Знаки сертификации на упаковке. Награда для товаров. История знака качества. Зарубежные и международные стандарты качества товаров и услуг

Объёмные фигуры существовали в Индии с незапамятных времён: это была местная традиция. Ими играли во все виды гонок, в редкие военные игры, но они практически никогда не делились по рангам. Нет никаких предпосылок для деления совершенно одинаковых конических фишек таблана и чаупара на коней, слонов и прочие шахматные фигуры. Скорее всего, шахматные фишки обязаны своим появлением китайским жрецам, которые использовали для предсказаний доски с астрологическими символами и плоские фишки с изображением созвездий, небесных тел и священных значков. Фишки перемещали посредством лёгких ударов по доске снизу, хотя возможно, что иногда в доску встраивали магнит: Сыма Цянь в своих «Исторических записках» (II в. до н.э.) упоминает некие «сянь и» («шахматы горных волшебников»), в которых фигуры каким-то образом притягивались и отталкивались друг от друга. Вероятно, на стыке сакральных гадательных досок, стратегических игр и гонок типа Любо и возникли китайские шахматы - сянци.


СЯНЦИ (象棋)

Согласно «Истории Северных Династий», в мае 549 года н.э. император Ю Вэньян закончил книгу «Сянь Тинь», где в числе прочего рассмотрел достоинства новой игры «сянси» (象戏). Это ещё не сянци - от возникновения Любо до появления современных сянци прошло более 1000 лет. Эта книга была утеряна, однако написанные в эту же эпоху книги Вань Бао «Сянь Тинь Су» и Гэнь Синя «Сянси Фу» сохранились. Доска сянси была квадратом 8x8, разделённым на внутренний и внешний слои. Фигурами были: Рыцарь, Золото, Дерево, Вода, Огонь, Земля и Дракон, которым сопутствовали Солнце, Луна и Звезда. Король помещался во внутреннем пространстве, дракон - во внешнем. Доска эта напоминала доску сянци, равно как и позиции фигур.
Сыма Цянь (Сым Гуань) (1019-1086), был советником династии Северная Сун. В его книге описаны также громадные «Сянси семи царств», в которые играли на сетке Го 19х19 во времена воюющих царств - с 476 г. до н.э. и до объединения Китая в эпоху династии Цинь в 221 году до нашей эры.

Семь армий представляли семь царств: Цинь (белые), Чу (красные), Хань (оранжевые), Ци (индиго), Вэй (зеленые), Чжао (фиолетовые) и Ян (чёрные). Правила были напечатаны на день Фестиваля фонарей на второй год эпохи Кайси во время правления императора Чжао Го Нан династии Сун (24 февраля 1206 года) и имели широкое хождение в народе. Оттиск с этого штампа приводится и в книге. В этих правилах впервые упомянута фигура «катапульта» (предшественница «пушки»). Кроме того, это первая китайская шахматная игра, полные правила которой сохранились.

Если играли семеро (максимальное количество), каждый играл за одно «государство». Если шестеро, игрок, который играл за белых (Цинь) брал в союзники одно государство. Если играли пятеро, то в дополнение к этому красные (Чу) тоже заключали союз с другим государством. Если 4 - появлялся союз Ци+1, а вот если 3, то Цинь заключала не один, а два альянса. Приоритет, как видно из вышесказанного, был у белых и красных.
Жители Поднебесной, весьма охочие до всяких церемоний, и в игре вели себя подобным образом. Принимая командование над армией союзных государств, игрок провозглашал: «Если любое из государств под моим командованием будет потеряно, это случится из-за моей неосторожности» , а если он приказывал союзнику напасть на сильно укреплённое другое государство, то в качестве штрафа должен был выпить бокал пива или настойки.
Ход передавался против часовой стрелки; красные ходили первыми.
В каждой армии было 17 фигур (в общей сложности 120). Император Чжоу находился в центре доски в знак уважения к Сыну Неба; у него не было армии и он не участвовал в сражении. В каждой армии были следующие фигуры:
* Один «Генерал» (Цзян) - ходил как ферзь в современных западных шахматах.
* Один «Адъютант» (Пян) - ходил как ладья в современных шахматах.
* Один «Офицер» (Бай) - ходил как слон в современных шахматах.
* Один «Дипломат» (Синь Рен - «герольд», «глашатай», «парламентёр») - эта уникальная фигура тоже ходила как современный ферзь, но не могла рубить или быть срубленной и использовалась только для защиты и блокировки. При начальной расстановке «Дипломат» стоял на самом острие атаки, впереди славного войска.
* Одна «Катапульта» (Пао) - ходила как пушка в сянци, то есть двигалась как ладья в современных шахматах, но для захвата требовалась наличие ещё одной фигуры между нею и объектом атаки.
* Один «Лучник» (Гонь) - ходил как современный ферзь, только на 4 пункта. Не мог перепрыгивать через другие фигуры.
* Один «Арбалетчик» (Ню) - ходил как ферзь, только на 5 пунктов и тоже не мог прыгать.
* Два «Ножа» (Дао) - ходили на один пункт по диагонали.
* Четыре «Палаша» (Джиань) - ходили на один пункт по вертикали или горизонтали.
* Четыре «Всадника» (Ци) - аналоги коней в современных сянци: ходили на 1 клетку по прямой линии, затем на 3 по диагонали. Не могли перепрыгивать черед другие фигуры.
По-видимому, в игре Любо недаром были многогранный кубик и жетоны, ибо эта система перекочевала и в сянси. Если игрок делал плохой ход, он мог взять его обратно только после оговоренного штрафа - бокала пива, пропуска следующего хода и т.д. За неправильный ход также следовал штраф. Если игрок атаковал своего союзника, вся эта союзная армия снималась с доски.
Игрок побеждал другое государство, если захватывал фишку Генерала, но и без этого мог выиграть, захватив более 10 других фишек. Если враг еще не потерял столько, а собственная армия игрока в ходе атаки теряла больше десяти, она сама удалялась с доски.
После игры следовал подсчёт, и игрок, который в конце игры захватил больше всех фишек, получал «питейную победу»: проигравшие пили особый напиток, который употребляли только за игрой. Если игрок захватил двух Генералов или взял в общей сложности 30 меньших фигур, он объявлялся «Гегемоном». Как только это происходило, остальные «государства» воздавали ему дань уважения… и пили ещё один круг.
Эти правила сегодня вызывают улыбку, ибо сразу вспоминается анекдот («А что, от меня должно шахматами пахнуть?»). Неизвестно, сумел ли кто-нибудь доиграть хоть одну партию до конца. Не нужно быть мудрецом, чтоб догадаться, что при такой системе штрафов количество ошибок увеличивались в геометрической прогрессии, и неудачливый игрок очень скоро проигрывал (если не засыпал за столом на потеху оставшимся в здравом уме и твёрдой памяти).

