Теория государства и права. Курс лекций. Понятие формы государственного устройства. Деление государств по форме государственного устройства

Неразрывно связаны. Изучение государства и права следует начинать с происхождения государства. Возникновению государства предшествовал первобытно-общинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетиями; в различных исторических регионах распад первобытно-общинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

Известно несколько исторических типов государства и права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы устройства, правления, политического режима.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  • форма правления — определяет кому принадлежит власть;
  • форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
  • политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  • абсолютная (всевластие главы государства);
  • конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  • парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  • президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер- министра, а также жесткое разделение властей.

Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т. е. возможности роспуска парламента президентом.

В парламентарной республике провозглашается принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

Во второй половине XX в. появились смешанные формы правления, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик.

Формы государственного устройства

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные
  • Федеративные
  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

  • по принципу формирования субъектов:
    • административно-территориальные;
    • национально-государственные;
    • смешанные.
  • по юридической основе:
    • договорные;
    • конституционные;
  • по равенству статусов:
    • симметричные;
    • ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  • межгосударственные союзы;
  • содружества;
  • сообщества государств.

Политический режим

Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим ; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным .

Характеристика Российского государства

Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства.

В ст. 1 сказано: “Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Понятие и основные положения конституционного (государственного) права

Конституционное (государственное) право является основополагающей Российской Федерации.

Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Именно конституционное право определяет экономическую систему Российской Федерации, положение личности, фиксирует государственное устройство России, систему судебных органов.

Основной нормативный источник этой отрасли права — Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция закрепила факт существования России в качестве самостоятельного независимого государства, что, как известно, произошло 25 декабря 1991 г.

Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократизм Российской Федерации проявляется прежде всего в том, что человек, его права и свободы объявлены Конституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Демократизм Российской Федерации состоит также в том, что власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов.

В состав России входит некоторое число равноправных субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Это и есть федеративное устройство России.

Вместе с тем федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти.

Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.

Правовой характер государства и права России проявляется в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться прежде всего на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для всех органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.

Республиканская форма правления в России определяется наличием трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все они находятся во взаимном единстве и вместе с тем контролируют друг друга, обеспечивают равноправие различных ветвей власти.

В конституционном праве закреплены и важнейшие принципы экономической жизни страны. Это прежде всего единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности.

Основой экономических отношений являются нормы, касающиеся собственности. В России признаются и получают равную защиту частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Этот принцип, относящийся к собственности, применяется и к одному из важнейших богатств страны — к земле. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В России провозглашено и проводится в жизнь идеологическое и политическое многообразие. При этом никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.

Россия — светское государство . А это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

В Конституции России установлены основные принципы построения правовой системы и законодательства.

Конституция России имеет высшую юридическую силу. Она является законом прямого действия, т. е. может сама по себе применяться на практике и в судах.

Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию, без чего они не применяются.

Любые нормативные акты (а не только законы), затрагивающие , не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Наконец, поскольку Россия входит в сообщество государств мира, она применяет общепризнанные мировые принципы и нормы права. Правила международного договора, в котором участвует Российская Федерация, считаются обязательными для применения на территории России.


Прикрепленные файлы
Название / Скачать Описание Размер Скачано раз:
ред. от 30.12.2008 43 Кбайт 2632

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства – это юридическая категория, которая отражает деление государства на составные части по политическому и административно-территориальному признакам, определяет правовое положение частей государства, а также характер и принципы взаимоотношений их органов между собой и с центральными органами.

По форме государственного устройства государства подразделяются на:

– простые (или унитарные);

– сложные (федерация, конфедерация, коалиция, содружество, сообщество, протекторат, уния, империя, фузия, инкорпорация).

Унитарное государство – единое цельное государственное образование, состоящее из административно - территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Например, Республика Беларусь.

Признаки унитарного государства:

1 Единые общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.

2 На территории унитарного государства действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, функционирует единая денежная система.

3 Проводится обязательная для всех административно -территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

4 Составные части унитарного государства государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство может быть централизованным , децентрализованным и частично централизованные . Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. В частично централизованных унитарных государствах некоторые чиновники назначаются из центра.

5 Небольшим по численности национальностям, проживающим на территории унитарного государства, может предоставляться автономия. В зависимости от этого различают: простые и сложные унитарные государства. Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, религиозными, бытовыми особенностями. Автономные образования имеют свою компетенцию, определяемую законом. Решения органов автономии, принятые в рамках её компетенции, не могут быть отменены вышестоящими органами.

6 В унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

7 Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Федерация (объединение, союз) – это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации, национальным составом, своеобразием культуры и быта населения.

Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты федерации:

Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: земель, республик, штатов, кантонов и т.д.;

– организация государственной власти и системы органов в нем определяются федеральным законодательством;

– на федеральном уровне функционируют общие для всей федерации властные структуры; имеется законодательная, исполнительная и судебная власть, принадлежащая федеральным государственным органам;

– разграничение предметов ведения между центром и субъектами федерации осуществляется федеральной конституцией, федеральным договором или специальным законом;

– субъекты федерации обладают собственным законодательством, могут иметь право принять собственную конституцию; законодательство субъектов должно согласовываться с федеральным и в то же время отражать специфику соответствующих регионов;

– субъекты имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

– субъекты федерации могут иметь одинаковый политический и правовой статус, могут быть и неравноправными;

– наряду с единым союзным гражданством может существовать и гражданство субъектов федерации;

– субъекты федерации представлены в федеральных органах государственной власти: парламент имеет двухпалатное строение, при этом одна из палат представляет интересы субъектов федерации;

– основную внешнеполитическую деятельность осуществляют союзные государственные органы;

Имеются федеральные вооруженные силы;

Функционируют единые денежная и финансовая системы.

В зависимости от принципа формирования различают следующие виды федераций: территориальную (образованную на основе территориального принципа), национальную (образованную на основе учета национального состава) и смешанную (образованную с учетом как первого, так и второго способа образования).

Территориальная федерация –строится без учета национального состава населения; характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов; не имеет прямого представительства в международных организациях; не предусмотрен, а иногда и прямо запрещен односторонний выход из союза (сецессия). Примером территориальной федерации могут служить США.

Национальная федерация –субъекты такой федерации отличаются друг от друга национальным составом населения; обладают признаками государственного суверенитета; имеют свой парламент, независимую судебную систему, свое гражданство, свои представительства в международных организациях; предусматривается право нации на самоопределение. Например, бывший СССР.

Смешанная федерация – государственное устройство, сочетающее признаки территориальной и национальной федерации (например, современная Россия).

Следует различить союзное государство , складывающееся в условиях территориальной федерации, и союз государств , которые объединяются по национальному признаку. Союзное государство является федерацией, основанной на договорной территориальной основе, а союз государств – это федеральное объединение национальных государств, которые обладают как государственным, так и национальным суверенитетом.



Процесс исторического развития свидетельствует о том, что федерации, построенные по территориальному принципу, являются более прочными и устойчивыми (например, СЩА, ФРГ), в то время как построенные по национальному признаку являются менее устойчивыми, испытывают большие сложности или вообще распались(например, СССР, СФРЮ).

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств,исключающий политическую централизацию и созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства – члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.

В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

1 Не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации. Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества.

2 Не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета. Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации.

3 Сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен.

4 Государства могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования. Возможно функционирование и конфедеративных внешнеполитических оборонных и других органов, которые занимаются координированием общих интересов объединенных государств в международных отношениях.

5 Государства недолговечны. Они или распадаются после достижения общих целей, или превращаются в федерации. Таким образом, конфедеративное государство может служить основой, промежуточным звеном на пути образования суверенных унитарных или федеративных государств.

Коалиция – как сложное государство является по существу оборонительным или наступательным союзом. В отличие то него конфедерация является относительно постоянным образованием, имеющим государственно – правовой характер.

Содружество – весьма редкое, ещё более аморфное объединение государств, характеризуемое наличием общих признаков и определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться экономики, права, языка, культуры. Например, Британское содружество наций.

Содружество – это своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества может лежать межгосударственный договор, устав, декларация. Варианты содружеств могут быть самые разнообразные.

Сообщества государств – межгосударственное образование, в основе которого лежит межгосударственный договор. Сообщество является ещё одной, своеобразной переходной формой к государственной организации. Оно усиливает интеграционные связи государств, эволюционирует в сторону конфедеративного объединения.

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения - Европейское сообщество (позднее - Европейский Союз), уже вполне доказавший свою жизнеспособность. Процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него – и к федеративному европейскому государству.

В настоящее время в Европейском Союзе 28 государств. Порядок вступления и выхода из него устанавливается самими государствами - членами. В Европейском Союзе свой бюджет (формируется из отчислений государств – членов), надгосударственные органы, единая валюта – евро.

Уния – союз, объединение, соединение государств. Различают:

- личная (персональная) уния – случайное, непреднамеренное совпадение независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах на основе различных порядков престолонаследия. Оно продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице (например, Нидерланды и Люксембург в 1939 г.).

- реальная уния – возникает в результате соглашения государств, в силу которого у них появляется общий монарх (Норвегия и Швеция в 1815 г., Австро – Венгрия).

