Пассивное и активное избирательное право. Чем различаются активное и пассивное избирательные права. Избирательное право в объективном смысле. Источники избирательного права. Избирательное право в субъективном смысле. Принципы избирательного права

В данной статье представлено определение и характеристика таких понятий, как активное и пассивное избирательное право. Будет дана оценка их принципам, сущности и гарантиям. Также будет охарактеризовано понятие избирательных прав в объективном и субъективном смысле.

Конституционные гарантии прав и свобод граждан

Все принципы демократии, которые относятся к проведению и организации выборов, закреплены в таком нормативном акте, как Конституция. Избирательное право представлено законодательной системой, закрепляющей организационную систему государственной власти, которая направлена на стабилизацию политико-правовых и социально-экономических процессов. Также этот вид права представлен в форме юридической базы для проведения всех типов демократических реформ.

Приоритетным направлением осуществления реформы государственно-правового значения считается оптимизация избирательной системы и права в целом. Избирательная система является гарантом прав граждан, также она направлена на обеспечение соответствующего уровня выборных процессов.

Гарантиями свободных выборов считаются средства и условия, которые предоставляют избирателям осознанную и реальную свободу волеизъявления, защиту их интересов и избирательных прав, охрану избирательных блоков и объединений.

Понятие

Избирательные права граждан занимают значительное место в жизни государства. Свободные выборы - один из правовых способов легитимации власти государства. Для успешного решения поставленных избирательных задач особое значение представляет качество соответствующего законодательства и практики проведения выборов в целом.

Избирательные права граждан РФ - это закреплённая Конституцией возможность избирать, а также быть избранными для работы в органах государственной власти, участвовать в предвыборной агитации, выдвижении кандидатов, в наблюдении за избирательным процессом и работой избирательной комиссии. Также это право предоставляет возможность устанавливать итоги голосования и определять результаты выборов.

Избирательные права в субъективном смысле

В определение данного понятия входят конституционные права граждан РФ, которые предполагают участие в проведении и установлении результатов выборов, выдвижении кандидатов, в предвыборной агитации и работе избирательных комиссий.

Все свободные и дееспособные граждане, независимо от оснований приобретённого гражданства, национальной и расовой принадлежности, имущественного и социального положения, языка и образования, характера политических убеждений и занятий, отношения к религии, обладают равными избирательными правами. В выборах не участвуют лица, признанные судом как недееспособные, и те, которые содержатся по приговору суда в местах лишения свободы.

В объективном смысле

Объективное избирательное право - одна из подотраслей конституционного законодательства, представленная в виде совокупности юридически значимых норм, направленных на регулирование отношений и действий, возникающих в процессе выборов.

Источниками избирательных прав являются:

  1. Федеральные законы.
  2. Конституция РФ.
  3. Законодательство субъектов РФ: уставы краёв, конституции республик, городов с федеральным значением.

Кроме того, понятие избирательного права охватывает совокупность нормативных актов (регулируют выборы президента и депутатов), а также сложившиеся обычаи, на основании которых проводятся выборы. Обычное право также считается составной частью системы избирательного законодательства.

Активное право

Активное и пассивное избирательное право призвано регулировать правоотношения, которые складываются между государством, избирателями и кандидатами. Активное право – это неотъемлемое право народа участвовать в выборах и избирать кандидатов в органы власти. Активными избирательными правами наделены граждане, которые территориально закреплены в пределах одного из избирательных округов.

Пребывание человека вне места фактического проживания во время проведения выборов не может служить основанием для лишения его законного права участия в них. Законодательно предполагается активное участие в процессе граждан, которые во время избирательного процесса находятся за пределами своего округа.

Пассивное право

Активное и пассивное избирательное право имеет общую черту, которая направлена на осуществление человеком своих избирательных полномочий.

Пассивное право закрепляет возможность лица быть избранным в государственные органы власти. Для реализации пассивных избирательных прав законодательством предусмотрены определённые условия, к которым относятся состояние здоровья кандидата, срок проживания на территории страны. Пассивное право ограничивается более высоким возрастным критерием, чем активное.

Таким образом, право гражданина баллотироваться в депутаты наступает после достижения им 21 года, избираться в президенты возможно с 35 лет. Избирательные права осуществляются на базе принципов, которые были установлены на основании всемирно разработанных норм.

Принципы

Активное и пассивное избирательное право реализуются на базе определённых принципов, которые установлены и закреплены законом.

Конституция закрепляет четы­ре основополагающих принципа для избирательного права:

  1. Равенство.
  2. Всеобщность.
  3. Тайное голосование.
  4. Прямые выборы.