В середине эпохи династии Тан сянси развились и стали похожи на современные сянци. Помимо курьёзных «Сянси семи государств» существовало ещё несколько разновидностей этой игры: сянси 8x8; гуаньсянси, изобретённые Джао Пужи; дасянси, и популярные среди простого люда сяосянси. В итоге, сяосянси обрели наибольшую популярность в народе и были приняты большинством любителей. Удивительно, что за 4 века до изобретения шахмат китайцы уже додумались до фигур с ходами современного ферзя и офицера - а затем отказались от этого.

Несмотря на то, что название игры записывается одними и теми же иероглифами, на пекинском диалекте название звучит как «сян-ци» или «шьянь-чи», на кантонском произносится как «джунг-кей». Китайское слово «xiangqi» состоит из двух иероглифов, первый из которых, «Сян» 象, означает в настоящее время: слона, портрет, явление, слоновую кость, конфигурацию звёзд, примету, действие, игру, официального переводчика. Второй иероглиф, «ци» 棋, означает шахматную фигуру, шахматы или другие настольные игры. К тому же, «сянци» - не единственное слово для обозначения китайских шахмат. Отследить все ссылки невозможно, но почти все переводы («шахматы слонов», «шахматы слоновой кости», «образные шахматы») не то чтобы являются необоснованными, но вызывают новые вопросы. Слон для древнего Китая не был умопомрачительной диковинкой, как для европейцев, но не был и чем-то привычным, обыденным. Фишки и правда вырезали из слоновой кости, но далеко не всегда, гораздо чаще их делали из дерева, фарфора или просто чеканили из меди, как монеты. Многие отмечают, что в большинстве написаний слова «сянци» так или иначе присутствует иероглиф сян 象 или сян 相. Но если первый означает «слон», то второй символ означает, среди прочего - «канцлер», «министр», «главный советник». Эти два слова - омофоны с 600 г. н.э. и похоже звучали с 1000 г. до н.э. Возможно, произошла простая подмена одного понятия другим, и «игра советников», мудрецов, превратилась в «игру слонов».

Официально считается, что современные сянци изобрёл (вернее, стандартизировал) в 569 г. н.э. император У Ди из династии Северная Чжоу. В итоге эта игра вкупе с Го (вэйци) постепенно вытеснила Любо. Полный набор фигур эпохи Сун, вполне тождественных современным, был найден в погребении в Луояне (пров. Хэйнань), ему около 900 лет. Плоские фишки с иероглифами вырезали из кости, дерева, панциря черепахи или нефрита, ваяли из керамики, но конкретно эти - чеканные, медные, потому их часто принимают за китайские монеты. Самые старые фишки несут двойную маркировку - иероглиф на одной стороне и графическое изображение на другой.

В последние годы правления династии Южной Сунь философ Чен Юантинь написал энциклопедию повседневной жизни «Шилин Гуаньтьи», в которой привёл в числе прочего правила сянци, 10 советов по игре, классические обозначения и стоимость фигур, примеры из практических игр, эндшпили и т.д.
Эти 10 советов (полезные в любой игре) таковы:

1. Следует страстно стремиться к победе.
2. Не следует вторгаться в позиции противника слишком налегке.
3. Атакуя противника, надо также защищать себя.
4. Иногда надо жертвовать частными интересами для взятия инициативы во всей игре.
5. Надо жертвовать слабыми фигурами, чтобы спасти сильные.
6. Находясь в большой опасности, надо пожертвовать бесполезную фигуру, чтобы выиграть всю игру.
7. Не следует двигать фигуры без размышлений.
8. Надо хвататься за возможность в правильный момент.
9. Если не можешь победить, надо избегать прямого столкновения.
10. В тяжёлые времена не следует мечтать о победе. Надо пытаться минимизировать потери, не теряя шансов на победу.

