П 1 ст 292 ук рф. Теория всего

Когда затрагивается такая тема, как служебный подлог по ст. 292 УК РФ (комментарий), то это значит, что рассматриваются случаи преступлений против государственных властей. Под данными противоправными действиями понимаются любые махинации, связанные с видоизменениями документов с целью изменить их смысл, либо некоторые детали, дающие важную информацию.

Причиной тому чаще всего служит корыстный мотив правонарушителя, который, в свою очередь, является служащим государственного, муниципального, либо иного административного ведомства. Упомянутая статья – служебный подлог, раскрывает в основном меры ответственности, предусмотренные в таких случаях в качестве наказания. Выявляются нарушения обычно после проверок контрольно-ревизионными и иными службами.

Статья 292 служебный подлог

Нормативная статья 292 УК РФ позволяет определить суду меру наказания за совершенное правовое нарушение перед госдуарством, его структурами (обществами) и единицами (гражданами). Но прежде следует понять, что существует как объективная сторона вопроса, так и субъективная. К первой относится непосредственно составная часть преступления, а ко второй – субъект, которым считаются конкретные действия.

Попросту говоря, закон признает преступными следующие разновидности:

  1. Изготовление и составление ложных официальных бумаг, где изготовитель заведомо об этом знал.
  2. Внесение существенно ложных сведений в уже изготовленные официальные бумаги, искажающие смысл и функции документа.

Под официальными документами и манипуляциями с ними следует понимать исправление в:

  • должностной инструкции (подлог);
  • нормативных актах;
  • диплома об образовании (или аттестатах);
  • патентах, лицензиях;
  • больничных бюллетенях (листах временной нетрудоспособности);
  • медицинских, трудовых книжках;
  • доверенности, завещаниях;
  • свидетельств, удостоверениях различного направления и др.

Достаточно одного подлога, чтобы выявить рецидив и . Но для этого контролирующим органам придётся доказать наличие злого умысла, когда совершалось внесение заведомо ложных сведений в официальные документы. Если доказательств нет, то такое деяние будет классифицироваться как халатность, а не подлог.

Статья состоит из двух частей:

  1. Мера наказаний за преступления, допущенные против государства.
  2. Ответственность за нарушения закона, совершенные против общества, граждан.

Отметим лиц, кто в таких случаях привлекается к ответственности:

  • должностные лица;
  • материально ответственные лица;
  • руководители подразделений;
  • руководители организаций;
  • муниципальные или государственные служащие.

К рабочим, простым сотрудникам или гражданам наказания, прописанные в уголовной ст.292, не применяются.

Не стоит думать, что в данной статье отмечается исключительно состав преступления, направленного против государственной системы управления. Есть случаи подлога, осуществленного с причинением ущербов гражданским лицам, общественным организациям и предприятиям. Это особенно часто случается тогда, когда намереваются скрывать расходы, либо совершать иные преступления, классифицируемые как неизбежно сопряженные с подделкой документации (ст.327 УК РФ) или подлогом (изучаемая нами статья УК России).

Поэтому любая судебная инстанция, сначала будет отделять состав самого правонарушения, чтобы понять, какое вменить наказание преступнику.

Подпись за начальника

Рассматриваемая статья 292 УК РФ – служебный подлог, может также представлять разные способы совершения подлога.

К способам относят:

  1. Интеллектуальной природы деяние.
  2. Материального типа преступление.

В первом случае составляется бумага, в которой искажается какой-то смысл, либо её функционал. Во втором случае – меняют вид бланка, бумаги, производят некую трансформацию содержимого – к примеру, подчищение и исправление текста на ложный вариант. При этом используется официальный фирменный бланк документа и подпись начальника. Уголовная ответственность за служебный подлог представляется в форме денежного взыскания, а также лишением прав и свобод. Наказание ужесточается при участии в преступлении .

Варианты развития событий по наличию подписи руководства в документе:

  1. В некоторых случаях руководитель, не вчитываясь в документ, может его подписать.
  2. Исправления вносятся в уже подписанную бумагу.
  3. Подделывается подпись начальника наряду с разными исправлениями в тексте.

