Если на лодке попался пьяным какое наказание. Приплыли под градусом

В этой статье мы постараемся обобщить и конкретизировать виды возможных нарушений и административную ответственность судоводителей.
Чтобы не утруждать читателя поиском соответствующих статей в Кодексе об административных правонарушениях можно обратиться на страницы ГИМС сайта МЧС России

Либо прочесть обобщенную статью на нашем сайте.
И так, все владельцы маломерных судов несут ответственность за нарушения законодательных норм и правил, установленных в государстве.
Мы рассмотрим только те из них, которые наиболее распространены и касаются обычных граждан – владельцев собственной лодки с мотором.
Для начала рассмотрим понятие «Маломерное судно»
Под маломерным судном понимается судно с пассажировместимостью не более 12 человек и длинной не более 20 метров.
Нарушения, которые могут возникнуть при эксплуатации маломерного судна описаны в разделе Кодекса об административных правонарушениях на транспорте:

Статья 11.7. Нарушение правил плавания.

Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков - влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

Комментарий: Таким образом, инспектор ГИМС может либо просто предупредить Вас, либо наложить штраф или лишить прав.

Статья 11.8. Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном.

1. Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Комментарий: Имеется в виду, что у вас с собой должны быть документы необходимые, либо их копии, заверенные в установленном порядке соответствующим образом, иначе штраф – 100 руб.

2. Передача управления маломерным судном лицу, не имеющему при себе удостоверения на право управления маломерным судном влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Комментарий: То есть если у человека есть удостоверение, но он оставил его на берегу, а не дома (в случае необходимости может представить их инспектору ГИМС на берегу), то штраф будет 100 руб.

Статья 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения.

1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Комментарий: Если Вы пьяны или тот, кому Вы доверили вести судно, в состоянии алкогольного опьянения, но у обоих есть удостоверения на право управления судна – штраф 1500 – 2000 руб. или лишение прав.

2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Комментарий: Лучше уклоняться от медицинского освидетельствования, штраф меньше.

11.10. Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах.

Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при их высадке с судов водного транспорта либо с маломерных судов влечет наложение административног о штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей.

МЧС России поддержало инициативу профильного комитета Госдумы об ужесточении наказания владельцев маломерных судов, которые регулярно позволяют себе злоупотребление алкоголем за штурвалом. Но в российском спасательном ведомстве призывают подходить к вопросу дифференцированно и не переносить автоматически меры наказания для автовладельцев на судовладельцев.

Главные вопросы преткновения, которые должны, по мнению МЧС, наиболее внимательно обсуждаться - уголовная ответственность за пьянку и нормы промилле. К тому же непонятно, как проводить освидетельствование на реке. Куда и как возить пьяных рыбаков и где делать штрафстоянки для их лодок?

Дискуссия вызвана недавними высказываниями первого зампреда Комитета Госдумы по транспорту Михаила Брячака. В эфире федеральной радиостанции депутат озвучил позицию своего комитета по наказаниям за пьянку для владельцев катеров и лодок. Смысл его предложения понятен и прост - для владельцев маломерных судов должны действовать такие же наказания, как и для владельцев автотранспортных средств.

А они для пьяных водителей с 1 июля изменились в сторону ужесточения. В частности, водители, пойманные сотрудниками ГИБДД в состоянии алкогольного опьянения, по решению суда получают от 10 до 15 суток административного ареста. Такая же мера предусмотрена и для водителей, отказавшихся от прохождения наркологического освидетельствования. Пойманная повторно эта категория граждан отныне может на 2 года отправиться за решетку и уже не по административному, а по уголовному обвинению.

Брячак предложил скопировать эти меры наказания и законодательно обязать Главную инспекцию по маломерным судам МЧС России гоняться и нюхать рыбаков, туристов, скутеристов, отправлять их на освидетельствование и в суд. Пока это лишь позиция профильного комитета. Реального законопроекта пока нет. Идет, если так можно сказать, зондаж общественного мнения, но в осеннюю сессию такой законопроект может появиться.

