Львиная акцизная доля. Как в России складывается цена на бензин

Акциз на бензин - 2018 : кто является его плательщиком? Какие ставки установлены на 2018 год? Когда необходимо представлять декларацию и оплачивать акциз на бензин? Подробно расскажем об этом в нашей статье.

Общее понятие акциза

Акциз — это один из видов косвенных налогов, применяемых к товарам массового потребления, который включается в стоимость товара. Акциз, как правило, устанавливается на высокодоходные товары с целью регулирования спроса на них.

Бензин относится к группе высокодоходных товаров и является подакцизным. Акцизные сборы по нему — один из источников формирования доходов госбюджета.

О других видах подакцизных товаров читайте в материале .

Налогоплательщики акциза на бензин

Плательщиками акциза на бензин признаются предприятия и индивидуальные предприниматели, производящие бензин и осуществляющие его переработку, при его непосредственной реализации, а также в иных случаях, установленных ст. 182 НК РФ. Важно отметить, что плательщиками акциза на бензин являются его производители и переработчики. В случае, когда лицо осуществляет оптово-розничную или розничную продажу бензина, оно не будет налогоплательщиком.

Акциз на бензин: размер ставок в 2018 году

Ставки акцизов на бензин на 2018 год установлены ст. 193 НК РФ. Они различаются в зависимости от класса бензина:

  • прямогонный бензин и автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, — 13 100 руб. за 1 т;
  • бензин класса 5 — 11 213 руб. за 1 тонну (с 01.01.2018 по 30.06.2018) и 11 892 руб. за тонну (с 01.07.2018 по 31.12.2018).

В 2018 году по сравнению с 2017 годом ставки налога на прямогонный и автомобильный бензин, не соответствующий 5-му классу, не изменились, а для бензина 5-го класса ставки акциза были повышены, причем дважды — с 01.01.2018 и с 01.07.2018. В следующие два года также предусмотрен рост ставок акциза для бензина 5-го класса: 12 314 руб. за тонну в 2019 году и 12 752 руб. за тонну в 2020 году.

О ставках акцизов в 2018 году читайте в материале .

Сроки уплаты акциза и представление налоговой декларации

Оплачивать акциз на бензин и представлять декларацию в налоговый орган необходимо не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным. Следует помнить, что уплата акциза на бензин должна осуществляться по месту фактического производства или переработки бензина (п. 4 ст. 204 НК РФ). Декларация подается в налоговый орган по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения (п. 5 ст. 204 НК РФ).

Об особенностях заполнения декларации по бензину читайте в материале .

Итоги

Бензин — сверхприбыльный товар, что делает его весьма привлекательным с точки зрения налогообложения. Ставки акцизов на бензин достаточно часто пересматриваются. Хотя на 2018 год по прямогонному и автомобильному бензину, не относящемуся к 5-му классу, они сохранены в тех же значениях, которые действовали в 2017 году, для бензина 5-го класса ставки акциза в 2018 года повышаются дважды — с января и июля 2018 года.

С начала года россиян поджидала очередная волна удорожаний – с 1 января в силу вступил закон, согласно которому в течение трех лет будут постепенно повышаться акцизы на алкоголь, табак, топливо.

