Развитие по доману. Не нужно быть профессионалом. Что дает методика Домана родителям и детям

«...Если мы будем забивать головы наших детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. Поэтому мы должны их снабжать точной, отчетливой и недвусмысленной информацией», - писал Гленн Доман в своих работах.

2 7355 10 Декабря 2012 в 02:00

Автор публикации:

Хочу, чтобы мой ребёнок был лучшим, самым умным, самым развитым, самым счастливым.

Детский труд иногда может быть очень интенсивным, и он основан на повторении жеста. Эта работа преподается родителям, и именно они реализуют ее дома. Дети получают каждые шесть месяцев в Институте Филадельфии или Пизы, изучаются и тестируются, чтобы оценить их прогресс, и новая программа разрабатывается на следующие шесть месяцев. Родители этой ассоциации считают, что метод Домана доказал свою ценность, даже если он требует работы: «у нас нет ничего без ничего». Большую часть времени они очень дети с ограниченными возможностями, которые улучшают свое состояние и они получают небольшую автономию, и результаты гораздо менее измеримы, когда они являются детьми с умственными недостатками.

Хочу, чтобы малыш смог реализовать те мечты, которые нам не удалось осуществить.

Хочу, чтобы, несмотря на поставленный врачами диагноз, моё чадо было успешным в жизни.

Хочу создать своему ребёнку лучшие условия для развития.

Для удовлетворения родительских запросов сегодня создана целая индустрия. Появились разного рода центры раннего развития, разработаны методические пособия и материалы, развивающие игры, изданы тысячи научно-популярных изданий по детской психологии с доступными рекомендациями психологов о том, как нужно воспитывать детей для получения блестящих результатов, в Интернете появилось огромное количество сайтов, форумов, посвящённых секретам воспитания подрастающего поколения.

Именно потому, что результаты не поддаются измерению, многие специалисты считают эти методы бесполезными, но для родителей, которые получают диагноз черепно-мозговой травмы или генетического заболевания при рождении, без объяснения причин, и кто остаются без терапевтического решения или не согласны с предложенными им псевдоресурсами, кажется понятным, что они ищут решения в другом месте. Недоброжелатели говорят, что усилия семьи слишком важны для получаемых выгод. «Усилия, безусловно, очень важны, поскольку в отношении выгоды это не для нас, чтобы судить о том, что минимально или нет».

В море информации при резко отличающихся отзывах применения той или иной методики родителям неизменно предлагается самим делать выбор, а значит, и нести самим ответственность за него. При этом не всегда родители могут разумно, осознавая все минусы и плюсы выбранного метода воспитания собственных детей, принять решение. Они часто ошибаются.

Тетраппиг может Пабло Пинеда получил два диплома в Университете Малаги в Испании и не прошел через Домана. Если прогресс может исходить из другого представления о детях или о том, что они делают, важно ли это? То, что ищут, это продвижение вперед. Книги: метод Доман Станислав Томкевич, Даниэль Аннекин, Изабель Кемлин, Национальный институт здравоохранения и медицинских исследований Франции. Что делать для вашего раненых детей? Врач начала прошлого века, она заинтересовалась детьми с ограниченными возможностями и разработала инструменты, помогающие им продвигаться, используя те же инструменты, чтобы научиться читать и писать детям без особых трудностей в более молодом возрасте, чем который обычно практикуется.

Не видят главного - врожденных особенностей своих детей. Мешают шоры в сознании, которое зашлаковано общепринятыми установками, личным житейским опытом и знаниями, восприятием действительности через себя.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана предполагает принципиально иной подход - осознание себя, внутреннего мира других людей через восьмивекторный анализ, что позволяет получить точный ответ в вопросах воспитания.

Инструменты, разработанные Марией Монтессори, основаны на: Уникальной характеристике: изучать одну вещь одновременно. Самообучение: ребенок сам учится. Повторение: инструменты становятся доступными для них в течение дня и года и, таким образом, позволять ребенку повторять столько раз, сколько необходимо, жесты, необходимые ему для его обучения. Обучение реагирует на чувствительный период. В течение этого периода ребенок очень восприимчив к конкретному обучению. Если у него есть все элементы, необходимые для обеспечения этого нового обучения, у него возникнет большой интерес, который не будет иметь места, если это слишком рано или слишком поздно.