Однако в МЧС уже отреагировали на эти предложения. И позиция спасателей несколько отличается от думской. Корреспонденту "РГ" в ведомстве подтвердили, что нынешние штрафы в полторы-две тысячи рублей за пьянку не всегда адекватны. Штурвал - это такой же руль, а маломерное судно - такое же средство повышенной опасности, как и автомобиль. Последствия от пьяного руления могут быть столь же трагическими, как и от пьяного вождения. Здесь позиции МЧС и депутатов идентичны. Несколько инцидентов на подмосковных водоемах, когда под винтами катеров гибли люди, укрепили инспекторов ГИМС в необходимости наказывать строже.

Для владельцев маломерных судов не должны действовать такие же наказания, как и для владельцев автотранспортных средств

Однако условия на водоемах все-таки отличаются от условий на трассе. На воде, особенно где-то на северах, судоходство не столь оживленное, как на дорогах. А вот рыбалкой занимается если не каждый, то каждый второй. И многовековые традиции таковы, что на холоде "без сугреву" ну никак. Да и уха без ста грамм - не уха. И такой рыбак "под мухой", который выплыл на закате на сто метров в плавни посидеть с удочкой, не представляет никакой угрозы никому.

Но если меры наказания приравняют к автомобильным, то у него есть реальный шанс стать уголовником. А у инспекторов ГИМС появится рычаг и большой соблазн к легкому обогащению. Причем, практически на ровном месте.

Другое дело - владельцы, так яхт и катеров, которые рассекают по внутренним мелким водам со скоростью ветра. Дело в том, что закон N 36 ФЗ от 2012 года определил понятия маломерного судна с ограничением по длине до 20 метров. То есть маломерным судном считается и лодка рыбака, и мощный корабль, который на мелководье поднимает такую волну, что нередко надувнушки рыбаков переворачиваются, а пляжники тонут. При этом все законно, виноватых нет. МЧС уже не единожды подавало депутатам тревожный сигнал - запретить использование таких судов на внутренних водоемах. Но воз и ныне там. МЧС остается неуслышанным. Как печально предполагают в инспекции по маломерным судам ГИМС МЧС России, это все от того, что среди владельцев мощных океанских катеров на Истре, в Завидово, в Серебряном Бору много влиятельных лоббистов.

Так что основная дискуссия по законодательным инициативам для маломерного флота еще впереди. В МЧС отмечают, что все-таки неплохо было бы и с ними посоветоваться, прежде чем выдвигать какие-либо инициативы.

За управление водными судами в нетрезвом состоянии могут ввести такую же уголовную ответственность, как и за пьяную езду на автомобиле.. В столичном МЧС поддержали идею уголовного наказания за повторное управление судном в пьяном виде. Начальник отдела Андрей Печенин пояснил, что сейчас нарушителям грозят небольшие штрафы. Судовладельцы сомневаются в эффективности уголовного преследования.

"Количество маломерных судов, которые имеют высокие скоростные качества, стремительно растет. Они уже являются активными участниками движения. И здесь, конечно, нужно регулирование ", - заявил Михаил Брячак.

По словам депутата, Госдума может рассмотреть этот вопрос уже в сентябре, на одном из первых заседаний комитета после каникул. "Нужно сделать процедуру аналогичную той, которая прописана в законе о безопасности дорожного движения", - подчеркнул он.

Напомним, что с 1 июля автомобилистов, которые были повторно задержаны за езду в нетрезвом виде или повторно отказались от освидетельствования, ждет уголовная ответственность. Максимальное наказание – два года лишении свободы и лишение прав на три года. За ДТП со смертельным исходом водителям грозит от двух или четырех лет тюрьмы.

В столичном управлении МЧС также выступили за введение уголовной ответственности для пьяных капитанов. "Возможно ввести уголовную ответственность за повторное управление судном в состоянии алкогольного опьянения, либо если оно привело к серьезным последствиям", - сказал начальник отдела безопасности людей на водных объектах ГУ МЧС по Москве Андрей Печенин.

Сегодня за управление маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения предусмотрен штраф в 1500-2000 рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет (п.1 ст. 11.9. КоАП РФ). "Как правило, судовладелец – человек сравнительно обеспеченный. Штраф в 2000 рублей для них несущественный. В этом году у нас зафиксировано 13 случаев управления судами в состоянии алкогольного опьянения. Все дела направлены на рассмотрение в суд", - пояснил Печенин.

