Клеймение и наказание плетью ("Пленница Гора" Джон Норман). Бичевание у древних римлян

ПОРКА (Бичевание)

Наказание плетью было так распространено по всему миру и во все времена, что порка даже стала предметом отдельного исследования - «Истории телесных наказаний». Конечно, невозможно даже с точностью до столетия определить, когда и за что один человек впервые высек другого. В чем мы можем быть полностью уверены, так это в том, что всемирная порка успешно продолжается.

Эта статья менее всего претендует на историческое повествование, скорее - это просто набор фактов и анекдотов.

Бичевание у древних римлян

Древние римляне частенько прибегали к бичеванию для наказания рабов и солдат, и очень редко - свободных граждан. В зависимости от степени вины наказанных они использовали несколько разновидностей плетей. Самая простая представляла собой плоский кожаный ремень с ручкой, называлась ферула (ferula) и использовалась для наказания за мелкие провинности. Затем следовали три разновидности «кошки»: скуция (scutia), плеть из переплетенных кожаных ремней, плюмбата (plumbatae), имевшая несколько хвостов, у каждого из которых на конце находились свинцовые или бронзовые шарики, и флагеллум (flagellum) с тремя жесткими хвостами из бычьей кожи. Эти последние разновидности плети служили инструментом наказания за значительные преступления. Кроме того, римляне использовали для наказания преступников розги; порка непременно предшествовала обезглавливанию.

«Кошка»

Хотя совершенно очевидно то, что предками «кошки» были древнеримские скуция и плюмбата, этот инструмент наказания можно по праву назвать сугубо британским: более того, его применение ограничивалось только армией и флотом. «Кошку» часто использовали в британском флоте во времена адмирала Нельсона, когда этот суровый моряк мог предписать до 500 ударов плетью за незначительные дисциплинарные нарушения. В народе эту плеть называли «кошка-девятихвостка» («cat-o’-nine-tails»), поскольку она имела девять отдельных «хвостов», изготовленных из кожи или бечевки. По всей своей длине (2 фута) на каждом из хвостов были навязаны по три узла. Эффект от наказания этой плетью получался двоякий: хвосты врезались в тело наказуемого, а узлы вырывали из него отдельные кусочки мяса. Приведенное ниже описание порки на флоте взято из записок неизвестного автора, озаглавленных «Мастерство наказания плетью» (Experiences of Flagellation) и опубликованных автором на собственные средства в 1885 г.:

«Среди них был один несчастный по имени Грин, который прежде содержал шляпную лавку на Кэт-рин-стрит в Стрэнде и по обвинению в каком-то преступлении был осужден на каторжные работы сроком на 14 лет. Его жене, обаятельной, но совершенно убитой свалившимся на нее горем женщине, позволили сопровождать мужа до места. Сразу после выхода корабля в море среди каторжан обнаружились признаки назревавшего бунта; некоторые из них успели даже перепилить кандалы, а Грина обвинили в том, что он не только подстрекал к мятежу, но снабдил заключенных деньгами для покупки необходимых инструментов. Несчастный шляпочник клялся, что одолжил им несколько шиллингов для покупки простыней и одежды в ломбарде, но все эти уверения не были приняты во внимание. По приказу коменданта транспорта, без суда и следствия, его разложили на сходне и секли боцманской «кошкой» до тех пор, пока не обнажились кости. За все время экзекуции Грин не издал ни единого звука, чем привел в ярость коменданта, который поклялся, что заставит упрямца запросить о пощаде. Присутствовавший при порке тюремный врач выразил опасение, что продолжение экзекуции может быть чревато для заключенного смертью, но комендант оказался неумолим. Он не остановился даже тогда, когда его брат энсин Уолл, добросердечный молодой человек, попросил его о приостановке порки; ответом ему прозвучала угроза посадить его самого под арест. Тогда он стал умолять Грина, чтобы тот не упрямствовал и издал для собственного спасения хотя бы звук, но несчастный ответил, что умирает и не в состоянии кричать, и молчание его объясняется не упрямством, а нежеланием того, что его ничего не ведавшая и находившаяся где-то в трюмных помещениях жена услышит его крики и умрет от горя. Порку продолжали до тех пор, пока не сняли всю плоть с поясницы, пока не стали видны внутренности, пока несчастный не лишился чувств и только тогда был передан врачу».

Подобное суровое наказание зачастую оканчивалось для моряков смертью, а злоупотребление властью офицеров флота Его Величества стало причиной ряда мятежей, имевших место в конце XVIII столетия. Весной 1797 г. британские моряки на стоянке в Спитхеде подняли мятеж, причиной которого стало дурное обращение с ними офицеров и невыносимые условия существования. В результате адмиралтейство вынуждено было провести расследование и уволить со службы тех офицеров, которые особенно отличились своей неоправданной жестокостью. Между 30 мая и 13 июня того же года на кораблях, бросивших якорь в Норе, разразился еще один бунт. Моряки создали так называемую «плавучую республику» (floating republic) во главе с «президентом» Ричардом Паркером. Мятеж был жестоко подавлен: Паркера и 29 его товарищей повесили на реях «Сэндвича», девятерых высекли, а 29 матросов заключили в тюрьму. Условия жизни матросов так и не улучшились в последующее столетие, и только не ранее, как в 1881 г. наказание «кошкой» было наконец упразднено.

