Раскройте структуру и функции гражданского общества. Гражданское общество: понятие, признаки, структура. Функции гражданского общества

Гражданское общество, понятие, признаки, структура которого будут подробно описаны в статье, считается основной опорой любой настоящей демократии. Оно выступает залогом ее укрепления и сохранения, способствуя ее формированию. Главным противником развития в государстве тоталитаризма является именно гражданское этой формации? Как проявляется ее деятельность? Об этом далее.

Общие сведения

Гражданское общество призвано обеспечивать защиту социума от разнообразных злоупотреблений власти. Оно способствует ограничению коррупции, препятствует В России структура и функции гражданского общества сегодня только начинают формироваться. Это проявляется в первую очередь провозглашением свобод и прав личности как высшей ценности социума, которая определяет содержание и смысл деятельности органов власти. Среди предпосылок, вследствие которых стала формироваться структура гражданского общества, кратко можно назвать следующие:

  • Появление многопартийности.
  • Развитие рыночных отношений.
  • Реализация принципа разделения власти.

Более обширному влиянию гражданского общества на деятельность государства препятствует бюрократическая система.

Образование

Гражданское общество - понятие, признаки, структура этой формы организации людей - проходило достаточно продолжительный период становления в ходе исторического развития. В результате, оно стало мощнейшим социальным образованием. Гражданское общество начало функционировать не только в качестве исключительно государственной, но и социальной структуры. При переходе к рыночным отношениям происходит существенное имущественное расслоение образования. Для этого периода характерно увеличение социальных, межнациональных в том числе, конфликтов. Все эти факторы негативным образом сказываются на процессе формирования и становления гражданского общества. Сегодня на первый план выходят вопросы обеспечения социальной защищенности людей, реализации принципов справедливости в государственном управлении.

Понятие и сущность гражданского общества

Сегодня определение существенно обогатилось содержательно и считается весьма многозначным. В общем смысле оно предусматривает наивысшую В структуру гражданского общества входят частные лица, институты и группы. Все они не имеют прямой зависимости от политического государства. Также структура гражданского общества кратко может быть рассмотрена в качестве объединения, в котором имеют место развитые культурные, правовые, политические, экономические взаимоотношения между образующими его индивидами. Данные связи при этом не опосредованы государством.

Характеристика

Понятие и сущность гражданского общества можно рассмотреть с двух точек зрения. В соответствии с первой, данная форма организации представляет собой комплекс межличностных отношений, а также В данном случае в структуру гражданского общества входят экономика, культура, образование, семья, религия и прочее. В развитии этих взаимоотношений участие государства не предусмотрено. За счет этого комплекса взаимодействий обеспечивается удовлетворение социальными группами и индивидами собственных интересов и потребностей. Понятие гражданского общества в философии предполагает идеальную модель становления формирования. В соответствии с этой точкой зрения, социальное образование состоит из суверенных свободных личностей. При этом они должны иметь самые широкие социально-экономические, политические, культурные и прочие права, активно участвовать в государственном управлении и беспрепятственно удовлетворять самые разнообразные индивидуальные потребности.

Принципы

Они обеспечивают жизнедеятельность гражданского общества. К основным принципам относят:

  • Равенство свобод и прав всех людей.
  • Экономическую независимость индивидов.
  • Гарантированную юридическую защиту свобод и прав человека.
  • Свободу населения при формировании движений и партий.
  • Законодательно гарантированную возможность людей образовывать независимые объединения по профессиональным признакам и интересам.
  • Обеспечение необходимых условий, материальных в том числе, для развития культуры, воспитания населения, науки, образования и прочего.
  • Существование стабилизирующего механизма, обеспечивающего сохранность отношений между обществом и государством, а также безопасность первого.
  • Свободу образования и деятельности СМИ.

Какие особенности имеет гражданское общество? Каковы основные признаки этой формы организации

Существенной особенностью данного комплекса считается способность контролировать и противостоять государству. В истории имеет место множество периодов, в которых над властью побеждало гражданское общество. Сущность и структура формирования может пребывать в разном состоянии. К примеру, на Востоке этот комплекс в целом считается "аморфным", а вот государство имеет неограниченные возможности и власть, проникая во все сферы жизни. Что касается России, то здесь государство, как правило, побеждало и подчиняло гражданское общество. Сущность и структура комплекса постоянно испытывают давление со стороны власти. Ярким примером может служить 70-летний период тоталитаризма в стране. В результате него историческое развитие практически зашло в тупик. В современной России гражданское общество стало рассматриваться под другим углом. К нему появился интерес как к политическому идеалу. Признаком гражданского общества выступает и стремление обеспечить свободу и права личности, противостоять авторитарным проявлениям власти. Эта форма организации, кроме прочего, может взять на себя часть государственных задач, которые последнему выполнить не под силу. Тем не менее, существует определенная зависимость гражданского общества от власти. Ее степень зависит от способности объединяющихся людей удовлетворять свои потребности самостоятельно, не обращаясь за помощью к государству.

Прочие черты

Среди других признаков гражданского общества следует отметить:

  • Развитые правовые, культурные, политические, экономические взаимоотношения между индивидами.
  • Способность контролировать государство.
  • Наличие механизмов саморегулирования и самоконтроля.
  • Плюралистический характер. Он проявляется во множестве партий, форм собственности и прочем.
  • Отсутствие человеческого закрепощения. В обществе взаимодействующие люди считаются его основой.
  • Развитость и многообразность структуры, которая отражает различные интересы слоев и групп, разветвленность демократии.
  • Высокая степень психологического, интеллектуального развития людей, способность к самостоятельной деятельности при привлечении к тому или иному институту комплекса.
  • Законообеспеченность.

В рамках гражданского общества наиболее полно обеспечиваются свободы и права его членов. В комплексе также имеет место конкуренция между группами. В здоровом обществе у его членов свободно формируется собственное мнение, развита информированность, реально реализуется право на информацию. Жизненная деятельность комплекса базируется на координационном принципе. Этим общество отличается от госаппарата. В нем взаимодействия происходят по принципу субординации, строгого подчинения.

Составные элементы комплекса

Гражданскому обществу присуща особая структура. Ее компоненты - институты и формирования - обеспечивают условия для удовлетворения потребностей и реализации интересов коллективов, индивидов. Они способны оказывать необходимое давление на власть, заставляя ее служить на благо населения. Структура - внутреннее обустройство - отражает взаимодействие и многообразие компонентов. Она обеспечивает динамизм и целостность развития. В качестве системообразующего начала, генерирующего волевую и интеллектуальную энергию в комплексе, выступает, собственно, человек, с характерными естественными интересами и потребностями. Их внешнее выражение содержится в обязанностях и правах, закрепленных законодательно. Элементами структуры считаются разнообразные объединения и общности людей, а также устойчивые отношения между ними. В комплексе имеют место вертикальные и Фундаментом последних выступают разные взаимодействия, появляющиеся в процессе обеспечения общественной жизнедеятельности. К ним в первую очередь следует отнести экономические отношения. Они базируются на гарантированности и многообразии форм собственности. Это считается основополагающим условием личностной свободы и в гражданском, и в прочем обществе. Также внутри системы развиты и социокультурные отношения. К ним относят этнические, семейно-родственные, религиозные и прочие устойчивые связи.

Социальные контуры

Фундаментом гражданского общества может выступать только многообразная, разветвленная социальная структура. Она отражает все разнообразие и богатство интересов членов групп и представителей слоев. Значительная роль в процессе формирования социальных контуров принадлежит культурному плюрализму. Он включает в себя все компоненты духовной жизни, обеспечивает равноправие при участии всех индивидов в творческой деятельности. В верхнем слое общества присутствуют отношения, которые связаны с личным выбором, политическими и культурными отличиями групп по интересам.

Вопрос №3. Современная теория гражданского общества

В теоретических исследованиях гражданского общества можно выделить две основные интерпретации его сущности, два различных понимания этого понятия.

1. Наиболее традиционной стала точка зрения, согласно которой "гражданское общество" появляется с возникновением частной собственности и государства. Понятие "гражданское общество" используется здесь для характеристики определенного состояния общества и отождествляется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности, в силу чего оно может считаться цивилизованным, т. е. гражданским обществом.

2. Второе толкование гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере общества – сфере внегосударственных отношений и структур. И здесь возможны различные вариации: понимание гражданского общества как общества в целом, как особой его части, как социальной характеристики всех его членов и т. д.

Мы будем рассматривать гражданское общество как общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между людьми, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.

