«Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если то не запрещено силой или правом», (ЕГЭ обществознание). Абсолютная свобода - полная вседозволенность

(356 слов) В данном высказывании анализируется идея свободы. Как утверждается в высказывании, свобода – это возможность делать все, что угодно, кроме того, что запрещено законом.

Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу того, как понимается свобода в современном обществе. Действительно, как мы знаем из курса обществознания, свобода – это одна из важнейших категорий гуманитарных наук. Ценность свободы – актуальная проблема, как в истории человечества, так и в жизни современного общества. Крайне важно понимать, что свобода – это не вседозволенность, не возможность совершать любые поступки, не считаясь с чувствами и интересами других людей. Свобода предполагает следование четким правилам, главное из которых – «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». На этом принципе и строится вся система современного права, именно поэтому законодательство современных демократических стран основано на идее: Разрешено все, кроме того, что запрещено. Таким образом, свобода предполагает возможность любых действий, только если они согласуются с правовыми основами общества.

Для того чтобы подтвердить высказывание автора, обратимся к великим произведениям русской литературы. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников решает переступить через закон и совершает убийство во имя благородной цели. Убивая старуху-процентщицу, герой на протяжении романа страдал от мук совести и боялся, что его преступление будет раскрыто. Посягательство на жизнь недопустимо не только в законе, что Раскольников, как бывший студент юридического факультета, конечно же, знал. Одна из десяти заповедей, гласящая «Не убей», так и царит над строчками романа. Никто не вправе отнимать жизнь, и к финалу произведения Раскольников понимает, что не должен был воплощать свои стремления (помочь бедным) такими средствами, которые противоречат закону и нравственным понятиям.

Приведем пример из русской истории. В восемнадцатом веке право на образование было только у дворян, но русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов не только смог добиться права на обучение, но и создал первый в России университет. Получается, что Ломоносов изменил понятия свободы и права и доказал, что вне зависимости от социального статуса и материального положения человек может получить образование.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что автор высказывания абсолютно прав. Конечно, мы свободны и можем делать все, что угодно, однако при этом необходимо помнить, что мы не вправе покушаться на жизни людей или как-то иначе действовать вопреки закону или общепринятым моральным нормам поведения.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!


Автор в данном высказывании ставит проблему сущности свободы, актуальной и в наши дни. С одной стороны, Юстиниан признает ценность свободы, которая дает людям право выбора, а с другой стороны отмечает, что свобода ограничена властью, законом.

Для того, чтобы доказать данную точку зрения, необходимо знать смысл понятия «свобода». Свобода – это способность и возможность человека осознанно выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими идеалами, ценностями. Исходя из этого, можно сказать, что свобода одного человека всегда ограничена свободой и правами другого человека.

Например, гражданин Н. будучи журналистом местной газеты, сделал фото известного бизнесмена – гражданина А. без его согласия и опубликовал в своей статье, тем самым нарушил право частной жизни.

Более того, человек – часть общества, гражданин государства, что выражается в существовании определенных обязанностей, необходимости следовать различными общественными условиями, в том числе, нормами права. Право – совокупность норм, регулирующих отношения людей, устанавливаемых государством, исполнение которого обеспечивается принудительной силой. Эту стороны проблемы можно проиллюстрировать на произведении Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Герой романа – Родион раскольников совершил преступление, убил старуху процентщицу, за что после был отправлен на каторгу.

Таким образом, за нарушение норм права он понес наказание силами принуждения государства (лишение свободы и тяжёлые принудительные работы).

В итоге своего рассуждения, я пришла к выводу, что свобода, данная каждому человека ограничена, а её границы определяются, прежде всего, правом, потому высказывание Юстиниана является абсолютно правдивым.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-03-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом»
Основной идеей высказывания Юстиниана является то, что каждый человек волен делать то, что ему хочется, но только если это не нарушает законы.

