Иск о пересмотре кадастровой стоимости. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости: образец. Требования к оформлению заявления о пересмотре кадастровой стоимости

Последнее обновление Март 2019

Кадастровая стоимость недвижимости устанавливается государством и влияет на многие финансовые вопросы, связанные с использованием недвижимости. Зачастую она завышена. Пользователи и собственники недвижимости заинтересованы в реальной стоимости для:

  • установления меньшего размер земельного налога;
  • определения меньшей выкупной цены за земельный участок при приобретении в собственность;
  • расчета меньшей арендной платы;
  • формирования меньшего размера налога на имущество организаций;
  • иные ситуации.

С начала 2015 года налог на недвижимое имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости, поэтому у собственников появится прямая заинтересованность в установлении адекватной стоимости и на квартиры. Правда, не все регионы еще перешли на такой расчет налога, но к 2020 году он будет по всей РФ. Тоже касается и земельных участков.

Иногда наоборот собственник заинтересован в ее увеличении (в основном это связано с судебными спорами относительно прав на недвижимость, вопросами кредитования и залога, определения размера страховых выплаты, сумм материального ущерба и пр.). Так или иначе, ставить вопрос об оспаривании кадастровой стоимости может заинтересованное лицо, которым может являться:

  • собственник земельного участка;
  • хозяин квартиры;
  • арендатор земли;
  • собственник квартиры;
  • собственник нежилых зданий, сооружений, строений;
  • арендатор нежилых помещений;
  • претендент в правах на недвижимость (например, лицо, обратившееся в муниципалитет за выкупом земельного участка), бывший собственник земли (который, допустим, пересматривает размер налогов) и др..

Как показывает практика, наиболее часто интерес оспаривания проявляется в отношении земельных участков.

Как определить необходимость оспаривания

Кадастровая стоимость изменяется раз в пять лет (может чаще 1 раз в три года, но не реже). В каждом регионе оценку проводят свои оценочные организации, и ее результаты утверждаются постановлением главы субъекта РФ. В этом постановлении указываются категории земель и в зависимости от того или иного населенного пункта устанавливается удельная единица кадастровой стоимости на один квадратный метр земли. Также указывается дата, с которой применяется новая оценка.
Чтобы подтвердить целесообразность оспаривания сначала необходимо узнать действующий размер кадастровой величины земельного участка. Это можно сделать:

  • получив справку о кадастровой стоимости в кадастровой палате;
  • войдя на сайте росреестра в разделе «Публичная карта» (в поисковом поле ввести кадастровый номер земельного участка, после чего участок будет отображен на карте с описанием, в том числе со стоимостью);
  • рассчитав самостоятельно, сопоставляя сведения своего земельного участка (площадь, категория земель и место нахождения) с данными постановления губернатора об утверждении результатов оценки.

Способы снижения кадастровой стоимости

В соответствии с законодательством существует два способа изменения:

Забегая вперед скажем, что наиболее эффективным способом является обращение в суд, так как комиссии это по сути тот же административный орган, который заинтересован в оставлении ранее утвержденного результата кадастровой оценки. Хотя формально законом устанавливается, что комиссия по спорам состоит из независимых и незаинтересованных членов.

Уменьшение стоимости в комиссии

В каждом регионе России создается специальная комиссия по оспариванию кадастровой стоимости. В указанную структуру могут обращаться как юридические, так и физические лица – собственники или иные правообладатели недвижимости.

Для организаций обращение в комиссию перед обращением в суд обязательно. Для граждан и индивидуальных предпринимателей такой обязанности нет, это их право. Поэтому в целях экономии времени и сил физлицам лучше сразу обращаться в суд, минуя спор в комиссии. Срок обращения - в течение пяти лет с момента утверждение результатов кадастровой оценки и до утверждения очередной оценки.

Кадастровая стоимость земли оспаривается по двум основаниям:

  • недостоверные сведения, учтенные при кадаст.оценке (чаще всего это касается строений, сооружений нежели земельных участков);
  • уравнивание кадастровой стоимости земли с её рыночным уровнем.

Для начала работы комиссии Росреестра необходимо подготовить документы и подать заявление. Форма заявления о пересмотре цены является свободной. К нему прикладывается:

  • нотариально заверенные документы на землю (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, дарения, мены, аренды и прочее, что подтверждает право на землю заявителя);
  • отчет оценщика, в котором четко установлена рыночная стоимость участка и которая отличается от кадастровой (в письменном виде и в электронной форме);
  • экспертиза отчета оценщика как на бумаге, так и на диске (проводится союзом оценщиков и такая экспертиза подтверждает, что отчет о рыночной оценке обоснованный) ;
  • информация о недостоверных сведениях, использованных при кадастровой оценке (предоставляются, если кадаст.оценка обжалуется на этом основании, а не по уровню рыночной стоимости);
  • кадастровая справка о стоимости объекта недвижимости.