Вероятно, вот от этих событий и следует начинать отсчёт возникновения сянци как сформировавшейся игры. Отныне игровой процесс больше не зависел от броска костей, главную роль стали играть интеллект и опыт.

Что любопытно - количество названий фигур в сянци совпадает с числом священных сокровищ в буддизме (7): это могущественный военачальник (удачливый полководец), министр (мудрый советник), чудесный слон, конь со сверхъестественными способностями, летающая в любую точку мира колесница, царственная супруга (царица) и волшебная драгоценность. Эти семь сокровищ имеет, согласно буддизму, каждый чакравартин (его отождествляют с игроком) - идеальный правитель, устанавливающий царство справедливости. По первым 5 пунктам фактически прямые текстуальные совпадения, аналогом царицы является пушка, а драгоценностью - пешка.
Самым знаменитым игроком во времена династии Мин был Ли Кайсян (1502-1568). Он давал противникам фору в 3 хода, а слабым - даже коня, сложил множество стихотворений о сянци, но, к сожалению, не оставил после себя пособий по игре.
Самое же известное пособие тех лет - четырёхтомник «Ю Чжун Ми» вышло в 1632 году, автором его был Чжу Тинжэнь по прозвищу Непобедимый. Ещё одним великим мастером Го и сянци был Су Синъю (1650-??), который, как пишут летописи, «победил всех игроков в Поднебесной», но и он в итоге уступил титул молодому игроку по имени Чень Ланжу. Летописи упоминают многих великих игроков, и перечислять их здесь не имеет смысла, лучше обратиться к брошюре «Культура сянци» , изданной Китайской Ассоциацией Сянци, которая переведена на русский и находится в свободном доступе.
Китайцы с их любовью к пышным церемониям, цветистым именам и сложной иерархии, и к шахматной игре относились так же. Умение играть в шахматы («ци») в Китае ценилось чрезвычайно высоко и считалось одним из четырёх основных видов искусств наряду с цин (музыкой), хуа (живописью) и шу (каллиграфией). Стоит упомянуть, что в Индии к шахматам никогда не было такого трепетного отношения - там они всегда были чисто развлекательной игрой с оттенком созерцательной, медитативной практики. В Китае же существовали 9 школ из знаменитых игроков в сянци, представителями которых были Восемь Талантов Востока Реки Янцзы и Три Великолепных Игрока Провинции Хэбэй .
Однако самой известной из древних книг по сянци является «Байю Сянци Пу», опубликованная в 1801 году, в эпоху Цин. В годы императоров Каньси и Тяцыня было создано несколько шедевров, самыми известными из которых стала книга «Мэй Хуа сянци» и четыре великих учебника Пайтю: «Коллекция эндшпилей Синву», «Учебник сотен игр в сянци», «Учебник сянци Чжу Сянь Чжая» и «Юаншен Хайкуо». Далее развитие теории сянци замедлилось, и хотя в новое время и были созданы такие шедевры, как «Руководство по практической игре» Шиянь Итю, больше внимания уделялось соревновательному аспекту.
Вполне объяснимый спад интереса к сянци произошёл в годы Второй Мировой войны, становления КНР и культурной революции, однако в наше время сянци снова популярны, особенно в Восточном, Северном и Южном Китае; тремя центрами игровой культуры являются Шанхай, Пекин и Гуанчжоу. В конце сентября 1930 г. в Гонконге состоялось первое в истории сянци командное первенство между игроками Восточного и Южного Китая. Представителями Восточного Китая были Чжоу Дэю и Лин Исян из Шанхая, а за Южный Китай выступали Ли Циньчуан и Фэнь Тиньжу из Гуанчжоу. Закончилось соревнование вничью: соперники оказались равны, а капитан команды Южного Китая, Ли Циньчуан, удостоился титула «Непобедимый игрок». В январе 1956 года Государственная Комиссия по Физкультуре и Спорту признала шахматные игры видом спорта и объявила о проведении Национальных Турниров по сянци, Го и шахматам. Первым официальным чемпионом КНР по сянци стал Ян Гуанлин. В конце 1970-х начали проводиться и женские соревнования, и первой национальной чемпионкой стала Хуань Зитун.

Китайские шахматы сильно отличаются от известных нам международных. В них до сих пор используются плоские фишки с иерогифическим обозначением достоинства фигур. Красные фигуры играют против чёрных, причём, красные ходят первыми. Доска для сянци двусторонне симметрична, на ней 9 вертикальных и 10 горизонтальных линий. Фигуры располагаются не в клетках, а на перекрестьях, шашечная разметка отсутствует. Начальная расстановка тоже весьма непривычная, и если первая горизонталь ещё похожа на европейские шахматы (разве что ферзей два - по обе стороны от короля), то пешечный строй разрежён и вынесен далеко вперёд, на четвёртую линию, а с тыла его поддерживают две «пушки» - эндемики дальневосточных игр, аналогов которых в международных шахматах нет.

