Правотворческая деятельность президента. Формы правотворческой деятельности президента рф. Список использованной литературы

1. Понятие о средствах обучения

2. Простые средства

3. Сложные средства

4. Информатизация общего среднего образования

5. Компьютеры в обучении

Понятие о средствах обучения

Средства обучения - это различные материалы и орудия учебного процесса, благодаря которым более успешно и за короткое время достигается определенная цель обучения.

К средствам обучения относятся: учебники, учебные пособия, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации. Средствами обучения могут также быть реальные объекты, производство, сооружения.

Дидактические средства, как и методы, организационные формы, является частью педагогической системы. Они выполняют следующие основные функции: информационную, усвоение нового материала, контрольную. Выбор средств обучения зависит от дидактической концепций цели, содержания, методов, форм и условий учебного процесса.

В педагогике нет общепринятой классификации дидактических средств. Мы пользуемся классификации польского дидакта В.Оконь, в которой средства обучения расположены по мере нарастания возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика.

Простые средства. 1. Словесные: учебники, учебные пособия и под. 2. Визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и т.п..

Сложные средства. 1. Механические визуальные устройства: диаскопии, микроскоп, кодоскоп и другие. 2. Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио. 3. Аудиовизуальные: звуковой фильм, телевидение, видео. 4. Средства, которые автоматизируют процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.

Простые средства

Простые словесные и визуальные (наглядные) средства обучения имеют давнюю историю. Главными из них являются учебники, учебные пособия.

Учебник - это учебная книга, которая подробно отражает содержание образования, учебную информацию, подлежащую усвоению. Эту информацию он передает не только в виде текста, но и в фотографиях, рисунках, схемах.

Второй не менее важной функцией учебника является функция управления познавательной деятельностью учащихся. Аппарат организации усвоения учебного материала состоит из двух частей: вспомогательных знаний, которые включены в основной учебного материала, и задач, упражнений, вопросов и прочего, что должно обеспечить процесс усвоения знаний. Именно поэтому ученые трактуют учебник как информационную модель обучения, как своеобразный сценарий учебного процесса, который отражает теорию и методику процесса обучения. Именно с этих позиций учебник должен отражать цель и содержание обучения, определять систему познавательных действий с материалом, организационные формы обучения и способы контроля.

Простые визуальные средства (наглядные средства) помогают полноценному раскрытию и усвоению содержания учебного материала. Иногда они служат самостоятельным источником информации.

Основной функцией средств наглядности иллюстрация, помощь в наиболее полном, глубоком понимании и восприятии того или иного предмета или явления.

Наглядные средства, используемые в процессе обучения, делятся на два вида:

1) изображение предметов и явлений,

2) сами предметы, макеты, модели, действуют.

К первому виду относятся схемы, диаграммы, рисунки, картины, репродукции, чертежи, фотографии, карты, глобусы, ноты. Эти средства используются тогда, когда предметы, явления, процессы, которые изучаются на уроках, нельзя продемонстрировать непосредственно. Например, при преподавании географии ученикам нельзя непосредственно показать пустыню, океан, горы, вулкан, если их нет поблизости; при преподавании истории - различные типы общественно-экономических формаций; при преподавании литературы - личность писателя и под. В таких случаях учеников знакомят с предметами, явлениями, процессами не напрямую, а с помощью изображений.

Ко второму виду относятся реальные предметы: живые или засушенные растения, живые или законсервированные животные, гербарии, коллекции, приборы, инструменты, аппараты, изделия, любое производство, модели (например, мотор, паровая машина), макеты, к действующих (например, пластическая репродукция земной поверхности, рельеф местности).

Объективная необходимость использования наглядных пособий в процессе обучения обусловлена их большим влиянием на процесс понимания и запоминания: при исследовательской проверке эффективности запоминания темпа установлено, что при слуховом восприятии усваивается - 15% информации, при зрительном - 25%, а в комплексе, то есть при зрительном и слуховом одновременно, -65%.

Исследования физиологов показали, что 80% информации человек получает через зрительный анализатор. Пропускная способность каналов приема и обработки информации по линии "ухо-мозг" равна 50000 бит / с, а по линии "глаз-мозг" - 50000000 бит / с.

Эти данные позволяют сделать вывод о необходимости обязательного сочетание учителем словесных и несловесных (зрительных, наглядных) методов обучения.

— совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения многообразных методов обучения. Изменение содержания обучения требует и обновления фондов используемых средств. Наиболее сложную группу технических средств в современном учебном заведении составляют ЭВМ. Это также натуральные объекты (коллекции минералов, гербарии), различного рода изображения (модели, картины, кинофильмы), описания (учебники, другие дидактические материалы), многообразные традиционные технические средства обучения.

Современные средства обучения

Современная система образования представляет собой весьма многообразную , в которой задействованы большие массы людей, сконцентрированы значительные материальные, финансовые и информационные ресурсы. Эти ресурсы, призванные обеспечить образовательный процесс, и называют средствами обучения. Для уяснения содержания этого многопланового понятия обычно выделяют несколько уровней средств обучения.

На уровне отдельного учебного заведения в категорию средств обучения включаются учебные здания с оборудованными лекционными аудиториями и специализированными учебными кабинетами, библиотеками, типографиями, столовыми, медицинскими кабинетами, помещениями для преподавателей, сотрудников и администрации, специальными спортивными сооружениями, общежитиями и т.п. Все это - материальные средства обучения.

К организационным средствам относятся действующие в учебном заведении системы обучения : дневная (очная), вечерняя, заочная, дистантная. К этой же группе средств обучения относят и взятые в совокупности методы обучения, которые были рассмотрены выше, а также характер распределения обучаемых по группам (классам, курсам), продолжительность учебных циклов (четвертей, семестров, общие сроки обучения), характер и сроки контрольных мероприятий — текущих и итоговых.

На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения: словесные (учебники, и учебные пособия, другие тексты), визуальные средства (микроскоп, диаскоп и т.п.), аудиальные (проигрыватель, магнитофон), аудиовизуальные, (телевизор, видеомагнитофон), средства автоматизации процесса обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, локальные телекоммуникационные сети), а также учебно-методические материалы, помещенные на сайтах учебного заведения в сети Интернет.

Среди словесных средств обучения кроме учебников большую роль могут играть раздаточные материалы в виде набора заданий, упражнений, тестов, схем.

Визуальные средства призваны демонстрировать реальные объекты: предприятия, исторические памятники, например Кремль или Красную площадь. Но наиболее практичны, конечно, модели, макеты, карты, рисунки. Их главная задача — обеспечить эффективное восприятие информации, стимулировать учебную деятельность обучаемых.

Технические средства обучения

Сложную группу технических средств образуют компьютеры, созданные на их основе телекоммуникационные сети. Их применение породило педагогическую информатику как особое направление педагогической науки. Современное учебное заведение немыслимо без информационных систем, телекоммуникационных сетей, медиатек и т.п. Информатизация образования — есть внедрение в учебный процесс информационных знаний, методов, технологий. Информатизация педагогической деятельности может фундаментально изменить педагогические концепции и даже, по мнению некоторых ученых (академик В.П. Беспалько), может превратить педагогику в компьютику. В созданных на ее основе образовательных системах главное звено современного обучения — «преподаватель — ученик» — будет заменено звеном — «информационная система — ученик».

