Международный билль о правах человека. Что такое международный билль о правах человека

В ходе II Мировой войны обнаружились недостатки в международном регулировании основных прав и свобод человека. Ее опыт и итоги особенно ярко показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека – с другой. Создание в 1945 году Организации Объединенных Наций и принятие ее Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в области прав человека. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкомасштабного сотрудничества в области прав человека. Также следует отметить, что Устав ООН обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом, Устав ООН возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская при этом какой бы то ни было дискриминации.

Организация Объединенных Наций возникла в ответ на агрессию и преступлений против человечности, совершенные фашизмом в годы 11 Мировой войны. Уже в Декларации ООН , подписанной в 1942 году от имени 26 стран (позднее присоединилось еще 21 государство), было заявлено о том, что «полная победа над врагами необходима для защиты жизни, свободы, независимости... и для сохранения человеческих прав и справедливости».

Одним из великих достижений ООН явилось создание компетентного органа по законодательству в области прав человека, который впервые в истории человечества разработал поддержанный на международном уровне всеобщий свод законов о правах человека. Под ним готовы подписаться все страны, и все люди стремятся к его осуществлению. ООН не только определила широкий круг международно-признанных прав, включающих экономические, социальные и культурные наряду с политическими и гражданскими, она установила механизмы их поощрения и защиты, а также оказала помощь правительствам в выполнении взятых на себя международных обязательств.

Практически все главные органы ООН, а именно: Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, Совет Безопасности, Международный Суд, Секретариат, Генеральный секретарь и Совет по опеке и попечительству (уже к 1975 году все бывшие подопечные территории обрели независимость, за исключением Микронезии (опека США), в результате отпала необходимость в Совете), в той или иной степени занимаются вопросами обеспечения и защиты прав человека. Однако, основную ответственность в этой области несут Генеральная Ассамблея (ГА) и Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

В 1946 году ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека и поручил ей представить свои соображения относительно Международного билля по правам человека.

В настоящее время Международный билль включает следующие основные международные соглашения:

· Всеобщая декларация прав человека 1948.;

· Международный пакт о гражданских и политических права 1966г.;

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.;

· I Факультативный протокол к пакту о гражданских и политических права 1966г. (предусматривает процедуру обращения и подачи индивидуальных петиций);

· II Факультативный протокол к пакту о гражданских и политических правах 1989г (вводит запрет на смертную казнь).

