Можно ли управлять лодкой в нетрезвом виде. Выпивать за штурвалом катера становится все опаснее

Некоторые наивные сограждане до сих пор полагают, что ГИМС благодушно настроен, как бы это выразиться… к умеренному, легкому пьянству за штурвалом лодки. Мол если ты твердо сидишь за штурвалом, понимаешь суть задаваемых тебе вопросов и уверенно, не заплетающимся языком, отвечаешь на эти вопросы, то к тебе претензий как бы нет. Во всяком случае «вынюхивать» твои промилле инспектор ГИМС не будет. Лишь бы ты не создавал проблем на воде.

Еще лет 5-10 назад может это и было похоже на правду. Но сейчас всё довольно круто изменилось. Теперь инспекторы ГИМС имеют в своем распоряжении технические средства измерения концентрации алкоголя в выдыхаемом человеком воздухе. Т.е. алкотестеры.

Процедура освидетельствования судоводителя на состояние алкогольного опьянения

Эта процедура, в числе прочих аспектов деятельности ГИМС МЧС, расписана в Административном регламенте, утвержденным Приказом МЧС России от 18.10.2012 N 607

Инспектор ГИМС проводит освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, если у него имеются основания полагать, что вы пьяны. Регламент дает нам перечень признаков, на основании любого из которых сотрудник ГИМС может прийти к такому выводу. А именно:

  1. запах алкоголя изо рта;
  2. неустойчивость позы;
  3. нарушение речи;
  4. резкое изменение окраски кожных покровов лица;
  5. поведение, не соответствующее обстановке

Иными словами, практически любого судоводителя трезв он или пьян, болтающегося в своей лодке на воде под жарким солнцем или холодным ветром можно заподозрить и даже уличить в наличии данных признаков. Ну, кроме первого, конечно.

Освидетельствование проводится в присутствии двух понятых. Напомню, что понятые – это лица, незаинтересованные в исходе дела. Алкотестер должен уметь распечатывать результаты измерений, т.к. они прикладываются к протоколу.

В соответствии с нынешним законодательством, факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,16 мг на 1 л выдыхаемого воздуха. Что соответствует концентрации алкоголя в крови 0,352 г/л или 0,3 промилле.

Т.е. в случае если у вас 0,3 промилле этанола в крови или 0,16 мг его же на 1 л «выхлопа», по закону вы пьяны.

Что дальше?

акт освидетельствования

Если алкотестер показал, что вы нетрезв, составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Если прибор показал, что вы не пьяны, вас скорее всего отпустят. Но ведь состояние опьянения вызывается приемом не только алкоголя.

Поэтому, если инспектор решит что вы, несмотря на показания алкотестера, пребываете в состоянии нетрезвости, вас направляют на медицинское освидетельствование с составлением соответствующего протокола.

протокол

На медицинское освидетельствование вас также отправят, если вы откажетесь дуть в алкотестер или не согласитесь с результатами освидетельствования.

Если медицинское освидетельствование выявит состояние алкогольного опьянения, — дальше все как в ГИБДД: изымаются «права», выдается «времянка», а лодка покачивается на специализированной стоянке, пока вы не протрезвеете. Затем суд и либо лишение «прав»(если таковые есть), либо штраф.

Стратегия и тактика

Стратегия простая – не попадаться. Не попадаться очень просто — достаточно не пить ничего крепче кваса.

Тем кто хорошо отдохнул в выходные «на том берегу» и собирается домой не мешает кое-что знать об обмене этанола в организме.

Скорость нейтрализации этилового спирта(этанола) в организме – 7-10 мл в час при весе человека 100 кг. Т.е. «стопку» организм мужчины весом в центнер будет нейтрализовывать 4-6ч. Употребление обильной или жирной пищи плюсует час к этому времени. Бутылка пива в среднем исчезнет без следа за 3ч. Бодрствование и двигательная активность способны убыстрять этот процесс. Соответственно, сон – замедлять. Пить в больших количествах воду и мочегонные, чтобы «протрезветь» почти бесполезно, т.к. этанолом, как вы наверное уже слышали, на 90% занимается печень.

Как вы, наверное, понимаете, — все это приблизительно. Для уточнения возможностей борьбы с алкоголем именно вашего организма, наверное, был бы полезен хороший алкотестер. Однако, стоит он недешево.

