Проект на тему дорожного движения. Проектная работа по пдд. от школы до дома»

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Виктор Мороз
Расскажите детям о животных жарких стран

БЕГЕМОТ


Толстокожий, неуклюжий
И огромный, как гора.
Любит воду, но не лужи,
В речке плещется с утра.
Лотос ест, камыш жует.
Житель Нила – бегемот.

Бегемоты, или, как их еще называют, гиппопотамы, живут в Африке. У них толстое неуклюжее тело и большая голова. Вес бегемотов достигает четырех тонн. Бегемот часами лежит в воде, выставив наружу лишь ноздри и глаза.

Люди знали о существовании бегемота с древних времен. На стенах древнеегипетских храмов сохранились сцены охоты на бегемотов, которых египтяне называли «водяной свиньей». В Древний Рим бегемотов привозили для битв на аренах с гладиаторами.

Бегемоты кажутся неуклюжими и неповоротливыми. На берегу они передвигаются медленно, перебирая своими короткими лапами. Но стоит бегемоту попасть в воду – он сразу преображается! Бегемот отлично плавает и ныряет. Его кожа выделяет специальную жидкость красноватого цвета, отчего бегемот не мокнет в воде. Эту жидкость за цвет называют «кровавым потом». По толстокожести бегемот занимает первое место в мире, обогнав и носорога, и даже слона!



Живут бегемоты небольшими стадами, по 6-15 животных. Бегемоты – миролюбивые существа, никогда не нападают первыми. Но если нарушаются границы их территории, они отважно вступают в бой даже с крокодилами и обращают их в бегство.


Бегемот, бегемот,
У него огромный рот,
Что-то он весь день жует, -
Видно, не напрасно.
Он в округе знаменит
Каждый скажет: «Прямо стыд
Бегемота аппетит
Вам не знать прекрасный!»
Кто же только в гости вот
Пригласить тебя рискнет?

(Е. Корюкин)

Новорожденный бегемотик почти все время, пока не подрастет, катается на спине матери.

На бегемотов охотятся браконьеры, поэтому их численность сократилась. Особо ценятся у браконьеров клыки бегемота, которые со временем не желтеют, как слоновая кость.

Есть в Африке и карликовые бегемоты. Их долгое время не могли обнаружить в дикой природе. Ученые считали, что это сказки, которые рассказывают местные жители. Лишь в начале XX века удалось поймать живого карликового бегемота, вес которого был «всего» 300 килограммов. Питаются эти «мини-бегемоты» корнями и клубнями растений.

ЖИРАФ


На жаре, одежду сняв,
В душ отправился Жираф.
Он вприсядку наклонился,
Изогнулся и… свалился.

(Ю. Парфенов)

В Африке живут жирафы – самые высокие животные. Рост взрослого жирафа достигает 6 метров. У жирафа светлая шкура, на которой разбросаны большие бурые пятна. В природе нельзя найти двух одинаково окрашенных жирафов.

Шерсть у жирафов гладкая, на спине и шее растет короткая темная грива. У жирафов есть рожки – на голове могут вырастать до 5 рожек – больше, чем у других млекопитающих.

Жирафы ведут стадный образ жизни – по 7–12 животных. Стадо возглавляет самая опытная самка. Пока остальные пасутся, высокий самец наблюдает за окружающей местностью. Острое зрение помогает ему заметить опасность на расстоянии до одного километра.

На жирафов охотятся львы, но они предпочитают слабых или больных животных. А взрослый жираф способен дать сдачи. Крепким копытом он может проломить льву череп.



Подросшие самцы жирафов устраивают поединки в споре за самок. Такой бой проходит по строгим правилам: сначала жирафы ходят по кругу, затем размахивают головами и бьют друг друга в бок и спину. Когда один из противников выбьется из сил, поединок заканчивается.

Жирафам сложно есть траву, потому что у них очень длинная шея. Чтобы полакомиться травой или напиться, жираф сильно раздвигает передние ноги в стороны или сгибает их в коленях.

Основная пища этих животных – сочные листья с веток высоких деревьев. Жираф без труда дотягивается до самых верхних веток.

Днем в Африке очень жарко, поэтому питаются жирафы только утром и вечером. А жаркое время проводят стоя в тени деревьев. Ночью жирафы ложатся на землю, подбирая под себя передние ноги и одну заднюю. На вторую заднюю ногу жирафы кладут голову. Жирафы спят очень чутко и в глубокий сон впадают всего на несколько минут.

ЗАГАДКА


И ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он…

(Жираф)

ЗЕБРА


У лошадки рубашка -
В полоску, как тельняшка.
Конь есть конь, а не матрос,
Что за странность? Вот вопрос.

(В. Кремнев)

Полосатая лошадка – зебра – обитает в африканских степях – саваннах. Все зебры отличаются друг от друга узором на теле. До сих пор ученые спорят, кто такая зебра – животное белого цвета с черными полосками или черное животное с белыми полосами?

Кажется, что полосатых зебр легко заметить в желтой саванне. Но, оказывается, когда зебра быстро бежит, мелькающие полоски как будто сливаются в воздухе. Ночью и в полумраке, когда охотятся большинство хищников, зебры на фоне кустов совершенно не видны.

На шее у зебры есть короткая грива из жестких волос, а на хвосте красуется черная кисточка.


На поле резвятся лошадки.
Играют в пятнашки и прятки.
А зебра стоит за кустами,
Стесняясь к ним выйти в пижаме.

(Н. Ламм)


Зебры не любят одиночества и живут большими табунами, в которых бывает до 10 тысяч животных. Вместе с африканскими антилопами зебры кормятся и ходят на водопой. Они предпочитают есть очень жесткие и сухие верхние листья, а более сочные молодые побеги остаются антилопам. Когда стадо отдыхает, одна из зебр стоит на страже, наблюдая за тем, чтобы незаметно не подкрался хищник.

Зебры довольно быстро бегают, они пугливы и осторожны. Но даже высокая скорость иногда не спасает их ото львов. Другими врагами зебр, особенно молодых жеребят, являются леопарды и гиены. Новорожденный детеныш зебры сразу же учится ходить – в саванне очень важно, если хочешь остаться в живых, уметь убегать от хищников.

Хотя зебры и похожи на лошадок, они всегда остаются дикими и очень плохо приручаются. В прошлые века на зебр охотились браконьеры. Горе-охотники полностью истребили похожих на зебр квагг. В отличие от зебр, у квагг полосками была покрыта лишь шея и передняя часть туловища.

НОСОРОГ


Носорог без лишних слов
В драку броситься готов.
Он не даст себя в обиду,
Неуклюж он только с виду.

(В. Степанов)

Одни из самых крупных сухопутных животных Земли – носороги. Их толстая кожа покрыта складками и почти полностью лишена волос. На голове носорога красуются один или два изогнутых или прямых рога.