Основная функция

В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

1. На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

2. На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления .

3. Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.



4. Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах .

5. Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

6. Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию . В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированны, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

7. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» - прочные структуры гражданского общества.

Одной из функций гражданского общества является также обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т. п.).

Значение гражданского общества. Гражданское общество есть ценность цивилизационного порядка. Это приходится подчеркивать особо, ибо иногда противопоставление государства и гражданского общества по оси "упорядочение и централизация – децентрализация и свобода личности" явно смещается к линии "интеграция – дезинтеграция". В действительности же развитое гражданское общество несет двойную цивилизационную нагрузку: объединяя индивидов по различным основаниям, оно:

1) дополнительно социализирует их;

2) способствует более прочной интеграции общества в целом.

В этой связи следует критически отнестись к десятому из марксовых "Тезисов о Фейербахе", который гласит: "Точка зрения старого материализма есть гражданское общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившееся человечество". Впрочем, противопоставление "гражданского" "человеческому" и вывод об исчезновении гражданского общества в исторической перспективе полностью согласуется с уже рассмотренным взглядом Энгельса на цивилизацию как серию формаций, основанную на частной собственности и завершающую докоммунистическое развитие человечества. В подобной концепции гражданское общество ошибочно предстает как ограниченное и во временном, и в ценностном отношении.

Гражданское общество и государство: развитие представлений. Дискуссии об отношении государства и гражданского общества продолжаются и по сей день. Большинство авторов предлагает расширить традиционную пару «гражданское общество – государство» за счет учета дополнительных измерений.

Идея гражданского общества на протяжении последних десятилетий расширялась и углублялась, дополнялась:

Идеей демократии, основанной на политическом плюрализме, общем конкурсе и партнерстве конкурирующих социальных групп;

Идеей ограничения государственной власти установленными правовыми нормами, идеей индивидуальной свободы человека, расширением демократии в социальном плане.

Согласно теории плюрализма, основная задача государства – достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп населения, снятие или смягчение противоречий, поиск гражданского согласия, направленные на интегрирование общества. Государство при этом воспринимается не как безликое коллективное сообщество людей, в котором была бы растворена индивидуальность, а как сообщество свободных индивидуумов, объединяющихся на солидарной основе.

Конечно, как показывает практика, для демократизации гражданского общества государственные институты не всегда являются эффективным инструментом, так как это нередко приводит к бюрократизации и усилению власти государства.

Гражданское общество стало парадигмой, определяющей возможное направление общественных реформ.

Среди общих закономерностей гражданского общества отметим его возрастающую роль в социально-экономическом развитии . По мнению британского социолога Э. Гидденса (род. 1938), оно является фактором одновременного сдерживания рынка и государства, поскольку рыночная экономика и демократическое государство не могут эффективно функционировать без цивилизующего влияния гражданских ассоциаций.

В США эта позиция начала формироваться в 1980-е годы. С классической точки зрения под гражданским обществом понималось общество, способное поставить государство под контроль. В отношении же бизнеса признанной считалась формула: "Что хорошо для "Дженерал Моторс", хорошо для Америки". В 1960-е годы Ральф Нейдер (род. 1934) организовал общество защиты прав потребителей и способствовал расширению понятия "гражданское общество". Подобные попытки предпринимались и раньше в антитрестовском законодательстве президента В. Вильсона, в антимонопольной политике, но не были концептуализированы в терминах гражданского общества. Несмотря на то, что без государства как органа легитимного насилия общество не может существовать, в гражданском обществе над государством устанавливается контроль. То же самое должно произойти и с корпорациями.

В этой новой доктрине, которая действовала (через адвокатскую службу общества потребителей, бюро лучшего сервиса, суды по потребительским делам и пр.) до определенного времени, были учтены не только гражданские свободы и права индивида, но и экономические права, которые в классическом либерализме относятся скорее к благам. Теперь в США многие уверены в том, что "не все, что хорошо для "Дженерал Моторс", хорошо для Америки".

Гражданское общество начали трактовать как общество, способное поставить под контроль государство и бизнес. Это - ключевая формула "третьего пути", снимающая, по мнению его сторонников, традиционное "левое" и традиционное "правое" представления о роли государства в экономике, возлагающая на государство арбитражные и цивилизующие функции, а на гражданское общество – контроль за бизнесом и над государством.

Важную роль в отношениях между государством и гражданским обществом играет так называемая публичная сфера , которую Ю. Хабермас (род. 1929) характеризует как структуру коммуникаций, укорененных в "мире жизни" путем различного рода объединений гражданского общества. Именно в этой структуре коммуникаций проявляются конфликты, разрешаемые с помощью политической системы. Значение данной сферы состоит в артикулировании проблем и передаче их от гражданского общества государству. Благодаря публичной сфере, или публичному пространству, граждане могут выполнять свою роль, вытекающую из принадлежности к определенному политическому сообществу, выражая свое мнение и участвуя в дискуссиях по насущным проблемам.

Так, например, Э. Арато считает, что простое разграничение между государством и гражданским обществом было унаследовано от английской либеральной традиции. С развитием капитализма государство стало оттесняться так, чтобы стало освобождение "волшебной силы рынка". Поэтому он предложил вместо дихотомического противопоставления государства и гражданского общества модель, состоящую из трех частей: государство, гражданское общество и экономика.

Другой исследователь, Т. Яннсон, характеризуя отношения гражданского общества и государства и гражданского общества, считает, что мы имеем дело с драматическим "треугольником": государство находится наверху, а внизу, с одной стороны – местное самоуправление: муниципалитеты, относящиеся к общественной сфере и государству, с другой стороны (тоже внизу) – добровольные объединения , помещающиеся в "частной, социальной, свободной сфере", управляемой по правилу Бентама, согласно которому целью общества является наибольшее счастье возможно большего числа граждан.

В результате в одних обществах наибольшее распространение получил коммуналистский тип общества (с акцентом на местное самоуправление), а в других общество стало "ассоциативным". Добровольные организации становились общенациональными и сплачивали народ всей страны.

три уровня .

1) Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения и составляют первый уровень межличностных отношений. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

2) Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении и т.д., реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и другие.

3) Высший уровень межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребностей в политическом участии, связанных с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.

Возможно рассмотрение структуры гражданского общества через выделение и анализ его наиболее важных структурных единиц:

в экономической сфере – это мелкие частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, создаваемые гражданами по собственной инициативе;

в сфере социальной – семья, органы самоуправления (по месту жительства, работы, учебы), политические партии и другие общественные организации, негосударственные институты исследования общественного мнения;

в сфере духовной – негосударственные институты (например, церковь) и средства массовой информации, позволяющие реализовывать свободу совести, мысли и слова, добровольные научные, творческие и т.п. объединения.

Уже это простое перечисление наводит на мысль, что в развитом гражданском обществе индивид в большинстве случаев встречается с государством не один на один, а в составе соответствующего общественного института, то есть опосредованно. И в этом – важнейший критерий развитости гражданского общества.

Бюрократия и гражданское общество. На первый взгляд может показаться странным, что на вопросе о бюрократии акцентируется внимание в параграфе, посвященном гражданскому обществу. В действительности же такая "прописка" имеет все логические основания для своего осуществления, ибо бюрократия есть тот буферный слой между гражданским обществом и господствующими в государстве социальными группами, на который каждый раз натыкаются граждане при своем обращении к государству.

"Бюрократия" буквально означает господство канцелярии (от фр. bureau – канцелярия и греч. "кратос" – власть).

В истории социальной мысли не раз встречается упрощенный подход к проблеме бюрократии, обусловливающий сугубо негативную ее оценку. Такой взгляд, например, прослеживается в марксизме и включает в себя три основных момента: 1. Бюрократия рассматривается как феномен, присущий только обществу, основанному на социальном неравенстве и эксплуатации. 2. В связи с этим бюрократия подлежит ликвидации при переходе к новому общественному строю. 3. Функции, выполнявшиеся бюрократией, при этом вполне может взять на себя совокупность граждан данного общества.