Так, системный анализ популярной во всем мире с 1960-х годов методики раннего развития Гленна Домана способствует целостному представлению о пользе - вреде метода и помогает родителям определиться в том, что для конкретного ребенка есть благо, а что зло.

Основные постулаты

Гленна Домана авторы статей о раннем развитии детей называют кто американским педиатром, кто ученым-нейрофизиологом, нейрохирургом, сам же Гленн Доман величает себя физиотерапевтом. Известен он тем, что основал Институт ускоренного развития ребенка и разработал уникальную методику развития умственных способностей детей в раннем возрасте.

Этот метод фокусируется на отношениях между ухом и голосом и расширением между прослушиванием и общением: на самом деле это является педагогикой слуха, поскольку она позволяет субъекту находить желание общаться, узнав, как наилучшим образом использовать слуховой аппарат в его распоряжении. Из-за их низкой распространенности рядом с пациентами редко имеется специализированный лечебный или консультационный центр. Приоритет отдается детям и отдельным действиям в рамках исследований способствуя продвижению знаний для благополучия больных.

Когда Доман только начинал свою деятельность, он занимался лечением и реабилитацией детей, у которых были обнаружены серьёзные травмы мозга и поражения центральной нервной системы. Надо сказать, что Доман добился определённых успехов в выздоровлении своих пациентов (стимулирование внешними раздражителями "резервных" клеток головного мозга привело к тому, что больные дети задвигались, заговорили). Тогда он пришёл к следующим выводам:

Содействие продвижению и передаче научных и медицинских знаний о редких заболеваниях. Мы знаем, что у детей с синдромом Дауна есть ряд трудностей, связанных с наличием дополнительной хромосомы 21. Мы знаем, что эти трудности обязательно появятся, в большей или меньшей степени, но они всегда будут присутствовать.

Раннее образование состоит в том, чтобы заботиться об этих трудностях, прежде чем они станут слишком важными. Цель состоит в том, чтобы воспитывать как можно больше. Если мы ждем установки проблем, мы больше не занимаемся образованием, а перевоспитываем. Дети уже родились с определенным количеством трудностей. Никогда не поздно начинать, но чем раньше, тем лучше!

1. Воздействием на один из органов чувств можно добиться усиления активности мозга в целом.

2. Стимулирование зрения обездвиженного ребёнка с помощью специальных карточек способствует тому, что он начинает двигаться, обучается чтению и математике.

3. Чем интенсивнее нагрузка на мозг ребенка в первые годы его жизни, тем лучше разовьётся его интеллект.

У детей с синдромом Дауна необходимо учитывать следующее. Дети с синдромом Дауна должны учиться тому, чему другие дети учатся сами. Ребенок будет менее склонен, чем другие, чтобы исследовать его вселенную. Потому что это менее любопытно или потому, что из-за гипотонии ему трудно связаться, чтобы попытаться поймать объекты, потому что гипотония глазных мышц делает фиксацию и размещение потому что он часто плохо слышит, и поэтому он уделяет меньше внимания окружающим его шумам, а также существует определенное расхождение между стимуляциями и ответами, которые иногда очень сдержанны. ребенок имеет тенденцию стимулировать его все меньше и меньше полагать, что ребенок не отвечает.

4. Обучение эффективно только в период роста мозга человека - примерно до 7,5 лет, при этом интенсивнее всего рост происходит в первые три года жизни ребёнка.

5. В раннем возрасте ребёнку не требуется дополнительной мотивации для обучения. Он может освоить очень многое - от иностранного языка до математики.

6. Физическое развитие стимулирует умственное.

Однако необходимо сделать обратное: увеличить количество стимуляции по количеству и интенсивности и терпеливо ждать ответа ребенка. Что можно сделать для новорожденного? Очевидно, относиться к нему как к новорожденному. Питайте ее тело и ум. Дайте ему питание, в котором он нуждается, а также аффективное окружение, насколько это возможно. Относитесь к нему, как к другим младенцам. Когда у вас есть ребенок на руках, вы обнимаете его, вы целуете его, вы говорите с ним, вы поете его детские стишки, вы идете по нему, вы показываете его друзьям, семье, соседям, всем людям кто станет знакомым окружением ребенка.

