Гражданского общества в россии и мире. Гражданское общество. социология и социальные явления

С. БАГАЕВ,

соискатель АНО ВПО «Академический Международный институт»

СТАНОВЛЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ И МИРЕ

Уяснение категорий и их генезиса – важнейший этап в рассмотрении любого явления, и гражданское общество не является здесь исключением. Остановимся на опыте первых осмыслений самого понятия «гражданское сообщество» и на первых оценках начального воплощения гражданского общества, которое мы имеем в современной действительности.

Анализ теоретических исследований гражданского общества позволяет выделить две основные интерпретации его сущности, два различных понимания этого понятия. Наиболее традиционной является точка зрения, согласно которой «гражданское общество» появляется с возникновением частной собственности и государства. Понятие «гражданское общество» используется здесь для характеристики определенного состояния общества и отождествляется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности.

Второе толкование понятия гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере общества – сфере внегосударственных отношений и структур. И здесь возможны различные вариации: понимание гражданского общества как общества в целом, как особой его части, как социальной характеристики всех его членов и т.д. Подобно тому как существуют различные интерпретации идеи гражданского общества, возможны ее различные периодизации, в связи с чем предлагается следующая схема периодизации: начальный период (от античности до XVI–XVII вв.); естественно-правовой период (XVII–XVIII вв.); институциональный период (XIX в. – первая четверть XX в.); современный период (20-е годы XX в. – начало XXI в.).

Начальный период – предыстория становления идеи гражданского общества, ее историко-философские предпосылки, период, в котором происходит «вызревание» данной идеи. Если словосочетание «гражданское общество» и используется в этот период, то смысл имеет совершенно иной, чем сегодня. Гражданское общество здесь оказывается идентичным государству или политическому обществу.

Так, в представлениях Аристотеля совокупность обитателей или граждан полиса отождествляется с распорядком полисных должностей и образом правления. Главным достоинством гражданина служит честь, предполагающая способность самостоятельного участия в делах полиса. Гражданин, с его правами-обязанностями, и политическое целое в равной мере взаимообусловливают друг друга в таком обществе 1 .

Некоторые представления о гражданском обществе можно встретить в Древнем Риме. Римская идея политической системы концептуализировалась как республика, т.е. общее благо в противоположность частному благу. Данный смысл множества и общей пользы подразумевается и в идее гражданского общества. Цицерон, например, называет народом соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Трудно сказать, кто впервые употребил термин «гражданское общество». Те или иные стороны этого явления присутствуют в литературе античности, европейского средневековья и Нового времени. Представления о «гражданском обществе» восходят и к идее платоновского общества-государства, и аристотелевского полиса, и цицероновского общества. Некоторые авторы придерживаются мнения о том, что Лейбниц в своих трудах конца XVII в. впервые употребил этот термин. Другие передают лавры первенства А. Фергюсону, использовавшему это понятие в 1767 г. и толковавшему его как состояние гражданственности и следствие цивилизации.

По нашему мнению, словосочетание «гражданское общество» возникло одновременно с формированием фигуры гражданина как самостоятельного социального и политического автора. Такое представление впервые появилось в Риме. При этом римская трактовка гражданства (citizenship ) делает акцент на ценностях свободы, либеральности, милосердия, доброжелательности, мира и ярко выраженных личных достоинствах римских граждан, их приязни друг другу. В отличие от римского, греческое и славянское понимание гражданственности основано в значительной степени на внеличностных основаниях увязывания с определенным местом проживания – полисом, городом.

В целом, рассматривая античность и средневековье, можем отметить отсутствие четкого разграничения между обществом и государством, поскольку государственное, общественное и полисное означали, в сущности, одно и то же 2 .

Согласно предлагаемой нами схеме следующим является естественно-правовой период. Это время возникновения и развития идеи гражданского общества в концепции естественного права и общественного договора XVII–XVIII вв. Данный период связан с именами Ф. Бэкона, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма, Б. Спинозы, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье и многих других мыслителей, которые в своих работах выражали потребности времени, сводившиеся к борьбе абсолютной монархии и зарождающейся буржуазной демократии 3 .