И, хотя парламентарии на этапе принятия этого закона говорили о том, что подорожание будет постепенным, рост стоимости бензина на себе уже ощутили многие. Одними из первых отреагировали жители Новосибирска - их возмущение даже привело к призывам бойкотировать закупку бензина на крупных сетевых заправках. Но поможет ли решительный протест исправить ситуацию? И из чего и как на самом деле складывается цена за литр автомобильного топлива? «ФедералПресс» продолжает разбираться в том, кто виноват и что делать В начале было слово Прошлый год был богатым на громкие экономические темы: сокращение дефицита госбюджета до 4 %, на которое правительство бросило все свои силы, замедление темпов инфляции, стабилизация цен на нефть, выборы президента США, в ожидании которых, казалось, замер весь мир… На фоне таких громких и активно обсуждаемых тем внутренняя финансовая политика в России, казалось, отошла на второй план. Между тем, в конце прошлого года правительство и Госдума практически заложили новый вектор движения для финансового и налогового сектора экономики России на ближайшие годы. Одним из наиболее важных решений стали изменения в Налоговый кодекс, которые Госдума утвердила в ноябре прошлого года. Парламентарии увеличили акцизы сразу на несколько видов товаров: алкоголь, табак и топливо. Ставки акцизов в течение трех лет (2017-2019 годы) будут подниматься на вина и шампанское (кроме отечественного), сидр и медовуху, пиво, крепкий алкоголь, а также на все виды табака (и даже электронные сигареты), автомобильный бензин 5-го класса, дизельное топливо и средние дистилляты. Повышение коснулось оптовых цен на топливо, и было зафиксировано в денежном выражении. Так, рост ставки акциза на автомобильный бензин 5-го класса вырос с 10,13 тыс. рублей за тонну до 10,535 тыс. рублей за тонну в 2018 году (рост на 4 %), и до 10,957 тыс. рублей - в 2019 году (рост на 8,16 % по сравнению с 2016 годом). На дизельное топливо депутаты установили ставку 6,8 тыс. рублей в 2017 году, 7,072 тыс. рублей в 2018 году и 7,335 тыс. рублей в 2019 году. Это существенный рост - в ноябре 2016 года ставка составляла 5,293 тыс. рублей за тонну. Если сопоставить стоимость, получается, что уже в этом году оптовая цена на дизтопливо вырастет на треть - 28,5 %! К 2019 году разница увеличится на 39 %. На этапе обсуждения поправок Минфин уверял - в целом по стране и дизель, и 5-й бензин подорожают несущественно, на 1-2 рубля. Однако в реальности динамика, с которой цены начали расти уже в январе, похоже, превзошла правительственные ожидания. Удорожание бензина ощутили россияне по всей стране. Учитывая, что картина с ростом цен одинакова практически везде, несмотря на особенности местных рынков и присутствующих там игроков, редакция «ФедералПресс» задалась вопросом - что именно стимулирует рост цен на автомобильное топливо. Слоеный бензиновый пирог С целью выяснить, как формируется цена на бензин, редакция «ФедералПресс» опросила нескольких экспертов. Выяснилось, что сам принцип ценообразования топлива в России аналогичен формированию цен в других странах: конечная стоимость складывается из затрат на добычу, переработку, транспортировку и розничной наценки продавцов. Однако если смотреть на динамику стоимости сырой нефти и бензина как продукта нефтепереработки, наблюдается противоречие: цены на нефть за последние три года падали (и лишь относительно недавно закрепились на уровне в 50 долларов за баррель). Тогда как розничные (и оптовые) цены на бензин самых ходовых марок и дизтопливо только росли. Оказывается, в цепочке «сырье - бензин» есть условный «третий лишний». И этот третий лишний - большая доля налогов и сборов, которыми облагается процесс производства и сбыта топлива в нашей стране. В России выплаты государству в виде акцизных и налоговых сборов составляют 60 %. Если пересчитать в рублевом выражении, то на литр бензина в Новосибирской области (средней розничной стоимостью 35,4 рубля) приходится 22 рубля акцизных сборов!

