Нпб 160 97 цвета сигнальные. Нормы пожарной безопасности. Форма, цвет, размеры и порядок применения

Реализация экологической политики – это установление взаимосвязи между намерениями лиц, принимающих решения, и экологическими субъектами с целью экологизации их хозяйственной деятельности, снижения антропогенного воздействия на окружающую среду и достижения целевых экологических показателей.

Прежде, чем приступить к стадии реализации экологической политики и выполнению плана действий должно быть принято официальное решение, которым утверждается единое направление действий. Формой такого официального решения может быть постановление Правительства Российской Федерации или соответствующее решение Администрации субъекта Федерации о принятии концепции экологической политики и утверждении плана действий.

В природоохранных стратегиях (планах) обычно выделяют следующие ключевые условия для повышения эффективности функционирования институциональных структур и лучшего осуществления принятых решений:

· наличие эффективных структур и необходимых ресурсов по реализации принятых решений;

· четкое распределение ответственности между институциональными структурами;

· разработка непротиворечивого и «прозрачного» законодательства;

· повышение экономической эффективности осуществления экологической политики;

· информационно-методическое обеспечение реализации экологической политики.

Наличие эффективных структур и необходимых ресурсов предполагает существование адекватных фондов, наличие персонала соответствующей квалификации и политическую поддержку принятым правилам и требованиям. Возможности ведомств, на которые возложена ответственность за выполнение нормативных актов, часто ограничены. Однако эффективное распределение ответственности между институциональными структурами и наличие четкого и непротиворечивого законодательства создает предпосылки уменьшения потребности в ресурсах для выполнения нормативных требований.

В ситуации, когда выделяются недостаточные фонды и отсутствует квалифицированный персонал, традиционная реакция состоит в требовании дополнительных ресурсов. Однако, суть проблемы исполнения не в этом. В первую очередь необходимо эффективно использовать уже имеющиеся ресурсы и уметь привлекать внешние источники финансирования. Не нужно требовать, нужно уметь заинтересовывать.

Если увеличение или привлечение дополнительного финансирования маловероятно, то возможны следующие два направления экологической политики: 1- снизить потребность в ресурсах на осуществляемые виды деятельности за счет экономии средств; 2- видоизменить приоритеты с целью более эффективного использования имеющихся ресурсов.

Четкое формулирование и разделение ответственности институциональных структур имеет большое значение, поскольку экологические проблемы пересекают границы отдельных отраслей и территорий и для их решения требуется участие различных государственных органов. При определении ответственности институциональных структур важное значение имеют следующие факторы: минимизация возможностей возникновения конфликтов, четкое соответствие решаемой проблемы статусу и функциям соответствующих органов, обеспечение эффективной координации среди административных органов и других организаций.


Разработка прозрачного и непротиворечивого законодательства будет способствовать более простому и осознанному использованию соответствующих законов. Те юридические и физические лица, которые должны соблюдать или исполнять законы и нормативно-правовые акты, будут их соблюдать и выполнять в том случае, когда они будут хорошо понимать, как "работают" эти законы, и почему они были приняты именно в такой редакции. Прозрачность предполагает ясность в толковании и применении законов, а устойчивость – неукоснительной следование определенным принципам.

Повышение экономической эффективности осуществления политики заключается в разработке и выборе экономических инструментов и необходимости нахождения компромисса между экологическими целями и ограниченными ресурсами для их достижения.

Существующая в России система платежей за загрязнение (при которой платежи должны рассчитываться для сотен различных загрязняющих веществ) изначально создает трудности ее реализации. Она требует значительных затрат на определение размеров платежей для каждого из сотен равноприоритетных загрязняющих веществ. Слабая структура правоприменения, низкая дисциплина выполнения нормативов в сочетании с низкими ставками платежей за загрязнение мало способствуют сокращению общего загрязнения окружающей среды в России. Система платежей должна быть упрощена, например, путем фокусирования внимания на нескольких главных загрязняющих веществах. Это позволит существенно уменьшить потребности в персонале.

Чтобы облегчить трудности, возникающие у органов управления природопользованием, необходимо расширить возможности участия частного сектора в этом процессе. Частный сектор и некоммерческие организации, включая частные компании, местные и международные неправительственные организации, научно-исследовательские институты должны играть важнейшую роль при формировании и реализации экологической политики. Местные органы самоуправления помогут выявить наиболее важные локальные проблемы и предложить пути их решения. Неправительственные организации, заинтересованные в сокращении загрязнения окружающей среды, могут сыграть важную роль, осуществляя общественный контроль деятельности ведомств и предприятий и снабжать информацией о реакции населения.

Информационно-методическая деятельность характеризует все виды работ, которые осуществляют органы управления с целью передачи юридическим и физическим лицам знаний о том, каким образом следует соблюдать установленные нормативы и стандарты. Информация такого рода преследует, среди прочего, цель добиться максимально возможного уровня выполнения нормативно-правовых актов при наименьших затратах. Эта цель может быть достигнута путем предоставления предприятиям максимально возможной адекватной информации и инструктивных материалов.

В информационно-методическую деятельность может быть включена разработка практического руководства по новым налогам. В тех случаях, когда это возможно, необходимо привлекать к работе соответствующие предприятия. Преимущество их прямого участия состоит в том, что предприятия в большей мере знакомы с условиями функционирования своей отрасли и представляют, как лучше организовать взаимосвязь между предприятиями отрасли.

Местные природоохранные органы играют важную роль в информационно-методической деятельности. Они могут оказать практическую и конкретную помощь предприятиям, включая организацию: информационных совещаний, встреч с отдельными предприятиями, семинаров для специально выбранных предприятий, посещений предприятий; ответов на телефонные запросы и письма.

Введение

Рассматривая различные типы экосистем, следует отметить, что стратегию развития любой экосистемы определяет экологическая политика системы. Разработка экологической политики направлена на решение главной задачи - обеспечение устойчивости параметров состояния среды обитания при различных видах воздействий на нее. В научно-технической и учебной литературе не принято рассматривать предприятие как локальную экологическую систему, взаимодействующую с экосистемами высших рангов. Рассматривают экологическую деятельность предприятия как природопользователя и источника загрязнений окружающей среды.

Следует рассматривать предприятие как автономную экологическую систему, основанную на его хозяйственной деятельности, которая оказывает воздействие на окружающую среду, в соответствии с терминологией международных экологических стандартов. Стратегию развития экологической деятельности предприятия определяет его экологическая политика, направленная на обеспечение устойчивого состояния окружающей среды при осуществлении предприятием определенной хозяйственной деятельности. Реализация экологической политики предприятия осуществляется с помощью специальной организационной структуры управления экологической деятельностью - экологического менеджмента предприятия. В дополнение к основным видам экологической деятельности всех типов экосистем - природопользованию и природоохранной деятельности на уровне предприятия - необходимо развивать новые направления экологической деятельности, имеющие непосредственное влияние на повышение результатов его финансового и социально-экономического состояния, осуществление хозяйственной деятельности. Эти новые направления связаны с обеспечением конкурентоспособности, качества и экологической безопасности продукции и социального развития предприятия, а также с включением его экологической деятельности в автоматизированную систему управления.