  • 8.Субъекты международного права (общая характеристика).
  • 9. Периодизация истории международного права.
  • 10.Система международного права.
  • 11.Первоначальные и производные субъекты международного права.
  • 12.Особые субъекты международного права.
  • 13.Особенности международной правосубъектности государств. Нейтральные и федеративные государства.
  • 14.Производные субъекты международного права (общая характеристика).
  • 15.Понятие и виды признания. Значение признания в практике международно-правовых отношений
  • 16.Случаи и критерии признания государств.
  • 17.Случаи и критерии признания правительств. Признание правительств по международному праву европейского региона.
  • 18.Случаи и принципы правопреемства государств.
  • 19. Понятие «международное конституционное право». Классификация основных принципов международного права.
  • 20.Принцип неприменения силы либо угрозы ею.
  • 21.Принцип мирного разрешения международных споров.
  • 22.Дипломатические средства решения международных споров.
  • 23.Судебные средства решения международных споров.
  • 24.Принцип невмешательства во внутренние дела государств.
  • 25.Принцип суверенного равенства государств.
  • 26.Принципы – сотрудничества и добросовестного выполнения обязательств в соответствии с Уставом оон.
  • 27.Принципы – уважения прав человека и равноправия и самоопределения народов.
  • 28.Принцип территориальной целостности государств.
  • 29.Главные органы оон (общая характеристика).
  • 30.Генеральная Ассамблея оон (состав, компетенция).
  • 31.Совет Безопасности оон (состав, компетенция).
  • 32.Международный Суд оон (состав, компетенция).
  • 33.Понятие и состав населения государства.
  • 34.Понятие и правовой статус беженцев.
  • 35.Понятие ответственности в доктрине международного права.
  • 36.Международная ответственность и формы восстановления международного правопорядка.
  • 37.Виды и формы ответственности за международные правонарушения.
  • 38.Стадии и режим применения ответственности за международные правонарушения
  • 39.Нетипичные виды международно-правовой ответственности. Объективная ответственность и ответственность за международные преступления
  • 40.Санкции «идеального» и «реального» принуждения как формы ответственности за международные правонарушения.
  • 41.Понятия «ординарные международные правонарушения» и «международные преступления»
  • 42.Особенности ответственности за международные преступления
  • 44.Стадия согласования воль относительно содержания международного договора
  • 45.Стадия согласования воль относительно придания договору юридической силы
  • 46.Стадия заключительных производств в процедуре заключения международного договора
  • 47.Промульгация международных договоров. Промульгация по Федеральному закону «о международных договорах рф»
  • 48. Международно-правовые оговорки. Юридические последствия оговорок к договорам и протестов против них.
  • 49.Виды международных договоров (общая характеристика)
  • 50.Срочные, бессрочные, неопределенно-срочные международные договоры
  • 51.Самоисполнимые и несамоисполнимые международные договоры. Федеральный закон «о международных договорах рф» о самоисполнимости международных договоров
  • 52.Иерархия международных договоров в правовой системе Российской Федерации
  • 53.Правила применения международных договоров в правовой системе России
  • 54.Действительные и недействительные международные договоры
  • 55.Основания прекращения международных договоров
  • 56.Функции депозитария
  • 57.Понятие «права человека» и история его возникновения в доктрине международного права
  • 58.Основополагающая идея международного права прав человека
  • 59.Международный билль о правах человека (понятие, общая характеристика)
  • 63.Международные пакты о правах человека и Факультативный протокол 1 к Пакту о гражданских и политических правах
  • 65.Универсальные международно-правовые механизмы защиты прав человека от ординарных правонарушений.
  • 66.Международно-правовые механизмы Совета Европы по защите прав человека и основных свобод
  • 67. Региональные международно-правовые механизмы защиты прав человека
  • 68.Ответственность за грубейшие и массовые нарушения прав человека. Понятие «преступление против человечности». Геноцид, апартеид, политический терроризм
  • 69.Юридические и политические последствия присоединения России к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод
  • 70.Виды пространств по международному праву (общая характеристика)
  • 71.Территория государства (общая характеристика)
  • 72. Внутренние воды и территориальное море
  • 73.Условная территория государства
  • 74.Правовой режим на борту иностранных воздушных и морских судов
  • 75.Пространства со смешанным режимом регулирования
  • 76. Пространства с международным режимом регулирования
  • 77.Правовой статус черноморских проливов
  • 78.Понятие дипломатического и консульского права.
  • 79.Внутригосударственные органы внешних сношений
  • 80.Зарубежные органы внешних сношений
  • 81.Дипломатические классы и дипломатические ранги
  • 82.Миссии и специальные миссии
  • 83.Персонал дипломатических и консульских представительств
  • 84.Дуайен и дипломатический корпус
  • 85.Правовое положение дипломатического персонала.
  • 86.Правовое положение административно-технического персонала дипломатических представительств
  • 87.Правовое положение обслуживающего персонала
  • 88.Правовое положение консульского персонала
  • 89.Порядок назначения и отзыва дипломатических и консульских представителей
  • 90. Основные направления международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью
  • 91.Понятия «международные преступления», «преступления международного характера», «общеуголовная преступность».
  • 92.Организационные формы сотрудничества государств по борьбе с международными преступлениями
  • 93.Организационные формы сотрудничества государств по борьбе с преступлениями международного характера и общеуголовной преступностью
  • 94.Международный розыск (общая характеристика)
  • 95.Международный розыск посредством механизма Интерпола. Особенности международного розыска в регионе снг
  • 96.Правила экстрадиции
  • 97.«Право Женевы» в международном праве вооруженных конфликтов
  • 98.«Право Гааги» в международном праве вооруженных конфликтов
  • 99. Комбатанты и некомбатанты
  • 100.Правовое положение наемников, шпионов разведчиков и парламентеров в международном праве вооруженных конфликтов
  • 101. Понятие «вооруженный конфликт» немеждународного характера. Правовое положение участника незаконного вооруженного формирования.
  • 102.Запрещенные орудия и способы ведения военных действий
  • 103.Правовой режим интернирования
  • 104.Правовой режим оккупации
  • 105.Правовое положение военнопленных в праве вооруженных конфликтов
  • 106.Современная концепция поддержания международного мира и безопасности
  • 107.Операции по поддержанию мира
  • 108.Система европейской безопасности
  • 109.Понятие и объекты защиты международного экологического права
  • 110.Принципы международного экологического права
  • 111.Ответственность за ущерб окружающей среде
  • 58.Основополагающая идея международного права прав человека