Принципиально иной взгляд на природу и судьбы бюрократии мы встречаем у М. Вебера (1864-1920), рассматривавшего бюрократию как естественную и необходимую форму всякой социальной организации (разумеется, предполагаемой в масштабе больших, а не малых социальных групп). Более того: бюрократия как управленческий слой имеет тенденцию к расширению и усложнению по мере усложнения самой социальной действительности и все большего продвижения общества в направлении, названном Вебером "формальной рациональностью" . Рационализация социального действия, по Веберу, есть тенденция самого исторического процесса: рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется способ мышления людей, следовательно, должно рационализироваться управление во всех сферах. Отсюда - позитивное значение бюрократии и ее возрастающая роль как "штаба управления", состоящего из подготовленных к этому чиновников, действующих по строго формальным и рациональным правилам. Они должны быть компетентными, а для этого иметь юридическое и плюс к тому и специальное образование; независимыми от каких-либо иных структур и подчиненными только служебному долгу; рассматривать свою службу как единственную или главную профессию; работать в полном "отрыве от средств управления" и без присвоения служебных мест; подлежать строгой служебной дисциплине и контролю. Вебер прекрасно понимал, что описывает теоретическую, идеальную модель бюрократической машины, но считал, что возможно перманентное совершенствование аппарата управления в этом направлении.

В качестве главного гаранта такого совершенствования он рассматривает тех, кто стоит на вершине государственной лестницы: наследственных монархов, президентов, лидеров, избранных парламентом. Именно от них зависит, чтобы в обществе не воцарилось чисто бюрократическое господство.

Между тем есть еще одна сила, которая при определенном уровне общественной зрелости и активности способна в большей или меньшей степени сдерживать ультрабюрократические поползновения государственной машины – гражданское общество, представленное массовыми добровольными объединениями. Но эту силу Вебер в полном соответствии со своими взглядами на народные массы вроде бы не замечает.

Итак, не в интересах гражданского общества приостанавливать, а тем более ломать состоящую из специалистов-чиновников машину управления: слишком великой оказывается цена такой "ошибки" для общества, выбиваемого из русла нормального функционирования. Но в интересах гражданского общества осуществлять постоянный и эффективный контроль за бюрократией, стремясь свести к минимуму свою отчужденность от государства. При отсутствии такого демократического прессинга бюрократия в силу своей внутренней природы имеет тенденцию максимизировать эту отчужденность.

Гражданское общество не возникает сразу, для его становления и формирования необходимы определенные условия. Практика западных стран и общая теория гражданского общества позволяют выделить следующие наиболее универсальные или объективные условия формирования гражданского общества .

2. Обладание каждым членом гражданского общества конкретной собственностью в ее различных формах и право распоряжаться ей по своему усмотрению. По мнению западных исследователей данной проблемы – наличие собственности рассматривается как базовое условие свободы личности в гражданском обществе. Однако по этому вопросу есть и другое мнение ученых. Так российский политолог Д.П. Зеркин склонен совершенно других взглядов по поводу частной собственности, как базовой ценности гражданского общества. Он пишет, что частная собственность людей разобщает, делает их антагонистами и поэтому в базис российского гражданского общества следует включать все существующие формы собственности. Д.П. Зеркин считает, что базисом гражданского общества является вся совокупность экономических отношений, а критерием его функционирования выступает порожденная им система разнообразных социальных интересов.

3. Важным условием формирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры. Она отражает все богатство и многообразие интересов представителей различных групп и слоев граждан государства.

Гражданское общество в России. В Российской Федерации, несмотря на начавшиеся демократические преобразования, проблема формирования предпосылок гражданского общества пока решается медленно. Перераспределение собственности через приватизацию не привело, как ожидалось, к созданию многочисленного среднего класса. Собственность в большинстве своем хотя и перестала быть государственной, однако осталась в руках представителей прежнего правящего класса уже как частная собственность. Поэтому экономическая политика государства пока недостаточно стимулирует формирование предпосылок для увеличения численности среднего класса.

В современной России реальное воздействие на экономическое развитие страны оказывают преимущественно власть и бизнес. С трудом формирующееся гражданское общество остается в положении "стороннего наблюдателя". В этом заключается одна из основных проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие страны, поскольку именно "сторонний наблюдатель" составляет и представляет большинство ее населения.

В свою очередь, отсутствие развитого гражданского общества и его эффективных институтов и соответственно действенных механизмов общественного контроля порождает безответственность как власти, так и бизнеса. Отсутствие надежных институциональных гарантий гражданского общества, включая те социальные права, которые имеют граждане высокоразвитых стран (во многом имели и граждане нашей страны), привело к росту злоупотреблений со стороны властей всех уровней – от низового звена до федерального уровня.

Противоречивость процессов формирования гражданского общества в постсоциалистической России связана с противоречиями предшествующей социальной системы, которая несла в себе как прогрессивные, так и регрессивные черты. Среди прогрессивных социальных инноваций следует отметить созданные в нашей стране инфраструктуру и механизмы потребления социально значимых услуг (медицина, образование, культура), опирающиеся на так называемые общественные фонды потребления. Очевидно, они нуждались не столько в демонтаже и замене их рынком, сколько в соответствующем преобразовании, чтобы рынок служил дополнительным элементом функционирования социальной инфраструктуры. Такие механизмы, сочетающие государственные и частно-корпоративные организации, государственные и рыночные элементы финансирования в социальной сфере, успешно работают в наиболее развитых странах мира. При этом повышение качества услуг в данной сфере во многом связано с достижениями высокой корпоративной культуры организаций бизнеса, привыкших действовать в условиях жесткой конкуренции на рынке товаров и услуг.

На пути ряд трудностей , и, прежде всего, устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части граждан России вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде.

Другим серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества в России является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей и большинства бедного населения. Вновь воспроизводится биполярная социальная структура.

В этих условиях государству еще многое предстоит сделать, чтобы оно могло стать гарантом поступательного процесса формирования гражданского общества, создать надежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей.

В России гражданское общество имеет особенности становления .

Некоторые ученые считают прообразом гражданского общества Новгородское вече и крестьянскую общину.

В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие этапы:

1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США.

Реформа местного самоуправления:

Создавались выборные думы в городах и земствах, в губерниях и уездах;

Выборы проводились не сословно-корпоративными органами, а гражданами;

Часть прав от государственного аппарата перешла к органам местного самоуправления.

Судебная реформа:

Устанавливалось равенство всех перед законом;

Вводилось разделение судебной и административной властей;

Устанавливалась несменяемость судей;

Вводились независимые адвокатуры;

Вводился суд присяжных.

2. Складывание многопартийности в России пришлось на начало 20-го века – также позднее, чем в странах Западной Европы и США.

3. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.

4. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.

5. Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР.

В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества:

Политические партии и движения;

Массовые общественные организации;

Ассоциации производителей и общества потребителей;

Конфессиональные общности;

Этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;

Творческие союзы и организации;

Спортивные объединения.

Можно сделать вывод, что в современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Однако становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития


Заключение

В истории развития представлений о гражданском обществе можно выделить три основных периода.

I. Начальный период – предыстория становления идеи гражданского общества , охватывает временной интервал с античности до XVI-XVII веков.

II. Второй период развития представлений о гражданском обществе – возникновение и развитие идеи гражданского общества в концепциях естественного права и общественного договора XVII-XVIII веков.

Представители: Т. Гоббс (1588-1679), Дж. Локк (1632-1704), Адам Смит (1723-1790), Шарль Луи де Монтескье (1689-1755), Адам Фергюсон (1723-1816), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), К.-А. Гельвеций (1715-1771), П.А. Гольбах (1723-1789).

III. Третий период развития представлений о гражданском обществе – завершение развития идеи гражданского общества в немецкой классической философии и философии XIX века.

Представители: И. Кант (1724-1804), Г.В.Ф. Гегель (1770-1831), К. Маркс (1818-1883).

Основополагающие признаки гражданского общества:

1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение). Это – базисное условие свободы личности.

2. Наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отражающей все богатство и многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества, законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.

Основная функция гражданского общества - наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения граждан призваны содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей и т. д.

Структура гражданского общества

В структуре гражданского общества можно выделить три уровня .

1) Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения и составляют первый уровень межличностных отношений.

2) Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении и т.д., реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия.

3) Высший уровень межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребностей в политическом участии, связанных с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций.

Условия формирования гражданского общества .

1. Гражданское общество создает само конкретно взятое общество притом двумя путями – через государства или вопреки ему. Через государство – это посредством определенных законов, формированием демократических структур, строгим соблюдением со стороны государства общепринятых норм и процедур. Вопреки государству – путем создания массовых общественно-политических движений, средств массовой информации.

2. Обладание каждым членом гражданского общества конкретной собственностью в ее различных формах и право распоряжаться ей по своему усмотрению.

3. Важным условием формирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры.

4. Высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности к полной самодеятельности.