Но уже сегодня компьютер зарекомендовал себя в качестве многофункциональной обучающей машины. С его помощью предъявляются не только тексты, но и информация в звуковой форме. Он может формировать не только знания, но и умения, служить развитию учащихся.

Имеющиеся программные продукты постоянно улучшаются. Они используются и для управления образованием, и при проведении научно-педагогических исследований. Применение компьютеров в образовании ведет и к повышению его экономической эффективности. Несомненно, что за информатизацией образования большое будущее.

Однако, поддерживая и развивая компьютеризацию , не следует отбрасывать опыт прошлого. Полезно помнить старую притчу: кто стреляет в прошлое из пистолета, получит от него выстрел из пушки. Нужно помнить, что появление в свое время книгопечатания не повлекло за собой исчезновения живого общения из практики преподавания; также и появление компьютеров не повлечет за собой исчезновения ни печатных носителей информации, ни живого общения. Живое человеческое общение всегда сохранится в качестве незаменимой основы процесса обучения и воспитания.

Средства обучения в единстве с методами обучения способствуют качественному усвоению знаний, расширяют объем изучаемого материала, мобилизуют психическую активность учащихся.

Средства обучения - это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ними задачи: давать знания, формировать знания, умения и навыки, воздействовать на детей, а ученику помогают учиться.

Средства обучения - источник получения знаний, формирования умений. Средства обучения как один из важнейших дидактических принципов разрабатываются и реализуются в теории и практике преподавания экономики на протяжении всего школьного образования, но будут полезны только в том случае, если они органически связаны с содержанием урока в целом.

Средства обучения помогают решать такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема изучаемого материала; выделение главного в материале и его систематизация.

Таким образом, средства обучения используются практически на всех этапах обучения:

На этапе объяснения нового материала;

На этапе закрепления знаний;

На этапе контроля знаний;

На этапе систематизации изученного материала.

Существует несколько видов классификаций средств обучения. А.В.Хуторской дает следующую классификацию средств обучения:

По способу объектов - материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты);

По отношению к источникам появления - искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);

По сложности - простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);

По способу использования - динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);

По особенностям строения - плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);

По характеру воздействия - визуальные (диаграммы), аудиальные (магнитофон, радио), аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);

По носителям информации - бумажные (учебник), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные игры), лазерные (CD-ROM, DVD);

По уровням содержания образования - средства звучания на уровне урока (тестовый материал), на уровне предмета (учебник), на уровне всего процесса обучения (учебный кабинет);

По отношению к техническому прогрессу - традиционные (наглядные пособия, музей, библиотека), современные (средства массовой информации, мультимедийные средства, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).


Кроме того, средства обучения делят на основные и неосновные.

К основным средствам обучения относятся: школьные учебники, слово учителя; учебные материалы, дополняющие учебники (сборники упражнений и задач, справочники, словари); наглядные пособия различных типов, технические средства обучения.

К неосновным средствам обучения относятся: раздаточный материал; транспаранты; диапозитивы.

Рассмотрим некоторые средства обучения подробнее .

Зрительные средства обучения:

1. Таблицы. Основная дидактическая функция таблиц - вооружение учащихся ориентиром применения правила, раскрытие экономических закономерностей, облегчение запоминания экономических явлений.

При объяснении нового материала учитель часто использует записи на доске, которые помогают легче усвоить изучаемый материал. Например, при изучении темы «Издержки производства» макет доски может выглядеть следующим образом:

При объяснении нового материала пустые части таблицы заполняются, что делает материал легче понимаемым при зрительном восприятии.

2. Картина. При использовании репродукций картин художников требуется предварительное произношение экономического термина, а затем рассматривание картины и определение ее экономического смысла. С помощью картин формируется не только экономическое мышление, но и развивается эстетическое восприятие окружающего мира.

3. Демонстрационные карточки. Это карточки с пропущенными словами и словосочетаниями, которые необходимо заполнить. Демонстрационные карточки позволяют многократно предъявлять одно и то же слово для полного его усвоения и умения употреблять в речи. Пример демонстрационной карточки.

4. Раздаточный материал (карточка с рисунком) используется для обогащения словарного запаса учащихся, сопровождается дополнительными заданиями для уточнения тех или иных экономических понятий.

5. Диапозитивы. При работе с кадром необходимо обыгрывать экономический материал, который изображен в виде рисунка, схемы, чертежа, графика.

6. Транспаранты. Это один из видов подвижных таблиц, обеспечивающих порциональную подачу материала, дающую возможность показать изображение в динамике. Содержание транспарантов проецируется с помощью кодоскопа. Наложение прозрачных пленок друг на друга позволяет создавать на уроке динамические таблицы и таким образом демонстрировать ход рассуждений при освоении нового материала.

7. Диафильмы помогают видеть экономический сюжет в действии, что развивает внимание и мышление.

8. Компьютерные программы позволяют видеть происходящие события и изменять их с целью улучшения экономических условий игры.

Работа с терминами во время дидактической игры имеет большое значение при изучении экономики. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется через умение использовать экономическую лексику, которая несет в себе разнообразную семантическую информацию - понятийную, эмотивную, функциональную, стилистическую, грамматическую. Кроме того, чем больше запас экономических терминов у учащихся, тем точнее они реализуют коммуникацию как в устной, так и в письменной форме.

Источниками обогащения словарного запаса учащихся являются книги, словари, учебники, газеты, журналы, речь учителя и сверстников, теле-радиопередачи, посещение бирж, банков, фирм и т.д.

10. Кроссворды. Кроссворды экономического содержания выполняют роль занимательности и в то же время расширяют словарный запас учащихся по экономике.

Слуховые средства обучения.

1. Грампластинка. Звукозапись выполняет особую дидактическую функцию. Она представляет собою образец звучащей речи и служит средством формирования культуры устной речи. Отрывки из произведений художественной литературы, записанные на грампластинку, можно анализировать с точки зрения экономических процессов и закономерностей: объяснять причину роста или снижения цен и как это влияет на благосостояние семьи, что такое собственность, как разумно управлять собственностью, какова экономика ближайшего окружения.

2. Магнитофонная запись. Используется при объяснении нового материала, когда содержание изучаемого материала надиктовано на магнитофон. Учащиеся слушают объяснение учителя с магнитофона, при этом возможно использование лингафонного кабинета для усвоения знаний. Кроме того, с помощью магнитофона можно организовать прослушивание отрывков из художественных произведений, которые имеют экономический смысл, затем объяснять услышанное с точки зрения экономических процессов и закономерностей.

На подготовительном этапе, предваряющем прослушивание магнитофона, ставятся перед учащимися задачи о том, что они должны услышать, на что обратить внимание. Учитель готовит учащихся к целенаправленному и осознанному прослушиванию текста. Во время прослушивания текста важно не нарушать звучание текста, не прерывать комментариями или вопросами. Ученик должен слушать, не отвлекаясь. На заключительном этапе, после прослушивания, учащиеся отвечают на вопросы, поставленные перед прослушиванием, выполняют задания, дают свою интерпретацию услышанным событиям в сюжете и комментируют текст с экономической точки зрения.

Зрительно-слуховые средства обучения.

1. Медиаобразование. Медиаобразование - направление в педагогике. В качестве средств в школьном обучении используют элементы информационной среды: учебник, печать, радио, телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, игры, мультимедиа, сеть Интернет.

