Понятие правовых систем и виды. Правовая система общества: понятие и структура. Правовая система: понятие, элементы

Понятие правовой системы и правовой семьи.

Правовая система – понятие гораздо более емкое, нежели система права. Они соотносятся, как целое и часть.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, отражающих всю правовую организацию общества и характеризующих уровень развития той или иной страны, т. е, правовая система - комплексная категория.

Структура правовой системы (элементы правовой системы):

    нормативный элемент включает в себя право, правовые принципы, источники права, систему права, систему законодательства;

    институциональный элемент , включающий систему органов государственной власти, осуществляющих правотворческие, правоприменительные, правоохранительные функции;

    социологический элемент включает в себя правосознание, правовую культуру, юридическую практику, юридическую технику.

Правовая система – это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, нормативную основу которых составляет право.

В настоящее время выделяют три основные разновидности правовых систем:

1) национальную правовую систему, отражающую политическое своеобразие конкретной страны;

2) тип права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический);

3) правовую семью.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем.

Правовые семьи и их классификация

Каждому государству присуща своя национальная правовая система, характеризующая уровень развития страны. Однако мно­гие национальные системы близки друг другу по характерным признакам. Такие черты, присущие многим государствам, объ­единяют правовые системы в типы правовых систем, или правовые семьи .

Типы правовых систем (семьи) распространяются на группы государств.

Выделяют следующие типы правовых систем (правовые семьи)

    англосаксонская;

    романо-германская;

    мусульманская.

    индусская;

    скандинавская;

    славянская;

    система обычного права;

    социалистическая и др.

Следует отметить, что определяющим основанием для классификации правовых систем является нормативный элемент. С учетом этого рассмотрим основные правовые семьи.

Англосаксонская правовая семья.

Основы данного типа правовых систем были сформированы в Англии, а затем посредством активной колониальной политики был распространены и на другие континенты. В настоящее время данный тип правовых систем существует в Великобритании, США, Канаде (Австралии, Новой Зеландии, Северной Ирландии и ряде других стран). Примерно одна треть населения живет в правовых рамках определенных именно англосаксонской правовой системой.

Формирование англосаксонской системы права началось еще в XIII в., когда были образованы и действовали так называемы разъездные королевские суды. В своей деятельности они руководствовались в основном обычаями, а также практикой местных судов. В результате судьи вырабатывали общие нормы, принципы и подходы в рассмотрении споров из разных сфер общественно жизни. Таким образом, складывалось так называемое общее прав (common law), которое первоначально было неписаным. Следует отметить то обстоятельство, что английское феодальное прав практически не подверглось влиянию римского права.

В дальнейшем решения королевских судов стали использоваться в качестве руководства в принятии решений другими судами по аналогичным делам. Таким образом, судебная практика стала одни из основных источников права.

В XIV в. в Англии наряду с «общим правом» начинает функционировать и так называемое право справедливости. Оно возникло как апелляционный институт. Недовольные решением своих дел в судах общего права обращались «за милостью и справедливостью» к королю. Король делегировал свои полномочия лорду-канц­леру, который считался «проводником королевской совести». Он при решении дел применял нормы общего права, римского права или канонического права, руководствуясь «соображениями справедливости». В дальнейшем данный суд также стал использован, свои же судебные прецеденты. В конечном итоге «общее право» и «право справедливости» слились друг с другом и в результате образовалось общее прецедентное право.

В 1854 г. специальным парламентским статутом была офици­ально признана обязательность судебных прецедентов. При этом были установлены следующие принципы прецедентною права:

    высшие суды не зависят от решений низших судов;

    суд первой инстанции не связан решением другого суда этого же уровня;

    нижестоящий суд обязан следовать выводам высшего суда;

    последующие решения палаты лордов (как высшей судеб­ной инстанции) не должны противоречить своим же пре­дыдущим решениям.

Следует отметить, что в Англии наряду с судебными прецеден­тами в качестве источников права использовались и используют­ся и законодательные акты. Так, в начале XX в. в Англии стала наблюдаться тенденция расширения роли парламентских стату­тов (парламентских законов, принимаемых по отдельным сферам общественных отношений). В настоящее время статуты наряду с судебными прецедентами являются основными источниками права.

Признаки англосаксонской системы права:

1) основным источником права выступает судебный прецедент;

2) ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду;

3) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное, поскольку, например, в процессе судопроизводства происходит правообразование (судья, принимая решение по конкретному делу, создает прецедент как источник права для других правоприменителей);

4) отсутствие официального деления права на отдельные отрасли;

5) отсутствие кодифицированных отраслей права;

6) отсутствие классического деления права на частное и публичное.

Романо-германская правовая семья.

Данный тип правовых систем имеет наибольшее распространение. Он характерен для всей континентальной Европы (Италия, Франция, Германия, Австрия, Швейцария, Россия), Латинской Америки, большинства стран Африки, многих государств Азии.

Романо-германская правовая семья - самая древняя. Ее корни можно отыскать и в Древнем Вавилоне, и в Древнем Египте и в Древней Греции. Но основа романо-германской правовой системы была заложена в Древнеримском государстве, где, как известно, впервые стали развиваться нормативные абстрактные положения (в отличие от древних казуальных законов, где степень абстрагирования была минимальной).

Как таковая романо-германская система появляется в XII XIII вв., т. е после рецепции в Европе римского права. В дальнейшем в развитии этой системы наибольших результатов добились германские юристы (отсюда и название правовой системы - романо-германская).

Значительный импульс в развитии романо-германской правовой системы имел место в период после буржуазных революции в Европе, когда начался активный процесс кодификации прав. К этому времени в континентальной Европе лидером в правовой развитии стала Франция. Особое значение в правовой истории сыграли два французских кодекса - Гражданский кодекс 1804 (его еще называют кодексом Наполеона в связи с тем, что император принимал личное участие в его разработке) и Уголовный кодеке 1810 г. Эти нормативные акты стали образцом кодифицированного права, которое стало перениматься другими государствами, включая и Россию.