Экологическая политика предприятия

Международные документы по стандартизации рекомендуют следующее определение экологической политики - это заявление предприятия о своих намерениях и принципах, связанных с общей эффективностью предприятия, которое служит основанием для деятельности и установления целевых и плановых экологических показателей. Экологическая политика согласно стандартам определяет цели и задачи экологической деятельности, охват экологизацией организационных структур менеджмента предприятия, обязательства предприятия по охране окружающей среды. В конечном счете соблюдение этих условий определяет эффективность экологического менеджмента предприятия.

Экологический менеджмент предприятия является частью менеджмента хозяйственной деятельности, одним из направлений рыночных отношений предприятия. На рисунке 1 показана структура управления рыночной хозяйственной деятельностью предприятия. Важно отметить, что экологический менеджмент в данной структуре управления входит в менеджмент предприятия и его руководитель является заместителем генерального директора (управляющего, менеджера) предприятия. В составе такой команды управления экологический менеджмент может выступать и в качестве юридического лица.

С учетом некоторой аналогии с маркетинговыми исследованиями, формированием портфеля заказов на производство и реализацию конкурентоспособной продукции и бизнес-планированием документально оформленная экологическая политика предприятия должна учитывать влияние следующих факторов:

анализа внешних условий экологической деятельности с учетом особенностей региона, территории, предприятия;

здержек экологической деятельности и источников их покрытия;

енсации потерь от наносимого ущерба при воздействии загрязняющих выбросов в атмосферу, воду, почву, воздействии выбросов на флору и фауну, оценке эффективности воздействий;

мероприятий по диагностике и предотвращению аварийных ситуаций и катастроф;

комплектующих, топливно-энергетических ресурсов, условий хранения и транспортировки энергоносителей, расходных материалов и веществ;

анализа жизненного цикла продукции в соответствии с требованиями охраны окружающей среды;

чения работников предприятия по проблемам экологизации хозяйственной деятельности.

Считается, например, что экологическая политика предприятия должна учитывать следующие требования:

образование и внедрение специализированной структуры управления;

обязательность выполнения действующих законодательных и нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды;

льности предприятия, связанными с охраной окружающей среды и техникой безопасности, санитарным состоянием условий производства и обеспечением качества и безопасности продукции;

общедоступность документированной экологической политики для персонала предприятия и других заинтересованных участников его хозяйственной деятельности;

оценку и мониторинг соответствия экологических параметров хозяйственной деятельности предприятия и ее взаимодействия с окружающей средой.

Заметим, что эти требования, как и рассмотренные выше факторы, положенные в основу экологической политики предприятия, не противоречат положениям экологического менеджмента экосистем. Существует главная проблема экологической политики экосистем и предприятий, которая до сих пор остается за рамками нормативно-методических основ экологической политики. Суть проблемы состоит в следующем.

Если принять за аксиому положение о том, что экологическая безопасность общества и среды обитания характеризуется устойчивостью параметров состояния компонентов экосистем, то необходимо располагать нормативами этих параметров в виде допустимых равновесных диапазонов изменения этих параметров. Такое нормирование необходимо осуществлять, прежде всего, для планетарной экосистемы и продолжить его далее последовательно для национальных и региональных экосистем. Эти нормативы определят допустимые воздействия на параметры состояния компонентов экосистем. Таким образом, предоставляется возможность составить своеобразный экологический кадастр допустимых воздействий, а также для каждого вида воздействия на параметр состояния компонента экосистемы установить стоимостный эквивалент обеспечения допустимого воздействия и стоимостный эквивалент компенсации нанесенного ущерба среде обитания при допустимом воздействии на отдельные компоненты системы и па систему в целом. Предприятие является частью региональной экосистемы. Поэтому нормативно-методической базой экологической политики предприятия мог бы служить экологический кадастр данного региона. Этот кадастр можно было бы положить и в основу планирования экологической деятельности предприятия.

В настоящее время планирование и реализация экологической политики на всех уровнях экологической деятельности осуществляются на основе разработки программ, проектов, их экспертизы и контроля, мониторинга окружающей среды, составления плана мероприятий по снижению воздействий и предотвращению причинения ущерба окружающей среде. При этом абсолютное большинство экологических действий связаны с природопользованием и охраной окружающей среды.

При разработке экологических программ и проектов разных уровней принципиальное значение имеет обоснованность критериев и допустимых нормативов при оценке степени опасности воздействия результатов хозяйственной деятельности на окружающую среду, масштабов этой опасности, ее интенсивности и длительности, а также компенсации от нанесенного ущерба в материальном и денежном выражении. Опасность хозяйственной деятельности предприятия заключается в состоянии инженерных коммуникаций, в процессах использования топливно-энергетических и природных ресурсов, в наличии шумов и вибраций, излучений, в освещенности рабочих мест и в других источниках воздействия на окружающую среду и персонал предприятия. Состояние таких источников контролируется с помощью диагностики и экологического мониторинга. Диагностика связана с оценкой основного и вспомогательного технологического оборудования, учетом, хранением, транспортировкой и утилизацией отходов производства, идентификацией загрязнения окружающей среды материалами, веществами, соединениями химических элементов при взаимодействии которых с другими химическими элементами образуются новые вредные вещества.

С учетом положений экологической политики и на основе экологических программ и проектов, их экспертизы, плана экологических мероприятий, мониторинга состояния окружающей среды, нормативов потребления ресурсов и финансовых средств разрабатывается экологическая программа предприятия. Это главный исполнительный документ экологического менеджмента предприятия. Основные элементы экологической программы предполагается использовать при составлении экологического паспорта природопользователя (предприятия), содержание которого приведено в таблице 1.

Таблица 1 - Экологический паспорт промышленного предприятия

Направление экологической деятельности

Оценка состояния

Экологические нормативы

Природопользование

Нормативы потребления природных ресурсов

Текущие и капитальные затраты

Охрана окружающей среды

Нормативы допустимых воздействий и их источники

Текущие и капитальные затраты. Запасы и резервы

Экологизация технологии производства продукции

Нормативы экологической безопасности продукции. Технические регламенты

Плановая норма прибыли от производства и реализации конкурентоспособной, экологически чистой продукции

Информационное обеспечение экологической деятельности

Система управления СОБЭП

Оценка эффективности экологического менеджмента предприятия

Экологическая безопасность при нештатных и аварийных ситуациях

План мероприятий

Оценка возмещения экологического вреда

Экологическое состояние предприятия

Сертификация АСОКП, СОБЭП

предприятия

Нормативы затрат на сертификацию

Положения экологической политики и структура экологической программы предприятия зависят от использования обоснованных критериев экологичности хозяйственной деятельности. В качестве таких критериев рассматривают экологически чистое производство, экологически чистую продукцию, экологически безопасную окружающую среду при осуществлении предприятием хозяйственной деятельности.

