Что должна делать полиция при задержании. Что делать если задержала полиция. не давать показания против себя и своих родных

Дата публикации: 2018-02-02
Рубрика:

Вас остановили сотрудники полиции, попросили показать документы, а потом предложили пройти в отделение. Вы занятой человек и у вас нет времени на подобные разбирательства. Могут возникнуть сомнения: а имеет ли полиция право вас задерживать? Не стоит ли пригрозить жалобой в самые высокие инстанции или продемонстрировать широту связей?

Все возможные основания для задержания перечислены в статье 14 Федерального закона «О полиции». Однако знать одну лишь эту норму недостаточно, так как она отсылает нас ко многим другим правовым актам. Во всём этом стоит разобраться по порядку, чтобы в будущем избежать незаконных задержаний.

Задержание подозреваемого в совершении преступления

Данная процедура предусмотрена Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Задержать могут по подозрению в преступлении, за которое предусмотрено в качестве наказания лишение свободы. При этом должно иметься одно из следующих оснований:

  • лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  • потерпевшие или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление;
  • на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.

Перечисленные основания могут убедительно свидетельствовать о том, что задерживаемый причастен к преступлению. Однако УПК РФ предусматривает и другие, менее однозначные поводы для задержания подозреваемого. Полиция может задержать, если есть иные основания заподозрить вас в совершении преступления и при этом:

  • вы пытались скрыться, или
  • не имеете постоянного места жительства, или
  • ваша личность не установлена, или
  • следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении вас меры пресечения в виде заключения под стражу.

Под «иными основаниями» заподозрить может иметься в виду сходство внешности задерживаемого с ориентировкой. Или, например, нахождение данного лица в помещении, где согласно оперативным данным скрывается преступник. При таких обстоятельствах отсутствие при себе документа, удостоверяющего личность, служит поводом к задержанию.

Срок задержания:

Не более 48 часов с момента фактического задержания (с момента ограничения свободы передвижения). При этом в течение 3 часов с момента доставления должен быть оформлен протокол задержания подозреваемого.

По истечении 48 часов задержанный подлежит освобождению, если только суд не изберет в отношении него меру пресечения в виде заключения под стражу или не продлит задержание на 72 часа . Продление допускается для представления дополнительных доказательств обоснованности либо необоснованности заключения под стражу.

Задержание по делу об административном правонарушении

Такое задержание преследует следующие цели:

  1. составить протокол об административном правонарушении в отделении полиции,
  2. оставить задержанного в отделении до рассмотрения дела судом (если в качестве меры наказания предусмотрен административный арест или административное выдворение).

В кодексе об административных правонарушениях говорится, что административное задержание может применяться лишь в исключительных случаях (часть 1 статьи 27.3 КоАП). У полиции должны иметься достаточные основания полагать, что задерживаемый причастен к правонарушению.

Срок задержания:

Не более 48 часов с момента доставления в отделение:

  • если правонарушение предполагает наложение судом административного ареста или административного выдворения,
  • если правонарушение посягает на режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации,
  • если правонарушение совершено во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации,
  • если правонарушение заключается в нарушении таможенных правил.

В течение срока задержания должен быть оформлен протокол об административном задержании, протокол об административном правонарушении, другие протоколы при необходимости. Но что ещё более важно – если санкция предусматривает арест или выдворение, до истечения 48 часов данное дело должно быть рассмотрено судьей.

Не более 3 часов с момента доставления в отделение – во всех остальных случаях. За это время должны быть составлены протокол о задержании, об административном правонарушении, а также протоколы других примененных мер обеспечения.

Если доставленное лицо находится в состоянии опьянения, 3 часа начинают исчисляться с момента вытрезвления.

Иные задержания

Закон о полиции предусматривает и другие причины для задержания. С ними приходится сталкиваться гораздо реже, но всё-таки их необходимо перечислить.

  1. Задержание лица, в отношении которого уже избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
  2. Человек «убежал»:
    • из-под стражи,
    • уклоняется от отбывания уголовного наказания, принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия согласно решению суда,
    • уклоняется от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания,
    • не прибыл к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок,
    • уклоняется от исполнения административного ареста,
    • находится в розыске,
    • убежал из психиатрического лечебного учреждения.

Задержание во всех указанных случаях имеет целью передачу лица ответственному органу, учреждению.

  1. Задержание лица, предпринявшего попытку самоубийства или имеющего признаки психического расстройства и создающего своими действиями опасность для себя и окружающих. Такие лица отправляются по месту жительства или в лечебное учреждение.
  2. Задержание нарушителя правил комендантского часа.
  3. Задержание при незаконном проникновении либо попытке проникновения на охраняемый объект.
  4. Задержание лица, в отношении которого поступило требование о выдаче, до передачи его иностранному государству.

Доставление без задержания

Задержанию предшествует доставление (принудительное препровождение) лица в отделение. Важно учитывать, что статья 13 Федерального закона «О полиции» допускает, что доставление может обойтись и без задержания.

Вас могут доставить в полицию для следующих целей:

  1. для решения вопроса о задержании;
  2. для установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести;

В перечисленных случаях составляется протокол о доставлении. Если же предполагается оформление протокола задержания, то могут ограничиться упоминанием о доставлении в нем.

Почему доставление может произойти без задержания? Потому что предположение о причастности лица к правонарушению (преступлению) или о том, что он находится в розыске, может не оправдаться. В конце концов, возможно, и правонарушения (преступления) никакого нет. Доставленного следует отпустить.

Отметим, что согласно пункту 8.6 Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан (утверждено Приказом МВД РФ от 30 апреля 2012 года № 389) в случае если выясняется неправомерность задержания или доставления лица в дежурную часть, такое лицо незамедлительно освобождается с одновременным принесением старшим дежурной смены извинений.

С одной стороны, наличие такого положения не может не радовать. С другой, извинений стоит ждать лишь в том случае, если полиция признает, что у нее не было никаких оснований рассматривать лицо в качестве правонарушителя или подозреваемого.

Ещё один важный момент. Установление личности и оценка возможности привлечения доставленного лица к административной ответственности либо как подозреваемого должно производиться в самые короткие сроки после доставления. В противном случае речь пойдет уже о задержании, что потребует оформление соответствующих протоколов.

Помимо указанных выше оснований доставление также возможно:

  1. для защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. в отношении лиц в состоянии опьянения. Они доставляются либо в медицинские организации, либо в отделение. «Заберут» не любого пьяного, одурманенного, а лишь того, кто находится в публичном месте или дома (угрожая жизни, здоровью или имуществу проживающих совместно с ним граждан). Кроме того, лицо, находящееся в состояние опьянения, может доставляться в соответствующие учреждения для прохождения освидетельствования.
  3. в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных. Их доставляют в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, в учреждения для реабилитации или в отделение.

Согласно ст.5 УПК РФ (п.11) задержание подозреваемого в уголовном процессе – это законодательно закрепленная и разрешенная мера принуждения, применяемая в рамках уголовно-процессуального законодательства, считающаяся неотложной и заключающаяся в кратковременном лишении свободы лица, связанном с подозрением в совершении им преступления.

Задержание осуществляется только по решению компетентного органа (таким выступают следователь, дознаватель, прокурор) и не может по времени превышать срок, установленный законом.

Нормы права, закрепляющие основания и правила осуществления задержания, а также все, что с ним связано, можно найти в ПИКоАП РФ (административное задержание) , УПК РФ (уголовное задержание) , а также подробно описан правовой порядок задержания в законе «О полиции» РФ.

