Международный договор подлежащий ратификации вступает в силу. Ратификация международных договоров международная юридическая экспертиза

В современном мире, в условиях все большей интеграции и взаимодействия государств, заметно возросла роль международных договоров как нормативно-правовой основы международного сотрудничества государств. Договоры позволяют согласовывать интересы, позиции и действия субъектов международного права. Они заключаются для четкого юридического установления и закрепления взаимных прав и обязанностей договаривающихся сторон. Договорная форма регулирования международных отношений определяет устойчивость и преемственность развития мирового порядка. Этим обусловлено принятие в 1969 и 1986 годах универсальных конвенций о праве международных договоров, а также широкомасштабная практика принятия суверенными государствами нормативных правовых актов о порядке заключения и исполнения международных договоров.

Существуют следующие указания. Бывшие президенты Конституционного суда Австрии, профессор Коринек, также неоднократно выражали это мнение и представляли его в этом конкретном случае. В смысле господствующей доктрины нет явной неконституционности. До сих пор не было соответствующего предварительного судебного разбирательства в Конституционном суде. Поэтому, согласно сложившейся доктрине, нет оснований оправдывать отказ в ратификации.

Республика, президент Федеративной Республики Германии Рудольф Киршшлагер, находящийся под юрисдикцией Федерального президента при рассмотрении конституционного положения федеральных законов. Он также утверждал, что «под сомнением» президент Федеративной Республики также должен был документировать конституционность федерального законодательства.

Одной из особенностей международного права является то, что «процесс заключения международного договора есть процесс согласования воли государств, результатом которого является соглашение, воплощающееся в нормах договоров» .

Международная практика свидетельствует о том, что заключительной и юридически значимой стадией в процессе заключения договорных отношений между государствами является выражение согласия государства на обязательность для него международного договора. «Юридические действия, предусмотренные в статьях 9 и 10 Венской конвенции о праве международных договоров, в том числе и голосование за принятие текста договора в целом, - комментирует Талалаев А.Н., - не могут рассматриваться как выражение согласия государства на обязательность для него самого международного договора. Такая обязательность наступает только в результате изъявления согласия государства как такового» .

Что касается вопроса о ратификации Фискальпакта, о котором уже объявили оппозиционные партии, можно сказать следующее. Если Федеральный президент отказывается от ратификации, он препятствует пересмотру Конституционным судом, поскольку в случае отказа в ратификации в Конституционный суд в Австрии невозможно.

Если, с другой стороны, Президент Федеративной Республики осуществляет ратификацию в смысле преобладающей доктрины и в смысле юридического заключения правительства и парламента, он также открывает возможность оппозиционным партиям вынести свою позицию в Конституционный суд.

Каждый правомерно вступивший в силу международный договор налагает обязательства на всех государств - участников. Вступление в силу международного договора указывает определенный момент, с которого он начинает действовать, как юридический акт. В тексте договора всегда указывается момент его вступления в силу. Если международный договор не вступает в силу в момент подписания, это означает, что необходима его ратификация. Ратификация международных договоров Республики Казахстан осуществляется высшим представительным органом власти (Парламентом Республики Казахстан), что подчеркивает особую важность ратификации соглашения.

В обзоре президентской канцелярией также не было таких оговорок. Следует отметить, что, согласно конституционному закону Германии, Федеральный конституционный суд может рассмотреть закон об утверждении государственного контракта уже после того, как закон принят, то есть до ратификации Федеральным президентом. В Австрии, с другой стороны, Конституционный суд может рассматривать только законность государственного договора, если он был обнародован в Бюллетене федерального закона; Это, в свою очередь, требует ратификации Федеральным президентом.

Термин «ратификация » происходит от латинского сочетания ratum facere - юридически действительный, имеющий законную силу. Ратификацию можно рассматривать как средство реализации намерений договаривающихся сторон и как окончательное одобрение действий соответствующих исполнительных властей, проводящих переговоры о заключении международных договоров.

