Чем отличается амнистия от помилования. Амнистия, помилование и судимость. Сравнение амнистии и помилования

УК РФ закрепляет ответственность граждан за преступления. В Кодексе присутствуют статьи, раскрывающие суть тех или иных деяний, а также определяющие конкретные наказания за определенные посягательства. Считается, что каждый человек, совершивший преступление, должен нести ответственность. Между тем, законодательство предусматривает возможность снятия с субъекта обязанности отбывать наказание. В качестве специфических инструментов при этом выступают амнистия, помилование. Судимость негативно отражается на репутации гражданина. Она отрицательно влияет на качество жизни субъекта. Многие лица, осужденные к лишению свободы, стремятся своим поведением показать, что исправились и не представляют больше угрозы для государства и общества. Решение об освобождении гражданина из тюрьмы принимается на основании законодательного акта или по его ходатайству. В первом случае имеет место амнистия, во втором - помилование. Рассмотрим их подробнее.

Характеристика

Что такое амнистия и помилование? В уголовном праве используются специфические инструменты, способствующие смягчению наказания или освобождению от него. Один из таких механизмов закреплен 84 статьей УК. Согласно этой норме, представительный орган власти (Госдума) выносит нормативный акт в отношении индивидуально неопределенного числа субъектов, по которому наказание, назначенное им, смягчается либо заменяется мягким. При этом с лиц, отбывших заключение, снимается судимость. Еще один инструмент, облегчающий положение гражданина, закрепляется Конституцией. В 89 статье Основного Закона указано, что помилование осуществляется Главой государства. Президент выносит акт в отношении конкретного лица (лиц) об освобождении.

Общие признаки

Амнистия и - категории, обладающие рядом схожих черт. В первую очередь оба этих инструмента применяются для смягчения положения граждан, совершивших преступления. Вторым общим признаком является то, что и амнистия, и помилование - акты разового характера. Действие этих мер распространяется на субъектов, приговоренных к заключению до издания соответствующих постановлений.

Отличительные черты

Несмотря на то что амнистия и помилование в уголовном праве РФ реализуют, по сути, единую цель, для каждого из них характерна своя специфика. В первую очередь следует отметить сферу распространения этих инструментов. Помилование в уголовном праве направлено на конкретных лиц. Другими словами, президент подписывает Указ, в тексте которого присутствуют Ф.И.О. гражданина (или нескольких субъектов), отбывающих наказание. Амнистия же распространяется на неопределенный круг лиц. При этом в первом случае Указ является прямым основанием для освобождения гражданина. Для применения амнистии необходимо постановление органа, осуществляющего функции по исполнению наказания. Ходатайство об освобождении в адрес президента исходит всегда от лица, отбывающего вмененный ему срок, его родственников, наблюдательной комиссии либо от администрации учреждения, в котором он находится. Если наказание отбывает иностранец, то прошение может направить орган власти/управления государства, чьим гражданином он является. Что касается амнистии, то она применяется исключительно по инициативе госструктур, правомочных на издание соответствующих постановлений. Освобождение по Указу президента осуществляется в течение короткого срока, практически за несколько дней. Для применения амнистии отводится продолжительный период, как правило, полгода. Такой срок связан с тем, что реализация постановления требует усилий органов дознания, следствия, прокуратуры, судебных инстанций, учреждений, осуществляющих исполнение приговоров. Стоит также отметить, что при применении амнистии поведение осужденных учитывается только в некоторой степени. К примеру, она не распространяется на злостных нарушителей режима. Решение о помиловании, в свою очередь, принимается исключительно с учетом особенностей поведения лица, приговоренного к тюрьме.

Освобождение по Указу президента

Институт помилования в уголовном праве действует достаточно давно. Суть его реализации заключается в устранении или смягчении юридических последствий совершения преступного деяния. Как выше говорилось, соответствующий акт выносится Высшим должностным лицом в отношении конкретных граждан. Орган, исполняющий наказание, должен только непосредственно реализовать предписания постановления. Помилование в уголовном праве может быть направлено на освобождение лица как от всего наказания, так и от его части, а также на смягчение вмененной санкции. К примеру, смертная казнь может заменяться пожизненным заключением.

Амнистия, помилование, судимость в уголовном праве

Рассматривая механизмы улучшения положения лиц, приговоренных к заключению, необходимо отметить важный момент. По Указу президента гражданин освобождается от наказания. В некоторых случаях с него может быть снята судимость. Если же оговорки об этом в Указе нет, то она аннулируется по общим правилам. Что касается амнистии, то досрочное ее снятие актом об амнистии осуществляется в каждом конкретном случае индивидуально. При этом учитываются объективные и субъективные факторы. Они не прописываются в законодательстве, однако прямо или косвенно указываются в постановлении.

Важные моменты

Помилование в уголовном праве не ограничивается категорией преступления, видом, сроком, размером наказания. При принятии решения особое внимание уделяется обстоятельствам, характеризующим личность субъекта и его поведение. Вместе с тем не применяется как средство, исключающее обоснованность и законность приговора. Указ Президента можно расценивать как шаг навстречу гражданину, как аванс на будущее. Помилование в уголовном праве РФ - средство реализации не только юридических, но и нравственных норм.

Особенности применения закона в других странах

Помилование в уголовном праве разных государств реализуется по-разному. Согласно статье 6 Международного пакта, каждый субъект, приговоренный к смертной казни, может рассчитывать на смягчение наказания или освобождение от него. Между тем, в законодательствах некоторых стран не предусмотрено помилование. В уголовном праве РФ этот инструмент используется достаточно редко. В Англии его заменяет УДО (условно-досрочное освобождение). В законодательстве Японии формально закреплено . Однако, как показывает статистика, за последние 30 оно никем не было реализовано. В Америке примерно трое из тысячи получают помилование.

Прошение о помиловании: образец

Ходатайство оформляется по общим правилам, установленным в законодательстве. В нем должны присутствовать:


Рассмотрение ходатайства

Изучением заявления сначала занимается региональная Комиссия по помилованию . После этого ходатайство направляется в администрацию Президента. Там действует Высшая комиссия по помилованию. При рассмотрении ходатайства во внимание принимаются степень и характер опасности преступления, совершенного гражданином, личные его качества, возраст, продолжительность отбытого срока, семейное положение, состояние здоровья. Немаловажное значение имеет и наличие судимости. Как правило, дополнительно запрашивается мнение администрации учреждения, в котором субъект отбывал наказание. Окончательное решение принимает Президент. При этом оно может не совпадать с мнением комиссии. Ее решения являются рекомендательными. Таков общий порядок помилования в России.

