизнь. Еще легисты считали, что взаимоотношения государства и народа строятся по принципу «кто кого», поэтому государство должно быть сильным, а общество - слабым, автоматически реагирующим на любое указание властей. Много позднее получили развитие концепции «минимального государства». Анархизм исходил из необходимости уничтожения государства, а марксисты предполагали, что будущее коммунистическое общество сможет обойтись и без государственного регулирования. В XX в. в ряде государств были сделаны попытки реализовать на практике тоталитарные теории государству, суть которых была выражена в формуле: «Все для государства, ничего против государства, ничего кроме государства». Дискуссия о соотношении общества и государства продолжается и по сей день.

Общество возникает раньше, чем государство, и затем сосуществует с ним. Государство является результатом общественного развития, общественным продуктом, социальным институтом. Особенности развития государства зависят от особенностей развития общества, его различных систем.

Государство является аппаратом управления общественными процессами. Наиболее важные общественные отношения регулируются государством посредством права.


Вместе с тем для того, чтобы управлять социальными процессами, государство должно обладать определенной самостоятельностью, автономией по отношению к обществу. Автономия государства, по мнению некоторых авторов, затем трансформировалась в так называемое отчуждение государства от общества. Классики марксизма предлагали преодолеть такое отчуждение путем постепенного уничтожения самого государства и перехода к коммунистическому общественному самоуправлению. В современных странах Запада апробирован другой путь - партицинация, т. е. участие общества, населения в управлении делами государства.

Государство призвано содействовать развитию общества, удовлетворению общественных потребностей. Однако истории известны случаи, когда государство, наоборот, подавляло общественную активность, дотошно регламентировало общественную жизнь, сковывало инициативу индивидов и социальных групп.

Во многих современных странах провозглашена концепция социального государства, согласно которой государство должно обеспечивать достойный уровень жизни общества, оказывать помощь социально незащищенным слоям населения.

4. Общество и государство При различении общества и государства под обществомимеется в виду неполитическая сфера жизни людей в качестве частных лиц, а под государством- политическая сфера их жизни в качестве публичных лиц (субъектов публично-политической общности и власти, граждан). Дифференциация этих двух сфер, отделение и относительно самостоятельное бытие частных и публичных, неполитических и политических явлений и отношений представляют собой результат длительного социально-исторического развития людей, форм и способов организации жизни свободных индивидов. Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества. Государство есть организационная форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как государственно-организованное.Государство социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения. Иначе говоря, по своей глубинной сути государство-явление общесоциальное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль возвышаться над обществом, огосударствлять его, т.е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм.Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодействия, имеющего принципиальное методологическое значение. С относительной самостоятельностью сопряжено воздействие государства на общество и общества на государство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое выступает социально-экономической основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности(неразвитым) обществам соответствуют и неразвитые государства, мощь которых сосредоточивается в исполнительно-принудительных и карательных органах..Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество обратной. Государство и общество находятся во взаимосвязи 1) государство является инструментом для осуществления суверенной воли общества, всего народа;2) государство реализует свою деятельность в правовых формах; 3) государство связано с обществом, всеми участниками общественных и правовых отношений как правами, так и юридическими и социальными обязательствами; 4) в процессе формирования органов государственной власти на них возлагается ряд закрепленных в Конституции обязанностей перед обществом, разными социальными структурами, человеком и гражданином. Конституция определяет меру свободы и ответственности государства перед обществом, личностью и устанавливает пределы государственного вмешательства в сферу жизнедеятельности члена общества, которые не могут быть нарушены без риска утратить государством свою легитимность. функции государства не сводятся лишь к охранительным. Конституция Российской Федерации закрепляет социальные, экономические и культурные права человека и гражданина.

Общество и государство, их соотношение – кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали (хотя сначала только терминологически) разделять политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия. Марксизм трактует соотношение общества и государства главным образом под углом зрения учения о базисе и надстройке.

Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества. Процесс возникновения государства был, по-видимому, полусознательным, полустихийным.

Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями, имманентна (внутренне присуща) государственная организация. В противном случае ему неизбежно грозит саморазрушение. Значит, государство есть организационная форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как государственно-организованное.

