Классный час «Устный журнал, посвященный Дню Государственного флага Российской Федерации. День государственного флага.doc - Классный час "День государственного флага"

Общий классный час "Государственные символы России"

Одной из актуальных тем воспитательной работы с подростками являются темы, связанные с государственной символикой Российской Федерации. Мы предлагаем вашему вниманию один из вариантов проведения мероприятий на эту тему.
Государственные символы являются неотъемлемой частью развития любого государства и отражают ту основополагающую концепцию, фундамент и каркас любого государства, который принято называть национальной идеей.
Школа является одним из главных учреждений, которое влияет на формирование мировоззрения граждан. Т.к символы нужно популяризировать, делать известными, узнаваемыми, прививать к ним уважение, наша школа использует в начале торжественных школьных мероприятий вынос школьного знамени и пост около него, торжественное пение Гимна России, а также классные часы, посвященные государственной символике.
Цель подобных мероприятий – осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России
Методическая разработка предназначена для использования классными руководителями образовательных учреждений в воспитательной работе с учащимися школы.
Формы и методы работы с воспитанники по этой тематике могут быть различными: беседы, классные часы, игры, диспуты, викторины, конкурсы, использование ИКТ
Возрастные группы: 5-7, 8-11 классы

Ожидаемый результат:
популяризация государственных символов Российской Федерации – Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской Федерации;
осознание роли и значения государственных символов Российской Федерации;
расширение исторических знаний и представлений;
развитие творческих способностей и познавательного интереса.
Совершенствование навыков работы в программе
Содержание работы представлено двумя мероприятиями (классным часом для 5-7 кл. и торжественным мероприятием для 9-11 кл.) и играми и викторинами, проводимыми в классах как дополнение к этим мероприятиям. Соответственно переработанные материалы данных разработок можно использовать при проведении различных мероприятий, посвященных государственной символике в разных классах.
Дополнительные материалы: папка приложений
Предварительная работа:
работа с научной литературой, истор. справочниками и энциклопедиями, со словарями;
подготовка презентаций в Рower Point для конкурса;
в фойе и гостиной школы, библиотеке оформляются «уголки» cимволики, организуются книжные выставки и тематические полки;
в библиотеке школы и методических материалах групп имеются тематические папки: «Герб», «Флаг», «Гимн», «День независимости», «День согласия и примирения» и т.п., в которых собран методический материал по этим датам и сценарии мероприятий;
подготовка выставки рисунков и конкурса презентаций и мини-сочинений на тему: «Овеянные славой флаг наш и герб», поэтической страницы;
подготовка сообщений об истории символики РФ, совместно с учителями истории и библиотекарем школы;
повторение с учащимися гимна РФ;
изготавливаются и вывешиваются бумажные «щиты», повторяющие форму различных гербов, на которых пишутся следующие незаконченные предложения для окончания детям: «Я полагаю, что символы России – …», «Мне кажется, что гимн …», «По моему мнению, герб …», «Я думаю, что флаг…».
Цель: осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России
Задачи:
Воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России, к Конституции – основному закону страны.
Расширение представлений учащихся о современной государственной символике, о преемственности в ней.
Расширение исторических знаний о Государственном гербе, флаге и гимне России;
Воспитание патриотизма и гражданственности.
Развитие познавательных способностей.
Оформление: выставка рисунков и репродукций
Наглядные пособия: политическая карта Российской Федерации, Конституция РФ, слайд-шоу об истории символики (Приложение 4)
Оборудование: аудио оборудование, компьютер, проектор, экран, DVD проигрыватель.
Материалы: монеты, ордена, медали СССР и современные, печатный раздаточный материал.
Особенностью оформления данного мероприятия является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты.
Для сопровождения рассказа целесообразно использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы. Возможен вариант замены мультимедийной презентации иллюстрациями.
На экране или классной доске – заставка темы. (Приложение 1)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Организационный момент
Подведение итогов конкурсов и знакомство учащихся с количеством баллов, полученных ими за участие в предварительных мероприятиях. Рекомендации классного руководителя ученикам по улучшению результатов.
2. Торжественная часть
Вступление. Фанфары
Ведущий: Внимание! Мы начинаем!
Прошу всех встать! Равнение на знамя! (знаменная группа вносит знамя и торжественным маршем проходит к краю сцены.
Звучит гимн – все поют.
– Вольно! Прошу всех сесть.
Ребята, вы уже догадались, что наше мероприятие посвящено символике Российской государственности. Я – педагог и гражданин РФ, а вы ученики __ класса(ов) лицея №12 и тоже являетесь гражданами РФ. Все мы должны знать и почитать символы своего государства.
Вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины – России.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас образы. Эйфелева башня – символом Парижа; небоскребы и статуя Свободы – символы США. А какие символы России вы можете назвать?
Ответы учащихся. (Учащиеся предлагают свои варианты)
Педагог обобщает: Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными? (Учащиеся высказывают свои мнения)
Ведущий: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Конечно, эти символы нам всем тоже хорошо знакомы. Флаг России – бело-сине-красный триколор; герб – двуглавый орел, трансляцией гимна по радио начинается наше утро.
Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны, вам нужно вспомнить, что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы.
Сообщения учеников
Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству. (Приложение 2, текст 2)
Ведущий: Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах.
Об истории зарождения и становления герба России расскажет ученик…
Инд. сообщение из истории гос. символики (Приложение 2)