Без указанных документов заявление рассматриваться не будет.

Участие гражданина или юридического лица на заседание комиссии не предусматривается. Свое решение она выносит в течение одного месяца. Результатами работы комиссии могут быть:

  • отклонение заявления;
  • изменение стоимости.

Если решение комиссии будет положительным, то она сама направляет необходимые сведение в кадастровый орган, где вносятся изменение в кадастр.

Об отрицательном результате приходит уведомление. После его получения, заявитель может обратиться в суд с требованием об изменении кадастровой стоимости (не ссылаясь на решение комиссии).

Уменьшение стоимости в суде

Порядок снижения в суде не предусматривает обязательного предварительного обращения в комиссию по оценке только для граждан.

Дела о кадастровой стоимости (так называемые административные дела) рассматривают областные, краевые, республиканские федеральные суды. В суд можно обратиться в любое время с момента утверждения оспариваемой стоимости и до утверждения следующей оценки.

Например , гражданин обжалует кадастровую стоимость от 20.12.2015 года. В ходе судебного процесса - 17.12.2019 года утверждается новая оценка. Судебное дело не прекращается и если суд удовлетворит иск, то решение будет иметь силу и распространяться на оценку, которая действовала с 20.12.2015 г. по 17.12.2019 г. Новую стоимость нужно высуживать по новому административному исковому заявлению по оспариванию.

Прежде чем обратиться в суд необходимо оформить административный иск и приложить необходимые документы. Исковое заявление желательно подготовить с помощью квалифицированного юриста, так как при его составлении требуются знания процессуального законодательства и их несоблюдение может привести к проигрышу.

В исковом заявлении обязательно необходимо указать:

  • сведения о земельном участке (кадастровый номер, адрес, площадь и пр.);
  • данные кадастровой стоимости (размер и дата внесения в кадастр);
  • результаты рыночной стоимости объекта недвижимости (рыночная стоимость должна сильно разниться от кадастровой, иначе в удовлетворении иска могут отказать, например, если рыночная стоимость отличается на 1-10 процентов, то шансов на выигрыш в суде мало);
  • в чем конкретно заключается нарушение прав собственника или пользователя (высокий налог, арендная плата и пр.).

В качестве третьих лиц привлекают местную администрацию, соседей по участку, бывших собственников и пр., то есть всех кто может иметь интерес к спору. Исковое заявление адресуется и направляется в областной (краевой, республиканский) суд.

Как и при работе комиссии в суде оспаривается не только сама стоимость, приравниваемая к уровню рыночной, но и на основании недостоверных сведений, использованных при оценке.

Если оценка недвижимости проведена серьезной организацией и профессионально, то дело в основном выигрышное. Важно, что бы рыночная оценка была сделана на дату утверждения кадастровой оценки. Вся эта информация содержится в постановлении главы субъекта РФ.

Ведение дела в суде можно вести самому, а можно поручить представителю по доверенности. Но такое лицо должно иметь высшее юридическое образование иначе его не допустят к делу.

Судебное оспаривание может свестись к рассмотрению имеющихся материалов дела, а если спор бурный, то, возможно, будет назначена судебная экспертиза, не смотря на то, что в деле имеются и отчет оценщика и экспертное заключение союза оценщиков. В суд могут пригласить специалиста по вопросам оценки, не исключено, что вызовут оценщика, отчет которого представлен с иском.

Судебная практика говорит, что в основном ответчик в суде не возражает против требований собственника (арендатора). В этом случае рассчитывать на возмещение судебных расходов (уплата госпошлины, проведение оценки, экспертизы, изготовление нотариальной доверенности и пр.) не придется.

Если же административный ответчик выступает против истца, то при удовлетворении иска с него можно смело взыскивать все судебные издержки.

После вступления в силу судебного постановления кадастровая палата должна самостоятельно производить внесение изменений в кадастр (так как в их адрес суд направляет копию решения).

Однако следует перестраховаться и самим обратиться в кадастровый орган с заявлением об исполнении решения суда. К заявлению необходимо приложить копию судебного акта.

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней. Однако, внимательно прочитайте все вопросы-ответы к статье, если на подобный вопрос есть подробный ответ, то ваш вопрос опубликован не будет.

70 комментариев

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт!

В настоящее время очень многие в стремлении снизить размер налоговых платежей ищут ответ на вопрос о том, как оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости, им принадлежащего.

Соответствующими исками стали активно заваливать суды в 2015 году, когда в России начал вводиться новый порядок расчета налога на имущество физических лиц.