В Средние века европейские ученые не видели живого носорога, только слышали о нем рассказы путешественников, побывавших в Африке. Так появлялись легенды о волшебных единорогах. Художник Альбрехт Дюрер нарисовал носорога, покрытого чешуей и толстым панцирем.


Есть очень много рогачей
В зоопарке и в лесу,
У всех рога на голове,
А у него лишь на носу.

Считалось, что рог носорога обладает волшебными свойствами. Из него якобы получали лекарство от всех болезней, а отравленный напиток, налитый в рог, начинал кипеть. Рога носорогов стоили очень дорого, и на охоту за носорогами отправлялось много браконьеров. В результате значительное число носорогов было уничтожено. В наши дни осталось очень мало носорогов. Живут они в основном в заповедниках и охраняемых национальных парках.



Несмотря на то, что носорог очень силен, он удивительно неповоротлив. От носорога можно легко убежать, просто повернув в сторону.

Агрессивность носорога объясняется просто – у него плохое зрение. Поэтому носорог бросается на любой незнакомый ему предмет, иногда даже на дерево. Подбежав поближе, он видит, что опасности для него нет, и успокаивается.

Самые крупные носороги – африканские. Кожа черного и белого носорогов лишена складок. Длина переднего рога достигает 70–80 см. Взрослые самцы белого носорога весят до 5 тонн. Носороги могут очень быстро бегать, правда, только на короткие дистанции. Если носорог спокоен, то он ходит с опущенной головой, и поднимает голову, когда осматривает местность или злится.

Носороги, живущие в Азии, меньше африканских собратьев. Их осталось совсем мало, поэтому охота на них запрещена.

Десять тысяч лет назад, когда на нашей планете был ледниковый период, в холодных тундрах Северной Евразии и степях Северной Африки обитали предки носорогов – шерстистые носороги. Размерами они превосходили своих современных потомков, а тело покрывала густая шерсть.

ГИЕНА


Мы спросили у гиены,
Что такое гигиена.
И ответила она:
– В этом деле я сильна,
Чищу зубы по утрам,
Убираю всякий хлам!

(В. Мороз)

Хотя гиены похожи на собак, их ближайшие родственники – мангусты. Самая крупная гиена – пятнистая – обитает в Африке.

Многие думают, что гиены – трусливые и глупые животные, которые питаются падалью и наносят вред сельскому хозяйству. Это не совсем так. Гиены – умные и смелые существа. Поедая мертвых или больных животных, они играют роль мусорщиков, собирателей отходов.

Иногда гиены охотятся и на мелких антилоп, нападают на домашний скот. Если их разозлить, могут наброситься даже на человека. При этом умная гиена не станет нападать на охотника, у которого в руках огнестрельное оружие. Она видит, что перед ней серьезный противник, и отступает.

У гиен очень крепкие и большие зубы. Они способны перемалывать даже крупные кости.



Пятнистые гиены охотятся на антилоп гну. Обычно ночью, но иногда не дожидаясь наступления темноты, несколько гиен нападают на ослабевшее, отбившееся от стада животное или детеныша. Они могут упорно гнать свою добычу много километров, при этом почти не устают.

У гиен нет друзей, все хищники враждуют с ними. Гиены промышляют тем, что отнимают добычу у леопардов или гепардов. Леопарды, чтобы сохранить пойманное животное, затаскивают его на дерево, куда гиены взобраться не могут.

Многие гиены живут рядом со львами и питаются остатками их добычи. Иногда случается наоборот – взрослый лев отбирает убитую антилопу у удачливых охотников-гиен. Но горе слабому или постаревшему льву – он становится жертвой более молодых и сильных гиен.

ГЕПАРД


У гепарда в том успех,
Что бежит быстрее всех.
А успех улитки в том -
На себе везет свой дом.

(Ю. Парфенов)

Очень необычные животные – гепарды. Хотя они принадлежат к семейству кошачьих, у них много признаков других хищников. Гепарды не могут втягивать когти на лапах, как это делают все кошки. По своему облику гепарды больше похожи на борзых собак – у них длинное грациозное тело, а короткая желтая шерсть покрыта черными пятнами. Такая окраска помогает им прятаться в траве.

Гепарды – самые быстрые бегуны на Земле. Преследуя добычу, они могут развивать скорость до 120 километров в час. Тело их идеально приспособлено для быстрого бега. Голова маленькая, округлой формы. Ноги длинные с развитой мускулатурой. Пушистый хвост во время бега служит балансиром, помогая сохранять равновесие.



Гепарды незаметно, прячась в траве, подкрадываются к пасущимся антилопам. Подойдя поближе, они устремляются в атаку. Если гепарду не удается сразу нагнать добычу, он прекращает преследование, потому что не может бежать долго с огромной скоростью. Чтобы восстановить дыхание после короткого забега, гепард отдыхает около получаса, затем снова продолжает охоту.

Обычно гепарды охотятся поодиночке, но иногда объединяются в пары или небольшие группы.

Древние египтяне три тысячи лет назад приручали гепардов и брали их с собой на охоту. Ученые нашли изображения охотящихся гепардов в египетских пирамидах.

Когда-то гепарды обитали в Африке и в азиатских степях. У азиатских гепардов на шее и верхней части спины росла небольшая грива. Сегодня гепарды остались лишь в Восточной и Юго-Западной Африке, хотя имеются сообщения очевидцев, которые видели гепардов в труднодоступных районах Средней Азии и Индии.

Гепарды легко приручаются и хорошо переносят неволю. Хотя их много в зоопарках мира, детенышей в неволе они приносят очень редко. У новорожденных котят серо-голубой мех, на котором совсем нет пятен, а на шее – пушистая грива.

ЛЕВ


Грозный лев с огромной гривой
Воду пьет неторопливо.
Лев гривастый – царь зверей,
В джунглях зверя нет храбрей.

(В. Степанов)

Льва недаром называют царем зверей. Взрослый самец – огромное величественное животное с мощным мускулистым телом. Его большие глаза, кажется, излучают мудрость, а голову обрамляет густая пышная грива. У львиц нет такой пышной гривы, как у самцов. Лев может издавать очень громкий рык, давая понять животным вокруг, что это его территория.

В Древнем Египте лев был символом божественной и царской власти, у древних ассирийцев и греков львы сопровождали богов. Изображение львов украшает гербы многих государств.

Львы живут большими семьями, называемыми прайдами. Обычно в прайде один самец, несколько самок и детенышей. Семья охраняет и заботится о своих малышах, а вот старые и больные львы никому не нужны. Их изгоняют из прайда, и они становятся легкой добычей гиен.



Молодые львы, когда подрастут, покидают прайд и отправляются в самостоятельное путешествие по саванне. Встретив стаю из нескольких самок, они устраивают свой прайд. Бывает, что молодой лев захватывает и чужой прайд, изгнав ослабевшего и постаревшего предводителя.