Президент Федеративной Республики уже выразил свое мнение на аналогичной пресс-конференции Президента Конституционного суда на пресс-конференции. С учетом вышеизложенных соображений президент Федеративной Республики Германии. Гаагская конференция по международному частному праву является межправительственной организацией на правительственном уровне с целью «работы по постепенному согласованию норм международного частного права». Более подробную информацию можно найти в разделе.

Термин Гаагская конференция по международному частному праву относится к названию межправительственной организации, целью которой является работа по постепенному согласованию норм международного частного права. Основным методом достижения этой цели является обсуждение и разработка многосторонних договоров, называемых Гаагской конвенцией. Среди текстов, которые были конкретно ратифицированы, следует упомянуть следующее: Гаагская конвенция, Конвенция о соответствии Конвенции, Апостильская конвенция, Конвенция о праве, применимом к последним положениям, Конвенции о запросах на техническое обслуживание, Конвенции признание разводов и разногласий и Конвенция о защите несовершеннолетних, о гражданских аспектах международного руководства детьми и о межправительственном усыновлении.

Институт ратификации в своем историческом развитии претерпел определенные изменения, которые вызывались конкретными социально-экономическими условиями. В деспотических государствах древности, а также в государствах феодальной эпохи уполномоченные на ведение переговоров о заключении международных договоров выступали в качестве личных представителей монархов. В силу этих обстоятельств институт ратификации испытывал на себе влияние личных отношений между руководителем государства и его представителями. Если уполномоченные лица при заключении договора действовали в пределах предоставленных им полномочий, то это означало, что они полностью выполняли волю главы государства. В связи с этим в науке международного права того времени утвердился взгляд, что заключенный в рамках предоставленных полномочий договор подлежит обязательному одобрению главой государства, или, иначе, ратификации верховным органом. Если же уполномоченные превышали свои права и пренебрегали указаниями главы государства, то последний получал неоспоримое право отказаться от ратификации и отклонить представленный проект договора.

Некоторые из Гаагских конвенций касаются определения применимого права, другие с соответствием международной юрисдикции, некоторые с признанием и исполнением иностранных решений, а некоторые - сотрудничество между судами и органами власти, а некоторые объединяют некоторые из этих аспектов частного международного права.

Постоянное бюро является секретариатом Гаагской конференции. Его основная задача - подготовить и организовать пленарные заседания и специальные комиссии. Должностные лица Постоянного офиса должны принадлежать к разным государствам. Для получения дополнительной информации обо всем штате Постоянного бюро щелкните здесь. Постоянное бюро проводит базовые исследования по каждому пункту, включенному в конференцию.

Таким образом, ратификация изначально выступала как мера проверки, насколько точно соблюдены и выполнены полномочия. Если договор был заключён с превышением полномочий, то глава государства, либо отказывался его одобрить, либо признавал его приемлемым и тем самым одобрял действия своих уполномоченных, совершённые по их личной инициативе. В условиях современной правовой государственности ратификация представляет собой одну из составных частей механизма сдержек и противовесов - у исполнительной власти сосредоточились полномочия на заключение международных договоров, в то время как законодательная власть получила право контроля за деятельностью исполнительной власти, включая контроль за заключением международных договоров. Поэтому институт ратификации можно рассматривать как меру контроля законодательной власти за властью исполнительной.

В настоящее время в Гаагской конференции участвуют 83 члена: Албания, Андорра, Аргентина, Армения, Азербайджан, Австралия, Австрия, Беларусь, Бельгия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Болгария, Буркина-Фасо, Канада, Чили, Китайская Народная Республика, Коста-Рика, Хорватия, Кипр, Венгрия, Германия, Греция, Канада, Исландия, Италия, Канада, Исландия, Италия, Канада, Кипр, Колумбия, Коста-Рика, Ирландия, Исландия, Колумбия, Коста-Рика, Латвия, Литва, Люксембург, бывшая югославская Республика Македония, Малайзия, Мальта, Маврикий, Мексика, Монако, Черногория, Марокко, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Молдова, Румыния, Российская Федерация, Замбия, Саудовская Аравия, Сербия, Сингапур, Словакия, Словения, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Шри-Ланка, Швейцария, и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Уругвая, Венесуэлы и Вьетнама.

