Общая теория права: учеб. пособие для вузов

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право (или собственно право) - это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, уста­навливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на регулирование общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридические обычаи, юридические преце­денты и нормативные договоры данного периода в конкретном го­сударстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Если объективное право - это юридические нормы, выражен­ные в тех или иных формах, то субъективное право - это те кон­кретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Субъективное право - это мера юридически возможного пове­дения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.). Они субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Предпосылкой субъективного права является правоспособность, т.е. общая (абстрактная) способность иметь права. Субъективное право - необходимый элемент конкретного правоотношения и, следовательно, возникает на основании факта юридического.

Если субъективное право предусматривает возможность самостоятельно (не прибегая к помощи других лиц) совершать в рамках закона определенные действия (поведение) и требовать от всех и каждого не совершать действий, нарушающих это право, оно называется абсолютным (например, собственник вещи вправе распоряжаться ею в рамках закона).

Субъективное относительное право предусматривает возможность требовать определенного поведения (действий или воздержания от действий) от одного или нескольких конкретных лиц и связано с исполнением обязанности.

В зависимости от вида отношений, регулируемых различными отраслями права, субъективные права могут быть гражданскими, трудовыми, административными, процессуальными и др.; могут быть направлены на защиту имущественных и личных неимущественных интересов физических и юридических лиц.

Охраняются законом в принудительном порядке путем предъявления в суде притязания к нарушителю.

Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет личности права они принадлежат ей от рождения, и обязанность государства - признавать, соблюдать и защищать эти права.

87. Систематизация законодательства

Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам. Система нормативных актов в РФ включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления. Такое их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, спецификой регулируемых отношений, другими обстоятельствами, служащими основаниями для их классификации.

Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Выделяют такие виды систематизации, как: инкорпорация, консолидация, кодификация.

Инкорпорация (самый простой вид)- систематизация путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация подразделяется на официальную (Собрание законодательства РФ) и неофициальную (сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например, в суде.)

Консолидация - систематизация путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Они объединяются по признаку относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является «компромиссной», сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный эта.

Кодификация - систематизация путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность (примером подобного может служить принятие первой части Налогового кодекса РФ). Поэтому кодификация - наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института).

Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

В результате кодификации российского законодательства существующие правовые нормы сводятся в единый, цельный акт, который принимается соответствующими государственными органами. Формами кодификации являются основы, кодексы, уставы, положения и т.д. Например, Конституция РФ - это главный кодифицированный акт. Кроме того, в РФ в настоящее время действуют следующие кодексы - Гражданский, Уголовный, Таможенный, Налоговый, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный и др. Также следует отметить Правила дорожного движения, Устав железных дорог и др.

1. От первых впечатлений – к правовым понятиям. «Встречи» с правом, которым была посвящена первая глава, дают лишь общее впечатление об этом сложном явлении – праве. О том, что перед нами юридические нормы и законы, возможности (права), относящиеся к официальной, публичной жизни общества, о том, что они дают решение данной жизненной ситуации, имеют твердую публичную основу в виде общеобязательных норм, о их нераздельности с правосудием – словом, о том, что право – это нормативное явление.

Эти общие впечатления и сделанные на их основе выводы являются ступенькой к тому, чтобы перейти к главному – к понятиям о праве, т.е. к обобщенным представлениям, которые выработаны юридической практикой, наукой и представляют собой отработанные, систематические правовые знания.

Правовые знания на первой ступени овладения ими неизбежно имеют простейший, элементарный характер. Это именно азы (по типу: вот это – «А», вот то – «Б»; 2+2=4; и прочее в том же духе и значении). В юридической области они очевидны, общепризнанны. И излагаются они, как и всякие «азы», как нечто данное, не требующее на первых порах особых обоснований и развернутых пояснений: «вот – субъект права», «это – дееспособность», «здесь – юридический факт». В них только иногда дают о себе знать (проскальзывают) теоретические данные более глубокого порядка.

Вместе с тем понятия о праве, даже самые начальные, первичные, имеют более глубокий и абстрактный характер. Они, при всей их начальной простоте и элементарности, образуют теорию. Как данные теории они выработаны юридической практикой и наукой на основе многих и разнообразных фактических данных и данных других наук. Их понимание и даже простое запоминание достигается логическим путем и порой представляет известные трудности. Поэтому целесообразно при усвоении «азбучных» понятий о праве, во-первых, иметь

в виду, что в «азах права» речь идет о праве как нормативном явлении, да к тому же таком, которое выражается в законах (т.е. о нормативном

«образе» права; его юристы именуют догмой права, о чем пойдет речь

в заключительной главе), а во-вторых, постоянно держать в памяти материалы первой главы – не только сделанные там выводы, но и сами фактические данные: случаи из жизни, возникающие в связи с ними вопросы, выдержки из законов (Семейного кодекса, Уголовного кодекса, Гражданского кодекса), правила, существующие на общественном транспорте, некоторые данные из «других юридических миров». В последующем, по мере необходимости эти данные будут пополняться некоторыми другими фактическими материалами.

