Занятие безопасность в быту старшая группа. План-конспект занятия по ОБЖ (старшая группа) на тему: Конспект занятия по безопасности в старшей группе. Рассказы детей: …………



Тема: «Госпожа Безопасность».

Возрастная группа: старшая.

Цель: создать условия для закрепления у детей представлений о правилах безопасного поведения, когда ребенок остается дома один.

Задачи:
Учить детей предвидеть опасные ситуации.
Сформировать представление о понятии «пиротехника».
Воспитать чувство заботы о близких.
Практиковать навыки рисования фломастерами.
Развивать мышление, воображение, внимательность.
Закрепить знание телефона пожарной службы.

Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие;
Познавательное развитие;
Художественно-эстетическое развитие.

Словарная работа: пиротехника, сигнальная карточка, пренебрежение.

Материал:
Макет «Дом»;
Модуль «Детская кухня»;
Искусственная елка в украшениях;
Сетевой фильтр;
Гирлянда;
Сигнальная карточка «Не открывать незнакомцам!»;
Спички;
Бенгальские огни (пачка);
«Записка от родителей».

Ход занятия
Дети и воспитатель слушают музыку на магнитофоне. Воспитатель встает, идет ополаскивает руки, выходит с мокрыми руками и говорит: «Надо магнитофону немного передохнуть, отключу ненадолго ». Подходит к розетке и протягивает к ней руки. В комнату вбегает Госпожа Безопасность.

Госпожа Безопасность: Постойте! Что же вы делаете!
Воспитатель: Что? Что вы кричите?
Госпожа Безопасность: Разве можно выключать вилку из розетки мокрыми руками?
Воспитатель: Ребята, можно или нельзя?
Дети отвечают.
Госпожа Безопасность:
Вода проводит электричество, поэтому соприкосновение подключенного в розетку электроприбора с мокрыми руками может быть опасно! Если человека ударит током, что с ним может случиться (обращается к детям)?
Дети размышляют и отвечают.
Госпожа Безопасность: Конечно, можно получить сильнейший ожог, или умереть!
Воспитатель: В таком случае, спасибо, что сберегли мое здоровье!
Госпожа Безопасность: Ребята, вы знаете, опасности, они на каждом шагу… Особенно их возникает много, когда ребенок остается дома один. Как вы думаете, почему?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: Я предлагаю проверить это на практике! Давайте представим, что я – это девочка Аня, которая осталась одна дома, родители уехали в магазин, оставив меня за старшую. Ведь мне уже 6 лет!
Посреди комнаты ставят деревянный дом (макет). На стороне модуля «Детская кухня» стоит украшенная искусственная елка, на ней висит гирлянда, вилка которой воткнута в сетевой фильтр.
Госпожа Безопасность: Ваша задача – наблюдать за поведением Ани и найти ошибки в ее поведении там, где она пренебрегла безопасностью.

Дети наблюдают за поведением девочки, размышляют о том, в каких моментах и как она пренебрегла безопасностью:
В квартиру к девочке стучится незнакомец. Девочка не открывает. Незнакомец представляется знакомым ее родителей, и девочка открывает дверь.
Девочка проголодалась, нашла записку о том, что бутерброды стоят в холодильнике, но не захотела их есть, а решила постряпать торт. Поставила его в духовку, пошла играть и уснула.
Девочка рассматривает елку, затем тянет гирлянду за шнур и обращает внимание на то, что он воткнут в розетку и сосредотачивает на ней свое внимание. Берет вилку и начинает ковыряться в розетке.
Девочка находит спички, начинает из них выкладывать фигурки, затем поджигает спичку и решает поджечь мишуру на елке, потом находит коробку с бенгальскими огнями и решет зажечь их.

Госпожа Безопасность вместе с ребятами комментирует каждую ситуацию. Вводит в словарь детей слово «пиротехника», работает над произношением, напоминает телефон пожарной службы.
Госпожа Безопасность: Ребята, кажется, Аня совсем не знает правил безопасного поведения, когда ребенок остается дома один. Что же мы с ней будем делать?
Дети предлагают свои варианты.

Физминутка. Игра «Огонь-вода»
Выбирается ведущий по считалке. Когда ведущий говорит: «Огонь» — все начинают приседать, когда говорит «Вода» — все начинают прыгать. Ведущий старается запутать игроков, повторяя иногда одно и то же слово, меняя при этом интонацию, делая движения, соответствующие другому слову.

Госпожа Безопасность: Давайте сделаем для Ани сигнальные карточки-напоминания, чтобы, если вдруг она снова останется дома одна, с ней ничего не случилось. На дверь ей можно повесить карточку: «Никому не открывать!» (вешает готовую карточку). Какие еще карточки можно приготовить и куда их разместить?

Госпожа Безопасность и дети обсуждают и приступают к изготовлению карточек, затем размещают их у «Ани дома».

Воспитатель: Какие вы молодцы!