В соответствии с этими концепциями общество приходит на смену естественному состоянию независимо от того, как понимается последнее: как утраченный рай и «золотой век» (Руссо) или как «война всех против всех» (Гоббс). Переход к гражданскому состоянию сопровождается заключением общественного договора, на основе которого народ и власть строят свои взаимоотношения. Схематически содержание этих концепций можно выразить следующим образом: естественное состояние – общественный договор – гражданское, общественное, политическое состояние.

Эти концепции основывались на принципе свободы личности, идее самоценности отдельного человека, уважении к его собственности и хозяйственной самостоятельности, неотъемлемости его гражданских прав. В гражданском обществе «стабильность, благополучие, прогресс общества в целом неразрывно связываются с благосостоянием личности, интересы и достояние которой защищаются законами и целой системой учреждений и институтов, обеспечивающих действенность Закона» 4 .

Яркими представителями естественно-правовой теории и концепции гражданского общества были Т. Гоббс, стоявший на консервативной точке зрения, отражавшей интересы прогрессивно настроенной английской аристократии, и Д. Локк, выступавший основателем буржуазного либерализма.

Оценивая гражданское общество как естественное состояние, «войну всех против всех», Гоббс считал, что только государство способно защитить индивида от этой всеобщей войны. Оно должно нести ответственность перед своими подчиненными при условии их полного подчинения власти. Совпадение гражданского общества и государства выглядит у него уже «не как поглощение гражданского общества государством, а как определенное взаимодействие, при котором гражданское общество выступает одновременно и как предпосылка возникновения данного типа государства, и как его принципиальное качество» 5 .

Т. Гоббс в своих работах стремится к достижению компромисса между монархией (как формой политического правления) и буржуазной экономикой. Д. Локк обосновывает компромисс между монархией и республикой в рамках политики, которая, по его мнению, должна служить интересам буржуазного развития. Его идеалом выступает конституционная монархия с разделением власти, где верховная законодательная власть принадлежит парламенту, решающему вопросы «по воле большинства».

Учение Д. Локка по праву считается буржуазным либерализмом и воплощением «здравого смысла», выражающего дух времени. Именно этот «здравый смысл» был против вмешательства государства в дела частных предпринимателей, но в то же время требовал от государства защиты и от своеволия диктаторов, и от гнева народных масс.

Вслед за Т. Гоббсом Д. Локк соглашается с тем, что реальность далека от тех принципов, которые лежат в основании гражданского общества, но сами эти принципы должны иметь нормативный характер. Представления Д. Локка отождествляют гражданское общество с государством. Однако развитие политики и экономики в этот период истории уже разводило этих субъектов по разные стороны.

Данное противоречие Д. Локк снимал благодаря использованию генетического и структурного подходов к гражданскому обществу. Согласно генетическому подходу считалось, что общество возникло раньше государства, хозяйство – раньше политики, а значит, полного тождества между ними быть не может. Структурный же подход учитывал единство вновь складывавшихся форм экономической и политической жизни, которые в своей совокупности представляли новый тип социального устройства – буржуазное общество, приходящее на смену традиционному сословно-иерархическому феодальному обществу.

Представители теории общественного договора обращали внимание на противостояние между гражданским обществом, воплощающим частный интерес, и государством, воплощающим интерес общественный. В своих трудах они стремились найти оптимальную форму сочетания частных и всеобщих интересов, свободы личности и ее сознательного самоограничения. Тема индивидуализма, так или иначе затрагивавшаяся в работах Т. Гоббса, Д. Локка, Ж. Ж.Руссо, Ш. Монтескье и других мыслителей, привлекла внимание к вопросу о правах и свободах личности как гражданина – члена общества, независимого от государства. Это в немалой степени способствовало формированию традиции, рассматривавшей государство как чрезмерно разросшийся организм, препятствующий «свободному волеизъявлению отдельного индивида и реализации его потенциальных возможностей» 6 .

Понимание Т. Гоббсом и Д. Локком сводилось к отождествлению понятий «гражданское общество» и «государство» и рассмотрению их как взаимозаменяемых. Однако, несмотря на отождествление этих понятий, сформировавшиеся на основе этих концепций традиции противопоставляют государство гражданскому обществу.

Характеризуя этот этап в целом, можно назвать его «теоретическим», в некотором смысле «идеалистическим», поскольку наблюдается огромный разрыв между реальностью и теоретическими построениями вышеуказанных авторов.

