Что означает активное избирательное право. Активное избирательное право. В объективном смысле

В новых условиях стремительного роста объёма информации в мире идёт переоценка ценностей в образовании. Основной задачей современной школы является – не «заставить выучить, а помочь развиться». Новая школа и новый учебный процесс обозначают необходимость внедрения новых форм работы и предусматривают новые роли: учителя как консультанта и ученика как активного исследователя, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации.

Основными источниками информации являются: наблюдение, слово как символ понятия, книжный текст, компьютер, общение.

С самых первых уроков в школе ученики наблюдают за каким-либо объектом. Так, например, на уроке математики, выявляя сходство и различие божьих коровок, дети замечают, что у одной из них только 5 ножек, а у других – 6. Выясняется, сколько же ножек у божьей коровки, к какому классу животного мира она относится, у всех ли насекомых такое же количество ножек. Таким образом, получение информации произошло непосредственно на одном из фрагментов урока.

Также через наблюдение идёт извлечение информации при использовании абстрактных символов и графического изображения: формулы, математические свойства, переменная в математике, условные знаки на плане и карте, буква и обозначение звука, состав слова, схемы предложений в русском языке.

Например, на уроке русского языка после многократных наблюдений дети приходят к очень важному выводу: «На месте одного и того же безударного гласного звука при письме бывают разные буквы. Но правильная для слова только одна. Её нужно выбрать». Этот вывод ложится в основу определения понятия орфограмма. В употребление вводится соответствующий термин, который постепенно вытеснит выражение «опасное при письме место». Ребята узнают: «Место в слове, где при письме нужно выбирать букву, учёные назвали словом орфограмма». Так учащиеся получили информацию о новом понятии, которое впоследствии будут использовать в своей речи.

Установление причинно-следственных связей. Урок математики в 1 классе

Учитель: Рассмотрите выражения:

5 + 4 10 – 2
6 + 4 10 – 3
7 + 4 10 – 4

– Вычислите значения выражений.
– Объясните, что послужило причиной изменения значений выражений в каждом столбике (в первом – первые слагаемые увеличиваются на 1, соответственно увеличиваются значения сумм; во втором столбике вычитаемые увеличиваются на 1, соответственно уменьшаются значения разностей).

Итак, через наблюдение учащиеся устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом явлении, облике предмета, учатся сравнивать объекты, высказывать суждения об объекте наблюдения. При этом у детей развиваются умения вести рациональные способы хранения информации в письменном виде, в графическом изображении результатов наблюдений.

Не менее важным источником информации служит слово как символ понятия. Здесь я чаще всего провожу работу со словарями . Словарь выступает как орудие познания. С его помощью учащиеся получают новые знания. С помощью словаря учащиеся обогащают свой словарный запас, уточняют его и активизируют, знакомятся с лексическим значением тех слов, которых не понимают, усваивают грамматические формы, учатся правильному орфоэпическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения (щавель, морковь и т.д.). Моя задача на данном этапе – научить детей правильно пользоваться словарями и черпать нужную для себя информацию. На уроках русского языка и чтения использую орфографический, толковый, фразеологический словари, словарь синонимов и антонимов.

Организация словарной работы предполагает также и проведение наблюдений над многозначностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. Например, предложено:

1. Объясните значение выделенных слов: Весело сияет месяц за окном. Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот.
2. Подберите синонимы к словам: друг, труд, боец, холод и др.
3. Составьте пару с противоположным значением к словам: справа, завтра, здравствуй и др.

Обращаю внимание детей на различные по происхождению группы слов, а также на сопоставление устаревших и сравнительно новых слов в нашем языке. Даю задания типа «Знаешь ли ты?»: 1.Знаете ли вы происхождение слова библиотека? Это слово пришло в русский язык из греческого языка, сложено оно из двух древнегреческих частей: библион – книга и тэке – хранилище книг. Можете ли вы теперь, зная происхождение слова библиотека, объяснить написание первой гласной в этом слове? 2. Подумайте, какое из слов появилось в нашей речи раньше, а какое – совсем недавно: информатика, арифметика, математика, риторика.

Работа с фразеологическим словарём позволяет учителю показать богатство русского языка. Вот примеры упражнений, которые можно предложить учащимся для наблюдения над фразеологизмами:

1. Объясните, когда так говорят: появился на горизонте, попутного ветра, воробью по колено, зелёная улица и др.
2. Попытайтесь объяснить смысл пословицы: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь .
3. Замените устойчивые словосочетания одним словом: яблоку негде упасть, обвести вокруг пальца, при царе Горохе и др. 4. Какую картину вы бы нарисовали к такому выражению: ждать у моря погоды, медведь на ухо наступил?

