Процент контрактации. Особенности договора контрактации. Договор контрактации — это разновидность купли-продажи: кто является сторонами такого договора, что продавец обязуется передать по договору

Соглашение, заключение договора между производителем сельскохозяйственной продукции и заготовителем. По договору контрактации изготовитель с/х товара обязуется передать выращенную продукцию другому лицу, который ее закупает с целью последующей переработки или реализации.

Контрактация – это система соглашения между крестьянскими хозяйствами и государством, которая существовала еще при СССР. Суть такой сделки – производителю доставки определенного объема продукции с/х назначения и ее сдачу стране в определенные соглашением сроки и на конкретных условиях.

Договор контрактации – это одни из видов стандартного соглашения купли-продажи, суть которого в регулировании отношений относительно производства и дальнейшей реализации сельскохозяйственной продукции.

Контрактация в СССР

Впервые соглашение контрактации получило распространение в 1918 году в отношении таких культур, как свекла, хлопок, лен и прочие. Уже через десять лет с целью стимулирования сельскохозяйственной сферы контрактация была расширена на все зерновые культуры и прочую с/х продукцию.

Именно благодаря контрактации стране удавалось заготавливать необходимые объемы продукции и эффективно вытеснять частный во взаимоотношениях между деревенями и большими городами. С другой стороны такие виды договоров позволили весьма точно формировать планы заготовок с/х продукции и улучшить ее качество.

С 1928 года колхозы активно сдают государству технологические и зерновые культуры, бобовые, рис, подсолнух, сою и так далее. При этом из-за нехватки ресурсов государство не всегда справляется со своими обязательствами. В 1932 году явные недостатки в контрактации привели к мощному сельскохозяйственному кризису. При этом в этом же году контрактация бала заменена обязательными поставками с/х продукции стране. С 1932 года договор стал актуален для молока, с 1933 года – для картофеля, с/х культур, подсолнечника и прочей продукции.


В свою очередь контрактация не исчезла полностью – она осталась для некоторых технических культур и некоторой продукции животноводства, к примеру, масляничных и новолубневых культур, молодняка животных, коконов и так далее.

В 1958 году контрактация использовалась только для закупки технических культур (табака, семян льна, волокна, хлопка, махорки, чайного листа и так далее). Но уже в 1961 году именно контрактация была признана единственной формой государственных закупок.

Особенности договора контрактации (стороны, права, обязанности)

Документ, заключенный между производителем с/х продукции и заготовителем, является взаимным, консенсуальным и возвмездным. Как следствие, для него характерны такие особенности:

1. Стороны соглашения :

- продавец по договору контрактации – это производитель сельскохозяйственной продукции. К нему можно отнести не только индивидуальных предпринимателей, но и крупные хозяйственные общества, производственные кооперативы, товарищества, фермерские хозяйства и прочие коммерческие структуры, которые занимаются производством (выращиванием) товаров с/х назначения.

Особенность упомянутых выше субъектов – реализация продукции, которая была выращена в личном хозяйстве. Таким образом, к понятию конрактации можно отнести соглашение между физическим лицами, занимающимися выращиванием с/х продукции и другой стороной, заинтересованной в ее покупке;

- заготовитель по договору контрактации . В данной роли может выступать коммерческая структура или лицо, работающее в качестве индивидуального предпринимателя. Основная цель покупателя – сбор сельскохозяйственной продукции и ее последующая реализация (переработка). Как правило, к заготовителям можно отнести фабрики, комбинаты по производству молочной продукции, фабрики по обработке шерсти, оптовые и заготовительные компании.

В случае если покупатель ставит иные цели по отношению к товару, то такие взаимоотношения не могут регулироваться договором контрактации

4. Ответственности участников договора . Каждая из сторон несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств. Так, производитель с/х товара – в случае доказательства его вины, а покупатель по всем нормам гражданско-правовой ответственности.

Обязанности заготовителя регулируются с особым вниманием. В частности, по договору контрактации покупатель обязуется принять с/х товар по месту его нахождения и организовать его транспортировку в другую точку. Если продукция доставляется к месту расположения заготовителя продавцом, то покупатель не имеет права отказаться от товара (при условии что он доставлен в срок и имеет соответствующее качество). При этом заготовитель сельскохозяйственной продукции обязуется отдавать отходы от переработанной продукции с условием ее оплаты по согласованной ранее цене.

Заготовитель освобождается от ответственности только в той ситуации, когда он доказал невозможность иного развития событий. В противном случае обязательной является выплата неустойки, штрафа или пени.
Ответственность производителя ограничена. Он признается невиновным в случае ненадлежащего исполнения договора контрактации, если сумел доказать, что сделал все возможное для своевременного выполнения обязательств.

На практике производитель с/х продукции редко признается виновным при несоблюдении своих обязательств. При этом в качестве причины могут быть не только чрезвычайные ситуации (засуха, градобитие, наводнения и атак далее), но и ряд других случаев. Кроме этого, продавец с/х товара считается невиновным, если невыполнение условий договора вызвано неисполнением обязательств самим заготовителем (к примеру, невыплатой авансового платежа).

