Принципы кпзс и что они означают. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах. Конституция может быть нескольких видов

Название: Конституционное право зарубежных стран.

Издание поможет студенту не только усвоить и оперативно повторить учебный материал перед сдачей зачета и экзамена, но и качественно подготовиться к семинарским занятиям, написать курсовую и дипломную работу. Содержание учебно-методического комплекса полностью соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.
Для абитуриентов, студентов, аспирантов и преподавателей ВУЗов и иных учебных заведений, где изучается конституционное право зарубежных стран.

Конституционное право является определяющим для других отраслей права, поскольку национальная конституция занимает особое место в иерархии законодательных актов любого государства.
Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования в юридическом ВУЗе обязательным является изучение дисциплины «Конституционное право зарубежных стран». В условиях усиления процессов интеграции и глобализации в современном мире знание иностранного права представляет собой одно из необходимых условий успешной профессиональной деятельности специалистов-юристов. Это тем более важно, что многие страны Запада являются демократическими правовыми государствами с вековыми традициями. Использование их передового опыта нередко бывает полезным при совершенствовании отечественного законодательства, практики деятельности конституционных и политических институтов.

СОДЕРЖАНИЕ
А. В. Малько. Предисловие 11
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.) 14
Методические рекомендации по изучению и преподаванию конституционного права зарубежных стран
Программа курса «Конституционное право зарубежных стран» 16 Список ведущих российских периодических изданий, освещающих проблематику конституционного права зарубежных стран 31
Рекомендуемая литература по всему курсу конституционного права зарубежных стран 32
Тематический план семинарских занятий для студентов 2-го курса юридического ВУЗа 35
Методика выполнения курсовых работ (рефератов) 49
Примерная тематика курсовых работ (рефератов) 63
Методические рекомендации по проведению промежуточного (рубежного) контроля 64
Методические рекомендации по подготовке и сдаче экзамена. Вопросы к экзамену 71
Методика выполнения выпускных квалификационных (дипломных) работ 75
Примерная тематика дипломных работ 80
Приложение 1 81
Приложение 2 82
Учебник: краткий курс
Общая часть
Тема 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран 84

1.1. Предмет конституционного права зарубежных стран 84
1.2. Источники конституционного права в зарубежных странах 86
1.3. Конституционно-правовые отношения 89
1.4. Субъекты конституционного права. 90
1.5. Наука конституционного права 91
Тема 2. Конституции зарубежных стран 95
2.1. Понятие и сущность конституции 95
2.2. Виды конституций 97
2.3. Порядок принятия и изменения конституций 99
2.4. Характерные черты конституций стран Запада, принятых в послевоенный период 101
2.5. Понятие конституционного надзора (контроля) 102
2.6. Статус органов конституционного надзора и контроля 105
Тема 3. Политические партии и партийные системы 108
3.1. Понятие политической партии и многопартийности 108
3.2. Типология политических партий 111
3.3. Партийные системы и их виды 114
3.4. Функции и структура политических партий 116
Тема 4. Основы правового положения личности 119
4.1. Понятие гражданства 119
4.2. Общая характеристика и классификация основных прав и свобод 121
4.3. Основные социально-экономические права и свободы 123
4.4. Основные политические права и свободы 124
4.5. Основные личные права и свободы 125
4.6. Конституционные обязанности граждан 127
Тема 5. Форма государства 130
5.1. Понятие формы государства 130
5.2. Понятие и классификация форм правления 131
5.3. Форма государственного устройства 135
5.4. Административно-территориальное устройство государства 138
5.5. Автономия в зарубежных странах: понятие и виды 140
Тема 6. Политические режимы в зарубежных странах 142
6.1. Понятие политического режима. Его связь с формой государства. 142
6.2. Демократический политический режим: понятие, сущность, признаки 142
6.3. Понятие и виды антидемократического политического режима 144
Тема 7. Избирательное право и избирательные системы 150
7.1. Понятие и сущность избирательного права 150
7.2. Основные принципы избирательного права 152
7.3. Избирательный процесс. Организация и порядок проведения выборов 157
7.4. Мажоритарная избирательная система, ее характерные черты и особенности 159
7.5. Пропорциональная избирательная система. Виды ограничения принципа пропорционализма 162
7.6. Референдум: понятие, виды, практика применения 164
Тема 8. Конституционно-правовой статус главы государства 167
8.1. Глава государства в системе органов государственной власти 167
8.2. Компетенция главы государства 168
8.3. Президент: правовое и фактическое положение в различных республиках 170
8.4. Статус монарха 172
Тема 9. Парламент в зарубежных странах 175
9.1. Парламент: порядок формирования, структура и полномочия 175
9.2. Внутренняя организация парламента и его палат 178
9.3. Законодательная процедура в парламенте 180
9.4. Правовое положение депутата парламента 184
Тема 10. Правительство в зарубежных странах 187
10.1. Место правительства в системе органов государственной власти 187
10.2. Порядок формирования и структура правительства 189
10.3. Полномочия правительства 191
Тема 11. Местное самоуправление в зарубежных странах 194
11.1. Понятие и основные принципы местного самоуправления 194
11.2. Системы (основные модели) местного управления и самоуправления 196
11.3. Компетенция муниципальных органов 198
Особенная часть
Тема 12. Основы конституционного права Соединенных Штатов Америки 203