В плане активизации и обогащения словарного запаса у учащихся при изучении слов из «Словаря» часто предлагаю игры типа «Кто больше?», «Кто лучше?», «Кто правильнее?», «Кто быстрее?».

Главная задача работы со словарём – не просто получать голую информацию, а воспитывать высокообразованного человека, любящего родной край, стремящегося познать прошлое и приобщиться к культуре своего народа.

Наиболее значимым источником информации в начальной школе, конечно же, является книга, а именно, книжный текст . Книга – основной источник знаний. Книги раскрывают перед детьми сложный мир жизненных ситуаций, учат разбираться и правильно их оценивать. Они рассказывают учащимся о Родине, о людях, об окружающем мире. Из книг дети узнают прошлое и настоящее человечества, книги обогащают их ум, вооружают стойкостью, помогают преодолевать трудности. На уроке школьник усваивает учебную информацию и одновременно овладевает технологией усвоения этой информации, т.е. осуществляет информационную деятельность. Учебная информация готовится таким образом, чтобы решить следующие задачи:

  • создать положительную мотивацию на уроке;
  • обеспечить активную работу по смысловому анализу информации;
  • сформировать навыки осмысления учебной информации;
  • обогатить словарный запас ученика;
  • способствовать оптимальной организации внимания;
  • вооружить рациональными способами запоминания.

Среди множества приёмов работы с текстом можно выделить следующие:

  • чтение и анализ;
  • выписки определений, основных положений, понятий, выделение главной идеи;
  • комментированное чтение;
  • коллективный разбор текста;
  • формулирование вопросов к тексту, обобщённых выводов;
  • составление таблиц, схем;
  • подготовка сообщений, рефератов.

Неоценимое значение в формировании информационной культуры младшего школьника является также работа с детскими периодическими изданиями. Так, уже в первых числах сентября в первом классе совместно с библиотекарем школы проводим для родителей, а потом и для учащихся обзорную лекцию-знакомство с детскими журналами и газетами. Библиотекарь даёт рекомендации по работе с данными источниками информации.

Спланированы библиотечные уроки. Также проходит конференция с родителями первоклассников в городской детской библиотеке №2, где работники библиотеки знакомят взрослых с правилами работы с книгой, проводят обзор литературы на темы воспитания в семье, досуга ребёнка, учат тому, как родители могут помочь ребёнку в выборе той или иной литературы.

Таким образом, работа с книгой, текстом развивает у детей умения осуществлять библиографический поиск, давать оценку качества найденной информации, различать главное и второстепенное в тексте, выделять нужные фрагменты содержания.

Современное образование становится средством общего интеллектуального развития личности. Уже с первого класса мы вовлекаем детей в научно-исследовательскую деятельность, которая предусматривает извлечение информации из различных источников. Чаще всего это происходит на уроках естествознания. Ознакомление детей с окружающим миром идёт в основном на экскурсиях, во время наблюдений, в беседах, при проведении различных опытов, чтении научно-познавательных текстов. Так, работая по книге А.И. Савенкова «Я – исследователь», я познакомила детей с научными понятиями «учёный», «гипотеза», «исследование», «эксперимент». Вместе с родителями проводим простейшие наблюдения, учимся фиксировать результаты этих наблюдений в виде таблиц, графиков или диаграмм, работать с приборами (термометром, часами и др.), работать с энциклопедиями, научно-познавательной литературой, делать устные доклады, сообщения, выводы. Например, при изучении темы «Твоя семья» дети вместе с родителями проводят мини-исследование о родословной своей семьи. Или в теме «Твоя родина» – о национальных традициях.

При изучении нового материала учащимися охотнее воспринимается информация с помощью компьютерной презентации, урок становится более насыщенным, ярким, появляется возможность увеличения темпа. В отличие от традиционной лекции компьютерная имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов. Поэтому компьютерную лекцию надо рассматривать как новый инструмент в работе учителя, позволяющий создавать наглядные и информационно насыщенные уроки.

Информационные объекты, демонстрируемые в ходе урока, – это изображения (слайды), видеофрагменты. Изображения (слайды) представляют собой фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты – это фильмы, мультипликации, которые наглядно показывают зачастую недоступные для наблюдения процессы и явления.

