Как относятся к опущенным на воле. Как жить на зоне. Чоткие советы

В 2005 году Госдума РФ приняла закон (поправки в УИС РФ), согласно которому особо опасные преступники (совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления) теперь будут отбывать наказание вдали от того региона, где они проживают или совершили свое деяние. Решение это связано с тем, что в «своих» региональных тюрьмах ооровцы старались устроить бунт или совершить . А если называть вещи своими именами, то отморозков просто решили запихать в самые отдаленные российские колонии, где поменьше правозащитников и где процессу их «перевоспитания» никто бы не мешал. Как же сидится особо опасным, особенно серийным убийцам или педофилам? Разница с остальными осужденными существенная...
Этап
Для ооровцев «сладкая» жизнь в неволе начинается уже с . Поскольку необходимо, чтобы человек ни в коем случае не сбежал, меры безопасности в отношении них повышенные. «Статусные» осужденные (типа чеченского террориста Салмана Радуева) доставляются в СИЗО, где они ожидают приговора суда, в основном по воздуху - самолетом. В таких случаях по бокам конвоируемого садятся опытнейшие представители службы. Занимают они места и сзади. Особых преступников не рекомендуется возить в « ». Одиночные купе - роскошь, а вот ооровцев, особенно серийных убийц, перевозят. Неофициально, конечно, но бывает, что на них даже надевают ножные кандалы. При этом все передвижения при выходе с автозака осужденный должен совершить на корточках, когда рядом с его лицом бешено лает оскалившая клыкастую пасть караульная овчарка...

У конвойников в отношении таких преступников приказ четкий: при попытке к бегству - стрелять не раздумывая. В нескольких случаях, уже в новейшей российской истории, выстрелы по побегушникам прозвучали. Если бы зек был простой, догнать его еще бы попытались, а так...

К примеру, одного серийного убийцу при попытке к бегству застрелили прямо на вокзале, хотя там было полно людей. Стрелять в таких случаях категорически запрещено, но раз конвоир попал, то победителей не судят...

СИЗО

Опять-таки «статусного» осужденного сажают, как правило, в одиночку. И ничего особо интересного там с ним не происходит. По вполне понятным причинам. Но это если с ним не проводится работа сотрудниками МВД, прокуратуры или ФСИН. Не знаю, верить или нет, но говорят, что после такой «работы» некоторые ооровцы начинают особенно активно сотрудничать со следствием, а еще некоторые лезут в петлю.

Но случается и так, что опасных преступников намеренно не изолируют. В Петербурге в «Кресты» был в начале 1990-х помещен маньяк, подозреваемый в четырнадцати изнасилованиях. Так вот, следователь прокуратуры, который вел его дело, попросил поместить извращенца в общую камеру. Но не «шерстяную», хотя маньяк неохотно сотрудничал со следствием. Сокамерники целый день просвещали насильника о том, что сделают с ним на зоне и сколько человек он будет «обслуживать» за день, разнообразив свой рассказ с ужасными подробностями. В итоге процесс сотрудничества маньяка со следствием быстро наладился.

Зона

Именно в колонии для ооровца начинаются главные неприятности. Как уже было сказано, серийных убийц и маньяков по решению Госдумы теперь запихивают в самые далекие зоны или колонии для . Это обязательно «красные» зоны, где убийцы не будут иметь никакого авторитета. «Перевоспитание» поэтому идет без лишних глаз.

В зонах, где осужденные отбывают пожизненное наказание, сотрудники, негласно конечно, стараются, чтобы убийцы ежедневно жалели, что смертная казнь для них отменена.

Зеки передвигаются по территории колонии на корточках, с открытым ртом. При случае и без оного их бьют, причем довольно жестоко. Не случайно, что те же печально известные чеченские боевики, попавшие в российские тюрьмы, очень быстро отправлялись на тот свет: Салман Радуев (Соликамск), Руслан Алихаджиев («Лефортово»), Лечи Исламов (Волгоград), Турпал-Али Атгириев (Свердловская область). То же самое происходит и с маньяками и убийцами, только информация об их кончине обычно не попадает в печать. Почему же так часто мрут пожизненники? Да потому, что жизнь им устраивают невыносимую. Вот красочный пример, которым поделился один из сотрудников ФСИН России.

Дело было в одной из колоний для «смертников». Там сидел маньяк, жестоко убивший трех девочек. Поскольку согласно закону через
25 лет отсидки пожизненник может подать прошение об УДО, этот изверг, отсидев 7 лет, всерьез надеялся выйти на свободу. В отличие от многих, он не опустился, не сошел с ума и по возможности занимался спортом.

Видя все это, сотрудники колонии (а у многих из них были маленькие дочери, и маньяка они люто ненавидели) решили сидельца «прессануть». Он у них гулял на корточках столько, что буквально выл. Его лишили книг. За малейший протест его били по самым болезненным для мужчины местам.

Уже через год подобной жизни 29-летний маньяк выглядел глубоким стариком, седым, еле волочащим ноги. Он уже не помышлял ни о девочках, ни о выходе на свободу.

Людоед-Ассенизатор

В обычных же колониях (строгого и особого режимов) «перевоспитание» маньяков проходит еще проще - тут сотрудникам даже мараться не надо.

К примеру, сидит в одной колонии СЗФО людоед по кличке Ням-Ням. Срок у него - 25 лет. Администрацией колонии он поставлен на ассенизаторские работы. Ежедневно Ням-Ням стоит по пояс в дерьме. И так будет стоять весь свой срок, если, конечно, не помрет до того времени.

Что же касается педофилов, то тут сотрудники лишь предупреждают остальных зеков - только не надо до смерти, чтоб не было прокурорской проверки.

Опять-таки в одну из северных колоний как-то поступил педофил, на счету которого было четверо зверски изнасилованных мальчиков. Его даже никто из приличных людей не стал «иметь» (только «петухи» на нем оторвались от всей души), а в основном же его «пользовали» черенком от швабры. И так - целый год. Как результат - заражение прямой кишки, ее удаление и все равно - мучительная смерть педофила.

Как-то на одну зону поступил серийный убийца. С одной стороны, статья по воровским понятиям отнюдь не позорная, а с другой - жулики не уважают людей, которые убивают просто так, не находясь в крайних обстоятельствах и не для наживы.

«Опускать» серийника они не стали, а сделали его «шнырем». Да не простым, который обслуживает по хозяйству определенное число лиц, а общим - на всю зону. От бесконечной стирки его руки превратились в кровавое месиво, которое никогда не заживало. Плюс - уборка с утра до вечера.

Через полтора года «шнырь»-убийца подхватил какую-то инфекцию и довольно быстро скончался в тюремной больничке.

Еще один случай. Дело было в «красной» колонии. Поступил туда серийный насильник. Вроде как «опускать» его - не по правилам той колонии. Уж очень она была правильная и режимная.

И тогда было решено объявить насильнику словесный бойкот. С ним никто не перемолвил и словечка в течение трех лет (в том числе, кстати, поддержали бойкот и сотрудники колонии). Насильник сначала обрадовался, что не быть ему «петухом». А потом «опущенным» позавидовал. Все-таки люди - они не могут обходиться без общения годами.

Видимо, у насильника начались необратимые проблемы с психикой, он постоянно что-то говорил себе под нос, махал руками. А потом наступил период, когда он стал биться головой об стену. Маньяк неоднократно помещался в ШИЗО, где тоже чудил, пытаясь прокусить нары. Короче говоря, никто не удивился, когда однажды он повесился.

Как говорит один сотрудник ФСИН: те сексуальные маньяки, которые выходят на свободу после пребывания на зоне, становятся еще злее - сказываются унижения, полученные от других зеков.

Поэтому, видимо по логике, лучше, чтобы они вообще оттуда не выходили. «Народные» методы для их «перевоспитания» есть, раз уж у нас суды такие гуманные.

