Основные правила поведения при пожаре. Правила безопасного поведения при пожаре

Проблема: Формировать представления детей о наиболее опасных ситуациях, которые могут случиться в их жизни (пожар).

Игровая мотивация: помочь Крошу узнать «опасна ли горящая свечка»

Цель: развитие познавательного интереса, творческого продуктивного воображения.

Задачи:

Познакомить с пользой и опасностью огня для человека. Подручные средства тушения малого огня.

Активировать в речи слова: огонь, пожар, костер, способы тушения, огнетушитель.

Развивать в детях умение замечать источники опасности, знать и выполнять схему поведения при возникновении опасной ситуации.

Расширять знания противопожарной безопасности в жизни детей.

Ознакомление с правилами безопасного поведения детей в быту. Сознательно выполнять меры предосторожности, понимать необходимость соблюдения определенных запретов.

Воспитывать доброжелательность, отзывчивость

Материалы и оборудование: слайды "Огонь", "Способы добывания огня древними людьми", "использование огня человеком" (Польза огня), "Правила пожарной безопасности для детей"; Бенгальский огонь для показа искр, плотная ткань, вода, песок, земля, огнетушитель, спички, емкость с водой, мятые кусочки бумаги.

Ход совместной деятельности.

Здравствуйте ребята. Меня зовут Татьяна Викторовна.

Сегодня меня почтальон попросил передать письмо с видеороликом ребятам подготовительной группы. Это вы? (Да) Давайте его прочтем.

«Здравствуйте ребята! Пишет вам Крош. У меня проблема. Посмотрите видеоролик. И помогите мне ее решить. Заранее спасибо. Ваш Крош.» Просмотр видеоролика.

Давайте ребята поможем крошу узнать опасна ли спичка? (Давайте) Я предлагаю отправиться со мной в путешествие в «страну огня» с помощью фантазии. Возьмитесь за руки, закройте глаза, и отправляемся в путь. (Звучит волшебная музыка)

Вот мы и очутились в «стране огня». (На заставка слайд - «огонь»)

Подумайте и скажите, для чего нужен огонь людям в наше время? Кто затрудняется, посмотрите на картинки - они вам подскажут ответы на вопрос. (На доске плакат с рисунками "Использование огня человеком". Для приготовления пищи на огне. В сварочном аппарате для сварки труб. В доменной печи полыхает огонь и плавит железную руду, выплавляя из нее металл. В другой печи огонь варит стекло, из которого мастер - стеклодув делает красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляя яркий хвост пламени - это в ее могучих двигателях сгорает ракетное топливо и приводит в движение ракету. В моторе автомобиля тоже работает огонь - сгорает бензин и приводит в движение машину. Сжечь мусор на огороде помогает огонь. Приятно посидеть у костра вечером на природе и испечь на костре картошку. Сегодня огонь - наш верный помощник и друг.

Какой вывод можно сделать: огонь приносит людям пользу или нет?

Дети делают вывод: Огонь приносит людям пользу.

Воспитатель: Всегда ли огонь был на службе у людей?

(Предполагаемые ответы: не всегда. В древности люди не знали огня.)

Вопрос: А вы знаете, как раньше люди добывали огонь? (Выслушивает несколько вариантов ответов и продолжает рассказ)

Кто -то из древних людей заметил, что, когда затачивают камни для охоты на животных, появляются искры. Что такое искры? (Мельчайшие частички огня). Воспитатель демонстрирует искры на бенгальском огне и комментирует, что искры красивые, но опасные: из искры может возникнуть пожар. Вот и стали люди высекать камнем искры и зажигать костер.

Демонстрация слайдов о том, как древние люди высекали огонь из камней. Воспитатель комментирует слайды: Позже люди добывали огонь с помощью щепки, палочки и сухого мха. Палочку вставляли в трещину щепки, рядом клали мох и крутили в ладонях, пока мох не начинал тлеть.

Огонь стал верным помощником человека. Древние люди сделали великое открытие - научились добывать огонь.

Физминутка

Трогать спички мы не будет,

Мы про спички позабудем.

Бомбочки нам не нужны,

Сигареты нам вредны,

Правила не забывать-

Мы их будем выполнять! (выполняют любые движения за воспитателем)

Воспитатель. Сила огня велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, на огне готовят пищу... Но огонь может быть страшным и злым. Кто догадался, почему?

(Предполагаемый ответ: Огонь может вызвать пожар)

Огонь из доброго друга может превратиться в беду и огромную опасность. Кто знает, какую опасность представляет огонь?

(Предполагаемый ответ: В огне пожара горит все: люди, дома, посевы, скот, леса, целые деревни и города.)

Кроме пламени опасен ядовитый дым, от которого люди теряют сознание и умирают. Скажите, пожар может возникнуть случайно?

(Предполагаемый ответ: Да, от молнии.)

Подумайте и скажите, может ли пожар возникнуть по вине человека, из-за неправильного, небрежного обращения с огнем или электроприборами? Кто затрудняется, посмотрите на плакат - он вам поможет. ("Правила противопожарной безопасности")

А если вдруг возник пожар куда нужно обратиться? По какому номеру телефона? Что нужно сообщить? (ответы детей)

Чего боится огонь? Средства тушения огня.

Посмотрите опыт 1. Два бумажных кулька. В один из них наливаю воду, а другой без воды. Зажигаю снизу оба кулька. Один горит. Как вы думаете, какой кулек горит? (без воды, сухой). А почему не горит другой кулек? (Он с водой, мокрый)

Сделайте вывод: Чего боится огонь? Чем его можно тушить? Вывод (делают дети самостоятельно ): Огонь боится воды. Огонь можно тушить водой.

Чем еще можно тушить огонь? Выслушать предположения детей.

Да вы правы, огонь можно потушить водой, землей, плотной ткань, если накрыть горящую поверхность, с помощью огнетушителя. Но самое главное не оставлять легко воспламеняющиеся предметы без присмотра взрослых.

Опасна ли горящая свеча? (ответы детей) Почему? А как вы думаете, может ли свеча стать опасной? Свеча может стать опасной если ее оставить без присмотра взрослого.

Возвращение в детский сад под волшебную музыку

Итог занятия:

С чем мы сегодня познакомились? Чем можно затушить огонь? Опасна ли свеча?

Ой, А к нам пришла посылка! Письмо: «Большое вам спасибо дети, за оказанную помощь в решении моей проблемы.» Благодарит детей.

Самоанализ открытой совместной деятельности

познавательному развитию в подготовительной группе.
" Мир огня и правила безопасного обращения с огнем"

Гапоненко Татьяны Викторовны

Цель занятия: Формировать представления детей о наиболее опасных ситуациях, которые могут случиться в их жизни (пожар).

Задачи:

1. Обучающая: Познакомить с жизнью древнего человека, рассказать о величайшем открытии человеком явления природы - огня. Польза и опасность огня для человека. Подручные средства тушения малого огня. Активировать в речи слова: огонь, пожар, костер, способы тушения, огнетушитель.

2.Развивающая: Развивать в детях умение замечать источники опасности, знать и выполнять схему поведения при возникновении опасной ситуации.

3. Воспитательная: Воспитание противопожарной безопасности в жизни детей. Ознакомление с правилами безопасного поведения детей в быту. Сознательно выполнять меры предосторожности, понимать необходимость соблюдения определенных запретов.