Так на уроках математики при изучении темы «Числа первого десятка» мною было использовано электронное учебное пособие «Зареалье», разработанное научно- производственным объединением в 1995г. Здесь детям предлагались различные задания, способствующие запоминанию цифр и установлению соответствия цифры и числа, усвоению нумерации чисел первого десятка, получению последующего и предыдущего чисел. Учащиеся работали в парах, когда один из них показывал на экране вариант ответа, а другой – курсором компьютера проверял выполненное задание. Также из данного пособия я брала материалы для уроков обучения грамоте.

Когда дети рассказали родителям о таких уроках, многие из родителей стали приносить и предлагать свои диски с обучающими и игровыми программами развивающего характера по разным предметам.
Данные пособия содержат огромный наглядный и познавательный материал.

Современные дети довольно умело пользуются компьютером. Они умеют извлекать информацию для подготовки какого-либо сообщения, реферата. Особенно широко используют компьютерную информацию на уроках чтения, когда рассказывают биографию писателей, сообщают о каких-либо исторических фактах; на уроках окружающего мир практически по всем изучаемым темам.

Использование ИКТ на уроках и во внеклассной работе помогает мне развивать у детей необходимые навыки работы с клавиатурой, мышью, дисками, учит рационально использовать своё время.

Следующим источником информации является общение . В процессе общения происходит обмен информацией. Важнейшим показателем продуктивности учения служит сформированность познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Познавательная активность – это потребность в знаниях, умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, стремление найти свой подход к решению той или иной задачи, желание не только понять новое, но и найти способы их добычи, умение выслушивать суждение другого человека, способность высказать свою точку зрения. В развитии познавательной активности младших школьников неоценимую помощь оказывают коллективные занятия: беседа, диалог, работа в парах, в группах.

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - право гражданина избирать в национальные органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в голосовании на референдуме и при осуществлении иных форм непосредственной демократии. Активным это право называется потому, что сам гражданин должен его реализовывать своими действиями: иногда быть включённым в избирательный список при добровольной форме регистрации (как, например, во Франции), самому явиться на избирательный участок, получить бюллетень, заполнить его, выбрать кандидатов или политическое объединение (при голосовании списком), за которых он желает проголосовать, опустить бюллетень в урну.

Практически во всех странах мира активное избирательное право принадлежит совершеннолетним гражданам независимо от пола, рода занятий, имущественного положения, образования и других условий, но при соблюдении некоторых цензов (возрастной ценз, иногда ценз оседлости и ряд др.). По общему правилу активным избирательным правом обладают собственные граждане страны, что является реализацией принципа народного суверенитета: только собственные граждане могут выбирать руководящие органы своей страны. В конце 20 века появились определённые исключения из этого правила. Так, в соответствии с Маастрихтскими соглашениями 1993 года государства - члены Европейского союза (ЕС) предоставили право избирать и быть избранными в местные органы самоуправления гражданам других государств — членов этого Союза, проживающим на их территории. Это объясняется тем, что в соответствии с концепцией ЕС органы местного самоуправления не являются выразителями народного суверенитета, а выборы в них рассматриваются как административные.

Введение всеобщего активного избирательного права необходимо для того, чтобы позволить всем гражданам, равным в правах, выражать свою волю по основным направлениям национальной политики, предлагаемым кандидатами и политическими партиями на выборах и при применении различных форм непосредственной демократии. Круг лиц, обладающих правом голоса, ограничивается так называемыми избирательными цензами (квалификациями), которым должно удовлетворять физическое лицо, чтобы обладать активным или пассивным избирательным правом.

В Российской Федерации, согласно действующему законодательству (прежде всего Конституции Российской Федерации 1993 года и Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002), активным избирательным правом обладают все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет. Они имеют право избирать, голосовать на референдуме, а также участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума. Активное избирательное право предоставляется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Обладающий активным избирательным правом гражданин Российской Федерации, находящийся за пределами Российской Федерации в день выборов в федеральные органы государственной власти, проведения референдума Российской Федерации и даже не имеющий открепительного удостоверения, может проголосовать по факту своей явки в помещение участковой комиссии для голосования. При этом он должен быть внесён в избирательный список.

Регистрация избирателей возлагается на избирательные комиссии на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учёта) избирателей. Избиратель может проголосовать только на одном избирательном участке, участке референдума.

Лишены активного избирательного права граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Смотри также Избирательное право, Всеобщее избирательное право.

Введение.

Право любой страны, как известно, представляет собой сложную структурированную систему, в рамках которой каждая отдельная отрасль права занимает свое особое место и играет соответствующую роль. Это вполне относится и к такой отрасли, как конституционное право.

