Основные отрасли международного права. Вспомогательные источники международного права. Основные понятия и институты международного права

ОТРАСЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА - совокупность юридических норм и принципов, регулирующих отношения между субъектами международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международное права и связана со специфической группой объектов международного права. Нормы и каждой О.м.п. в совокупности являются составной частью международного права в целом. Они базируются на основных принципах международного права, конкретизируют их применительно к определенной области правоотношений, и не должны противоречить таким основным принципам международной права. Именно специфика норм и принципов каждой О.м.п., определяемая спецификой предмета и объекта международного права, является критерием, с помощью которого различаются в международном праве его отдельные отрасли. Для ряда О. м. п. характерным является то, что их нормы и принципы устанавливают правовой и ре жим территорий и пространств (акватории Мирового океана, воздушного пространства и космического пространства).

Всеобщее признание на практике получило выделение таких О.м.п., кзх. , международное воздушное право, дипломатическое право, международное уголовное право, и др. В доктрине международного права в настоящее время не существует единого мнения по вопросу деления международного права на отрасли. Согласно одной точке зрения, О.м.п. существуют исключительно в плане научной систематизации международно-правовых норм и принципов, а т.ж. выделяются для удобства преподавания и изучения международного права. В соответствии с другой точкой зрения О.м.п. существуют в качестве объективной категории, отражающей специфику правоотношений в определенных областях международных отношений. О критериях деления международного права на отрасли высказывается точка зрения, согласно которой О.м.п. должна обладать внутренним единством предмета правового регулирования и иметь специфический метод этого регулирования.

Другая точка зрения исходит из того, что для выделения группы норм и принципов международного права в особую отрасль достаточно наличия специфики предмета правоотношений и единства специальных отраслевых принципов права. В теории предлагается т.ж. различать отрасли и подотрасли международного права. Практическое значение выделения О.м.п. состоит в том, что и прогрессивное развитие международного права должны осуществляться с учетом не только существующих его основных и других общих принципов, но и с учетом отраслевых. Такое различие необходимо т.ж. при выборе принципов и норм, которыми государствам надлежит руководствоваться в процессе осуществления того или иного вида деятельности в той или иной сфере.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ОТРАСЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА" в других словарях:

    - – совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет спецефический предмет международного права, обладает большой степенью универсальной кодификации и характеризуется… … Википедия

    МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ОТРАСЛЬ Юридическая энциклопедия

    ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОГО ОТРАСЛЬ - ОТРАСЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА … Юридическая энциклопедия

    - (см. ОТРАСЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Отрасль права - (англ. branch of law) в теории права основной структурный элемент системы права, обособленная группа правовых норм и институтов, объединенных общностью регулируемых ими однородных общественных отношений. О.п. включает соответствующие правовые … … Энциклопедия права

    отрасль права - относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений (так, нормы права, регулирующие финансовые отношения, составляют отрасль финансового права). В … Большой юридический словарь

    Понятие. характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной,политической и культурной сферах. Понятие П.ч. появилось еще в эпоху буржуазных революций. П.ч. носят… … Энциклопедия юриста

    Система права это внутреннее строение структурных элементов права. Содержание 1 Система права 2 Классификации системы права … Википедия

    Особенности, характерные для уголовного права Российской Федерации, рассматриваются в статье Уголовное право России Уголовное право это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением… … Википедия

Книги

  • Интернет-право , Даниленков Алексей Владимирович. В работе впервые в научной литературе интернет-право (ИП) рассматривается и исследуется как самостоятельная отрасль современного российского права, встроенная в систему международно-правового…

§1. Международное гуманитарное право

В международном праве неуклонно возрастает удельный вес норм, ориентированных на человека. Основу составляет принцип уважения прав человека и основных свобод, предполагающий их всеобщее значение. Для обозначения рассматриваемой отрасли предложен термин “международное гуманитарное право”. Использование слова “гуманитарное” согласуется с терминологией Устава ООН. Он провозглашает цель осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем гуманитарного характера. Данная отрасль права включает нормы трех видов: 1) нормы, действующие в нормальных ситуациях мирного времени; 2) нормы, предназначенные для условий вооруженных конфликтов с целью их максимально возможной гуманизации; 3) нормы, применение которых обязательно в любых ситуациях (например, право на свободу мысли, религии, запрещение пыток). Специфика международного гуманитарного права заключается в том, что участниками регулируемых его нормами отношений являются наряду с государствами и индивиды (физические лица).

Источниками международного гуманитарного права являются: Конвенция о политических правах женщин 1952 г., конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Международная конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. Самостоятельную группу составляют акты, ориентированные на предотвращение действий, которые посягают на права больших человеческих коллективов или отдельных людей. Имеются в виду Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Конвенция против пыток 1984 г. Далее назовем региональные акты, регламентирующие весь комплекс основных прав и свобод применительно к определенной группе государств и их гражданам. Это Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейская социальная хартия 1961 г. 26 мая 1995 г. подписана Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, неотъемлемой частью которой считается Положение о Комиссии по правам человека СНГ.

Следует подчеркнуть, что в международном гуманитарном праве отвергается деление прав и свобод по степени их значимости для человека. Целостный взгляд на проблему четко выражен в тексте Итогового документа Венской встречи СБСЕ 1989 г., где сказано, что все права и свободы являются существенными для свободного и полного развития личности. Эта же мысль выражена в Венской декларации Всемирной конференции по правам человека 1993 г.

В соответствии с положениями международных договоров сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека. Соответствующие полномочия от имени ООН осуществляет Экономический и Социальный Совет. Под его руководством действует Комиссия по правам человека, в которой представлены 43 государства. Ее вспомогательным органом является Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. В составе Секретариата ООН имеется Центр по правам человека и утверждена должность Верховного комиссара ООН по правам человека. На региональном уровне также существуют подобные структурные формирования. В их числе Европейская Комиссия по правам человека и Европейский Суд, в которых представлено каждое государство - член Совета Европы. Устав СНГ предусмотрел создание Комиссии по правам человека из представителей государств - членов Содружества.

Гуманитарное право, действующее в условиях вооруженных конфликтов, включает международно-правовые нормы, охватывающие все вопросы защиты жертв войны, как это определено в Женевских конвенциях 1949 г.

§2. Международное уголовное право

Международное уголовное право складывалось и развивалось в условиях активизации международной преступности и совершенствования сотрудничества государств в предотвращении и пресечении этой деятельности. Сотрудничество осуществляется посредством использования двух взаимосвязанных механизмов, один из которых - договорной (конвенционный), то есть он воплощается в заключаемых государствами договорах, а другой имеет организационно-правовой характер и проявляется в деятельности общих и специализированных организаций.

К настоящему времени сложился комплекс многосторонних международных конвенций, каждая из которых посвящена определенному преступлению: Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, Конвенция о предотвращении преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, Европейская конвенция о подавлении терроризма. Ряд конвенций о преступлениях международного характера подготовлен в рамках ООН (Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ). Характерная черта конвенций - это фиксация права всех без исключения государств быть их участниками. Особую группу источников международного уголовного права составляют акты, регламентирующие сотрудничество в борьбе против мира и безопасности человечества, с военными преступлениями. Выделим акты, характеризующие правовой статус некоторых международных органов, координирующих деятельность государств в борьбе с преступностью: Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпола), Положение о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью на территории СНГ.