Варианты решений

Указом президент может:

  1. Освободить гражданина от оставшейся (неотбытой) части наказания.
  2. Сократить срок заключения.
  3. Заменить вмененную санкцию или неотбытую часть наказания мягкой мерой.
  4. Снять судимость.

Уполномоченные лица

В соответствии с президентским Указом от 2001 г. (№1500), в регионах формируются специальные комиссии, рассматривающие вопросы помилования. Их составы и председателя утверждает высшее должностное лицо субъекта. В комиссии должно присутствовать не менее 11 человек. В качестве членов группы могут выступать граждане России, имеющие в/о и безупречную репутацию, пользующиеся уважением граждан. Не менее 2/3 состава должно формироваться из представителей общественности. Свою деятельность члены комиссии ведут на общественных началах. Упразднение групп осуществляется по Указу президента.

Направление ходатайства

Прошение составляется в письменной форме. Направленное президенту ходатайство регистрируется органом (учреждением), ответственным за исполнение наказания, в специальной книге учета в день подачи. После этого оно отправляется в региональное подразделение Минюста. Передача ходатайства должна быть осуществлена в течение 20 дней с даты подачи. При этом администрация учреждения, в котором содержится осужденный, извещает его о направлении его заявления в территориальное подразделение Минюста под расписку на копии сопроводительного письма. Закон не допускает отказ в передаче ходатайства уполномоченным органам. Если гражданин просить аннулировать факт вменения ему наказания, то свое заявление он отправляет самостоятельно в региональную комиссию. Территориальное подразделение Минюста передает ей ходатайство в семидневный срок с даты его получения. Комиссия не позже чем через 30 дней формирует заключение и представляет его высшему должностному лицу региональной власти. В этом решении должна быть обоснована целесообразность/нецелесообразность улучшения положения гражданина. Уполномоченное лицо региональной власти ы 15-дневный срок с момента получения заявления и заключения комиссии вносит представление президенту.

Нюансы

Перечень граждан, рекомендованных высшим лицом субъекта РФ к помилованию, должен быть опубликован в СМИ в течение месяца с даты принятия соответствующего решения. Размещению подлежит информация, в которой содержится фамилия, инициалы каждого осужденного, указание на статью УК, по которой ему вынесен приговор. Допускается обнародование мотивов, которыми руководствовалось высшее должностное лицо при вынесении соответствующего решения.

Существенные обстоятельства

При изучении прошения о помиловании во внимание принимаются следующие факторы:


Дополнительно

Указ президента о помиловании в 2-дневный срок с даты издания направляется уполномоченному должностному лицу региональной власти, в МВД, Минюст и администрацию учреждения, в котором находится заявитель. В случае отклонения ходатайства гражданин извещается письменно. Уведомление направляет высшее руководство субъекта либо председатель комиссии. Повторное рассмотрение заявления в случае отклонения ходатайства разрешено не раньше чем через год. В исключительных случаях этот срок может быть сокращен (если появятся обстоятельства, имеющие значение для реализации акта о помиловании).

Особенности освобождения лиц по акту законодательного органа

Обычно амнистия приурочивается к какому-либо знаменательному событию. К примеру, Госдума в 2005 году приняла постановления по случаю 60-летия Великой Победы в ВОВ, в 2006 - в связи со столетием Государственной думы. Как указывает 84 статья УК, акт об амнистии может включать в себя следующие решения (некоторые из них иди все в отношении различных категорий лиц):

Акт об амнистии может издаваться с разными целями. Однако в любом случае необходимо соблюдать меру. Акт об амнистии должен сохранять свою исключительность. Его издание не может становиться дежурным мероприятием и тем более осуществляться в рамках политической борьбы. Применение амнистии должно иметь веские основания. Акты не могут подменять декриминализацию, использоваться в целях "разгрузки" мест отбывания наказания.

ОТЛИЧИЕ ПОМИЛОВАНИЯ И АМНИСТИИ

В.Г. Максимова, аспирант кафедры уголовного права, криминологии и уго-

ловно-исполнительного права

В УК РФ 1996 г. нормам амнистии и помилования посвящена самостоятельная глава. Впервые в УК РФ определяются понятия амнистии и помилования, и этим вопросам уделяется особое внимание.

Амнистия и помилование как основания освобождения от уголовной ответственности и наказания или смягчения наказания вписываются в уголовно-правовое отношение. В то же время амнистия и помилование занимают особое место в системе российского права1.

Применение амнистии и помилования, в отличие от всех других оснований освобождения от ответственности и наказания, предусмотрено Конституцией Российской Федерации. При издании актов амнистии и помилования возникают государственно-правовые отношения. Конституция РФ раскрывает понятия амнистии и помилования, форму принятия этих актов, пределы их действия.

И помилование, и амнистия являются актами разового характера. Они касаются лиц, совершивших преступления до издания актов помилования или амнистии. Однако между помилованием и амнистией есть и существенные различия.

Во-первых, амнистия является нормативным актом, а помилование таковым не является. Первым отметил это различие Н.Д. Дурманов2. С возражением ему выступал лишь К. Мирзаджанов, который считает нормативным не только акт амнистии, но и акт помилования. Названный автор полагает, что помилование «замещает» норму, регламентирующую обычный порядок исполнения и прекращения отбывания наказания. «Главное в норме права, - пишет он, - что она вносит изменения или дополнения в действующую систему норм»3. С приведенными доводами согласиться трудно. Прежде всего, помилование не «замещает» никаких норм права. Освобождая от наказания одного осужденного, акт помилования не создает правила. Он никак не касается других лиц, приговоренных к такому же наказанию за такое же (и даже за то же) преступление. Ни санкция закона, ни порядок отбывания наказания или освобождения от наказания не меняются. Не изменяется ни

одна правовая норма4. Как отмечал A.B. Мицкевич, «акт, относящийся к конкретному физическому лицу, не может быть нормативным»5. Даже приговор суда в отношении помилованного не изменяется, не ставится под сомнение его законность, обоснованность, справедливость, В этом и состоит суть помилования: глава государства смягчает положение лица по обстоятельствам, не связанным с правильностью осуждения. По своей правовой природе помилование относится к актам применения права6.