Своеобразие конституционного права состоит прежде всего в том, что оно занимает центральное место в правовой системе страны и играет основополагающую и ведущую роль по отношению ко всем другим отраслям права. Это в свою очередь определяется соответствующим значением и характером тех общественных отношений, на регулирование которых направлено конституционное право как система норм права. Прежде всего- это отношения, лежащие в самом фундаменте общественного строя, взаимоотношений личности, общества и государства, осуществления государственной власти. Конституционное право закрепляет сущность, формы и структуру государства, правовой статус человека и гражданина, систему государственных органов и общий механизм их функционирования.

Одним из элементов демократии являются выборы в различного рода центральные и местные представительные учреждения. В Латвии после восстановления независимости стала возможной многопартийная система и демократические выборы. Меня заинтересовала тема избирательного права, поэтому я хотела бы сравнить правовые акты Латвии и зарубежных стран.


Выборы.

Органы власти формируются различными способами- выборными и невыборными (например, путем назначения). В демократическом обществе и государстве важнейшее значение имеет выборный путь реализации народовластия. С помощью выборов формируются парламенты и избираются многие главы государств, органы местного самоуправления, нередко судебные органы, а в редких случаях и правительства. Выборный путь формирования многих важнейших органов власти, регулярное проведение свободных и честных выборов- один из наиболее ярких показателей действительного демократизма существующего в стране политического строя, главный критерий его легитимности (от лат.legitimus- законный), т.е. признанности обществом или его большей частью. Как отмечается во Всеобщей декларации прав человека ООН (ст.2), «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Аналогичное положение содержится и в Международном пакте о гражданских и политических правах ООН 1966 г. (ст.25).

Выборы - это такой демократический по своей природе и сущности способ формирования органов власти, при котором сам народ или его представители имеют возможность решать вопрос о том, кого поставить у власти, а кого отстранить от нее путем установленной процедуры голосования и отбора соответствующих лиц из двух или нескольких кандидатов. Конечно, выборы происходят и в недемократических странах, но в них они обычно носят чисто формальный, декоративный характер. [ 1.,356]

Конечно, удельный вес и значение выборов в политической жизни различных стран неодинаковы. Так, в Великобритании избираются только нижняя палата парламента(палата общин) и местные органы (советы административных графств, городов-графств, муниципальных и немуниципальных городов и пригородов). Во Франции круг выборных органов несколько шире. Там избираются глава государства, обе палаты парламента, органы местного управления.

Важнейшая роль в выборах принадлежит электорату (от лат. elector-избиратель). Это понятие используется в двояком смысле:1) в широком – все те, кто пользуется избирательным правом в данном государстве и может принять участие в выборах соответствующего типа и уровня; 2) в более узком – та часть избирателей, которая обычно голосует за ту или иную партию, организацию, движение, их представителей или за данного независимого депутата. Величина электората в первом смысле зависит от численности населения страны и степени демократичности действующего в ней избирательного права, а также от того, о каких именно выборах идет речь (общегосударственных, региональных или местных). Вся совокупность людей, обладающих в данной стране избирательным правом, составляет ее избирательный корпус . Величина электората во втором смысле зависит также от уровня политического влияния данной партии (организации, движения) или отдельного лица на избирателей, от их готовности поддержать на выборах соответствующих кандидатов. Борьба за расширение своего электората – главное содержание и цель участия кандидатов, их партий в избирательных кампаниях.

Выборы по способу избрания подразделяются на прямые , когда избиратели сами, непосредственно решают вопрос, кого избрать или не избрать, и косвенные , когда этот вопрос решают не сами избиратели непосредственно, а избранные ими представители (выборщики, депутаты и др.). Непрямыми, косвенными являются, например, выборы Президента США или сенаторов Франции. По своим масштабам выборы обычно различаются на всеобщие , в которых принимают или могут принять участие все избиратели страны, и частичные , когда в них участвует лишь часть избирателей. Примерами всеобщих выборов могут служить президентские и парламентские выборы в стране, а частичных- довыборы в парламент в случае досрочного выбытия из его состава одного или нескольких депутатов. Выборы также могут быть очередными, происходящими в установленные законом сроки, и внеочередными (например, выборы в случае признания предшествующих выборов несостоявшимися или недействительными).

В Латвии Саэйм состоит из ста представителей народа, который избирается всеобщим равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием.(2 раздел, 5-6 пункт Satversme) Президент государства избирается Саэймом сроком на четыре года, т.е. выборы Президента Латвии являются косвеными.


Сущность, содержание и виды избирательного права.