Третий, «институциональный период» развития идеи гражданского общества характеризуется утверждением идейного господства концепции гражданского общества в условиях буржуазных революций. Теоретическая конструкция гражданского общества превращается в особую сферу социальной реальности, приобретая тем самым сущностный характер.

В работах Г.Ф.В. Гегеля проводится разграничение государства и гражданского общества. Подобно многим ученым нашего времени, Г.Ф.В. Гегель считал гражданское общество приметой современности и особым этапом всемирной истории. Развитие гражданского общества уже предполагает наличие государства в качестве его основания. «Государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента...» 7

Семья, по Г.Ф.В. Гегелю, не входит в состав гражданского общества, а является лишь предпосылкой и основой возникновения последнего. Гражданское общество представляет собой сферу реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. И в то же время оно выступает необходимым этапом развития Абсолютного духа и всемирной истории, представляющей собой взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего.

В гегелевском понимании гражданское общество является предшествующей ступенью развития (низшей формой) по отношению к государству, выступающему высшей формой организации. При этом гражданское общество оказывается автономным, не политическим явлением, неразрывно связанным с государством.

Отсюда берет свое начало традиция двойственного употребления понятия «гражданское общество»: в одном случае оно рассматривается как определенный уровень развития социального организма в целом, отождествляемого с государством (что является продолжением линии предшествующего этапа); в другом – как особая сфера, включающая совокупность структур и институтов, возникших раньше государства и, стало быть, хотя бы отчасти независимых от него. Именно второе понимание станет основой для толкования гражданского общества на следующем этапе.

Подобно Г.Ф.В. Гегелю, в работах К. Маркса гражданское общество рассматривается как исторический феномен, т.е. как результат и определенная ступень исторического развития. Несколько иначе К. Маркс представляет становление, развитие и функционирование гражданского общества. В отличие от Г.Ф.В. Гегеля, К. Маркс считал, что не Абсолютный дух, а семья и гражданское общество стали предпосылками государства.

В представлении К. Маркса возникновение гражданского общества связывается с экономическими предпосылками в виде свободы частной собственности: «Практическое применение права человека на свободу есть право человека на частную собственность... Право человека на частную собственность есть свобода распоряжаться имуществом по собственному усмотрению. Эта индивидуальная свобода, как и это использование, образуют основу гражданского общества» 8 .

Исследование работ К. Маркса позволяет сделать заключение, что он выходит за рамки применения понятия гражданского общества в чисто экономической сфере, делая ссылки на прессу, социальные инициативы общин 9 . Однако, несмотря на это, он недооценивает такие элементы гражданского общества, как добровольные объединения, домохозяйства, профессиональные ассоциации. Теоретическая ангажированность К. Маркса все время возвращает его к отождествлению гражданского общества только с областью труда, производства и обмена, т.е. с областью экономического развития.

Представления о гражданском обществе как о внегосударственной сфере социального организма достаточно широко присутствуют в работе А. де Токвиля, посвященной исследованию американской демократии, которая стала реальным воплощением принципов и основ теории общественного договора и гражданского общества, разработанных к тому времени. Формирование общины, института, появляющегося раньше государства и независимо от него, А. де Токвиль связывает со становлением гражданского общества. Именно в общине, по его мнению, воспитывается привычка к свободе, равенству, формируется чувство гражданственности: «Общинные учреждения так относятся к свободе, как начальные школы к науке» 10 . Общины выступают исходными основополагающими, но не единственными элементами гражданского общества. На их основе создаются многочисленные гражданские ассоциации и объединения – религиозные, семейные, профессиональные и т.д., – охватывающие почти все сферы социальной деятельности. Помимо своих непосредственных задач, ассоциации выполняют и другие функции. Они являются институтами, защищающими нравственные ценности, свободу мысли и самостоятельность решений от вмешательства со стороны государства, выступают гарантом, защищающим как людей от посягательства внешних. Кроме этого, в них продолжается работа, начатая в рамках «общины по гармонизации коллективных и индивидуалистических устремлений людей, воспитанию их в духе свободы и ответственности, уважения к демократическим ценностям, традициям и обычаям, формированию навыков соответствующего социального поведения» 11 .

Особое внимание уделяется такому социальному институту, как политические ассоциации, которые, полагает ученый, не входят в состав гражданского общества и не становятся частью государственного аппарата. Деятельность гражданских и политических организаций способствует взаимному развитию и обогащению.