Если всё же попались, есть три варианта тактики:

  1. Послать всех подальше и никуда не дуть. За такое мировой судья лишит права управления маломерным судном на срок от одного года до двух лет.
  2. Пройти освидетельствование на месте, согласиться с его результатами и раскаяться в протоколе и на суде. Признание вины и раскаяние суд может признать обстоятельствами, смягчающими административную ответственность. В таком случае, если есть «права», можете отделаться только штрафом, на первый раз. Но гарантий, сами понимаете, никаких. Как решит суд.
  3. Тянуть время. Дуть в алкотестер, но потом не соглашаться с его показаниями в акте освидетельствования. Может «прокатить», если вы не сильно пьяны, а дорога до пункта медицинского освидетельствования долгая. Тогда, если вы немного или уже давно «приняли», можете по дороге и «протрезветь». Однако, если медицинское освидетельствование выявит лишние промилле, согласие и позднее раскаяние уже не помогут – будет лишение однозначно.

Конечно по штату и прочим ньюансам ГИМС пока не сравнить с ГИБДД. Однако с появлением документа, регламентирующего процедуру освидетельствования на состояние алкогольного опьянения сотрудниками ГИМС, появились в отчетностях данной структуры и дополнительные показатели. Любителям выпить за штурвалом теперь есть повод задуматься… и начать привыкать к говым реалиям.

Законодатели в курсе (обновление от 30.11.2017)

Любому автолюбителю бросается в глаза чрезвычайно мягкая ответственность нетрезвого судоводителя по сравнению с ответственностью пьяного автомобилиста. Штраф в 15-20 раз меньше, а прав лодочника суд вообще не может лишить, если назначен штраф. Почему так исторически сложилось лично мне не понятно. Ведь и нетрезвый судоводитель, и нетрезвый автоводитель, — оба представляют опасность, — только один на акватории, а второй на дороге.

Кажется такое благодушие по отношению к капитанам-пьяницам может скоро смениться гораздо более жестким отношением. Во всяком случае о проблеме говорят уже не где-нибудь, а в Государственной Думе РФ:

…На сегодняшний день, если человек управляет транспортным средством без прав, штраф всего 1,5 тысячи рублей, а если он пьяный (что вообще недопустимо), то размер штрафа составляет до 2 тысяч рублей либо применяется такая мера, как лишение прав, что является, безусловно, коррупциогенной нормой.

Я, как представитель Северной столицы, Северной Венеции, считаю, что обязательно точка зрения Северной Венеции должна быть учтена: у нас гондолы, у нас трагетто плавают по каналам. Поэтому у нас большая просьба: давайте не то чтобы дополним - навсегда надо отнимать права, потому что он не имеет права пьяным ездить на лодке, не имеет!

[Из выступления депутата Милонова В. В., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ», на заседании Государственной Думы 20 октября 2017 года]

Примечания

Статья 11.9 КоАП РФ. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения

1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

МЧС России поддержало инициативу профильного комитета Госдумы об ужесточении наказания владельцев маломерных судов, которые регулярно позволяют себе злоупотребление алкоголем за штурвалом. Но в российском спасательном ведомстве призывают подходить к вопросу дифференцированно и не переносить автоматически меры наказания для автовладельцев на судовладельцев.

Главные вопросы преткновения, которые должны, по мнению МЧС, наиболее внимательно обсуждаться - уголовная ответственность за пьянку и нормы промилле. К тому же непонятно, как проводить освидетельствование на реке. Куда и как возить пьяных рыбаков и где делать штрафстоянки для их лодок?

Дискуссия вызвана недавними высказываниями первого зампреда Комитета Госдумы по транспорту Михаила Брячака. В эфире федеральной радиостанции депутат озвучил позицию своего комитета по наказаниям за пьянку для владельцев катеров и лодок. Смысл его предложения понятен и прост - для владельцев маломерных судов должны действовать такие же наказания, как и для владельцев автотранспортных средств.

А они для пьяных водителей с 1 июля изменились в сторону ужесточения. В частности, водители, пойманные сотрудниками ГИБДД в состоянии алкогольного опьянения, по решению суда получают от 10 до 15 суток административного ареста. Такая же мера предусмотрена и для водителей, отказавшихся от прохождения наркологического освидетельствования. Пойманная повторно эта категория граждан отныне может на 2 года отправиться за решетку и уже не по административному, а по уголовному обвинению.

Брячак предложил скопировать эти меры наказания и законодательно обязать Главную инспекцию по маломерным судам МЧС России гоняться и нюхать рыбаков, туристов, скутеристов, отправлять их на освидетельствование и в суд. Пока это лишь позиция профильного комитета. Реального законопроекта пока нет. Идет, если так можно сказать, зондаж общественного мнения, но в осеннюю сессию такой законопроект может появиться.

Однако в МЧС уже отреагировали на эти предложения. И позиция спасателей несколько отличается от думской. Корреспонденту "РГ" в ведомстве подтвердили, что нынешние штрафы в полторы-две тысячи рублей за пьянку не всегда адекватны. Штурвал - это такой же руль, а маломерное судно - такое же средство повышенной опасности, как и автомобиль. Последствия от пьяного руления могут быть столь же трагическими, как и от пьяного вождения. Здесь позиции МЧС и депутатов идентичны. Несколько инцидентов на подмосковных водоемах, когда под винтами катеров гибли люди, укрепили инспекторов ГИМС в необходимости наказывать строже.