Считается, что гербы возникли в нашей стране давно, в конце ХI века, то есть более 900 лет назад. Геральдика зародилась в Европе в ХII в. причинами ее возникновения были развитие европейского рыцарства, появление нового вооружения, начало крестовых походов, а затем и рыцарских турниров. Рыцарское вооружение, скрывавшее воина за доспехами, требовало опознавательных знаков, помещавшихся на шлеме и щите. Эмблемы указывали на принадлежность к сословию. Первые гербовые изображения были очень простыми.
Ведущий: Слово – группе «Знатоки» (Презентация 2).
Группа «Знатоки»:
Пресветлый Орле Российския страны,
Честнокаменным венцем увенчаны,
Орле преславный, высоко парящий,
Славою Орлы вся превосходящий…
Этими словами начал свою поэму о державном российском гербе известный общественный и церковный деятель XVII века Симеон Полоцкий.
Что в переводе с польского означает слово «герб»? (Наследство) Многочисленные короли, герцоги, бароны передавали наследникам фамильный щит вместе с землями и имуществом. Так он стал гербом, то есть знаком наследства.
Дети мои, понимаете – герб!
Личности знак и символика вер.
Белое поле, алеющий щит:
Герб ваше имя и честь защитит.
Двуглавый орел – главная фигура Государственного герба России. На нашем гербе двуглавый орел появился в XV веке. И нам сейчас предстоит вспомнить ту эпоху, откуда берет свое начало история герба России:
В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество. С этого времени московские князья стали главными среди других князей. Первый правитель Московского государства Иван III стал именовать себя Великим государем всея Руси. Во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея. Двуглавый орел потребовался государю не случайно. К этому времени двуглавая птица украшала печати сильнейших монархов Европы. (На экране появляется изображение герба Московского государства и современного герба России.)
Задание: рассмотрите герб современной России. Какие его элементы напоминают герб Московского государства? (Учащиеся должны выделить орла.)
Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.
Группа «Знатоки» задает вопросы уч-ся.
– Что находится в лапах у орла?
– Чем защищена грудь орла?
– Ребята, как вы думаете, кто на гербе символизирует добро, а кто зло?
Ведущий: Из периода истории Российской империи мы перемещаемся в эпоху Советской России. В 1918 г. правительство решило порвать с исторической символикой России, двуглавый орел был заменен.
Группа «Знатоки» предлагает учащимся в качестве наглядности монеты советского периода и современные российские монеты. Задача учащихся: рассмотреть и сравнить гербы, размещенные на монетах разных эпох истории Российского государства.
Ведется обсуждение, подводятся итоги.
Ведущий: С течением времени происходят перемены, страна развивается, изменяется и государственный герб.
Группа «Знатоки». В1993 г. указом президента Б. Н. Ельцина двуглавый орел был утвержден в качестве государственного герба. В декабре 2000 г. Президентом РФ В. В. Путиным был подписан Федеральный конституционный закон о Государственном гербе РФ, принятый Государственной Думой. (На экране появляется изображение герба Р.Ф.)
Учитель: Теперь подскажите мне, пожалуйста, в каких местах могут находиться изображения гербов?
Дети:
– на правительственных зданиях;
– гербы есть в кабинетах директоров и руководящих лиц;
– на знаменах, печатях и монетах;
– а еще он есть в паспорте.
Ведущий: Верно. Государственный герб Российской Федерации – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельство о рождении, аттестате, вузовском дипломе, правительственных наградах). А теперь проведем маленькую викторину:
1. Где изображается Государственный герб РФ?
2. В каком веке появился первый герб нашего государства?
3. Двуглавый орел на гербе появился во время правления какого царя?
4. Что такое герб?
5. Откуда пришел к нам двуглавый орел?
Поэтическая страница
Ведущий: К нам в гости пришли юные поэты нашей школы, они сочинили стихи к нашему мероприятию, посвященному символике РФ. Давайте их внимательно послушаем.
Выступления юных поэтов. (Приложение 3)
Ведущий: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы. В начале нашей встречи прозвучал гимн РФ. Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит? (Ответы детей)
Ведущий: Наши предки пели песни, но песни имели очень глубокий смысл, они воспевали князей и их воинов которые защищали русскую землю от врагов, с появлением христианства в Древней Руси стали исполнять хвалебные гимны, прославляя Бога и святых. Гимны отражали историю страны, характер ее жителей. Одни гимны звали к борьбе за свободу. Слова других рассказывали о любви к своей тихой и уютной стране. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна? (Ответы детей обобщить)
Ведущий: Вы помните, что в ходе предварительной подготовки к данному классному часу были сформированы группы – одна из которых «Эрудиты». Предоставляем им слово.
«Эрудиты» рассказывают о том, что гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях.
Ученик 1: Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио. К словам и музыке гимна предъявляются особые требования Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.
Ученик 2: Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально- поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных законом. Он может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут исполняться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Гимн России должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.
На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову.
Современный Гимн был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г., т.е. новый гимн появился у России накануне Нового 2001 года и Нового века.
Просмотр презентации, отражающей славные страницы российской истории, на фоне звучания гимнов разных лет. (Презентация 1)
Ведущий: Ребята, а какие чувства Вы испытываете, когда слушаете слова и музыку Государственного Гимна нашей страны? (Ответы детей)
Выслушав ответы детей, подводится итог:
Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения.
Флаг
Ведущий зачитывает стихотворение С. Куприна:
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Бело-сине-красный…
Учащиеся отвечают хором: флаг! На экране появляется изображение флага РФ.
Ученик:
Три цвета: белый, синий, красный
На нашем флаге не напрасно.
Цвет чистоты – чудесный белый,
Цвет синий – неба символ смелый,
Цвет красный – это символ чести,
Под этим флагом все мы вместе.
В России каждый понимает:
Флаг россиян объединяет.