Признаки романо-германской правовой семьи:

1) основной источник - нормативные правовые акты. Данная правовая система предполагает, что правоприменитель осуществляет квалификацию тех или иных действий на основе имеющихся правовых нормативов. В странах с романо-германской правовой системой роль судебного прецедента как источника права либо крайне незначительна; либо отсутствует вообще;

2) главную роль в формировании права играет законодатель

3) деление системы права на отрасли;

4) деление на частное и публичное право;

5) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

6) важное положение занимают подзаконные нормативные акты;

7) наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;

8) единая иерархически построенная система источников права

Мусульманская правовая семья.

Данная правовая система характерна для стран Ближнего Вос­тока, Аравийского полуострова (Иран, Ирак, Судан, Пакистан, Саудовская Аравия, Афганистан и др.), т. е. для стран, где офици­альной религией является ислам.

Особенность этой религии в том, что она не просто является морально-идеологическим течением, но составляет образ жизни людей, которые придерживаются религиозных догм.

Мусульманской правовой семье присущи следующие черты:

1) главный творец права – Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда;

2) основным источником права здесь являются религиозные догмы : в данном случае мусульманской религии. Основные положения этой религии содержатся в Коране. Сам по себе Коран не является непосредственным источником права, и правоприменители обращались не к нему, а к комментариям Корана, написанным в разное время наиболее авторитетными учеными-богословами. Эти комментарии носят название Иджма . Они, в свою очередь, в нынешнем столетии стали активно включаться в тексты законов, принима­емых законодательными органами. Источником мусульманского права является также так называемый Кияс - рассуждения в области права по аналогии;

2) система права делится на уголовное, семейное и др. Однако нет такой подробной дифференциации права, как в конти­нентальной Европе;

3) отсутствует деление права на частное и публичное;

4) тесное переплетение юридических положений с религиоз­ными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями.

5) судебная практика во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.

Традиционная семья – Мадагаскар, некоторые страны Африки, Китай, Япония.

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

1) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

2) обычаи и традиции представляют собой совокупность юридических, моральных и мифических предписаний, признанных государством;

3) юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права.

Правовая система (от англ. legal system) - правовая организация общества, совокупность институтов, согласованных и взаимосвязанных юридических средств, учреждений, существующих и функционирующих в государстве, с помощью которых государственная власть оказывает руководящее, организующее и регулятивное воздействие на общественные отношения, поведение человечества. Методами этого воздействия есть закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение, принуждение, стимулирование, ограничения, превенция, санкция и др. В таком смысле правовую систему можно разбирать как совокупность составляющих: норм права, правовых принципов и институтов (нормативный элемент); правовых учреждений; правовых идей, взглядов, традиций правовой культуры. Так же система права может быть одним из слагаемых правовой системы. Определение правовой системы в данном значении больше понятия права в объективном смысле, они относятся друг к другу как целое и часть.

Это интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. Правовая система - более широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей.
Право - ядро и нормативная основа правовой системы; по его характеру судят о сущности правовой системы.

Элементы правовой системы:

· правотворчество;

· правосудие;

· юридическая практика;

· нормативные правовые акты;

· правоотношения;

· субъективные права и обязанности;

· правовые учреждения;

· законность;

· правосознание и др.

Исчерпывающий перечень дать трудно, т.к. правовая система сложное, многоуровневое, динамическое образование.

Понятие и структура правовой системы связаны между собой, потому что именно понятие показывает основные элементы всего механизма. Можно выделить ряд основных составляющих правовой системы, а именно:

1. Национальная система права. Она может быть разной в каждом государстве, но её структура неизменна. Любая национальная система права складывается из отраслей, подотраслей, институтов (отраслевых, межотраслевых) и юридических норм. В данном случае система права – это те рамки, согласно которым происходят внутренние процессы государства.

2. Правореализацией можно назвать процесс использования юридических норм в реальной жизни. Благодаря ей нормы права не только существуют на страницах нормативно-правовых актов, но ещё и влияют на общественные отношения. Основными формами реализации можно назвать исполнение, соблюдение и использование.

3. Правовая культура – это совокупность соответствующих идей, ценностей и убеждений, которые приняты в среде какой-либо общности, нации. Правовая культура показывает осмысление права, реакцию сознания. Этот элемент системы выражается в процессе использования индивидом своих личных прав.

Элементы правовой системы

Система права - совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.

Система права включает в себя четыре компонента:

· Отрасль права - совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования (по этим критериям отличают одну отрасль права от другой);

· Подотрасль (суботрасль) права - совокупность нескольких близких по характеру правовых институтов. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права;

· Правовой институт - представляет собой группу норм права, регулирующих типичные общественные отношения и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность и устойчивость функционирования. Чаще всего регулирует определённый вид общественных отношений, причём это регулирование имеет достаточно законченный характер.

· Отраслевой правовой институт - объединяет нормы внутри конкретной отрасли, например, институты дарения, наследования в гражданском праве, институт президентства в конституционном праве и др.

· Межотраслевой правовой институт - к нему принадлежат институты, которые регулируют общественные отношения, относящиеся к двум или более отраслям права, например, институт собственности, юридической ответственности, институт договора и пр.

· Норма права - регулирует конкретный вид общественных отношений, содержит установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные принудительной силой государства и отражённые в источнике права.

Правовая культура

Правовая культура - система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определённой общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности.

Для многонациональных и мультирелигиозных обществ характерно одновременное существование в рамках одного государства нескольких правовых культур. Например, Россия является многонациональным государством, поэтому в нём одновременно существуют элементы русской, мусульманской и других этнических правовых культур. Также выделяется правовая культура как общества в целом, так и отдельной личности (индивидуума). Разные виды правовых культур несопоставимы между собой, каждая из них имеет свою определённую самоценность.

Выделяются четыре разновидности проявлений правовой культуры:

· правовые идеи;

· правовые нормы и институты;

· правовые поступки;

· правовые учреждения.

Правовая культура общества зависит от уровня развития правового сознания населения, уровня развития правовой деятельности (правотворческой и правореализуещей), и уровня развития всей системы законодательства.

Правовая культура человека выражается в способности пользоваться своим правом, действовать в рамках права, а также в наличии правовой грамотности.

Правореализация

Реализация права - возложение предписаний правовых норм в поведение людей и осуществление данных предписаний в реальной жизни.