Не удивительно, что «кошку» использовали также в большинстве британских тюрем, а судьи не только приговаривали преступников к тюремному заключению, но и к наказанию «кошкой-девятихвосткой», определяя при этом по своему усмотрению количество ударов. Хотя в судебной практике порку упразднили в 1948 г., для поддержания тюремной дисциплины и наказания особо стойких ее нарушителей к плети прибегали вплоть до начала 60-х годов. Обычно заключенных раскладывали на так называемой «скамье для порки» (см. «Скамья для порки»), хотя перед тем как высечь, из соображений некоторой гуманности, надевали на них кожаные пояса, защищавшие почки.

Остается только добавить, что использование «кошки» для наказания рабов практиковалось во всех без исключения британских колониях, и нигде с такой жестокостью, как в Вест-Индии. На Барбадосе, например, наказание плетью до сих пор сохраняется в местном законодательстве, и в последний раз к порке приговорили в 1969 г. подростка, изнасиловавшего девушку. По сообщению Гэрри Стеклза, посланного им из Бриджтауна в газету «Санди Таймс» в марте 1991 г., явствует, что власти Барбадоса решили возродить наказание «кошкой-девятихвосткой» в отчаянной попытке хоть как-то приостановить, если не пресечь, рост торговли наркотиками. Стеклз заключает: «Перед судебный властью встала проблема - найти подходящую плеть, чем она, несмотря на протесты церковных иерархов, прилежно занялась. Единственная сохранившаяся на острове «кошка-девятихвостка» выставлена в местном музее в качестве экспоната, и при возобновленном применении, пролежав десятилетия без дела, может просто-напросто рассыпаться. Эдгар Хэнди, суперинтендант тюрем, намерен расширить сферу своих поисков Англией, в надежде хоть здесь найти подходящую плеть, а преступники «тем временем будут ожидать своей судьбы».

Порка в тюрьме Ньюгейт.

По словам Скотта, «ни в одной стране мира наказание поркой не применялось так широко и не носило такого изуверского характера, как в царской России». Особым инструментом для порки был любимый русскими истязателями кнут. Он представлял собой плеть с деревянной ручкой, обычно плетеную из нескольких ремней сыромятной кожи. Иногда между ремней вплетали проволоку, а на концах ремней крепили железные кольца или крючки. Варварский садизм истязателей доходил до того, что кнут перед употреблением вымачивали в соленой воде и давали ему замерзнуть».

Наказание кнутом предусматривалось за целый ряд преступлений, и во времена Петра Великого количество ударов составляло 101. Пороли всех без различия пола и возраста, и от наказания кнутом не были избавлены даже дворяне. Придворную даму Елизаветы Петровны, мадам Лопухину, обвиненную в участии в заговоре, раздели по пояс, жестоко высекли кнутом, отрезали язык и отправили на вечное поселение в Сибирь.

До нас дошло одно несомненно достоверное описание порки кнутом, приведенное в «Анекдотах» Рьюбе-на и Шольто Перси (1820–1823). Очевидцем этого события был не кто иной, как Джон Говард великий филантроп и реформатор тюрем:

«Когда филантроп Джон Говард посетил Петербург, ему довелось видеть, как двух преступников - мужчину и женщину высекли кнутом. Из тюрьмы к месту порки их сопровождали 10 солдат и 15 конных гусар, и когда вся процессия прибыла на место, где стоял вкопанный в землю столб, гусары спешились и стали кольцом вокруг него. Забили барабаны, священник прочитал молитву, а собравшиеся вокруг люди сняли шапки. Первой секли женщину. Ее раздели до пояса, привязали руки и ноги к столбу, и экзекуция началась. И палач, и его помощник были крепкими и сильными людьми. Начал помощник; он долго примерялся, а затем нанес несколько ударов по голой спине женщины, каждый из которых оставил на ней глубокие рубцы. Но главный палач, казалось, был не удовлетворен. Он взял кнут и нанес недостающие удары, которые казались гораздо сильнее, чем у его помощника. Женщина получила 25, а мужчина 60 ударов кнутом. «Я пролез между гусарами, - продолжает мистер Говард, - и посчитал количество ударов, которые помощник отмечал мелом на специально приготовленной для этой цели доске. И преступник, и преступница были едва живы, когда избиение закончилось. Женщину мне довелось увидеть несколькими днями позже. Она была еще очень слаба. Мужчину же я больше не видел».

Наказание кнутом отменили в 1845 г.

Ямайкская плеть

Эту плеть использовали исключительно для наказания рабов. Она состояла из ручки длиной в два фута и сужавшегося к концу хвоста длиной 5 ярдов. Рабов так жестоко секли ямайкской плетью, что это дало одному члену Ямайкского законодательного собрания основание заявить:

Ямайкская плеть.

«Ямайкская плеть - отвратительнейший из всех инструментов пытки, когда ее используют для наказания рабов. Я утверждаю, что 39 ударов этой плетью равноценны 100 ударам «кошкой-девятихвосткой».

В 1826 г. собрание приняло закон о наказании штрафом в 10 фунтов стерлингов тех торговцев рабами, которые карали рабов более чем 10 ударами плети за одну провинность, и тех рабовладельцев, назначавших более 39 ударов за один проступок или преступление.

Шариковая плеть

Шариковая плеть представляла собой бечеву с нанизанными на нее металлическими шариками или пулями и покрытую кожей.

Шариковая плеть.

