Общественно научный характер теории государства и права. Конспекты юриста

Роман Анатольевич Ромашов

· Краткий курс (Питер)

· Введение

· Раздел 1. Вводный

§ 2. Признаки государства

o Тема 5. Функции государства

o Тема 7. Форма государства

§ 2. Форма правления

Роман Анатольевич Ромашов
Теория государства и права. Краткий курс

Рецензенты:
Д. И. Луковская
И. Л. Честнов

Введение

Теория государства и права является фундаментальной юридической наукой и вместе с тем – вводной учебной дисциплиной, преподаваемой студентам юридических факультетов на первом курсе обучения. Такая двойственность обусловливает необходимость совмещения наукоемких теоретических конструкций с первичным уровнем специальной подготовки обучаемых. При этом дополнительную сложность представляет то, что многие проблемы, рассматриваемые в рамках курса теории государства и права, не получили своего окончательного решения, в том числе и на научном уровне.
В результате первокурсник должен не просто заучивать положения, излагаемые в рекомендуемых учебниках, а также на лекциях, и с той или иной степенью успешности «ретранслировать» их преподавателю, а сразу же мыслить самостоятельно, творчески. В идеале подобную схему отношений можно только приветствовать, однако на практике в большинстве случаев студенческая аудитория просто не воспринимает тяжеловесные «теоремы», насыщенные специальной терминологией и излагаемые сложным для восприятия языком.
Специфика преподавания теории государства и права определяется функциями этой учебной дисциплины, среди которых наиболее важными являются пропедевтическая и эвристическая.
Пропедевтическая функция теории государства и права заключается в ознакомлении обучаемых с юридической терминологией, уяснении ими содержания основных принципов юридической техники, формировании у студентов основ профессионального правосознания и профессиональной правовой культуры.
Эвристическая функция теории государства и права предполагает обобщение информации, полученной в ходе рассмотрения отдельных тем, анализа ключевых понятий и принципов, установление структурно-логических связей между теоретическими представлениями о государстве и праве и категориальным аппаратом отраслевых и прикладных дисциплин, синтез государственно-правовой теории и юридической практики. Эвристическая функция придает теории государства и права характер не только вводной, но и обобщающей «синтезированной» дисциплины, преподавание которой в форме проблемного курса осуществляется на заключительном этапе обучения. Кроме того, базовый характер теории государства и права предопределяет включение экзамена по этой дисциплине в программу итоговой государственной аттестации выпускников юридических факультетов вузов страны.
Важное место, которое отводится теории государства и права в системе отечественного юридического образования, обусловливает постоянное внимание к данной дисциплине как со стороны ученых, специализирующихся на исследовании общетеоретических и сравнительно-правовых аспектов юриспруденции, так и со стороны представителей отраслевых юридических наук. При этом высказываемые точки зрения нередко носят противоречивый, а иногда и взаимно исключающий характер. Данное обстоятельство, с одной стороны, свидетельствует о плюралистичности современной российской юриспруденции, а с другой – является показателем неопределенности целевых установок, которыми руководствуются в своей деятельности представители отечественной юридической науки и образования.
В сложившихся условиях возрастает потребность в учебных пособиях, сочетающих в себе логическую последовательность и непротиворечивость излагаемого материала, его простоту и доходчивость с достаточной для последующего «вхождения» в отраслевые и прикладные юридические дисциплины степенью информативности и научности.
Предлагаемый в данном издании курс лекций вполне отвечает изложенным требованиям.
Впервые он был выпущен в 2005 г. Как преподаватели, так и студенты позитивно восприняли это издание, что обусловило неоднократные выпуски дополнительных тиражей. При подготовке второго издания были учтены последние изменения в мире юридической науки и практики. Чтобы сохранить определенную преемственность с ранее излагавшимися позициями и с современным подходом к их рассмотрению, было принято решение оставить без существенных содержательных изменений тематические блоки, традиционно включаемые в курс теории государства и права и отражающие основные вопросы, которые в нем рассматриваются. Вместе с тем в структуру учебного пособия были включены дополнительные разделы, конкретизирующие и уточняющие существующие представления о предмете и методологии этой дисциплины, а также содержащие принципиально новые положения, в которых высказываются дискуссионные идеи, нуждающиеся в дальнейшем обсуждении.
Вопросы, излагаемые в рамках представленного лекционного курса, соответствуют содержанию действующей учебной программы по теории государства и права. Содержание курса соответствует требованиям Государственного стандарта по специальностям 010500 – юриспруденция (бакалавриат); 030501 – юриспруденция; 030505 – правоохранительная деятельность. При подготовке лекционного курса автором были учтены и использованы современные достижения в области теоретического правоведения и юридической практики.
Во второе издание учебного пособия «Теория государства и права» в качестве структурных разделов вошли авторские материалы из ранее изданных работ, а также тематические блоки, публикуемые впервые.

Раздел 1. Вводный

Теологическая теория

На протяжении всей истории человечества особая роль в жизни общества принадлежала религии. Рассматривая процесс создания государства как акт божественной воли, ученые-теологи полагали, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира, а государь есть его наместник на земле, как, по учению римской церкви, Папа – наместник Христа на земле в делах не только духовных, но и светских.
В средневековой Европе в трудах ученых-теологов (и, в частности, в работах классиков католицизма – Августина Аврелия и Фомы Аквинского) необходимость государства выводилась, с одной стороны, из учения Аристотеля о политической сущности человека, а с другой – из определенного свыше предназначения государства как политического института. Поскольку человек уже изначально предрасположен к власти или к повиновению, постольку государственный порядок рассматривается как раз и навсегда устоявшийся, неизменный, подчиненный исключительно божественному провидению.

Классовая теория

Эта теория иногда называется материалистической, так как в ней содержатся попытки объяснить возникновение государства причинами материалистического (преимущественно экономического) характера. По мнению авторов и основных идеологов классовой теории (К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, И. Сталина), государство возникает как объективный результат социального развития. Общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, возникновение частной собственности и, следовательно, имущественного неравенства, расслоение общества на классы с непримиримыми (антагонистическими) интересами.
Все эти обстоятельства явились причинами возникновения государства, сущностью которого стало принуждение одного класса другим. Классовое государство есть орган классового господства, инструмент угнетения одного класса другим. При помощи государственной власти происходит создание «порядка», который узаконивает и упрочивает такое угнетение, умеряя столкновение классов.

Теория насилия

Исходным моментом рассуждений авторов данной теории (Л. Гумплович, Е. Дюринг, А. Менгер) является утверждение о насильственном характере возникновения государства. По их мнению, государственно-правовой порядок образовался путем насилия и укрепился почти исключительно путем военных успехов. Теория насилия предполагает возникновение государства как в результате внешнего воздействия, когда более развитое (более агрессивное) племя подчиняет менее развитое (менее агрессивное), так и в результате внутреннего насилия, результатом которого является порабощение сильнейшими соплеменниками слабейших.
В отличие от классовой теории, в рамках которой экономика рассматривается в качестве основы, базиса надстроечных отношений (политических, правовых, идеологических), в контексте теории насилия обосновывается тезис о первичности политики, а именно о первичности политического насилия. При этом насилие считается не неким ограниченным, локальным, а глобальным, к тому же естественным явлением, которое порождает единство противостоящих друг другу элементов: государств-победителей и побежденных, управляющих и управляемых, господ и рабов.

Теории происхождения права

В теории государства и права существует множество подходов к рассмотрению проблемы происхождения права. В рамках этих подходов по критерию волевого участия человека в правогенезе (то есть в процессе правообразования) с определенной долей условности можно выделить теоретические концепции естественного происхождения права и теории позитивного (искусственно созданного) права.
Теории, не связывающие происхождение права с человеческим волеустановлением, рассматривают право либо в качестве объективного явления, возникающего в результате естественного (и именно в силу этого – объективного) процесса развития человеческого общества, либо в качестве некоего божественного установления, опять же не зависящего от воли человека. В свою очередь позитивистские теории рассматривают процесс возникновения права с точки зрения осознанной волевой человеческой деятельности. При этом в зависимости от особенностей правообразования различаются юридический, социологический, психологический типы позитивизма.
Рассмотрим перечисленные теории происхождения права более подробно.

