Акты государственной думы и совета федерации. Вопросы ведения и акты палат федерального собрания российской федерации. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: нормативно-правовая база организации и деятельности, порядок формирования, с

Совет Федерации. Совет Федерации - верхняя палата российско­го парламента, состоящая из представителей субъектов РФ. К ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение измене­ния границ между субъектами РФ; б) утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного поло­жения; в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; г) назначение выборов Президента РФ; д) отрешение Президента РФ от должности; е) назна­чение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; ж) назначение на долж­ность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и др. По вопросам, отнесенным к его ведению, Совет Федерации принимает постановления, как правило, простым большинством голосов от обще­го числа членов палаты, а в ряде случаев (например, при одобрении ФКЗ) - квалифицированным боль­шинством (не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации при принятии указанного закона; 2/3 или 3/5 голосов от того же числа членов - при принятии иных актов). Некоторые менее важные постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от числа присутствующих на за­седании членов Совета Федерации. Немаловажную роль Совет Федерации играет и в законодательном процессе. Совет Федерации рассматривает законы, принятые Госу­дарственной Думой, участвует в работе согласительных комиссий в случае возникновения у него разногласий с Государственной Думой и создания таких комиссий, проводит повторное рассмотрение законов, отклоненных Президентом РФ. Принятые Государственной Думой федеральные законы передаются в пятидневный срок в Совет Федерации, который обязан в 14-дневный срок рассмотреть его (или приступить к его рассмотрению). Если в этот срок представ­ленный закон не был рассмотрен Советом Федерации, то он считается одобренным (ст. 109). Обязательному рассмотрению в Совете Федера­ции подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; статуса и защиты Государственной границы РФ; войны и мира (ст. 106). Совет Федерации либо одобряет, либо не одобряет представ­ленный закон. В случае одобрения закон вместе с текстом постановле­ния направляется в пятидневный срок Президенту РФ для подписания и обнародования. Если закон не нашел одобрения, то постановление Совета Федерации об этом в пятидневный срок направляется в Госу­дарственную Думу. Совет Федерации тайным голосованием избирает из своего состава Председателя и его заместителей. Как и ГД, Совет Федерации создает свои комитеты и комиссии, в состав которых входят все его члены за исключением Председателя палаты и его заместителей. Основными актами Федерального Собрания Российской федерации являются законы. По общеполитическим, социально-экономическим и международным вопросам Совет Федерации и Государственная Дума могут выступать с заявлениями и обращениями. Заявления и обращения палат Федерального Собрания имеют не юридическое, а скорее политическое значение и выражают позиции палат по вышеперечисленным вопросам. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после их принятия. Официальным опубликованием акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок. 1.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: нормативно-правовая база организации и деятельности, порядок формирования, структура, компетенция, обеспечение деятельности. Акты Совета Федерации и порядок их вступления в силу

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. №229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ". Кандидатом для избрания в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин РФ, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа гос. власти субъекта РФ или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта РФ, органом гос. власти которого осуществляется его избрание членом Совета Федерации. Избранный член СФ обязан сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа гос. власти субъекта РФ или депутата представительного органа муниципального образования.

Полномочия члена СФ начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании. Избранный член СФ приступает к осуществлению своих полномочий на десятый день со дня вступления в силу решения о его избрании.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания СФ являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Гос. Думы, за исключением заслушивания посланий Президента РФ или Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Члены СФ осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Заседания СФ проводятся в городе Москве, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению СФ место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

СФ избирает из своего состава Председателя СФ, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. СФ образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. СФ вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии. Комитеты и постоянные комиссии СФ являются постоянно действующими органами палаты. Каждый член СФ, за исключением Председателя СФ, его первого заместителя и заместителей, обязан состоять в одном из комитетов СФ. При этом в состав комитета палаты должны входить не менее 7 и не более 15 членов СФ, в состав комиссии палаты - не менее 11 и не более 25 членов СФ. Состав комитета, комиссии утверждается палатой.

Полномочия СФ определены Конституцией РФ. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения СФ федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Гос. Думой, определяется Конституцией РФ и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в СФ осуществляется по двум основным направлениям: 1) СФ совместно с Гос. Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним; 2) в порядке реализации права законодательной инициативы СФ самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые Гос. Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты гос. границы РФ.

Федеральный закон считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней СФ его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Гос. Думой и Советом Федерации.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся: - утверждение изменения границ между субъектами РФ;

  • - утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; -решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
  • - назначение выборов Президента РФ;
  • - отрешение Президента РФ от должности;
  • - назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  • - назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации, равно как и каждый член СФ, обладает правом законодательной инициативы. По вопросам ведения Совета Федерации палата принимает постановления. Совет Федерации принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы СФ, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению СФ.