Это означает, что свободу нельзя понимать как вседозволенность, это скорее способность и возможность делать выбор для удовлетворения своих потребностей (в самореализации, духовном развитии и др.). Стоит отметить,что выбор, сделанный человеком не должен противоречить не только правовым нормам, т. е. правилам поведения, установленным и охраняемым государством и регулирующим поведение людей, но и нормам морали - системе ценностей и требований, выработанных обществом и устоявшихся в нём, которые также регулируют поведение людей. Автор высказывания подразумевает неразрывную связь свободы с ответственностью. Каждый обязан знать, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. В противном случае при нарушении прав других людей человека ждут негативные санкции как со стороны общества (порицание, замечание, игнорирование), так и со стороны государства (штраф, лишение каких-либо прав или свободы) ,которое может применить юридическую ответственность.

В подтверждение своей позиции приведу факт из личного социального опыта: Гражданка Н. включила в 3 часа ночи громкую музыку, тем самым нарушив права других людей, вследствие чего была оштрафована. В данной ситуации она занималась, чем хотела, однако, совершила правонарушение, что вряд ли назовешь свободой.

Также обратимся к роману "Преступление и наказание" Ф.М Достоевского. Главный герой, Родион Раскольников, имея "благую" цель помочь бедным людям, совершил преступление, убив старуху. Желая доказать самому себе "Тварь ли я дрожащая или право имею?", герой не подумал о других людях, нарушая как моральные, так и правовые нормы.

Таким образом, можно сделать вывод, что свобода - это не вседозволенность, а право заниматься той деятельностью, которая никому не причинит вреда и способна принести пользу не только себе, но и обществу.

- Абсолютная свобода и полная вседозволенность

Свобода – очень сложное философское понятие, которое в любом случае всегда будет оставаться мифом. Мы будем искать разумное понимание СВОБОДЫ, поэтому сразу же назовем ее абсолютной, то есть идеальной свободой для всех людей. Будем прежде всего исходить из того, что АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА – это отсутствие каких-либо ограничений и стеснений, что мы можем выразить словами: можно все. Однако же мы сразу понимаем, что когда можно все, речь идет о ПОЛНОЙ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ, если хотите распущенности и своеволии. Таким образом, АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА – это и есть ПОЛНАЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ. Хотя интуитивно любой человек скажет, что ПОЛНАЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ – это нечто не просто плохое, но и порой страшное и бесчеловечное. Возьмем существующий политический строй. Какую свободу мы имеем в демократическом государстве? Можем ли мы сказать, что действуют законы? Нет. Когда выше всех ценностей люди признают деньги, закон продается и покупается, как и честь, и достоинство, и любовь, и дружба, как принципы и убеждения, стереотипы, знания, порядочность и свобода. Но и покупается это все, потому что каждый человек начинает сомневаться, что можно что-либо ценить выше самого себя и благ, которых он как будто бы достоин. В итоге, люди считают, что деньги дают им свободу, однако на самом деле, деньги приносят распущенность, цинизм и равнодушие. Кроме того, они способны полностью переменить стереотип мышления у любого человека, который меняется до неузнаваемости, как только становится обладателем даже не очень крупных сумм. Это происходит потому, что сознание, которое концентрируется на деньгах видит в них смысл и выгоду для себя и организма. Поэтому оно может пренебрегать предыдущими ценностями, если они противоречат новой более удобной форме существования. Современные государства устроены так, что прожить в них
достойно, не имея денежных сумм, практически не возможно.
Человек в таком государстве становится зависимым от существующего порядка и вынужден находить способы выживания. Именно то, что выжить в обществе без борьбы и постоянного напряжения очень не просто и является причиной усиления раздражения и обострения эгоизма. Как следствие мы имеем свободу зарабатывания себе на жизнь. Здесь процветают любые способы, включая те, которые не имеют ничего общего с понятиями личность, человек и даже индивид. Это и есть ПОЛНАЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ. ПОЛНАЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ – это безграничная свобода от всяких общественных и человеческих норм и правил. Здесь мы говорим, что государство и органы управления обществом являются беспомощными что-либо изменить, более того, зависимость государства от денег, находящихся на руках у людей лишает государство всякого смысла. Таким образом, те, кто находятся у власти, вынуждены лишь защищать себя от посягательств тех, кто хочет эту власть у них отобрать. Вернемся к понятиям АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА – ПОЛНАЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ. Мы будем называть АБСОЛЮТНОЙ СВОБОДОЙ, свободу сознания человека от чего бы то ни было: логики, чувств, инстинктов, мнений других людей, стереотипов мышления и эгоизма. АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА – это свобода выбора и определения личности своего места в обществе, свобода делать все что угодно для людей, находя безупречные решения направленные на стремление к совершенству себя и людей вокруг. Зайдем в контексты человеческих формаций. Капитализм, как денежный строй дает лишь иллюзию свободы, ведь все зависит от денег, причем одни не свободны, потому что имеют деньги, а другие, потому, что не имеют даже возможности их иметь. Социализм тоже дал лишь иллюзию свободы, во первых, потому что и там были деньги, которые обуславливали неравенство среди людей, во вторых, потому что свободу ограничивало государство, постоянно устремляя сознание людей не туда, куда нужно. Коммунизм – это вообще непонятный строй. Он существовал как цель, но никто не имел представления о нем. Мы шли к победе коммунизма, не зная, куда идем и кого побеждаем. Это была иллюзия цели.
Абсолютную свободу обусловит понятие смысл и общий смысл.
Сегодня мы и имеем беспредел, потому, что каждый изобретает себе смысл сам и меняет его по своему усмотрению, если меняются условия. Например, человек может посвятить свою жизнь мести за убитого отца, а может катанию на коньках. Здесь узость сознания является результатом неграмотного воспитания, смысл должны говорить ребенку родители, а общество должно быть заинтересованным в том, чтобы родители верно определяли смысл своих детей и сопоставляли его с общим смыслом.
Причиной ПОЛНОЙ ВСЕДОРЗВОЛЕННОСТИ является, конечно же, рефлекс и неверное понимание свободы.