Госпожа Безопасность: Ну, теперь вы все в безопасности это значит, что я могу уходить к другим детям. До свиданья!

Программное содержание:

Формировать у детей понятие «Пожарная безопасность». Уметь правильно действовать в опасной ситуации, вызывать службу пожарной безопасности по телефону, правильно вести диалог. Закрепить знания о средствах пожаротушения, о предметах, входящих в группу пожароопасных. Учить видеть роль огня, как положительную, так и отрицательную. Развивать речь, память, логическое мышление, творческие способности. Воспитывать ответственность за собственную безопасность, бережное отношение к своей жизни.

Оформление и оборудование :

Макет дома, комнаты, картинки с языками пламени, маски для героев,

2 телефона, карточки с изображенными на них предметами (среди них пожароопасные), предметы (среди них средства пожаротушения), карточки с пожароопасными ситуациями, схемы-модели с запрещенными знаками.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы «Пожар» С.Я. Маршака;

«Путаница» К.И. Чуковский; «Пожар», «Дым» Б.Житкова.

Просмотр мультфильма детей с родителями дома по сказке

«Кошкин дом» С.Я.Маршака.

Беседа на тему: «Если случился пожар», «Какой бывает огонь»

Рассматривание иллюстраций «Пожароопасные ситуации», «Средства пожаротушения», «Пожарная машина», «Работа пожарного»

С/р игры «Дети играли спичками», «Один дома»

Д/и « Можно - нельзя», «Слушай внимательно», «Собери картинку».

Ход занятия:

Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, о чем мы с вами сегодня будем говорить.

Он друг людей

Но когда с ним не осторожны

Он становиться врагом

И сжигает все кругом

Так, о чем мы с вами будем говорить? (Об огне)

Но сначала вспомним одну знакомую сказку.

(Инсценировка фрагмента из сказки С.Я.Маршака «Кошкин дом»)

Вед: Тили-бом!Тили-бом!

На дворе высокий дом,

Ставеньки резные,

Окна расписные,

А на лестнице ковер.

Шитый золотом узор.

По узорному ковру сходит кошка поутру.

У нее, у кошки, на ногах сапожки.

А в ушах сережки,

Платье новое на ней

Стоит тысячу рублей.

Кошка: Ах, какой хороший дом.

Новый, чудненький мой дом.

А кругом широкий двор,

С четырех сторон забор,

Против дома у ворот

Живет в сторожке мой старый кот.

Вед: Век он в дворниках служил,

Подметал дорожки

Перед домом кошки,

У ворот стоял с метлой,

Посторонних гнал долой.

Вот пришли к богатой тетке

Два племянника- сиротки,

Постучались под окном,

Чтобы их пустили в дом. (просятся)

Котята: Тетя, тетя кошка.

Выгляни в окошко.

Есть хотят котята.

Кошка: Пошли вы, попрошайки!

Небось хотите сливок?

Вот я вас за загривок!

Вед: На чудный полюбоваться дом

Пришла коза, пришла свинья, пришел петух.

Кошка: Добро пожаловать, друзья,

Я вам сердечно рада.

Вед: Гости ели, танцевали,

Как могли все развлекались.

Пришло время уходить.

Все: Какой прекрасный был прием!

Какой чудесный Кошкин дом!

Кошка и кот: Друзья, спасибо что пришли.

Мы чудно вечер провели.

Вед: Пока гостей всех провожали,

А дома перед печкой пламя

Упал на пол уголек и деревянный пол зажег

Еще одно мгновенье-

И легкий огонек

Сосновые поленья окутал, обволок.

Взобрался по обоям,

Вскарабкался на стол

И разлетелся роем

Золотокрылых пчел.

Кошка и кот: Пожар!Пожар!Горим! Горим!

Вед: С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Озирается кругом.

Машет красным рукавом.

Как увидели грачи

Это пламя с каланчи.

Затрубили, зазвонили:

Все: Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся Кошкин дом

Ребята, вспомнили сказку? (Да)

Как называется сказка (Кошкин дом)

Кто ее написал (С.Я.Маршак)

Скажите, что случилось с этим замечательным домом? (Он сгорел)

Почему? По какой причине? (Кошка была не осторожна с огнем. Она забыла закрыть дверцу печи)

И что выпало из печки? (Из печки выпал раскаленный уголек)

Огонек от раскаленного уголька разыгрался и наделал много беды. Как называется беда, которую принес огонь? (Пожар)

Из-за пожара кошка осталась без дома. Вам ее жалко? (Да)

А давайте изменим сказку. Попробуем потушить пожар, и тогда кошка останется жить в своем доме. Хотите? (Да)

Для этого надо выполнять ряд заданий и если справитесь языки пламени будут гаснуть и огонь будет уменьшаться.