Как пишет Талалаев А.Н., ратификация международного договора - это утверждение договора высшим органом государства, являющееся способом выражения согласия на обязательность договора. Она воплощается в двух различных актах: международном - ратификационной грамоте и внутригосударственном нормативном акте, которые соответствуют двум функциям ратификации: международной и внутригосударственной . Во внутригосударственном аспекте ратификация представляет собой регулируемый национальным правом процесс утверждения международных договоров высшими органами государства . Под ратификацией в международном аспекте понимается акт высших органов государства, выражающий окончательное одобрение договора и согласие на его обязательность. Именно так в таком плане ратификация определяется Венскими конвенциями и поэтому именуется «международным актом» .

Государства, которые участвовали в одной или нескольких предыдущих сессиях Конференции, могут стать членами Гаагской конференции, приняв свой Устав. Другие государства должны быть одобрены путем голосования: согласие предоставляется, если большинство государств-членов голосуют за предложение от одного или нескольких из них.

Использование термина «сессия» можно проследить до начала Гаагской конференции по международному частному праву. Фактически, организация получила свое название от того, что она начала серию специальных конференций, так называемых сессий, созванных по инициативе правительства принимающей страны. Ашер созвана. До Второй мировой войны было проведено шесть сессий. На пленарных заседаниях были проведены консультации и приняты проекты конвенций, подготовленные специальными комитетами, и были приняты решения по темам, включенным в повестку дня конференции.

Однако следует отметить, что ратификация договора не является обязательной стадией заключения международного договора. Иными словами заключение не каждого международного договора влечет за собой его ратификацию. В Комиссии международного права положение статьи 12 первоначального проекта статей о праве международных договоров о том, что «в принципе международный договор нуждается в ратификации», встретило серьезную критику большинства и не вошло в окончательный проект. Тем не менее, в тех случаях, когда международный договор подлежит ратификации, эта стадия является очень важной в процессе заключения договора. Учитывая то, что ратификация - это акт официального подтверждения высшего органа государства, она является высшей и наиболее авторитетной формой выражения согласия государства на обязательность для него международного договора. В Республике Казахстан это положение подтверждается, в частности тем, что только международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами .

Все принятые тексты будут объединены в заключительный акт, подписанный делегациями. Согласно процессуальным правилам пленарных заседаний каждое государство-член имеет один голос. Решения принимаются большинством голосов присутствующих государств-членов. Кроме того, государства, не являющиеся членами, которым предлагается участвовать на одном уровне с государствами-членами, также имеют право голоса. Следуя традиции с первой сессии, председатель пленарного заседания был избран ведущим делегатом Нидерландов.

Семнадцатая сессия ознаменовала празднование столетия конференции и была одобрена Конвенцией о юрисдикции, применимом праве, признании, приведении в исполнение и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей и постановила провести Специальную конференцию по проекту конвенции о Защита взрослых.

Необходимость ратификации не связывается, как было ранее, с нарушением представителями, подписавшими договор, данных им полномочий или с их отсутствием. Вместе с тем, государство не обязано ратифицировать международное соглашение, подписанное его представителем, более того, оно может отказаться от ратификации без каких - либо объяснений. Необходимость обязательной ратификации каждого международного соглашения не вытекала из международного права до принятия Венской конвенции о праве международных договоров, не произошло этого и после. В связи с этим, только наиболее значимые договоры обычно проходят процедуру ратификации, другие, менее существенные - не сопровождаются такой процедурой. Все проекты кодексов или конвенции норм договорного права, учитывая практику и высказывания большинства ученых по международному праву, не рассматривали ратификацию в качестве обязательного и необходимого условия для каждого международного договора .