Знаете ли Вы

В УПК РФ закреплено следующее положение (ст.46): с момента задержания лицо приобретает статус подозреваемого.

Как правило, задержание производится сотрудниками полиции. Они могут быть как в форменном обмундировании, так и в штатском (оперативные работники). Главное – наличие служебного удостоверения, которое по требованию они незамедлительно должны предоставить лицу, подлежащему задержанию. Наличие удостоверения подтверждает тот факт, что человек является представителем закона и его требования законны.

Независимо от того, что стало причиной задержания, следует вести себя корректно и спокойно по отношению к сотрудникам полиции. Любое проявление агрессии может повлечь за собой еще более негативные последствия и усугубить ваше положение. Противодействие, применение силы, угрозы, и могут быть расценены как преступление.

После произведенного задержания родственники задержанного должны быть незамедлительно (в течение 3 часов с момента задержания) уведомлены о том, где находится близкий для них человек. Это может сделать как задержанный самостоятельно, так и сотрудники полиции (ч.7 ст.14 Федерального закона «О полиции»). Бывают случаи, когда сотрудники полиции «забывают» уведомить родственников о задержании близкого лица. Тогда узнать задержан ли человек полицией можно, позвонив по номеру «102» и задав конкретный вопрос. В большинстве случаев уже в течение нескольких часов вы будете знать о том, где находится близкий вам человек.

В случае громких задержаний (массовые беспорядки, теракты и т.д.) список задержанных полицией за сутки в крупных городах зачастую публикуется в СМИ на государственных интернет-порталах.

Порядок задержания

  1. Сотрудник полиции, сообщая вам о произведенном задержании, должен назвать свою фамилию, имя, должность, предъявить документ, подтверждающий его полномочия, а также назвать причину применения меры процессуального принуждения.
  2. После этого разъясняются права и обязанности задержанного.
  3. Составляется протокол непосредственного задержания лица.
  4. В течение 3-х часов о произведенном задержании уведомляется защитник, близкие родственники, а также администрация места работы (учебы).
  5. В случае с несовершеннолетними гражданами обязательно должен быть уведомлен хотя бы один из родителей или законных представителей.
  6. В течение 12-ти часов о применении меры принуждения к конкретному лицу уведомляется надзирающий прокурор.

Основания и цели задержания

Основания задержания подозреваемого (ст.91 УПК РФ) :

  1. Лицо подозревается в том, что совершило преступление (свидетели и (или) сам потерпевший указывают на вас, как на того, кто совершил преступление; при вас или на вашей одежде, имеются следы преступления, либо же в ручной клади или жилище предметы, добытые преступным путем; вы пытались скрыться с места совершения преступления и т.д.).
  2. В отношении лица заочно избрана мера пресечения, связанная с лишением свободы.
  3. Лицо уклоняется от исполнения законного решения суда.
  4. Находится в розыске.

Цели задержания:

  1. Пресечение дальнейшей преступной деятельности.
  2. Предотвращение совершения нового преступления.
  3. Предотвращение сокрытия следов и орудий преступления, а также возможности скрыться от органа уголовного преследования.
  4. Установление степени причастности лица к произошедшему.
  5. Своевременное избрание в дальнейшем меры пресечения.

Задержание не может служить как средство для получения в дальнейшем признательных показаний задержанным лицом, если он этого сам не желает.

Действия после осуществления задержания

При задержании подозреваемого в преступлении составляется соответствующий процессуальный документ – протокол задержания. Он должен быть составлен не позднее, чем через 3 часа с момента доставления лица в орган дознания либо же к следователю. Протокол после внесения в него всех соответствующих сведений подписывается как лицом, его составившим, так и самим задержанным. Вы вправе отказаться от подписи либо же написать, что не согласны с произведенным задержанием. Обязательно задержанному выдается копия такого протокола.

Обратите внимание — неповиновение сотруднику полиции может грозить штрафом от 500 рублей. Однако, если неподчинение сопровождалось нанесением оскорблений, санкции будут строже, вплоть до назначения исправительных раббот на срок до 1-го года

Непосредственно после задержания проводится личный обыск задержанного с целью отыскания предметов и документов, имеющих отношение к совершенному преступлению, либо же ценных предметов, на которые в будущем может быть наложен арест (ст.184 УПК РФ). Он проводится лицом того же пола, что и задержанный, в присутствии понятых и при необходимости специалиста.

После задержания в течение суток задержанный должен быть подвергнут допросу. Он производится по месту ведения следствия либо по месту содержания задержанного. Главные правила допроса подозреваемого:

  • не может непрерывно продолжаться более 4 часов, а после перерыва (до 1 часа) может продолжиться, но не может превышать 8 часов в день;
  • по решению врача в случае болезни время допроса может быть сокращено или и вовсе следственное действие переносится на другой день;
  • допрос должен быть запротоколирован. Документ подписывается всеми участниками допроса. Подозреваемый вправе отказаться от дачи показаний либо давать показания, но отказываться от подписи в документе.

Задержанный после проведения с ним всех необходимых следственных и процессуальных действий содержится в пределах установленных законом сроков в изоляторе временного содержания. Если основания для задержания гражданина сотрудниками полиции отпали, то лицо незамедлительно должно быть отпущено на свободу. В случае, когда вина подтверждается, возможно как дальнейшее нахождение подозреваемого на свободе, так и приданием ему статуса обвиняемого и избрание в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу (арест).

Разница между арестом и задержанием заключается в том, что второе – это лишение свободы на непродолжительное время, связанное с подозрением в совершении конкретного преступления, а арест применяется к тем, чья вина доказана и кому придан статус обвиняемого.

Как себя вести при задержании полицией — расскажет адвокат:

Срок задержания

Согласно действующим нормам УПК РФ, а именно ст.94 и ст.128 этого нормативно-правового акта, срок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, не может превышать 48 часов без должных на то оснований. Отсчет начинается с момента, когда человек фактически был лишения свободы передвижения. Этот срок не окончателен и при желании и наличии достаточных оснований может быть продлен по мотивированному постановлению суда, но не более чем на 72 часа.

Максимально допустимый суммарный срок задержания составляет 5 суток или 120 часов. По истечению этого времени подозреваемый должен быть отпущен на свободу (вина не подтвердилась либо избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы) или арестован.

Получить комментарий специалиста можно в комментариях к статье

Что делать если вас задержала полиция March 10th, 2012

Буквально недавно в Хабаровске, местные оппозиционеры пытались "похоронить честные выборы" Ребята задумали возложить цветы у местного избиркома, вот что из этого получилось

А перед этим, я прогуливался по центральной площади города, как раз возле здания Администрации и там тоже дежурило очень много полицейских, они приняли меня за оппозиционера и задержали...вернее проводили в свою "будку" и проверили документы.

Законно ли это?

Сотрудники полиции вправе задержать Вас в 2-х ситуациях - в случае, если Вы подозреваетесь в совершении преступления (присутствуют на одежде следы преступления, Вы находитесь в розыске и т.д.) или в случае правонарушения.

Нужно подчеркнуть, что полицейские уполномочены остановить Вас в любом общественном месте: на улице, в магазине, в ресторане и потребовать предъявления документов, удостоверяющие личность, провести досмотр Ваших вещей. Следует также заметить, что обыск сотрудник полиции может проводить лишь в отделении полиции и в присутствии понятых. В случае, если у Вас не окажется документов, Вас могут попросить проследовать в отделение полиции в целях установления Вашей личности.
Проверка личности проходит достаточно быстро - Вы называете адрес прописки и ФИО. Процесс напоминает процедуру авторизации в интернете. Если данные совпадают, установление личности считается успешно пройденным.