Семен Шлиман
По материалам газеты
"За решеткой" (№6 2012 г.
)

От тюрьмы и от сумы не зарекайся. И если уж судьба повернулась к вам спиной и звезды сложились так, что придется отправиться на определенный судом срок в дом казенный, то для новичков в этом деле дадим несколько советов, которые помогут “правильно” себя повести в незнакомой обстановке.

Не секрет, что рамки поведения “на воле” и в тюрьме имеют ряд существенных различий, на которые стоит обратить пристальное внимание, чтобы своими действиями или словами не нарушить, не дай Бог, по незнанию неписаных правил “хаты”.

Здравствуйте, я говорю вам здравствуйте!

Впервые заходя в камеру не следует приветствовать ее обитателей словами: “Здорово, пацаны!” (в ответ можно услышать “Ты где ты пацанов увидел?) или “Здорово, народ! (“Ты кого фраерами назвал?”).

Правильным приветствием может быть “Добрый день\вечер или просто здравствуйте, доброго здоровья”. Пока ты новенький — с тебя спрос маленький, однако это не избавляет от последствий нарушения неписанных тюремных правил.

Сразу стоит спросить “А кто тут старший?”. Обычно койка авторитета находится у окна или в углу, в самом дальнем от санузла месте камеры, потому что вонь от параши неимоверная, а свежий воздух доступен только “положенцам”.

Сразу надо предупредить сокамерников о своих болезнях — псориаз, сифилис, гепатиты, туберкулезы или кожные заболевания. Если ты диабетик или у тебя иное лекарственное-зависимое заболевание, об этом нужно сказать.

Иногда пахан (кстати пахан — старая феня, надо говорить “старший или смотрящий по…(камере, отряду, зоне)”), сидит спиной к новоприбывшему, и повернется только когда тот удостоиться аудиенции. Интересоваться его поведением не рекомендуется!

Не стоит скрывать свое отсутствие опыта в делах тюремных и прикидываться бывалым авторитетом — недостаток опыта все равно даст о себе знать, но вашей заносчивости уже не простят. Даже если вы глубокий почитатель тюремного фольклора и пересмотрели множество криминальных сериалов, на основании чего считаете себя “в теме” — оставьте свои иллюзии за дверью камеры. Все течет, все меняется — если какие-то “понятия” зоны были актуальны в свое время, то на сегодняшний день правила поведения в конкретной тюрьме могли претерпеть некоторые изменения, например, сегодня многое решают бабки — и камера будет чистенькой как на курорте с телеком и холодильничком, и работы будут легкими и прогулки долгими. Поэтому возвращаемся к первому совету — инструктаж о законах “хаты” обязателен.
Иногда новичку проводят ритуал с полотенцем, брошенным на порог — не только вытирать об него ноги, но и поднимать его не стоит, считается, что полотенце надо просто перешагнуть.

Не так страшен волк

В основном, существует большая вероятность того, что новичок попадет в “правильную хату” или к таким же первоходкам. За порядком в тут такой следит вор, авторитет. Он не допускает “беззакония”, нерегламентированных разборок, фактов воровства у сокамерников, беспредела.

Для новичка, испытывающего стресс от пережитых событий, важно взять себя в руки и сдерживаться, отвечая на вопросы братвы. Опытные сидельцы знают, что на начальном этапе адаптации о новичке можно получить максимально полные и полезные сведения, задавая “правильные” вопросы. С их помощью можно вывести засланного стукачка на чистую воду.

Вновь прибывшему тут важно не сболтнуть лишнего — помалкивайте, если вы являлись ранее сотрудником МВД, работали в госструктуре, проходите по “мерзким” статьям изнасилования или педофилии. Но лгать о себе тоже чревато последствиями — мир тесен и подорванное доверие не сыграет вам на руку впоследствии.

Если вы хотите заслужить уважение со стороны сокамерников, знайте, что ум, хитрость, жестокость, ответственность и самоконтроль в местах лишения свободы востребованы как нигде.

Над вами в первые дни могут жестоко шутить и издеваться — тут сложно давать советы, рекомендуется выкручиваться, постараться еще больше “подколоть” вашего оппонента, не переходя к насилию.

  • Не стоит приветствовать незнакомую публику словами “Здорово, мужики!” Вполне безобидное на воле понятие “мужики” в зоне обозначает определенную касту сидельцев — “масть”, называть ею всех присутствующих, по понятным причинам, не стоит. Правильным первым приветствием может быть “Добрый день\вечер” или просто “Здравствуйте” или “Доброго здоровья”.
  • Выданный матрас не стоит класть на пол, можно небрежно положить его на сумку или держать в руках. За руку здороваться с присутствующими не спешите — существуют касты, представителям которых руку пожимать “в западло”.
  • Не стоит проявлять чрезмерной вежливости в разговоре — хотя приветливость и доброжелательность ценятся, “сладенькая интеллигенцию” в этих местах не празднуется, заискивание тут примут за слабостью, достойную презрения. Общепринятые атрибуты вежливости — слова “спасибо” и “пожалуйста” стоит заменить на “благодарю” и “по возможности”.
  • Использовать бранные слова в речи вообще не стоит — хотя бы до тех пор, пока новичок не усвоит сложившийся в “хате” лексикон. Ибо переопределение значений на зоне коснулось и ненормативной лексики. Матерная брань в тюрьме или на лагере — сигнал агрессии и в повседневных разговорах матерные выражения используются крайне редко, а растиражированное кино и прессой вальяжное и разухабистое выражение “фильтруй базар” — банальная просьба к арестанту уменьшить количество матерщины в речи.
  • Не стоит употреблять таких слов, как “спросить” — на тюремном жаргоне “хочу спросить” будет означать “привлечь к ответу за нарушение правил воровской жизни”, что само по себе уже серьезное оскорбление. На зоне и в тюрьме надо исключительно “интересоваться” или “хотеть поинтересоваться для себя”.
  • Не попрошайничайте и не берите в долг с формулировками “В понедельник моя придет и принесет — я тебе верну”, потому что может случиться всякое, человек к вам в тот день так и не придет, а вы мгновенно получите метку “фуфлогона” — человека, чье слово мало чего стоит.
  • В камерах с приличными сидельцами (“путевых хатах”) всегда есть некий запас денег, продуктов, лекарств, наркотиков и сигарет, которыми распоряжается старший, распределяя это по просьбе остальных обитателей. Это — “малый общак”, который одновременно является частью общетюремного или лагерного “большого общака”. За сохранность “малого общака” старший по камере\отряду отвечает перед старшим по корпусу\бараку. Брать из общака что-либо тайно — без огласки или разрешения (“не предъявившись”) нельзя. Так поступают “крысы” — морально опустившиеся осужденные, “тянущие у своих”. Обычно таких негодяев жестоко наказывают и создают им такие невыносимые условия в “правильной” камере, что “непутевому чушкану” приходиться в обмен на смену камеры идти на сотрудничество с администрацией (“выломиться с хаты” и “нацепить рога”). Долги, кроме игровых, на зоне отдавать не принято, поэтому неоднократно пытаясь взять в долг сгущенку, чай, сигареты или деньги можно потерять добрую репутацию (“зашквариться”) и прослыть “фуфлометом” или “фельдикосом”.
  • Под “правильным” предлогом (“не хочу” или “нет настроения”) отказывайтесь от предложения сыграть в карты или другие игры “на интерес” — проиграть заставят всерьез и по-настоящему, потому как вы пока еще не в курсе местного игрового жаргона. Игра “на интерес” — это ставка на любое желание победителя. Помните — за колючкой обманы в азартных играх только приветствуются и уличить матерого шулера представляется мало возможным. Даже если вам это удастся, то обвинение могут расценить как повод и это приведет к еще большим неприятностям. Обуздайте свой азарт, жадность и глупость чтобы не впасть в кабальную зависимость. Если зек не сможет вовремя отдать игровой долг — он автоматически переходит в касту “проигранных”, т.е. фактически превращается в полностью бесправное существо. Чтобы погасить такой долг у заключенного могут потребовать выполнить абсолютно любое действие — от весьма безобидного членовредительства (“чикнуть палец”) до убийства другого заключенного или представителя администрации. Возврат тюремного долга “с воли” тоже имеет особенности — курс игровой тюремной “валюты” к обычным деньгам — 1:10, т.е. если вы на зоне проиграли 500 рублей — на воле эта сумма будет в 10 раз больше и равняться 5000. Это относится и к салу, наркотикам, сахару, сигаретам, лекарствам и даже майкам, трусам и носкам.
  • Следует с осторожностью принимать от других сидельцев подарки — “возьми сигарету”, “попей чайку”, “хапани камня”. В любой момент “радушный друг” может неожиданно потребовать от вас либо вернуть ему съеденое\выкуренное\выпитое или выполнить его просьбу — например, постирать ему носки, убрать в камере или помыть посуду. Прежде чем взять что-либо “просто так” — проясните за что вам дают “грев”, во избежания недоразумений. Подобные “подначки” могут означать попытку вас “зашестерить” или сделать вас ”конем” — обслугой у других. Остальные сидельцы в данных ситуация проявляют блатной коллективизм и с радостью поддерживают версию “греющего” — еще один “конь в хате” никому не помешает.