Инциденты с управлением суднами в пьяном виде случаются нередко. В 2014 году в подмосковном Серпухове моторная лодка наехала на полицейского, который купался в Оке в свободное от службы время. Водитель лодки находился в нетрезвом состоянии. В Санкт-Петербурге пьяный капитан катера выбросил за борт двух человек. Пытаясь впечатлить пассажиров, он сделал несколько резких маневров, в результате чего пострадавшие не смогли удержаться и оказались в Неве. Несколько лет назад чемпионку мира и Европы по парусному спорту Екатерину Скудину задержали на Химкинском водохранилище за управление маломерным судном в пьяном виде. От медицинского освидетельствования она отказалась, объяснив тем, мастер парусного спорта может управлять судном в любом состоянии.

Председатель коллегии адвокатов "Отчерцова и партнеры" Ольга Отчерцова отмечает, что за управление судном в пьяном виде предусмотрен штраф, но если "водная прогулка" закончилась гибелью человека, то действия судоводителя уже квалифицируются нормами Уголовного кодекса.

"Так, причинение смерти человеку при управлении маломерным судном, предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Или до 7 лет, если погибли двое и более человек", - сказала Отчерцова.

При этом факт алкогольного опьянения по действующему УК не является самостоятельным отягчающим обстоятельством. Хотя и всегда учитывается в совокупности доказательств, отметила юрист.

Генеральный директор компании "Речфлот" Александр Землянский идею уголовного наказания для пьяных судоводителей не поддерживает. По его словам, будет достаточно трудно должным образом доказать факт алкогольного опьянения. Ведь на водных артериях нет стационарных постов с необходимым оборудованием.

"Процедуры на автодороге четко регламентированы. Есть освидетельствование, соответствующие передвижные лаборатории. Непонятно, где это все будет происходить на реке", - отметил эксперт. По его словам, нарушителями могут оказаться и профессиональные капитаны, и владельцы маленьких катеров.

Добавим, что на данный момент уголовное наказание за повторную езду в пьяном виде возбудили одно уголовное дело против автомобилиста. Лишение свободы грозит еще .

Виталий Воловатов

Друзья, рады сообщить вам, что заключительная, третья часть эпопеи «ГИМС отвечает на вопросы пользователей сайта FishingSib» перед вами. В ней вы можете получить не только некоторые разъяснения по предыдущим статьям, но и узнать ответы на многие юридические вопросы, которые пользователи многих маломерных судов Новосибирской области и не только ждали с 1 января 2017 года.

В ней мы узнали, как определить массу маломерного судна (с тремя наглядными примерами), а также - основные отличия от правил ГИМС 2016.

В ней старший государственный инспектор Новосибирского инспекторского отделения, ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по НСО» Ферапонтов Евгений Евгеньевич ответил на несколько вопросов от читателей нашего сайта. К примеру, каким регламентом определяется вес мотора, регламентируется ли чем-то состав аптечки или нужно ли на «нерегистрате» иметь с собой документы подтверждающие право собственности на мотор и лодку? Если да, то достаточно ли копий?

Прошло две недели с момента выхода второй части, а вопросов к инспекторам ГИМС стало еще больше. И вот, сегодня мы рады представить вам третью, заключительную часть.

Вопрос: Имеет ли сотрудник ГИМС правовые основания останавливать нерегистрируемый комплект с целью уточнения реальной мощности установленного на транце мотора 9,9 л.с. (на колпаке и шильдике) на предмет т.н. «раздушки» такового в 15 л.с.? К примеру, открывать колпак мотора? Требовать какие-либо документы на данный мотор? Если имеет право, то каким нормативным актом это действие установлено и каким образом (методом, способом) определяется мощность «спорного» мотора 9.9? Если нет оснований, то мощность мотора 9.9 (на колпаке, шильдике) априори таковой и остается?