(постепенно убираются языки пламени)

Что нужно сделать если в доме возник пожар? (Позвонить по телефону и вызвать пожарную команду. Покинуть дом. Позвать на помощь соседей)

Можно ли прятаться во время пожара в шкаф или под кровать? (Нет)

Почему? (Можно задохнуться от дыма. Могут не найти взрослые)

А можно открывать двери, окна, чтобы дым улетучился? (Нет)

Почему? (Увеличится приток воздуха и огонь разгорится еще сильнее)

А если в доме много дыма и он лезет в глаза, нос, рот, что нужно сделать чтобы не задохнуться? (Смочить полотенце или платок, обмотать лицо и поскорее выбраться из дома)

А как лучше передвигаться к выходу? (Ползком)

Почему? (Внизу меньше ядовитого дыма)

Молодцы, вы знаете как вести себя при пожаре и смотрите, один язычок пламени уже погас!

Ребята, по какому номеру нужно вызвать пожарных (01)

Что нужно знать, когда вызываешь пожарную службу? (Имя, фамилию, домашний адрес, что горит)

Помощь придет всрок,

Если сделать правильный звонок

Нужный номер наберите

И как это сделать покажите

С/ р. Игра «Примите вызов»

(1 р. набирает по телефонному аппарату номер и вызывает службу пожарной безопасности, 2р. диспетчер - принимает вызов)

2р. Пожарная часть слушает. Что случилось?

1р. В моем доме пожар, срочно приезжайте.

2р. Ваше имя, фамилия, домашний адрес?

1р. Борисов Степан. Мой адрес: ул. Тульская д. 42,кв.184

2р. Вызов принят. Выезжаем.

Смотрите, еще один язычок пламени погас!

Ребята, если вызов сделан правильно, то пожарные быстро прибудут на помощь. На чем они приедут? (На пожарной машине)

Физминутка «Пожарная машина»

Вот пожарная машина. Дети бегу по кругу, руки в стороны.

На пожар стрелой летит.

Мы на месте, остановка Останавливаются.

Что случилось? Где горит? Смотрят направо - налево, прикладывая

то правую, то левую ладонь козырьком ко

Пламя высоко взлетает! Поднимают руки над головой.

Дыма черного клубы! «Рисуют» двумя руками круги в воздухе

перед собой

Искры в воздухе сверкают! Закрывают лицо ладонями.

Все за дело! Шланг тяни! Машут рукой в направлении к себе,

«тянут шланг»

Шланг мы дружно размотали. Согнутыми в локтях руками и сжатыми

в кулак пальцами изображают

разматывающий шланг

Ну, огонь, теперь держись! Грозят огню пальцем.

Бьет струя воды тугая. «Держат в руках шланг, заливая огонь»

Пламя, гаснет, потухает… поднимают руки над головой и, постепенно

опускают их, присаживаются.

Без подмоги обошлись! Встают на ноги, «вытирают рукой

пот со лба»

Даже детям стало ясно, Грозят пальцем.

Что с огнем шутить опасно!

Если вдруг опять беда, «Прикладывают телефонную трубку к уху»

«01» звони всегда!

Ребята, чем пожарные тушили огонь (Водой)

А вы знаете, чего еще боится огонь? (Да)

(на столе ведро с водой, песком, землей, огнетушитель, пластиковые бутылки, бумага, пенопласт и т.д.)

На столе у меня есть предметы, среди них есть средства пожаротушения. Кто выберет и расскажет чем можно потушить огонь.

Даша, чем можно потушить огонь? (Огонь можно потушить водой, песком, землей, огнетушителем)

А что осталось не использовано? (Пластиковые бутылки, бумага, пенопласт)

А если их бросать в огонь, что произойдет? (Огонь разгорится еще сильнее)

Правильно, смотрите, погас еще один язычок пламени!

Ребята, чтобы нам не пришлось никогда тушить огонь нужно быть осторожными с пожароопасными предметами.

Вы знаете эти предметы? (Да)

Д/игра «Пожароопасные предметы»

Я буду показывать картинки, а вы, если считаете, что этот предмет может стать причиной пожара, показывайте руками языки пламени. Если нет хлопайте.

(спички, кукла, свеча, ручная швейная машинка, кипятильник, подушка, газовая плита, утюг, зажигалка, стол и т. д.)

Молодцы, вы знаете пожароопасные предметы и смотрите, язычок пламени опять погас!

Ребята, огонь бывает злой, а бывает? (Добрый)

(воспитатель показывает «огоньки»)

Посмотрите, какой это огонь? (Добрый)

А это? (Злой)

Д/игра «Огонь добрый - огонь злой»

Сейчас я вам раздам карточки, на которых нарисовано то, что связанно с огнем.

(на карточках изображен утюг на гладильной доске, свеча, котелок над костром, горящее белье над газовой плитой, горящие деревья и т.д.)

Посмотрите внимательно на карточки, подойдите и присядьте к тому огоньку, который, вы считаете изображен на вашей карточке.