Империя сложное государство, созданное насильственным путем. Степень зависимости составных частей империи может быть различной.

Фузия – соединение ранее разделенного государства (например, ФРГ и ГДР).

Инкорпорация – внешне оформляемое как добровольное слияние, присоединение одного государства к другому. Фактически насильственное присоединение более слабого государства к более сильному (присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к СССР в 1940 г.).

Политический режим

Политический режим представляет собой совокупность способов иметодов осуществления государственной власти. Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов).

От политического режима зависит характер государственного регулирования, состояние политических и личных прав и свобод граждан, наличие или отсутствие режима законности, роль представительных органов в механизме государства. В нормальных условиях, при стабильности в обществе, государственная власть осуществляется демократическими методами, насилие применяется лишь в точном соответствии с нормами права, в рамках законности. С обострением противоречий (межнациональных, классовых, экономических) государство может прибегать к использованию насильственных методов подавления, ликвидируются права и свободы, запрещаются оппозиционные организации и партии, деятельность представительных органов государственной власти сводится на нет, попирается законность и правопорядок. Дело может дойти до создания концентрационных лагерей и организации массовых убийств (например, Чили в 70-е годы прошлого века), осуществления жестоких репрессий к инакомыслящим.

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, фашистскими). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия, и демократия; для феодализма – и неограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства – и тоталитаризм, и правовая демократия.

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или иной разновидности государственного режима.

Антидемократические режимы характеризуются следующими признаками:

1 Главное, что определяет характер государственной власти, – это соотношение государства и личности. Если государство в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим является антидемократическим.

2 Антидемократический режим характеризуется тотальным контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строительством. В таком государстве устанавливается диктатура одной партии, которая фактически осуществляет все государственные функции, обладая полномочиями, не ограниченными никакими законами.

3 Антидемократическим режимам свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, женских и творческих объединений, технических, спортивных и других обществ).

4 Личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституционных актах. К инакомыслящим и прогрессивным силам применяются жесткие репрессивные меры.

5 При антидемократических режимах реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни.

6 Характерный признак антидемократического государства – милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно - бюрокра-
тического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над экономикой.

7 Антидемократические режимы игнорируют интересы национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств. В тоталитарном государстве члены национальной федерации практически лишены самостоятельности в решении своих внутренних дел, в осуществлении внешней политики, поскольку эти вопросы находятся полностью в компетенции центральных властей.

8 Антидемократическое государство не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Оно полностью отрицает религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий, запрещая и подавляя все неугодные ему религиозные течения.

Демократические режимы характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов. Конкретно режим демократического государства выражается в следующем:

1 Такой режим предоставляет свободу личности в сфере экономической деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества.

2 Реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина, его возможность выражать собственное мнение о политике государства.

3 Возможность активно участвовать в различных культурных, научных, профессиональных и других общественных организациях.

4 Демократический режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти (через избирательную систему, контроль избирателей за деятельностью государственных органов). В демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной органов правосудия.

5 Демократический режим является следствием реального разделения властей как в унитарных, так и в федеративных государствах. Демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения. Она также является препятствием бюрократическому произволу и нарушениям социально-экономических прав национальных меньшинств, которые не имеют своей самостоятельной государственности.

6 Демократические методы государственного властвования позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, обеспечивают компромисс между государственными органами и гражданами, между различными социальными группами населения.

7 Основным принципом демократического государства является плюрализм. В условиях демократического режима действуют различные партии, другие общественные организации, объединения, самостоятельные коллективы, которые поддерживают политику государства, придают его деятельности плюралистический характер, учитывающий интересы всех индивидов и общественных образований.

8 Демократический государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок, низкий уровень преступности, способствует более спокойному разрешению конфликтов между государством и личностью, между различными социальными и национальными группами людей.

Авторитарный режим – может быть основан на праве, моральных началах, но его нельзя все же отнести к режимам, где население участвует в управлении, а власть осуществляется наиболее эффективным способом. При любой форме авторитаризма государственная власть не формируется и не контролируется народом. Представительные органы существуют, но реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент принимает решения, выработанные правящей элитой.

Жизнь в стране направляется правящей элитой, которая не ограничивает себя законом, особенно в части привилегий и льгот. Режим делает акцент на поддержку близких к правящим кругам организаций. В правящей среде выделяется узкий круг людей, небольшая группа высших должностных лиц, осуществляющих политическое руководство. Большинство чиновников назначается на важные посты из ближайшего окружения главы государства. Внутри правящей клики выделяется лидер, его влияние очень значительно. Лидером обычно является сильная, харизматическая личность. Общественное мнение ориентируется на эту сильную личность.

