Национальная правовая система общества: понятие, структуры, функции. Религиозная правовая система. регулятивной системы общества

Политические нормы более удалены от экономических основ общественной жизни, чем нормы права , поэтому они менее стабильны. Политические нормы всегда направлены на определенную часть общества , социальную группу (или класс, как раньше было принято это называть). Нормы права устанавливаются всегда единым субъектом — государством . Безусловно, политические партии и иные организации влияют на него и даже участвуют в государственной власти . Но принимают эти правовые нормы они все равно от имени и в интересах государства, а не как политические силы. Если же происходит наоборот, тогда налицо доминирование политических норм над правовыми, чего быть не должно. Политические нормы фиксируются в праве. В таком случае они перестают быть политическими и становятся нормами права, рассчитанными на все общество, а не только на отдельную его часть. В этом заключается отличие правовых норм от политических.

Взаимодействие норм права с религиозными нормами

Религиозные и правовые нормы очень многое объединяет. Верования практически всегда выступают мерилом добропорядочного поведения субъекта, уровня его законопослушания. Это происходит потому, что правовые нормы в значительной степени базируются на религиозных постулатах, на требованиях морали , которая, в свою очередь, напрямую вытекает из религии.

Сходство религиозных и правовых норм заключается в следующем:

  • они всегда формализованы, то есть содержат определения и понятия;
  • документально зафиксированы и оформлены (нормы права — в законах , религиозные нормы — в религиозных книгах).

Существуют и отличия религиозных норм от правовых:

  • сфера действия религиозных норм всегда уже, чем правовых;
  • правовым нормам субъект следует во многом вынужденно, религиозным — добровольно и осознанно;
  • различен механизм действия этих норм. Религиозные нормы неизменны, непреложны и всегда ссылаются на «высший авторитет».

Взаимодействие норм права с корпоративными нормами

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах (фирмах, учреждениях и в иных крупных и малых организациях, профсоюзах и политических партиях), распространяющиеся лишь на их членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.

Сходство правовых и корпоративных норм заключается в следующем:

Различия правовых и корпоративных норм.

Правовая система общества - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государство оказывает необходимое нормативное воздействие на общественные отношения (закрепление, регулирование, охрана, защита).

В структуру правовой системы входят следующие главные элементы:

1) право (законодательство) - система общеобязятельных, формальноопределенных юридических норм, установленных и обеспечиваемых государством.

2) юридическая практика- деятельность компетентных органов и должностных лиц по изданию и применению норм права, а также уже накопленный и объективированный опыт такой деятельности.

3) господствующая правовая идеология - система идей, теорий и понятий, в которых отражается и оценивается отношение людей к праву.

4) правотворчество процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов.

5) законность.

Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Национальная правовая система - это элемент того или иного конкретного общества, отражающий его социально-экономические, политические и культурные особенности.

Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, выделенных на основе общности источников, юридической техники, структуры права и исторического пути его формирования.

Англосаксонскую (источником является судебный прецедент, то есть судебное решение судов определенного уровня по конкретному случаю, способ обоснования которого для других (нижестоящих) судов является образцом решения аналогичных дел)

− романо-германскую (право выступает в виде норм, имеющих законодательное выражение в виде закона или кодекса, а правоприменитель лишь сравнивает конкретную ситуацию с общей нормой и находит в ней решение дела)

Религиозную

Семья традиционного права

Россия относится к странам континентальной системы права и входит в романо-германскую правовую семью.

2. Юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соблюдать;

3. Источником права является религиозно-нравственные нормы, содержащиеся в Коране, Сунне, Иджме (у мусульман), в отношении индусов действуют шастры, веры и законы Ману ;

4. Тесное переплетение юридических положений с религиозными, моральными и философскими постулатами. Эти юридические положения в соответствии с местными обычаями являются едиными правилами поведения для населения;

5. Отсутствует деление права на частное и публичное;

6. Законодательство имеет вторичное значение;

6. Семья основана на идеи обязанности, а не прав человека.

4. Семья традиционного права (Мадагаскар, ряд стран Африки и Дальнего Востока.).