Государство – социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения. Иначе говоря, по своей глубинной сути государство – явление общесоциальное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы, с возникновением классовых антагонизмов экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции.

С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль – возвышаться над обществом, огосударствлять его, т.е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.

Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодействия, имеющего принципиальное методологическое значение. Причем степень такой самостоятельности государства в силу многих причин может колебаться от минимальной до чрезмерной. Необходимая и разумная мера ее предопределяется в конечном счете объективными потребностями каждого исторически конкретного общества.

Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Без нее не может быть активного и целеустремленного воздействия государства, его аппарата на общество в целом или на отдельные общественные сферы. «Понятие “относительная самостоятельность государства”, – подчеркивает В.В. Лазарев, – призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни.» Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики.

Существуют ли пределы самостоятельности государства по отношению к обществу? Такие пределы есть, но они тоже относительны, подвижны и оценочны. Известно, что у любого общества имеются многочисленные объективные потребности. Если политика государства соответствует этим потребностям, то ее результаты будут обществом одобрены. Напротив, деятельность государства, противоречащая названным потребностям, может причинить вред обществу, вызвать в нем кризисные явления. Сказанное означает, что государство вышло за пределы своей самостоятельности, его политика становится антисоциальной. Следовательно, самостоятельность государства уравновешивается, ограничивается контролем общества за его деятельностью, а также оценкой этой деятельности.

Отмеченное касается прежде всего гражданского общества и правового государства. Гражданское общество как система социальных, социально-экономических, социально-политических объединений граждан (институтов, структур), действующих на началах самоуправления, и правовое государство, где государственная власть функционирует на правовых началах, в рамках закона, логически и сущностно взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его деятельностью.

С относительной самостоятельностью сопряжено воздействие государства на общество и общества – на государство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое выступает социально-экономической основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности.

Недемократическим (неразвитым) обществам соответствуют и неразвитые государства, мощь которых сосредоточивается в исполнительно-принудительных и карательных органах. Такие государства нередко обретают силу, значительно превышающую объективные потребности общества, получают чрезмерную самостоятельность, становятся центром политической, экономической и духовной жизни, возвышаются над обществом. Всемогущая бесконтрольная власть здесь концентрируется в руках диктатора и его окружения или группы лиц. Так складывались тиранические диктаторские государства, а в современную эпоху – авторитарные и тоталитарные государства.

Демократическому обществу соответствует демократическое (развитое) государство, которое обеспечивает целостность общества, порядок и организованность общественной жизни на основе материальных и моральных стимулов и методов и в котором полное развитие получают органы и учреждения конструктивно-созидательного характера.

Цивилизованное гражданское общество обеспечивает демократический порядок формирования важнейших государственных органов, осуществляет гибкий контроль за их деятельностью на основе закона и права, а в конечном счете ставит на службу себе и человеку весь созидательный потенциал правового государства.

Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество – обратной. Многогранное обратное воздействие развитого государства на общество – ключевая, но недостаточно изученная проблема, главное в которой – соотношение между сознательным государственно-правовым регулированием социально-экономической жизни и стихийным рыночным саморегулированием.

При помощи сознательного государственно-правового регулирования рыночное саморегулирование определенным образом ограничивается. В противном случае оно неизбежно перерастает в рыночную стихию. Но рыночная стихия и рыночная экономика далеко не одно и то же. Отсюда сложная и важная проблема – найти более или менее оптимальное соотношение между целенаправленным регулированием и рыночным саморегулированием. Но такое соотношение отнюдь не постоянно. В каждой стране и в каждое время оно подвижно и зависит от многочисленных причин и условий.

Так, в 20 –30-е гг. разрушительные кризисы и затяжные депрессии, спровоцированные рыночной стихией, поставили на грань гибели многие, до того могущественные буржуазные державы. И одним из первых, кто претворил в жизнь теорию Д. Кейнса о необходимости гибкого государственного вмешательства в экономику, кто осознал, что рынок не является совершенным экономическим механизмом, был президент США Ф. Рузвельт. В 1933–1938 гг. его администрация осуществила комплекс государственно-правовых мер, направленных на сбалансирование сознательного регулирования и рыночного саморегулирования, вошедших в американскую историю под названием «Новый курс». По этому пути пошли многие другие государства.