В интересах обеспечения конкурентоспособности продукции, в интересах товаропроизводителей и потребителей наиболее важным является критерий экологической чистоты продукции. Он требует комплексной оценки. Такая оценка производится на этапах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на этапе подготовки к производству и при серийном производстве продукции, на этапах ее эксплуатации и утилизации. Такая оценка не только носит количественный анализ экологичности продукции, но и охватывает различные направления хозяйственной деятельности, связанные с определением источников и видов воздействий на окружающую среду, включая анализ последствий воздействий на окружающую среду на территории региона производства продукции, а также на территории ее использования по назначению.

Рассматривается и воздействие продукции на окружающую среду, которое оценивается по уровню опасности, длительности воздействия (кратковременное, или импульсное, периодическое, непрерывное, аварийное), характеру воздействия (прямое, косвенное, кумулятивное) и учитывает территориальный фактор. Анализ этих воздействий распространяется не только на продукцию, но и на условия ее производства, на состояние воздушного и водного бассейна предприятия, земельного участка и прилегающей к предприятию территории санитарно-охранной зоны.

Требование экологической чистоты (безопасности) продукции предполагает максимально возможное исключение из производства токсичных материалов и веществ, сырьевых компонентов, которые могут переходить в неизменном виде в готовую продукцию или образовывать вторичные вредные вещества при взаимодействии, например, со вспомогательными материалами. Эти требования в конечном счете направлены на устранение выбросов токсичных веществ в окружающую среду.

Для регулирования воздействий на окружающую среду необходима соответствующая система управления. Международные экологические стандарты предполагают параллельное управление качеством продукции и управление экологической безопасностью продукции. Например, стандарт И СО 9001 рекомендует систему обеспечения качества продукции, а стандарт ИСО 14001 - систему управления окружающей средой. В этих стандартах содержатся принципы и процедуры планирования, организационные структуры систем управления, мониторинга, контроля, измерения и испытания. Отличительная особенность стандартов серии ИСО 14000 заключается в том, что они имеют специфические требования необходимости проведения диагностики возникновения аварийных ситуаций и катастроф, предусматривают действия по их предотвращению, но снижению вредного воздействия: На окружающую среду, а также рекомендуют вести учет аварийных выбросов в атмосферу, в воду и почву на территории предприятия, включая санитарно-защитную зону.

Система управления качеством продукции и система управления охраной окружающей среды должны сосуществовать не параллельно при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия, а совместно и на паритетных основах. Основной функцией экологического менеджмента предприятия следует считать обеспечение экологической безопасности хозяйственной деятельности с учетом всех направлений экологической деятельности предприятия. При этом система управления экологической безопасностью должна быть совмещена с системой обеспечения качества продукции как в части нормативных требований к продукции и условиям ее производства, так и в части применяемых методов и средств мониторинга, контроля измерений и испытаний, а также в части подтверждения соответствия продукции установленным требованиям качества и экологической безопасности на этапе эксплуатации продукции. Дополнительными функциями такой системы являются природопользование и охрана окружающей среды, экологический мониторинг этих направлений, действия в условиях нештатных и аварийных ситуаций, связанных с нерегламентированными выбросами, сбросами и отходами производства. Следовательно, значительная часть экологических требований и действий может осуществляться в системе обеспечения качества продукции и менеджментом качества и экологическим менеджментом совместно.

Именно совмещение функций, а не поглощение экологической системы системой качества, является вполне оправданным не только по общенормативным требованиям экологической безопасности, общеметодическим подходам к решению практических задач, общетехнологическим средствам измерений и испытаний. Оно подтверждено также комплексностью и системностью решения этой задачи. Система управления экологической безопасностью создается на базе системы управления качеством продукции с использованием унифицированных информационных компьютерных технологий, в частности технологий штрихового кодирования. Напомним, что система обеспечения качества продукции как система обеспечения ее конкурентоспособности создается в интересах товаропроизводителей и потребителей, а система обеспечения экологической безопасности хозяйственной деятельности (включая систему охраны окружающей среды) предприятия создается в интересах устойчивого развития общества и среды обитания.

Экологическая политика предприятия должна содержать также требования к подтверждению соответствия продукции, условий ее производства и безопасности окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия. Подтверждение соответствия, проводимое в добровольной или обязательной формах, рассматривается как акт общественного признания экологической безопасности предприятия, производимой им и реализуемой продукции, как рейтинговый имидж предприятия. Кроме того, если выпускаемая продукция входит в перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, то без документов о таком подтверждении она не допускается на рынок потребления. Перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия продукции установленным требованиям безопасности, утверждается Правительством Республики Беларусь. Отсутствие таких документов на эту категорию продукции является дополнительным препятствием для свободной конкуренции, получения инвестиций, лицензирования, квотирования, участия в тендерах на разработку программ и проектов.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЦВЕТА СИГНАЛЬНЫЕ.
ЗНАКИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ВИДЫ, РАЗМЕРЫ,
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Разработаны Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России (В. Д. Мулишкин, Ю. И. Логинов, В. Е. Татаров); Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД России (Е. А. Мешалкин, А. В. Костычев, М. С. Васильев) с участием Научно-производственного объединения (НПО) "Пульс" (А. Т. Баскаков). Внесены и подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделом ГУГПС МВД России. Согласованы с Госстандартом России (письмо от 15.04.97 г. № 510-10/217), Службой пожарно-спасательной и местной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации (письмо от 04.03.97 г. № 151/14/49). Утверждены главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору. Введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 24.07.97 г. № 46. Дата введения в действие 31.07.97 г.

Нормы пожарной безопасности

ЦВЕТА СИГНАЛЬНЫЕ.
ЗНАКИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Виды, размеры, общие технические требования

SIGNAL COLORS. FIRE SAFETY SIGNS.
Types. Dimensions. Common Technical Demands

Дата введения 31.07.97 г.