Принципы избирательного права, выраженные в равенстве, подразумевают такие черты:

  • все избиратели выражают право голоса на равных основаниях, при этом составляют единый избирательный корпус;
  • избиратели имеют равное количество голосов;
  • каждый депутат может быть избран от одинакового количества избира­телей, это означает, что каждый из голосов имеет равнозначный вес.

Одномандатные округа имеют равное количество избирателей. Многомандатные формируются с раз­ным количеством кандидатов - оно соответствует по пропорциям числу избирателей. Принципы избирательного права, которые выражены во всеобщности, означают, что участие в выборах предоставлено гражданам РФ, достигшим установленного законом возраста, для осуществления своих активных и пассивных прав избирателя.

Тайное голосование – принцип, закрепляющий право граждан оставить свою избирательную волю втайне. В России все уровни выборов происходят путём выдачи бюллетеней. Прямые выборы означают осуществление избирательных прав путём прямого голосования. Примером могут служить выборы в Государственную думу.

Сущность выборов

В современном обществе выборы считаются процедурой, благодаря которой обеспечивается участие народа в формировании законодательных, представительных, исполнительных и судебных органов. С выборами тесно связана реализация всех существующих политических прав народа. Выборы - это один из способов существования демократии, передачи власти посредством волеизъявления народа.

Существуют выборы президента, парламентские, общенациональные президентские, в Законодательные собрания, в органы местного самоуправления. Люди избирают в первую очередь представителей, которые пользуются их доверием. Таким образом, власть, избранная народом, является признанной и легитимной.

Выборы рассматриваются в виде формы контроля массы населения за правящей элитой. Если власть не оправдывает интересы избирателей, они предоставляют возможность заменить её и допустить к власти оппозицию (она, как правило, является критиком существующего правительства). С другой стороны, правительство тоже вправе изменить сложившуюся политическую ситуацию под непосредственным давлением избирателей.

Гарантии избирательного права

Избирательные права народа защищены законодательно от любых проявлений дискриминации. Предполагается, что гражданин РФ вправе не только избирать, но и быть избранным вне зависимости от национальности, расы, пола, происхождения, языка, должностного и имущественного положения.

Выборы являются обязательными, поэтому проводятся в установленные законом сроки. Российское законодательство касательно выборов не предусматривает языкового, образовательного, имущественного ценза. Ценз, выраженный в предыдущем избрании, означает, что в государственные органы не может выбираться лицо, которое исполняло свои властные полномочия два созыва подряд. Таким образом, Конституции устанавливает порядок избрания президента, при котором он не может занимать должность больше чем два срока подряд.

Ценз неизбираемости означает, что некоторые должностные лица не вправе выдвигаться кандидатами на выборы, пока не ушли в отставку с занимаемых должностей, которые могут противоречить исполнению государственных полномочий (прокуроры, судьи, губернаторы).

Несовместимость означает запрет на занятия выборной и государственной должности одновременно. Она не может исключить возможности избрать лицо, которое занимает государственную должность, в одно из представительных учреждений.

Заключение

Избирательное право - важная отрасль конституционного права, содержащая нормы, которые регулируют порядок реализации избирательного процесса. При нем граждане могут избирать, а также быть избранными. Избирательные права находятся в очень тесной взаимосвязи с правом на участие в управленческих делах государства.

Реализация прав избирателя взаимосвязана с другими конституционными свободами и правами:

  • со свободой слова и мысли;
  • свободой получать, искать, передавать, распространять и производить информацию всеми законными способами;
  • свободой мирных собраний, митингов, демонстраций.

Ограничения в пассивном избирательном праве устанавливает Конституция и федеральные законы.

Стр.

I. Введение………………………………………………………………… 2

II. Избирательное право:

1. Выборы: юридическая природа, назначение и виды………………… 3

2. Избирательная система и избирательное право……………………… 4

3. Принципы избирательного права………………………………………6

4. Гарантии избирательных прав граждан………………………………. 9

III. Реализация избирательного права:

1. Законодательство о выборах……………………………………………10

2. Порядок проведения выборов…………………………………………. 11

3. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан……… 13

IV. Заключение……………………………………………………………… 14

V. Список литературы……………………………………………………… 15

I . ВВЕДЕНИЕ.

Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа. Однако

ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Между тем, есть ряд государств, которые сделали шаг в этом направлении, т.е. к государству с демократическим режимом. К этому стремится и Россия.