Как расположить к себе людей и обрести друзей в тюрьме?

Излишнее любопытство также может сыграть с новеньким злую шутку. Не расспрашивайте ваших новых соседей по каким статьям им приходится отбывать срок и что означают их татуировки.

Попытаться вызвать к себе расположение, оказывая кому-то услугу, прислуживая, можно невзначай только уронить свой статус. Не стоит спешить “зашестериться” по собственной инициативе.

По этой же причине не стоит добровольно отдавать свои посылки с “большой земли” кому-то из новых соседей по указанию сокамерников — все вещи в “хате” имеют своего владельца, будь то ржавая кружка или с виду ненужная газета. А значит пользоваться ими можно только с разрешения хозяина. Отстаивать свое имущество следует совершенно без опаски. Отдать свою пайку можно только по решению сходки братвы, подчинившись мнению большинства, но и “подогреть братву”, выделив на общак пачку сигарет или “лунный камень” (так шутливо называют халву) — дело одобряемое.

Очень важно понимать, что личная гигиена является первостепенным параметром при составлении вашей общей характеристики. С неопрятным, не следящий за своей чистоплотностью заключенным церемонится не будут — такой человек скорее всего сходу попадет в разряд “чушканов”. Содержание в чистоте одежды в целом, ногтей, зубов, ног и рук (особенно после посещения отхожего места) — сакральное действо в тюрьме. Прикоснуться непомытыми руками после своих гениталий к какому-либо предмету — безвозвратно “зафаршмачить” его. Грязнуле (“чушке”), забывшему вымыть руки после “дючки”, могут запретить доступ к “общему“ или сходу серьезно “набить дых” в качестве первичной воспитательной профилактики.

Обязательным считается ежедневное умывание и мытье ног перед отходом ко сну. Дурно пахнущие носки или грязные вещи (“лахи”) будут предметом крайнего презрения, брезгливости и неуважения.

Как известно, туалет в камере тюрьмы зачастую находится в общем пространстве, отделенных от жилой части разве что занавесками. По неписанным правилам, когда кто-то находиться в туалете никто из сокамерников не должен ничего принимать в пищу, пить чай или готовить еду. И наоборот, во время приема пищи строжайше запрещено “ходить в туалет”.
В любом случае, попавший в тюрьму в первый раз всех правил заранее не выучит. Но необходимо понимать, что незнание каких-либо неписаных уставов не является самым страшным врагом новоиспеченного зека. Испортить ему жизнь способно, в первую очередь, его противопоставление новому коллективу, отторжение этих самых законов и понятий, бунт против “блатных” основ.

Вконтакте

В нашем тюремном мире несколько каст, то есть групп заключенных разного "достоинства". Главных каст четыре, а промежуточных на каждой зоне может быть гораздо больше (кстати, среди зеков именно так и говорится: на тюрьме, на зоне).

Первая, высшая каста - блатные; вторая, самая многочисленная - мужики; третья, более или менее большая (в зависимости от зоны) - козлы; четвертая, низшая - петухи, отверженные. Не знаю, можно ли считать отверженных отдельной кастой, но это уже вопрос академический. А мы будем считать, что каст четыре. Начнем сверху.

Блатные.

Сами они себя называют не так. Слово “блатной” они заменяют на “братва”, “арестанты”, “босяки”, “бродяги”, “жулики”, “путевые”, а полвека назад называли себя “жиганы”, “люди”.. Это профессиональные преступники. Тюрьмы и лагеря для них - обязательные этапы их профессиональной карьеры. Наш преступный мир - особенный мир, попасть туда постороннему очень трудно, практически невозможно. Совершить преступление, самое что ни на есть профессиональное - банк ограбить, к примеру, - еще не значит быть принятым в этот мир. Любое, даже случайное отношение к структурам власти, ее политическим институтам (например, членство в партии или в комсомоле) навсегда закрывает перед человеком дорогу в “блатной мир”, каким бы профессиональным преступником он впоследствии ни становился. Кроме “чистой анкеты”, кандидат в блатные должен придерживаться “правильных понятий”, со временем эти понятия также меняются (об этом мы еще будем говорить). Элита преступного мира - воры в законе. Так называют не обязательно тех, кто зарабатывает себе на жизнь кражами. Это скорее неформальные лидеры, своего рода “посвященные”, признанные известными авторитетами и получившие их рекомендацию, избранные в “действительные члены” на сходке (на “сходняке”) всех воров, находящихся в данной тюрьме, лагере или регионе. По разным оценкам, сейчас воров в законе на территории бывшего Союза всего несколько сотен. Они объединены в несколько группировок.

Если на зоне нет настоящего вора, воровской мир старается послать туда "смотрящего", то есть своего представителя, который будет следить за тем, чтобы зеки соблюдали воровской закон и воровские наказы. Воровские наказы - это обычно новое правило, созданное в результате какого-то спора между зеками, или в качестве ответа на новую МВД-шную акцию. Из наказов и продолжает постоянно составляться неписаный тюремный закон. Воля смотрящего для других зеков - такой же закон, как воля вора. Смотрящего или вора окружает группа помощников. Это и есть высшая каста в лагере - блатные. Конечно, в каком-то лагере настоящего вора или смотрящего может и не быть. Но в каждом лагере есть люди, считающие себя профессионалами, тюрьму родным домом, а всех прочих ее обитателей - пришельцами.

В касте блатных есть главный - "пахан", "авторитет". При пахане - что-то вроде президентской команды, несколько блатных, каждый из которых занимается своим делом: один присматривает за мужиками, другой - за "общаком" (так называется общая арестантская казна), третий - еще за чем-нибудь. Их тоже могут называть "авторитетами". У пахана и его приближенных есть гвардия - "атлеты", "бойцы", "гладиаторы".

Стать блатным может не каждый заключенный. Прежде всего, он должен быть чист по вольной жизни. Раньше, например, путь в высшую касту был закрыт для тех, кто отслужил в армии, кто хоть раз вышел в зоне на работу. Сейчас эти требования кое-где отменены. А в некоторых зонах блатные могут выходить на работу - в том случае, правда, если это не работа бригадиром, нарядчиком и т.д., то есть если она не дает ему хоть какую-то официальную власть над остальными. Не могут стать блатными и те, кто на воле работал в сфере обслуживания, то есть был официантом, таксистом. Бывшее начальство - тоже. Есть еще масса других требований к претендентам на статус блатного. На каждой зоне могут быть свои, особенные требования.