Способы подделки:

  • применение штампа с подписью руководителя;
  • перерисовка;
  • копирование (через копирку, с помощью подсвеченного стекла);
  • использование копировального аппарата;
  • применение веществ со свойствами копирки.

Освещает подлог статья УК также и в тех случаях, когда намеренно скрывается некое преступление, маскированное подписью начальника, который, на самом деле не имел никакого отношения к нелегальному и незаконному делу. Это может касаться ситуаций с материальными тратами, кражей имущества, денежных сумм, перечислений пособий тем лицам, которым они не полагаются по закону и т.д. Здесь уже дополнительно подключается также и ст.160 УК РФ, фиксирующая хищение.

Единственное смягчающее обстоятельство может быть выявлено тогда, когда окажется, что подделка должностным лицом документов была произведена с целью предотвратить некие противоправные действия.

Речь идёт об обстоятельствах непреодолимой силы, заставивших подписываться за начальника в подложном документе.

Но тогда лицо, имеющее определенные права от начальника, возлагающего на него обязанности материально ответственного, должно суметь доказать, что по-другому поступить никак нельзя было. Иначе будет выявлено сокрытие собственной некомпетентности работника, имеющего должностные обязанности высокого ранга.

Подделка подписи не преступление?

Ситуация, когда подделку подписи не будут рассматривать в качестве преступного действия, может складываться тогда, когда она не несет в себе никаких серьезных, значительных опасных для общества и государства манипуляций. Сюда подпадают те документы, которые хоть и имеют юридическую силу, но не дают никаких прав, или предоставляют возможность освобождения от обязанностей.

Об этом говорится в п.2 ст.14 УК РФ, где поясняется, что произведённый акт может быть рассмотрен как действии или и бездействие. Последним может считаться явление, идущее со стороны самого начальника, который не хочет подписывать бумаги и разрешает подделать свою подпись своему подчиненному. В таких случаях никаких наказаний из ст. 292 п.1 УК РФ лицу не грозит. Но не стоит забывать об индивидуальных особенностях в каждом отдельном случае, которые могут изменить ситуацию ровно в противоположную сторону.

Что грозит за подделку подписи

Наказание за подделывание подписей в ст. 292 (ч.1 или 2) УК РФ не предусматривается. Об этом речь идёт уже в ст.327 Кодекса российского уголовного права. Ответственность за служебный подлог с фальшивыми подписями расписана по пунктам уголовной статьи № 327 – от 1 до 3.

За подделывание назначается:

  • ограничение или лишение свободы или принуждение к общественному труду на период до 4-х лет;
  • арест до полугода.

Такой же проступок, но с целью сокрытия, облегчения ответственности за иное преступление будет наказан лишением свободны либо принуждением к работам на срок до 2-х лет.

Реализация или пользование документа с подлогом, либо фальшивой подписью, наказуемая следующим образом:

  • принуждение к обязательным работам в течение срока, назначенного судом протяженностью до 480 часов;
  • наказание исправительными работами в течение времени, длительностью до 2-х лет;
  • арестом на срок до полугода;
  • штрафные санкции в размерах от 80 000 рублей, либо в размере зарплаты за шестимесячный период времени.

Прецедент может считаться по ст. 292 только тогда, когда в виде подлога была сама подделка подписи начальника (или иного служебного руководящего лица). Но если совершаются оба преступления сразу – и подлог, и подделка подписи, то тогда срабатывают обе статьи. В этом случае наказание за подлог должностным лицом будет удвоенным, но в пределах, рекомендуемых статьями.

Если вина человека не будет доказана, то с него снимут все обвинения и отпустят. В таком случае гражданин может подать в суд за .

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 292. Служебный подлог.

Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, - наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Комментарий к статье 292
Объектом данного преступления является нормальная деятельность органов государственной власти, интересы государственной службы в органах местного самоуправления. Родовым объектом посягательства являются интересы государственной службы Российской Федерации, субъекта Федерации или системы органов местного самоуправления. Однако система органов местного самоуправления в силу положений ст. 12 Конституции РФ действует самостоятельно и независимо от государственных органов управления. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо разграничение конкретных и непосредственных объектов посягательства.
Служебный подлог как преступление против государственной власти отличается от всех других преступлений, предусмотренных главой 30 УК, прежде всего своим субъектным составом. Так, только при совершении служебного подлога его субъектом может быть как должностное лицо, так и государственный служащий и служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.
Недопустимо смешивать понятия "объект посягательства" и "предмет преступления". Предметом преступления по большей части называют вещественные доказательства, это скорее всего уголовно-процессуальное понятие. В ст. 81 УПК РФ прямо сказано о вещественных доказательствах как предметах, которые послужили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления. Имеется ссылка на объект преступных действий, однако само понятие этого объекта нуждается в уточнении. Например, изменения внешнего вида предмета непосредственным воздействием на него преступного события носят название "улики", улики события, а часто и виновности как непосредственного продукта преступления, указывающего на него как на свою причину. На это указывал в свое время видный дореволюционный процессуалист И.Я. Фойницкий. (Курс уголовного судопроизводства. Т. 2. СПб.: Изд-во "Альфа", 1996. С. 304.)
Предметом рассматриваемого преступления следует считать не просто материальные носители информации, письменные акты федеральных органов государственной власти и государственного управления субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных государственных и муниципальных учреждений. Эти письменные акты должны быть официальными документами. Последние должны отвечать следующим требованиям.
Первое. С фактической стороны эти официальные документы должны удостоверять определенные факты или события, имеющие юридическое значение. Это могут быть различного рода также и запреты, разрешения и др. Второе. Официальный документ должен иметь определенные реквизиты, т.е. обладать соответствующей формой: бланк, штамп, печать, входящие и исходящие номера, дата, наименование должности и подпись надлежащего управомоченного лица. При этом следует отметить, что фирменный бланк может как таковой отсутствовать. Самое основное в официальном документе - это подпись надлежащего должностного лица и (или) служащего, а также печать или штамп.
Объективная сторона данного преступления состоит из двух форм:
1) внесение в официальные документы заведомо ложных сведений;
2) внесение в эти документы исправлений, искажающих их действительное содержание.
По способу исполнения подлог может быть как материальным, так и интеллектуальным. Материальный подлог выражается в разных способах подделки, подчистки, вытравливанием первоначального текста и др. Интеллектуальный подлог выражается в изготовлении изначально ложного, фальсифицированного документа.
Немаловажным моментом в служебном подлоге является установление факта и (или) события преступления. В частности, надо установить: откуда исходит официальный документ? Обладал ли субъект данного состава преступления полномочиями (как соответствующее лицо) по подписанию какого-либо официального документа? Если такие полномочия у лица отсутствовали либо он подделывает неофициальный документ, состав преступления (ст. 292) отсутствует. Речь может идти о квалификации таких действий по ст. 327 УК, возможна и конкуренция ст. 292 и 327 УК.
Представляется, что по законодательной конструкции служебный подлог - формальный состав преступления. Он не требует непременного наступления каких-либо вредоносных последствий, а для его окончания достаточно внесения в официальный документ заведомо ложных сведений или каких-либо исправлений. Направление подложного документа в ту или иную инстанцию, вручение его гражданину, а равно иное использование лежат за пределами данного состава преступления. Причинение какого-либо вреда такими действиями и его размер могут быть учтены при назначении наказания.
Служебный подлог по своей субъективной стороне характеризуется наличием со стороны виновного только прямого умысла. На это прямо указано в диспозиции уголовного закона, где говорится о заведомости действий субъекта. Помимо этого, обязательным признаком субъективной стороны, применительно к данному преступлению, является корыстная или иная личная заинтересованность.