2. Субъективные права и объективное право. Когда ранее при рассмотрении конкретных жизненных случаев употреблялось слово «право» (слово, как мы видели, многозначное, имеющее ряд значений, и не только в юридической области), то оно по большей части так и использовалось, в различных значениях, вперемешку. Говорилось о «праве вообще», о «российском праве» в целом, о «правах пассажиров с детьми и инвалидов», о «правах граждан на самозащиту».

Между тем первыми азбучными понятиями в юридической области являются два понятия, обозначаемые, казалось бы, одним словом, но строго разграничиваемые одно от другого, – субъективное право (или право в субъективном смысле) и объективное право (или право в объективном смысле).

Субъективное право (чаще употребляется во множественном числе – правa) – это возможности или свобода поведения, принадлежащие лицам, субъектам, как бы «прикрепленные» к субъектам; отсюда и название – права субъективные. Это – и права пассажиров с детьми и инвалидов на особые места в троллейбусе, и права лица на жилой дом, и права гражданина на самозащиту, на самооборону. Добавим сюда такие широко известные субъективные права, как право гражданина на дачный участок, право на пенсию, право бизнесмена на налоговые льготы, права потребителя, право собственника передать свое имущество в залог и т.д. Надо лишь заметить, что в таком же («субъективном») смысле слово «право» употребляется в тех случаях, когда речь идет о возможностях в неюридической области, например о моральных правах или правах-обычаях, таких, как моральное право женщины на уважение со стороны мужчин или «право первенства» гражданина на то, чтобы занять освободившееся место в троллейбусе.

Объективное право – это уже не возможности того или иного лица, субъекта, а особое социальное образование, особый институт общества в целом, «говорящий» об этих самых субъективных правах. Вот, например, мы говорим: «Бизнесмен Петров не имеет права на льготы по действующему налоговому праву». Или: «Гражданин Осокин по пенсионному праву России получил право на пенсию». В обоих выражениях слово «право» употребляется дважды. В одном случае (когда какое-то определенное лицо «имеет» или «получило» известные юридические возможности) этим словом обозначается субъективное право этого лица. Иное значение имеет это же слово в другом случае, когда делаются ссылки на «действующее налоговое право» или на «пенсионное право России» (или же вообще говорится: «российское право»,

«английское право», «исламское право»).

Это как раз и есть то, что называют объективным правом. «Объективным» – в том значении, что здесь имеется в виду не юридическая возможность какого-либо субъекта или даже совокупность таких возможностей, а именно особое социальное образование, особый институт общества в целом, существующий в одном ряду (и в тесном взаимодействии) с такими институтами общества, как государство, демократия, культура, мораль. Словом, объективное право не «прикреплено» к какому-либо субъекту, а существует как объективный факт, реальная наличность – действующее, наличное образование всего общества. Понятие «объективное право» близко (хотя и не тождественно) понятиям «закон» и «законодательство». Особенно у нас, в России, в других странах континентальной Европы, где положения (нормы) объективного права выражаются главным образом в законах. Поэтому выражения «пенсионное право» и «российское право» можно без большого ущерба для дела заменить выражениями «пенсионное законодательство» и «российский закон». И кстати сказать, в наших обычных делах мы чаще пользуемся как раз последними из указанных выражений «законодательство», «закон». И когда ранее рассматривалось несколько случаев из нашей российской жизни и упоминались законы, общеобязательные нормы, кодексы, то здесь по сути дела и шла

речь не о чем ином, как об объективном праве.

Мы начали в этой книге рассмотрение азов юриспруденции с конкретных жизненных случаев и связанных с ними субъективных юридических прав. С прав людей – того, что действительно в юридических делах, во всей нашей жизни имеет первостепенное значение. Но если посмотреть на все «юридическое хозяйство», то окажется, что перед нами только один из участков этого обширного «хозяйства», очень важный,

Глава вторая. От впечатлений к понятиям о праве

наиболее близкий и значимый для человека, для юриста-практика, но все же всего лишь один участок, наряду со многими другими. И мы при рассмотрении приведенных в первой главе случаев уже встретились со многими из них. Это наиболее близкие к юридическим правам и тесно связанные с ними юридические обязанности, правовая ответственность. Да и «сами» субъективные юридические права (а также обязанности, ответственность), как мы видели, возникают и действуют на основе общеобязательных норм, законов. Существует еще правосудие. Деятельность судов, а также административных органов, других правоохранительных учреждений, таких, как милиция, судебные исполнители, судебные приставы. И все это, и более широкие юридические категории (такие, как законность, правопорядок, все юридически обязательные для людей последствия) относятся к объективному праву,

«завязано» на объективном праве.

И именно оно, объективное право, является нормативным явлением, охватывающим правовую материю, а отсюда – исходным пунктом при рассмотрении всего комплекса правовых понятий. И именно так, исходя из того, что объективное право как система общеобязательных норм представляет собой исходную категорию в мире юридических явлений, правовые понятия будут рассматриваться в последующем (в этой, второй главе, на первых порах главным образом на основе общенаучных данных – истории, политологии, социологии, некоторых философских представлений и – что особо существенно – категорий формальной логики).