Вопрос пересмотра кадастровой стоимости с самого начала вызывал много вопросов, особенно после вступления в силу КАС РФ. Самые острые проблемы были разрешены разъяснениями, данными в Постановлении Пленума ВС РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Однако, с 1 января 2017 года порядок определения и оспаривания кадастровой стоимости существенно изменились в связи с вступлением в силу трех федеральных законов, (все от 03.07.2016):

  1. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»;
  2. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  3. № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации.

Помимо них установление и оспаривание результатов определения кадастровой стоимости по-прежнему регулируется положениями главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и, в части не противоречащей новым нормам, главой 25 КАС РФ.

Ниже дано подробное руководство по порядку оспаривания кадастровой стоимости с учетом самого актуального на 2017 год законодательства.

Кадастровая стоимость недвижимости - что это?

Понятие кадастровой стоимости сейчас закреплено в ст. 3 Закона № 135-ФЗ и в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 237-ФЗ. В целом они друг другу не противоречат, и если опираться на более свежий Закон № 237-ФЗ, то в сухом остатке получится почти то же самое, что и в Законе № 135-ФЗ, но есть и отличия.

Кадастровая стоимость - это стоимость объекта недвижимости определенная:

  1. в результате государственной кадастровой оценки;
  2. в отношении вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их качественных и/или количественных характеристик;
  3. в результате рассмотрения обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, или обращения о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, если при этом была выявлена ошибка;
  4. в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость определяется для различных целей, в том числе, как указано в ч. 2 ст. 3 Закона № 237-ФЗ, для целей налогообложения на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости.

Размер кадастровой стоимости влияет на размер:

  • земельного налога;
  • налога на имущество организаций;
  • налога на имущество физических лиц.

Последний, например, раньше рассчитывался исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости, которая была весьма низкой по сравнению с рыночной. Новый порядок предусматривает расчет налога исходя из кадастровой стоимости, которая к рыночной наоборот максимально приближена. Соответственно и размер налога повышается.

Бывают ситуации, когда кадастровая стоимость превышает рыночную. Произойти это может из-за самых разных причин. Чаще всего или при кадастровой оценке не были учтены индивидуальные особенности недвижимости, или в расчет закралась ошибка, или рыночная цена в силу различных обстоятельств резко упала.

В таких случаях у владельца недвижимости, стоимость которой оказалась завышена, есть возможность оспорить кадастровую стоимость.

Теперь поговорим о том, как это можно сделать…

Два пути оспаривания

Пересмотр кадастровой стоимости может быть осуществлен в административном и судебном порядке.

В административном порядке заявление об оспаривании рассматривает комиссия по рассмотрению споров при Управлении Росреестра соответствующего субъекта РФ (ч. 2 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

До 1 января 2017 года предварительное обращение в комиссию для юридических лиц было обязательным. Если заявитель обращался в суд напрямую, минуя рассмотрение заявления комиссией, то это влекло за собой оставление иска без движения. При непредставлении в суд в установленный срок доказательств рассмотрения дела комиссией суд возвращал заявление.

Но после вступивших 1 января 2017 года поправок в ч. 1 ст. 22 Закона № 237-ФЗ прямо указано, что Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Такое изменение - очень позитивное явление, поскольку устраняются дополнительные барьеры при изменении кадастровой стоимости. Еще до внесения поправок в законодательство многие видели в обязательном рассмотрении заявления комиссией лишнее звено в процедуре оспаривания кадастровой стоимости. И эффективность такого досудебного оспаривания вызывала сомнения.

Вот, например, статистические данные за первый квартал 2017 года.

«Из общего числа заявлений, принятых Комиссиями к рассмотрению, за указанный период [с 01.01.2017 по 30.04.2017, на сайте Росреестра информация постоянно обновляется - А.С. ] решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости принято в отношении 4457 заявлений (7686 объектов недвижимости), о невозможности изменения величины кадастровой стоимости – в отношении 3592 заявлений (8572 объектов недвижимости), о пересмотре кадастровой стоимости – в отношении 203 заявлений (2040 объектов недвижимости), 219 заявлений (739 объектов недвижимости) были отозваны заявителями до принятия решения Комиссией».

Как видите доля отказов в пересмотре кадастровой стоимости очень значительна.

Но если эти данные не отбили у вас желание сперва обратиться в комиссию, то давайте рассмотрим в каком порядке она рассматривает заявление.

Порядок оспаривания в комиссии

Подать заявление об оспаривании кадастровой стоимости можно тремя способами:

  1. в Управление Росреестра;
  2. через многофункциональный центр;
  3. через портал госуслуг.

К заявлению об оспаривании, согласно ч. 9 ст. 22 Закона № 237-ФЗ необходимо приложить следующий перечень документов, иначе его не примут к рассмотрению:

  1. выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  2. копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  3. отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

А вот ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ добавляет к этому перечню еще и документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Правда дальше идет оговорка, что оно прилагается в случае, если заявление подается на основании недостоверности указанных сведений.