Одним из принципов демократического режима является выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их легитимность. Органы государственной власти формируются двумя способами: путём выборов и путём назначения. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации и органы местного самоуправления.

Выборы - это форма прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Выборы непосредственно отражают политическую систему и влияют на неё. В демократическом государстве практически не бывает полного единодушия на выборах. Через борьбу на выборах, в конечном счёте, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе. Выборы – это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.

II. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.

1. Выборы: юридическая природа, назначение и виды .

Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их, на осуществление принадлежащей ему власти. Но нельзя считать, что путём выборов народ передаёт своим избранникам суверенитет. Путём выборов передаётся лишь право на его реализацию в установленных Конституцией пределах.

Выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах вопрос об избрании решают сами граждане, а при косвенных – избранные ими лица. Выборы могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения всеобщих выборов в них участвуют все избиратели страны (например, выборы Президента), а частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. Выборы бывают общероссийскими, федеральными и местными. Если в первом туре результат не выявляется, то проводится второй тур, что называется повторным голосованием.

Для того, чтобы выборы признавались легитимными, необходимо, чтобы выборы были свободными, справедливыми и подлинными.

Свободными признаются выборы, характеризующиеся отсутствием давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав человека. Важнейшей гарантией свободных выборов служит независимая судебная власть. В Российской Федерации свободные выборы являются конституционной нормой (ч.3 ст.3).

Справедливый характер выборов вырастает прежде всего из демократического избирательного права, в котором прочно гарантированы всеобщие и тайные выборы при тайном голосовании. Для обеспечения справедливости выборов необходима эффективная защита выборов – как в ходе их проведения, так и в ходе подсчёта голосов – от мошенничества и злоупотреблений (присутствие наблюдателей, доступ СМИ и т.д.).

Подлинные выборы предполагают реализацию гражданами совокупность избирательных и других прав. Подлинные выборы обеспечивают избирателям реальный выбор, т.е. на основе политического плюрализма. Однако в законах и на практике Российской Федерации это требование пока не предусмотрено.

2. Избирательная система и избирательное право .

В ходе выборов возникают различные общественные отношения: между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и т.д. Эти отношения, связанные с порядком избрания представительных органов власти, называются избирательной системой в широком смысле слова. Термин «избирательная система» имеет и узкий смысл, когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В узком смысле различаются пропорциональную (депутатские мандаты распределяются пропорционально поданным голосам) и мажоритарную (система абсолютного большинства, когда выигрывает тот, кто получает 50 % + 1 голос либо простое большинство голосов) системы. Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства

Для того, чтобы избежать прохождение в парламент мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы незначительного числа избирателей, в пропорциональной системе введено правило, называемое «заградительный пункт». Согласно ему партии, не собравшие установленного минимума голосов, исключаются из распределения мандатов. В России это составляет 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. «Политические объединения – карлики» выражают не столько интересы отдельных классов, социальных слоёв, групп общества, сколько политическое мировоззрение лидера партии и его небольшой команды. Население весьма скептически относится к предвыборным обещаниям многих объединений и партий, о чём свидетельствуют итоги голосования по выборам в Государственную Думу в 1993, 1995 и 1999 гг. Лишь нескольким из них удаётся собрать более 5 % голосов избирателей и провести своих представителей в нижнюю палату парламента. Это КПРФ, ЛДПР. «Яблоко» и впервые принимавшие участие в выборах 1999 г. «Единство», «Отечество», Союз Правых Сил и др.

Система, которая призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и пропорциональной систем, называется смешанной. Например, в России такая система применяется на выборах Государственной Думы.

«Избирательное право» применяется в двух смыслах: объективном и субъективном. Объективное избирательное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Эти нормы бывают как материальные, закрепляющие принципы выборов, так и процессуальные, закрепляющие процедуру выборов. Субъективное избирательное право – это гарантированная государством возможность для граждан избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право).

Понятия «избирательной системы» и «избирательного права носят собирательный характер. В России можно выделить пять подсистем, которые устанавливают порядок избрания:

Президента РФ;

Депутатов Государственной Думы;

Глав администраций субъектов РФ;

Депутатов законодательных органов субъектов РФ;

Органов местного самоуправления.

Важной чертой российского избирательного права является то, что избрание Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией и федеральными законами, без регулирования со стороны субъектов Федерации. Особенностью России является и то, что в её Конституции нет специального раздела об избирательном праве. Только в самой общей форме избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Однако отсутствие главы не означает, что в её тексте не отражены основные положения избирательного права. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвящённых основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти.