В рамках Экономического и Социального Совета ООН учрежден Комитет по предупреждению и контролю над преступностью в составе представителей 27 государств. Одна из его функций - проведение раз в пять лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В структуре МВД РФ имеется Национальное центральное бюро Интерпола как органа взаимодействия органов внутренних дел РФ с аналогичными органами других государств - членов Интерпола. В штаб-квартире Интерпола во Франции работает группа штатных сотрудников, ведется картотека, включающая фотографии и дактилокарты многих тысяч международных преступников и описания наиболее опасных преступлений.

Специфика международного уголовного права обусловливает его ощутимое взаимодействие с национальным уголовным правом. Важнейшие вопросы предотвращения и пресечения международных преступлений разрешимы только в результате совместного применения норм международного уголовного права и норм национального уголовного права.

§3. Международное право в период вооруженных конфликтов

Это самостоятельная отрасль международного права - совокупность конвенционных и обычных норм, регулирующих отношения между участвующими в вооруженном конфликте и затронутыми им субъектами международного права по поводу применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, защиты раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, устанавливающих ответственность государств и отдельных лиц за нарушение этих норм.

Современное международное право запрещает захватнические, агрессивные войны (Устав ООН). Вместе с тем это не означает, что войны уже исключены из жизни общества, что исчезли причины и источники, порождающие вооруженные конфликты. Наличие источников, порождающих войны обусловливает необходимость существования в международном праве специфических правовых норм, призванных регулировать отношения между государствами в случае вооруженных конфликтов и содействовать гуманизации ведения вооруженной борьбы.

Соответствующие международно-правовые акты разрабатывались на протяжении последних ста с лишним лет, начиная с Петербургской Декларации 1868 г. об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль и комплекса Гаагских конвенций 1899 и 1907 г.г. Самостоятельный комплекс образуют конвенции, во-первых, запрещающие оружие массового уничтожения, - конвенция о запрещении разработки производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении; во-вторых, либо запрещающие или ограничивающие применение в военных действиях определенных видов обычного оружия, - Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек, зажигательного оружия).

§4. Международное морское право

Международное морское право - это совокупность норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих межгосударственные отношения в связи с их исследованием и использованием. Большую роль в становлении международного морского права сыграли Женевские конференции ООН по морскому праву 1958 и 1980 г.г., осуществившие кодификацию его норм. Следует отметить вклад в разработку ряда международных договоров по морскому праву Международной морской организации (ИМО).

В Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. отражена специфика территориального моря. Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия). В отдельных государствах принята меньшая ширина - 6 (Греция), 4 (Норвегия) и даже 3 морских мили (США, Германия). Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суверенитетом. Оно имеет большое значение для международного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его внутреннего режима, которая заключается в праве мирного прохода. Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море. Предварительного разрешения властей прибрежного государства на такой проход не требуется. А промысловая деятельность иностранными судами осуществляется только с разрешения властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.

§5. Международное воздушное право

Международное воздушное право представляет совокупность норм, регулирующих отношения государств в сфере использования воздушного пространства, организации воздушных сообщений, коммерческой деятельности и обеспечения безопасности гражданской авиации. Оно охватывает два аспекта: правовое регулирование международных полетов в воздушном пространстве того или иного государства и правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве. Каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством, находящимся в пределах его сухопутной и водной территории.

Основным источником международного воздушного права являются международные договоры. Первым многосторонним договором, установившим основы данной отрасли международного права, стала Парижская конвенция 1919 г. Она признала полный исключительный суверенитет государства над своим воздушным пространством. В 1929 г. в Варшаве был подписан другой многосторонний договор - Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки. Важнейшим международным актом стала подписанная в 1944 г. в Чикаго Конвенция о международной гражданской авиации. Во второй части Конвенции содержатся положения об учреждении Международной организации гражданской авиации (ИКАО), целями которой являются разработка принципов и методов международных аэронавигаций, содействие развитию международного воздушного транспорта, поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов, способствовать безопасности полетов. Продолжает действовать важная для международного регулирования Конвенция 1952 г. об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам. Страны СНГ подписали в 1992 г. Соглашение об использовании воздушного пространства.

В рамках СБСЕ 24 марта 1992 г. подписан Договор по открытому небу, устанавливающий “режим открытого неба”, то есть право государств-участников на проведение наблюдательных полетов над территориями друг друга. Режим открытого неба устанавливается для проведения наблюдательных полетов над территорией государств-участников с использованием невооруженных самолетов, зарегистрированных соответствующими органами государства-участника и оборудованных предусмотренной аппаратурой наблюдения. Полет осуществляется в соответствии с планом полета, содержание которого указывается ИКАО и представляется органам управления воздушным движением. Договором установлены квоты - количество наблюдательных полетов, установленное для каждого участника соглашения. Наблюдательные полеты имеют приоритет по отношению к любым регулярным воздушным полетам. Данные, полученные аппаратурой наблюдения, представляются всем участникам соглашения.

Международное воздушное пространство находится над открытым морем, международными проливами, а также над Антарктикой. Все государства, независимо от того, являются они прибрежными или нет, имеют право свободно осуществлять воздушное судоходство над открытым морем и не приобретают в отношении этого воздушного пространства суверенных прав. Государство сохраняет свою юрисдикцию над зарегистрированным им воздушным судном, осуществляющим полет в международном воздушном пространстве. В связи с этим важное значение имеет соблюдение правила - каждое воздушное судно имеет соответствующие национальные и регистрационные знаки.

Режим воздушного пространства над Антарктикой регулируется Договором об Антарктике 1959 г. Все государства имеют право свободно осуществлять над Антарктикой полеты гражданских воздушных судов, строго придерживаясь стандартов ИКАО. Антарктика, включая воздушное пространство над нею, используется только в мирных целях. В связи с этим запрещаются любые мероприятия военного характера, испытания любых видов оружия, включая ядерные взрывы.

§6. Международное космическое право

Международное космическое право - одна из новых отраслей современного международного права, сформировавшаяся в процессе освоения государствами космического пространства и включающая нормы, которые регулируют международные правоотношения применительно к статусу космического пространства как особой внеземной среды и к деятельности государств по исследованию и использованию этого пространства. Главным источником этой отрасли является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г.

Другими многосторонними договорами, закрепляющими основные положения космического права, являются: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой; Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами; Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Страны, входящие в СНГ, заключили Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства и создали Межгосударственный совет по космосу.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел. Важным элементом космического права является принцип частичной демилитаризации космического пространства и полной демилитаризации небесных тел. Это означает, что государства - участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения. Исключительно в мирных целях используются Луна и другие небесные тела, на них установлен режим полной демилитаризации.

К принципам космического права относится и недопущение вредного загрязнения космоса, а также неблагоприятных изменений земной среды. Государства за свою деятельность в космическом пространстве несут международную ответственность.

Государство, запустившее космический объект на орбиту вокруг Земли регистрирует его путем записи в соответствующий регистр, который ведется данным государством. Кроме того, государство информирует об учреждении такого регистра Генерального секретаря ООН, который, в свою очередь, ведет Реестр, в который заносится информация, представляемая государством регистрации. Государство, в регистр которого занесен объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над ним во время его нахождения в космическом пространстве.