Наценка АЗС далеко не так существенна - всего 16 %, или 5,3 рубля, наценка нефтеперерабатывающих предприятий - 13 %. Еще 7 % в структуре цены занимают расходы на транспортировку (2,4 рубля) и лишь 4 % - непосредственно стоимость самой нефти. Как видим, мировые котировки на нефтяное сырье со стоимостью бензина практически не коррелируют - поэтому фактор ценовых колебаний можно смело списать со счета. Таким образом, получается, что сильнее всего на стоимость бензина влияют именно внутренние факторы. И налоговая политика здесь - первоочередной фактор. Помимо акцизов в этот блок входит налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который выплачивают государству все компании-недропользователи, налог на транспортировку… Акцизы при этом являются косвенным налогом - однако их доля в себестоимости бензина достаточно высока. Текущая ставка акциза на бензин составляет 13,1 тысячи руб. за тонну. В пересчете на литры (в одной тонне бензина примерно 1,3 тыс. литров) становится очевидным, что доля акциза составляет примерно 10 рублей на литр или около 35 %. Вот почему любое повышение акцизных ставок сразу приводят к ощутимому росту конечных цен для потребителя. Все познается в сравнении Логично разобраться - а как обстоит ситуация с формированием цен на топливо и налоговой политикой в других странах? В Сети периодически попадаются данные, которые наводят на раздумья - почему, к примеру, в Венесуэле бензин дешев настолько, что их цены шокируют весь мир? По текущему курсу в 6,3 боливара он стоит около 1,5 цента США (90 российских копеек). Или - почему в США бензин стоит примерно столько же, сколько и в России, хотя наша страна является одним из крупнейших экспортеров нефти и газа, а США - напротив, крупнейшим импортером углеводородов, да и уровень жизни населения там выше? Все страны мира действительно исходят приблизительно из одной и той же цены на нефть, пояснил «ФедералПресс» кандидат экономических наук, доцент РАНХиГС, старший научный сотрудник ИЭ РАН Иван Капитонов. Однако в каждом государстве не только своя налоговая политика - во многих странах производство и реализация бензина субсидируются. От соотношения субсидий и налогов и зависит конечная стоимость продукта. По данным РИА «Новости», размер субсидий на бензин в той же Венесуэле достигает 12,5 млрд долларов - что с учетом текущей стоимости национальной валюты является огромной суммой. Сравнение же с США, по мнению Ивана Капитонова, и вовсе «не репрезентативно», настолько отличается налоговая политика и производственный цикл в Штатах и России. «Исключение объясняется весьма просто: США покупают нефть за доллары, которые сами же и печатают, поэтому им нет смысла облагать налогами нефтепереработку, отягощая бременем оплат население и промышленность. Печатный станок всегда под рукой, и США проще еще допечатать долларов, которые очень любят по всему миру, и купить за них реальный товар, в том числе и нефть», - пояснил эксперт. Добавим также, что структура ценообразования на бензин в США также разительно отличается: в себестоимости американской нефти самую большую роль играет транспортная составляющая (50 %, так как нефть приходится завозить издалека). Собственная сланцевая нефть также достаточно дорога в разработке. Переработка на американских НПЗ забирает порядка 20 %, внутренняя транспортировка и реализация на территории Штатов - еще 10 %. В итоге на налоговое бремя остается всего 20 %. То есть втрое меньше, чем в России. Если же сравнивать с Европой и странами Третьего мира, выясняется, что при столь же высокой доле налогов в ценообразовании (около 60 %) цены на бензин в Великобритании, Франции, Германии и Италии выше российских в два-три раза. В Пакистане, Ираке и Монголии литр бензина АИ-95 стоит столько же, сколько и в России - однако и уровень жизни, и уровень доходов у населения заведомо меньше, отмечает Иван Капитонов. Что год грядущий нам готовит? Бензин за 2017 год подорожает в пределах инфляции (которая, по прогнозу ЦБ РФ, должна составить 4 %), заявлял в декабре вице-премьер Аркадий Дворкович. Однако уже тогда некоторые эксперты выражали с этим несогласие. Так, управляющий директор Vygon Consulting Григорий Выгон говорил ТАСС, что рост средней цены бензина будет выше инфляции (на 1,5-2,5 рубля из-за увеличения акциза). По словам Выгона, в среднем по году стоимость бензина вырастет больше инфляции, и это отразится на общем росте цен, так как приведет к росту стоимости грузоперевозок на 5-7 %. А вот председатель общественного совета при Минтрансе Новосибирской области, автопутешественник и блогер Алексей Носов в беседе с «ФедералПресс» был более категоричен. По его подсчетам, к концу 2019 года бензин будет стоить 45 рублей за литр. «В очередной раз экономический блок правительства не увидел иных способов исправления собственных ошибок, кроме как залезть в карман населению, - заявил Носов «ФедералПресс» . - По результатам наших проверок до 40 % бензина, и до 60 % дизтоплива на рынке - это контрафакт. То есть, государство недополучает по акцизам до половины положенных средств, но правительство никаких мер не предпринимает. И я не готов понимать, почему чиновники не желают забрать причитающиеся стране деньги у жуликов, а в очередной раз решают свои проблемы за счет народа. Притом, не только за счет автомобилистов. Акциз, а вместе с ним и розничные цены, вырастут в первую очередь на солярку, значит, вырастет и стоимость работы сельскохозяйственной техники, грузового и пассажирского транспорта. Соответственно, вырастут цены и на прилавках магазинов, и на проезд в транспорте».