Центральная власть зачастую принимает решения, не учитывающие экономических, бытовых и других особенностей тех или иных групп населения. Характерным для авторитарного режима становится использование насилия и принуждения. Режим не может существовать без опоры на полицейский и военный аппарат, суд в таком государстве всего лишь вспомогательный инструмент, широко используются внесудебные методы принуждения людей.

Оппозиция при авторитаризме допускается лишь в тех случаях, когда она не затрагивает существование государственной власти. Возможна деятельность тех партий, которые принимают установленную властями государственную идеологию. Оппозиционеры жестоко наказываются, личность лишена гарантий своей безопасности. Права и свободы граждан упоминаются в конституции, но существует разрешительный порядок их использования. Для разгона нежелательных демонстраций используются

вооруженные силы. Не существует реальных практических и правовых условий для различных групп людей оказывать влияние на решения властей.

В процессе осуществления своей власти авторитарный режим использует выборы и референдумы, но они решающего значения не имеют – их результаты предопределены. Местное управление ограничено, власть принадлежит назначаемым чиновникам. Разделение властей упомянуто в конституции. На деле преобладает исполнительная власть, которая издает акты, имеющие силу закона. Власти к компромиссам и консенсусам не прибегают.

Тоталитарный режим – это порождение ХХ века, является крайней формой авторитарного режима, выступает как всеохватывающая и всеконтролирующая власть. Режим характеризуется наличием одной официальной идеологии, которая формируется политической партией, политическим лидером и вождем народа, как правило, харизматическим.

Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, другие запрещены. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, она захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. Становится массовым явление, когда насаждается одновременное занятие партийной и государственной должности. Если этого не происходит, то государственные должностные лица безоговорочно выполняют указания партийных руководителей. Кроме того, осуществляется демагогическая ориентация населения на якобы имеющие место выдающиеся достижения правящей партии. Происходит политическое отчуждение – превращение государства в нечто независимое от общества, чуждое обществу, господствующее над ним.

Государственное управление характеризуется крайним централизмом. Происходит насаждение определенных институтов и команд «сверху». Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Экономические, национальные, культурные, религиозные и бытовые особенности регионов не учитываются. Но при этом в политике происходит ориентация на какой-то класс, социальную группу, расу или нацию.

Вождь является центром тоталитарной системы. Он объявляется непогрешимым, самым мудрым и постоянно думающим о благе народа. Критика в его адрес не допускается. Глава государства принимает акты, имеющие силу закона. В его руках сосредоточены все полномочия по управлению государством. Разделения властей конституция не признает.

Широкие полномочия имеют органы исполнительной власти, при этом

преобладают силовые структуры. Прямое насилие прикрывается демагоги-

ческими заявлениями о благе народа. Население делится на сторонников и противников, государственный аппарат формируется только из сторонников правящей элиты. Нейтральности не допускается – «кто не с нами, тот против нас». Происходит преследование инакомыслящих. Компромиссы и консенсусы отвергаются. Демократическими права и свободами можно пользоваться только для поддержки государственной власти.

Для тоталитарного режима характерна широкая милитаризация. Идея «о военной опасности» становится необходимой для сплочения общества и его построения по принципу военного лагеря. Агрессивность тоталитарного режима помогает отвлечь население от бедственного экономического положения, обогатиться правящей элите, решать проблемы геополитики военным путем. Военно – промышленный комплекс, армия, и другие «силовые структуры» - основные опоры тоталитаризма.

Фашистский режим – крайняя форма тоталитаризма, для которой характерна националистическая идеология, представления о превосходстве одной нации над другой, крайняя агрессивность.

Фашизм основывается на националистической, расистской демагогии, которая является официальной идеологией. Цель фашистского государства – это решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Одна нация, раса объявляется высшей, основной в государстве и в мировом сообществе, а поэтому достойной лучших жизненных условий. Другие расы и нации могут существовать как неполноценные и, в конечном итоге, должны уничтожаться.

Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн отличают фашизм от иных форм тоталитаризма. При фашизме происходит разрушение общечеловеческих и моральных ценностей, растет произвол, ужесточаются санкции и карательные процедуры, разрушаются права и свободы личности. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками и заблуждениями. Фашистское право – это право неравенства людей прежде всего по критерию их национальной принадлежности.Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: форм правления, формы государственного устройства и формы государственного режима.

Контрольные вопросы к лекции (тема № 4).