12.1. Характерные черты Конституции США 203
12.2. Основы правового положения личности 204
12.3. Американская партийная система 207
12.4. Конгресс США: структура, полномочия, внутренняя организация палат 208
12.5. Президент США: статус, полномочия, подчиненный ему аппарат управления 210
12.6. Система судебной власти США 213
12.7. Особенности американского федерализма 215
Тема 13. Основы конституционного права Великобритании 219
13.1. Конституция и правовая система Великобритании 219
13.2. Основы правового положения личности 221
13.3. Партийная система и основные политические партии Великобритании 223
13.4. Парламент Великобритании: внутренняя организация, полномочия 225
13.5. Статус монарха в Великобритании 228
13.6. Правительство Великобритании: порядок формирования и правовой статус 229
Тема 14. Основы конституционного права Французской Республики 232
14.1. Конституция Пятой Республики, ее характерные черты и особенности 232
14.2. Основы правового положения личности 234
14.3. Партийная система и основные политические партии Франции 235
14.4. Статус Президента и правительства во Франции 237
14.5. Парламент Франции: структура, полномочия 239
14.6. Система судебной власти Франции 240
14.7. Особенности регионального и местного управления 241
Тема 15. Основы конституционного права Федеративной Республики Германия 244
15.1. Основной закон ФРГ: общая характеристика 244
15.2. Основы правового положения личности 245
15.3. Партийная система и основные политические партии Германии 247
15.4. Парламент ФРГ: полномочия и внутренняя организация 250
15.5. Правовой статус Правительства ФРГ. 252
15.6. Система судебной власти 253
15.7. Характерные черты германского федерализма 257
Тема 16. Основы конституционного права Итальянской Республики 260
16.1. Конституция Италии: общая характеристика. 260
16.2. Основы правового положения личности 261
16.3. Партийная система и основные политические партии Италии 263
16.4. Парламент: полномочия и внутренняя организация 265
16.5. Конституционный статус Президента Итальянской Республики 268
16.6. Правовой статус правительства. 270
16.7. Судебная система Италии 272
16.8. Политико-территориальное устройство Италии 273
Тема 17. Основы конституционного права Японии 277
17.1. Конституция Японии, ее характерные черты и особенности 277
17.2. Основы правового положения личности 279
17.3. Партийная система и основные политические партии Японии 280
17.4. Монарх Японии: юридические и фактические полномочия, политическая роль. 282
17.5. Статус Парламента и правительства Японии 284
17.6. Система судебной власти 286
17.7. Организация местных органов публичной власти 288
Тема 18. Основы конституционного права Китайской Народной Республики 290
18.1. Конституция КНР: общая характеристика. 290
18.2. Основы правового положения личности 291
18.3. Политические партии и общественные объединения 293
18.4. Высшие (центральные) органы государственной власти КНР. 294
18.5. Административно-территориальное устройство и национальная автономия в КНР 298
Тема 19. Основы конституционного права развивающихся стран (государств третьего мира) 300
19.1. Возникновение и развитие стран, освободившихся от колониальной зависимости 300
19.2. Конституции развивающихся стран 302
19.3. Основы правового положения личности 303
19.4. Форма государства 305
19.5. Статус главы государства и правительства в развивающихся странах 307
19.6. Высшие представительные органы государственной власти в развивающихся странах 309
Приложение 312

Издание поможет студенту не только усвоить и оперативно повторить учебный материал перед сдачей зачета и экзамена, но и качественно подготовиться к семинарским занятиям, написать курсовую и дипломную работу. Содержание учебно-методического комплекса полностью соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.