Настоящие нормы распространяются на сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности, которые предназначены для регулирования поведения человека в целях предотвращения возникновения пожара и(или) выполнения им определенных действий при пожаре для обеспечения собственной безопасности и снижения размера потерь от пожара. Нормы устанавливают разновидности знаков, форму, параметрические ряды типоразмеров, требования к фотометрическим и колориметрическим характеристикам, устойчивости к воздействию факторов внешней среды. Нормы не распространяются на знаки для маркирования транспортных средств и грузовых единиц (тары), предназначенных для доставки и упаковки пожароопасных грузов, на цвет окраски трубопроводов систем автоматического пожаротушения, а также трубопроводов, баллонов и иных емкостей для хранения или транспортирования горючих газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Нормы в части номенклатуры знаков, их цвета и графики полностью соответствуют международному стандарту ИСО 6309.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Применение сигнальных цветов и знаков пожарной безопасности обязательно для организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на всей территории Российской Федерации. Выбор вида, типоразмера, количества и мест расположения знаков, а также сигнальных цветов для конкретных условий должен осуществлялся в соответствии с настоящими нормами, действующими стандартами, строительными нормами и правилами, правилами пожарной безопасности, в порядке реализации мер пожарной безопасности по согласованию с Государственной противопожарной службой (ГПС) МВД России. 1.2. Сигнальные цвета следует использовать для: внешнего оформления знаков пожарной безопасности; обозначения мест размещения пожарной техники, мест нахождения кнопок ручного пуска установок пожарной автоматики, систем противодымной защиты, мест нахождения средств индивидуальной защиты, самоспасания и т.п.; обозначения путей эвакуации, а также границ зон путей эвакуации, которые не допускается загромождать или использовать для складирования. 1.3. Знаки пожарной безопасности следует размещать: на территориях предприятий (в зданиях, сооружениях и на других объектах), в помещениях, а также на рабочих местах и участках производства работ (услуг); в зонах селитебной застройки; в интерьерах средств транспорта и т.п. 1.4. На участках (в зонах), временно отнесенных к пожароопасным, следует устанавливать переносные знаки пожарной безопасности, которые должны убираться по мере того, как отпадает необходимость в их применении. 1.5. Знаки, помещенные с наружной стороны ворот и дверей, означают, что их действие распространяется на всю территорию (участок территории) предприятия, другого объекта или помещения. Допускается в случае выполнения требований пожарной безопасности в отдельных помещениях (участках территории) устанавливать для них знаки, разрешающие выполнение определенных работ (услугу действий), запрещенных для предприятия или объекта (помещения) в целом. 1.6. При выборе места установки знака необходимо соблюдение следующих требований: знак должен быть хорошо виден, его восприятию не должны мешать цвет окружающего фона, посторонние предметы или яркостный контраст при искусственном или естественном освещении; знак должен находиться в пределах поля зрения при условиях наиболее естественного (привычного) зрительного восприятия окружающей среды; расстояние между одноименными знаками, указывающими местонахождение эвакуационного выхода или пожарно-технической продукции, не должно превышать 60 м; знак должен располагаться в непосредственной близости от объекта, к которому он относится.

2. ФОРМА, ЦВЕТ, РАЗМЕРЫ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ

2.1. В качестве сигнальных цветов должны использоваться красный, желтый, синий и зеленый, для усиления зрительного восприятия которых должны применяться контрастные цвета - черный и белый в соответствии с табл. 1.

Таблица 1

Сигнальные цвета

Сигнальный цвет

Смысловое значение сигнального цвета

Номер образца (эталона) цвета по картотеке образцов (эталонов) цвета лакокрасочных материалов

Контрастный цвет

Красный Запрещение, непосредственная опасность, пожарная опасность

6, 7, 9, 10, 11, 19, 37, 43, 62

Желтый Предупреждение, возможная опасность

216, 218, 220, 221, 254, 255, 285, 286, 287

Синий Предписание

408, 409, 423, 424, 449, 450, 474, 485, 486

Зеленый Безопасность, обозначение путей эвакуации и эвакуационных (запасных) выходов

324, 325, 329, 385

Белый фосфоресцирующий

Примечание. Значения координат цветности и коэффициенты яркости белого и черного цвета, а также сигнальных цветов должны соответствовать ГОСТ 12.4.026. 2.2. Красный сигнальный цвет следует применять для: обозначения различных видов пожарной техники и ее элементов; обозначения знаков пожарной безопасности, содержащих информацию о месте нахождения средств пожаротушения, спасания людей при пожаре, включения установок (систем) пожарной автоматики и т.п., а также мест нахождения водоисточников; окантовки пожарных щитов белого цвета, нанесенного непосредственно на вертикальную конструкцию (стену) с устройствами для крепления пожарного инвентаря. Ширина окантовки должна составлять от 30 до 100 мм; орнаментовки элементов строительных конструкций* (стен, колонн) в виде отрезка горизонтально расположенной полосы для обозначения места нахождения огнетушителя, установки пожаротушения с ручным пуском, кнопки пожарной сигнализации и т.п. Ширина полос должна составлять от 150 до 300 мм и располагаться на высоте, удобной для зрительного восприятия работающими с рабочих мест, проходов и т.п.; обозначения участков (зон), которые запрещается чем-либо загромождать.* Орнаментовка, как правило, применяется совместно со знаками пожаровзрывобезопасности. Обозначение выполняется окантовкой границ таких участков (зон) или заполнением соответствующих площадей этих участков (зон) наклонными под углом 45-60° полосами красного сигнального цвета шириной от 50 до 200 мм. 2.3. Желтый сигнальный цвет следует применять для фона знаков треугольной формы со смысловым значением: "Внимание! Будь осторожен!" в целях предупреждения возникновения пожара. 2.4. Зеленый сигнальный цвет следует применять для: фона знаков, имеющих форму квадрата или прямоугольника, используемых для обозначения путей эвакуации и эвакуационных выходов; обозначения путей эвакуации на планах эвакуации и противопожарной защиты по ГОСТ 12.1.114; обозначения выходов на световых табло с белой надписью "Выход" или светильников. 2.5. Синий сигнальный цвет следует применять для фона знаков круглой формы, предписывающих выполнение тех или иных действий. Допускается использование знаков, установленных другими нормативными документами федерального уровня утверждения. Например: предписывающий знак "Работать в противогазе (респираторе)" - при тушении пожаров, сопровождающихся выделением токсичных продуктов горения (по ГОСТ 12.4.026). 2.6. Настоящие нормы устанавливают четыре основных вида знаков пожарной безопасности: запрещающие; предупреждающие; предписывающие; указательные. Их характерные отличия, допускаемые варианты исполнения и параметрические ряды типоразмеров* представлены в табл. 2.* Под типоразмерами понимаются габаритные размеры знаков. 2.7. Номенклатурный состав знаков представлен в табл. 3. Допускается по согласованию с Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России применять знаки пожарной безопасности, не приведенные в табл. 3, с учетом выполнения требований, установленных настоящими нормами.

3. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1. Знаки пожарной безопасности и ленты красного (п. 2.2) и зеленого (п. 2.4) сигнальных цветов (далее - ленты сигнальных цветов) должны изготовляться в климатическом исполнении УХЛ (для диапазона температур от минус 40 до плюс 50 °С и влажности до 95 %) категорий размещения 1 и 4 по ГОСТ 15150 в соответствии с требованиями настоящих норм по техническим условиям и конструкторской документации, утвержденной или согласованной ГУГПС МВД России. 3.2. Знаки пожарной безопасности допускается изготовлять как плоскими так и объемными. 3.3. Объемные знаки должны быть подключены к аварийному источнику электроснабжения, а знаки-указатели пожарных гидрантов - к сети наружного освещения. Исполнение и вид защиты таких знаков должны соответствовать категории взрыво- и пожароопасности помещения (зоны), определенной в соответствии с НПБ 105-95 и ПУЭ. 3.4. Объемные знаки категории размещения 1 по ГОСТ 15150 по предъявляемым к ним техническим требованиям должны быть аналогичны дорожным знакам по ГОСТ 10807. 3.5. Плоские и объемные знаки пожарной безопасности могут изготовляться с изображением как с одной (односторонние), так и с обеих сторон (двусторонние). Приспособления для крепления плоских двусторонних и объемных знаков, а также тыльная сторона объемных односторонних знаков должны иметь серый цвет. 3.6. Плоские двусторонние знаки должны быть механически прочными. При воздействии статической нагрузки равной 2Н (0,2 кгс) в течение двух мин. они не должны разрушаться, а при снятии нагрузки - не иметь остаточных деформаций (следов прогиба). Плоские двусторонние знаки должны быть водостойкими. После пребывания в течение 4 часов в сосуде с водой при температуре 25 °С на лицевой поверхности знаков не должно наблюдаться пузырей и отслоений. Такие знаки должны быть тепло- и холодостойкими. После нахождения в камерах тепла и холода в течение 12 часов при температурах соответственно плюс и минус 60°С не должно быть обнаружено короблений, трещин и других дефектов. 3.7. Плоские односторонние знаки пожарной безопасности и ленты сигнальных цветов, как правило, должны быть самоклеящимися и по качеству не уступать требованиям ГОСТ 20477, предъявляемым к полиэтиленовым лентам с липким слоем. 3.8. Знаки пожарной безопасности (4-13, 28), предназначенные для целей эвакуации, должны изготовляться в одном из трех исполнений: объемные самосветящиеся с автономным питанием и от сети переменного тока, плоские с внешней подсветкой от аварийного источника электроснабжения или плоские с элементами (фон, символ) фосфоресцирующего белого цвета. Знаки для обозначения эвакуационных выходов из зрительных залов и коридоров без освещения должны быть объемными с автономным питанием и от сети переменного тока. Самоклеящиеся ленты зеленого цвета должны иметь стрелки фосфоресцирующего белого цвета для указания направления эвакуации. Эффект послесвечения (фосфоресценции) самоклеящихся знаков и лент с яркостью свечения 2 мкд/м 2 должен быть не менее одного часа с момента прекращения воздействия на них источника света. Применяемые фосфоресцирующие материалы должны отвечать гигиеническим требованиям. 3.9. Допускается (кроме случаев, оговоренных п. 3.8) нанесение знаков пожарной безопасности и полос сигнальных цветов лакокрасочными материалами по трафарету в соответствии с номерами образцов (эталонов) картотеки цветов по табл. 1. Покрытие должно быть ровным без потеков и пятен, не должно отслаиваться, обеспечивать однозначное восприятие цвета и символа. Выбор лакокрасочных материалов должен осуществляться с учетом климатических условий и производственных факторов, характерных для мест размещения знаков и полос. При отклонении параметров лакокрасочных покрытий за пределы установленных ГОСТ 12.4.026 цветовых областей и(или) их отслоений, знаки и полосы должны быть восстановлены. 3.10. Знаки пожарной безопасности и ленты сигнальных цветов при реализации должны сопровождаться инструкцией по эксплуатации. 3.11. Предприятия-изготовители знаков пожарной безопасности и лент сигнальных цветов должны иметь лицензию на производство указанной пожарно-технической продукции, выданную в установленном порядке.

Таблица 2

ВИДЫ ЗНАКОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИХ РАЗМЕРЫ

Вид знака

Ряд типоразмеров, мм

Вариант исполнения

Изображение

Наименование

Запрещающий (круг с контуром по окружности и наклонной диагональной полосой)

Диаметр круга: 50

Допускается применять поясняющую надпись черного цвета; при этом полоса не наносится

Предупреждающий (равносторонний треугольник с контуром по периметру)

Сторона треугольника:

Допускается на желтом фоне применять поясняющую надпись черного цвета

Предписывающий (круг)

Диаметр круга:

Допускается на синем фоне применять поясняющую надпись белого цвета

Указательный (квадрат или прямоугольник)

Сторона квадрата:

Стороны прямоугольника:

Для знаков, указывающих места нахождения пожарно-технической продукции, фон знака - красный; для целей эвакуации фон знака - зеленый

Таблица 3

ЗНАКИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Знаки для обозначения средств пожарной сигнализации и кнопок ручного включения

Смысловое значение

Внешний вид

Порядок применения

Кнопка включения средств и систем пожарной автоматики

Используется дм обозначения места ручного пуска установок пожарной сигнализации, противо-дымной защиты и пожаротушения; места (пункта) подачи сигнала пожарной тревоги

Звуковой оповещатель пожарной тревоги

Используется индивидуально или совместно со знаком 1

Телефон для использования при пожаре

Используется для обозначения места нахождения телефона прямой связи с пожарной охраной

2. Знаки для использования на путях эвакуации

Эвакуационный (запасный) выход

ПРЯМОУГОЛЬНИК

Запрещается загромождать и (или) складировать

Контур и диагональ:

Используется на путях эвакуации, у эвакуационных выходов и для обеспечения свободного доступа к пожарно-технической продукции

Дверь эвакуационного выхода

БЕЛЫЙ ФОСФОРЕСЦИРУЮЩИЙ

Используется для обозначения дверей эвакуационных выходов

Сдвинуть, чтобы открыть

БЕЛЫЙ ФОСФОРЕСЦИРУЮЩИЙ

Используется для обозначения сдвижной двери совместно со знаком 6

Направление к эвакуационному выходу

ПРЯМОУГОЛЬНИК

Используется на путях эвакуации для указания направления движения к эвакуационному выходу

Направление к эвакуационному выходу (по лестнице вниз)

ПРЯМОУГОЛЬНИК

БЕЛЫЙ ФОСФОРЕСЦИРУЮЩИЙ

Используется на путях эвакуации при движении по лестнице вниз

Направление к эвакуационному выходу (по лестнице вверх)

ПРЯМОУГОЛЬНИК

БЕЛЫЙ ФОСФОРЕСЦИРУЮЩИЙ

Используется на путях эвакуации при движении по лестнице вверх

Открывать поворотом от себя

БЕЛЫЙ ФОСФОРЕСЦИРУЮЩИЙ

Используется на створчатых дверях эвакуационных выходов совместно со знаком 6

Открывать поворотом к себе

БЕЛЫЙ ФОСФОРЕСЦИРУЮЩИЙ

То же

Разбей стекло

БЕЛЫЙ ФОСФОРЕСЦИРУЮЩИЙ

Используется в случаях, когда требуется разбить стекло, чтобы получить доступ к ключу для открывания двери или разбить стеклянную панель, чтобы выйти из здания, помещения

3. Знаки для обозначения пожарно-технической продукции

Место размещения пожарного оборудования

Используется для обозначения места нахождения различных видов пожарно-технической продукции, заменяя необходимость использования нескольких знаков (например, знаков №№ 15, 16)

Огнетушитель

Используется для обозначения места нахождения огнетушителя

Пожарный кран

Используется для обозначения места нахождения пожарного крана

Пожарная лестница

Используется для обозначения места нахождения пожарной лестницы

Пожарный водоисточник

Используется для обозначения места нахождения пожарного водоема или пирса для пожарных машин

Нормы пожарной безопасности НПБ 160-97
"Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования"
(утв. Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору, введены в действие приказом ГУГПС МВД РФ от 24 июля 1997 г. N 46)

Signal colours. Fire safety sings. Types. Dimentions. Kommon Technical Demands

1. Область применения

Настоящие нормы распространяются на сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности, которые предназначены для регулирования поведения человека в целях предотвращения возникновения пожара и (или) выполнения им определенных действий при пожаре для обеспечения собственной безопасности и снижения размера потерь от пожара.