Признаки государства

К признакам государства относятся: государственная территория, институт гражданства (подданства), публичная политическая власть и государственный суверенитет. Рассмотрим перечисленные признаки более подробно.

Государственная территория

В современной юридической науке под государственной территорией принято понимать пространственную сферу государственной юрисдикции, или, иначе говоря, пространство, на которое распространяется государственный суверенитет.
В теоретическом государствоведении принято различать фактическую и юрисдикционную территории.
Фактическая территория – это пространственная сфера в пределах, определенных государственными границами.
Юрисдикционная территория – это территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства (пространство, в пределах которого действует национальное законодательство). Юрисдикционная территория государства складывается из фактической территории, а также территорий с особым правовым режимом – участков местности, в географическом смысле не относящихся к данному государству, однако попадающих под его юрисдикцию вследствие правил, которые установлены в международно-правовых актах.

Институт гражданства (подданства)

В отечественной юридической науке и конституционном законодательстве гражданство определяется как «устойчивая политико-правовая связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная государственная власть как в пределах государства, так и вне его границ».
Из данного определения с достаточной очевидностью вытекает, что факт устойчивой политико-правовой связи человека с государством (наличие у человека гражданства (подданства) данного государства) означает не что иное, как возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) не граждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от состояния в гражданстве (подданстве) государства, относятся: право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти, право на осуществление определенных видов деятельности, право на занятие ряда должностей в государственном аппарате и др.

Государственный суверенитет

Являясь комплексным признаком и важнейшим условием жизнедеятельности государства, суверенитет выступает как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по отношению ко всем другим видам власти в самом государстве (так называемая внутренняя форма проявления суверенитета), а с другой – означающих право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики (внешняя форма проявления суверенитета).
Перечисленные признаки государства позволяют сформулировать следующее определение: государство – это политико-правовая организация общества, распространяющая свою суверенную власть на занимаемую территорию, действующая в интересах всего общества или отдельной его части, обладающая монополией на законотворчество, правосудие, легальное принуждение.

Тема 5. Функции государства

1. Понятие и признаки функций государства
2. Критерии классификации функций государства
3. Организационно-правовые основы реализации функций государства

Тема 7. Форма государства

1. Понятие формы государства
2. Форма правления
3. Форма государственного (административно-территориального) устройства
4. Политический режим

Понятие формы государства

Категория «форма государства» показывает особенности организации государства (государственного строя), порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их властной компетенции, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также средства и методы, используемые государственным механизмом для осуществления организующей и управленческой деятельности.
В отечественной и зарубежной литературе нет единого общепризнанного представления о том, что такое форма государства. Ученые высказывают различные точки зрения.
Например, для отечественного государствоведения и правоведения 1960-1970-х гг. традиционным было представление о форме государства как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства объединяет форму правления, форму государственного устройства и форму политического режима. По мнению Л. Спиридонова, «форма государства – это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации и объеме компетенции высших органов государственной власти (форма правления)ив административно-территориальном делении государства (форма административно-территориального устройства)».
Рассмотрим более подробно каждую из составных частей формы государства.

Форма правления

По форме правления государства подразделяются на монархии (единоличные, наследственные) и республики (коллегиальные, выборные).
Монархия (греч. monarchia – единовластие) как форма правления характеризуется следующими признаками:
1) существование единоличного главы государства (король, император, эмир и т. д.), пользующегося своей властью бессрочно (пожизненно);
2) передача власти, как правило, осуществляется по принципу наследования;
3) сословная структура общества (монархом может стать только урожденный принц крови) и династическая система браков (фактический либо будущий монарх может сочетаться браком только с представительницей монархической фамилии);
4) наличие официальной государственной религии. Статус монарха – «помазанника бога» – предопределяет государственную природу института вероисповедания, в таком понимании являющегося обязательным элементом специальной дееспособности как самого монарха, так и его ближайших родственников – жены и наследника;
5) монарх представляет государство по собственному праву, не производному от власти народа (чаще всего при обосновании данного положения подчеркивается божественное происхождение монарха);
6) монарх является юридически безответственным лицом и не несет ответственности за принимаемые от собственного имени решения.
Представленные признаки наиболее полно выражены в неограниченных (абсолютных) монархиях. Данная форма правления являлась характерной для стран Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия и т. д.); России XVII–XIX вв.; Франции до революции 1789 г. В настоящий период абсолютные монархии сохранились в аравийских государствах – Омане, Бахрейне, Кувейте и др.
В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом – парламентом либо особым правовым актом – конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституцией и парламентом. Монархии, ограниченные таким способом, принято именовать конституционными (парламентарными).
Конституционная (парламентарная) монархия характеризуется следующими основными признаками:
1) правительство формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах в парламент;
2) лидер партии, получившей большинство депутатских мандатов, становится главой правительства;
3) власть монарха является символической – он «царствует», но не правит;
4) правительство подотчетно в своей деятельности представительному органу – парламенту;
5) механизм правотворчества в качестве обязательного элемента включает институт контрасигнатуры, предполагающий подписание важнейших актов государственной власти двумя должностными лицами: премьер-министром и монархом.
Конституционными (парламентарными) монархиями в настоящее время являются Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Япония, Таиланд и др.
Республика (лат. res publica – общее дело) как форма правления характеризуется следующими признаками:
1) представительным характером высших органов государственной власти – президента и парламента, осуществляющих свои властные полномочия от имени граждан государства;
2) формированием высших органов государственной власти выборным путем и реализации ими властных полномочий в течение определенных законодательством сроков;
3) юридической ответственностью представителей государственной власти (в том числе и главы государства) за принимаемые решения;
4) возможностью досрочного прекращения властных полномочий представителей государственной власти.
В качестве современных форм республиканского правления рассматриваются президентские и парламентские республики.
Президентские республики (США, Франция, Россия) характеризуются сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у главы государства – президента.
Признаки президентской республики:
1) президент избирается путем проведения всенародных выборов;
2) президент либо непосредственно возглавляет исполнительную власть и формирует правительство, либо назначает председателя правительства (премьер-министра) и утверждает представленный премьером состав правительства;
3) правительство несет ответственность перед президентом и действует в течение срока президентских полномочий;
4) президент обладает единоличным правом отставки правительства;
5) отношения между президентом и представительным органом законодательной власти (парламентом) строятся на основании принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов. В частности, законодательную власть в РФ осуществляет двухпалатное Федеральное Собрание (Государственная дума разрабатывает и принимает законы, Совет Федерации их одобряет). Однако закон не может вступить в силу без подписи Президента. В случае неподписания закона (наложения вето) документ возвращается в Государственную думу (система сдержек). Вместе с тем если при повторном голосовании в поддержку отклоненного закона проголосует квалифицированное большинство (2/3) представителей обеих палат Федерального собрания, вето считается преодоленным, и в этом случае Президент обязан подписать закон и передать его на опубликование в СМИ (система противовесов).
Парламентские республики (Италия, ФРГ, Молдавия) характеризуются сосредоточением наибольших властных полномочий у парламента.
Признаки парламентской республики:
1) президент избирается из числа членов парламента или специальной парламентской комиссией;
2) правительство формируется из членов парламента и возглавляется лидером партии парламентского большинства;
3) правительство несет ответственность перед парламентом и действует в течение срока полномочий парламента;
4) в случае объявления недоверия правительству со стороны парламента президент обязан принять решение об отставке правительства.

Сноски

Примечания

См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1999. – С. 397.

Пропедевтика – предварительный круг знаний о чем-либо. (См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1999. – С. 617.)

См.: Спиридонов Л. И. Теория государства и права. – М., 1995. – С. 4.

Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. – М., 1957. – С. 72.

Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник дня юридических вузов. – М., 1999. – С. 68.

Цит. по: Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 3: Европа. Америка: XVII–XX вв. – М., 1999. – С. 274.

Там же. С. 339.

Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. – М., 1998. – С. 396.