Корыстная заинтересованность включает в себя стремление лица получить незаконную, безвозмездную прибыль или выгоду имущественного характера для себя лично или близких для него людей. Иная личная заинтересованность может выражаться в многообразных действиях и нередко представлять собой оценочное понятие, которое порой судам необходимо очень тщательно мотивировать. Это может быть кумовство, карьеризм, желание угодить начальнику, надежда на оказание взаимной услуги в будущем и т.д. (см. ст. 285 УК).
Закон не оговаривает вопроса о цели фальсификации лицом официального документа. Подлог все же может преследовать цель будущего: использование фальсифицированного документа для совершения другого преступления. В этом варианте виновный должен нести ответственность одновременно и за приготовление к совершению тяжкого (особо тяжкого) преступления.
У рассматриваемого состава могут быть конкурирующие преступления, что может представлять определенную трудность для правоприменителя. Особенно актуальна эта проблема, когда субъектом выступает должностное лицо. Так, злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК) возможно и путем служебного подлога, но в этом случае необходимо наличие последствий, указанных в диспозиции данной нормы, поскольку этот состав сформулирован законодателем как материальный. Для наличия преступления, предусмотренного ст. 286, помимо названных последствий необходимым элементом является превышение должностных полномочий.
Представляется, что наиболее сложным будет отграничение подлога от получения взятки. Действия взяткодателя иногда могут выражаться и в служебном подлоге. Сомнений не вызывает и тот случай, когда такие действия осуществляются в "иной личной заинтересованности". Что касается корыстного характера действий должностного лица, то могут возникнуть вопросы о квалификации по совокупности преступлений. Думается, что в таких случаях следует руководствоваться положениями ч. 3 ст. 17 УК, где сказано: если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме. Преступление, предусмотренное ст. 292 УК, если оно совершается должностным лицом при обстоятельствах, указанных в диспозиции ст. 290 УК, следует квалифицировать по данной норме.
В следственно-судебной практике важно исключить возможность ошибок при квалификации преступлений. Уместно привести следующий показательный пример. Некий Г., старший специалист органа самоуправления, за изготовление подложного документа за деньги был привлечен к уголовной ответственности за получение взятки. Однако еще в ходе предварительного следствия выяснилось, что он выполнял фактически вспомогательные функции и готовил документы по письменным резолюциям своего начальства. В этом смысле его работа носила чисто технический характер делопроизводителя. Должностная инструкция на него изобиловала пунктами об осуществлении им контроля в различных сферах, что и дезориентировало правоохранительные органы. В действительности Г. никакого контроля не осуществлял и никакими функциями должностного лица не наделялся. Таким образом, впоследствии его действия были квалифицированы по ст. 292 УК РФ. Данный пример наглядно показывает, что рассматриваемая норма в основном направлена на пресечение уголовно-правовыми средствами коррупции среди служащих. Действия должностных лиц квалифицируются, как правило, по этой норме, если деяние совершено из "иной личной заинтересованности", без превышения полномочий и не повлекло существенного вреда правоохраняемым интересам.
Норма ст. 292 УК специфична в основном для служащих как субъектов преступления. Для должностных лиц она является общей к другим специальным составам преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. У всех этих преступлений существует единый общий объект посягательства. Как уже отмечалось, применительно к служебному подлогу общим составом является преступление, указанное в ст. 327 УК РФ.
Иное дело, когда путем служебного подлога или с его использованием совершаются другие преступления. К примеру: мошенничество (ст. 159 УК), присвоение или растрата (ст. 160 УК). В таких случаях действия виновных должны быть квалифицированы по совокупности преступлений, ибо здесь неуместно говорить о соотношении общей и специальной норм.
Санкция рассматриваемого преступления имеет весьма широкую альтернативу в применении наказания: штраф, обязательные работы, исправительные работы, арест либо лишение свободы на срок до двух лет. Согласно предусмотренной в ст. 15 категоризации преступлений, данное преступление относится к преступлениям небольшой тяжести. Широкий спектр наказаний позволяет суду максимально индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Служебный подлог - есть противоправное действие, направленное против государственной власти. О том, что такое служебный подлог, как квалифицируется данное преступление в Уголовном кодексе РФ и какая ответственность предусмотрена за его совершение, Вы узнаете в нашей статье.