Ведущий: У каждой страны есть государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации – он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного. Что же означают цвета российского флага?
Для того, чтобы это вам предлагается выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прослушайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.
(Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы)
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко-... (красным)

Педагог: Мы смогли расшифровать цвета нашего флага. Они никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение. На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду; синий – небо, верность, веру; красный – смелость, доброту, честность, огонь и кровь, так и в нашем флаге красный цвет – отвага, мужество и героизм; синий – небо, благородство, белый – совершенство, чистота.
Государственные флаги развеваются над теми зданиями, где работают главы государств, их поднимают в случае победы спортсменов на международных соревнованиях, в праздничные дни флагами украшают улицы городов и сел. Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
О появлении триколора в России вам расскажет….
Ученик– (индивидуальное сообщение) – (Приложение 2)
Ведущий: Остановлюсь на флажном этикете.
В законе размеры Государственного флага не устанавливаются. Флаг может быть изготовлен любых размеров. Строго необходимо соблюдать соотношение ширины и длины флага, оно должно быть 2:3.
Флаг города не может быть больше, чем флаг государства.
Наиболее почетными местами в ряду вывешенных флагов считается центр и левая от зрителя сторона. Если в страну приезжает важный иностранный гость, то флаг вывешивают рядом с флагом принимающего государства, левее от зрителя. Если гостей несколько, то флаги располагаются вряд по латинскому алфавиту. Каждый гражданин России, устраивая какое – либо торжество, имеет право вывесить Государственный флаг. Описание флага, как правило, фиксируется в конституции, т. к. флаг – официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства.
Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.
Ведущий: Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.
Ведущий: Дорогие друзья! Пришло время подвести итог нашего мероприятия Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.
Просмотр подборки «Виды России и исторических мест».
Ведущий (говорит на фоне слайдов): Сегодня наша страна вступила в третье тысячелетие новой эры. Символы современной России: Государственный герб - двуглавый орел, Государ¬ственный флаг - бело-сине-красное полотнище и Государственный гимн - «Россия - свя¬щенная наша держава», были приняты накануне двадцать первого века. В них отражается вся многовековая история нашего Отечества.
Двуглавый орел гордо парит над Россией уже более пяти столетий. Он стал эмблемой нашей страны в период ее освобождения от монголо-татарского ига. Герб показывает долгий путь страны от первых русских княжеств к многонациональному независимому Московскому государству и к могучей современной России.
Бело-сине-красный национальный флаг России был поднят на первых кораблях Российского флота. Было это три столетия назад в эпоху рождения морской силы России на Балтике, Северном и Азовском морях.
Мелодия нынешнего Государственного гимна России впервые прозвучала, когда Советская Армия и Военно-Морской Флот сражались с фашистами. Гимн стал величествен¬ной песней - предвестником Великой Победы советского народа, внесшего решающий вклад в разгром фашизма в годы Второй мировой войны.
Государственные символы России, которые должен знать и уважать каждый, воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Ты должен гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы величия и могущества России достались тебе в наследство от предков. Какими они станут в будущем, зависит уже только от тебя.
Ведущий: Командиры классов получают конверт от «Знатоков» с вопросами викторины и творческими заданиями (Приложение 5) которые вы проведете в своих классах, а жюри из числа Знатоков подведет итоги.
Заключение
– Лицей встать! Смирно! Звучит гимн – Вольно!
К выносу знамени – равняйсь, смирно – вынос знамени,
Вольно! Прошу всех сесть!
И в завершение нашего мероприятия – работа, победившая в школьном конкурсе литературного творчества. На этом наше мероприятие закончено – всем спасибо!
Литература:
1. Государственная символика России. История и современность. И.В. Можейко (наглядное пособие, М. 2003г.)
2. Государственные символы России «Моя Родина – Россия» (пособие для 3-4-х классов начальной школы. М. 2002г.)
3. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. Е.В.Пчелов (учебное пособие для 5-9 классов, М. 2002г.
4. Дегтярев А.Я. История российского флага. – М.: Военный парад, 2000.
5. Заболотских Б. Во славу российского флага. – М., 1999.
6. Лебедев В. Державный орел России. – М.: “Родина”,1995.
7. Михайлов Г. Святыня российской державы. – Патриот Отечества, №1, 2002.
8. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.: “Советская энциклопедия”, 1989.
9. Степанищев А.Т., Бородина О.И. Атлас по истории России. – М.: Владос, 2002.
10. Голованова М.П. Герб, флаг, гимн России- М: РОСМЭН, 2004г.
11. Артамонов В.А. Герб и флаг России 10-20 века – М: Юридическая литература, 1997г.
12. Шергин В.С. Государственные символы России – М: РОСМЭН, 2004г.
13. Разгон Лев. Наши славные символы – М: Детская литература, 1987г.
14. Михайлов В.Д. Государственные символы Удмуртской Республики. Ижевск: Удмуртия, 1994г.
15. Журнал «Читаем, учимся, играем», №5, 2003 г, стр.21.