Целью специальной комиссии является подготовка проекта соглашения для последующих консультаций и принятия решений на пленарном заседании. Время от времени в Гааге проводятся специальные комитеты для наблюдения за практическим использованием Гаагской конвенции, включая Гаагскую конвенцию о международной доставке товаров, Гаагскую конвенцию о детстве и Конвенцию об иностранном усыновлении.

Да, есть библиография, касающаяся Гаагской конференции и ее конвенций, а также любой конвенции. Наконец, нажмите «Библиография» на правой панели навигации. Предварительные документы, предварительные проекты проектов и резюме обсуждений, а также пояснительные отчеты о принятых текстах можно найти в «Трудах», которые публикуются после каждой сессии. Публикацию можно заказать непосредственно у Постоянного бюро Конференции; Подробная информация о названии, цене и т.д. может быть найдена по ссылке для каждой отдельной публикации.

Так как текст договора без подписи не может быть представлен к утверждению верховной властью, акт подписания следует считать необходимым предварительным условием для ратификации, свидетельствующим о том, что текст договора во всех частях согласован и не может быть изменен сторонами.

Международный договор необходимо ратифицировать в целом. Лозовик М.П. отмечает, что согласие на обязательность договора дается на юридическую обязательность международного договора в целом - от преамбулы или вводных статей до заключительной части договора . Ратификация лишь части договора не является правомерной, если в тексте не содержится оговорки о допустимости ратификации договора в какой - либо его отдельной части. Во внутригосударственный акт о ратификации включаются сделанные при подписании договора оговорки и подписания. Могут также включаться заявления ратифицирующего органа, в частности о толковании отдельных положений. Включение в ратификационный акт каких - либо поправок или изменений не допустимо. Важность такого института как ратификация обуславливается не только юридическими, но и политическими представлениями. Ратификация дает возможность еще раз обсудить содержание подписанного договора, проконтролировать действия исполнительной власти и ее уполномоченных при заключении договора, а также при необходимости подготовить общественное мнение к вступлению договора в силу .

В целом, вступление в силу Гаагской конвенции требует сдачи на хранение трех документов о ратификации, допущений или подтверждений. После этого Конвенция вступает в силу для каждого государства, которое ратифицирует, принимает или ратифицирует его или присоединяется к нему через 3 месяца после даты ратификации, принятия или одобрения или присоединения.

Примечание. Не все Гаагские конвенции следуют общему правилу, описанному выше. Поэтому для каждого соглашения необходимо отдельно изучить вопрос о том, является ли ответ верным. Это можно сделать, нажав на Конвенцию и принимая заключительные положения отдельной Конвенции, в которой вы заинтересованы.

Согласно положениям Венской конвенции согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией, если:

а) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией;

b) иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации;

c) представитель государства подписал договор под условием ратификации или

Сначала нажмите «Соглашение», затем выберите конкретное соглашение, которое вас интересует, а затем нажмите «Таблица состояний» в правой колонке навигации. В принципе, к настоящей Конвенции может присоединиться государство, которое не является членом Конференции в ходе сессии, на которой была принята Конвенция. Однако это возможно только после вступления Конвенции в силу. Государства, которые уже являются участниками настоящей Конвенции, в некоторых случаях должны принять присоединение. Однако эта система принятия присоединения отличается от Конвенции к Конвенции: в некоторых конвенциях предусматривается система молчаливого принятия.

d) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

Вышеуказанный перечень таких договоров, который содержится в статье 14 Венской конвенции, не является окончательным и исчерпывающим, а лишь примерным и рекомендательным. Более подробный и детально регламентируемый перечень договоров, нуждающихся в обязательной ратификации, определяется внутригосударственном праве каждого отдельного государства. Так, согласно ст. 11 Закона Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» от 30 мая 2005 г.:

Следует отметить, что Конвенция Терминологии Гаагской конференции, как правило, предназначена для ратификации исключительно государствами-членами. Однако есть некоторые исключения. Эти исключения включают, например. Венская конвенция о государственных.