Оказывать какое-нибудь сопротивление или отказываться проследовать с сотрудниками полиции нежелательно т.к. Вы в этой ситуации собственным поведением нарушаете положение 19.3 КОАП РФ что становится поводом для привлечения Вас к административной ответственности.
Основанием для проверки у Вас документов может послужить, к примеру, ваше внешнее сходство с фотороботом или словесным портретом преступника, который находится в розыске.

Согласно со ст. 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации основаниями задержания человека в общественном месте является:

Лицо застигнуто при совершении преступления или именно после его совершения;

Потерпевшие или свидетели укажут на данное лицо как на совершившее правонарушение;

Когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилье будут обнаружены очевидные следы преступления.

Других причин нету. То есть в идеале, чтобы не быть задержанным, достаточно иметь при себе копию паспорта и не нарушать законов.

В случае, если Вас все же задержали, Вы обязаны знать свои права, потому что, как правило, Вам о них сотрудники не скажут ни слова и даже всячески будут ущемлять!

КАЖДЫЙ ЗАДЕРЖАННЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО:

-ЗНАТЬ О ПРИЧИНЕ СВОЕГО ЗАДЕРЖАНИЯ

· Сотрудник полиции обязан разъяснить основание и повод ограничения прав и свобод гражданина;

· Подозреваемый вправе знать, в чем он подозревается(п.1 ч.4 ст. 46 УПК РФ);

- НА РАЗЯСНЕНИЕ СВОИХ ПРАВ

· Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности (ч.5 ст. 27.3 КоАП РФ ч.1, ст 92 УПК РФ);

- НА ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

· Задержанный имеет право на получение медицинской помощи в необходимых случаях (ч. 1 ст. 29 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан);

- НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОТОКОЛАМИ. ВНОСИТЬ СВОИ ОБЪЯСНЕНИЯ И УТОЧНЕНИЯ ИЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПОДПИСИ

· Задержанный вправе ознакомиться с протоколами, представить объяснений и замечания, либо отказаться от дачи объяснений и показаний (ч. Ст. 28.2 КоАП РФ, ч.4 ст. 46 УПК РФ);

- НА УВЕДОМЛЕНИЕ РОДСТВЕННИКОВ О СВОЕМ МЕСТОНАХОЖДЕНИИ

· По просьбе задержанного о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы(учебы), а также защитник(ч. 3 ст. 27.3 КоАП РФ);

· Не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляется кто-либо из его близких родственников, а при их отсутствии - другие родственники(ч.1 ст.96 УПК РФ). Если подозреваемый -гражданин другого государства; то уведомляется посольство или консульство этого государства (ч.3 ст. 96 УПК РФ);

-НА ОБЖАЛОВАНИЕ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

· любые действие или бездействия должностных лиц, нарушающие права граждан, могут быть обжалованы вышестоящим должностным лицам, прокурору или в суд (ст. 4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»);

- НА СВОБОДУ ОТ ПЫТОК, ЖЕСТОКОГО И БЕСЧЕЛОВЕЧНОГО ОБРАЩЕНИЯ

· никто не должен подвергаться пыткам, другому жестокому обращению(ст. 21 Конституции РФ);

НА СОБЛЮДЕНИЕ СРОКОВ ЗАДЕРЖАНИЯ

· при административном задержании срок задержания не должен превышать 3 часа (ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ), в течении 48 часов с момента задержания задержанный подлежит освобождению, если не была мера мера пресечения в виде заключения под стражу, либо суд не продлил срок задержания(ч. 1 ст. 94 УПК РФ);

- НА УЧАСТИЕ ЗАЩИТНИКА С МОМЕНТА ЗАДЕРЖАНИЯ

· каждый задержанный имеет право пользоваться помощью адвоката(защитника) с момента задержания(ч. 2 ст. 48 Конституции РФ, п. 3 ч.4, ст. 46 УПК РФ);

- НЕ ДАВАТЬ ПОКАЗАНИЯ ПРОТИВ СЕБЯ И СВОИХ РОДНЫХ

· против самого себя, своего спутника, близких родственников (ч.1 ст.51 Конституции РФ);

- НА ПОЛУЧЕНИЕ КОПИИ ПРОТОКОЛА ПО ВАШЕМУ ТРЕБОВАНИЮ

· задержанному вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ч.6 ст. 28.2 КоАП РФ), а также по его просьбе копия протокола об административном задержании(ч.2 ст. 27.4 КоАП РФ);

· подозреваемый вправе получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения (п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ);

- ДАВАТЬ ПОКАЗАНИЯ И ОБЪСНЕНИЯ НА СВОЕМ ЯЗЫКЕ, ПОЛЬЗАВАТЬСЯ УСЛУГАМИ ПЕРЕВОДЧИКА

· задержанный вправе давать показания и объяснения на родном языке, которым он владеет, пользоваться помощью переводчика бесплатно(ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ, п. 6, п. 7 ч. 4 ст. 46 УПК РФ);

Но если вас всё таки задержали, то следуйте следующим правилам:

1. Сообщите своим близким, куда Вы идете и попросите поддерживать с Вами связь.

Это касается случаев, когда Вы ходите на митинги или участвуете в акциях, котроые по мнению полиции могут нарушить общественный порядок

2. Если возможно дайте своим близким телефоны тех, с кем Вы будете находиться (если не дозвонятся Вам, то хотя бы смогут дозвониться им), а также телефон адвоката и Вашего координатора. Близкие должны знать куда звонить в случае Вашего задержания.

Опять же, координатор есть только в случаях, если вы опять же являетесь участником какого-либо "незаконного" мероприятия...но старайтесь в таких мероприятих не принимать всё же участие, так как это незаконно!

3. Не ходите без документов (Вас формально могут задержать до установления личности). Не берите с собой паспорт - его просто отнимут. Возьмите копию паспорта.

4. Если Вас задержали, запомните время и тех, кто находился с Вами в момент задержания (это потенциальные свидетели), может быть номер машины, на которой Вас везут. Развозят практически по всем отделам полиции - адвокатам и родственникам просто невозможно Вас найти.

5. Постарайтесь запомнить сотрудника полиция, задержавшего Вас, и его данные (у каждого полицейского есть нагрудный знак).

А можно просто спросить, и вот почему

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

[Закон РФ "О полиции"] [Глава 2]

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Не пытайтесь скандалить в машине или автобусе, в котором Вас везут (там Вам никто не поможет).

7. Как можно скорее сообщите о своем задержании родным, адвокатам, координаторам.

8. В полиции должны составить протокол. Обязательно с ним ознакомьтесь. Внимательно посмотрите, чтобы в нем стояло не только время составления протокола, но и время Вашего задержания, обстоятельства дела - в чем Вас обвиняют, данные понятых.

9. Протокол нужно обязательно подписать. Это не означает, что Вы признаете вину. Если Вы не подпишете протокол, его подпишут понятые, но в чем Вас будут обвинять Вы не узнаете.

10. Объяснение в протоколе напишите: "от дачи объяснений отказываюсь до консультации с защитником, прошу обеспечить участие адвоката такого-то".