    Международное право прав человека можно определить

    как совокупность международно-правовых принципов и

    норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты прав и

    свобод человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, регламентирующих сотрудничество государств в гуманитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов, а также устанавливающих ответственность за нарушение прав и свобод человека.

    Конституции РФ (ч. 3 ст. 46) гласит: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите

    прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

    59.Международный билль о правах человека (понятие, общая характеристика)

    Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, а такжеМеждународный пакт о гражданских и политических правахи его два факультативных протокола в совокупности с Всеобщей декларацией прав человекасоставляют Международный билль о правах человека.

    В период с 1948 года, когда была принята и провозглашена Всеобщая декларация прав человека, до 1976 года, когда вступили в силу Международные пакты о правах человека, Декларация являлась единственной полностью завершенной частью Международного билля о правах человека. Как Декларация, так и впоследствии Пакты оказали серьезное влияние на умы и деятельность людей и их правительств во всех частях света.

    На состоявшейся в Тегеране в 1968 году Международной конференции по правам человека был проведен обзор работы, проделанной за двадцать лет со времени принятия Всеобщей декларации прав человека, и составлена программа на будущее. В принятом на Конференции воззвании торжественно заявляется, что:

    1. Настоятельно необходимо, чтобы члены международного сообщества выполняли свои торжественные обязательства соблюдать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без каких-либо различий по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других взглядов;

    2. Всеобщая декларация прав человека отражает общую договоренность народов мира в отношении неотъемлемых и нерушимых прав каждого человека и является обязательством для членов международного сообщества;

    3. Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам,Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, а также другие конвенции и декларации в области прав человека, принятые в рамках Организации Объединенных Наций, специализированных учреждений и региональных межправительственных организаций, установили новые международные принципы и обязательства, которые должны соблюдаться государствами.

    Таким образом, в течение более 25 лет Всеобщая декларация прав человека «являлась общим мерилом достижений всех народов и всех стран в области прав человека». Она обрела популярность и завоевала авторитет как в станах, которые присоединились к одному или обоим пактам, так и в тех, которые их не ратифицировали и к ним не присоединились. Ее положения стали правовой основой многих важных решений, принятых органами ООН, они вдохновили разработчиков ряда международных документов в области прав человека как в рамках системы ООН, так и вне ее, оказали значительное влияние на целый ряд многосторонних и двусторонних договоров. Кроме того, они стали основой при подготовке многих новых национальных конституций и сводов национальных законов.

    Всеобщая декларация прав человека стала признанным историческим документом, в котором закреплены общие определения человеческого достоинства и человеческих ценностей. Декларация является мерилом достижений всех народов и всех стран в части уважения и соблюдения международных стандартов в области прав человека.

    Вступление в силу Пактов, присоединяясь к которым государства берут на себя как юридические, так и моральные обязательства поощрять и защищать права человека и основные свободы ни в коей мере не уменьшили общепризнанного значения Всеобщей декларации. Наоборот, сам факт существования Пактов и наличия в них механизмов, обеспечивающих реализацию прав и свобод, закрепленных в Декларации, придает новую силу самой Декларации.

    Кроме того, Всеобщая декларация имеет поистине всеобъемлющий охват, поскольку повсеместно сохраняет свою ценность для каждого члена человеческой семьи, независимо от того, разделяет или нет его правительство эти принципы или ратифицировало оно или нет эти Пакты. С другой стороны, Пакты по своей природе есть ничто иное, как многосторонние конвенции, имеющие юридически обязательный характер только для тех государств, которые принимают их путем ратификации или присоединения.