1.Понятие формы государства

2. Понятие формы правления

3.Понятие, признаки и виды монархии

4. Понятие, признаки и виды республики

5.Понятие формы государственного устройства

6.Виды форм государственного устройства

7.Политический режим: понятие и виды

Форма государства - это совокупность внешних признаков госу­дарства, показывающих порядок образования и организации высших органов государственной власти, территориальное устройство госу­дарства, а также приемы и методы осуществления власти. Форма госу­дарства выражается через форму правления, государственного устрой­ства и вид политического режима (рис. 1.3).

Форма правления - это организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Традиционно выделяют две формы правления: монархию и республику.

Монархия (от греч. - единовластие) - это такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу (монарху), получающему власть в порядке престолонаследия. В зависимости от объема властных полномочий монархии бывают абсолютные и ограни­ченные.

Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей пол­ноты власти в руках монарха и отсутствием юридических ограничений его полномочий (например, абсолютная монархия Саудовской Аравии, Катара, Омана).

Ограниченная (конституционная) монархия характеризуется зако­нодательным ограничением власти фактически во всех сферах государ­ственной деятельности (принцип «монарх царствует, но не правит»). Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная осу­ществляется правительством, формируемым парламентом и ответствен­ным перед ним. Наличие монарха обусловливается стечением обстоя­тельств, силой традиций, особенностями политического противоборст­ва и т. д. (например, ограниченная монархия Великобритании, Япония).

Республика (от лат. res publica - общее дело) - это такая форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляет­ся представительными органами, избираемыми населением на опреде­ленный срок.

Республики характеризуются следующими чертами:

♦ выборностью органов государственной власти на определенный срок;

♦ производным от народного суверенитета характером государствен­ной власти;

юридической ответственностью главы государства.

По характеру взаимоотношений между законодательной и испол­нительной властью различают парламентарную и президентскую рес­публики.

В парламентарной республике президент выступает главой государ­ства, но не является главой правительства. Правительство, формируе­мое победившей на выборах партией, ответственно перед парламентом (например, Италия, Германия, Украина).

В президентской республике президент является одновременно и гла­вой государства, и главой правительства. Формируемое им правитель­ство ответственно перед ним. За президентом сохраняется право вето на законы, принимаемые парламентом, И полномочия верховного глав­нокомандующего вооруженными силами страны (например, Россия, США, ряд государств Латинской Америки).


Форма государственного (территориального) устройства - это внутреннее деление государства, правовое положение его частей, ха­рактер их взаимоотношений друг с другом и с центральными органами власти. В правоведении формы государственного устрой­ства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государственное устройство (от лат. unus - один) ха­рактеризуется полным политическим единством. Такое государство централизовано и неделимо. Оно включает в себя лишь администра­тивно-территориальные образования (губернии, области, департамен­ты), которые хотя и отличаются известным своеобразием, но не имеют ни собственного законодательства, ни собственного правительства, ни собственной судебной и правоохранительной системы (например, Фран­ция, Финляндия, Белоруссия).

Федерация (от лат. foedus - союз) - это союзное государство, объе­диняющее несколько государств или государственных образований (республики, штаты, кантоны), каждое из которых имеет свои органы государственной власти (законодательные, исполнительные и судеб­ные). Образования внутри федерации обладают определенной полити­ческой самостоятельностью (могут, например, принимать собственные законы, не противоречащие федеральным), но не суверенитетом. В част­ности, они лишены права одностороннего выхода из состава федерации, не обладают собственной валютой и вооруженными силами (например, Россия, США, ФРГ).

Конфедерация - это союз государств, который образуется для до­стижения конкретных, ограниченных целей (военных, экономических, политических) в рамках определенного исторического периода. Госу­дарство - член конфедерации полностью сохраняет свой суверени­тет и продолжает выступать в качестве самостоятельного субъекта во внешней и внутренней политике. Органы власти образуются из пред­ставителей суверенных государств и не имеют императивной власти по отношению к государствам - членам конфедерации. Решения конфе­дерации становятся обязательными для ее членов только после утверждения их органами власти государств-участников (например, США в 1776-1864 гг., Германский союз в 1815-1867 гг.).

Политический режим - это совокупность способов и приемов реа­лизации власти государства, определяющих конкретное выражение его организации. Политические режимы делятся на демократические и не­демократические. Среди последних, как правило, выделяют авторитар­ные и тоталитарные.

Демократический политический режим характеризуется свободой личности, гарантией прав и свобод человека, наличием эффективного механизма прямого воздействия населения на характер государствен­ной власти (выборы), осуществлением деятельности государства толь­ко на основе и в рамках закона (правовой характер), многообразием по­литических взглядов и убеждений.