12. Обязательно напишите фразу: "Прошу рассмотреть дело по месту моего жительства"

13. Вам должны вручить копию протокола, Вы должны расписаться в графе копию протокола получил - не отказывайтесь. Если копию не дают, напишите "копию не выдали" и распишитесь.

Во всем остальном не полагайтесь на собственные силы. Пусть вашей защитой занимаются юристы.
Чтобы юристам было легче Вас защищать, сделайте все правильно при Вашем задержании и составлении протокола.
И еще, не провоцируйте сотрудников полиции на беспредел. Они выполняют свою работу, многие из них в душе Вас поддерживают. Но если Вы оскорбляете лично определенного сотрудника, который лично перед Вами ни в чем не виноват, он Вам ответит, будьте уверены.

И еще. С собой ни в коем случае ничего, напоминающего оружие: перочинные ножички, газовые балончики, травматики и прочие средства самозащиты.
На митингах никакого пива и наркотиков!

Права граждан при задержании: понятие задержания.

Задержание в самом широком смысле представляет собой меру государственного принуждения, которая осуществляется в ходе пра-воохранительной деятельности и заключается в кратковременном (на срок не свыше 48 часов) лишении человека права на свободу и личную неприкосновенность.

Задержание является достаточно распространенным методом государственно-правового регулирования. Существование подобной принудительной меры обусловлено самой сущностью правоохрани-тельной деятельности, направленной, как известно, на защиту жизни и здоровья, собственности, иных охраняемых государством социальных благ, на охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и других общественно-значимых интересов. Посредством задержания сотрудники полиции и иных правоохранительных органов в частности получают объективную возможность пресекать противо-правные действия отдельных лиц, предупреждать совершение ими но-вых правонарушений, удерживать их в своем «поле зрения» во время проверки на предмет причастности к совершению преступления, адми-нистративного правонарушения и т.д.

Таким образом, по своему правовому смыслу задержание имеет весьма существенное значение для современной правоохранительной практики полиции и иных правоохранительных органов.

Задержание преимущественно проводится на первоначальном эта-пе осуществления соответствующей правоохранительной деятельности, например, если лицо застигнуто в момент совершения противоправно-го поступка или сразу после, если лицо длительное время уклонялось от явки в правоохранительные органы или находилось в розыске и т.п. В связи с этим задержание следует отличать от иных мер государствен-ного принуждения, также выраженных в ограничении конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность. Таковыми, например, могут являться меры уголовного наказания (лишение свободы, арест и т.д.), меры административного наказания (административный арест), принудительные меры медицинского характера (помещение в психиа-трический стационар), меры уголовно-процессуального пресечения (за-ключение под стражу и домашний арест) и некоторые другие.

В отличие от всех указанных мер государственного принуждения задержание носит предварительный характер и зачастую осуществля-ется без наличия достаточных доказательств, подтверждающих проти-воправность поведения человека. Именно задержание в совокупности с другими предусмотренными законом средствами и методами позво-ляет сотрудникам полиции или иных правоохранительных органов со-брать необходимые сведения (достаточную доказательственную базу) для решения вопроса о возможности или, наоборот, невозможно-сти, применения к лицу какой-либо ответственности либо других мер государственно-властного реагирования.

Более того, в отличие от иных мер принуждения, связан-ных с ограничением права на свободу и личную неприкосно-венность, задержание носит ис-ключительно внесудебный ха-рактер. Оно осуществляется на основании собственного реше-ния органа или должностного лица, осуществляющего пред-варительное расследование по уголовному делу, выполняю-щего оперативно-розыскные мероприятия или проводящего административную деятель-ность. Так, например, согласно ст. 91 УПК РФ правом задержа-ния подозреваемого по уго-ловному делу наделены орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа. В свою очередь в соответствии со ст. 27.3. КоАП РФ задержание могут проводить органы исполнительной власти и их должностные лица, в частности полиция, пограничные органы, таможенные органы и т.д.

И именно в этой связи общий срок задержания не может превышать 48 часов. Подобное ограничение прямо предусмо-трено Конституцией РФ, где в ч.2 ст. 22 четко отмечает-ся, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию более чем на 48-часовой срок.

Таким образом, задержание представляет собой кратковремен-ную меру государственного принуждения, имеющую исключительно предварительный характер. Факт задержания никоим образом не мо-жет расцениваться как признающий человека виновным в совершении какого-либо противоправного деяния и ставящим его вне закона. Сле-довательно, задержание нельзя считать ни мерой уголовного наказа-ния, ни мерой административного наказания, ни любой иной формой ответственности.

Согласно конституционному принципу презумпции невиновности вина считается доказанной, а человек подлежит ответственности лишь только после вступления в законную силу приговора суда (иного судеб-ного решения), а по некоторым делам об административных правона-рушениях - соответствующего постановления компетентного органа исполнительной власти или должностного лица. Поэтому задержанные лица, хотя и испытывают на себе некий груз государственного принуж-дения, связанный с временным ограничением права на свободу и лич-ную неприкосновенность, тем не менее, считаются невиновными и в остальном сохраняют за собой все предоставленные им государством права и свободы.

Права граждан при задержании: случаи применения задержания.

Как уже было отмечено ранее, задержание представляет собой одну из мер государственного принуждения, используемую полицией и иными правоохранительными органами для решения стоящих перед ними задач. Таким образом, задержание может применяться лишь в свя-зи с осуществлением правоохранительной деятельности и лишь специ-ально уполномоченными субъектами в строго установленных законом случаях.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации по-зволяет выделить несколько видов правоохранительной деятельности, где допускается задержание.

1. Уголовное судопроизводство, а точнее предварительное рассле-дование по уголовному делу (гл. 12 УПК РФ).

2. Производство по делам об административных правонарушениях (ст. 27.3-27.6. КоАП РФ).

3. Оперативно-розыскная деятельность. Так, например, согласно ст. 14 закона «О полиции» сотрудники полиции вправе задерживать лиц, находящихся в розыске, до передачи их соответствующим органам, учреждениям (должностным лицам этих органов и учреждений).

4. Деятельность, связанная с обеспечением исполнения уголовных или административных наказаний или иных судебных решений. Так, в частности, законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность задержания лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного или административного на-казания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установ-ленный в указанном предписании срок.

В данном случае задержанию также могут быть подвергнуты и лица, уклоняющиеся от применения в отношении них принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, лица, со-вершившие побег из психиатрических учреждений и т.п.

5. Профилактическая деятельность, например, задержание лиц, не-законно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объ-екты, а также лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имею-щих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя, окружающих и т.д.

Помимо этого законодательство Российской Федерации, в частно-сти закон «О полиции», предусматривает возможность задержания и в некоторых иных случаях, например при нарушении человеком правил комендантского часа или в случае необходимости выдачи лица по за-просу иностранного государства.

В рамках настоящей работы с учетом ее ограниченного объема нами будут рассмотрены лишь проблемы задержания лица в уголовном судопроизводстве. Однако при этом многие содержащиеся здесь пра-вила и рекомендации вполне могут быть применимы и по отношению к иным видам задержания.

Права граждан при задержании: правовые условия задержания лица в уголовном судопроизводстве по подозрению в совершении преступления.

Одним из наиболее существенных видов задержания является при-менение данной меры принуждения в уголовном судопроизводстве в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Уголовно-процессуальное задержание - это такое средство принудительного ха-рактера, которое применяется к лицу, в отношении которого уже осу-ществляется уголовное преследование, но еще не собраны достаточные доказательства, позволяющие предъявить ему обвинение. В противном случае он может быть арестован на основании судебного решения или подвергнут действию любой другой меры уголовно-процессуального пресечения.