В то же время не упустим из поля зрения значение субъективных прав в юридических делах, во всей нашей жизни. Ведь недаром главное-то слово здесь одно, и недаром право называется «правом». Основное назначение этого крупного института в жизни людей заключается в том, чтобы «говорить» о правах, т.е., как сказал философ (имеется в виду ранее приведенное высказывание И. Канта), определять дозволенное и недозволенное, определять юридические возможности людей, свободу поведения тех или иных субъектов, а именно субъективные права. И этот крупный институт называется «правом» как раз потому, что он по основному своему назначению в нашей жизни призван, условно

и упрощенно выражаясь, говорить о правах.

3. Позитивное право. Объективное право (в его единстве с субъективными правами, другими юридическими явлениями) называют позитивным правом. Что это означает?

Суть дела в том, что многие явления, которые также обозначаются словом «право» (такие, как моральные права, права-обычаи), склады-

Азы права: Азбука права для всех

ваются и существуют в самом образе жизни, в нравах и обыкновениях, в сознании людей. Они служат критерием оценки поведения человека другими людьми, общественным мнением, для признания поступков человека «правильными» или «неправильными», моральным или аморальным, соответствующим обычаям или нет.

Особо существенным в этом отношении является так называемое естественное право – требования «правового» характера, непосредственно вытекающие из жизни, из разума, во многом определяющие мораль и обычаи и являющиеся главным основанием для оценки са-

мого действующего права.

Объективное же право в отличие от морали, обычаев и особенно требований естественного права является «позитивным» потому, что определенные нормы поведения существуют не просто в сознании

людей, в образе жизни, в нравах, а специально создаются (или специ-

ально признаются) людьми, записываются в определенных источниках и властно утверждаются в общественной жизни в качестве постоянного и непререкаемого императивного критерия для обязательного поведения. Создаются (или признаются) для того, чтобы императивно, в общеобязательном порядке определять: что юридически дозволено, а что – юридически недозволено, точнее – кто и что вправе (или не вправе) поступать, делать. И эти специально создаваемые общеобязательные нормы получают внешнее выражение в определенных источниках, по большей части в виде письменных документов – законов, юридических прецедентов, иных источников. И именно в таком внешне объективированном (осязаемом, зримом) виде объективное право существует как твердое публичное основание для решения жизненных ситуаций – некая данность, позитивная реальность, определенная и неизменная до тех пор, пока в нее не будут в установленном порядке внесены какие-либо изменения.

Объективное право в рассматриваемом отношении, т.е. как позитивное право, можно признать некоторым искусственным образованием1. Искусственным и притом постоянно существующим, «заведенным» на непрерывное действие для решения жизненных ситуаций внешним образованием (некоторые философы говорят даже – «второй природой»), существующим в государстве.

1 «Право, – пишет О. Шпенглер, – произвольная форма существования вне зависимости от того, было ли оно признано на уровне чувств, импульсивно (неписаное право, обычное право, equity) или абстрагировано посредством обдумывания, углублено и приведено в систему (закон)» (Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. М.: Мысль, 1998).

Глава вторая. От впечатлений к понятиям о праве

4. Нормативность. Нормы права и принципы права. Одна из основных особенностей объективного (позитивного) права как основы юридических прав и обязанностей заключается в том, что оно по своему содержанию на современной стадии развития общества представляет собой нормативное явление. Это значит, что право состоит из норм – общеобязательных, юридических норм, которые являются как бы «кирпичиками», из которых образуется право данной страны.

И это в полной мере согласуется с тем, что в праве во всех его разновидностях значение центрального звена принадлежит, как ранее говорилось, «решению» (на твердой публичной основе). Ибо по своей сути норма представляет собой не что иное, как модель типизированного решения определенной жизненной ситуации. То есть тот формализованный образец, масштаб, эталон, который должен применяться ко всем случаям данного рода.

Достоинства юридических норм (и об этом уже говорилось при характеристике «случая в троллейбусе») во многом коренятся в достоинствах «нормы» вообще – «нормы» как творения разума, продукта ума и опыта, элемента человеческой цивилизации.

Норма, рассматриваемая «вообще» (и технические нормы, и разнообразные социальные нормы), – это общее правило поведения, действующее непрерывно во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев («неисчерпаемость» правила, его действие в отношении «всякого и каждого»). Это, например, моральное правило о том, что дети должны уважать своих родителей, а мужчины уважительно относиться к женщинам; правило, согласно которому собственник свободен распоряжаться своим имуществом и может истребовать его от любого незаконного владельца. Норма нацелена на то, чтобы в отношениях между людьми существовало

нечто постоянное, устойчивое – общий критерий, с которым бы сооб-

разовывалось их поведение.