Блатные - это реальная власть на некоторых зонах, власть, которая борется с властью официальной, то есть с администрацией зоны. Кроме власти, блатные имеют привилегии - право не работать, право оставлять себе из общака все, что они сочтут нужным. У блатных есть и обязанности. Правильный пахан обязан следить за тем, чтобы зона "грелась", то есть получала нелегальными путями продукты, чай, табак, водку, одежду. Он обязан также решать споры, возникающие между другими заключенными, и вообще не допускать никаких стычек между ними, следить за тем, чтобы никто не был несправедливо наказан, обижен, обделен. Все это не означает, конечно, что для пахана правильный порядок на зоне важнее личных благ. Часто его забота о братве - только предлог для того, чтобы давить ее и грести все под себя. Но и зон, где пахан не вылезает из ШИЗО (штрафного изолятора) и весь срок проводит на хлебе и воде ради того, чтобы братва жила мирно и не впроголодь, тоже хватает.

Тех, кто придерживается на зоне или в тюрьме правильных понятий, тюремного закона, администрация называет отрицаловкой, отрицаловом. Сюда попадают не только блатные, а все, кто оказывает активное сопротивление администрации. Бывает, человек просто оказался в немилости у отрядника (начальника отряда), отказался от левой работы, которую его заставили выполнять. В общем, случай тут тоже много значит.

Специально для отрицаловки была придумана и статья 1883 УК РСФСР - “Злостное неподчинение законным требованиям администрации ИТУ”. Это статья андроповская, введена в 1983 году. По ней человеку могли бесконечно добавлять к сроку от одного года до пяти лет. Многих так и раскручивали. Сейчас такой статьи в уголовном законодательстве нет. Статья 321 УК Российской Федерации называется “Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества”, но речь в ней идет о насилии либо угрозе применения насилия в отношении сотрудников мест заключения или других заключенных.

Бывают и зоны, где блатные работают заодно с администрацией, точнее, с оперчастью. Иногда делаются специальные “прокладки” - вновь прибывшего авторитетного блатного опер убалтывает на сотрудничество и начинает ему во всем помогать, прежних блатных дисекредитирует или убирает с зоны, а новому “смотрящему” оказывает помощь (естественно, негласно). Становится он главным, все ему катит: водка, анаша, чай, курево. А за это он наводит на зоне тот порядок, который нужен администрации.

Именно такой тип блатных распространен сейчас на зонах больше всего. Преступный мир изменился не меньше, чем мир большой. Когда-то блатным нельзя было иметь документы, подписывать бумаги, жениться, выходить в лагере на работу. Сегодня преступный мир активно занимается бизнесом и политикой. Как же в бизнесе без бумаг обойтись? Что это за политик без семьи, то есть без заложников? Перекати-поле, никто ему не поверит... Начиная примерно с 70-х годов почетное, для преступного мира, звание вора в законе стали покупать и, что гораздо важнее, продавать. Появилось даже название для таких новоявленных воров в законе - “апельсины”. Люди это, в общем-то, уже не такие идейные, как прежние воры. Те, бывало, умирали, на костры шли, но отказывались поцеловать суке нож (был такой способ ссучивания во время сучьей войны). Почет и уважение - это ведь тоже огромная ценность. Ну, а потом уважать стали вещи конкретные - деньги, возможность делать деньги. Изменились нравы в преступном мире - изменились они и в тюрьме.

Мужики

Это следующая каста. Она состоит из случайных, в общем-то, на зоне людей. Одного жена посадила за пьянки, другой мелочь какую-то украл, тот сидит за драку, а этому дело пришили - под руку попался. У нас ведь вообще от пятидесяти до девяносто процентов зеков - люди, которых в какой-нибудь западной стране просто оштрафовали бы, и дело с концом. Там ведь тюрьмы только убытки приносят, а у нас они много лет приносили прибыль, в этом все дело. Это только если считать легальную прибыль. А уж как на зонах администрация лагерная наживалась, да ее начальство, да мафия, да те же вольняшки, что в лагеря на работу ходят, да те, кто возле лагерей живут, - лучше и не рассказывать.

Сегодня лагеря в России тоже приносят в основном убытки, безработица там - почище чем на воле. Рабский труд мог заменить вольный, только когда на воле делались сравнительно простые вещи, которые не требуют инициативы, творческой фантазии. Времена эти прошли - на рынке выживает лишь тот, кто реагирует мгновенно. Но наша система уголовного правосудия продолжает жить по инерции гулаговских времен. И многих людей по-прежнему сажают напрасно, во вред и им, и обществу, и потерпевшим, которым они даже ущерб возместить не могут - безработица. Вот эти люди и образуют касту мужиков.

Мужики ни на какую власть в зоне не претендуют, никому не прислуживают, с администрацией не сотрудничают. Вмешиваться в дела блатных они не могут. Права голоса на их "разборках" мужики не имеют. Но есть, конечно, среди них уважаемые люди, к которым блатные прислушиваются, не говоря уже об остальных мужиках. Словом, мужики - это арестанты, которые собираются после отбытия срока вернуться к нормальной жизни.

Козлы

Это открытые сотрудники лагерной администрации. Те, кто согласились принять какую-нибудь должность - завхоза, заведующего клубом, библиотекаря, коменданта зоны. Те, кто надели "косяки" - нарукавную повязку. Те, кто вступил в СПП - "секцию профилактики правонарушений", то есть во внутреннюю полицию лагеря. Еще их называют "суками". "Ссученный" - согласивший работать на ментов. Администрация называет козлов "активом", "лицами, твердо вставшими на путь исправления". Конечно, зеки относятся к ним плохо. К предателям везде плохо относятся, а если учесть, что на каждой зоне между администрацией и заключенными война идет - то "холодная", то настоящая, - такое отношение станет понятным.

В козлы разными путями попадают: кто по доброй воле, кого-то заставят, кого-то запугают. На некоторых зонах прибывшему этапу вообще телогрейки с уже пришитыми повязками выдают. Наденешь - ссучишься. Не наденешь, сорвешь повязку - посадят в ШИЗО, а по выходе получишь ту же телогрейку, то же предложение и то же ШИЗО за отказ. И так много месяцев подряд. Некоторые выдерживают - через голод, через туберкулез. Ну а если не выдержишь, станешь козлом. Будешь делать то же, что и все козлы, - дежурить на КПП между "локалками" - оградами внутри зоны, или между "жилухой" и "промкой" - жилой и промышленной частями зоны. Будешь "куму", начальнику оперчасти, таких же зеков, как сам, сдавать. И даже если ты не запишешься в СПП, а будешь, например, работать в библиотеке, все равно ты - козел, и братва тебя к себе не примет. На зоне вообще движения вверх, от низшей касты к высшей, нет.

С козлами можно здороваться, общаться с ними, прикасаться к ним, но в общак их не пускают. В лагерях, кстати, такая легенда бытует: есть секретный приказ, по которому в случае войны всех козлов должны расстрелять как потенциальных предателей. Но это, конечно, только легенда. Хотя во время войны немецкие карательные отряды составлялись не из армейских солдат и даже не всегда из эсэсовцев, а прежде всего из полицаев. Не были немцы настолько безумными, чтобы свою армию такими делами растлевать.

Петухи

Последняя каста - ПЕТУХИ, они же "обиженные", "опущенные", "пидеры" и так далее. Это каста изгоев, неприкасаемых, отверженных, среди них находятся и пассивные гомосексуалисты. На том же уровне в зоне находится промежуточная каста - "чушки", "черти". С той только разницей, что в качестве пассивных педерастов они не используются - это просто неприкасаемые.