Таким образом, человек, задержанный по подозрению в соверше-нии преступления, вовсе не обязательно впоследствии станет обвиняе-мым, а сформированные в отношении него материалы будут направлены в суд. Современной правоприменительной практике известно множе-ство случаев освобождения задержанных по подозрению в совершении преступления без продолжения ведения в отношении них уголовного преследования.

Основания задержания - это предусмотренные уголовно-процессуальным законом определенные фактические данные, позволяющие подозревать лицо в совершении преступления. Так, в соответствии со ст. 91 УПК РФ основаниями для задержа-ния подозреваемого являются следующие:

1. Лицо застигнуто при совершении преступления или непосред-ственно после его совершения. Данное основание предполагает нахож-дение лица в момент его фактического задержания в непосредственной близости от места совершения преступления или места обнаружения следов преступления. Это, в частности, может выражаться в пресече-нии сотрудниками правоохранительных органов самой преступной деятельности или попыток скрыться, уничтожить следы преступления, довести до конца преступный умысел и т.д. Подобное основание рас-пространяется и на случаи, когда лицо застигнуто в ином месте, но по-сле длительного преследования (погони), начатого в месте совершения преступления.

2. Потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление. Это основание предполагает связь подо-зреваемого с преступлением посредством мысленного образа, запе-чатленного в сознании наблюдавших за его действиями (бездействием) лиц: самих потерпевших или очевидцев. Под очевидцами понимаются те свидетели, которые непосредственно присутствовали на месте престу-пления и наблюдали за его подготовкой, совершением или сокрытием.

3. На этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Такое основание предполагает связь подозреваемого с преступлением посредством объектов матери-ального мира, элементов вещной обстановки. Поэтому, говоря о явных следах преступления, законодатель подразумевает именно материаль-ные следы: следы-предметы, следы-вещества или следы-отображения (например, обнаруженный в кармане подозреваемого пистолет, след пальца руки подозреваемого на месте происшествия и т.д.).

4. Иные данные, дающие основание подозревать лицо в соверше-нии преступления. Под иными данными законодатель понимает любые сведения, позволяющие выдвинуть следственную версию о причастно-сти данного лица к совершению преступления (например, его внешнее сходство с приметами разыскиваемого лица и т.д.)

Законодательство не содержит исчерпывающего перечня подоб-ных иных данных, оставляя решение этого вопроса на собственное усмотрение органа или должностного лица, проводящего задержание. В этой связи возникает достаточно серьезная опасность чересчур рас-ширенного истолкования сотрудниками правоохранительных органов соответствующей нормы закона или просто злоупотребления своими полномочиями. Поэтому для минимизации возможных рисков законо-датель вводит определенные ограничения - дополнительные условия, без которых задержание лица по последнему, четвертому основанию невозможно.

Согласно ч. 2 ст. 91 УПК РФ таковыми условиями являются следую-щие:

Человек пытался скрыться;

Человек не имеет постоянного места жительства;

Не установлена его личность;

В суд уже направлено ходатайство об аресте этого лица в поряд-ке ст. 108 УПК РФ.

Более того, независимо от основания такая мера принуж-дения как задержание в уголовном процессе вообще может быть применена только в отношении лиц, подозреваемых в соверше-нии преступлений, за которые УК РФ предусматривается на-казание в виде лишения свободы. Если же человек подозревается в совершении иного преступления, за которое по закону он принципиально не может быть лишен свободы, то задержа-ние в данном случае неприемлемо ни при каких условиях.

Законность задержания в уголовном процессе также обуславлива-ется строгим порядком его осуществления, который регламентирован ст. 92-96 УПК РФ.

На практике процедура задержания обычно начинается с так на-зываемого фактического задержания (захвата) лица, то есть с момента фактического лишения человека права на свободу и личную неприкос-новенность. Далее захваченное лицо подлежит доставлению в орган дознания или к следователю, которые при наличии указанных выше оснований принимают процессуальное решение об его задержании.

Впоследствии задержанный может быть подвергнут личному обыску (ст. 93 УПК РФ) и в течение 12 часов с момента фактического задержания должен быть допрошен в качестве подозреваемого (ч. 2 ст. 46 УПК РФ).

О факте задержания в обязательном порядке должны быть уведомлены заинтересованные лица (ст. 96 УПК РФ).

При этом очевидно, что задержание подозреваемого не ограни-чивается лишь осуществлением упомянутых предписаний закона. Как уже было отмечено выше, задержание не имеет своей самоцелью ли-шение человека права на свободу и личную неприкосновенность. Оно необходимо для возможности проведения с его участием ряда след-ственных и иных процессуальных действий, направленных на собира-ние доказательств по уголовному делу. Именно проведение данных действий с участием подозреваемого: очных ставок, предъявлений для опознания, проверок показаний на месте и т.д. как раз и занимает основную часть времени, отведенного законом для задержания подо-зреваемого.

А заканчивается процедура задержания подозреваемого в мо-мент принятия ответственного решения о его дальнейшей судьбе - либо подозреваемый освобождается, либо суд выносит решение о его заключении под стражу.

Должностные лица, уполномоченные принимать процессуальное решение о задержании подозреваемого.

После фактического задержания человек подлежит доставлению в орган дознания или предварительного след-ствия для принятия процессуального решения о его задержании.

Согласно ст. 91 УПК РФ правом задержания подозреваемого наделены: следователь или дознаватель (орган дознания).

Следователь является должностным лицом, уполномочен-ным в пределах компетенции осуществлять предваритель-ное следствие по уголовному делу, а также некоторые иные предусмотренные законом процессуальные полномочия (ст. 38 УПК РФ).

Независимо от ведомственной при-надлежности все следователи обладают одинако-выми уголовно-процессуальными полномочия-ми, в том числе и по задержанию.

При этом для возможности начала осущест-вления данных полномочий следователь должен принять соответствующе уголовное дело к своему производству (ч. 2 ст. 156 УПК РФ). Первоначально решение о принятии уголовного дела к производ-ству включается одним из пунктов в постановле-ние о возбуждении уголовного дела. Однако на протяжении предварительного расследования следователи могут меняться; к расследованию могут быть подключены дополнительные сотруд-ники и т.д. Поэтому каждый новый следователь, приступая к работе по уголовному делу, обязан вынести собственное постановление о принятии уголовного дела к своему производству. Без вы-несения такого решения все последующие про-цессуальные акты следователя, в том числе и о задержании подозреваемого, будут незаконными.

Полномочиями следователя, в частности и правом задержания подозреваемого, обладает также руководитель следственного органа - должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение (следственный отдел, управление и т.д.), а также его за-меститель (п. 38.1 УПК РФ).

Органы дознания - это государственные органы и долж-ностные лица, уполномоченные осуществлять:

Дознание как форму предварительного расследования (ст. 32 УПК РФ);

Производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие (ч. 1-3 ст. 157 УПК РФ);

Выполнение следственных действий по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ);

На практике нередко возникают ситуации, когда преступление со-вершается вдали от населенных пунктов, а порой - и вообще за предела-ми основной территории РФ. Следовательно, быстрое прибытие долж-ностного лица органа дознания на место для расследования уголовного дела также является весьма затруднительным. Поэтому в соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК РФ полномочия органа дознания по возбуждению уго-ловных дел и производству неотложных следственных действий, в том числе по задержанию подозреваемого, также возлагаются на:

Капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем пла-вании;

Руководителей геологоразведочных партий и зимовок, располо-женных в удаленных местах;

Глав дипломатических представительств и консульских учрежде-ний Российской Федерации.