У львов четкое разграничение обязанностей – самцы охраняют территорию, а самки охотятся. Взрослым львам в день нужно съедать около 18 килограммов мяса, поэтому львицы вынуждены много охотиться. Они терпеливо сидят в засаде, а затем нападают на жертву – газель или антилопу. Львица прыгает антилопе на спину и вонзает свои клыки ей в шею.

Первым к пойманной добыче подходит самец. Он может съесть столько, сколько захочет, – «львиную долю», нередко оставляя самкам и детенышам совсем мало еды.

ЗАГАДКА


Грозный рык раздался вдруг,
Распугал всех птиц вокруг.
Ходит в клетке, озверев,
Царь зверей, короче…

(Лев)

ГОРИЛЛА

Горилла – самая крупная человекообразная обезьяна. Рост взрослых самцов достигает двух метров, а масса – более 300 килограммов. У горилл большая голова с низким лбом и очень длинные передние конечности – гориллы опираются на них при передвижении.

Гориллы живут в тропических лесах и горах Экваториальной Африки. Несмотря на довольно свирепый вид, эти огромные обезьяны питаются в основном растительной пищей. Они едят не только плоды, ягоды и орехи, но и не брезгуют корнями, стеблями растений, даже древесной корой, которую разгрызают своими сильными, крепкими зубами.

Впервые европейские ученые узнали о гориллах в конце XVI века. Английский моряк Эндрю Бэтт, несколько лет проживший в Африке в плену, рассказал об огромных черных обезьянах.

Горные гориллы, которые обитают на склонах потухших вулканов в Восточной Африке, были обнаружены в начале XX века. Это очень редкие животные. В настоящее время в дикой природе их осталось совсем немного.

Гориллы живут семейными группами, которые возглавляет взрослый самец, достигший возраста 10 лет. На спине вожака появляется седая шерсть, в то время как молодые самцы абсолютно черного цвета.



В стаде все подчиняются вожаку. Он выбирает места для кормежки и ночлега. Отыскав укромный уголок, гориллы наклоняют к земле стволы молодых деревьев и накидывают на них листья – делают мягкое лежбище.


Сыну как-то говорила
Мама, мудрая горилла:
– От дождя спасайся смело
Под широким, сын, листом.
Но в руке держи умело -
Будет он тебе зонтом.

(С. Чертков)

Гориллы – миролюбивые животные. Несмотря на огромную физическую силу, они почти никогда не дерутся друг с другом. Даже если случается спор между двумя самцами, дело никогда не заканчивается «рукоприкладством». Самцы побеждают друг друга силой взгляда – они пристально смотрят в глаза противнику. Тот, кто не выдержит взгляда и отойдет в сторону, тот и проиграл.

ЗАГАДКА


Ой, смотрите, человек!
А на теле – черный мех.
Мы ошиблись, смотрит мило
Из кустов на нас…

(Горилла)

СЛОН


Весит слон
Триста тонн:
Тонна – ушко,
Тонна – ножка,
Вот так крошка!

(Г. Цыферов)

Слоны – самые крупные сухопутные животные. В наши дни на Земле обитает два вида слонов: африканский и индийский. Вес самцов африканского слона достигает семи тонн. Индийский слон немного меньше.


У слона чудесный хобот:
Сам бананы с пальмы рвет,
Льет он воду, как из душа,
Песни трубные поет.

(Н. Мигунова)

Верхняя губа и нос у слонов словно срослись, образовав подвижный орган – хобот. На конце хобота находятся ноздри и «пальцы» – чувствительные отростки, с помощью которых слон может поднимать с земли даже мелкие предметы, например, монеты или гвозди. Хоботом слон подносит ко рту пищу, набирает в него воду и затем выливает в рот. Хобот очень важен для слона, если его отрезать, слон погибнет от истощения.

Кроме необычного носа-хобота, у слонов есть необычные зубы – бивни, в которые превратились резцы верхней челюсти. Бивни служат как для добычи пищи, так и для защиты от врагов. Особенно большие бивни у самцов африканских слонов – их длина свыше трех метров. Бивни очень высоко ценятся, и поэтому слонов истребляют браконьеры.



Большие уши защищают слонов от перегрева. У индийских слонов уши меньше, чем у африканских. Кожа у слонов толстая и морщинистая.


Слон смеется
В самый зной:
«Славный душ
Всегда со мной!»

Слоны питаются ветками деревьев, листьями, травой, кореньями, плодами. За день один слон съедает до 150 килограммов зеленого корма.

Слоны держатся стадами, только старые самцы живут поодиночке. В стаде обычно от 5 до 20 животных. Вожаком стада становится старая мудрая слониха. Маленьким слонятам можно не бояться хищников – на их защиту становится все стадо.

Люди приручили индийских слонов. Они часто живут рядом с деревнями. Слонов используют на лесозаготовительных работах, они с легкостью переносят большие бревна или поднимают другие тяжести.

Живут слоны 60–70 лет. Самка вынашивает детеныша почти два года. Новорожденный слоненок весит 100 килограммов. В течение двух лет жизни слоненок питается молоком матери, а самостоятельным становится только к пяти годам.

ПАНГОЛИН


Хитрый ящер панголин
Леопарда удивил -
Он дугою изогнулся,
Перед ним клубком свернулся.
Леопард, как ни старался,
К панголину не добрался.

(В. Мороз)

В Экваториальной и Южной Африке часто можно встретить глубокие норы. Их прорыли странные существа – панголины. Тело панголинов по цвету и по форме похоже на еловую шишку – оно покрыто крупными налегающими друг на друга роговыми чешуями. За этот покров, схожий с чешуей пресмыкающихся, этих животных еще называют ящерами.

Свободные от чешуй участки тела – морда, брюхо, низ тела и внутренняя поверхность ног – покрыты короткой жесткой шерстью. У панголинов нет зубов, зато есть длинный (до 25 см), тонкий и клейкий язык. С его помощью панголин извлекает из гнезд термитов и муравьев. Панголины днем прячутся в норах, дуплах или в кронах деревьев, а ночью выходят на охоту. Сильными лапами, которые вооружены острыми длинными когтями, они разламывают термитники и муравейники.

Некоторые виды ящеров могут быстро бегать и ловко лазать по деревьям.



Если панголину грозит опасность, он сворачивается в клубок. Развернуть панголина могут лишь очень сильные животные, такие как лев или леопард.

Африканские племена придумали множество легенд о ящерах. Представители племени банту считают, что в термитнике скрывается радуга. Панголин, разрывая термитник, выпускает радугу на волю, и тем самым заканчивается сезон дождей. Согласно другому поверью, если прыгнуть через дырку, проделанную панголином в термитнике, то тебя ждет удача.