Таким образом, А. де Токвиль не исключает политическое начало из сферы гражданского общества. Более того, характер взаимосвязи политических и гражданских ассоциаций определяет тип самого государства. Так, например, для деспотических государств характерно подавление и тех и других, а для демократических – создание всех условий для их процветания. В его представлении уровень развития политических ассоциаций характеризует демократичность государственного устройства и объем свободы, которой обладают граждане: «Неограниченная степень развития политических организаций – это высшая степень политической свободы, какую может вынести народ». В представлении А. де Токвиля гражданское и политическое общество не только не противопоставляются, а выступают основой для подлинной демократии в условиях плодотворного взаимодействия.

Развитие идей о гражданском обществе в дальнейшем проходит в рамках локковской, гегелевской и токвилевской традиций. При этом гегелевская традиция выступает основой для формирования общеметодологических подходов к проблеме, локковская – ее политическому и юридическому анализу, токвилевская служит теоретической и практической основой для исследований конкретной структуры гражданского общества, т.е. придает проблеме социологическое измерение.

Данные традиции объединены следующими общими идеями:

    все человеческие существа по самой своей природе являются свободными и равными перед законом личностями;

    законы, определяющие реальную сферу свободы отдельных индивидов, имеют универсальную значимость;

    все человеческие существа вправе совершать действия в собственных интересах в рамках существующей законности;

    государство защищает свободу приобретения собственности и распоряжения ею;

    необходимо наличие механизмов, которые стабилизируют отношения между гражданским обществом и государством и дают обществу необходимый уровень защищенности от государственного вмешательства.

На четвертом этапе, согласно нашей периодизации, идеи гражданского общества характеризуются переходом от практических требований экономической и политической свободы личности, выступающих основой для предшествующего периода, к расширению свобод в сфере культуры, стилей жизни. Таким образом, данные идеи создают предпосылки для трансформации дихотомии «гражданское общество-государство» в более сложные конструкции.

Представления о гражданском обществе получают свое практическое воплощение в системе устойчивых, общепринятых представлений, которые понимаются и разделяются большинством его членов. На этой стадии усиливается рационально-критическое отношение к социальной реальности, плюрализм верований, мнений и др. Гражданское общество перестает быть лишь теоретической конструкцией, становясь достоянием обыденного сознания. Локковская модель гражданского общества вытесняется токвилевской.

На этой стадии разрабатываются различные формы реального гражданского общества. Гражданскому обществу теперь отводится роль связующего звена между личностью и государством, «частной» и «публичной» сферами, частными и общими интересами.

В данном направлении идеи гражданского общества разрабатывали американские социологи Р. Нисбет и П. Бергер. Они подчеркивали особую значимость и важность таких структур, выступающих в качестве посредника между индивидом и государством, как церковь, семья, община, добровольные объединения. Роль политических институтов, по их представлениям, сводится к защите и поощрению опосредующих структур. Только деятельность этих структур придает смысл и моральное измерение социальным и государственным институтам для того, чтобы человек в большей степени чувствовал себя «как дома» в современном обществе.

Дальнейшее развитие идеи о гражданском обществе приводит к образованию множества научных школ и течений. Некоторые из них стимулируют новые социальные движения, гражданские инициативы, способствуют формированию социокультурных и правовых образцов, определяющих поведение людей и гарантирующих их права и свободы.

Особого внимания заслуживает развитие идеи гражданского общества в России. Это огромная тема, которая не должна оставаться вне поля зрения исследователей. Российская общественная жизнь предлагает весьма разнообразные интерпретации гражданского общества в различных духовно-политических течениях. В соответствии с определенными типами идейно-политической ориентации можно выделить концептуальные модели, версии гражданского общества, характеризующие ту или иную линию российской мыслительной традиции.

На наш взгляд, со второй половины XIX в. российская общественная мысль сконструировала четыре базовые модели гражданского общества и государства.

Первая линиярелигиозно-философская. Она представлена идейно-теоретическим наследием В. Соловьева, С. Булгакова, Н. Бердяева, Г. Федотова, И. Ильина и др. В XX в. данная линия приобрела своих последователей в лице концептологов «русской идеи» и общенациональной идеологии. Ее ценностным ядром выступает православная идеология, которая задает исходный контрапункт, противоречие, заложенное внутри данной модели, а именно: культура гражданственности или соборности оказывается оборотной стороной подданнической культуры, а этический аспект часто «перекрывает» рационально-правовой во взаимоотношении гражданина и власти.