Программное содержание соответствует возрасту детей и их жизненному опыту. При составлении задач учитывала индивидуальные и психологические особенности детей.

В ходе совместной деятельности использовала наглядные, словесные, практические методы обучения. Ставила перед детьми проблемные вопросы, что способствовало развитию умений излагать свои мысли, рассуждать. В течение всей совместной деятельности дети были активны, организованы. Этому способствовала познавательная мотивация и интересные эксперименты, в результате которых дети получили новые сведения об окружающей действительности.

Использовала технические средства обучения, которые вызывали у детей положительные эмоции, способствовали развитию воображения, образного представления.

Поставленные задачи реализованы полностью. Для решения данных задач была обеспечена комфортность и взаимосвязь и высокая эмоциональность детей.

Уровень проведения совместной деятельности – оптимальный.

Неосторожное обращение с огнем .

Неосторожное обращение с огнем является самой распространенной причиной возникновения пожара.

Въезжая в квартиру, каждый жилец берет на себя обязательство соблюдать правила пользования жилыми помещениями, в том числе строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но анализ причин пожаров показывает, что виновниками большинства из них являются сами жильцы, которые пренебрегают иногда самыми элементарными правилами пожарной безопасности. А нередко неосторожность переходит в небрежность: неосторожное обращение с огнем при курении, пользовании приборами освещения с открытым пламенем (керосиновыми лампами, фонарями, свечами, факелами и т. п.), что особенно опасно для чердачных помещений, кладовых, различных хозяйственных построек. Пожар может возникнуть и от костра, разожженного вблизи строений, причем чаще всего от искр, которые разносит ветер.

Если в этом случае пожар причиняет значительный ущерб, то небрежность может квалифицироваться как преступление и тогда в соответствии со ст. 99 (если уничтожено государственное или общественное имущество) или со ст. 150 (если уничтожено личное имущество граждан) Уголовного кодекса РСФСР виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности .

В последнее время для освещения (чисто в декоративных целях) широко стали использовать свечи. При этом забывают простые меры предосторожности: следует помнить, что нельзя укреплять свечи расплавленным стеарином (воском) на столе, досках, на папиросных и спичечных коробках, на подоконнике или стуле, так как свеча может опрокинуться и при догорании послужить причиной пожара. При пользовании свечами нужно иметь невысокие устойчивые металлические подсвечники либо ставить свечи в тарелки и т. д. Нельзя ходить с горящей свечкой на чердаки, в сараи, кладовые. Лучше всего для этого пользоваться электрическими фонарями.

На небрежности при курении следует остановиться особо. Курящих у нас пока еще много, отсюда и велика вероятность пожара. Нередко можно наблюдать, как отдельные люди, прикуривая, бросают спички и окурки куда попало, курят в запрещенных местах, кладут окурки на деревянные предметы, вблизи вещей, способных воспламеняться при малейшем соприкосновении с огнем. Небрежно брошенный окурок вызывает тление горючего материала находящегося в непосредственной близости от него, которое по истечении некоторого времени переходит в пламенное горение.

Очень опасно курить лежа, особенно в нетрезвом состоянии. Пьянство разлагающе действует на личность человека, приносит моральный и материальный ущерб окружающим, всему обществу в целом. К сожалению 70 % пожаров в жилых домах происходят по вине лиц в нетрезвом состоянии. При этом все случаи похожи один на другой: пьяный курильщик засыпает, сигарета падает, и от нее сначала загорается постель, а затем другая мебель в квартире. Виновник пожара в большинстве случаев погибает от отравления продуктами сгорания.

Правила пользования жилыми помещениями запрещают загромождать балконы, лоджии, прихожие, коридоры, лестничные клетки и запасные выходы мебелью или другими предметами.

В зимнее время с наступлением сильных похолоданий нередко замерзают водопроводные и канализационные трубы, приборы центрального отопления (чаще всего расширительные баки, установленные в чердачных помещениях). Пренебрегая мерами пожарной безопасности, их нередко отогревают пламенем факелов или паяльных ламп. А это приводит к пожарам. Для отогревания такого рода труб рекомендуется применять горячую воду или нагретый песок.

Нарушения при пользовании электроприборами

Не менее распространенной причиной пожаров является нарушение правил пользования электрическими приборами. Анализ таких пожаров показывает, что они происходят в основном по двум причинам: из-за нарушения правил при пользовании бытовыми электроприборами и скрытой неисправности этих приборов или электрических сетей.

Нередко бывает так. Хозяйка квартиры торопиться сварить обед. Она включила электрическую плитку. Нагрев спирали при этом достигает температуры 600-7000 С, а основание плитки - 250-3000С. При воздействии такой температуры стол, стул или пол на который поставлена плитка, могут воспламениться.

Казалось бы, что такой прибор, как электрический чайник, не представляет пожарной опасности, поскольку в нем находится вода. Но, к сожалению, не-редки случаи, когда и он является причиной пожара. Если поставить включенный электрочайник на стол и оставить на длительное время без присмотра, то вода выкипит, дно чайника накалиться до температуры 300-5000С, а этого достаточно, чтобы произошел пожар.

Водонагревательные приборы уже через 15-20 минут после выкипания воды вызывают загорание почти любой сгораемой опорной поверхности, а при испытании электрических чайников с нагревательным элементом мощностью 600 Вт воспламенение основания происходит через 3 минуты после выкипания воды.

Соприкосновение занавесей с электронагревательными приборами также приводит к их воспламенению.

Пожары могут возникать от неисправной электропроводки или неправильной эксплуатации электросети. Это объясняется тем, что при прохождении тока по проводнику всегда выделяется тепло. Но в обычных, нормальных условиях оно рассеивается в окружающую среду быстрее, чем успевает нагреться проводник. Для каждой электрической нагрузки соответственно подбирается и проводник определенного сечения. Если сечение проводника меньше, чем положено по расчету, то будет выделятся так много тепла, что оно не успеет рассеяться и проводник будет нагреваться. Это может произойти, например, если в одну розетку включить несколько бытовых приборов одновременно. Возникает пере-грузка, провода нагреваются, а изоляция - воспламеняется.

Аналогичные явления объясняют опасность применения в электросетях звонковых, телефонных, монтажных проводов, сечение которых не рассчитано на потребляемый ток.

Одной из причин пожаров, возникающих от электросетей, является короткое замыкание. Оно наступает тогда, когда два проводника без изоляции накоротко соединяются друг с другом. По существу это тоже явление перегрузки, но оно сопровождается резким возрастанием силы тока в сети. Провода мгновенно нагреваются до такой температуры, что металлические жилы плавятся, наблюдается интенсивное выделение искр и большого количества тепла. Если в месте короткого замыкания окажутся горючие материалы и конструкции, они моментально воспламеняться. Вот почему необходимо следить за исправностью изоляции проводов, не допускать крепления их гвоздями, которые могут нарушить изоляцию.

Сильный нагрев проводов происходит также в местах ослабления контактов соединения проводов между собой и в местах присоединения их к токоприемникам.