Орган дознания является коллегиальным субъектом правоприме-нения. Структурно он состоит из следующих звеньев:

Начальника органа дознания;

Начальника подразделения дознания;

Дознавателя.

Начальник органа дознания - это должностное лицо, осуществляю-щее общее руководство органом дознания, а также ведомственный кон-троль за деятельностью дознавателей. Например, таковыми являются начальник районного отдела внутренних дел, начальник линейного от-дела внутренних дел на транспорте и т.д.

Начальник подразделения дознания - должностное лицо органа до-знания, возглавляющее соответствующее специализированное подраз-деление, которое осуществляет предварительное расследование в фор-ме дознания, а также его заместитель (например, начальник отделения дознания при районном отделе внутренних дел и т.д.).

Дознаватель - это должностное лицо, на которое возложено не-посредственное осуществление полномочий органа дознания (ст. 41 УПК РФ). При этом он, как и следователь, перед началом осуществления своих полномочий должен принять уголовное дело к своему производ-ству.

Правовые условия принятия решения о задержании подозреваемого.

Юрисдикционное решение о задержании подозреваемого оформ-ляется соответствующим протоколом задержания подозреваемого.

В соответствии с ч. 1 ст. 92 УПК РФ протокол задержания подозреваемого должен быть составлен в течение 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю. Указанное время законодатель предоставляет для проведения необходимых проверочных действий, получения доказательств и иных сведений, дающих основания для применения данной меры принуждения. Так, за это время дознаватель или следователь могут допросить потерпевших или очевидцев преступления, предъявить им подозреваемого для опознания, провести обыск по месту жительства задержанного, осуществить иные про-верочные мероприятия.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 УПК РФ в таком протоколе указываются:

Дата и время его составления;

Дата, время, место, основания и мотивы задержания подозревае-мого;

Результаты его личного обыска;

Другие обстоятельства задержания.

Протокол задержания должен быть предъявлен задержанному для ознакомления и подписания. При этом обязательно следует обращать внимание на правильность указанных в нем сведений, например, на вре-мя фактического задержания, на результаты личного обыска, на основа-ния и мотивы задержания. В случае если какие-то фрагменты протокола, по мнению задержанного, не будут соответствовать действительности, протокол задержания подозреваемого - это единственный протокол, фиксирующий не процессуальное действие, а решение.

Не-обходимо отметить о нежелательно-сти отказа от подписания протокола задержания подозреваемого, по-скольку данный факт не имеет суще-ственного юридического значения.

Протокол задержания по-дозреваемого - это уголовно-процессуальный акт, порождающий возникновение новых публично-правовых отношений между госу-дарством и задержанным. Именно с момента составления протокола задержанное лицо в полном объеме приобретает процессуальный статус подозреваемого и получает воз-можность использовать весь спектр предоставленных ему прав и воз-можностей. Поэтому после осуществления юридического задержания дознаватель или следователь обязаны разъяснить подозреваемому его права, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.

Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, помещается в специализированное учреждение - изолятор временно-го содержания (ИВС). При этом дознаватель или следователь вправе в любой момент вызвать подозреваемого из изолятора для проведения с ним дальнейших следственных действий. Они также могут разрешить встречу с подозреваемым оперативного сотрудника (ч. 2 ст. 95 УПК РФ).

Задержание подозреваемого до возбуждения уголовного дела.

В настоящее время в теории и практике уголовного процесса до-статочно актуальным является вопрос о возможности осуществления задержания подозреваемого до возбуждения уголовного дела. Эта про-блема обусловлена следующими обстоятельствами. Так, с одной сторо-ны, по всем канонам уголовно-процессуального права применение к лицу любой меры уголовно-процессуального принуждения, в том числе и его задержание по подозрению в совершении преступления, возмож-но лишь в связи с производством по конкретному уголовному делу. Од-нако с другой стороны, в практической деятельности нередки случаи, требующие необходимости задержания лица в тот момент, когда соот-ветствующее уголовное дело еще не возбуждено. Эта проблема в част-ности касается такого основания для задержания, при котором лицо задерживается прямо в момент совершения преступления или сразу после (п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК РФ). Эта проблема также может быть связана и с другими предусмотренными законом основаниями для задержания. Например, сотрудники полиции в ходе планового рейда задерживают человека, пытающегося сбыть наркотическое вещество. Еще одним при-мером может послужить задержание сотрудниками таможни лица, пы-тающегося перевезти через границу контрабандный груз. Задержание может иметь место и в случае прибытия сотрудников полиции по сиг-налу, поступившему на пульт дежурного вневедомственной охраны. По данному поводу имеется еще множество примеров.

Очевидно, что все указанные случаи связаны с только что выявлен-ными признаками преступления. Поэтому ни о каком возбужденном уголовном деле речь здесь идти не может. Органам дознания или следо-вателю еще только предстоит рассмотреть представленные материалы, провести необходимые проверочные мероприятия, на основании чего решить вопрос о возбуждении по этому поводу уголовного дела. А за-держание лица, исходя из сложившихся обстоятельств, должно быть проведено сиюминутно, незамедлительно.

Сам по себе термин «задержание» может пониматься, по крайней мере, двояко. Как уже отмечалось выше, существует фактическое задержание (захват), то есть непроцессуальное мероприятие, заключающееся в физических действиях сотрудников правоохранительных органов по лишению лица права на свободу и личную неприкосновенность. Существует и юриди-ческое задержание, выраженное в оформлении соответствующего про-токола задержания подозреваемого.

При этом фактическое задержание не имеет процессуальной фор-мы. Его основания и порядок не регламентированы УПК РФ. Фактиче-ское задержание, как отмечалось выше, проводят не дознаватель или следователь, а иные должностные лица правоохранительных органов.

Таким образом, осуществление фактического задержания и доставления вполне возможно и до возбуждения уголовного дела.

В свою очередь, составление протокола задержания подозревае-мого может осуществляться исключительно в рамках уголовного судо-производства. Следовательно, для принятия процессуального решения о задержании необходимо наличие возбужденного уголовного дела. Как представляется, вопрос о возбуждении уголовного дела по поводу до-ставленного лица должен быть решен дознавателем или следователем в тот самый 3-часовой срок, отведенный законодателем для составления протокола задержания.

Порядок личного обыска задержанного.

Личный обыск задержанного подозреваемого заключается в прину-дительном обследовании его тела, одежды и сопутствующих вещей в це-лях отыскания и изъятия предметов, документов и ценностей, имеющих значения для уголовного дела. В соответствии со ст. 93 УПК РФ проведе-ние личного обыска является правом, а не обязанностью дознавателя или следователя. Однако, исходя из сложившейся следственной практи-ки, такое процессуальное действие проводится в каждом случае задер-жания подозреваемого. О необходимости проведения личного обыска подозреваемого сразу после его задержания свидетельствует и ч. 2 ст. 92 УПК РФ, предписывающая фиксировать его результаты прямо в про-токоле задержания.

Порядок проведения личного обыска задержанного регламентиро-ван ст. 184 УПК РФ. В этой связи сразу необходимо отметить, что личный обыск задержанного подозреваемого проводится по факту, то есть без вынесения отдельного постановления или судебного решения.