Надо заметить, что слово «норма» имеет и другое, причем широко распространенное, значение. Под нормой (нормальным) часто понимается естественное состояние, т.е. обычное, оптимальное, «здоровое» положение вещей, соответствующее объективным требованиям жизни, экономическим и духовным факторам, естественно-природным требованиям. Например, нормальный уровень населенности на той или иной территории, нормальная степень духовного развития в данных условиях. При этом норма как общее правило нередко совпадает с нормой как естественным (нормальным) состоянием. Например, правило экзогамии, т.е. запрета на брачные отношения между близ-

Азы права: Азбука права для всех

кими родственниками, соответствует норме в ее социально-этическом и даже в естественно-природном, биологическом значении.

Нормы, существующие в обществе, в отличие от технических правил, являются социальными нормами. К ним, наряду с юридическими нормами, принадлежат нормы-обычаи, нормы морали (нравственности), корпоративные нормы, действующие в организациях корпоративного

типа (церковных, партийных, профсоюзных, добровольных объединениях людей «по интересам», частных хозяйственных объединениях).

Нормам права присуще все то, что характерно для норм «вообще».

Вместе с тем следует еще раз сказать о том, что в юридической области – области публичной, государственной жизни – достоинства норм приобретают новое качество – они как бы возводятся в степень.

Юридическая норма – это не просто общее, а общеобязательное

правило поведения, выраженное в законах, иных признаваемых государством источниках и выступающее в качестве основания и критерия правомерно-дозволенного с юридической стороны (а также юридически запрещенного и предписанного) поведения субъектов права. И это не только сообщает юридическим нормам и устанавливаемому ими порядку устойчивость и твердость, но и способно придавать со-

циальному регулированию всеобщий характер – распространять дан-

ный порядок отношений на все общество (или, напротив, ограничивать, локализовать действие общеобязательных норм одним регионом, тем или иным участком общественной жизни, допустим, отношениями в области общественного транспорта, определенной категорией лиц – нормы о детях, о ветеранах).

Каждая юридическая норма (особенно норма, выраженная в законе) представляет собой своего рода интеллектуальное явление, некоторое обобщение тех индивидуальных случаев, их особенностей, которые встречаются в жизни, и тех типизированных решений, которые

здесь должны наступать.

Со временем эта интеллектуальная сторона права получает развитие – выражается в обобщенных правовых категориях (закрепляемых в законах, особенно кодексах, в их «общих частях»), в том чис-

ле – в правовых принципах (таких, например, как принцип уважения

к суду, презумпция невиновности) или таких особых правовых категориях высокого порядка, как, например, общее дозволение, скажем, общее дозволение вступать в любой договор, не запрещенный законом. Принципы права имеют высокое значение в той или иной национальной юридической системе, да и в праве в целом. Они, принципы права, при развитом и интеллектуальном содержании юридических установле-

Глава вторая. От впечатлений к понятиям о праве

ний являются как бы концентрированным выражением данной юридической системы, тех основ, на которых она строится. Вполне оправданно поэтому, что принципы права получают в законодательстве прямое закрепление в виде правовых начал, которые в современном законодательстве (например, в современном российском законодательстве – в Гражданском кодексе, в Семейном кодексе) прямо фиксируются в законодательных текстах.

Иногда складывается впечатление, что все право можно свести к какому-то перечню принципов (такое мнение высказывалось отдельными правоведами, в особенности на материале права США, которое, ориентируясь на прецеденты, решения судей, «отвлекается» от догмы права). Однако надо видеть, что принципы права не могут заменить всего богатства содержания права.

5. Формы позитивного права. В какой же форме, т.е. виде, внешнем (объективированном) выражении существует позитивное право? И следовательно, каким образом определенные требования о поведении людей возводятся в юридические нормы – становятся общеобязательными эталонами для решения конкретных жизненных ситуаций? А отсюда – каковы «источники» позитивного права, откуда мы черпаем данные о юридических нормах как основах юридических выводов, правовых решений? При этом нужно исходить как из тех «форм», к которым мы привыкли, сжились в нашем обществе (для нас чуть ли не единственной «формой» права являются законы, президентские, правительственные и иные государственные документы, т.е. нормативные юридические акты), так и из тех своеобразных способов формирования и существования права, которые характерны для «других юридических миров».

– законы (нормативные юридические акты);

– санкционированные обычаи;

– судебные прецеденты.

Но если принять во внимание существование восточных традиционных юридических систем – таких, как исламское право, традиционное индуистское право и др., то форм позитивного права окажется

четыре. Они по истории своего формирования могут быть расположе-

ны ступенькой и названы (с известной долей условности) так:

– обычное право (право, выраженное преимущественно в обычаях);

традиционное право (право, которое в силу обычая, традиции непосредственно выражает те или иные религиозные, иные идеологические, философские начала, доктрины);

Азы права: Азбука права для всех

– право судей (право, создаваемое преимущественно судом);

– право, создаваемое путем законодательной деятельности государства.