Цит. по: Антология мировой правовой мысли. Т. 3. – М., 1999. – С. 624.

Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. – С. 85.

Там же. С. 377–401.

См.: Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения. – М., 1997. – С. 7.

См.: Альхименко В. В. Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства // Конституционное право: Учебник / Под ред. В. В.Лазарева. – М., 1998. – С. 83.; Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. № 22. Ст. 20–31.

Словарь русского языка: В 4 т. Т. 4 / АН СССР. Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. – М., 1988. С. 365.

Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991. – С. 731.

«В результате победы социалистической революции возникают и развиваются государства нового, социалистического типа, основанные на нерушимом союзе рабочих и крестьян, дружбе народов, а право становится возведенной в закон волей трудового народа. Государство и право социалистического типа призваны служить великим целям коммунистического преобразования общества». Там же. С. 3–4.

При этом даже в условиях раннего капитализма существовали социальные группы, не вписывавшиеся в классовую теорию. К таким группам можно, в частности, отнести представителей сохранившихся сословий (светской аристократии и духовенства), а также лиц, осуществлявших частную предпринимательскую деятельность, которая не была связана с социальной эксплуатацией (коммивояжеров, фермеров, частнопрактикующих юристов, медиков и др.

«В Великом обществе, где индивидуумы свободны использовать свои знания в собственных интересах, общее благо, которое должно быть целью правительства, не может представлять собой сумму частных интересов по той простой причине, что ни эти интересы, ни все их обстоятельства не могут быть известны ни правительству, ни кому-либо еще… Важнейшим из общественных благ, для обеспечения которого необходимо правительство, является не прямое удовлетворение каких-либо конкретных нужд, а обеспечение условий, при которых отдельные люди и небольшие группы будут располагать благоприятными возможностями для взаимного удовлетворения соответствующих потребностей… В этом смысле общее благополучие, достижению которого служат правила личного поведения, представляет собой… абстрактный порядок целого, который сохраняется как средство содействия достижению огромного многообразия личных целей, но не ставит целью конкретные результаты». (Хайек Ф. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. – М., 2006. – С. 171–173.)

В Великобритании работорговля была запрещена на законодательном уровне лишь в 1808 г. В 1823 г. последовало запрещение перевозки рабов из одной колонии в другую, в 1834 г. был принят закон, предусматривавший полное освобождение рабов в британских колониях с обязательством отпуска их на волю через четыре года. В Бразилии рабство было отменено в 1888 г., в США – в 1865 г.

И нацистский, и советский режимы широко практиковали принудительный труд заключенных концлагерей, являвшийся по сути формой рабского труда.

Между предшествующим и последующим циклами находится промежуточный этап, который с определенной условностью можно назвать правовым хаосом. «Правовой хаос возникает в „пограничной“ ситуации, когда „новое“ позитивное право только начинает формироваться, а „старое“ находится в кризисе и близко к разрушению… Основным критерием правового хаоса выступает ослабление действия государственно-правовых закономерностей… крайняя непредсказуемость и нестабильность проявлений правовой жизни». (Ветютнев Ю. Ю. Государственно-правовые закономерности. (Введение в теорию) / Под ред. А. Я. Рыженкова. – Элиста, 2006. – С. 100.)

В частности, в античном (дохристианском) периоде можно выделить полисную и эллинистическую стадии, впоследствии вытесненные культурой Рима.

Ортеги-и-Гассет X. Восстание масс. – С. 144–145.

Андреев Ю. В. Раннегреческий полис (Гомеровский период). – Л., 1976. – С. 3.

Кривушин Л. Т. Проблема государства и общества в домарксистской мысли. – Л., 1978.-С. 21.

Нерсесянц В. С. Личность и государство в политико-правовой мысли (из истории идей). – М., 1980. – С. 15.

См.: Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник. – М., 2003. – С. 35.

Представителями этой точки зрения являются, в частности, М. Хмелин, А. Денисов, В. Корельский, М. Байтин, А. Черданцев и др. (См.: Хмелин М. И. Сущность, типы и формы государства // Теория государства и права. – М., 1970. – С. 87; Основы теории государства и права. – М., 1980. – С. 197, 214; Байтин М. И. Механизм государства // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Матько. – М., 1999. – С. 98; Черданцев А. Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М., 2001. – С. 136.)

Марченко М. И. Аппарат социалистического государства // Теория государства и права. – М., 1987. – С. 256.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. – М., 1994. – С. 36.

Словарь иностранных слов. – М., 1964. – С. 63.

Там же. С. 404. Подобным образом определяются значения этих слов и в толковом словаре русского языка С. Ожегова. Так, слово «аппарат» в нем толкуется как «совокупность учреждений, обслуживающих какую-нибудь отрасль правления государства», а слово «механизм» (в переносном значении) как «система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности». (См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1994. – С. 25, 346.)

См.: Боер В. М. Янгол Н. Г. Российская государственность: от тоталитаризма к правовому государству. СПб., 1997. – С. 108–109.

Государственная власть в целом понимается как фактическая способность государства (в лице государственных органов и должностных лиц – представителей государственной власти) подчинять себе волю и поведение субъектов (индивидуальных, коллективных) в интересах всего государственно организованного сообщества либо определенной его части. Государственная власть в ее юридическом аспекте рассматривается не только как социальное явление, но и как конституционно-правовой институт, представляющий собой систему конституционно-правовых норм, которые закрепляют формы организации государственной власти, методы ее осуществления, определяющие структуру органов государства и отношения между ними.

Общественная организация – неправительственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. В ст. 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» говорится: «Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан».

Например, в соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции России «органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых дня их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству».

Перечисленные признаки в современных государствах с монархической формой правления во многом утрачивают свою обязательность в ситу того, что сам институт монархии представляет собой архаическое явление, основывающееся в большей степени не на юридической технике, а на социально-исторической традиции. Вместе с тем именно склонность общества к сохранению национально-культурных традиций во многом объясняет большую степень социально-политической стабильности монархий по сравнению с республиками. Поэтому признание архаичности института монархии не следует рассматривать в качестве фактора, доказывающего/опровергающего прогрессивный (либо, напротив, рудиментарный) характер монархической власти по отношению к республиканской.

buy this book

Теория государства и права. Краткий курс

Роман Анатольевич Ромашов

· Краткий курс (Питер)

· Введение

· Раздел 1. Вводный

o Тема 1. Общая характеристика курса «Теория государства и права»

§ 1. Наука как познавательная деятельность. Систематизация наук

§ 2. Система юридических наук. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук

§ 3. Объект и предмет науки теория государства и права

§ 4. Методология и методы теории государства и права

§ 5. Функции теории государства и права

§ 6. Структура теории государства и права как науки и учебной дисциплины

§ 7. Значение теории государства и права для профессиональной подготовки юриста

o Тема 2. Возникновение государства и права

§ 1. Социальное регулирование и управление в архаическом (первобытном) обществе

§ 2. Предпосылки происхождения государства

§ 3. Теории происхождения государства

§ 4. Теории происхождения права

· Раздел 2. Теория государства

o Тема 3. Понятие и социально-политическая сущность государства

§ 1. Ассоциативные образы государства

§ 2. Признаки государства

§ 3. Социально-политическая сущность государства

o Тема 4. Типология государства

§ 1. Проблемы типологии государства

§ 2. Формационный подход к типологии государств

§ 3. Цивилизационный подход к типологии государства

§ 4. Критика традиционных подходов к типологии государства

§ 5. Типология государства в контексте метода цикличности

o Тема 5. Функции государства

§ 1. Понятие и признаки функций государства

§ 2. Критерии классификации функций государства

§ 3. Организационно-правовые основы реализации функций государства

o Тема 6. Механизм государства

§ 1. Понятие и структура государственного механизма. Соотношение понятий «механизм государства» и «государственный механизм»

§ 2. Государственный аппарат, государственный орган, должностное лицо – представители государственной власти

§ 3. Негосударственные элементы государственного механизма

o Тема 7. Форма государства

§ 1. Понятие формы государства

§ 2. Форма правления

§ 3. Форма государственного (административно-территориального) устройства

Роман Анатольевич Ромашов
Теория государства и права. Краткий курс

Рецензенты:
Д. И. Луковская , доктор юридических наук, профессор (Санкт-Петербургский государственный университет);
И. Л. Честнов , доктор юридических наук, профессор (Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации).