Квадратный «пруд» игры Любо разлился в «реку» («хэ»), разделяющую доску на две равные половины: это нейтральная территория, фигуры в неё вступать не могут, могут только перейти (и то не все). Река расположена горизонтально, как великие реки Китая Хуанхэ и Янцзы, текущие в широтном направлении. На изображении реки обычно помещается надпись иероглифами: «Граница государства Хань» (т.е. граница Китая) и «Граница княжества Чу» (это китайское княжество в древности воевало с центральной властью). У каждой стороны имеется «дворец» - квадрат 3х3, где располагаются король (вернее, «генерал» и «маршал»: в сянци они зовутся по-разному: «цзянь» - у красных и «шуай» - у чёрных) и два «советника»; все трое не имеют права его покидать.

* Король ходит и рубит только по вертикали или горизонтали на один соседний перекрёсток (в пределах дворца, разумеется). При этом существует «правило оппозиции»: оба короля не могут находиться на одной вертикали, если между ними не стоит ещё какая-либо фигура. Нельзя даже делать ход, который приводит к такому положению. Цель игры - поставить мат неприятельскому генералу. Если игрок не может увести короля из-под шаха, закрыться или срубить атакующую фигуру, объявляется мат. Пат неприятельскому королю также приносит победу. «Вечный шах» запрещён, игроки не могут повторять позицию на доске более трёх раз.
* Советники («ши») ходят и рубят также только на один перекрёсток, но по диагонали в пределах дворца.
* Слон («сян»). Несмотря на одинаковое произношение, фигура называется «слоном» у синих и «министром» у красных. Слон в сянци тихоходный, ходит только по диагонали через одно поле на третье и не может пресекать реку. Несмотря на то, что доска для сянци одноцветная и в игре нет белых и чёрных полей, из-за особенностей передвижения вражеские слоны, даже перейдя реку, никогда не встретились бы.

* Конь или «всадник» («ма») ходит так же, как в международных шахматах, но при этом является линейной фигурой: он не скачет из начального пункта в конечный, а движется по маршруту в виде буквы «Г» (но не «L»!), и если путь заблокирован другой фигурой, он не может сделать такой ход.
* Ладья, которая называется «цзюй» («повозка»), ходит и бьёт абсолютно так же, как в традиционных шахматах.
* Помимо известных нам фигур, в сянци есть специфическая «пушка» («пао»), которая ходит как ладья, но атакует, только если между нею самой и её жертвой есть какая-либо третья фигура - её называют «экран» или «лафет». Хроники повествуют, будто эту фигуру придумал в год Баоинь (762 г. н.э.) Ню Сэньжу, автор трактата «Сюань Гуай Лю». Это, безусловно, была сильная идея. Эта непривычная (особенно для европейского шахматиста) фигура очень опасна: она дальнобойная, для неё не помеха другие фигуры, и уже с первых ходов она может начать атаковать неприятельскую крепость. Достаточно в начале партии необдуманно увести ладью - и пушка сразу рубит коня. Правда, обычно так не делают: в начале партии пушка заметно сильнее коня, а ближе к эншпилю, когда доска расчищается, пушка становится менее ценной, так как для удара ею трудно найти лафет. Впрочем, всё равно пушечный удар часто решает судьбу всей партии.
* Пешек всего пять с каждой стороны, при этом чёрные зовутся «цзу», а красные - «бин». Каждая ходит на один перекрёсток вперёд и так же рубит. Пешка не превращается, но перейдя реку, приобретает возможность ходить и рубить на одно поле в сторону. Достигнув последней линии, она может ходить только в стороны.
В силу специфики ходов сянци, для ухода из-под шаха игрок имеет две дополнительные возможности, отсутствующие в шахматах:
* Можно закрыться от шаха конём: конь в сянци не «прыгает», поэтому фигура, поставленная между атакующим конём и королём, закрывает от шаха.
* В случае шаха пушкой игрок может защититься, удалив «лафет» или наоборот - поставив между пушкой и королём ещё одну фигуру - через две фигуры пушка не атакует.

В России описание игры в китайские шахматы было впервые опубликовано в 1775 году секретарём русского посольства в Пекине А.Л.Леонтьевым («Описание китайской шахматной игры, от секретаря Леонтиева»). Комплекты для игры привозили из Китая как сувениры, но широкой популярности игра не получила: сянци требуют не только минимального знания иероглифики (одинаковые фигуры у обоих игроков помечены разными значками), но и умения свободно различать все иероглифы в перевёрнутом виде, поэтому научиться в них играть европейцу довольно сложно, даже если это адаптированный вариант, где фигуры подобны шахматным или вместо иероглифов нарисованы понятные пиктограммы. Многие предлагают заменить иероглифы на символы или объемные фигуры, как в большинстве шахмат. Но по мнению любителей сянци впечатление от игры в таком случае сильно меняется - примерно то же самое, что есть ложкой и вилкой вместо палочек. При этом надо учесть, что и литературы по теории китайских и корейских шахмат на русском языке практически нет. Эпизодические публикации в периодике носят ознакомительный характер. В последние годы много сил пропаганде сянци в России отдаёт известный любитель китайских шахмат Л.У.Кислюк. Существует Российская федерация китайских шахмат сянци .

В Китае же, наоборот, сянци страшно популярны, набор есть в каждом доме, в любую погоду на улице можно увидеть играющих людей. Есть в сянци свои легендарные мастера и знаменитые чемпионы (Си Сясун, Доу Гуожу, Су Дацинь, Чжу Тянцуй, Ту Тиньминь, Ху Ронхуа и другие), а учитывая численность китайцев в стране и за рубежом, ещё не известно, у какой игры больше сторонников в планетарном масштабе - у сянци или у международных шахмат.