Гомосексуализм в тюрьмах существовал всегда, был он, как правило, делом добровольным. Но с какого-то времени - по некоторым сведениям, с реформы "исправительно-трудовой" системы 1961 года - на зонах начал распространяться обычай: наказание в виде насильственного обращения виновного в педераста. Некоторые ветераны ГУЛАГа считают, что этот обычай придумали опера - он стал их оружием в борьбе с отрицаловом. Есть похожий обычай у некоторых отсталых племен в Африке - там мальчиков, не выдержавших испытаний при посвящении в мужчины, нарекают женскими именами, наряжают в женскую одежду и отселяют на задворки стойбища. То есть делают их как бы немужчинами. Подобное встречается и у некоторых видов обезьян - вожак стаи в знак победы над провинившимся самцом насилует его.

В правильных понятиях существует закон: "х...м не наказывают". То есть тюремный закон прямо запрещает наказывать кого бы то ни было таким способом. Если человека признают виновным - причем виновным только по тюремной жизни, а не по вольной, - с него можно получить штраф - пачку "Беломора", миллион рублей и т.д. Его можно, если на разборке так решат, избить, переломать ему кости, убить, наконец. Но опустить нельзя.

Я уже говорил, что опущенные появились в сообществе заключенных после реформы 1961 года. До этой реформы был один вид лагерей для всех зеков. Реформа поделила лагеря на режимы: общий, усиленный, строгий, особый. В результате первоходочники, которых стали сажать в лагеря общего режима, были отделены от рецидивистов. Те оказались на других режимах - чтобы на первоходочников "не оказать дурного влияния". Отделили первоходочников тем самым и от выработанного многими поколениями опыта принудительной совместной жизни, которым рецидивисты, кроме всего прочего, владели. Этот опыт позволял (речь идет о второй половине пятидесятых годов) худо-бедно, но жить в мире. В прежних лагерях сидели к тому же люди всех возрастов. И борьба за превосходство там в какой-то степени смягчалась существованием большого числа людей пожилых и старых. Их, конечно, могли не бояться и не уважать, но все-таки есть вещи, которые люди не делают или стараются не делать в присутствии старших - это в каждом человеке сидит. А теперь представь: орды молодых мужиков (а первоходочники, как правило, люди одного и того же возраста, лет 20-22), которых сама природа обрекла на постоянное соревнование и выяснение, кто главнее, сильнее, умнее. Естественно, между ними постоянно будет грызня, раз они не могут хотя бы на время разойтись, отдохнуть, пообщаться с теми, с кем состязаться смысла не имеет, - со стариками, женщинами, детьми. На малолетке, кстати, дела еще хуже именно потому, что там старших нет. Даже тюремная администрация это понимает и подсаживают в камеры малолеток "батю" - взрослого арестанта. А эти "бати", случается, малолеток грабят, почему и считается должность "бати" косячной.

Больше всего людей опускают в зонах для малолеток, то есть там, где не знают тюремного закона, пусть страшного и жестокого, но единственного, при котором люди могут остаться людьми, да и просто выжить. После малолетки больше всего опущенных дают тюрьмы. По той же причине, по которой прописку устраивают, - считают, что так положено. В лагерях опускают гораздо реже, чем в тюрьмах. Чем режим жестче, тем реже. Вообще, чем тяжелее в лагере режим, тем легче тем, кто в нем сидит.

Говорят, лучше умереть, чем стать "петухом". Обращаются с ними очень жестоко: заставляют на деревьях жить, мышей жрать, лампочки им в задницы засовывают - кто во что горазд. Но это, опять же, от режима зависит. Самые дикие вещи с ними на общем режиме творят, не говоря уже о малолетке. Вот на строгом им полегче. Там каждый зек знает свое место. Обычно на строгом режиме, да и вообще в любой правильной зоне петух - это просто отторгнутый человек. У него все отдельное, и прикасаться он ни к кому не смеет. Но если его обидели, несправедливо с ним поступили, он может пожаловаться авторитетам, и его защитят, потому что опытные люди понимают: замордованный своими пойдет искать защиту у чужих. То есть станет работать на администрацию, стучать.

У петухов места отдельные, посуда отдельная, работа отдельная - плац мести, сортиры мыть. Брать у них ничего нельзя. А дать, бросить, чтобы случайно не прикоснуться, можно. Хотя здесь есть исключения. Когда их "употребляют", это оскверняющим контактом не считается. В ШИЗО иногда только через петуха что-нибудь передать можно - если между ШИЗО и жилой зоной лежит "запретка", запретная полоса. Находиться на ней можно только тому, кто ее разравнивает, то есть петухам - это их работа. Вот через них грев и передают. Считается, что в такой ситуации ни вещи, прошедшие через руки петуха, ни тот, кто их получил, не "зашквариваются", то есть не оскверняются.

На тюремном режиме, в колонии особого и строгого режима петухов, как правило, немного - от одного до пяти процентов. На усиленном и общем режиме их доля может доходить до 10-12%, а на малолетке - до 20. Чем мягче режим, тем их больше. На некоторых зонах их целые бараки - "обезьянники", "обиженки". А в нормальных зонах они просто у входа в барак спят и дальше не ходят. У петухов обычно есть свой "пахан" - главпетух. Это фигура влиятельная. Он ведь может приказать какому-нибудь петуху, чтобы тот поцеловал, скажем, кого-нибудь на глазах у всех. Петуха, конечно, за это убить могут, но тот, кого он поцелует, сам автоматически становится петухом. Главпетух одновременно является посредником между кастой неприкасаемых и всем лагерным сообществом. Все претензии опущенных, все их предложения доводятся до авторитетных (сходняка) через этого лидера. Через него же эта группа отверженных и формально выведенных из нормальной жизни людей управляется авторитетными. Главпетух фигура необязательная, иногда лидеров бывает двое (“папка” и “мамка”) или еще больше. Следует отметить, что лидеры петухов - это весьма информированные о внутренней жизни зоны люди. Им известны многие интриги, они могут знать, кто является настоящим “смотрящим” (нередко представляющийся “смотрящим” заключенный - это фигура подставная, а настоящий лидер зоны не засвечивается), и многое другое.

Петухами становятся на всю жизнь. Если петух приезжает на зону, где его никто не знает, - когда его туда переведут, или с воли, если посадят второй раз, - он обязан сообщить братве о своем статусе. Скрывать это бесполезно, рано или поздно прошлое петуха становится известным, и тогда раскрытых петухов наказывают, избивают, часто убивают. Ведь считается, что такой петух "зашкварил" всех тех, кто его за равного себе считал.

С начала 90-х годов, с тех пор, как тюремные нравы начали стремительно распространяться на воле, опущенные стали приходить и оттуда, с уже готовым статусом.

Кстати, среди опущенных пассивных гомосексуалистов и “проституток”, вопреки распространенному мнению, не так уж и много. В основном, как я уже говорил, в опущенные попадают за грубейшие нарушения тюремного закона, например, за стукачество, за крысятничество (воровство у своих), за беспредел, неуплату карточного долга. Те, кто сам опускал либо был паханом камеры, в которой кого-то без вины опустили, тоже очень вероятные кандидаты в петухи. Впрочем, опустить могут за что угодно. За красивые глаза опустить могут. Насиловать взрослого мужика сложно - он же сопротивляться будет. Поэтому существует целый ряд замещающих ритуалов. Например, дотрагиваются до губ спящего человека х...м. Либо смачивают спермой полотенце и проводят им по лицу. Иногда обманывают первоходочников: давай я тебя трахну - пачку сигарет получишь. Есть ведь такие курильщики, что без воды и хлеба жить могут, а без курева - нет. Вот и продаются за курево, а то и просто бычки с земли подбирали - сами себя зашкварили.

Могут за “услуги” обещать и поддержку, и защиту - что угодно. Называется это "уболтать на х...й". Такой обман считается крупным косяком: обманщиков этих самих потом опускают наравне с насильниками и дербанщиками. Могут - и это тоже крупнейший косяк - подставить неопытного зека-новичка, который приглянулся кому-то. Скажем, займут в парикмахерской все стулья за исключением одного, зашкваренного. Человек, не чуя беды, заходит в парикмахерскую и садится на единственный свободный стул. "Земляк, ты куда сел?! - А что такое? - Да это ж для пидеров место! - А я не знал... - Ну, мало ли, что не знал!"