Признаки :

1. Главное место занимают обычаи и традиции, имеющие преимущественно неписаный характер и передающиеся из поколения в поколение;

2. Обычаи и традиции являются своеобразным юридическим предписанием, которые складываются естественным путем и в последствии признаются государством;

3. Традиции и обычаи регулируют отношения групп и сообществ, а не отдельных индивидов;

4. Нормативные акты имеют вторичный характер;

5. Судебная практика не выступает в качестве источника права,

6. При разрешении споров судебная власть руководствуется идеей примирения сообществ;

7. Юридическая доктрина не играет роли в жизни общества.

Правовая система

Правовая система - это информационно-регулятивная система общества, определяемая социально-экономическим строем, которая обладает собственными историко-правовыми и этно-культурными особенностями и состоит из взаимообусловленных элементов (законодательство, правоприменение, правосознание), объединённых статическими и динамическими отношениями в структурно упорядоченное целостное единство, обладающая передаточной функцией (с помощью которой индивид с достаточностью и необходимостью преобразует информацию о внешней ситуации, в которой он находится, в информацию о своём должном поведении в интересах общества); а также регулятивной функций (с помощью которой господствующий класс общества оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей) .

Введение в научный оборот категории «правовая система» вызывало много споров, ещё С. С. Алексеев задавался вопросом, каким же понятием возможно охватить все нормативные и поднормативные элементы правовой действительности, чтобы в полной мере сохранить чёткость, «неразмытость» научной категории, выражающей объективное право, и пришёл к выводу, что «им может служить понятие правовой системы» . Однако существует и противоположная точка зрения: некоторые исследователи полагают, что понятие «правовая система» не должно входить в категориальный аппарат правовой теории, поскольку не обладает научным статусом и является условным и размытым. Например, с точки зрения В. С. Нерсесянца «трактовки „правовой системы“ в качестве какого-то нового правового понятия, охватывающие всё право (все правовые феномены и категории), по существу означают подмену общего понятия права неким довольно условным (и случайным) словосочетанием „правовая система“», и далее дополняет, что «Под правовой системой стали понимать совокупность всех правовых явлений и понятий, то есть фактически всё то, что в марксизме называется „юридической надстройкой“, возвышающейся над „юридическим базисом“» .

В целом можно сказать, что появление понятия «правовой системы» было своеобразным компромиссом между сторонниками широкого и нормативного понимания права, или, как точнее было указано Ю.А Тихомировым, «Ещё одна грань в правопонимании - попытка углубить представление о праве как о едином и целом с помощью понятия „правовая система“» . Однако, несмотря на то, что правовая система изучается в России уже несколько десятилетий, в современной теории права единообразия в определении предмета, объёма и содержания понятия «правовой системы» так и не появилось: «Одни юристы отождествляют её с системой правовых норм, другие объединяют право как нормативное образование, правотворчество и правоприменение, третьи охватывают этим понятием внутренние связи правовых явлений, их организацию и структуру. Наконец, она характеризуется как совокупность юридических норм, принципов и институтов (нормативный элемент), как совокупность правовых учреждений (организационный элемент), как совокупность правовых идей и взглядов (идеологический элемент)» . Некоторые исследователи даже полагают, что категория правовой системы «до сих пор остаётся слабо разработанной» .

Существует множество определений понятия «правовой системы» , которые можно свести к нескольким подходам. Например, по мнению В. В. Гаврилова в отечественной теории права таких подходов существует три .

Согласно первому подходу содержание понятия «правовая система» рассматривается в контексте различных форм внешнего выражения и закрепления правовых норм, а также их взаимодействия друг с другом. Так, например, Ю.А Тихомиров определяет правовую систему как «структурно и функционально упорядоченный массив взаимосвязанных нормативно-правовых актов, создаваемых и действующих на основе единых принципов» , другими словами правовая система это «базовое юридическое понятие, охватывающее все правовые акты и их связи в национально государственном масштабе» . Здесь необходимо отметить, что, по мнению Ю.А Тихомирова, доктринальная трактовка позволяет охарактеризовать правовую систему как «взаимодействие правовых идей и принципов правотворчества, правового массива и правоприменения. Именно в таком плане автор высказывал свой мнение около двадцати лет назад» . К сторонникам первого подхода В. В. Гаврилов также относит С. Н. Егорова, который рассматривает правовую систему как «совокупность норм, изложенных в иерархической системе нормативных правовых актов, принятых политической властью» .