    Во многих важных резолюциях и решениях органов ООН, включая Генеральную Ассамблею и Совет Безопасности, Всеобщая декларация прав человека и один либо оба Пакта берутс за основу.

    Почти все международные договоры в области прав человека, принятые органами ООН с 1948 года, основаны на принципах, заложенных во Всеобщей декларация прав человека.

    В преамбуле Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признается, что «согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами».

    Аналогичное заявление содержится и в преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах.

    В Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, утвержденной резолюцией 3452 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года, «учитывается статья 5 Всеобщей декларации прав человека и статья 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, обе из которых предусматривают, что никто не может подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания». Это положение нашло дальнейшее развитие с принятием в 1984 годуКонвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания(резолюция 39/46 Генеральной Ассамблеи). Аналогичным образомДекларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, принятая резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1981 года, четко определяет характер и охват «принципов недискриминации и равенства перед законом и право на свободу мысли, совести, религии или убеждении, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах».

    Похожая ситуация складывается и в отношении международных договоров в области прав человека, принятых соответствующими организациями, не входящими в систему Организации Объединенных Наций. Например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы в 1950 году в Риме, заканчивается следующими словами:

    «Преисполненные решимости, как Правительства европейских государств, движимые единым стремлением и имеющие общее наследие политических традиций, идеалов, свободы и верховенства права, сделать первые шаги на пути обеспечения коллективного осуществления некоторых из прав, изложенных во Всеобщей декларации».

    В Статье II Устава Организации африканского единства, принятом в Аддис-Абебе в 1963 году, говорится о том, что одной из целей Организации является «содействие международному сотрудничеству с должным учетом положений Устава ООНи Всеобщей декларации прав человека».

    Американская конвенция о правах человека, подписанная Сан-Хосе, Коста-Рика, в 1969 году, в своей преамбуле обязуется уважать принципы, изложенные в Уставе Организации американских государств, Американской декларации прав и обязанностей человека и Всеобщей декларации прав человека.

    Судьи Международного уголовного суданередко упоминают в качестве основы для своих решений принципы Международного билля о правах человека.

    Национальные и местные трибуналы часто ссылаются на принципы, изложенные в Международном билле о правах человека. Кроме того, в последние годы в текстах национальных конституций и законодательных актов все чаще стали предусматриваться меры юридической защиты этих принципов. Фактически многие из недавних национальных или местных законодательств создавались на основе положений Всеобщей декларации прав человека и Международных пактов, которые продолжают оставаться ориентиром для всей текущей и будущей деятельности в области прав человека, как на национальном, так и на международном уровне.

    Наконец, в принятых путем аккламации Всемирной конференцией по правам человека, в июне 1993 года, Венской декларации и Программе действийприветствовался «прогресс, достигнутый в области кодификации договоров о правах человека», и содержался настоятельный призыв «к универсальной ратификации договоров о правах человека. В адрес всех государств обращается призыв... по мере возможности избегать делать оговорки». (Часть 1, пункт 26).

    Таким образом, Международный билль о правах человека является крупной вехой в истории прав человека, настоящей «Великой хартией», знаменующей собой жизненно важный этап развития человечества: осознанное обретение человеческого достоинства и ценности человеческой жизни.

    Международный билль о правах человека – совокупность ряда крупных международных соглашений, принятие которых явилось крупнейшей вехой в истории правозащитного движения на планете. Эти документы призваны обеспечить права и свободы любого жителя планеты. Они установили международные стандарты ООН относительно прав человека. Те государства, которые подписали Билль, должны соблюдать содержащиеся в них нормы и обеспечивать и гарантировать своим гражданам защиту от дискриминации.

    Как принимали Декларацию

    Первым важнейшим документом, принятым ООН вскоре после принятия Устава, стала Всеобщая декларация прав человека – датой ее утверждения считается 10 декабря 1948 года. Декларацию называют одним из величайших документов в истории. По влиянию на умы ее можно сравнить разве что с английской Хартией вольности или знаменитой.