Для авторитарного политического режима как одной из разновид­ностей недемократических режимов характерна монополия правящей власти на политическую деятельность, концентрация законодатель­ной и исполнительной власти в руках одного лица (органа), широко ис­пользующего средства администрирования и располагающего дискре­ционными (не зависящими от общества) полномочиями. В отличие от тоталитарного, авторитарный режим, как правило, не полностью кон­тролирует экономическую, социальную, духовную и иные сферы дея­тельности общества и личную жизнь граждан.

Тоталитарный политический режим характеризуется полным ого­сударствлением всех сфер общественной жизни, государственной об­щеобязательной моноидеологией, выразителем которой является, как правило, одна политическая партия (клан или группа), отсутствием ре­альных прав и свобод, приоритетом государства над правом, широким применением террора.

Политический режим как элемент формы играет ключевую роль в теории государства, обусловливая остальные характеристики его уст­ройства.

Решение всех задач, стоящих перед государством, из центра практически невозможно, а в некоторых случаях и нецелесообразно. Поэтому территория государства после достижения определенного порога численности населения и размеров площади делится на части, каждая из которых имеет свои органы власти и управления.

Как отмечают авторы одного из учебных пособий по теории государства и права «… характер взаимоотношений между центральными и местными органами и составляют проблему государственного устройства». Лазарев В. В. , Липень С. В. Теория государства и права М. , 1998 с- 102.

Единство государственной территории обусловлено действием на этой территории общей власти. Как отмечал основатель чистого учения о праве Г. Кельзен, «…государственную территорию можно определить лишь как пространственную сферу действительности государственного порядка». Цит. по. : Медведев Н. П. Политическая регионалистика. М. , 2002 с- 16

Территориальная организация государства - явление сложное и многоэлементное. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, соотношение частей конкретного государства, принципы взаимоотношений центра и мест (регионов). Также государственное территориальное устройство - это форма территориальной организации власти в государстве.

В рассматриваемом аспекте важным является мнение доктора юридических наук, профессора В. Е. Чиркина, который отмечает, что «…форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством и его составными территориальными единицами». Цит. по. : Медведев В. П. Указ. соч. с- 16

Возможны различные варианты взаимоотношений между центральными и местными властями. Характер этих взаимоотношений определяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную (приложение 3).

Кроме того, в теории государства и права традиционно определенное внимание уделяется различным видам объединений государств: конфедерациям, содружествам, сообществам и т. д.

Иногда в литературе по конституционному праву высказывается точка зрения, согласно которой наряду с унитаризмом и федерализмом существует и третья форма государственного устройства - «регионалистское государство». К нему относят гибридные формы, занимающие промежуточное положение между автономией и субъектом федерации (Шри-Ланка, Италия).

Виды форм государственного устройства

Как было отмечено выше, государства современного мира по форме государственного устройства являются либо унитарными, либо федеративными.

Унитарное (от лат. unitas - единство) - единое государство с единой конституцией и гражданством, с единой системой органов власти и судопроизводства, где функционирует единая система законодательства, единая правовая и финансово - денежная системы.

Унитарное государство делится на административно- территориальные единицы и они не обладают политической самостоятельностью. Вместе с тем различают два типа современного унитарного государства - централизованные и децентрализованные.

В централизованных унитарных государствах (Казахстан, Финляндия, Нидерланды, Узбекистан) подчинение осуществляется через должностные лица, назначаемые центральными органами власти.

В децентрализованных унитарных государствах (Великобритания, Япония, Новая Зеландия, Испания) власти регионов формируются независимо от «центра», поэтому их отношения строятся на началах децентрализации.

В современных унитарных государствах нередко существует несколько звеньев административно- территориальных единиц. Некоторые небольшие государства вообще не имеют административно - территориального деления (Мальта, Бахрейн).

Федеративное (от лат. foedus - союз, объединение) государство - сложное союзное государство, части (субъекты) которого обладают признаками государственности.

Основным признаком данной формы государственного устройства является наличие двух уровней высших государственных органов - федерации и субъектов федерации. Для федераций характерно наличие двойной правовой системы, нередко двойного гражданства, двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации (например, Совет Федерации в Российской Федерации), а вторая - общенациональные интересы (Государственная Дума).

По своей сути федерализм - явление новой и новейшей истории. Исследователи по- разному оценивают их количество. Так, В. Е. Чиркин, считает, что таких государств 22, а Ю. В. Мельников полагает, что в настоящее время существует 24 федеративных государств.

Федеративная форма государственного устройства крайне разнообразна. По- разному могут называться и сами федерации: Российская Федерация; Соединенные Штаты Америки; Королевство Бельгия; Швейцарская Конфедерация и т. д.; и субъекты федераций - штаты, кантоны, провинции, земли, республики и т. д.