(дети присаживаются к «огонькам»)

Почему огонь добрый? Какое добро он приносит людям? (Огонь помогает готовить пищу на газовой плите, помогает готовить пищу на костре, освещает наше жилье, обогревает наши дома)

Почему огонь злой? (Потому что может стать причиной пожара)

Какую беду может принести пожар? (Могут сгореть вещи, мебель, сгореть дома, сгореть лес)

Правильно, смотрите, еще один язычок пламени погас, и огонь стал совсем маленьким!

Ребята, чтобы огонь всегда приносил нам только пользу и радость и не причинял беду, что нужно всегда знать и помнить? (Правила пожарной безопасности)

Сейчас я буду показывать вам знаки, а вы расскажите какие правила спрятались за ними

(дети рассказывают правила)

  1. Нельзя играть со спичками и зажигалками.
  2. Нельзя самостоятельно разжигать огонь в печи и каминах.
  3. Нельзя включать газовую плиту, если рядом нет взрослых.
  4. Нельзя самим разжигать костры.
  5. Нельзя включать без взрослых утюг и другие электроприборы.
  6. Нельзя подносить близко к елке бенгальские огни.

Правильно, смотрите, остался последний язычок пламени!

Правила вы хорошо знаете, а теперь давайте поиграем и посмотрим, всегда ли вы правила соблюдаете.

Д/игра «Слушай внимательно»

Если на мой вопрос вы можете ответить «Это я, это я, это все мои друзья», то маршируйте на месте, если вы мысленно отвечаете «не я», то присев, как бы прячьтесь.

Правила, кто точно знает.

И всегда их соблюдает?

Кто, услышав запах гари,

Сообщает о пожаре?

Кто, из вас, заметив дым,

Набирает «01»?

Красный отблеск побежал,

Кто со спичками играл?

Кто, из вас шалит с огнем?

Признавайтесь честно в том.

Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил утюг?

Кто костров не разжигает,

И другим не позволяет?

Кто, забыл вчера из вас

Отключить в квартире газ?

Кто свечей не зажигает

И другим не разрешает?

Пламя прыгнуло в траву

Кто у дома жег листву?

Знаю я теперь друзья.

Что с огнем шутить нельзя!

Ребята, смотрите огонь совсем погас. А значить смогли мы потушить Кошкин дом? (Да)

Где теперь будет жить кошка? (В своем доме)

А с кем бы вы хотели, чтобы кошка в нем жила? (С котом Василием, с котятами, новыми друзьями)

Ребята, чтоб в ваш дом

Как в «Кошкин» не пришла беда

Будьте с огнем осторожны всегда

Огонь не шутка, огонь беда!

Не надо играть с огнем никогда!

Конспект НОД по безопасности в старшей группе

«Правила безопасности».

Цели:

    Закрепление знаний детей по правилам пожарной безопасности;

    Обогащение и активизация словаря детей;

    Учить ориентироваться в проблемных ситуациях;

    Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички;

    Уточнить знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами. Воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами;

    Учить детей правильно вести себя дома, когда остаются одни;

    Формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на воде.

    Учить детей быть осторожными с незнакомыми людьми.

Оборудование:

Картинки по безопасности, спички, конверт, набор карточек с предметами, глобус.

Место проведения: актовый зал.

Ход занятия.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы собрались, чтобы поговорить об очень важных вещах. Одной из главных тем нашего разговора вам предстоит отгадать:

Он друг ребят, но когда с ним шалят,

Он становится врагом и сжигает всё кругом (огонь).

Правильно, это огонь. Огонь – давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Давайте вместе вспомним, где человек не может обойтись без огня? (При приготовлении обеда, при работе кузнецов, сварщиков…)

Жизнь древних людей во многом зависела от огня. Для того чтобы согреться в своих пещерах они разводили костер, обжигали глиняную посуду, которую потом использовали для приготовления пищи. Много полезных дел совершается с использованием огня в жизни современного человека.

Ребёнок читает стихотворение:

А без доброго огня обойтись нельзя и дня,

Он надёжно дружит с нами: гонит холод, гонит мрак,

Он приветливое пламя поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен, и за то ему почёт,

Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печёт.

(Надя Бирюкова).

Воспитатель: Но случается, что из верного друга огонь может превратиться в беспощадного врага и уничтожить в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда:

Да, огонь бывает разный, бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой, огонь добрый, огонь злой.

Очень опасна разбушевавшаяся огненная стихияПОЖАР. При пожаре сгорают вещи, квартиры, дома, леса, а главное - гибнут люди. Как же возникают пожары?

Воспитатель: Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят в лесу или вблизи строений. Люди иногда забывают потушить огонь и тогда, раздуваемые ветром, искры разлетаются на большие расстояния, образуя новые очаги пожара. Нередко дети играют на чердаках или в подвалах жилых домов. Не задумываясь о последствиях, они пользуются спичками, зажигают свечи, разводят костры. Ребята, кто же помогает тушить пожары?

(Выслушиваются высказывания детей).