Для абитуриентов, аспирантов и преподавателей вузов и иных учебных заведений, где изучается конституционное право зарубежных стран.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ТЕМА 2. КОНСТИТУЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ

ТЕМА 4. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

ТЕМА 5. ФОРМА ГОСУДАРСТВА

ТЕМА 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

ТЕМА 7. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

ТЕМА 8. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА

ТЕМА 9. ПАРЛАМЕНТ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

ТЕМА 10. ПРАВИТЕЛЬСТВО В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

ТЕМА 11. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

ТЕМА 12. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

ТЕМА 13. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

ТЕМА 14. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ТЕМА 15. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ

ТЕМА 16. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ТЕМА 17. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЯПОНИИ

Понятие конституционного права зарубежных стран

Конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина.

Конституционное право как наука (понятие, значение, зарождение и развитие, основные школы).

Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах (предмет, метод, система, конституционно-правовые отношения, источники, место и роль в правовых системах зарубежных государств).

Понятие конституционного права зарубежных стран.

Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права – такой отрасли права не существует. Существует конституционное право конкретной страны (индийское, французское, бразильское). Нет также и науки с таким названием. При употреблении термина конституционное право зарубежных стран речь идет о собирательном явлении, о комплексном и сравнительном изучении конституционного права стран зарубежья, об ответвлении от единой науки конституционного права, а также об учебной дисциплине. В связи с тем, что конституционное право в правоведении рассматривается в трех аспектах: как отрасль права конкретных государств, как наука и как учебная дисциплина в системе юридического образования, рассмотрим сначала его в первом аспекте.

2.1 Предмет и метод конституционного права

Самостоятельность конституционного права в правовой системе любой страны обуславливается, прежде всего, его особым предметом регулирования. Конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением публичной, главным образом государственной власти.

Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирования.

Основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования – под которым понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения.

К основным методам в конституционно-правовом регулировании общественных отношений относятся:

· метод обязывания – характерен для норм конституционного права, относящихся к организации и функционированию власти: «Правительство должно получить доверие палат парламента» (ст. 94 Конституции Италии);

· метод запрещения: «Свобода мысли и совести не должна нарушаться» (ст. 19 Конституции Японии);

· метод дозволения: «До промульгации Президент может потребовать один раз пересмотра закона парламентом» (ст. 77 Конституции Румынии);


· метод провозглашения: «Тайна переписки и свободной корреспонденции абсолютно неприкосновенна» (ст. 19 Конституции Греции).

В целом конституционно-правовой метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных началах, что объясняется природой тех общественных отношений, которые регулируются нормами конституционного права.

2.2. Определение конституционного права зарубежных стран

Установив предмет и метод конституционного права можно сформулировать определение данной отрасли права как систему правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы органов публичной власти.

2.3. Система конституционного права

Конституционное право представляет собой сложную систему, включающую множество взаимодействующих частей и элементов, которые характеризуют его внутренне строение и обособляют от других отраслей права. Основные части и элементы системы конституционного права – это его общие принципы, а также институты и нормы.

Общие принципы конституционного права – это выраженные в содержании данной отрасли права основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регулирование общественных отношений.

Общие принципы, составляя каркас системы конституционного права, придают ей единую систему направленность. Они регулируют общественные отношения не непосредственно, а через конкретные конституционно-правовые нормы, соответственно воплощаясь в этих нормах и в правоприменительной деятельности органов власти.

В конституционном праве можно выделить две группы общих принципов.