5. Остальные критерии договора контрактации :

Цена соглашения определяется на основании текущих правил купли-продажи. При этом данное условие не относится к наиболее важному условию договора;
- срок исполнения (поставки) обязательно прописывается в документе и относится к существенным;
- форма заключенного контракта должна быть исключительно писмьменной. Все разногласия, касающиеся заключения договора и дальнейших взаимоотношений должны регулироваться на основании статьи 507 ГК РФ.

Сам документ может иметь следующий вид.

Договор контрактации и договор поставки: основные отличия

Много вопросов возникает по поводу отличий между двумя популярными видами договоров – поставки и контрактации. С одной стороны у этих соглашений есть общие черты, а с другой – договор контрактации имеет ряд особенностей. Выделим следующие аспекты:

1. Сфера применения . Особенность контрактации – оформление отношений между субъектами права, располагающимися в городе, и продавцами сельскохозяйственной продукции, находящимися в с/х местности.

2. Предмет договора контрактации – исключительно с/х продукция, которая была произведена (выращена) продавцом.

3. Составом. В соглашении участвую две стороны – продавец (производитель сельскохозяйственной продукции) и покупатель (заготовитель).

4. Факторами, влияющими на исполнение . На реализацию договора могут влиять различные факторы, которые нельзя предусмотреть.

5. Ответственностью сторон. отвечает только за неисполнение своих обязательств (при условии, что за ним нет вины). Поставщик также отвечате только при наличии вины. При этом законодательство всегда на стороне производителя с/х продукции.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Сергей КЛЯЙН
Юрист ООО «Рустика» В сфере обращения сельхозпродукции производитель - традиционно более слабая сторона. Такова специфика сельскохозяйственного производства - оно сильно зависит от погодных условий и прочих случайных факторов (например, болезни и вредители растений).

Поэтому основная задача «сельскохозяйственных» договоров - и прежде всего, контрактации - повысить уровень правовой защиты производителя-продавца с целью уравнивания его экономических воз можностей с возможностями покупателя.

Определения

Договором контрактации назы вается договор, по которому производитель сельскохозяйственной про дукции (продавец) обязуется передать произведенную им продукцию заготовителю (контрактанту), а последний обязуется принять и оплатить ее (ст. 535 ГК РФ).

Договором контрактации оформляются отношения по заготовке сельхозпродукции и сырья, т. е. основы благополучия любого общества.

Договор контрактации является разновидностью купли-продажи, а также договора поставки. Основные положения о контрактации содержатся в четырех статьях ГК РФ (параграф 5 главы 30 «Купля-продажа»). К отношениям по контрактации применяются правила о поставке (параграф 3 главы 30) и, наконец, общими правилами о купле-продаже (параграф 1 главы 30).

Если речь идет о закупке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд , последовательность применения правовых норм другая:

  • в первую очередь также будут применяться правила параграфа 5 главы 30 ГК РФ;
  • во вторую очередь - положения специальных нормативно-правовых актов о контракта ции, и прежде всего Федеральный закон от 02.12.94 № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (ред. от 10.01.03);
  • в третью очередь - параграф 4 главы 30 ГК о поставках товаров для государственных нужд;
  • в четвертую очередь - специальные законы о поставках для государственных нужд (например, Ф едеральный закон от 13.12.94 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральный закон от 29.12.94 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»);
  • в пятую - правила о договорах поставки;
  • и, в последнюю очередь, общие положе ния о купле-продаже.
Понятно, что такая сложная иерархия норм не облегчает их восприятие и применение...

Его признаки

Договор контрактации:

  • всегда возмездный (основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение покупной цены - и наоборот);
  • консенсуальный, т. е. для его совершения достаточно соглашения сторон, а не реальная передача товара;
  • взаимный, т. е. права и обязанности есть у обеих сторон.
Есть ряд признаков, отличающих контрактацию от поставки или купли-продажи. Эти признаки учитываются судом при решении вопроса, связанного с квалификацией договорных отношений сторон судебного спора. Бесспорно, что именно от правильной квалификации договора во многом зависит правильность разрешения спора по существу.

Признак № 1: одной из сторон контрактации обязательно выступает производитель сельскохозяйственной продукции.

Признак № 2: особый объект договора - сельскохозяйственная продукция. Действующий ГК РФ не дает определения данного термина и не раскрывает ее возможные разновидности. Чуть ниже будет сделана попытка определения этого термина. Сельскохозяйственная продукция не должна быть подвергнута промышленной переработке.