2. Учебные компакт-диски и лазерные компакт-диски. Диски с различной экранно-звуковой информацией используются с помощью компьютера для демонстраций информации, для фронтальной и индивидуальной работы с учащимися на уроке и дома.

3. Электронный учебник. Электронные учебники допускают графику, анимацию, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты, предоставляют большие возможности для личной творческой работы, усиливают внимание учащихся к предмету, развивают индивидуальность. За такими учебниками будущее.

4. Образовательный веб-сайт. Веб-сайты предоставляют информацию для учителей, учащихся и их родителям. Главный принцип конструирования образовательного сайта - его адресность, интерактивность, продуктивность.

5. Образовательные веб-квесты. Веб-квестами называют веб-страницы по определенной теме на образовательных сайтах. Веб-страницы посвящаются какому-либо вопросу. Каждый тезис вопроса сопровождается ссылками на статьи, иллюстрации, относящиеся к изучаемому вопросу, и располагаются как на данном сервере, так и на удаленных веб-серверах.

Зрительно-слуховые средства обучения - одно из эффективных средств развития речи учащихся, так как позволяют соединить изображение и звучащее слово воедино.

В целом же наглядные средства развивают связную логическую речь, формируют экономические понятия и умение использовать их в теоретической и практической деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Понятие о средствах обучения и их сущность

Понятие о средствах обучения. Приступая к рассмотрению средств обучения в педагогическом процессе, необходимо дать ответ на следующие вопросы: что понимается в науке под средством обучения, каковы главные функции средств обучения и на каком основании они выделяются; что понимается под системой средств обучения, какие элементы входят в нес, какие нерешенные проблемы связаны с системой средств обучения?

В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средство обучения». Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целей обучения. Другие к средствам обучения помимо материальных средств-инструментов относят интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действительности. Третьи подразделяют средства обучения на средства учения, которыми пользуется ученик для усвоения материала и собственно средства обучения, т.е. средства, которые использует педагог для создания условий учения для ученика. Четвертые. рассматривая средства обучения в широком смысле, обозначают этим термином все содержание и весь проект обучения и собственно средства-инструменты обучения.

Ни в коей мере не отвергая ценности ни одного из разработанных подходов, попытаемся рассмотреть средства обучения как некую наиболее полную систему, различные подсистемы которой могут представлять собой тот или иной подход.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала) т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. В обучении иностранным языкам, например, - создать иллюзию общения в иноязычной среде для быстрейшего освоения обучающимся языка . П.И. Пидкасистый понимает под средством обучения материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения знаний. По-видимому, такое определение является наиболее емким и в большей степени отражает современную точку зрения на средства обучения. предмет урок средство обучение

Можно выделить две большие группы средств обучения: средство ~ источник информации и средство - инструмент освоения учебного материала. Тогда можно сказать, что средствами обучения называются все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.

Все средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, модели, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств обучения выступают общепринятые системы знаков, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т. п.), учебные компьютерные программы, организующе-координирующая деятельность учителя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общешкольных требований.

Необходимо заметить, что обучение становится эффективным в том случае, когда материальные и идеальные средства обучения используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга. Очевидно, что учитель не может обучать ребенка только словом, не используя наглядный материал в начальных классах и компьютеры. лабораторное и промышленное оборудование в допрофессиональной и профессиональной подготовке. В то же время большое количество средств наглядности, лабораторного оборудования и компьютеров без учителя, его обобщений, контроля и личностно влияния тоже не дадут высокой эффективности в освоении учебного материала. Более того, между идеальными и материальными средствами обучения не существует четкой границы. Мысль или образ могут быть переведены в материальную форму.

Классификация средств обучения. Исходные положения, которые служили основаниями при классификации средств обучения, были предложены В.В.Краевским. Основным звеном в системе образования он считает содержание. Именно оно является тем ядром, над которым надстраиваются методы, формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, который требует определенного взаимодействия элементов системы и определяет состав и взаимосвязи средств обучения.

Содержание образования формируется на трех уровнях. Пер вый и ближайший к педагогу уровень - урок. Опираясь на предложенную тему и объем материала, педагог сам строит урок. Он пытается наиболее полно изложить то содержание образования, которое входит в тему данного урока и объем которого более или менее равен изложенному в учебнике материалу и предлагаемому набору упражнений.

Второй уровень - учебный предмет. Содержание учебного предмета обычно формируется исходя из объема часов, выделенных на предмет, и социальной значимости тех разделов и блоков учебного материала, которые выбраны в качестве учебного мате риала. Если содержание материала, предлагаемого учителем на конкретном уроке (первый уровень), в значительной степени зависит от субъективных факторов (системы преподавания, выбранной учителем, степени подготовлености обучающихся, квалификации учителя, ситуации, сложившейся в ходе обучения, когда возможно и вторичное прохождение материала), то содержание материала предмета в целом определяется стандартами и разрабатывается учеными научно-исследовательских институтов по заказам Минобразования России. Правда, учитель, работающий в школе много лет и ведущий свой предмет почти во всех классах, может дать учащимся значительно больше того, что заложено в стандартах.

Третий уровень - весь процесс обучения (на протяжении всех лет обучения в общеобразовательном учреждении), охватывающий все содержание, т.е. учебные предметы, их количество и объем часов, выделенных на каждый из них. Структуру процесса обучения, количественный и качественный состав учебных предметов разрабатывают, исходя из социального заказа, потребностей общества и возрастных возможностей учащихся, ученые из научно-исследовательских институтов. Педагоги не принимают участие в этих разработках.

На каждом уровне содержание образования имеет свои особенности, присущие только данному уровню. Но если на каждом уровне сеть свое специфическое содержание, то и средства их освоения тоже должны иметь специфические особенности. По мере модификации содержания образования на каждом уровне изменяются и средства обучения. Каждый уровень формирования содержания образования неизбежно должен предполагать свои специфические средства обучения.

К средствам обучения первого уровня мы относим те средства, которые учитель может использовать для организации и проведения урока. К средством обучения второго уровня относятся средства, позволяющие организовать и проводить на необходимом уровне преподавание какого-либо учебного предмета. Для организации всего процесса образования в целом уже недостаточно средств, используемых учителем на уроке, экскурсии, практическом занятии. Недостаточно даже средств, позволяющих организовать изучение отдельного предмета. Необходима уже целая система средств, определяющая изучаемые предметы, их взаимоотношения и взаимосвязи. Таким образом, мы имеем трехуровневую систему средств обучения.

Идеальные средства обучения

Материальные средства обучения

На уровне урока

Языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи:

Произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература);

Средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.);

Учебные компьютерные программы по теме урока;

Организующе-координирующая деятельность учителя;

Уровень квалификации и внутренней культуры учителя:

формы организации учебной деятельности на уроке.

Отдельные тексты из учебника,

пособий и книг;

Отдельные задания, упражнения,

задачи из учебников, задачников,

дидактических материалов;

Тестовый материал;

Средства наглядности (предметы,

действующие макеты, модели):

Технические средства обучения:

Лабораторное оборудование.

На уровне предмета

система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.);

Искусственная среда для накопления навыков по данному предмету (бассейн для плавания, специальная языковая среда для обучения иностранным языкам, создаваемая в лингофонных кабинетах); учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучиния предмету.