Цепная плеть

К длинной деревянной ручке крепятся несколько цепей, состоящих из плоских звеньев с острыми краями. Говорят, что в руке сильного человека такая плеть становилась грозным инструментом наказания, поскольку несколькими ударами он мог снять кожу со спины жертвы.

Тюремная плеть

Эта плеть предназначалась для самозащиты тюремных надзирателей, состоящих в тюрьмах, где содержались самые отпетые преступники. В руке жестокого тюремщика такая плеть могла стать даже орудием смертоубийства. По форме тюремная плеть напоминала средневековую булаву (mace and chain) и состояла из деревянной ручки и цепи с железной гирей на конце.

Скамья для порки

Всегда требовалось каким-то образом привязывать наказуемого перед поркой. Обычно для этой цели использовали столб. Однако этого показалось недостаточно, и были сконструированы особые приспособления, которые полностью лишали жертву подвижности, тем самым усугубляя ужас и беспомощность его положения. Одна такая скамья - родом из Германии и описывается следующим образом: «Это - крепко сделанная деревянная конструкция с ремнями, при помощи которых к скамье крепятся голова, ноги и руки жертвы, лежащей вниз лицом. Палач мог доставить наказуемому страшные мучения, потому что тот был не в состоянии даже корчиться и извиваться.

А вот еще один продукт немецкой изобретательности, прозванный в народе Страшная Элиза (Schlim-me Liesel). У подножия скамьи находятся два крепких железных кольца, в которые помещаются ноги жертвы. Ее руки привязываются к треугольной деревянной раме, которая поднимается к потолку с помощью шкива и веревки до тех пор, пока это возможно. Растянутого таким образом человека секут, и мучения его еще более непереносимы, чем при обычной порке.

До сравнительно недавнего времени порка была повседневным явлением для тюрем и колоний несовершеннолетних Англии; взрослых заключенных секли «кошками», а молодых - березовыми розгами и, как правило, на скамье для порки. В своей книге «Наказание в былые годы» Петтифер дает иллюстрацию такой скамьи.

Скамья для порки.

Привязывание к телеге

С роспуском монастырей во время правления Генриха VIII английские законники столкнулись со значительной проблемой, когда множество бездомных бродяг заполонили дороги королевства. По закону от 1530 г. всех, кто занимался бродяжничеством, надлежало сечь. В том же году вышел специальный закон о порке, по которому бродяг предписывалось раздевать донага, привязывать к хвосту телеги и, прогоняя через город, подвергать порке, «пока он не изойдет кровью». Немного позже, из соображений сохранения общественной нравственности, закон немного подправили, предписав раздевать жертву только до пояса. В то же время большинство городов и деревень обзавелись по призыву властей постоянными столбами для порки, таким образом основательно подготовившись к нежелательному наплыву бродячего люда. Привязывание к телеге распространялась не только на бродяжничество, но и на другие преступления, причем длина маршрута и, соответственно, количество ударов варьировались в зависимости от тяжести совершенного преступления.

Одним из самых печально знаменитых наказаний такого рода была порка, к которой судья Джеффри (см. Джеффри) приговорил Тита Оутса в 1658 г.

Оутс, английский церковник, успевший к тому времени провести в качестве шпиона несколько лет в иезуитских колледжах Европы, передал поборникам протестантской веры в Англии список преступлений, состоявший из 43 пунктов, которые паписты замышляли совершить против короля.

Тит Оутс Д. Д.

А замышляли они, по словам Оутса, убить короля, посадить на трон брата Карла герцога Йоркского Якова, исповедовавшего католицизм, и таким образом уничтожить в Англии протестантскую веру. Заговор получил название «папистского». В результате наговора Оутса в период с 1678 по 1680 гг. было казнено множество совершенно невинных католиков. Но, в конце концов, он сам оказался на скамье подсудимых, и судья «Кровавый Джеффри» приговорил его к самому суровому наказанию, даже по жестоким меркам судьи Джеффри. Тит Оутс был приговорен к позорному столбу, привязыванию к телеге и тюремному заключению. Следующее описание наказания Оутса мы находим в книге Томаса Маколи «История Англии» (History of England, Thomas Macaulay):

В день, когда Оутс был выставлен у позорного столба в Пэлис-ярде, толпа забросала его грязью, и не помешай охрана, разорвала бы его на куски. Но в Сити его приверженцы собрались в большой отряд, подняли мятеж и повалили позорный столб. Однако спасти своего вождя они не смогли. На следующее утро Оутс должен был быть подвергнут порке. С самого раннего часа на дороге между Олдгейтом и Олд-Бэйли уже толпились толпы народа. Палач, видимо получив особые инструкции, вкладывал в удары всю свою душу, и по первости Оутс мужественно их сносил и молчал. Но вскоре его дух был сломлен, и окрестности, к восторгу зрителей, огласились отчаянными воплями и стенаниями, а по спине лжесвидетеля потекли ручьи крови. Когда его, в конце концов, отвязали от телеги, он едва стоял на ногах, и казалось, что он вынес более того, на что способна человеческая природа. Он умолял Якова, брата короля, чтобы тот отменил продолжение порки. Ответ того был краток: «Он пройдет через все до конца, пока из него не вышибут дух». Его сторонники обратились с прошением о помиловании к королеве, но та с возмущением отказалась пошевелить даже пальцем ради спасения негодяя. По прошествии 48 часов Оутса выволокли из его камеры. Он не мог стоять, и до Тайберна его везли на салазках. Казалось, он уже ничего не чувствует и не воспринимает. Говорили, что он довел себя до бесчувствия. крепкими напитками. В тот день Оутс получил еще 1.700 ударов.