В XXI веке роль юриспруденции всё больше возрастает, потому что право касается практически всех отраслей общественной жизни. Этот факт во многом является позитивным, потому что посредством юридического регулирования государство осуществляет контроль не только за обществом в целом, но и отдельными гражданами. Однако следует отметить тот факт, что для современной практической юриспруденции большое значение играют теоретические наработки в правовой области. Благодаря им юристы-практики имеют возможность намного шире и эффективнее применять нормы права в реальных жизненных ситуациях. Помимо этого, теоретики права постоянно усовершенствуют сам механизм применения юриспруденции. Государственный механизм во многом выигрывает от высокой роли права. Благодаря высокой степени законности центральная власть оперативнее и намного точнее регулирует все происходящие в стране процессы. Большое количество теоретических знаний сформировало со временем науку, которая является фундаментальной в процессе подготовки профессиональных юристов.

Теория государства и права - понятие

Общая теория государства и права - это во многих юридических школах. По сути, эта научная отрасль образовалась вследствие накопления большого количества теорий и тенденций, которые связаны с развитием функционирования государственного механизма, права, постоянного взаимодействия этих элементов. Помимо этого, благодаря (далее - ТГП), формируются все остальные отрасли. Таким образом, ТГП - это «исходный материал», из которого «рождаются» известные на сегодняшний день функциональные и научные отрасли правовой науки. Что касается исследований в данной отрасли, то они проводятся с ориентацией на современные формы государственности и правового механизма с учётом всех особенностей исторической эпохи. Благодаря ТГП можно выработать перспективные пути развития любой правовой отрасли.

Необходимо отметить советские корни такой дисциплины, как теория государства и права. Наука была сформирована во времена существования СССР и её традиционных юридических школ путём объединения концепций, выработанных в смежных научных отраслях. По большей части ТГП - это дисциплина, которая была создана для наработки теоретических знаний у будущих юристов-практиков. В странах Европы и Запада она не изучается. Концепции данной науки представлены другими отраслями. Этот факт не удивителен, ведь предмет теории государства и права содержит различные научные знания, а именно теорию о государстве (форма государственного устройства, причины возникновения государства, типы режимов и т.п.) и теорию права (структура и понятие правовых норм, источники права, юридическая ответственность и толкование права и т.п.). Интерес к предмету этой науки возрастает всё больше с каждым годом, так как он во многом расширил доктринальное изучение роли как права, так и государства.

Предмет теории государства и права

Как и в большей части других правовых наук, подход к объяснению предмета ТГП содержит множество споров, потому что учёные выдвигают исключительные теории по поводу данной категории. Плюс ко всему, ТГП имеет свою специфику, о которой пойдёт речь далее в статье. Что касается стандартных положений предмета этой правовой науки, то он включает в себя целый ряд аспектов, что свидетельствует о его многогранности. Например, целью изучения ТГП по праву называются:

1) Взаимосвязь государства и права как отдельных и самостоятельных элементов, по большей части сформированных обществом.

2) Механизм возникновения, становления и развития права и государства.

3) Формы, черты, особенности и специфические аспекты государства и права.

5) Правосознание, правореализация, режим законности и конституции.

7) Режим правопорядка.

8) Ответственность.

Учитывая перечисленные структурные элементы предмета государства и права, можно выделить особенности функций, методов и значения данной науки на сегодняшний день. Однако прежде нужно учесть специфические аспекты предмета ТГП.

Специфика предмета теории государства и права

Следует понимать, что предмет теории государства и праваявляется не просто системным понятием, но ещё и динамическим, как и его отдельные составляющие.

Этот специфический аспект прослеживается в постоянно эволюции теорий и концепций, которые используются в научной отрасли. Например, в трудах советских теоретиков государства и права уделялось большое внимание исследованию диктатуры пролетариата, общественного государства и блага. Совершенно иные аспекты застрагиваются в трудах учёных современности, которые стали уделять больше внимания таким концепциям, как социальное, доминирующая роль права как основного источника правопорядка и прочее. Таким образом, историческая эпоха во многом влияет на догматическое восприятие одних и тех же категорий под разным углом, ведь все научные труды пишутся учёными, людьми. С учётом постоянных перемен не только в обществе, но и в сознании каждого, совершенно не удивляет изменение в видении одних и тех же теоретических аспектов государства и права.

Методология ТГП

Предмет и метод ТГП - это понятия, неразрывно связанные между собой. Последний формируется под влиянием объекта изучения. Методы ТГП можно условно представить в едином механизме, имя которого «методология». Этим термином обозначается совокупность приёмов, способов, различных средств, которые помогают изучать предмет науки ТГП. Методы ТГП используются не только в процессе выработки новых концепций и усовершенствования уже имеющихся, но ещё и в области дисциплины теории государства и права. Следует заметить, что каждый метод по-своему уникален и интересен, но ни один из них не может самостоятельно ответить абсолютно на все возникающие вопросы, когда человек изучает столь важные и сложные категории, как государство и право. Таким образом, возникает методология - система методов, дополняющих друг друга.

Группы методов

Учёные на сегодняшний день обособляют наиболее однородные методы ТГП в группы. Такой подход помогает учитывать степень важности и эффективности того или иного способа изучения, конкретных теоретических вопросов. Существует три основных группы методов, а именно:

Общенаучные (в группу вошли методы, которые встречаются не только в науке государства и права, но и других отраслях, не обязательно юридических).

Частнонаучные (методы, которые довольно часто используются в смежных юридических и смежных праву отраслях).

Специальные (группа исключительно правовых методов, играющих первостепенную роль для развития юриспруденции).

Чтобы понять, как действуют представленные группы, нужно рассмотреть их в отдельности.

Общенаучные методы ТГП

Общенаучные методы используются не только в науке теории государства и права. Как правило, их также применяют в некоторых дисциплинах и других научных областях для получения определённой информации. Система методов ТГП общенаучной направленности - это первая ступень изучения, вследствие которой можно выделить наиболее явные факты. Тем не менее при помощи общенаучной методологии достаточно сложно получить конкретизированные данные о тех или иных правовых и государственных процессах, хотя это вполне возможно. К общенаучным методам причисляют:

Индукцию;

Дедукцию;

Анализ и абстрагирование;

Моделирование;

Конкретизацию и сравнение.

Суть этих методов в том, что они создают «пищу для размышлений». Другими словами, при помощи общенаучных приёмов и способов создаётся «каркас» будущих теорий и концепций в области ТГП. Многие специальные виды методов могут включать в себя несколько общенаучных, тем самым создавая совершенно новый способ изучения какого-либо вопроса.

Система частнонаучных методов

Частнонаучные методы используются в тех случаях, когда необходимо изучить какое-либо явление, находящееся в «пределах» сразу нескольких наук. Проще говоря, частнонаучные методы - это способы изучения, заимствованные из разных дисциплин. Они помогают увидеть более конкретную картину действия изучаемой категории посредством влияния на неё некоторых определённых факторов. Таким образом, выделяют следующие методы:

Структурно-функциональный. Данный способ изучения во многом помогает увидеть не просто научное знание, но и понять его роль в правовом или же государственном механизме. Помимо этого, определяется также роль, каждого элемента.

Системный метод во многом похож на тот, который описан выше. Он также показывает механизм, только внимание акцентируется не на отдельных элементах и их роли, а на действии всей системы. Таким образом, можно увидеть, как влияет на предмет изучения комплекс факторов.

С помощью социологического метода можно увидеть роль и функциональность правовых, а также государственных институтов в обществе. Также этот метод является комплексным, потому что включает в себя ещё ряд интересных способов изучения: наблюдение, опрос и моделирование.

Психологический метод по большей части изучает правовое поведение индивидов и социальных масс.