Формами реализации права являются:

· Использование - активная реализация субъектами: гражданами, организациями, государственными органами тех возможностей, которые заключены в праве, то есть использование тех субъективных прав, которые закреплены в праве.

· Исполнение - это воплощение в жизнь обязывающих норм, когда субъект совершает какое-либо действие, которое ему вменялось законом в обязанность.

· Соблюдение - реализация пассивной обязанности, заключающейся в воздержании от совершения каких-либо действий, которые были запрещены.

Особой формой реализации права является его применение, спецификой данной формы является то, что она осуществляется компетентными органами, имеет цель воплотить содержание правовых норм в жизнь и может распространяться на неопределённый круг лиц.

Соотношение правовых массивов: правовая система, правовая семья, группы правовых систем.

Структура правовой системы стран мира:

Правовые семьи;

Группы правовых систем;

Национальные правовые системы.

Группы правовых систем

Общая характеристика:

Общность исторических, политических, экономических, духовно-культурных корней;

Единство в системе форм права, правовых принципов (например, принципов римского права, доктрины естественного права или принципов ислама);

Особенности эволюции правовой системы, своеобразие юридиче­ского мышления, наличие специфических правовых институтов, способов толкования права и др.

Таким образом, группа правовых систем - это комплекс взаимосвя­занных и взаимодействующих на основе общих принципов и целей юри­дических явлений, свойственных ряду государств, в рамках определенной правовой семьи. Примеры:

В рамках романо-германской правовой семьи существуют, например, группы романского права (Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Пор­тугалия, Румыния) и германского права (ФРГ, Австрия, Венгрия, Хорватия и др.);

В рамках англосаксонской правовой семьи существуют группы английского права (Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.) и американского права (США);

В рамках славянской правовой семьи выделяются группы россий­ского права (Россия. Беларусь, Украина, Казахстан) и западнославянского права (Бол­гария, Сербия, Черногория);

В рамках религиозной правовой семьи существуют группы му­сульманского права (суннитской и шиитской направленности), индусского и иудейского права.

Для всестороннего познания отечественного права необходимо знать не только внутренние принципы его действия, но и правовые традиции, оказавшие влияние на процесс его формирования, ведь право развивается не только на уровне отдельных государств, но и в глобальном масштабе. Все познается в сравнении, правовой опыт других стран нередко является полезным. Поэтому в правоведении выделяют специальный раздел, посвященный изучению правовых систем различных государств, их основных принципов и категорий, который получил название "правовая компаративистика".

Центральными понятиями в этой сфере сравнительного правоведения выступают понятия "правовая система" и "правовая семья".

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных элементов правового регулирования, включая источники и механизмы реализации права, и его результатов в виде правоприменительной практики, правовой культуры и правосознания, которые свойственны для отдельного государства.

Правовой семьей принято называть группы правовых систем, объединенные сущностными критериям, проявление которых свидетельствует об их относительной схожести. В юридической литературе в качестве таких критериев называют общность исторического формирования, структуры, источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки.

Ввиду того, что правовых систем очень много, предпочтительнее рассматривать особенности зарубежных правовых семей, используя классификацию, получившую наибольшее распространение и международное признание. Речь идет о классификации Репе Давида, который на основе комбинации юридико-технических и идеологических критериев систематизировал большинство правовых систем в следующие правовые семьи: романо-германскую (континентальную); англо-американскую (система общего права) и социалистическую; наряду с этим самостоятельно существуют самостоятельные типы религиозного и традиционного права (мусульманское; иудейское; каноническое; индусское; дальневосточное (японо-китайское); африканское право).

Если говорить о соотношении термина «правовая система» с иными терминами, то, в первую очередь, следует определить соотношение понятий «правовая система» и «правовая семья ». Под правовой семьей понимают совокупность национальных правовых систем, выделенных на основе общности их различных черт и признаков. Таким образом, несколько национальных правовых систем, обладающих схожими признаками, объединяются в одну правовую семью. Единого подхода к критериям объединения в настоящее время в юридической науке нет. В качестве критериев объединения можно указать: общность правовой идеологии, в соответствии с которой строятся общие начала права в той или иной семье; близость правовой методологии как совокупности средств и приемов воплощения права в жизнь, включающих, в частности, источники права, его структуру, юридическую технику, юридическую терминологию; сходство систем юридического образования и подготовки юридических кадров; правовые традиции, общие для государств, входящих в правовую систему и т.д. Какой бы подход к объединению правовых систем в группы мы бы не выбрали, суть соотношения категорий «правовая система» и «правовая семья» остается одинаковой: некоторая совокупность правовых систем объединяется по какому-либо выбранному критерию в группу, которая и называется правовой семьей. На этом основании путем сравнения устанавливается, в чем проявляется сходства и различия отдельных правовых систем, а также способы улучшения качества национальных правовых систем.

Таким образом, понятия «правовая система» и «правовая семья» не являются идентичными. Правовая семья шире, чем правовая система, так как включает в себя их совокупность.

В то же время внутри основных правовых семей выделяются иногда группы родственных правовых систем. Так, в романо-германской семье выделяют системы романского и германского права, а в англосаксонской семье - системы английского и американского права и т.д.

В рамках той или иной возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.

Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которого входят правовые системы таких стран, как Франция, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое право, и группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и другие.

Правовая система - понятие сложное и многоплановое, она содержит в себе целый комплекс компонентов, оказывает нормативно-организационное воздействие на общественные отношения. Элементы правовой системы объединены общей целью, задачами, они исполняют некоторые общие функции, что, между прочим, не свидетельствует об однородности и идентичности последних. Правовая система приоритетно и чаще всего рассматривается в контексте связи с государством как основным носителем публичной власти. И сравнительное правоведение, являясь составной частью общетеоретической юридической науки, обращенной к государственно-правовым явлениям современного мира, на основе проводимого сопоставления выделяет по различным основаниям сложившиеся виды правовых систем государств или их правовые семьи. Соответственно в тени либо недостаточно исследованными остаются иные аспекты, непосредственно вытекающие из сути правовой системы как объективно сложившейся и исторически обусловленной совокупности взаимосвязанных правовых явлений и институтов не только конкретного государства, но и иных образований, имеющих место в современном мире. И потому принципиально важно оговорить следующее: правовые системы выделяют не только на уровне государства. Вполне обоснованно рассматривать как государственные правовые системы, так и внутригосударственные