Главные направления методики Гленна Домана

Можно выделить четыре основных направления в обучении ребёнка по методике Домана.

Во-первых, предполагается физически развивать малыша, предоставляя ему с самого рождения возможность свободно двигаться, обходиться без пеленания, использовать манежи, заниматься различными гимнастическими упражнениями.

Должны ли мы делать особые вещи для этого особенного ребенка? Всегда можно делать больше, но с другими также из других мест. Массаж. У детей с синдромом Дауна больше трудностей, чем у других, при распознавании их физических ограничений. У него слегка притупляемая тактильная чувствительность, как с его руками, так и со всей его кожей. Массаж помогает ребенку почувствовать пределы своего тела, ему нравится и создает эмоциональные связи между ребенком и человека, который его осваивает.

Можно начинать массаж при рождении и делать их каждый день на выходе из ванны, например. Кроме того, у детей с синдромом Дауна часто бывает сухая и хрупкая кожа. Делая массаж, вы можете наслаждаться увлажняющим кремом по всему телу, крем освежает и приятен. Массаж следует делать в том же порядке: сначала живот, затем руки, ноги, спину, ягодицы, руки и ноги.

Во-вторых, в своей книге "Гармоничное развитие ребёнка" Гленн говорит о важности формирования системы энциклопедических знаний при помощи "битов интеллекта" - карточек с картинками, разбитыми на категории.

«Человеческий мозг - самый совершенный компьютер, чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он может извлечь. Если мы будем забивать головы наших детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. Поэтому мы должны их снабжать точной, отчетливой и недвусмысленной информацией», - писал он в своих работах.

Гипотония поражает все мышцы трисомического ребенка, в том числе мышцы лица, часто с открытым ртом, язык, выходящий более или менее из рта. Возможно и важно массировать лицо ребенка, чтобы сделать это почувствуйте его пределы и сделайте его «пассивным кином». Это массажист, который укрепит мышцы лица с помощью массажей.

Массаж языка, который вначале также пассивен, станет активным, когда ребенок попробует языком, чтобы оттолкнуть палец, который входит в его рот. Эти массажи могут изменить лицо ребенка. Самые гипотонические и поникшие щеки, открытый рот и висячий язык могут стать щеками, которые удерживаются, хорошо увлажняются красивой кожей, рот закрывается, и ребенок учится язык во рту.


В-третьих, обучение счёту лучше всего происходит в результате демонстрации ребенку карточек с красными кружочками. Точки воспринимаются ребенком лучше абстрактных чисел.

В-четвёртых, для обучения чтению надо использовать карточки со словами, написанными большими красными буквами. Первые слова берутся из ближайшего окружения малыша, потом словарный запас постоянно расширяется.

Как правило, это проблема патологоанатомов речевого языка, чтобы научить родителей, как делать эти сеансы массажа. Их нужно начинать с рождения. К сожалению, некоторые патологоанатомы речевого языка имеют дело с доязычными младенцами. Родители могут заниматься этим массажем одновременно с телом тела или одновременно с обменом несколько раз в день. Это очень частое повторение, которое позволяет получить хорошие результаты, иногда занимает меньше трех или четырех минут, и результаты видны.

Мускулы спины. Младенцам нужны мышцы спины, чтобы держать голову, чтобы поднять ее с плоскости кровати, когда они лгут, чтобы повернуть ее. Спина особенно гипотонична у трисомного ребенка. Вот почему, когда он сидит, его голова падает вперед, и когда он лежит на животе, он не может поднять голову, когда его зовут, или он поднимает его, но он очень быстро устает и оставляет его немедленно упасть.

В споре рождается... спор

За более чем пятьдесят лет применения методика Гленна Домана приобрела как активных сторонников, так и рьяных противников.