Карамзин полагал, что пытки в России распространились под влиянием татаро-монгольского ига. Другие полагают, что традиция телесных наказаний пришла к нам вместе с религией из Византии. Действительно, еще до татаро-монгольского нашествия можно встретить множество упоминаний о телесных наказаниях в различных источниках. Например, в Русской Правде упоминается рукоприкладство к холопам и закупам: «Аще-ли господин бьёт закупа за дело, то без вины есть», хотя преимущественно наказания были представлены в виде штрафов. А в Судебнике Казимира 1368 года побоями наказывали мужчин за первый случай воровства. Однако же в той же Русской Правде назначались ордалии — испытания огнем и водой, которые представляли собой Суд божий. Например, обвиняемый должен был держать руки над огнем или достать кольцо из кипящей воды, его могли пытать раскаленным железом или поставить к кресту и заставить держать вверху руки — кто первый их опустит, тот и виновен. Предполагалось, что вынести эти испытания без божьей помощи человек не в силах, и уже тогда они признавались мукой.

Наказание кнутом

Пытки на Руси распространились под влиянием татаро-монгольского ига

Но иго действительно оказало сильное влияние на применение подобного рода наказаний — с приходом татаро-монголов пытки стали применяться почти ко всем сословиям. Кроме того, именно игу мы обязаны практикой наказания кнутом, которая считалась одной из самых жестоких и мучительных. Палач отходил от преступника на несколько шагов, с силой замахивался, и, приближаясь к человеку, опускал кнут на спину так, чтобы ее касался только хвост кнута. Кунт сдирал со спины кожу, оставляя следы «так, будто большой ремень вырезан ножом мало до кости». Через какое-то время кнут смягчался от крови и ударов, и его меняли на новый. При этом количество ударов кнутом редко четко оговаривалось.


В Судебнике 1497 года телесные наказания, пытки и смертная казнь были официально узаконены: «А на кого тать возмолвит, ино того опытати…». Кроме того, вводилась торговая казнь, которую считали скрытой смертной казнью. На торговой площади преступника избивали кнутом. В среднем, человек мог выдержать до 50 ударов, а после умирал от болевого шока или кровопотери. Но все зависело еще от того, как бить: иногда, людям одним ударом ломали позвоночник, иногда специально били по почкам, и человек умирал через пару дней в муках, иногда били не сильно и человек выдерживал до 300 ударов. Данный вид наказания был широко распространен, причем не только за тяжкие преступления, такие как оскорбление государя, но и за незначительные, например, за матерную брань.


Наказание батогами

Одним из ярких периодов расцвета пыток и смертной казни стало правление Ивана Грозного. Правда, это было больше обусловлено личностью правителя, чем законами. Людей подвешивали вниз головой, резали на куски, обливали кипятком или ледяной водой, вешали, сажали на кол. Истязание других доставляло царю удовольствие и носило зачастую увеселительный характер. Иногда, наблюдая за наказаниями, Грозный не выдерживал и сам заменял палачей. Но должно отметить, что Иван Грозный был человеком своего времени, поскольку в Средневековой Европе наказания иногда были куда более жестокими и кровавыми.


Колесование

Батоги считались более легким наказанием, чем кнут. Они представляли собой толстые прутья или палки с обрезанным концом. Господа били ими слуг, батогами наказывали за невыплату податей, за воровство, дурные слова про царя, за лжесвидетельство и пр. «Был бит батогами крестьянин Иван Григорьев за то, что пьяный назвал своего сына государевым семенем». Виновного клали на землю лицом вниз, один палач садился нему на шею, другой — на ноги. Они брали по два прута и били по спине до тех пор, пока человек не кричал, что «виноват». Только тогда пытка прекращалась. Бить по животу, икрам и бедрам считалось беззаконием.

Помимо этого, было распространено закапывание заживо так, чтобы на поверхности оставалась только голова. Преступнику не давали воды и еды. Фальшивомонетчикам заливали в горло металл. Соборным Уложением 1649 года устанавливались наказания за воровство в виде клеймения, отрезания уха, за другие преступления назначали вырывание ноздрей, четвертование, более 100 ударов кнутом и пр. По Уложению руку отрубали тем, кто в присутствии государя замахивался на кого-нибудь оружием, за кражу лошади, или за третье воровство. Один палец отсекали за легкую рану, кисть левой руки за повторное воровство или покушение на господина. А левой руки и правой ноги можно было лишиться за разбой или церковную кражу.


Шпицрутен

Петр I ввел новые виды пыток на немецкий манер

При Петре эти наказания были также распространены — людей клеймили либо орлом («заорлить в щеку»), либо буквой «В», чтобы нечестного человека было видно издалека. Наказание торговой казнью лишало человека чести и права служить солдатом. Кстати, для солдат Петр тоже ввел новые виды телесных наказаний и пыток. Например, были распространены шпицрутены на немецкий манер. Они представляли собой гибкие прутья по 2 метра в длину и 4,5 см в диаметре. Солдат выстраивали в два ряда с прутьями в руках. Провинившегося раздевали до пояса, руки привязывали к ружью, а штык направляли к лицу, чтобы он не мог уклониться. После этого преступник должен был пройти между рядами и на него с обоих сторон сыпались удары. Применялись шпицрутены не только как воинское наказание, но и за чародейство, идолопоклонство, прелюбодеяние, богохульство.