Для владельцев маломерных судов не должны действовать такие же наказания, как и для владельцев автотранспортных средств

Однако условия на водоемах все-таки отличаются от условий на трассе. На воде, особенно где-то на северах, судоходство не столь оживленное, как на дорогах. А вот рыбалкой занимается если не каждый, то каждый второй. И многовековые традиции таковы, что на холоде "без сугреву" ну никак. Да и уха без ста грамм - не уха. И такой рыбак "под мухой", который выплыл на закате на сто метров в плавни посидеть с удочкой, не представляет никакой угрозы никому.

Но если меры наказания приравняют к автомобильным, то у него есть реальный шанс стать уголовником. А у инспекторов ГИМС появится рычаг и большой соблазн к легкому обогащению. Причем, практически на ровном месте.

Другое дело - владельцы, так яхт и катеров, которые рассекают по внутренним мелким водам со скоростью ветра. Дело в том, что закон N 36 ФЗ от 2012 года определил понятия маломерного судна с ограничением по длине до 20 метров. То есть маломерным судном считается и лодка рыбака, и мощный корабль, который на мелководье поднимает такую волну, что нередко надувнушки рыбаков переворачиваются, а пляжники тонут. При этом все законно, виноватых нет. МЧС уже не единожды подавало депутатам тревожный сигнал - запретить использование таких судов на внутренних водоемах. Но воз и ныне там. МЧС остается неуслышанным. Как печально предполагают в инспекции по маломерным судам ГИМС МЧС России, это все от того, что среди владельцев мощных океанских катеров на Истре, в Завидово, в Серебряном Бору много влиятельных лоббистов.

Так что основная дискуссия по законодательным инициативам для маломерного флота еще впереди. В МЧС отмечают, что все-таки неплохо было бы и с ними посоветоваться, прежде чем выдвигать какие-либо инициативы.

В этой статье мы постараемся обобщить и конкретизировать виды возможных нарушений и административную ответственность судоводителей.
Чтобы не утруждать читателя поиском соответствующих статей в Кодексе об административных правонарушениях можно обратиться на страницы ГИМС сайта МЧС России

Либо прочесть обобщенную статью на нашем сайте.
И так, все владельцы маломерных судов несут ответственность за нарушения законодательных норм и правил, установленных в государстве.
Мы рассмотрим только те из них, которые наиболее распространены и касаются обычных граждан – владельцев собственной лодки с мотором.
Для начала рассмотрим понятие «Маломерное судно»
Под маломерным судном понимается судно с пассажировместимостью не более 12 человек и длинной не более 20 метров.
Нарушения, которые могут возникнуть при эксплуатации маломерного судна описаны в разделе Кодекса об административных правонарушениях на транспорте:

Статья 11.7. Нарушение правил плавания.

Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков - влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

Комментарий: Таким образом, инспектор ГИМС может либо просто предупредить Вас, либо наложить штраф или лишить прав.

Статья 11.8. Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном.

1. Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Комментарий: Имеется в виду, что у вас с собой должны быть документы необходимые, либо их копии, заверенные в установленном порядке соответствующим образом, иначе штраф – 100 руб.

2. Передача управления маломерным судном лицу, не имеющему при себе удостоверения на право управления маломерным судном влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Комментарий: То есть если у человека есть удостоверение, но он оставил его на берегу, а не дома (в случае необходимости может представить их инспектору ГИМС на берегу), то штраф будет 100 руб.

Статья 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения.

1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Комментарий: Если Вы пьяны или тот, кому Вы доверили вести судно, в состоянии алкогольного опьянения, но у обоих есть удостоверения на право управления судна – штраф 1500 – 2000 руб. или лишение прав.

2. Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Комментарий: Лучше уклоняться от медицинского освидетельствования, штраф меньше.

11.10. Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах.

Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при их высадке с судов водного транспорта либо с маломерных судов влечет наложение административног о штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей.

Одна из причин серьезных происшествий на воде – управление маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения. Некоторые судоводители до сих пор полагают, что ГИМС благодушно настроен к умеренному употреблению алкоголя за штурвалом катера - что к тебе претензий как бы нет. Во всяком случае «вынюхивать» твои промиле инспектор ГИМС не будет.

Выпившего судоводителя ГИМС уже не отпустит

В 80х-90х годах так и было, но сейчас водкомоторный флот имеет совершенно другие катера - представляющие гораздо большую опастность, нежели ранее и всё довольно сильно изменилось. Теперь и инспекторы ГИМС имеют в своем распоряжении технические средства измерения концентрации алкоголя в выдыхаемом человеком воздухе как и ДПС.