В существующем контексте человек считает свободой то, что он может сам выбирать, что для него важно. Одни полностью посвящают жизнь воспитанию детей, другие – зарабатыванию денег, кто-то проводит свои годы в библиотеках, кто-то в тюрьмах, а кто-то в монастырях. Можно ли все это назвать абсолютной свободой выбора? Возьмем человека, который проводит жизнь в тюрьме. Сам ли он выбрал этот путь, или он навязан ему условиями? Давайте свободой считать такие условия, в которых нам доступны любые возможности. Например, мы изначально имеем квартиру, для того, чтобы в ней жить, возможность жить изолированно, в тюрьме, а также нам доступны и деньги и созданы условия для воспитания детей. Имея все это уже в наличии, мы делаем свободный выбор, и этот выбор можно будет считать своим. Если же мы находимся в таких условиях, когда нам ничего не доступно по разным причинам, и мы понимаем, что все это не будет доступным никогда также по разным причинам, то наш выбор будет зависеть не от наших желаний и не от наших устремлений, а от условий, которые мы имеем. И здесь вседозволенностью будут те пути, которые мы выбираем для того, чтобы выжить в предложенных условиях. И здесь человек может быть бесконечно изобретательным в нахождении средств для достижения своих целей, и общество вынуждено будет мириться с его изобретательностью, приспосабливаясь, порой к абсурдным и противоречивым фактам действительности. В итоге, отсутствие свободы выбора является главной причиной ПОЛНОЙ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ.
Но еще одна причина ПОЛНОЙ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ состоит в том, что мы ставим перед собой не те цели, которые также навязываются ситуацией, в которой мы живем. Например, человек может всю жизнь посвятить карьерному росту и в этом стремлении упустить своих детей, из-за недостатка времени на их воспитание. Причем, он уверен, что карьера более важное дело в жизни человека, чем воспитание, а скорее он уверен в этом потому, что быть работником ему удается лучше, чем реализовываться как родителю. И здесь его своевольный выбор эгоистичен по отношению к собственным детям, за которых он должен нести ответственность уже потому, что произвел их на свет. Таким образом, в первую очередь нас делают несвободными желания и душевные порывы, то есть неумение разумно мыслить и владеть собой. Зайдем в контекст человека, который управляет транспортным средством. Он едет один, и его просят подвезти другие люди. Свободой выбора водитель считает то, что он волен сам выбирать, подвозить их или нет. Здесь его свобода ограничивается эгоистическими переживаниями и мотивами, которые вынуждают его проехать мимо и еще несколько минут мысленно логически оправдывать свой выбор или подвезти и, подвозя сомневаться в том, что он поступает правильно. Мозг и сознание привязывают нас к нашему стереотипу мышления, который никогда не бывает уверен полностью в себе, а значит не бывает свободным.
Можно ли считать присутствие каких-либо ограничений в АБСОЛЮТНОЙ СВОБОДЕ. Здесь мы говорим, что АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА – это разумная свобода, когда человек собственной волей делает и собственным же сознанием делает выбор, который не зависит ни от чего, кроме его собственного разума. Если разум есть, то выбор будет разумным, свободным и правильным. Если выбор эгоистичен, то мы будем считать его логичным и не абсолютным. И это уже ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ. Маленький ребенок не может делать самостоятельный выбор. В любом случае нам придется навязывать ему свое представление о действительности. Необходимо заложить в него такое сознание, с которым он смог бы в будущем принимать самостоятельные решения, которые были бы разумными и для него самого и для окружающих. Допуская ошибки в воспитании, мы рискуем заложить в человека искаженное понимание всех вещей, а значит, делаем его зависимым от неверного стереотипа. АБСОЛЮТНОЙ СВОБОДЫ в любом случае не бывает, бывает только ПОЛНАЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ или зависимость от идеального стереотипа и абсолютного сознания.