В соответствии со вторым подходом понятие «правовая система» характеризуется через призму не только позитивного права, но и некоторых других тесно связанных с ним и между собой активных элементов правовой действительности. Сторонником этой точки зрения, по мнению В. В. Гаврилова, является С. С. Алексеев, согласно которому, правовая система - «это всё позитивное право, рассматриваемое в единстве с активными элементами правовой действительности - правовой идеологией и судебной (юридической) практикой» .

Третий подход отличает стремление относиться к понятию «правовая система» как категории, отражающей все правовые явления и всю правовую действительность, существующие в обществе. Данная позиция прослеживается в работах Н. И. Матузова, который считает, что «правовая система охватывает весь юридический аппарат, всю юридическую деятельность, осуществляемую в разных формах» .

Необходимо также привести уже ставшую традиционной классификацию, согласно которой понятие «правовая система» рассматривается в широком и узком смыслах.

В широком смысле правовая система представляет собой правовую организацию общества, «совокупность внутренне согласованных и взаимосвязанных социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей» . Указанное определение близко согласуется с мнением Ж. Карбонье, согласно которому правовая система является «вместилищем, средоточием разнообразных юридических явлений, существующих в обществе в одно и то же время на одном и том же пространстве» .

В узком смысле правовая система сводится к объективному праву и рассматривается как «целостное единство правовых актов и норм национального права, разделённых на основе внутреннего согласования на части (правовые институты и отрасли права) в соответствии с предметом и методом правового регулирования, связанные между собой иерархическими и координационными отношениями и имеющие своим центром правовые принципы, в концентрированной форме выражающие сущность, цель, основные задачи и функции права» .

В настоящее время многими исследователями отмечается, что наиболее емкими и точным является определение С. В. Швакина, согласно которому правовая система понимается как «информационно-регулятивная система общества, определяемая социально-экономическим строем, которая обладает собственными историко-правовыми и этно-культурными особенностями и состоит из взаимообусловленных элементов (законодательство, правоприменение, правосознание), объединённых статическими и динамическими отношениями в структурно упорядоченное целостное единство, обладающая передаточной функцией (с помощью которой индивид с достаточностью и необходимостью преобразует информацию о внешней ситуации, в которой он находится, в информацию о своём должном поведении в интересах общества); а также регулятивной функций (с помощью которой господствующий класс общества оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей)» .

Система права - совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.

Система права включает в себя четыре компонента:

  1. отрасли;
  2. суботрасли (подотрасли);
  3. правовые институты;
  4. нормы права.

Характеристика норм права будет дана в отдельном разделе. Что касается правового института , то он представляет собой группу норм права, регулирующих типичные общественные отношения и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность и устойчивость функционирования. Правовой институт чаще всего регулирует определенный вид общественных отношений, причем это регулирование имеет достаточно законченный характер. Выделяют отраслевые и межотраслевые правовые институты . Отраслевой институт объединяет нормы внутри конкретной отрасли, например, институты дарения, наследования в гражданском праве, институт президентства в конституционном праве и др. К межотраслевым принадлежат институты, которые регулируют общественные отношения, относящиеся к двум или более отраслям права, например, институт собственности, юридической ответственности, институт договора и пр.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

Самым крупным элементом в системе права является отрасль права . Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль - род общественных отношений.

Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия - предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.

Метод правового регулирования - это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.

Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами:

  1. порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений;
  2. средствами их обеспечения (санкциями);
  3. степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.

В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, - гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.

Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.

Среди отраслей права выделяют и комплексные отрасли, которые для регулирования общественных отношений используют комбинирование различных методов и имеют сложный, многоаспектный предмет регулирования. Например, к комплексным отраслям относят в настоящее время аграрное право. В его предмет включаются земельные, имущественные, трудовые, а также организационно-управленческие отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности. А поскольку предмет включает разнородные общественные отношения, то в этой отрасли применяется как императивный, так и диспозитивный методы, а также дополнительный метод - координации в организационно-управленческих отношениях.