Такое выделение типов правовых систем представляется обоснованным, хотя и неполным. Государственно-организованные образования самого различного типа являются элементами публичного устройства обществ или сообществ на протяжении практически всего их развития в последние пять с половиной тысячелетий. Не менее половины из современных государств были колониями под управлением европейских стран, а XX столетие дает нам многочисленные примеры государств, не признаваемых международным сообществом (в том числе РСФСР и СССР в первые 10 - 15 лет их существования). Все они обладают нормативно-организованной системой, основанной на собственном праве и правореализующей деятельности специальных учреждений. Если попытаться обобщить имеющиеся в теории государства разновидности современных государственно-организованных образований, то, на наш взгляд, практически ими являются:

Государства, представляющие собой особые организации суверенной публичной власти, распространяющие ее посредством права на всю территорию и население страны;

Внутригосударственные образования как пользующиеся определенной самостоятельностью части единого союзного государства;

Зависимые территории, находящиеся под властью метрополии, но обладающие собственными властными структурами, которые организуют непосредственное управление населением посредством нормативных предписаний;

Государственноподобные образования, которые являются так называемыми непризнанными государствами.

Правовые системы государств:

Государства с одноуровневыми правовыми системами, под которыми понимается совокупность права, правовой культуры и юридической практики отдельно взятого так называемого простого унитарного государства, в котором вся территория делится на административные единицы, чей государственно-правовой статус полностью определяется и регулируется правовой системой данного государства (таковыми являются, например, правовые системы Эстонии, Польши или Беларуси);

Государства с двухуровневыми правовыми системами, которые возникают и оформляются в странах со сложным государственно-правовым устройством, учитывающим, в частности, юридические особенности автономных образований в иных унитарных государствах (Дания, Украина или Молдова) или специфику субъектов федераций (Канада, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия);

Государства с трехуровневыми правовыми системами, уникальным и единственным примером которых служит Российская Федерация, где помимо федеральной и региональных правовых систем функционируют двойственные системы ряда краев и областей (Красноярский край или Тюменская область), в которые входят автономные округа (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Таймырский и др.);

Государства с параллельными (дуалистическими) правовыми системами, представленные странами, в которых помимо официальных правовых систем существуют и оказывают значительное воздействие на национальное право системы, построенные на религиозных воззрениях, обычаях, традициях или образе жизни народа (примером может быть Индия, где действуют индийское право как нормативная система государства, отраженная в официальных источниках, и индуистское право как неофициальная нормативная система, веками оказывающая заметное влияние на большую часть коренного населения страны).

Внутригосударственные образования или регионы - реальность административно-территориального устройства современных стран. В мире насчитывается свыше 300 региональных структур, входящих на правах самоуправляющихся единиц в состав унитарных или федеративных государств.

Все эти образования объединяет проведение ими в определенной степени самостоятельной и в то же время согласованной с центральной властью правовой политики в пределах региона, наличие собственных законодательных, исполнительных и судебных органов, принимающих и/или реализующих правовые акты на территории образования. Они включают в себя определенные конструктивные элементы региональной правовой системы, такие как: совокупность правовых ценностей, отражающих культурно-исторические, религиозные, национальные, бытовые и иные особенности того или иного региона; правотворчество как нормативно урегулированный процесс создания, изменения или отмены правовых актов данного образования; иерархически организованный правовой массив территориально действующих актов общерегионального значения; реальный процесс правоприменения на территории данного региона.

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности.

Однако, несмотря на свои особенности и различия, эти правовые системы имеют и общие черты, которые позволяют их объединить в так называемые правовые семьи. Понятие «правовая семья» используется лишь для того, чтобы выявить сходства и различия правовых систем современности. На сегодняшний день различия между правом разных стран значительно уменьшаются, идет процесс их сближения, который обусловлен интеграционными процессами в современном мире.

Правовые семьи образуют объединение нескольких правовых систем различных государств, которые имеют общие корни возникновения и исторического развития, основаны на одних и тех же правовых принципах и нормах, имеют одну и ту же форму выражения. Эти правовые системы имеют одну и ту же общность принципов правового регулирования, которые определяют их содержание. В этих правовых семьях обычно используют тождественные или сходные по своему значению юридические понятия, термины и категории, что объясняется единством их происхождения, распространением (или же рецепцией) целых правовых институтов и норм правовой системы одной страны на другую.

К вопросу о типологии правовых систем существуют различные подходы. За основу классификации могут приниматься различные критерии - идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и т.д. Юридическая типология позволяет учитывать конкретно-исторические, юридико-технические и иные особенности различных правовых систем.

В научной литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В основу классификации правовых систем современности могут быть положены разные критерии. Так, известный французский ученый по сравнительному правоведению Р. Давид выделяет два критерия классификации: идеологический (факторы культуры, религии, философии, экономической и социальной структуры) и критерий юридической техники. Он указывает, что оба они должны быть использованы «не изолированно, а в совокупности». Исходя из этого, Р. Давид выделяет три главные группы правовых систем: романо-германскую правовую семью, семью общего права и семью социалистического права Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М., 1996. С. 20 - 21.. Эта классификация наиболее популярна в современной юридической науке.

Известный германский юрист К.Цвайгерт в качестве критерия классификации правовых систем берет понятие «правовой стиль», учитывающий пять факторов: происхождение и эволюцию правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природу источников права и способы их толкования; идеологические факторы.

С учетом этих факторов К. Цвайгерт различает следующие правовые системы: романскую, германскую, скандинавскую, англо-американскую, социалистическую, право ислама, индусское право Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. - М., 1995. С. 11. .

В рамках правовой семьи возможна классификация правовых систем и на более мелкие группы. Например, в романо-германской правовой семье выделяют группу французского (романского) права и группу германского права, в правовой семье общего права - группу английского права и группу американского права и т.п. Более расширенную внутрисемейную классификацию дает В. Кнапп, различая, например, в романо-германской правовой семье следующие сферы (группы) правовых систем: французское право, австрийское право, германское право, швейцарское право, сферу права скандинавских стран, смешанные системы права, каноническое право. Самый подробный перечень правовых систем современности представлен в Международной энциклопедии сравнительного права.