Примерно в то же время в СССР стала прослеживаться другая тенденция. Здесь экономический потенциал страны почти полностью стал объектом государственной собственности. Общество постепенно превратилось как бы в единую «государственную фабрику», управляемую из центра командно-бюрократическими методами. Вместе с тем это было довольно сильное государство, которое в экстремальных условиях решало крупные задачи: в исторически короткие сроки была создана мощная промышленная экономика, успешно развивались народное образование, наука, а военно-промышленный комплекс занимал передовые позиции в мире. Однако тотальное огосударствление сковывало живые творческие силы и возможности общества, чему способствовали слабая мотивация к труду и хроническая бесхозяйственность, дополненные субъективизмом и волюнтаризмом партийно-государственной верхушки. Названные факторы и породили системный кризис, охвативший все сферы жизни общества. Выход из кризиса оказался очень трудным. Вот уже несколько лет в стране ведется поиск путей сбалансирования рыночных и государственно-правовых механизмов. Но допускаемые крайности и ошибки, неумение и нежелание делать из них выводы пока препятствуют нахождению оптимальных решений.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Теория государства и права – фундаментальная наука
Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и тенденций ее развити

Наука о государстве и праве и общественная практика
Государство и право, их многоплановое и активное функционирование суть общественно-политическая реальная практика, а не идеи и понятия. Причем это такая реальность, с которой вынужд

Характеристика предмета теории государства и права
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Иными словами, предмет науки – это те явления и процессы реал

Функции теории государства и права
Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций. Онтологическая функция – первая и отправная. Онтология – учение о бытии, в котором

Значение методологии в познании государства и права
Термин «метод» введен в научный оборот древними греками. Под ним понимается способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Виднейшие ученые придавали методам по

Общенаучные методы познания государства и права
Теория государства и права разрабатывает собственные методы исследования государственно-правовых явлений и в то же время активно использует общие методы, выработанные общественными

Специальные и частнонаучные методы теории государства и права
Знание и умелое использование общенаучных методов не исключает, а, напротив, предполагает применение специальных и частных методов познания государственно-правовых явлений.

Значение научных определений
Важнейшая задача любой науки состоит в том, чтобы всесторонне изучить, а затем выразить в понятиях и научных определениях свой предмет. Понятия и их научные определения – это своеоб

Роль и место теории государства и права в системе гуманитарных наук
Единство и целостность материального и духовного мира обусловливают единство всех наук. Особо тесная взаимосвязь существует между гуманитарными (общественными) науками. Гуманитарные

Теория государства и права в системе юридических наук
Сложность, многогранность, динамизм государства и права приводят к тому, что отдельные их стороны, аспекты изучаются многими юридическими науками. А любая наука обязательно включает

Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции
Концепция высшего юридического образования ориентируется на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, способных к активному творческому участию в государ

Общество: его понятие и структура
В научной и учебной литературе дается много определений и характеристик человеческого общества, но все они сходятся в одном: общество есть продукт взаимодействия людей, определенная

Общество и власть
Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором ор

Общество, социальное регулирование, порядок и беспорядок
Веками люди мечтали об идеальном, гармоничном обществе добра и справедливости. Однако в действительности социум – это более или менее устойчивый баланс сил, конфликтов и соглашений,

Первобытное (догосударственное) общество
Наша литература длительное время освещала догосударственное общество, опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Она б

Причины и условия возникновения государства и права
Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные

Особенности возникновения права
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более

Основные теории происхождения государства
Теории о происхождении государства стали возникать вместе с последним, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания. Остановимся на некоторых из них.