Государственный флаг России;

Андреевский флаг;

чёрно-жёлто-белый Государственный флаг 1858 года;

Государственный флаг СССР;

государственные флаги союзных республик;

портрет Петра I.

И Учитель: Наш разговор с вами сегодня будет о втором символе - Государственном флаге России.

Что такое флаг?

Кто видел Государственный флаг России?

Где и когда вы видели флаг?

Какие цвета на нашем флаге?

Что означают эти цвета?

Учитель: Флаг в переводе с греческого языка означает «сжигать, озарять, гореть».

Сколько на земле государств, столько существует и флагов. У каждого государства свой флаг. И все они раз­ные: одноцветные и многоцветные, в полоску и в узорах, со звёздами и с крестами. Каждый знак, фигура, цвет, полоса имеет своё значение. У каждого флага своя история, своя судьба. Сегодня мы узнаем историю российского флага.

Давайте рассмотрим Государственный флаг России.

♦ Учащиеся рассматривают Государственный флаг России, а учитель продолжает свой рассказ.

Учитель: Закон о Государственном флаге, принятый Госу­дарственной Думой и подписанный Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным 25 декабря 2000 года, описывает его так: «Государственный флаг Рос­сийской Федерации представляет собой прямоугольное по­лотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого цвета, средней - синего, а нижней - красного цвета».

Возникает вопрос: но почему именно белый, синий и красный?

У историков существует несколько точек зрения на про­исхождение этих цветов в Государственном флаге России.

Первая из них объясняет это сочетание тем, что царь Петр I взял эти цвета у герба Москвы. Белый - это белый конь, синий - это синий плащ на Георгии Победоносце, красный - красный щит герба.

Вторая из них утверждает, что триколор российского флага имеет историческое значение. Чередующиеся белая, синяя и красная полосы появились во времена правления отца Петра I - Алексея Михайловича. В те времена Россия была многонациональным государством, и основными мно­гочисленными народами являлись белорусы (белый цвет), украинцы (синий цвет) и русские (красный цвет). Общность и единство этих национальностей и отражает флаг.

По-иному объясняют расцветку российского флага геральдисты. Они считают, что издревле считали белый и синий цвета - цветами Русской православной церкви. Бе­лый цвет означает откровенность, благородство, совер­шенность. Синий - верность и честность. Красный симво­лизирует мужество, отвагу, героизм, смелость.

Вот какие версии существуют о трёхцветном флаге на­шей Отчизны.

Где должен висеть Государственный флаг России?

В каких случаях и как он вывешивается?

Как следует относиться к государственному флагу?

Зачем нужен государственный флаг?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Государственный флаг России постоянно поднят над зданиями органов власти нашей страны, над зданиями дипломатических представительств России за рубежом. В преддверии государственных праздников он вывешива­ется на площадях, учреждениях, домах. В дни траура флаг приспускается или к нему прикрепляют в верхней части чёрную ленту. Это говорит о всеобщей скорби народа.

Государственный флаг - важный символ страны. Он подлежит защите как внутри страны, так и за её пределами, его оскорбление рассматривается, как оскорбление части народа и государства. Флаг - это святыня.

В России существует праздник, который торжественно отмечается 22 августа - день Государственного флага Российской Федерации.

Изменялся ли в ходе истории государственный флаг?

Какими были флаги России в иные времена?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Как это неудивительно, но современный Госу­дарственный флаг Российской Федерации пришёл к нам из глубины веков.

Учитель показывает портрет Петра I.

Учитель: По указу Петра I с 1693 года на российских ко­раблях стали поднимать бело-сине-красный флаг «на синей

полосе золотой с царской короною венчан двоеглавый орёл, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Святым Георгием, без змия». Позднее, в 1705 году, царь издал указ, что этот флаг применять на торговых судах, а на военных судах - Андреевский флаг (голубой крест на белом поле).

Учащиеся рассматривают Андреевский флаг, а учитель продолжает свой рассказ.

Учитель: В 1858 году император Александр II утвердил новый государственный флаг - чёрно-жёлто-белый три­колор. Цвета флага соответствовали цветам на гербе и оз­начали: чёрный - землю, жёлтый - золото, белый - се­ребро.

Учащиеся рассматривают чёрно-жёлто-белый флаг, а учитель продолжает свой рассказ.

Учитель: При Александре II (1881-1894) государственным флагом вновь признается бело-сине-красный флаг, но и чёрно-жёлто-белый не исчезает, а принимается, как флаг династии Романовых.

Бело-сине-красный государственный флаг просущест­вовал до февральской революции 1917 года. Сначала с его полотнища был убран орёл, а позже, в апреле 1918 года, был утвержден Декрет о флаге РСФСР. Вот как описывает­ся этот флаг в первой советской Конституции 1918 года: «Флаг РСФСР состоит из полотнища красного (алого) цве­та, в левом углу которого, у древка наверху, помещены зо­лотые буквы РСФСР».