Есть одна несостыковка. Закон № 237-ФЗ говорит просто о копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, а Закон № 135-ФЗ - о нотариально заверенной копии такого документа.

Подобное двойное регулирование одного и того же вопроса всегда сбивает с толку.

В течение семи рабочих дней со дня поступления заявления об оспаривании комиссия должна направить уведомление о его поступлении и принятии к рассмотрению с указанием даты рассмотрения заявителю, собственнику объекта недвижимости и в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен объект недвижимости.

Заявление об оспаривании должно быть рассмотрено комиссией в течение тридцати дней со дня его поступления.

Свои пояснения представляют лица, которые осуществляли определение кадастровой и рыночной стоимости. Также их приглашают для участия в заседании комиссии.

В соответствии с ч. 15 Закона № 237-ФЗ комиссия по результатам рассмотрения вправе принять одно из двух решений:

  1. об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;
  2. об отклонении заявления об оспаривании.

Для полноты картины обратимся также к ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ.

В ней указано, что в случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Если заявление было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Решение комиссии может быть оспорено в суде. Впрочем, можно, как уже говорилось выше обратиться в суд сразу.


Оспаривание кадастровой стоимости в суде

Порядок оспаривания в суде регулируется главой 25 КАС РФ.

Что касается родовой подсудности, то иск подается в суд уровня субъекта РФ, т. е. в верховный суд республики, краевой, областной суд и т. д.

Территориальная подсудность — по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке ст. 24.19 Закона № 135-ФЗ.

Предметом иска могут быть следующие требования:

  • об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  • об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (заявления о пересмотре кадастровой стоимости);
  • об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.

Обратите внимание на сроки — заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов.

При этом на на момент обращения в суд в ГКН не должны быть внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

С административным исковым заявлением вправе обратиться в суд:

  • собственники объекта недвижимости;
  • лица, владеющие объектом недвижимости на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;
  • иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности;
  • органы государственной власти, органы местного самоуправления, если объект недвижимости является государственной или муниципальной собственностью;
  • бывший собственник объекта недвижимости, если затрагиваются его права и обязанности как налогоплательщика;
  • участник долевой собственности, причем свое право на пересмотр кадастровой стоимости он вправе реализовать независимо от согласия других сособственников;
  • арендаторы, если арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости;
  • лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если выкупная цена или арендная плата исчисляется исходя из его кадастровой стоимости;
  • прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Административными ответчиками могут являться:

  • государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости;
  • государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Росреестр).

Если оспаривается решение Комиссии, то административными ответчиками являются сама Комиссия и Росреестр.

К административному иску необходимо приложить следующие документы:

  1. кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  2. нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  3. могут быть приложены документы и иные данные, подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки;
  4. если предъявляется требование об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, нужно приложить отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости и подготовленное экспертом саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Бремя доказывания распределяется следующим образом…

Административный истец должен доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой.

К недостоверным сведениям п. 19 Постановления Пленума ВС РФ № 28 относит допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.

Примеры таких искажений тоже приводятся:

  • неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
  • неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия);
  • неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости;
  • неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в ГКН, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Административный ответчик соответственно обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Обратите внимание, что если у суда возникнут сомнения в обоснованности доводов истца, то эти обстоятельства выносятся на обсуждение сторон, даже если ответчик на них не ссылался.

Все, о чем было сказано выше, является основой, которую нужно знать, если вы хотите оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости. И, разумеется, необходимо хорошо изучить Постановление Пленума № 28.

Возможно, что некоторые нюансы и тонкости будут рассмотрены в одной из следующих статей.

На этом все, надеюсь, статья была полезной.

Не только истцы, но и судьи зачастую не могли сформулировать четко свою позицию. Но вот ВС РФ наконец дал судам разъяснения, в которых указал, на что они должны ориентироваться и что учитывать при разрешении данной категории споров. В теме номера эксперты газеты рассказали о нарушениях, допускаемых кадастровыми инженерами, об ошибках заявителя при оспаривании результатов оценки и прокомментировали Постановление Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28.

Обращаясь с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров при Управлении Росреестра, необходимо учитывать требования Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ и нормативно-правовые акты уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по регулированию оценочной деятельности. Рассмотрим основные ошибки заявителя.

Собираем документы

В статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (ред. от 08.06.2015) (далее – Закон об оценочной деятельности) закреплен перечень документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости.

Из судебной практики видно, что заявителями в основном не учитываются три момента.

1. Отчет составляется на основании следующих нормативно-правовых актов:

  • – Приказа Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256;
  • – Приказа Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254;
  • – Приказа Министерства экономического развития РФ от 25.09.2014 N 611;
  • – Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”.