Согласно действующему законодательству, под служебным подлогом следует понимать подчистку либо вписывание в официальный документ заведомо неверной информации, искажающей истинное содержание бумаги, осуществляемой должностным лицом или муниципальным/государственным служащим. Данное преступное деяние осуществляется лицом из корыстных побуждений или при наличии персональной заинтересованности. Ответственность за данный вид преступления предусмотрена статьей 292 Уголовного кодекса РФ, при этом часть 2 статьи указывает на более опасный состав преступления, когда служебный подлог влечет собой нарушение прав граждан, общества и государства. Стоит отметить, что подлог нередко совершают совместно с другими преступлениями, например, с целью скрыть растрату либо иное. Поэтому очень важно правильно отделить один состав преступления от другого, обратить внимание на квалифицирующие признаки.

Уголовная ответственность за служебный подлог

Санкции за противоправные действия граждан, направленные на совершение служебного подлога, предусмотрены частями статьи 292 Уголовного кодекса РФ. Часть 1 статьи устанавливает:

  • штраф в размере 80 000 рублей или в размере зарплаты или другого дохода осужденного (в том числе неофициального дохода, наличие которого можно доказать) за 6 месяцев;
  • обязательные работы на срок до 48 часов (выполняются осужденным в свободное время от основной деятельности);
  • исправительные работы на срок до 2-х лет (могут быть применены по основному месту работы или в другой организации);
  • принудительные работы на срок до 2-х лет;
  • арест на срок до 6 месяцев (не назначаются беременным женщинам и мамам, имеющим детей до 14 лет, несовершеннолетним);
  • лишение свободы на срок до 2-х лет (избирается только в том случае, когда подлог был совершен совместно с другим преступлением).

Часть 2 статьи 292 УК РФ предусматривает ответственность за преступление, повлекшее за собой нарушение прав граждан или государства, в виде:

  • штрафа в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработка осужденного в период за 1-3 года;
  • принудительных работ на срок до 4-х лет с лишением права занимать определенную должность или заниматься деятельностью на срок до 3-х лет либо без такового;
  • лишением свободы до 4-х лет с запретом заниматься деятельностью или определенную должность на 3 года или без такового.

Часть 1 статья 292 Уголовного кодекса РФ - комментарий

Состав любого преступления - это объект, субъект, объективная и субъективная сторона, отсутствие в деянии этих составляющих влечет оставление лица, совершившего преступление, без наказания. Субъективной стороной служебного подлога являются два конкретных действия, которые могут быть совершены как вместе, так и по отдельности:

  1. составление заведомо ложных документов официального характера;
  2. внесение в указанные документы изменений, которые искажают общий смысл бумаги.

В данном случае под официальными документами подразумеваются нормативные акты, дипломы и аттестаты, лист временной нетрудоспособности, трудовые книжки, служебные удостоверения и другое. При этом предметом преступления могут выступать документы не только, которые уже существуют, где можно внести новые сведения или вписать исправления, но и вновь созданные бумаги, имеющие правовые последствия и удостоверяющие юридический факт.

Важно! Стоит отметить, что служебный подлог имеет место быть не только в бумагах, исходящих от конкретного органа - должностного лица, но и в других бумагах, которые поступают на его рассмотрение, например, в актах ревизии.

Окончанием преступления является момент совершения противоправных действий с документами, то есть для законодателя не имеет значения дальнейшая его судьба - будет ли документ применяться после внесения в него изменений либо нет. Служебный подлог всегда совершается только с прямым умыслом, при отсутствии такого данное деяние может быть квалифицированного как халатность, поскольку гражданин непреднамеренно проявил небрежность при исправлении документа. К уголовной ответственности за служебный подлог привлекаются только должностные лица и государственные/муниципальные служащие, работники организаций и граждане ответственность по данному составу не несут.

Часть 2 статья 292 Уголовного кодекса РФ - комментарий

Общественная опасность служебного подлога в виде нарушения прав граждан/ организаций либо общества/ государства определена законодателем в части 2 статьи 292 УК РФ. Данные преступления носят более серьезный характер, а, следовательно, и наказание за них предусмотрено более строгое. Окончанием преступления является факт наступления последствий поступков должностных лиц, которые повлекли нарушение прав граждан или государства. При этом следствием должна быть установлена причинно-следственная связь непосредственно между совершением деяния и наступившими после этого последствиями. В данном виде преступления субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом, ни о какой неосторожности речи идти не может.