Государства могут создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции, информируя Генерального секретаря ООН о ее месторасположении и целях размещения. Для того, чтобы каждое государство-участник могло убедиться в том, что другие государства действуют в соответствии с Соглашением о Луне, все космические аппараты, станции и сооружения на Луне являются открытыми для контроля.

Имеются также международные межправительственные организации, которые созданы специально для сотрудничества по вопросам космоса. К ним относятся Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Международная организация космической связи “Интерспутник”, международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ).

§7. Международное право окружающей среды

Международное право окружающей среды - это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения по поводу охраны природной среды и ее рационального использования. К этой отрасли применяется и иное наименование - международное экологическое право. Государства должны рационально использовать природные ресурсы, учитывая их потенциальные возможности и необходимость воспроизводства. Применительно к международному праву окружающей среды этот принцип был сформулирован в Стокгольмской декларации 1972 г. Он выражен также в международных договорах, в частности в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. В 1985 г. был принят протокол к Конвенции о сокращении выбросов серы, а в 1988 г. - об ограничении выбросов оксидов азота. Государства несут международную ответственность за экологический ущерб. Воплощением этого стали арбитражные и судебные решения по межгосударственным спорам об ущербе в результате загрязнения.

Особую угрозу представляет загрязнение атмосферы радиоактивными выбросами в результате аварий на АЭС. Она ощутимо дала о себе знать в чернобыльской трагедии. В 1986 г. в Вене были заключены конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии и о помощи в случае ядерной аварии.

Женевские конвенции и Конвенция ООН по морскому праву налагают на государства обязанность охранять морскую среду обитания. Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью запрещает ее слив с судов и танкеров, обязывает государства-члены оборудовать порты установками по приему остатков нефти с судов. Вопросы возмещения ущерба регулируются Конвенцией об ответственности за ущерб от загрязнения нефтью.

Выделяется ряд конкретных направлений сотрудничества в сфере защиты флоры и фауны, каждое из которых включает группу договоров: регулирование рыболовства и промысла морских ресурсов; охрана растительного мира (Международная конвенция об охране растений); защита конкретных видов животных (Соглашение о сохранении белых медведей и др.); охрана мест обитания (двусторонние конвенции об охране перелетных птиц и среды их обитания).

§8. Международное экономическое право

Международное экономическое право характеризуется как совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в области экономического сотрудничества. Важнейшим фактором, определяющим содержание международного экономического права, являются интеграционные процессы на двух уровнях - глобальном (всемирном) и региональном (локальном). Существенную роль в интеграционном сотрудничестве играют международные организации и органы: Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд (МВФ), Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК). На региональном и межрегиональном уровне следует отметить Европейское экономическое сообщество (ныне Европейский Союз) и Экономический союз в рамках СНГ, а также региональные экономические комиссии ООН.

Одна из особенностей международного экономического права состоит в активном участии в регулировании актов международных организаций и конференций. В числе резолюций ООН - Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о новом международном экономическом порядке.

Торговые договоры как источники международного торгового права имеют особое значение, поскольку устанавливают основы экономических взаимосвязей. В соответствии с ними заключаются соглашения о товарообороте. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров регулирует заключение договоров и обязательства продавца и покупателя, возникающие из договоров купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах.

- 97.50 Кб

Введение………………………………………………………… ………….….ст.2

Заключение…………………………………………………… ………………ст.14

Введение

Каждая отрасль права представляет из себя определенную структуру источников, то есть своего рода определенных норм, из которых и состоит данная отрасль права. Каждый источник это и отдельная отрасль права как таковая, и определенная ее часть. Некоторые источники права осуществляют основную функцию, другие же своего рода дополняют право. Исходя из этого нормы права есть закрепленная структура – “иерархия”, то есть такая система, при которой каждая норма принимает свое расположение в зависимости от юридической силы. Следует учесть, что в данном случае иерархия - это система, где каждый источник взаимодействует с другим и дополняет его. Cтановление новой правовой российской государственности немыслимо без эффективного правового воздействия на общественные отношения, которое в свою очередь предполагает наличие качественного законодательства. Одним из важнейших требований качества закона является обеспечение строгой иерархии источников действующего права.
Нарушение иерархии может приводить не только к снижению эффективности правового регулирования общественных отношений, дезориентации людей, возникновению трудноразрешимых конфликтов и прочим негативным явлениям. Социальные последствия этого явления могут быть значительно более серьезными. Под угрозой оказывается целостность государства. В третьем разделе Концепции национальной безопасности Российской Федерации «Угрозы национальной безопасности Российской Федерации», говорится, что «единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации».

Глава 1. Понятие источников международного права

Термин «источник права», согласно общей теории права - это форма, в которой выражается юридически обязательное правило поведения и которая придает этому правилу качество правовой нормы. Соответственно источники международного права - это формы, в которых выражены правила поведения субъектов международных отношений и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы. Далее начинается специфика международного права, существенно отличающегося в этом плане от внутригосударственного. Во-первых, нормы международного права устанавливаются его субъектами по соглашению между ними, выражающему их согласованную и тем самым общую волю. Поэтому такие соглашения и являются источниками международно-правовых норм. Во-вторых, как уже говорилось, субъективному праву предусмотренных нормами международного права субъектов всегда противостоят субъективные обязательства других субъектов международного права. В связи с этим об источниках международного права вполне закономерно говорить либо как об источниках субъективных прав, либо как об источниках субъективных обязательств субъектов международных правоотношений. В большинстве случаев предпочтительнее вести речь о субъективных обязательствах, поскольку обязанный субъект не может их не соблюдать, не навлекая на себя неблагоприятные юридические последствия в виде международно-правовых санкций. Субъективным же правом управомоченный субъект может распоряжаться по своему усмотрению, за исключением случая наличия императивной нормы. Термин "источники права" обычно принято употреблять в двух значениях - материальном и формальном. Под материальными источниками понимаются материальные условия жизни общества. Формальные источники права, более всего интересующие правоведов, - это те формы, в которых находят свое выражение нормы права. Только формальные источники права являются юридической категорией и составляют предмет изучения юридических наук, в том числе международного права. Основная проблема источников международного права заключается в неясности их перечня. Международно-правовые нормативные документы не содержат исчерпывающего перечня источников. Приблизительный перечень источников, который некоторыми учеными принимается в качестве списка источников международного права, содержится в ст. 38 Статута Международного суда ООН, которая гласит: Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет: a) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. В настоящее время, как это отмечается в литературе, в практике международного общения выработаны четыре формы источников международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций.

Статут Международного суда ООН в ст. 38 не упоминает о резолюциях (решениях) международных организаций в списке источников международного права. Однако надо иметь в виду, что Статут не является общеправовым документом: он носит функциональный характер, закрепляет создание межгосударственного института - Международного суда ООН и устанавливает правила, обязательные только для этого института.

Глава 2. Классификация источников международного права

2.1. Виды основных источников международного права.