Повешение цен на самые популярные товары у россиян, такие как топливо, табак, алкоголь, не обойдет стороной и 2017 год. Дума на последнем, третьем, чтении приняла закон об изменении в налоговом кодексе. Это коснулось акцизного товара, расширился список подакцизных товаров.

Так что такое акциз, как он влияет на повышение цен на особо популярные товары и будут ли повышать акциз на бензин в 2017 году?

Что такое акциз и зачем он нужен

Обыватели неоднократно слышали, что поднятие акциза на тот или иной товар влечет за собой повышение цен. Так что же такое этот акциз? Это своего рода косвенный налог, с помощью которого государство пополняет казну.

Наиболее популярными в списке на повышение налога (акциза) являются табак, топливо, алкоголь. Человек как заправлялся, так и будет заправляться, даже если цена на бензин станет выше. Курильщики как курили, так и будут курить, поэтому такие товары всегда в цене у покупателя.

Поднимая этот налог, государство бьет по карману россиянина. Поэтому акциз нужен государству, чтобы получить прибыль.

Акциз имеет отличие от других видов налогов, например, такого как НДС. Акцизы действуют только в производственной сфере, и список подакцизных товаров очень ограничен, что позволяет контролировать их производителя.

В последнее время акцизы постоянно растут, и это тянет рост цен на особо значимые продукты, поэтому многие уже знают, если выросла цена на бензин, то стоить ждать увеличение цен на продукты питания.

Транспортные компании заправляются топливом и, чтобы покрыть собственные расходы, увеличивают цены на транспортные услуги, перевозя продукты питания до конечного покупателя. И последний, кто за все платит, и есть сам потребитель.

На сколько повысить топливо

Начиная с января, кошельки многих россиян начнут худеть. Это связано с тем, что правительство решило увеличить налог (акциз). Практически в каждой российской семье имеется один автомобиль, а то и два. Естественно, его нужно заправлять, и многих волнует вопрос, на сколько в нашей стране подорожает бензин.

Подорожание бензина планируется на последующие три года. Посмотрим, как будут увеличены цены на бензин Евро-5 в течение трех запланированных лет:

Запланированное увеличение цен повышает долю налоговой составляющей. Дизельное топливо увеличится на 80 процентов, бензин на процентов.

Как считают аналитики, общее повышение акцизов на бензин в 2017 годубудет составлять примерно 10 процентов. Нефтяные компании также могут накинуть свою долю подражания, так как будут нести расходы. И россиянам придется заплатить за бензин АИ-95 в среднем 38 рублей за литр. Если раньше заправка бака составляла полторы тысячи рублей, то сейчас нужно будет выложить 1 700 рублей.

Цена на бензин зависит от акциза, введённого правительством. Не стоит привязывать стоимость бензина к росту или падению цен на нефть. Сколько придется россиянам платить за бензин, сигареты, билеты и т.д., решают чиновники, а не курс доллара и цена на нефть.