Карточные должники часто в опущенные попадают. Не выплативший долг (да хотя бы и в виде курева) на зоне может быть попросту убит - это не воля, за долги там серьезно взыскивают. И вот, чтобы избежать кары, человек добровольно становится петухом. Берет ночью свой матрас и перебирается на петушиную шконку. Теперь у него, как у всякого петуха, взять ничего нельзя.

- Если фамилия зека Петухов, например, это влияет на его положение в зоне?

Сама по себе фамилия никак не влияет. Вот если человек чем-то не понравился другим, это ему жизнь испортит.

- Я слышал, в опущенные обычно попадают нечистоплотные люди или страдающие кожными болезнями.

Вранье. Или типичный образец и "исследования Фан Фаныча". Тюремный закон, увиденный через глазок.

Кожные болезни причиной "опускания" быть никак не могут. Конечно, прокаженный сам будет спать отдельно и пить из своей кружки, чтобы братву не заразить. Но никакого отторжения от братвы не будет - он ее полноправный член.

Что же касается нечистоплотных, то это уже следствие, а не причина. Петуху личную гигиену соблюдать очень трудно, ему же нельзя пользоваться общим умывальником. Да и работу он выполняет самую грязную. Нечистоплотность - тоже нарушение тюремного закона. Но только за это человека вряд ли опустят. Ведь это сплошь и рядом бывает - где нечистое тело, там нечистые мысли и дела либо просто неуважение к окружающим. Ну, а где грязь, там и кожные болезни - это естественно.

Чтобы закончить с кастами, надо упомянуть еще про несколько групп. Кроме “чушков” и “чертей”, есть на зонах также "шестерки" - прислуга. В шестерки попадают слишком слабые или услужливые люди. И в тюрьмах, и в лагерях излишняя услужливость не в чести. Если тебя попросят что-нибудь сделать, скажем, носки чужие постирать, а ты согласишься, - быть тебе шестеркой. Даже если ты сделаешь это за плату. В тюрьме принято обслуживать себя самостоятельно. Тот, кто не может вынести трудностей, кто за кусок хлеба начинает все делать и выполнять, не заслуживает уважения. Но, сам понимаешь, это не означает, что ты вообще не должен выполнять никаких просьб. Все зависит от ситуации, в которой просьба выполняется, и от того, кто и как ее выполняет. Иногда даже человек, подавший кружку с водой, становится шестеркой.

От петухов отличаются другие пассивные гомосексуалисты - личные любовники блатных, все эти Галки, Светки, Машки. Их не бьют, в черном теле не держат, наоборот, от работы отмазывают - чтобы мягонькие были. Но и лишнего им тоже не позволяют. С этими личностями лучше не связываться.

Особняком держатся на зонах "шныри" - дневальные в отрядах, уборщики в штабах, столовых, санчастях и т.д. Это тоже публика малоуважаемая, что-то вроде козлов последнего разбора.

Говорят, в тюрьме и лагере особенно не жалуют тех, кто сел за изнасилование. Какие еще статьи, кроме 131 УК Российской Федерации (изнасилование), считаются позорными? Если я сел по какой-нибудь из “грязных” статей, есть ли смысл скрывать это?

К "изнасилованию" вообще-то на зоне уже привыкли. Есть более страшные статьи. Например, за уклонение от лечения венерических болезней. Еще за гомосексуализм, за развратные действия в отношении малолетних.

Что же касается изнасилования, то отношение к тем, кто сел по этой статье, не всегда одинаковое. Бывает ведь, что и изнасилования никакого не было - просто человека хотели посадить и посадили, пусть и по статье за изнасилование (в старом УК это была знаменитая 117-я, “молодежная” статья). Это случай довольно частый.

Раньше считались непрестижными и статьи за бродяжничество, за хулиганство, за проживание без прописки. Вообще уважением в преступном мире пользуется тот, кто делает свою “работу” без трупов, без насилия и так далее.

Не знаю, стоит ли скрывать свою статью. Обычно такие вещи со временем становятся известными.

Насильники на Зоне попадают в самую низшую касту, наравне с "петухами", они же "обиженные", "опущенные", "пидеры" и так далее. Это каста изгоев, неприкасаемых, отверженных, среди них находятся и пассивные гомосексуалисты.

Говорят, лучше умереть, чем стать "петухом". Обращаются с ними очень жестоко: заставляют на деревьях жить, мышей жрать, лампочки им в задницы засовывают - кто во что горазд. Но это, опять же, от режима зависит. Самые дикие вещи с ними на общем режиме творят, не говоря уже о малолетке. Вот на строгом им полегче. Там каждый зек знает свое место. Обычно на строгом режиме, да и вообще в любой правильной зоне петух - это просто отторгнутый человек. У него все отдельное, и прикасаться он ни к кому не смеет. Но если его обидели, несправедливо с ним поступили, он может пожаловаться авторитетам, и его защитят, потому что опытные люди понимают: замордованный своими пойдет искать защиту у чужих. То есть станет работать на администрацию, стучать.

У петухов места отдельные, посуда отдельная, работа отдельная - плац мести, сортиры мыть. Брать у них ничего нельзя. А дать, бросить, чтобы случайно не прикоснуться, можно. Хотя здесь есть исключения. Когда их "употребляют", это оскверняющим контактом не считается. В ШИЗО иногда только через петуха что-нибудь передать можно - если между ШИЗО и жилой зоной лежит "запретка", запретная полоса. Находиться на ней можно только тому, кто ее разравнивает, то есть петухам - это их работа. Вот через них грев и передают. Считается, что в такой ситуации ни вещи, прошедшие через руки петуха, ни тот, кто их получил, не "зашквариваются", то есть не оскверняются.

На тюремном режиме, в колонии особого и строгого режима петухов, как правило, немного - от одного до пяти процентов. На усиленном и общем режиме их доля может доходить до 10-12%, а на малолетке - до 20. Чем мягче режим, тем их больше. На некоторых зонах их целые бараки - "обезьянники", "обиженки". А в нормальных зонах они просто у входа в барак спят и дальше не ходят. У петухов обычно есть свой "пахан" - главпетух. Это фигура влиятельная. Он ведь может приказать какому-нибудь петуху, чтобы тот поцеловал, скажем, кого-нибудь на глазах у всех. Петуха, конечно, за это убить могут, но тот, кого он поцелует, сам автоматически становится петухом. Главпетух одновременно является посредником между кастой неприкасаемых и всем лагерным сообществом. Все претензии опущенных, все их предложения доводятся до авторитетных (сходняка) через этого лидера. Через него же эта группа отверженных и формально выведенных из нормальной жизни людей управляется авторитетными. Главпетух фигура необязательная, иногда лидеров бывает двое (“папка” и “мамка”) или еще больше. Следует отметить, что лидеры петухов - это весьма информированные о внутренней жизни зоны люди. Им известны многие интриги, они могут знать, кто является настоящим “смотрящим” (нередко представляющийся “смотрящим” заключенный - это фигура подставная, а настоящий лидер зоны не засвечивается), и многое другое.

Петухами становятся на всю жизнь. Если петух приезжает на зону, где его никто не знает, - когда его туда переведут, или с воли, если посадят второй раз, - он обязан сообщить братве о своем статусе. Скрывать это бесполезно, рано или поздно прошлое петуха становится известным, и тогда раскрытых петухов наказывают, избивают, часто убивают. Ведь считается, что такой петух "зашкварил" всех тех, кто его за равного себе считал...


Вот такая судьба ждет и Сергея Мельникова, осужденного в изнасиловании, которого не было. А ведь это может случиться с каждым из нас...