2. Не представляется экспертное заключение к отчету.

В Определении от 01.04.2015 N 55-АПГ15-2 ВС РФ указал, что экспертное заключение является документом, подтверждающим возможность использования отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости в качестве надлежащего доказательства по делу.

3. Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Именно третий момент редко учитывается заявителями. Это видно из Определений ВС РФ.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости и рыночная стоимость должны быть установлены на одну дату (Определение ВС РФ от 29.04.2015 N 35-АПГ15-20).

Рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату (Определение ВС РФ от 01.09.2014 N 307-ЭС14-550).

На день рассмотрения спора Постановлением Правительства, вступившим в силу, утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки, а заявителем требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной на иную (новую) дату не заявлялось (Определение ВС РФ от 18.06.2015 N 305-ЭС15-6220).

Датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости, поименованного в ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности (в том числе вновь образованного), является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с названной статьей (Определение ВС РФ от 01.04.2015 N 55-АПГ15-2).
При обращении с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по субъектам Федерации к заявлению необходимо приложить документы, указанные в ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, в состав которых входит отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с учетом вышеуказанных документов, с положительным экспертным заключением. В отчете рыночная стоимость должна быть на дату, которой установлена кадастровая стоимость.

Идем в суд…

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости; или если такое заявление не рассмотрено комиссией в течение месяца.

Общество обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с соответствующим заявлением, приложив отчет об оценке земельных участков, экспертное заключение о рыночной стоимости земельных участков и другие необходимые документы. Комиссией заявление оставлено без удовлетворения. Суд первой инстанции обязал ФГБУ “ФКП Росреестра” внести изменения в государственный кадастр недвижимости.

Общество обратилось в суд, указав, что установленная кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости и нарушает его права как плательщика земельного налога, и потребовав внесения рыночной стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости по каждому земельному участку.

ФГБУ “ФКП Росреестра” в лице филиала указывает на неправомерность привлечения его к участию в деле в качестве заинтересованного лица, ссылаясь при этом на отсутствие у него полномочий по государственной оценке земель, установлению и утверждению значений кадастровой стоимости земельных участков и на то, что, как орган кадастрового учета в силу своих полномочий, оно лишь воспроизводит данные о кадастровой оценке с внесением необходимых сведений в государственный кадастр недвижимости и осуществляет только технические функции исполнителя, ответственность за результат такой оценки не несет.

Решением Рязанского областного суда от 09.12.2014 дело N 3-12/2014 заявление удовлетворено, кадастровая стоимость указанных земельных участков установлена равной их рыночной стоимости. Суд обязал федеральное государственное бюджетное учреждение “Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии” в лице филиала внести изменения в государственный кадастр недвижимости посредством изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков.

ВС РФ в Определении от 08.04.2015 N 6-АПГ15-1 указал решение Рязанского областного суда от 09.12.2014 N 3-12/2014 оставить без изменения. Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности для оспаривания юридическим лицом кадастровой стоимости земельных участков предусматривает обязательность обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Аналогичная позиция изложена в Определении ВС РФ от 03.06.2015 N 41-АПГ15-11. Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо в случае, если такое заявление не рассмотрено комиссией в течение месяца с даты его поступления.

Законодатель в ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности указал, что “решения комиссии могут быть оспорены в суде” и “в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя” (Определение ВС РФ от 13.05.2015 N 53-АПГ15-19).

Оспаривая кадастровую стоимость, необходимо соблюдать досудебное урегулирование спора, то есть до обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости обратиться в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости. И в случае, если заявление будет отклонено комиссией или если по истечении месяца с даты поступления заявления в комиссию не поступил ответ, обращаться в суд. Данный порядок досудебного урегулирования предусмотрен только для юридических лиц.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным согласно абз. 3 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности (также данная позиция изложена в Определении ВС РФ от 27.05.2015 N 53-АПГ15-26). В суде заявитель вправе оспаривать нормативный правовой акт, которым такая стоимость утверждена, и утвержденные этим актом результаты определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

…или в кадастровую палату

ФГБУ “ФКП Росреестра” уполномочено определять кадастровую стоимость вновь учтенных объектов недвижимости и тех, в отношении которых изменились количественные и (или) качественные характеристики, а также ранее учтенных при внесении сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

Кадастровой палатой изменение кадастровой стоимости возможно, если: а) имеется решение суда либо комиссии о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости, которым установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, и это решение предъявлено органу кадастрового учета (ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности); б) согласно Приказу Росреестра от 12.05.2015 N П/210 ФГБУ “ФКП Росреестра” уполномочено определять кадастровую стоимость не только вновь учтенных объектов недвижимости, но и тех, в отношении которых изменились количественные и (или) качественные характеристики, и ранее учтенных при внесении сведений о них в государственный кадастр недвижимости. Приказ вступил в силу с 20.06.2015.