Повышение цен — вынужденная мера?

Повышая акцизы на бензин,правительство таким образом пытается закрыть в бюджете дыры. Можно быть уверенным, что индексация цен на нефтепродукты потянет за собой повышение цен остальных потребительских товаров.

Если равняться на цены на нефть, то можно сделать вывод, что должно все снижаться, но рост цен на продукты, которые наиболее популярны у населения, будет продолжаться в течение трех лет.

Аналитики предположили, повышая акциз на бензин 2017году, что поднимется бензин примерное на 2 рубля. И будет наблюдаться стабильное повышение в течение последующих трех лет. Из-за нестабильного экономического положения в стране, из-за санкций, введенных западом, экономика страны сильно пошатнулась.

В связи с тем, что акцизы на нефтепродукты в 2017 году будут увеличены, правительство планирует собратьв бюджет государства более 50 миллиардов рублей, в 2018 году увеличение достигнет 75 миллиардов, в 2019 бюджет пополнится на 90 миллиардов рублей.

Пока в стране не наступит стабилизация и экономика не нормализуется, можно ожидать, что поднятие акцизов будет продолжаться.

Если уменьшается инвестирование в производство, то это приводит к кризису на предприятии, снижается его рентабельность, возможна даже его ликвидация. Единственная надежда на правительство, которое пытается как-то выровнять ситуацию в стране, даже вводя повышение акциза на значимые товары.

Информация о том, насколько сильно проиндексируют ставки акцизов на ряд товаров, содержится в материалах к заседанию правительства, на котором в понедельник, 18 сентября, рассматривался проект бюджета на ближайшую трехлетку — с 2018 по 2020 год (документ есть в распоряжении «Газеты.Ru»). В частности, там говорится о том, как эти инициативы отразятся на доходах федерального бюджета.

Пополнить бюджет

Согласно документу, рост акцизов на сигареты и папиросы принесет в бюджет в 2018 году 20,816 млрд рублей, в 2019 году — 60,496 млрд рублей, в 2020 — 17,706 млрд рублей.

Изменение ставок акцизов на бензин и дизель позволят бюджету в 2018 году получить дополнительные 25,267 млрд рублей, в 2019 году — 19,114 млрд рублей, в 2020 году — 1,086 млрд рублей.

Индексация ставок на этиловый и неэтиловый спирт из пищевого или непищевого сырья в числе прочих факторов (здесь в графе суммарно перечислено влияние также изменения акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, нормативов распределения акцизов на нефтепродукты между региональными бюджетами и пр. — «Газета.Ru») даст бюджету в 2018 году 31,876 млрд рублей. Правда, в 2019 году бюджет не досчитается 3,220 млрд рублей, но уже в 2020 году будут собраны дополнительные 18,564 млрд рублей.

«Прогнозируемые на 2018 год доходы федерального бюджета превысят уточненную оценку поступлений доходов на 2017 год на 544,4 млрд. рублей», — отмечается в документе. При этом в 2019 году бюджет получит на 366 млрд рублей больше прогнозируемых, а в 2020 год — на 732 млрд рублей.

В целом, как говорится в документе, прогнозируемые доходы бюджета в 2018 году составят 15,182 трлн рублей, в 2019 году — 15, 548 трлн рублей, в 2020 году — 16, 280 трлн рублей.

Пополнение федерального бюджета скажется на жизни простых россиян. Стоимость бензина, алкоголя, табачной продукции вырастет.

Курить себе дороже

Так, согласно материалам к заседанию правительства, в части табачной продукции предусмотрено установление с 1 июля 2018 года специфической ставки акциза на сигареты и папиросы в размере 1 718 руб за 1000 штук, а с 1 января 2020 года — 1 966 руб за 1000 штук.

В настоящее время ставка акциза составляет 1500 рублей за 1 тыс. штук.