Плохой контакт и сильный разогрев в местах соединения проводов происходят из-за неправильного соединения проводов (вскрутку), слабого крепления или сильного окисления контактных поверхностей и мест соединения проводов. Неплотный контакт может вызвать искрение. В таких местах образуются электрические дуги, а это приводит к сильному разогреву контактирующих поверхностей и воспламенению изоляции проводника. Из-за неплотного контакта вилок в гнездах штепсельной розетки происходит сильный разогрев розетки, а это может вызвать воспламенение деревянных подрозетников, горючих перегородок и стен, на которых смонтирована штепсельная розетка.

Это явление обусловлено наличием больших местных переходных сопротивлений. В этих случаях предохранители не могут предупредить возникновение пожара, так как сила тока в цепи не возрастает, а нагрев участка с плохо выполненным соединением проводов достигает опасного предела только лишь в следствии увеличения сопротивления в определенных местах, как правило, на участках небольшой длины.

Пожарную опасность представляют также осветительные лампы накаливания, поскольку происходит сильный нагрев поверхности стеклянной колбы, температура которой может достигать 5500С.

Все перечисленные причины пожаров связаны с выделением большого количества тепла, так как в лампах накаливания только 3-8% энергии затрачивается на излучение света, а 92-97% превращается в тепло.

Время, в течении которого на поверхности лампы возникает опасная температура, различно в зависимости от напряжения в сети. Если электрический светильник обернуть хлопчатобумажной тканью и включить в сеть напряжением 127 В, то через 30 минут на поверхности лампы мощностью 75 Вт температура поднимется до 2500С, при напряжении 220 В эта же температура установиться через 10 минут, а через 15 минут температура достигнет 4000С, и хлопчатобумажная ткань загорится. Поэтому обертывание электрических ламп бумагой, хлопчатобумажными и другими тканями или изготовление из них самодельных абажуров , соприкасающихся с колбой лампы, может привести к самовоспламенению. Это особенно касается настольных светильников, мощность ламп которых ограничивается заводской инструкцией в пределах 60 Вт.

Опасные последствия могут наступить от плохого контакта цоколя лампы с пружиной патрона. Это частный случай большого переходного сопротивления. Здесь возникает сильный нагрев патрона, что приводит к пересыханию изоляции проводов, потере ими изоляционных свойств и короткому замыканию при включении лампы.

Сильный нагрев патрона, и как следствие, высыхание изоляции и короткое замыкание возникают и в том случае, если в обычный патрон ввернуть лампу большой мощности (200-300 Вт).

Повышенная пожарная опасность лампы накаливания заключается еще и в том, что при попадании в колбу лампы воздуха перегорают металлические нити. Капля расплавленного металла, температура которого колеблется от 1700 до 27000С, может пробить (прожечь) колбу и, попав на горючий материал, вызвать его загорание. Разрушение колбы лампы от механических воздействий также приводит к пожарам. Вот почему правила пожарной безопасности запрещают эксплуатацию ламп накаливания без защитных колпаков (рассеивателей, плафонов).

В настоящее время широкое применение находят люминосцентные лампы. Их поверхность не нагревается до опасной температуры, как у ламп с нитью накаливания, т. е. не превышает 40-500С. Поэтому такие лампы более безопасны в пожарном отношении.

Но и в люминосцентных лампах есть детали (стартер, конденсаторы с бумажным диэлектриком, светорассеиватели из органического стекла и др.), которые при определенных условиях могут вызывать пожар в следствии сильного разогрева.

При эксплуатации люминосцентных светильников иногда происходит “залипание” стартера, т. е. его контакт в нужный момент не размыкается. По цепи в этом случае протекает большой ток, под действием которого обмотка дросселя разогревается и окружающая компаундная масса, размягчаясь, вытекает. В результате наступает или закорачивание витков обмотки дросселя, или замыкание ее на корпус с воспламенением окружающих горючих материалов.

Некачественное исполнение контактного соединения в патронах ламподержателей и стартодержателей приводит к “миганию” люмонисцентных ламп (постоянному самопроизвольному погасанию и загоранию) и воспламенению бумажного диэлектрика конденсатора ограничения радиопомех из-за пробоя повышенным напряжением. В результате пластмассовый корпус может обуглиться или загореться.

Основные меры предосторожности и правила пожарной безопасности при эксплуатации электрических нагревательных приборов следующие:

    нагревательные приборы можно устанавливать только на подставки из негорючих материалов достаточной толщины; запрещается оставлять включенные приборы без присмотра; запрещается использовать самодельные электронагревательные приборы; запрещается включать в одну розетку одновременно несколько приборов, особенно большой мощности; необходимо следить за плотностью контактов в местах присоединения проводов к вилке, клеммам, между собой и т. д.; опасно заменять перегоревшие предохранители в телевизорах, приемниках и других установках самодельными или завышенными вставками.

Каждый знает, что в доме есть “сторож”, готовый в любую минуту защитить квартиру от короткого замыкания или большой перегрузки- это пробка с плавким предохранителем, рассчитанным на определенную силу тока, или автоматический выключатель. В случае короткого замыкания или перегрузки плавкая вставка предохранителя плавиться раньше, чем провода успеют нагреться до опасной температуры.

Но встречается еще немало случаев, когда вместо пробки с перегоревшей плавкой вставкой устанавливают самодельные предохранители (пучки проволоки, намотанные на пробку), именуемые обычно “ жучками”. Они не могут предупреждать опасные последствия в электросетях при коротком замыкании, тем более при перегрузке.

Необходимо всегда помнить, что провода нельзя завязывать в узлы, пользоваться неисправными выключателями, розетками, соединять провода вскрутку, что очень опасно, заклеивать провода обоями, бумагой, плакатами, закрывать щитами, пропускать их через стены и перегородки без дополнительной изоляции фарфоровыми втулками и эбонитовыми трубками.

Во избежании повреждения изоляции и коротких замыканий не разрешается:

    закрашивать и белить шнуры и провода; вешать на них что-либо или закреплять их на газовые и водопроводные трубы, за батареи отопительной системы ; допускать соприкосновение электрических проводов с телефонными и радиотрансляционными проводами, радио и телеантенами, ветками деревьев и кровля-ми строений; использовать в качестве проводника электрического тока телефонные и радиопровода.

В настоящее время проводка в квартирах, как правило, выполняется скрытым способом. Произвольные вбивание в стены гвоздей и костылей, пробивка отверстий и борозд могут привести к повреждению изоляции.

Электронагревательные приборы, настольные электрические осветительные лампы включают в сеть только с помощью вилок через штепсельные соединения (розетки) заводского изготовления.

Телевизор - причина пожара

За последнее время участились случаи пожаров вследствие несоблюдения гражданами следующих правил пожарной безопасности при эксплуатации телевизоров:

    разрешается применять только стандартные предохранители, номиналы которых предусмотрены руководством по эксплуатации; розетка подключения вилки питания должна находиться в доступном месте для быстрого отключения телевизора от электросети; следует выключать телевизор, если взрослых нет в комнате. Необходимо обеспечить условия, исключающие самостоятельное включение телевизора малолетними детьми; обязательно вынимать вилку шнура питания из розетки, если телевизор выключен; если органы управления повреждены или телевизор неисправен (отсутствует изображение, слышно гудение, ощущается запах гари и т. п.), срочно отключить телевизор от сети, вынуть вилку шнура питания из розетки и вызвать специалиста ремонтного предприятия; в случае возникновения неисправности в работе не допускать повторного включения телевизора; после окончания гарантийного срока , не реже одного раза в год, вызывать специалистов ремонтного предприятия для профилактического осмотра телевизора, очистки его от пыли и загрязнений (работы выполняются за счет владельца телевизора).