Обычное право. Здесь формирующим началом для юридических норм является обычай, т.е. общие правила, которые в результате длительного действия становятся привычкой, непререкаемым обыкновением. Эти обычаи, обосновывающие и оправдывающие поведение людей, в ряде случаев получают юридическое признание, рассматриваются правителями, судьями, всеми должностными лицами в качестве основы и достаточного критерия для определения того, поступают ли люди «по праву» или «не по праву», т.е. критерия юридических прав и юридических обязанностей, юридически дозволенного и юридически недозволенного. Тогда-то и складывается обычное право – исторически первая, наиболее тесно связанная с самой жизнью (хотя юридически и не вполне совершенная) форма позитивного права. Традиционное право. Здесь тоже приоритет имеет обычай. Но обычай в виде исторически утвердившейся традиции, в соответствии с которой непосредственное юридическое значение имеют идеологические начала – религиозные, философские, мировоззренческие доктрины (такие, как ислам, индуистское мировоззрение, конфуцианство, марксизм). При этом юридические нормы не отделились от моральных, религиозных, философских положений. В этой связи традиционное право в только что указанном значении имеет неотдифферен-

цированный характер.

Право судей (прецедентное или «судебное» право). Юридические нормы могут возникать (особенно если отсутствуют по данному конкретному вопросу обычай, закон) в результате «самого» судебного акта, разрешающего данную ситуацию, коллизию, конфликт. Когда судья делает вывод, скажем, о том, обязано ли данное лицо вернуть вещь другому лицу, кто из этих лиц является должником или наследником, какое наказание наложить на виновного, он при отсутствии обычая или закона исходит из критерия разумности, справедливости, другого критерия («порядок», духовный идеал и пр.), мысленно формулирует некоторое общее положение. И поэтому судебное решение, посвященное конкретному делу, может стать образцом, примером (этот образец, как уже говорилось, называется прецедентом) для подобных же жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е. прецедентное или судебное право.

Право законодателя («право закона»). Со временем в большинстве государств основным путем формирования позитивного права ста-

Глава вторая. От впечатлений к понятиям о праве

новится прямая деятельность государственных органов, как правило, высших, по мере развития демократии – представительных. Здесь можно говорить о правотворчестве в строгом смысле, т.е. о «творчестве права», о его создании в результате особой, сознательной, целенаправленной деятельности людей, устремленной на то, чтобы путем обобщений (нормативных обобщений) создать модели типизированных решений жизненных ситуаций определенного рода. С тем, чтобы эти модели (нормы) стали во всех случаях основой для решений на практике всех ситуаций, охватываемых такой нормой. Результатом правотворческой деятельности является нормативный юридический акт – нормативный документ, через который в позитивное право вводятся новые нормы, изменяются или отменяются старые и в котором юридические нормы «живут», пребывают. Главным нормативным юридическим актом является закон.

Древнейшие юридические памятники, такие, как индийские законы Ману, Кодекс законов царя Хаммурапи, древнеримские законы XII таблиц, Русская Правда и другие, представляют собой компиляции, объединяющие и прямые законодательные положения, и обобщенное изложение судебных прецедентов, и положения обычного права, а также нередко известные идеологические положения (не всегда отдифференцированные от юридических норм).

В ходе правового развития происходит изменение удельного веса в той или иной национальной юридической системе форм позитивного права. Если обычное и традиционное право в своем начальном виде осталось преобладающим для неразвитых государств, то в странах, продвинувшихся по пути прогресса, оказалось доминирующим либо

«право судей», либо «право законодателя», и сложились две соответствующие им типичные системы права: прецедентная система (в виде так называемого «общего права» – common law – Великобритании, права США) и законодательная по своей основе система стран континен-

тальной Европы (в виде романо-германского права – права франции, Германии, Италии, России, Испании, стран Южной Америки и др.).

6. Признаки права. Рассмотрев общие черты и формы позитивного права, его основную особенность – нормативность, можно, суммируя ранее сказанное, отметить в качестве промежуточного вывода основные признаки права (которые, как, быть может, заметит читатель, в общем соответствуют выводам, сделанным на основе впечатлений из первых встреч с правом).

Наиболее общими из этих признаков являются:

Азы права: Азбука права для всех

1) общеобязательная нормативность;

2) выражение норм в законах, иных признаваемых государством источниках, в том числе – законах, судебных прецедентах или даже так или иначе внешне выраженных идеологических положениях;

3) определенность по содержанию (формальная определенность);

4) государственная обеспеченность. Итак:

– общеобязательная нормативность – ведущий признак права. Сле-

дует еще раз отметить, что нормы права способны распространять свое действие на территорию всей страны, на все население. Хотя юридические нормы, как мы видели, и могут быть рассчитаны лишь на определенный участок жизни общества, тот или иной круг лиц или на ограниченное во времени действие (например, нормы для военнослужащих, нормы, рассчитанные на время приватизации), они все же в принципе изначально предназначены на всеобщее действие, на действие, обязательное для всех;

– выражение норм в законах, судебных прецедентах, иных признавае-

мых государством источниках – этот признак свидетельствует о том, что юридические нормы – не просто какие-то мысли, идеи и т.д., а именно позитивное право – строгая внешняя (т.е. объективированная) данность, реальность, независимая от усмотрения отдельных лиц, имеющая при достаточно развитой юридической системе характер писаного права. Главное же – именно через признаваемые государством источники позитивное право приобретает качество публичности, официального критерия, позволяющего определять правомерность поведения людей, юридически дозволенное или юридически недозволенное, со всеми