Предусмотрено также установление минимальной специфической ставки на сигареты и папиросы с 1 июля 2018 года в размере 2 335 руб. за 1000 штук и с 1 января 2020 года в размере 2 671 руб. за 1000 штук. В настоящее время она составляет 2100 руб.

Из-за повышения акцизов пачка сигарет может подорожать к 2020 году на 10%, подсчитал аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

Впрочем, в табачной индустрии некоторые считают, что подорожать сигареты могут на 10% уже в 2018 году.

В 2018 году сигареты низкоценового сегмента подорожают на 10-12%, а сигареты премиального сегмента — на 7%, полагают в Imperial Tobacco (доля акциза в нижнем сегменте может превышать 60%, в высоком она составляет порядка 40%).

Повышение стоимости этой категории товаров соответствует политике, проводимой правительством. В стратегии по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) от Минздрава говорится о том, что проблемы со здоровьем у россиян связаны в основном с вредными привычками, такими как курение и употребление алкоголя. При этом именно из-за курения риску для здоровья подвержено 20% россиян, отмечает ведомство.

Пить до 2020 года

Повышение акцизов на алкогольную продукцию планируется только с 2020 года. С 1 января 2020 года специфическая ставка на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% будет установлена в размере 544 рубля за 1 литр. В настоящее время она составляет 523 рубля за литр. Для продукции с долей этилового спирта ниже 9% с 1 января 2020 года будет установлена ставка в размере 435 рублей за 1 литр (сейчас 418). На вина устанавливается ставка акциза в размере 19 рублей за 1 литр (сейчас 18 рублей), на этиловый спирт — 111 рублей за 1 литр безводного этилового спирта против действующих сейчас 107 рублей за 1 литр.

В 2020 году именно из-за роста ставки акцизов алкогольная продукция может подорожать примерно на 5%, однако цены на алкогольную продукцию в рознице могут вырасти еще и из-за увеличения накладных расходов, стоимости электроэнергии и потребляемых ресурсов,

считает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.

В 2017 году россиянам уже пришлось столкнуться с ростом розничных цен на алкогольную продукцию. Например, с 1 января этого года акциз на водку и другой крепкий алкоголь был поднят с 500 до 523 руб. за 1 литр безводного спирта. Увеличение акциза произошло впервые с 2014 года. Согласно приказу Минфина, с 13 мая в России выросла минимальная розничная цена на крепкий алкоголь. В частности, минимальная цена пол-литра коньяка выросла в рознице до 371 руб (+15,2%).

Бензин в пользу регионов

Ездить на автомобиле россиянам также будет дороже. С 1 января 2020 года ставка акциза на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, устанавливается в размере 13 624 рубля за тонну; на автомобильный бензин класса 5 в размере 11 395 рублей за 1 тонну; на дизельное топливо — 7 649 рублей за 1 тонну; на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей — 5 616 рублей за 1 тонну; ставка акциза на средние дистилляты с 1 января 2020 устанавливается в размере 8 773 рублей за 1 тонну.

При этом ощутимое подорожание бензина россияне скорее всего почувствуют уже в 2018 году. Ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо в 2018 году планируется увеличить дважды: на 50 копеек за литр с 1 января и на столько же с 1 июля.

По расчетам чиновников, из-за повышения акциза на 50 коп. 1 литр топлива в рознице может подорожать на 1,5%, или на 60 копеек.

Такая индексация тарифов принесет в бюджет дополнительно 50-60 миллиардов рублей плюс к тем 25 миллиардам рублей, которые должно принести плановое повышение тарифов.

Впрочем, чиновники считают, что рост расходов россиян могут компенсировать проекты, на которые тратят полученные в федеральный бюджет средства. В частности, на деньги, полученные от повышения акцизов на бензин, постоят новые дороги. «Эти деньги будут направлены на развитие дорожной сети, в первую очередь в Крыму, в Калининграде и в целом по Российской Федерации», — пообещал 18 сентября глава Минфина Антон Силуанов.