Ответ: Понятие маломерного судна раскрывает Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» - это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать. Следовательно, любое судно, подходящее под эти критерии, конечно же, является маломерным. Так же закон раскрывает, что регистрации не подлежат следующие виды судов:

  1. Шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна;
  2. Суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно;
  3. Спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

Таким образом, байдарки теперь не подлежат регистрации в принципе. А также не должна регистрироваться подавляющая масса сплавных и моторных катамаранов и множество других каркасных, жестко-корпусных и надувных лодок.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. N 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам: маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее - маломерные суда).

В соответствии со всеми руководящими документами судно, не подлежащее регистрации – это маломерное судно, и соответственно поднадзорно ГИМС.

Основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам являются: осуществление государственного надзора за маломерными судами, организует контроль за соблюдением правовых актов регламентирующих порядок пользования маломерными судами.

К сожалению, сегодня существует множество предложений по продаже различного рода наклеек с моторов малой мощности, и некоторые судовладельцы активно этим пользуются переклеивая маркировку. Такие прецеденты случались и в Новосибирской области. К счастью эти случаи не многочисленны, и абсолютное большинство судоводителей на эти ухищрения не идут. Если у государственного инспектора есть основания полагать, что мотор не соответствует мощности, мотор осматривается визуально с целью выявления заводской маркировки мощности. Конечное же на воде никто в конструктивную часть мотора вмешиваться не будет, а переделки и модернизация остаются на совести судоводителя. Тем не менее не стоит забывать о допустимой мощности мотора, ведь от этого зависит Ваша безопасность.

Вопрос: Имеется следующая судебная практика, - в настоящее время экипажи ГИМС оснащены алкотестерами, в случае составления административного протокола и отстранения от управления лодки человека лишали удостоверения судоводителя, и одновременно автомобильного водительского удостоверения. Правда ли это? Какие правовые нормы определяют данное решение?

Ответ: КоАП РФ устанавливает следующие санкции за управление судном в состоянии алкогольного опьянения. Статья 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения:

  1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.
  2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Действительно все экипажи ГИМС на сегодняшний день оснащены современными алкотестерами. Материалы по административному правонарушению и санкция в виде штрафа выносится органами ГИМС. Лишение удостоверения на управления маломерным судном определяет суд на основании предоставленных материалов от Государственной инспекции по маломерным судам. Такие случаи действительно есть, когда вместе с удостоверением на право управления маломерным судном гражданина лишают и права управления на автомобиль. Еще раз повторюсь, решение по лишению права управления выносит судья.

Вопрос: В установленной водоохранной зоне нельзя устраивать стоянку и парковать автомобили. Какова эта зона (30-50-100-200-300м?) в нашем регионе в данный момент. Какие предусмотрены штрафы за данное нарушение? Кто имеет право выписывать данный штраф: полиция, ГИБДД, ГИМС и т.п.?

Ответ: Водный кодекс РФ, статья 65 Ст. 15 часть 4 - Стоянка транспортного средства в водоохранной зоне.

Использование гражданами прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений влечет ответственность по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей.

  • Ширина 50 метров – для рек и ручьёв протяжённостью до 10 км;
  • Ширина 100 метров- для рек и ручьёв протяжённостью от 10 до 50 км;
  • Ширина 200 метров- для рек и ручьёв протяжённостью от 50 км и более;
  • Ширина 300 метров – для рек и ручьёв протяжённостью от 100 до 200 км;
  • Ширина 400 метров – для рек и ручьёв протяжённостью от 200 до 500 км;
  • Ширина 500 метров – для рек и ручьёв протяжённостью от 500 км и выше
  • Ширина совпадает с шириной прибрежно-защитной полосы (ПЗП) – для рек и ручьёв протяжённостью менее 10 км.

По поводу того, кто имеет право выписывать штраф. Протокол по стоянке автотранспорта в водоохранной зоне, составляется инспекторами Федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Хотя пресечь административное правонарушение должен любой уполномоченный служащий: полиция, ГИБДД и т.д.

Вопрос: Каковы действующие нормы снабжения маломерного судна, а именно моторной лодки с подвесным мотором, подлежащей регистрации? Каковы нормы снабжения аналогичного нерегистрируемого маломерного судна. Каковы штрафы за нарушения комплектации обоих вариантов?