Нормы устанавливают разновидности знаков, форму, параметрические ряды типоразмеров, требования к фотометрическим и колориметрическим характеристикам, устойчивости к воздействию факторов внешней среды.

Нормы не распространяются на знаки для маркирования транспортных средств и грузовых единиц (тары), предназначенных для доставки и упаковки пожароопасных грузов, на цвет окраски трубопроводов систем автоматического пожаротушения, а также трубопроводов, баллонов и иных емкостей для хранения или транспортирования горючих газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

Нормы в части номенклатуры знаков, их цвета и графики полностью соответствуют международному стандарту ИСО 6309.

2. Общие положения

2.1. Применение сигнальных цветов и знаков пожарной безопасности обязательно для организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на всей территории Российской Федерации.

Выбор вида, типоразмера, количества и мест расположения знаков, а также сигнальных цветов для конкретных условий должен осуществляться в соответствии с настоящими нормами, действующими стандартами, строительными нормами и правилами, правилами пожарной безопасности в порядке реализации мер пожарной безопасности по согласованию с Государственной противопожарной службой (ГПС) МВД России.

2.2. Сигнальные цвета следует использовать для:

внешнего оформления знаков пожарной безопасности;

обозначения мест размещения пожарной техники, мест нахождения кнопок ручного пуска установок пожарной автоматики, систем противодымной защиты, мест нахождения средств индивидуальной защиты, самоспасания и т.п.;

обозначения путей эвакуации, а также границ зон путей эвакуации, которые не допускается загромождать или использовать для складирования.

2.3. Знаки пожарной безопасности следует размещать:

на территориях предприятий (в зданиях, сооружениях и других объектах), в помещениях, а также на рабочих местах и участках производства работ (услуг);

в зонах селитебной застройки;

в интерьерах средств транспорта и т.п.

2.4. На участках (в зонах), временно отнесенных к пожароопасным, следует устанавливать переносные знаки пожарной безопасности, которые должны убираться по мере того, как отпадает необходимость в их применении.

2.5. Знаки, помещенные с наружной стороны ворот и дверей, означают, что их действие распространяется на всю территорию (участок территории) предприятия, другого объекта или помещения.

Допускается в случае выполнения требований пожарной безопасности в отдельных помещениях (участках территории) устанавливать для них знаки, разрешающие выполнение определенных работ (услуг, действий), запрещенных для предприятия или объекта (помещения) в целом.

2.6. При выборе места установки знака необходимо соблюдение следующих требований:

знак должен быть хорошо виден, его восприятию не должны мешать цвет окружающего фона, посторонние предметы или яркостный контраст при искусственном или естественном освещении;

знак должен находиться в пределах поля зрения при условиях наиболее естественного (привычного) зрительного восприятия окружающей среды;

расстояние между одноименными знаками, указывающими местонахождение эвакуационного выхода или пожарно-технической продукции, не должно превышать 60 м;

знак должен располагаться в непосредственной близости от объекта, к которому он относится.

3. Форма, цвет, размеры и порядок применения

3.1. В качестве сигнальных цветов должны использоваться красный, желтый, синий и зеленый, для усиления зрительного восприятия которых должны применяться контрастные цвета - черный и белый в соответствии с табл.1.

Сигнальные цвета

Таблица 1

Сигналь-
ный цвет
Смысловое значение
сигнального цвета
Номер образца
(эталона) цвета по
Картотеке образцов
(эталонов) цвета
лакокрасочных
материалов
Контрастный
цвет
Красный Запрещение,
непосредственная
опасность, пожарная
опасность
6, 7, 9, 10, 11, 19,
37, 43, 62
Белый
Желтый Предупреждение, возможная
опасность
216, 218, 220, 221,
254, 255, 285, 286,
287
Черный
Синий Предписание 408, 409, 423, 424,
449, 450, 474, 485,
486
Белый
Зеленый Безопасность, обозначение
путей эвакуации и
эвакуационных (запасных)
выходов
324, 325, 329, 385 Белый
фосфоресци-
рующий
Примечание. Значения координат цветности и коэффициенты яркости
белого и черного цветов, а также сигнальных цветов должны
соответствовать ГОСТ 12.4.026.

3.2. Красный сигнальный цвет следует применять для:

обозначения различных видов пожарной техники и ее элементов;

обозначения знаков пожарной безопасности, содержащих информацию о месте нахождения средств пожаротушения, спасания людей при пожаре, включения установок (систем) пожарной автоматики и т.п., а также мест нахождения водоисточников;

окантовки пожарных щитов белого цвета, нанесенного непосредственно на вертикальную конструкцию (стену) с устройствами для крепления пожарного инвентаря. Ширина окантовки должна составлять от 30 до 100 мм;

орнаментовки элементов строительных конструкций (стен, колонн) в виде отрезка горизонтально расположенной полосы для обозначения места нахождения огнетушителя, установки пожаротушения с ручным пуском, кнопки пожарной сигнализации и т.п. Ширина полос должна составлять от 150 до 300 мм и располагаться на высоте, удобной для зрительного восприятия работающими с рабочих мест, проходов и т.п.;

обозначения участков (зон), которые запрещается чем-либо загромождать.

Обозначение выполняется окантовкой границ таких участков (зон) или заполнением соответствующих площадей этих участков (зон) наклонными под углом 45 - 60° полосами красного сигнального цвета шириной от 50 до 200 мм.

3.3. Желтый сигнальный цвет следует применять для фона знаков треугольной формы со смысловым значением: "Внимание! Будь осторожен!" в целях предупреждения возникновения пожара.

3.4. Зеленый сигнальный цвет следует применять для:

фона знаков, имеющих форму квадрата или прямоугольника, используемых для обозначения путей эвакуации и эвакуационных выходов;

обозначения путей эвакуации на планах эвакуации и противопожарной защиты по ГОСТ 12.1.114;

обозначения выходов на световых табло с белой надписью "Выход" или светильников.

3.5. Синий сигнальный цвет следует применять для фона знаков круглой формы, предписывающих выполнение тех или иных действий.

Допускается использование знаков, установленных другими нормативными документами федерального уровня утверждения. Например: предписывающий знак "Работать в противогазе (респираторе)" - при тушении пожаров, сопровождающихся выделением токсичных продуктов горения (по ГОСТ 12.4.026).

3.6. Настоящие нормы устанавливают четыре основных вида знаков пожарной безопасности:

запрещающие;

предупреждающие;

предписывающие;

указательные.

Их характерные отличия, допускаемые варианты исполнения и параметрические ряды типоразмеров представлены в табл.2.

3.7. Номенклатурный состав знаков представлен в табл.3 . Допускается по согласованию с Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России применять знаки пожарной безопасности, не приведенные в табл.3, с учетом выполнения требований, установленных настоящими нормами.