В среду Госдума приняла во втором, основном чтении, поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие увеличение ставок акцизов на автомобильный бензин класса 5 и дизельное топливо.

Новогоднее повышение

Повышение цен на горючку начнется с Нового года. В соответствии с поправками, с 1 января 2018 года ставка акцизов на бензин класса 5 с 1 января 2018 года увеличится на 10,7% по сравнению с действующей в этом году и составит 11,213 тыс. рублей за тонну.

Ранее предполагалось, что в 2018 году будет действовать ставка в размере 10,535 тыс. рублей за тонну.

Через год ставки акцизов продолжат рост. С 1 января 2019 года ставка акциза на бензин класса 5 составит 12,314 тыс. рублей за тонну вместо запланированной ранее ставки в размере 10,957 тыс. рублей за тонну. В 2020 году ставка составит 12,752 тыс. рублей вместо 11,395 тыс. рублей за тонну.

«Эта мера уже отражается на ценах, как на оптовых, так и на розничных. Напомню, что уже вчера, в день принятия поправок, тонна 92-го бензина подорожала на на 0,46%, до 44,746 тыс рублей, 95-го до 46,93 тыс, то есть на 0,23%. Это лишь начало роста, который, надо полагать, будет поддерживаться ожиданиями роста акциза и высоким спросом на топливо со стороны участников рынка с целью формирования запасов», - комментирует аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.

На строительство дорог в Крыму

Акцизы на дизельное топливо тоже пойдут в рост — с 1 января 2018 года. Акциз вырастет на 12,7% — до 7,665 тыс. рублей за тонну.

Второй этап повышения предусмотрен с 1 июля 2018 года — до 8,258 тыс. рублей за тонну. Ранее предполагалось, что в 2018 году будет действовать ставка 7,072 тыс. рублей за тонну.

В 2019 году ставка составит 8,541 тыс. рублей за тонну вместо 7,355 тыс. рублей, в 2020 году — 8,835 тыс. рублей за тонну вместо 7,649 тыс. рублей за тонну.

Акцизы на нефтепродукты являются источником формирования как федерального, так и региональных дорожных фондов, средства которых направляются на финансирование дорожного хозяйства. Как сообщил ранее Минфин, индексация ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо необходима для ускорения темпов строительства автомобильных дорог и развития инфраструктуры регионов.

Прежде всего, дополнительные средства планируется направить на строительство новых автомобильных дорог — в присоединенном Крыму, а также в Калининграде и на Дальнем Востоке.

Согласно официальным данным, доля акциза в розничной цене данных нефтепродуктов - до 20%.

Однако не все согласны с такой оценкой.

«Авторы законопроекта указывают на то, что на долю акциза в стоимости топлива для конечного потребителя приходится всего 20%. Во-первых, это не совсем так: при текущих ценах на бензин, доля акциза составляет примерно 35%, а еще к ним необходимо добавить НДПИ и НДС, в итоге выйдет, что на 60% стоимость бензина складывается из налогов и отчислений в пользу государства», - указывает Яковенко.

Эксперты отмечают, что почувствуют на себе рост стоимости топлива без исключения все категории граждан, даже те, кто не владеет собственным автомобилем. Рост стоимости топлива учитывается при ценообразовании всех без исключения товаров и услуг за счет необходимости транспортировки.

«Очевидно, что выбор момента для повышения акциза обусловлен низкими темпами инфляции, поскольку на этот показатель повышение акциза традиционно влияет, и не в лучшую сторону, - комментирует Яковенко. - Если говорить о перспективах, то, на мой взгляд,

АИ-95 по 43-43,5 рублей и АИ-92 по 39,5-40 рублей в следующем году стоит расценивать как наиболее вероятную стоимость в рознице».