В системе права выделяют также отрасли материального и процессуального права . Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др.). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс. Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению - нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

Система права включает в себя отрасли публичного и частного права . Со времени действия римского права было принято относить к отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному - отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву - гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных неимущественных отношений.

Наконец, выделяют внутригосударственное (или национальное) право и международное право .

К национальному праву принято относить совокупный массив отраслей, которые регулируют отношения внутри данного государства и отличаются своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа. Международное же право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воль субъектов международного общения главным образом - государств.

В Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что международное право служит ориентиром внутригосударственного законодательства и правоприменительной практики. Кроме того, нормы международного права непосредственно применяются во внутригосударственных отношениях.

Конституция РФ устанавливает также приоритет норм международного права перед внутригосударственным правом: если нормы российского законодательства противоречат установлениям международно-правового характера, то должны применяться нормы международного права. Однако конституция любого государства имеет приоритет перед нормами международного права.

Правовая культура

Право как продукт общественного развития характеризует культуру общества в целом. Правовая культура - одна из форм человеческой культуры вообще. В переводе с лат. слово «cultura» означает воспитание, образование. Более полно культуру можно определить как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Культура может быть материальной и духовной. При этом основополагающее понятие в ее характеристике - категория «ценность». Правовая культура принадлежит к духовной культуре общества (хотя есть точка зрения, что правовая культура не совпадает ни с одним из видов общественной культуры и содержит как духовные, так и материальные компоненты), а право представляет собой существенную, важнейшую общественную ценность - элемент цивилизации. Правовая культура - это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, то есть своего рода «юридическое богатство» общества (проф. С. С. Алексеев). Проф. В. В. Лазарев отмечает, что можно выделить четыре разновидности проявлений правовой культуры:

  1. правовые идеи,
  2. правовые нормы и институты,
  3. правовые поступки,
  4. правовые учреждения.

Эти проявления правовой культуры являются, по существу, и сферами ее действия. В целом возможна оценка правовой культуры, как и культуры вообще, по ее уровню, который определяется прежде всего уровнем развития компонентов правовой системы. При этом оцениваются:

  1. уровень общественного и индивидуального правосознания, в том числе уровень развития юридической науки и юридического образования;
  2. уровень законности;
  3. уровень совершенства законодательства;
  4. уровень совершенства юридической практики, прежде всего практики судебной, то

есть состояние правосудия в обществе.

Данные уровни можно расценивать как элементы правовой культуры. В правовой культуре можно выделять также общечеловеческий и национальный компоненты. По видам правовую культуру можно разделить, на правовую культуру общества в целом и правовую культуру индивида, а также правовые культуры социальных общностей (классов, наций, народа) и цивилизаций.

Реализация права

Реализация права - возложение предписаний правовых норм в поведение людей и осуществление данных предписаний в реальной жизни.

Формами реализации права являются:

1. Использование.

Осуществление использование права - активная реализация субъектами, гражданами, государственными органами тех возможностей, которые заключены в праве, то есть использование тех субъективных прав, которые закреплены в праве.

2. Исполнение - это воплощение в жизнь обязывающих норм.

3. Соблюдение - реализация защищающих норм, не совершение действий, которые могут принести вред обществу, государству, личности.

4. Применение.

Особой формой реализации права является его применение. Спецификой данной формы является то, что она осуществляется компетентными органами, имеет цель воплотить содержание правовых норм в жизнь и может распространяться на неопределённый круг лиц.

Классификация правовых систем

Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет произвести типологию правовых систем на основе анализа их сходств и различий. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями .

Основная статья: Правовая система

Для выделения основных правовых семей наиболее существенными, по мнению большинства ученых [кто? ] , являются три группы критериев: исторический генезис (то есть возникновение их развития); система институтов права и структура правовых семей. С учетом этих критериев выделяют [кто? ] : страны континентальной Европы (а также латинской Америки, некоторые страны Африки и Турции); англосаксонскую правовую семью (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия); религиозно-правовые семьи (ислам, иудаизм); социалистическую семью (Китай, Вьетнам) и семью обычного права (экваториальная Африка, Мадагаскар).