Оппоненты Глена Домана упрекают его методику в том, что при его подходе ребенок - "пассивный объект обучения", который много знает, но не умеет использовать полученные знания. Указывают на то, что для изучения русского языка обучение чтению по словам, а не по складам не оправдывает себя. В английском языке есть смысл запоминать каждое слово отдельно, а у нас достаточно знать правила русского языка.

Мускулам спины нужна физиотерапия, массажа в этом случае недостаточно, необходимо, чтобы она работала на мускулы, а если ребенок лежит на спине или сидит на шезлонге, не имеет никакого отношения к его мускулам. Важно поставить ребенка на пол на ковер, достаточно большой для того, чтобы у него было пространство вокруг него. Он должен быть на животе, так что, когда он хочет что-то увидеть, он должен поднять голову. Если у него есть какие-то очень привлекательные объекты вокруг него, которые сияют или шумят, ребенок захочет посмотреть на них, если вы его назовете, он захочет склонить голову, и он будет работать мышцами шеи и спины.

Приводят в качестве доказательств того, что голова малыша может быть старательно заполнена взрослыми информацией, но это не влияет на его мыслительные способности, документальный фильм про Институт Развития Человеческого потенциала Домана - «Smart babies» Discovery Health. В нём рассказывается история 17-летнего мальчика, который в детстве знал, к примеру, много названий моделей самолетов, а в 17 лет он не узнал ни одну модель из "детских" карточек, показанных ему журналистами.

Постепенно он будет держать свои предплечья дольше и дольше. Таким образом, он имеет совершенно другой угол обзора, чем когда он сидит, он также помогает в созревании мышц в его глазах, и однажды он устанет оставаться на животе, и он будет искать как изменить положение. Если вы немного его поднимете, и вы ему поможете, он научится перевернуться на спину, потом на живот и понемногу будет искать способ двигаться, чтобы попытаться поймать объекты что он видит и хочет. Для этого достаточно простого коврика.

Если ваш ребенок не может позаботиться о физиотерапевте, который был бы идеален с раннего возраста, вы можете сделать его дома очень простым упражнением для укрепления спины. Вы можете поместить треугольник пены, как тот, что есть на фотографии, и поместить ребенка на рампу треугольника на живот, что облегчает ему поднимать голову, чем когда он плоский. Вы можете сделать это с самого начала, чтобы заставить его посмотреть вверх. Там вы должны оставаться рядом с ним, вы можете сделать это несколько минут несколько раз в день.

Более того, некоторые исследователи говорят о том, что в Америке методы Домана "провалились" и как очередная модная "ересь" появились в России в 1990-е годы. Молодые неопытные родители, новоиспечённые психологи быстро приняли книги Домана на вооружение для реализации собственных целей («чтобы похвастаться перед другими родителями», «чтобы ребёнок не вырос быдлом» и т. п.), а вовсе не для блага детей.

Руки и ноги необходимы для всех детей, но тем более у маленьких детей с синдромом Дауна. Тактильная чувствительность иногда очень притупляется у трехразмерных младенцев по физиологическим причинам. Их нервные окончания на уровне кожи короче и особенно менее многочисленны. Им нужно больше стимуляции, чтобы иметь те же ощущения, что и другие. Это имеет важные последствия для рук и ног. Помимо того, что она не очень элегантная, поддержка не очень хорошо работает. Они, как правило, поддерживают главным образом внутреннюю сторону стопы, нога в конечном итоге деформируется, образуя псевдо плоскостопие, которая впоследствии отражается на других крупных суставах ног, а также на тазу и спине, иногда вызывая проблемы ортопедии трудно решить в подростковом и зрелом возрасте.


Между тем Методика Домана привлекает родителей чёткой логичной системой и многообещающими потрясающими результатами. Кроме того, всем родителям приятно думать, выражаясь словами автора методики, что "каждый ребёнок в момент своего рождения обладает более высоким умственным потенциалом, чем тот, который демонстрировал Леонардо да Винчи".

И тут им предлагается вложить бесценный родительский вклад в успешное будущее своего ребёнка, раскрыть безграничные детские возможности, не загонять обучение ребёнка в те рамки, которые обусловлены нашими представлениями о воспитании и прочими заблуждениями.