Говоря об избирательном праве, обычно разграничивают два его аспекта: объективное избирательное право и субъективное избирательное право . Первое – это система правовых норм (преимущественно конституционно-правовых и др.), определяющих основы, принципы, этапы, порядок, процедуру и гарантии организации и проведения выборов, избирательных кампаний в стране. Второе – это гарантированное государством право конкретного лица на участие в выборах.

Избирательное право в другом отношении разделяется на активное и пассивное. Активное избирательное право – это право граждан избирать, т.е. голосовать за или против той или иной из кандидатур, части из них или всех кандидатов, при выборах государственных органов(парламента, главы государства, губернатора и др.), органов местного самоуправления или при отзыве членов и руководителей соответствующих выборных органов. Пассивное избирательное право – это право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Большинство граждан страны обладает как активным, так и пассивным избирательным правом. Но это имеет место не всегда, ибо не всякий, кто обладает активным избирательным правом, обладает и пассивным. Это имеет место прежде всего потому, что обычно граждане получают активное избирательное право раньше (чаще всего по достижении гражданином совершеннолетия, т.е. 18-летнего возраста), чем пассивное, которое приобретается на несколько, а иногда и на 10-15 и более лет позже. Так, для того чтобы быть избранным президентом США, Португалии, Румынии и др. Кандидат должен достичь 35-летнего возраста, а президентом Италии – 50-летнего возраста. . В Латвии право избирать принадлежит полноправным гражданам Латвии, которые в день выборов достигли 18-летнего возраста. В Саэйм может быть избран каждый полноправный гражданин Латвии, которому к первому дню выборов исполнился двадцать один год. Президентом Латвии может быть избран полноправный гражданин Латвии, достигший возраста 40 лет. [ Satversme].Считается, что благодаря такому возрастному цензу обеспечивается приход к управлению страной людей, обладающих большим жизненным опытом и способных принимать взвешенные и оправданные решения.

В настоящее время конституции большинства стран провозглашают всеобщее избирательное право, которое тем не менее ограничено рядом требований, которым должен отвечать гражданин для получения права участия в выборах. . Всеобщность избирательного права означает, что в стране не допускается какая-либо дискриминация в данной областм и избирательные права закрепляются за всеми психически здоровыми гражданами, достигшими определенного возраста. Этот принцип исключает возможность лишения или ограничения избирательных прав гражданина по признакам пола, расы, национальности, конфессиональной принадлежности, идейных убеждений, а чаще всего и имущественного и должностного положения. Вместе с тем этот принцип не исключает практики недопущения к выборам несовершеннолетних, лиц, признанных по суду психически больными, и осужденных по приговору суда, находящихся в местах лишения свободы, поскольку их сознательное, свободное или самостоятельное волеизъявление не может быть обеспечено. .

В принципе демократическое избирательное право допускает введение определенных цензов , т.е. специальных условий, соблюдение которых означает приобретение соответствующих избирательных прав. Выше уже шла речь о возрастном цензе, означающем признание избирательных прав за лицом при достижении определенного возраста. Имеются и другие цензы: ценз гражданства, ценз оседлости, ценз происхождения и др. Ценз гражданства означает, что, как правило, избирательные права предоставляются только гражданам, хотя в ряде случаев (Испания, Финляндия, Венгрия и др.) к выблрам органов местного самоуправления допускаются и неграждане, проживающие в стране более или менее длительное время и уплачивающие налоги.. На мой взгляд Латвия могла бы взять на вооружение опыт этих стран в этом вопросе. Ценз оседлости представляет собой устанавливаемое государством требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течении определенного времени.. К примеру, Вентспилская городская избирательная комиссия исключила из кандидатского списка по Вентспилсу Эйжена Цепурниекса, т.к. согласно закону о выборах, баллотироваться в соответствующем городе можно лишь в случае, если человек проработал на этой административной территории не менее 6 месяцев до выборов или прописан здесь не менее, чем 1 год. .

Сошли на нет, например, имущественный ценз, связанный с требованием обладания избирателем имуществом определенного размера, уплаты соответствующего налога, а также ценз пола, когда женщины в прошлом (а в демократической Швейцарии до начала 70-х годов) были лишены избирательных прав.

Принцип свободного участия в выборах означает добровольность участия избирателя в выборах, его самостоятельность в решении вопроса использования активного и пассивного права, свободу волеизъявления избирателей, исключающую незаконное вмешательство государства и иных политических сил в этот процесс. .


Избирательная система и ее виды.