Запрещается:

    устанавливать телевизор в непосредственной близости от легковоспламеняющихся и горючих предметов, а также вблизи приборов отопления или в мебельную стенку, где в следствии недостаточного доступа воздуха телевизор плохо охлаждается; закрывать вентиляционные отверстия в задней стенке и нижней части корпуса телевизора; поручать ремонт случайным лицам; допускать питание телевизора от сети с повышенным напряжением. В сеть, имеющую нестабильное напряжение, телевизор лучше включать через стабилизатор напряжения (по рекомендации специалиста ремонтного предприятия); оставлять включенный телевизор без присмотра; допускать просмотр телевизионных передач детьми в отсутствии взрослых.

Пожары от керосиновых приборов

Пожары от керосиновых приборов также относятся к наиболее распространенным, хотя в последнее время не только в городах и поселках, но и в сельской местности на службу человеку приходит газ, который все быстрее вытесняет керосиновые нагревательные прибору. Однако керосинки, керогазы, примусы имеются еще во многих домах.

Необходимо помнить, что керосинки, примусы, керогазы и керосиновые лампы заправляют только осветительным керосином при дневном или электрическом освещении, причем они должны быть только в холодном состоянии. Нельзя пользоваться более легкими, чем керосин, видами топлива.

Заправка нагревательных приборов бензином, лигроином или тракторным керосином вместо осветительного представляет большую пожарную опасность, так как у этих видов топлива температура вспышки паров значительно ниже.

Заправка приборов смесью керосина с бензином представляет не меньшую пожарную опасность так как температура ее вспышки также значительно ниже температуры вспышки осветительного керосина и имеет большой температурный предел нижних и верхних границ взрыва.

Количество керосина в керогазе или примусе не должно превышать 4/5 объема емкости. В то же время нужно следить, чтобы в них не оставалось слишком мало керосина.

При малом количестве керосина в горящем примусе резервуар сильно нагревается, в результате чего может произойти взрыв.

Из всего этого следует вывод, что любые горящие керосиновые приборы нельзя оставлять на длительное время без присмотра.

Особенно опасно заправлять керосиновые приборы при зажженном фитиле, поскольку керосин может нагреться до температуры самовоспламенения и пары его вспыхнут.

При пользовании керосиновыми приборами запрещается:

    зажигать керосиновые приборы и устанавливать их в коридорах, лестничных клетках, в кладовых и у выходов, вблизи занавесок, штор, деревянных перегородок или каких-либо горючих предметов; развешивать белье над горящими керосинками и керогазами; держать керогаз на ветру или гасить его задуванием - это приводит к выбросу пламени из смесителя ; переносить горящие керосинки, керогазы, примусы.

Для того чтобы погасить керогаз, надо опустить бачок с топливом в самое нижнее положение. Что касается керосинок, то многие из них имеют конструктивные недостатки, которые могут привести к вспышкам.

Если фитиль керосинки тоньше или уже прорези канала, то за счет этой разницы образуются воздушные промежутки, в которые от фитиля, из-за высокой температуры в канале, будут поступать пары керосина в количестве, обеспечивающем образование взрывчатых смесей. Поэтому при горении такого фитиля, если в резервуаре окажется смесь с более низкой температурой вспышки, можно наблюдать короткие вспышки и даже проскакивание пламени внутрь резервуара: возможны взрыв, разрушение резервуара и быстрое развитие пожара.

При пользовании керогазами надо следить, чтобы на горелку смесителя не попала вода, особенно при закипании ее в посуде, установленной на керогазе. При попадании воды или другой жидкости на горелку происходят вспышка паров керосина и выброс большого пламени, что может привести к пожару.

Не забывайте, что хранить керосин можно только в металлической емкости с плотно пригнанной пробкой.

Пожары от бытовых газовых приборов

Такие нередко происходят из-за нарушения правил пожарной безопасности. Основная причина этих пожаров - утечка газа вследствие нарушения герметичности трубопроводов, соединительных узлов или через горелки газовых приборов.

Природный и сжиженный баллонный газ (обычно это пропан-бутановая смесь) способны образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. Именно поэтому при ощущении запаха газа в помещении нельзя зажигать спички, зажигалки, включать или выключать электрические выключатели, входить в помещение с открытым огнем или горящей сигаретой - все это может вызвать взрыв газа.

Сжиженный газ в отличии от природного обладает более пожароопасными свойствами: большей текучестью, быстрым нарастанием упругости паров и удельного объема жидкости и газа с повышением температуры, низким концентрационным пределом взрываемости и т. д.

Если утечка газа произошла из открытого крана на газовом приборе, то его надо закрыть, тщательно проветрить помещение и только после этого можно зажигать огонь. В случае утечки газа в результате повреждения газовой сети или приборов пользование ими необходимо прекратить и немедленно сообщить в контору газового хозяйства.

Категорически запрещается пользоваться открытым огнем для обнаружения утечки газа из газопроводов, баллонов и газовых приборов, можно применять только мыльный раствор. При этом места сочленения деталей (клапана с баллоном, клапана с регулятором, регулятора с резинотканиевой трубкой у основания флажка) покрывают мыльным раствором. Появление пузырей свидетельствует об утечке газа.

Нельзя разрешать включать и пользоваться газовыми приборами детям и лицам, незнакомым с устройством этих приборов.

Домохозяйкам нужно напомнить, что при нагревании на газовых плитах больших емкостей (баков, ведер) с широким дном необходимо пользоваться специальными конфорочными кольцами с высокими ребрами.

При пользовании газовыми колонками и газифицированными печами следует помнить о том, что:

    нельзя пользоваться колонкой или газифицированной печью при плохой тяге в дымоходе . Тягу следует проверять каждый раз при включении прибора. При нормальной тяге пламя спички или бумаги, поднесенное к краю колпака или к глазку топочной дверцы, должно втягиваться внутрь. Если тяга неудовлетворительная, пламя будет неподвижным или отклониться от прибора. В таком случае колонкой пользоваться запрещается; если чувствуется запах газа, нужно прекратить пользование газовыми приборами и выключить их; закрывать шибер при работе газифицированных печей категорически запрещается; перед пользованием газовой плитой необходимо убедиться, что краны на распределительном щите закрыты.