На пути формирования гражданского общества в России в настоящее время существует еще ряд трудностей , и прежде всего устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части граждан России вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде.

Вместе с тем, развитие современного гражданского общества – общемировая тенденция, определяемая важной институциональной ролью, которую тот или иной социальный феномен наряду с государством и бизнесом объективно призван играть в социально-экономическом развитии как отдельных стран, так и глобального сообщества в целом.

Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает и форсированный характер процесса российской модернизации, когда в сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от исторически различных этапов.


Список использованной литературы

1. Воржецов А.Г., Ханнанова И.Ю. Взаимодействие институтов граждан-ского общества и государства в современной России. Курск: Изд-во КГТУ, 2008. – 183 с.

2. Грин Д.Дж. Возвращение в гражданское общество: Социальное обеспече-ние без участия государства. – М.: Новое издательство, 2009.

3. Доманов В.Г. Объем и содержание понятия «гражданское» в концепте «гражданского общества» // Философия права. – 2008. – № 5. – С. 75-79.

4. Киященко Н.И. Культура гражданского общества // Вопросы философии. – 2010. – № 10. – С. 62-66.

5. Кучерена А.Г., Дмитриев Ю.А. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития: учебное пособие – М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2009.

6. Мартыненко В.В. Государство и гражданское общество – дихотомия или единство // Вопросы философии. – 2011. – № 2. – С. 17-28.

7. Мотрошилова Н.В. О современном понятии гражданского общества // Вопросы философии. – 2009. – № 6. – С. 12-32.

8. Соколов А.Н. Гражданское общество: проблемы формирования и развития / Под общ. ред. В.М. Бочарова. – Калининград: Калининградский ЮИ МВД России, 2009. – 220 с.

9. Философия: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2008.

10. Чаленко Е.А. Гражданское общество в России: историко-правовой анализ // Философия права. – 2010. – № 2. – С. 47-51.


Giddcns A. The Third Way and its Critics. – Cambridge: Polity Press, 2000. – P. 64.

Федотова В.Г. Европейский "третий путь" и его символическое значение для России и других стран // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2, № 1.

Habermas J. Between Facts and Norms: Contributions in Discourse Theory of Law and Democracy. Cambridge, Mass., 1996. P. 359-360.


1. Ауторегулятивпая функция
Гражданское общество, проводя в жизнь, воплощая в практику идущие «снизу» социальные инициативы, обеспечивает процессы саморегуляции внутри цивилизационной системы. Оно Дополняет вертикальные властные отношения, утверждаемые

государством, культивированием горизонтальных социальных отношений, функционирующих на основе принципов саморегуляции. Определенная доля властно-управленческих функций переходит от государства к самоуправляющимся ассоциациям граждан. Их встречная активность, достигающая нередко высокой степени энергетического напряжения, но при этом не выходящая за правовые рамки, не нуждается во вмешательствах государства, поскольку взаимопогашается антагональными отношениями здоровой, продуктивной состязательности и солидарности.
2. Гомеостатическая функция
Гражданское общество, выступая в качестве равновеликого противовеса по отношению к государству, позволяет поддерживать социальную систему в состоянии динамического равновесия - гомеостазиса. Оно находит и вырабатывает легитимные, социокультурные средства по осуществлению взаимной адаптации встречных требований государства и личности. Проводя тактику общего сотрудничества, переговоров, консультаций, соглашений, создает внутреннюю сбалансированность всей системы. Между ведущими социальными субъектами - личностью, государством и гражданским обществом складываются антагональ-ные отношения равновесного триединства. В результате перехода части управленческих функций от государства к ассоциациям граждан этатистский дисбаланс власти уступает место более гармоничной модели социального взаимодействия.
Государство и личность, кажущиеся поначалу несопоставимыми социальными величинами, при наличии развитого гражданского общества обретают ценностную равновеликость. Гражданское общество исподволь и прямо способствует тому, чтобы государство и личность относились друг к другу с равным взаимным уважением. Не поощряя ни этатистский произвол, ни правовой нигилизм индивидов, оно активно способствует укреплению и стабилизации социального порядка внутри цивилизационной системы. Взаимная этическая требовательность и взаимная юридическая ответственность государства, личности и гражданского общества сообщают социальной жизни чрезвычайно важное качество, именуемое цивилизованностью.
На сравнительно высоких ступенях развития цивилизационной системы гражданское общество и государство начинают выступать как две в равной степени необходимые друг другу социальные формы. Постоянно ведя между собой взаимоуважительный диалог, они устанавливают равновесные отношения перманентного функционального агона, имеющего не деструктивную, а глубоко конструктивную природу. При этом все возникающие социальные проблемы решаются не путем опрокидывания государственных структур или растаптыванием отдельных ячеек граж-

дамского общества, а через конструктивные диалоги, поиск возможностей соглашений и компромиссов. С известной долей условности можно утверждать, что роль, играемая государством, напоминает отцовскую функцию, а роль гражданского общества - материнскую. От их союза рождается то главное, ради чего этот союз заключается, - свободный, многосторонне развитый человек, ведущий полнокровную жизнь. Для индивида мягкая материнская опека со стороны гражданского общества служит охранительным фактором, оберегающим его от излишней властной суровости государства.
3. Правозащитная функция
Гражданское общество выступает гарантом прав и свобод личности. При помощи разнообразных легитимных средств оно защищает права отдельных граждан и объединений от диктата и административного произвола государственно-бюрократического аппарата. Оно заставляет государство постоянно корректировать свои властные действия так, чтобы они не выходили за рамки правовых норм. Оно не позволяет государству монополизировать управленческую функцию, сдерживает содержащуюся в ней тенденцию к чрезмерной централизации и бюрократизации. Эти действия гражданского общества особенно важны там, где властные функции государства начинают мешать развитию ценностей цивилизации и культуры или откровенно ущемляют естественные права человека.
Человек имеет право жить не для государства, а для себя и своих близких, искать смысл жизни не в государственной службе, а в сферах частной жизни, в дружбе, любви. Но для этого он должен обладать статусом самостоятельной ценности, а не элемента в системе государственного механизма. Это становится возможным при создании разнообразных специальных союзов по защите естественных прав и свобод.
В отличие от государства с исходящими от него императивами долга, обязанностей, дисциплины, от гражданского общества исходят требования, чтобы в социальной сфере всегда имелся простор для свободного самоопределения личности. В сущности не государство, а гражданское общество стоит на страже классического правового принципа «дозволено все, что не запрещено законом». Этот принцип отражает паритетность, антагональность отношений государства и гражданского общества. В условиях такого динамично-равновесного паритета гражданское общество оберегает пространство индивидуальной свободы, а государство, не вторгаясь в это пространство, стоит на его границах, не позволяя свободе выходить из берегов, очерченных законом.
Одна из главных задач цивилизованного гражданского общества состоит в защите естественного права личности на частную

жизнь в сферах семьи, домашнего хозяйства, досуга, дружеских и интимных связей. Характерно, что марксистская идеология тотального социального контроля за личностью ставила на первое место общественную жизнь, а к частной жизни, если она начинала занимать человека и отвлекать от общественных дел, относилась негативно, шельмовала ее как проявления «мещанства». Нападая на «обывателей», «мещан», тоталитарный режим целился при этом в идею гражданского общества, стремился на корню пресечь его ростки, что ему вполне удавалось.
Зрелое, развернувшееся во всей полноте своих возможностей гражданское общество оберегает и внутреннюю, духовную жизнь личности, защищает от неоправданных бюрократических и идеологических вмешательств в сферу, где идут наиболее активные процессы духовных исканий и творчества. Авторитарные императивы государства, его навязчивая патерналистская опека, как правило, несовместимы со сложнейшей духовной работой, совершающейся в творческом сознании поэтов, писателей, художников, композиторов, философов.
Еще одним важным направлением правозащитной деятельности гражданского общества является организация широких общественных обсуждений законодательных инициатив государства. Союзы и ассоциации гражданского общества не только подвергают такие инициативы юридическим и этическим экспертизам, публикуя в печати мнения независимых экспертов, но и сами выступают с собственными законотворческими предложениями, нацеленными на дальнейшую гуманизацию правовой системы. Гражданское общество активно использует свое право на альтернативные законопроекты, отличающиеся от тех, что выдвигаются официальными властями.
4. Интегративпая (консолидирующая) функция
В отличие от государства, осуществляющего «механическую» интеграцию индивидов, гражданское общество культивирует «органическую» солидарность. Консолидируя граждан при посредстве внегосударственных, неформальных общностей, оно препятствует атомизации, взаимоотчуждению граждан. Предлагая множество форм социальной кооперации, поощряя создание новых объединений на почве общих материальных и духовных интересов, гражданское общество позволяет индивиду продвигаться по пути социального утверждения не за счет противопоставления себя другим, а через использование социальных связей, деловых, творческих контактов с другими людьми. Через взаимообмен результатами и продуктами материальной и духовной деятельности, через внедрение солидаристских ценностей обеспечивается консолидация социальной системы в единую, органическую целостность. Взаимодействие субъектов обретает гарантированную