Основным источником международного права, который является “первым” в иерархии считается международный договор. Это положение так же разделяют многие ученые в области права. Такое мнение определяется тем, что международный договор первоначально определил другие источники в данной иерархии. Договор в самом праве означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Такое определение дается в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Это понятие устанавливается самим правом, и хотя оно не охватывает устные договоры, положения данного акта применяются к ним. Сам же акт признаёт “возрастающую роль международного договора как источника международного права”, тем самым так же определяя место данного акта в иерархии источников. Следует учесть, что договор и не может устанавливать определенный обязательства, возвышающие одно государство над другим, и так же договор не должен регулировать государственную деятельность, так как он предполагает регулирование отношений между субъектами договора на равных. Это своего рода общеправовой принцип, который заключает в себе международный договор как источник права. Если мы обратимся к судебной практике, то в данной сфере договор также имеет в некотором роде ключевое значение. В этой связи рассмотрим практику российских и международных судов, в частности Конституционного суда РФ и Европейского суда по правам человека. Конституционный суд при рассмотрении дела относящемуся к внутригосударственной деятельности в основном использует параллельное применение международных договоров на равнее с национальными актами. Но если данное дело затрагивает отношение между другими государствами, то международный договор применяется чаще всего как основной. Например, возьмем Определение Конституционного Суда РФ от 19.03.2009 N184-О-О. В данном деле ссылка на международный договор является подтверждением запрета дискриминации, в принципе однозначные положение, как и в Конституции РФ, так суд устанавливает “судебные решения в части довода о невозможности личного участия в разбирательстве его дела на соответствие Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 6 (часть 2), 17, 18, 19, 21 (часть 1), 45 (часть 2), 46, 55 (части 2 и 3), 56 (часть 3) и 123 (часть 3), а также статье 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод”. Итак, практика показывает, что международный договор занимает главное место в иерархии источников международного права, а так же определенным образом влияет на национальное право. Но в данном положении есть определенная проблема. Так международный обычай и принципы права являются основными составляющими международного договора, но почему тогда данные источники не стоят на первом месте в иерархии. Да, некоторые ученые в области права рассматривают принципы как основу иерархии “общепризнанные нормы и принципы международного права являются вершиной данной иерархии, частью правовой системы большинства государств и имеют примат над нормами национального права в случае их противоречия”. Что же касается международного обычая то, легального определения международного обычая не существует. Ученые дают лишь описательную характеристику международному обычаю. Так, например” Международный обычай представляет собой правило поведения, сложившееся на практике. Формой выражения международного обычая, таким образом, являются общественные отношения. Даже если существует описание обычая, в каком либо документе, данное описание может рассматриваться только как доказательство обычая, но не как его выражение”. Обычаю следует отдать большое предпочтение, так как именно на его основе строятся все другие источники права. Своего рода норма, на которой строятся и договоры, и принципы закрепляет, прежде всего, обычай, в этой связи можно отметить, что если договор закрепляет за собой отношение государств, то международный обычай выражает своего рода общественные отношения. Включение обычая в иерархию источников объясняется тем, что обычай носит обязательный характер, тем самым представляя своего рода норму, которую следует исполнять. Но в отличие от международного договора, обычай не создает новых правил поведения он лишь их регулирует. Так на основе договора создается определенная организации, но не на основе обычая, данный источник права может только регулировать деятельность организации, но не менять ее структуру. Обычай в отличие от договора тесно связан с мнениями общества, и также выражает это мнение в международном договоре, тем самым нарушая нормы обычая, нарушаются общественные отношения, то есть правила признанные обществом как обязательные. В этом и заключается деятельность международного обычая как источника права и как элемента иерархии. Обычай в отличие от договора определяет поведения не государства в целом, а поведение общества в данном государстве. То есть своего рода правила поведения, которые сложились на практике, в определенном государстве, в определенном обществе. Обычай является элементом международного договора как “регулирующего” правила поведения, реализуемые на практике, но следует учитывать, что данная практика закреплена юридически, здесь уже можно говорить о том, что элементом обычая как нормативной практики выступает принцип права или opinio juris. Отсюда следует, что обычай своего рода регулирует деятельность международного договора, используя практику поведения в качестве общеправовых принципов международного права. На практике такое соотношение приводит к возникновению “Правового обыкновения”, то есть обычая, закрепленного в правовой сфере. В гражданском кодексе США это правовой обычай в торговле, а в Гражданском кодексе Российской Федерации таким обыкновением выступает обычай делового оборота. В этой связи можно отметить, что международный обычаи должен складываться как правило, которое неоднократно повторяется и в итоге образуется как обязательное правовое отношение. От сюда можно сделать вывод о том что обычаем выступает как «правило, сложившееся на основе столь постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений, что оно считается входящим в состав волеизъявления сторон по сделке в случае соответствия их намерениям». В подтверждении данного мнения так же как и в случаях международного договора следует воспользоваться судебной практикой. В данном случае можно опираться на статью 9 Конвенция ООН “О договорах международной купли - продажи товаров” которая прямо предусматривает - стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях. Данная практика устанавливает применение обычая в такой сфере как купли - продажа товаров, тем самым показывая применение правового обычая. Так в чем же заключается важность обычных норм, а именно их место в иерархии норм международного права. Можно точно утверждать, что номы обычая тесно связаны с основными источниками международного права, можно так же говорить о том, что именно эти нормы являются основой международного договора, основа, которая регулирует деятельность и устанавливает правила, для международного договора используя общие принципы права. Проблема же места правового обычая в иерархии источников заключается в некоторой не закрепленности обычая в законодательстве. То есть, нет четкой грани определения обычая, и закрепление его на ровне с другими источниками права. Хотя обычай получает в данном случае заслуженное место в иерархии международных источников права, так как устанавливает основу для других источников. Можно так же отметить, что обычай является обязательной основой для других источников права, при этом устанавливая основные правила которые в свою очередь структурируются на частом применении. Источник права, который так же устанавливает правила но и закрепляет их нормативно в международном праве является общепризнанный принцип. Как такового определения принципа в законодательстве нет, но конечно ученые дают свое понимание данному понятию. Некоторые авторы полагают, что общие принципы права представляют собой общие принципы внутригосударственного права, относящиеся в основном к сфере частного права. Другой распространенной категорией принципов внутригосударственного права, к которым может обращаться международный суд, являются процессуальные принципы. Возможность их использования в рамках международного правопорядка объясняется универсальным характером права на судебную защиту. Данная позиция говорит нам о том, что общие принципы права своего рода относятся к внутригосударственному праву различных государств, и данное мнение можно учесть.