Наиболее весомую роль играет исторический метод. С его помощью можно сравнить существующие теории, а также увидеть процесс их развития, дабы в будущем не повторять уже полученный когда-то опыт. Другими словами, исторический метод - это способ изучения закономерностей развития государства и права.

Какую роль играют специальные методы?

Науки ТГПявляются ключевыми. Именно с их помощью сегодня можно говорить о существовании теории государства и права как вполне самостоятельной научно-правовой отрасли. Специальные методы ТГП - это совокупность приёмов и способов, которыми изучаются исключительно правовые и государственные факторы. Многие учёные считают, что ряд специальных приёмов и способов возник вследствие работы юристов-практиков, которые постоянно повышают уровень своих знаний, так как жизнь не стоит на месте.

Специальные методы теории государства и права

К специальным методам можно отнести следующие:

Формально-юридический. Для многих юридических наук этот метод «классический». С его помощью вырабатываются, классифицируют, трактуются новые научные понятия, возникающие в современной юридической науке.

Сравнительно-правовой метод - это способ увидеть перспективы и недостатки правовой системы, механизма юридической ответственности, правового режима, свойства права путём сравнения с аналогичными институтами и процессами, которых сегодня очень много в мире.

Представленные два метода являются наиболее традиционными. Существуют и другие специальные способы, например конкретизация, толкование, единая иерархия нормативных актов и т.п. Тот факт, что предмет и метод ТГП неразрывно связаны между собой, очень часто пораждает совершенно новые, инновационные по своей сути методологические приемы.

Что такое функции ТГП?

В процессе изучения представленной в статье науки складывается впечатление, что функции теории государства и права попросту не существуют, потому что наука во многом является исключительно догматической и не имеет никакой связи с практическим правовым полисом в государстве. Тем не менее подобные выводы не отвечают действительности, потому что функции у этой науки всё-таки есть. Наука является фундаментальной, поэтому выработанные концепции во многом влияют на существующие правовые отрасли.

ТГП - функции

На современном этапе развития науки выделяют следующие функции теории государства и права, а именно:

1) Онотологическая. ТГП даёт ответы на такие вопросы о том, что такое право и государства, и какова суть данных категорий.

2) Гносеологическая функция состоит в разработке новых научных концепций и теорий.

3) Эвристическая - открытие новых перспективных путей развития ТГП.

4) Прогностическая.

5) Идеологическая, то есть воздействие на сознание индивидов с целью выработки корректных знаний о научном предмете.

6) Методологическая.

Благодаря достаточной функциональности этой науки вырабатываются основные теории государства и права, которые существенно помогают в процессе строения демократического, социального общества.

Заключение

Итак, в данной статье автор подробно рассказал о том, что является наукой государства и права, а также показал её методологическую базу и функции. Нужно отметить большие перспективы этой науки, ведь именно с её помощью можно привить людям правовую культуру и глубокое осознание своей роли в государственном механизме.

Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает ее метод.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности.

В качестве предмета теории государства и права можно назвать следующее:

  • наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права (данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, т. е. их наиболее общие признаки);
  • система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают собой все юридические науки (право, источники права, норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт, правонарушение, юридическая ответственность, правовые средства, и т. д.).

Понятый — это такие научные абстракции, которые в обобщенной форме отражают систему взаимосвязанных общих и специальных признаков, позволяющих отграничить данное явление от иных родственных, пограничных явлений общественной жизни.

В отличие от понятия, категория характеризуется более высоким уровнем общности, так как выражает логическую общность ряда научных абстракций. Они создаются за счет устранения второстепенных, детализирующих признаков, образующих конкретные видовые понятия, и их логического объединения на основе общих, сущностных свойств в общие (родовые) понятия или категории. Так, категория «государство» формируется на основе объединения таких родственных видовых понятий, как рабовладельческое, феодальное и другие государства, а категория «правонарушение» — на основе синтеза административного, дисциплинарного и подобных разновидностей правонарушений.

Определение — это краткое раскрытие сути того или иного понятия путем перечисления его наиболее характерных свойств.

Таким образом, теория государства и права изучает не только закономерности функционирования государства и права, но и представления людей о них.

Результат познания окружающей действительности в систематизированной форме выражается в различного рода учениях, концепциях и доктринах.

Правовое учение — воспринятая большим количеством специалистов совокупность теоретических положений о праве, истинность которых проверена на практике.

Правовая концепция — система ценностных ориентиров, трактовок, определяющих руководящую идею, способ познания и понимания определенных явлений правовой действительности.

Правовая доктрина — система теоретических идей, руководящих принципов и практических установок, отражающих мировоззрение определенной социальной группы и направленных на разрешение актуальной проблемы современности.

Предмет теории государства и права отражает не только статику (состояние и структуру) данных явлений, но и динамику, которая выражается в их реальном функционировании и совершенствовании на практике.

В недавнем прошлом в предмет теории входили вопросы слома буржуазной государственной машины, установления диктатуры пролетариата и общенародного государства. Современная наука исследует разделение властей, теорию правового государства и т. д.

Теория государства и права изучает и обобщает практику государственно-правового строительства. Без нее общество топталось бы на месте, либо отбрасывалось назад, так как люди забывают ценный опыт и достижения прошлых поколений. Игнорирование достижений этой науки неизбежно порождает массу негативных последствий.

Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты.

Теория государства и права — это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно-правовой действительности. Структура данной науки состоит из двух крупных блоков (элементов):

  • теории государства;
  • теории права.

Вместе с тем есть и некоторые общие проблемы, имеющие значение для обеих этих частей (вопросы их происхождения, развития, методологии, типологии, подходов к сущности и т. д.).

Теория государства и права может выступать и в форме науки, и в форме учебной дисциплины. Их необходимо отличать друг от друга. Учебная дисциплина основывается на науке, призвана доводить до обучаемых в рамках учебного процесса и при помощи определенных методик уже добытые наукой и проверенные практикой знания. Теория государства и права, как учебная дисциплина, представляет собой систему необходимой для подготовки специалистов информации, соответствующей конкретной учебной программе.

Объект и предмет теории государства и права

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. В научной литературе эти понятия определяются неоднозначно. Представители российской правовой науки дают различные толкования объекта и предмета исследования. Некоторые из них полагают, что объект науки является основой, начальным пунктом познания науки, а предмет — конечный пункт научного познания. Другие считают, что объект науки — это то, что мы знаем о нем до его научного изучения, а предмет — это изученный объект. Существуют и другие точки зрения на понятия «объект» и «субъект исследования».

Суммируя взгляды различных исследователей, дадим общее понятие об объекте и предмете науки, которое, на наш взгляд, более точно отображает суть этих двух взаимосвязанных категорий.

Любая наука изучает явления объективной действительности, на которые направлено познание субъектов той или иной науки. Такими явлениями объективной действительности могут быть природа, общество, мышление. Объектом общественных наук (к которым принадлежит и теория государства и права) являются общество, общественные отношения. Каждая из общественных наук имеет свою специфику, свою сферу общественных отношений, что и является ее объектом. Для теории государства и права такой сферой являются общественные отношения, возникающие по поводу формирования и развития государства и права.

Итак, объект теории государства и нрава — это общественные отношения, связанные с формированием и функционированием таких социальных институтов, как государство и право.

Заметим, что данные общественные отношения изучаются и другими науками: историей государства и права, отраслевыми юридическими науками, политологией и др. Таким образом, объект является общим для ряда наук.

В отличие от объекта предмет одной науки не совпадает с предметом другой. Каждая наука имеет свойственный только ей предмет, которым определяется ее особенность. Если объект социальных наук охватывает определенную сферу общественных отношений, то предмет — это определенный сегмент, сторона этой сферы, конкретный аспект объекта. Объект — это то, на что направлено познание субъектов науки (определенная сфера объективной действительности), предмет — это то, что она изучает (сегмент, сторона этой сферы).

Исходя изданного выше понятия попытаемся определить, что изучает теория государства и права (какой конкретный аспект объекта).