Учащиеся рассматривают красный флаг РСФСР, а учитель продолжает свой рассказ.

Учитель: После образования СССР, согласно Конституции 1924 года, буквы «РСФСР» была заменены на золотые серп и молот и над ними красную пятиконечную звезду, обрам­ленную золотой каймой. Красное полотнище означает ге­роическое прошлое нашего народа, серп и молот - союз рабочих и крестьян, красная пятиконечная звезда - сим­вол Советской армии. Такое красное знамя водрузили со­ветские солдаты над Рейхстагом в Берлине в знак победы над фашистской Германией.

Учащиеся рассматривают флаг СССР.

В Учитель: Были государственные флаги и у союзных рес­публик, входивших в состав Союза Советских Социали­стических Республик. Они лишь немногим отличались от флага СССР.

Классный час

«Государственный флаг России –

наша гордость и призвание!»

Беседа

МОУ «СОШ №5» с. Пригорное г. Новотроицк Оренбургская область

Андреева Юлия Владимировна, старшая вожатая


Цели:

Познакомить учащихся с историей Государственного флага России;

Развивать интерес, расширять круго­зор учащихся в области истории развития государственного символа – Флаг;

Воспитывать чувство гордости за свою страну;

Прививать любовь учащихся к Родине.

Оборудование:

- физическая карта Российской Федерации;

Государственная символика России – герб, гимн – текст и музыка, флаг. Портрет президента РФ – Дмитрия Медведева;

Презентация «Государственные символы страны – наша гордость и призвание»;

Аудиозапись «С чего начинается Родина?» (В. Баснер, М. Матусовский)

Гимн РФ.

Ход урока:

(Звучит гимн Российской Федерации, учащиеся, стоя, положив руку на сердце, слушают)

Учитель: Люди не выбирают место своего рождения на Земле. Они могут жить в разных странах, иметь разный цвет кожи, говорить на разных языках мира. Но слова «Родина», «Отечество», «Отчизна» – святые для каждого из них. Для нас с вами все эти понятия заключены в одном слове – РОССИЯ.

Каждая страна имеет свои отличительные знаки – символы своего государства. Каждый человек, проживающий на территории того или иного государства, должен знать, любить, чтить и уважать государственные символы своей страны.

Только что, мы с Вами прослушали гимн Российской Федерации – государственный символ нашей страны. Гимн прославляет могущество и величие нашей огромной страны. В ней главное – красота, торжественность и величие. Каждый гражданин России должен знать текст гимна наизусть! Вставать, положив правую руку на сердце! Именно это считается одним из главнейших признаков чувства патриотизма!

Ребята! Давайте поделимся, друг с другом впечатлениями состояния своей души, когда Вы слышите звуки гимна Российской Федерации. Как вы думаете, где исполняется гимн?

(ученики рассказывают друг другу о том, что они чувствовали во время прослушивания государственного гимна)

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имен сказать «Россия!

Давайте послушаем стихотворения о Родине.

(учащиеся рассказывают стихотворения о Родине)

см. Приложение 1

Вот она наша Родина – Российская Федерация, Россия!

(учитель показывает на физической карте)

Родина - это дом, в котором мы живем, и рус­ская береза, и журавлиная песня, и полянка в лесу. Это ме­сто, где мы родились и выросли. А что для Вас является Родина? (учащиеся высказываются о том, что такое для них Родина?)

А сейчас послушаем песню «С чего начинается Родина». (Звучит песня, дети подпевают).

Посмотрим внимательно на карту России и скажем, что мы забыли указать на ней? (учащиеся смотрят на карту и отвечают – Москва – столица нашей страны)

Правильно ребята! А в Москве есть Кремль, являющийся ядром возникновения города и становления его как столицы Российской Федерации. (учащиеся просматривают фотографии, картинки с изображениями Москвы, Кремля)

А над Кремлем развивается Государственный флаг - символ государства, наша ГОРДОСТЬ и ДОСТОЯНИЕ!

Сейчас мы послу­шаем сообщения инициативных групп. (Задание - подготовить то или иное сообщение - дети получают заранее).

Выступление исторической группы:

1-й ученик. Слово «флаг» греческого происхождения (от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть»). Наиболее древнее название флага - «стяг», оно сохраня­ется и в наше время. Стяг у русских дружин был с язы­ческих времен.

2-й ученик. Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ Петра I. Порядок полос Петр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась бе­лой, нижняя - красной.

3-й ученик. По русским обиходным понятиям 17-19 веков,

красный цвет символизировал отвагу, защиту веры, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смерт­ный бой; синий цвет - небо, целомудрие, верность, духовность; белый цвет - мир, чистоту, благородство, совершенство, невин­ность.

4-й ученик. Но в послепетровское время в государ­ственной символике появились черно-желтые цвета. Эти нововведения стимулировались немецким окружением царствующих особ. Только в 1896 году Особое совещание окончательно ответило на вопрос, какой флаг следует признать народным. Им опять стал бело-сине-красный.