Карта правовых систем мира

Наиболее распространенными и известными являются классификация французского учёного Рене Давида и классификация, предложенная К. Цвайгертом и Г. Котцем. В соответствии с классификацией Рене Давида (в основе которой лежат два критерия - идеологический фактор (религия, философия) и юридическая техника) выделяют романо-германскую; англо-саксонскую; религиозную (восточную); социалистическую, а также ряд других правовых семей. Подход К. Цвайгерта и Г. Котца основывается на понятии правового стиля, которое учитывает пять факторов - происхождение и эволюция правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природа правовых институтов и способы их толкования; идеологический фактор. По ней различаются романская, германская, скандинавская, английская, американская, социалистическая и индуистская семьи, а также право ислама.

Романо-германская правовая система

В результате колонизации романо-германская система распространилась на обширные территории, где в настоящее время действуют правовые системы, принадлежащие к этой семье или родственные ей. Вместе с тем происходила и ее добровольная рецепция, в результате которой мы сталкиваемся с романо-германской системой в ряде стран, которые не были под господством европейцев, но куда проникали европейские идеи и где были сильны прозападные тенденции. Вне Европы относящиеся к романо-германской семье правовые системы обрели некоторые специфические черты, которые требуют их разбивки по разным подгруппам. Во многих странах сумели «освоить» европейское право. Но во всех этих странах существовала еще до рецепции собственная цивилизация, имевшая свои правила оценки поведения и свои институты. Рецепция поэтому во многих случаях была лишь частичной: определенная часть правоотношений (и особенно личный статус) регламентировалась традиционными нормами. Рене Давид «Основные правовые системы современности»

Основная статья: Англо-саксонская правовая система

К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады , США , Ямайки , Австралии и Новой Зеландии. Прародительницей этой правовой семьи была Англия .

В основах этой правовой системы - принцип stare decisis (лат. стоять на решенном ), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту .

Религиозная правовая система

Религиозная правовая система - это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха).

См. также

Примечания

Право - один из регуляторов общественных отношений. Воздействуя на волю и сознание людей, оно самым авторитетным образом склоняет их к определенному поведению. Но право не единственный социальный регулятор. В систему нормативного регулирования общественных отношений входят следующие виды норм:
- обычаи (в форме традиций, ритуалов, обрядов и т.д.);
- религиозные нормы;
- нормы общественных объединений (корпоративные нормы);
- нормы морали.

Право является таким социальным регулятором, который может включать любые из перечисленных норм. Поэтому есть некие общие черты, свойственные всем социальным нормам, и есть нечто такое, что выделяет право из системы социальной регуляции.

К общим свойствам социальных норм относится то, что все они:
- являются своего рода образцами, стандартами, масштабом поведения;
- служат ориентиром в выборе того поведения, которое в данное время при данных обстоятельствах одобряется обществом или определенной его частью;
- выполняют организующую роль в поведении людей;
- служат инструментом социального контроля.

Применительно к праву названные свойства получают дополнительные характеристики. Но прежде чем их назвать, следует отметить, что само понимание права у разных народов, в разных государствах и разных правовых системах неодинаково. Существует по меньшей мере пять подходов к определению права.

Первый является классическим для континентальной Европы. Это сугубо нормативистский подход, когда нормами права считают лишь то, что выражено самим государством в издаваемых им общеобязательных правилах поведения. Таким образом, правом признается государственная воля, объективированная в соответствующих текстах общего характера.

Второй - свойствен в большей степени для Старого и Нового Света (для Англии и США) и именуется социологическим. Если нормативисты находят правовые нормы в сфере должного, то социологи просят искать их в сущем. Они видят правовые нормы в самих общественных отношениях, в формах контроля за ними, в способах разрешения конфликтов, в том, что делает суд.

Третий подход - психологический - распространен в особенности среди тех сторонников социологических взглядов, которые придают первостепенное значение психическим реалиям, имея в виду как индивидуальную, так и социальную психику. Они стараются отыскать правовые нормы прежде всего в психике человека, в его сознании и подсознании, в его правовых взглядах, в его правовых переживаниях и т.п. Совсем не случайно в первые годы после октября 1917 г. могли судить на основе революционного правосознания.