Что еще нужно знать о служебном подлоге

По способу совершения преступления служебный подлог может быть:

  • интеллектуальным - изготовление документа на официальном бланке, при его неверном содержании;
  • материальным - трансформация содержания или вида бумаги.

Нередко подлог используется с целью сокрытия другого преступления. Например, для того, чтобы скрыть растраты, в этом случае преступные действия будут квалифицироваться по ч. 2 ст. 292 и ст. 160 УК РФ. В случае, если должностное лицо совершает подлог документов с целью дальнейшего присвоения себе имущества, то, помимо уголовной ответственности за подлог, лицо будет отвечать за хищение. Однако, служебный подлог может быть квалифицирован и как крайняя необходимость, если должностное лицо совершило противоправные действия во избежание дальнейших вредных последствий, которые были бы наиболее опасные, чем фактически причиненный вред и если нельзя было поступить другим образом. Уголовное законодательство позволяет толковать понятие «должностное лицо» в отношении данного преступления более расширенно в плане передаваемых ему полномочий. Так, в случае, если гражданин составляет официальный документ, у него на это должны быть соответствующие должностные обязанности, при этом закрепленные за чиновником в установленном законом порядке - в трудовом договоре, должностной инструкции и другое. Если официального закрепления обязанностей нет, но должностное лицо издало документ, внеся в него заведомо ложные сведения, так как эта сфера деятельности находится в его введении, данная бумага будет признана недействительной.

Важно! Мотивом служебного подлога не всегда выступают корыстные намерения. Так, должностное лицо может внести заведомо ложные сведения в документы с целью приукрасить положение вещей либо скрыть свою некомпетентность.

Стоит отметить, что по статическим данным просматривается неуклонный рост преступлений, предусмотренных статьей 292 УК РФ. Более того, все больше проявляются новые формы подлогов, например, в сфере IT-технологий (электронных документов).

В Уголовном кодексе установлена ответственность за служебный подлог. УК РФ предусматривает наказание за внесение должностными лицами заведомо ложной информации в официальные документы. Неправомерным считается и исправление имеющихся в таких бумагах сведений, искажающих их содержание. Субъектами преступлений могут быть также госслужащие или служащие органов местной власти, не являющиеся должностными лицами. Состав преступления образуется при наличии личной заинтересованности или корыстного мотива. При квалификации не будут иметь значения цели, достижение которых предполагалось субъектом.

Санкции

Служебный подлог (ст. 292) наказывается:

  1. Штрафом. Его величина составляет от 100 до 200 МРОТ или равна зарплате либо иному доходу преступника за 1-2 мес.
  2. Обязательными работами. Их продолжительность от 180 до 240 ч.
  3. Арестом. Он может длиться до полугода.
  4. Исправительными работами от 1 до 2-х л.
  5. Заключением в тюрьму до 2 л.

Комментарии

Служебный подлог (ст. 292 УК) рассматривается в качестве преступления против госвласти. Оно отличается от прочих уголовных деяний, наказание за которые формулируется в гл. 30 Кодекса. В первую очередь такое преступление может совершить только специальный субъект. Это может быть и должностное лицо, и госслужащий, и сотрудник органа местной власти. С субъективной стороны служебный подлог характеризуется наличием исключительно прямого умысла со стороны виновного. Диспозиция нормы конкретно указывает на данное обстоятельство - заведомость действий лица. Кроме того, в качестве обязательного признака субъективной стороны выступает личная заинтересованность либо корысть.

Мотивы

Корыстная заинтересованность субъекта, совершающего служебный подлог, состоит в стремлении лица получить безвозмездную незаконную прибыль либо имущественную выгоду. Он может желать ее как лично для себя, так и для своих близких. Другая заинтересованность может быть выражена в многообразных действиях. Нередко она представляет собой оценочную категорию, которую зачастую приходится тщательно мотивировать в судебном процессе. Личная заинтересованность может проявляться как стремление угодить начальству с надеждой на оказание им взаимной услуги впоследствии, карьеризм, кумовство и так далее.