1. Как мы уже отмечали, государство и право изучаются и другими юридическими дисциплинами. Теория государства и права в отличие от других юридических дисциплин изучает эти два важнейших социальных института в целом. В теории государства и права находят отражение основные коренные вопросы, раскрывающие и характеризующие государство и право: тип, формы, функции, структура, механизм. Все эти коренные вопросы в целом дают представление о внутреннем содержании государства и права, выражающееся в единстве всех их многообразных свойств и отношений. А это есть не что иное, как сущность, внутренняя основа государства и права. Таким образом, предметом теории государства и права является прежде всего сущность двух важнейших социальных институтов, которая выражается в единстве всех их многообразных свойств и отношений.

2. Любая наука изучает закономерности развития исследуемого явления. Общественные науки изучают закономерности развития общества, под которыми понимается объективно повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса. Теория государства и права не является исключением. Как и любая наука, она изучает закономерности : возникновения государства и права, исторического движения государства и права, перехода от одного типа государства и права к другому, сочетания в сущности государства и права общечеловеческих и классовых начаk, формирования и функционирования государственного механизма и системы права, развития демократии, законности и правопорядка, формирования правового государства и гражданского общества и др.

3. Теория государства и права изучает также основные понятия, категории , которые применяются во всех юридических и других общественных науках: право и государство, правотворчество и правоприменение, правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность, правосознание и правовая культура и др.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что теория государства и права — это наука о сущности государства и права, выражающейся в единстве всех их многообразных свойств и отношений, о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем, об основных категориях государственно-правовой материи. Данное определение и дает ответ на вопрос о предмете теории государства и права.

Следует отметить, что предметом науки является право и государство в их единстве, взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии. Это единство является отражением права и государства в реальной жизни. Согласно большинству концепций право и государство органически связаны и не могут существовать раздельно. Государство издает и охраняет нормы права; с другой стороны, в нормах права государство получает свое юридическое оформление. Деятельность государства осуществляется на основе правовых норм, которые определяют его форму, функции, формы и методы деятельности, задачи.

  • Билет № 7. Понятие политической системы общества. Элементы политической системы. Роль государства в политической системе.
  • Билет № 8. Политическая система Российской Федерации, сложившаяся на основе Конституции России 1993 года.
  • Билет № 9. Понятие и признаки права. Разнообразие подходов к понятию и определению права. Типы правопонимания.
  • Билет № 10. Сущность права. Социальное назначение и функции права
  • Билет № 11. Социальная ценность права
  • Билет № 12. Понятие правовой системы, ее основные элементы.
  • Билет №13. Основные правовые системы современности.
  • Билет № 14. Социальное регулирование и его виды.
  • Билет № 15. Правовое регулирование и правовое воздействие. Механизм правового регулирования.
  • Механизм правового регулирования
  • Билет №16. Виды социальных норм. (Система социальных норм. Классификация социальных норм).
  • Билет №17. Соотношение права и морали.
  • Билет №18: Соотношение права и обычаев.
  • Билет №19. Соотношение права и корпоративных норм.
  • Билет №20. Соотношение права и технических норм
  • Билет №26. Закон: понятие и виды. Принцип верховенства закона.
  • Билет №27. Подзаконные правовые акты: понятие и виды.
  • Билет № 28. Действие нпа во времени.
  • Билет №29. Понятие системы права. Частное и публичное право.
  • Билет №30. Отрасль права: понятие и виды. Основания деления права на отрасли.
  • Билет №31. Материальное и процессуальное право, их соотношение и взаимодействие.
  • Билет №33. Соотношение системы права и системы законодательства.
  • Билет №34. Современные тенденции в развитии системы законодательства.
  • Билет №37. Понятие правоотношения. Классификация правоотношений. Состав правоотношения.
  • Билет №38. Субъекты правоотношений. Правосубъектность. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
  • Билет №39. Содержание правоотношения. Субъективное право и юридическая обязанность.
  • Билет №40. Объекты правоотношений.
  • Билет №41. Юридические факты, их виды. Фактический состав.
  • Билет №42. Понятие реализации права. Формы реализации.
  • Билет №43. Правомерное поведение, виды правомерных действий.
  • Билет №44. Понятие правовой процедуры и юридического процесса.
  • Билет №45. Применение норм права.
  • Билет №46. Пробелы в праве, способы их восполнения.
  • Билет №47. Коллизии в праве и принципы их разрешения.
  • Билет №48. Понятие и значение толкования.
  • Билет №49. Понятие и признаки правонарушения.
  • 1) По степени общественной опасности:
  • 2) По характеру вины:
  • 3) По родовому объекту посягательства:
  • Билет № 50. Причины правонарушений, пути их преодоления
  • Билет №51. Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов, пропаганда правовой политики государства.
  • Билет №52. Понятие юридической ответственности.
  • Билет №53. Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов
  • Билет №54. Правообразование и правотворчество. Законодательный процесс. Стадии законодательного процесса
  • 1. Законодательная инициатива
  • Билет №55. Субъекты правотворчества. Участие граждан, общественных организаций и народа в процессе правотворчества. Право законодательной инициативы.
  • Билет №56. Подготовка законопроекта к рассмотрению и порядок принятия решения.
  • Билет №57. Опубликование и вступление в силу законов.
  • Билет №58. Проблемы совершенствования законодательного процесса в Российской Федерации.
  • Билет №59. Понятие и формы систематизации нормативных правовых актов.
  • Билет №60. Расчистка (ревизия) законодательства и инкорпорация как формы систематизации законодательства.
  • Билет №61. Кодификация как форма систематизации законодательства. Кодифицированный нормативный правовой акт, его структура.
  • Билет №62. Свод законов как высшая форма систематизации
  • Билет №63. Конституция Российской Федерации как основа развития российского законодательства, всей правовой системы Российской Федерации.
  • Билет № 64. Электронные правовые базы данных как средство учета и систематизации законодательства, способ информирования граждан.
  • Билет № 66. Особенности юридической техники нормативных правовых актов и индивидуальных правовых актов.
  • 5. Способы процедурно-процессуального оформления юридической практики. Билет №67. Правовой статус личности: понятие и структура.
  • Билет №68. Возникновение и развитие категории «права и свободы человека и гражданина».
  • Билет №69. Конституционные права, свободы и обязанности гражданина России, их развитие в текущем законодательстве.
  • Билет №70. Национальный (внутригосударственный) механизм защиты прав человека.
  • Билет №71. Международно-правовой механизм защиты прав человека.
  • Билет № 72. Правозащитная деятельность в гражданском обществе.
  • Билет № 73. Понятие и признаки правового государства. Возникновение и историческое развитие идеи правового государства.
  • Билет № 74. Понятие и признаки гражданского общества. Государство и право в гражданском обществе.
  • Билет № 75. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в условиях современной России.
  • Билет № 76. Понятие и признаки социального государства. Актуальные проблемы социальной политики в Российской Федерации.
  • Билет № 77. Основные черты взаимодействия экономики, государства и права. Государственно-правовое регулирование и объективные законы экономики.
  • Билет № 78. Формы и методы государственного регулирования экономических отношений.
  • Билет № 79. Место и роль государства и права в современной рыночной экономике. Соотношение государственного регулирования и экономического саморегулирования.
  • Билет № 80. Понятие и отличительные признаки информационного общества.
  • Билет № 81. Проблемы создания информационного общества в России: новые возможности, новые угрозы.
  • Билет № 82. Право граждан на информацию, его содержание, пределы и формы защиты.
  • Билет № 83. Система органов государства в Российской Федерации.
  • Билет № 84. Особенности реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации 1993 года
  • Билет № 85. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
  • Билет № 86. Государственная служба, статус государственного служащего
  • Билет № 87. Критерии эффективности государственного аппарата и пути ее повышения. Проблема борьбы с коррупцией и бюрократизмом.
  • Билет № 88. Проблемы развития и совершенствования федеративной формы государственного устройства в Российской Федерации
  • Билет № 90. Понятие и содержание законности. Законность и справедливость. Законность и целесообразность
  • Билет № 91. Принципы и гарантии законности.
  • Билет № 92. Понятие правопорядка и пути его совершенствования.
  • Билет № 93. Понятие, виды и структура правосознания.
  • Билет № 94. Правовая культура: понятие, формы и элементы. Значение правовой культуры.
  • Билет № 95. Пути совершенствования правовой культуры в российском обществе. Правовое образование и воспитание.
  • Билет № 97. Взаимодействие международного права и национальной правовой системы. Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы Российской Федерации.
  • Билет № 98. Международное сотрудничество государств в сфере экономики, экологии, политики, науки и культуры, борьбе с преступностью и терроризмом.
  • Билет № 99. Понятие и методология сравнительного правового исследования.
  • 2.1 Теория империализма
  • 2.2 Теория зависимости
  • Билет № 1. Теория государства и права как наука: предмет, методы, функции. Соотношение теории государства и права с иными общественными и юридическими науками.