стабильность, когда они взаимообогащают друг друга и в результате возникают продуктивные общественные отношения, позволяющие им не только успешно решать собственные практически-духовные проблемы, но и генерировать новые социальные ценности. Взаимные антагональные установки делают возможной интеграцию усилий и более быстрое достижение позитивных социальных целей.
Г. Спенсер, считавший, что всеобщее основание социальной интеграции заключается в соразмерности получаемых выгод с оказываемыми услугами, выделял четыре типа кооперации:
1) однородная, гомогенная кооперация, при которой одинаковые усилия соединяются для одинаковых целей, одновременно осуществляемых;
2) не вполне однородная кооперация, где одинаковые усилия соединяются для одинаковых целей, осуществляемых не одновременно;
3) гетерогенная кооперация, где неодинаковые усилия соединяются для одинаковых целей;
4) гетерогенная кооперация, где неодинаковые усилия соединяются для неодинаковых целей.
Гражданские отношения, поддерживаемые при посредстве указанных типов кооперации, полезны для благосостояния всей социальной системы в целом и для успешной жизнедеятельности входящих в нее индивидов. Развивая эту мысль, Г. Спенсер писал: «Главные черты того кодекса, при котором вполне совершенная жизнь достигается путем добровольной кооперации, могут быть выражены очень просто. Основное требование заключается тут в том, чтобы деятельность каждого человека, направленная на поддержание жизни, приносила ему каждая тот род и ту сумму выгод, которые достигаются ею при естественных условиях; а это предполагает, во-первых, что он не должен страдать от прямых нападений на личность и собственность; а во-вторых, что он не должен страдать даже косвенным образом от нарушений договоров. После того, как жизнь будет облегчена в величайшей степени соблюдением этих отрицательных условий добровольной кооперации, делающих возможным постоянный обмен услугами, согласно заключенным договорам, эта жизнь находит себе еще дальнейшее облегчение во взаимном обмене услугами сверх договора...» ".
Идея кооперации-интеграции, осуществляемой в социальной жизни на уровне гражданского общества, привлекала внимание мыслителей самых разных ориентации. Так, А. А. Богданов предложил предельно широкую трактовку интеграции, понимая ее как всеобщую категорию, обозначающую всякий вид соединения,
" Спенсер Г Основания науки о нравственности СПб, 1880, с. 184-185.

обмена, сотрудничества. Согласно его концепции, приумножение и усложнение связей в гражданском обществе с необходимостью ведет к сближению социальных субъектов - инженеров с рабочими, учителей и врачей в селах с крестьянами и т. д. Медленно, но неуклонно идут интегративные процессы, проявляясь как в практической, так и в духовной сферах. Логика этих взаимных сближений имеет положительный прогноз на будущее. Вместе с тем, интеграция потребует от социальных субъектов колоссальных усилий и даже жертв. «Даже самая мирная и взаимная ассимиляция рядом живущих племен идет через бесчисленные трения и мелкие столкновения, возникающие на основе расходящихся интересов и взаимного непонимания, то есть, в сущности, различной структуры сливающихся социально-культурных комплексов... Подобным же образом объединение партийных, научных, культурных организаций, хотя и заранее связанных общностью социальной среды, родством социального состава и своих жизненных тенденций, обходится всегда в немалую сумму усилий и сопровождается всегда устранением некоторых элементов. Первое означает затрату активностей на взаимное приспособление сливающихся организаций; второе - прямую потерю через отрицательный подбор комбинаций, не приспособленных к новой структуре. Так, например, при слиянии политических партий или фракций во избежание внутренней борьбы приносятся в жертву некоторые элементы программные и тактические, упраздняются некоторые частные органы, должности, особые центры, выбрасываются, обыкновенно, и некоторые члены организаций, недовольные объединением или способные служить препятствием ему. При слишком большом расхождении конъюгирующих компонентов растрата активностей и новые противоречия могут оказаться так велики, что жизнеспособность целого будет ниже, а не выше прежнего, и дело кончится захирением или обратным распадом»". В этой пространной цитате достаточно явственно представлен драматический дух антагональных противоречий, характерных для гражданского общества. Они, несмотря на сопутствующие им компромиссы и конвенции, все же остаются противоречиями со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде человеческих переживаний, взрывов эмоций и страстей, без которых невозможна полнокровная жизнь гражданского общества.
5. Культурютворческая функция
Гражданское общество, создавая культурное пространство творческой свободы, необходимое для духовного развития индивидов, позволяет активно наращивать созидательный потенциал. В отличие от государства, которое само не творит, а лишь обеспе-
1 Богданов А А. Тектология. Всеобщая организационная наука Кн 2 М., 1989, с. 48-49.

чивает народ необходимыми для этого материальными и организационными условиями, гражданское общество выступает как истинный творец культуры. Его усилиями формируется духовная атмосфера творчества, в которой могут успешно осуществляться процессы социализации, воспитания, образования новых поколений. Оно предлагает множество культурных форм, посредством которых личность могла бы утверждать свою значимость. Художники, философы, поэты вырастают не в коридорах государственных властных институтов, а в материнском лоне гражданского общества.
Гражданское общество активно формирует правосознание личности, ее правовую культуру. Помогая гражданину осознавать свою значимость, развивая сознание собственного достоинства, оно культивирует психологию самоценных субъектов, преисполненных сознания собственного достоинства.
Своей повседневной практикой гражданское общество доказывает индивиду, что кроме таких ценностей, как власть, карьера, в системе государственной иерархии существует множество ценностей, которыми богата частная жизнь, где есть общение с природой, любовь, семья, занятия искусством, наукой, спортом. Оно дает индивиду возможность вести полноценное цивилизованное, культурное существование, наполненное смыслом и радостями жизни. Более того, исповедуя философию частной жизни, гражданское общество стремится убедить индивида в том, что именно оно, а не государство является источником обретения истинно высоких и чистых радостей бытия.
6. Сублимативная функция
В теории 3. Фрейда понятие сублимации означает трансформацию жизнетворящей энергии человеческого организма в социокультурную энергию творческой деятельности. Сублимативная функция гражданского общества состоит в том, что оно позволяет человеку направлять избыток своей витальной и социальной энергии в легитимное русло цивилизованного общения. Тем самым снижается опасность возникновения ситуаций социальной напряженности и социальных конфликтов. Гражданское общество предоставляет множество социокультурных «клапанов», дающих позитивный выход энергии людей. Они не позволяют ей накапливаться до критической степени и трансформироваться в деструктивную силу, грозящую эскалацией насилия и криминальными эксцессами. Это особенно важно применительно к молодежи. Повышенная эмоциональная возбудимость, ярко выраженная склонность к активным формам социального самоутверждения, неустанный поиск возможностей для приложения своих сил могут оборачиваться при участии различных звеньев системы гражданского общества в факторы повышения уровня цивилизованности социальной жизни.

Гражданское общество — явление, которое активно исследуется учеными самых разных сфер — экономики, социологии, права. И до сих пор нет общепринятого понимания его сущности. Какие есть концепции, объясняющие то, что такое гражданское общество? Понятие, принципы, структура его — как они интерпретируются исследователями?

Определение гражданского общества

Первый аспект, который мы рассмотрим, — определение термина, о котором идет речь. Существует достаточно много подходов относительно определения того, что такое его). Есть концепции, предложенные учеными-философами древности и средних веков, есть теории социологов и экономистов 19-20 веков, есть современные идеи.

Но даже если мы попробуем исследовать, что представляет собой гражданское общество в современном понимании, то вновь столкнемся с огромным количеством трактовок данного явления, которые могут быть очень несхожими между собой. Поэтому, рассматривая те или иные интерпретации термина, о котором идет речь, нужно отдавать себе отчет в том, что ни одну из точек зрения нельзя считать общепризнанной даже в узких научных кругах. Это всего лишь версии отдельных исследователей.