Детеныш панголина рождается без чешуек и, пока не подрастет, живет в норах. Путешествует он сидя на хвосте матери.

КЕНГУРУ


Носит мама-кенгуру
Малыша в кармане.
Кенгуренку хорошо,
И удобно маме.

(Н. Мигунова)

Только в Австралии и Америке живут сумчатые млекопитающие. Их назвали так потому, что своих новорожденных детенышей они вынашивают в сумке. Кенгуру – самое большое сумчатое животное и символ Австралии.

Забавно происхождение названия этого зверя. Когда английские моряки под командованием капитана Джеймса Кука впервые высадились на австралийский берег, они увидели странных животных, которые прыжками, как огромные кузнечики, передвигались по берегу. «Кто это?» – спросили англичане у местных жителей – аборигенов. Те качали головами и отвечали: «Кен-гу-ру», что означало: «Я не понимаю». Вот так необычное название сохранилось за кенгуру.

Самый крупный из представителей сумчатых – рыжий кенгуру: длина его тела достигает 160 сантиметров, а вес 80 килограммов. Более мелкие – серые кенгуру и валаби.



Кенгуру передвигаются, прыгая на длинных и сильных ногах. Толстый и мощный хвост служит опорой, когда кенгуру сидит, и балансиром, когда он совершает прыжки. Кенгуру может прыгать на 13 метров в длину и на 3,5 метра в высоту.

Передние лапы у кенгуру совсем короткие. Ими животные придерживают пищу и подносят ее ко рту. Иногда они опираются на них при прыжках.

Кенгуру – мирные травоядные животные. Они собираются в большие стаи, которые насчитывают несколько сотен кенгуру.


Быстро скачет кенгуру
И в прохладу, и в жару,
Сумку он с собой несет,
В ней малыш его живет!

В сумке мягко и тепло,
Там малыш пьет молоко,
И подобен прыгуну
Австралийский кенгуру!

(М. Львовский)

У кенгуру рождается один детеныш размером не больше грецкого ореха. Он ползет по животу матери в сумку. Там он живет около полугода, питаясь только молоком. Подросшие кенгурята выбираются из сумки и путешествуют вместе с матерью. Но в случае опасности они могут запрыгнуть обратно в сумку.

Правда, врагов у кенгуру в Австралии почти нет. Ударом сильной ноги они могут отбросить назад и собаку, и даже человека. Да и скачут они с такой скоростью, что даже на автомобиле догнать их бывает нелегко.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".


Цели: уточнить с детьми названия животных жарких стран и их детенышей; уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются, характерные повадки; образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова; учить детей понимать и объяснять значение крылатых выражений; закрепить словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением животных жарких стран; раздаточный материал - картинки с изображением какой-либо части тела животного.

Ход занятия

1. Организационный момент

В джунглях звон везде летит,

Если слон во всю трубит.

А у жирафа шея длинная,

И все видать ему вокруг.

У зебры грива лошадиная,

Она для всех хороший друг.

А по пустыне поутру

Легко скакала кенгуру.

От солнца все в глазах искрится.

С тигрятами лежит тигрица.

В далекой Африке за всех

Отвечает храбрый лев.

2. Беседа о животных жарких стран

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О животных.)

А как вы думаете, где они живут? (В Африке.)

Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня... Вокруг - то желтые, мелкие, нежные, как пудра, пески, то серые, выветренные камни. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рев хищников и визг обезьян. Это тоже Африка.

Кроме Африки есть и другие жаркие страны - Австралия, Индия, Южная Америка, где живут эти животные.

Существует два вида слонов: африканские - самые крупные животные. Индийские - меньше. Слон - громадное животное. Шкура у него морщинистая, голая, без шерсти. Хобот длинный и упругий. Его слоны используют для того, чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Из хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью. Если приучить слона, он будет хорошим помощником: деревья в лесу клыками выкорчевывать, большие камни с места на место перетаскивать. Слон - очень умное животное. Логопед загадывает загадку:

Кто имеет один рог? Отгадайте... (Носорог.) (Выставляется картинка.)

Почему он так называется?

А это кто? (Бегемот.)

Дети сравнивают двух животных. (Различия: носорог большую часть времени проводит на суше, а бегемот в воде. Окрас у носорога черный и белый, а у бегемота коричневый. У носорога есть рога или рог, а у бегемота - нет. Сходство: они травоядные животные. Кормятся листвой, травой, корнями. Кормятся ночью.)

Выставляется картинка «Кенгуру».

Дети рассказывают об этом животном и логопед обобщает:

Кенгуру - животное Австралии. Передвигается прыжками, у него мощные сильные задние лапы и хвост, с помощью которого оно удерживает равновесие. На животе у кенгуру - сумка, с находящимся там маленьким детенышем. Кенгуру - это травоядное животное.

Логопед загадывает загадки: Это зверь какой-то странный, Шея, как стрела у крана. Чтобы ртом достать до трав, Вдвое сложится... (Жираф.) (Выставляется картинка.)

Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы.

Разлинованы лошадки,

Словно школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы. (Зебра.) (Выставляется картинка.)

Дети сравнивают двух животных. Выставляется картинка «Верблюд».

Верблюды бывают двух видов: одни двугорбые. Они живут в жарких сыпучих песках. Верблюды дольше всех могут терпеть голод и жажду. На спине у них горбы, наполненные жиром. Неделю могут прожить они без еды и питья - жир их прокормит. Питаются верблюды сухими травами и листьями пустынных растений.

Каких еще животных жарких стран вы знаете?

Что можете о них рассказать?

3. Дидактическая игра «Кто у кого?»

У львицы - львенок, львята.

У тигрицы - тигренок, тигрята.

У слонихи - слоненок, слонята.

У жирафа - жирафенок, жирафята.

У верблюдицы - верблюжонок, верблюжата.

У кенгуру - кенгуренок, кенгурята.

У зебры - зебренок, зебрята.

4. Физкультминутка «Чудесное превращение»

Дилы-дилы-дилы - появились крокодилы, Дети изображают дремлющего крокодила.

Моты-моты-моты - появились бегемоты. Показывают, как шагают бегемоты, как широко они открывают рты.

Афы-афы-афы - жуют листики жирафы. Дети тянутся вверх, изображая жирафов.

Ны-ны-ны - водой брызгают слоны. Надувают щеки, как бы набирая воду, затем, брызгают.

Яны-яны-яны - по веткам скачут обезьяны. Дети изображают скачущих обезьян.

5. Дидактическая игра «Добавь словечко»

В Африке живут ловкие, хвостатые... (Обезьяны.)

В Африке живут большие, толстокожие... (Бегемоты.)

В Африке живут сильные, гривастые... (Львы.)

В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые... (Зебры.)