А сейчас посмотрите на форму пожарного? Для чего такая форма, которая закрывает все части тела?

Дети: чтобы не получить ожог.

В: а что у пожарного на голове?

Д: Каска.

В: для чего она нужна?

Д: она защищает голову от ударов.

В: когда случается пожар, это очень опасно, а тушить пожар не легко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный?

Д: смелым, сильным, отважным, храбрым, добрым.

В: Что необходимо делать, чтобы стать пожарным?

Д: заниматься спортом, уметь слушать, быть добрым и много знать приёмов по спасению людей.

В: теперь мы знаем, какими должны быть пожарные.

Воспитатель: ребята, мы с вами много читали произведений о пожарах и пожарных. Сейчас я прочту вам отрывки, а вы должны сказать, из каких произведений взяты эти строчки:

Море пламенем горит, выбежал из моря кит:

«Эй, пожарные, бегите, помогите, помогите!»

(К. Чуковский «Путаница»).

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Озирается кругом, машет красным рукавом.

(С. Маршак «Кошкин дом»).

Что за дым над головой? Что за гром на мостовой?

Дом пылает за углом. Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда, от огня спасает дом.

(С. Михалков «Дядя Стёпа»).

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, вы что-нибудь слышите? Что-то пищит. Что это? (спички). Как интересно! Они что-то говорят. Спички говорят, что они очень хотят поиграть с нами. Спички предлагают, чтобы мы их зажгли, а спички будут гореть. Всем будет тепло и весело.

Итак, я зажигаю спичку. Как здорово! Сама спичка деревянная, а головка у неё из серы. Посмотрите, как спичка быстро вспыхивает, как красиво горит деревянная палочка, огонь такой яркий.

Ой, ребята, посмотрите, огонь подкрадывается к моим пальцам. Хочет меня обжечь. Помогите мне. Что надо делать?

Дети: подуть.

Воспитатель: спасите меня скорее, дуйте.

Ой, спасибо вам ребята, я так испугалась! А вы? А если бы я бросила горящую спичку на пол, что бы было? Да, правильно, загорелся бы ковер, мебель, занавески, одежда, мы с вами. Вот оказывается, какая большая беда от спички. Детям спички брать нельзя – это не игрушка!

В: ребята, а кто из вас когда-нибудь обжигался огнём? (ответы детей). Было больно? Ребята, а для чего нужны спички? (зажигать газовую плиту, свечу, костёр). А чтобы сварить еду нужны спички?(Да).

А играть со спичками можно? (нельзя).

Ребята, вы знаете, сегодня нам принесли письмо. На конверте написано: «Детям от Хрюши и Степашки». Послушайте, что они пишут.

«Здравствуйте, дети! Я лежу в больнице. Хочу рассказать вам, как я сюда попал. Гостил я у Степашки, мы читали книжки, рисовали, лепили из пластилина, а потом стало скучно и мы решили придумать новую игру. И нашли спички и стали с ними играть. Сначала нам было весело, интересно. Нам очень нравилось, как спичка чиркает по коробке, как вспыхивает огонь, а потом огонь подкрался к лапкам, мы побоялись обжечься и бросили спичку на пол. А потом я ничего не помню, очнулся только в больнице со Степашкой. Сейчас нам очень плохо, у нас болят лапки и ушки. Нас лечат врачи. Ребята, не верьте спичкам, они могут наделать много беды. Они хитрые, всегда просятся детям в руки. А домик наш сгорел.»

В: ребята, почему Хрюша со Степашкой оказались в больнице?(ответы детей) А вы сейчас хотите поиграть со спичками? Ну и правильно, вы же умные детки, а умные дети придумывают себе умные игры.

Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

Входит забинтованный Зайчик.

З: Здравствуйте ребята.

В: Кто же это к нам пришёл? Зайка, ты плохо выглядишь, ты попал в неприятную историю?

З: Да, хотите расскажу?

В: Дети, давайте послушаем, что произошло с Зайкой.

З: Вчера ко мне в гости пришёл мой друг Ёжик. И мы с ним играли.

В: Что же в этом плохого?

З: Играли мы с Ёжиком в разные игры, а потом нам захотелось порезать из бумаги что-нибудь. Вырезали мы, вырезали и баловались, а Ёжик так смеялся, что толкнул меня случайно под лапку, а я в это время вырезал снежинку. И поэтому сильно поранился ножницами. Я с досады ножницы бросил. А потом мы с Ёжиком захотели развесить наши снежинки на стене и для этого взяли кнопки. Вы знаете, что такое кнопки? А кнопки всё вредничали и не хотели влезать в стену, и коробочка с кнопками упала на пол и рассыпалась. Ежик покачнулся и наступил на просыпанные кнопки. Он проткнул ботинок и оцарапал ногу. Поэтому мы оба начали играть в больницу, я был врачом, а Ёжик медбратом, и мы лечили друг друга: обрабатывали зелёнкой ранки и бинтовали лапки друг другу.