Бывший заключенный рассказал о порядках среди блатных, мужиков, шнырей и опущенных

Недаром говорят: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». Вряд ли кто-то целенаправленно хочет попасть в места «не столь отдаленные», но, к сожалению, такое иногда случается. О порядках и нравах за колючей проволокой журналистам интернет портала сайт рассказал бывший заключенный из Чернигова, вышедший на свободу месяц назад, 25 летний Андрей Мартыненко.

Андрей, как ты попал в тюрьму?
Ко мне пришел одноклассник. Сказал, что его обижает отчим, который беспробудно пьет и устраивает скандалы. Мы встретились с друзьями и предложили отчима проучить. Нас было трое. Но на такой вариант мой одноклассник не согласился. Тогда я предложил украсть у отчима его мотороллер, чтобы хоть как-то ему «насолить». Эту идею все поддержали.
Он же дал ключи от калитки и от гаража, и мы втроем угнали мотороллер. Его один из товарищей увез к себе в гараж, а потом попытался продать. Нам об этом ничего не сказал. Но его поймала милиция при попытке продажи, «прижали» и он перевел все стрелки на меня.
Когда я уже был в отделении милиции, не стал ничего отрицать. Да и смысла не было. Договорился с милицией, что я расскажу, как все было, но при условии, что соучастников не тронут. Ну, во-первых, сдавать своих не свойственно порядочным людям, а во-вторых, не стал «паровозом» за собой тянуть, потому что за групповое преступление дали бы срок больше.
В итоге на суде объявили срок 3,5 года по 185-й статье УК .

Что чувствовал, когда прибыл в место заключения? Где отбывал срок?
Особых эмоций не было. Ни страха, ни волнения. Уже общался с бывшими сидельцами, поэтому приблизительно понимал, что меня ждет и как себя нужно вести.
Сначала сидел несколько месяцев в Черниговском централе, затем перевели в Сумы.
Когда уже на месте в лагере распределили в камеру, ко мне пришли и сказали, что со мной хочет поговорить «смотрящий». Смотрящий спросил, есть ли за мной какие-либо нехорошие поступки. (В оригинале звучит: «Есть ли за тобой гадское или блядское?»). «Блядское» - предал кого-то, заложил (к примеру, во время совместного преступления, уже когда поймали - заложил товарища). «Гадское» - живешь порядочным, но на самом деле не являешься порядочным (например, умолчал, что гомосексуалист).

Сколько человек содержится в камере?
В тюрьме много бараков с «хатами» (камерами). «Хаты» на 4,8,10,15 человек. Есть разные барки. С рабочими, блатными и т.д. Если заключенный хочет работать, то его распределяют в барак с рабочими. Если работать нет желания (работать никто не заставляет), то в какой-нибудь другой.
Я сначала к рабочим пошел. Год там был, дно в мешках клеил. Работать можно сколько хочешь. Можно с 9 утра до 12 ночи работать. Но платят очень мало. За один заклеенный мешок - 2 копейки. Если за день на пачку сигарет за 5-6 гривен удастся заработать, то это хорошо.

Расскажи об иерархии заключенных в местах лишения воли. Какое отношение к каждой из каст?

Высшая масть это - «блатные». Самые авторитетные заключенные. Их многие знают в тюрьме, городе, стране. Они решают серьезные дела, могут решать конфликты, держат общак и т.д. Блатные живут «по понятиям», обычно даже гордятся тем, что попали в тюрьму. Так как подняться по иерархической воровской лестнице можно только имея срок за плечами. Для них тюрьма привычное место.
«Мужики» - уважаемая среди заключенных масть. Мужик - это тот, кто живет порядочно, в основном люди, которые попали в тюрьму впервые и случайно. К примеру, убил кого-то в момент самозащиты. Или совершил какое-то преступление по глупости или в состоянии алкогольного опьянения. Чтобы быть мужиком нужно просто быть порядочным человеком. Не совершать действий, которые запрещены и не иметь за спиной нехороших поступков.
«Шныри». Это те, за кем есть нехорошие поступки. Где-то кого-то сдал, где-то настучал и т.д. Дел со «шнырями» не ведут. С ними можно разговаривать, но почифирить, взять сигарету или еще что-то у шныря нельзя.
«Опущенные» - низшая каста в тюрьме. У них есть своя камера, они никуда не выходят кроме как в «дальняк» (туалет), и ничего не касаются. Когда по продолу идет обычный зэк, то опущенный должен стать под стенку, чтобы невзначай не дотронуться до заключенного. Они делают самую грязную работу, смывают в туалете за другими, убирают клозеты и т.д. Все, что показывают в фильмах об изнасиловании заключенных и тому подобное - уже давно забытая история. Сейчас такого нет.

Как наказывают тех, кто провинился? К примеру, тех, кто не смог отдать карточный долг.
Бывает так, что проигрываются в карты. В таком случае, если нечем расплачиваться, некоторые идут на риск и воруют у своих. Когда находят «крысу», то его водят по камерам и заключенные бьют его по пальцам и руками табуретом или подобными вещами. Естественно, «мужиком» такой уже называться не может.
Могут такого задолжавшего «поставить на шары». Это означает, что человек будет постоянно стоять у двери и смотреть в глазок, следить, не идет ли милиция. Это нужно для того, чтобы успеть спрятать все запрещенные предметы в случае незапланированной проверки.
Бывают случаи, когда в карты проигрывались «мужики». А возможности отдать долг не было. Так, чтобы не портить жизнь человеку, блатные оплачивали долг «мужика». После чего ему «ставили запрет» на игру.
Если рассчитаться по долгу в оговоренные сроки не удалось (срок отдачи долга оговаривается перед игрой), то можно потерять свой статус «мужика».
30% от игры идет в «общак».

Какой распорядок дня в тюрьме? Что насчет питания?
Подъем в 6 утра. Примерно 15 минут дают на то, чтобы умыться и привести себя в порядок. Затем все выходят, минут на 5-10, на улицу подышать свежим воздухом, после чего снова все идут в барак. Ну а потом уже все занимаются чем хотят.
В бараке примерно 100 человек. Там есть несколько камер, в которых содержаться заключенные. Камеры открыты, можно ходить к другим, общаться. Можно даже на улицу выходить самовольно.
Кормят 3 раза в день. 8:30, 14:00, 18:00. Время на еду - 15 минут. Кормили разными кашами, картошкой, мясо давали редко. Вообще продукты для тюрьмы привозят в достаточных объемах и нормального качества, но все забирают люди, которые работают на кухне. Эту еду вполне реально купить или обменять на что-то. Например, пачку сигарет можно выменять на банку тушенки. Ту банку тушенки, которая предназначается заключенным и мутится сотрудниками администрации.
В общем бараке есть плитка, на которой можно приготовить еду. Еду готовят из продуктов, которые передают родственники или друзья.
Еда, которую передают, хранится в холодильниках. Там такие холодильники, что не у каждого дома такие есть.

Были ли экстремальные случаи во время периода заключения?
Да, были. Убили завхоза. Все пошли на обед, а когда вернулись, завхоз уже был мертв. Не знаю, кто это сделал и зачем, но случай такой имел место.

А что насчет традиции пить чефир?
Чифирить можно хоть каждый день. Для этого напитка нужно примерно 3 коробки чая. 3-5 минут заваривается, отцеживается и можно пить. Дает бодрящий эффект, но очень портит зубы. Один зуб мне уже из-за чифира вырвали. И еще три необходимо удалять.
У «порядочных» принято пить чифир раз в неделю, собираясь вместе, беседуя. Но нельзя, ни в коем случае, чифирить «порядочным» с низшими кастами.