Отзывы родителей и не только

Наиболее показательным, в отличие от дискуссии специалистов, часто переходящих в выяснение отношений и в плоскость личной неприязни, является реальный родительский опыт использования методики Гленна Домана.

Однако и тут мы попадаем впросак - слишком уж разные отзывы:

«Мы стали заниматься с сыном с 6,5 месяцев и начали с точек и фруктов. Первую десятку точек он отсмотрел, но потом просто отворачивался, увидев точки, а к картинкам, напротив, проявлял интерес».

Неудивительно, ведь для важна красивая картинка, а точки однообразны.


"Маркусу был примерно 1 год, мы стали использовать карточки для обучения счёту и для формирования энциклопедических знаний. Я действовала строго по методике (5 карточек по 1 секунде на показ каждой картинки), но прошло несколько недель и моё рвение угасло.

В возрасте 2,5 лет он с большим интересом сам сортировал карточки по категориям или по какому-либо признаку, например, съедобное-несъедобное. Я заметила, что Маркус любит рассматривать детали на карточках, особенно если там изображены транспортные средства. В 3 года и 8 месяцев ему нравится смотреть карточки на мониторе компьютера".

Особенно мальчикам, нравится детально рассматривать картинки, предметы, особенно связанные с «мужскими» областями знаний, и все рассортировывать, раскладывать по коробочкам.

«Когда в роддоме сыну поставили диагноз ЗПР, я для себя решила, что сделаю всё, чтобы малыш развивался полноценно. И книга Глена Домана "Гармоничное развитие" в 1996 году мне очень помогла. Я рисовала и клеила все карточки сама. Через полгода нам сняли все диагнозы. Сейчас ему 15 лет, он учится в лицее, входит в состав областной команды по футболу и является дипломантом по области в танцевальных программах».

Однако маме пришлось ради блестящих успехов сына принести в жертву свою личную жизнь. На неё просто не оставалось ни времени, ни сил.


Анальный малыш от природы обладает энциклопедичной памятью, он может запомнить картинки, но вот любые изменения - и всё, возникает ступор.

"Меня обучили читать и считать к четырём годам, а в семь лет я пошёл в третий класс. В целом учиться потом было легко, а вот в общении с одноклассниками, которые старше на два года, были проблемы. При этом могу сказать, что великим учёным я в итоге не стал, учился неравномерно. Многие вещи давались легко, и я не прикладывал усилий для их усвоения. Но зато там, где нужно было прикладывать усилия, я этого не делал, так как не имел такой привычки».

Отзыв человека, который на себе ощутил воздействие методики Гленна Домана. Проблемы в общении, отсутствие навыка трудом и пóтом добывать знания. При этом трудно с ним не согласиться в том, что «научить ребёнка "быть хорошим человеком" куда важнее, чем научить быть гением. Но тут уж ни методика Домана не поможет, ни игровые методики».

Системный разбор

Системно-векторная психология Юрия Бурлана дифференцирует детей по их врождённым свойствам. Свойства заданы нам от природы, а вот их наполнение зависит от условий жизни конкретного ребенка.

Родители на первом и самом важном для развития личности этапе обеспечивают наилучшие условия для реализации природного потенциала или не обеспечивают. Понятно, что раннее развитие в любом случае лучше родительского попустительства и равнодушия к своему ребёнку, но попробуем разобраться в сущности методики раннего развития Гленна Домана.

Для кого она полезна и для кого работает?

Принцип удачи

Прежде всего, она работает для детей, рождённых со зрительным вектором. У других детей чувствительные зоны иные. Например, у эрогенная зона (наиболее чувствительная) - кожа, у обонятельников - обоняние, у - слух и т. п.

Знание векторов позволяет воздействовать точечно и более эффективно на развитие ребёнка. Так, хорошим стимулированием для развития кожного малыша является курс массажа. Кожный младенец после его проведения делает заметный шаг в своём развитии.

А для зрительного нет ничего лучше посещения красивых мест, разглядывания ярких красивых картинок, рисования в своё удовольствие.


