Кто может быть субъектом административных права отношений. Как соотносятся понятия «субъект административного права» и «субъект административно-правового отношения»


  • Понятие и виды субъектов административного права.
  • Административно-правовой статус граждан РФ. Понятие административной правоспособности и дееспособности граждан.
  • Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • Субъект от лат слова "субъектум" имеет следующие значения:

    • Человек, познающий мир и воздействующий на него в своей практической деятельности.
    • Человек, как носитель определённых свойств, качеств.
    • Человек, как носитель прав и обязанностей.

    В юридической литературе под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.

    Субъект административного права — это физическое лицо или организация, обладающая правами и обязанностями в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Иными словами субъектами можно называть физические лица и организации, обладающие правосубъектностью.

    Виды субъектов. Индивидуальные и коллективные субъекты :

    1. К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства (должностные лица и предприниматели являются специфическими индивидуальными субъектами).
    2. Коллективные субъекты различного рода объединения граждан. Коллективные субъекты подразделяются на государственные и негосударственные организации.
    1. Граждане.
    2. Иностранцы.
    3. Лица без гражданства.
    4. Президент РФ.
    5. Президенты субъектов РФ.
    6. Федеральные органы исполнительной власти.
    7. Органы исполнительной власти субъектов РФ.
    8. Федеральные государственные служащие.
    9. Муниципальные служащие.
    10. Государственные предприятия, учреждения, организации.
    11. Негосударственные предприятия, учреждения.
    12. Органы местного самоуправления.
    13. Муниципальные предприятия, учреждения.
    14. Общественные организации, объединения.
    15. Религиозные объединения.
    16. Совместные и иностранные учреждения, предприятия, организации.

    Административно-правовой статус граждан в РФ определяется Конституцией РФ, конституциями субъектов РФ, текущим административным законодательством. Административно-правовой статус — это совокупность прав и обязанность граждан обеспечиваемых и гарантируемых административным правом. Выделяется правовой статус гражданина, человека и личности.

    Правовой статус состоит из следующих элементов :

    1.Структура (правовые элементы статуса) : включает в себя

    а) гражданство. Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством выражающая в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод.

    б) правоспособность;

    в) дееспособность;

    г) права и законные интересы граждан;

    д) обязанности граждан.

    3. Механизм регулирования . Он включает в себя принципы правового положения, гарантии прав и обязанностей, способы их реализации и защиты, ответственность за нарушение прав и несоблюдение обязанностей, т.е. ту совокупность правовых средств, с помощью которых государство определяет и обеспечивает положение гражданина в политической системе общества.

    Необходимо обратить внимание на то, что в юридической литературе предпринимались попытки раскрыть правовой статус через элементный состав и т.п. Непременным элементом структуры правового статуса являются права и обязанности граждан, сейчас в этот комплекс включают и законные интересы граждан. Некоторые исследователи категорически возражают против включения в состав правового статуса правосубъектности.

    Административная правоспособность — это способность гражданина иметь права и обязанности, предусмотренные нормами административного права. Административная правоспособность означает закрепленную нормами административного права возможность гражданина вступать в административно-правовые отношения, её отсутствие исключает возможность возникновения административно-правовых отношений. Административная правоспособность возникает с момента рождения человека и до его смерти.

    Особенностью административной правоспособности является то, что ее осуществление ограничивается рамками государственного управления, она характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов личности и государства в системе управления. Административная правоспособность является основой административной дееспособности.

    Административная дееспособность — это фактическая возможность практической реализации предоставленных гражданину прав и выполнения возложенных на него обязанностей в сфере государственного управления. Административной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста (ст.13 КоАП). В зависимости от возраста, образования, состояние здоровья и т.д. изменяется конкретный состав прав и обязанностей.

    Основные права и обязанностей граждан закреплены в Конституции РФ, в законе о гражданстве, и в определенных административно-правовых нормах. Конституционные права и свободы представляют фундамент всех остальных прав и свобод.

    Виды прав и свобод :

    1. Комплекс социально-экономических прав и свобод. Социальное обеспечение по возрасту. Свобода труда. Право на образование, жилище.
    2. Политические права и свободы граждан. Право каждого гражданина участвовать в управлении. Свобода мысли. Свобода шествий и т.п.
    3. Личные права и свободы, которые направлены на удовлетворение потребностей человека. Конституции РФ закрепляет только главные принципиальные положения прав и свобод граждан, которые конкретизируются в текущем законодательстве.