Виды знаков пожарной безопасности и их размеры

Таблица 2

N
п.п.
Вид знака Ряд
типоразме-
ров, мм
Вариант исполнения
Изображение Наименование
1. См. графический
объект
"Запрещающий
знак"
Запрещающий (круг
с контуром по
окружности и
наклонной
диагональной
полосой)
Диаметр
круга:
Допускается
применять поясняющую
надпись черного
цвета; при этом
полоса не наносится
2. См. графический
объект
"Предупреждаю-
щий знак"
Предупреждающий
(равносторонний
треугольник с
контуром по
периметру)
Сторона
треугольни-
ка:
Допускается на
желтом фоне
применять поясняющую
надпись черного
цвета
3. См. графический
объект
"Предписывающий
знак"
Предписывающий
(круг)
Диаметр
круга:
Допускается на синем
фоне применять
поясняющую надпись
белого цвета
4. См. графический
объект
"Указательный
знак"
Указательный
(квадрат или
прямоугольник)
Сторона
квадрата:

Стороны
прямоуголь-
ника:

300 х 600

Для знаков,
указывающих места
нахождения
пожарно-технической
продукции, фон знака
- красный; для целей
эвакуации фон знака
- зеленый

Знаки пожарной безопасности

Таблица 3

N
п.п.
Знак Смысловое
значение
Внешний вид Порядок применения
1. Знаки для обозначения средств пожарной сигнализации и кнопок
ручного включения
1. См. графический
объект
"Знак - кнопка
вкючения
средств и
систем
пожарной
автоматики"
Кнопка включения
средств и систем
пожарной
автоматики
Форма:
квадрат
Фон:
красный
Символ:
белый
Используется для
обозначения места
ручного пуска
установок пожарной
сигнализации,
противодымной защиты
и пожаротушения;
места (пункта)
подачи сигнала
пожарной тревоги
2. См. графический
объект "Знак -
звуковой
оповещатель
пожарной
тревоги"
Звуковой
оповещатель
пожарной тревоги
Форма:
квадрат
Фон:
красный
Символ:
белый
Используется
индивидуально или
совместно со знаком
1
3. См. графический
объект "Знак -
Телефон для
использования
при пожаре"
Телефон для
использования при
пожаре
Форма:
квадрат
Фон:
красный
Символ:
белый
Используется для
обозначения места
нахождения телефона
прямой связи с
пожарной охраной
2. Знаки для использования на путях эвакуации
4. См. графический
объект "Знак -
Эвакуационный
(запасный)
выход"
Эвакуационный
(запасный) выход
Форма:
прямоуголь-
ник
Фон:
зеленый
Символ:
белый
Используется для
обозначения дверей
эвакуационных
выходов
5. См. графический
объект "Знак -
Запрещается
загромождать и
(или)
складировать"
Запрещается
загромождать и
(или)
складировать
Форма: круг
Фон: белый
Символ:
черный
Контур и
диагональ:
красный
Используется на
путях эвакуации, у
эвакуационных
выходов и для
обеспечения
свободного доступа к
пожарно-технической
продукции
6. См. графический
объект
"Знак - Дверь
эвакуационного
выхода"
Дверь
эвакуационного
выхода
Форма:
квадрат
Фон:
зеленый
Символ:
белый
фосфоресци-
рующий
Используется для
обозначения дверей
эвакуационных
выходов
7. См. графический
объект "Знак -
Сдвинуть,
чтобы открыть"
Сдвинуть, чтобы
открыть
Форма:
квадрат
Фон:
зеленый
Символ:
белый
фосфоресци-
рующий
Используется для
обозначения сдвижной
двери совместно со
знаком 6
8. См. графический
объект "Знак -
Направление к
эвакуационному
выходу"
Направление к
эвакуационному
выходу
Форма:
прямоуголь-
ник
Фон:
зеленый
Символ:
белый
Используется на
путях эвакуации для
указания направления
движения к
эвакуационному
выходу
9. См. графический
объект "Знак -
Направление к
эвакуационному
выходу (по
лестнице вниз)"
Направление к
эвакуационному
выходу (по
лестнице вниз)
Форма:
прямоуголь-
ник
Фон:
зеленый
Символ:
белый
фосфоресци-
рующий
Используется на
путях эвакуации при
движении по лестнице
вниз
10. См. графический
объект "Знак -
Направление к
эвакуационному
выходу (по
лестнице
вверх)"
Направление к
эвакуационному
выходу (по
лестнице вверх)
Форма:
прямоуголь-
ник
Фон:
зеленый
Символ:
белый
фосфоресци-
рующий
Используется на
путях эвакуации при
движении по лестнице
вверх
11. См. графический
объект "Знак -
Открывать
поворотом
от себя"
Открывать
поворотом от себя
Форма:
квадрат
Фон:
зеленый
Символ:
белый
фосфоресци-
рующий
Используется на
створчатых дверях
эвакуационных
выходов совместно со
знаком 6
12. См. графический
объект "Знак -
Открывать
поворотом
к себе"
Открывать
поворотом к себе
Форма:
квадрат
Фон:
зеленый
Символ:
белый
фосфоресци-
рующий
Используется на
створчатых дверях
эвакуационных
выходов совместно со
знаком 6
13. См. графический
объект "Знак -
Разбей стекло"
Разбей стекло Форма:
квадрат
Фон:
зеленый
Символ:
белый
фосфоресци-
рующий
Используется в
случаях, когда
требуется разбить
стекло, чтобы
получить доступ к
ключу для открывания
двери, или разбить
стеклянную панель,
чтобы выйти из
здания, помещения
3. Знаки для обозначения пожарно-технической продукции
14. См. графический
объект "Знак -
Место
размещения
пожарного
оборудования"
Место размещения
пожарного
оборудования
Форма:
квадрат
Фон:
красный
Символ:
белый
Используется для
обозначения места
нахождения различных
видов
пожарно-технической
продукции, заменяет
необходимость
использования
нескольких
знаков(например,
знаков 15 , )
15. См. графический
объект "Знак -
Огнетушитель"
Огнетушитель Форма:
квадрат
Фон:
красный
Символ:
белый
Используется для
обозначения места
нахождения
огнетушителя
16. См. графический
объект "Знак -
Пожарный кран"
Пожарный кран Форма:
квадрат
Фон:
красный
Символ:
белый
Используется для
обозначения места
нахождения пожарного
крана
17. См. графический
объект "Знак -
Пожарная
лестница"
Пожарная лестница Форма:
квадрат
Фон:
красный
Символ:
белый
Используется для
обозначения места
нахождения пожарной
лестницы
18. См. графический
объект "Знак -
Пожарный
водоисточник"
Пожарный
водоисточник
Форма:
квадрат
Фон:
красный
Символ:
белый
Используется для
обозначения места
нахождения пожарного
водоема или пирса
для пожарных машин
19. См. графический
объект "Знак -
Пожарный
сухотрубный
стояк"
Пожарный
сухотрубный стояк
Форма:
квадрат
Фон:
красный
Символ:
белый
Используется для
обозначения места
нахождения пожарного
сухотрубного стояка
20. См. графический
объект "Знак -
Пожарный
гидрант"
Пожарный гидрант Форма:
квадрат
Фон: белый
Символ:
красный
Используется для
обозначения
подземных пожарных
гидрантов. На знаке
должны быть цифры,
обозначающие
расстояние до
гидранта в метрах
4. Знаки для обозначения пожароопасных веществ, зон, а также мест
курения
21. См. графический
объект "Знак -
Пожароопасно:
легковоспламе-
няющиеся
вещества"
Пожароопасно:
легковоспламеняю-
щиеся вещества
Форма:
треугольник
Фон: желтый
Символ:
черный
Контур:
черный
Используется, чтобы
обратить внимание на
наличие
легковоспламеняющих-
ся веществ
22. См. графический
объект "Знак -
Пожароопасно:
окислитель"
Пожароопасно:
окислитель
Форма:
треугольник
Фон: желтый
Символ:
черный
Контур:
черный
Используется, чтобы
обратить внимание на
наличие окислителя
23. См. графический
объект "Знак -
Запрещается
тушить водой"
Запрещается
тушить водой
Форма: круг
Фон: белый
Символ:
черный
Контур и
диагональ:
красный
Используется в
местах, где тушение
водой не допускается
24. См. графический
объект "Знак -
Запрещается
курить"
Запрещается
курить
Форма: круг
Фон: белый
Символ:
черный
Контур и
диагональ:
красный
Используется, когда
курение может стать
причиной пожара
25. См. графический
объект "Знак -
Запрещается
пользоваться
открытым огнем
и курить"
Запрещается
пользоваться
открытым огнем и
курить
Форма: круг
Фон: белый
Символ:
черный
Контур и
диагональ:
красный
Используется, когда
открытый огонь или
курение могут стать
причиной пожара
26. См. графический
объект "Знак -
Место курения"
Место курения Форма: круг
Фон: синий
Символ:
белый
Используется для
обозначения места
курения
27. Рекомендуемый
знак
См. графический
объект "Знак -
Взрывоопасно:
взрывоопасная
среда"
Взрывоопасно:
взрывоопасная
среда
Форма:
треугольник
Фон: желтый
Символ:
черный
Контур:
черный
Используется, чтобы
обратить внимание на
наличие
взрывоопасной среды
или взрывчатых
веществ
5. Вспомогательные знаки, не имеющие самостоятельного применения
28. См. графический
объект "Знак -
Направление
эвакуации"
Направление
эвакуации
Форма:
квадрат
Фон:
зеленый
Символ:
белый
фосфоресци-
рующий
Используется на
путях эвакуации
совместно со знаком
ГОСТ 15150 в соответствии с требованиями настоящих норм по техническим условиям и конструкторской документации, утвержденной и согласованной ГУГПС МВД России.