учебники и учебные пособия;

дидактические материалы;

книги-первоисточники.

На уровне всего процесса обучения

система обучения;

методы обучения;

система общешкольных требований.

кабинеты для обучения;

библиотеки; столовые, буфеты;

медицинский кабинет;

помещения для администрации и педагогов;

раздевалки;

рекреации.

С точки зрения поуровневых систем средств обучения можно объяснить и употребление термина «средства обучения» в узком и в широком смысле. Одни применяют понятие к уровню урока (в узком смысле), другие к уровню всего процесса обучения (в широком смысле). Мы рассмотрим «средства обучения» на всех уровнях процесса обучения. Под системой средств обучения будем понимать совокупность объектов, необходимых и достаточных для усвоения содержания образования на одном каком-то уровне (уроке, дисциплине, всего образования в целом). Каждый элемент системы представляет собой свою сложную и самостоятельную подсистему.

Средства обучения на уроке

Языковая знаковая система. Первым средством обучения, с которым сталкивается ребенок, приходя в школу, является русский или родной язык, используемый учителем в устной и письменной. Именно он позволяет осуществлять процесс обучения и воспитания.

Конечно речь учителя не рядоположна с остальными элементами системы средств обучения. Учитель организует процесс обучения используя все средства. Но при организации усвоения учебного материала речь учителя (изложение в различных формах выступает в функции средства обучения. Учебная информация многокомпонентна. Учитель передает информацию при объяснении нового материала, опросе, контроле, повторении, управлении деятельностью учащихся. Его речь содержит информацию о научном знании, о способах деятельности на уроках и вне его, о способах организации учащимися своей собственной познавательной деятельности и информацию воспитательного характера . Все эти компоненты информации присутствуют в речи учителя по всем учебным предметам. Язык тем или иным образом входит во все методы и приемы обучения и несет основную нагрузку. Именно поэтому он является одним из ведущих средств обучения учащихся.

Речь (изложение) учителя является для учащихся ведущим источником информации. Роль речи учителя как источника информации уменьшается в направлении от учебных предметов с ведущим компонентом «научные знания» к учебным предметам, формирующим эстетическое отношение к действительности. Понятно, что посредством изложения учителя нельзя исчерпать художественное, тем более музыкальное произведение или живопись. Доминанта учебной информации в разных типах предметов меняется.

Доля различных компонентов информации в каждом предмете различна. Так, в учебных предметах с ведущим компонентом способы деятельности» большое место занимает информация о способах деятельности, а в учебных предметах с ведущим компонентом «художественное образование и эстетическое воспитание» акцент делается на информации воспитательного, эстетически-ценностного характера.

Достижения культуры (живопись, музыка, литература). Важнейшими, но не предназначенными специально для обучения являются такие средства обучения, как произведения литературы, живописи, архитектуры, музыки, народных промыслов и достижения в других областях человеческой деятельности.

Основную роль они играют в преподавании предметов гуманитарной направленности. Так, предмет «Литература» полностью построен на изучении созданных произведений, в ходе которого идет осмысление и сравнение сюжетов, мотивов и действий героев, анализируются особенности языка. В музыке и живописи, как и в литературе, основой выступают уже созданные человечеством образцы. В этих предметах произведения искусства выступают в роли ключевых средств обучения.

Средства наглядности как элемент системы средств обучения помогают полноценному раскрытию и усвоению содержания учебного материала, но иногда они выступают и как самостоятельный источник информации.

Основная функция средств наглядности - иллюстрация, по мощь в наиболее полном и глубоком понимании образа того или иного предмета или явления. Данные функции в разной степени реализуются во всех типах учебных предметов.

Используемые в процессе обучения средства наглядности разделяют на два вида. Изображения предметов и явлений. Сюда относят схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фотографии и т.п. Сами предметы, их действующие макеты, модели. Первые считаются идеальными средствами обучения, вторые - материальными.

Объективная необходимость использования наглядных средств и технических средств обучения (ТСО) в процессе обучения заключается в их огромном влиянии на процесс понимания и запоминания: при опытной проверке эффективности запоминания текста установлено, что при слуховом восприятии усваивается 15% информации, при зрительном -25, а в комплексе, т.е. при зрительном и слуховом одновременно, - 65% .

Исследования физиологов показали, что 80% информации человек получает через зрительный анализатор. Пропускная способность каналов приема и обработки информации по линии «ухо - мозг» равна 50 000 бит/с, а по линии «глаз - мозг» - 50 000 000 бит/с.

Эти данные позволяют сделать вывод, что учитель должен сочетать вербальные методы с невербальными (зрительными, наглядными). И даже учитель иностранного языка, отказавшийся от традиционной методики с ее словесными (вербальными) метода ми, может добиться более высоких результатов путем использования наглядных средств и ТСО.

Учебные компьютерные программы по теме урока. Компьютерная техника как средство обучения обладает огромными возможностями. Любую тему урока можно изложить в увлекательной форме. Однообразные и надоедающие упражнения могут быть представлены в форме игры, составленной очень увлекательно.

Однако для широкого внедрения компьютеров в учебный процесс сегодня есть следующие преграды:

недостаток программного обеспечения для обучения (не разработаны программы по всем предметам и темам, а значительная часть разработанных оставляет желать лучшего);

высокая стоимость оборудования;

неблагоприятное влияние компьютеров на человеческий, а особенно детский, организм.

Тем не менее в ограниченных масштабах созданы и используются (в основном в старших классах) учебные компьютерные программы по физике, химии, математике и другим предметам. Вопрос о полной компьютеризации процесса обучения сегодня не стоит в силу вышеуказанных причин, однако по отдельным темам II предметам использование компьютерных программ ведется и активно расширяется.

Уровень квалификации и внутренней культуры учителя. Это не специфическое и специально не предназначенное для использования учащимся средство обучения. В это понятие в качестве составляющего элемента входит внутренняя культура учителя. Важность этой составляющей сегодня все активнее признается педагогами-практиками и учеными. Одним из доказательств является введение курса «Педагогическое мастерство» почти во всех педагогических университетах и институтах России.

Формы организации учебной деятельности на уроке представляют собой одно из важнейших средств организации обучения учащихся. Их роль в обучении велика; подробному рассмотрению учебной и внеучебной форм организации текущей учебной работы посвящены соответствующие параграфы в главе «Формы организации обучения».

Отдельные тексты по теме урока. Вторым по значимости средством обучения (после речи учителя) выступает текст с изложением учебного материала. Для этого обычно используются учебники, учебные пособия или книги-первоисточники. У разных учителей тексты выполняют различные функции. Так, если учитель доступно, полно и понятно излагает материал, и учащиеся достаточно глубоко его усваивают, то текстам отводится вспомогательная роль (при повторении во время подготовки домашнего задания). Такую роль тексты выполняют в основном в начальной и средней школе. К старшим классам роль текстов значительно меняется. Учащиеся уже сами способны прорабатывать учебный материал, и поэтому какую-то часть его учителя обычно оставляют для самостоятельных и домашних работ.

Задания, упражнения, задачи играют такую же важную роль в обучении, как и тексты. Различие состоит в том, что тексты используются для получения учащимися новых знаний, а задания и упражнения применяют для закрепления полученных знаний, выработки умений и навыков.