Признак № 3: особый способ производства (получения) сельскохозяйственной продукции как элемент предмета обязательства, вытекающего из договора контрактации. Таким способом является выращивание (производство) сельскохозяйственной продукции. При этом существенное значение имеет соблюдение следующих условий:

• сельскохозяйственная продукция, реализуемая по договору контрактации, должна быть выращена в собственном хозяйстве производителя сельскохозяйственной продукции;

• под реализуемой сельскохозяйственной продукцией следует понимать как продукцию, которую еще предстоит вырастить (произвести) в будущем, так и продукцию, уже имеющуюся у товаропроизводителя в момент заключения договора контрактации;

• сельскохозяйственная продукция должна быть выращена собственными усилиями производителя и за его счет.

При несоблюдении этих условий заключать договор контрактации нельзя. Следует оформлять договор подряда, возмездного оказания услуг и т. д

Признак № 4: цель приобретения сельскохозяйственной продукции - дальнейшая переработка или продажа. Не имеет правового значения, что в процессе переработки закупленная по договору контрактации сельскохозяйственная продукция полностью потребляется или видоизменяется.

Признак № 5: должны присутствовать все указанные признаки. При отсутствии или изменении хотя бы одного из перечисленных признаков говорить о договоре контрактации нельзя.

Стороны

Стороны этого договора - продавец (производитель продукции) и заготовитель (контрактант). В договоре контрактации не могут участвовать г осударство и граждане, не имеющие статуса предпринимателя.

Если речь идет о закупке сельско хозяйственной продукции для государственных нужд, то интересы госу дарства представляют так называемые государственные заказчики - как правило, органы исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ.

Важно помнить о том, что продавцом по договору контрактации может выступать лицо, для которого производство сельскохозяйственной продукции является одним из основных видов деятельности:

  • индивидуальные предприниматели, например, главы крестьянских или фермерских хозяйств;
  • коллективные коммерческие организации. Объем правоспособности юридиче ского лица должен охватывать возможность ведения им сельскохозяй ственного производства (к примеру, банк не может быть продавцом по договору контрактации, поскольку его основная деятельность носит исключительный характер).
Производитель сельскохозяйственной продукции - это лицо, которое своими усилиями, в том числе трудом (личным или своих работников) и за свой счет, произвело (вырастило) сельскохозяйственную продукцию. Важно иметь в виду, что по договору контрактации предприниматель вправе продавать только произведенную им самим продукцию - об этом прямо говорится в пункте 1 статья 535 ГК РФ. Если планируется реализация продукции, произведенной кем-то другим, то отношения следует оформлять договором поставки или купли-продажи.

По договору контрактации не может быть реализована переработанная давальческая сельскохозяйственная продукция. Даже если субъект, переработавший и реализующий ее, сам осуществлял выращивание (производство) одноименной продукции. В случаях если имеет место реализация переработанной сельскохозяйственной продукции как собственного производства, так и давальческой, то квалификация договорных отношений должна производиться с учетом доли собственной продукции в общем объеме реализуемой по конкретному договору.

С другой стороны всегда находится заготовитель-предприниматель в виде организации или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, занимающийся заготовкой сельскохозяйственной продукции для осуществления своей предпринимательской деятельности на профессиональной основе. Заготовителем может быть не только предприниматель, но и государственный орган.

Спорный предмет

Предметом договора контрактации может быть любая продукция сельскохозяйственного производства.

Любопытно отметить, что и нормативно-правовые акты, и юридическая литература употребляют термины « сельскохозяйственная продукция» или «продукты сельского хозяйства» без какого бы то ни было разъяснения.

Видимо, предполагается, что все и так ясно, хотя самый простой вопрос, например: «Относятся ли к сельскохозяйственной продукции дрожжи?» ставит в тупик многих специалистов. А ведь выяснение точного содержания терминов - основа правильной квалификации договорных отношений.

Сельское хозяйство - это одна из главных отраслей материального производства. Основные отрасли сельского хозяйства - растениеводство и животноводство включают группы более мелких отраслей:

  • растениеводство составляют полеводство, овощеводство и бахчеводство, плодоводство, виноградарство и т. д.;
  • животноводство - скотоводство, овцеводство, свиноводство, птицеводство, коневодство и др.
Растениеводческие и животноводческие отрасли дифференцируются по группам культур, видам животных и т. д. - скотоводство мясное, мясомолочное, племенное и т. п.

Под продукцией принято понимать все количество продуктов, произведенных за определенный промежуток времени в мире, стране, отрасли хозяйства, на предприятии или конкретным работником, включая произведения умственного труда, литературы и искусства.

Под продуктом понимают:

  • предмет вещественный или нематериальный как результат человеческого труда;
  • предметы питания, съестные запасы;
  • то, что служит для изготовления чего-либо.
Можно конкретизировать понятие сельскохозяйственной продукции путем выяснения содержания понятий и видового состава продукции основных отраслей сельского хозяйства - растениеводства и животноводства.

Продукция растениеводства - продукты растительного происхождения, получаемые в результате выращивания сельскохозяйственных культур, а также продукция выращивания и использования многолетних насаждений. Не являются продукцией растениеводства продукты, полученные:

• после обработки или переработки растительного сырья (крупа, мука, растительное масло, овощные и фруктовые консервы и др.);

• в результате сбора дикорастущих плодов, ягод, грибов, не являются.