А тут мама пришла, она нам принесла угощение. Мы всё бросили: иголку, бинт и флакон с зелёнкой – и ушли пить чай.

В: Зайка, ты бросил иголку на пол? Ведь её очень трудно отыскать, она такая маленькая, а беду может сделать большую.

З: Да, ребята, я забыл куда всё побросал. Теперь боюсь заходить в комнату. Вдруг опять поранюсь. Дети, помогите мне разобраться со всеми этими опасностями.

1 ребёнок (Серёжа Жовин):

Ты не бери иголку в рот:

Иголка острая – не плод.

2 ребёнок (Наташа Кургузова):

Иголка в работе весела,

Она тонка и так мила.

Не будешь класть её на место,

Вдруг потеряется в отместку

И затаится в беспорядке

Тебе ж потом воткнётся в пятку.

Воспитатель: а как необходимо правильно пользоваться ножницами?

1 ребёнок (Никита Сурков):

Работать ножницами можно,

Но только очень осторожно.

2 ребёнок (Соня Когтева):

Не бегай с ними по квартире-

Так можно сделать харакири.

Коль кто-то просит – не зевай,

Вперёд колечками подай.

Храните ножницы на месте

С концами, сомкнутыми вместе.

Воспитатель: ребята, давайте повторим правила пользования колющими и режущими предметами.

Итак, ребята, помните всегда…

Дома острые ножи ты на место положи,

Не раскидывай иголки,

Убери их все на полку.

Если ножницы достал,

Убери, откуда взял.

Тогда ни девочки, ни мальчики

Не порежут свои пальчики.

Дети стоят в кругу на ковре.

Воспитатель: Ребята, хочу вам рассказать одну историю. Жила-была одна семья: мама Лиса и дочка-лисонька Лиза.

Ребята, а у вас так бывает, что и вы на какое-то время остаётесь дома одни?(ответы детей).

Ребята, как бы вы поступили? (Ответы детей).

Лиза поступила правильно? (Нет).

А как правильно?

Дети: дверь сразу открывать нельзя. Надо спрашивать: «Кто?» или «Вам кого?». А лучше посмотреть в дверной глазок – свой или чужой человек пришёл.

В: Ребята, а если всё-таки кто-то пытается проникнуть в ваш дом? Как вы себя поведёте?

Д: позвоним в полицию.

В: по какому номеру?

В: Ребята, Лиза играла и оставила вот такую коробочку. Что там может быть? Как вы думаете? (ответы детей).

Предлагаю посмотреть. (Открываем коробочку – нож, ножницы, иголки, спицы, лекарства). Какие это предметы?

Д: острые, колющие.

В: чем опасны эти предметы?

Д: можно уколоться, пораниться, поэтому все эти предметы надо обязательно класть на свои места.

В: а это что? (воспитатель показывает на лекарства).

Д: лекарства.

В: а что такое лекарства?

Д: это вещество, применяемое для лечения или предупреждения болезни.

В: можно ли брать лекарства без спроса? (Нет).

Ребята, а что же делать, если вдруг выпил лекарство по ошибке?

Д: надо вызвать «Скорую помощь».

В: какой номер «Скорой помощи»? (03).

А что должен знать ребёнок, чтобы вызвать «Скорую помощь»?

Д: Свою фамилию, возраст, адрес.

Физкультминутка.

Кто из вас заметив дым, закричит: «Пожар, горим!»…

Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём? (Молчат)

Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?..

Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?

Кто из вас шалит огнём? Признавайтесь, честно в том? (Молчат)

Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Воспитатель берёт в руки глобус.

Ребята, что это?(глобус). Это модель планеты. Это земля в уменьшенном виде.

Почему на глобусе так много синего цвета?

Д: это вода.

В: Ребята, а для чего нужна вода?

Д: без воды бы погибли растения, деревья, животные.

В: А ещё для чего нам нужны речки, озёра, моря?

Д: ловить рыбу, плавать, купаться.

В: А в какое время года мы с вами чаще купаемся?

Д: летом.

В: Ребята, а давайте расскажем, какие нужно соблюдать правила безопасного поведения на воде.

На высоком берегу,

Дети не играйте!

Из-под ног уйти земля

Может, так и знайте! (Настя Цыганова).

И с обрыва прямо вниз в воду полетите…

И останется кричать: «Люди, помогите!» (Кирилл Шпигрев)

Когда вокруг грохочет гром и молния сверкает,

Не лезь в открытый водоём! Ведь всякое бывает… (Настя Кириллова).

И если ты в грозу попал, не плавай, не купайся…

Лишь только дождик застучал, на берег выбирайся! (Дима Матянин).

И большим, и детям хочется сказать:

В незнакомом месте вам нельзя нырять! (Катя Галянова).

Может очень мелкой речка оказаться…

А в песок опасно головой втыкаться! (Данил Фомичев)

Сучья, камни, стекла спрятались на дне-

Их заметить сложно в водной глубине… (Карина Курочкина)

Пляж буйками окружён от судов, коряг и волн.