Четвертый подход к пониманию права был связан с ожиданиями буржуазных революций, с приходом к власти буржуазии и был направлен против произвола феодальных властей, против тиранических законов, попрания каких-либо прав человека. Это так называемый философский (естественно-правовой), подход. Правовые нормы, согласно данному взгляду, следует искать в извечных критериях справедливости, выводимых из чистого разума. Естественные нормы свободы человека и естественные ее ограничения по отношению к гражданину как члену государственно-организованного общества - вот что должно регулировать поведение людей. Заметим, что данная теория естественного права возродилась после некоторого забвения в середине уходящего столетия как реакция на произвол фашистских тоталитарных режимов.

Ознакомление с разными подходами к праву показывает, что в каждом из них есть свои позитивные стороны. Одни из них приемлемы для законодателей, которые отыскивают и закрепляют право в издаваемых ими нормах, другие - для тех, кто применяет право, проводит право в конкретных жизненных ситуациях. Одновременно нельзя не видеть и отрицательных сторон каждого из подходов, если не ограничивать сферу его использования. Мы знаем к чему, например, приводили суды на основе революционного правосознания, помним, какие законы могли принимать властвующие, если задавались единственной целью удержания своей власти. Да и «справедливость» могли трактовать по-разному. Поэтому уместен и пятый подход - интегративный - сориентированный не на одну какую-либо черту права, а на полноту всех его характеристик. Интегративный подход должен учитывать допустимость разных определений права. Он не может игнорировать того обстоятельства, что в разное время у разных народов применительно к разным политическим ситуациям признавалось разное понимание права. Точнее - разное восприятие его и населением, и теми, кто находится у власти в одном конкретном государстве, и населением и властвующими другого государства. То есть в действительности и те и другие руководствуются в общении, строят свою жизнь по правилам, которые черпаются из разных источников.

С точки зрения интегративного подхода правом является все то, что официально признается и поддерживается в качестве нормативов равенства и справедливости в определении меры свободы общающихся социальных субъектов. Имеются в виду не только граждане, но и их объединения, органы государства, должностные лица и т.д. Сюда войдут и законы, и судебные акты, и указания полицейского, и комплексы допустимых эмоций, которыми судья или тот же полицейский руководствовались; сюда будут отнесены религиозные каноны, чувства верующих, религиозные обряды, но вместе с тем останется место и атеистическим воззрениям и нормам, если их официально возводили в общеобязательные установления.

Интегративное понимание права позволяет выявить первый отличительный признак правовых норм - правовые нормы фиксируются в самых разных источниках. Их нельзя сводить только к законодательно установленным правилам. Напротив, в определенных случаях возможно не признавать правом даже то, что записано в законе.

Другим признаком правовых норм, в отличие от всех иных, является то, что они действуют по жизни, обязательно признаются в качестве регулятора общественных отношений через какие-то официальные акты. Это не декларации, не какие-нибудь лозунги, не заявления о намерениях.
Следующий признак состоит в формальной определенности правовых норм, в том, что они содержат указание на границы поведения их адресатов, на меру их прав и обязанностей.

Право нормативно по сути своей (не только потому, что может быть выражено в общих правилах поведения), поскольку регулирует типичные, повторяющиеся отношения и не ограничивается одноразовым решением конкретного вопроса. Нормативность - содержательный признак права. Правовые нормы в своем применении рассчитаны на относительно неопределенный круг лиц и относительно неопределенный круг случаев.
Правовые нормы являются официальным мерилом, масштабом свободы и справедливости.

Отличительное свойство права и правовых норм - их системность. В идеале это внутренне согласованная и непротиворечивая система норм, специально упорядочиваемая в ходе работ по систематизации права.

Наконец, один из главных и более всего бросающихся в глаза признаков правовых норм - обеспеченность их со стороны государства организационными мерами, а также в конечном счете мерами психического и физического принуждения. Неисполнение правовых требований влечет юридическую ответственность.

Выяснение всех признаков права позволяет говорить о его ценности. И ценность эта состоит в его способности служить таким регулятором общественных отношений, который способен удовлетворять социальные интересы людей наиболее эффективным образом. При соответствующих социально-политических условиях эти интересы могут состоять в утверждении свободы, мира, согласия людей, справедливого разрешения конфликтных ситуаций.
Ценность права в первую очередь инструментальная. С его помощью в общественные отношения вносится стабильность, согласованность, организованность. Уже один этот факт может свидетельствовать о служении права цивилизованному развитию общества.