Чтобы зажечь газ необходимо поднести зажженную спичку и, держа ее в одной руке, другой слегка нажать на соответствующую ручку крана и повернуть ее на четверть оборота. После открытия крана через одну-пять секунд газ должен загореться во всех отверстиях колпачка горелки;

    если газ не загорелся или пламя проскакивает в горелку, то следует немедленно закрыть кран, затем, когда горелка остынет повторить зажигание; при пользовании только верхними горелками, во избежании скопления газа в духовом шкафу и возможности взрыва, кран горелки духового шкафа должен быть закрыт; нормальное горение характеризуется спокойным пламенем горелок, имеющим отчетливые голубовато-зеленые ядра с фиолетовыми колпачками. Если все пламя или его часть имеет желтовато-красный оттенок, значит не происходит полного сгорания газа - горелка коптит. Это можно наблюдать при засорении горелки. В таком случае необходимо тщательно очистить горелку, особенно отверстия для выхода газо-воздушной смеси; при повышенном давлении газа в сети горение происходит с шипением и пламя стремиться оторваться от горелки. В этом случае нужно уменьшить подачу газа к горелке путем поворота ручки крана; если давление газа в сети неустойчивое, величину пламени следует регулировать поворотом крана таким образом, чтобы оно не выходило за края посуды, а лишь слегка касалось ее дна. Длинные языки пламени, охватывающие посуду со всех сторон, не дают полного теплового эффекта, к тому же это приводит к не-полному сгоранию газа; прекращают горение газа поворотом ручки крана в исходное положение. Задувать пламя горелки недопустимо. Огонь от этого может погаснуть, а приток газа через горелку будет продолжаться, что приведет к образованию в комнате взрывоопасной смеси газа с воздухом; перед зажиганием горелки дверку духового шкафа открывают для проветривания на 1-2 минуты. Держа зажженную спичку, поворачивают кран духового шкафа, подносят горящую спичку к срединной части горелки через отверстия, находящиеся в дне духового шкафа; после окончания пользования газовой плитой все краны на распределительном щитке плиты и кран на газоподводящей трубе должны быть закрыты.

Плиту необходимо содержать в чистоте, не допуская ее загрязнения, особенно горелок. Корпуса горелок и их колпачки не реже одного раза в месяц промывают теплой мыльной водой или слабым раствором соды. Не следует засорять духовой шкаф обгоревшими спичками, остатками пищи и др.

Во избежании несчастных случаев воспрещается:

    открывать кран на газопроводе перед плитой (или счетчиком), не проверив, закрыты ли все краны на распределительном щитке плиты; открывать краны плиты, не имея в руке зажженной спички; допускать заливание горящих горелок жидкостью. Если это случайно произойдет нужно погасить горелку, прочистить ее, удалить жидкость с поддона; снимать конфорку и ставить посуду непосредственно на горелку; стучать по кранам, горелкам и счетчикам твердыми предметами, а также поворачивать ручки кранов клещами, щипцами, ключами и т. д. самостоятельно ремонтировать плиту или газоподводящие трубопроводы; привязывать к газовым трубам, плите и кранам веревки, вешать на них белье и другие вещи; при проверке показаний газового счетчика освещать циферблат или окошко счетного механизма свечой или зажженной спичкой.

Значительное число пожаров происходит в результате разрыва баллонов, обычно из-за их нагрева, когда внутреннее давление быстро возрастает (увеличение температуры повышает упругость паров). Нагревают баллоны чаще зимой, когда, не дожидаясь оттаивания при комнатной температуре, для ликвидации обмерзания запорно-редуцирующего клапана, их устанавливают вблизи отопительных приборов или опускают в горячую воду и т. д.

Если баллон не исправен его нужно сдать в мастерскую, а не ремонтировать самому.

При пользовании газовыми баллонами запрещается:

    увеличивать высоту штока клапана напайкой или установкой на него бумажных шариков или других предметов; устанавливать регулятор давления на клапан баллона с резиновыми кольцами, имеющими трещины, подрезы, выпуклости и другие неисправности; уплотнять кольцо изоляционной лентой и другими материалами; опрокидывать вверх днищем баллон, подключенный к газовой плите; оставлять работающую установку без наблюдения; устанавливать баллоны ближе 1 метра от отопительных печей и приборов; подогревать баллоны; хранить заполненные баллоны в подвалах.

Печь - причина пожара

В квартирах и жилых домах, имеющих печное отопление, необходимо обратить внимание на выполнение требований пожарной безопасности как при устройстве печей, так и при их эксплуатации.

Пожары чаще всего происходят из-за перекала печей, появления в кирпичной кладке трещин, в результате применения для растопки горючих и легко-воспламеняющихся жидкостей, выпадения из топки или зольника горящих углей.
Причиной появления трещин и перекала стенок дымовых труб может быть горение сажи, скапливающейся в дымоходах.

Строительные нормы и правила требуют, чтобы устройство любой печи соответствовало строгим противопожарным требованиям:

    запрещается использовать в качестве дымовой трубы металлические и асбоцементные трубы; дымовая труба печи при проходе через деревянные чердачные или междуэтажные перекрытия должна иметь утолщение кирпичной кладки (разделку) с таким расчетом, чтобы расстояние от внутренней поверхности трубы, омываемой топочными газами до горючих элементов дома было не менее 38 см. Это расстояние может быть уменьшено до 25см., если между кирпичной кладкой разделки и деревянным перекрытием сделать тепловую изоляцию толщиной 2 см из нескольких слоев асбестового полотна; утолщение в кирпичной кладке должно быть во всех случаях и у стенок печи, если печь примыкает или находиться близко к деревянным элементам здания (стенам, перегородкам). Вертикальные разделки в проемах деревянных стен и перегородок выполняют на всю высоту печи или трубы толщиной не менее толщины стены или перегородки. Расстояние от ближайшей внутренней поверхности дымового канала до деревянных частей здания должно быть не менее 25 см при условии, что между кирпичной кладкой и стеной (перегородкой) будет проложен асбестовый лист (2 см). Перевязка вертикальных разделок с печью или трубой не допускается; печь не должна примыкать всей плоскостью одной из стенок к деревянным стенам или перегородкам. Между ними оставляют воздушный промежуток (отступку) на всю высоту печи или дымовой трубы. Сгораемые стены и перегородки в отступках защищают кирпичной кладкой на глиняном растворе толщиной в 1/4 кирпича. Размер отступки равен 13 см при толщине стенок печи в 1/2 кирпича и 32 см - при толщине стенок в 1/4 кирпича; на чердаке дымовая труба не должна иметь боровов (горизонтальных участков кладки); верхнюю часть печи (перекрышу) складывают не менее чем из трех слоев кирпича, расстояние от нее до деревянного потолка - не менее 35 см. Если потолок оштукатурен, то это расстояние может быть уменьшено до 25 см; любая печь должна иметь самостоятельный фундамент. Если настил под осно-ванием печи деревянный, то нижнюю часть ее до пола зольника выполняют не менее чем из двух рядов кирпича, а до дна газооборота - из трех рядов кирпича; на деревянном полу перед топкой необходимо прибить металлический лист размером 50Х70 см; в чердачном помещении дома деревянная обрешетка вокруг дымовой трубы должна быть удалена на 13 см, а расстояние от топочной дверки до противостоящей стены не менее 1.25 см.

Если печь топиться каменным углем, то топливник ее отфутеровывают огнеупорным кирпичом, а величину разделок увеличивают на 12 см.

Следует помнить, что наиболее часто пожары происходят, когда печи оставляют во время топки без наблюдения.

Сильные морозы печи нередко топят длительное время, в результате чего происходит перекал отдельных частей печи. Если эти части соприкасаются с деревянными конструкциями здания, то пожар неизбежен. Поэтому рекомендуется топить печь два-три раза в день не более чем 1,5 ч, чем один раз длительное время.

У печей, на перекрышах печей нельзя сушить дрова, лучину, пиломатериалы , вешать для просушивания белье, другие горючие материалы и, конечно, нельзя применять при растопке печи легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Такие случаи приводят обычно к ожогам и гибели людей.

Нельзя выбрасывать незатушенные угли и золу вблизи строений.