Тестовый материал представляет собой задания, предназначенные для проведения контроля и оценки знаний и умений учащихся. Иногда результаты тестов используются в учебном процессе не только для контроля, но и для коррекции выявленных недостатков, т.е. для обучения и развития. Такие разработки называют тестовыми дидактическими материалами.

Технические средства обучения (ТСО) - пожалуй, самое разработанное в педагогической литературе средство обучения.

Функции технических средств обучения не ограничиваются реализацией наглядности в обучении, в ряде случаев они являются самостоятельным источником информации, средством индивидуализации обучения, средством машинного контроля и самоконтроля. Введение в школы компьютеров и достаточно большого набора учебных программ поможет реализовывать указанные функции полнее.

Дидактическая сущность ТСО состоит в том, что они позволяют осуществлять разностороннее, комплексное воздействие на учащихся. Применение ТСО позволяет пробудить у учащихся интерес к знаниям, формирует у них внутреннюю учебно-познавательную мотивацию и положительное отношение к предмету. Использование ТСО позволяет полностью соблюдать дидактические принципы наглядности, систематичности, постепенности и др. При помощи ТСО можно создать искусственную языковую среду для изучения иностранного языка, увеличить объем индивидуальной и самостоятельной работы учащихся.

При многоцелевом назначении в учебном процессе ТСО имеют доминирующие функции - они служат главным образом осознанному усвоению научно-теоретических знаний. В предметах, где главным является формирование отношений, художественное воспитание и образование, технические средства выступают источником создания образа, эмоционального воздействия на учащихся. Последнее должно быть во всех учебных предметах.

ТСО делятся на три группы: информационные - служат передаче информации от учителя к учащимся (прямая связь), контролирующие - служат определению степени и качества усвоения ин формации учащимися (обратная связь) и обучающие ~~ служат обучению учащихся по определенной программе.

Обучающие ТСО наиболее перспективны. Они характеризуются тремя чертами: подают учебный материал небольшими порциями, после каждой порции следует контрольный вопрос, учащиеся имеют возможность немедленного самоконтроля.

Новейшие обучающие ТСО - тренажеры и комплексы на базе персональных компьютеров позволяют учащимся работать активно, устанавливая индивидуальную скорость усвоения материала. Возможности компьютеров в обучении огромны. Как средство обучения они могут использоваться в нескольких функциях: для обучения некоторым способам деятельности, особенно практическим; для индивидуализации обучения; для контроля и самоконтроля; как средство, позволяющее моделировать его изменение в зависимости от условий для наглядности, организации дидактических игр качественно нового уровня. для организации необходимой информационной среды.

Специфически сложным является вопрос о взаимоотношении технических средств обучения с учителем. И дело тут не только в «то, как и какую технику, ТСО надо осваивать. Для этого учителю необходимо учиться разбираться в их устройстве и управлять ими. ТСО, как любой инструмент, расширяет возможности человека (в данном случае в обучении), но требует к себе внимательного и заботливого отношения, специфических знаний и умений. Дело в другом: «помогая» учителю и частично заменяя его, что в значительной части относится к использованию компьютеров в старших классах, ТСО «вытесняет» учителя. В педагогической литературе достаточно много написано на эту тему. Но полностью вытеснить учителя из школы невозможно (время работы на компьютере учащегося ограничено по медицинским показателям 20-30 мин в день для начальной школы и несколькими часами для старшей). Широкое использование компьютеров в старших классах может привести лишь к изменению характера деятельности учителя на этих уроках, но не к его полному вытеснению.

Лабораторное оборудование создается в имеющихся учебных кабинетах и лабораториях физики, химии, биологии и др. Подобная специализация учебных кабинетов необходима, поскольку способствует более углубленному «проникновению» учащихся в тайны предмета, что ведет к повышению качества и количества учебных знаний и умений.

Средства обучения на уровне предмета

Система условных обозначений различных дисциплин. В обучении используются различные системы условных обозначений. Наиболее показательной в этом смысле является математика. Математические символы, знаки действий и т.д. представляют собой целостную систему условных обозначений. Своеобразным является система обозначений, принятых в химии. Физика, широко используя математический аппарат, в то же время сформировала свою систему знаков. Совершенно особый, не буквенно-цифровой подход заложен в системе обозначений музыкальных звуков. Созданная человечеством нотная грамота позволяет записывать любую звучащую мелодию. Существуют и другие системы условных обозначений. Особенно большое число их разработано в области компьютерного программирования (все существующие на сегодня языки программирования обладают своей системой знаков).

Большинство из этих систем становятся международными и, несмотря на языковый барьер между странами, входят в их куль- туру» становясь неотъемлемыми компонентами. В качестве при мера таких общемировых систем можно привести математический язык, который благодаря интенсивному научному обмену учены ми разных стран содержит единые символы и понимается в любой стране мира.

Интересно и то, что некоторые лингвистические языки, начиная доминировать в какой-то профессиональной области, приобретают свойства системы условных обозначений. Такое явление происходит сегодня с английским языком в области программирования - он стал ведущим для всех разработчиков программ и сегодня считается признанным языком программирования. По- видимому, такое явление произошло в связи с тем, что англоговорящие страны первые начали разрабатывать эту профессиональную область и продолжают занимать доминирующую роль в раз витии этой области.

Искусственная среда для накопления навыков по предмету. Важнейшим средством выработки учебных навыков на уроке является отдельное упражнение. Именно оно позволяет учащемуся сформировать и затем закрепить новое умение. Однако более длительное и интенсивное воздействие позволяет добиваться значительно лучших результатов. Из литературы известно, что использование метода «погружения в предмет» дает более высокие результаты, чем традиционные методики обучения. Особенно хорошо это видно на примере преподавания иностранных языков. Здесь даже разработаны методики «погружения» в язык. По мнению методистов, практическое овладение иностранным языком быстрее всего происходит в условиях естественной языковой среды, которая является основным средством обучения языку. В связи с невозможностью создать такую среду в школах складывается искусственная языковая среда путем применения вспомогательных средств обучения - учебников, схем, таблиц. грампластинок, слайдов, кинофильмов, магнитных записей иноязычной речи, компьютерных программ и т.п. Указанные средства необходимы для формирования автоматизированных навыков устной речи и мышления с помощью многочисленных тренировочных упражнений.

Учебники и учебные пособия. Поскольку учебник (вариативные учебники) в силу необходимости почти всегда сочетается с другими учебными книгами и дидактическими материалами, будем называть эту систему учебным комплектом или просто учебной книгой.

Учебник выполняет целый ряд функций: информационную, управленческую (имеется в виду руководство учебной деятельностью), интегрирующую, координирующую, развивающе-воспитывающую и функцию самообразования. Центральной функцией учебника, как отмечают все исследователи учебника, является информационная. Эта функция может быть реализована, если будут реализованы три другие функции: руководство учебной деятельностью, интегрирующая и координирующая. Развивающе-воспитывающая функция учебника, которая пронизывает все его функции, служит в дальнейшей жизни ученика его самообразованию и самовоспитанию.