В науке конституционного права в понятие «избирательная система» вкладывается двоякое содержание- узкое и широкое. Избирательная система в узком смысле – это лишь определенный способ подведения итогов голосования и распределения на этой основе депутатских мандатов. Именно в этой связи избирательные системы различных стран подразделяются прежде всего на два типа – мажоритарная и пропорциональная избирательная система, которые подробно характеризуются ниже. Избирательная система в широком смысле – это весь организм формирования выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая организацию и проведение выборов, а также определение их результатов и соответствующее распределение депутатских мандатов..

Мажоритарная (от франц. majorite – большинство) избирательная система означает, что в соответствии с принципом большинства избранным считается только тот кандидат или ряд кандидатов, которые представляли избирательный список, получивший большинство голосов в данном округе. В рамках мажоритарного типа избирательной системы различают такие три его разновидности, как системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства в зависимости от того, требуется ли по закону для победы на выборах получение кандидатом(списком кандидатов) соответственно – либо больше, чем любой другой кандидат(список); либо хотя бы на один голос больше, чем половина всех голосовавших(или зарегистрированных) избирателей, либо установленный законом процент голосов, обычно более или менее существенно превышающий половину проголосовавших или зарегистрированных избирателей..

Совершенно очевидно, что мажоритарная избирательная система выгодна и обычно поддерживается сравнительно крупными партиями и серьезными блоками партий и иных политических объединений. Достоинством этой системы является то, что избиратель непосредственно знает, за кого или каких именно кандидатов он голосует. Такая система действует в США, Великобритании, Франции, Австралии и еще в нескольких десятках стран..

Пропорциональная избирательная система предполагает, что в соотве6тствии с принципом пропорциональности депутатские мандаты распределяются в соответствии с колличеством и долей голосов, поданных на выборах за список кандидатов данной партии или блока партий и иных объединений (избирательного блока). Понятно, что такая избирательная система в принципе достаточно справедлива, ибо позволяет, например, иметь своих представителей в парламенте тем малым партиям и частям общества, идущим за ними, которые собирают на выборах сравнительно небольшое число голосов. Содной стороны, в рамках пропорциональной системы избиратели голосуют не столько за конкретных кандидатов, сколько за партии, их блоки и в лучшем случае за нескольких лидеров, которые обозначаются в бюллетенях для голосования; а с другой – в результате выборов чаще всего образуется парламент, в котором ни одна партия не имеет абсолютного большинства, а наличие относительного большинства требует создания межпартийных коалиций при создании правительства, что, естественно, может порождать его неустойчивость и недолговечность.. В Латвии основываясь на 6 пункт Satversme выборы являются пропорциональными.

Избирательный процесс – это нормативно урегулированная деятельность политических субъектов (органов, партий и иных объединений, избирателей и их групп) по организации и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления. Он имеет свои основные этапы (стадии): назначение выборов; определение избирательных округов и организация избирательных участков; создание избирательных органов (комиссий и др.); регистрация избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная агитационная кампания; голосование; подсчет голосов и определение результатов голосования, итогов выборов.

Избирательный процесс начинается с назначения выборов . Оно может постоянно и жестко закрепляться в конституции или ином законодательном акте (например, как в США, Мексике, Коста-Рике и др.). Так, в США законодательно установлено, что всеобщие парламентские выборы, а также выборы в государственные органы и органы самоуправления проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября месяца каждого четного года, а президентские выборы в тот же день каждого високосного года.. В Латвии также это закреплено в конституции: пункт 10.-Саэйм избирается на четыре года; пункт 11.- Выборы в Саэйм должны быть проведены в первую субботу октября месяца. . Но в большинстве стран выборы назначаются каждый раз путем издания специального акта, в котором и определяется их дата.

Избирательные округа – это избирательные единицы, охватывающие совокупность имеющих право голоса лиц, проживающих на определенной территории (территориальные округа) или входящих в производственные коллективы (производственные округа) или иные объединения избирателей (например, профсоюзы). Производственные округа создаются сегодня достаточно редко (например, в КНР). В отдельных случаях избирательные округа создаются по этническому принципу (например, в Сингапуре и Фиджи).. Если от округа избирается один депутат, то такой округ называется одномандатным, а если несколько депутатов – многомандатным..

Избирательные участки – это места для голосования тех избирателей, которые проживают в непосредственной близости от него, и первичного подсчета поданных голосов. В избирательном округе обычно насчитывается несколько и даже много избирательных участков, каждый из которых чаще всего охватывает даже на парламентских выборах от нескольких сот до нескольких тысяч жителей (избирателей).