В отличие от помилования в амнистии не перечисляются помилованные лица. Законодатель не знает, к кому персонально будет применена амнистия. Говоря терминологией гражданского права, амнистируемые определяются не индивидуально-определенными признаками, а видовыми7. Своеобразную позицию относительно характера издаваемого акта при амнистии занимает И.Л. Марогулова. Не имея никаких оснований относить амнистию к ненормативным актам, она возражает и против отнесения ее к нормативным актам и предлагает «компромиссный» вариант, считая амнистию поднормативным актом, то есть своеобразным нормативным актом8.

Во-вторых, амнистия издается Государственной Думой Федерального Собрания, а помилование применяется Президентом России.

В-третьих, амнистия касается индивидуально не определенного круга лиц. В постановлении об амнистии указываются лишь категории лиц, подпадающих под действие каждой амнистии. Помилование же касается индивидуально определенною лица, фамилия которого названа в соответствующем указе.

Некоторые авторы видят различие между помилованием и амнистией в количественном отношении. Так, М.М. Исаев писал; «Если акт... касается отдельного лица, мы говорим о помиловании, если же акт распространяется на неопределенно большое число лиц - мы говорим об амнистии»9. Возражая этому определению, С.З. Ханмагомедов пишет, что указы о помиловании, как правило, касаются значительного количества лиц. Важно не их

Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

число, а тот факт, что они поименно названы в Указе Президента10.

В-четвертых, амнистия применяется к лицам, совершившим преступление, в любой стадии уголовного процесса, в том числе и до возбуждения уголовного дела. Актом амнистии модно освободить лицо от уголовной ответственности и наказания. Помилование может быть применено только в отношении осужденных за преступление11.

Для выяснения пятого отличия посмотрим, возможно ли амнистирование осужденных к смертной казни. Уголовный кодекс РФ конкретно не решает вопрос о возможности амнистирования осужденных к смертной казни. В ст. 84 УК РФ говорится лишь о том, что актом амнистии наказание может быть заменено более мягким. Значительно более четкую позицию занимает Уголовно-исполнительный кодекс. В ст. 126 УИК РФ, определяющей контингент осужденных исправительных колоний особого режима для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, говорится о том, что там содержатся осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением слободы. Как видим, о лицах, которым смертная казнь могла бы быть заменена лишением свободы в порядке амнистии, ничего не говорится. Между тем, в ст. 126 УИК РФ дан исчерпывающий перечень категорий осужденных, которые отбывают наказание в колониях особого режима, предназначенных для осужденных с пожизненным лишением свободы. Это даст основание сделать вывод, что такая замена законом не предусмотрена и потому невозможна12.

На практике возникает еще один вопрос - о возможности применения амнистии к лицам, которым наказание в виде смертной казни было заменено лишением свободы в результате помилования. Может ли амнистия касаться этой категории осужденных? В принципе, это возможно, так как категории осужденных, попадающие под амнистию, и виды смягчения положения этих осужденных в каждой амнистии формулируются по-своему. Однако практически амнистии такой категории не касались, а в большинстве амнистий прямо говорится об их неприменении к данной категории осужденных. Такая позиция законодателя нам представляется правильной13.

Шестое отличие амнистии от помилования заключается в учете позиции осужденно-

го. Как известно, при применении амнистии желание осужденного никак не учитывается. При помиловании осужденного несколько иное положение. За редкими исключениями инициатива в направлении ходатайства о помиловании принадлежит самому осужденному. Он обращается лично к Президенту Российской Федерации в письменной форме и просит смягчить его положение. Правда, это правило имеет несколько исключений (ст.З Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500). Реально единственным исключением являются случаи помилования вопреки воле осужденного, приговоренного к смертной казни. На практике бывают случаи, когда осужденный отказывается писать ходатайство о помиловании. В этом случае с участием прокурора составляется акт об отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании, но все необходимые документы направляются в администрацию Президента вместе с актом об отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании. Не единичны случаи, когда осужденные обращаются с просьбой привести приговор в исполнение, предпочитая умереть сразу, а не находиться всю жизнь (или во всяком случае, очень длительный срок) в заключении14.

Представляется, что для решения вопроса о помиловании во всех случаях необходимо знать мнение самою осужденного.

Можно отметить, что помилование, как и амнистия, жестко не связано с формальными и материальными основаниями. Формальное основание - это обязанность осужденного отбыть определенную часть назначенного судом срока наказания. Материальное основание отражает степень исправления осужденного. Законодатель формулирует его следующим образом: судом должно быть признано, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Вместе с тем, практика идет по пути помилования, как правило, лиц, отбывших более половины срока наказания. Точно также можно сказать, что, как правило, помилование применяется к положительно характеризующимся осужденным. Акт амнистии же применяется ко всем категориям преступлений или группам лиц, совершивших преступления, как правило, без индивидуального учета личности амнистируемых, за ис-

Вестник ЮУрГУ, № 13, 2006

Максимова В.Г.

Отличие помилования и амнистии

ключением лиц, злостно нарушающих режим во время отбытия наказания.

Обоснованием применения амнистии и ранее служили доводы о переполненности мест лишения свободы, что делало невозможным нормальное отбывание наказания и применение мер воспитательного воздействия к осужденным. И ранее многие акты амнистии носили ярко выраженный «разгрузочный» характер. Однако объявление амнистии ради стабилизации обстановки в местах лишения свободы искажает ее суть. А, кроме того, обесценивает всю предыдущую деятельность органов предварительного расследования и суда. В местах лишения свободы следует наводить порядок иным путем.

Более объективным должно стать отношение судей при назначении вида наказания, необходимо чаще использовать имущественные виды наказания, не связанные с лишением свободы. Амнистия не должна корректировать приговор суда. Не следует за нетяжкие, тем более за незначительные преступные деяния наказывать людей исключительно лишением свободы, подвергая не только их, но и их семьи серьезным жизненным испытаниям.