Ответ:

Примечание:

* для несамоходных судов, используемых в качестве буксируемых судов и дебаркадеров.

** обязательное оснащение.

*** данное оборудование не является обязательным.

  1. Суда, эксплуатируемые в бассейнах 5 разряда, могут снабжаться спасательными нагрудниками, на гребных лодках прокатных станций допускается вместо жилетов иметь один спасательный круг;
  2. Специальное весло по числу гребцов;
  3. Согласно требованиям ГОСТ Р 51722-2001;
  4. Моторное маломерное судно длиной до 6 метров снабжаются огнетушителем, если на его борту установлен стационарный двигатель с фиксированным топливным баком любого размера или прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе;
  5. Моторное маломерное судно длиной свыше 12 метров снабжаются 1 огнетушителем, а также еще одним огнетушителем, если на его борту установлен прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе;
  6. Несамоходные маломерные суда вместимостью до 10 тонн снабжаются 1 огнетушителем, свыше 10 тонн – 2 огнетушителями;
  7. При отсутствии оборудования для откачки воды;
  8. Несамоходные маломерные суда вместимостью до 10 тонн снабжаются ручным насосом, свыше 10 тонн – оборудованием для откачки воды из трюма;
  9. Согласно требованиям пункта 108 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (ППВВП), допускается использование электрического звукового сигнала автомобильного типа;
  10. Допускается замена на свисток спасательного жилета;
  11. Наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега.

Маломерные суда, не оборудованные сигнально-отличительными огнями, соответствующими требованиям ППВВП, в условиях ограниченной видимости и от захода до восхода солнца к пользованию запрещены.

Не проходят очередное освидетельствование зарегистрированные и не зарегистрированные маломерные суда в органах ГИМС:

  • гребные суда, принадлежащие физическим лицам и используемые во внутренних водах;
  • маломерные суда массой до 200 кг включительно и двигателем (если имеется) до 8 кВт включительно, то есть суда не подлежащие государственной регистрации в соответствии.

Тем не менее, должна осуществляться безопасность в пути следования, соответственно необходимо всем быть одетыми в спасательные жилеты. И конечно же, не лишним будет наличие норм снабжения, ведь эти предметы действительно необходимы.

Нарушение вышеуказанных норм влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей. (КоАП РФ, часть 1 статья 11.8) – для судов подлежащих регистрации.

Вопрос: При замене судового билета на новый, сохраняется-ли техосмотр (техосвидетельствование) или нет, а то мне при прохождении в прошлом году сказали, что теперь пять лет не нужно проходить ТО? Есть какие-нибудь изменения в этой сфере?

Ответ: При замене судового билета техническое освидетельствование (ТО) переносится в новый судовой билет. Период действия ТО 5 лет с момента предыдущего прохождения, даже если меняется собственник. Устанавливает этот период приказ МЧС России N 608 от 18 октября 2012 г. «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" пункт 3.20:

  • Маломерные суда подлежат освидетельствованию каждые пять лет с момента государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов.

То есть, если дата предыдущего технического освидетельствования была 01.08.2015 г, данную дату перенесут в новый судовой билет, и соответственно окончание срока ТО это 01.08.2020 г.

Вопрос: Часто встречаются вопросы по необходимости наличия у владельца нерегистрируемого комплекта каких-либо документов (ДКП, товарных чеков и пр.), подтверждающих приобретение им лодки и мотора, либо ксерокопий этих документов. Прошу пояснить, какими именно НПА установлена данная обязанность? Действительно ли ксерокопии приравнены оригиналам? Или это простая рекомендация ГИМСа?

Ответ: Наличие правоустанавливающих документов это скорее рекомендация для владельцев судов, не подлежащих регистрации. Тем не менее, ежегодно происходят кражи двигателей небольшой мощности и маломерных судов, данные двигатели и суда по заявлению собственников размешаются в базу Кража. В целях выявления данных преступлений проводятся совместные мероприятия с сотрудниками линейного отдела МВД России в речном порту Новосибирска. Поэтому наличие копии документов не помешает.