Еще одним нововведением были кошки и линьки. Кошки — это четырехвостные плети с узелками на концах, которые были введены в 1720 году как наказание для матросов, а при Анне Иоанновне ими стали сечь еще и проституток (до этого их били кнутом или батогами). Куски каната с узлами назывались линьками, их применяли только для наказания матросов за дисциплинарные провинности.


Наказание «кошкой»

Вообще, Петр отличался жестокостью в отношении физических наказаний. Например, у него была целая коллекция дубинок, которые он часто пускал в ход. Не раз ими доставалось князю Меньшикову. Однажды, Петр до крови избил его за то, что князь посмел танцевать в сабле, Лефорта он мог бросить на пол и топтать ногами. Иногда, царь даже забивал насмерть провинившихся. Одному придворному, не успевшему снять шляпу перед государем, досталось дубинкой по голове, после чего он умер.

Достаточно только вспомнить, как Петр расправился со стрельцами. Головы бунтовщиков было приказано рубить не только палачам, но и судьям с боярами. Вокруг Москвы ставили виселицы, число казненных перевалило за 1500 человек. Петр был даже готов убить сестру Софью, но смилостивился. Однако в назидание ей повесил 200 стрельцов у Новодевичьего монастыря, где была заточена Софья.


«Утро стрелецкой казни», В. И. Суриков, 1881

Телесные наказания для крестьян отменили в 1904 году

Постепенно ситуация начинает меняться. Например, запрещается проводить экзекуции в праздничные дни. В 1754 году отменяют «натуральную» смертную казнь. Екатерина II под воздействием европейских гуманистических идей старалась смягчить ситуацию с телесными наказаниями. В 1765 году отменили истязания малолетних, а в 1785 году Жалованной грамотой освободили дворян от телесных наказаний. Позднее послабления коснулись купцов и священнослужителей, а вот для простого народа мало что поменялось. Во временя Павла I мучительные пытки и экзекуции вернулись. Но после наметилась тенденция по смягчению взглядов государства в этих вопросах, результатом которых стала частичная отмена телесных наказаний в 1863 году, а в 1904 году отменили телесные наказания для крестьян и малолетних ремесленников, последней группе, к которым применялись физические наказания.

Забивание кнутом и палками

Казнь кнутом в Северной Африке около 1910 года. Частн. кол.

Осужденных издревле бичевали кнутом. Этот метод был в ходу как у иудеев, египтян, сирийцев, персов, так и у спартанцев и римлян.

Кнут часто использовался в качестве дополнительной меры наказания, например, весталки за нерадивость, солдата за неповиновение, чиновника за какую-либо провинность или же еретика, желавшего вернуться в лоно Церкви. Но порка могла превратиться и в смертную казнь.

В Египте осужденный за «разложение нравов» практически не имел шансов выжить после тысячи ударов хлыстом. В Риме наказание кнутом - flagra - предшествовало другим пыткам. Можно было выдержать порку кнутом из бычьей кожи и даже испанским хлыстом из переплетенных веревок, но под ударами плетки со свинцовыми шариками или костями барана выживали немногие. Тело рвалось в клочья, превращаясь в кровавое месиво.

Сцена бичевания в Пакистане. D.R.

В христианском мартирологе имеется длинный список жертв такой казни: святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора, святая Вивиана, святая Маргарита - все они, как и многие другие, были забиты розгами или кнутом. Кости оголялись, и даже если жертва не умирала под ударами, смерть наступала от гангрены.

На Востоке, в Азии, главным образом в Китае, плетки-многохвостки снабжались железными наконечниками, гвоздями и даже крючками, чтобы эффективнее раздирать плоть.

Англичане, островной народ, предпочитали хлестать осужденного веревкой, после чего окровавленную жертву погружали в морскую воду или уксус.

В Италии бичевание было законной формой наказания вплоть до середины XIX века.

Напомним случай Марии Биоджи. В Перудже в 1851 году ее раздели донага и подвергли бичеванию за публичные призывы воздерживаться от курения, нанося тем самым урон доходам Святого престола, взимавшего пошлину с продажи табака.

Наказание кнутом сыграло важную роль во время религиозных войн. Из сотен примеров вспомним случай Безье. После резни, устроенной по приказу святого Доминика, женщины, которых пьяная солдатня пощадила из-за их красоты или молодости, подверглись другим истязаниям. Морис Лашатр пишет: «Раздетых донага девушек привели к могиле Пьера де Кастелно, и монахи принялись бичевать их свинцовыми плетками. Когда плоть обратилась в сплошное кровавое месиво, оставшихся в живых сначала отдали на растерзание крестоносцам, потом перерезали им горло. Трупы осквернили ужасающим развратом».

Самую страшную разновидность кнута использовали в России: смерть от него обычно наступала между сороковым и пятидесятым ударами. Он состоял из тонких кожаных ремней с металлическими шариками на концах. Казнь таким кнутом официально отменили в России только в 1845 году, заменив ее на бичевание обычным кнутом, который применялся до 1863 года. За это время погибли тысячи человек. Мужиков наказывали кнутом за малейшие провинности.