• в результате лесоводства.

Продукция животноводства - это результат выращивания и откорма скота, птицы и других сельскохозяйственных животных, а также продукты, получаемые в процессе хозяйственного использования скота и птицы (молоко, шерсть, яйца и др.). К продукции животноводства относятся сырые продукты, полученные в результате разведения крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей, оленей, кроликов, пушных зверей, птицы, а также продукты пчеловодства, шелководства, разведения рыбы и т. д.

К продукции животноводства не относятся продукты

• добытые в результате промышленного рыболовства и охоты;

• полученные в результате убоя скота и другие продукты первичной промышленной переработки сельскохозяйственного сырья (мясо, сало, шкуры, масло животное, сыр и пр.), являющиеся продукцией промышленности.

(Не исключен и формальный подход к определению понятия «сельскохозяйственной продукции» как к продукции, отнесенной к таковой Общесоюзным классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции).

Корова конкретная или корова вообще?

Сельскохозяйственная продукция как объект договоров по ее реализации выступает в виде вещей, определенных родовыми признаками. Может ли договор контрактации заключаться по отношению к вещи индивидуально-определенной?

И з определения, данного в ГК РФ, следует вывод, что его предметом являются вещи, определяемые родовыми признаками и в большинстве случаев - вещи ограниченного рода (например, не виноград вообще, а лишь выращенный данным хозяйством от определенной лозы).

Если исходить из того, что главной целью законодателя является обеспечение интересов производителя (т. е. лица, ведущего массовое производство сельскохозяйственной продукции), то при передаче по до говору индивидуально-определенной вещи (например, конкретного животного) специфика собственно сельскохозяйственного производства утрачивается.

Вывод: в таком случае нет необходимости в применении специальных норм о контрактации.

Продукция или сырье?

Продукция, являющаяся предметом договора контрактации, закупается для последующей переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ). Еще одно назначение этой продукции - помещение на хранение, т. е. в государственный фонд, резерв (ст. 2 Федерального закона от 02.12.94 № 53-ФЗ «о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»). В любом случае предмет договора контрактации не предназначен для личного, семейного, домашнего или иного подобного использования (ст. 506 ГК РФ).

Контрактоваться по договору может не только сельскохозяйствен ная продукция или сырье (например, молоко), но и продукты, их переработки (например, масло или сливки).

Как правило, контрактуется будущий товар (урожай, приплод и т. д.), которого еще не существует на момент заключения договора. Однако в отношении продажи продуктов переработки сельскохозяйст венного сырья моменты заключения и исполнения договора контрактации иногда могут совпадать.

Степень переработки может быть различной, конечный продукт порой вообще может иметь мало общего с исходным сырьем (например, казеиновый клей имеет мало общего с молоком, из которого получается казеин).

Как провести грань между сельскохозяйственной продукцией и промышленными товарами, изго товленными на ее основе? Полагаем, что е сли количество и качество продукта в первую очередь обусловлены характером применяемой технологии, а не процессом сельскохозяйственного производства исходного сырья, то такой продукт будет предметом поставки или купли- продажи, но не контрактации.

Форма, цена, срок

Как правило, договор контрактации так же, как и договор поставки, заключается в письменной форме. Если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, должны применяться правила, предусмотренные пунктом 1 статьи 161 ГК РФ: такие договоры должны совершаться в письменной форме.

Если в и производитель, и заготовитель - физические лица, и договор контрактации опосредует отношения по передаче партий сельскохозяйственной продукции для последующей переработки и продажи, стоимость которых превышает 10 МРОТ, то также требуется соблюдение простой письменной формы договора.

Так или иначе, учитывая, что момент заключения договора контрактации отделен от момента его исполнения определенным (иногда значительным) промежутком времени и сторонам необходимо согласовать детали исполнения, простая письменная форма будет являться оптимальной для закрепления отношений сторон в целях дальнейшего надлежащего исполнения принятых ими на себя обязательств.

Часто закупки сельскохозяйственных продуктов производятся непосредственно в хозяйствах населения (например, ежедневный сбор молока, имеющегося в подсобных хозяйствах населения, закупка выращенных и собранных в личных подсобных хозяйствах плодов, овощей и т. д.). Сопоставление основных признаков договора контрактации с договором, заключаемым при закупке сельскохозяйственных продуктов непосредственно в хозяйствах населения, позволяет квалифицировать его как договор контрактации сельскохозяйственной продукции. Такой договор может заключаться устно (п. 2 ст. 159 ГК РФ).

Порядок заключения договора также схож с правилами о поставке; аналогичен и порядок разрешения разногласий.

Если при заключении договора между сторонами возникли разногласия по отдельным условиям договора, то сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании этих условий, должна в течение 30 дней со дня получения этого предложения (если иной срок не установлен законом или не согласован сторонами), принять меры по согласованию соответствующих условий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения (п. 1 ст. 507 ГК РФ).