Процедура освидетельствования судоводителя на состояние алкогольного опьянения

Эта процедура, в числе прочих аспектов деятельности ГИМС МЧС, расписана в Административном регламенте, утвержденным Приказом МЧС России от 18.10.2012 N 607

Инспектор ГИМС проводит освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, если у него имеются основания полагать, что вы пьяны. Регламент дает перечень признаков, на основании любого из которых сотрудник ГИМС может прийти к такому выводу. А именно:

  1. запах алкоголя изо рта;
  2. неустойчивость позы;
  3. нарушение речи;
  4. резкое изменение окраски кожных покровов лица;
  5. поведение, не соответствующее окружающей обстановке.

Иными словами, практически любого судоводителя трезв он или пьян, болтающегося в своем катере или лодке на воде под жарким солнцем или холодным ветром можно заподозрить и даже уличить в наличии данных признаков.

Освидетельствование проводится в присутствии двух понятых. Напомню, что понятые – это лица, незаинтересованные в исходе дела. Алкотестер должен уметь распечатывать результаты измерений , т.к. они прикладываются к протоколу.

В соответствии с нынешним законодательством, факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,16 мг на 1 л выдыхаемого воздуха. Что соответствует концентрации алкоголя в крови 0,352 г/л или 0,3 промилле.

В случае если у вас 0,3 промиле - по закону вы пьяны.

Алкотестер показал, что судоводитель нетрезв - что дальше?

Если алкотестер показал, что судоводитель нетрезв - составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Если прибор показал, что вы не пьяны - вас отпускают. Но это если только инспектор не решит что вы, несмотря на показания алкотестера, всё равно пребываете в состоянии опьянения. Тогда вас направляют на медицинское освидетельствование с составлением соответствующего протокола.

На медицинское освидетельствование вас также отправят, если вы откажетесь дуть в алкотестер или не согласитесь с результатами освидетельствования.

Если медицинское освидетельствование выявит состояние алкогольного опьянения, - дальше все как в ГИБДД: изымаются «права», выдается «времянка», а лодка покачивается на специализированной стоянке, пока вы не протрезвеете. Затем суд и либо лишение «прав»(если таковые есть), либо штраф.

Стратегия выпивки за штурвалом катера и тактика

Стратегия простая – не пить за штурвалом, а потерпеть до возвращения на базу. Так же важно знать, что скорость алкоголя в организме 7-10 мл в час при весе человека 100 кг. Т.е. «стопку» организм судоводителя весом в 100 кг. будет нейтрализовывать 4-6ч. Употребление обильной или жирной пищи плюсует час к этому времени. Бутылка пива в среднем исчезнет без следа за 3ч. Бодрствование и двигательная активность способны убыстрять этот процесс. Соответственно, сон – замедлять. Пить в больших количествах воду и мочегонные, чтобы «протрезветь» почти бесполезно, т.к. этанолом, как все мы знаем, на 90% занимается печень.

Как вы, наверное, понимаете - все это приблизительно. Для уточнения возможностей борьбы с алкоголем именно вашего организма, наверное, был бы полезен хороший алкотестер.

Если всё же попался, есть три варианта действий:

  1. Послать всех подальше и никуда не дуть. За такое мировой судья лишит права управления маломерным судном на срок от одного года до двух лет.
  2. Пройти освидетельствование на месте, согласиться с его результатами и раскаяться в протоколе и на суде. Признание вины и раскаяние суд может признать обстоятельствами, смягчающими административную ответственность. В таком случае, если есть «права», можете отделаться только штрафом, на первый раз. Но гарантий, сами понимаете, никаких. Хотя судебные прецеденты есть.
  3. Тянуть время. Дуть в алкотестер, но потом не соглашаться с его показаниями в акте освидетельствования. Может «прокатить», если вы не сильно пьяны, а дорога до пункта медицинского освидетельствования долгая. Тогда, если вы немного или уже давно «приняли», можете по дороге и «протрезветь». Однако, если медицинское освидетельствование выявит лишние промилле, согласие и позднее раскаяние уже не помогут – будет лишение однозначно.

Конечно по штату и прочим ньюансам ГИМС пока не сравнить с ГИБДД. Однако с появлением документа, регламентирующего процедуру освидетельствования на состояние алкогольного опьянения сотрудниками ГИМС, появились в отчетностях данной структуры и дополнительные показатели. Любителям выпить за штурвалом катера теперь есть повод задуматься и начать привыкать к новым реалиям поведения на воде.

Примечание

Статья 11.9 КоАП РФ. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения

1. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.



Просмотров