К первой группе относятся принципы, которые не формулируют конкретных прав и обязанностей и не всегда обеспечены правовыми санкциями, но при этом они имеют определяющее значение для многих конституционно-правовых норм. К ним относятся:

· народный суверенитет;

· народное представительство;

· разделение властей;

· неотчуждаемые права;

· равноправие и другие.

Ко второй группе относятся принципы, которые имеют четкую юридическую форму выражения и непосредственно применимы в государственной деятельности; например:

· независимость депутатов от избирателей;

· судебная защита конституционных прав;

· неответственность монарха как главы государства и др.

Вторым элементом системы конституционного права являются конституционно-правовые нормы представляющие собой общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

Конституционно – правовые нормы отличаются от норм других отраслей права тем, что они регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства.

Как правило, они имеют двухэлементную, или даже одноэлементную структуру. Чаще всего в них отсутствует санкция, но нередко и гипотеза. Система конституционного права каждого отдельного государства содержит большое число норм.

Их можно классифицировать по следующим основаниям.

По функциональнойнаправленности различаются нормы регулятивные и охранительные.

Большинство норм конституционного права относятся к регулятивным. Они непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы чаще всего представляют собой запреты. Так, ст.9 Конституции Японии гласит: « Право на ведение государством войны не признается».

По характеру регулируемых общественных отношений выделяются нормы материальные и процессуальные. Пример материальной нормы дает ст.53 Конституции Италии: «Все обязаны участвовать в государственных расходах». К процессуальной норме можно отнести ст.48 Конституции Франции: «Одно заседание Парламента в неделю отводится для обсуждения вопросов, вносимых членами Парламента и ответов Правительства».

По способу воздействия на субъекты права можно выделить нормы:

· управомочивающие, например: ст. 95 Конституции Литвы гласит: «В заседаниях Правительства может участвовать государственный контролер»;

· обязывающие – таковой, например, является ст.69 Основного закона ФРГ: «Федеральный канцлер по просьбе Федерального президента, а федеральный министр по просьбе Федерального канцлера или Федерального президента обязаны продолжать ведение дел до назначения их преемников».

· запрещающие – ст.23 Конституции Франции: «Функции члена Правительства несовместимы с парламентским мандатом».

· норма может носить одновременно характер управомочивающий и обязывающий – так, параграф 4 гл.7 Формы правления Швеции установил, что «Премьер – министр созывает других министров на заседание Правительства и председательствует на нем».

В так называемых идеологизированных конституцияхимеются нормы, которые определяют экономические, социальные, политические цели и задачи общества и государства.

Соответственно в них можно выделить:

· нормы – принципы; они характерны тем, что реализация их носит опосредованный характер, поскольку получают свое развитие либо в других статьях конституции, либо в актах иных отраслей права, либо в деятельности органов государства. Например, ст.17 Конституции КНР установившая принцип: «От каждого по способностям – каждому по труду»;

· нормы – целихарактерны для конституций стран социалистической ориентации – так, согласно поправкам, внесенным в Конституцию КНР в 1993 году, перед этой страной ставится цель создания зрелого социалистического общества в течение 100 лет.

· нормы – символы – таковой можно назвать ст.1 Конституции Гвинеи: «Девиз республики – труд, справедливость, солидарность»;

По действию во времени нормы Конституционного права подразделяются на постоянные, временные и исключительные.

У большинства норм срок действия неопределенный.

Временные нормы содержатся в переходных положениях, регулирующих переход от состояния до вступления в силу данного акта к состоянию, предусмотренному этим актом.

Исключительные нормы устанавливаются, как правило, на случай чрезвычайных обстоятельств, приостанавливая на это время действие отдельных постоянных норм.

Третьим элементом системы конституционного права являются его институты, представляющие собой отдельные группы норм регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения.

К числу конституционно – правовых институтов относятся такие, как правовой статус человека и гражданина, основы общественного строя, форма правления, избирательное право, народное представительство, конституционный контроль и др.

Крупнейшие институты конституционного права рассматриваются как подотрасли конституционного права, например, парламентское право.

2.4. Конституционно – правовые отношения

В результате юридических фактов на основе действия норм конституционного права между различными сторонами возникают конституционно-правовые отношения, участники которых именуются субъектами конституционного права.