    Декларацией прав человека и гражданина, которую приняли во Франции. Она посвящена человеческим и . Декларацию приняли вскоре после того, был уничтожен фашизм и повержен Третий рейх – вот почему она содержит осуждение тех «варварских актов, которые возмутили совесть человечества».

    На видео – о правах человека с точки зрения международного права:

    А теперь о пактах

    Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах был принят резолюцией ООН 16 декабря 1966 года. Он развивает и детализирует социальные и культурные права человека.

    • Пакт гарантирует возможность трудиться, причем не просто труд, а именно труд в хороших условиях.
    • Отдельно оговорены права женщин и права детей. Семье гарантируется помощь. Детей государство должно защитить от разных видов эксплуатации.
    • Каждому гарантируется приемлемый жизненный уровень, который должен включать достаточное питание, одежду и жилье.
    • Гарантируется каждому образование. Начальное образование следует сделать доступным и бесплатным. Среднее образование также должно оставаться доступным. Каков он метод гражданского права, подробно указано в данной

    Особенность данного пакта – постепенность применения его положений. Участники берут на себя обязательства не откладывать их реализацию на практике на неопределенное время. В документе есть конкретные шаги для того, чтобы обеспечить претворение данных прав в жизнь.

    Международный пакт о гражданских и политических правах приняли в декабре 1966 года Генассамблеей ООН. Но силу он приобрел лишь в 1976 году. Документ гарантирует народам возможность на самоопределение. Провозглашено равноправие как мужчин, так и женщин, отрицается возможность кого-либо дискриминировать по каким-либо признакам и т.д.

    Не выполнять эти положения Пакта можно лишь при объявлении в государстве режима ЧС или чрезвычайного положения. Если оно все же объявлено, не может нарушаться право на жизнь, остается действующим запрет на труд по принуждению. СССР подписал данный пакт в 1968 году, а ратифицировал его только в 1973 году. Общеизвестно, что не все содержащиеся в данном международном документе положения выполнялись в Советском Союзе.

    Как работает принятый документ

    В 1977 году начал функционировать Комитет по правам человека. Его составили 18 членов. Все они – из государств-участников Пакта. Члены комитета подбирались по своим моральным качествам и профессионализму именно в той области, в которой им придется работать. Они избираются на совещании государств – голосование идет тайно.

    На видео – больше информации о билле о правах человека:

    Международный билль о правах человека – один из самых всеобъемлющих и авторитетных сборников документов, посвященных правам человека, содержащий 5 основных документов. Немаловажно, что его роль за последние десятилетия ничуть не стала меньше – он по сей день остается реально действующим и влияющим на мировую политику. Фактически он стал кодексом, в котором содержатся важнейшие правозащитные документы планеты. Так же полезно почитать о том, что рассматривают в .


    В 1951 году в целях разрешения трудностей по объединению в одном договоре гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав было решено подготовить два пакта. После многих лет напряженной работы Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему были открыты в 1966 г. для подписания и вступили в силу в 1976 г.

    Вместе со Всеобщей декларацией эти два Пакта и Факультативные протоколы образуют Международный билль о правах. Многие государства включили его нормы в свои национальные конституции или признают их частью своей правовой системы.

    Так, напомним еще раз, что, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». В рамках ООН разработано большое число процедур контроля за соблюдением признанных международным сообществом прав человека.

    В этом контексте можно выделить четыре главных метода:

    • рассмотрение докладов государств-участников комитетами независимых экспертов. Проблемы соблюдения гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, устранения дискриминации по расовому и половому признаку, запрещения пыток и им подобные обсуждаются с представителями государств - часто на уровне министров;
    • рассмотрение Комиссией по правам человека (см. стр.86) индивидуальных сообщений о наиболее серьезных нарушениях прав человека, таких как произвольные или внесудебные казни, пытки, исчезновения и произвольные задержания, с помощью специальных докладчиков или рабочих групп. Каждый год свыше тысячи безотлагательных дел передается правительствам срочными сообщениями и намного большее их число посылается почтой. Результаты этих инициатив и ответы правительств содержатся в публикуемых докладах, рассматриваемых в Комиссии по правам человека;
    • изучение Комиссией по правам человека и Генеральной Ассамблеей ситуации с правами человека в определенных государствах или территориях. Например, были рассмотрены ситуации на оккупированных арабских территориях, включая Палестину, в Афганистане, Беларуси, Демократической Республике Конго, Иране, Ираке, Мьянме, Сьерра-Леоне, Туркменистане, Чеченской Республике Российской Федерации, Юго-Восточной Европе и Экваториальной Гвинее, а также с ливанцами, задержанными в Израиле. Для установления фактов назначаются рабочие группы, комитеты или специальные докладчики. Их сообщения с заключениями и рекомендациями обсуждаются политическими органами ООН, включая Генеральную Ассамблею;
    • рассмотрение органами по правам человека петиций («сообщений») от отдельных лиц и организаций (НПО), которые ссылаются на грубые и систематические нарушения прав человека

    В последнее время ежегодно обрабатывается около 100 тыс. таких обращений, на основе которых правительствам направляются запросы. Дела по обращениям готовятся к рассмотрению органами, наделенными соответствующей компетенцией. Эти органы стремятся обнаружить систематические нарушения, требующие дальнейшего вмешательства ООН.

    Дела о систематических нарушениях прав человека («ситуации») изучаются на закрытых заседаниях Комиссией по правам человека. Таким образом, можно сделать вывод, что ООН путем установления стандартов и осуществления прав человека на международном уровне оказала существенное воздействие на улучшение ситуации с правами человека во многих частях мира.

    Вместе с сохранением мира и безопасности во всем мире, а также экономическим и социальным развитием, содействие в поощрении и защите прав человека на глобальном, региональном и национальном уровнях составляет одну из трех основных задач ООН. Эта задача подверглась значительному расширению и в мандатах, и в практике работы ООН.

    Венская Всемирная конференция по правам человека

    Всемирная конференция по правам человека состоялась в Вене в июне 1993 г. На ней представители более 170 государств собрались впервые за последние 25 лет, чтобы вновь подтвердить свои обязательства по защите прав человека. Конференция недвусмысленно подтвердила универсальность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав и основных свобод человека.

    Всемирная конференция по правам человека настоятельно призвала правительства включить стандарты, содержащиеся в международных договорах по правам человека, во внутреннее законодательство и укрепить национальные структуры, институты и органы общества, которые играют определенную роль в деле поощрения и защиты прав человека.

    Конференция подробно рассмотрела прогресс, достигнутый в области прав человека, и препятствия на пути к их полной реализации, а также применение международных инструментов и эффективность методов и механизмов ООН в области прав человека.

    Акцент был сделан на защите прав наиболее уязвимых групп, включая расовые, религиозные и этнические меньшинства, коренные народы, женщин и детей, жертв войны, беднейшие слои населения и инвалидов.

    В Венской декларации и Программе действий, принятых на Всемирной конференции, было подтверждено, что «поощрение и защиту всех прав человека и основных свобод необходимо рассматривать в качестве первоочередной задачи Организации Объединенных Наций».

    • 1) Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.;
    • 2) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и два Факультативных протокола к нему;
    • 3) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Факультативный протокол к нему.
    • 10 декабря 1948 г., заседая в Париже, ГА ООН своей резолюцией приняла Всеобщую декларацию прав человека (далее также – Декларация) , согласно которой: "Все люди рождаются Ђсвободными и равными в своем достоинстве и правах" (ст. 1), поэтому каждый может пользоваться правами и свободами человека, закрепленными в Декларации, "без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения" (ст. 2).

    Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей, охватывающих политические, гражданские, экономические, социальные и культурные права человека. В ст. 28 Декларации за каждым признается право "на социальным мир и международный порядок", при котором права и свободы, закрепленные в этом акте, "могут быть полностью осуществлены". Декларация допускает возможность ограничения гарантированных прав, однако, лишь на основании закона и исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других. Несмотря на то что Декларация была принята в форме резолюции ГА ООН, которая имеет рекомендательный характер, значение этого акта для всего человечества настолько велико, что сто положения не может игнорировать ни одно государство .