В Африке живут пятнистые, длинношеие... (Жирафы.)

А также выносливые, двугорбые... (Верблюды.)

И еще огромные, сильные... (Слоны.)

6. Дидактическая игра «Чье это?»

У детей на столах лежат картинки с изображением какой-либо части тела животного. Грива чья? - львиная. Шея чья? - жирафья. Хвост чей? - обезьяний. Хобот чей? - слоновый. Горб чей? - верблюжий.

7. Дидактическая игра «Составь слово» Образование сложных слов.

У жирафа длинная шея - жираф какой?

У бегемота толстые ноги - ... .

У льва густая грива - ... .

У обезьяны длинный хвост - ... .

У верблюда два горба - ... .

У слона большие уши - ... .

Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ведет себя с другими, ест. Я вам сейчас буду называть такие определения, а вы объясните, какому человеку оно подходит.

«Львиная грива». (О человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа, много волос.)

«Крокодиловы слезы». (Так можно сказать о человеке, пролива ющем слезы.)

«Топает, как слон». (Это человек с тяжелой походкой.)

«Кожа, как у бегемота». (О человеке, которого ничем не уди вишь.)

«Обезьяньи ужимки». (Так говорят о том, кто любит кривляться.)

«Черепаший шаг». (Человек, который очень медленно ходит.)

«Волчий аппетит». (Очень голодный человек.)

8. Итог занятия

Материал для закрепления

I. Знать названия животных жарких стран, их строение, внешние признаки, чем питаются, характерные повадки. Уточнить, почему животные называются «домашние» и «дикие». Подобрать эпитеты к каждому животному. Уметь называть семью животных.

Например: тигр - тигрица - тигренок - тигрята.

Составить рассказ о животном.

И. Грамматический строй речи и словообразование.

Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.

Образование сложных прилагательных.

Например: У жирафа длинная шея - длинношеий жираф.

Образование притяжательных прилагательных. Например: Шерсть верблюда - верблюжья шерсть.

Образование существительных с помощью суффикса -ищ. Например: У жирафа нос - а у слона носище.

5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: жираф - жирафик.

6. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

Например: один кенгуренок, два - ... , три - ... , четыре - ... , пять кенгурят.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №169»

Советского района, г. Казани

Проектная работа по ознакомлению с правилами дорожного движения

на тему:

«Безопасный путь

от школы до дома»

Хасанова Лилия Ратмировна

Учитель начальных классов


Участники проекта: учащиеся начальной школы 2-4 класс, родители и классный руководитель

Срок реализации: 3 года

Тип проекта: Информационный, практико-ориентированный

Актуальность проблемы: У детей младшего школьного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке.


Цель: Формирование у детей младшего школьного возраста основ безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте.

Задачи:

  • Познакомить детей с необходимым минимумом ПДД и дорожных знаков.
  • Обучить элементарным навыкам дорожной грамотности.
  • Развивать интерес родителей к совместному с ребенком познанию правил личной безопасности детей. Стимулировать развитие ответственности родителей.
  • Воспитывать навыки личной безопасности.

Этапы реализации проекта:

Основной

Заключи-тельный

Подготови-тельный


1 ЭТАП: Подготовительный

  • Постановка цели и задач.
  • Определение методов исследования.
  • Составление календарно – тематического плана по ПДД.
  • Проведение родительского собрания
  • Подбор наглядно-иллюстративного материала.
  • Подбор художественной литературы по теме.
  • Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
  • Создание картотеки дидактических игр.
  • Оформление настольного макета дороги с пешеходным переходом, перекрёстком и дорогами микрорайона.
  • Подбор материала для продуктивной деятельности.

II ЭТАП: Основной

  • Ознакомление с историей транспорта и правилами дорожного движения.
  • «Сами не видят, а другим указывают», или зачем нужны дорожные знаки.
  • История появления и развития дорожных знаков.
  • Общие правила перехода дорог, или как пользоваться дорожными знаками.
  • Где можно играть?
  • О дорожных «ловушках», или почему дети попадают в ДТП.
  • Оценка знаний ПДД и способность ориентироваться на дорогах города.
  • Викторина «Угадай знак».
  • Анкетирование и конкурс рисунков «Дорожный знак возле школы».
  • Тесты по ПДД в 3-м и 4-м классах.
  • Выбор безопасного маршрута от дома до школы и обратно

III ЭТАП: Заключительный

  • На заключительном этапе дети посетят школу ГИБДД а театре «Экият», встретятся с инспектором ГИБДД, проведут наблюдения за пешеходами на перекрестках и пешеходных переходах. Подготовка фотовыставки дорожных знаков, которые располагаются на территории жилмассива, прилегающей к школе.

  • Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД – М.: «ВАКО», 2004.
  • Новиков С. Безопасный путь в школу. М., 1996.
  • Рыбин А.Л. ,Маслов М.В. Дорожное движение безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся – М.: Просвещение» , 2008.
  • Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий », 2009
  • Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. М.: Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
  • Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.

Интернет-ресурсы

http://kaz.docdat.com/pars_docs/refs/41/40658/40658_html_md895583.png - дети-пешеходы

http://sadik91.org.ru/images/stories/img/1650.jpg - малыши

Педагогический проект

Структура и содержание проекта

Структура

Правила дорожного движения!

Адресация проекта

Младшие школьники образовательных учреждений.


учитель начальных классов.

Место проведения

ОГАОУ «Губернаторский Светленский лицей»

Участники проекта

Учащиеся начальной школы.

Возраст учащихся

Младшие школьники 1-4 класс

Особенности проекта

По характеру продукта: творческо-исследовательский

По количеству детей: групповой.

По продолжительности: краткосрочный (1 неделя).

По профилю знаний: межпредметный (все образовательные области)

По уровню контактов и масштаба организации: на уровне ОУ

Цель проекта

Предупреждение детского дорожно – транспортного травматизма, посредством закрепление знаний учащихся начальной школы о правилах дорожного движения.

Задачи проекта

1.Активизировать работу педагогов по пропаганде правил дорожного движения.
2.Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения.

3.Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

4. Вырабатывать у младших школьников привычку правильно вести себя на дорогах

Ресурсы проекта

Педагоги

Заинтересованные воспитанники

Уголок по безопасности

Детские игры, плакаты, детская , энциклопедии по безопасности дорожного движения

Модель светофорика, символа уголка ПДД в классе

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Результат деятельности педагогов:

1.Создание оптимальных и необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;
2.Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

4.Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
5.Появление интереса у родителей к совместному обучению безопасному поведению на дорогах.

Результат деятельности детей: создание карточек с дорожными знаками, модели машин из бросового материала, моделей для светофорика.