Сторона, получившая предложение по соответствующим условиям договора, но не принявшая мер по согласованию условий договора поставки и не уведомившая другую сторону об отказе от заключения договора в указанный срок, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договор (п. 2 ст. 507 ГК РФ).

Цена - не существенное условие договора контрактации, так же как и поставки. Ее определение производится по общие правилам, предусмотренным для купли-продажи (ст. 485 ГК РФ). Статья 485 ГК РФ исходит из того, что условие о цене товара не относится к числу существенных, при отсутствии которых договор не считается заключенным. Если договором цена не определена и не может быть определена исходя из его условий, оплата то товара должна быть произведена по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Особый порядок определения цены установлен для договоров поставки для государственных нужд. При поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным контрактом.

Срок договора контрактации относится к числу его существенных условий, однако, в отличие от договора поставки, для контрактации он не так важен. В подавляющем большинстве случаев сроки заключения и исполнения договора контрактации не совпадают: продукцию необходимо вырастить. Продолжительность производственного цикла в сельском хозяйстве практически полностью определяется естественно-природными факторами. Значит, при отсутствии в договоре условия о сроке он легко может быть бы восполнен судом.

Права и обязанности

Обязанности производителя сельскохозяйственной продукции заключаются в передаче заготовителю произведенной продукции. Единственная особенность условия о передаче товара в договоре контрактации связана с необходимостью передать его в согласованном ассортименте.

Ассортимент - существенное условие договора контрактации (ст. 537 ГК РФ), что вполне объяснимо, ведь ассортимент сельскохозяйственной продукции после того, как началось ее производство, уже не может быть изменен. После окончания посевной остается лишь ждать урожая.

Обязанности заготовителя: принять товар и оплатить его. В отличие от общих норм, применяемых к купле-продаже, заготовитель, как правило, обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения. Кроме того, заготовитель обязан обеспечить ее вывоз за пределы хозяйства производителя (п. 1 ст. 536 ГК РФ).

Если договором предусмотрено принятие сельскохозяйственной продукции по местонахождению заготовителя или ином указанном им месте, то он не вправе отказаться от принятия своевременно переданных ему товаров надлежащего качества (п. 2 ст. 536 ГК РФ).

Дополнительные обязанности заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, могут предусматривать возврат производителю отходов такой переработки за соответствующую плату.

Обязанность оплаты приобретаемой сельскохозяйственной продукции определяется по общим правилам параграфа 3 главы 30 о поставке и параграфа 1 главы 30 о купле-продаже. Оплата обычно осуществляется авансом (полностью или частично), что позволяет производителям финансиро вать процесс производства продукции.

Ответственность

Как неоднократно подчеркивалось, сельскохозяйственное производство имеет свою специфику. Эта специфика существенно повлияла на правовую регламентацию ответственности сторон контрактации.

Законодатель отступил от общего правила об ответственности предпринимателей за нарушение обязательств на началах риска, т. е. независимо от вины, и уравновесил повышенный риск нарушения договора производителем (от случайных причин) принципом его ответственности только за вину (ст. 538 ГК РФ).

Иными словами, сельскохозяйственный производитель, доказавший отсутствие свой вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении договора, освобождается от ответственности.

А вот заготовитель, напротив, обычно отвечает за нарушение условий договора на общих основаниях для предпринимателей, т. е. его от ветственность строится на началах риска. Только заготовитель - государственный орган по договору закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд так же, как и производитель, отвечает только за вину.

Договор контрактации: понятие и характерные особенности

Основным назначением существования контрактации как разновидности купли-продажи является регулирование отношений, связанных с закупками сельскохозяйственной продукции. На то, что этот вид соглашения относится именно к категории купли-продажи, указывает расположение регулирующих его норм в гл. 30 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) с аналогичным названием.

Само слово «контрактация» толкуется в словарях как система заготовок продукции в области сельского хозяйства, в основе которой лежат заранее заключенные контракты. В цивилистике же значение этого понятия сводится к разновидности договорных правоотношений в сфере продажи сельхозпродукции. О контрактации ведется речь в § 5 вышеназванной главы ГК РФ.

По смыслу, вкладываемому законодателем в ст. 535 ГК РФ, можно сформулировать следующее. Договор контрактации — это соглашение между стороной, выращивающей либо производящей сельскохозяйственную продукцию, и стороной, приобретающей эту продукцию с целью последующей переработки и реализации. При этом основные обязательства сторон в отношении сельхозпродукции в таком случае следующие (ст. 536-537 ГК РФ):

  • со стороны производителя — вырастить (произвести) и передать;
  • со стороны заготовителя — принять.

Таким образом, необходимо заключать именно договор контрактации, а не какое-либо иное соглашение, когда имеют место следующие обстоятельства:

  • реализуемая продукция выращена или произведена непосредственно в хозяйстве продавца;
  • покупатель приобретает сельскохозяйственную продукцию не для собственных нужд, а с предпринимательской целью — для ее последующей переработки и/или продажи.