2.2. Виды второстепенные источники международного права

Источники, о которых пойдет речь, получили свой статус дополнительных источников права, так как именно они исполняют свою функцию некоего дополнения и подтверждения норм, которые уже существуют. Так же данные нормы исполняют функцию толкования и реализации норм права. Одной из таких норм является доктрина. В праве Российском до сих пор проявляется проблема отнесения Судебных решений к источникам права. Одни ученые считают, что бессмысленно считать нормой то, что ее использует в своей деятельности. Другие наоборот считают, что такая практика, прежде всего, создает своего рода правило, которое применяется в последующем. В международном праве при рассмотрение доктрины возникает вопрос об его отнесении к источникам международного права. Отнесение доктрины к источникам права спорен. Но судебно-арбитражной практике известны случаи обращения к доктрине для обоснования, принимаемого решения. При рассмотрении иска английской фирмы "Ромулус Филмс Лтд" к В/О "Совэкспортфильм" Внешнеторговая арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате СССР (ВТАК) обсудила вопрос о возможности принятия так называемой обратной отсылки к советскому праву и пришла к следующему выводу: "Как бы ни решался этот вопрос по английскому коллизионному праву, принятие обратной отсылки, во всяком случае, зависит только от советского коллизионного права, а советское коллизионное право, в согласии с господствующей доктриной и практикой, не применяет категории обратной отсылки при разрешении споров по внешнеторговым сделкам, за исключением случаев, предусмотренных в заключенных СССР международных договорах". Далее ВТАК в своем решении сослалась на часть 2 книги Л. А. Лунца "Международное частное право", а также на работы Хелла, Фальконбриджа и Баттифоля. Доктрина это своего рода мнение ученых по конкретному вопросу который относится непосредственно к правовой сфере. В данном примере продемонстрирована отсылка к научной литературе для решения вопроса по делу, хотя иногда доктрина играет свою роль как нормы, а именно как источника, чаще всего доктрина является некой точкой зрения по конкретному правовому вопросу, то есть дает своего рода информацию о ситуации. В этом случае, отнесение доктрины к иерархии источников права спорен и по сей день. Следущий источник, о котором пойдет речь получил свой статус как необходимого источника в международном праве, в качестве второстепенных. Статут МС ООН выделяет так называемый ex aequo et bono, определенный отдельным пунктом не входящим в число нормативных актов при помощи которых суд разрешает дело. “Это постановление не ограничивает права Суда разрешать дело ex aequo et bono, если стороны с этим согласны”. Этот источник понимается как некое обстоятельство, мнение, на которое суд может опираться только при наличии использования всех нормативных актов указанных в Статуте. Это означает, что при вынесении решения Суд не связан нормами права и может опираться на любые обстоятельства, которые ему кажутся относимыми, и использовать любые доводы, которые ему кажутся уместными. Механизм, закрепленный в п. 2 ст. 38, ни разу не был применен Судом на практике. Такой источник закреплен но необходимы существенные условия для его применение. Суд может обращаться к соображениям справедливости и здравого смысла не только в порядке применения п. 2 ст. 38. Соответствующая отсылка также может быть закреплена в договоре или обычае, которые охватываются действием п. 1 ст. 38. Так, в соответствии с п. 1 ст. 74 и п. 1 ст. 83 Конвенции по морскому праву 1982 г. делимитация исключительной экономической зоны и континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями “осуществляется путем соглашения на основе международного права, как это указывается в статье 38 Статута Международного Суда, в целях достижения справедливого решения”. Отношение данного источника к иерархии определяется его нормативной позицией, или своего рода юридической силой. В этой связи можно отметить то, что данный источник не образован благодаря нормативным актам. Да, можно утверждать что мнение судей при разрешении спора имеет свою нормативность, но данный источник нормы в себя не включает, да и сам относится больше не к источникам международного права в общем, а лишь к его процессуальной части. По этому по отношению к международно - правовой дисциплине включение ex aequo et bono весьма проблемно. И по отношению к второстепенным источникам стоит на последнем месте. Следущие акты, о которых пойдет речь, заслужили своего рода “проблемное” отношение, это объясняется тем, что они не имеют юридической силы как таковой, но в судах данные нормы применяются. Одними из таких источников являются акты международных организаций и конференций. Ученые относят их к ряду доктринальных источников, то есть они своего рода так же дают информацию, но не о нормах международного права, а о различных понятиях применяемых как в международном праве, так и в праве национальном. Данные акты тем самым выполняют свои функции, которые выделяют ученые. Например В.Л Толстых четко разграничивает функции данного акта, так он указывает что акты международных организаций в первую очередь могут содержать нормы международного права, выступая тем самым в качестве его источников. Такого рода акты могут принимать некоторые специализированные учреждения ООН (ИКАО, ВОЗ). Например, в соответствии со ст. 21–22 Устава ВОЗ Ассамблея здравоохранения имеет полномочия устанавливать в некоторых областях правила, которые становятся обязательными для всех членов этой организации, за исключением тех из них, которые известят об их отклонении или об оговорках в их отношении. Так же они могут фиксировать содержание обычных норм и способствовать их формированию, а также подтверждать существование opinio juris. могут содержать рекомендации, т.е. указывать вариант поведения, одобряемый международным сообществом и данной организацией. Рекомендации могут касаться содержания международных договоров. Распространение такого рода актов обусловлено тем, что в некоторых сферах государства не в состоянии создать договорные или обычные нормы. Они могут содержать индивидуальные предписания, на основе которых возникают международные обязательства (например, резолюции Совета Безопасности ООН) Так же могут содержать корпоративные нормы, регулирующие отношения в рамках данной организации. Односторонний акт государства - это одностороннее проявление воли, сформулированное публично в отношении его адресатов, выражающее намерение вызвать последствия по международному праву и способное независимо от вмешательства воли других государств породить, согласно проявленной воле, такие последствия, которые, будучи способны предоставлять права, не могут выступать в форме обязательств для третьих государств. Следует учесть, что односторонние акты являются своего рода мнением одного государства, стремящееся к изменению в определенной сфере, отношении другого государства. Международное право включает в свою сферу изучения именно те отношения, в которых взаимодействуют два и более государств.

Заключение

Источники международного права выступают в качестве внешней формы выражения правовой нормы. Источники в свою очередь регламентирует определенные отношения, складывающиеся в публичном праве. Классификация данных источников официально дана, и является неотъемлемой частью иерархии данных международных норм права. Но, в свою очередь иерархия источников международного права обладает своей нечеткостью и многогранностью. Так до сих пор решается проблема о приоритете в юридической силе обычая, международного договора, и принципа. Объясняется это тем, что не существует четкого разграничения норм международного права. Конечно, Статут Международного суда ООН указывает на источники международного права, но дает лишь только порядок использования данных норм при разрешении определенных споров, самой иерархии статут не устанавливает. В этой связи теоретики права так же не могут дать точного определения иерархии источников международного права. Эта проблема объясняется тем, что нормы международного права дают чаще всего основное направление источникам права внутригосударственного, при этом каждый основной источник в международном праве обладает такой особенностью. По этому, проблема нечеткости относится, прежде всего, к основным источникам права. Второстепенные источники не относятся к данной проблеме. “Загвоздка” второстепенных источников международного права заключается в том, что большинство данных источников не может считаться нормой в принципе, такие источники как доктрина, представляют из себя заключение ученных по отдельным вопросам, а ex aequo et bono является обстоятельством принимаемым судом как за судебный акт. Такое отношение представляет из себя определенную проблему, которая является довольно существенной..

Список используемых источников и литературы

1) Конституция Российской Федерация. (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с изм от 30 декабря 2008 г.) // “Росссийская газета”(далее РГ). - 2008. - 2 января.

2) Венская конвенция о праве международных договоров п. а п.1 Ст.2 от 23 мая 1969 г. (Вена)// “Международное публичное право”. Сборник документов - 2003 - С. 79

3) Венская конвенция о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г. // Работа комиссии международного права. Изд. IV. - Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1988. - С. 428

4) Статут Международного Суда от 26 июня 1945 г. (Сан-Франциско) // “Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами”. Вып. XII. - М., 1956. - Ст. 38.

5) Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995- N 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007) (принят ГД ФС РФ 16.06.1995)//CПС Консультант плюс

6) Быкова Е.В. Источники международного права. Конституция РФ как источник права / Быкова Е.В. - Прокурорская и следственная практика. -М.,2007.- № 3 - 15-17c.