Избирательные органы – это избирательные комиссии (бюро, советы, президиумы, трибуналы и др.), осуществляющие организационное руководство и управление избирательным процессом. Они не только организуют и проводят сами выборы, но и контролируют соблюдение всеми участниками избирательного процесса избирательного законодательства и иных правовых норм, в том числе и особенно ход избирательных компаний, определяют и публикуют итоги выборов, включая признание их состоявшимися или несостоявшимися, действительными или недействительными. По своему уровню избирательные комиссии подразделяются на: а) участковые, действующие в масштабах избирательных участков; б) окружные, действующие в масштабах избирательного округа, осуществляющие регистрацию кандидатов по данному округу и определяющие итоги голосования в нем; территориальные, образуемые в масштабах административно-территориальных единиц; центральные, действующие в масштабах всей страны..

Регистрация избирателей означает, как правило, включение имеющего избирательные права лица в список избирателей, на основании которого оно допускается к голосованию. Сама регистрация может носить обязательный и необязательный, добровольный характер. В первом случае (например, в ФРГ, Италии, Великобритании, Индии, Швеции, Швейцарии и др.) в спмске избирателей оказываются все установленные регистраторами лица, имеющие право голоса, вне зависимости от их желания. Во втором (например, в США, Франции, Испании, Мексике и др.) – только те, кто сам выразил желание принять участие в голосовании. .

Важным этапом избирательной кампании является выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты, т.е. определение круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты. Существует множество способов и методов выдвижения кандидатов в депутаты, которые, тем не менее, можно свести к следующим.

1. Для регистрации в качестве кандидата необходима подача в надлежащий орган заявления, подписанного самим кандидатом; иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями установленного числа избирателей.

2. Выдвижение кандидата осуществляется посредством официального представления от имени партии или путем подачи петиции, подписанной определенным числом избирателей.

3. Выдвижение кандидатов осуществляется в том же порядке, что и избрание депутатов, поэтому сама процедура выдвижения кандидатов называется первичными выборами – праймериз. Такая система применяется, например, в США.

Обычно вне зависимости от установленного законом порядка выдвижение кандидатов осуществляется самими партиями, которые заранее подбирают кандидатов на выборные должности по избирательным округам. Помимо партии,гражданин вправе принять участие в избирательной борьбе, выступив в качестве «независимого кандидата», но в этом случае он может рассчитывать лишь на самого себя и своих друзей.

Предвыборная агитационная кампания обычно начинается после регистрации кандидатов и прекращается за сутки до дня выборов. В этот период кандидаты получают возможность выступать не только на предвыборных митингах и собраниях, но и в средствах массовой информации. Законодательство более или менее жестко регулирует эти и другие вопросы предвыборной агитации, стремясь прежде всего обеспечить равенство возможностей в этом для всех кандидатов..

Голосование – главная стадия избирательного процесса, на которой осуществляется волеизъявление избирателей. Как правило, голосование происходит за один день, что направлено на сокращение возможностей для фальсификаций результатов выборов.


Референдум.

Референдум представляет собой институт непосредственной демократии, процедура которого по ряду параметров весьма близка к процедуре выборов. И в выборах, и в референдуме участвуют избиратели. Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является кандидат в депутаты или на какую-либо другую должность вне представительного учреждения (президент, мэр и т.д.). При референдуме объектом волеизъявления является не человек (кандидат), а определенный вопрос, по которому проводится референдум,- закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, какая-либо проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема.. В Латвии на народное голосование не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожном тарифе, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, введении и отмене чрезвычайного положения, мобилизации и демобилизации, равно как договоры с иностранными государствами. . Также, чтобы изменить некоторые статьи Satversme, Саэйм должен передать их на всенародное голосование.


Заключение.

Таким образом,исходя из вышесказанного можно увидеть, что ни одна избирательная система не является идеальной. Все они имеют как позитивные так и негативные стороны. В том числе и избирательная система Латвии, на мой взгляд, не совершенна и существуют моменты которым стоит уделить внимание и взять на вооружение опыт других стран.


Список литературы.

1. Енгибарян Р.,Тадевосян Э. Конституционное право.-Москва, 2000.-495 стр.

2. Мишин А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран.-Москва,1996.-396 стр.

3. Latvijas Republikas Satversme

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Выборы, активное и пассивное избирательное право.