4.2. Знаки пожарной безопасности допускается изготовлять как плоскими, так и объемными.

4.3. Объемные знаки должны быть подключены к аварийному источнику электроснабжения, а знаки - указатели пожарных гидрантов - к сети наружного освещения.

Исполнение и вид защиты таких знаков должны соответствовать категории взрыво- и пожароопасности помещения (зоны), определенной в соответствии с НПБ 105-95 и ПУЭ.

4.5. Плоские и объемные знаки пожарной безопасности могут изготовляться с изображением как с одной (односторонние), так и с обеих сторон (двусторонние).

Приспособления для крепления плоских двусторонних и объемных знаков, а также тыльная сторона объемных односторонних знаков должны иметь серый цвет.

4.6. Плоские двусторонние знаки должны быть механически прочными. При воздействии статической нагрузки, равной 2 Н (0,2 кгс), в течение 2 мин они не должны разрушаться, а при снятии нагрузки - не иметь остаточных деформаций (следов прогиба).

Плоские двусторонние знаки должны быть водостойкими. После пребывания в течение 4 ч в сосуде с водой при температуре 25°С на лицевой поверхности знаков не должно наблюдаться пузырей и отслоений.

Такие знаки должны быть тепло- и холодостойкими. После нахождения в камерах теплоты и холода в течение 12 ч при температурах соответственно плюс и минус 60°С не должно быть обнаружено короблений, трещин и других дефектов.

4.7. Плоские односторонние знаки пожарной безопасности и ленты сигнальных цветов, как правило, должны быть самоклеящимися и по качеству не уступать требованиям ГОСТ 20477, предъявляемым к полиэтиленовым лентам с липким слоем.

4.8. Знаки пожарной безопасности (4-13 , ), предназначенные для целей эвакуации, должны изготовляться в одном из трех исполнений: объемные самосветящиеся с автономным питанием и от сети переменного тока, плоские с внешней подсветкой от аварийного источника электроснабжения или плоские с элементами (фон, символ) фосфоресцирующего белого цвета.

Знаки для обозначения эвакуационных выходов из зрительных залов и коридоров без освещения должны быть объемными с автономным питанием и от сети переменного тока.

Самоклеящиеся ленты зеленого цвета должны иметь стрелки фосфоресцирующего белого цвета для указания направления эвакуации.

Эффект послесвечения (фосфоресценции) самоклеящихся знаков и лент с яркостью свечения 2 мкд/м должен быть не менее 1 ч с момента прекращения воздействия на них источника света.

Применяемые фосфоресцирующие материалы должны отвечать гигиеническим требованиям.

4.9. Допускается (кроме случаев, оговоренных п.3.8) нанесение знаков пожарной безопасности и полос сигнальных цветов лакокрасочными материалами по трафарету в соответствии с номерами образцов (эталонов) картотеки цветов по табл.1 .

Покрытие должно быть ровным, без потеков и пятен, не должно отслаиваться, обеспечивать однозначное восприятие цвета и символа.

Выбор лакокрасочных материалов должен осуществляться с учетом климатических условий и производственных факторов, характерных для мест размещения знаков и полос.

При отклонении параметров лакокрасочных покрытий за пределы установленных ГОСТ 12.4.026 цветовых областей и (или) их отслоений знаки и полосы должны быть восстановлены.

4.10. Знаки пожарной безопасности и ленты сигнальных цветов при реализации должны сопровождаться инструкцией по эксплуатации.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

НПБ 160-97. Нормы пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования (утв. ГУГПС МВД РФ, введены Приказом ГУГПС МВД РФ от 24.07.1997 N 46)


Разработаны Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России, Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД России с участием Научно-производственного объединения (НПО) "Пульс".

Внесены и подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделом ГУГПС МВД России.

Согласованы с Госстандартом России (письмо от 15.04.97 N 510-10/217), Службой пожарно-спасательной и местной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации (письмо от 04.03.97 N 151/14/49).

Утверждены Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.

Введены в действие Приказом ГУГПС МВД России от 24.07.1997 N 46.

Дата введения в действие - 31.07.97.

Настоящие нормы распространяются на сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности, которые предназначены для регулирования поведения человека в целях предотвращения возникновения пожара и (или) выполнения им определенных действий при пожаре для обеспечения собственной безопасности и снижения размера потерь от пожара.

Нормы устанавливают разновидности знаков, форму, параметрические ряды типоразмеров, требования к фотометрическим и колориметрическим характеристикам, устойчивости к воздействию факторов внешней среды.

Нормы не распространяются на знаки для маркирования транспортных средств и грузовых единиц (тары), предназначенных для доставки и упаковки пожароопасных грузов, на цвет окраски трубопроводов систем автоматического пожаротушения, а также трубопроводов, баллонов и иных емкостей для хранения или транспортирования горючих газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.



Просмотров