Вопрос: Вправе ли сотрудник ГИМС выписать штраф (за какое-либо нарушение, кроме судовождения в состоянии алкогольного опьянения) владельцу нерегистрируемого комплекта? К примеру, за движение на судовом ходу, или несоблюдение норм снабжения, либо за несоблюдение удаления от берега? Если да, то как будет действовать сотрудник в ситуации, когда нет с собой оригиналов документов, а именно удостоверения личности (паспорта) и т.п.?

Ответ: В соответствии с требованиями Закона статья 11.8 и 11.13 КоАП РФ в отношении судов, не подлежащих государственной регистрации (массой менее 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт, включительно), не применяются до их дальнейшего уточнения. Правоприменительная практика остальных статей в отношении маломерных судов без изменений. К примеру, разрешенные для использования статьи 11.7 часть 2 и 11.10 КоАП РФ применяются без ограничений. В случае нарушения составляется административный материал, и соответственно документ удостоверяющий личность необходим. При отсутствии данного документа производится выяснение личности через территориальные органы МВД России. Судно, не подлежащее регистрации такой же участник движения на воде, и его владельцу необходимо знать основные правила плавания на внутренних водных путях РФ и обеспечивать безопасность пассажиров в пути следования.

Вопрос: Ранее вы отвечали на вопрос – «Можно ли в весенний запрет передвигаться по водоему на маломерных судах с мотором? Например, до места разрешенной ловли (другого берега)», вы ответили – «Запрещено согласно постановлению от 9 апреля 2007 г. N 38-па «Об утверждении правил пользования водными объектами в Новосибирской области для плавания на маломерных судах».

Однако ваш ответ не совсем понятен. В этом законе написано же совсем не так:

Постановление от 09 апреля 2007 года N 38-па. Об утверждении Правил пользования водными объектами в Новосибирской области для плавания на маломерных судах (с изменениями на 6 сентября 2016 года).

...
2.3. Временно закрытыми районами в период месячника по охране весенне-нерестующих видов рыб являются:

  • водохранилище НГЭС и река Обь до границы с Алтайским краем - с 25 апреля по 25 мая;
  • озера: Чаны и Малые Чаны, Яркуль, Сартлан, Урюм, Убинское, Хорошее - с 25 апреля по 25 мая;
  • притоки реки Оби - с 20 апреля по 20 мая.

Поясните? Разве ГИМС имеет отношение к установлению норм запретов движения маломерных судов в период нереста? Разве это не прерогатива служб рыбоохраны?

Ответ: Действительно, установление постоянно и временно закрытых районов это прерогатива не ГИМС, а Правительства Новосибирской области, о чем и свидетельствует Постановление №38-Па, а ГИМС является одним из органов, который имеют право фиксировать и составлять материалы об административных правонарушениях.

Вопрос: Есть большая потребность в более развернутом ответе по поводу передвижения на моторных судах в весенний запрет. Например, ребята, ссылаясь на нормативные документы, говорят, что можно передвигаться.

Ответ: В соответствии с постановлением от 9 апреля 2007 г. N 38-па и пунктом 2.1. использование водных объектов для плавания маломерных судов разрешается после их освобождения ото льда до ледостава (образования заберегов, шуги) - это и есть период навигации для маломерного флота. Пункт 2.2. гласит: постоянно закрытыми для плавания маломерных судов районами в течение года являются:

  • Мочищенская протока;
  • Участок р. Оби от плотины Новосибирской гидроэлектростанции (далее - НГЭС) до устья подходного канала;
  • Участок верхнего бьефа Новосибирского водохранилища на расстоянии 500 м от машинного зала НГЭС (абзац введен постановлением Правительства Новосибирской области от 12.11.2010 N 203-п);
  • Нижний подходный канал шлюза кроме времени шлюзования маломерных судов (абзац введен постановлением Правительства Новосибирской области от 12.11.2010 N 203-п).