Выборы-процедура, регламентированная правилами, при которой определенная группа людей выдвигает из своего окружения одного или нескольких представителей для выполнения каких-либо общественных функций, для управления какой-либо общественной организацией. В современных цивилизованных обществах выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства. С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборы-способ осуществления демократии, способ смены правящей элиты, передача власти от одних к другим мирным путем через волеизъявление народа. Люди выдвигают из своей среды представителей, пользующихся их доверием и добровольно передают им часть своих прав решать общественные проблемы. Власть, избранная самими людьми, является легитимной, т.е. признанной населением. Выборы также рассматривается как форма контроля народа за правящей элитой. Если власть не выражает интересов избирателей, то выборы дают возможность изменить ее, привести к власти оппозицию, которая идет на выборы с критикой существующего правительства. Однако и само правительство может изменить политический курс под давлением избирателей, чтобы заручиться их поддержкой на очередных выборах. Т.е. выборы представляют собой своеобразные политический рынок. Претенденты на занятие определенных должностей и мест предлагают избирателям свои программы в обмен на власть, полномочия, полученные от выборщиков.

Избирательное право-совокупность юридических норм, которые регулируют участие граждан в выборах представителей органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов.

Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право-право граждан избирать, лично участвовать в выборах представителей учреждений и должностных лиц, органов местного самоуправления. Осуществляемое активное избирательное право может быть прямым и косвенным. Прямые выборы: депутаты избираются гражданами непосредственно; при косвенном гражданин избирает выборщиков, которые решают, кого избрать на ту или иную должность. Пассивное избирательное право-право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборные должности.

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных, равных выборов. Принцип всеобщности предполагает, что все совершеннолетние граждане вне зависимости от пола, расы, нации и т.д. имеют право участвовать в выборах. Сейчас в большинстве стран мира действует всеобщее избирательное право, но оно, как и другие принципы избирательного права, никогда не соблюдаются в полной мере. Цензы-установленные законом обязательные условия и требования, которым должен отвечать гражданин для получения права участия в голосовании. С помощью ценза государство определяет так называемый «избирательный корпус» (или «электорат»)-граждан, по закону обладающих правом голоса. Как правило, электорат и общее число граждан, достигших избирательного возраста, не совпадает, т.к. часть граждан в силу тех или иных причин лишена права участия в голосовании. Законодательства ряда стран предусматривают легальные основания для лишения избирательных прав определенной категории граждан. В частности, по решению суда лиц, отбывающих тюремное заключение, должников гос. Казны(?), лица, временно или постоянно лишенных политических прав.

Принцип прямых выборов предполагает, что граждане напрямую выбирают все вертикали власти. При тайном голосовании исключается контроль за волеизъявлением граждан. Принцип равенства предполагает выполнение следующих правил:

Каждый избиратель должен иметь одинаковое количество голосов

Каждый депутат должен представлять примерно равное число избирателей

Принцип всеобщего, равного, прямого и тайного голосования заложен и в конституции РБ. Так принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет, и не должно быть никаких косвенных или прямых ограничений избирательных прав. Кроме случаев, оговоренных в конституции. По конституции. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В Беларуси выборы являются свободными, т.е. гражданин сам решает, идти ли ему на выборы и за кого голосовать. В Беларуси право выдвижения в депутаты общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам. В соответствии с законом, кандидат на должность президента (?) выдвигается гражданин РБ при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Неявка избирателей на выборы называется абсентеизмом (от лат. Absent–отсутствующий). Некоторые страны борются с абсентеизмом, вводя обязательное голосование. За уклонение от голосования вводятся штрафы, ограничения предпринимательской деятельности и т.д.

Политический маркетинг-совокупность методов и средств, с помощью которых грамотно, целенаправленно и корректно по форме выявляются и демонстрируются различным социальным и национальным группам избирателей реальные качества и преимущество кандидата в представительстве учреждения.

Пассивное избирательное право

Пассивное избирательное право – это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность. Существуют ограничения и на право быть избранным. Так, чтобы баллотироваться на пост президента США, необходимо достичь 35 лет и быть гражданином США по рождению. Сенатором этой страны может стать человек не моложе 30 лет, являющийся гражданином США в течение 9 лет. Президентом Беларуси может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в стране не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь может стать любой гражданин, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть любой гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

По законодательству некоторых стран, отдельные должностные лица не могут избираться в представительные органы даже в течение определенного времени после того, как они покинули эти должности. Это относится к судьям, комиссарам полиции, префектам и др. Кроме того, граждане, избранные в представительные органы, не имеют права занимать никакой другой должности в государственном аппарате. Этого требует принцип разделения властей.

В Республике Беларусь в соответствии со статьей 92 Конституции депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия на профессиональной основе. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства Республики Беларусь.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом обеих палат Парламента. Депутат палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.



Просмотров