Известны две формы образования федераций: на основе союза (США, СССР, Югославия) и на основе автономии (Мексика, Пакистан, Индия).

В мире сложились два основных принципа построения федерализма - национально- территориальный (Эфиопия) и территориальный (США).

Проблемы формы государственного устройства чрезвычайно сложны. В частности, само понятие «форма государственного устройства» подвергается критике, и уже наметилась тенденции к его исключению из научного оборота. Взамен предлагаются понятия «территориальная организации публичной власти», «территориально- политическая организация государства». См. Лазарев В.В., Липень С. В. Теория государства и права М.,1998 с- 109- 110

Теория государства и права традиционно также рассматривает такое объединение государств, как конфедерация.

Конфедерация - (в переводе с латинского означает «сообщество») - объединение государств для решения каких- либо политических, военных, экономических, социальных задач.

В настоящее время конфедераций не существует. Субъекты конфедераций сохраняют суверенитет, гражданство, свою конституцию и законодательство, свои источники дохода, они имеют право сецессии. Юридическое оформление конфедеративного союза происходит путем заключения договора. Конфедерация не обладает признаками государства, это не государство, а союз государств. У органов конфедерации есть полномочия в определенных сферах, но они настолько ограниченны, что ни какой суверенности не может быть и речи. Конфедерации являются временным союзом, которые могут эволюционировать в двух направлениях. Если возникает необходимость, она перерастает в федерацию (США, Швейцария) или прекращает свое существование (Сенегамбия, Объединенная Арабская Республика).

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Форма государственного устройства обуславливает:

Внутреннюю структуру государства;

Правовое положение частей государства;

Интересы каждой нации, проживающей на территории государств;

Объем и качество прав и свобод граждан (подданных);

Стабильность государства, его правильное функционирование.

С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах.

С точки зрения государственного устройства государства подразделяют на унитарные и федеративные .

Унитарное государство - это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки унитарного государства:

1. Единая система государственного аппарата на территории страны, распространяющего свою юрисдикцию в отношении всех территориальных единиц.

2. Административно-территориальные единицы имеют обычно равный юридический статус по отношению к центральным органам. Местные органы обладают известной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным . Если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, то государство централизованное (Финляндия, Чехия - местное самоуправление возглавляется губернатором, назначаемым президентом). В децентрализованном унитарном государстве местные органы избираются населением (Испания). Смешанные системы характеризуются признаками централизации и децентрализации (Франция).

3. Единое гражданство

4. Складывается единая система права, основа которой - единственная Конституция.

5. Единая судебная система.

6. Одноканальная система налогов, когда налоги вначале поступают в центр, а оттуда распределяются в регионы.

7. Межгосударственные сношения осуществляют центральные органы.

8. Единые вооруженные силы

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, допускает национальную автономию. В Великобритании созданы автономные образования Шотландия, Северная Ирландия (Ольстер), Уэльс, данные автономии имеют собственное законодательство, свою систему судебной власти, местное самоуправление и церковь. Кроме этого, автономии могут быть административными, которые построены сугубо на началах самоуправления (автономии в рамках унитарного Китая) и политическими, имеющими небольшие признаки государства (Палестинская автономия в рамках Израиля).


В Испании все высшие админстративно-территориальные единицы являются автономиями, что дает основание выделить отдельный вид унитарного государства - региональное государство.

При всех прочих признаках, унитарное государство предпочтительнее федеративного, поскольку нет барьеров для экономического развития, развита система местного самоуправления, в основном эти государства мононациональные, и т.к. они сплочены единой националистической идеей, то нет угрозы распада или полураспада. На территории унитарного государства могут быть и национальные автономии (Швеция и Аланские острова, Украина и автономная республика Крым, КНР тоже унитарное государство, хотя в ней много национальных образований).

Федеративное государство - это союзное государство, части которого обладают определенным государственным суверенитетом при сохранении целостности государства. Таких государств примерно 1/3 в мире.

Признаки федеративного государства:

Административно-территориальное устройство федераций может строиться по географическому, экономическому, национальному и политическому признакам.

Экономический принцип учитывает естественно-географические и производственные особенности страны, размер ее территории, численность и плотность населения, его тяготение к определенным экономическим центрам, направление и характер путей сообщения, размещение производительных сил и т.п.

Политический принцип предполагает так установить административно-территориальное деление страны, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.

Принято различать национальные , территориальные и национально-территориальные федерации.