В силу закона при проведении личного обыска должны обязательно принимать участие не менее чем двое понятых. Понятые - это не заин-тересованные в исходе уголовного дела лица, привлекаемые дознавате-лем или следователем для удостоверения факта производства, а также содержания, хода и результатов следственного действия (ч. 1 ст. 60 УПК РФ). Основная задача понятых заключается в осуществлении функции так называемого общественного контроля за действиями государственных органов и должностных лиц, осуществляющих дознание и предваритель-ное следствие. По мнению законодателя, это способствует законности в действиях дознавателя или следователя, а также правильности составле-ния протокола. Поэтому основными качествами, которыми должны об-ладать понятые являются их независимость, беспристрастность, а также способность правильно воспринимать объективную действительность. И, следовательно, в качестве понятых не могут приглашаться:

Несовершеннолетние;

Участники уголовного судопроизводства, а также их близкие род-ственники;

Работники правоохранительных органов, наделенные полномо-чиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования;

Иные лица, прямо или косвенно заинтересованные в исходе уго-ловного дела.

Помимо понятых следователь или дознаватель вправе привлечь к производству личного обыска оперативных работников (ч. 7 ст. 264 УПК РФ) и специалиста.

Специалист - это лицо, обладающее специальными знаниями в об-ласти науки и техники, искусства и ремесла. Он может быть привлечен для производства личного обыска в целях содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, а также применения технических средств.

Вместе с тем специалист не может принимать участие в производ-стве личного обыска, если он:

Является или являлся иным участником по данному уголовному делу, в частности дознавателем, следователем, прокурором, потерпев-шим, свидетелем и т.д.;

Является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу;

Находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей;

Является некомпетентным в соответствующей области специаль-ных знаний;

Если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уго-ловного дела.

Поэтому при обнаружении любого из вышеперечисленных обстоя-тельств, специалисту, привлеченному для производства личного обы-ска, задержанное лицо вправе заявить отвод.

Требование об отводе может быть зафиксировано прямо в тексте протокола или оформлено отдельным документом на имя соответствую-щего дознавателя или следователя. Согласно с. 71 УПК РФ в ее систем-ном единстве со ст. 69 УПК РФ решение вопроса по заявленному отводу специалиста находится в компетенции самого дознавателя или следова-теля, которые могут оставить его без удовлетворения. Однако данные о заявленном отводе, тем не менее, в материалах уголовного дела бу-дут зафиксированы, что впоследствии возможно позволит оспорить от-дельные результаты проведенного обыска.

И наконец, еще одним участником личного обыска является пере-водчик, о котором мы уже говорили выше. Переводчик привлекается к производству данного следственного действия в том случае, если за-держанный не в достаточной степени владеет языком уголовного су-допроизводства. На переводчика также распространяются вышепри-веденные ограничения на участие в уголовном деле и правила на его отвод.

Касательно лиц, участвующих в личном обыске задержанного, су-ществует еще одна важная особенность, обусловленная принципом ува-жения чести и достоинства личности: все эти лица, включая самого до-знавателя или следователя, должны быть одного пола с обыскиваемым.

До начала обыска обыскиваемый должен быть ознакомлен с решением о его проведении. Ему должно быть предложено вы-дать искомые предметы, документы или ценности доброволь-но. В случае такой добровольной выдачи и при отсутствии оснований полагать о сокрытии каких-либо иных значимых объектов следственное действие может быть окончено. В противном случае дознаватель или следователь приступает к осуществлению непосредственных поисковых мероприятий.

В ходе личного обыска могут быть изъяты:

Предметы, документы или ценности, имеющие, по мнению дозна-вателя или следователя, отношение к уголовному делу (например, ору-дия совершения преступления, какие-либо похищенные вещи и т.д.);

Предметы, которые изъяты из свободного оборота (например, оружие, наркотики и пр.).

В ходе личного обыска также могут быть временно изъяты некоторые лич-ные вещи: личные доку-менты, шнурки, ремень, золотые украшения и тому подобные объек-ты, хранение которых во время задержания запрещено.

Все изъятые в ходе обыска объекты долж-ны быть предъявлены участвующим лицам, а при необходимости - надлежащим образом упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых и надлежащим образом подробно описаны в протоколе.

В случае, если, по мнению задержанного, следователь описал изъятые у него вещи неправильно или ненадлежащим образом, он имеет полное право собственноручно внести в конце прото-кола соответствующие уточнения или дополнения.

Порядок допроса подозреваемого

Допрос подозреваемого - это следственное действие, которое со-стоит в процессе получения от него показаний. Показания подозре-ваемого могут касаться любых значимых для уголовного дела обстоя-тельств, в частности, - имеющихся в отношении него подозрений. Они имеют двойственную правовую природу. С одной стороны, такие пока-зания являются источником доказательственной информации, а с дру-гой - средством защиты от выдвинутого в отношении лица подозрения. С учетом специфики процессуального статуса подозреваемого дача им показаний - это результат его свободного волеизъявления. Подозревае-мый, участвуя в уголовном деле со стороны защиты, может вообще от-казаться от дачи показаний, а также не несет никакой ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Следовательно, содержание сооб-щенных им сведений может неоднократно меняться. При этом отказ от показаний или их последующие изменения не вправе трактоваться как обстоятельства, подтверждающие виновность подозреваемого.

Допрос задержанного по подозрению в совершении преступления - это правовой императив. Он должен быть произведен в независимо-сти от волеизъявления допрашиваемого. Следовательно, если подо-зреваемый, пользуясь предоставленными ему правами, вообще отка-зывается давать показания или не желает этого делать в данное время, дознаватель или следователь формально составляют протокол допроса и фиксируют в нем факт подобного отказа.

В соответствии с ч.2 ст. 46 УПК РФ подо-зреваемый должен быть допрошен в присутствии своего защитника в течение 24 часов с момента его фактического задержания. При этом до начала допроса по просьбе подозреваемого ему обеспечи-вается конфиденциальное свидание с защитником продолжительностью не менее 2 часов. Помимо защитника в допросе могут принимать участие и другие лица (переводчик, специалист и т.д.).

Допрос задержанного лица может быть произведен в кабинете до-знавателя или следователя либо в изоляторе временного содержания.

На практике большинство допросов подозреваемых не занимают длительного времени. Однако в ряде случаев объемы сообщаемой до-прашиваемым лицом информации могут быть настолько велики, что процесс получения его показаний затягивается на несколько часов или даже более. В связи с этим законодатель устанавливает определенные временные рамки для производства данного следственного действия. Так, допрос не может длиться непрерывно более 4 часов, после чего дознаватель или следователь обязаны предоставить допрашиваемому перерыв не менее чем на 1 час для отдыха и приема пищи. А общая про-должительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов. Более того, при наличии медицинских показаний, подтвержденных за-ключением врача, продолжительность допроса может быть и еще мень-шей. А для несовершеннолетних эти сроки сокращены вдвое: соответ-ственно до 2 и до 4 часов.

Поэтому в случае, если дознаватель или следователь не успевает получить все необходимые показания в обозначенные сроки, процеду-ра допроса прерывается и продолжается в другой день.