Основные теории возникновения права
Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в

Общество и право
Право возникает как результат объективной потребности усложнившегося, внутренне противоречивого общества. Своим регулирующим воздействием оно обеспечивает организованность, стабильн

Человек, государство и право
В идеале государство должно служить человеку, создавать все необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развивать и проявлять свои способности и дарования, ибо человек –

Государственно-правовое воздействие на экономику
Как объект государственно-правового воздействия экономика представляет собой сложное и развивающееся явление. Археологи установили, что примерно в VII–III вв. до н.э. в жизни челове

Государственно-правовое воздействие на политику
Политика – широкое по объему и сложное по содержанию явление и понятие. С ней так или иначе соприкасается каждый, и, следовательно, каждый имеет то или иное представление о том, что

Государственно-правовое воздействие на культуру
Государство и право находятся в сложном и неоднозначном взаимодействии с культурой. Термин «культура» многозначен. Наиболее важны следующие его значения: это исторически

Общая характеристика политической системы общества
Политическая система общества – это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интер

Закономерности развития политической системы общества
Характеристика развития политической системы (включающая аспекты возникновения, функционирования, структуры и непосредственного развития) сквозь призму критериев означает начальный

Государство в политической системе общества
В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Закономерно, что термин «политика» и производные от него слова ведут свое происхождение от слова «по

Право и политическая система общества
Исторически право предшествует политическим явлениям. Его возникновение и развитие схематично можно представить следующим образом. Человек, появившись на Земле как вид и появляясь к

Понятие гражданского общества
Категория «гражданское общество» исторически отражает особый срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального обществ

Структура гражданского общества
Структура – это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Системообразующим н

Возникновение и развитие учения о правовом государстве
Истоки идеи о правовом государстве следует искать в тех временах, когда человеческая цивилизация находилась в колыбели. Уже тогда человек пытался уяснить и усовершенствовать формы о

Основные принципы правового государства
Принципы – это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формировани

О формировании правового государства в России
В нашей стране идеям о правовой государственности предшествовали и оказали влияние на их формирование разработки И.Т. Посошкова, изложенные в его «Книге о скудости и богатстве» (172

Государство – сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется по меньшей

Плюрализм в понимании и определении государства
С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно о

Признаки государства
Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словам

Сущность государства
Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть,

Экономическая, социальная и научная основы государства
Государство не может существовать, нормально функционировать и развиваться без экономического фундамента, базиса, под которым обычно понимаются система экономических (произво

Закономерности развития государства
Выявление и анализ повторяющихся, т.е. закономерных, связей, определяющих ход развития государства, позволяют и увидеть настоящее, и заглянуть в будущее данного феномена. Г

Соотношение государства и права
Довольно сложная проблема соотношения государства и права приобрела в последнее время дискуссионный характер. В литературе сформулированы две противоположные теоретические позиции п

Понятие и свойства государственной власти
Государственная власть – фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «вл

Методы осуществления государственной власти
Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулировани

Экономическая, социальная и нравственно-идеологическая основы государственной власти
Государственная власть детерминируется в конечном счете властью экономической. В ней в концентрированном виде выражаются экономические потребности и интересы властвующего субъекта.

Государственная власть и идеология
Государственная власть, опирающаяся только на насилие и принуждение, непрочна и недолговечна, поскольку порождает в обществе растущее противодействие. Поэтому она объективно нуждает

Легитимность и легальность государственной власти
В широком смысле легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной приз

Властеотношения
Решая стоящие перед ней задачи, государственная власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений – властеотношениях, образующих свое

Государственная власть и государство
Проблема соотношения государственной власти и государства относится к числу мало исследованных. Государственная власть и государство находятся в сложном диалектическом единстве, а п

Понятие, значение и объективный характер функций государства
Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. В данной главе государство и

Формы и методы осуществления функций государства
Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы. Различаются правовые и неправовые формы реализации функций

Понятие и значение механизма государства
Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворени

Структура механизма государства
Единый и целостный механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части – органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы з

Понятие и признаки государственного органа
Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства. Государственный орган – это звено (элемент) механизма государства, участвующее

Виды органов государства
Органы государства классифицируются по различным основаниям. По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства ник

Бюрократия и бюрократизм в механизме государства
Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом характеризуют его механизм (аппарат). В понятие «бюрократия» часто вкладывается различ

Типология государств
В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной кл