7) Игнатенко Г. В. Источники международного права / Игнатенко Г. В. Международное право - 3-е изд. - М.: Норма, 2005. - 109с.

8) Коннова Е. В. К вопросу об определении понятия односторонних актов государств / Коннова Е. В. - Журн. междунар. права и междунар. отношений. - 2008. - № 3. - 23с.

9) Лукашук И.И. Источники международного права / Лукашук И.И. -Киев. - 1966. - 101c.

10) Малова О.В. Правовой обычай, обыкновение и общепризнанные принципы и нормы международного права / Малова О.В. - Сибирский юридический вестник. - 2006. - № 4 - 9c.


Толстик В.А, Иерархия источников российского права / Толстик В.А - Нижний Новгород 2002. - С.125

Толстых В.Л. Курс международного права: учебник / Толстых В.Л - М.: Волтерс Клувер 2009. - С.168

Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. (Вена) // Международное публичное право. Сборник документов - 1996 - С. 79

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Муллина Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав решениями судов общей юрисдикции: Определение Конституционного Суда РФ от 19 марта 2009 №184-О-О// СПС Консультант плюс

Толстик В.А. Иерархия источников российского права / Толстик В.А - Нижний Новгород 2002. - С. 142

Толстых В.Л. Курс международного права: учебник / Толстых В.Л -М.: Волтерс Клувер 2009. - С.168

Малова О.В. Правовой обычай, обыкновение и общепризнанные принципы и нормы международного права / Малова О.В - Сибирский юридический вестник 2001. - № 4 -С.9

Толстых В.Л. Курс международного права: учебник / Толстых В.Л -М.: Волтерс Клувер 2009. - С.170

Толстик В.А, Иерархия источников российского права/ Толстик В.А Нижний Новгород - 2002. - С.57

Статут Международного Суда от 26 июня 1945 г. (Сан-Франциско) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. - М., - 1956. - Ст.38 п.2

Толстых В.Л. Курс международного права: учебник / Толстых В.Л -М.: Волтерс Клувер 2009. - С.173

Коннова Е. В. К вопросу об определении понятия односторонних актов государств / Коннова Е. В. - Журн. междунар. права и междунар. отношений. - 2008. - № 3. - С. 23


Описание работы

Каждая отрасль права представляет из себя определенную структуру источников, то есть своего рода определенных норм, из которых и состоит данная отрасль права. Каждый источник это и отдельная отрасль права как таковая, и определенная ее часть. Некоторые источники права осуществляют основную функцию, другие же своего рода дополняют право. Исходя из этого нормы права есть закрепленная структура – “иерархия”, то есть такая система, при которой каждая норма принимает свое расположение в зависимости от юридической силы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….ст.2
Глава 1 Понятие источников международного права………….………...….ст.4
Глава 2 Классификация источников международного права………….……ст.5
2.1 Виды основных источников международного права………………........ст.5
2.2 Виды второстепенные источники международного права………….…ст.10
Заключение……………………………………………………………………ст.14
Список используемых источников и литературы……………….…….…....ст.15

Создаются в ходе переговоров между различными субъектами и оформляются соответствующими договорами.

В нормы международного права преобразуются положения международных организаций. Эти нормы носят рекомендательный характер. Нормой обычного права признается сложившееся правило поведения, которое признается субъектами в качестве обязательного. Поскольку нормы обычного права являются неписаными, уяснению их материального содержания помогает доктрина международного права, а также решения судебных органов, которые использовали обычай для разрешения спора и отразили его в судебном решении. Кодификация международного права - это составление свода норм обычного права.

Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.

Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости (международной морали), которые соблюдаются субъектами международного права во взаимных отношениях. Если международно-правовые нормы - это юридически обязательные правила поведения, то обыкновения, или нормы международной вежливости, лишены качества юридической обязательности.

Ряд норм международного права называют принципами, хотя это те же нормы международного права, но одни из них издавна назывались принципами, а другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно- правовом регулировании . Имеются принципы, которые носят наиболее общий характер по сравнению с другими международно-правовыми нормами и имеют наиважнейшее значение для международного правопорядка . Рассмотрим некоторые принципы международного права .

Принцип суверенного равенства государств означает полноту власти государства на своей территории и неподчинение любой иностранной власти. В этом отношении все государства равны.

Принцип неприменения силы и угрозы силой означает запрещение оккупации территории другого государства, предоставления государством своей территории другому государству для совершения агрессии против третьего государства, участия в террористических актах в другом государстве, поощрения банд и наемников для вторжения в другое государство.

Отраслями международного права являются: право международных договоров ; дипломатическое право, международное морское, воздушное, космическое, атомное право, природоохранное право; право вооруженных конфликтов ; гуманитарное и другие отрасли права . Рассмотрим предмет некоторых отраслей международного права.

За пределами государственных территорий находится территория общего пользования. Государства не вправе подчинять эти территории своему суверенитету.

В международную территорию общего пользования входят открытое море, воздушное пространство над ним, Международный район морского дна, Антарктика , космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела. Общим для всех этих частей международной территории общего пользования является то, что они в целом или какой-то своей частью, во-первых, не принадлежат национальному присвоению каким бы то ни было образом и, во-вторых, открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства в соответствии с международным правом.

Территория со смешанным режимом характеризуется ее расположением в основном за пределами государственной территории, в акватории Мирового океана и действием в ее пределах, как международных норм, так и внутригосударственных норм прибрежного государства. Таких территорий три: прибрежная зона, континентальный шельф и исключительная экономическая зона.

Население - это совокупность лиц, проживающих на территории государства: граждане , иностранцы и лица без гражданства . В этом институте велика роль понятия гражданства, которое представляет собой устойчивую правовую связь лица с государством. Законы каждого государства определяют порядок приобретения его гражданства.

Проживающие в государстве иностранцы, как правило, пользуются теми же правами, что и граждане данного государства, т.е. национальным режимом.

Как указывалось в гл. 2 настоящего учебника Понятие, особенности и система Международного права , являются формы, в которых оно воплощается, существует.

Поскольку к источникам международного права относится определенная категория международно-правовых актов, необходимо помнить, что такое международно-правовой акт. С одной стороны, он является разновидностью правовых актов вообще, а с другой - отличается от внутригосударственного правового акта. Правовой (юридический) акт имеет два значения: во-первых, это волеизъявление, действие, вызывающее правовые последствия, а во-вторых, это результат действия, воплощенный в виде правового предписания, дозволения или запрета, выраженных в определенной форме.

Подобная двойственность всегда присуща понятию правового (юридического) акта.

Сам термин "акт" уже говорит о том, что речь идет о поступке, поведении, действии какого-либо лица (индивида, юридического лица , государства). Свидетельство правового характера этого акта - то, что данное волеизъявление объективируется в конкретной форме и порождает правовые последствия. Именно волевой, причем целенаправленно волевой, характер позволяет выделить юридические акты среди прочих юридических фактов (событий, явлений природы и т.п.). Но не только это. Есть действия, поступки, влекущие за собой правовые последствия, но они тем не менее не относятся к юридическим актам. Особое значение здесь имеет внешнее выражение воли, та форма, в которой она выражена и закрепляется, так как форма выражения воли является решающим свидетельством совершения правового акта.