Объект

В качестве него выступает нормальное функционирование органов госвласти, интересы госслужбы в структурах местного самоуправления. Родовой объект посягательства - работа государственной службы РФ, региона страны или системы территориальных институтов власти. Вместе с этим, по ст. 12 Конституции, местное самоуправление является самостоятельным и независимым от государственных органов. В этой связи в каждом случае необходимо четко разграничивать непосредственные и конкретные объекты посягательства.

Важный момент

Рассматривая служебный подлог (ст. 292), нельзя допускать смешения таких понятий, как "объект" и "предмет" преступления. В качестве последнего, преимущественно, выступают вещественные доказательства. Предмет, по мнению многих специалистов, - это в большей степени процессуальное определение. Ст. 81 УПК прямо указывает на вещественные доказательства как на предметы, которые стали орудиями преступления либо на них сохранились его следы. Присутствует ссылка на объект посягательства, но само его понятие необходимо уточнить. В частности если внешний вид вещи изменяется, то он приобретает характеристику улики события или зачастую виновности - непосредственного продукта деяния и указывающего на него как на причину преступления.

Предмет

В качестве него следует рассматривать не просто материальный носитель какой-либо информации, письменные документы федеральных структур госвласти и госуправления субъектов, территориального самоуправления, прочих учреждений государственного и муниципального типа. Служебный подлог имеет место в том случае, если эти акты являются официальными. К таким документам предъявляются определенные требования законодательством:

  1. В фактическом смысле такими письменными бумагами должны удостоверяться конкретные события либо факты, которые имеют определенное юридическое значение. Это могут быть документы, содержащие правовые запреты или разрешения.
  2. Официальный акт должен содержать обязательные реквизиты, то есть, иметь соответствующую форму. В документах такого типа присутствуют дата, штамп, номера (входящий/исходящий), название должности уполномоченного лица, подпись, печать. Здесь стоит отметить, что фирменного бланка как такового может и не быть. Самыми главными признаками официального документа выступает штамп или печать, а также подпись уполномоченного служащего или должностного лица.

Объективная часть

Служебный подлог выражается в двух формах:

  1. Внесение в официальные письменные документы сведений, заведомо не соответствующих действительности.
  2. Исправление содержащейся в акте информации, корректировка, искажающая фактический смысл текста.

Рассматривая деяние по норме 292 УК РФ ("Служебный подлог"), следует учитывать, что способ исполнения может являться как интеллектуальным, так и материальным. Последний может выражаться по-разному. Например, это могут быть механические действия: подчистки, подделки, вытравливание исходного текста и так далее. Интеллектуальный служебный подлог УК классифицирует как изготовление изначально фальсифицированного ложного документа.

Установление факта

Квалифицируя деяние по ст. УК РФ "Служебный подлог", необходимо определить наличие события совершенного преступления. В первую очередь следует установить, откуда поступил официальный документ. Немаловажно определить, был ли наделен субъект преступления полномочиями на подписание того или иного акта, то есть, был ли он "соответствующим лицом" в данном случае. Если его обязанности не включали таких действий или он фальсифицировал неофициальную бумагу, то его поведение может квалифицироваться по 327 ст. УК. Служебный подлог в данном случае может быть и не установлен. Вероятна и конкуренция указанных статей.

Конструкция преступления

Служебный подлог (292 норма) имеет формальный состав. Такое преступление не требует возникновения каких-либо негативных последствий. Для признания деяния завершенным достаточно внесения в официальный письменный акт сведений, заведомо являющихся ложными, или каких-либо корректировок, которые исказят его действительное содержание. Такие действия, как направление документа в ту или другую инстанцию, вручение бумаги гражданину, иные способы использования находятся за пределами комментируемой статьи. Факт возникновения негативных последствий, размер причиненного вреда могут учитываться при определении наказания.

Цели

В законе вопрос по их установлению не освящается. Цель фальсификации субъектом официального документа может быть связана с будущими событиями. Например, подложный акт может использоваться для совершения иного посягательства. В таких случаях виновное лицо несет ответственности одновременно и за приготовление к другим преступлениям.