В учебных предметах разных типах перечисленные выше функции, будучи общими для всех учебников, реализуются по-разному. Информационную функцию, к примеру, в наибольшей степени реализуют учебники по предметам с ведущим компонентом «научные знания». В этих учебниках в целом зафиксировано все предметное содержание, и они характеризуются относительной полнотой. В меньшей степени информационная функция реализуется в учебниках по предметам, где главное внимание сосредоточено на способах деятельности. В ограниченной мере учебник может использоваться в качестве источника информации по учебным предметам с ведущим компонентом «художественное образование и эстетическое воспитание». В этих предметах очень важны сами первоисточники: музыкальные и художественные произведения, живопись. Кроме того, и содержание научной информации в предметах различного типа также меняется. В предметах по основам наук раскрывается сущность явлений, их закономерности, теория. В этих предметах прежде всего объясняются явления, в отличие, скажем, от предметов, ориентированных на формирование практических способов деятельности. В последних значительный объем занимают нормативные правила.

Руководство учебной деятельностью реализуется в учебнике посредством аппарата организации усвоения учебного материала. Этот аппарат состоит из двух частей: вспомогательных знаний, включенных в ткань учебного материала, заданий и внетекстового компонента (иллюстративный материал, ориентиры усвоения предметного материала и пользования самим учебником). В учебниках по предметам с ведущим компонентом «научные знания» управление процессом усвоения учебного материала явно недостаточно. Однако есть и принципиальные ограничения полного алгоритмического предписания для усвоения научно-теоретических знаний. Полный алгоритм усвоения знаний, имеющих мировоззренческую направленность или очень большую сложность, создать нельзя. Скажем, такое понятие, как «масса», или знание первого закона Ньютона, требуют для своего формирования значительной работы мысли ученика. Все задания лишь помогают ему понять содержание, конкретизировать его, показывают связь научных знаний с жизнью, учат применению знаний в жизни. Творческие задания, развивающие мыслительные операции и интеллектуальные структуры учащихся, не самодостаточны для усвоения научно-теоретического содержания. Для организации усвоения учебного материала, например по естественнонаучным дисциплинам необходимы лабораторные работы, практикумы, демонстрация различных явлений и процессов, научных приложений, обращение к наблюдениям за явлениями действительности.

Управленческая функция учебников больше реализуется в группе предметов с ведущим компонентом «способы деятельности». Для этой группы предметов можно дать необходимый комплекс научных знаний, алгоритмов, описывающих эту деятельность, и определенные задания на ее применение. Но для полной организации овладения учебным содержанием учебник недостаточен, ибо нужны практические работы. Меньше всего возможностей для управления познавательной деятельностью учащихся в учебниках по учебным предметам, направленным на нравственно-эстетическое воспитание учащихся.

Управление познавательной деятельностью учащихся в учебниках по различным типам учебных предметов реализуется по- разному. В наименьшей степени эта функция реализуется учебником в предметах эстетического цикла; достаточно ограничена в учебниках по основам наук; в наибольшей степени в учебниках по предметам с ведущим компонентом «способы деятельности».

От полноты реализации этих двух функций - информационной и управленческой - зависит реализация учебником одного аспекта функции самообразования - быть средством самостоятельной работы учащихся: самообучения и самоконтроля. Пропуски занятий учащимися в известном смысле неизбежны, поэтому необходимы научиться самостоятельной работе по овладению учебным мате риалом. Все учебники должны быть доступны для изучений их без учителя. Но не все действующие учебники в одинаковой степени к сожалению, выполняют эту функцию.

Дидактические материалы. Учебник является одним из ведущих и организующих элементов системы средств обучения. Однако на практике значительнее удобнее использование не отдельного учебника, а комплекта учебных пособий куда входят учебник и дидактические материалы на печатной основе, специально разработанные для данного учебника и предлагаемой методики преподавания.

Методические разработки (рекомендации) по предмету. Опосредованным, или косвенным, средством обучения выступают методические рекомендации для учителей. Они не являются непосредственным средством, с которым работает ученик и которое помогает ему усвоить учебный материал, однако рекомендации определяют ход всего процесса обучения, характер той методики, которую применяет учитель, преподавая предмет. Рекомендации являются как бы изложенным на бумаге прообразом методики преподавания и предлагаемого процесса обучения по предмету.

Совершенно обоснованно считается, что для учителя лучшим является не отдельный учебник и даже не учебный комплект (учебник и дидактический материал к учебнику), а учебно-методический комплект, который кроме учебника и дидактического материала для учащихся содержит еще и методические рекомендации для учителя с объяснениями, как использовать данный учебник, на что обращать особое внимание, и с поурочными разработками. В методических рекомендациях обычно показывается логика построения каждого урока, его основные моменты. Указывается (с номерами и страницами), какой материал берется из учебника, какой из дидактического материала. Если необходимо, то приводится дополнительный материал для объяснения и раскрытия сути прорабатываемой темы.

Первоисточники выступают одним из важнейших средств обучения. Однако их значимость в предметах различных типов неодинакова. Для предметов гуманитарного цикла первоисточники играют ведущую роль в обучении. К примеру, для литературы, хотя учащийся и имеет учебник по этому предмету, важнейшим компонентом деятельности является изучение литературных произведений. Тоже относится и к музыке, рисованию. При изучении естественнонаучных предметов учащиеся их почти не используют. Учебники по этим предметам содержат в себе все необходимое для усвоения учебного материала и роль первоисточников здесь минимальна.

Сочетание средств обучения на уроке

В процессе обучения возникает необходимость сочетания элементов системы средств обучения друг с другом. Наибольшую эффективность в обучении дает использование точно подобранной системы средств обучения. Именно поэтому необходимо рассматривать не только средства обучения отдельно, но и варианты их сочетания и взаимодействия. Мы рассмотрим сочетание основных средств обучения: речи учителя (изложения) с учебником, речи с наглядными средствами обучения и ТСО, а также учебника с другими элементами системы средств обучения.

Текст изложения учителем материала отличается от текста изложения учебника: речевой формой, наличием определенных вспомогательных фоновых знаний, конкретными дополнительными пояснениями к способам деятельности. Учитель может применить и иной комплекс наглядных средств, нежели в учебнике, в зависимости от подготовленности учащихся, фактора времени, оснащенности школы наглядными пособиями и кабинетами. Однако содержание устного изложения и учебника должно быть, как правило, одинаково по смыслу, глубине и логике доказательства (во избежание перегрузки учащихся). Главным во взаимодействии изложения учи теля и учебника является то, что изложение учителя, отличаясь от текста учебника, направлено на понимание последнего.

Учебник не должен зависеть от изложения учебного материала учителем. Он должен обеспечить всем учащимся, пропустившим уроки, необходимый минимум в усвоении содержания образования. Сочетание учебника и средств наглядности выражается в наличии того минимума демонстрационно-наглядного комплекса (в рисуночной и знаковой форме), который необходим учащимся.

Сочетание речи с другим элементом системы средств обучения (наглядными средствами) - одно из распространенных явлений в практике обучения. Особое место оно занимает в начальной школе и в группе естественнонаучных дисциплин. Сочетание речи учителя и средств наглядности наиболее характерно для системы Л.В.Занкова. В монографии, специально посвященной этому вопросу, он описал формы и варианты сочетания изложения учителя и наглядных средств . Автор выделил четы реформы сочетания и показал, как одна и та же дидактическая задача может быть решена разными способами. В зависимости от нее источником учебного познания служили преимуществен, но либо сами наглядные объекты, либо изложение учителя, либо то и другое.