5-й ученик . 21 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного совета РСФСР постановила: «Считать истори­ческий флаг России - полотнище из равновеликих гори­зонтальных белой, лазоревой и алой полос - официаль­ным национальным флагом Российской Федерации».

Выступление знаменной группы

1-й ученик. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатичес­кие представительства, автомобили послов. В торжествен­ные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

2-й ученик. Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях-резиденциях Президента РФ, Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти.

3-й ученик. Знаменем Вооруженных сил России сно­ва стало Красное знамя. Красными были знамена русских воинов в древности, красными были и русские щиты. С Красным знаменем Советская Армия прошла до Берлина. Знамя Победы, водруженное над Рейхстагом, было красно­го цвета.

Учитель: Еще одним государственным символом нашей страны является государственный герб!

Выступление исторической группы

1-й ученик. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и др. предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

2-й ученик. Государственный герб Российской Федерации является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской её частях, а короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация.

3-й ученик. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла – не только древний символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.

Спасибо большое, ребята! Государственные символы России вобрали в себя историю и традиции нашего народа, нашего Отечества. Поэтому мы должны знать и уважать их, гордиться нашим прошлым, настоящим и будущим нашего народа и нашей страны. А сейчас выясним, кто же был самым внимательным сегодня. Слушайте вопросы. За пра­вильный ответ – получаем жетон триколор.

Викторина

Вопросы:

1. От какого слова произошло слово «флаг»?

2. Назовите день рождения бело-сине-красного флага.

3. Что обозначает красный цвет флага?

4. Что обозначает белый цвет?

5. Что обозначает синий цвет?

6. Где можно увидеть Государственный флаг?

7.Какой флаг у Вооруженных сил России?

8. На каких зданиях нашего

села развевается флаг?

9.Что обозначает слово «герб»?

10. Что означает скипетр и держава?

11.Что такое гимн?

12. Кто написал слова и музыку гимна?

13. Что, по вашему мнению, символизирует цвета флага?


И несколько интересных полезных советов:

2. Чтобы легко запомнить расположение цветов на флаге, нужно всего лишь запомнить слово БЕСИК (бело-сине-красный). Самому активному участнику вручается приз. Молодцы! Все активно отвечали на вопросы викторины.

Давайте подведем все вместе итоги нашего классного часа:


  1. Государственные символы Российской Федерации – гимн, герб и флаг страны - часть истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.

  2. Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России. Отношения к символам государства – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным.

  3. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.
И в заключение нашего классного часа, давайте споем гимн России стоя и приложив руку к сердцу, прислушиваясь к каждому слову гимна – Достоянию нашей страны!

Использованная литература:


  1. Пчелов Е.В. “Государственные символы России. Герб, флаг, гимн”. Москва, издательство “Русское слово”, 2002 год.

  2. Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя – М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2002. – 96 с., ил.

  3. Соболева Н.А., “Российская государственная символика”. История и современность, Москва, издательство “Владос”, 2002 г.
Приложение

О РОДИНЕ – РОССИИ

У меня есть Родина – Россия.

Это счастье - это жизнь моя,

Это моя будущая сила,

Это - моя дружная семья.

Это – шёлк лазоревого неба

И лесов немерянная ширь.

Это – поле золотого хлеба

И народ твой – добрый Богатырь.

Только – только ты встаешь на ножки,

Ты в начале долгого пути,

Ты пойдешь сначала по дорожке,

По ДОРОГЕ будешь ты идти.

В небо полетишь на самолете -

Сверху ты увидишь Отчий Край,

Но всегда – в пути или полете

Родину свою не забывай.

Родина, как мама, всё умеет,

Она любит дочку и сынка.

В холод – добротою отогреет,

В жажду – даст воды из родника.

Словно мама – наградит улыбкой,

Подарив вам долгие года,

Любя, простит все детские ошибки,

Но подлость не простит вам никогда!

В добрый путь, дитя! Служи Отчизне,

Не жалея времени и сил!

И в конце своей прекрасной жизни

Ты поймешь, что не напрасно жил!

РОДИНА

Рассвет я помню красновато-синий

И звук прекрасный песни соловья.

Люблю тебя я, часть России,

Горжусь тобою, родина моя.

Везде, кого бы ни спросила,

На рубежах Урала, вдоль реки,

Защитою и гордостью России

Во все века здесь были казаки.

Чтоб оценить и другом оставаться

Родной земли и родины своей,

Наверно, надо с ней расстаться,

Почувствуешь тогда, что места нет родней

КЛАССНЫЙ ЧАС «ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА»
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем….
Удивительное чувство Родины… Невозможно человеку
жить уверенно без этого чувства, без близости к деяниям своих
предков, без внутреннего постижения своей ответственности за
судьбу Отчизны. С праздником вас ребята!
22 августа наша страна отмечает государственный и
всенародный праздник ­ День Российского флага. Бело­сине­красный
триколор был восстановлен как государственный символ России 22
августа 1994 года.
Все страны мира, все государства имеют свои флаги и гербы,
которые являются отличительными знаками государства.
Государственный флаг означает единство страны и ее независимость
от других государств. Его история уходит корнями в глубокую старину…
А как вообще появились флаги?
Существует несколько легенд об этом.
В древности корабли бороздили океаны вообще без флагов. С
появлением пиратов, чтобы отличать мирные суда от пиратских,
придумали флаги. В последствии флаги стали государственными
символами, т.е. флаги стали не только морскими, но и сухопутными.
Сама идея флага возникла в очень древние времена. Древние
охотники и воины хотели издалека узнавать и друзей, и врагов.
Опознавательными знаками в таких случаях могла служить
прикрепленные к древку копья перья или звериные шкуры ­ это
были первые флаги.
Во времена Ивана Грозного флаг русских воинов был красным.
В 1667 году, когда в Подмосковье начал возводиться остов первого
русского корабля, и этот корабль готовился к первому