Национальные федерации (Чехия, СССР) наряду с общими признаками федерации имеют свою специфику:

а) субъекты федерации являются национальные и национально-государственные образования, отличающиеся национальным составом, культурой, бытом, религией населения;

б) национальные образования, по сути, обладают признаками государственного суверенитета: имеют парламент, самостоятельную исполнительную власть, независимую судебную систему;

в) высшие представительные органы формируются из представителей субъектов федерации, что отражает интересы всех наций и народностей, входящих в ее состав. Центральная власть призвана координировать общефедеральные интересы;

г) правовое положение субъектов, которое связано с правом наций на самоопределение.

Территориальная федерация (США, Бразилия) характеризуется значительным ограничением суверенитета субъектов федерации:

а) субъекты федерации не являются государствами, т.к. их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных органов. Разграничение компетенции между центром и субъектом федерации определяется конституционными нормами. Они устанавливают перечень вопросов, по которым только общефедеральные органы могут издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы находятся в ведении субъектов федерации.

б) субъекты территориальной федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях;

в) управление вооруженными силами осуществляется федеральными властями, субъекты федерации не имеют в мирное время создавать профессиональные вооруженные формирования.

Национально-территориальная федерация - часть субъектов таких федераций создается по территориальному принципу. В Индии 28 штатов, которые созданы по территориальному принципу, и восемь союзных территорий, созданных по национальному принципу. В Канаде все субъекты созданы по территориальному принципу, а один (Квебек) создан по национальному принципу. К таким странам относятся также Нигерия и Коморские острова.

В настоящее время практически нет ни одной национально-территориальной федерации, где была бы стабильность, и отсутствовали националистические движения. Многие авторы придерживаются точки зрения, что если не ликвидировать право наций на самоопределение, за четверть века появится 3000 государств, начнется война всех против всех, народы пожрут друг друга в совершенно бессмысленной борьбе, поэтому единственным принципом должно быть единство территориальное и единство власти. Это союзное государство, и оно объединяет в своем составе субъекты федерации. Территория федерации состоит их территорий ее субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью.

8. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру.

9. В федеративных государствах действует как федеральная Конституция, так и конституции субъектов федерации.

10. Действует двойная система права: федеральная и субъектов федерации.

11. Гражданин субъекта федерации является одновременно и гражданином федерации в целом.

12. Двуканальная система налогов.

13. Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами закреплено в конституции на основе исключительной компетенции федерации, совместной компетенции и исключительных полномочий субъектов федерации.

14. Национальность определяется только по принципу гражданства, поэтому в США есть одна национальность - американцы, в некоторых федерациях каждый гражданин вправе самостоятельно определять свою национальность (Россия).

15. В классической федерации суверенитетом обладает только федерация в целом. Единство государственной власти означает, что она принадлежит одному субъекту власти, только народу.

16. Ни в одной федерации мира не предусмотрено право сецессии (возможность выхода субъекта федерации из состава союза).

Добровольные и насильственные международно-государственные объединения

Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей. Различают добровольные и насильственные международные объединения.

К добровольным формам объединения государств относятся:

Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. В них устанавливаются политико-административные органы, власть которых признается государствами-членами. Но субъекты конфедерации - полностью суверенные государства.

Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В ее рамках могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и только координирующего свойства. Исполнительные органы носят коллегиальный характер. Нормы права становятся обязательными, если они публикуются каждым государством, входящим в состав конфедерации. Вооруженные силы принадлежат каждому из государств, хотя формально могут находиться под общим командованием. Международная политика проводится совместно.

Конфедерация представляет собой непрочное государственное образование и существует сравнительно недолго; она либо распадается (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуется в федеративное государство (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815-1848) трансформировалась в федерацию.

Содружество - объединение государств, характеризующих определенной однородностью, которая обусловлена:

· Интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых Государств (СНГ).

· Языковым единством (Британское Содружество Наций).

· Общностью правовой системы, культуры, религии (Лига арабских стран).

Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др. Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, например, модельный Уголовный кодекс стран СНГ.

Сообщество - объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В Европейском сообществе целью является выравнивание экономического и научно-технического потенциала государств, входящих в него. А для этого упрощены таможенные и визовые барьеры вплоть до их отмены, даже введена единая валюта - евро. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

Ассоциация - объединение государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающих среды, рациональное использование природных ресурсов и др.) Действующая Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН : Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.) направлена на поддержание мира и порядка в регионе.

Союзы - объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др. В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку им труднее вынести давление, которые они испытывают (Балтийский союз, Союз РФ и Республики Беларусь и др.).

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы насильственного объединения государств — империи, протектораты и прочее. Так, империями являются государственные образования, отличительные особенности которых — обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Протекторат — формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.



Просмотров