ФГБУ “ФКП Росреестра” уполномочено определять кадастровую стоимость вновь учтенных объектов недвижимости, в отношении которых изменились количественные и (или) качественные характеристики, и ранее учтенных при внесении сведений о них в государственный кадастр недвижимости. Также в кадастр вносятся сведения на основании решения суда и решения комиссии о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Лови момент!

Установленная судебным решением или комиссией кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости.

Согласно п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28 в соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются.

В соответствии со ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В Определении ВС РФ от 29.04.2015 N 35-АПГ15-20 указано, что в соответствии со ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Однако названные положения ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности подлежат применению лишь к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (п. 8 ст. 3 Закона N 225-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Теги: 0 0 Адвокаты https://сайт/wp-content/uploads/2017/11/logo1-300x40.png Адвокаты 2015-09-14 22:09:28 2016-03-28 22:49:19 Судебная практика по оспариванию кадастровой стоимости

В последние 6-8 лет государственная оценка является одной из самых острых проблем владельцев недвижимости. Определённая при непосредственном участии Росреестра кадастровая стоимость, как правило, завышена в 60% случаев. В результате с собственников и арендаторов взимаются чрезмерно большие платежи, что приводит к ущемлению их интересов.

Однако действующие сегодня нормативные акты позволяют успешно оспорить стоимость недвижимости в ГКН. В настоящей статье описаны особенности и правила пересмотра, а также представлены образцы заявлений о пересмотре кадастровой стоимости.

Нормативно-правовая база

При решении вопроса об изменении кадастровой цены объектов недвижимости необходимо опираться на следующие нормативные акты и судебные решения:

  • Кодекс об административном судопроизводстве РФ (КАС РФ).
  • Земельный кодекс РФ (ЗК РФ).
  • ФЗ от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «O государственных кадастровых оценках недвижимости» (вступил в законную силу с января 2017 г.).
  • Постановление Правительства РФ № 316 «Правила проведения оценки земель».
  • Федеральный стандарт проведения оценки (ФСО).
  • Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 г. № 36 и № 28 от 30.06.2015 г.
  • Постановление Президиума ВАС от 28.06.2011 г. по делу № А27-4849/2010.

Понятие кадастровой стоимости

Согласно законодательству, кадастровая стоимость - это расчётная величина, устанавливаемая по результатам государственной оценки с учётом целевого назначения и местонахождения недвижимости.

Определение стоимости объектов проводится в соответствии с требованиями федерального законодательства РФ. Также следует учитывать, что ЗК РФ позволяет регионам утверждать средние показатели по каждому муниципальному району.

Кадастровую стоимость применяют для расчёта налоговых и арендных платежей, цены выкупа. Из-за использования метода массовой оценки (без учёта индивидуальных характеристик объекта ), она сильно отличается от рыночных цен в большую или меньшую сторону.

С вступлением в силу с 01.01.2017 г. ФЗ № 237 был объявлен переходный период и кадастровую стоимость недвижимости «заморозили» до 01.01.2020 г. До наступления этого срока для расчётов используется показатели по состоянию на 01.01.2014 г. Вместе с тем «заморозка» не препятствует заинтересованным лицам обратиться с заявлением о корректировке государственной цены на недвижимость.

Основания для пересмотра стоимости недвижимости

Результаты ГКО объектов могут быть пересмотрены или оспорены, если они каким-то образом затрагивают интересы заинтересованных лиц. Например, из-за недостоверного определений стоимости земельного участка собственнику начисляется неподъёмный налог.

В образцах заявлений по пересмотру кадастровой стоимости, как правило, указывают следующие причины:

1. Недостоверные сведения о недвижимости, использованные в процессе её оценки. При этом под недостоверностью следует понимать выявленное искажение (намеренное или случайное) информации о характеристиках, состоянии, местонахождении объекта. В частности, это могут быть:

  • Неправильное определение категории или вида использования.
  • Игнорирование индивидуальных показателей, негативно влияющее на его действительную стоимость.
  • Недобросовестность коммерческих оценщиков.
  • Неполнота и неточность данных кадастра.

2. Необходимость установить в отношении объекта его рыночную стоимость на дату, по состоянию на которую был получен результат оценки ГКН.

Федеральный закон позволяет оспорить стоимость в комиссии по рассмотрению спорных ситуаций при Росреестре или в суде общей юрисдикции.