    Административные акты закрепляют права и обязанности граждан в государственном управлении, пути и формы реализации, права и обязанности лиц, гарантии и средства защиты прав личности, осуществляемые государственными органами, ответственность граждан за невыполнение своих обязанностей, а также ответственность должностных лиц в сфере нарушения прав граждан. Административно-правовые нормы не только конкретизируют права и обязанности указанные в Конституции РФ, но и обеспечивают в большинстве случаев реализацию этих прав, свобод и исполнение обязанностей граждан. К примеру, право на жилище реализуется посредством административно-правового акта.

    1. Понятие субъектов административного права.

    2. Виды субъектов административного права.

    1. Субъекты административного права - это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

    Субъекты административного права могут стать субъектами административных пр-ний при наличии 3-х условий:

    1. административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта

    2. административной правоспособности и дееспособности субъекта

    3. основание возникновения, изменения и прекращения пр-ний (юридический факт)

    Административная правоспособность – это установенная. и охраняемая возможность субъекта вступать в административные пр-ния.

    Административная дееспособность = способность субъектов своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

    В качестве субъекта административного права можно рассматривать РФ, субъектов РФ, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью, но в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

    Субъект административно-правовых отношений - это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством, являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.

    2. Субъекты административного права могут быть индивидуальные и коллективные.

    Индивидуальные субъекты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

    Коллективные:

    1) государственные организации

    а) органы исполнительной власти

    б) государственные предприятия, учреждения, организации и их объединения

    в) структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией

    2) негосударственные организации

    а) общественные объединения (повт, виды)

    б) трудовые коллективы

    в) коммерческие структуры

    г) органы местного самоуправления

    Граждане как субъекты Административного права

    1. Административно-правовой статус граждан

    2. Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти

    3. административно-правовые гарантии прав граждан

    Н/а: Конституция РФ

    Федеральный конституционный закон "Об уполномоченном по правам человека в РФ от 26 февраля 1997 г.

    1. Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером административной правосубъектности:

    1) административная правоспособность – это способность гражданина иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Она возникает с момента рождения и прекращается смертью

    2) административная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административными нормами.

    (В качестве субъектов административного права можно рассматривать РФ, субъектов РФ, гос.).

    Виды административной дееспособности:

    1. полная, наступает с 18 лет

    2. ограниченная, с 16 лет

    На административную дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний – душевная болезнь, слабоумие. В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

    Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

    2. Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти закреплены в Конституции РФ.

    Права граждан: ст. 27, 31, 32 (ч. 1,4), 33, 42.

    Обязанности: ст. 57, 58, 59.

    Объем административной правосубъектности иностранных граждан и лиц без гражданства уже, чем граждан РФ.

    1. Они не могут занимать государственные должности.

    2. Заниматься деятельностью, связанной с принадлежностью к гражданству РФ (избирать и быть избранными).

    3. Они не несут воинской обязанности

    4. В отношении их допускается ограничение в передвижении и места жительства в целях обеспечения безопасности. Иностранные граждане, прибывшие в РФ для постоянного проживания, обязаны получить в ОВД вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться.

    Нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в СССР, т.е. проживание без документов на право жительства, несоблюдение установленного порядка регистрации или прописки либо передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного им срока пребывания, а также несоблюдение правил транзитного переезда через территорию СССР влечет взыскание штрафа.

    Ответственность несут также должностные лица предприятий, учреждений, организаций, принимающих в СССР иностранных граждан.

    Непринятие гражданами, пригласивших в СССР иностранных граждан и лиц без гражданства по частным делам и предоставившим им жилую площадь, мер к обеспечению в установленном порядке их своевременной регистрации, прописки или выписки влечет взимание штрафа. Ответственность несут и лица, предоставляющие иностранным гражданам и лицам без гражданства жилища, транспортных средств или оказывающих –им иные услуги в нарушение установленных правил пребывания иностранными гражданами и лицами без гражданства в СССР и правил транзитного переезда их через территорию СССР,

    3. Предусмотрены в Конституции РФ (ст. 45, 46).

    Для усиления гарантий соблюдения прав граждан создана комиссия по правам человека при Президенте РФ и введена должность Уполномоченного по правам человека в РФ, назначен Государственной Думой (Олег Нестеров), который рассматривает жалобы граждан на действие государственных органов и должностных лиц, если заявитель ранее обжаловал эти действия в судебном или административном порядке и не согласен с решением, принятым по жалобе.

    ПРАВА

    1. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

    2. каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ.

    Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, демонстрации, шествия и пикетирование.

    Ст. 32 (ч. 1, 4)

    1. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей

    4. Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия.

    Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в гос. органы и органы местного самоуправления

    Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиняющего его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    • Понятие и классификация
    • Основные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти
    • Коллективные субъекты
    • Индивидуальные субъекты

    Источники :

    • Ф.З. «Об основах гос. службы»
    • Ф.З. «Об общественных объединениях»
    • У.П. «О структуре Федеральных органов исполнительной власти»
    • У.П. «О системе федеральных оргаов исполнительной власти»

    Понятие и классификация

    Субъект – это физические или юридические лица, способные вступать в правоотношения.
    Субъект административного права – это физические или юридические лица, которые в соответствии с административно – правовыми нормами обладают правами и выполняют обязанности в сфере гос. управления.

    Признаки субъектов:

    • вступают в правоотношенияв сфере гос. управления
    • отношения между ними урегулированы нормами административного права
    • субъектами могут быть как физические, так и юридические лица
    • не все физические и юридические лица могут быть субъектами административного права

    Административная правоспособность – это закрепленная в административно – правовых актах возможность иметь юридические права и выполнять юридические обязанности.
    Административная дееспособность - это закрепленная в административно – правовых актах способность субъекта самостоятельно приобретать и осуществлять права и обязанности в сфере гос. управления.
    Правовой статус субъекта административного права определяется прежде всего объемом их административной дееспособности. Различие в административной дееспособности и является критерием деления субъектов.
    Субъекты административного права:

    • Индивидуальные
    • Граждане
    • Граждане РФ
    • Иностранцы
    • Лица без гражданства
    • Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом
    • должностные лица
    • военнослужащие
    • беженцы
    • вынужденные переселенцы
    • инвалиды
    • Коллективные
    • Организации
    • Предприятия
    • Учреждение
    • Структурные подразделения этих организаций
    • Трудовые коллективы

    Основные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

    1. Полномочия на формирование Федеральных органов исполнительной власти

    • выдвижение на должность премьера
    • указы и распоряжения обязательные для Правительства
    • является Верховным главнокомандующим

    2. в экономической сфере

    3. в социально – культурной сфере

    4. в административно – политической сфере

    Президент – глава государства, но фактически он глава и исполнительной власти.

    Коллективные субъекты

    1. Органы исполнительной власти

    Органы исполнительной власти – это орган гос. управления (но не каждый орган гос. управления является органом исполнительной власти)
    Признаки органа исполнительной власти:

    • исполнительно – распорядительный характердеятельности
    • подзаконный характер деятельности
    • повседневный характер деятельности

    Органы исполнительной власти – это такая организация, которая является частью гос. аппарата, это коллектив людей (гос. служащих, обладающих компетенцией), осуществляющий гос. управление в 3 - х сферах.

    Органы исполнительной власти:

    • Федеральные органы исполнительной власти

    Главенствующую роль играет Правительство РФ (ФКЗ «О Правительстве»)
    Законодательные полномочия:
    - право законодательной инициативы
    - издание подзаконных н.п.а.
    - одобрение проекта закона

    • Органы исполнительной власти субъектов

    Правительства
    - Администрации

    • Территориальные органы исполнительной власти

    Индивидуальные субъекты

    1. Граждане

    • Граждане РФ
    • Иностранцы
    • Лица без гражданства

    2. Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом


    Вопрос о субъектах административного права является од ним из важнейших, так как они выступают участниками адми нистративно-правовых отношений, т. е. решают задачи и осу ществляют функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в об ласти государственного управления и местного самоуправле ния, рассматривают дела о правонарушениях, совершаемых фи зическими и юридическими лицами в хозяйственной, налого вой, финансовой, таможенной сфере, в строительстве, в сфере общественного порядка и т. д.
    Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законода тельством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти. Субъект административного права - это одна из сторон пуб личной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязан ностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отноше ния. Таким образом, реализация прав, установленных за субъ ектом административного права, и выполнение им определен ных обязанностей происходят в рамках конкретного правоот ношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.
    Субъект административного права - это конкретный участ ник административно-правовых отношений, в которые он всту пает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной право-
    вой нормой. Например, гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может и не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной вла сти государственную должность государственной службы, обя зано защищать права и свободы граждан и в необходимых слу чаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбу дить производство по делу об административном правонаруше нии; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.
    Субъекты административного права - реальные участники административно-правовых отношений, - обладая админист ративно-правовым статусом, участвуют в организации публич ного управления (государственного и муниципального), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). Однако административно- правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоогра- ничениями, объемом ответственности.
    В качестве принципиального положения следует отметить, что субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:
    в организационно-управленческом праве (отношения по общей организации управления в различных отраслях и сферах управления);
    в управленческом процессе, т. е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых ак тов управления и применения иных административно-право вых форм и методов;
    в административном процессе, т. е. в системе отношений по поводу обеспечения судебной защиты прав, свобод, закон ных интересов физических и юридических лиц;
    в административно-деликтном праве, т. е. в процессе от ношений, возникающих при применении мер административ ного принуждения уполномоченными органами и должностны ми лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.
    В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права.
    Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, ино странные граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с орга нами исполнительной власти или публичного управления. Субъ ектами административно-правовых отношений граждане стано вятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, по лучения разрешения (лицензии) соответствующего государст венного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается адми нистративное взыскание за совершенное административное пра вонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должност-ного лица, нарушившего его право или ограничившего его свобо ды; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).
    К индивидуальным субъектам административного права от носятся также государственный служащий или должностное лицо. Они занимают государственные должности в государст венных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их ста тус одинаковым образом регламентирован нормативными пра вовыми актами; они осуществляют компетенцию государствен ных органов и имеют для этого соответствующие государствен но-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они - индивидуальные субъекты права) .
    Коллективные субъекты административного права - это группы людей, являющиеся организациями, которые выступа ют во внешних отношениях как самостоятельный субъект пра ва; порядок их создания и деятельность регламентированы нор мативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предостав ляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