Если в Тибете били только по бедрам, то практически во всех остальных местах приговоренного хлестали по всему телу, и от человека оставались одни лохмотья.

Александра Давид-Неэль в книге «Путешествие в Тибет» описывает, как в XX веке лечила вора, наказанного кнутом: «Раны были ужасны, на бедрах проглядывали кости. В грязных бинтах, пропитанных гноем, копошились черви».

Казнь бичеванием в Пакистане. Частн. кол.

Вплоть до Второй мировой войны казнь кнутом была обычным делом для многих мусульманских стран, судя по всему не собирающихся отказываться от этого наказания, ибо оно до сих пор фигурирует в уголовных кодексах стран, опирающихся на исламский закон: ОАЭ, Саудовской Аравии, Ирана, Северного Йемена, Пакистана и многих других.

Напомним, как в 1984 году индийцу и уроженке Шри-Ланки, приговоренным судом Абу-Даби к забиванию камнями, эту казнь заменили на бичевание, приняв во внимание их статус иностранных граждан.

Все в той же Саудовской Аравии в 1989 году четырех человек, обвиненных в подготовке взрыва в священном городе Мекке, приговорили к полутора тысяче ударов кнутом каждому. Иными словами - к смерти.

Казнь бичеванием на лобном месте в США в 1906 году. Фото «Сигма». «Иллюстрасьон».

Историческая справка

Наказание плеткой-девятихвосткой отменили на Барбадосе в 1938 году, но в 1990 году восстановили по решению одного суда.

В октябре 1990 года парламент Багамских островов ввел в уголовный кодекс бичевание за преступления сексуального характера. В тексте уточнялось, что кнут должен быть «о девяти хвостах, девяти веревках или девяти кожаных ремнях с узелками или иными приспособлениями».

В Иране суды нередко добавляют к приговору о тюремном заключении от десяти до ста ударов кнутом.

В Саудовской Аравии приговор к тысяче или полутора тысячам ударов может приводиться в исполнение в несколько заходов.

Обычная мера наказания за блуд, определенная Кораном, составляет несколько сотен ударов кнутом.

Бичевание систематически применяется в Свазиленде, Афганистане, Малайзии, Сингапуре, Тринидаде и Тобаго, Гренаде. На Барбадосе уголовный кодекс предписывает наносить удары тамариндовыми палками. В феврале 1991 года была узаконена плетка-девятихвостка.

Казнь в «Стереофоническом режиме»

«Нелегко реформировать деградировавшее общество», - заявил, выступая перед народом, президент Пакистана Зия Ульхак. К счастью, Совету по исламской идеологии удалось предложить несколько спасительных мер, в том числе наказание кнутом.

«Совершивший преступление против Бога и рода человеческого, пристрастившийся к алкоголю, жадно поглощающий перебродивший напиток, получит восемьдесят ударов».

Сам кнут и способ его применения описаны детально. «Длина не должна превышать одного метра двадцати двух сантиметров, а толщина - одного сантиметра двадцати пяти миллиметров». Палач должен быть «человеком беспристрастным и понимающим». «Если приговоренный слишком стар или слаб и исполнение приговора может привести к смерти, то удары следует наносить с необходимыми промежутками, чтобы жертва не умерла. Если человек болен, следует подождать медицинского подтверждения, что он идет на поправку, и лишь после этого приступать к наказанию». Еще больше внимания уделяется дамам. «Если женщина беременна, для приведения приговора в исполнение нужно подождать два месяца после разрешения или выкидыша». В любом случае «женщину наказывают в сидячем положении, тогда как мужчина стоит».

За внебрачные сексуальные отношения любовников забивают камнями, но если виновные холосты, они получат всего сто ударов кнутом. После такого наказания человек на несколько месяцев отправляется в больницу, а зачастую и прямо на кладбище, когда слишком сильный или недостаточно «понимающий» палач бьет так сильно, что разрывает почки или ломает позвоночник.

В Исламабаде подобные наказания - весьма частое явление. В 1988 году одиннадцать человек, арестованных во время рейда полиции в «веселом доме», подверглись коллективному бичеванию, этакой пытке в стиле хай-тек. Умело расставленные микрофоны транслировали свист палок и крики бичуемых для назидания и потехи собравшейся публики. Толпа скандировала: «Аллах! Аллах! Аллах!», а муллы воспевали Всевышнего.

Бичевание чернокожего в США. Фотография «Кейстон».

В Северном Йемене в 1986 году человек умер во время публичной экзекуции, получив по приговору сто ударов кнутом за преступление сексуального характера.

Преступления на сексуальной почве - zenia - в Пакистане на сегодняшний день наказываются сотней ударов. Если приговоренный остается в живых, то, согласно кодексу, его следует отдать толпе, которая забивает несчастного камнями.

В последние годы наказание кнутом чаще всего применяли, пожалуй, в Мозамбике. В период между 1983 и 1990 годами суды приговорили к нему более двухсот человек за торговлю на черном рынке, воровство и изнасилования. Обычно по приговору назначалось девяносто ударов по спине, плечам и бедрам.

Забитый дубиной

Избиение палками, как и кнутом, позволяет варьировать тяжесть наказания. Обычное наказание подразумевает несколько ударов, жестокие, нанесенные в большом количестве удары способны привести к быстрой смерти.

Большинство уголовных кодексов древних народов предусматривали наказание палками, у некоторых народов это был вид смертной казни.