Перед началом отопительного сезона нужно проверить исправность печи и дымохода, отремонтировать их, вычистить сажу, заделать трещины глиняно-песочным раствором, побелить печь, дымовую трубу на чердаке и выше кровли.
Запрещено оставлять малолетних детей у топящихся печей без присмотра взрослых.

Правила пожарной безопасности не разрешают устанавливать в жилых домах временные печи. Установка таких печей может быть разрешена только в исключительных случаях органами госпожнадзора.

Мебель, занавески и другие горючие предметы нельзя располагать ближе 0.5 м от топящейся печи. Ставить их вплотную можно лишь спустя 4-5 часов после окончания топки.

Шалость детей с огнем

Статистика показывает, что обычно от 10 до 15% общего количества пожаров происходит у нас в стране от шалости детей с огнем или различными нагревательными нагревательными приборами. Ребенок, оставшись один в квартире или доме, может взять спички и, подражая взрослым, поджечь бумагу, включить в розетку электронагревательный прибор или даже устроить костер. Беря пример со взрослых, дети иногда пытаются курить. Виноваты в этом, конечно, родители, которые оставляют детей одних в квартире, не прячут от них спички, не контролируют поведение детей, не следят за их играми, а иногда, потакая детским капризам, разрешают играть со спичка-ми., поручать разжигать или присматривать за топящимися печами, горящими примусами и керогазами. Часто дети играют с огнем в “таинственных местах” (на стройках, чердаках, подвалах) или в квартирах во время отсутствия взрослых. Не забывайте: - спички хранят в недоступном для детей месте, детям запрещается покупать спички, папиросы и сигареты, взрослые должны постоянно следить за детьми; - детей нельзя запирать в квартирах (сколько трагедий произошло в результате этого), запрещается доверять им наблюдать за топящимися печами и нагревательными приборами, тем более нельзя разрешать малолетним детям включать нагревательные приборы, газовые плиты и т. д.

Обязанность каждого взрослого - пресекать всякие игры с огнем, разъяснять детям их опасность. Иногда граждане, обнаружив признаки горения (запах дыма), не придают этому значения и длительное время не вызывают пожарную охрану . Как правило пожары в таких случаях принимают большие размеры и зачастую приводят к трагическим последствиям. Следует иметь ввиду, что если пожар произойдет в результате безнадзорности детей с причинением кому-либо ущерба, то родители по закону несут ответственность за это в административном порядке. Народный суд вправе по заявлению потерпевшего взыскать с родителей, допустивших безнадзорность детей, сумму причиненного таким пожаром ущерба.

Порядок действий при пожаре:

Каждый гражданин при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.) обязан:

    немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию); принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.

Способы самоспасания при пожаре:

    если в комнате сильное задымление - лягте на пол и ползите к выходу (дым поднимается вверх); если вы отрезаны огнем от эвакуационного выхода закройтесь в комнате где горения еще нет, уплотните дверь смоченными водой материалами (тряпки, постельные принадлежности и т. п.), откройте окно и зовите на помощь; если Вы оказались в ванной комнате, лягте в ванную, откройте холодную воду над зеркалом воды всегда остается прослойка чистого воздуха (3-4 см.) достаточная для дыхания.

Внимательно рассмотрите картинки, они подскажут, как не надо вести себя дома,
на улице, за столом, на кухне, играя со своими сверстниками …

Пожар – это всегда беда. Однако не все знают элементарные правила поведения в случае пожара. И даже знакомое с детства - «звоните 01» - в панике забывается. Вот несколько самых простых советов, которые помогут вам в сложной ситуации. Главное правило – никогда не паниковать!

Правила поведения на пожаре

1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросить, например, на него плотную ткань, одеяло, или залить водой.

2. Если огонь сразу не погас, немедленно нужно покинуть помещение. И только после этого звонить по телефону «01».

3. Если нет возможности покинуть горящее помещение, немедленно сообщить по телефону «01» пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна звать на помощь.

4. При пожаре дым гораздо опаснее огня, поэтому необходимо находиться как можно ниже к полу помещения и выбираться ползком.

6. Основное правило при пожаре не вдаваться в панику. При встрече с пожарными - слушаться их указаний.

Подручные средства для тушения огня

Наиболее распространенное средство для тушения пожаров это вода. Огнетушащие свойства ее заключаются, главным образом, в способности охладить горящий предмет. Будучи поданной на очаг горения сверху неиспарившаяся часть воды смачивает и охлаждает поверхность горящего предмета и, стекая вниз, затрудняет загорание его остальных, неохваченных огнем частей.

Песок и землю также применяют при тушении пожара, особенно при воспламенении горючей жидкости. Песок и земля, брошенные лопатой (применяют совковые лопаты, металлические и деревянные совки, можно использовать кусок листовой стали, фанеры, противень, сковороду, ковш) сбивают пламя и изолируют его от доступа воздуха. Выделение горючих паров прекращается, если песком или землей поверхность горящей жидкости покрыта настолько, что образовался сухой, непропитанный слой.

Тушить водой уже горящие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (бензин, керосин и т.д.) в условиях жилого дома, гаража, кладовой не рекомендуется. Эти жидкости легче воды, поэтому, всплывая на ее поверхность, они продолжают гореть и увеличивать площадь горения при растекании воды. Для тушения пожара в такой ситуации применяются огнетушители, песок, земля, можно использовать плотные ткани, смоченные водой.

При тушении горящей поверхности жидкости, разлитой на полу, необходимо погасить все горящие или тлеющие окружающие предметы, так как любая искра, оставшаяся в недоступном для наблюдения месте, могут воспламенить пары горевшей жидкости, и пожар возобновится снова.

Обнаружив, что загорелись электрические сети, необходимо сразу обесточить электропроводку. Выключив ток, следует приступить к тушению очагов огня, применяя для этого огнетушители, воду, песок. До момента отключения тока, горящую изоляцию провода можно тушить сухим песком, бросая его лопатой или совком.

Классный час во 2 классе: «Правила безопасности при обращении с огнем!»

Цель:

формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил безопасности;

формирование убеждения в том, что соблюдение правил техники безопасности при обращении с предметами домашнего обихода снижает риск бытового травматизма, умение обращаться за экстренной медицинской помощью.

Задачи:

научить детей избегать опасные для здоровья ситуации, разучить несколько занимательных развивающих и подвижных игр в целях полезного времяпровождения;

корригировать высшие психические функции: внимание, память, восприятие, мышление посредством развития познавательной активности в ходе выполнения различных упражнений и заданий учителя; развивать технику речи в процессе ответов на вопросы учителя;

воспитывать бережное отношение к своему здоровью, желание с пользой проводить свободное время.

Оборудование :

карточки с изображением домашних происшествий в соответствии с темой занятия, плакаты «Пожарная безопасность», видеоролики на тему безопасности.

Ход классного часа:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Здравствуйте дорогие ребята, я очень рады вас видеть! Лето - наверняка ваше любимое время года. Даже есть такая поговорка: лето - это маленькая жизнь.

Наступает пора летних каникул, когда вы, ребята, большую часть времени проводите дома, на улице, в кругу друзей и подруг. Как сделать летние каникулы по- настоящему безопасными? Сегодня наш классный час мы посвящаем вам - детям и вопросам вашей безопасности.