Вторая линия – консервативно-этатистская. К ней можно отнести наследие К. Леонтьева, евразийцев (П. Свитский, Л. Карсавин, Н. Алексеев и др.), неоевразийцев и отечественных теоретиков «Консервативной революции» (А. Дугин и др.). В основе данной модели лежит парадигма обновленного идеократизма. Гражданственность трактуется как народность, единая народная золя, а европейский либерализм, демократизм и плюрализм – как враждебная, греховная политическая среда, разъедающая евразийско-византийский корень российского общества.

Третья линия – либеральная. Она распадается на две основные ветви: либеральный консерватизм (Б. Чичерин, П. Струве) и новый либерализм (П. Новгородцев, С. Котляревский, С. Гессен, Б. Кистяковский). Либерально-консервативная модель гражданского общества связывает свободу и права личности с началами нации и культуры, политическую свободу – с духовно-культурной свободой, расширяя традиционные представления о либерализме. Вопрос об участии народа в законодательной деятельности и управлении государством, реформировании политической и финансово-экономической системы рассматривается в контексте культурного освобождения личности и открытого общества. Данный подход предполагает союз сторонников «идеального самодержавия» с либеральными и демократическими общественными силами на принципах толерантности и господства правового порядка.

Новый либерализм подверг критике религиозно-философские, консервативно-этатистские, антиэтатистские и леворадикалистские (социалистические, коммунистические и анархистские) модели гражданского общества. Пылкие человеколюбцы, как отмечал П. Новгородцев, снова хотят увлечь людей блаженством социалистического рая, свободой анархического феодализма, подвигом свободной теократии.

В центре внимания российских неолибералов стоял вопрос о возможности соединения в одной модели черт правового государства западного типа с обществом реального народоправия, о возможности правового социализма. Важнейшим условием становления такого общественно-государственного образования отечественные неолибералы считали устранение правового нигилизма в российской политической культуре.

Четвертая линия – революционно-радикальная. В ее недрах конструируются модели гражданского общества, характерные для духовно-политических укладов революционных демократов, революционного народничества, русского анархизма, русского марксизма (социал-демократы всех оттенков и большевики).

Большевизм нельзя рассматривать лишь как антигражданское, сугубо этатистское направление, родовой чертой которого является стремление к тоталитаризму. В рамках большевистской политической традиции, на наш взгляд, можно выделить две линии – якобинеко-этатистскую и урезанно-демократическую с социал-демократическим уклоном. Последняя получила свое отражение в оппозиционной деятельности децистов, мясниковцев, «рабочей оппозиции», рютинцев и др. Для нее характерно сохранение веры в народно-пролетарское самоуправление, в рабочее братство и социалистическую инициативу трудового народа, в необходимость внутрипартийной демократии и демократических свобод для социалистически настроенных слоев населения, а также в постепенное сокращение сферы и функций государственного контроля над обществом.

Якобинская линия в большевизме в конце XX в. получила своеобразное продолжение в радикализме двух типов – национал-большевизме и либерал-радикализме. Данные направления, хотя и базируются на различных ценностных и программно-политических основаниях, нацелены на сужение «коридора» самодеятельности гражданского общества либо посредством «прямого» воздействия на него со стороны идеократических сил, либо рыночно-экономических рычагов, либо масс-медиа технологий.

В настоящее время наблюдается сращивание консервативно-этатистской и либерал-радикалистской моделей гражданского общества, объединяющихся на следующих базовых ценностях: новый государственный порядок, жесткая вертикаль централизованной власти, манипулируемое население, «карманные» и послушные институты гражданского общества, фасадная демократия, ручная Государственная Дума.

Характеризуя современное представление об идее гражданского общества в России, необходимо отметить значительную эволюцию от концепции «социалистического гражданского общества», с присущим ей обращением к ценностям и нормам демократического и этического социализма, до концепций, впитавших положения неоконсервативной идеологии о пагубности поглощения гражданского общества государством и политизации всех сфер общественной жизни, о необходимости освобождения регионов от диктата центра, развития местной власти и творческой инициативы масс на уровне сельских общин и объединений.