Эссе по обществознанию

Эссе на тему:
Свобода есть право делать всё, что дозволено законом. Шарль Луи Монтескье

Эссе на тему:
Свобода есть право делать всё, что дозволено законом. Шарль Луи Монтескье


Свобода – самостоятельность социальных субъектов, выражающаяся в их способности делать свой собственный выбор и действовать в соответствии со своими целями и интересами.
Среди философов существует три подхода к восприятию данного понятия.
Фаталисты, такие как Демокрит и Томас Гоббс, полагали, что жизнь человека предопределена судьбой, роком. Волюнтаристы, представителями которых были Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр, считали, что человек пользуется неограниченной свободой и может изменить законы природы и общества по своему усмотрению. Марксисты, в свою очередь, называли свободу осознанной необходимостью.
Однако полной свободы не существует. Внешней границей свободы являются законы природы и общества, внутренней границей – моральные ограничения. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода ограничена, а и эти ограничения должны быть выражены в установленных государственной властью правилах, регулирующих общественные отношения. Как сказал Томас Фуллер: « Закон управляет людьми, разум – законом». Я считаю, что отсутствие законов, регулирующих границы свободы, приводит, как парадоксально бы это не звучало, к ограничению свободы. Люди, получившие полную свободу, начинают нарушать права других людей, что приводит к анархии. Ярким примером может послужить ситуация в России в октябре 1917 года. Разорённые деревни, повсеместный грабёж, насилие – вот следствие отсутствия реальной власти и закона.
Для реализации свободы нужны такие условия как необходимый уровень развития общества, определённое социальное положение человека, наличие социальных норм, удовлетворяющих определённым формам деятельности личности. Критерием свободы человека в обществе может служить возможность его самореализации в различных сферах деятельности.
Я считаю себя свободным человеком. Я имею право на свободу слова, личную неприкосновенность, свободу совести. Мои права и свободы гарантированы Конституцией Российской Федерации, они охраняются и обеспечиваются государством. Любое демократическое государство подразумевает соблюдение прав и свобод человека, а Россия стремится стать правовым государством, что подразумевает переход на более высокий уровень развития.
Понятия свобода и закон неразделимы. Закон определяет границы свободы, без которых она теряет всякий смысл. Я полностью согласен с высказыванием Франсуа Вольтера Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.



Просмотров