Забивание палками было в ходу у египтян, греков, иудеев и китайцев. В Риме Закон двенадцати таблиц предусматривал наказание палками за письменные оскорбления, нередко так карали и за другие преступления.

В древние и нынешние времена особую склонность к битью палкой питали в Англии и России.

Во Франции предпочтение отдавалось хлысту и розгам, исключение составляли заморские территории - там наказание палками, нередко приводившее к смерти, применялось на протяжении XVIII–XIX веков.

Сегодня многие страны, в том числе Камбоджа, ввели этот древний способ наказания в повседневный обиход.

В период с апреля 1976-го по ноябрь 1978 года пришедшие к власти красные кхмеры забили палками и дубинами десятки тысяч людей.

Техника была проста: приговоренному наносили несколько ударов по голове и добивали ударом по затылку, ломая шейные позвонки.

Из книги Повседневная жизнь Калифорнии во времена «Золотой Лихорадки» автора Крете Лилиан

Наказание кнутом «Мы не можем больше так жить, - жаловался Уолтер Перкинс. - Во всем штате тюрьмы не прочнее ореховых скорлупок. Ни один заключенный не находится здесь в безопасности, и самые опасные преступники постоянно совершают побеги. Мы хотим иметь суд, который

Из книги Смертная казнь [История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней] автора Монестье Мартин

Забивание камнями Забивание камнями святого Этьена. Гравюра. XIX в. Частн. кол.Забивание камнями - еще добиблейская мера наказания, главным образом, за богохульство. Человека убивают, закидывая камнями. Она применялась во всех древних обществах, по крайней мере, в начале

Из книги История российского сыска автора Кошель Пётр Агеевич

К сечению кнутом, вырыванию ноздрей и вечной ссылке в Сибирь. Тайная экспедиция ведала также делами о самозванцах. Вёлся розыск по следующим делам: Елизаветы Таракановой, выдававшей себя за дочь Елизаветы Петровны (1775), в 1765 году беглого рекрута Евдокимова, украинца

Плеть (также плётка) - соединенные верёвки или ремни на рукоятке . Обычно представляет собой несколько (чаще всего - от двух до девяти) плетёных «хвостов» из кожи или другого материала, объединённых рукоятью.

Исторически весьма древний инструмент. Главным образом, является орудием телесного наказания , используется в работе пастухами, в ряде случаев применяется всадниками для управления лошадью . При определённых обстоятельствах может являться и оружием .

Устройство и технология изготовления

Плеть, как хозяйственно-бытовой инструмент

Плеть, как орудие телесного наказания

Плеть имела значение и в домашнем быту: по Домострою она - обычное орудие для домашнего наказания. Коллинс рассказывает, что жених кладёт плётку в свой сапог в день свадьбы как эмблему супружеской власти.

Плети употреблялись как наказание для крепостных , а также служили строжайшим наказанием в учебных заведениях, особенно духовных; плети употребляла и полиция для суммарной расправы; наконец, наказание плетьми составляло высшее дисциплинарное взыскание по уставу Санкт-Петербургского рабочего дома .

В практике светских судов и в законодательных актах плети появляются в начале XVIII века и постепенно играют всё более и более важную роль, а по Уложению о наказаниях 1845 года делаются самым тяжким наказанием. Плети служили как замена кнута, с одной стороны, когда кнут оказывался слишком строгой карой, а с другой - с практической целью: так как наказанных кнутом нельзя было отдавать в военную службу, то последовал ряд указов, повелевающих годных в военную службу бить плетьми вместо кнута и отдавать в солдаты , а негодных - бить кнутом и ссылать .

Так как плети заменяли собою кнут, то наказание ими совершалось на кобыле, всенародно, рукой палача . Битьё плетьми разделялось на простое и нещадное; оно назначалось и как самостоятельное наказание, и в соединении с другими (ссылкой в Сибирь , в монастырь , отдача на военную службу). Плетьми наказывались государственные преступники (тайной канцелярией), участники в Лопухинском деле , в Пугачёвском бунте , в чумном бунте (не уличённые в убийстве), бунтовавшиеся крепостные и фабричные рабочие, убийцы при особенно смягчающих обстоятельствах, несовершеннолетние - за важные преступления.

Мало-помалу плети становятся обычным наказанием (вместо кнута) за менее значительные имущественные преступления:

  • по указу 1781 года наказанием за кражи до 20 рублей, даже при повторении, служат несколько ударов плетьми и заключение в рабочий дом ;
  • в 1799 году учинивших кражу от 20 рублей и выше предписано наказывать плетьми и годных отдавать в рекруты , а негодных ссылать на поселение .