В отечественной литературе (социологической, политологической, философской, юридической) проблематика гражданского общества разрабатывается такими учеными, как В.А. Варывдин, А.Г. Володин, К.С. Гаджиев, Е.Б. Гендзехадзе, З.Т. Голенкова, Б.Я. Замбровский, М.В. Ильин, Б.И. Коваль, И.И. Кравченко, И.Б. Левин, Н.И. Матузов.

В последние годы появились и диссертационные исследования, в которых анализируются различные сферы жизни гражданского общества, его структура, уровни, отношения. Но, несмотря на столь пристальное внимание, уделяемое гражданскому обществу, процесс становления и функционирования институтов гражданского общества в современной России исследован недостаточно. В большинстве работ акцент делается на прошлых традициях, на истории идей о гражданском обществе и процессов его становления, тогда как сегодняшние структуры гражданского общества и реальный механизм их функционирования не получают должного внимания в научных разработках.

О демократии в Америке. М., 1987. С. 45.Гражданское общество в России : проблемы самоопределения и развития . Материалы...

  • Гражданское общество в россии реальность или далекое будущее?

    Документ

    ... гражданского общества в историческом плане... гражданского общества в контексте развития демократических процессов в России за последние десять лет. Действительно, существование гражданского общества ... становления неправительственных организаций в России ...

  • Галкина елена вячеславовна гражданское общество в политическом пространстве современной россии

    Автореферат диссертации

    ... . (0,3 п.л.). Галкина Е.В. Гражданское общество и правовое государство: проблемы становления в России (политологический аспект) // Россия и современный мир : проблемы политического развития . Матер...

  • Высшая школа экономики Программа дисциплины Гражданское общество и государство

    Программа дисциплины

    И современность. 1997. 6. С. 5767. Аринин А. Н. Становление и развитие гражданского общества в России // Гражданское общество в России : проблемы самоопределения и развития . Материалы научной конференции (Москва...

  • Традиция обособления общества от государства стала формироваться в средние века. В ХШ веке Ф. Аквинский обосновывал приоритет церкви над государством в вопросах заботы о жизни людей и спасения их душ. То есть борьба церкви и государства за приоритет в управлении подразумевала идею самостоятельности общества от обоих институтов.

    Государство, призванное защищать интересы всего общества, может на практике защищать интересы только самой могущественной группы. Эта группа монополизирует право на применение насилия для контролирования определенной территории, поддержания на ней соответствующего порядка и регулирования на ней социальных конфликтов. Угроза утраты возможности пользования ресурсами территории и населения должно заставлять эту группу защищать свою страну и от внешних посягательств.

    В любом случае в повседневной жизни абсолютное большинство людей занято самостоятельным удовлетворением своих разнообразных частных (личных и групповых) интересов. С этой целью индивиды образуют или вступают в имеющиеся производственные, потребительские, профессиональные, возрастные, религиозные, научные, идеологические, спортивные и другие корпорации и союзы. Все эти объединения и составляют сферу гражданского общества. Данные объединения носят политический характер в том смысле, который ему придавал Аристотель, говоря, что человек – это политическое, т.е. общественное существо. Каждое из этих объединений, так или иначе, вступает в отношения с другими такими же объединениями. Внешние для институтов гражданского общества отношения, а также рамки внутренних отношений и призвано регулировать государство. Так осуществляется равновесие и взаимосвязь общественных, групповых и индивидуальных интересов, и обнаруживается тесная взаимосвязь гражданского общества с государством.

    Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы, только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп. В реальной жизни разделение государства и гражданского общества достаточно условно. В политической науке оно необходимо для понимания механизмов общественной жизни, фиксирования уровня политического развития.

    Гражданское общество – это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

    Идея гражданского общества претерпела известную эволюцию, которая отразила процесс становления автономных от государства сфер жизни людей. Исторические концепции и практические модели гражданского общества возникли на основе идей и опыта, укорененных в различных традициях.


    Одна из моделей гражданского общества сложилась в итальянских городах - республиках эпохи Возрождения. Эту традицию выразил Н. Макиавелли, который сформулировал три важнейшие ценности гражданского общества: 1) мир и безопасность граждан; 2) наслаждение своим имуществом и богатством; 3) право каждого иметь и отстаивать свои убеждения.