В их число обычно включаются:

· социальные и национальные общности (народ, являющийся источником власти, нации и иные этнические группы, имеющие право на самоопределение, классы в странах социалистической ориентации);

· государство и его составные части (субъекты федерации, автономии);

· основные органы государства (глава государства, парламент, правительство);

· общественные объединения и коллективы граждан (политические партии, избирательные блоки, группы избирателей, муниципальные образования);

· депутаты представительных органов;

· органы местного самоуправления и управления;

· граждане, лица с двойным или множественным гражданством, иностранцы, лица без гражданства;

· в некоторых странах субъектом конституционного права является церковь.

В Великобритании англиканская и шотландская пресвитерианская церковь обладает правом законодательной инициативы по вопросам ее деятельности.

Говоря о субъектах конституционного права нельзя не остановиться подробнее на понятии конституционно-правовых отношений и их специфике.

Конституционно-правовые отношения можно определить как общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе, индивидуализированные общественные связи между субъектами конституционного права. Содержанием этих отношений является социальное поведение субъектов конституционного права, обеспечиваемое и направляемое государством путем определения их конкретных прав и обязанностей.

В структуре конституционно-правового отношения имеется и третий элемент: объект.

Объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например: жилище, так и нематериальные блага, такие как свобода.

Конституционно-правовые отношения могут быть следующих видов:

· конкретные, т.е. те, в которых просматриваются субъекты, их права и обязанности;

· общего характера – в них конкретно не определен круг субъектов, их права и обязанности;

· правовые состояния – правоотношения, в которых четко определены субъекты, содержание же их прав и обязанностей конкретно не определено;

· постоянные (гражданство) и временные (избирательные);

· материальные и процессуальные.

В материальных правоотношениях реализуются права и обязанности, составляющие содержание правоотношений. В процессуальных правоотношениях реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих обязанности субъекта (например, право частной собственности охраняется законом).

Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права. Индивидуализация связи между ними выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей. Например, ст.49 Конституции Италии провозглашает: «Все граждане имеют право свободно объединяться в партии». Указанная специфика позволяет понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства.

Конституционно-правовые отношения образуют ту социально-правовую основу, на которой складываются конкретные правоотношения.

2.5. Источники конституционного права

Изучение любой отрасли права невозможно без изучения ее источников.

Под источником права в юридическом смысле понимаются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы.

В подавляющем большинстве государств основной массив источников конституционного права составляют нормативные правовые акты.

Главный источник данной отрасли права это, безусловно, основной закон государства – конституция, которая обладает верховенством в отношении любых других нормативных правовых актов страны. Важность этого источника связана с тем, что именно в конституции фиксируются основные права и свободы, принципы общественного и государственного устройства. Именно в конституции закрепляются те начала и принципы, которым обязаны следовать все субъекты конституционного права от личности до государства.

Структура конституции определяет, как правило, общую структуру конституционного права как отрасли национального права.

Конституционные принципы лежат в основе настроения всей национальной системы права и во многом определяют характер образующих ее отраслей.

Вторым по важности источником конституционного права являются законы. В формальном смысле слова законом является нормативный акт, принятый в соответствии со специальной процедурой законодательным органом, формируемым на основе всеобщего избирательного права.

По своему значению и характеру регулируемых общественных отношений законы подразделяются на конституционные, органические и обычные.

Конституционными законами в ряде зарубежных стран именуют акты, посредством которых вносятся изменения и поправки в Конституцию. Такие законы принимаются в соответствии с процедурой, предусмотренной для принятия поправок к Конституции. Как правило, это особо усложненный процесс. В Италии конституционные законы принимаются по отдельным, указанным в Конституции вопросам. Конституционные законы имеют большую юридическую силу, чем другие законы, но меньшую, чем Конституция.

Органические законы регулируют какой-либо институт конституционного права в целом. Так, Конституция Франции предусматривает урегулирование органическими законами статуса Конституционного совета (ст.63), Высокого Суда правосудия (ст.67), Суда Правосудия Республики (ст.68), Экономического и социального совета (ст.71), порядка выборов палат Парламента (ст.25).