Наряду с уголовным наказанием плетьми публично, рукой палача, которое начинает рассматриваться как наказание позорящее и делающее невозможной отдачу наказанного в военную службу, в начале XIX века появляется и битьё плетьми в качестве исправительного полицейского наказания, исполнявшегося полицейскими служителями непублично; в 1820 году велено присуждённых за кражу к отдаче в военную службу бить плетьми нижним полицейским чинам, а не рукой палача. По Своду законов 1832 года , публичное наказание плетьми через палача и ссылка назначались в 29 случаях (подделка высочайших грамот, не повлёкшая важного вреда;


Описания кнута разнятся одно от другого. Суммируя все данные, можно сказать, что он состоит по большей части из плотного, тяжелого кожаного ремня, имеющего в длину приблизительно восемь футов (2,5 м); укрепляется этот ремень к деревянной ручке длиною в два фута (60 см). Сам ремень имеет вид довольно широкой ленты, согнутой таким образом, что ее стороны представляют собою два острых края. Попадаются кнуты, обтянутые проволокой, заканчивающейся небольшим крючком. При каждом ударе этим ужасным орудием острые края его до того сильно раздирают спину наказуемого, что получается впечатление удара обоюдоострого ножа; кроме того, палач никогда не поднимает со спины кнут, а медленно протягивает его по коже, вследствие чего маленький крючок в конце ремня обрывает каждый раз тонкие куски мяса.
Мотрайн (1820) описывал кнут, рисуя его в виде плети, сделанной из кожи старого осла; ширина его приблизительно в один дюйм (2,54 см). До употребления кожа вываривается в уксусе и обрабатывается кобыльим молоком.
Граф де Лагни (1840) говорил: „кнут состоит из толстого кожаного ремня, нарезанного в виде треугольника; в длину он имеет от трех до четырех локтей (90-120 см), ширина его один дюйм. Один конец - более широкий, другой уже и прикреплен к ручке, имеющей два фута (60 см) в длину.
Процедура экзекуции совершалась следующим образом. Приговоренного укладывали на деревянную скамью животом вниз, руки и ноги его аккуратно вытягивались и фиксировались к кольцам, прибитым в поперечные края скамейки. Голова до того сильно прижималась к дереву, что у жертвы не было никакой возможности кричать, что в значительной мере увеличивало болевое ощущение. Правильное и умелое применение кнута требовало продолжительного изучения, а также крепких нервов и мускулов.
В палачи постоянно назначался один из преступников, приговоренный к тому же наказанию, которое он выполнял после своего помилования на других. После двенадцати лет службы его отпускали на волю и препровождали на родину, но во время несения обязанностей палача его содержали под строгим заключением и выпускали из камеры только тогда, когда необходимо было произвести экзекуцию над приговоренным к телесному наказанию преступнику. В тюрьмах же опытные палачи подготовляли учеников и обучали своему ремеслу будущих истязателей. Упражнения производились ежедневно, для каковой цели применялась человеческая фигура из тряпок, набитых соломой или конским волосом. Ученики посвящались во все тайны экзекуторского искусства и получали от своего ментора указания по поводу того, каким образом возможно наносить то ужасно сильные, то вовсе слабые удары.
Применение той или иной степени строгости находилось в зависимости не только от квалификации совершенного жертвой преступления, но также - и, пожалуй, более всего - от величины подарка, получаемого палачом перед поркой в виде подкупа.
Ученики обучались многочисленным комбинациям: как сечь по бедрам, как угощать разбойника, как наказывать за мелкие преступления, как вызвать немедленную смерть, заставить жертву вывернуть себе затылок, как сечь так, чтобы преступник умер на второй или на третий день после экзекуции, как для этого следует подводить плеть или кнут вокруг туловища и таким образом наносить серьезные повреждения грудной клетки или расположенным вживоте важнейшим органам...
Искусные палачи, в совершенстве изучившие свое ремесло, показывали удивительное искусство, умея захватить кнутом только кружок величиною с полтинник, не задевая при этом близлежащих частей. Иные из них одним взмахом своего страшного инструмента превращали кирпичи буквально в пыль.
Нередко наказанных ставили между двух столбов с перекладиной, привязывая их за поднятые вверх руки и нередко за ноги. Такая позиция давала возможность бить по всему телу.
Нередко, чтобы ужесточить пытку, кнут после каждого удара мочили в соленом растворе или уксусе. Описывались кнуты, сшитые из двух кожаных полос, в одну из которых перед сшиванием вбивали мелкие гвозди и, затем, закрывали шляпки второй полосой. Такой кнут при ударе обвивался вокруг тела стоявшей жертвы, затем, когда его рывком тянули обратно, впившиеся гвозди раздирали тело допрашиваемого в клочья. Изобрели это "чудо" в мусульманском Египте. Как говорят историк, никто не выживал после десятого удара такого кнута. Надо сказать, что для женщин не делали никаких исключений.
Европа привезла кнут из крестовых походов на Восток и Инквизиция никогда им не гнушалась.

Пресс для черепа (раздавливатель головы, headcrusher)
Это средневековое устройство, надо отметить, высоко ценилось, особенно на территории северной Германии. Его функция была довольно проста: подбородок жертвы помещали на деревянную или железную опору, а крышка устройства навинчивалась на голову жертвы. Сначала раздавленными оказывались зубы и челюсти, затем, поскольку давление нарастало, ткани мозга начинали вытекать из черепа.
По прошествии времени, этот инструмент утратил свое значение как орудие убийства и приобрел широкое распространение как орудие пытки.
В ряде случаев эту пытку упрощали, обвив вокруг головы допрашиваемого веревку, часто узловатую, засунув сквозь нее палку, веревку закручивали, раздавливая голову, называли это изобретение - "четки боли".
В некоторых странах Латинской Америки очень похожее приспособление используется и до сих пор. Несмотря на то, что и крышка устройства, и нижняя опора выложены мягким материалом, который не оставляет никаких следов на жертве, приспособление приводит заключенного в состояние «готовности к сотрудничеству» уже после нескольких поворотов винта



Просмотров