    Предмет теории государства и права.

    Теория – это система понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности, тенденции функционирования и развития познаваемого предмета.

    Предмет изучения ТГП составляет не просто государство и право, а общие закономерности существования и развития государственно-правовых явлений, их сущность и назначение.

    ТГП формулирует понятия, категории, конструкции, модели отдельных юридических явлений, ставя своей задачей изучения не всех, а специфических закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права. Кроме того, предмет ТГП включает разнообразные вопросы, характеризующие государство и право с т.з. их формы, функций, механизмов проявления, а также основные понятия, общие для отдельных групп или всех юридических наук.

    Т.о., предмет ТГП составляют:

    1) общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

    2) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система;

    3) основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки.

    Предмет ТГП историчен, он изменяется и развивается с течением времени.

    Проф. Венгеров предлагает относить к предмету ТГП не только закономерное, но и случайное.

    Государство и право взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой.

    Структура ТГП.

    Теория государства – вопросы, касающиеся такого явления как государство: понятие, сущность, форма, функции, механизм, типология государства.

    Теория права – вопросы, затрагивающие такое явление как право: понятие, сущность, нормы, формы, система, толкование, реализация и применение права. Правовое регулирование, правотворчество, правосознание и правовая культура, правонарушение, законность и правопорядок и т.д.

    Также возможно выявление структуры ТГП по следующим основаниям: В зависимости от метода и объекта изучения.

    Методы ТГП .

    I.Философские.

    а) диалектико-материалистический (право существует как социальное явление)

    б) идеалистический (существование государства и права связывается с объективным или субъективным разумом)

    в) прагматизм (понятие научной истины неуловимо, ибо истинно все то, что приносит успех)

    г) интуитивизм (анализ целостной проблематики государства и права с помощью вдохновения)

    д) аксиологический (анализ государства и права как специфических ценностей)

    II.Общенаучные.

    а) логический (анализ (процесс разложения целого на части для выявления структуры исследуемого объекта), синтез (воссоединение целого из частей), индукция (получение общего знания на основе частного), дедукция (получение частного знания на основе общего);

    б) исторический (изучение явлений с учетом специфических исторических условий и особенностей);

    в) системный (исследование государственно-правовых явлений как взаимосвязанных систем);

    г) функциональный (изучение государственно-правовых явлений как действующих феноменов);

    д) герменевтический (вложение в исследуемые понятия содержания автора).

    III.Частнонаучные (специальные).

    а) специально-неюридические:

    Статистический (анализ количественных показателей, отражающих состояния и динамику явления);

    Метод структурного анализа (анализ государственно-правовых объектов как сложных противоречивых систем);

    Общие социальные методы (учет всех социальных факторов, всесторонняя оценка действительности для поиска оптимальных вариантов правовых решений);

    Кибернетический (использование понятий и технических средств кибернетики (управление, обратная связь) для разработки автоматизированной обработки, хранения, поиска правовой информации);

    - моделирования - изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, т.е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

    - социально-правового эксперимента- создание в экспериментальном порядке государственно-правовых явлений и проверка их "действий" в конкретных условиях.

    б) специально-юридические

    Формально-логический (позволяет найти несоответствие правовых норм реалиям общественной жизни, противоречия НПА между собой);

    Сравнительный (ср-е правовых систем и их элементов);

    Исторический (способ познания закономерностей становления и развития государства и права).

    Функции ТГП.

    1. Гносеологическая (изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, а также тенденций развития).

    2. Онтологическая (определяет понятия государства и права, причины их возникновения, состояние в наст-м и судьбу в будущем).

    3. Эвристическая (открывает новые закономерности в прогрессе государственно-правовых явлений).

    4. Методологическая (разработка в рамках ТГП приемов и способов использования различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции).

    5. Идеологическая (ТГП вырабатывает и формулирует идеи, предложения по совершенствованию действ-го законодательства, улучшению деятельности органов государства, укреплению правопорядка и т.д.).

    6. Воспитательная (повышение правовой культуры; вооружение государственных органов, должностных лиц, СМИ правильными ориентирами в сфере государственно-правовой жизни).

    8. Прогностическая (предсказательная) (на основе полученных данных ТГП прогнозируетразвитие государства и права в будущем, их проблемы).

    Теория государства и права в системе общественных и юридических наук.

    В зависимости от объекта выделяют 3 вида наук: технические, гуманитарные, биологические. Всеперечисленные науки взаимодействуют, гуманитарные (к которым относится ТГП) - неисключение, это взаимодействие способствует прогрессу.

    ТГП можно назвать общественной наукой. Теснее всего она связана со следующими общественными науками:

    - философия (разрабатывает идею государства и права через призму их ценности или антиценности для общества и отдельного человека; определяет сущность, природу, назначение и место ТГП в системе социальных явлений; ТГП использует такие философские категории как сущность, форма, содержание, система, структура и т.д.);

    - социология (рассматривает влияние различных социальных факторов на государство и право);

    - политология (ТГП изучает государство как элемент политической системы, а право как способ регулирования политических процессов и явлений, ТГПнуждается в политологии для характеристики взаимодействия институтов государства инегосударственных политических институтов. Политология заимствует у ТГП сведения омеханизме и функциях государства);

    - экономика (ТГП определяет пределы зависимости государства права от экономики, способы правового управления экономической жизнью общества)

    - психология и этика - изучают механизм регулирования поведения личности. Для ТГП важныфакты, влияющие на мотивы поведения лиц, соблюдающих и реализующих правовые нормы;

    - герменевтика (изучение юридических текстов).

    Таким образом, связь теории государства и права с различными общественными науками носит двусторонний характер.

    По отношению к другим юридическим наукам ТГП выступает как обобщающая ,исходная (от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом),фундаментальная (раскрывает глубинные связи и отношения),методологическая (разрабатывает идеи и концепции, методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений; раскрывает взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека).

    Отраслевые юридические науки исследуют конкретные юридические учреждения и предписания, а также соответствующуююридическую практику. Это основной по объему блок юридических наук и учебных дисциплин.Предметом данных наук являются отдельные аспекты государственно-правовой действительности, а ТГП изучает государственно-правовую действительность в целом. Отраслевые науки дают ТГП фактический материал, в отраслевых науках понятия теории государства и права приобретают конкретное содержание.

    Исторические юридические науки рассматривают процесс развития государственно-правовыхучреждений (история государства и права) или учений о государстве и праве (историяполитических и правовых учений).

    Результат исследований истории государства и права - выявление ряда событий и фактов, причин и их анализ. ТГП же устанавливает закономерности их возникновения, функционирования и развития. Исторический материал даёт богатый материал для ТГП, а в свою очередь ТГП, помогает устранять пробелы в истории

    Прикладные юридические науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психология)используют достижения естественных и технических наук для решения юридических вопросов.

    Теория государства и права представляет собой одну из основополагающих юридических дисциплин, предмет которой составляют общие закономерности различных правовых систем, а также возникновения, становления и развития форм государственного устройства. Не менее важным элементом этой науки является изучение особенностей и методов функционирования государственных и правовых институтов. Такое определение обуславливает структуру теории государства и права как науки.

    Структура

    Конструкция этой науки базируется на существовании двух крупных блоков. Каждый из них подразделяется на более мелкие элементы, а основные, это: теория государства и теория права.