Еще одна характерная черта договора контрактации — возможность заключать его в отношении продукции, которая только появится в будущем.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Законодателем определен точный перечень продукции, которую можно отнести именно к сельскохозяйственной. Он указан в приложении 1 к постановлению Правительства РФ «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной…» от 25.05.2006 № 458.

По этой теме полезно будет ознакомиться со статьей Понятие и содержание договора контрактации .

Условия договора контрактации — общие и специальные

Абсолютно любой договор для признания его заключенным и легитимным должен включать в себя обязательные юридические реквизиты. Такое условие распространяется и на договор контрактации. А потому общая структура этого соглашения подчиняется нормам, прописанным в гл. 27 ГК РФ.

Важное и, пожалуй, единственное отличие договора контрактации от других видов договоров — его специальный предмет. Как уже было сказано выше, им может быть исключительно сельскохозяйственная продукция, при этом она должна быть выращена и произведена в собственном хозяйстве продавца и передана покупателю в неизменном виде.

Нередко производитель выращивает либо производит продукцию по заказу заготовителя, а потому ее конкретный ассортимент, количество и качество оговариваются как отдельное условие.

Т. к. в ст. 536 ГК РФ затрагиваются такие вопросы, как местонахождение произведенной продукции, порядок вывоза и отходы от ее переработки, очевидно, что указанные факты должны быть оговорены в договоре контрафакции как его обязательные условия.

Обязанности продавца и покупателя в рассматриваемом случае корреспондируют друг другу и являются встречными. А вот меру ответственности каждого из них законодатель установил разную. Так, производитель несет ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств перед заготовителем не по общим правилам, установленным п. 1 ст. 401 ГК РФ, а только при наличии его вины (ст. 538 ГК РФ). Дополнительно об условиях договоров можно прочесть в статье Какие условия договора называются существенными по ГК РФ? .

Позиции судов об ответственности по договору контрактации

При анализе судебной практики, связанной со спорами по договорам контрактации, напрашивается вывод о том, что сложность в трактовке закона чаще всего возникает при рассмотрении дел об ответственности сторон. Например:

  • Если стороны сами предусмотрели в договоре контрактации отдельный пункт о том, что ответственность нарушившей обязательство стороны наступает в любом случае и независимо от вины, суд может признать такое условие недействительным как противоречащее императивной норме ст. 537 ГК РФ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.09.2013 по делу № А03-505/2013).
  • Даже при установлении вины производителя он может избежать ответственности. Например, если размер подлежащей уплате неустойки подсчитать невозможно, когда подобный расчет производится по тем условиям, которые оговорены в соглашении (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.07.2006 № А56-58026/2005).
  • Доказать отсутствие вины сельхозпроизводитель может, сославшись на погодные условия. Например, предъявив справку регионального сельхозуправления об аномальной засухе (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.03.2002 по делу № А32-17913/99-10/521-32/201-15/78-2001-16/72).

Договор контрактации: заполненный образец

Таким образом, договор контрактации заключается по образцу договора поставки.

Учитывая большой объем партий сельхозпродукции и обязанность покупателя своими силами ее вывезти, рационально предусмотреть такие приложения к договору, как:

  • график оплаты;
  • график поставки партий товара;
  • образец заявки покупателя или спецификации.

Поскольку специфика продукции не позволяет проверять ее качество на глаз или даже с использованием инструмента непосредственно в момент приемки, рекомендуется включить в договор такое условие, как перечень сопроводительных документов. Кроме обычных накладных (товарных, товарно-транспортных), сельхозпродукция нуждается:

Для наглядности приведем образец договора контрактации в заполненном виде. Скачать его можно по ссылке: Образец договора контрактации заполненный.

В заключение еще раз обратим внимание на то, что договор контрактации — это соглашение достаточно узкоспециализированного типа. В то же время это не умаляет важности соблюдения всех тонкостей при его составлении в силу его широкого распространения в области гражданских правоотношений.

Договором контрактации называется такой вид договора купли-продажи, по которому производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю (покупателю, контрактанту), закупающему ее с целью переработки или продажи, а последний обязуется принять ее, обеспечить вывоз и оплатить.

Договор контрактации является не только видом договора купли-продажи, но и разновидностью договора поставки. С учетом общепринятого соотношения общих и специальных правил стороны при заключении и изменении договора контрактации руководствуются прежде всего правовыми нормами, установленными для договора

1 См.: п. 5 ст. 16 Федерального закона «О государственном материальном резерве».

контрактации, затем правилами о договоре поставки или договоре поставки для государственных нужд (если осуществляется поставка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд), а при их отсутствии - общими положениями о договоре купли-продажи (п. 2 ст. 235, п. 5 ст. 454 ГК РФ). Законом, определяющим особенности поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, является Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».