Статья 2 - Использование терминов. Подписывая Гаагскую конвенцию, государство в принципе выражает свое намерение стать участником настоящей Конвенции. Однако подписание не обязывает государство предпринимать дальнейшие шаги. Ратификация должна включать юридическое обязательство для ратифицирующего государства применять Конвенцию. Согласно терминологии Гаагской конференции, ратификация, в принципе, предназначена только для государств-членов. К ним относятся Конвенция других государств, которые хотят стать участниками Гаагской конвенции, могут присоединиться к ней.

«Ратификации подлежат международные договоры:

1) предметом которых являются права и свободы человека и гражданина;

2) выполнение которых требует изменения действующих или принятия новых законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрено законами Республики Казахстан;

3) о территориальном разграничении Республики Казахстан с другими государствами, включая международные договоры о прохождении государственной границы Республики Казахстан, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Республики Казахстан;

Государства, которые уже являются участниками Конвенции, в некоторых случаях должны принять присоединение. Нажмите «Соглашение», выберите интересующее вас соглашение и нажмите «Таблица состояний» в правой колонке навигации. Сначала нажмите «Конвенция» и выберите интересующее вас соглашение. Затем нажмите кнопку «Таблица состояния» в правой колонке навигации. Когда вы нажимаете на символ, он приводит вас к таблице расширений. В этой таблице показаны регионы, в которых было распространено применение Конвенции, данные об этом продлении и даты вступления в силу Конвенции для этих регионов, а также любые заявления или оговорки, которые могут быть сделаны, и органы, назначенные для этой цели.

4) об основах межгосударственных отношений, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные международные договоры и международные договоры о коллективной безопасности;

5) об участии Республики Казахстан в межгосударственных объединениях и международных организациях, если такие международные договоры предусматривают передачу им осуществления части суверенных прав Республики Казахстан или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Республики Казахстан;

6) о государственных займах;

7) об оказании Республикой Казахстан экономической и иной помощи, кроме гуманитарной;

8) при подписании которых участвовавшие в переговорах стороны условились об их последующей ратификации;

9) если международные договоры предусматривают, что такое согласие выражается ратификацией».

Подписание ратификационных грамот - важная составная часть процесса ратификации международных договоров. Без ратификационной грамоты ратификация не может иметь места. Ратификационная грамота состоит из трех частей. Во вступительной части указывается орган, который ратифицирует договор, название ратифицируемого договора, место и дата его подписания. Основная часть содержит полный текст этого договора и оговорки к договору, если они имеются, а также текст всех приложений и дополнительных соглашений, которые составляют неотъемлемую часть этого договора. В заключительной части делается торжественное заявление о том, что данный договор будет точно и неуклонно соблюдаться. Здесь же ставятся подписи и печати.

Произведенная ратификация не может быть взята обратно, если только она не была условной. Как правило, однако, ратификация носит полный и безусловный характер .

В литературе по международному праву встречаются утверждения, что ратификация не может быть условной.

Однако эта точка зрения не соответствует договорной практике, в связи с чем она была подвергнута критике при обсуждении этого вопроса в Комиссии международного права в 1962 году на XIV сессии, когда обсуждался проект статьи 11 первого доклада Х. Уолдока, где предусматривалась недопустимость условной ратификации. Многие члены Комиссии, в том числе А. Фердрос, М. Ясин, М. Бартрош, М. Ляхш и другие, выступили против, и положение Х. Уолдока о недопустимости условной ратификации было исключено из проекта .На Венской конференции ООН по праву договоров этот вопрос не возникал, и в Венской конвенции 1969 года о недопустимости условной ратификации ничего не говориться.

В договорной практике государств встречаются два вида условной ратификации:

1) ратификация данная под отлагательным условием, обычно под условием, что ратификация вступает в силу после ратификации договора рядом других государств.

2) ратификация под отменительным условием - более редкая форма условной ратификации.

Если в первом случае вступление в действие ратификации приостанавливается до наступления события, оговоренного в условии ратификации, то в последнем случае оно прекращается.

От условной ратификации следует отличать ратификацию с оговоркой и частичную ратификацию. Возможность частичной ратификации предусмотрена Венской конвенции о праве международных договоров в случае «если это допускается договором или если с этим согласны другие договаривающиеся государства» .