Стороны спора

Подать заявление о пересмотре результата определения кадастровой стоимости могут следующие лица:

  • Собственники объектов недвижимости, в том числе долевые.
  • Лица, владеющие участками на праве постоянного пользования или наследуемого владения.
  • Арендаторы недвижимого имущества при условии, что размер платы рассчитывается исходя из цены, указанной в госкадастре.
  • Бывшие владельцы недвижимости, если сведения ГКН как-то затрагивают их интересы, как налогоплательщиков.

При обращении в суд в качестве административного ответчика указывают одного из субъектов:

  • Орган (министерство, департамент, управление) исполнительной власти, утвердивший результаты кадастровой оценки, и орган, проводившие её.
  • Органы, обладающие полномочиями по исправлению кадастровой или технической ошибок. Они указываются в исках об оспаривании результатов оценки в связи с недостоверной информацией об объекте оценки.

Как показывает практика, надлежащим ответчиком будет являться Департамент (Министерство) имущественных отношений региона. Также к делу потребуется привлекать третьих лиц. Ими могут быть:

  • Министерство экологии и природопользования (природных ресурсов) субъекта РФ.
  • Территориальное отделение Росреестра.
  • Филиал Федеральной кадастровой палаты по региону.
  • Администрация муниципального района или сельского поселения,
  • ИФНС России по области/краю/республике.

Порядок обращения в комиссию

В соответствии с требованиями, установленными Минэкономразвития России, комиссии формируются и действуют при Территориальных Отделах (ТО) Росреестра субъектов РФ.

Комиссия имеет следующий состав:

  • Представители органов исполнительной власти региона.
  • Уполномоченные сотрудники ТО Росреестра.
  • Делегаты от союза предпринимателей.
  • Члены СРО оценщиков.

В комиссию направляется заявление с указанием причин, по которым показатели ГКН должны быть скорректированы. Форма заявлений о пересмотре кадастровой стоимости приведена ниже.

Заявление не рассматривают в случае:

  • Отсутствует документы, необходимые для разрешения спора, либо они поданы в неприемлемом виде (ксерокопия, с письменными исправлениями и т.д.).
  • Пропущен срок давности. В образцах заявлений по пересмотру кадастровой стоимости по этому основанию истцы ссылаются обычно на то, что срок начал течь с момента, когда им стало известно о неправильной цене в ГКН.
  • Оспариваемая цена недвижимости объекта ранее была установлена равной рыночной.

Обращение рассматривается в течение календарного месяца со дня поступления. О дате проведения заседания комиссии заявителя должны уведомить заранее. Он также вправе присутствовать и устно пояснить свои доводы. После рассмотрения заявления, изучения документов и доводов комиссия решает вопрос о пересмотре кадастровой цены или об отказе в удовлетворении требований. В случае положительного решения в ФГБУ «ФКП Росреестра» направляется соответствующее уведомление.

Заявитель вправе обжаловать отказ комиссии в судебном порядке.

Перечень документов

В зависимости от способа изменения кадастровой стоимости различается набор документов, требуемых для подтверждения своих требований.

При обращении в комиссию при Территориальном отделе Росреестра потребуется:

  • Правоустанавливающий документ на предмет оценки. В ЕГРП на момент подачи заявления должна присутствовать запись о наличии права заявителя.
  • Справка о результате оценки (выписка из ЕГРН). Также кадастровую стоимость в Росреестре можно узнать путём заказа справки о стоимости объекта, кадастрового паспорта.
  • Доказательства недостоверности сведений, которые учитывались при определении его стоимости в ГКН.

При обращении в комиссию экспертное заключение о рыночной цене объекта недвижимости необязательно.

Более объёмный пакет документов необходимо собрать при пересмотре стоимости в судебном порядке. В него, помимо перечисленных выше, входят:

1. Заявление по пересмотру кадастровой стоимости объекта недвижимости, составленное с учётом ст. 125 КАС РФ. В частности, документ должен содержать:

  • Сведения о заявителе и ответчике, включая известные контактные данные.
  • Описание объекта, цена которого пересматривается.
  • Указание на нарушенную норму права, пояснение обстоятельств, обосновывающих мнение истца.

2. Заключение эксперта (оценщика) о величине рыночной стоимости на бумажном носителе, а также в электронном виде.

3. Подтверждение допущенной в процессе ГКО технической ошибки.

4. Решение комиссии (при наличии).

5. Квитанция (платёжное поручение) об оплате госпошлины. В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ административный истец обязан внести денежные средства за каждый объёкт, стоимость которого оспаривается.

Особенности заявления о пересмотре стоимости недвижимости в судебном порядке

При оспаривании цены необходимо правильно формулировать претензии. В своём заявлении в суд о пересмотре кадастровой стоимости заинтересованное лицо может выдвинуть одно из следующих требований:

1. Установить в отношении недвижимости цену аналогичную рыночной. Дела по таким обращениям рассматриваются по правилам гл. 25 КАС РФ.