В качестве юридического акта рассматриваются не любые юридически значимые, порождающие правовые последствия действия, а только порождающие юридические последствия действие, поступок, которые совершены и зафиксированы в определенном порядке и форме, устанавливаемых нормами права (определенным лицом, выступающим от имени государства по его предписанию или с его дозволения, устно или письменно, с использованием определенной процедуры). Когда мы говорим о правовом акте как об источнике права, то имеем в виду конечный результат волеизъявления, форму, в которую оно выливается.

Понятие юридического акта охватывает нормативные акты и индивидуальные акты (т.е. рассчитанные на однократное применение). Иногда считают, что акты применения права могут быть только индивидуальными. Между тем это не так. Актом применения права может быть и нормативный, и индивидуальный акт. Нормативный акт, принимаемый в порядке конкретизации более высокого в иерархическом отношении "вышестоящего" акта, предусматривающего принятие на его основе другого нормативного акта (например, постановление правительства о порядке осуществления того или иного закона), безусловно, является актом применения норм соответствующего "вышестоящего" нормативного акта. Вместе с тем существуют нормативные акты, так сказать, первоначальные, которые не выступают как акты применения. К ним относятся конституции государств, международные договоры наиболее высокого уровня (так называемые межгосударственные договоры , по терминологии российского законодательства).

Международно-правовой акт - это порождающее международно-правовые последствия действие субъектов международного права , совершенное в установленном ими порядке и зафиксированное в определенной форме, отражающей их намерение облечь результаты этого действия именно в данную форму. Оно может совершаться в некоторых случаях и одним субъектом международного права (международной организацией от своего имени), но оно всегда либо непосредственно, либо в конечном счете выражает соглашение между субъектами международного права и призвано оказывать регулирующее воздействие на межгосударственные отношения. Международно-правовой акт - отражение и результат целенаправленной деятельности субъектов международного права, поэтому его можно рассматривать как форму либо явно выраженного соглашения субъектов международного права, либо представляющего собой производное такого соглашения (акт международной организации).

Источниками международного права в широком смысле, о котором сказано выше, можно, таким образом, считать следующие международно-правовые акты: международные договоры (нормативные, а также индивидуальные, не опирающиеся на нормативную основу); решения международных конференций, имеющие обязательный характер, поскольку они не опираются на нормативную основу (например, содержащие правила процедуры конференции), или даже индивидуальные (например, предусматривающие проведение семинара на какую-либо тему и т.п.); решения международных организаций, имеющие юридически обязательный характер и предусматривающие правила, рассчитанные на неоднократное применение, т.е. нормативные решения.

Основными среди таких источников являются нормативные международно-правовые акты, или, иными словами, источники международно-правовых норм. Наряду с ними встречаются международно-правовые акты смешанного типа, которые содержат как нормативные, так и индивидуальные дозволения, предписания и запреты. К ним можно отнести, например, некоторые договоры о территориальных уступках. Положение, предусматривающее передачу одним государством другому части своей территории , носит индивидуальный характер, но оно часто сопровождается правилами, которые регулируют вопросы, связанные с изменением подданства населением передаваемой территории, и т.д. Такие права рассчитаны на неоднократное применение, и соответствующие положения договора могут быть отнесены поэтому к нормативным.

Нельзя отождествлять международно-правовой акт и международно-правовой документ. На практике смешение международно-правового акта и международно-правового документа иногда не имеет существенного значения, но лучше его избегать.

Международно-правовой документ - формальная фиксация совершения международно-правового акта (нормативного и индивидуального, источника международного права и акта его применения, не являющегося его источником), доказательство его существования. Разницу между актом и документом можно показать на простом примере: уничтожение документа, как правило, не означает аннулирования правового акта, а лишь затрудняет доказывание его совершения, принятия, действия. Исчезновение одного из экземпляров подлинника международного договора в результате стихийного бедствия не отражается на правовом существовании данного договора, поскольку исчез не сам договор, а отпечатанный определенным образом, на определенной бумаге и т.д. текст договора, т.е. документ. Международный договор, заключенный в виде обмена нотами, - единый правовой акт, формальным доказательством его заключения служат два документа - соответствующие ноты. Следовательно, надо видеть разницу между международно-правовым актом, содержание которого составляют нормы международного права и индивидуальные международно-правовые установки, и документом или документами, свидетельствующими о его принятии, существовании, действии.

Международный акт - понятие, которое охватывает как международно-правовые акты, так и принятые двумя и более участниками межгосударственных отношений акты политического характера, которые не содержат правовых дозволений, предписаний и запретов (совместные заявления, коммюнике, Хельсинкские договоренности и т.д.). Доказательством их принятия, существования также являются соответствующие международные документы.

Международные договоры

В подп. "d" п. 1 ст. 38 Статута Международного суда говорится о вспомогательных средствах для определения правовых норм. Однако в начале этой статьи указывается на то, что Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права . Из этого следует, что под правовыми нормами, существование которых следует установить, имеются в виду нормы международного права. Совершенно ясно также, что необходимость установить существование таких норм возникает в том случае, когда речь идет об обычных нормах. Она не должна возникнуть в том случае, если требуется применить нормы, содержащиеся в международных договорах и решениях международных организаций, конференций.

Иногда средства, выявляющие существование обычных норм международного права, называли вспомогательными . Это выражение неудачно именно в силу того, что такие средства ни при каких условиях не могут рассматриваться как источники международного права. Скорее, их можно в той или иной степени отнести к свидетельствам существования обычных норм.

В ст. 38 Статута Международного суда к вспомогательным средствам для определения правовых норм отнесены только судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.

Практика, однако, показывает, что перечень таких средств этим не исчерпывается. Все, что подтверждает существование конкретной обычной нормы, может быть отнесено к данным средствам: решения международных организаций и конференций, нотная переписка и т.д.

Судебные решения - одно из распространенных средств, позволяющих выявить существование обычных норм международного права независимо от того, приняты они международными или внутригосударственными (национальными) судебными органами.

В качестве таких средств могут использоваться решения не только судов, но и арбитражей. Самое главное условие того, что такие решения действительно в состоянии сыграть роль свидетельств существования международных обычаев , - наличие в них ссылок на определенные международно-правовые нормы, причем именно как на обычные нормы. Подобные ссылки должны давать, очевидно, достаточно четкое представление о содержании обычаев, о которых идет речь, хотя прямое изложение содержания того или иного обычая не обязательно. Например, в приговоре Нюрнбергского трибунала 1946 г. просто указывается, что положения IV Гаагской конвенции 1970 г. стали международным обычаем, но этого вполне достаточно, поскольку с содержанием ее положений можно ознакомиться, прочитав ее текст.

Особую роль в качестве доказательства существования международного обычая играют решения международных судов и арбитражей. Среди них важнейшее место занимают решения Постоянной палаты международного правосудия и ее преемника - Международного суда. Для доказательства того, что какой-либо международный обычай существует, может оказаться достаточным одно решение международного судебного органа, в котором содержится ссылка на такой обычай.

В основном решения Международного суда, как и других международных судов и арбитражей, играют роль вспомогательных средств при определении того, существует ли тот или иной международный обычай, в качестве свидетельств opinio juris. Например, в решении Международного суда по делу "Никарагуа против США " от 27 июня 1986 г. было сказано, что положение п. "g" ст. 3 Определения агрессии 1974 г. стало нормой международного обычного права.