3. Принципы избирательного права.

Под принципами избирательного права понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Принципы российского избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, выражающие сущность народовластия в государстве, закрепляются на конституционном уровне. Конституция РФ в ст. 32 и 81 закрепляет принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. добавляет ещё добровольность.

Всеобщим признаётся такое избирательное право, при котором все взрослые граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеют право на участие в выборах. В РФ активное избирательное право предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах. Нередко в субъектах Федерации наблюдается массовое неучастие избирателей в выборах (в конституционном праве обозначается термином «абсентеизм»), это может иметь значение политического решения, но чаще всего выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Поэтому Российское законодательство, устанавливает определённый процент избирателей, ниже которого выборы признаются недействительными. Например, при выборах Президента РФ это 50 процентов, а при выборах Государственной Думы – 25. На последних выборах Президента РФ, которые состоялись 26 марта 2000 г. явка избирателей составила 68,88 %, а за В.Путина проголосовали 52,64 избирателей. Отсюда получается, что за действующего Президента России проголосовала лишь третья часть населения страны, а остальные либо не голосовали вообще, либо проголосовали против.

Политика в том или ином виде - это неотъемлемая часть жизни каждого гражданина, ведь экономическая и социальная ситуация в стране влияет на состояние общества. Тем более что в большинстве существует демократия, и человек может непосредственным образом участвовать в жизни своей страны. Для обеспечения этого права введены определенные юридические нормы. Они необходимы для нейтрализации беспорядков и установления максимального равноправия.

Избирательное право - это установленные юридические нормы, которые направлены на регулирование участия граждан в такой процедуре, как выборы. Кроме того, рассматриваемые законы затрагивают правила проведения выборов, порядок отзыва должностных лиц, взаимоотношения между представительными организациями и избирателями. Юридические нормы также определяют последовательность проведения выборов и правила окончательного подведения итогов голосования.

Практически в любой стране существует активное и пассивное избирательное право, которое позволяет внести свой вклад в политическую ситуацию каждому гражданину. Разберем значение этих терминов.

Активное подразумевает возможность человека участвовать в выборах различных должностных лиц и депутатов. Также гражданин может проголосовать на референдумах, то есть каждый индивид по достижении им 18 лет располагает правом избирать каких-либо должностных лиц. Почему это право называется активным? Смысл заключается в том, что для того, чтобы избрать какое-либо человеку необходимо совершить определенные действия. В частности, заполнить полученный бюллетень и опустить его в специальный ящик.

Активное избирательное право действительно практически для всех граждан страны, вне зависимости от их религиозных убеждений, языка, расы, должности, национальности, происхождения и так далее. Однако здесь стоит отметить некоторые нюансы. Избирать не имеют права лица, которые находятся в и граждане, признанные в судебном порядке недееспособными.

Активное избирательное право может быть как прямым, так и косвенным. В первом случае предполагается, что депутаты будут избираться непосредственно гражданами. Косвенное право подразумевает, что люди выдвигают выборщиков, которые обязаны решать, кого необходимо избрать. Подобная система наиболее популярна в развитых странах.

Пассивное избирательное право - это возможность гражданина выдвинуть свою кандидатуру на выборную должность. Здесь существуют некоторые ограничения. В каждой стране они свои. К примеру, в США президентом может стать только гражданин, достигший 35 лет.

Всеобщее избирательное право подразумевает предоставление всем совершеннолетним и страны возможности избрать какое-либо должностное лицо. Кроме того, принцип всеобщности подразумевает пассивное избирательное право, данное человеку, который прошел все установленные цензы. Подобное право начало использоваться на практике лишь в двадцатом веке. Ранее существовали имущественные и половые цензы.

Подведем итоги. Пассивное и активное избирательное право позволяет каждому гражданину принять прямое участие в политической жизни страны. Подобные юридические нормы - это необходимый признак развитого государства. Несмотря на то, что избирательными правами может воспользоваться практически любой человек, за исключением некоторых случаев, существуют определенные правила, которые исключают возможность беспорядка. В частности, это цензы и ограничения. В современном мире они предельно гибки и демократичны. Однако подобные юридические нормы были введены не так давно. Ранее цензы были достаточно жестки.