    Эти блоки являются взаимодополняющими, в них обнаруживаются общие закономерности и проблемы (например, происхождение и эволюция государственных и правовых норм, методология их изучения).

    При разборе сущностных элементов теории права необходимо учитывать конкретное содержание получаемого знания. С этой точки зрения в нем можно выделить следующие элементы:

    • философия права, которая по мнению некоторых исследователей (С. С. Алексеев, В. С. Нерсесянц) представляет собой изучение и осмысление самой сути права, его соответствие основным философским категориям и понятиям;
    • социология права, то есть его применимость в реальной жизни. Этот элемент включает в себя проблемы эффективности правовых норм, их границы, а также изучение причин возникновения правонарушений в различных обществах;
    • позитивная теория права, занимающаяся вопросами создания и претворения в жизнь правовых норм, их трактования и механизмами действия.

    Версии происхождения государства

    На разных этапах своего развития человечество пыталось осмыслить, каким образом возникли те или иные руководящие их жизнью правовые нормы. Не меньший интерес для мыслителей представлял вопрос о происхождении государственного строя, в котором они живут. Оперируя современными понятиями и представлениями, философы древности, Средневековья и нового времени сформулировали ряд теорий происхождения государства и права.

    Философия томизма

    Известный христианский мыслитель Фома Аквинский, давший свое имя философской школе томизма, разработал на базе трудов Аристотеля и Святого Августина теологическую теорию. Суть ее состоит в том, что государство создано людьми по воле Бога. Это не исключает возможность, что власть может быть захвачена злодеями и тиранами, примеры чего можно найти в Священном писании, но в этом случае Бог лишает деспота своей поддержки, и его ожидает неминуемое падение. Такая точка зрения не случайно сформировалась в XIII веке - эпохе централизации в Западной Европе. Теория Фомы Аквинского придавала государству авторитет, соединяя высокие духовные идеалы с практикой отправления власти.

    Органические теории

    Несколькими веками позже с развитием философии появился корпус происхождения государства и права, базировавшихся на представлении о том, что любой феномен можно уподобить живому организму. Подобно тому, как сердце и мозг выполняют более важные функции в сравнении с другими органами, так и государи со своими советниками имеют более высокий статус в сравнении с крестьянами и купцами. Более совершенный организм имеет право и возможности поработить и даже уничтожить слабые образования, как сильнейшие государства завоевывают слабейшие.

    Государство как насилие

    Из органических теорий выросла концепция насильственного происхождения государства. Знать, обладающая достаточными ресурсами, подчиняла себе бедных соплеменников, а затем обрушивалась на соседние племена. Из этого следовало, что государство появилось не в результате эволюции внутренних форм организации, а в силу завоевания, подчинения и принуждения. Но эта теория практически сразу была отвергнута, поскольку, учитывая лишь политические факторы, она совершенно игнорировала социально-экономические.

    Марксистский подход

    Этот недостаток был устранен Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Все виды и формы конфликтов как в древних, так и современных обществах они свели к теории классовой борьбы. Ее базисом является развитие производительных сил и производственных отношений, в то время как политическая сфера жизни общества представляет собой соответствующую надстройку. Факт подчинения слабых соплеменников, а за ними слабых племен или государственных образований с точки зрения марксизма детерминирован борьбой угнетенных и угнетаемых за средства производства.

    Современная наука не признает главенства какой-то конкретной теории, используя комплексный подход: из концепций каждой философской школы берутся наиболее значимые достижения. Представляется, что государственные системы древности действительно были построены на угнетении, и существование рабовладельческих обществ в Египте или Греции не подвергается сомнению. Но при этом учитываются и недостатки теорий, вроде характерного для марксизма преувеличения роли социально-экономических отношений при игнорировании нематериальной сферы жизни. Несмотря на обилие мнений и взглядов, вопрос о происхождении государственно-правовых институтов представляет собой одну из проблем теории государства и права.

    Методология теории

    Каждая научная концепция обладает своей методологией анализа, позволяющей приобретать новые знания и углублять уже имеющиеся. Теория государства и права в этом отношении не исключение. Поскольку эта научная дисциплина занимается изучением общих государственно-правовых закономерностей в динамике и статике, конечным итогом ее анализа является выделение понятийного аппарата юридической науки, как-то: право (а также его источники и отрасли), государственный институт, законность, механизм правового регулирования и так далее. Используемые для этого теорией государства и права методы можно разделить на всеобщие, общенаучные, частнонаучные и частноправовые.

    Всеобщие методы

    Всеобщие методы разрабатываются философской наукой и выражают единые для всех областей знания категории. Наиболее существенными приемами в этой группе являются метафизика и диалектика. Если для первой характерен подход к государству и праву, как к вечным и неизменным категориям, связанным друг с другом в незначительной степени, то диалектика исходит из их движения и изменения, противоречий как внутренних, так и с другими явлениями социальной сферы жизни общества.

    Общенаучные методы

    К общенаучным методам, в первую очередь, относятся анализ (то есть выделение составных элементов какого-либо крупного явления или процесса и последующее их изучение) и синтез (объединение составных частей и их рассмотрение в совокупности). На разных этапах исследования могут применяться системный и а для проверки полученных ими сведений - метод социального эксперимента.

    Частнонаучные методы

    Существование частнонаучных методов обусловлено развитием теории государства и права в связи с другими науками. Особое значение играет социологический метод, суть которого состоит в накоплении посредством анкетирования или наблюдения конкретных сведений о поведении государственно-правовых субъектов, их функционировании и оценки обществом. Социологическая информация обрабатывается при помощи статистических, кибернетических и математических методов. Это позволяет определить дальнейшие направления исследования, выявить противоречия теории и практики, обосновать, в зависимости от ситуации, возможные пути дальнейшего развития или амортизации последствий апробированной теории.

    Частноправовые методы

    Частноправовые методы представляют собой непосредственно юридические процедуры. К таковым, например, относится формально-юридический метод. Он позволяет уяснить существующую систему правовых норм, определить границы ее интерпретации и способы применения. Суть сравнительно-правового метода состоит в изучении сходств и различий, существующих в разных обществах на различных этапах их развития, правовых систем с целью выявления возможностей применения элементов чуждых законодательных норм в данном обществе.

    Функции теории государства и права

    Существование любой отрасли научного знания предполагает использование ее достижений обществом. Это позволяет говорить о конкретных функциях теории государства и права, в числе которых наиболее значимыми являются:

    • объяснение базовых закономерностей в государственно-правовой жизни общества (объяснительная функция);
    • прогнозирование вариантов развития государственно-правовых норм ;
    • углубление существующих знаний о государстве и праве, а также приобретение новых (эвристическая функция);
    • формирование других наук, в частности, юридических (методологическая функция);
    • вырабатывание новых идей с целью позитивного преобразования существующих форм государственного устройства и правовых систем (идеологическая функция);
    • позитивное воздействие теоретических разработок на политическую практику государства (политическая функция).

    Правовое государство

    Поиск наиболее оптимальной формы политико-правовой организации общества является одной из наиболее важных задач теории государства и права. Правовое государство на данный момент представляется в этом отношении главным достижением научной мысли, что подтверждается очевидными практическими выгодами от реализации его идей:

    1. Власть должна быть ограничена неотчуждаемыми правами и свободами человека.
    2. Безусловное верховенство закона во всех сферах жизни общества.
    3. Зафиксированное в Конституции разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
    4. Существование взаимной ответственности государства и гражданина.
    5. Соответствие законодательной базы конкретного государства принципам международного права.

    Значение теории

    Итак, как следует из самого предмета теории государства и права, - эта наука, в отличие от других юридических дисциплин, ориентирована на изучение существующих систем законодательных норм в самом абстрактном виде. Получаемые методами этой дисциплины знания ложатся в основу правовых кодексов, формируют представление о функционировании законов, намечают пути дальнейшего развития общества. Это и многое другое позволяет с уверенностью говорить о центральном положении теории государства и права в общей системе юридического знания и более того, играть в ней объединяющую роль в силу взаимосвязи с другими гуманитарными науками.



    Просмотров