Амнистия должна объявляться редко в ознаменование особо важных государственных событий и преследовать единственную гуманную цель - прощение лиц, совершивших правонарушения. Гораздо чаще, а точнее постоянно следует использовать другую форму прощения - помилование15.

Амнистия и помилование в правовом аспекте составляют два различных понятия и самостоятельны в процессе своего применения. В основе как помилования, так и амнистии лежит идея прощения, то есть полное или частичное устранение применения карательного закона либо его смягчение, от кого бы эта идея ни исходила.

Суть амнистии и помилования заключается в прощении лица, совершившего престу-

пление. Государство не только определяет границы дозволенного и недозволенного и устанавливает ответственность, но и дарует прощение лицам, нарушившим закон, совершившим преступление. Амнистия и помилование являются следствием правовой политики, выражающей государственную волю, заключающуюся в прощении правонарушителей. И амнистия, и помилование входят в многоотраслевой институт государственного прощения, известный различным отраслям законодательства16.

Институт государственного прощения имеет широкое применение и способствует исправлению виновных лиц, совершивших правонарушения. Амнистия и помилование, входящие в институт государственного прощения, также служат целям исправления лиц, совершивших преступления.

1 Марогулова И.Л. Амнистия и помилование в российском законодательстве. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Сингез», 1998. С. 47.

2 См.: Дурманов Н.Д. Амнистия и помилование по Конституции СССР // Советское государство и право. 1946. № 5-6. С. 46.

3 Мирзаджанов К. Амнистия и помилование в советском уголовном праве. Ташкент, 1977. С. 32.

4 Ханмагомедов С.З. Помилование: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Дисс...канд. юрид. наук / С.З. Ханмагомедов. - Махачкала, 2006. С. 31.

5 Мицкевич А.В. Правотворческое значение нормативного акта // Советское государство и право. 1965. № 11. С. 46.

6 См.: Алексеев С.С. Общая теория права. Т.2. М., 1982. С. 199, 330, 347.

7 См.: Тищенко K.M. Помилование в уголовном праве. М., 1994. С. 23-24.

8 Марогулова И.Л. Указ. соч. С. 63.

9 Уголовное право. Часть общая. М., 1948. С. 663.

10 Ханмагомедов С.З. Указ. соч. С. 34.

11 Марогулова И.Л. Указ. соч. С. 86.

12 Ханмагомедов С.З. Указ. соч. С. 36.

13 См. там же. С. 40.

14 См. там же. С. 41.

15 Марогулова И. Л. Указ. соч. С. 81-82..

16 См. там же. С. 53, 59.

Амнистия находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ).

Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

Амнистия есть форма государственного прощения лиц, совершивших преступления.
Амнистия объявляется Государственной Думой РФ путем принятия постановления об объявлении амнистии и постановления о порядке применения постановления об объявлении амнистии. Эти документы содержат взаимосвязанные положения, и применение одного постановления без другого невозможно. В постановлении об объявлении амнистии указываются лица, к которым амнистия применяется, условия ее применения, а также лица, на которых амнистия не распространяется. В постановлении о порядке применения амнистии указываются органы, на которые возлагается исполнение акта об амнистии, разъясняются некоторые положения и термины первого документа. В преамбуле постановления об объявлении амнистии в качестве обоснования ее объявления указывается, как правило, принцип гуманизма.
Постановление об объявлении амнистии в соответствии со ст. 169 Регламента подписывается Председателем Государственной Думы и публикуется в течение 3-х дней после принятия. Постановление подлежит исполнению в течение 6 месяцев. Как следует из содержания ст. 84 УК РФ, актом об амнистии лица, совершившие , могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступления, могут быть освобождены от , либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята .
Амнистия является актом бессрочным, в сферу ее действия подпадают все лица, совершившие преступления до вступления акта в силу, независимо от времени привлечения этих лиц к уголовной ответственности.
Если в указанный срок исполнения амнистии истекают сроки давности, применяются не положения акта об амнистии, а положения ст. 78 или ст. 83 УК РФ как более льготные.
Поскольку акт об амнистии является бессрочным, возможны случаи, когда деяние виновного лица подпадает под действие нескольких актов об амнистии. В таких случаях следует руководствоваться не положениями ст. 10 УК РФ об обратной силе уголовного закона, а принципом справедливости. При наличии конкурирующих предписаний должны применяться предписания того акта об амнистии, момент вступления в силу которого наиболее близок к моменту совершения преступления.