2. Изменить кадастровую цену в связи с выявлением недостоверной информации, которую использовали в процессе ГКО.

3. Оспорить (отменить полностью или частично) решения комиссии. Дело разрешают с учётом норм гл. 22 и 25 КАС РФ.

Суды особо отмечают, что пересмотр кадастровой стоимости земельных участков не может быть совмещён с имущественными требованиями (пересмотр налоговых или арендных платежей, взыскание ущерба).

Ниже представлен образец заявления о пересмотре кадастровой стоимости, составленного с учётом требований КАС РФ и Постановлений Пленума ВС РФ.

Приведённая форма позволяет составить обращение как по вопросу изменения кадастровой цены на рыночную, так и в случае обнаружения технической ошибки или недостоверности.

Процедура рассмотрения обращения

Судебные дела по пересмотру кадастровой стоимости рассматриваются по правилам административного судопроизводства в судах регионального уровня (верховный суд республики, областной суд и др. ). Иск об изменении цены недвижимости в связи с недостоверностью сведений должен быть рассмотрен в течение 2 месяцев, а дело об оспаривании решений комиссии - в 1 месяц.

В процессе рассмотрения дела заявитель должен подтвердить все свои доводы, изложенные в заявлении о пересмотре кадастровой стоимости. В подобного рода спорах главная роль в доказывании отводится письменным свидетельствам - документам, фотографиям, а также заключениям приглашённых специалистов.

После завершения процесса вступившее в силу решение суда позволит внести изменения в ЕГРП.


Кадастровая стоимость объекта недвижимости - это средневзвешенная рыночная стоимость объекта недвижимости, которая определяется на основании целого ряда правил оценочной деятельности. И при этом она - не приговор. То есть если вас не устраивает размер вашей кадастровой стоимости - вы вправе добиваться ее пересчета. Почему она может не устраивать вас? Во-первых, на основании кадастровой стоимости рассчитывается размер жилищный налог и чем КС выше - тем выше ставка налога. Такие правила стали действовать не так давно, но уже дали свои плоды. Однако при всей строгости закона вы имеете полное право отстаивать свое право на пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости с последующим его изменением и мы попробуем вкратце описать эту процедуру и дадим ссылку на заявление подаваемое в Росреестр при пересмотре кадастровой стоимости.

Сроки подачи заявления на пересмотр кадастровой стоимости

6 месяцев - это предельный срок принятия Росреестром заявления на пересмотр размера кадастровой стоимости объекта недвижимости. Если вы не успели за 6 месяцев с момента внесения в государственный кадастр недвижимости подать заявление с выражением несогласия - повторную подачу вы, согласно срокам рассмотрения, осуществить не сможете. Второе, что надо помнить - если вы все же добились рассмотрения и пересчета данных - они будут приниматься комиссией по рассмотрению споров в течение 6 месяцев с даты внесения изменений - такой срок прописан в законодательстве.

Заявление, подаваемое в Росреестр о пересмотре кадастровой стоимости

Главным документом, на основании которого открывается спор о кадастровой стоимости участка или объекта другого недвижимого имущества собственника с комиссией Росреестра, является заявление на пересмотр. В зависимости от ситуации это заявление может быть разным. Заявитель может выступать как физическим, так и юридическим лицом и требования о пересмотре могут ссылаться на недостоверность сведений оценочной комиссии об объекте недвижимости или на недостоверно указанную рыночную стоимость. Ниже вы найдете ссылки на скачивание заявлений о пересмотре кадастровой стоимости всех 4 вариантов, а пока мы перечислим - какие сведения обязательно надо будет указывать.

Если заявитель выступает как физическое лицо - указывается ФИО, адрес места жительства, регистрации, номер телефона, электронная почта (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);

Если заявитель выступает как юридическое лицо – полная и краткая форма юридического лица (ООО или ОАО или ЗАО и т.д.), наименование, номер ОГРН, адрес регистрации и местонахождения, номер телефона, электронная почта (при наличии), факс (при наличии);

Сведения о владельце объекта недвижимости (в случае, если заявление составляет не правообладатель объекта недвижимости) - ФИО, адрес места жительства;

Если правообладателем является физическое лицо, наименование юридического лица, почтовый и юридические адреса - если правообладателем является юридическое лицо;

Просьбу о пересмотре кадастровой стоимости;

Основания пересмотра кадастровой стоимости;

Кадастровый номер объекта недвижимости;

Точный адрес или местоположение объекта недвижимости (при наличии).

Если заявитель не имеет возможности личного посещения отделения Росреестра, ведающего правом открытия спора по кадастровой стоимости, документы могут быть переданы по почте с обязательной описью вложения (на отдельном листе пишется наименование отправляемого документа и комплектность).



Просмотров