Без чёткого представления о внутреннем мире ребёнка мы действуем наугад, поэтому даже простые советы Гленна Домана не работают для всех детей. Например, на обучение посредством карточек дети реагируют очень по-разному и демонстрируют разные результаты.

Для кожного ребенка важен принцип новизны, поэтому первые занятия он воспринимает на «ура», мама видит его положительную реакцию. Но проходит немного времени и ему надоедает монотонность занятий и однообразность карточек, он отвлекается, переключается на что-нибудь другое.

Надо сказать, что и кожной маме тоже наскучивают занятия с карточками, по предписанной Доманом строгой методике. Она начинает искать варианты, придумывать новые способы применения. А вот анальные мамы будут стараться соблюдать все рекомендации тщательно, чтобы всё было как в оригинале идеальным.

Анальному ребенку быстрый показ карточек ничего не даст, ему нужно долго и вдумчиво рассматривать карточку, уточнять непонятное.

Таким образом, подход Гленна Домана может иметь некоторый эффект, т. е. результат, если у ребёнка есть зрительный вектор и мама «подогнала» методику сообразно особенностям своего малыша. Однако…

Всему своё время

Родителям необходимо иметь в виду, что обучение по карточкам Гленна Домана - это не то, с чем следует заниматься с ребёнком такого возраста. Для него важнее в раннем возрасте освоить окружающий мир своими руками, а не сидя послушно в уголочке и перебирая карточки.


Взаимодействие со взрослыми - это плюс занятий, однако, воздействие преимущественно происходит на интеллектуальную зону, а основное в раннем возрасте - социализация. Проведение занятий с детьми в детском саду по карточкам Гленна Домана может быть как дополнение при организации познавательной деятельности, не более того.

Если воспитатели ребенка усердствуют в его физическом развитии, он приобретает груду мышц, если в интеллектуальном, - кучу знаний, а вот человеком ребёнок становится только при воспитании и живом общении со сверстниками.

Отсюда мы видим в отзывах родителей и самих выросших детей, с которыми занимались по методике Гленна Домана, сожаление о том, что жизнь не приносит такого удовлетворения, как, казалось бы, можно было ожидать. Отмечают и сложности в общении и выстраивании отношений с другими людьми. Упущено время. Если в интеллектуальном плане они в детстве были гениями, да и сейчас отличаются высоким уровнем интеллекта, то в социальном многие «дети-домановцы» остались на грани «Маугли» - их пугает коллектив.

Нужно понимать, что ребёнку нужно полноценное общение, взаимодействие и вовсе не обязательно игра, это может быть совместный труд, поделки, любая деятельность в коллективе. Одних картинок о том, что такое жизнь, не достаточно для того, чтобы узнать, что такое эта жизнь. Адаптироваться ребёнок потом будет не к людям и животным на картинках, а к реальным и живым.

То же можно сказать и о детях, страдающих ДЦП. Для них эта методика может стать способом заглянуть в мир, но только способом. По возможности социализировать их нужно всё-таки в обществе. По мере времени и сил возить на занятия с дельфинами, лошадьми, не давать замыкаться в себе и создать ему маленький, но его круг общения. Ни для кого никогда не будет лучшего учителя, чем сама жизнь и окружающие его люди.

Автор публикации: Ольга КНЯЗЕВА, педагог-психолог.

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Глен Доман – американский врач, создатель уникальной методики физического и интеллектуального развития детей с рождения, методики Глена Домана.

Созданию методики способствовало длительная работа Глена Домана в послевоенное время с детьми, у которых наблюдались те или иные отклонения в развитии: отставание, замкнутость, ограниченность в движениях. Молодой врач решил лечить не симптомы заболевания, а первопричину – сам мозг. В основе занятий лежал индивидуальный подход: взрослые выполняли движения ногами, руками и головой ребенка, как если бы он был полностью здоров. Другой ряд занятий был направлен на обучение детей чтению. Детям никак не давались отдельные буквы и слоги. Тогда Глен Доман решил пойти от обратного: обучить чтению не через буквы, а уже через готовые слова. Для этого было достаточно маленьким пациентам показывать карточки с крупно написанными словами и громко произносить их вслух. Подобные показы длились всего 5-10 секунд, но эффект был ошеломляющий.