Дифференциация составов

У рассматриваемого посягательства могут быть конкурирующие преступления. Это может создавать некоторые сложности для правоприменителей. Эта проблема приобретает особую актуальность в случаях, когда в качестве субъектов преступления выступают должностные лица. К примеру, сложности имеют место при деяниях, попадающих под 285 ст. Служебный подлог в данном случае может являться как средство выражения злоупотребления полномочиями. Однако при квалификации по норме 285 необходимо возникновение последствий. Они приводятся в диспозитивной части статьи. Состав злоупотребления определяется законодательством как материальный. Если рассматривается деяние по ст. 286, то кроме указанных последствий, необходимо установить факт превышения должностных полномочий.
Наиболее сложным в практике расследования и судопроизводства может выступать случай отграничения служебного подлога от взяточничества. Действия взяткодателя в некоторых ситуациях могут быть выражены и таким способом. При установлении корыстного характера поведения должностного лица, могут появиться вопросы по квалификации по совокупности деяний. Представляется, что в таких ситуациях целесообразно руководствоваться положениями ст. 17 в ч. 3. В них указывается, что если деяние попадает под общую и специальную норму, то совокупность их отсутствует, а уголовная ответственность при этом наступит по последней. Преступление, которое охватывается ст. 292, при совершении его должностным лицом в обстоятельствах, сформулированных в диспозитивной части ст. 290, квалифицируется по этой статье.

Дополнительно

Как выше было указано, рассматриваемое преступление характеризуется наличием прямого умысла и специального мотива - корысти или личной заинтересованности. При отсутствии умысла состава деяния не возникает. Преступление окончено с момента внесения искажающих содержание или заведомо ложных данных в документ, вне зависимости от того, был ли исправлен такой текст впоследствии. При рассмотрении этого обстоятельства нужно учитывать, что при включении в официальный акт информации, выступающей как основание для приобретения гражданства (к примеру, вид на жительство), деяние попадает под действие ст. 292.1 в ч. 1 УК. В нем содержится два преступления:

  1. Внесение госслужащим, должностным лицом в документы заведомо ложных данных, повлекшее неправомерное получение гражданства.
  2. Незаконная выдача паспорта РФ иностранцу или лицу без гражданства.

Этими обстоятельствами формируется объективная часть преступления.

Судебная практика

В следственных мероприятиях, как и в последующем разбирательстве дела, необходимо исключать вероятность ошибок в процессе квалификации преступлений. Например, в практике имел место случай, когда старшего специалиста структуры местного самоуправления, изготовившего подложный документ за вознаграждение, привлекают к ответственности за получение взятки. Но в ходе предварительного следствия выясняется, что этот субъект выполнял вспомогательные функции, подготавливая документы на основании письменных резолюций своего начальника. В таком случае работа специалиста носит исключительно технический характер, а он сам выступает в роли делопроизводителя. Дезориентация правоохранительных органов может иметь место в таких случаях, если в должностной инструкции специалиста будет присутствовать множество указаний на осуществление им контроля в разнообразных сферах. На самом же деле субъект может и не осуществлять таких функций. В этой связи действия специалиста переквалифицируются по ст. 292. Этот пример иллюстрирует предупредительную функцию рассматриваемой нормы. Ее действие в таких случаях направлено на предотвращение развития коррупции среди госслужащих.

Заключение

Ст. 292 УК специфична преимущественно для служащих, выступающих субъектами преступления. Относительно должностных лиц эта норма считается общей к иным составам против госвласти, интересов функционирования органов местного и государственного управления. Все эти деяния объединяются одним объектом посягательства. Наказание за указанные преступления имеет достаточно широкую альтернативу в применении. В санкциях предусмотрен штраф, исправительные и обязательные работы, тюремное заключение и арест. В соответствии с категоризацией преступлений, установленной в ст. 15, рассмотренное деяние имеет небольшую тяжесть. За счет широкого спектра санкций суд может максимальным образом индивидуализировать наказание конкретно для каждого случая. Если совершение подлога направлено на осуществление иных преступных действий, то поведение виновного должно квалифицироваться по совокупности статей. В таких случаях становится неуместным говорить о соотношении между специальной и общей нормой. Так, по совокупности составов может определяться наказание для субъекта, совершившего служебный подлог и мошенничество, растрату или присвоение.



Просмотров