При классификации основных правовых систем современности учитываются следующие группы факторов:

Исторический генезис правовых систем;

Система источников права;

Структура правовой системы - ведущие правовые институты и отрасли права.

Классификация правовых семей во многом определяется характером ее источников: юридических, духовных и культурно-исторических. В качестве основного различия между романо-германской системой права и семьей общего права выступают характер и форма источников права. Если романо-германская правовая система является писанным, кодифицированным правом и правоприменитель решает дело, лишь сравнивая конкретную ситуацию с общей нормой, то англосаксонская система общего права характеризуется тем, что в ее основе лежит судебный прецедент, то есть она представляет собой систему некодифицированного права.

На характер формирования источников права, на форму их выражения во многом влияют сложившиеся правовые традиции и культура, образ юридического мышления. Например, для романо-германской правовой системы характерно рассмотрение дел на основе общих, абстрактных норм права, а для английского права - однажды вынесенное судом решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом.

В научной литературе принято выделять следующие основные правовые семьи:

Англосаксонскую;

Романо-германскую;

Мусульманскую;

Социалистическую;

Индусскую.

В отечественной юридической науке, помимо названных правовых семей, выделяют и славянскую правовую систему (Россия, Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия). Названую группу правовых систем, входящих в славянскую семью права, с уверенностью можно отнести к романо-германской правовой системе, так как у них есть много схожих признаков и характерных черт.

3. Романо-германская и англосаксонская правовые системы

правовой система административный страна

Романо-германская правовая система относится к западной традиции правопонимания, согласно которой право рассматривается как модель социальной организации. Она широко распространена в континентальной Европе и имеет наиболее древние традиции. Романо-германская правовая система - это результат эволюции римского права, но никоим образом не является его копией.

Романо-германская система права получила распространение во многих странах в результате их колонизации или же добровольной рецепции многих правовых институтов этой системы. Ряд стран, которые не были под господством европейцев, но куда проникали европейские правовые идеи и где были сильны прозападные тенденции, позаимствовали у нее отдельные элементы.

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России при всех ее особенностях более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

В своем становлении романо-германская правовая семья прошла три главных этапа:

1) эпоха Римской империи - XII в. н.э. - зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н.э.), господство в Европе архаических способов решения споров - поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.д., т.е. фактическое отсутствие права;

2) XIII - XVII вв. - возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти;

3) XVIII - XX вв. - кодификация права, принятие Конституций (в США, Польше, Франции и т.п.), появление отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1896 г.), создание национальных правовых систем.

Страны романо-германской правовой семьи - это страны «писаного права». Романо-германская правовая система отличается нормативной упорядоченностью и структурированностью источников. В настоящее время в странах континентального права основным источником права считается закон. Закон образует как бы скелет правопорядка. В системе законодательства высшую юридическую силу имеет конституция. Конституция закрепляет систему основных прав и свобод человека и гражданина, основы общественного и государственного строя, а также принципы организации и деятельности высших органов государственной власти. В конституциях многих стран получил закрепление принцип судебного контроля над конституционностью обычных законов.

Практически во всех государствах романо-германской правовой системы приняты и действуют гражданские, гражданско-процессуальные, уголовные, уголовно-процессуальные, административные и некоторые другие кодексы. Помимо кодексов, существует и система текущих законов, регулирующих все важнейшие сферы общественных отношений. Помимо законов, «писаное право» стран романо-германской правовой семьи включает и множество норм и предписаний, принимаемых органами государственной власти во исполнение законов. Законодатель, ограничиваясь изложением принципов более или менее общих норм, часть полномочий предоставляет административным органам для более подробной их регламентации.

Источником романо-германского права также является обычай. Хотя обычай и сыграл весьма важную роль в эволюции континентального права, однако на современном этапе его развития применение обычая как источника права очень ограничено по сравнению с законодательством. Обычай применяется лишь тогда, когда закон прямо отсылает к нему.

Среди источников континентального права на современном этапе его развития существенно возросло значение и судебной практики. Однако здесь роль судебного прецедента не так велика, как в системе общего права. Это обусловлено традицией романо-германской правовой системы, где основное место среди источников права отводится закону. Правовая норма, созданная судебной практикой, не имеет того авторитета, которым обладают законодательные нормы. Поэтому судебная практика действует в рамках правовых норм, установленных законодателем. Судебная практика не связана нормами, которые она сама создала, так как они не имеют обязательного характера. Следовательно, суды не могут сослаться на них для обоснования принимаемого решения. Исключение составляют нормы судебного прецедента, создаваемые высшими судебными инстанциями. Например, в ФРГ такой авторитет придан решениям Федерального конституционного суда, в Португалии - решениям Пленума Верховного суда, в России - решениям Конституционного Суда, в Испании - решениям Верховного суда.

В современной романо-германской системе права получили законодательное закрепление так называемые общие принципы права. В определенных условиях они могут быть основанием для решения дел при отправлении правосудия. Например, во Франции в публичном праве возможно обращение к общим принципам административного права. А в ФРГ Федеральный Верховный Суд и Федеральный Конституционный Суд в целой серии своих решений объявили, что конституционное право не ограничено текстом Основного Закона, а включает также «некоторые общие принципы, которые законодатель не конкретизировал в позитивной норме», что существует надпозитивное право, которое связывает даже учредительную власть законодателя.

Для правовых систем романо-германской семьи характерно деление права на публичное и частное. Такое деление связано с характером регулируемых отношений: публичное право регулирует отношения между публичной властью и управляемыми, а частное право - отношения между частными лицами.

Публичное право было призвано регулировать отношения в управленческой сфере. С возрастанием роли государства в управлении обществом особенно важно было действенным образом защищать естественные права граждан от злоупотреблений власти. Сосредоточив огромную власть в своих руках, органы управления часто злоупотребляли этой властью. Поэтому на законодательном уровне необходимо было четко закрепить полномочия органов управления, чтобы избежать нарушения прав и свобод личности.

Несмотря на то, что каждое национальное право имеет структуру свойственных только ей институтов, тем не менее между различными правовыми системами существует определенное сходство. Это сходство касается природы и структуры права, а также характера регулируемых правом общественных отношений. Особенно это видно в частном праве (например, предпринимательские и обязательственные отношения). Обязательственное право в странах романо-германской семьи считается центральным разделом гражданского права. Благодаря своей большой практической значимости оно выступает объектом постоянного внимания юристов. Отсюда его высокий юридико-технический уровень.