После введения методики дети с повреждениями мозга стали превосходить по показателям здоровых детей. Они не только научились правильно координировать движения, но и бегло читать.

Революция, которую «создал» Глен Доман в сфере обучения и развития маленьких детей, позволила открыть Институт Развития Человеческого Потенциала и разработать методику, которой сегодня придерживаются миллионы родителей по всему миру.

Сегодня дети Глена Домана, дочь и сын, являются его последователями и возглавляют созданный им Институт Развития Человеческого Потенциала.

Что из себя представляет методика Глена Домана

Узнать, что из себя представляет методика Глена Домана, отечественный родитель может по переводным книгам: «Как обучить ребенка математике», «Как развить интеллект ребенка», «Как научить ребенка читать». Методика Глена Домана охватывает все аспекты развития ребенка с рождения, подтверждая закономерность: физическое и интеллектуальное разития взаимосвязаны и напрямую зависят друг от друга.

Минимальную единицу информации Глен Доман называет битом: если вы обучаете ребенка чтению, то бит представляет собой точную картинку или фотографию какого-то слова, если вы обучаете ребенка математике, то бит – это скопление точек, соответствующих определенной цифре. Биты объединяются в категорию по 10 или более предметов/картинок.

Ребенку показывается картинка и громко произносится ее название. Занятия лучше организовывать в утренние часы, когда детский мозг наиболее восприимчив к новой информации. Карточки показывают на расстоянии 45 см от лица ребенка, любые отвлекающие факторы (играющее радио на заднем плане, яркий свет, перегруженность картинки дополнительными элементами) должны быть исключены. В течение 15 секунд перед ребенком «проходят» 15 карточек, то есть на каждую карточку отводится не более 1 секунды. Через какое-то время занятие повторяется уже с новыми карточками. Основное правило:

Показ одного бита – 30 раз (по 3 раза в день в течение 10 дней).

Начинать заниматься по методике Глена Домана необходимо с самого раннего детства – с рождения. Важно приободрять ребенка, его хвалить, чтобы он чувствовал радость от занятия. Родитель должен сам почувствовать, когда занятие стоит прекратить – еще до того, как ребенок сам вам об этого скажет.

Занятия должны проходить регулярно и систематично – только в этом случае ребенок сможет освоить материал. Нередко родители жалуются на безрезультатность именно по тому, что часто пропускали занятия.

Обучение чтению по Доману

Задача родителей, как ее видит Глен Доман, «заполнить» детей до краев энциклопедическими знаниями. Ребенок, повзрослев до осознанного возраста, сам решит, кем он хочет стать.

Методика, по которой Доман предлагает учить ребенка читать, основывается на механическом запоминании слов, которые по много раз в день показывают малышу. По мнению Глена Домана, со временем ребенок сам постигнет законы, по которым письмо передает устную речь. Важно в момент занятий ребенка не перегружать лишней информацией: если вы показываете карточку с изображением мамы, то достаточно лишь громко сказать «мама», избегая дополнительных комментариев или дополнений. От карточек со словами родители переходят к карточкам со словосочетаниями и целыми предложениями.

Завершающий аккорд – чтение книги. На протяжении нескольких дней родитель читает ребенку одну и ту же книгу. На определенном этапе ребенок захочет ее самостоятельно прочитать.

Обучение математике по Доману

По мнению Домана, ребенок при устном счете должен оперировать количеством, а не знаками (когда нам говорят, к примеру, сто двадцать четыре, представляем себе число 124, записанное цифрами, а не реальное количество). Доман полагает, что, если регулярно и с достаточной интенсивностью показывать детям карточки, на которых будут нарисованы точки от одной до бесконечности, они научатся с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и это поможет им выполнять в уме арифметические действия с большими числами.

Обучение математике строится по принципу: узнавание количества, узнавание цифр, решение примеров.