Восточное государство
До недавнего времени восточные государства в учебной и научной литературе обычно относили к рабовладельческому типу. Правда, и тогда у этих государств отмечалось немало специфическо

Рабовладельческое государство
Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Н

Феодальное государство
На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше,

Буржуазное (капиталистическое) государство
Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуази

Социалистическое государство
Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности в христианской. Они выдвигались и развивались соци

Понятие и значение формы государства
Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организова

Форма правления
Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли населени

Форма государственного устройства
История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориальног

Политический режим
С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже

Традиции российской государственности
За многовековую историю в России сложилось немало традиций, которые во многом определили развитие российской государственности, придали ей уникальность и самобытность. Традиции – эт

Советское государство, его исторический путь и распад
История Советского государства сложна, противоречива и поучительна. Она вобрала в себя веру народа в идеалы социализма, их извращение властями и трагические последствия тоталитаризм

Становление Российского государства и проблемы его укрепления
С обретением Россией самостоятельности у нее появились реальные возможности для выработки и проведения в жизнь взвешенного, отвечающего историческим потребностям страны курса общест

Внутренние функции Российского государства
В драматический переходный период, который переживает наша страна, на первый план выдвигается экономическая функция государства, ибо без оздоровления экономики все пути к про

Внешние функции Российского государства
Глубокие преобразования всей системы общественных отношений внутри страны не могли не отразиться на российской внешней политике. Но за последний период неузнаваемо изменилась не тол

Механизм (аппарат) Российского государства
Проблемы укрепления Российского государства закономерно требуют, чтобы его рабочая часть, т.е. механизм, действовала четко, слаженно и эффективно. Механизм Российского госу

Федеральные органы Российского государства
Согласно Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент), Правительство, суды Российской Федерации. Государстве

Форма правления в Российском государстве
При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводила

Политический режим Российского государства
Политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного политического режима в стране пока нет. Коль ск

Перспективы развития Российского государства
Россия, надо полагать, полностью исчерпала лимит революционных потрясений, крутых реформ, волюнтаристского экспериментаторства, бездумного заимствования чужеземного опыта. В опоре н

Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции
Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастае

Понятие права
В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека

Право и закон
Вопрос о соотношении права и закона вызывает много споров в юридической литературе. Чтобы понять их суть, необходимо учитывать, что термин «закон» достаточно многозначен. В узком см

Сущность права
Сущность – главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явл

Принципы права
Принципы права – это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой – предс

Социальная ценность и функции права
Ценности – это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества понять социальную ценно

Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм
В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс. Конкретный социальный порядок устанавливается в

Право в системе социальных норм
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования. В данном случае система рассматривает

Право и корпоративные нормы
Под корпоративными нормами обычно понимаются правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функци

Понятие правового регулирования
Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и

Предмет правового регулирования
Право не должно да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития до

Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. Сравнение выделенных в § 2

Стадии правового регулирования
Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов и в процессе создания права, и в ходе его воплощения в жизнь.

Механизм правового регулирования
После ответа на вопрос, как право регулирует общественные отношения, логично искать ответы на вопросы, чем, какими средствами право воздействует на общественные отношения, каков мех

Понятие правовой нормы, ее признаки
В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, за

Виды правовых норм
Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые но

Структура правовой нормы
Будучи «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру. Во-первых, названная структура – идеальная логическая конструкция, пр

Внешнее выражение правовых норм
Реальное действие правовых норм непосредственно связано с их внешним выражением, закреплением в официальных документах. Важнейшим и наиболее распространенным из них является нормати

Правотворчество
§ 1. Понятие и виды форм (источников права) Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы в

Правотворчество
Правотворчество – одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или

Правотворческий (законодательный) процесс и его этапы
В теории правотворчества признано, что процесс создания права не носит одномоментного характера, а «растянут» во времени. В связи с этим выделяют, как правило, два этапа правотворче

Принципы и виды правотворчества
Как было уже отмечено, правотворчество – очень значимое направление государственной работы, в связи с чем оно должно строиться на рациональных, прагматических, лишенных какой-либо и