Право утверждает свободу людей. При этом ценностное качество состоит в способности правовых норм задавать параметры этой свободы для самых разных жизненных ситуаций.

Право является одним из самых цивилизованных средств социального контроля за поведением людей в обществе.
Утверждением принципов справедливости право формирует гуманистические ценности.

Более предметно о ценности права можно говорить при анализе его роли в решении социальных и экономических задач, значения для формирования правового государства и гражданского общества, в осуществлении внутренних и внешних функций государства.

Государство имеет свою национальную правовую систему. Исторически сложилось так, что в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры, что и объединяется общим понятием «правовая система». В любом государстве правовая система, являясь неотъемлемым элементом правовой культуры, детерминирована историческими и географическими факторами, представляет собой часть социальной системы государства.

Введенное в отечественную юридическую науку в начале 80-х гг. XX в. понятие «правовая система» формируется по аналогии с «политической системой» в политологии и «экономической системой» в экономической теории. Как комплексную характеристику юридической сферы жизни конкретного общества, правовую систему следует отличать от системы права. По объёму и содержанию они не тождественны. Система права входит в правовую систему.

Правовая система - это комплекс взаимосвязанных и согласованных юридических средств, предназначенных для регулирования общественных отношений, а также юридических явлений, возникающих вследствие такого регулирования (правовые нормы, правовые принципы, правосознание, законодательство, правовые отношения, юридические учреждения, юридическая техника, правовая культура, состояние законности и ее деформация, правопорядок и др.).

Можно сказать, что это обусловленная объективными закономерностями развития общества целостная система юридических явлений, постоянно действующих вследствие воспроизведения и использования людьми и их организациями (прежде всего государством) для достижения своих целей.

Правовая система имеет существенное значение для характеристики права, состояния законодательства, деятельности судов той или иной конкретной страны.

Структура правовой системы - это устойчивое единство элементов правовой системы, их связей, целостности, связей элементов с целым.

Элементы правовой системы общества:

  • субъекты права - физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства и др.), юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации, государство, социальные общности и др. Долгое время правовая система характеризовалась как обезличенная структура, тогда как без личности социальная система не может состояться. Обращение к человеку как к систематизирующему фактору всех общественных явлений потребовало пересмотра предыдущих подходов к структуре правовой системы и выделения субъектов права в качестве непременного её элемента;
  • правовые нормы и принципы;
  • правовые отношения, правовое поведение, юридическая практика, режим функционирования правовой системы;
  • правовая идеология, правовое сознание, правовые взгляды, правовая культура;
  • связи между названными элементами, которые определяют результат их взаимодействия - законность, правопорядок.

Взаимодействие элементов (компонентов) правовой системы общества позволяет выделить пять подсистем её функционирования:

1) институциональная - субъектный состав (субъекты права) как системообразующий фактор всей правовой системы;

2) нормативная (регулятивная) - правовые нормы и принципы, регулирующие отношения между субъектами права, которые объективированы и систематизированы в нормативно-правовых актах;

3) идеологическая - правопонимание каждого человека, его правосознание и правовая культура, возможность оценить правовое бытие и выбрать вариант поведения - правомерного и неправомерного;

4) функциональная - правотворчество, правореализация, правоприменение, правовое воспитание, правоотношения, юридическая практика. Через них формируется, изменяется, осуществляется действие норм права;

5) коммуникативная - интегративные (суммирующие) связи всех подсистем функционирования правовой системы общества в целом, определяющие эффективность правового регулирования, законность и правопорядок.

Каждая из самостоятельных частей правовой системы общества имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности.

Таким образом, понятие «правовая система» имеет обобщающий характер. Оно включает в себя, по существу, все правовые явления: правотворчество, правосознание, правореализующую деятельность, правовую идеологию. Право - ядро и нормативная основа правовой системы, её цементирующий стержень. Правопонимание - концептуальный фундамент правовой системы. Законность и правопорядок - обязательные результативные элементы правовой системы, без которых она не может эффективно функционировать.



Просмотров