«За каждым из этапов грядущего увеличения акцизов в начале и середине года последуют две ценовые волны. Учитывая, что в конечной стоимости топлива доля акцизов, НДПИ и прочих налогов составляет не менее 60%, а также прогнозы по ослаблению рубля (МЭР ожидает средний курс в 2018 на уровне 64,7 руб. за доллар) и высокую вероятность разворота годовой инфляции к 4%, приблизительный

рост цен на литр бензина в рознице в будущем году можно оценить в диапазоне 2-5 рублей от текущих цен в зависимости от региона», -

прогнозирует эксперт ФГ БКС Иван Копейкин.

Минфину не по нраву Ferrari

Одобренный в первом чтении законопроект также предлагает дифференцировать ставки акцизов на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 200 лошадиных сил. Было предложено установить для них повышенные ставки в зависимости от мощности двигателя.

Ранее ставки дифференцировались по мощности для автомобилей до 150 л.с., а сверх этой мощности была единая ставка (в 2017 году — 420 рублей за 1 л.с.)

Предлагается добавить новые категории: 200-300 л.с., 300-400 л.с., 400-500 л.с. и свыше 500 л. с.

Ставки акцизов на эти категории автомобилей были существенно снижены по сравнению со ставками, заложенными в законопроект в первом чтении. Так, размер акцизов для категории автомобилей с мощностью от 200 до 300 л.с. в 2018 году устанавливается в размере 714 рублей за 1 л.с. (в первом чтении законопроекта предполагалось, что размер ставки составит 897 рублей), в 2019 году — 743 рубля (в первом чтении — 933 рубля), в 2020 году — 773 рубля (в первом чтении — 971 рубль).

Акциз для автомобилей с мощностью от 300 л.с. до 400 л.с. в 2018 году составит 1,218 тыс. рублей, в 2019 году — 1,267 тыс. рублей, в 2020 году — 1,317 тыс. рублей.

На автомобили с мощностью от 400 до 500 л.с. ставка в 2018 году составит 1,260 тыс. рублей, в 2019 году — 1,310 тыс. рублей, в 2020 году — 1,363 тыс. рублей.

Ставка акцизов на автомобили с мощностью двигателя свыше 500 л.с. в 2018 году заложена на уровне 1,302 тыс. рубля.

В 2019 году — 1,354 тыс. рублей, в 2020 году — 1,408 тыс. рублей.

К новым ценовым рекордам

На этой неделе цены на бензин на АЗС уже выросли до рекордных значений. Менее чем за неделю бензин подорожал на 2% — АИ-92 с 7 по 13 ноября вырос до 42,85 тысяч рублей за тонну, АИ-95 — до 44,99 тысяч.

Оптовые цены на бензин АИ-92 с начала ноября выросли на 2,3% до 42,85 тыс. руб. за тонну, на АИ-95 — на 1,7% до 44,99 тыс. руб. за тонну. Данные показатели являются рекордными за текущий год.

По мнению участников рынка, это связано, в частности, с сокращением выпуска бензинов на Московском НПЗ «Газпром-нефть».

Остановка не была включена в программу плановых ремонтов, утверждаемую Минэнерго.

В компании не стали это комментировать. По мнению экспертов, остановка каткрекинга привела к выбытию примерно 50 тыс. тонн бензина в неделю.

ФАС винит во всем «нервозность трейдеров». Начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Махонин ранее говорил об отсутствии дефицита бензина в стране.

«Одной из причин (роста биржевых цен на бензины) стала реакция трейдеров на информацию о приостановке работы на установке каткрекинга Московского НПЗ. С «Газпром-нефтью» уже проведена работа по поводу поставок бензинов на внутренний рынок. Также работа проведена с другими компаниями, в частности, с «Роснефтью» и «ЛУКойлом». Рассчитываем, что в результате произойдет максимальная переориентация бензинов на внутренний рынок и увеличение предложения на бирже», — сказал он.

Важно, чтобы частные трейдеры не «раздували» ситуацию на рынке, в противном случае продолжится рост цен, отмечали в ФАС.



Просмотров