Статус члена СФ определяется Конституцией РФ, согласно которой члены СФ обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

1. Статья «АКТЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СФ принимает постановления по вопросам, отнесенным к ведению СФ в соответствии с ч. 2 статьи 102 Конституции РФ. СФ согласно ст.68 Регламента СФ принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также по вопросам организации деятельности палаты.

По общеполитическим и социально-экономическим вопросам палата также может выступать с заявлениями и обращениями, которые принимаются большинством голосов от общего числа членов СФ и оформляются постановлениями палаты. Порядок принятия А. регулируется ч. 3 ст. 102 Конституции РФ и ст. 69 Регламента СФ. Палата может принять проект акта СФ в целом, принять проект акта СФ за основу, отклонить проект акта СФ или отложить его обсуждение.

В принятый за основу проект акта СФ комитетом СФ, членами СФ могут вноситься поправки в установленные палатой сроки путем направления предложений в комитет СФ, ответственный за подготовку рассмотрения вопроса. Этот комитет СФ сводит поступившие поправки в таблицу и разделяет их на рекомендуемые к принятию и рекомендуемые к отклонению с обоснованием таких решений. На заседании палаты поправки могут рассматриваться и приниматься как пакетом, так и каждая из них в отдельности. Поправка (пакет поправок) считается принятой, если за нее проголосовало большинство от общего числа членов СФ. Принятие А. в целом может осуществляться сразу после рассмотрения поправок или может быть отложено на более позднее время, в т. ч. и на следующее заседание палаты. В соответствии со ст. 70 Регламента СФ каждый проект акта СФ, вносимый на рассмотрение СФ, проходит юридическую и лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата СФ и визируется его должностными лицами. А., принятые СФ, оформляются с учетом принятых палатой поправок, визируются в комитете СФ, ответственном за рассмотрение этого акта СФ, а также должностными лицами Правового управления Аппарата СФ и направляются для представления на подпись Председателю СФ, регистрации и рассылки.

КОМИССИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К. – координационный орган Правительства РФ. Образована постановлением Правительства РФ от 2 июня 2004 года № 264 «Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности» в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в целях совершенствования законопроектной деятельности Правительства РФ.

Председателем К. является по должности Заместитель Председателя Правительства РФ - Руководитель Аппарата Правительства РФ или Министр РФ - Руководитель Аппарата Правительства РФ.

К. действует в составе председателя К., заместителя Руководителя Аппарата Правительства РФ (заместитель председателя К.), директора Департамента обеспечения законопроектной деятельности Правительства РФ (заместитель председателя К. - ответственный секретарь), полномочных представителей Правительства РФ в палатах ФС РФ, полномочного представителя Правительства РФ в Конституционном Суде РФ и Верховном Суде РФ, директора Правового департамента Правительства РФ, статс-секретарей - заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, статс-секретаря - заместителя генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», статс-секретаря - заместителя генерального директора Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

По согласованию в состав К. входят: помощник Президента РФ - начальник Государственно-правового управления Президента РФ или его заместитель, полномочные представители Президента РФ в палатах ФС РФ, полномочный представитель Президента РФ в Конституционном Суде РФ, начальник Управления Президента РФ по внутренней политике или его заместитель, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Уполномоченный по правам человека в РФ, Первый заместитель Председателя ГД ФС РФ, заместитель Председателя СФ ФС РФ, руководитель аппарата Счетной палаты РФ, заместитель Председателя Верховного Суда РФ, заместитель Генерального прокурора РФ, заместитель Председателя Следственного комитета РФ, заместитель Председателя Центрального банка РФ, руководителей Торгово-промышленной палаты РФ, Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей», Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», председателя Экспертного совета при Правительстве РФ, председателя правления Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».

В заседаниях К. вправе принимать участие представители Совета Федерации и Государственной Думы ФС РФ, руководители (заместители руководителей) высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

В заседаниях К. по решению ее председателя могут принимать участие представители федеральных служб, федеральных агентств, иных органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов, руководители (их заместители) стратегических акционерных обществ, стратегических предприятий и государственных корпораций при рассмотрении вопросов, относящихся исключительно к их компетенции.

Целью участия представителей палат ФС РФ в заседаниях К. является выработка согласованной с федеральными органами государственной власти позиции по законопроектам, имеющим важное политическое и социально-экономическое значение.

Основными задачами К. являются: совершенствование законопроектной деятельности Правительства РФ; повышение качества законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; формирование позиции Правительства РФ по законопроектам (законам), рассматриваемым палатами ФС РФ; организация взаимодействия в законодательном процессе Правительства РФ с др. субъектами права законодательной инициативы, а также обеспечение их участия в работе по формированию планов и программ законопроектной деятельности Правительства РФ; оказание субъектам РФ содействия по вопросам законотворческой деятельности.