В Великобритании действует всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Активное избирательное право принадлежит всем гражданам Великобритании, достигшим 18 лет. Акт о народном представительстве 1983 г. расширил состав избирательного корпуса применительно к парламентским выборам, предоставив право избирать гражданам Ирландской республики и всем гражданам Содружества, проживающим в Великобритании. Лица, обладающие активным избирательным правом, осуществляют его в том избирательном округе, на территории которого они постоянно проживают на день составления регистрационного списка. Таким днем является 10 октября каждого года (в Северной Ирландии - 15 сентября). Внесение в регистрационный список - обязательное условие реализации активного избирательного права. Список составляется ежегодно специальным чиновником местного совета на основании данных, сообщаемых домовладельцами. К 29 ноября регистрационный список вывешивается для всеобщего обозрения в публичной библиотеке или на каком-либо публичном здании. Лицо может возразить против неправильностей в списках избирателей до 16 декабря. Чиновник, осуществляющий регистрацию, обязан выслушать возражения и вынести решение об исправлении в списке, либо отказе в этом. Такое решение может быть обжаловано в суд графства, а в последующем в апелляционном суде. Список считается действующим с 16 января для любых выборов, которые проводятся в течение следующих 12 месяцев.

Закон особо гарантирует избирательные права граждан, находящихся вне места проживания в связи с их работой или болезнью, а также британских граждан, проживающих за границей. Так, военнослужащие, должностные лица государства, находящиеся за границей, их супруги, проживающие вместе с ними, моряки торгового флота рассматриваются как избиратели того округа, в котором они имели бы право голоса до выезда в связи с выполнением служебных обязанностей.

С 1985 г. право участвовать в парламентских выборах предоставлено британским гражданам, проживающим за границей и подавшим на дату, установленную для составления регистрационного списка, соответствующее заявление. Они имеют право голосовать в том избирательном округе, где были зарегистрированы непосредственно перед выездом за границу. Однако такое право действует только в течение 5 лет с того дня, когда человек перестал быть жителем Великобритании.

В качестве гарантии активного избирательного права граждан, находящихся на день проведения выборов вне постоянного места жительства, либо проживающих за границей, предусмотрено голосование по почте и по доверенности.

Активным избирательным правом не обладают: иностранцы, душевнобольные, пэры и пэрессы (за исключением пэров Ирландии), лица, находящиеся в заключении, которое они отбывают в исправительном учреждении во исполнении приговора суда, лица, осужденные за использование бесчестных и незаконных приемов на выборах - в течение 5-10 лет в зависимости от характера нарушения.

Пассивное избирательное право предоставляется британским гражданам по достижении 21 года. Закон предусматривает, однако, целый ряд достаточно существенных ограничений из этого общего правила. Эти ограничения можно подразделить на 3 группы. Первая из них связана с болезненным состоянием психики человека: не обладают правом избираться лица, страдающие некоторыми тяжелыми психическими заболеваниями. Ограничения второй группы можно считать своего рода моральными цензами: пассивное избирательное право не предоставляется банкротам, лицам, признанными виновными в применении "бесчестных и незаконных приемов на выборах", а также лицам, отбывающим наказание за государственную измену. Последнее ограничение было введено в начале 80-х годов после того, как на парламентских выборах 1979 г. известный борец за отделение Северной Ирландии Б.Сэндз, отбывающий наказание, получил на выборах в палату общин рекордное число городов, превышающее даже количество голосов, поданное за М.Тэтчер, ставшую после этих выборов премьер-министром.

Наконец, третью группу составляют ограничения пассивного избирательного права, связанные с действующими многочис-ленными правилами о несовместимости депутатского мандата с занятием определенной деятельностью. Так, лишены права быть членами палаты общин лица, занимающие некоторые государственные должности; профессиональные оплачиваемые судьи; чиновники министерств и центральных ведомств; лица, находящиеся на дипломатической службе; военнослужащие (кроме офицеров, находящихся в отставке); руководители публичных корпораций (Би-Би-Си, Независимого телевизионного управления и т.п.); клерки местных советов и пр. Перечисленные случаи несовместимости объясняются требованием политической беспристрастности, необходимой лицам, пребывающим на перечисленных должностях, которые невозможно совместить с членством в палате общин. Однако государственный служащий, желающий выдвинуть свою кандидатуру на парламентских выборах, может сделать это, лишь при условии ухода в отставку с занимаемой должности до своего выдвижения кандидатом. избирательный парламент великобритания мандат

Выборы, активное и пассивное избирательное право.