Порядок принятия органических законов в разных странах не одинаков. Но характерными особенностями принятия таких законов является ограничение круга субъектов права законодательной инициативы, принятие этих законов абсолютным большинством голосов. В некоторых странах органические законы до подписания их главой государства подлежат обязательному направлению на проверку в орган конституционного контроля. Норма органического закона имеет преимущество перед нормой обычного закона.

Обычные законы образуют основную массу законодательных актов. В отличии от конституционных и органических законов, обладающих повышенной юридической силой, обычные законы регулируют менее важные общественные отношения, образующие предмет конституционного права. Принимаются обычные законы на основе процедуры, предусмотренной в Конституции.

Важным источником конституционного права является региональное законодательство. В частности, законодательство субъектов федерации. Во многих федеративных государствах установлено исключительная сфера ведения субъектов федерации. Применительно к данной сфере общественных отношений роль самостоятельного источника конституционного права выполняет закон субъекта федерации. В унитарных государствах такими источниками являются законы субъектов политической автономии.

Источником конституционного права являются внутригосударственные публично-правовые договоры, которые регулируют конституционные проблемы в тех случаях, когда заключившие их субъекты на это управомочены. Так, согласно ст.145 Конституции Испании статусы автономных сообществ могут предусмотреть случаи, условия и цели, в которых автономные сообщества могут заключать между собой соглашения для управления и взаимного оказания услуг, а также характер и последствия уведомления об этом Генеральных кортесов (парламента Испании).

К такого рода источникам относится национальный пакт 1943 года в Ливане о распределении высших государственных должностей между представителями разных конфессий. Договор 1998 года сроком на 20 лет между Францией и ее бывшей колонией Новой Каледонией, согласно которому Новой Каледонии передавались некоторые полномочия органов государства.

К источникам конституционного права относятся регламенты парламентов и их палат содержащие нормы, определяющие организацию и процедуру работы парламента. Эти акты принимаются либо в форме постановлений каждой из палат в двухпалатном парламенте и не нуждаются в одобрении другой палаты и подписи главы государства, либо в форме закона при однопалатном парламенте.

Следующим видом источников конституционного права являются нормативные правовые акты главы государства и исполнительной власти. Это указы монарха, декреты президента, постановления правительства, акты министров, постановления центральной избирательной комиссии по вопросам проведения выборов.

Среди нормативных актов исполнительной власти наиболее важное значение имеют акты, обладающие силой закона, которые издаются правительством на основе делегирования полномочий парламентом (Великобритания), либо на основе, принадлежащей правительству по Конституции регламентарной власти (Италия), либо в соответствии с исключительными полномочиями президента (Франция).

В качестве источников конституционного права выступают акты органов конституционного контроля. Это решения Конституционного совета Франции, конституционных судов Германии, Италии, Болгарии, Венгрии, конституционных трибуналов Испании, Польши, Верховных судов США, Индии, Японии, содержащие конституционно-правовые нормы о конституционности законов и других нормативных актов, о компетенции государственных органов, о толковании Конституции. Фактически многие акты органов конституционного контроля имеет ту же юридическую силу, что и конституционные нормы.

На локальном уровне в различных государствах действуют свои источники конституционного права: уставы, статуты, хартии муниципальных образований, регулирующие вопросы местного самоуправления.

В некоторых странах источником конституционного права выступает судебный прецедент, то есть решение суда по конкретному делу, которое признается обязательным при рассмотрении в последующем аналогичных дел. Особенно широко судебный прецедент применяется в Великобритании, США, Индии, других странах воспринявших англосаксонскую систему права. Так, в Великобритании именно судебный прецедент обосновал институт контрассигнатуры, сформулированный следующим образом: «Король не может действовать один».

Признание судебного прецедента источником конституционного права означает, что судебные органы осуществляют не только юрисдикционную функцию, но и правотворческую.

Господство судебного прецедента порождает большую казуистичность правовой системы и требует значительно более высокого профессионализма при работе с правовым материалом.