Для решения возлагаемых на нее задач К. рассматривает концепции развития законодательства РФ, вносит предложения о приоритетных направлениях научно-исследовательских работ в законопроектной сфере, выполняемых по заданию Правительства РФ; рассматривает проекты планов законопроектной деятельности Правительства РФ, рассматривает и утверждает планы подготовки законопроектов, разработка которых предусмотрена федеральными конституционными законами и федеральными законами, и обеспечивает согласованность действий федеральных органов исполнительной власти по их реализации; рассматривает и утверждает концепции и технические задания на разработку законопроектов; заслушивает отчеты о ходе выполнения федеральными министерствами текущих планов законопроектных работ; разрабатывает предложения и рекомендации по совершенствованию порядка реализации Правительством РФ права законодательной инициативы; вносит предложения о приоритетных направлениях участия Правительства РФ в законодательной деятельности; рассматривает ход подготовки проектов законодательных актов, вносимых Правительством РФ в ГД; предварительно рассматривает законопроекты, вносимые на заседания Правительства РФ; рассматривает проекты заключений, официальных отзывов и поправок Правительства РФ.

Решения, принимаемые К. по вопросам своего ведения, являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти. При необходимости на основании решений К. подготавливаются проекты постановлений или распоряжений Правительства РФ, представляемые в установленном порядке в Правительство РФ.

Правовыми формами реализации компетенции Федерального Собрания Российской Федерации являются принимаемые им акты. Основные акты Федерального Собрания - это законы.

Закон характеризуется рядом черт. Он принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа Российской Федерации. Закон содержит правовые нормы и потому является нормативным актом. Он обязателен к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами. Ему должны соответствовать акты всех других государственных органов. Закон имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации. Он является юридической базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой но сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции Российской Федерации, которой закон не может противоречить.

В соответствии с Конституцией (ст. 76) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3).

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. К их числу относятся: чрезвычайное положение (ст. 56); принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта (ст. 65); изменение статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66); описание и порядок официального использования Государственных флага, герба и гимна Российской Федерации (ст. 70); референдум (ст. 84); режим военного положения (ст. 87); введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88); порядок деятельности Правительства Российской Федерации (ст. 114); установление судебной системы Российской федерации (ст. 118); установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов (ст. 128); созыв Конституционного Собрания (ст. 135).

Порядок опубликования и вступления в законную силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания установлен ФЗ от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изменениями от 22 октября 1999 г.).

Юридическая сила законов и актов Федерального Собрания в РФ связывается с их официальным опубликованием, т. е. применяться могут только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.


Общее правило вступления в юридическую силу нормативных актов независимо от их формы - по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

Официальному опубликованию подлежат не только вновь принятые федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального Собрания, а также все внесенные в них изменения или дополнения, при этом весь измененный нормативный акт может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Официальное опубликование законов и актов палат Федерального Собрания - их первая публикация (в редакции, принятой Федеральным Собранием РФ, без каких-либо изменений и поправок) в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Допускается публикация федеральных конституционных и федеральных законов и актов палат Федерального Собрания в иных печатных изданиях, информирование правоприменителей посредством компьютерных систем «Гарант» и «Консультант Плюс», а также их обнародование по телевидению и радио, направление их государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, издание их в виде отдельного книжного издания.

1) все законы подлежат обязательному официальному опубликованию в течение 7 дней со дня их подписания Президентом РФ, именно он направляет федеральные конституционные законы и федеральные законы для официального опубликования;

2) акты палат Федерального Собрания публикуются в течение 10 дней после дня их принятия, они направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем;

3) международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования в вышеперечисленных печатных изданиях одновременно на всей территории РФ, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (вступление закона или акта с момента опубликования, при наступлении определенных событий или по истечении более длительного срока).

Дополнение :

АКТЫ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — решения, принимаемые палатами Федерального Собрания — Государственной Думой и Советом Федерации по вопросам их ведения. Согласно ст.ст. 102 и 103 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума, осуществляя свои полномочия, принимают решения в форме постановлений. Постановлением палаты оформляется и принимаемый палатой закон, и политическое заявление или обращение. При этом каждая из палат принимает постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ, а также по вопросам организации своей внутренней деятельности.

По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации и Государственная Дума могут выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палат. Обе палаты Федерального Собрания могут принять постановление в целом, могут принять проект постановления за основу. В последнем случае дальнейшее обсуждение и голосование проводятся по пунктам и (или) частям проекта постановления. После принятия в целом всех пунктов, частей проекта постановления проводится голосование по принятию постановления в целом.

Постановления принимаются большинством голосов (т.е. не менее чем 50% плюс один голос) от общего числа членов (депутатов) палаты, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. Например, решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; при несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации об отклонении принятого ею федерального закона последний считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов этой палаты. Не менее 2/3 голосов требуется при принятии постановления об одобрении федерального конституционного закона. Постановление о поддержке предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 3 Конституции РФ должно набрать 3/5 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Основными актами Федерального Собрания Российской федерации являются законы.