Закон: его понятие и роль в демократическом государстве
Демократическое государство представляет собой политическую организацию власти, основанную на принципах разделения властей, соблюдения прав человека, верховенства права во всех сфер

Пределы действия нормативных актов
Все нормативные акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъекто

Систематизация нормативно-правовых актов
В ходе общественного развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно-правовых актов по широкому кругу вопрос

Юридическая техника
Эффективность и результативность законов и иных нормативно-правовых актов в большой мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически св

Понятие системы права
Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия – объяснить одноврем

Система законодательства
Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная систе

Тенденции развития системы права и системы законодательства
Основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы из

Понятие правосознания
Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (челов

Структура правосознания
Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) – сложное структурное образование, в котором можно выделить рациональные компоненты, обычно называемые правовой идеолог

Виды правосознания
Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рассмотреть его разновидности. Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права

Правовой нигилизм
Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т.е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В России он имеет, к сожал

Правовое воспитание и правовое обучение
Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе о

Понятие правоотношения
Право регулирует общественные отношения, в результате чего они приобретают правовую форму, т.е. становятся правовыми отношениями. Правильное понимание правовых отношен

Субъекты права
Субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т.е. носителями субъективных прав и обязанностей.

Объект правоотношения
Объект правоотношения – это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Например, ст. 88 КЗоТ РСФСР предусматрив

Виды правоотношений
Классификация правовых отношений осуществляется по различным основаниям. Прежде всего правоотношения, как и юридические нормы, можно разделить по отраслевому признаку на ко

Грамматическое толкование
Всякий правовой акт представляет собой выраженную словами мысль законодателя. Слова, выражающие мысль, имеют самостоятельное значение. Однако они находятся с другими словами в определенной логическ

Логическое толкование
Это толкование правового акта по его смыслу с использованием законов логики. Именно посредством названного способа устанавливается весь объем содержания нормы, устраняются имеющиеся в ней неясности

Систематическое толкование
Существование данного способа толкования предопределяется системностью права. Он заключается в уяснении смысла конкретной нормы путем сопоставления ее с иными нормами. Нормы права не существуют нез

Историко-политическое толкование
Материалистический подход к праву предполагает, что содержание права, правовые отношения могут быть правильно поняты только в тесной связи с порождающими их общественными отношениями. Реализация пр

Специально-юридическое толкование
Выражение властной воли законодателя, содержащейся в нормах права, осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специфических терминов. При этом используются различные юридико-

Функциональное толкование
В некоторых случаях для уяснения смысла нормы недостаточно брать во внимание только ее формальный анализ и общие условия реализации. Иногда интерпретатор должен учитывать условия и факторы, при кот

Результаты толкования
Использование различных способов толкования позволяет интерпретатору правильно и полно выявить волю законодателя, заключенную в тексте нормативного акта. Но для юридической практики

Субъекты толкования
Нормы права толкуются всеми субъектами, их реализующими. Однако юридическое значение результатов толкований различается в зависимости от того, кто толкует нормы права. А потому важн

Функции толкования
Толкование как специфическая юридическая деятельность имеет важное значение для правового регулирования, является необходимым условием существования и развития права. Оно выполняет

Применение права
Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовы

Стадии применения права
Применение норм права – сложный процесс, включающий несколько стадий. Первая стадия – установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая – выбор и анализ правовой норм

Акты применения права
Акт применения права – это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру ю

Пробелы в законодательстве. Применение права по аналогии
В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования, но не предусмотрено конкретной нор

Юридический процесс
Процесс буквально переводится как «движение вперед». В юридической практике он означает порядок осуществления деятельности следственных, административных, судебных органов близким е

Поведение людей и право
Право – важное средство регламентации, развития и охраны общественных отношений. Но сами эти отношения есть продукт жизнедеятельности людей, их поведения в обществе. Следовательно,

Правомерное поведение
Основная разновидность правового поведения – поведение правомерное, ибо подавляющее большинство граждан и организаций в сфере права действуют именно таким образом. Правомер

Правонарушение
Правонарушение – социальный и юридический антипод правомерного поведения, их социальные и юридические признаки противоположны. Правонарушение есть разновидность антисоциального, про