вытекающими отсюда юридически обязательными последствиями;

– определенность по содержанию (формальная определенность) – это важнейшее свойство права, о котором говорилось при характеристике различных жизненных случаев (например, брачного договора), – способность объективного права строго фиксировать, формально, в писаном виде закреплять требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия поступков, подробно расписывать возможные или требуемые варианты поведения, последствия несоблюдения законных требований и т.д.;

– государственная обеспеченность – признак, свидетельствующий

o том, что общие правила, которые признаются государством в качестве правовых, имеют поддержку самой мощной социальной силы – государственной власти, всего государства. А это придает праву значительную надежность, дает людям уверенность, что предусмотренные

Глава вторая. От впечатлений к понятиям о праве

в юридических нормах права и обязанности будут реально осуществлены, даже в какой-то мере гарантирует наступление ожидаемого от юридических норм результата. Но это гарантия не абсолютная. Если юридические нормы не соответствуют требованиям жизни, то их реализация приводит к непомерному использованию жестких средств государственного принуждения, которые в конечном итоге все равно не дают ожидаемого эффекта или связаны с большими издержками, социальными, нравственными и психологическими потерями.

7. Законность и правопорядок. С понятием объективного (позитивного) права тесно связаны другие, часто употребляемые понятия – законность и правопорядок.

Законность – это требование строжайшего, неукоснительного соблю-

дения и исполнения всех юридических норм, всех правовых предписаний всеми субъектами, т.е. гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами. Прежде всего – тех юридических норм, которые содержатся в законах (отсюда ее название – «законность»). Понятие законности в строго юридическом значении выражает общеобязательность права. Коль скоро существует право, то существует и законность в смысле необходимости строгого проведения в жизнь

норм права.

Есть и широкое, общественно-политическое, понимание законности, когда она связывается с демократией. Законность здесь может быть охарактеризована в качестве режима общественно-политической жизни, выраженного в требованиях, которые предъявляются ко всему обществу – ко всем субъектам, ко всей политической системе. Это требования не только строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения норм позитивного права, но и:

а) верховенства законов по отношению ко всем иным правовым актам;

б) равенства всех перед законом;

в) обеспечения для всех субъектов полного и реального осуществления субъективных прав;

г) наличия независимого и эффективного правосудия; эффективной работы всех правоохранительных органов.

В таком широком смысле законность представляет собой элемент демократии как политического режима.

Правопорядок - это состояние фактической упорядоченности об-

щественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований законности.

Азы права: Азбука права для всех

Иногда термин «правопорядок» употребляется как синоним термина «законность» и даже термина «право» (в данном случае – объективного, позитивного права). Но все же это понятие имеет свой смысловой аспект. Правопорядок – результат действия законности, выражающий степень осуществления ее требований. Причем и требования строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения юридических норм, и общественно-политических требований (равенство всех перед законом, верховенство закона и др.).

  • 2.1. Объективно-субъективные признаки уголовно-правового понятия вымогательства
  • 4. СУБЪЕКТИВНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО. ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ПРАВА И СУБЪЕКТИВНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ
  • Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЖЕПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С УЧЕТОМ ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
  • Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук.

    Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты, формы общественного сознания, мышление и т.п.

    Юридические науки - часть гуманитарных наук, поскольку государство и право являются социальными институтами.

    ТГП, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, политологией, эконом.теорией, социологией, психологией, этикой, историей, педагогикой и т.д.

    С помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции ТГП, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности. Научное познание государства и права требует использования философских положений об общих законах развития природы, общества и мышления.

    ТГП весьма активно использует философские (всеобщие) методы: метафизику и диалектику; категории и понятия философии: сущность и явление, содержание и форма, возможность и необходимость, причина и следствие, система и структура, целое и часть, цель и средство, задача и функция, механизм и развитие, свобода и ответственность и т.д.

    В свою очередь, ТГП дает конкретный материал о государстве и праве для широких философских обобщений.

    Используя данные политологии (науки о политике и политической жизни), ТГП рассматривает государственно-правовые явления в контексте политической среды. С другой стороны, политология подчас использует теоретические выводы и обобщения, связанные с такими социальными институтами, как государство и право (понятие, признаки, формы и функции государства, соотношение политического и государственно-правового режимов и т.п.).

    Между ТГП и эконом.теорией, социологией, психологией и иными гуманитарными науками также существует тесная связь. Они взаимообогащают друг друга, применяя зачастую как общие, междисциплинарные понятия - общество, благо, интерес, собственность, действие, поведение, отношение и т.д., так и сугубо специальные - гражданское общество, право собственности, правомерное поведение, противозаконный интерес, производственные отношения и др.

    В системе юридических наук ТГП занимает особое место.

    По отношению к отраслевым юридическим наукам ТГП выступает как обобщающая категория.

    1) изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права.

    2)ТГП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.).

    3) играет методологическую роль в юриспруденции в целом.