Общество свободных людей

В соответствии с одной из распространенных концепций, гражданское общество стоит понимать как объединение свободных индивидов. В аспекте экономической составляющей это значит, что каждый человек, включенный в структуру общества, — собственник. Он в зависимости от объема личных трудовых вложений, знаний и навыков может увеличивать объем своего имущества, а также распоряжаться им по своему усмотрению. Человек в современном гражданском в выборе профессии, места проживания, выстраивании семейных отношений.

Другой аспект свободы человека — политический. Человек может делегировать властные и управленческие полномочия в рамках демократических механизмов, участвовать в выборах сам, организовывать местное самоуправление, проявлять общественную активность. Также данный аспект свободы выражается в праве гражданина выбирать входить в состав тех или иных партий и объединений.

Социальный аспект свободы человека в современном обществе выражается в том, что никто не вправе навязывать ему некую модель поведения. Он сам, руководствуясь личной моралью, будет определять то, как вести себя во взаимоотношении с другими людьми. Данный аспект свободы дополняется наличием возможностей высказывать свою точку зрения публично — на собраниях, митингах, на страницах СМИ.

Взаимный учет интересов

Пользуясь теми или иными каналами выражения собственных интересов, человек в современном гражданском обществе вместе с тем обязан считаться с интересами окружающих людей. В этом смысле его свобода ограничивается там, где затрагиваются приоритеты других граждан. Один из критериев зрелости общества заключается в том, чтобы все его участники осознавали тот факт, что у них есть не только права, но и обязанности (которые непосредственным образом из них вытекают).

Диалектическая совокупность

Собственно, впервые термин «гражданское общество», понятие, структура, признаки его были введены в публичный оборот Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем в книге «Философия права». Великий немецкий мыслитель посчитал, что гражданское общество — это диалектическая совокупность различных отношений — семейных, социальных, а также тех, в которых участвует государство. В соответствии с концепциями Гегеля, социум — это среда, представляющая собой совокупность потребностей. Также ключевыми ее компонентами являются религия, государство, право, семья, культура и иные элементы. Гражданское общество по Гегелю — одна из высших ступеней развития человечества. Люди, не доросшие в культурном плане до него, представляют собой дикие, неразвитые сообщества.

В концепции Гегеля наиболее приближенным к гражданскому выступает классическое буржуазное общество. Центральный элемент социума в данной теории — человек, его активности, направленные на реализацию тех или иных потребностей. Важный нюанс концепции в том, что индивиды могут достигать своих целей только при условии взаимодействия с другими людьми.

Карл Маркс дополнил учение Гегеля экономическими категориями, в основе которых лежали главным образом а также такими компонентами, как Данная концепция во многом была руководящей для советской школы обществоведения. На ее основе были сформированы принципы политической экономии, получившие распространение в научной среде СССР.

Построить коммунизм

Понятие гражданского общества, структура гражданского общества в коммунистической трактовке интересны тем, что в них не предполагается значимой роли экономического фактора в капиталистическом его понимании. Дело в том, что при соответствующей формации исчезает частная собственность, а возможности реализации личных приоритетов человека в значительной степени зависят от необходимости следовать принципам и нормам, определяемым на уровне государства.

Теория невмешательства

В соответствии с одной из современных трактовок, гражданское общество следует понимать как среду, которая развивается независимо от государства и при условии невмешательства с его стороны. Данная теория в целом близка той, что мы рассмотрели в начале статьи, где первоочередным критерием существования социума выступает свобода человека. Однако данная трактовка, по которой определяется то, что такое гражданское общество, понятие, структура, признаки его, носит ярко выраженный экономический оттенок.

То есть государство позволяет субъектам социума действовать самостоятельно с расчетом на то, что они сами смогут себя обеспечивать, например открывая бизнес или получая востребованную профессию с тем, чтобы впоследствии без проблем найти работу. В свою очередь, в обществах, где индивиды не могут поддерживать свою экономическую состоятельность, без сильного государства не обойтись. Но если социум готов вести бизнес и учиться, то власть может ограничиться минимальным вмешательством в соответствующие коммуникации, например законодательным регулированием в ключевых экономических сферах в интересах самих же граждан.

Приоритет личного интереса

Понятие гражданского общества, структура гражданского общества в современных теориях часто дополняются идеями о том, что для человека свойственно взаимодействовать с другими индивидами, главным образом в силу личного интереса. Но данный механизм необычен тем, что реализация приоритетов индивида (и в этом схожесть рассматриваемой теории с концепцией Гегеля) не может осуществляться без коммуникации с другими субъектами.

Что представляет собой гражданское общество в России? Ответить на этот вопрос пытаются очень многие исследователи, но это сделать не намного проще, чем сформулировать универсальное определение того, что такое социум в принципе. Существует огромное количество интерпретаций российской модели гражданского общества. Дать однозначный ответ исследователям особенно непросто хотя бы потому, что РФ — страна, которая за достаточно короткий срок сменила сразу несколько общественных формаций: при Империи в социуме начинали преобладать буржуазные акценты, впоследствии их сменила социалистическая модель коммуникаций, после распада СССР обрели актуальность неолиберальные подходы к развитию экономики и общества.

Структура гражданского общества

Мы изучили одну из трактовок термина «гражданское общество» (понятие, сущность). Структура соответствующего социального явления — следующий интересующий нас аспект. Так же, как и в случае с определением того, что такое гражданское общество, касательно его структуры мы можем сказать, что есть большое количество вариантов ее понимания, представленных в научной и экспертной среде.

Структура — это совокупность составляющих элементов гражданского общества. Предполагается, что они, несмотря на возможную несхожесть, в целом взаимодействуют при соблюдении необходимых балансов, обеспечивающих устойчивость социума, а также его развитие.

Выше мы рассмотрели версию, по которой свобода человека — основной критерий, на основе которого выстраивается понятие гражданского общества. Структура гражданского общества, из чего состоит оно — вопросы, которые также можно рассмотреть в соотнесении с исследованной нами концепцией. То есть составляющие социум элементы можно изучать сквозь их активности, предполагающие соблюдение ключевого критерия — обеспечения гарантий свободы человека.

Понятие гражданского общества, структура гражданского общества — явления, которые могут исследоваться в самых разных научных подходах. Многие современные социологи предпочитают выделять четыре главных элемента, формирующих структуру социума. Рассмотрим их сущность.

Первый элемент гражданского общества, если следовать трактовке, о которой идет речь, — это социальная система. Она представляет собой среду, в которой индивиды, взаимодействуя между собой, выражают, с одной стороны, собственные интересы, реализуют свои права, с другой — сочетают их с приоритетами других людей и выполняют предусмотренные теми или иными нормами обязанности.

В социальной системе могут осуществляться самые разные отношения, но ключевыми из них исследователи считают семейные. В числе основных стимулов взаимодействия людей между собой — их стремление найти человека, с которым можно строить семью. Другой важный фактор коммуникаций индивидов в обществе — объективная потребность их в общении. Человек, согласно распространенной точке зрения, — это социальный субъект по природе своей. Ему тяжело жить в одиночестве.

Второй элемент гражданского общества — экономическая система. Институты, формирующие ее, составляют основу жизнеобеспечения социума. В рамках экономической системы человек также реализует собственные интересы, предопределяемые потребностями, а также содействует, когда это возможно или необходимо, обеспечению приоритетов других людей.

Устраиваясь на работу, гражданин, с одной стороны, делает это в силу необходимости жизнеобеспечения себя и своей семьи, с другой — помогает своему работодателю развиваться, получать прибыль. В числе ключевых компонентов экономической системы современного гражданского общества — отношения собственности. Человек может чем-то владеть, обменивать что-то, продавать, покупать, и в большинстве случаев это связно с реализацией личных или семейных потребностей.

Третий элемент современного гражданского общества — это политико-правовая система. Она представляет собой совокупность институтов, с помощью которых осуществляется управление государством и более локализованными административными единицами — субъектами федерации, если говорить о России, муниципалитетами. Политическая система обеспечивает стабильность и суверенность общества. Отсутствие или слабость государственных институтов, как правило, сопровождается снижением качества социальных коммуникаций. Однако то, насколько стабильной будет политико-правовая система, определяет само общество посредством выборов или организации тех или иных форм самоуправления.

Четвертый элемент современного гражданского общества — это духовно-культурная система. Ее можно считать одной из важнейших с точки зрения стабильности социума, а также исторической преемственности ключевых его ценностей, что является одним из главных критериев устойчивости общества. Духовно-культурная составляющая социальных коммуникаций способна сыграть незаменимую роль, когда, к примеру, в экономической или политической плоскости возникают кризисные явления. Также соответствующие общественные ценности способны давать ориентиры касательно выстраивания механизмов сбалансированного взаимодействия индивидов в условиях, когда большинство из них склонно действовать в первую очередь исходя из своих интересов.