Перед началом допроса дознаватель или следователь, удостове-рившись в личности допрашиваемого, разъясняют ему права и порядок производства следственного действия. Законодатель предусматривает свободу тактики допроса. Это означает, что дознаватель или следова-тель по своему усмотрению определяют структуру и содержание вер-бального общения (беседы) с допрашиваемым лицом, в том числе, зада-ют необходимые вопросы. Так, допрос может начинаться со свободного рассказа допрашиваемого и заканчиваться вопросами; в другой ситуа-ции дознаватель или следовать сразу начинают задавать необходимые вопросы и т.д. Допрашиваемый вправе изложить свои показания (часть показаний) и собственноручно. Однако эта свобода тактики допроса ограничивается запретом задавать наводящие вопросы, которые своей формулировкой предопределяют получение желаемого ответа. Давая показания допрашиваемое лицо вправе пользоваться документами и записями.

Участвующий в допросе защитник имеет право: а) давать подозреваемому в присутствии дознавателя или следова-теля краткие консультации; б) задавать ему с разрешения дознавателя или следователя вопросы; в) делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в прото-коле. Дознаватель или следователь могут и отвести вопросы защитника, но обязаны при этом занести их в протокол.

Ход и результаты допроса отражаются в соответствующем прото-коле. Показания допрашиваемого принято записывать от первого лица и по возможности дословно. Вопросы и ответы на них записываются в той последовательности, которая имела место в ходе допроса. В прото-коле указываются и те вопросы, которые были отведены дознавателем или следователем, или на которые допрашиваемый отвечать отказался, а также мотивы таких отводов или отказов. И наконец, протокол должен содержать указание об имевшем место в ходе допроса предъявлении отдельных материалов уголовного дела (вещественных доказательств, документов и т.д.) и данных в связи с этим пояснениях. Дополнительны-ми средствами фиксации хода и результатов допроса подозреваемого могут быть аудио- и видеозаписи. Помимо этого, допрашиваемым ли-цом могут быть изготовлены схемы, чертежи, рисунки, диаграммы. Все эти материалы приобщаются к протоколу, о чем в нем делается соответ-ствующая запись.

Протокол допроса в обязательном порядке должен быть предъявлен для ознакомления самому подозреваемому и его за-щитнику. Если допрос помимо протокола фиксировался каким-либо иным способом, например посредством видеозаписи, то для ознакомления должны быть предъявлены и соответствую-щие материалы (кассеты, диски и т.д.)

В этой связи подозреваемому желательно самым внимательным об-разом ознакомиться с текстом протокола своего допроса, поскольку в отличие от ранее описанных объяснений, его показания уже являются полноценными процессуальными доказательствами. А любые содержа-щиеся там сведения могут быть либо сами по себе, либо в совокупности с другими доказательствами использованы для предъявления ему обви-нения, постановления приговора и т.д. Если же какие-то фрагменты про-токола представляются неполными, неверными, искаженными, то подо-зреваемому надлежит собственноручно внести в него соответствующие замечания, дополнения и уточнения.

К великому сожалению, в современных условиях весьма распро-странены случаи отказа подозреваемых от подписания протоколов их допросов. Это же касается и протоколов иных действий, произведенных с их участием, о чем мы уже говорили выше. Причина подобного и не совсем правильного поведения заключается в низком уровне правовой культуры и правовой грамотности этих лиц. Их логика представляется весьма простой: «Если я ничего не подписал, значит, ничего не было, зна-чит, я ни в чем не сознался».

Однако подобный «способ» реализации своих прав представляется весьма примитивным и абсолютно бесполезным. Ведь согласно ст. 167 УПК РФ в случае отказа кого-либо из участвующих лиц подписать про-токол дознаватель или следователь делают в нем соответствующую за-пись, которая удостоверяется подписью защитника. В этом случае про-токол имеет такое же юридическое значение, как и при подписании его подозреваемым.

Следовательно, более рациональным и правильным будет не по-добный пассивный, а наоборот активный способ защиты. Если подозре-ваемый полностью или частично не согласен с изложенными сведения-ми, он должен в конце протокола собственноручно отметить данный факт и подробно описать свою позицию. В этом случае она не останется без должного внимания со стороны потенциальных читателей: прокуро-ра, суда и т.д.

Уведомление о задержании близких родственников или иных лиц подозреваемого.

Как уже было отмечено выше, после фактического задержания лица ему должна быть предоставлена возможность лично или через сотруд-ника правоохранительного органа уведомить по телефону о случив-шемся своих близких родственников или иных лиц.

Однако после составления протокола задержания на дознавателе или следователе лежит обязанность официального уведомления о за-держании. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 92 УПК РФ орган дознания, до-знаватель или следователь в течение 72 часов с момента задержания подозреваемого обязаны о уведомить об этом прокурора. Также в тече-ние 72 часов о задержании должен быть уведомлен кто-либо из близких родственников, а при их отсутствии - другой родственник. В случае за-держания несовершеннолетнего уведомляются законные представите-ли - родители или лица, их заменяющие.

При задержании военнослужащего об этом уведомляется командо-вание воинской части, а в случае задержания иностранного гражданина - соответствующее посольство или консульство (ч. 2-3 ст. 96 УПК РФ). При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законода-тельством РФ, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая общественная наблюдательная комиссия

Исключением из вышеуказанных правил является ситуация, связан-ная с необходимостью сохранения в интересах предварительного рас-следования в тайне факта задержания. Здесь законодатель позволяет не уведомлять о задержании определенных лиц. Однако эта возможность допускается только с согласия прокурора и не распространяется на слу-чаи задержания несовершеннолетнего.

Сущность процессуального статуса подозреваемого.

С момента своего задержания лицо приобретает уголовно-процессуальный статус подозреваемого. Подозреваемый - это участ-ник уголовного судопроизводства, находящийся на начальном этапе осуществления в отношении него уголовного преследования. Пребы-вание лица в статусе подозреваемого означает, что государство в лице органов дознания или предварительного следствия уже имеет по от-ношению к нему определенные уголовно-правовые претензии. Однако данные претензии еще недостаточно обоснованы. Иными словами по-дозрение - это форма уголовного преследования, осуществляемая при наличии сведений, позволяющих полагать о совершении лицом престу-пления, но в условиях недостаточности доказательств для предъявле-ния ему обвинения.

Следовательно, участие подозреваемого в уголовном деле носит временный, локальный характер. Так, с одной стороны, подозреваемый уже находится в определенной процессуальной связи с государством и испытывает на себе тяжесть уголовного преследования. Но с другой стороны, подозреваемый еще не является обвиняемым, поэтому его процессуальная связь с государством не так сильна. Нахождение лица в статусе подозреваемого является промежуточным этапом на пути его привлечения к уголовной ответственности, на пути формирования в отношении него уголовно-правовой претензии, подлежащей рас-смотрению и разрешению в судебном заседании. Поэтому статус подо-зреваемого характерен исключительно для досудебного производства. Впоследствии подозреваемый либо становится обвиняемым, либо уго-ловное преследование в отношении него прекращается.

В целях обеспечения подозреваемому процессуальной возможно-сти защиты от уголовного преследования этот участник уголовного су-допроизводства наделен весьма широким комплексом процессуальных возможностей. Так, согласно ч. 4 ст. 46 УПК РФ он вправе:

Знать, в чем он подозревается;

Знакомиться с затрагивающими его права процессуальными решениями и получать их копии;

Давать объяснения и показания на любом языке и при необхо-димости бесплатно пользоваться помощью переводчика;

По желанию отказаться от дачи объяснений и показаний;

Пользоваться помощью защитника и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально, в том числе и до первого допроса подозреваемого;

Представлять доказательства;

Заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы;

Участвовать в следственных действиях, знакомиться с соот-ветствующими протоколами и подавать на них замечания;

Защищаться иными, не запрещенными законом средствами и способами.



Просмотров