Ратификация международного договора влечет важные юридические последствия. Они могут быть разделены на две группы: международно-правовые и внутригосударственные. В международно-правовом плане ратификация влечет за собой следующие последствия:

2) если международный договор не вступил в силу (например, вследствие отсутствия предусмотренного в нем числа ратификаций других государств), то ратификация возлагает обязанность воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели;

3) вводит договор в силу, если данная ратификация образует число ратификаций, которое необходимо по условиям договора для вступления его в силу;

4) если договор уже вступил в силу или вступает вследствие данной ратификации, то с момента ратификации государство становится полноправным участником договора и для него становятся обязательными его постановления, если только в договоре не предусмотрено иное, например, что он становится обязательным через определенный срок после обмена или сдачи ратификационных грамот на хранение или что он вступит в силу временно до ратификации. В этом последнем случае ратификация будет иметь обратную силу .

Что касается внутригосударственного действия ратификации, то ее юридические последствия определяются внутренним правом государства.

Постановления Парламента и Указы Президента Республики Казахстан о ратификации международных договоров не являются индивидуальными актами, а представляют собой особые нормативные правовые акты, подлежащие официальной систематизации в числе других нормативных правовых актов Республики Казахстан. Юридическая сущность таких актов заключается в придании международным договорным нормам внутригосударственной юридической силы .

Литература

  1. Тункин Г.И. Теория международного права. М.: «Международные отношения», 1970 г. - С. 110
  2. Талалаев. А. Н. Право международных договоров, - М, Межд. Отношения, 1989 г. - С. 52
  3. А.Н. Талалаев. Международные договоры в современном мире, Изд. «Международные отношения», - Москва, 1973 г. - С. 52
  4. Миронов Н. В. Международное право: нормы и их юридическая сила. М.: Юрид. лит., 1980 г. - С. 146
  5. Курс международного права в 7 томах. Т. 4. Отрасли международного права. М.: Наука, 1990 г. - С. 31
  6. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, п. 3 статьи 4// Законодательство Республики Казахстан: Изд-во ЮРИСТ
  7. Шуршалов В. М. Основания действительности международных договоров. М.: Изд-во АН СССР, 1957г. - С. 46
  8. Лозовик М.П. Согласие государства на обязательность для него части международного договора // yurclub.ru/docs/pravo.html
  9. Кулжабаева Ж. О. Научный комментарий к Закону Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан», комментарий к ст. 15 Закона.
  10. Венская конвенция о праве международных договоров. Ст. 14 // humanities.edu.ru/db/msg/13807
  11. Талалаев. А. Н. Право международных договоров, - М, Межд. Отношения, 1989 г. - С. 62
  12. Венская конвенция о праве международных договоров. Ст. 17 // humanities.edu.ru/db/msg/13807
  13. Талалаев. А. Н. Право международных договоров, - М, Межд. Отношения, 1989 г. - С. 64

Согласие на обязательность договора . Это - следующая стадия заключения международного договора, необходимая для вступления его в силу. Формы (способы) выражения такого согласия: а) подписание; б) обмен документами, образующими договор; в) ратификация; г) утверждение (принятие); д) присоединение к договору.

Способы выражения согласия отличаются друг от друга по уровню и процедуре их осуществления.

Подписание - одна из форм согласия на обязательность договора. При этом подписание является одновременно и формой принятия текста договора, и формой выражения согласия на его обязательность. Таким образом, подписание в одних случаях представляет собой принятие текста договора, а в других - и принятие текста, и одновременно согласие на обязательность договора.

Обмен документами, образующими договор , - это упрощенная процедура его заключения. Должностные лица (или уполномоченные) направляют друг другу письма (ноты), в которых излагаются предварительно согласованные положения по существу вопроса. Обмен письмами означает согласие на обязательность этих положений.