    • 16 декабря 1966 г. ГА ООН резолюцией 2200 А (XXI) одобрила:
      • – Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему:
      • – Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

    Принятые одновременно, оба пакта, а также Факультативный протокол вступили в силу в 1976 г. Содержание преамбулы, а также соответственно ст. 1, 3 и 5 указанных пактов совпадают.

    Международный пакт о гражданских и политических правах (далее – МПГПП) состоит из преамбулы и 53 статей. МПГПП обязывает государства уважать и обеспечивать каждому, находящемуся под его юрисдикцией:

    • – право на жизнь;
    • – запрет рабства, работорговли, подневольного состояния и принудительного труда;
    • – свободу передвижения и выбора места жительства; презумпцию невиновности;
    • – право на вступление в брак; равенство перед законом и запрет дискриминации и др.

    МПГПП допускает ограничения большинства закрепленных в нем прав человека.

    Статьи 28–45 МПГПП регламентируют компетенцию, порядок формирования и работы Комитета по правам человека. Комитет состоит из 18 независимых экспертов, избираемых сроком на четыре года из числа государств – участников МПГПП. Согласно ст. 40 МПГПП Комитет по правам человека рассматривает доклады государств-участников о мерах, принятых для претворения в жизнь прав и свобод человека, изложенных в договоре, а также о прогрессе, достигнутом в реализации этих прав. Изучив представленные доклады, Комитет делает замечания общего порядка, адресованные всех государствам. При определенных условиях он может также рассматривать межгосударственные споры относительно соблюдения участниками договора своих обязательств по нему.

    Факультативный протокол к МПГПП предоставляет Комитету по правам человека возможность рассматривать сообщения от частных лиц относительно нарушений государствами – участниками МПГПП прав и свобод человека, гарантированных согласно этому договору.

    15 декабря 1989 г. резолюцией 44/128 ГА ООП приняла Второй Факультативный протокол к МПГПП, положения которого согласно ст. 6 применяются в качестве дополнительных к МПГПП. Протокол обязывает его участников принять все необходимые меры для того, чтобы ни одного лицо, находящееся под юрисдикцией государств, присоединившихся к Протоколу, не подверглось смертной казни. Вместе с тем государство может сделать оговорку о применении смертной казни в военное время после признания вины в совершении военных преступлений, имевших место в военное время.

    Международный пакт об экономических , социальных и культурных правах (далее – МПЭСКП) состоит из преамбулы и 31 статьи. Участники МПЭСКП обязуются "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить полное осуществление" прав и свобод человека, закрепленных в договоре. Среди гарантируемых прав: право на труд, право на охрану семьи, право на достаточный уровень жизни; право на создание профсоюзов и вступление в них и др.

    10 декабря 2008 г. ГЛ ООН резолюцией 63/117 приняла Факультативный протокол к МПЭСКП (вступил в силу 5 мая 2013 г.), предоставляющий Комитету по экономическим, социальным и культурным правам рассматривать сообщения от частных лиц о нарушении государством – участником МПЭСКП прав и свобод человека, закрепленных в этом акте . Комитет также полномочен рассматривать межгосударственные споры, однако при условии, что обе стороны являются участниками Протокола.

    Наряду с МПГПП и МПЭСКП, а также Протоколами к ним существует еще семь основных международных договоров по правам человека , в соответствии с каждым из которых учреждены контрольные органы:

    • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. (учрежден Комитет по ликвидации расовой дискриминации);
    • – Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. (учрежден Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин);
    • – Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. (учрежден Комитет против пыток, а на основании Факультативного протокола к этому договору 1984 г. учрежден Подкомитет по предупреждению пыток;
    • – Конвенция о правах ребенка 1989 г. и Факультативные протоколы нему (учрежден Комитет по правам ребенка);
    • – Международная конвенция о защите прав всех тру- дящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. (учрежден Комитет о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей);
    • – Конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г. (учрежден Комитет по насильственным исчезновениям);
    • – Конвенция о правах инвалидов 2006 г. (учрежден Комитет по правам инвалидов).

    Ряд договоров дополнен Факультативными протоколами.



    Просмотров