В отдельных странах, таких как Великобритания, Новая Зеландия и некоторых других странах англосаксонского права источником конституционного права считаются обычаи, под которыми понимаются сложившиеся в практике единообразной деятельности органов государства правила имеющие устный характер, нигде в официальных изданиях не записанные, опирающиеся на консенсус участников отношений и не пользующихся судебной защитой в случае их нарушения.

В Великобритании многие положения существуют именно в форме сложившихся на протяжении столетий обычаев. Например: «Король должен согласиться с биллем, прошедшим через обе палаты Парламента» или «Лидер партии большинства – Премьер-министр».

Неписаные обычаи, восходящие к временам и условиям племенной жизни, используются как источник права при регулировании конституционно-правовых отношений в некоторых странах Африки и Азии.

Специфическим источником права, в том числе и конституционного в отдельных государствах выступают своды религиозных правил. При этом, юридическая сила их превосходит даже силу конституционных норм. К таким странам относится Исламская Республика Иран, где высшим источником права является шариат – свод норм мусульманского права.

К числу источников конституционного права относятся нормативные правовые акты интеграционных объединений государств и международные договоры.

Наиболее развитым интеграционным объединением государств, в ведение которого государства – участники передают ряд своих суверенных прав, относятся Европейские сообщества, объединенные в рамках Европейского Союза.

Учредительные акты Союза, а также принимаемые его органами нормативные акты являются актами прямого применения и обладают верховенством по отношению к национальным нормативным правовым актам любого уровня. В случае коллизии между нормой национального права и права ЕС национальные суды государств – членов Союза должны применять норму права ЕС. Иное решение может быть оспорено в Суде Европейских Сообществ, чье решение носит окончательный характер. Каждое государство, вступающее в ЕС, обязано применять нормы права Союза. В случае, если конституция или иные нормативные акты приходят в противоречие с этими обязательствами, они должны быть пересмотрены и изменены прежде, чем будет осуществлена ратификация учредительных актов и договора о вступлении в Союз.

Так, вступлению Великобритании в состав ЕС предшествовало принятие специального Европейского Акта 1972 года, который в императивной форме установил прямое применение норм права ЕС, несмотря на то, что Великобритания принадлежит к числу государств, в которых суды при вынесении решений ссылались на нормы национального права.

Ратификации Маастрихтского договора о создании ЕС 1992 года предшествовали пересмотры конституций ряда государств членов Союза, в частности Франции, Германии, Ирландии. В Конституции Франции появилась новая XIV глава, посвященная Европейским Сообществам и ЕС.

Достаточно близким к актам интеграционных объединений является правовой режим такого источника конституционного права как международные договоры и соглашения. В период после II Мировой войны появилась целая группа международно-правовых актов, которые непосредственно трактуют и регулируют осуществление прав и свобод, закрепляемых на конституционно-правовом уровне в системе национального права. В первую очередь, это относится ко «Всеобщей декларации прав человека» 1948 года, «Международным пактам о правах человека» 1966 года. Закрепленные в этих актах положения обязательны для государств их ратифицировавших.

Основное отличие их от актов интеграционных объединений состоит в том, что они, как правило, не снабжены юрисдикционной защитой, за исключением «Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод» 1950г., предусмотревшую создание специальных контрольных органов, прежде всего это относится к Европейскому суду по правам человека, обладающему правом вынесения обязательных решений, подлежащих неукоснительному исполнению и Комитету Министров Совета Европы, контролирующему выполнение решений Европейского Суда.

К источникам Конституционного права в некоторых африканских государствах относятся национальные и революционные хартии (Алжир, Мадагаскар), Акты единственных правящих партий в Конго и Замбии, а также Декреты военных и революционных советов - временных органов государственной власти, создававшихся после военных переворотов.

2.6. Место и роль конституционного права в правовых системах зарубежных государств

Система права каждого государства состоит из множества отраслей, среди которых конституционное право занимает ведущее место. Это место обусловлено значимостью общественных отношений регулируемых данной отраслью права, а также тем, что конституционное право находится в центре взаимодействия всех отраслей права. В Конституционном праве провозглашаются такие положения, которые служат исходными принципами других отраслей права.