Выборы-процедура, регламентированная правилами, при которой определенная группа людей выдвигает из своего окружения одного или нескольких представителей для выполнения каких-либо общественных функций, для управления какой-либо общественной организацией. В современных цивилизованных обществах выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства. С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборы-способ осуществления демократии, способ смены правящей элиты, передача власти от одних к другим мирным путем через волеизъявление народа. Люди выдвигают из своей среды представителей, пользующихся их доверием и добровольно передают им часть своих прав решать общественные проблемы. Власть, избранная самими людьми, является легитимной, т.е. признанной населением. Выборы также рассматривается как форма контроля народа за правящей элитой. Если власть не выражает интересов избирателей, то выборы дают возможность изменить ее, привести к власти оппозицию, которая идет на выборы с критикой существующего правительства. Однако и само правительство может изменить политический курс под давлением избирателей, чтобы заручиться их поддержкой на очередных выборах. Т.е. выборы представляют собой своеобразные политический рынок. Претенденты на занятие определенных должностей и мест предлагают избирателям свои программы в обмен на власть, полномочия, полученные от выборщиков.

Избирательное право-совокупность юридических норм, которые регулируют участие граждан в выборах представителей органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов.

Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право-право граждан избирать, лично участвовать в выборах представителей учреждений и должностных лиц, органов местного самоуправления. Осуществляемое активное избирательное право может быть прямым и косвенным. Прямые выборы: депутаты избираются гражданами непосредственно; при косвенном гражданин избирает выборщиков, которые решают, кого избрать на ту или иную должность. Пассивное избирательное право-право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборные должности.

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных, равных выборов. Принцип всеобщности предполагает, что все совершеннолетние граждане вне зависимости от пола, расы, нации и т.д. имеют право участвовать в выборах. Сейчас в большинстве стран мира действует всеобщее избирательное право, но оно, как и другие принципы избирательного права, никогда не соблюдаются в полной мере. Цензы-установленные законом обязательные условия и требования, которым должен отвечать гражданин для получения права участия в голосовании. С помощью ценза государство определяет так называемый «избирательный корпус» (или «электорат»)-граждан, по закону обладающих правом голоса. Как правило, электорат и общее число граждан, достигших избирательного возраста, не совпадает, т.к. часть граждан в силу тех или иных причин лишена права участия в голосовании. Законодательства ряда стран предусматривают легальные основания для лишения избирательных прав определенной категории граждан. В частности, по решению суда лиц, отбывающих тюремное заключение, должников гос. Казны(?), лица, временно или постоянно лишенных политических прав.

Принцип прямых выборов предполагает, что граждане напрямую выбирают все вертикали власти. При тайном голосовании исключается контроль за волеизъявлением граждан. Принцип равенства предполагает выполнение следующих правил:

Каждый избиратель должен иметь одинаковое количество голосов

Каждый депутат должен представлять примерно равное число избирателей

Принцип всеобщего, равного, прямого и тайного голосования заложен и в конституции РБ. Так принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет, и не должно быть никаких косвенных или прямых ограничений избирательных прав. Кроме случаев, оговоренных в конституции. По конституции. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В Беларуси выборы являются свободными, т.е. гражданин сам решает, идти ли ему на выборы и за кого голосовать. В Беларуси право выдвижения в депутаты общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам. В соответствии с законом, кандидат на должность президента (?) выдвигается гражданин РБ при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Неявка избирателей на выборы называется абсентеизмом (от лат. Absent–отсутствующий). Некоторые страны борются с абсентеизмом, вводя обязательное голосование. За уклонение от голосования вводятся штрафы, ограничения предпринимательской деятельности и т.д.

Политический маркетинг-совокупность методов и средств, с помощью которых грамотно, целенаправленно и корректно по форме выявляются и демонстрируются различным социальным и национальным группам избирателей реальные качества и преимущество кандидата в представительстве учреждения.

Пассивное избирательное право

Пассивное избирательное право – это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность. Существуют ограничения и на право быть избранным. Так, чтобы баллотироваться на пост президента США, необходимо достичь 35 лет и быть гражданином США по рождению. Сенатором этой страны может стать человек не моложе 30 лет, являющийся гражданином США в течение 9 лет. Президентом Беларуси может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в стране не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь может стать любой гражданин, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть любой гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

По законодательству некоторых стран, отдельные должностные лица не могут избираться в представительные органы даже в течение определенного времени после того, как они покинули эти должности. Это относится к судьям, комиссарам полиции, префектам и др. Кроме того, граждане, избранные в представительные органы, не имеют права занимать никакой другой должности в государственном аппарате. Этого требует принцип разделения властей.

В Республике Беларусь в соответствии со статьей 92 Конституции депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия на профессиональной основе. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства Республики Беларусь.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом обеих палат Парламента. Депутат палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.



Просмотров