Пункт 2.3. гласит: временно закрытыми районами в период месячника по охране весенненерестующих видов рыб являются:

  • Водохранилище НГЭС и река Обь до границы с Алтайским краем - с 25 апреля по 25 мая;
  • Озера: Чаны и Малые Чаны, Яркуль, Сартлан, Урюм, Убинское, Хорошее - с 25 апреля по 25 мая;
  • Притоки реки Оби - с 20 апреля по 20 мая.

В соответствии с постановлением, круглогодично закрыты районы указанные в пункте 2.2 , пункт 2.3 указывает на запрет в период месячника по охране весенненерестующих видов рыб.

Вопрос: Как и в какие сроки проходит процедура технического освидетельствования маломерного судна? К чему готовиться судовладельцам? Что именно нужно иметь с собой?

Ответ: В середине апреля будут согласованы графики освидетельствования маломерных судов, и на официальном сайте ГУ МЧС России по Новосибирской области будут опубликованы. Перед предоставлением маломерного судна на освидетельствование судовладельцам необходимо привести свои маломерные суда в порядок (в соответствие с нормами комплектации и оборудования судна). С собой необходимо иметь укомплектованное маломерное судно, паспорт РФ, судовой билет, доверенность в отсутствии судовладельца.

Друзья, в подготовке материала выражаем благодарность региональному центру ГИМС МЧС России по НСО. Надеемся, что данная серия статей помогла вам разобраться с основными нюансами новых правил регистрации маломерных судов в 2017 году.

1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, -


влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.


2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения -


влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.




Комментарии к ст. 11.9 КОАП РФ


1. Объектами правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, общественного порядка.

С 1 июля 2008 г. вступили в силу новые правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения. До 5 августа 2010 г. действовало примечание к ст. 27.12, определяющее критерии алкогольного опьянения. Однако Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 169-ФЗ оно было признано утратившим силу.

В соответствии со ст. 27.12 (ч. 6) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (см. Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством".

2. Объективная сторона правонарушений охватывает ряд конкретных юридических составов: а) управление судном, в том числе маломерным, судоводителем или иным лицом в состоянии опьянения; б) передача управления таким судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения; в) уклонение судоводителя или иного лица от прохождения освидетельствования на состояние опьянения.

3. Особенность комментируемой статьи состоит в том, что правонарушитель привлекается к административной ответственности независимо от того, является он судоводителем, т.е. лицом, имеющим удостоверение на право вождения судном, или иным лицом, находящимся на судне (у которого есть право на управление судном или такое право у него отсутствует). Главное в характеристике состава рассматриваемого правонарушения - управление судном (в том числе маломерным) лицом, находящимся в состоянии опьянения.

4. Комментируемая статья предусматривает ответственность за передачу управления судном (в том числе маломерным) лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом ответственности подлежат как судоводитель или иное лицо, передавшее управление судном тому, кто находится в состоянии опьянения, так и лицо, взявшее на себя управление судном, будучи в нетрезвом виде.

Следует отметить, что для квалификации данного противоправного деяния по комментируемой статье не имеет значения, было ли само лицо, передавшее управление судном, в состоянии опьянения или нет.

5. Под состоянием опьянения нужно понимать такое состояние, которое вызвано употреблением не только алкоголя, но и иных наркотических, токсических или одурманивающих веществ.

6. Административная ответственность должностных лиц, ответственных за эксплуатацию судов (за исключением маломерных), за выпуск (направление) в плавание судна без документов, удостоверяющих принадлежность судна, годность его к плаванию и невыполнение других установленных требований, а равно допуск к управлению судном или к его механизмам и оборудованию лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения, наступает по ст. 11.13 настоящего Кодекса.

7. Субъектом правонарушений могут быть как судоводители, так и лица, не имеющие права на управление судном и достигшие 16-летнего возраста.

8. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в форме прямого умысла.

9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3); органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст. 23.36); органов Государственной инспекции по маломерным судам (ст. 23.40); органов, осуществляющих контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания (ст. 23.27). В случае необходимости применения лишения права управления судном дело передается на рассмотрение районному судье (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

10. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, либо смерть человека, либо смерть двух или более лиц, квалифицируется как преступление, которое является основанием для привлечения к уголовной ответственности по ст. 263 УК РФ.



Просмотров