Таковы примеры концепций, в соответствии с которыми могут быть определены понятие гражданского общества, структура гражданского общества. Как мы отметили в начале статьи, есть достаточно много интерпретаций, касающихся рассматриваемой темы. Поэтому приведенные нами трактовки — это лишь версии, но, отметим, достаточно логичные и отражающие в целом специфику выстраивания коммуникаций в современных обществах.

Функции гражданского общества

Мы исследовали то, как понимается в различных интерпретациях гражданское общество (понятие, структура). Функции соответствующей категории — следующий интересный нам аспект. Опять же следует сказать о том, что есть большое количество несхожих теорий, касающихся исследования соответствующей характеристики социума.

По одной из них, гражданское общество отвечает за успешную реализацию человеком своих приоритетов, талантов, призваний. Люди всегда к чему-то стремятся. И если гражданское общество будет способствовать их желаниям, то это значит, что соответствующий работает нормально.

Многие исследователи, пытаясь ответить на вопрос о том, что представляет собой гражданское общество и его функции, приходят к выводу, что данная среда — необходимое условие развития государства. Если социум не будет соответствовать необходимым критериям устойчивости, то и политическая власть вскоре утеряет способность решать возложенные на нее задачи. В этом смысле государство и общество характеризуются взаимной зависимостью, одно дополняет другое.

Другая трактовка термина предполагает, что основная функция социума — это защита интересов граждан. Люди должны чувствовать уверенность в том, что доступные им ресурсы для реализации личных потребностей не исчезнут вследствие волеизъявления других субъектов, которое может происходить в рамках прямого вмешательства в частную жизнь человека.

Как формируется гражданское общество

Следующий важный аспект, который можно рассмотреть после того, как мы исследовали концепции, объясняющие, что такое гражданское общество (понятие, структура), — формирование социума. Под влиянием каких факторов образуется соответствующая среда взаимодействия людей?

Исследователи выделяют следующий их перечень:

  • экономические;
  • правовые;
  • технологические;
  • культурные.

То есть по мере развития каждой из отмеченных сфер в социуме вырабатываются механизмы, в рамках которых индивиды начинают взаимодействовать, формируя на системной основе различные отношения.

Итак, мы изучили основные концепции, в рамках которых ученые рассматривают то, что представляет собой гражданское общество (понятие, структура, функции), что это такое в видении ученых-классиков, приверженцев коммунистических воззрений, современных экспертов. Мы убедились, что рассматриваемое явление — фактор формирования активных дискуссий. Если попробовать резюмировать, что такое гражданское общество (понятие, структура, функции), кратко, то можно охарактеризовать это явление так: это среда, в рамках которой индивиды, мотивируемые личным интересом, духовными, культурными ориентирами или государственной волей, осуществляют различные коммуникации с целью защиты своих интересов, а также обеспечивая устойчивость политической и социальной системы.

Объем и значимость функций гражданского общества определяют меру его воздействия на политическую жизнь. Его влияние на политику не ограничивается периодами выборов. Оно осуществляется постоянно через деятельность входящих в него ассоциаций и институтов, через формирование в его среде общественного мнения. Как отмечает известный английский специалист по проблемам политической науки Джон Кин , «гражданское общество должно стать постоянной занозой в боку политической власти».

Целью гражданского общества является защита жизни индивидов, а целью демократической власти - общих, государственных интересов. Гражданское общество контролирует власть, оказывает воздействие на ее деятельность. Власть же не управляет гражданским обществом, но посредством законов регулирует его существование и функционирование. Гражданское общество дает возможность человеку полностью проявить свои индивидуальные способности. Оно - самое эффективное средство самоутверждения человека, реализации его «я». Гражданское общество и демократическая власть - две стороны социума, независимые друг от друга, но они ограничивают и контролируют друг друга. Демократическая власть не только не борется с гражданским обществом, но и всячески способствует его нормальному функционированию. Со своей стороны, наличие сильного гражданского общества - одно из важнейших условий функциональности гражданского общества.

С точки зрения родоначальников российской политологии А. Галкина, Ю. Красина, основные функции гражданского общества заключаются в следующем.

Во-первых - это социализация индивидов . Включаясь в гражданские взаимоотношения через частный интерес, они обретают возможности для самовыражения и развития своих потенций в качестве социальных субъектов.

Во-вторых - самоорганизация и самоуправление в обширной мозаичной сети частных интересов, для которых внешнее (государственное) регулирование создает лишь общие рамки упорядочения.

В-третьих - интеграция общества через систему горизонтальных связей и каналов информации, сложившихся веками форм социальной солидарности, что, в конечном счете, обеспечивает целостность общественного организма, историческую преемственность в его развитии.

В-четвертых - создание базовых форм межличностной солидарности , основанной на общности или близости частных интересов, выработка механизмов согласования расходящихся интересов и урегулирования конфликтов.

В-пятых - стимулирование правового нормотворчества выдвижением требований юридического закрепления тех гражданских и политических прав и свобод, осознание необходимости которых вначале происходит в лоне гражданского общества .

Подчеркнем, что демократия как политический механизм начинает реально работать лишь в условиях развитого гражданского общества. Политическая демократия невозможна в отсутствие массового, осмысленного и ответственного гражданства. Понятие «гражданское общество» характеризует тип общественной организации, механизмы обеспечения социальной целостности. Понятие «демократия» обозначает тип политического устройства общества, в частности, такого которое конституционно гарантирует: а) разделение ветвей власти, б) периодическую сменяемость политического руководства путем выборов, в) влияние граждан на принятие некоторых политических решений, по крайней мере, посредством участия в выборах, г) свободу самовыражения граждан.

Строительство гражданского общества «сверху» [5 ] Когда В.В. Путин стал президентом, он объявил развитие гражданского общества одной из приоритетных задач при проведении реформ. Усилия властей по созданию формальной структуры для осуществления гражданской деятельности привели сначала к созыву в 2001 году «Гражданского форума» , а теперь - к созданию Общественной палаты в качестве «дополнительной возможности для развития гражданского общества в стране». В ноябре 2004-го был создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека , а в марте 2005 года - «Экологический форум» на федеральном уровне . Чтобы повысить активность граждан и привлечь на свою сторону общественное мнение, президентская администрация поддерживает развитие гражданского молодежного движения.

Лари Даймонд выделяет десять демократических функций гражданского общества.

Первой и основной демократической функцией гражданского общества является функция ограничения государственной власти . Это означает, что организации гражданского общества являются демократическими, политическими институциями, которые могут осуществлять такой контроль наиболее эффективно. В различных условиях эта функция проявляется по-разному: в демократических государствах - как возможность контроля за властью, в авторитарных государствах - как возможность демократизации общества.

В недемократических режимах организации гражданского общества играют важную роль в раскрытии злоупотреблений и фактов несоблюдения законности. При демократическом правлении гражданское общество является важнейшим инструментом контроля за масштабами государственной власти, потенциальными злоупотреблениями и нарушениями законности, доводит выявленные факты до сведения общественности. Можно даже сказать, что роль гражданского общества является более существенной именно в период развития демократии, ее поддержания и укрепления, чем в период ее зарождения.

Во-вторых , активная деятельность общественных объединений дополняет роль партий (движений), создавая им благоприятные условия для участия в политической жизни, увеличивает эффективность политической деятельности , расширяет знания и умения демократически настроенных граждан, способствует одобрению, принятию и соблюдению демократических прав и обязанностей граждан .

В-третьих , гражданское общество представляет широкое поле деятельности для развития таких важнейших атрибутов демократии, как терпимость, умеренность, готовность к компромиссу, уважение противоположной точки зрения. Эти демократические ценности и нормы становятся привычными и стабильно работают в обществе.

…и «снизу»[5 ] Например, увеличиваются масштабы уличных протестов и массовой мобилизации, что особенно ярко проявилось в начале 2005-го в протестной реакции на реформы, затронувшие интересы пенсионеров и студентов . Возможно, имеет смысл говорить о возникновении тяги к более долговременной горизонтальной и вертикальной консолидации. Примером могут служить усилия низовых экологических ассоциаций по созданию политической партии - «политического крыла движения зеленых» . Активизируется деятельность на региональном и местном уровне - например, проводятся референдумы и регулярные «круглые столы», обеспечивающие систематическое сотрудничество при решении практических проблем; в частности, так действуют экологические организации Ленинградской области начиная с июня 2005 года). Организуются форумы на федеральном уровне, объединяющие руководителей проектов и экспертов из разных регионов России (примером может служить гражданское движение «Против коррупции »). Растет также число конференций по проблемам корпоративного гражданства, где обсуждается роль российского и иностранного бизнеса в области социальных инвестиций и общественного развития.