    Еще по теме § 1. Понятие субъекта административного права:

    1. 4. Общая характеристика субъектов административного права4.1. Понятие и система субъектов административного права
    2. Тема 4. Физические и юридические лица как общие субъекты административного права. Правоспособность и дееспособность субъектов административного права
    3. § 4. Понятие и система субъектов административного права
    4. 1. Понятие и виды субъектов административного права
    5. Глава 6 Понятие, правоспособность и дееспособность субъектов административного права
    6. 1.5 Правоспособность и дееспособность субъектов административного права
    7. Глава 6. Административные органы как субъекты административного права
    8. § 2. Правоспособность и дееспособность субъектов административного права

    - Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право -

    Вопросу о составе субъектов административного права в административно-правовой литературе уделяется традиционно много внимания. Практически каждый учебник и учебное пособие содержит специальный раздел, освещающий проблемы правового статуса различных субъектов административного права.

    Однако следует иметь в виду, что теоретическая часть приводимого материала, как правило, невелика, в то время как основное содержание составляет подробное изложение основных норм административного права, закрепляющих правовой статус этих субъектов.

    Понятие субъекта права достаточно полно разработано в теории права. Субъект административного права - это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм. Субъект административного права - это участник, активный или пассивный, процесса государственного управления, наделенный в связи с этим комплексом прав и обязанностей, составляющих его административно-правовой статус.

    Как и в любой другой отрасли права, субъект административного права - это человек (физическое лицо) или коллектив (организация), которые наделены специфическим статусом, превращающим человека или коллектив людей в гражданина (иностранного гражданина, лицо без гражданства), организацию, объединение и орган исполнительной власти.

    В литературе зачастую предпринимаются попытки детализировать перечень субъектов административного права, за счет анализа различных административно-правовых статусов. Так, например, что в качестве специального субъекта выделяют гражданина или орган исполнительной власти. Однако нужно иметь в виду, что понятие "гражданин" - это лишь набор прав и обязанностей, отражающий взаимоотношения физического лица с государством в том случае, если он отвечает требованиям, необходимым для соответствия этому статусу. Одно и то же физическое лицо может быть в разные периоды своей жизни и иностранным гражданином, и лицом без гражданства, и, наконец, российским гражданином. При этом он не на минуту не перестает быть субъектом административного права.

    Точно так же дело обстоит и с таким субъектом административного права, как юридическое лицо. Термин "юридическое лицо" введен и описан нормами гражданского права, в силу чего его отвергают многие административисты. Однако и "физическое лицо" - это тоже термин, нашедший свое определение именно в рамках отрасли гражданского права. Тем не менее, по нашему мнению, и тот и другой термины имеют универсальное значение и предназначены для правовой идентификации индивидуальных и коллективных субъектов права. Как изначальные базовые характеристики они чрезвычайно удачно отражают сущность явлений.

    Таким образом, юридическое лицо - это группа индивидов, приобретшая определенный гражданско-правовой статус. Как субъект административного права юридическое лицо также является носителем разнообразных административно-правовых статусов, многие из которых, кстати, совпадают с гражданско-правовыми. Так, в административном праве в качестве субъектов фигурируют некоммерческие организации (учреждения, фонды, партии, общественные объединения и т.п.). В этой связи представляется, что статус некоммерческой организации (учреждения) имеет двойственную природу: и как статус гражданско-правовой, и как статус административно-правовой.