Если акт об амнистии вступает в силу до начала дела по существу, то подозреваемых (обвиняемых) осуществляется путем прекращения уголовного дела, находящегося в производстве органа дознания, органа предварительного следствия или суда, либо путем прекращения уголовного преследования. Следует отметить, что в ст. 24 УПК РФ в перечне оснований прекращения уголовного дела такое основание, как акт амнистии, отсутствует. Если (обвиняемый) возражает против прекращения уголовного преследования, производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке (ч. 2 ст. 27 УПК РФ).
Если акт об амнистии вступает в силу в ходе судебного разбирательства, а обвиняемый возражает против прекращения уголовного преследования, суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу. В случае постановления обвинительного приговора и при наличии оснований для применения амнистии суд освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК РФ). Но наличие обвинительного вряд ли может рассматриваться как освобождение от уголовной ответственности.
Лицо, освобожденное от уголовной ответственности, не освобождается от обязанности возместить вред, причиненный его противоправными действиями.
Если акт об амнистии издан после провозглашения приговора, но до его вступления в законную силу, суд второй инстанции оставляет обвинительный приговор без изменения и освобождает осужденного от отбывания наказания (п. 1 ч. 6 ст. 302 УПК РФ), если приговор не подлежит отмене или изменению по другим основаниям.
Осужденные к смертной казни амнистии не подлежат.
С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.
Решение о применении амнистии принимается соответствующим органом в отношении каждого лица индивидуально. Эти правоприменительные акты (постановления, определения), кроме решений судов, утверждаются прокурором. Это позволяет говорить о нормативном характере акта об амнистии. Как сказано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 11-П, постановление об объявлении амнистии является уникальным нормативным правовым актом. Принятие Государственной Думой РФ постановлений об амнистии предусмотрено самой Конституцией РФ, что отличает эти постановления от других нормативных актов, включая большинство законов, и, таким образом, они имеют особую конституционную природу. Но этот нормативный акт имеет и свои особенности. Постановление об объявлении амнистии не отменяет и не изменяет нормы уголовного права, не устраняет преступность и наказуемость деяния. Также актом об амнистии не ставится под сомнение законность, обоснованность и справедливость приговора суда.
Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.
Право просить о помиловании есть конституционное право осужденного (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ), обращаться с ходатайством о помиловании может только сам осужденный (или отбывший наказание).
Акт помилования, так же как и акт об амнистии, не устраняет преступность и наказуемость деяния, не отменяет и не подвергает сомнению приговор суда. Помилование, как и амнистия, не является реабилитацией, оно применяется к справедливо осужденному лицу.
Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания.
Ходатайство осужденного о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказания, в специальном журнале и направляется в территориальный орган Минюста России. Отказ в направлении ходатайства не допускается. К ходатайству прилагаются: копия приговора; справка о состоянии здоровья; сведения о возмещении ущерба; сведения о рассмотрении предыдущих ходатайств о помиловании; представление администрации учреждения с характеристикой осужденного и другие документы.
Территориальный орган Минюста России, проверив правильность оформления документов, направляет их в Комиссию по вопросам помилования. Комиссия готовит заключение о целесообразности помилования и представляет его высшему должностному лицу субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении ходатайствующего лица.
Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган Минюста России, администрации учреждения.
В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих значение для применения акта помилования.
Помилование осуществляется в отношении индивидуально-определенного лица (нескольких лиц). При помиловании, в отличие от амнистии, нет постатейных ограничений, т.е. помилование может быть применено к осужденному за совершение любого преступления. Также в отличие от амнистии помилование применяется только к двум категориям лиц: отбывающим наказание (включая тех, кому отбывание наказания отсрочено) и отбывшим наказание. Таким образом, помилование не может быть применено к подозреваемым и обвиняемым, т.е. помилование не является основанием освобождения от уголовной ответственности.
Актом помилования отбывающий наказание может быть освобожден от дальнейшего его отбывания, назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Судимость, амнистия, помилование: Видео

Помилование внутренне, своей природой схоже с институтом амнистии. Помилование и амнистия -- это два института государственного прощения. Их характеризует отдаленность от других институтов права. Однако, несмотря на единство мотивации, между ними имеются некоторые существенные признаки, обнаруживаемые в практике их применения, которые отличают их друг от друга.

Рассмотрим разграничительные признаки амнистии и помилования: в амнистии не указываются лица, а указываются критерии, которые допускают применение амнистии (категории преступлений, вид и размер наказания), категории лиц (женщины, инвалиды, несовершеннолетние, награжденные орденами и медалями и т.д.), на которых распространяются это вид института амнистия.

Амнистия распространяется также и на лиц, преступления которых еще не стали предметом судебного рассмотрения. В соответствии с УПК РК уголовные дела не возбуждаются в отношении лиц попадающих под акт амнистии, а возбужденные дела (находящиеся в производстве органов дознания и предварительного следствия) и дела, находящиеся на рассмотрении судов, подлежат прекращению. Помилование же производится в отношении персонально определенных в акте Президента РК лиц (осужденных или отбывающих наказание). В отличие от амнистии помилование не распространяется на лиц, привлеченных к уголовной ответственности, в отношении которых судом не вынесен обвинительный приговор .

Помилование, как и амнистия, относится к смешанным видам освобождения от наказания. С помощью акта помилования возможно освобождение от дальнейшего отбывания наказания, сокращение срока назначенного наказания, замена не отбытой части наказания более мягким видом. Актом помилования может быть также снята судимость (ч.4 ст.76 УК РК). Согласно этому положению Президент не вправе освободить лицо от уголовной ответственности или помиловать в отсутствии обвинительного приговора суда, тогда как амнистией лицо может быть освобождено и от уголовного преследования.

Инициатива издания акта амнистии всегда исходит от государственного органа. Амнистия принимается и применяется независимо от желания осужденного. Акты амнистии имеют общеобязательный характер, как для правоохранительных органов, так и для тех лиц, которые подпадают под амнистию. Единственное исключение -- лица, не признающие себя виновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивающие на судебном разбирательстве. Ходатайство о помиловании должно исходить от самого осужденного, его родственников, если же осужденный является гражданином другого государства, то ходатайство может исходить от органов власти или управления иностранного государства .

Кроме того, законом не предусмотрены ограничения в возможности помилования в зависимости от тяжести совершенного преступления, продолжительности срока отбывания наказания и опасности виновного. Помилованию могут подлежать лица, совершившие преступления любой тяжести, чистосердечно раскаявшиеся и вставшие на путь исправления.

Амнистия не применяется в отношении лиц, совершивших тяжкие преступления, неоднократно осужденных и всегда исключаются в отношении лиц -- злостных нарушителей режима отбывания наказания и не вставших на путь исправления. Вынесение акта помилования обусловлено исключительными обстоятельствами, заслуживающими внимания и прощения .

Акт амнистии создает нормативное основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия ее применения. При этом создаются или называются органы, которые на основе критериев, приведенных в акте, сами решают вопрос о возможности применения амнистии к конкретному лицу. Окончательное решение зависит от усмотрения этих органов. То есть юридическим основанием освобождения от уголовной ответственности по амнистии служит индивидуально определенный акт применения норм права -- постановление о прекращении уголовного дела, обвинительного приговора суда с освобождением от наказания, постановление начальника учреждения, санкционированное прокурором, либо постановление специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы и т.п. При помиловании же сам акт о помиловании является юридическим основанием для освобождения лица от наказания. Органам, исполняющим наказание, остается только выполнить предписание.

Помилование носит единичный, разовый характер, поэтому процедура помилования предполагает немедленное исполнение органом, ведающим исполнением наказания, применения помилования, тогда как амнистия применяется достаточно длительный период, как правило, 6 месяцев с момента вступления его в силу.