Договор контрактации - консенсуальный, возмездный, взаимный. Сторонами в нем являются предприниматели: производитель сельскохозяйственной продукции и ее заготовитель. На стороне производителя выступают коммерческие юридические лица, выращивающие (производящие) такую продукцию - хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы (колхозы, ко-опхозы), граждане, занимающиеся этим видом предпринимательской деятельности, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Заготовителями являются лица, также занимающиеся предпринимательской деятельностью. Это могут быть как коммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупки сельскохозяйственной продукции для переработки или продажи.

Предмет договора контрактации - сельскохозяйственная продукция: зерно, лен, овощи, фрукты, живой скот, молоко, птица и др., т.е. продукция, определяемая родовыми признаками. Как правило, это будущий товар, т.е. такой, который еще подлежит выращиванию или производству в условиях сельского хозяйства. К существенным условиям договора, кроме предмета, относится срок. Цена в договоре контрактации так же, как и в договоре поставки, не относится к числу существенных.

Производство сельскохозяйственной продукции подвержено не всегда предсказуемым влияниям воздействия окружающей природной среды (резким температурным колебаниям, градобитию, пожарам и т.д.), поэтому ее производитель обычно является экономически более уязвимой стороной, чем заготовитель. Учитывая эту специфику, законодатель определяет права и обязанности участников договора контрактации и их ответственность таким образом, что к заготовителю предъявляются более жесткие требования, чем к производителю сельскохозяйственной продукции.

Более жесткое отношение к заготовителю проявляется прежде всего в определении его обязанностей. Так, согласно п. 1 ст. 536 ГК

РФ на него возлагается не только обязанность принять продукцию по месту ее нахождения, т.е. у производителя, но и обеспечить ее вывоз. Это правило является диспозитивным. По соглашению сторон может быть установлен иной порядок приемки и вывоза. Далее, заготовителю запрещается отказываться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной ему в обусловленный договором срок, в случае, когда принятие продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или в ином указанном им месте (п. 2 ст. 536 ГК РФ). Такой отказ возможен лишь в случае несоответствия продукции условиям договора о количестве, ассортименте, таре и (или) упаковке и др. (ст. 466, 468, 489 ГК РФ и др.). При просрочке передачи продукции заготовитель согласно п. 3 ст. 511 ГК РФ вправе отказаться от принятия доставленной ему сельскохозяйственной продукции лишь в случае, когда он уведомил производителя об отказе и уведомление получено им до передачи продукции. Затем, в договоре может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором.

Исходя из принципа благоприятствования производителю сельскохозяйственной продукции определены и условия ответственности участников договора контрактации. Согласно ст. 538 ГК РФ производитель сельскохозяйственной продукции в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств несет перед заготовителем ответственность лишь при наличии его вины. Заготовитель же несет повышенную ответственность на основании общего правила, установленного в п. 3 ст. 401 ГК РФ, согласно которому лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность независимо от наличия либо отсутствия в этом его вины, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. При этом следует помнить, что положения п. 3 ст. 401 ГК РФ также являются диспозитивными и могут быть изменены соглашением сторон.

История становления. Определение. Юридическая природа. Субъектный состав. Форма. Существенные условия. Иные особенности. Специфика ответственности.

1. Договор контрактации является разновидностью договора поставки (следовательно, и разновидностью купли-продажи) и так же, как договор поставки, сформировался в отдельную обязательственную конструкцию в советский период.

Из истории цивилистики

Статья 267. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции Гражданского кодекса РСФСР 1964 года

Статья 268. Содержание договора контрактации Гражданского кодекса РСФСР 1964 года

Примером договора контрактации может быть соглашение между крестьянским (фермерским) хозяйством, выращивающим сельскохозяйственную продукцию (пшеницу, рожь, гречу, картофель и т.д.), и коммерческой организацией, перерабатывающей данную продукцию для дальнейшей поставки на хлебокомбинаты и оптовым организациям.

В действующем Гражданском кодексе договору контрактации посвящены четыре статьи (535-538), составляющие отдельный параграф главы "Купля-продажа". В силу прямого указания Кодекса к отношениям по договору контрактации субсидиарно применяются правила о договоре поставки (а в отдельных случаях - правила о договоре поставки товаров для государственных нужд).

2. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (ст. 535 ГК).

3. По своей юридической природе договор контрактации:

Консенсуальный;

Возмездный;

Двусторонне обязывающий (взаимный).

4. Субъектный состав договора контрактации специфичен.

Сторонами этого договора являются:

Производитель (продавец);

Заготовитель (покупатель).

Производитель - любой субъект гражданского права (необязательно коммерческая организация или индивидуальный предприниматель). В этом заключается различие с договором поставки. Единственное, но решающее условие для применения норм о договоре контрактации - производителем должно быть лицо, действительно производящее (а не приобретающее готовую) сельскохозяйственную продукцию.

Заготовителем выступает только участник предпринимательской деятельности: коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. К заготовителю Кодекс также предъявляет особые требования: по договору контрактации заготовитель приобретает сельскохозяйственную продукцию только для переработки или продажи (но не потребления!).