    В то же время существуют и специфические субъекты административного права, среди которых особо выделяются различного рода органы государственной власти, которые участвуют в государственном управлении и наделены специфическими правомочиями управленческого характера. "Орган исполнительной власти" - это набор прав и обязанностей, административно-правовой статус конкретного юридического лица.

    Из вышесказанного следует, что ключевым вопросом в вопросе о субъектах административного права, является проблема их правового статуса. Для методологических целей в несложной системе субъектов необходимо выделить несколько наиболее ключевых групп субъектов, описав которые мы сможем представить себе наиболее характерные административно-правовые статусы, которые свойственны субъектам административного права.

    Однако для начала необходимо разобраться, что такое административно-правовой статус. Из теории права известно, что правовой статус личности или организации - это совокупность всех присущих ей прав и обязанностей, закрепленных нормами права того или иного государства, а также признаваемыми этим государством нормами международного права. Элементом правового статуса является закрепленная этими нормами правосубъектность физического лица или организации. Последняя состоит из двух ключевых звеньев: правоспособности и дееспособности.

    Административно-правовой статус, в свою очередь, это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за ним нормами административного права. Его неотъемлемыми элементами также выступает административная правосубъектность, т.е. сочетание правоспособности и дееспособности субъекта административного права.

    По нашему глубокому убеждению, у субъектов административного права нет единого общего административно-правового статуса.

    Их всех объединяет лишь то обстоятельство, что они обладают правами и обязанностями на основе норм административного права. Следовательно, правоспособность и дееспособность субъекта административного права также изменяется в зависимости от его конкретного административно-правового статуса. Например, правоспособность юридического лица как лицензиата возникает с момента получения лицензии и прекращается, как правило, с истечением срока ее действия. Правоспособность этого же юридического лица в качестве налогоплательщика возникает с момента регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц и прекращается с ликвидацией.

    Ю.Н. Старилов выделяет следующие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права:

    управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности;

    наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления;

    юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;

    реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения;

    обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане;

    юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке *(104).

    Однако, думается, что даже невооруженным взглядом видно, что указанные признаки, действительно, являются наиболее специфичными в системе административного права, но отнюдь не свойственны правоспособности всех субъектов административного права.

    То же самое можно сказать и в отношении дееспособности (включая деликтоспособность) субъекта административного права. Его способность, в частности, нести административную ответственность - это, пожалуй, единственный признак правового статуса субъекта отрасли, который объединяет всех субъектов административного права, предусматривая, однако, учет факторов статусного свойства, поскольку деликтоспособность в рамках института административной ответственности возникает в зависимости от того, физическое, должностное или юридическое лицо является субъектом правонарушения.

    В отличие от трудового права, где вариантов правового статуса не так уж и много (субъект выступает либо в качестве работника, либо в качестве работодателя, хотя имеются и другие правовые статусы: бригадир, профсоюз и т.д.) и где, следовательно, субъекты исследуются в контексте всех возможных статусов, свойственных этим субъектам, административное право предлагает множество административно-правовых статусов, простое перечисление которых займет немало времени и печатного пространства. Многие из них являются многоуровневыми, предполагающими наличие первичных административно-правовых статусов. В частности, не вызывает сомнений, что физическое лицо первоначально для целей административного права - это либо гражданин России, либо иностранец, либо лицо без гражданства. Такого рода первичный статус имеет принципиальное значение для большинства административно-правовых отношений, в которые вступает физическое лицо.

    Так, государственным гражданским служащим может быть только гражданин Российской Федерации, т.е. правосубъектность физического лица как государственного служащего связана с наличием у него административно-правового же статуса гражданина. В свою очередь, военнослужащий (офицер) является государственным служащим в силу закона, следовательно, офицер наделен одновременно, как минимум, тремя административно-правовыми статусами: гражданин, государственный служащий, военнослужащий.

    Другой пример. Возьмем обычный государственный университет. У этого субъекта административного права одновременно присутствует статус некоммерческой организации в форме учреждения, статус бюджетной организации (бюджетополучателя) в соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ *(105), статус образовательного учреждения в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" *(106), статус учреждения высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском образовании" *(107), статус налогоплательщика в соответствии с Налоговым кодексом РФ и т.д. Тем не менее в самой своей основе вуз - это юридическое лицо, т.е. коллективный субъект права, отвечающий определенным признакам юридической обособленности.

    Таким образом, мы видим, что административно-правовой статус - это не нечто стабильное и обобщающее, что присуще всем без изъятия субъектам административного права, это то, что определяет место конкретного субъекта в системе конкретных административно-правовых отношений, отражает совокупность прав и обязанностей субъекта административного права, выступающего в конкретном качестве.



    Просмотров