Существуют даже сянци для троих игроков. Что любопытно - «река» сохранилась и там. Этот вариант возник во времена Троецарствия и носит название «Игра трёх друзей».

Активным пропагандистом сянци на Западе является выходец из Гонконга экономист Дэвид Х. Ли, издавший на английском первое серьёзное учебное пособие по китайским шахматам. В 1998 году его книга «Генеалогия шахмат», где изложен весьма нетрадиционный взгляд на происхождение шахматной игры, стала Книгой года по версии журнала «Games». Однако его жёсткая критика и демонстративная неприязнь к европейским шахматам у многих вызвали раздражение. Китайские гроссмейстеры сянци вообще смотрят на традиционные шахматы с некоторым недоумением: их раздражают ураганный темп игры, рокировка и подавляющее всех и вся могущество ферзя (тот же Дэвид Ли презрительно именует шахматы не иначе как «Куин-Ци» - «Игра королевы»). Китайцы не могут взять в толк, почему король, вместо того, чтобы руководить армией, в середине битвы вдруг трусливо бежит с поля боя и прячется за спинами подданных, и почему королеве даны такие неограниченные права, а прочие фигуры играют роль жалких ассистентов.
Надо сказать, шахматисты в этом отношении платят сянци взаимностью: их раздражают черепашьи ходы китайских фигур, витиеватая система дебютных построений и, как нетрудно догадаться, отсутствие ферзей. Как только шахматисты знакомятся с сянци, они спрашивают, где тут ферзь, и получив ответ в стиле «Арфы нет, возьмите бубен», в лучшем случае смеются, а в худшем - обижаются.

Строго говоря, правы и неправы обе стороны. В некотором роде шахматы - действительно «игра одной фигуры»: незапланированная потеря ферзя в шахматах почти всегда означает проигрыш. Но когда жертва ферзя приводит европейцев в священный трепет, китайцы лишь недоумённо пожимают плечами: в сянци нет такого дисбаланса, и победа может быть достигнута только согласованным действием всех фигур. Доска в сянци 9х9 (даже 9х10, считая реку), в ней 90 пунктов, фигуры ограничены по сравнению с шахматными, поэтому в китайских шахматах нет позиций, где игрок контролирует всё поле сразу. Игра тактически намного динамичнее традиционных шахмат, в ней возникают мощнейшие связки, каждый ход сильно меняет ситуацию на доске и вынуждает противника искать немедленный ответ, здесь нельзя, как в классических шахматах, отсидеться за пешечным строем, перегруппировать свои войска тихими ходами и подготовить массированную атаку. В сянци редко наступают и защищаются всем фронтом, боевые операции проводят летучие отряды из двух-трёх фигур в тесном взаимодействии друг с другом при поддержке танков и артиллерии, потому здесь очень редки партии длительностью более часа. Собственно, партия в сянци вся напоминает ажурный, сбалансированный миттельшпиль с большим количеством фигур. Удивительная игра, достойная родственница классических шахмат.
Вряд ли эти две системы удастся помирить в ближайшем будущем.



*

Памятный старшим поколениям пятиугольник со звездой внутри, который можно было увидеть на поверхности изделий советской промышленности, появился в 1967 году и потому хронологически совпал с «эпохой Брежнева», «пятилеткой пышных похорон» и первыми годами Перестройки. Это была своего рода «медаль» для товаров, получить которую было непросто: по результатам госаттестации качества предприятия получали право маркировать свою продукцию знаком качества лишь на протяжении 2-3 лет, после чего требовалась переаттестация.

Советский знак качества

За это время в технологии производства товаров могло что-то поменяться и не всегда в сторону улучшения. Поэтому бывало и такое, что знак качества «за былые заслуги» носили на себе уже не всегда действительно качественные вещи.

В 2013 году возникла идея возродить знак качества и для маркировки российских товаров высокого уровня. был объявлен конкурс на дизайн российского знака, который выиграл художник Дмитрий Мордвинцев. Внешний вид его варианта Российского знака качества был утверждён Минпромторгом в феврале 2014 года. Этот символ размещается на тех товарах российского производства, которые эксперты Роскачества признают наиболее отвечающими всем критериям.

Старый знак качества был эталоном своего времени, разработанным Народным художником СССР Валерием Акоповым. Мое мнение относительно идеи создания нового знака определенно положительное! Маркировать лучшие продукты сделанные в России правильно и нужно. Только что это будут за товары и какие гарантии качества будут нести за собой этот знак пока не понятно. Насчет дизайна, из всех знаков, которые разработали известнейшие дизайнеры, на мой взгляд выделяются два знака.

Из блога

На мой взгляд, первый представляет собой новую интерпретацию старого советского знака. А медведь - это самая смелая работа из представленных.

Но всё-таки утверждён был не медведь, а первый вариант знака, хотя на конкурс были представлены и другие интересные работы.

1. Медведь - это символ России, который гордится своей исключительностью.

2. Знак «Пятиконечная звезда» подчеркивает качество товара и ассоциируется со звездой на Кремлевской башне.

3. Знак представляет собой соединение двух геометрических фигур пятиугольника и звезды, давно и прочно ассоциирующихся у большинства жителей страны с символами силы, государственности, надежности и качества. Графическое перетекание одной фигуры в другую означает взаимозависимость всех этих понятий. Символы легко узнаваемы и уже на подсознательном уровне вызывают доверие у разных возрастных и социальных групп населения.