Опасности могут возникнуть в любой момент. Они вокруг нас. Любой предмет окружающей среды может быть опасен для жизни человека. Но мы учимся предвидеть эти опасности, по возможности избегать их. Ведь народная мудрость гласит: « Берегись бед, пока их нет!» Каждый человек любит свой дом. Дома мы отдыхаем, занимаемся любимыми делами, поэтому стараемся окружить себя удобствами, полезными предметами. А сколько всего интересного придумал человек! Сейчас вы отгадаете загадки,чтобы узнать,о чем сегодня на уроке пойдет речь.

ЗАГАДКИ

Слоненок механический

Гудит от электричества,

Длинным толстым хоботком

Собирает пыль кругом.

Что под хобот попадет,

Все летит в его живот (Пылесос)

В ряд лежат они в коробках.

в красных шапках на головках.

Их, пожалуйста, не тронь -

Притаился в них огонь. (Спички)

Вот идет пароход —

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь —

Не морщинки не видать. (Утюг)

Он пыхтит, как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится —

Пригласит чайку напиться. (Чайник)

(Дети отгадывают загадки, рассказывают об опасностях, которые могут произойти при неосторожном обращении с ними.)

Что такое безопасность? Какое отношение имеет это слово к здоровью? Вы уже догадались, о чем пойдет речь на нашем классном часу?

Да, о правилах безопасности при обращении с огнем.

Ребята вы совершенно правы. Давайте мы сегодня поговорим о том, что поможет вам сохранить свое здоровье во время летних каникул.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Сообщение учителя:

С давних пор огонь был другом человека. Наши давние предки знали немало хитростей и секретов добывания огня. Они считали огонь живым существом, «приручали» его, поселяя в своих пещерах. Огонь помогал людям бороться за жизнь. На огне человек научился готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе с хищниками - отпугивал их от пещер и жилья.

Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали об огне все больше и больше. Огонь не переставал быть другом и помощником человеку. Как и в древности: он согревает нас, помогает готовить пищу, иногда на костре в походе или у реки на рыбалке. А чаще всего в квартире на газовой плите или в деревенской печке.

А есть и огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах выпекают хлеб. На кирпичном заводе в печах - обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь, из нее делают трубы, станки, автомобили, самолеты.

Сила у друга-огня большая-пребольшая. Но вместе с тем, если с этой силой обращаться неумело или неосторожно, то огонь становится страшным, коварным и злым врагом и

неосторожное обращение с ним может привести к возникновению пожара.

(Просмотр видеоролика «Уроки осторожности» Тетушки Совы.)

Пожары часто возникают по следующим причинам:

Неисправна или оставленная без присмотра бытовая электротехника;

Неосторожное обращение с огнем;

Игры с огнем;

Удары молнии;

Утечка газа и т.д.

Правила поведения во время пожара:

1. Обнаружив пожар, позвони в пожарную службу по № 112.

2. Позвонив пожарным, ты должен четко сказать свою фамилию и адрес, а также объяснить, что и где горит.

3. Предупреди о пожаре соседей, если необходимо, они помогут тебе вызвать пожарных.

4. При пожаре нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну. Лучше вообще убежать из квартиры или из дома.

5. Помни: дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, закрой нос и рот мокрой тряпкой, ляг на пол и ползи к выходу - внизу дыма меньше.

6. Окна открывать нельзя, ведь кислород усилит пламя;

7.При пожаре запрещено пользоваться лифтами;

8. Ожидая приезда пожарных, старайся сохранять спокойствие: тебя обязательно спасут.

Подведение итогов занятия.

Заключительное слово учителя

Мы сегодня посвятили беседу рассмотрению ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жизни. А также повторили правила обращения с электроприборами, правила пожаробезопасности.

Нарушение правил безопасности может привести к непоправимым последствиям. Самым страшным является то, что незнание или неумение правильно действовать в тех или иных ситуациях могут создать угрозу жизни и здоровью человека. Я желаю всем здоровья и надеюсь, что наши занятия помогут вам вырасти счастливыми и успешными людьми.

Ребята, а какие вы знаете правила безопасности, которые помогут вам избежать пожара?

Нельзя оставлять утюг;

Газовую печку и электроприборы включенными и без присмотра;

Нельзя трогать оголенный провод самому, а позвать взрослого;

Не зажигать фейерверки в помещении.

А теперь я раздам вам памятки «Правил поведения при пожаре».При соблюдении этих правил с вами не случится беда.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ОГНЕМ

Каждый год на территории Магаданской области от лесных пожаров гибнут многие тысячи гектаров леса. В отдельные, наиболее засушливые годы, в окрестностях Магадана одновременно возникает до полутора десятков лесных пожаров. Обычно о начале пожароопасного сезона объявляется по местному радио и в печати. В период с 1 мая по 1 октября в сухую погоду костры в лесах разводить запрещается.

Почему загорается лес?

Самопроизвольно в природе лес может загореться по следующим причинам:

1). Удар молнии (так называемые “сухие грозы”). Такие пожары возникают каждый год на огромных пространствах Сибири и Северо-востока.

2). Извержение вулкана с выбрасыванием раскаленной лавы, пепла и газов. Лесные пожары по подобной причине нашей области, на первый взгляд, не грозят. Однако, по данным СВКНИИ, в районе бухты Сиглан (полуостров Кони), в начале века произошло землетрясение с образованием трещин и истечением раскаленных газов, вызвавших возгорание леса. Обгоревшие свидетели того пожара до сих пор встречаются в каменных россыпях.

3). Длительное трение в сухую ветреную погоду сухих веток одна о другую, - подобно тому, как трением двух кусочков дерева добывали огонь наши давние предки. Следует отметить, что хотя теоретически подобное в природе вполне возможно, реально доказать это явление трудно.

Однако в большинстве случаев в пожарах (до 97% !) виноват человек. Как это происходит?

1). Неправильный выбор места для костра , неправильное устройство кострищ, отсутствие надлежащего присмотра за костром, неправильная ликвидация костра.

2). Курение в лесу . Брошенный в засушливый период на сухую моховую подстилку окурок, даже если он хорошо (по мнению курильщика) затушен, сыграет роль фитиля, поднесенного к пороховой бочке.

3). Стрельба из охотничьих ружей и запуск ракет в сухую погоду. Дымящийся ружейный пыж (войлочный, бумажный) при попадании на подходящий горючий материал ведет себя подобно не загашенному окурку. В ветреную погоду запущенная сигнальная ракета порывом ветра часто отбрасывается вниз еще до своего полного сгорания. Особенно опасен запуск ракет в сухую погоду в гористой местности, т.к. даже при отсутствии ветра ракета может упасть на залесенный склон.

Помните: запускать ракеты нужно в сторону обширных водных пространств либо безлесных участков.

4). Брошенные в лесу стеклянные (или из прозрачной пластмассы) банки и бутылки Если в них попадет вода, то, поскольку банка имеет округлую форму, образуется своеобразная собирающая линза. Подобная линза может получиться и из достаточно большого выпуклого осколка банки либо бутылки. Поскольку каждый в детстве что-нибудь да поджигал через собирающую линзу (“лупу”), нетрудно представить результат соединения в природе засушливой погоды, яркого солнца и любезно брошенной человеком стеклянной банки. Следует оговориться, что некоторые специалисты по охране природы допускают, что наполненная водой банка может вызвать пожар только теоретически, - но стоит ли пренебрегать даже теоретической возможностью пожара?