Аннотация

Мероприятия проводятся в непосредственной , в совместной деятельности учителя и детей в виде: бесед, викторин, наблюдений за движением транспорта, чтение художественной литературы, отгадывания загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

Этапы работы над проектом

Iэтап «Составление «Банка идей»

IIэтап «Основной»

IIIэтап «Заключительный»


Пояснительная записка

Актуальность проблемы обучения детей младшего школьного возраста правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.

В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.

Проблема обучения младших школьников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.

В целом по стране, а также в нашем ОУ, накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. В основном с младшими школьниками проводятся соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер.

Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий, поэтому мною был создан проект по теме: «Правила дорожного движения!»

Под проектом мы подразумеваем отрезок жизни класса, в процессе которого и дети, и взрослые совершают поисково-познавательную творческую работу. Принципиальной отличительной чертой проекта является период его реализации (длительность) и открывающиеся возможности. Проект (в отличие от прежних занятий в традиционной практике) может длиться столько дней, сколько:

У детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;

Взрослым удаётся поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной темы и пополнять развивающую среду раскрывающими её материалами;

Будет сохраняться творческая и методическая готовность взрослых поддерживать проект новыми идеями и ресурсами.

Благодаря продолжительности проекта дети получают возможность для реализации различных действий, раскрывающих выбранное содержание. При этом каждому ребёнку обеспечивается право и возможность выбора способа познания в соответствии с его особенностями и потребностями.

Практическая работа по реализации этапов проекта

«Правила дорожного движения!»

Цель нашего проекта заключается в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма, посредством включения педагогов и младших школьников в образовательную деятельность на основе активного взаимодействия, направленного на расширение и закрепление знаний младших школьников о правилах дорожного движения.

Работа в рамках проекта «Правила дорожного движения!» осуществлялась поэтапно.

На первом этапе проекта «Составление «Банка идей» с детьми был составлен план работы, на основе «модели трёх вопросов». Методика работы с «моделью трёх вопросов» такова. После того, как была определена интересующая нас тема, я включилась в разговор с детьми о том, что они знают, или хотят узнать по предлагаемой им теме. Все идеи и высказывания детей записываются на специально подготовленном бланке, после каждой записанной идеи ставится имя её автора. Заполненную модель мы обсудили и я дополнила её своими идеями

«Банк идей» наглядно показывает, что мы знаем, что мы хотим узнать, что сделать, чтобы узнать. Исходя, из этого мы составили план работы нашего проекта на неделю.

Ответственные

Результат

Подготовительный этап

    Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме Укрепление материально-технической базы:

приобретение атрибутов по ПДД


Классный руководитель

(учитель начальных классов)

Создание методической базы для реализации проекта.


Первый этап «Составление «Банка идей»

«Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге)

    Анкетирование детей «Дорожная азбука» (Приложение 1).

Классный руководитель

(учитель начальных классов)

Второй этап«Основной»

    Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения с детьми. Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: Дружинина М. «Наш друг светофор»; «Правила поведения на улице»; Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков» и т. д.
    Конкурс на лучший рисунок «Светафорика». Использование настольных игр по ПДД на переменах. (Приложение 3)
    Решение игровых и проблемных ситуаций, проведение викторины по ПДД. Разработка для педагогов по проблеме дорожно-транспортного травматизма.

Классный руководитель

(учитель начальных классов)


    Систематизация знаний детей по ПДД, Закрепление с детьми правил дорожного движения через художественное слово
    Закрепление детьми знаний по ПДД, Воспитание у детей интереса к изучению правил дорожного движения, развитие творческих способностей, закрепление знаний ПДД

Третий этап «Заключительный»

Подведение итогов проекта «Посвящение детей в пешеходы» (Приложение 2)

Участники проекта.

Классный руководитель

(учитель начальных классов)


Закрепление знаний по правилам дорожного движения у детей.


На первом этапе проекта также было проведено анкетирование детей «Дорожная азбука» оно показало, что дети испытывают затруднения в знании правил дорожного движения.

На втором «Основном» этапе мы с детьми осуществляли практическую образовательную деятельность по различным образовательным областям программы, а также вне занятий в игровой деятельности (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры) закрепляли, полученные на занятиях знания. При этом мы повторили виды дорожных знаков и их значение. Поиграли в дидактическую игру « Играй, да смекай», которая направлена на знание детьми запрещающих, указательных, предписывающих и предупреждающих дорожных знаков. Создали макеты для нашего «Волшебного Светофорика».

На третьем «Заключительном» этапе была проведено развлечение «Пешеход на улице» во время которого закрепляли правила дорожного движения, разгадывали кроссворды на заданную тему, воспитывали желание соблюдать правила дорожного движения.

Результатом нашего проекта стало то, что:

Дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни, а главное ставили перед собой задачи, находили пути их решения и воплощали свои задумки в жизнь.

Разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию, формирование у детей знания о культуре поведения на дороге. Во время работы данного проекта были разработаны сценарии дня на тематическую неделю «Правила дорожного движения!».

Заключительное слово

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача учителя – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Предложенный проект – попытка организовать на практике систему деятельности педагогов ОУ по обучению младших школьников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Мы убедились, что такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное в нашем проекте, то, что мы смогли заинтересовать детей данной проблемой. Наш проект может быть использован в других ОУ.

Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Списоклитературы

1.Арнаутова и семья. - М., 2002.

2.Белая деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2004.

3., Гущина новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: . - М., 2004.

4.Данилова «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

5.Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. , и др.; под ред. , . - М.: ТЦ Сфера, 2008.

Приложение 1

Вопросник для проверки знаний детей по теме " Дорожная азбука "

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________________

Дата заполнения "_____"____________20 __ г.

Ответ ребенка

Уровень сформированности представлений о транспортных средствах,

об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.

1. Что такое улица?

2. Как регулируется движение на улице?

3. Какие сигналы светофора ты знаешь? Что они обозначают?

4. Какие светофоры стоят на улицах города?

5. Для чего на светофоре устанавливается временной сигнал?

6. Чем отличаются транспортный и пешеходный светофоры?

7. Как называется человек, который регулирует движение на дороге?

8. Что помогает регулировщику управлять движением?

9. Где должны ходить пешеходы?

10. Что такое перекресток?

11. Где и как нужно переходить дорогу?

12. Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон?

13. Как обозначается пешеходный переход?

14. Какие пешеходные переходы ты знаешь?

15. Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы

16. Где на проезжей части можно переждать поток машин?

17. Где должны ездить автомобили?

29. Какие ты знаешь правила поведения в транспорте?

30. Чего нельзя делать в транспорте?

31. Какие ты знаешь правила поведения на улице?

32. Чего нельзя делать на дороге?

33. Где можно кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках?

34. Для чего нужны шлем, наколенники и налокотники?

Знание правил поведения на железной дороге

35. Какие ты знаешь правила поведения на железной дороге?

36. Что такое шлагбаум?

37. Для чего нужен семафор?