Математические действия не рисуются в виде плюсов, минусов или знака «равняется», а произносятся вслух. На практике это выглядит следующим образом: вы раскладываете три карточки в следующей последовательности — с одной точкой, с двумя точками, с тремя точками. Показываете на первую карточку и говорите: — Один. Далее добавляете: — Плюс и показываете на вторую карточку, с двумя точками: — Два. Подытоживаете сказанное: — Равняется три, — и показываете на третью карточку.

Основные тезисы методики Глена Домана

Основные тезисы, которые были разработаны институтом Глена Домана, созвучны с тезисами общего развития ребенка:

  1. Для развития детского мозга необходимо его поддерживать в постоянном он-лайн режиме: он должен постоянно работать,
  2. Вкладывая в первые годы жизни малыша в развитие малыша, вы вкладываете в его будущее и интеллект,
  3. Физическое развитие связано напрямую с интеллектуальным,
  4. Мозг ребенка активно развивается до 3 лет, после трех лет происходит замедление, после 6 – рост практически прекращается.

Изготовление дидактического материала по методике Глена Домана

Изготовить карточки по методике Глена Домана можно самостоятельно. Стоит придерживаться основных требований:

  • Материал – белый двухсторонний картон,
  • Размер – 28 х 28 см,
  • Надписи – красным маркером,
  • Высота букв – не меньше 2,5 см.
  • Если бит представляет картинку, то с внутренней стороны карточки пишется его название. Если выбранный объект расположен на фоне, или ему соответствует надпись, то его следует вырезать и приклеить к белому картону.
  • Систематизация карточек – битов идет по принципу от общего к частному. Если сначала животный мир делился на категории: насекомые, животные, птицы, то постепенно идет детализация. Категория «Насекомые» подразделяется на «Насекомых и хищников», «Листоедов и короедов».

Теория Глена Домана на практике

Глен Доман называет человеческий мозг самым совершенным компьютером. Количество информации, которой он заполняется, прямо связан с количеством выводов, которое человек может сделать. Чтобы дети делали толковые выводы, необходимо заполнить их мозг точной информацией.

Вот один из примеров, который приводит автор методики, как себя надо вести с ребенком.

На улице лает собака. Ребенок интересуется и спрашивает у вас: — Что это?. Будучи обычным родителем, вы скажете: — Это собака, она лает.

Доман же предлагает в этой ситуации показать ребенку несколько карточек с изображением собак разных пород, комментируя карточки: — Это собаки, все разной породы. Это собака лабрадор, это собака сербернар.

Затем, когда вы пойдете гулять, ребенок вне зависимости от того, встретил он бульдога или таксу, скажет: — Смотри, мама, это собака. То есть он из просмотра карточек вынесет информацию, общую для собак всех пород: четыре лапы, шерсть и так далее.

«Слабые стороны» методики Глена Домана

Несмотря на кажущуюся простоту и эффективность методики Глена Домана, у него существует много противников. Среди «слабых сторон» методики называют несколько:

  1. В каждой книге Глена Домана ребенок восхваляется, возводится в ранг интеллектуального гения, но при этом ничего не сказано про желание ребенка самостоятельно изучать, исследовать, познавать. Ребенка пичкают уже готовыми знаниями, лишая возможностей творить.
  2. Ни в одном из тезисов ничего не сказано про основополагающую детства – игру. Создается впечатление, что естественная по своей природе для ребенка игра должна быть заменена бесконечной чередой карточек.
  3. Методика Глена Домана хороша для небольших чисел и простых слов. Каким образом, дошкольник может познакомиться с большими числами, например, 345? Даже если показать ему карточку с 345 точками, его мозг не способен в короткое время, которое отводит Доман на изучение, пересчитать все точки и запомнить их количество. Аналогичная ситуация с чтением: ребенок читает текст и тут попадается слово, которое вы раньше не показывали ему на карточке. Ребенок оказывается в тупике. Сколько бы вы его ни хвалили, но ребенок может пойти в отказ, так как почувствует свою несостоятельность.

Вне зависимости от того, найдете вы для себя больше плюсов или минусов в методике Глена Домана, похвально уже одно: вы интересуетесь различными методиками, а значит ваш ребенок – в надежных руках.

Автор – Даниленко Мария.



Просмотров