Применяя помилование, государство руководствуется соображением милосердия по отношению к конкретному лицу, при амнистии -- и другими соображениями, например, требованием экономии мер уголовной репрессии. Несмотря на бескомпромиссные различительные признаки в литературе встречаются мнения, согласно которым предлагается стереть грань между амнистией и помилованием применительно к отдельным случаям. Так, К. Мирзажанов предлагает разрешить комиссиям, применяющим амнистию, ставить вопрос о ее применении в виде исключения к конкретным лицам, которые не подпадают под ее действие (например, при случайном участии в тяжком преступлении, незначительной роли в нем, заслуживающим доверия и раскаяния и т.п.). Это, на наш взгляд, неприемлемо, поскольку не должно быть смешения двух совершенно разных институтов -- амнистии и помилования. Такая постановка вопроса отображает рассматривать все дела осужденных, независимо от того, подпадают ли они под амнистию. Это осложнит работу органов, занимающихся амнистией, и приведет к менее тщательному анализу дел тех осужденных, которые могут быть амнистированы. Даже если какой-либо орган придет к выводу о том, что конкретное лицо заслуживает смягчения наказания, то вполне можно применить иные виды освобождения от уголовной ответственности или наказания.

Что касается других видов смягчения положения лиц, то мы рассмотрим соотношение помилования с условно-досрочным освобождением от отбывания наказания (ст.70 УК РК), с заменой, не отбытой части наказания более мягким видом (ст.71 УК РК), с освобождением от наказания в связи с болезнью (ст.73 УК РК), с отсрочкой отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст.72 УК РК), а также с реабилитацией.

Помилование как вид освобождения от наказания имеет сходство с условно-досрочным освобождением от наказания. Оба эти института могут рассматриваться как виды досрочного освобождения. Но между ними существуют серьезные различия. Во-первых, среди видов смягчения положения лиц в результате помилования нет условно-досрочного освобождения. Помилование возможно только в виде безусловного освобождения. Во-вторых, условно-досрочное освобождение применяется судом, помилование -- Президентом. В-третьих, помилование жестко не связано с формальным или материальным основаниями, хотя практика идет по пути помилования, как правило, лиц, отбывших более половины срока наказания. И, как правило, помилование применяется к положительно характеризующимся осужденным. Для условно-досрочного освобождения предусмотрены сроки необходимого отбытия наказания -- формальное основание (для осужденных совершивших преступления в совершеннолетнем возрасте -- 1/3, 1/2, 2/3, а для тех, кому в момент совершения преступления не исполнилось 18 лет -- 1/4, 1/3, 1/2, 2/3). Материальное основание отражает степень исправления осужденного. Законодатель формулирует его в ч.1 ст.70 УК РК следующим образом: “судом должно быть признано, что для его исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания” .

Замена не отбытой части наказания более мягким применяется судом. Однако, замена возможна и при помиловании осужденного Президентом. Сходство этих институтов заключается в том, что заменяемое наказание должно быть более мягким, то есть в лестнице наказаний оно должно быть помещено выше отбываемого наказания. На практике эта мера наказания применяется только к отбывающим лишение свободы.

Кроме того, ч.3 ст.71 УК РК указывается, что при замене, не отбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в ст. 39 УК РК, это не совсем так. Прежде всего, заменяемым может быть только основное наказание. Заменять основное наказание дополнительным нельзя. Значит, в порядке замены не могут быть назначены конфискация имущества и лишение специального воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса или государственных наград. Далее в системе наказаний есть такие, которые применяются только к военнослужащим -- ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части. То есть они также не могут быть применены в порядке замены. Арест пока не применяется из-за отсутствия условий для его исполнения в соответствии со ст.4 Закона РК от 16 июля 1997 г. №168-1 “ О введении в действие Уголовного кодекса Республики Казахстан”. В результате остаются штраф и исправительные работы, ограничение свободы. Применение штрафа очень проблематично. Ограничение свободы применяется, но пока очень осторожно по той причине, что это новый вид наказания. Исправительные работы, заменяющие наказание должны быть назначены в пределах, предусмотренных УК РК -- 2 года. Видимо это ограничение приемлемо и для помилования.

Между этими институтами можно выделить следующие различия:

  • 1. Суд может применить замену только в том случае, если лицо осуждено за преступление небольшой, средней тяжести, тяжкое преступление. При помиловании Президент не связан никакими ограничениями, он может применить замену и к лицу, совершившему особо тяжкое преступление.
  • 2. Для применения судом замены, осужденный должен отбыть не менее 1/3 назначенного судом срока. Применение помилования не связано с отбытием определенного срока наказания, но как мы уже отмечали, практика идет по пути отбытия 1/2 срока наказания.

Сравнивая с другим видом освобождения -- в связи с болезнью (ст.73 УК РК), следует отметить, что состояние здоровья осужденного является важным обстоятельством при решении вопроса о применении к нему помилования. Учитываются и другие факторы. При этом не имеет значения, предусмотрено ли заболевание осужденного перечнем заболеваний, являющихся основанием для представления, осужденного к освобождению от отбывания наказания. Еще одно отличие от помилования -- безусловное освобождение, освобождение по ст. 73 УК РК предусматривает, в случае выздоровления лица, при не истечении сроков давности направление его для отбывания наказания.

Что касается отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей и, сопоставляя его с помилованием, то следует отметить, что при применении помилования также учитывается состояние беременности и наличие малолетних детей, но это не является обязательным условием для применения помилования. Не является препятствием срок наказания и характер преступления. И при применении отсрочки суд по истечении ее возвращается к данному вопросу и решает (при условии, если давность обвинительного приговора не истекла) освободить женщину окончательно от отбывания наказания, назначенного судом за совершение преступления, заменить назначенное наказание более мягким или направить осужденную для отбывания, назначенного ей наказания, если ее поведение свидетельствует о том, что она не оправдала гуманного к ней отношения и предоставления отсрочки отбывания наказания. Осужденная не может автоматически освобождаться от отбывания наказания, исполнение которого было отсрочено. При помиловании решение является окончательным.

Иногда в специальной литературе происходит смешивание понятий помилования и реабилитации. Так, в юридическом словаре указывалось: “Помилование может заключаться в признании неправильно осужденного невиновным (см. Реабилитация)”. В этом же словаре говорится, что “реабилитацию следует отличать от амнистии, а также и от помилования, которое осуществляется по ходатайству заинтересованных лиц в отношении правильно осужденного лица”.