Правонарушение – это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм
Рассмотрим основные признаки правонарушения. Во-первых, правонарушение – акт поведения, выражающийся в действии или бездействии (под бездействием здесь понимается воздержание от действий, ко

Злоупотребление правом
Правомерное поведение и правонарушение как основные виды правового поведения не исчерпывают всего многообразия поведения в правовой сфере. Особое место здесь занимает злоупотреблени

Объективно противоправное деяние
Другая разновидность нетипичного варианта правового поведения – действие, нарушающее нормы права, но не наносящее при этом вреда. Сюда относятся противоправное деяние недееспособног

Понятие социальной ответственности
Термин «ответственность» достаточно многообразен. Так, говорят о чувстве ответственности и ответственном поведении. Можно повысить ответственность, взять ответственность на себя, пр

Понятие юридической ответственности
В отечественной науке нет единства в трактовке юридической ответственности. Каждый автор пытается определить ее по-своему, подчеркивая те ее стороны, которые он считает главными, оп

Цели и функции юридической ответственности
Для более глубокого проникновения в сущность юридической ответственности необходимо выяснить ее цели и назначение в обществе. На необходимость подобного выяснения указывал еще Н. Ви

Законность
Суть законности состоит в требовании строгой и точной реализации правовых предписаний. Применительно к юридической ответственности это требование заключается в том, что привлекать к ней могут тольк

Справедливость
Основанное на требованиях законности наказание виновного должно быть проникнуто идеей социальной справедливости. Она является принципом права, основой правосудия. А.Ф. Кони подчеркивал, что «справе

Целесообразность
Неотвратимость ответственности предполагает ее целесообразность. Ответственность наступает неотвратимо, потому что она целесообразна. Недопустимо освобождение нарушителя от ответственности без зако

Ответственность за вину
Ответственность может наступить только при наличии вины правонарушителя, которая означает осознание лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вызванных им результатов. Если же лицо

Основания юридической ответственности
Основания ответственности – это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной (необходимой), а отсутствие их ее исключает. Юридическая ответственность возникае

Порядок возложения юридической ответственности
Многообразие фактических обстоятельств, предполагающих юридическую ответственность, требует определенной процедуры их обнаружения и привлечения лица к ответственности. Для юридическ

Виды юридической ответственности
Юридическая ответственность не может осуществляться «вообще». В реальной жизни она всегда достаточно определенна. В отдельных видах ответственности общие ее признаки проявляются по-

Юридическая ответственность и государственное принуждение
Юридическая ответственность – это прежде всего принуждение. Известно, что принудительное воздействие существует во всяком человеческом обществе. Но юридическая ответственность – не

Юридическая ответственность в системе юридических категорий
Важное научное и практическое значение имеют отграничение ответственности от сходных правовых феноменов, определение ее места в системе юридических категорий. Как правовое явление ю

Законность – важнейшая правовая категория
Законность – фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан. П

Воплощение идеи господства права в жизни общества, государства
Эту идею выдвигал еще Аристотель, считая, что в демократическом обществе закон должен властвовать над всеми. Речь идет о том, что в режиме законности именно праву отводится основная роль в регулиро

Единство законности
При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на все

Всеобщность законности
Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять

Целесообразность законности
Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод г

Законность и законодательство
Важное теоретическое и практическое значение имеет проблема соотношения законности и законодательства. Между этими явлениями существует неразрывная органическая связь, ибо законност


Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства. Общие условия суть объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в котор

Политические условия
Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата. Сильная г

Правовые условия
Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечива

Правопорядок
С законностью тесно связано другое правовое явление – правопорядок (правовой порядок). Понятие «правопорядок» широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка

Правопорядок и общественный порядок
Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления – общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью об

Основные пути укрепления законности и правопорядка
Законность и правопорядок – величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление – одна из главных задач, стоящих перед обществом, од

Понятие и структура правовой системы
Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людь

Противоречия и закономерности развития правовой системы
Правовая система как сугубо социальное образование испытывает на себе в процессе становления и функционирования влияние различного рода общеполитических и общегражданских противореч