В области публичного права также имеется большое сходство между различными правовыми системами романо-германской правовой семьи. Это объясняется общностью политико-правовой мысли различных стран Европы и единым подходом к подготовке юристов. В странах романо-германской правовой семьи при формировании новых отраслей права также учитывается опыт других стран. Например, на основе курса административного права Франции был подготовлен курс немецкого административного права.

Одним из важных и отчетливых показателей единства романо-германской правовой семьи является единый подход к пониманию правовой нормы и тому месту, которое она должна занимать в решении конкретных дел. Правовую норму во всех странах этой правовой семьи понимают как общеобязательное правило поведения, созданное законодателем на общих принципах права и имеющее высшую юридическую силу. Нормы права в странах романо-германской правовой семьи носят абстрактный, обобщенный характер. Функцией правовой нормы является лишь установление правовых рамок.

Понятие правовой нормы, принятое в романо-германской правовой семье, является основой кодификации в том виде, в каком ее понимают в континентальной Европе. Кодекс в романо-германской трактовке не стремится к тому, чтобы решить все конкретные вопросы, возникающие на практике. В кодексе систематизированы общие правила поведения, на основе которых граждане и правоприменительные органы могут разрешить те или иные юридические проблемы.

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

В своем становлении англосаксонская правовая семья прошла четыре главных этапа:

1) до 1066 г. (нормандского завоевания Англии) - отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;

2) 1066 - 1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое отправляли королевские суды;

3) 1485 - 1832 гг. - период расцвета общего права и его упадка; нормы общего права стали отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться посредством возникшего «права справедливости», которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;

4) 1832 г. - наши дни - судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости (т.е. при рассмотрении дел судьями принимаются во внимание как образцы решения подобных дел в прошлом - судебные прецеденты, так и мнение судей, основанное на их собственномпонимании справедливости, - «судьи творят право, право есть то, что говорят о нем судьи»); распространение данной системы на английские колонии, где они внедрились, согласуясь с местной спецификой.

Для англосаксонской правовой системы не характерно классическое деление права на публичное и частное. Исторически здесь сложилось подразделение на «Общее право» и «Право справедливости». Такое деление произошло эволюционно, путем исторического генезиса, постепенного юридического оформления сложившихся отношений, что обусловливает специфику построения и развития английской правовой системы. Нормы общего права носят казуистический (индивидуальный) характер и имеют особое содержание.

Английская правовая система развивалась на основе принципа «Право там, где есть его защита», и всегда поддерживался престиж судебной власти. Судебная власть имеет огромный авторитет, и она независима от других органов государственной власти.

Основным источником англосаксонского права является судебный прецедент. Прецеденты создаются в Англии только высшими судебными инстанциями: Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного Совета, Апелляционным судом и Высоким судом. Нижестоящие суды прецеденты не создают. Прецедентное право Англии имеет императивный характер, т.е. каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанными ею самой и вышестоящими судами. Судебная система Англии организована так, что, во-первых, решения высшей инстанции - Палаты лордов - обязательны для всех судов; во-вторых, Апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты Палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов; в-третьих, Высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, и его решения обязательны для всех нижестоящих судов; в-четвертых, окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают.

На современном этапе развития в англосаксонской правовой системе возросло значение закона среди других источников права. Законодательство постепенно стало приобретать большое значение в правовом регулировании общественных отношений. Повышение роли законодательной деятельности связано с теми интеграционными процессами, которые идут в объединенной Европе. При этом учитывается опыт других государств, в том числе национально-правовых систем, относящихся к романо-германской семье права. Следовательно, наблюдается процесс постепенного сближения правовых систем Англии и других стран континентальной Европы.

В Англии нет писаной конституции. Английская конституция - это система правовых принципов и норм, выработанных судебной и законодательной властью, призванных обеспечить права и свободы личности, а также ограничить произвол власти.

Законодательные акты, принимаемые английским парламентом, по сфере действия делятся на публичные, распространяющиеся на неопределенный круг субъектов и действующие на всей территории Великобритании, и частные, распространяющиеся на отдельных лиц и территорию. Существуют законодательные акты, принимаемые местными органами власти, которые действуют на соответствующих территориях.

Особое место среди источников англосаксонского права занимает юридическая доктрина (наука), под которой следует понимать судебные комментарии, написанные наиболее авторитетными английскими юристами, чаще всего судьями, описания прецедентной практики, призванные выполнять роль практического руководства для юристов. Некоторые литературные источники (правовой комментарий к обязательным прецедентам) в англосаксонском праве имеют повсеместное признание и используются при решении конкретных дел. Например, наиболее авторитетный источник - «Институция» Дж. Кока цитируется в судах чаще, чем любой другой сборник прецедентов.

В англоязычных правовых системах наиболее ярко проявляется идея независимости права от государства, а требования правления права заключаются в том, что государственная власть должна осуществляться в соответствии с установленным законом, а сам закон должен отвечать определенным правовым принципам. Реализация принципов правления права возможна только в рамках либерально-демократической политической системы, в которой уважаются и гарантируются права и свободы индивида.

Англо-американская правовая система отличается чрезвычайной гибкостью правового регулирования, его близостью к фактическим общественным отношениям. Этот феномен объясняется особой ролью суда в создании и применении правовых норм. Именно англо-американскому праву обязано человечество приобретением института суда присяжных, доверительной собственности и многих других.

Несмотря на внешние отличия, и романо-германская, и англо-американская правовые системы базируются на общем культурном фундаменте христианских ценностей, либеральной демократии, признании прав человека и на индивидуализме

Существует понимание правовой системы в узком и широком смыслах. В узком смысле под правовой системой понимается национальное право конкретного государства. В широком смысле правовая система есть совокупность всех правовых явлений, существующих в данном обществе в конкретный момент, включая нормы, отрасли права, законодательство, правовую доктрину, юридическую технику, традиции, правосознание, правовую культуру и т.д. Именно в широком смысле данный термин использует большинство авторов. Понятие «правовая система» отражает особенности процесса возникновения права, его развития под воздействием исторических, культурных, национальных, религиозных и политических факторов.