Значит можно здесь купаться, ничего не опасаться! (Максим Костин)

Веселитесь как хотите, но, пожалуйста, учтите:

Чтобы жизнь не потерять – за буйки не заплывать! (Ваня Золотов)

Воспитатель:

Если развлекаться будешь на воде,

Проследи, чтоб шутка не вела к беле…

Не топи другого – может оказаться,

Что воды случится другу наглотаться,

Он запаникует, вырываться станет-

И тебя с собою под воду затянет!

И игра такая грустно завершится…

Мы вам не желаем в речке утопиться!

Катятся волны от лодок с судами…

Спорить не стоит с такими волнами!

Ты по возможности их избегай,

Близко к корабликам не подплывай:

Сверху пловца разглядеть очень сложно,

Затормозить на воде невозможно:

Может водой с головою накрыть,

Может дыхание перехватить…

Будет печальным финал, вероятно:

Вряд ли ты сможешь вернуться обратно…

Не надо безобразничать и делать дырки в круге;

Не стоит жизнью рисковать ни другу, ни подруге.

Но если ты, но если ты шалун и злой проказник-

Не далеко и до беды: дырявый круг опасен.

Весело качаться детям на волнах,

На цветных матрасах, надувных кругах.

Только непременно вы должны узнать:

Далеко не надо в воду заплывать!

Воспитатель: Вот такие правила безопасности. Их должны знать все дети и взрослые.

Конспект НОД по пожарной безопасности в старшей группе на тему:

«Профессия пожарного»

Цель: Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности.
Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с правилами поведения при пожаре. Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.

Развивающие: Формировать умение реально оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности. Развивать умение вызывать пожарного по телефону.

Воспитательные: Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Воспитывать у детей ответственность за шалость с огнем.

Интегрируемые образовательные области:

Познание: Продолжать знакомить с номером 01, по которому надо звонить, если случился пожар.

Закреплять представления об огне, умение определять его стороны для человека, знания о пожароопасных предметах и последствиях игры с ними. Развивать мышление, память, речь, умение отвечать на вопросы, познавательную активность.

Коммуникация: Закреплять у детей представление об огне. Упражнять в определении хороших и плохих сторон огня для жизни человека. Продолжать формировать понятие огня как друга и как врага для человека. Дать представление о возникновении и роли огня в жизни человека.

Социализация: Упражнять в умении задавать и отвечать на вопросы, внимательно слушать собеседника. Развивать выдержку, память, диалогическую речь.

Чтение художественной литературы: Развивать логическое мышление при отгадывании загадок.

Труд: Обобщать знания детей с профессией пожарного. Закреплять представления детей об особенностях данной профессии, предметах – помощниках, орудиях труда при тушении пожара. Закрепить понятие об опасности профессии пожарного. Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление, речь.

Здоровье: Обобщить знания детей об огне, его положительной и отрицательной сторонах. Дать представления о пользе огня для людей – на огне готовят пищу, огонь защищает от диких зверей в лесу, огонь согреет в непогоду, на огне готовят травяные отвары для лечения и т.д. Воспитывать коммуникативные навыки, правильное отношение к своему здоровью и безопасности в жизни.

Демонстрационный материал: воздушный красный шар, картины с с пожарной техникой- машины, вертолеты, катер, картины по правилам пожарной безопасности.

Методические приемы: рассматривание иллюстраций, чтение песенки пожарного, загадка об огне, игра « Если возник пожар».

Словарная работа: каска, брезент, сигнальный шар, огнетушитель, ядовитый дым, сирена.

Предварительная работа: целевая прогулка в пожарное депо, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, беседы: « Почему огонь полезен и опасен», « Пожар» , « Это не игрушки- это опасно», конкурс детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг», дидактические и подвижные игры.

Воспитатель: Ребята послушайте загадку:

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит!

Он от злости ест дрова,

Может, час, а может, два

Ты его рукой не тронь-

Искусает всю ладонь.

Дети: Огонь

Воспитатель: Как вы думаете, огонь - ваш друг или враг?

Дети: Огонь враг, потому - что из-за него могут сгореть вещи, квартира, дом, лес. Могут погибнуть люди, животные, птицы.

Воспитатель: Правильно. Вред огня зависит от человека. Взрослые умеют, не ссорится с огнем. Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги он может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда может возникнуть беда. Неужели огонь всегда злой?

Предположения детей.

Подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным?

Дети: В лесу можно погреться около костра, приготовить еду.

Воспитатель: Огонь – давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. Он нужен в домах, детских садах, школах, фермах, заводах, больницах.

Почему возникают пожары?

Предположения детей.

Воспитатель: Скажите, как называется профессия людей, которые приходят на помощь во время пожаров?

Дети: Пожарные.

Воспитатель: Что вы знаете о форме пожарного?

Дети: Пожарный одет в специальный костюм, который не промокает и не горит в огне.