Как обстоят дела с запрещенными предметами? Телефоны, спиртное, наркотики?
Официально телефоны, спиртное и наркота запрещены. Также запрещены некоторые продукты. Но если есть деньги или «подвешена метла» (коммуникабельность, умение эффективно общаться), то всегда можно договориться. Телефоны, спиртное, наркотики - все это было у заключенных. Главное - не попасться с такими предметами при проверке. Прежде чем приобрести мобильный телефон, нужно обязательно спросить разрешение у «смотрящего» (главный заключенный и авторитет в бараке).
А в зону все эти вещи попадают по-разному. Начиная от переброса через забор во время прогулки по периметру, и заканчивая договором с милицией, работающей в лагере. Деньги решают многое.

Зачем заключенным мобильные телефоны?

Каждому по-разному. Блатным, чтобы дела на воле решать, другим заключенным, чтобы родственникам и друзьям звонить. Ну и также свои вопросы личные решать.

Чего категорически нельзя делать в зоне?
Нельзя материться. Ни одного мата или просто оскорбительного слова звучать не должно. Потому что каждое свое слово нужно будет обосновывать. Послал человека на три буквы, значит посчитал его за опущенного. Только опущенных можно посылать. В других случаях нужно обосновать предъяву. Если не смог, то придется отвечать за свои слова. Хоть драки и запрещены, но разрешается бить провинившихся. Плюс масти можно за такое запросто лишиться.
Все нужно объяснять человеческим языком и общаться культурно. В тюрьме живут по порядку. Поэтому нужно тщательно выбирать слова и «следить за базаром».
Воровство у своих также сильно наказывается. Сотрудничество с администрацией не приветствуется.
Нежелательно говорить что попало, врать, выдумывать и т.д. Иначе можно прослыть балаболом.

Были ли случаи, когда заключенному приходилось иметь проблемы из-за своей татуировки, значение которой на зоне имеет какую-то трактовку?

Я слышал, что один из влиятельных воров «подписал, что за масти спросу нет». Сейчас молодежь набивает себе разные тату. Это современная культура. Хотя, я думаю, что если кто-то попадет к зекам старой закалки, то они могут заставить отвечать за татуировку. Но во время моего пребывания «за забором» подобных случаев не было.
Все еще зависит от режима. Я отбывал срок в тюрьме усиленного режима. В тюрьмах со строгим режимом все гораздо серьезней. Там у людей по 3-5 ходок в среднем. А там где я срок отбывал - только первоходки, в основном.

Какие особенности усиленного режима?

Усиленный режим более лояльнее. Больше порядка и меньше беспредела. Никто никого не насилует, не избивает (только в случаях, когда человек заслужил, просто ударить человека никто не имеет права).
Был случай, когда с воли связывались с заключенными. Они просили «опустить» одного сидельца, который изнасиловал 7-летнюю девочку. Или просто сделать его жизнь в тюрьме невыносимой. Но никто не согласился, так как никто не в праве этого сделать.

Как относится начальство к заключенным?

Постоянно давят. Администрация хочет, чтобы жили по их порядкам. Меня пару раз избивали. Было время, когда ввели зарядку. Те, кто соглашается с нововведением, уже «мужиками» называться не могут. Так как «идут под администрацию». Автоматически переходят в «шныри».
Так вот тех, кто отказывался идти на зарядку, уводили в «дежурку» и фигачили дубинками по ногам. И так по несколько раз. Если и после этого заключенный сопротивляется, то его сажают «на яму» (специальная комната 2 на 2 метра, где есть только нары, которые опускают лишь на ночь). На «яму» сажают сначала на 5, 10 и на 15 дней.
Меня за это не били, так как я инвалид. Но за другие неповиновения приходилось от администрации получать. А некоторых избивали так, что готовы были пойти на самоубийство.
Был случай, когда я на «ты» с начальством разговаривал. За это получал.

Сколько раз можно проведывать заключенного?

Длительное свидание разрешено раз в три месяца. Свидание длится трое суток. Можно три дня побыть с мамой или с женой.
Обычные свидания разрешены каждый день по два часа. Передачи можно тоже каждый день получать. У кого деньги есть, так и в тюрьме живет отлично. Еда, мобильный телефон, другие вещи, освобождение от каких-то обязанностей и т.д. Все это есть. Были такие сидельцы, которые просто на «общак» сумму приличную выделяли и жили себе тихо и спокойно ни о чем не беспокоясь.

На какие нужды идет «общак»? Как он формируется?
«Общак» формируется заключенными. Каждый вносит в «общак», что может: деньги, сигареты, бытовые предметы и т.д. Просто есть заключенные, у которых нет родственников или есть, но живут они очень далеко и возможности приехать или сделать передачу, у них нет.
Где таким людям брать эти вещи? У них нет ни мыла, ни зубных щеток, ни бритвенных станков. Вот из «общака» все это и берется. «Общак» держит «смотрящий».
Каждый вкладывает, что может. Обязательных взносов нет. Все по возможности и по совести. Все мы люди и должны помогать друг другу.

Как заработать авторитет в зоне?

В первую очередь нужно быть порядочным и чтобы «косяков» никаких за человеком не было. Нужно общаться с блатными, проявлять интерес. Помогать людям, по возможности как-то пополнять «общак». Желательно побывать на «святых местах», к примеру, на «яме».

Можно ли кому-то доверять находясь в тюрьме?

Нет. Доверять можно только себе.

Из-за чего в тюрьме возникают конфликты и как они решаются?
Так как все понимают, что жить еще долго с людьми придется и нужно как-то мирить со всеми, то конфликты возникают редко. Конфликты решают «блатные». Просят пояснить ситуацию и изложить свое виденье на то кто прав, а кто нет. И потом, выслушав обе стороны принимают решение.
У меня был случай, когда я ударил одного заключенного. Я когда в «хату» заехал, то там был сиделец, который из себя строил «смотрящего хаты» (главного в камере). Там просто одни деды были, так он над ними неофициальную власть взял. Начал на меня что-то говорить, пытался порядки свои диктовать. Ну, я ему в челюсть зарядил. Потому что в «хате» - все равны, такой порядок.
Он блатным пожаловался, что я, мол, ударил, порядок нарушил. Пришло к нам в «хату» 5 блатных и сказали мне, чтобы такого больше не было. А потом, когда вышли из нашей «хаты», посмеялись с этого типа. Потому что он «мужиком» живет, а бегает стучать к блатным, что его ударил кто-то.

Какой контингент сидит в тюрьме? Какие у людей сроки?
Сидят самые разные люди: за кражи, наркотики, за убийства. Максимальный срок - 15 лет. Со мной в «хате» сидело два деда. Оба за убийство.
У одного деда внучка парня домой привела, а тот пьяный был. У этого парня что-то переклинило и он начал на деда бросаться с криками «я тебя убью», душить начал. Дед на кухню, схватил нож и пырнул его раз. Раза оказалось достаточно, чтобы убить. Вот за это убийство дали деду 7 лет. Дали бы больше, но случай квалифицировали как самозащиту.
У второго деда ситуация немного другая. Был в его подъезде житель, который постоянно к нему цеплялся. Ну, дед однажды не выдержал да и пырнул этого соседа ножом. Убил. Дали 12 лет.

Красная и черная зона, как это?

Красная зона это зона, где администрация все контролирует. Где порядок соблюдается, запрещенных вещей нет, где все работают и ведут себя послушно. Черная зона - противоположность. Я сидел на черной зоне.

И в завершение, совет тем, кто попал в места не столь отдаленные. Как себя вести?
Раз уж так получилось, то не стоит переживать и волноваться. На зоне такие же люди, как и на воле. Нужно быть порядочным человеком по жизни и тогда проблем не будет. Если человек на воле живет с достоинством, то проблем не должно быть. Желательно не врать. Лучше всегда сказать правду, как есть. Потому что много заезжает земляков, которые могут знать правду о человеке. Важно следить за своими словами. Если чего-то не знаешь или не уверен, то лучше не говорить. Хотя лучше туда не попадать.

И в завершение желаю всем «мужикам» фарту и масти, и всего самого наилучшего.

Александр Скорик



Просмотров