4. Графическое изображение знака качества, как образа «флажка», и аббревиатуры букв РЗК - Российского Знака Качества. Комбинация данных букв вполне узнаваемая. Флажок - символ праздника и победы. Можно предположить, что знак в виде флажка будет воспринят как награда за хорошую, а главное - качественную работу.

5. Вариант идеологически построен на том, что вещи необходимо называть своими именами. Точнее - своими привычными именами. Визуальное решение знака - прямое графическое обращение к «Знаку качество» СССР. Такой прием оправдан, так как весь ассоциативный ряд, связанный с тем знакомым изображением - положительный. Узнаваемость силуэта у поколения россиян старше 30 лет - очень высокая. Знак вызывает те же самые ассоциации, а именно: особо отмеченного, качественного отечественного товара. В композицию чуть модернизированного пятиугольника включена буква «К», которая, является первой буквой слова «качество», самым точным образом замещает смысл этого слова. Такое графическое решение буквы «К» - простота стилизованной графемы, острое касание диагональных элементов и основного штриха, также продолжает визуальную тенденцию советского знака. Но в отличие от него, не оставляет загадок в имеющемся изображении. Все лаконично и просто, плюс сохранение преемственности. «К» - качество и лучшие отечественные традиции.

6. Золотое сечение выбрано как образ идеала, к которому должен стремиться каждый продукт, отмеченный этим знаком. Спираль внутри напоминает букву «Р», что создает отсылку к России. Соблюденный принцип золотого сечения всегда был гарантией исключительности и, в то же время, натуральности вещей. Тот факт, что спираль напоминает первую букву нашей страны - большая удача.

7. Основная идея: соединение русского слова «Качество» и английского Quality в одном знаке, что дает дополнительный потенциал при маркировке экспортных товаров. Также образующаяся форма напоминает лупу, что можно сравнить с пристальным и придирчивым изучением товара, контролем над его производством, прежде чем попадет на полки магазинов.

8. В основе знака пятиугольный силуэт, напоминающий «Знак качества СССР», сложенный из частей пятиконечной звезды.

9. Знак может на эмоциональном уровне вызывать ассоциацию с оригинальным знаком качества СССР, при этом будучи совершенно иным: современным, геометричным. Легко запоминающаяся форма стрелки символизирует позитивное движение вперед-вверх, пропорции контуров гармоничны и пластичен, весь объект является узнаваемым и универсальным. Шестиугольник также может считаться как объемный изометрический куб. Простота знака обеспечивает возможность печати любым способом на любых материалах и в любом цвете. Отсутствие мелких деталей позволит без потери узнаваемости масштабировать его для самых компактных площадей размещения.

10. Знак качества представляет собой символ, состоящий из кириллической буквы «К». Самая простая и прямая ассоциация: «К» - качество. «К» - одна из самых пластичных букв в кириллическом алфавите, допускающая широкую графическую вариативность. В знаке сделан упор на устойчивость, динамичность, легкую считываемость и современность. Знак состоит из трех одинаковых по толщине линий, одна из которых - сердцевина - невидима, но ассоциативно считывается человеческим глазом, придавая конструкции устойчивость и укрепляя неразрывную связь с видимыми элементами. Знак хорошо читается при различных масштабах...

Различные знаки соответствия и качества товара наносятся на тару, саму продукцию или её упаковку в виде символов, знаков, значков. Такие рисунки очень важно знать, чтобы удостовериться в качестве покупаемой продукции. Ведь за неё платятся деньги. Такие знаки подтверждают требования стандартов качества, наличие необходимых сертификаций и нормативных документов.

Рекомендуется знать значения самых разных знаков, значков и символов, котрыми маркируются самые разные изделия непосредственно на их таре или упаковке. Со временем можно заучить все значки абсолютно напамять. Мы стараемся выложить знаки качества как отдельных стран, так и международную маркировку. Данные символы могут помочь определиться с выбором того или иного товара.

(также он ещё имеет такие формулировки: «Ростест» или РСТ). Знак означает соответствие данной продукции Российским стандартам ГОСТу (или ГОСТ Р 129). Этот знак говорит о том, что данный товар имеет все сертификаты, соответствующие российским нормам. Под знаком должен быть указан буквенно-цифровой код органа, который выдал сертификат соответствия, а зависит он от группы товаров, к которой относится тот или иной товар.

. (значение аббревиатуры: "Сonformite Europeenne") - в переводе звучит как "Европейское Соответствие". СЕ маркировка означает соответствие данной продукции требованиям европейских регламентов, основой которым являются директивы ЕС, которые имеют силу закона в государствах-членах Евросоюза. Маркировка СЕ - это не символ качества, таким значком маркируются все товары, которые поступают на европейский рынок. А сертификация продукции на её соответствие всем необходимым стандартам качества является необязательной, то есть, добровольной.

(аббревиатура от "Geprufte Sicherheit" - заверенное качество). Значок говорит, что этот товар соответствует стандартам качества и безопасности в Германии.

Знак означает соответствие стандартам качества, который выдаётся Канадской Ассоциацией Стандартов (полное название организации: Canadian Standard Association).