5. Форма договора контрактации - простая письменная (по признаку участия в договоре юридического лица).

6. Существенные условия договора контрактации исчерпываются его особым предметом - количеством и ассортиментом сельскохозяйственной продукции, выращиваемой (зерно, овощи и т.д.) или произведенной (птица, молоко и т.д.).

7. Иные особенности договора контрактации заключаются в следующем.

Во-первых, законодатель в первую очередь защищает интересы производителя, наделяя его дополнительными правами и возлагая на заготовителя дополнительные обязанности (ст. 536 и 537 ГК РФ).

В отличие от положения продавца и покупателя в договоре купли-продажи, в отношениях по контрактации продавец является слабой стороной, а заготовитель, напротив, представляет собой организацию, которая в состоянии диктовать свою волю производителю. Из данного обстоятельства вытекала необходимость формулирования норм, выравнивающих положение контрагентов.

(В.В. Витрянский)

Во-вторых, нормы Гражданского кодекса исходят из особого, рискового характера деятельности заготовителя (в первую очередь, зависимой от климатических и погодных условий).

8. В отличие от общих правил об ответственности в предпринимательской деятельности, производитель сельскохозяйственной продукции (и только он!), не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность лишь при наличии его вины.

Литература

Брагинский М.М., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2000 (и последующие издания).

Клейн Н.И. Договор поставки // Договоры в предпринимательской деятельности / отв. ред. Е.А. Павлодский, Т.Л. Левшина. М., 2008.

Носова З.И. Договоры о закупках сельскохозяйственной продукции. М., 2004.

Глава 36. Купля-продажа. Договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Общие положения

История становления. Экономическая потребность. Родовая принадлежность. Близость иных договорных конструкций. Правовая природа договора.

1. История становления. Правовое регулирование приобретения товаров для обеспечения нужд российского государства имеет продолжительную историю. Общая тенденция такого регулирования - принятие самостоятельных правовых актов о государственных закупках. Указанные акты содержат нормы, являющиеся специальными по отношению к нормам кодифицированных актов.

Из истории цивилистики

Том десятый "Свода законов Российской Империи" - "Свод законов гражданских" - содержал в себе "Положение о казенных подрядах и поставках".

Плановый характер экономики советского периода и доминирование государственного сектора стали одной из причин отсутствия необходимости в специальном регулировании закупок именно для государственных нужд.

Возврат к рыночной модели экономики, обеспечение свободы предпринимательской деятельности обусловили потребность в специальных нормах о поставках для государственных нужд. Применявшиеся с 1992 г. на территории России "Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик" возродили практику регулирования поставки товаров для государственных нужд с помощью специального законодательства, а именно действовал закон Российской Федерации "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" от 28.05.1992.

2. Экономическая потребность. Наличие специальных правил о поставке товаров для государственных нужд объясняется несколькими причинами.

Во-первых, исключительная заинтересованность государства в обеспечении собственных интересов как участника гражданского оборота, приобретающего материальные блага. Последние необходимы для поддержания материально-ресурсной базы государства уже как участника публичных правоотношений.

Во-вторых, необходимость рационального использования бюджетных средств.

В-третьих, предотвращение злоупотреблений при расходовании бюджетных средств.

Изложенные экономические причины в целом раскрываются через легальное определение государственных и муниципальных нужд. Это понятие обладает следующими ключевыми признаками:

Потребности государства и муниципальных образований в товарах (а также работах и услугах);

Особый источник оплаты приобретаемых благ (бюджетные и внебюджетные источники финансирования);

Публичный характер цели приобретения товаров (получения результата работ и заказа услуг).

3. Родовая принадлежность. Договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд представляет собой отдельный вид договора купли-продажи (наряду с розничной куплей-продажей, поставкой товаров, контрактацией, энергоснабжением, продажей недвижимости и т.д.) (п. 5 ст. 454 ГК РФ).

Близость иных договорных конструкций. ГК РФ и специальное законодательство о бюджетных закупках (т.е. закупках для государственных нужд) активно используют понятие "государственный (муниципальный) контракт". Определение государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд дает ГК РФ. Определение государственного (муниципального) контракта содержится в специальном законодательстве о бюджетных закупках.

Государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

С этих позиций договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд выступает одним из видов государственного (муниципального) контракта.

Необходимо различать "государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд" и "договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд" как основания возникновения соответствующих правоотношений.

4. Правовая природа договора. Научный подход к определению правовой природы государственного (муниципального) контракта:

Разновидность гражданско-правового договора (наиболее распространенная точка зрения);

Договор, лишенный товарного характера, и для его реализации заключаются соответствующие договоры;

Договор с сочетанием административно-правовых и гражданско-правовых элементов;

Договор с преобладанием административно-правовых элементов;

Административный договор.

Комплексный характер законодательства о бюджетных закупках не придает государственному контракту (и государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд, а равно договору поставки товаров для государственных нужд) административно-правовую природу.



Просмотров