международному плаванию, встал вопрос о флаге. 9 апреля 1667
года, отец Петра 1, царь Алексей Михайлович впервые утвердил
бело­сине­красный флаг, а в 1705 году Петр1 передал этот триколор
торговому флоту России.
Белый. Синий. Красный. Этим цветам на Руси издавна
придавали символический смысл.
Красный соответствовал великороссам, т.е. русским
Синий ­ малороссам т.е. украинцам
Белый ­ белорусам.
Символизировали эти цвета и качества:
Красный цвет это мужество и любовь к отчизне.
Синий ­ верность и целеустремленность.
Белый ­ благородство.
А как же менялся Российский флаг со времен Петра1 до
наших дней? Мы уже знаем, что во времена Ивана Грозного русский флаг был
красного цвета.
В 1712 году На военном флоте был утвержден белый с лазоревым крестом
Андреевский флаг, созданный в честь ордена святого апостола Андрея
Первозванного. Макет флага был создан лично Петром I.
На основе петровского триколора в дальнейшем были разработаны и другие флаги.
Так, в 1806 году появился флаг Российско­Американской кампании:
традиционный триколор с черным двуглавым орлом и надписью «Российско­
Американская компания» посередине белой полосы.
1858г
Александром II был утвержден новый рисунок флага для торжественных случаев
(черно­желто­белый). Инициатором изменений стал барон Кене, который обратил
внимание императора на то, что цвета флага не соответствуют цветам герба, в то
время как данное обстоятельство противоречило правилам немецкой геральдики.
1865г
Вышел указ, в котором черный, золотой и белый назывались государственными
цветами Российской Империи. Его цвета символизировали землю, золото и
серебро. Отметим, что черно­желто­белый флаг никогда не пользовался
популярностью в обществе – слишком сильны были ассоциации с Австрией.
1883г
Во время празднования коронации Александра III, император обратил внимание на
контраст праздничной процессии, украшенной черно­желто­белыми цветами, и

города, в котором преобладали бело­сине­красные цвета. 28 апреля 1883 года
император повелел в торжественных случаях использовать исключительно бело­сине­
красный флаг торгового морского флота.
1896г
Накануне коронации Николая II петровскому триколору был официально присвоен
статус государственного флага. Красный цвет при этом символизировал
«державность», лазоревый – покровительство Богоматери, а белый – свободу и
независимость.
Православные христиане видели в расположении полос
флага строение мира. Вверху ­ божественный мир, воплощенный в
белом небесном свете; ниже ­ синий небосвод, а под ним ­ мир
людей ­ красный цвет.
1918г
В апреле этого года по предложению Свердлова государственным флагом стало
красное полотнище с золотой надписью РСФСР в левом верхнем углу. Идея флага,
судя по всему, была заимствована у европейских революционеров и социалистов.
1954г
Вплоть до этого времени государственный флаг РСФСР зачастую заменяло
красное полотнище без надписей и рисунков. 2 мая 1954 года указом Президиума
РСФСР был утвержден окончательный вариант флага. Теперь флаг состоял из
красного полотнища со светло­синей полосой у древка во всю ширину флага. На
красном полотнище, в левом верхнем углу, были изображены золотые серп и
молот, а также красная пятиконечная звезда.
1991г
22 августа 1991 года началась новая история флага России. Государственным флагом
было признано прямоугольное полотнище с разновеликими горизонтальными
полосками белого, синего и красного цветов и соотношением сторон 1:2. С 1994 года
22 августа было объявлено Днем государственного флага Российской Федерации.
У каждого государства кроме государственного флага
существует герб. Герб ­ это отличительный знак, официальная
эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, деньгах и
официальных документах.
Герб России представляет собой изображение золотого
двуглавого орла на красном поле.
Двуглавый орел ­ символ вечности России, символ сохранения в
русском народе православной веры.

Две головы орла напоминают об исторической
необходимости для России обороны от запада до востока. Три
короны над ними, скрепленные единой лентой, символизируют
кровное братство и единую историю трех восточнославянских
народов ­ русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла ­
образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.
У каждого государства существует еще и своя торжественная
песня ­ гимн, который исполняют и слушают стоя. Автором слов
гимна нашей страны является С.В.Михалков ­ отец известного
режиссера Никиты Михалкова.
Вспомним немного об истории государственного гимна.
Вплоть до 17 века в России роль гимна играли церковные
песнопения. В эпоху Петра Великого появился «Преображенский
марш». Он звучал при штурме Измаила (1790г.) и при сражении под
Бородино (1822г.)
Фонограмма «Преображенский марш»
С 1816 года первым официальным государственным гимном
России стал английский гимн «Боже храни короля», который был
переведен Василием Жуковским и получил название «Молитва
русских» Фонограмма «Молитва русских»
В 1833 году, по указу Николая 1, была написана музыка к
гимну «Боже, царя храни». Он оставался единственным
официальным гимном России вплоть до 2 марта 1917 года, дня
отречения императора Николая 2 от престола, то есть почти век.
Фонограмма «Боже, царя храни!»
После Февральской революции непродолжительное время
роль гимна выполняла французская «Марсельеза»
Фонограмма «Марсельезы»
После Октябрьской революции 1917г. И до января 1944 года
государственным гимном Советского Союза был «Интернационал»
Фонограмма «Интернационал»