Воспитатель: Правильно, пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах - прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный бесстрашно идет в огонь!

Ребята, зачем пожарному каска?

Дети: Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.

Воспитатель: Правильно. Когда случается пожар-это очень опасно, а тушить пожар нелегко. Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей. Помогает им пожарная лестница. Пожар тушат водой или специальной пеной.

Как вы думаете, каким должен быть пожарный?

Дети: Пожарный должен быть смелым, отважным, сильным, храбрым, ловким, добрым.

Воспитатель: Молодцы! А теперь послушайте песенку пожарного:

Называюсь я пожарным,

Укротителем огня.

Злой огонь и дым угарный

Отступают от меня.

Мы, пожарные, - герои!

Нам огонь послушен.

Если вспыхнет он порою-

Будет вмиг потушен!

Пусть ревет пожар, бушуя,

Как свечу его тушу я!

Для борьбы с огнем коварным

Я не зря зовусь пожарным!

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Если возник пожар».

Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.

Воспитатель: Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар

Этот красный шар недаром

Звал пожарных в бой с пожаром

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой огонь –

Ребенок: Пожар (Передача шара)

Воспитатель: Раз, два, три, четыре

У кого пожар Ребенок: В квартире. (Передача шара)

Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил Ребенок: Утюг (Передача шара)

Воспитатель: Красный отблеск побежал,

Кто со спичками Ребенок: Играл (Передача шара)

Воспитатель: Пламя прыгнуло в траву

Кто у дома жёг Ребенок: Листву. (Передача шара)

Воспитатель: Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые Ребенок: Предметы. (Передача шара)

Воспитатель: Помнит каждый гражданин

Этот номер - Ребенок: Ноль один (Передача шара)

Воспитатель: Дым увидел – не зевай

И пожарных Ребенок: Вызывай!

Воспитатель: Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдал осторожность.

Где может возникнуть пожар?

Дети: Пожар может возникнуть на земле, в воздухе, на воде.

Воспитатель: На чем пожарные приезжают к месту пожара?

Дети: Пожарные приезжают на специальных пожарных машинах.

Воспитатель: Верно! В их распоряжении специально оснащенные пожарные машины. Они ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше и большими огнетушителями. Когда они мчатся по улице, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены.

А если случился пожар на воде или в воздухе?

Предположения детей.

Воспитатель: У пожарных есть различная техника - пожарные машины, вертолеты, катера.

Если произошел пожар, по какому номеру нужно звонить?

Дети: По номеру 01.

Воспитатель: Что нужно сообщить пожарным по телефону?

Предположения детей.

Воспитатель: Пожарным нужно сообщить адрес, фамилию, что горит, номер телефона.

А чего нельзя делать, если случился пожар?

Дети: Если случился пожар.нельзя оставаться в квартире. Комнате, прятаться под кроватью. В шкафах. Нужно быстро выбежать на улицу и т.д.

Воспитатель: Кроме пламени огня очень опасен ядовитый дым, от которого люди теряют сознание и умирают. Как себя можно защитить от дыма и огня?

Дети: Нужно завязать или закрыть нос и рот платком, шарфом и т.д.

Воспитатель: Что нужно делать всем, чтобы не было пожаров?

Дети: Нужно соблюдать правила пожарной безопасности.

Воспитатель: Правильно. Так какие правила пожарной безопасности должны знать дети?

Предположения детей.

Воспитатель: Чтобы не случился пожар детям нельзя:

Брать в руки спички, зажигалку;

Разжигать и оставлять без присмотра костер;

Включать газ и электроприборы в отсутствии взрослых;

Жечь тополиный пух;

Не влезать предметами в розетку.

Надеюсь, что вы, ребята, не пройдете мимо, если увидите, что кто-то играет в опасные игры с огнем.

Подведение итогов беседы:

Какие беды приносят пожары?

Кто проходит на помощь во время пожара?

О чем нужно знать и помнить, чтобы не было пожара?

Как вызвать пожарную команду по телефону?

Список литературы:

1.Белая К.Ю, Зимоника В.Н. « Как обеспечить безопасность дошкольников»// К.Ю. Белая, « Пожар» и « Огонь – судья беспечности людей» М. «Просвещение» 2004-96

2.. Волчкова В. Н, Степанова Н. В « Конспекты занятий в старшей группе группе детского сада» - Воронеж, 2009.

3.Зубченко В.А.,Башкатова Т.А., Игошин, Соловьёва «Спички не игрушка, огонь не забава» // Зубченко В.А. «Пожарная викторина для старшей группы», «Подвижные и дидактические игры.» Оренбургская область-2005-с.65.

4.Степанов В.А. «Азбука в загадках».// В,А. Степанов-М. «Фламинго» - 2005-с-15

5.Шорыгина Т.А. « Основы безопасности для детей 5 – 8 лет»// Шорыгина Т.Ц. Москва-2007-с-80.



Просмотров