Реабилитация состоит в признании лица неправильно осужденным и изначально невиновным. Помилование является проявлением снисхождения к правильно осужденному лицу. Реабилитировать лицо может только суд, и даже не Президент. Суть реабилитации состоит в том, что человек (обвиняемый или подозреваемый) в отношении которого вынесено постановление органа уголовного преследования о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст.37 УПК РК, считаются невиновными и не могут быть подвергнуты каким-либо ограничениям в правах и свободах. Соответствующая статья.41 УПК РК определяет, что эти лица имеют право на возмещение в полном объеме имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Лицам, лишенным по приговору суда почетного, воинского, специального или иного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса, а также государственных наград, восстанавливаются. Из содержания данной статьи видно, что содержание реабилитации значительно шире помилования. Если реабилитация включает в себя возмещение имущественного и иного вреда, а также восстановление в правах, то помилование освобождает только от определенного воздействия, которое носит уголовно-правовой характер, от материальной и иной ответственности оно не освобождает.

Помилование, в отличие от других видов смягчения положения лиц, касается и должно в идеале касаться больше нетипичных, сложных ситуаций. Помилование должно оправдывать свое назначение как мера государственного прощения, а не применяться всякий раз, когда возможно досрочное освобождение. Необходимо применять помилование только в тех случаях, когда обычные институты досрочного освобождения лица от наказания не могут быть применены .

Помилование и амнистия, несмотря на очевидное сходство, различаются между собой. Перечислим эти отличия.

  • 1. Помилование не носит нормативного характера, а представляет собой акт применения права в конкретном случае.
  • 2. Помилование осуществляется в отношении определённого лица, тогда как амнистия распространяется на неопределённое количество лиц.
  • 3. Акт о помиловании является юридическим основанием для освобождения лица от наказания, тогда как для применения амнистии необходим акт соответствующего органа, на который возложена обязанность по реализации амнистии.
  • 4. Ходатайство о помиловании всегда исходит от самого осуждённого, его родственников, наблюдательных комиссий, администрации ИТУ. В тех случаях, когда помилование осуществляется в отношении иностранных граждан, ходатайство может исходить от органов власти или управления иностранного государства. Акты же амнистии всегда издаются по инициативе органов власти, правомочных на их издание.
  • 5. Помилование носит единичный, разовый характер, тогда как применение амнистии - это достаточно продолжительный период, требующий усилий многих правоохранительных органов: следствия, дознания, суда, прокуратуры, органов, ведающих исполнением приговора (обычно амнистия подлежит исполнению в течение шести месяцев).
  • 6. Реализуя амнистию, соответствующие органы лишь в некоторой степени учитывают поведение осуждённого, например, она не применяется к злостным нарушителям режима, тогда как помилование полностью зависит от поведения осуждённого в местах лишения свободы

Амнистия (статья 84)

Амнистия - это смягчение наказания или освобождение от наказания лиц, осуждённых судом, а также прекращение уголовного преследования, осуществляемое на основании специального акта верховной власти.

В отличие от УК РСФСР действующий УК содержит специальную статью, в которой определены порядок и правовые последствия амнистии. В соответствии с Конституцией амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

Термин „амнистия“ происходит от греческого слова amnestia, означающего забвение, прощение. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что амнистия представляет собой своеобразную государственную меру, направленную на реализацию уголовной ответственности. Акт об амнистии является лишь предусмотренной законом формой, в которой эта мера осуществляется.

В системе права институт амнистии занимает особое место, а определение его отраслевой принадлежности относится к числу дискуссионных проблем науки уголовного права. Некоторые ученые считают, что амнистия - институт уголовного права. Другие относят его к конституционному праву.

Наиболее обоснованным представляется мнение И.Л. Марогуловой, которая предлагает рассматривать амнистию и помилование в рамках многоотраслевого института так называемого государственного прощения. Издание актов об амнистии отнесено к компетенции высшего органа законодательной власти и с этой точки зрения относится к конституционному праву. В то же время в соответствии с уголовным законодательством акты об амнистии входят в число оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания и поэтому могут быть рассмотрены в рамках уголовного права. Применяются же акты об амнистии на разных стадиях уголовного процесса, что позволяет отнести их к уголовно-процессуальному праву. Все это свидетельствует о том, что амнистию следует считать комплексным межотраслевым институтом.

Несмотря на определенные особенности актов об амнистии, касающиеся в том числе и действия этих актов во времени, они, тем не менее, содержат нормы права - правила поведения, обязательные для субъектов, указанных в этих актах, и рассчитанные на применение к индивидуально не определенному кругу лиц. Предписания этих норм реализуются в правоприменительных актах - в решениях (постановлениях) уполномоченных на то должностных лиц и органов (предварительного следствия, дознания). Все это свидетельствует о том, что в отличие от актов помилования акты об амнистии имеют нормативный характер и могут распространяться на определенные категории лиц (например, на женщин, инвалидов, несовершеннолетних) или на всех лиц, совершивших преступления определенных видов.

Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, вынесенного по конкретному делу. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление.

Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе. Эти акты могут содержать предписания следующего характера:

Об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;

Об освобождении от наказания или его отбывания лиц, осужденных за преступления;

О сокращении назначенного наказания;

О замене назначенного наказания более мягким;

Об освобождении от дополнительного наказания;

О снятии судимости.

Конкретное содержание амнистии определяется в самом акте об амнистии. Обычно такие акты носят комплексный характер и содержат предписания нескольких видов из числа предусмотренных частью 2 статьи 84 УК, а иногда и не предусмотренных данной нормой. Например, в несколько последних постановлений об амнистии были включены предписания о сокращении не назначенного наказания, а лишь его неотбытой части.

В настоящее время в соответствии с Конституцией РФ акт об амнистии принимается в виде постановления Государственной Думы.

В связи с тем что практическое применение акта об амнистии представляет определенную сложность, помимо самого акта об амнистии Государственная Дума обычно принимает дополнительное постановление о порядке применения этого акта, в котором разъясняет вопросы, связанные с применением акта об амнистии. Определяются органы, на которые возложено исполнение амнистии, раскрывается содержание терминов, использованных в акте об амнистии, и т.д.

Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления.

В актах об амнистии, как правило, определяется и круг лиц, на которых ее действие не распространяется.