    Другая традиция сложилась в германских государствах. Появлению свободного гражданина во многом способствовала гильдия, как форма объединения ремесленников, торговцев. Гильдия защищала своих членов и оказывала влияние на управление городами.

    Третья, либеральная традиция берет начало в теориях Дж. Локка, А. Смита и других мыслителей. Понятие «гражданское общество» было введено ими для отражения исторического развития человеческого общества, перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному состоянию.

    Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе:

    · Интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода – наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности – частная собственность;

    · Свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;

    · Индивиды заключают между собой общественный договор, т.е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

    Таким образом, по Локку гражданское общество – это люди, добровольно объединённые в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает права человека (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д.), то государство – права гражданина (политические права, т.е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

    Это состояние достигается с появлением государства и налаживанием устойчивых социальных отношений между гражданами и их объединениями. В своем подлинном виде гражданское общество и правовое государство появляются в условия развития рыночных отношений. Считается, что реальное функционирование гражданского общества началось с принятия биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.

    Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества . Институты гражданского общества можно разделить на три группы:

    · организации, в которых индивид получает средства к удовлетворению жизненных потребностей в пище, одежде, жилье и т.д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т.п.

    · организации, где индивид удовлетворяет потребности в продолжение рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т.д. Этому способствуют семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

    · организации, в которых индивид удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

    Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстоять свои частные интересы, возможность их удовлетворения по своему усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества. Права гражданина – это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Эта связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защита от незаконного ограничения.

    Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государствопризвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп.

    Гражданское общество - это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

    Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития общества, перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

    Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

    Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе :

      интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода - наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности - частная собственность;

      свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;

      индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

    Таким образом, по Локку, гражданское общество - люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает права человека (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство - права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

    Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляютосновные черты гражданского общества.

    Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:

      получает средства к удовлетворению жизненных потребностей в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;

      удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;

    Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления . Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической . Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, призвано обеспечивать условия для реализации и групп.

    — это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

    Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития , перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

    Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

    Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе :

    • интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода — наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности — ;
    • свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;
    • индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

    Таким образом, по Локку, гражданское общество — люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство — права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

    Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества.

    Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:

    • получает средства к удовлетворению жизненных в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;
    • удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют , церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;
    • удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

    Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстаивать свои частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества.

    Современное гражданское общество

    В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности . В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

    В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, компании, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

    Социально-политическая сфера гражданского общества включает:
    • семью как определяющую социальную ячейку гражданского общества, в которой пересекаются индивидуальные и общественные интересы;
    • общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества;
    • органы общественного самоуправления по месту жительства и работы;
    • механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов;
    • негосударственные средства массовой информации.

    В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства.

    Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

    В целом гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни. Это предполагает:

    • признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье;
    • признание равенства граждан в единых рамках для всех законов;
    • утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону;
    • создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.

    Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействует с правовым государством, основные функции которого сводятся к следующему:

    • выработка общей стратегии общественного развития;
    • определение и обоснование приоритетов, темпов, пропорций развития экономических и социальных сфер общества;
    • стимулирование общественно полезной деятельности граждан и защита их прав, собственности и личного достоинства;
    • демократизация всех сфер жизнедеятельности общества;
    • зашита границ и обеспечение общественного порядка.

    За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества . Приватизация собственности, политический плюрализм, утверждение свободомыслия — все это позволило создать необходимую инфраструктуру гражданского общества. Однако ее качественные характеристики во многом имеют низкий уровень. Некоторые отечественные социологи приходят к выводу, что существующие в России политические партии не способны эффективно выполнять функцию посредника между властью и обществом, уровень социальной ответственности бизнеса невысок, степень защищенности трудовых прав наемных работников сопоставима с временами первоначального капиталистического накопления и т. д.

    В итоге исследователи констатируют наличие значительных трудностей на пути построения гражданского общества в России, имеющих как объективный, так и субъективный характер. Одна из них связана с отсутствием традиций гражданской жизни в российском обществе, другая — с упрощенными представлениями о природе и механизмах формирования гражданского общества в постсоциалистических странах, с недооценкой роли государства в этом процессе.

    Можно согласиться с мнением ряда социологов, считающих, что движение к гражданскому обществу сегодня невозможно без институционализации российского социума, наведения элементарного порядка, правовых норм жизни.



    Просмотров