Ратификация

Согласно ст. 14 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. согласие на обязательность договора выражается ратификацией, если: 1) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; 2) иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; 3) представитель государства подписал договор под условием ратификации; 4) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

Одновременно с принятием решения о ратификации международного договора составляется ратификационная грамота , имеющая три части: а) вступительную, в которой указывается высший орган государства, ратифицировавший договор; б) основную, где воспроизводится текст договора с оговорками и (или) заявлениями, если они сделаны; в) заключительную, содержащую заявление о неукоснительном и добросовестном выполнении договора.

При заключении двустороннего договора государства - его участники - обмениваются ратификационными грамотами. Как правило, если договор заключается на территории одного государства, то обмен грамотами происходит на территории другого.

При заключении многостороннего договора ратификационные грамоты сдаются на хранение депозитарию . Такая процедура называется депонированием ратификационных грамот. Депозитарий определяется государствами-участниками в самом договоре. Им может быть одно государство, несколько государств, международная организация или ее главное должностное лицо. Получили распространение договоры, депозитарием которых является Генеральный секретарь ООН.

Функции депозитария определяются Венской конвенцией о праве международных договоров и конкретными договорами. Основные его функции: хранение подлинного текста договора, ратификационных грамот и документов о присоединении; сообщение участникам договора о депонировании каждой ратификационной грамоты, об оговорках, о вступлении договора в силу; уведомление о присоединении к договору или выходе из него; созыв конференций для обсуждения осуществления договора, если это предусмотрено.

Утверждение - предусмотренная в договоре упрощенная процедура выражения согласия на обязательность договора. Национальным законодательством устанавливается круг государственных органов, в компетенцию которых входит утверждение договоров. Посредством утверждения выражается согласие на обязательность договора международной организацией, если она является участницей договора. Таким полномочием обычно наделяются главные органы международной организации. Так, Генеральная Ассамблея ООН утверждает соглашения ООН со специализированными учреждениями.

Присоединение. Если государство по каким-либо причинам не участвовало в договоре, оно может к нему присоединиться. Порядок и условия присоединения оговариваются в договоре. Как правило, присоединение осуществляется после вступления договора в силу путем депонирования ратификационной грамоты или иного документа о присоединении. 6 июля 1994 г. принято постановление Правительства РФ "О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протокола к нему" (Соглашение от 22 ноября 1950 г., Протокол к нему от 26 ноября 1976 г.).


Ратификация международных договоров РФ: основания, процедура

Ратификация - это согласие государства на обязательность договора, выраженное высшим органом государственной власти в соответствии с процедурой, установленной национальным законодательством.

Основания.

Национальным законодательством может быть определен перечень тех договоров, которые подлежат ратификации. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" включает в этот перечень следующие виды договоров Российской Федерации: а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Российской Федерации; г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам обороноспособности Российской Федерации и обеспечения

международного мира и безопасности (в том числе по вопросам разоружения), а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают

юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

Равным образом подлежат ратификации международные договоры, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации (ст. 15). В перечень договоров, подлежащих ратификации, внесены дополнения: ратификации подлежат международные договоры РФ в области добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней (ч. 3 ст. 24 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" от 26 марта 1998 г.) и международные договоры РФ, касающиеся перемещенных культурных ценностей, равно как и любые другие международные договоры РФ, касающиеся ее культурного достояния (ст. 23 Федерального закона "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" от 15 апреля 1998 г.).

Процедура.

Международные договоры Российской Федерации ратифицируются Федеральным Собранием РФ. Государственная Дума Федерального Собрания рассматривает внесенный Президентом или Правительством на ратификацию международный договор. После обсуждения в комитетах и комиссиях принимается решение о ратификации в форме федерального закона.

Такой закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Принятый им федеральный закон о ратификации направляется Президенту для подписания и опубликования. Один из примеров: Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях" принят Государственной Думой РФ 12 сентября 1997 г., одобрен Советом Федерации РФ 24 сентября 1997 г., подписан Президентом РФ 5 октября 1997 г., опубликован в "Российской газете" 8 октября 1997г.



Просмотров