    Вместе с тем ТГП формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них, призвана обобщать отраслевую научную информацию.


    Понятие и признаки права. Объективное и субъективное в праве

    Право - это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных правил общего характера (норм), обеспеченных государственной защитой.

    Признаки права – это совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе:

    1. Нормативность.

    Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Право регулирует поведение персонально неопределенного круга лиц, действует непрерывно (постоянно) вплоть до отмены или изменения соответствующей правовой нормы.

    2. Общеобязательность (императивность). Право регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Все субъекты без исключения (в т.ч. и государство) должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. Право обладает безусловным верховенством в системе социальных норм.

    3. Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре, право излагается в определенной форме, нарушать которую недопустимо.

    4. Определенность. Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника: четкость, ясность, недвусмысленность изложения. Законы должны быть понятны каждому.

    5. Государственная природа. Право непосредственно исходит от государства. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.

    6. Государственная защита. Этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его, право охраняется и гарантируется государством.

    7. Системность. Право представляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм - организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

    Право – явление и объективное, и субъективное, однако объективное в нем преобладает. Объективное в праве:

    1) оно возникло под воздействием объективно обусловленных потребностей сформировавшегося человеческого общества в установлении единых для всех без исключения справедливых правил поведения;

    2) в объективной необходимости обязательно проводить в жизнь эти правила;

    3) в неизбежности отражения в выработанных всеобщих правилах объективных законов, действующих в регулируемых сферах;

    4) в наличии у права собственных объективных законов его возникновения, развития и функционирования.

    Право объективно и по своему источнику, и по своей сущности, и по своим тенденциям. В силу объективности права его невозможно отменить по чьему-то волеизъявлению.

    Право субъективно , потому что:

    1) оно создается людьми, их сознательной деятельностью, по их воле

    2) осуществляется, проводится в жизнь также сознательно.

    С.С.Алексеев:«Субъективное право – право в субъективном смысле, - юридическая дозволенность поведения для конкретного субъекта;

    объективное право – право в объективном смысле - нормативный критерий юридически дозволенного и недозволенного (римское право, право Финляндии, российское право, гражданское право)».

    Объективное право – это право вообще, его сущность, принципы, предписания, провозглашаемые им права и свободы как возможность их использования соответствующими субъектами; это то, что образовано, что существует как объективная реальность, не зависящая от конкретного субъекта.

    Субъективное право – это право конкретного лица достигать своего права, т. е. определенного блага или удовлетворения своего законного интереса (например, право быть избранным) Создается субъективное право, как правило, непосредственной деятельностью конкретного субъекта. Таким образом, субъективное право – это юридическая возможность конкретного субъекта


    3. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

    Правовая система государства – это большое количество нормативно‑правовых актов, предписаний, которое требует определенной группировки, классификации для удобного и целесообразного использования их в процессе правоприменения.

    Виды систематизации:

    1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.

    Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами.

    Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.

    Предметная инкорпорация – вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку.

    2. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.

    Существуют следующие виды кодификации :

    – всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства;

    – отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой‑либо отрасли или подотрасли права);

    – специальная кодификация, соединяющая нормы права института или группы институтов права.

    3. Консолидация –систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.Консолидированными называются законодательные акты, которые лишь суммируют несколько изданных прежде по данному предмету законов, не изменяя в чем-либо существенном их содержание и не стремясь к единой логической конструкции (хар-но для английского права).


    Похожая информация.


    Объективное право являет собой нормативную систему (правила поведения). Исходит эта система непосредственно от государства либо общественных отношений, которые признаются регуляторами в процессе разрешения тех или других юридических дел. Объективное право, другими словами, представлено в виде комплекса норм, обеспечивающих регулирование общественных отношений, в качестве объективированного результата волеизъявления органов правотворчества. Это, кроме того, комплекс правил поведения, использование которого в процессе регулирования взаимоотношений в обществе санкционируется государством.

    Понятия "объективное право" и "позитивное право" являются синонимами. Оба термина означают нормативную систему, исходящую от государства.

    Как действительность объективное право функционирует в законах и прочих формах (источниках), признаваемых Существование норм характеризуется независимостью. Эти нормы функционируют независимо от конкретных субъектов, знания или незнания о них того или другого лица.

    Развернутое определение термина приводится в юридической литературе. Согласно общепринятой формулировке, право являет собой нормативный регулятор, используемый в общественных отношениях, систему определенных формально, общеобязательных норм. Эти положения установлены или санкционированы государством, они выражают его волю, а также выступают в качестве критерия правомерного либо противоправного поведения.

    В данном определении отражена связь права с государственной властью. При этом государство выступает в качестве основного института правотворчества. При этом оно не является единственным В соответствии с установленным в той или другой стране законодательством, устанавливать правовые нормы могут различные субъекты. В связи с этим, часто при определении позитивного права прямо не указывают на его взаимодействие с государством. При этом говорят о том, что это нормативная система, закрепленная в законах и прочих источниках.