. (аббревиатура от "Japan Industrial Standards", дословно в переводе - Японские промышленные стандарты.
. Сертификат качества Украины, он является аналогичным ISO 9000 серии. Сертификация в УкрСЕПРО проводится на полное соответствие необходимым украинским нормативным документам. Сертификат УкрСЕПРО может быть одноразовым (только для одной партии), также сертификат может выдаваться и для серийного производства на 2 год, на 2 года, а может выдаваться также на срок 5 лет. При сертификации продукта на срок в 5 лет обязательно наличие сертификации ISO 9001.
или БелСТ (знак качества Беларуси). Данный знак означает соответствие в системе сертификации Беларуси.

Знак ГОСТК или ГОСТ К (Казахстан). Символ системы сертификации Казахстана.Такой сертификат подтверждает, что товар, промаркированный данным знаком, соответствует всем необходимым требованиям.

. (расшифровка аббревиатуры: "British Standards Institution"). Независимую сертификацию различных систем менеджмента и продуктов проводит Британский Институт Стандартов.

(расшифровка аббревиатура названия германской сертификационной компании: "Technischer Uberwachungsverein") .

Знак сертификации TUV Rheinland . Выдаются такие сертификаты по некоторым группам товаров и в разных странах.

Один из символов “Стандарты ISO ”. Организация по стандартизации имеет полное название «International Organization for Standardization». Данная известная международная организация занимается выпуском стандартов.
Знак Стандарты DIN . Расшифровка аббревиатуры: "Deutsches Institut fuer Normung". Это ведущая национальная организация в Германии, занимающаяся стандартизацией, она представляет интересы страны в области стандартизации в международном формате.
Знак Стандарты CEN . Расшифровка аббревиатуры: "European Committee for Standardization". В переводе звучит как европейский комитет по стандартизации. Его главная функция - обеспечение однообразного применения стандартов ISO в Западной Европе.
Знак Сертификат DSA . Расшифровка аббревиатуры: "Direct Selling Association". Это торговая ассоциация США по прямым продажам, связанная с защитой прав потребителей и вместе с тем поддержанием весьма высоких этических стандартов того или иного бизнеса.
Знак 100 лучших товаров России . Выдаётся сертификат согласно проведённому Всероссийскому Конкурсу.

Знак качества XXI века в РФ . Знак лауреата Премии Правительства РФ в области качества.

. Проводится в России национальный конкурс марочных товаров, который говорит, что маркированную таким образом продукцию считают лучшим определённое количество покупателей в России (то есть, большинство).

Знак Российская марка (РФ) - символ лауреата конкурса «Российская марка» по качеству товара. Символ может быть следующий: бронзовый, платиновый, серебряный и золотой.

И улучшение характеристик товаров. Знак регламентирован ГОСТом 1.9-67 от 07 апреля 1967 года. Право на его использование применялось всеми республиками Советского Союза во всех отраслях народного хозяйства. В СССР государственные комиссии производили аттестацию и по ее результатам принимали решение о праве использования данного клейма. Наносился государственный знак качества СССР на особо важную продукцию, прошедшую аттестацию и носящую массовый или серийный характер. Впервые он был нанесен на электродвигатели, производимые на электромеханическом заводе имени Владимира Ильича в г. Москве. Произошло это событие 22 апреля 1970 года.

История знака качества

Только имея звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества», купцы имели право снабжать своей продукцией царский двор. Также оно давало возможность устанавливать на торговых щитах императорский герб. Звание это выдавалось сроком на два года, по истечении которых требовалось пройти повторную процедуру для подтверждения качества продукции. Передать по наследству его было невозможно.

Таким образом, благодаря своеобразному прототипу, появился знак качества СССР. В России отметка поставщика Двора Его Императорского Величества ставилась на таких видах продукции: мармеладе, выпущенном на фабрике кондитерских изделиях производства Адольфа Сиу (после революции фабрика «Большевик») и других товарах, прошедших оценку качества.

Начиная с 1829 года, в России право на размещение царского герба претерпело серьезные изменения. Только участвуя в крупных Российских выставках и ярмарках и побеждая в них, можно было претендовать на эту почетную отметку. Купцы и лавочники должны были иметь абсолютно качественный товар, то есть без рекламаций. Их опыт участия в подобных ярмарках должен был составлять не менее восьми лет.

В начале XX века носителей столь почетного для поставщика звания было около тридцати.

Качество продукции

Качество — это совокупность свойств продукции, которые определяют ее пригодность к использованию. К примеру, качество автомобиля определяется по показателям безопасности, надежности, технологичности и ряду других характеристик, которым соответствует данный вид продукции. Чтоб определить, насколько качественной она является, необходимо провести ряд сложных и последовательных мероприятий по ее оценке. Решение данных вопросов в Советском Союзе было возложено на Всесоюзный институт, занимающийся научными исследованиями в области стандартизации (ВНИИС).

Категории качества продукции

В качество продукции оценивалось по трем категориям качества: высшей, первой и второй. К высшей относилась продукция, которая соответствовала и превосходила мировые стандарты качества. Оценка «первая категория» присваивалась товарам, которые выпускались в соответствии с нормативно-технической документацией. При экспортных поставках их выпуск производился в соответствии с дополнительными требованиями стран-экспортеров. Второй категорией оценивалась продукция, претерпевшая моральный износ.