Четвертая функция может проявляться в тех случаях, когда гражданское общество в интересах демократии создает непартийные каналы для объединения и представительства интересов особых групп населения. Эта функция особенно важна при работе с такими традиционно притесняемыми группами, как женские; расовые, этнические и им подобные меньшинства.

Пятая функция выражается в том, что гражданское общество, особенно относительно экономически развитое, помогает генерировать большое количество интересов , которые, переплетаясь между собой и противостоя друг

другу, тем не менее, способны смягчать возникающие политические конфликты.

Шестой функцией демократического гражданского общества можно считать поиск новых лидеров и их обучение . Многие партии в странах Восточной и Центральной Европы выросли из гражданских объединений, а их лидеры приобрели свой опыт во время руководства гражданскими организациями.

Седьмая функция - функция развития демократии.
Гражданские организации пристально наблюдают за подготовкой и процессом многопартийных выборов, критически оценивают случаи обмана, что способствует повышению доверия избирателей к результатам выборов, подтверждения их легитимности и законности.
Такие организации способствуют реформированию избирательной системы, демократизации политических партий, усилению законности, децентрализации государственной власти и усилению гласности за ее деятельностью, повышению ответственности правительства.

Ситуация В Перми, как почти во всех больших российских городах, широко практикуется незаконная застройка свободных пространств между жилыми домами. Предприниматели и коррумпированные чиновники в погоне за прибылью зачастую не заботятся о соблюдении законности, не принимают во внимание желаний и требований местных жителей. В настоящее время в Перми энергично действует целый ряд хорошо зарекомендовавших себя НПО, по большей части правозащитных. Несколько лет назад группа пермяков, недовольных противозаконной застройкой, обратились за помощью в Пермский региональный правозащитный центр. Объединенными усилиями им удалось организовать акции общественного протеста, выиграть судебный иск у городской администрации и остановить застройку. Впоследствии этот успех был закреплен многократно. И хотя его удалось добиться не всегда и не везде, эта история по сей день служит вдохновляющим примером для многих горожан, успешно борющихся с незаконной застройкой.

Восьмая функция заключается в том, что гражданское общество широко распространяет информацию, помогает гражданам в коллективной деятельности, защищает их интересы и ценности. Свободная пресса - только одна из возможностей обеспечить открытость общества путем распространения альтернативной информации. Независимые организации также могут дать гражданам правдивую и полную информацию о деятельности правительства, независимо от того, что оно само о себе расскажет.

Девятое. Свобода распространения идей и информации достигается в результате демократических экономических реформ. Экономическая реформа тогда будет успешной, когда она обеспечена законодательно и пользуется поддержкой со стороны политических партий и коалиций. В основе создания коалиций лежат как раз общие интересы. С одной стороны существуют традиционно сложившиеся группы людей, которые могут многое потерять в ходе проводимой реформы. Они пытаются организовываться и защищать свои интересы, противостоят закрытию неэффективных производств, препятствуют уменьшению влияния государства на экономику, всячески противятся открытию экономики, проявлению конкуренции. На другом полюсе располагаются выдвинутые в ходе реформ личности с не совсем одинаковыми интересами, например, хуторяне и мелкие предприниматели, а также потребители, которые слабо организованы и недостаточно информированы о том, как новая экономическая политика влияет конкретно на них. Помощниками для этой категории людей могут служить политико-экономические think-tank организации - торговые палаты, журналисты, пишущие на экономические темы и вообще все те, кто помогает преодолевать информационные и организационные барьеры, кто поддерживает политику реформ и нейтрализует противостояние переменам.

Наконец, десятая функция гражданского общества появляется в случае успешной реализации девятой функции. Повышение ответственности и эффективности политической системы, а вслед за ними усиление законности в энергичном гражданском обществе гарантирует уважение граждан к государству, обеспечивает их позитивное участие в государственных делах. Таким образом, государство получает возможность править и издавать распоряжения, опираясь на свободную законопослушность граждан.
Многогранная общественная жизнь способна сделать гораздо больше, чем только умножать требования к государству. Организации и объединения гражданского общества могут увеличить возможности различных групп для улучшения своего благополучия, причем, независимо от государства.

Основные идеи и выводы:

· Образование гражданского общества стало возможным с выделением государства в особую политическую сферу. Именно гражданское общество разрушает монополию на власть государственных деятелей, уравновешивает государственную власть с властью частных лиц и независимых организаций.

· Высокоразвитое гражданское общество во многих странах обеспечило значительное возрастание степени защищенности частных сфер жизни человека от жесткой регламентации со стороны государства. Развитие гражданского общества является базовым условием существования демократии.

· Государство и гражданское общество – две стороны одной медали. Это структуры взаимоподдерживающие друг друга. Чем разнообразней и эффективней формы взаимодействия между ними, тем более благоприятными являются условия необходимые для развития демократии.

· В зависимости от масштаба роли, которую. Государство играет в формировании гражданского общества выделяют вертикальные и горизонтальные способы структур гражданского общества.

· Гражданское общество имеет сложную структуру. Особое место среди его элементов принадлежит политическим институтам гражданского общества, деятельность которых направлена на регламентацию отношений в социуме по поводу распределения властных ресурсов.

· В процессе функционирования институты гражданского общества способны обеспечить сохранение демократического вектора развития благодаря следующим аспектам своей деятельности: ограничение государственной власти, повышение эффективности политических решений, генерирование различных интересов, выдвижение политических лидеров и др.

Список литературы:

1. Алмонд, Г. Гражданская культура и стабильность демократии [Текст]/ Г. Алмонд, С. Верба// Полис. - 1992. - № 4.

2. Бляхман, Б.Я. Гражданское общество: теоретическая конструкция или практическая реальность [Текст]/Б.Я. Бляхман// Вестник Московского Университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2005. - № 4.

3. Бойко, Ю. Гражданский фактор модернизации в России и ЦВЕ [Текст]/ Ю. Бойко//Обозреватель. – 2007. - № 4.

4. Геллнер, Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники [Текст]/Э. Геллнер. - М., 1995.

5. Гражданское общество: истоки и современность [Текст]/под науч. ред. И.И. Кального, И.Н. Лопушанского. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.

6. Гуськов, Ю.В. Гражданское общество в России: теория и реальность [Текст]/ Ю.В. Гуськов// Социально-гуманитарные знания. – 2005 - № 3.

7. Демократическое правовое государство и гражданское общество в странах Центрально-Восточной Европы [Текст]/ Н. И. Бухаркин [и др.] ; ред. В.С. Баковецкая; Рос. акад. наук, Ин-т междунар. экон.. и полит. исслед. РАН. - М.: Наука, 2005.

8. Кин, Д. Демократия и гражданское общество [Текст]/Д. Кин. – М.: Прогресс-Традиция, 2001.

9. Левашов, В.К. Гражданское общество и демократическое государство в России [Текст]/В.К. Левашов //Социс. – 2006. - № 1.

10. Римский, В.Л. Общественная активность российских граждан [Текст]/ В.Л. Римский //Вестник общественного мнения. - 2007. - № 2.

11. Федоркин, Н.С. Гражданское общество в России: проблемы и трудности формирования [Текст]/Н.С. Федоркин// Вестник Московского Университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2005. - № 4.

12. Хадсон, Дж. Развитие неправительственных организаций в России: взгляд из США [Текст]/ Дж. Хадсон //Представительная власть. – XXI век. – 2007. - № 2.

13. Хлопин, А.Д. Гражданское общество в России: Идеология, утопия, реальность [Текст]/ А.Д. Хлопин// Pro et Contra. - 2002. - Т. 7. - № 1.

14. Черный, В. Перспективы гражданского общества в России [Текст]/ В.Черный, Л. Есаян, К. Волков//Обозреватель. – 2007. - № 2.

15. Шапиро, И. Демократия и гражданское общество [Текст]/И. Шапиро// Полис. - 1992. - № 4.

16. Шушпанова, И.С. Отношение граждан России и западных стран к институтам гражданского общества [Текст]/ И.С. Шушпанова//Социология власти. – 2006. - № 6.



Просмотров