Итак, правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества и используемый им для достижения своих целей.

Это понятие выражает очень важную идею, а именно: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему. В правовой системе слились естественные потребности людей с их мыслями, волей и чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификации.

Правовую систему следует отличать от системы права. Как уже отмечалось, система права – это строение права, выражающееся в разделении единого права на взаимосвязанные отрасли и институты. Понятие правовой системы позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии. Следует согласиться с мнением Бабаева В.К., считающего, что элементами правовой системы является все, что имеет юридическую окраску и необходимо для правового регулирования. Анализ одних только правовых норм не дает полной характеристики права, ибо важно и то, как оно формируется, систематизируется, реализуется, идеологически обосновывается.

Важнейшим элементом правовой системы является юридическая техника . Она представляет собой совокупность правил, приемов, способов, используемых при разработке и реализации правовых предписаний. Различают законодательную и правоприменительную технику.

Законодательная юридическая техника включает в себя правила, приемы и способы подготовки, оформления, систематизации и учета нормативных актов. Правоприменительная техника – различные способы и приемы толкования юридических норм, квалификации содеянного, построения правоприменительных актов.

Целью юридической техники является рационализирование юридической деятельности, достижения ясности, простоты, краткости определенной стандартизации, единообразия юридических документов и их реализации.

Юридическая техника – ключевое основание для определения общностей национальных правовых систем.

2. Правовые системы мира.

Национальная правовая система – органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т.д. На сегодняшний момент в мире существует около 200 национальных правовых систем, изучением которых занимается компаративистика, или сравнительное правоведение.

Несмотря на существенные различия национальных правовых систем, компаративистика классифицирует правовые системы по принадлежности к той или иной правовой семье. Правовая семья (межнациональная правовая система)- это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования; отраслевая структура; юридическая техника; единый понятийный аппарат; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).

Общепринятой классификацией правовых систем является классификация, предложенная французским компаративистом Р. Давидом. По мнению Р. Давида, существуют следующие правовые семьи: романо-германская (семья континентального права); англосаксонская (семья общего права); религиозная (семья мусульманского и индусского права); традиционная (семья обычного права); социалистическая.

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Финляндии, Германии, Аргентины, России и др. Романо-германская правовая семья сложилась в континентальной Европе в результате замены местных обычаев законами, созданными на основе рецепции римского права. Во всех странах континентальной системы права существует единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты. Главная роль в формировании права в таких странах отводится законодателю, создающему общие юридические правила поведения. Кроме того, среди отличительных признаков романо-германской правовой семьи обычно называют наличие писаных конституций, деление права на публичное и частное.

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, США, Канады и др. Эта правовая семья окончательно сформировалась в Англии, вследствие замены местных обычаев решениями королевских судов, а затем распространилась в указанных выше странах. Для англосаксонской правовой семьи характерно отсутствие кодифицированных отраслей права, деления права на частное и публичное. Основным источником права в англосаксонской правовой семье выступает юридический прецедент.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких стран, как Израиль, Иран, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур, Малайзия и др. В религиозной правовой семье так же, как и в семье англосаксонского права, отсутствует деление на частное и публичное право. Основным источником права в этой семье являются религиозно-нравственные нормы, зафиксированные в Коране, Сунне, Талмуде, Ведах и иных религиозных писаниях. Важную роль в системе источников права играют труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения. В странах с религиозной системой права нормативно-правовые акты, как правило, имеют вторичное значение.

Главной особенностью становления религиозно-правовых систем было то, что они не упразднили обычаи, как это было, например, в романо-германской правовой семье, а гармонично дополнили их религиозными, философскими и моральными постулатами.

К семье традиционного права относятся правовые системы таких стран, как Мадагаскар, Бенин, Восточный Тимор и др. К традиционной семье права относились Япония до 1868 г., Китай до 1949 г.

Традиционная правовая семья имеет все основания рассматриваться как переходная на пути движения правовых систем к другим правовым семьям. Основным признаком данной правовой семьи является то, что в ней одно из ведущих мест в системе источников права занимают архаичные обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение. Эти обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государством.

Социалистическая правовая семья выделялась Р. Давидом в основном по идеологическому признаку. Правовые системы стран, входящих в социалистическую правовую семью, в значительной степени сходны с романо-германскими (единство юридической терминологии, деление на частное и публичное право, большое значение нормативного акта как источника права и т.д.). Однако эти правовые семьи обладают и рядом отличий. Социалистическая правовая система, как правило, устанавливается не эволюционным, а революционным путем. Кроме того, в социалистических странах важную роль играют акты идеологического характера, издаваемые не законодательными, а партийными органами.

Долгое время в социалистическую правовую семью входили правовые системы стран Восточной Европы. Сейчас – Китай, КНДР, Куба.

Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей есть свои особенности. Общее во всех правовых семьях то, что в них право выступает в качестве регулятора общественной жизни, средства управления обществом, выполняет охранительную и защитную роль, стоит на страже прав человека и гражданина.


Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986. С.176-177.

Цит. по: Протасов В.Н. Ук. соч. С.251.

См.: Назаренко Г.В. Общая теория права и государства. М.,2001. С.27.

В некоторых учебниках отмечается наличие еще и специальной техники систематизации и учета нормативных актов. См., например: Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2002. С. 366.

Синюков В.Н. Российская правовая система: введение в общую теорию. Саратов, 1994. С. 166.

См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М.,1988.

См.: Гусак С.Н. История государства и права зарубежных стран. Якутск, 2002. С.87.

Не все разделяют аналогичное мнение. Например, коллектив авторов во главе с А.Я. Сухаревым определяет правовую систему Израиля как «смешанную, с элементами романо-германской, англосаксонской, религиозной», Сингапура и Индии – как англосаксонскую. См.: Правовые системы мира: Энциклопедический справочник / Отв. Ред. Сухарев А.Я. М., 2003.

В социалистических странах абсолютный приоритет имеет публичное право.

В теории права среди основных правовых систем современности выделяют романо-германскую, англо-саксонскую и мусульманскую.