Наряду с решениями Международного суда свидетельством opinio juris (или его отсутствия) либо стимулятором появления новых обычных норм международного права могут быть и его консультативные заключения, не являющиеся юридически обязательными, но пользующиеся высоким авторитетом как мнения высококвалифицированных специалистов.

В связи с этим следует вспомнить консультативное заключение Международного суда от 8 июля 1996 г. "Законность угрозы ядерным оружием или его применения", которое Суд принял в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1994 г. N 49/75; такую же роль могут сыграть консультативные заключения и для международных судебных органов, если принятие таких заключений входит в их компетенцию.

Доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному публичному праву - еще одно из вспомогательных средств для определения существования обычных международно-правовых норм.

Статья 38 Статута Международного суда говорит о специалистах по публичному праву. Однако, поскольку Суд решает поданные ему дела на основе международного права, представляется очевидным, что имеются в виду специалисты именно по международному публичному праву, а не по публичному праву вообще. Использование научных трудов внутригосударственными судами - явление нетипичное. Но в ходе рассмотрения дел в Международном суде такие труды могут облегчать установление того, что международные обычаи, применимые к данным делам, действительно существуют.

Труды этого рода должны, естественно, принадлежать наиболее известным и опытным юристам-международникам. К ним могут быть отнесены не только курсы международного права, но и исследования тех или иных международно-правовых проблем. Если в них содержатся утверждения о том, что определенный международный обычай существует, и раскрывается его содержание, то для его установления не надо обращаться к анализу судебных решений, к нотной переписке и т.д.

Соответствующие авторы основывают подобные утверждения не на догадках, а на изучении практики.

В современных условиях вспомогательным средством для определения существования обычных норм являются решения (резолюции) международных организаций в том случае, если: а) они выступают как свидетельства opinion juris; б) их положения превратились в обычные нормы; в) они фиксируют в письменной форме содержание обычных норм; г) они представляют собой толкование обычных норм.

В некоторых случаях положения резолюций, носящих рекомендательный характер, со временем превращаются в международный обычай. Точности ради надо подчеркнуть, что именно их положения, а не резолюции как таковые, хотя с практической точки зрения это, вероятно, не столь существенно. Наиболее ярким примером могут служить положения Всеобщей декларации прав человека . Реже резолюции используются для фиксации в письменной форме содержания какого-либо международного обычая. К такого рода резолюциям можно отнести Декларацию о территориальном убежище 1967 г. Их цель - облегчить уяснение международного обычая.

Встречаются также резолюции, которые целенаправленно готовятся как толкование каких-либо норм. Наиболее известной резолюцией этого типа является Декларация о принципах международного права , касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г.

Вспомогательными средствами для определения существования норм международного права могут служить и иные средства: подготовительные материалы, нотная переписка, международные договоры , не вступившие в силу, и т.д.

Международный договор, не вступивший в силу, может свидетельствовать о существовании обычных норм, если они отражены в нем с достаточной полнотой. К таким договорам можно отнести Лондонскую декларацию о праве морской войны 1909 г., не вступившую в силу, поскольку она не была ратифицирована подписавшими ее государствами. Она внесла уточнение в ряд обычных норм, касающихся морской войны, в том числе норм, посвященных военной контрабанде. Эти уточнения стали в дальнейшем, после Первой мировой войны, восприниматься как нечто само собой разумеющееся и начали рассматриваться как элементы обычных норм, регламентирующих ведение морской войны.

Кодификация международного права

Кодификация международного права в современных условиях представляет собой прежде всего разработку и заключение международных договоров , закрепляющих уже сложившиеся международные обычаи , а также письменную фиксацию международных обычаев, осуществляемую на неофициальном уровне. Она неразрывно связана с прогрессивным развитием международного права (термин, используемый в Уставе ООН), под которым понимаются уточнение и конкретизация международных обычаев при их фиксации в договорном порядке, разработка и заключение договоров , имеющих универсальный характер, предназначенных для устранения пробелов в действующем международном праве и урегулирования отношений, ранее не бывших предметом международно-правового регулирования.

В общей теории права понятие "кодификация" имеет более широкое значение. Кодификация - это объединение в едином правовом акте прежде всего норм, образующих какую-либо отрасль права , имеющих общий объект регулирования.

Это могут быть нормы и не одной отрасли права, регулирующие близкие, тесно связанные друг с другом категории общественных отношений. Наряду с общей кодификацией, охватывающей все (или почти все) нормы данной отрасли права (идеально всеобъемлющая кодификация недолговечна, так как любая отрасль динамична), встречается частичная кодификация, применяемая лишь к определенной части норм той или иной отрасли права. Во внутригосударственной сфере кодификация, как правило, не связана с попыткой зафиксировать в письменном виде уже сложившиеся обычные правовые нормы . Главная ее задача - именно объединение той или иной большой категории правовых норм в едином правовом акте. В международном праве кодификация в собственном смысле - перевод обычаев на договорные рельсы, в широком значении - фиксация международных обычаев в письменной форме.

Кодификация международного права, как и кодификация вообще, может носить и официальный, и доктринальный характер.

Однако преобладает тенденция к его официальной кодификации. В настоящее время она является определяющей.

Отмечая вклад авторитетных проектов и кодификационной работы Института международного права, приходится признать, что в целом практическая роль итогов подобного рода деятельности имела значение в тот период, когда официальная кодификация, осуществляемая сейчас главным образом через Комиссию международного права ООН, не заняла еще того места, которое она стала занимать во второй половине XX в. Доктринальная кодификация способствовала в прошлом уяснению содержания существующих международных обычаев либо стимулировала дальнейшее развитие международного права. Нельзя говорить о том, что она полностью вытеснена официальной кодификацией. В качестве примера можно привести Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море, 1994 г., которое кодифицирует ряд обычных положений, относящихся к морской войне . В основном же центр тяжести кодификационной работы перенесен в официальную плоскость.

Другой важной чертой современной кодификации международного права является то, что она имеет частичный характер. Давно отказались от попыток создать всеобъемлющий кодекс международного права. Впрочем, эти попытки предпринимались только на неофициальном уровне. Надо отметить, что и официальная отраслевая кодификация международного права является преимущественно частичной. Например, кодификация дипломатического права осуществлена путем заключения нескольких конвенций, которые к тому же не охватили все его стороны. Исключение представляет собой Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Кодификация международного права, особенно в современных условиях, непременно сопровождается его прогрессивным развитием. Письменной фиксации и уточнения международных обычаев недостаточно. Динамика межгосударственных отношений непрерывно требует дальнейших шагов в области международно-правового регулирования. Международное право развивают любые договоры (правомерно заключенные). Но кодифицирующую задачу выполняют только универсальные договоры, учитывая общепризнанный характер глобальных международных обычаев, побуждающий стремиться к их договорному закреплению. Задачу прогрессивного развития международного права также в первую очередь выполняют эти же договоры, поскольку в развитии международного права в целом заинтересовано все международное сообщество и решить занимающие его проблемы можно прежде всего посредством универсальных договоров.

Иногда кодификация и прогрессивное развитие международного права останавливаются на полпути, не достигнув завершающей стадии. Примером может служить Лондонская декларация о праве морской войны 1909 г., которая, будучи международным договором, так и не была ратифицирована и не вступила в силу. Однако она играет определенную роль как запись сложившихся в данной области международных обычаев.



Просмотров