    Как правило, называется просто "правом": право Англии, право Украины, право России и так далее. При этом имеются в виду все существующие юридические нормы данной страны. Если же говорят о "гражданском и т.п., то имеют в виду конкретную юридическую отрасль; используя термины "вексельное" или говорят об институтах определенной отрасли.

    Для норм, которые исходят непосредственно от государства, используется соответствующее определение. Их так и называют "правовые нормы" или "нормы права". Во многих государствах указанные нормы фиксируются в тексте закона или подзаконных и прочих актах. Таким образом, позитивное право является "писаным". В связи с этим, в этих странах юристы часто в качестве синонима данному термину применяют понятие "законодательство". При этом следует сказать, что законодательство являет собой внешнюю Эта форма, в свою очередь, не является единственной, и существуют и прочие источники.

    Необходимо отличать право в объективном и субъективном смысле. Во втором случае имеется в виду обеспеченная государством и законодательством возможность определенного поведения. Эта возможность относится к конкретному лицу - субъекту права. Так, например, у собственника дома есть возможность пользоваться и распоряжаться им, то есть жить в нем, сдавать внаем, продать, подарить, обменять и прочее. При этом предусматривается и та или другая субъективная обязанность. Возникает она в соответствии с реализацией той или другой возможности.

    Возникает на основании норм права позитивного и предусматривается ими.

    Нами уже было отмечено, что право понимается как «субъективное» и «объективное». Термин «объективное право» рассматривается как совокупность (система) общеобязательных юридических норм, установленных и охраняемых государством, а понятие «субъективное право» означает права, принадлежащие конкретному субъекту, индивиду.

    Субъективное право есть мера возможного поведения субъекта. Для того чтобы использовать возможное поведение, он должен считаться с аналогичными возможностями других субъектов права. Право в субъективном смысле есть индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.

    Субъективное право неразрывно связано с субъективной юридической обязанностью. Субъективная юридическая обязанность есть мера должного поведения лица. Если субъективное право связано с субъективными интересами лица, то субъективная обязанность связана с возможностью принуждения.

    В трактовке субъективного права имеются два подхода, в зависимости от существующего в юридической науке и практике правопонимания Венгеров, А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - 5-е изд. - М.: Омега-Л, 2009. - 607 с. .

    Первый из них связан с существующей характеристикой права как совокупности общеобязательных юридических норм, установленных и охраняемых государством (позитивное право). При этом субъективное право и субъективная обязанность рассматриваются как следствие действия нормы объективного права. Такой подход имеет место там, где господствует система позитивного права, где право и закон совпадают по содержанию.

    Представители естественно-правовой теории происхождения и трактовки права считают, что субъективные юридические права - следствие правовых притязаний (правомочий), присущих субъектам общественных отношений.

    Таким образом, складываются фактические правоотношения, которые затем должны получить официальное признание (санкционирование) со стороны государства или же судебную защиту.

    Субъективное юридическое право характеризуется следующими основными признаками.

    Во-первых, это возможность субъекта права самостоятельно осуществлять свои права в пределах, установленных нормой объективного права. Например, определять судьбу принадлежащей ему на праве собственности вещи: владеть, распоряжаться и пользоваться ею по своему усмотрению.

    Во-вторых, субъективному праву одного лица соответствует субъективная юридическая обязанность другого лица на определенное поведение в рамках юридического отношения, т. е. один субъект отношений обязан не нарушать право другого. Например: обязанность возвращения в срок взятой взаймы суммы денег.

    В-третьих, возможность защищать свое право путем обращения к правосудию или в иной компетентный орган Гревцов, Ю.И. Очерки теории и социологии права / Ю.И. Гревцов. - СПб.: С.-Петерб. орг. о-ва "Знание" России, 1966. - С. 63.. Центральным элементом является возможность собственных действий, в том числе возможность обладания, пользования и распоряжения социальными благами и ценностями. Однако без второго и третьего элементов возможность собственных действий не подкреплена обязанностью другого лица и его ответственностью.

    Исторически субъективное право зарождается раньше, чем право объективное.

    Природа субъективного юридического права заключается в наличных естественных правах человека, которые не могут быть отчуждены принудительной силой государственной власти. Впоследствии основные права и свободы человека и гражданина получили законодательное закрепление.

    Право как мера свободы немыслимо вне общеобязательных правил поведения. Совокупность общеобязательных юридических норм, регулирующих систему общественных отношений, обычно принято называть объективным правом. Это право обращено ко многим субъектам правоотношений, но не зависит ни от одного субъекта. И поэтому оно называется объективным правом.

    Объективное право в рамках романо-германской правовой системы отождествляется с совокупностью норм позитивного права, где основным источником права является закон.

    Система современного объективного права создается в результате нормотворческой деятельности государства (его органов). Она включает конституцию, кодексы, различные нормативно-правовые акты, т. е. всю систему законодательства.

    Структура объективного права складывается из отраслей законодательства (конституционного, административного, гражданского, уголовного, процессуального и др.).

    Диалектическое взаимодействие субъективного и объективного права - структурный стержень эффективного действия механизма правового регулирования общественных отношений.



    Просмотров