К лицам, в отношении которых наряду с наказанием были назначены принудительные меры медицинского характера в виде лечения от алкоголизма или наркомании, а также к осужденным, больным венерическими заболеваниями, подлежащим освобождению от наказания, акт об амнистии обычно применяется после завершения интенсивного курса лечения. Однако эти правила должны быть прямо предусмотрены в акте об амнистии или в постановлении о порядке его применения.

Амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под ее действие, независимо от того, согласны они с ней или нет. Однако амнистия не означает реабилитацию лица и является лишь прощением его за совершение преступления. Поэтому освобождение от уголовной ответственности в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений против этого со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства, в котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с освобождением от наказания по акту об амнистии.

Акт об амнистии является обязательным и безусловным основанием для смягчения участи лиц, указанных в нем. Такое основание не зависит от усмотрения органов, на которые возложено применение амнистии (органов дознания, следствия, суда, органов исполнения наказания соответствующего вида), и не ставится в зависимость от последующего поведения лица или от каких-то иных условий.

Акты об амнистии обычно распространяются на уголовно наказуемые деяния, совершенные до его принятия или вступления в силу.

Применение амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям определяется разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 04.03.1929 N 23 „Об условиях применения давности“.

По общему правилу, акт об амнистии к лицам, совершившим длящееся преступление, применим, если их деяние было прекращено до вступления в силу этого акта. Из этого правила возможны исключения, установленные самим актом об амнистии.

При совершении продолжаемых преступлений амнистия применяется только в случае, если последний акт такого преступления был совершен до вступления в силу акта об амнистии.

Следует иметь в виду, что сам акт об амнистии не освобождает от уголовной ответственности или наказания и не смягчает наказание. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта об амнистии осуществляется органами дознания, следствия (постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении), а также командованием дисциплинарных воинских частей, но обязательно утверждается прокурором. По делам, находящимся на рассмотрении в суде, амнистия применяется судом (определением суда о прекращении уголовного дела), но при обязательном участии прокурора. Амнистия может быть реализована обвинительным приговором суда с освобождением от наказания и судимости; постановлением начальника исправительного учреждения, санкционированным прокурором, или постановлением специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы.

Предписания актов об амнистии о снятии судимости не требуют принятия каких-то специальных актов применения права. Однако снятие судимости редко предусматривается постановлениями об амнистии.

Помилование (статья 85)

Помилование - это акт верховной власти, полностью или частично освобождающий осуждённого от наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким.

Как и амнистия, помилование представляет собой проявление гуманизма по отношению к осужденным и также направлено на полное или частичное аннулирование юридических последствий совершения преступления, осуществляемое в несудебном порядке.

Помилование применяется к конкретному лицу или конкретным лицам, обозначенным в акте помилования персонально (поименно). Акт помилования, в отличие от акта об амнистии, носит не нормативный, а индивидуальный характер.

В соответствии со статьей 85 УК акт помилования применяется только к лицу, осужденному за преступление, и может влечь для такого лица следующие правовые последствия:

Лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;

Наказание, назначенное лицу приговором суда, может быть сокращено;

Назначенное лицу наказание может быть заменено более мягким видом наказания;

С лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.

Особое место в законодательстве занимает решение вопроса о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Согласно части 3 статьи 59 УК смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет. Однако следует помнить, что в настоящее время действует мораторий на исполнение смертной казни.

Согласно Конституции РФ помилование осуществляет Президент РФ. Однако при определенных условиях это право может передаваться высшему должностному лицу субъекта Федерации. Так, в соответствии с Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан „О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан“ правом помилования осужденных судами Республики Башкортостан обладает президент этой республики.

Указом Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 „О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации“ установлен новый порядок решения вопросов о помиловании осужденных. Действовавшая ранее Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ упразднена. Для обеспечения надлежащей деятельности по разрешению вопросов о помиловании, предварительного рассмотрения ходатайств, подготовки заключений по материалам о помиловании комиссии по вопросам помилования образованы на территориях субъектов Федерации.

Этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в соответствии с которым помилование осуществляется путем издания указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

Закон не ограничивает право Президента РФ на осуществление помилования ни кругом лиц, ни тяжестью преступлений. Однако указанное Положение содержит перечень лиц, в отношении которых помилование, как правило, не применяется (лица, совершившие умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания; ранее освобождавшиеся от отбывания наказания условно-досрочно, по амнистии или актом помилования; лица, которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием).

Согласно установленному Указом Президента порядку представления ходатайств о помиловании осужденный обращается с таким ходатайством к Президенту РФ в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, и не позднее чем через 20 дней со дня его подачи направляется в территориальный орган Министерства юстиции РФ в субъекте Федерации вместе с прилагающимися документами (копией приговора, справкой о состоянии здоровья осужденного, характеристикой осужденного и так далее).

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Федерации по месту жительства заявителя.

Территориальный орган юстиции не позднее чем через 7 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию, которая в свою очередь не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации).

Не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии высшее должностное лицо субъекта Федерации вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Федерации к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения.

Окончательное решение вопроса о помиловании и его характере принимает Президент РФ. Указ о помиловании в течение 2 дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Федерации, в МВД России, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения.

В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Вопрос о части наказания, которую осужденный должен отбыть перед применением к нему помилования, законодательно не решен. Как правило, с просьбой о помиловании осужденные обращаются по истечении более или менее значительной части срока назначенного судом наказания (обычно - половины). Однако в практике известны случаи и более раннего применения помилования.

Сходства:

Применяются с целью смягчения участи лиц, совершивших преступления;

являются актами разового характера;

Касаются лиц, совершивших преступления до издания актов помилования или амнистии.

Различия:

Амнистия является нормативным актом, а помилование к таковым не относится.

Объявление амнистии относится к ведению Государственной Думы РФ. Осуществление помилования относится к компетенции Президента РФ.

Суть помилования в том, что глава государства смягчает участь лица по обстоятельствам, не связанным с правильностью осуждения. Комиссия по помилованию не ставит под сомнение справедливости осуждения, правильности приговора.

При издании акта об амнистии указываются органы, которые на основе критериев, приведенных в акте об амнистии, сами решают о возможности или невозможности применения амнистии к каждому конкретному лицу. Издавая акт о помиловании, президент решает вопрос в отношении помилованного. Органам, исполняющим наказание, остается только выполнить предписание.

Помилование есть акт милосердия


Похожая информация.




Просмотров