Значение правовой системы для формирования и развития гражданского общества
Здесь на первый план выходят следующие моменты. 1. Социальное значение конкретной правовой системы зависит прежде всего от того, как разрешается ее главное противоречие меж

Исторические и социально-культурные истоки российской правовой системы. Ее особенности и связь с правовыми системами мира
Становление и развитие российской правовой системы происходило по общим законам, присущим становлению и развитию любой правовой системы, хотя в этих процессах были и свои особенност

Особенности советской правовой системы
В 1917 г. в нашей стране был начат коммунистический эксперимент – строительство принципиально нового общества, которое должно было, по мысли его организаторов, основываться на всеоб

Новелла третья
В силу п.4 ст. 15 Конституции «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее системы. Если международным договором

Человек и право
Для общения и взаимодействия людей, разрешения и предотвращения конфликтов между ними важное значение всегда имели проблемы познания, совершенствования и реализации права. Долгим и

Понятие прав и свобод человека и гражданина
Возникновение понятия «права человека», т.е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V–IV вв. до н.э.

Обязанности человека и гражданина
Существование и реализация прав и свобод неразрывно связаны с определенными обязанностями, которые выступают их оборотной стороной. «В основе права, – писал Гегель, – лежит свобода

Гарантии прав человека и гражданина
Гарантии – это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. Их класси

Правовой статус личности
Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности. Во-первых, эта категория носит собирательный,

Правовой статус личности – это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством
Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (

Происхождение англосаксонской правовой системы
Становление и развитие англосаксонского права связано со множеством исторических, географических, национальных, политических, экономических и других факторов. С исторической точки зрения, эпохальны

Особенности норм англосаксонского права
В англосаксонском праве существует два вида норм: законодательные и прецедентные. Законодательные представляют собой (как и в романо-германской системе) правила поведения общего характера.


Наиболее важным источником англосаксонского права (с точки зрения процесса его формирования) является, как уже отмечалось, судебный прецедент. Именно он долгое время был главной формой выраж

Структура англосаксонского права
В английском праве нет классического деления на публичное и частное. Вместо этого исторически сложилось его подразделение на общее право и право справедливости, которое до сих пор определяет

Происхождение романо-германской правовой системы
Романо-германское право возникло в XII–XIII вв. в результате рецепции римского права странами континентальной Европы. Основанием для рецепции в экономической сфере стали развитие торговли, ремесел,

Особенности норм романо-германского права
Романо-германская норма права – общее правило поведения, сформулированное законодателем либо уполномоченными им органами. Главной особенностью этой нормы по сравнению с англосаксонской прецедентной


Важнейшим источником романо-германского права выступает закон. Законы принимаются парламентами стран системы, обладают высшей юридической силой и распространяются на всю территорию

Структура романо-германского права
В странах романо-германской правовой системы используется известное со времен Римской империи ставшее классическим деление права на публичное и частное. Основанием, критерием выделения публи

Происхождение мусульманской правовой системы
Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. История мусульманского права, нередко обозначаем

Особенности норм мусульманского права
Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если континентальные европейские юристы


Первым по значению источником мусульманского права признается Коран – священная книга мусульман. Внешне это книга стихов, содержащая 114 сур (глав), более 4 тыс. коротких стихотворных фрагме

Структура мусульманского права
Структура мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право, как в романо-германской системе, или на общее право и

Происхождение социалистической правовой системы
Социалистическая правовая система возникла в России в 1917 г. Причины ее формирования обусловлены не особенностями юридического сознания народа, правовой доктрины, источников и структуры права, а м

Система обычного права
Под системой обычного (традиционного) права понимается существующая в странах экваториальной, южной Африки и в Мадагаскаре форма регламентации общественных отношений, основанная на

Понятие и основания формирования мирового правопорядка
Мировой правопорядок суть система общественных планетарных отношений, формирующихся на основе общегуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общ

Характеристика современного мирового правопорядка
Мировой правопорядок – реальность нашего времени. Если бы дело обстояло иначе, не было бы четко налаженных экономических, культурных и научных связей между государствами, поезда, ко



Просмотров