Поскольку конституционное право определяет структуру, принципы организации, порядок деятельности, общую компетенцию органов государственной администрации, отношения с ней человека и гражданина, то тем самым оно устанавливает основы административного права. В связи с тем, что конституции все чаще регулируют основы экономических отношений, тем самым конституционное право определяет основы гражданского, коммерческого, финансового, трудового права. Подобным образом, конституционное право устанавливает исходные позиции для других отраслей права конкретной страны. Конституционное право устанавливает также порядок принятия и изменения отраслевых правовых норм.

Итальянская Конституция – это многоплановый, тщательно и детально проработанный политико-юридический документ.

Конституция состоит из вводного раздела «Основные принципы», двух главных частей «Права и обязанности граждан» и «Устройство Республики» и переходных и заключительных постановлений. Итальянская Конституция имеет жесткий характер. В итальянской Конституции проводится четкое различие трех основных государственных функций: законодательная функция принадлежит Парламенту и областным советам в пределах их компетенции; исполнительная власть является прерогативой Президента Республики, министров и органов исполнительной власти областей, провинций и коммун; судебная власть входит в компетенцию различных судебных органов, включая Конституционный суд. Особое место в итальянской Конституции занимают взаимоотношения между государством и католической церковью. Права и обязанности граждан разделены в Конституции Италии на 4 отдельные группы в зависимости от их правового и социального содержания: гражданские отношения, этико-социальные отношения, экономические отношения, политические отношения. На протяжении полувекового периода, прошедшего с момента вступления в силу нынешней Конституции, Итальянское государство в целом развивалось по демократическому пути. Это, в частности, нашло свое подтверждение и в эволюции лево– и праворадикальных партий – коммунистов и неофашистов, в их нынешнем возвращении в конституционные рамки.

преобладание двух партий – христианских демократов и коммунистов Либеральные и консервативные политические силы вошли в правоцентристский блок «Полюс свободы» Партии левоцентристской ориентации объединились в блок «Оливковое дерево» Вне блоков остается сепаратистская Северная Лига. В соответствии с законом государство участвует в финансировании политических партий через их партийные группы в Палате депутатов и в Сенате.

Парламент. Ему принадлежит исключительная прерогатива определять в полной мере политику государства. Парламент состоит из двух палат – Палаты депутатов и Сената Республики. Обе палаты полностью равноправны. Президент Республики. Полномочия: по инициативе правительства участвует в процедуре представления палатам законопроектов; назначает в случаях, указанных законом, должностных лиц государства и др. Правительство (Совет министров). Правительство в политической жизни Италии является высшим органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование всей политической и административной системы государства. Конституционный суд. Не входит в общую систему судебных органов. Национальный совет экономики и труда – обладает правом законодательной инициативы и может участвовать в подготовке экономического и социального законодательства. Государственный совет – выполняет консультативные функции в области административного права, дает свои заключения о законопроектах и др. Счетная палата – обеспечивает предварительный контроль законности актов правительства, контролирует исполнение государственного бюджета и др. Высший совет магистратуры – обеспечение автономии и независимости магистратуры как отдельной и самостоятельной гильдии магистратов.

Преторский суд – по гражданским делам в первой и в апелляционной инстанции. Трибунал – в первой и апелляционной инстанции гражданские дела, индивидуальные трудовые споры, уголовные дела (трибунал по делам несовершеннолетних, областной трибунал по делам публичного водопользования). Апелляционный суд создается в специальных апелляционных округах. Суд присяжных учреждается в каждом апелляционном округе. Верховный кассационный суд является верховным органом правосудия, обеспечивает точное применение и единообразное толкование закона и др. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов, скорым и точным отправлением правосудия, защитой прав государства.

ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ИТАЛИИ В настоящее время Италия разделена на 20 областей: обладают специальным статусом, предусматривающим более широкие полномочия и функции, связанные с геополитическими и этническими особенностями этих областей. Области по ныне действующей Конституции являются автономными образованиями с собственной властью и системой функций согласно принципам. Провинции и коммуны по итальянскому законодательству одновременно являются территориальными единицами как государственного, так и областного деления. Некоторыми дополнительными правами и полномочиями пользуются горные сообщества – ассоциации коммун, расположенных в горной местности. В отдельную политико-административную категорию выделены некоторые крупные города (мегаполисы).



Просмотров