Новый гимн, написанный А.Александровым на слова С.
Михалкова прозвучал по радио 1 января 1944 года. А 12 июня 1990
года была принята Декларация о государственном суверенитете
РСФСР, и встал вопрос о новом гимне. В 1993г. была утверждена
мелодия государственного гимна России. Им стала «Патриотическая
песня» Михаила Глинки «Славься!»
Фонограмма «Славься!»
А в третье тысячелетие Россия вступила с официально
утвержденными обновленными символами государства: двуглавым
орлом в качестве герба; трехцветным флагом и гимном на музыку
А.Александрова и слова С.Михалкова, который создал уже три
варианта текста гимна (1944, 1977, 2000)
Каждый день в нашей России начинается со звучания
государственного гимна. И когда звучит эта торжественная музыка
со словами о России, в душе поднимается гордость за нашу
великую Родину, наш народ.
Фонограмма гимна России. (Гр. Любе)
Сегодня мы с вами сделали еще один маленький шажок по дороге развития чувства
патриотизма и любви к своей Родине, ее истории.
Берегите Россию ­
Нет России другой
Берегите ее тишину и покой
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию ­
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
чтобы вечно ей быть!
Ну и в заключение нашего мероприятия, посвященного дню российского флага –
мы предлагаем вам пролистать страницы нашей истории. Спасибо за внимание.
Видеоролик.

День Российского флага Ежегодно 22 августа Россия отмечает праздник День государственного флага. ФЛАГ- одноцветное или нескольких цветов полотнище определенного размера, одной стороной прикрепленное к дереву или шнуру. Обычно с эмблемой страны или государства. Употребляется как символ государства. Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги и гербы, которые являются отличительным знаком государства. Государственный флаг означает единство страны и его независимость от других государств. В России герб и флаг созданы в соответствии со строгими правилами и имеют общую символику, которая олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом. Цвету флага придается особый смысл. Белый, синий, красный. Эти цвета издревле почитались на Руси народом, ими украшали свои жилища, вышивали затейливые узоры на одеждах и одевали их по праздникам. Мы говорим белый свет, синее море, весна красна, красная девица (красивая). Видимо не случайно эти цвета стали цветами государственного флага России. Герб сочетает эти же цвета. Белый – Георгий Победоносец. Синий – Развивающийся плащ всадника. Красный – фон, щит герба. Изображение всадника, копьем поражающего черного дракона, означает победу справедливости, добра над злом. В народных преданиях говорят: Два орла несут по белу свету колесницу, в центре возница правит парой птиц, а на верху само солнце; два крыла его сестры - Заря Утренняя, Заря Вечерняя. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Увенчанный коронами, со скипетром и державой в лапах двуглавый орел является гербом нашей России. Золотой орел на красном фоне напоминает солнце, сияющее своими лучами - перьями. Вот он, флаг и герб Российской Федерации, символ единства и независимости нашего народа. Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации. Россия…Родина…Это край, где вы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия…Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы… - Россия …Как из песни слово, Березок Юная листва Кругом леса, поля и реки Раздолье – русская душа. - Люблю тебя, моя Россия За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей. - Люблю, глубоко понимаю Степей задумчивую грусть Люблю все то, что называю Одним широким словом – Русь. Одна у человека родина мать. Крепко любит свою родину народ. Много сложил о ней пословиц и поговорок: Родина любимая – что мать родимая. Если дружба велика, будет родина крепка. Жить – Родине служить. Для Родины своей, ни сил, ни жизни не жалей. Родина мать, умей за нее постоять. Человек без родины, что соловей без песни. Россия святая! Для славных походов Веками растишь ты своих сыновей; Во благо России, для счастья народа Под флагом державным встречаешь гостей. Густые леса и поля золотые, Мирное небо целует заря. С детства любимы места дорогие – Это родная Отчизна моя! Отчизна родная! Твой символ державный На труд и на подвиг зовет свой народ! Дозор твой стоит в боевом авангарде – Могучая сила, надежный оплот! В грозные годы ты в битве с врагами Меч свой ковала в суровом бою. Символ победный, святое знамя Ты в сердце хранишь как святыню свою! В мирные будни во славу России Реет победный твой стяг над страной Вместе со мною ты грозна сила, А сердцем всегда я навеки с тобой. Под знаменем святым за мир и свободу, За счастье народное в бой мы пойдем. В священной борьбе не страшны нам невзгоды Под флагом мы счастье и мир обретем . ГБОУ СОШ№ 851 Презентацию подготовили: воспитатели группы №2 ШАМИНА Е.А. КАЗАНЧЕВА Ф.Б.



Просмотров