5). Искры из выхлопных труб техники, имеющей двигатели внутреннего сгорания. Если двигатель автомобиля, трактора, бензопилы плохо отрегулирован, раскаленные искры могут стать причиной пожара. Это обстоятельство особо необходимо учитывать при проведении лесоразработок.

6). Сжигание травы на огородах. Огородники, сжигая сухую траву и ботву, или пуская пал на невозделанной пустоши, не всегда могут контролировать огонь, особенно в ветреную погоду.

Выжигание сухой травы вовсе не так безобидно, как кажется. Если огород вплотную подходит к лиственничному лесу, огонь уничтожает слой дёрна между деревьями, который как бы цементирует собой почву. Лиственницы же имеют одну особенность, помогающую им выжить в краю вечной мерзлоты, но, вместе с тем, делающую их легкой жертвой даже небольшого “низового” пожара: корни лиственниц не уходят в глубь почвы, а стелются по ее поверхности, наподобие спиц зонтика. Поэтому, стоит огню уничтожить слой дёрна, как ветер валит лишенные достаточной опоры деревья. Это печальное явление можно видеть на берегах бухты Гертнера, в зоне массового отдыха за “Горняком”.

7). Преднамеренные поджоги. К сожалению, в последнее время по этой причине возникает все больше пожаров в пригородных лесах. Дело в том, что леса вблизи населенных пунктов принадлежат к лесам I группы, сводить которые ради устройства огородов запрещено. Но если устроить лесной пожар, потом можно с “чистой совестью” (с тем, что от неё осталось) обратиться в соответствующие инстанции за разрешением на отвод земли под картошку - леса-то уже нет!

Такие люди, образно выражаясь, сами роют себе яму.

Дело в том, что Магадан, к примеру, давно и прочно вошел в число городов с наиболее запыленным воздухом. В “содружестве” с пониженными температурами воздуха пыль вызывает болезни органов дыхания - бронхиты (самая популярная болезнь у магаданцев), фарингиты, риниты, аллергические реакции, воспалительные заболевания глаз. Поставщиками значительной части этой опасной пыли и являются картофельные огороды (в наиболее опасные периоды - май-июнь и конец сентября-октябрь, - т.е. когда на них нет ни снега, ни растительности).

Где нельзя разводить костры в бесснежный период?

1). На полянах, покрытых сухой травой. Один порыв ветра - и вся поляна в огне!

2). На сухих торфяниках; на покрытых сухим мхом полянках.

3). На участках леса, обильно покрытых сухим хворостом.

4). Под склонами, покрытыми сухой травой. Дело в том, что теплый воздух всегда поднимается вверх и при этом как бы “прилипает” к склону. Даже при слабом ветерке искры от костра вызовут пожар, мгновенно распространяющийся снизу вверх. Именно по этой причине каждый май-июнь горит пригородный лес в районе популярного у магаданцев места отдыха - на Горняке (бухта Гертнера).

5). Среди зарослей молодых сосен и пихт. В жаркую погоду хвоя этих деревьев полна летучих эфирных масел, которые прекрасно горят. (Конечно, в области такие деревья не растут, но вдруг придется побывать на “материке”. . .).

6). Ближе 10 метров от живых деревьев. Пожара такой костер не вызовет, но деревьям может повредить.

7). На каменных россыпях, лежащих на моховой подстилке. Это очень коварные места. Даже если аккуратно выщипать мох между камнями (или завалить щели со мхом камнями поменьше), огонь может проникнуть внутрь, в подстилающий камни моховой слой. Опасность такого места в том, что даже если очень тщательно залить кострище водой, огонь, “путешествующий” под камнями, пройдет как по фитилю и выйдет пожаром в нескольких метрах в стороне, когда люди уже ушли. По этой причине неоднократно случались пожары на Снежной долине.

Где можно разводить костры?

1). На голых (каменистых, песчаных, глинистых) берегах водоемов, на речных косах.

2). На голых островках в пойме реки.

3). На обширных каменных россыпях (без подстилающего их мха!).

4). На голых склонах сопок выше уровня леса.

5). На обширных полянах с зеленой травой. (При этом помните, что след от костра не зарастает в течение 5 - 7 лет!

6). На специально оборудованных площадках.

В любом случае при разведении огня в лесной зоне необходимо это делать поблизости от воды!

Как быть, если трудно выбрать достаточно безопасное место для костра?

Для центральных районов области характерны обширные участки разреженных лиственничных лесов, где почва плотно покрыта низкорослой растительностью, ягелем, при этом обнажения у берегов ручьев (песок, галька и т.п.) практически отсутствуют.

В такой ситуации огонь надо разводить прямо в русле ручья - на маленьком островке, большом камне; можно и сделать небольшую насыпь, подняв со дна ручья достаточное количество камней. Разумеется, при этом кострище должно быть небольшим.

Как правильно устроить безопасное кострище?

1). Выбрать сухое, желательно возвышенное, место - исходя из вышеперечисленных условий.

2). При выборе учитывать направление ветра, т.к. искры от костра могут им разноситься довольно далеко.

3). Вырезать в верхнем слое почвы квадрат 1х1 метр и осторожно снять его (вместе с травой).

5). Оконтурить кострище камнями (плотно, без промежутков).

6). Если рядом есть немного сухой травы, выщипать её (в радиусе до 3 метров).

7). Из полученной ямы часть грунта рассыпать вокруг за камнями - на случай “выстреливания” из костра горящего уголька).

8). Поставить рядом с кострищем ведро с водой.

9). Пока горит костер, около него должен неотлучно находиться дежурный.

Как правильно загасить костер?

1). Залить костер водой до прекращения выделения огня - начинает идти дым.

2). Залить кострище водой до прекращения выделения дыма - начинает идти пар.

3). Залить кострище водой до прекращения выделения пара.

4). Разровнять угли на дне кострища.

5). Убрать камни туда, откуда вы их взяли.

6). Положить на место кострища квадрат дерна, слегка придавить его и полить водой.

Помните: костер необходимо заливать водой до прекращения выделения пара!
Если у вас нет необходимого количества воды, засыпьте кострище влажным грунтом и хорошо утопчите.

Как быть, если вы вызвали пожар или наткнулись на небольшой очаг лесного пожара?

1). Нельзя паниковать; нужно действовать решительно и попытаться погасить очаг пожара.

2). Если поблизости есть водоём, необходимо организовать “цепочку”, по которой передавать ёмкости с водой. Не стоит всем одновременно бегать за водой, так как это создает путаницу и зря теряется время.

3). Эффективным способом является “захлопывание” огня мокрой одеждой (куртки, штормовки и т.п.). Можно для этой цели использовать и большие зеленые ветки, хотя эффект будет поменьше. При “захлопывании” надо помнить, что после удара веткой или курткой, их надо немного “протянуть”, плотно прижимая к почве, как бы стирая огонь. Не применяйте для захлопывания капроновые ветровки!

4). Если есть лопаты, нужно делать минерализованную полосу, т.е. окружать очаг огня кольцом очищенной от растительности земли (вырыть кольцевую канавку). Этот способ особенно хорош при тушении пожара на торфяниках и мхах



Просмотров