Взаимодействие учителя и технических средств обучения достаточно подробно рассмотрено в литературе. Наибольший интерес представляет сочетание изложения (как источника информации) и технических средств обучения в разных типах и группах учебных предметов. В учебных предметах с ведущим компонентом «научные знания» содержание излагается словесно, а технические средства обучения по существу выполняют функцию обеспечения наглядности, помогая увидеть процессы в динамике. Они служат для полноценного раскрытия учебного материала, повышения интереса к нему. В предметах с ведущим компонентом «художественное образование и эстетическое воспитание» роль технических средств обучения как источника формирования образа повышается. Без них иногда невозможно предъявить учебное содержание (к примеру, музыкальное произведение). Однако и в этих учебных предметах технические средства никогда не могут сменить учителя, его комментария, например, к музыке и живописи, его обобщений. При всех обстоятельствах технические средства обучения не могут реализовать важных функций речи учителя - коммуникативной и управленческой, ответственных за коррекцию учебного материала в процессе ознакомления с ним учащихся. Поэтому ограниченной оказывается реализация и главных функций изложения - информативной и воспитывающей.

Значительное место в литературе посвящено вопросу взаимодействия учебника с другими элементами системы средств обучения. Чаще всего используются следующие сочетания: учебник и технические средства обучения, учебник и другие дидактические пособия и книги.

Сочетание учебника с техническими средствами обучения состоит в том, что под готовый учебник подбирается комплекс ТСО.

Сочетание учебника с другими учебными книгами определяется на уровне проектирования учебного книжного комплекта. Совокупность учебного книжного комплекта мы разделили на три категории по степени его отношения к программному материалу. В первую категорию вошли книги, необходимые для самостоятельной работы учащихся по усвоению только программного материала. Это сборники задач и упражнений, книги для чтения, тетради с печатной основой, хрестоматии, некоторая совокупность произведений художественной литературы, сборники документов и книги, служащие для систематизации и обобщения изученных курсов. Необходимо иметь в виду взаимодополняемость распределения функций между учебником и другими учебными книгами. Так, в любой учебник по основам наук должны включаться задачи, которые реализуют, по существу, одну функцию, а именно, помогают понять главное и конкретизируют теоретические положения. Задачи, реализующие преимущественно остальные функции (например, функцию индивидуализации обучения или функцию контроля и самоконтроля), могут быть представлены в задачниках или других дидактических материалах. Сколько нужно задач для усвоения программного материала в учебнике и в задачниках - это тот вопрос, на который методике еще предстоит ответить. Именно в связи с его решением должен решаться вопрос о количестве часов, отведенных программой на ту или иную тему.

Представляет интерес и вопрос о том, должны ли учебник и задачник представлять отдельные книги или одну, как это делается по некоторым предметам. Вероятно, это зависит от числа задач, необходимых для усвоения программного материала. Если задач много, то по книговедческим основаниям учебник и задачник лучше разделить, а по педагогическим соображениям авторский коллектив должен быть один и тот же.

Сочетание учебника с другими необходимыми книгами также зависит от типа учебного предмета, его ведущей функции. Например. для тех дисциплин, где формирование эстетического отношения к действительности имеет важнейшее значение, художественные произведения являются основным источником содержания. Их не может заменить ни учебник, ни хрестоматия. В предметах с ведущим компонентом «научные знания» в группе естественнонаучных дисциплин все основное содержание есть в учебнике, а книга для чтения, хрестоматии служат для ознакомления учащихся с историко-научными сюжетами, современными разделами науки и научными приложениями. К сожалению, среди учебных книг, кроме учебника, нет стабильной книги, предназначенной специально для повторения всего курса. Учащиеся повторяют материал либо в последовательности, совпадающей с первичным ознакомлением с ним, либо пользуются разными пособиями для поступающих в вузы.

Литература

1. Выготский Л. С. Собр. соч. -Т. 6.-М., 1984.

2. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее среда. - М., 1988.

3. Гершунский К.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы.-М.. 1987.

4. Дидактические основы создания и использования технических средств обучения в средней школе / Под ред. Л.П. Прессмаиа.-М., 1981.

5. Замков Л. В. Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении -М., 1958.

6. Методические указания по определению уровня педагогической эффективности использования средств обучения и их комплексов, - М., 1984.

7. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998.

8. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского. И.Я. Лернера.-М.. 1989.

9. Технические средства обучения и методика их использования / Сост. Д.Д. Сметанин, К.А. Квасневскии, В. В. Ильин и др.; Под общ. ред. К. А. Квас-невского. - М., 1984

10. Хозяинов Г. И. Средства обучения. - М., 1987. 11. Шахмаев Н. М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. - М.. 198S.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классификация средств обучения и основные функции. Процесс обучения как сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся направленных к общей цели. Технические средства обучения. Дидактические функции. Виды средств обучения. Сценарий урока.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2009

    Структура педагогического процесса, его содержание и элементы. Средства обучения как компонент процесса обучения. Идеальные и материальные средства обучения. Характеристика средств обучения истории в современной школе. Концептуальные модели обучения.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2013

    Применение средств обучения на уроках производственного обучения. Классификация средств обучения. Печатные и звуковые, экранные и объемные средства. Инструкционные карты: передача информации с помощью текста, чертежа, рисунка. Пикировка сеянцев капусты.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2010

    Роль средств обучения в процессе образования, их классификация. Основные и вспомогательные средства обучения. Особенности использования современных средств обучения на уроках иностранного языка. Современные информационно-коммуникативные технологии.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2014

    Средства обучения как важный компонент данного процесса, классификация и типы. Общая дидактическая роль средств обучения в деятельности учителя технологии. Изучение педагогического опыта и анализ эффективности использования электронных средств обучения.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2015

    Определение методов и средств обучения, их выбор в зависимости от дидактических целей урока и от содержания проходимого материала. Структура объяснительно-иллюстративного и частично-поискового, репродуктивного и исследовательского методов обучения.

    презентация , добавлен 05.10.2014

    Средства обучения как компонент процесса обучения. Структура педагогического процесса. Материальные и идеальные средства обучения и их функции. Педагогический контроль как система научно-обоснованной проверки результатов образования и воспитания.

    курсовая работа , добавлен 31.08.2011

    Анализ технологий, обеспечивающих доставку обучаемым изучаемого материала. Обзор интерактивного взаимодействия учеников и преподавателей в процессе обучения. Характеристика дистанционного обучения, осуществляемого с помощью компьютерных телекоммуникаций.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2011

    Сущность процесса обучения. Цели, функции и специфика обучения. Структура процесса обучения, характеристика структурных компонентов. Методы обучения, их классификация. Формы организации обучения.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2005

    Законы и закономерности процесса обучения: понятия, сходство и отличия. Содержание основных законов обучения: социальной обусловленности целей, взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Система принципов современной дидактики.

Средства обучения -- это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Во время урока могут применяться различные формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная. Возможности сочетания этих форм увеличиваются при использовании ТСО. ТСО позволяют создать вариативность изложения учебного материала для различных групп, помогают решить многочисленные задачи организации индивидуализированного учебно-познавательного процесса в условиях коллективного обучения.

Место технических средств на занятиях, продолжительность их использования во многом определяются индивидуальными особенностями обучаемых детей, стилями их учебной деятельности: аналитический, аудиальный, визуальный, интуитивно-мыслительный и т.п.