Графическое изображение знака качества

ГОСТ 1.9-67 регламентировал правила нанесения и построение самого знака качества продукции. Клеймо должно было наноситься на тару, на упаковку, а также на саму продукцию. Также знак качества СССР дублировался в документации, сопровождающей товар, в этикетках и ярлыках.

Государственная аттестационная комиссия по итогам проверок и экспертиз выносила решение о праве использования знака предприятиями на различные периоды времени. Как правило, срок этот длился от двух до трех лет.

Картинка "Знак качества СССР" является видоизмененным изображением пятиконечной звезды - геральдического символа СССР. В эту фигуру под определенными углами при строгом соблюдении размерных линий вписана буква К. Она означает «Качество». Буква имеет строгий поворот на 90°.

Звезда в знаке качества

Некоторые источники трактуют изображение звезды знака качества как символ человека. Пять углов - голова и четыре конечности. А также в изображении звезды знака прослеживается связь с идеограммой и пентаграммой.

Известна не только как один из геральдических знаков, но и как древнейший символ-идеограмма. Образовать его можно, если соединить одинаковые линии под углом в 36° в каждой из точек. Если продлить линии в центр звезды, так, чтобы они сошлись вместе, можно образовать пентаграмму. Впервые такие изображения применялись еще в 3500 г. до н. э. Еще с древности пентаграмма известна как оберег от зла.

Наличие знака качества на продукции позволяло не сомневаться как в характеристиках товара, так и в истинности страны-производителя. То, что имеет знак качества, - сделано в СССР.

Для обеспечения безопасности готовой продукции, поступающей в оборот на потребительский рынок страны, законодательством России утверждены соответствующие системы оценки, проводимые на основании национального и международного законодательства.

В том случае, если товары с успехом прошли все предусмотренные проверки и исследования специализированным центром сертификации производится выдача соответствующего удостоверяющего документа и осуществляется маркировка изделий знаками соответствия, которые призваны правильно и достоверно информировать покупателей о качестве и безопасности продукции.

В зависимости от того на соответствие каким нормативным актам осуществлялась проверка товаров, на их упаковку могут быть нанесены различные виды знаков соответствия качества.

Знак соответствия РСТ

Применяется в национальной системе сертификации ГОСТ Р, и может быть представлен в различный вариациях, в зависимости от формы проведенной оценки.

При осуществлении обязательной сертификации применяются особые правила маркировки, утвержденные в ГОСТ Р 50460-92 «Знак соответствия в обязательной сертификации. Размеры, вид, форма и технические требования». Основные нормативы указаны в отношении размера знака соответствия, а так же в указании буквенного или цифрового обозначения кода организации, осуществлявшей оценку соответствия продукции.

При маркировке продукции знаком соответствия в добровольной системе сертификации, ставится знак РСТ и указывается соответствующее словарное обозначение « ». В случае оформления обязательного сертификата, на продукт ставится знак соответствия РСТ и указывается код органа производившего сертификацию. А в случае проведения декларирования в обозначении отсутствуют какие-либо надписи кроме букв «РСТ».

Знак соответствия СТР

Является подтверждением того, что продукция соответствует нормативам действующих национальных технических регламентов. Правила нанесения данного знака устанавливаются Постановлением Правительства № 696 от 19 ноября 2003 года «О знаке обращения», а основные требования по маркировке определены статьями 2 и 27 Федерального Закона «О техническом регулировании».

Постановлением Правительства указываются следующие основные требования к знаку СТР: знак представляет собой сочетание букв «Р» и «Т» заключенные в букву «С», стилизованную под скобку измерительную, над буквой «Т» указывается точка, буквы должны иметь равную высоту и ширину. Изображение в обязательном порядке обязано контрастировать с упаковкой для его четкой идентификации покупателями.

Знак соответствия ЕАС

Используется при маркировке продукции, в отношении которой действуют требования, установленные техническими регламентами Таможенного Союза. Нанесение знака регламентировано Решением комиссии ТС № 711 от 15 июля 2011 года «О едином знаке обращения товаров на Едином рынке таможенного Союза и соответствующим Положением об использовании данного знака.

Знак соответствия представляет собой изображение в виде букв «Е», «А» и «С», имеющие вид квадрата и исполненные с применением прямых углов с одинаковой высотой и шириной. Знак соответствия должен контрастировать с поверхностью и быть не менее 5 мм, для его точной идентификации потребителями на протяжении всего срока службы продукции.

Знак соответствия СЕ

Подобный знак ставится на продукцию, которая соответствует основным директивам ЕС и соответствует стандартам Евросоюза. Маркировка данным образом регламентируется Решением 768/2008/ЕС, принятым 09 июля 2008 года. Наличие такого знака соответствия необходимо для поставки товаров на европейский рынок. На территории России и других стран ЕАЭС такая маркировка не является обязательной, и производитель/поставщик может оформить надлежащие документы на добровольной основе. Маркировка СЕ выглядит как латинские буквы «С» и «Е» вписанные в полуокружности и находящиеся друг от друга на расстоянии, сопоставимым с шириной самих букв. Знак соответствия должен быть хорошо виден на товаре и иметь контрастный упаковке цвет.

Если у вас появились вопросы и требуется проведение индивидуальных консультаций в области маркировки продукции, обратитесь к специалистам .



Просмотров