Романо-германская правовая система существует в Германии, Франции, Испании, Италии и других странах континентальной Европы, а также в странах Латинской Америки, большинстве государств Африки, странах Ближнего и Дальнего Востока и ряде других стран.

На сегодняшний день, несмотря на некоторые различия, обусловленные спецификой, все страны, входящие в романо-германскую правовую семью, сохраняют общие черты.

Во-первых, все страны сформировали собственное право на основе рецепции римского права.

Во-вторых, во всех странах указанной правовой семьи юридическая наука признает деление права на публичное и частное, выделяет отрасли и институты права.

Разграничение частного и публичного права обусловлено тем, что властные отношения, складывающиеся в сфере управления, и отношения между частными субъектами требуют различной правовой регламентации. Публичное право регулирует отношения, затрагивающие публичный общегосударственный интерес, отношения государства, государственных органов с гражданами и иными субъектами права, а частное право регулирует общественные отношения, затрагивающие частные интересы граждан и иных индивидов и их объединений. Исходя из этого деления, в странах романо-германской правовой семьи выделяют публично-правовые и частноправовые отрасли права.

В-третьих, доктринальный характер романо-германского права. Эта правовая система сформировалась благодаря деятельности таких ученых, как Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта, Р. фон Иеринг и др., сформулировавших правовые категории и обосновавших основные принципы формирования и развития данной правовой системы, разработавших правовые доктрины. Основанная на доктрине романо-германская правовая система приобрела систематизированный, научный и логически выверенный характер.

В-четвертых, основным видом систематизации действующих правовых норм является кодификация.

В-пятых, признание закона в качестве акта высшей юридической силы в системе источников права.

Помимо вышеуказанных особенностей для стран романо-германской правовой семьи характерны: абстрактный характер норм права, специфика подготовки юридических кадров, выраженная в глубокой теоретической подготовке с последующим получением практических навыков, сходство в методах работы юристов, приоритет материального права и некоторые другие черты. Помимо закона в систему источников романо-германской правовой системы входят обычаи, общие принципы права, доктрина, а также в некоторых странах? судебные решения (прецеденты).

К странам англосаксонской правовой семьи относятся США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и ряд государств, являющихся членами Британского содружества. Англосаксонская правовая система характеризуется следующими особенностями. Во-первых, англосаксонское право создавалось юристами-практиками, а потому основу права составляют судебные решения (прецеденты). Во-вторых, влияние римского права на развитие английского общего права было незначительным. Основная причина состоит в том, что общее право изначально складывалось как право судебной практики по принципу «подобия», а потому абстрактный характер норм римского права не воспринимался практикой английских судов.

В-третьих, полный или почти полный отказ от кодификации права.

В-четвертых, приоритетное значение процессуального права перед материальным. Такое положение обусловлено ролью практики в формировании англосаксонского права, так как исторически сложилось положение, при котором процессуальные вопросы выдвигались на первый план для английских юристов.

Исторически данная правовая семья сложилась как семья судейского или прецедентного права, а потому основным ее источником является судебный прецедент? решение органа правосудия, вынесенное по конкретному юридическому делу, обоснование которого становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела.

Характеризуя мусульманское право, прежде всего, следует выделить его специфические черты и особенности.

Во-первых, это религиозный характер права. Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Эти предписания даны обществу и государству, они неизменны, и их нужно строго соблюдать. Шариат предписывает правила поведения верующих и является, по сути, мусульманским правом. При этом если одна из сторон в регулируемых отношениях не является мусульманином, то мусульманское право не действует, уступая место светскому праву.

Во-вторых, источниками права являются религиозные нормы, в которых наибольшее внимание уделяется не правам, а обязанностям человека. Мусульманское право имеет четыре источника права: Коран, Сунна, или традиции, связанные с посланием Бога, в-третьих, иджма или единое соглашение мусульманского общества, и в-четвертых кийас, или умозаключения по аналогии.

В-третьих, второстепенная роль и значение нормативно-правового регулирования и признание доктрины одним из источников права. В соответствии с религиозной доктриной ислама право имеет божественное происхождение. Коран является главным источником мусульманского права.

В-четвертых, казуальный характер норм мусульманского права, их архаичность. Так, мусульманское право, сложившееся в VII-X вв. и ставшее одной из самых крупных правовых систем мира, и на сегодняшний день в своих основных положениях не претерпело изменений.

В-пятых, мусульманское право, основанное на оригинальных источниках, не имеет систематизации и деления на отрасли, не выделяет частное и публичное право.

Мусульманская правовая система является единственной из религиозных систем, достигшей международного масштаба. Мусульманское право играет важную роль в странах Ближнего Востока (Катар, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Йемен, Иран, Сирия), Северной Африки (Ливия, Марокко, Тунис, Судан), Индонезии, Брунее и т.д.

Для российской правовой системы характерны следующие черты.

Во-первых, как для представителя романо-германской правовой семьи, формирование в результате рецепции римского права.

Во-вторых, основными источниками права в Российской Федерации являются нормативные правовые акты, к которым относятся законы и подзаконные нормативные правовые акты. Все они составляют четкую, иерархически построенную систему, во главе которой находится Конституция Российской Федерации.

В-третьих, основным видом систематизации нормативных правовых актов в романо-германской правовой семье является кодификация. В нашей стране практически все отрасли права имеют в своей основе кодексы.

В-четвертых, главная роль в формировании права в России всегда отводилась и отводится законодателю.

Правовая система, как и право, существует в самых разных масштабах, хотя наибольшее внимание уделено ее изучению в рамках того или иного государства, то есть национальной правовой системе. Но системные функциональные связи имеются и на международном уровне, объединяя в системные целостности правовые феномены разных государств, их правовые системы и отдельные элементы. Сходство правовых систем взаимообусловлено такими связями: вызывает появление связей и укрепляется по мере их развития. Функциональные связи как основа реальной системной целостности являются предпосылкой и свидетельством глубокого сходства между национальными системами и их взаимного тяготения. Взаимодействие национальных правовых систем может принимать следующие формы: создание модельных правовых актов и их использование в качестве образцов в правотворческой деятельности; принятие межнациональных правовых актов; создание международных организаций и межгосударственных органов; научное и идеологическое общение, общие теории, доктрины, правовые школы; применение норм иностранного права.



Просмотров