Аудиовизуальные средства обеспечивают лишь одну сторону процесса обучения - усиливают восприятие учащимися учебной информации, что в значительной степени определяет качество понимания и усвоения учебного материала. Для глубокого усвоения знаний необходимо формирование понятий и художественных образов в процессе активной мыслительной деятельности. Этого можно достичь лишь при сочетании аудиовизуальных средств со словом учителя. На уроке с применением аудиовизуальных средств важно, чтобы работал не только экран телевизора, кинопроектор или магнитофон, главное, чтобы активно работал ученик. Слово учителя необходимое условие и средство повышения действенности аудиовизуальных пособий, осознанности восприятия и усвоения их содержания учащимися, управления их познавательной деятельностью. Учитель выделяет основные объекты и явления, раскрывает их сущность, сосредоточивает внимание на содержании аудиовизуальных средств, активизирует мыслительную деятельность учащиеся, устанавливает связи между содержанием аудиовизуальных пособий и темой урока, подводит учащихся на основе сформированных представлений к выявлению сложных внутренних связей и закономерностей - формированию понятий.

Использование аудиовизуальных пособий в качестве источников знаний приучает учащихся привлекать дополнительные источники к учебному материалу (научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, телевизионные и радиопередачи) для самообразования и расширения кругозора.

В процессе обучения аудиовизуальные пособия могут быть использованы в качестве иллюстрации, как средство дополнительной информации в целях углубления и конкретизации знаний и обогащения представлений учащихся, полученных на основе других источников. Основными источниками знаний в таких случаях являются объяснение учителя, демонстрируемые на уроке опыты, учебник, практические и лабораторные работы, а аудиовизуальные пособия - вспомогательными, дополнительными.

Качество обучения определяется тем, насколько учащиеся подготовлены к выполнению практической работы, умеют применить теоретические знания на практике. Учебные кинофильмы и фонозаписи в этом случае могут служить средством инструктирования. Они знакомят с приемами выполнения работы, показывают последовательность операций либо содержат указания к учебным заданиям, помогают формировать у учащихся практические умения и навыки.

При обобщении, повторении изученного, как правило, источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает слово учителя, а наглядность выполняет функцию его подтверждения, иллюстрации, конкретизации или является отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию.

Мультимедийный проектор или интерактивная доска - технические средства, позволяющие показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям. Презентация используемая учителем на уроке, требует его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.

Обобщение и систематизация знаний, воплощенные посредством ТСО, могут быть наиболее эффективными, так как ТСО, предусматривая разнообразные формы и методы обучения, позволяют четко выделить главное, установить взаимосвязи между отдельными элементами, глубже осмыслить структуру учебного материала, охватить обширный материал в определенной системе и т.д. Благодаря использованию ТСО время, затраченное на обобщение и систематизацию знаний, может быть значительно сокращено по сравнению с другими вариантами выполнения этой сложной деятельности.

Средства наглядности, демонстрируемые с помощью технических устройств, могут служить основой для самостоятельной работы учащихся. Применение их позволяет:

  • - научить обучаемых работать с различными источниками информации;
  • - разнообразить формы самостоятельной работы;
  • - научить самоконтролю и самокорректированию познавательной деятельности.

ТСО на учебных занятиях и во внеучебное время могут быть применены для самостоятельной работы: с целью получения новых знаний; совершенствования знаний (на основе приобретенных знаний, при обобщении и систематизации знаний); проверки и самоконтроля знаний, умений и навыков.

ТСО при самостоятельной работе с целью получения новых знаний на учебных занятиях могут быть использованы в качестве источников этих знаний - основного или вспомогательного. Например, это могут быть различные виды самостоятельной работы учащихся при использовании ТСО преподавателем, когда он излагает материал.

ТСО могут быть использованы при самостоятельной работе на основе приобретенных знаний и на этапе, связанном с совершенствованием знаний, который предполагает обучение применению знаний, выработку умений и навыков. ТСО могут применяться при выполнении различного рода упражнений, решении и составлении задач, инструктаже, самостоятельной работе для формирования трудовых умений и навыков, при овладении навыками проведения лабораторных работ и т.д.

Особо может быть выделена самостоятельная работа при обобщении и систематизации знании.

Самостоятельная работа на основе использования ТСО с целью обобщения и систематизации знаний обеспечивает прочность знаний, потому что, как правило, при этом повторение производится в ином порядке, чем при первичном ознакомлении с учебным материалом, что требует нового осмысления и углубления имеющихся знаний.

Применять ТСО при самостоятельной работе с целью проверки и самоконтроля знаний, умений и навыков можно и при первичном ознакомлении с учебным материалом, и при работе на основе приобретенных знаний, и при обобщении и систематизации знаний. Например, одним из вариантов может быть использование специальных контрольных карт или обучающих программ по отдельным вопросам или темам, где предусмотрен контроль после изучения каждой дозы информации.

Контроль позволяет улучшать знания, совершенствовать их. Кроме того, его надо рассматривать и как одно из средств воспитания чувства ответственности в любой работе, и способности безошибочно выполнять действия интеллектуального или трудового характера. Самоконтроль с помощью ТСО можно выполнить в самых разных вариантах: записать ответ на магнитофон, а затем прослушать, проверяя по учебнику; снять свои действия на видеопленку, а затем проанализировать при просмотре, выполнить схемы, таблицы на кодотранспарантах, а потом сравнить с готовыми или изготовленными учителем, и т.д.

Журнал как средство обучения используется на организационном и заключительном этапах урока. Позволяет отслеживать успеваемость учащихся, посещаемость занятий.

Учебники не только предъявляют информацию, но и управляют познавательной деятельностью, работой с ней.

Натуральные объекты позволяют учителю наглядно продемонстрировать размеры, построение и устройство изучаемого объекта. В свою очередь учащиеся могут детально рассмотреть объект изучения, что обеспечивает наилучшее понимание и усвоение необходимого материала.

Основная функция визуальных средств - демонстрация явлений, процессов. Любое производство, объект, где возможна экскурсия, является средством обучения. Но подавляющее большинство наглядных средств - это модели, макеты, рисунки, карты. Их главная задача - обеспечить восприятие информации и стимулировать учебную деятельность.

Компьютерная программа позволяет смоделировать схемы и получить показания измерительных приборов и большинству схем изучаемых на уроках теоретического обучения. При помощи программы учащимся показывается и объясняется принцип построения схем, выбор, подключение, настройка измерительных приборов и порядок снятия основных характеристик схемы. Для эффективного использования программы необходимо, чтобы учащиеся были готовы к выполнению работы не только теоретически, но и практически умели собирать схему, правильно подключая при этом радиоэлементы и измерительные приборы, а также представляли, каким примерно должен быть результат работы.

Компьютерные обучающие и контролирующие программы - программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе и позволяют:

  • - индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;
  • - контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
  • - обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности;
  • - моделировать и имитировать процессы и явления;
  • - проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
  • - повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации и многое др.

Система вопросов может использоваться как при проверке домашнего задания, например фронтальный опрос, так и на этапе усвоения новых знаний. Позволяет определить степень подготовленности учащихся и усвоение ими необходимого материала, а также обратить внимание педагога на материал, который тяжело усваивается учащимися.

Среди словесных средств большое значение имеют раздаточные материалы. Они имеются по всем основным предметам и представляют набор заданий, упражнений, схем.

Система заданий и упражнений - метод систематической и эффективной отработки умения или навыка путем повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности.

учебный структурный предметный



Просмотров