Конституция РФ содержит перечень законов, принимаемых на уровне Федерации, - это федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ.

Юридическая сила принимаемых Федеральным Собранием законов неодинакова . Первое место в иерархии законов занимают законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ. Они имеет такую же юридическую силу, что и сама Конституция РФ. На втором месте стоят федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и не могут ей противоречить. Третье место отводится федеральным законам, принимаемым по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к предметам исключительного ведения Российской Федерации и к предметам совместного ведения Российской федерации и ее субъектов. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Конституция РФ в силу федеративного характера государственного устройства России закрепляет принцип верховенства федерального закона по отношению к законам субъектов Федерации. Так, законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральному закону, принятому по предметам ведения Российской Федерации и по предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В то же время Конституция РФ гарантирует верховенство закона субъекта Федерации, принятого по вопросам, не отнесенным к исключительному ведению Российской Федерации и предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ (ст. 102, 103), принимают постановления. Постановления принимаются палатами большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, если Конституцией РФ не предусмотрен иной порядок. Постановлениями палат Федерального Собрания оформляются также принятие Регламентов, изменения и дополнения к ним; результаты голосования об избрании Председателей и освобождении их от занимаемых должностей; другие решения, принимаемые палатами по вопросам их внутренней организации.

По общеполитическим, социально-экономическим и международным вопросам Совет Федерации и Государственная Дума могут выступать с заявлениями и обращениями . Заявления и обращения палат Федерального Собрания имеют не юридическое, а скорее политическое значение и выражают позиции палат по вышеперечисленным вопросам.

Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Федерального Собрания определяется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после их принятия. Официальным опубликованием акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

76. Государственная Дума: правовой статус, принципы деятельности, структура, порядок работы.

Согласно Конституции РФ (ст.95, 96) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по смешанной избирательной системе.

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

Государственная Дума избирает из своего состава Председателя , первого заместителя и заместителей Председателя. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.

Председатель Государственной Думы: ведет заседания палаты; ведает ее внутренним распорядком; организует работу Совета Государственной Думы; осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы; назначает на должность и освобождает должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы; представляет палату во взаимоотношениях с другими государственными органами, общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств и в международных парламентских организациях; участвует в согласительных процедурах для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации; издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции, которые могут быть отменены Государственной Думой, и др.

Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палатысоздается Совет Государственной Думы . В состав Совета входят Председатель Государственной Думы и его заместители с правом решающего голоса . В работе Совета участвуют с правом совещательного голоса председатели комитетов и комиссий. На заседаниях Совета вправе присутствовать депутаты Государственной Думы.

Совет Государственной Думы:

а) формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию;

б) принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы;

в) формирует проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц с указанием тематических блоков;

г) формирует проект порядка работы очередного заседания Государственной Думы;

д) созывает внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения;

е) назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в Государственную Думу;

ж) направляет законопроект, подготовленный ответственным комитетом палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалы к нему Президенту Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект, в Правительство Российской Федерации, депутатам Государственной Думы в сроки, установленные настоящим Регламентом;

з) принимает решение о проведении парламентских слушаний;

и) принимает решение о награждении Почетной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и др.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения.

Депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в нее по федеральному избирательному округу, именуется фракцией . Фракции, имеющие численность более 100 депутатов, вправе образовать внутрифракционные группы в составе не менее 50 депутатов.

Депутаты, избранные в составе федерального списка, получившего менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские объединения, не являющиеся фракциями. Порядок деятельности таких депутатских объединений устанавливается Регламентом палаты.

Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты и комиссии Государственной Думы. Причем такие подразделения палаты формируются по профессиональному критерию, они должны занимать ведущее место в парламенте, что пока фактически относится к фракциям.

Комитеты осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; подготовку проектов постановлений Государственной Думы и проектов иных документов; подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений; рассматривают и исполняют поручения Совета Государственной Думы; в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд РФ, выполняют иные функции.

Правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет Аппарат Государственной Думы.

В состав Аппарата входят в качестве самостоятельных структурных подразделений аппараты комитетов и комиссий Государственной Думы, фракций в Государственной Думе. Контроль за деятельностью Аппарата Государственной Думы осуществляется Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Государственная Дума собирается на сессии – весеннюю и осеннюю.

Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием .

Голосование на заседании Государственной Думы осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов, без использования электронной системы, с использованием бюллетеней и путем опроса депутатов.

Государственная Дума принимает обращения и заявления , выражающие ее позицию по общим или отдельным вопросам внешней политики России, а также по вопросам международных отношений в целом.

Таким образом, Государственная Дума, хоть и не называется Конституцией РФ нижней палатой, является первым и главным составляющим звеном российского парламента, где не только принимаются законы, но решается ряд важнейших вопросов государственной жизни.



Просмотров