38. Как регулируется движение поезда и электричек?


Примечания:

    Опрос проводиться в несколько этапов. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Приложение 2

Цель: формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения

Ход праздника

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Вы почти год проучились в первом классе и хорошо знаете все правила школьников. А вот знаете ли вы также хорошо правила дорожного движения, имеете ли вы право называться настоящими пешеходами, мы сегодня увидим.

Мне сказали, что самые лучшие знатоки правил дорожного движения находятся в нашем классе. Проверим, так ли это. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать «Это я, это я, это все мои друзья», или молчать

Кто из вас идет вперед только там, где переход?

Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?

Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?

Знает кто, что красный свет – это значит – хода нет?.

Молодцы, ребята, вы и правда хорошо справились с этим заданием. У меня на дороге есть замечательные помощники. Один из них спешит к нам на праздник. Угадайте, кто это?

Он имеет по три глаза,

По три с каждой стороны,

И хотя еще ни разу

Не смотрел он всеми сразу –

Все глаза ему нужны.

Он висит тут с давних пор.

Ч то же это? (светофор)

Светофор:

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горит и день и ночь

Зеленый, желтый, красный.

Самый строгий –

Красный свет

Путь для всех закрыт!

Чтоб спокойно перешел ты,

Слушай мой совет:

Жди, увидишь скоро жёлтый

В середине свет.

А за ним зеленый свет

Вспыхнет впереди.

Скажет он препятствий нет,

Смело в путь иди.

Проводится подвижная игра «Красный, желтый, зеленый».

Звучит музыка. Светофор по очереди показывает нужный свет.

Зеленый – дети движутся,

желтый–дети замедляют ход,

красный – стоят.

Светофор: Молодцы, ребята, вы отлично справились с моим заданием. Надеюсь, когда вы встретите меня на дороге, не забудете про мои сигналы.

Кроме светофора у меня еще есть помощники.

Очень нужен он в пути,

Где дорогу перейти?

Он расскажет «что» и «как» ,

Звать его – (дорожный знак).

Проводится игра «Дорисуй знак».

Каждой команде выдаются по пять одинаковых дорожных знаков. Дети должны дорисовать знак и вспомнить его название. По истечении отведенного времени работы сравниваются.

Молодцы! Дорожные знаки вы прекрасно знаете. А знаете ли вы как необходимо обходить автобус и троллейбус?

Дети: Сзади.

А как обходят трамвай?

Дети: Спереди.

Посмотрим как вы переберетесь на другую сторону.

Проводится игра « Перейди дорогу».

Команды строятся в колонну по одному. По сигналу начинают перебегать на другую сторону зала, оббегая трамвай спереди, автобус сзади. (Транспорт, нарисованный на листах поднимают по очереди помощники.

Командам без нарушений удалось перебраться на другую сторону. Для того, чтобы вернуться назад вы должны отгадать загадки.

Нет конца у строчки,

Где стоят три точки...

Кто придумает конец,

Тот и будет молодец.

Чтобы я тебя повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину,

И тогда, поднявши пыль, Побежит... (автомобиль)

В магазине мы купили

Глобус круглый и большой.

Об одном мы позабыли,

Как нести его домой?

Но, подъехав к остановке,

Дверь открыл и очень ловко

Вмиг привез и нас, и глобус,

Замечательный... (автобус)

Знает правила движенья,

Как урок учитель,

Плюс сноровка при вожденье,

Звать его... (водитель)

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ.

Это мой... (велосипед)

Он и в поле, и на стройке,

Он почётный трудовик.

Тяжесть он выносит стойко,

Возит грузы... (грузовик)

Очень нужен он в пути,

Где дорогу перейти?

Он расскажет «что» и «как»,

Звать его - ... (дорожный знак)

Мы на улицу пошли,

Светофора не нашли.

Как дорогу перейти,

Если «зебра» на пути!

Мы гадали, мы решали,

Что же это за проход?

потом мы все узнали «Зебра» — это... (переход)

Там, где есть машин поток,

Дорожных знаков много,

Постовой свистит в свисток,

Значит, там — ... (дорога)

Напомни ротозею строго: «Стоп!

Здесь проезжая дорога!

Кто так на улице резвится,

Потом окажется в... (больнице)

Волшебной лестницы движенье

Не потому, что просто лень нам —

В метро нас бережно спускает

Или обратно поднимает.

На ней стоят, но в то же время

Все едут в нужном направлении,

Идёт лишь кто спешит куда-то,

Мы говорим про... (эскалатор)

(Дети, держась за пояс, друг друга, имеют право сделать шаг вперед, положив перед собой белую полоску, находящуюся в руках первого человека.)

ВЫ прекрасно вернулись назад. Оглянитесь. Что вы видите?

Дети: Это зебра - пешеходный переход.

Вы настоящие знатоки правил дорожного движения, и можете смело называться настоящими ПЕШЕХОДАМИ (Детям вручаются медали « Лучшему пешеходу»).

Приложение 3

Анна Аленичева

Аннотация

В Российской Федерации проблема детского дорожно -транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России , число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает : ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах , увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.

Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку , быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении , которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий .

Актуальность

В нашей стране, как и во всем мире , увеличивается число дорожно -транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного движения , их незнанием. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге , так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке , поэтому важно научить детей дорожной грамоте , правилам поведения на улицах .

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении , и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.

Мероприятия, посвящённые теме ПДД, всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. А как же иначе? Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения , дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке , викторине, игре. А также детям очень близки подвижные формы игр , эстафеты, посвящённые безопасности движения . Здесь ребёнок не только хорошо запомнит и усвоит ПДД, но и к тому же поймёт, где и когда можно безопасно и весело играть.

Описание материала :

Плакаты с изображением правил дорожного движения , макет микрорайона, макеты домов, людей, дорожных знаков , машинки, собирающаяся парковка, картины, схемы, картинки с изображением дорожных знаков ; с изображением ситуаций на дорогах , дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм (фуражки,жезл,рули,фартуки с изображением автомобилей) , книги с иллюстрациями.

Тип проекта

Информационный, практико-ориентированный, комплексный, групповой.

Срок проекта

среднесрочный.

Участники проекта дети средней группы , воспитатель, родители.

Цель :

Сформировать у детей среднего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения

Задачи проекта

Предложенный проект – попытка организовать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов. Все проведённые мероприятия нацелены на :

1. Расширение знаний детей о правилах поведения на дороге и умение применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх , инсценировках, в повседневной жизни.

2. Объединение усилий педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерное и активное распространение знаний о правилах дорожного движения среди родителей .

3. Разработку наглядных материалов, оказывающих развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей подготовительной группы.

По ходу проводимых мероприятий решались такие задачи :

1. Формировать у детей среднего дошкольного возраста знаний о культуре поведения на дороге .

2. Воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей

3. Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения .

Вся работа была построена на достижение такого результата :

1. Уточнение и дополнение о правилах дорожного движения и культуре поведения на дороге .

2. Различать понятия о перекрёстках различной сложности, закреплять представления о проезжей части , о переходе при двухстороннем движении , дорожных знаках : знаках сервиса, предупреждающих знаках, запрещающих, некоторых предписывающих.

3. Иметь преставления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья .

4. Полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров и культуре поведения в транспорт

Образовательные : - Познакомить детей с правилами дорожного движения , строением улицы и дорожными знаками , предназначенными для водителей и пешеходов, с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения ;

Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;

Развивающие : - Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге ;

Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию

коммуникативных навыков;

Речевые : - Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом ;

Развивать связную речь;

Воспитательные : - Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;

Формы работы по реализации проекта :

Тематические развлечения, беседы, целевые прогулки, чтение художественной литературы, рассматривание картин, подвижные игры , сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, выставка творческих работ.

Предполагаемый результат

У детей сформировано осознанное поведение на улице, в дорожно -транспортных ситуациях, отношение к соблюдению правил . Развито чувство самоконтроля, ответственности, сформированы предпосылки готовности отвечать за свои поступки. Тем самым сохранены жизнь и здоровье детей

Этапы проекта :

I этап подготовительный :

1. Постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения

2. Определить продукт проекта :

3. знание правил дорожного движения ;

4. Довести до детей важность данной проблемы : «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»

5. Подобрать художественную литературу, подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта .

6. Изучить методическую литературу :

К. Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников» ; \

Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б., Князева О. Л., «Безопасность» ;

В. А. Добряков «Три сигнала светофора» ;

В. Э. Рубляк «Правила дорожного движения » ;

Е. С. Смушкевич, А. Я. Якупов «Мы по улице идем» ;

Э. Я. Степанкова «Дошкольникам - о правилах дорожного движения » ; и другие

7. Провести с детьми беседы по теме : «Какие правила дорожного движения вы знаете , «Внимание, дорожные знаки , «Кто управляет дорогой , Как вести себя на улице и в транспорте?».

Пополнить предметно-развивающую среду.

Провести с родителями беседы, консультации.

- «Безопасность детей в наших руках» ,

- практикум : «Причины детского дорожно - транспортного травматизма»

Оформление папки-передвижки : «правила поведения на остановке маршрутного транспорта!»

Информация в родительский уголок : «Это надо знать » ,

Организовать дискуссию «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге

- анкетирование на темы :

1) Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения .

2) Анкета для родителей по правилам дорожного движения

II этап реализационный

Организовать работу по решению задач проекта через :

1) Чтение художественной литературы :

Б. Житков «Светофор»

Дмоховский А. «Чудесный островок» ;

-Дорохов А . «Подземный ход» , «Заборчик вдоль тротуара» , «Шлагбаум» ;

Кожевников В. «Светофор» ;

Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков » ;

Маршак С. «Светофор» ;

Мигунова Н. А. «Светофор» ;

Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер» ;

Пишумов Я. «Пешеходный светофор» , «Посмотрите, постовой» ,

Пляцковский И. «Светофор» ;

Прокофьев С. «Мой приятель – светофор» ;

Северный А. «Светофор» ;

Серяков И. «Законы улиц и дорог » ;

2) Рассматривание иллюстраций, картинок;


3) Дидактические игры :

-«Светофор»

-«Угадай-ка»

-«Наша улица»

-«Поставь дорожный знак »

-«Это я, это я, это все мои друзья!»

Будь внимательным»

- «Доскажи словечко»

-«Узнай по описанию» .

4) Подвижные игры :

-«Пешеходы и автомобили»

-«Дорожные знаки и автомобили »

-«Светофор» и другие.

5) Сюжетно- ролевые игры :

-«Пешеход» ,

-«Служба спасения»

-«Поездка домой на автобусе»


6) Отгадывание загадок

7) Разучивание песен по теме проекта

8) Целевые прогулки- наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы;

разбор каждой ситуации

9) Разбор ситуаций :

-«Чего не должно быть»

-«Как правильно перейти через дорогу

-«Какие знаки помогают пешеходу в пути?»

-«Что нужно знать , если находишься на улице один?»

10) Составление творческих рассказов :

«Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения ?»;

«Если бы все знаки перепутались?» ;

«Истории в транспорте» ;


11)Приглашение сотрудника ГБДД для беседы с детьми на тему : «Безопасное поведение на дорогах » .


12)Просмотр видео фильма о правилах дорожного движения

13) «Совместное художественное творчество родителей и детей

На тему» Безопасность на дорогах »

III этап Заключительный

Оформление выставки творческих работ «Безопасность на дорогах »

Оформление уголка «Правила дорожного движения для детей »

Организация познавательно- игровой деятельности «Добрый друг – светофор»

Изготовление макета микрорайона


Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения , закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки

Несомненно, такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает положительные результаты, самое главное то, что родители и дети заинтересовались данной проблемой. Проект может быть использован в других ДОУ.

Перспектива развития

Это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов , родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно -транспортного травматизма.

Создать ситуацию поиска новой информации и определить задачи нового проекта : «Какие еще опасности могут встретиться нам на улицах города?»

Список литературы

1. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. - Волгоград : ИТД «Корифей» , 2008.

2. Данилова Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2009.

3. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост . Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

4. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. - М., 2006.

5. Правила дорожного движения . Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград : ИТД «Корифей» .

6. Правила дорожного движения . Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград : ИТД «Корифей» .

7. «Три сигнала светофора» Ф. Т. Саулина изд. Мозаика- Синтез Москва 2009г.

8. Формирование основ безопасности у дошкольников» К. Ю. Белая 2014г

9. «Правила дорожного движения » Н. А. Избекова учебное пособие Москва «Просвещение» 1987г

10. «Дошкольникам о правилах дорожного движения » Э. Я. Степанкова Москва «Просвещение»

11. «Основы здорового образа жизнидеятельности» Н. П. Смирнова

12. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Основы безопасности детей дошкольного возраста.» : Просвещение, 2007г.

13. К. Ю. Белая «Я и мая безопасность.» Тематический словарь в картинках : Мир человека. – М.: Школьная пресса, 2010г. -48

14. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах » : методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД» , 1997.

15. Л. А. Вдовиченко «Ребенок на улице» ., «Детство – пресс» , 20087г.

16. Т. Г. Храмцова «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» . Учебное пособие. – М.: педагогическое общество России , 2005г.

17. Л. Б. Подубная «Правила дорожного движения подготовительная группа» , - Волгоград, «Корифей» , 2009.

18. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку » , м., «Издательство Скрипторий 2003» , 2005г.



Просмотров